Икона божией матери псково-покровская, россия, город псков, свято-троицкий кафедральный собор

Икона “Богородица Псково-Покровская” возвращается на родину

Статья подготовлена на основе материалов, предоставленных Натальей Ткачевой, зав. реставрационным отделом Псковского музея-заповедника.

Икона “Богородица Псково-Покровская” возвращается на родину.

12:38, 05 сентября 2001, ПАИ

7 сентября в Пскове пройдет торжественная встреча Псково-Покровской иконы Божией Матери.

Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий отбыл в Московскую патриархию, где ему будет передана эта одна из самых почитаемых псковских святынь.

Таким образом, закончится полувековое ожидание всеми псковичами своей городской иконы, пропавшей во время оккупации Пскова немецко-фашистскими захватчиками в 1944 году.

Основой для создания иконы “Богородица Псково-Покровская” послужило “Сказание о видении Дорофея”, повествующее о чудесном явлении Богородицы и святых старцу Дорофею, монаху Покровского монастыря, во время осады Пскова войсками польского короля Стефана Батория в 1581 году. “Сказание” – самый ранний литературный памятник, посвященный героической обороне Пскова. В устном варианте оно стало широко известным уже в дни обороны.

На иконе изображены Покровский монастырь и Покровская башня, Троицкий собор и некоторые другие храмы, река Великая, крепостные стены, Мирожский и Печорский монастыри. В соответствии с текстом “Сказания” изображены: Богородица и святые князья Василий-Владимир Киевский, Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей Псковские, архиепископ Новгородский и Псковский Нифонт, преподобные Антоний Киево-Печерский и Корнилий Псково-Печерский, Никола Блаженный Псковский, а также святые преподобные Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, изображен и сам старец Дорофей.В пространных текстах “Легенд” описывается явление Богородицы, моление святых о заступничестве и повеление Богородицы воеводам и псковскому священству, которое должен поведать им Дорофей. На иконе композиционно выделены Покровский монастырь и Покровская башня – центр происходящего, самое важное место обороны. В память о днях осады монастырь стали называть Покровским от Пролома. Войскам Батория удалось пробить брешь – “пролом” в крепостной стене, но псковичи оттеснили врага, закрыли пролом и отстояли город. Псковская икона была создана для увековечения и прославления небесного заступничества Богородицы, подвига псковичей, памяти защитников города, героически погибших во время осады.В 1601 г. был учрежден Крестный ход в память о событиях 1581 г., он повторял путь Крестного хода, который совершали псковичи во время осады Пскова. Когда процессия с особо почитаемыми иконами Троицкого собора и Печерского монастыря приближалась к Покровскому храму, из него навстречу выносили новую храмовую икону, почитавшийся чудотворным образ Богородицы Псково-Покровской – сакральный образ Пскова.Почти ничего сейчас неизвестно об этой легендарной некогда иконе ни в церковных, ни в научных кругах. Сложна и обособленна ее иконография, ей нет аналогов. В 1944 г. немцами икона “Богородица Псково-Печорская” была вывезена из церкви Богоявления с Запсковья. Композиция иконы заключает в себе самое раннее изображение Пскова – бесценный, неисчерпаемый источник для изучения архитектуры и топографии древнего города.В течение десятков лет после окончания Второй Мировой Войны псковские археологи, архитекторы, реставраторы радовались любой старой фотографии, любой прориси этой иконы. В Пскове считали, что она погибла во время войны. А икона, никем не понятая, не “прочитанная” на протяжении всего этого времени “услаждала” взоры нескольких человек, считавших псковскую святыню своей собственностью.В 1970 г. неожиданно стало известно ее местонахождение. В Мюнхене, в Haus der Kunst прошла выставка “Ikonen 13 bis 19 Jahrhundert”, на которой под номером 234 экспонировалась икона из частного собрания в Berrchtesgadene со странным названием “Pskov (Pleskau) und seine Umgebung” (Псков Плескау и его окрестности). В собрание же икона была помещена с еще более странным объяснением сюжета: “перемещение чудотворной иконы из Печерского монастыря в Троицкий собор Пскова”. Это и была “Богородица Псково-Покровская”.Известный московский художник-реставратор и искусствовед Савелий Ямщиков, выдающийся знаток искусства Древней Руси, узнал икону и сразу же обратился к научному руководителю выставки и редактору каталога Хайнцу Скробухе (Heinz Skrobucha). Начались предварительные переговоры, коллекционер был, кажется, согласен на обмен, о чем Ямщиков проинформировал псковские власти. Но что-то застопорилось на местном уровне, да и могло ли быть иначе? Для разграбленного, опустошенного оккупантами Пскова, потерявшего почти половину богатейшего собрания музея, библиотеку педагогического института, тысячи томов областной библиотеки, многочисленные архивные документы и т.д. выменивать свое достояние у тех, кто его похитил, было просто немыслимо.Инициативе реставратора не суждено было тогда завершиться успехом. Но именно он нашел икону и сделал все от него зависящее для ее возвращения. С 1970 г. местонахождение иконы не менялось, она была все в той же частной коллекции. В начале 1990-х гг. Псковский государственный музей-заповедник передал в отдел регистрации Министерства культуры РФ список принадлежавших ему особо выдающихся историко-художественных ценностей, вывезенных в 1941 – 44 гг. оккупантами и не возвращенных музею. Первым номером в этом списке значилась икона “Богородица Псково-Покровская”.Ждали псковские археологи, архитекторы, реставраторы… В Псковском музее ждали вместе с прихожанами ц. Рождества и Покрова Богородицы бывшего Покровского монастыря. Казалось, не случайно этот храм, из которого происходит икона, сейчас находится в совместном использовании музея и общины: возвращенная в музей, откуда она была вывезена, икона вернулась бы и в храм, для которого была написана. Надежда то появлялась, то исчезала… Так продолжалось несколько лет. Вдруг после долгого ожидания просочилась информация, что германские власти выкупили икону из частной коллекции. И опять затишье, полное тревожного ожидания. И вдруг, как гром среди ясного неба, – телеграмма из Германии, где прозвучали слова о том, что икона, названная почему-то “Псково-Печерская” должна быть возвращена “на свое место в Печерский монастырь”, находящийся в 70 километрах от Пскова.Однако, икона никогда не имела никакого отношения к Печерскому монастырю, она никогда не находилась ни в каком другом храме, кроме того, для которого была написана – Покрова Богородицы от Пролома, а после закрытия храма была передана в Псковский музей и никогда до 1944г. не покидала Псков.

Во время визита президента России Владимира Путина в ФРГ в прошлом году власти этой страны передали ему икону “Богородица Псково-Покровская”, вывезенную из Псковского Государственного музея в Германию во время оккупации Пскова в 1941-1944 гг. Президент дал обещание, что икона будет передана церкви и возвратится на родную землю, в Псков.

Обратите внимание

31 августа прошлого года русская икона 16 века “Покрова Пресвятой Богородицы” была передана патриарху Московскому и всея Руси Алексию II послом Германии в РФ Эрнстом Йорком фон Штудницем. Во время процедуры передачи патриарх сообщил, что будет установлено – в каком из псковских храмов прежде находилась эта икона.

И при условии, что “храм действует и святыне будет гарантирована безопасность, образ будет возвращен этой церкви”. И, как уже было сказано выше, икона была передана Патриарху.

С тех пор на имя Алексия II написано много писем и губернатором Евгением Михайловы, и от Государственного псковского музея-заповедника, от архитекторов, историков, реставраторов. И вот теперь, только год спустя псковская святыня возвращается на родину, в Псков.

Эта икона – живая часть древнего русского города, неотъемлемая, как кром, Троицкий собор или Покровская башня, без которых немыслим Псков, почти на шесть десятков лет лишенный своей чудотворной. Теперь “Богородица Псково-Покровская” займет свое место в главном храме Псковской области – Троицком соборе.

Источник: http://informpskov.ru/news/128.html

Источник: https://old-pskov-today.livejournal.com/189507.html

Покровский комплекс в Пскове

В Пскове немало исторических мест, которые обладают своей неповторимой аурой. Одно из них — Покровский комплекс, в состав которого входит церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома, и стоящая поблизости Покровская башня и стены Окольного города.

Видение Богородицы иноку Дорофею и Баториев пролом

Покровский монастырь (к которому тогда принадлежала церковь Покрова) и Покровская башня со стеной прославились в годы Ливонской войны (1558-1583). 18 августа 1581 года войска Стефана Батория осадили Псков. Слепому старцу-кузнецу Дорофею, иноку Покровского монастыря, было видение Пресвятой Богородицы на месте будущего штурма.

7 сентября 1581 года штурм города начался.

Все боеспособное население (на тот момент в Пскове жило около 50 тысяч человек) начало готовиться к отражению атаки: строили дополнительные деревянные укрепления позади крепостных стен, заготавливали средства обороны.

Однако неприятель, который вел огонь по городу из осадных пушек, смог повредить участок крепостной стены рядом с Покровской и Свинузской башнями. Наступил вечер, и бой прекратился.

К образовавшемуся пролому крестным ходом пришли псковичи, неся иконы Успения и Умиления Псково-Печерских и мощи святого благоверного князя Всеволода-Гавриила. Воодушевившись, они приготовились к отражению атаки.

Утром следующего дня штурм города возобновился. Увеличились бреши в крепостной стены, были повреждены Покровская и, особенно, Свинузская башни. Псковичи ждали штурма, у храма Василия на Горке непрерывно звонил осадный колокол. Неприятель бросился к пролому, пробитому еще накануне в крепостной стене.

Однако здесь он натолкнулся на деревянную стену, которую ночью возвели защитники города. По нападавшим открыли огонь, в них летели камни, лилась раскаленная смола. Врагам удалось захватить Покровскую и Свинузскую башни, были подняты знамена польского короля. Но недолго продержались они.

Выстрелами огромной пушки «Барс» была подожжена Свинузская башня, а затем и разрушена.

Бой кончился глубокой ночью. Псковичи в тот день потеряли 863 человека убитыми, ранено было 1626 человек. Потери среди нападавших были больше приблизительно в 6 раз.

Засевшие в Покровской башне воины Батория сдались в плен… Началась длительная осада. Стойко держали оборону жители Пскова, каждый раз отбивая атаки.

Наконец, 2 ноября, после безуспешного 5-дневного обстрела Пскова, Стефан Баторий вынужден был отступить.

История церкви Покрова и Рождества Богородицы

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы был соборной церковью Покровского мужского монастыря, который находился в юго-западном углу Окольного города, рядом с Покровской башней, названной так по монастырю. Был он построен, по некоторым данным, в 1399 году. Первое летописное упоминание о монастыре относится к событиям 1544 года, когда от пожара пострадал Покровский монастырь и Якиманская улица.

В 1582 году, после снятия осады Пскова, псковичи во главе с воеводой Иваном Петровичем Шуйским перестроили Покровскую церковь, пристроив к ней храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, празднование которого совпадает с днем штурма — 8 сентября (21 сентября).

Между церквями была поставлена классическая псковская звонница. Церковь стала памятником мужественной обороне города. Здесь хранился синодик с именами павших во время осады псковичей.

Важно

Главной святыней храма была чудотворная икона Богородица Псково-Покровская, перед которой горела неугасимая лампада. На серебряной золоченой ризе была надпись с рассказами о старце Дорофее и штурмом Пскова войсками Стефана Батория.

Псково-Покровская икона Божией Матери (Явление Богородицы старцу Дорофею)

В 1764 году монастырь был упразднен, церковь Покрова и Рождества Богородицы оставлена с окладным жалованием без прихода. В 1813 году храм приписали к церкви Никиты Гусятника, вместе с которой он состоял приходским.

В 1847-1848 годах церковь перестроили. Вместо снесенной звонницы на церковные пожертвования поставили колокольню с пятью колоколами, расширили притвор. В 1912 году член-сотрудник Псковского археологического общества В.И. Озелинг открыл и расчистил монастырский подземный ход, идущий со двора Покровской церкви к Покровской башне и к Баториеву пролому, всего длиною 22 сажени.

5 мая 1936 года решением Псковского окружного исполкома церковь была закрыта. В годы немецко-фашисткой оккупации Пскова (1941-1944) храм пострадал. Чудотворная монастырская икона «Образ Богородицы Псково-Покровской» была вывезена оккупантами и обнаружена только в 1970 году.

Летом 2000 года канцлер Германии Герхард Шредер подарил икону, выкупленную у частных владельцев, Президенту России Владимиру Путину. 7 сентября 2001 года икона вернулась в Псков и сейчас находится в Троицком соборе Псковского Кремля.

Читайте также:  Преподобный анатолий оптинский, старший

В храме Покрова и Рождества Богородицы находится её список.

В 1960 году церковь была взята под охрану государства. В 1961-1964 годах по проекту В.П.Смирнова были проведены реставрационные работы, зданию был возвращен его первоначальный облик.

Храм очень компактный: с притвором его длина составляет 17 метров, ширина – 15 метров. Он состоит из двух бесстолпных церквей, каждая из которых имеет по одной апсиде и притвору. Четверики церковок и притворы имеют общие стены. На западной стене между объемами церквей сооружена трехстолпная звонница.

Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома

Маковка

Звонница

Около церкви стоят два древних креста — Северный и Южный.

Северный крест

Южный крест стоит на том самом месте, где, по преданию, 29 августа (8 сентября) 1581 года Пречистая Богородица явилась иноку-кузнецу Дорофею. Под ним захоронены защитники Пскова.

Южный крест на месте явления Божьей Матери. Захоронения защитников Пскова

Надпись на основании Южного креста

Иконостас Церкви Покрова и Рождества Богородицы от Пролома

Свод Церкви Покрова и Рождества Богородицы от Пролома

Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома

Покровская башня и стена Окольного города

Покровская башня производит необычайно сильное впечатление. Она считается одной из самых больших в Европе — длина её окружности достигает 90 метров. В ней насчитывается 5 ярусов. Перед ней сохранилось земляное укрепление Петра I, когда в ходе Северной войны Псков снова стал городом-крепостью.

Пролом на Успенской улице

В 1955-1963 году башня и участок стены были отреставрированы, отреставрированы и Покровские ворота, находящиеся рядом. В 1995 году случилась новая напасть — деревянный шатер над башней сгорел.

Покровская башня

Крепостная стена Окольного города

Камни в основании крепостной стены

Дверь в крепостной стене

Крепостная стена Окольного города

А на другом берегу реки Великой виднеется Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, старейший монастырь земли Псковской, основанный в XII веке Нифонтом, архиепископом Псковским.

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь

© “Путешествия с Марией Анашиной”, 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Источник: https://anashina.com/pokrovskiy-komplex/

* Псково-Покровская икона Божией Матери *

*

Псково-Покровская икона Божией Матери

*

Псково-Покровская 

икона Божией Матери
Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Псково-Покровской»

*

Псково-Покровская (Явление Богородицы старцу Дорофею) икона Божией Матери

*

Псково-Покровская икона Божией Матери Празднество Пресвятой Богородице в честь Ее иконы, именуемой Псково-Покровская, установлено в память чудесного избавления Пскова от нашествия войск польского короля Стефана Батория в 1581 году. Во время осады в город с крестным ходом принесли чудотворную икону Успения Божией Матери из Печерского монастыря. Накануне решающего сражения благочестивому слепому старцу Доротею-кузнецу было видение Пресвятой Богородицы на том месте, где враги готовили приступ в углу крепости у монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Пресвятая Дева явилась старцу Доротею в предстоянии русских святых – равноапостольного князя Владимира и Псковских князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, преподобных Антония Киево-Печерского, Корнилия Псково-Печерского, Евфросина Спасоелеазаровского и Саввы Крыпецкого, блаженного Николая Псковского и святителя Нифонта, архиепископа Новгородского, строителя Псковского Спасо-Мирожского монастыря. Пройдя со стороны Печор от Спасо-Мирожского монастыря через реку Великую, Богоматерь со святыми зашла в храм Покровского монастыря. Святые со слезами умоляли Пречистую Деву пощадить согрешивших псковичей и спасти город «от належащия беды». Пресвятая Богородица, обещав городу Свою милость, повелела установить на месте Ее явления Печерский образ. Во время боя полякам удалось проломить крепостную стену, но, заступлением Богоматери и святых угодников, они так и не смогли ворваться в город. После избавления от врагов благодарные жители Пскова поставили церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Для храма Покрова Пресвятой Богородицы в углу на проломе был написан Псково-Покровский образ Богоматери, получивший также название «Явление Божией Матери старцу Доротею». Явление Пресвятой Богородицы произошло 7 сентября, а празднование Псково-Покровской иконы установлено 1 октября. Празднику Пресвятой Богородицы составлена особая служба. Празднование Окт. 1Русская Православная Церковь http://www.mospat.ru/calendar/

Среда, 1 октября (ст.ст.) 14 октября 2009 (нов. ст.)

*

============

Псково-Покровская икона Божией Матери Псковская школа. XVв ек.Если на новгородских иконах в среднем регистре изображены ангелы и святители, то иконографический извод псковской иконы имеет индивидуальное отличие: вместо ангелов на ней изображен Иоанн Предтеча и два апостола – св. Иоанн Богослов и апостол Петр, внизу св. Никола и апостол Павел, из прихожан Влахернского храма остались только св Андрей Юродивый и его ученик Епифаний. Надпись на фоне воспроизводит слова Андрея Юродивого из “Сказания о Покрове” в “Прологе” (славяно-русский церковно-учительский сборник, широко распространенный в древней Руси с XIII века).

 ============
Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Псково-Покровской»      Чудотворная икона находится в Псковоградской Покровской церкви; точный с нее снимок — в Московском Успенском соборе над южными дверями придела во имя святых апостолов Петра и Павла, в деревянном киоте. Празднование Псково-Покровской иконе во Пскове установлено в память избавления Пскова в 1581 году от упорной осады польским королем Стефаном Баторием.      Бывшее тогда чудесное видение благочестивому старцу Дорофею изображено на иконе, на которой написана Пресвятая Богородица с преподобными Антонием и Корнилием, с благоверными князьями Киевским и Псковским, Гавриилом и Тимофеем, и Николаем, юродивым псковским. На этой иконе помещено описание чудесного явления Богородицы, и составлена особая служба в воспоминание этого чуда. Икона прославилась многими чудотворениями и стала известна под именем Псково-Покровской по церкви, в которой находится; празднество ей совершается 1 октября.      В Московском Успенском соборе совершается празднование сей иконе в благодарность за победу над турками и татарами во время войны с ними с 1736 по 1740 год.КОТЛОВКА.RU информационный портал

http://kotlovka.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1

*

===============

Псково-Покровская икона Божией Матери (Явление Богоматери старцу Дорофею) Россия, XVII-XVIII век, 69,5 х 59,7 см Дерево, левкас, темпера Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник День празднования: 14 октября (1 октября по старому стилю). Эта икона написана в память о чудесном заступлении Пресвятой Богородицы за город Псков во время его осады войсками польского короля Стефана Батория в августе 1581 года. Услышав о приближающемся неприятеле, псковский владыка обратился в Псково-Печерский монастырь с просьбой принести в город чудотворные иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление», что и было исполнено. 27 августа, на следующий день после того, как польские войска окружили Псков, Божия Матерь явилась благочестивому старцу Дорофею, который молился в своей келье за городом. Старец видел Её грядущей по воздуху с сонмом святых, поддерживаемой за руки преподобными Антонием Киево-Печерским и Корнилием Псково-Печерским. Пресвятая Богородица указала старцу Дорофею место на стене, где следовало дать бой осаждавшим, и велела принести туда Печерские чудотворные образы. Через несколько дней начался приступ. Он был так силён, что враги пробили выстрелами из пушек пролом и завладели двумя башнями, где водрузили свои знамёна. Оборонявшиеся начали ослабевать, и в эту роковую минуту по приказу воевод к пролому были принесены мощи благоверного князя Гавриила и чудотворные иконы. До самой ночи продолжалась кровавая сеча. Баторий отступил. Вскоре у самого пролома в стене была воздвигнута церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и для неё написана Покровская икона по видению старца Дорофея, отчего её ещё называют «Явление Божией Матери старцу Дорофею». На иконе изображены Покровский монастырь, Покровская башня, Троицкий собор и некоторые другие храмы, река Великая, крепостные стены, Мирожский и Печерский монастыри. Также изображены Богородица и святые князья Василий-Владимир Киевский, Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей Псковские, архиепископ Новгородский и Псковский Нифонт, преподобные Антоний Киево-Печерский и Корнилий Псково-Печерский, блаженный Никола Псковский, а также святые преподобные Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий. Изображён и сам старец Дорофей.В 1944 году из Пскова немцами был вывезен старинный список Псково-Покровской иконы Богородицы. В 1970 году неожиданно стало известно его местонахождение. Икона экспонировалась на одной из мюнхенских выставок как экспонат из частного собрания. 31 августа 2001 года образ был передан патриарху Московскому и всея Руси Алексию II послом Германии в РФ. В 2002 году икона вернулась на своё место в главном храме Псковской области – Троицком соборе.

 ==============
Тропарь Божией Матери ради иконы Ее, именуемой «Псково-Покровская»

Тропарь, глас 4:

     Днесь светло красуется Богоспасаемый град Псков и вся страна Российская пришествием Матери Бога Вышняго на избавление града сего от варварскаго пленения. Услыша плач и слезы раб Своих, скоро приклонися на мольбу к Сыну Своему и Богу нашему и молением Своим гнев Божий укроти и весь мир просвети, и град сей от скорби на радость премени. О, дивному знамению, како Пресвятая Владычице прииде на воздусе в церковь Свою и на забрало града Пскова и призва угодников Своих, благоверных князей, и поноси в людех беззаконие, и Своею пречистою рукою указоваше на поганаго злаго варвара и его совет на разрушение. Возвеселися, Богоспасаемый граде Пскове и все Православие, имеюще такову Заступницу непобориму. Днесь притецем, вернии, в дом спасительный Владычицы Богородицы, светло празднуя, и ко святому Ея образу со слезами припадем, вопиюще и глаголюще: О, Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице, молися Сыну Своему, Христу Богу нашему, спасти православныя люди и град сей избавити от огненнаго запаления и от нахождения поганых и междоусобныя брани, и спасти души наша, яко Милосердая.

Кондак, глас 8:

     Заступнице христиан, Предстательнице граду нашему Пскову услыши молитву раб Своих, Владычице Богородице, и скорым Своим пришествием светолучными зарями раб Своих возвесели и торжествовати устрои, в беде и в сетовании возвесели, и завеща во граде молити Святую Троицу, и Сама обещася молити Ю. О, преславному чудесе, како Небесная Царице к земным прииде избавити рабы Своя погибающия. О, дивному знамению, како вразумляюще рабы Своя, како бы умолити Святую Троицу . О, Всемилостивая Владычице Богородице, аще не бы Ты предстояла, молящи за ны, кто бы нас избавил от толикия беды, яко не имамы иныя помощи и надежды разве Тебе, Владычице, Твои бо раби, да не погибнем, и потщися на умоление раб Своих присно, Богородице, чтущих Тя.

Величание

     Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим. *

=======================

Псково-Покровская (Явление Богородицы старцу Дорофею) икона Божией Матери Эта икона находится во Пскове, в Покровской церкви. Она написана на проломе стены в память чудесного избавления Пскова в 1581 году от упорной осады Польским королем Стефаном Баторием. На ней изображено бывшее тогда благочестивому старцу Дорофею чудесное явление Пресвятой Богородицы с преподобными Антонием Киево-Печерским и Корнилием Псковским, с благоверными князьями Василием Киевским, Гавриилом и Тимофеем Псковскими и Николаем-юродивым Псковским (об этом явлении чит. под 15-м августа в сказании о Псково-Печерской иконе). Икона эта названа Псково-Покровскою по месту своего нахождения и прославилась чудесами.Бухарев И.Н., протоиерей. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы
Псково-Покровская икона Божией Матери (Явление Богородицы старцу Дорофею) “Сказания о видении Дорофея” повествует о чудесном явлении Богородицы и святых кузнецу Дорофею – монаху Псково-Покровского монастыря. “Сказание” – самый ранний литературный памятник, посвященный героической обороне Пскова во время осады его войсками польского короля Стефана Батория в 1581 году. “Сказание” стало широко известно уже в дни обороны, позже было включено в состав “Повести о прихожении Стефана Батория на град Псков”. “Лета 7089, августа в 29 день, в осташнем часу дни, видение виде кузнець Дорофей: Пречистую Богородицу, идущу ис Печерского монастыря, мимо Ми­рожской монастырь. И вшед во град во Псков и вниде во церковь Покрова Святые Богородици у Свиных ворот и бывши во церкви, и взыде на стену градцкую и ста на роскате. А в руках имуще у собя образ Пречистые же Богородици печерские. И ста над нею свет светель неизреченным сиянием”. Теми же днями секретарь Батория ксендз Станислав Пиотровский записывает в своем “Дневнике”: “Сегодня в полночь, без всякой причины, неизвестно кто начал так кричать, что за ним вся пехота подняла страшный крик и гам. В Королевском лагере забили тревогу; все в одних рубашках повыскакивали из шатров и бро­сились к коням, даже сам гетман; мы думали, что русские, побивши всю стражу, напали на нас… Как можно видеть, натерпелись мы большого страху. Сегодня и в прежние ночи видны на небе какие-то знаки, как бы столбы, которые представляют как бы подобие двух конных войск; еще какие-то подобия крестов. Но дива тут нет никакого, а скорее какая-нибудь игра природы, испарения и пр. … Шуйский воз­буждает в городе народ, говоря, что какому-то нищему старику явилась ночью Божия Матерь и убеждала граждан храбро защищаться, обещая, что король го­рода не возьмет…”. “Старец иди и скажи воеводам, чтобы поставили пушку трескотуху в нижнем бою, котороя ныне вверху стоит, на том же роскате. А вверху бы была та, которая ныне вверху стоит. А пушкаря бы взяли к трескотухе, который на Большом роскате, где ты, старец, приписан, а другой пушки был бы пушкарь тот, который ныне…” “Большие шатры не королевские, королевский шатер ниже всех шатров… А стреляли бы из тех пушек вдруг по тому шатру. Да скажи воеводам и игумену Печерскому, чтобы носили на стену по вся дни образ Пречистые Богородицы Печерский старый, да хоругвь старую, печерскую. А народу велели беспрестанно молитися Милосердному Богу…” В текстах легенд упоминались также святые преподобные Ефросин Псковский и Савва Крыпецкий, которые в тексте “Сказания” не упоминаются. Так почитали псковичи память о чудесном заступничестве Богородицы, о подвиге своих предков, так благоговейно любили свой город, что навеки запечатлели его образ на иконе, перед которой возносили свои молитвы к Богу. В память заступничества Богородицы, оказанного Пскову в 1581 г. в 1601 г. был учрежден Крестный ход, который совершался в шестую неделю по Пасхе из Свято-Троицкого собора. Когда крестный ход заходил в ограду Покровской от Пролома церкви (войскам Батория удалось пробить брешь – “пролом” в крепостной стене, но псковичи оттеснили врага, закрыли пролом и отстояли город), навстречу выносили храмовую икону, изображающую видение Дорофея. Прославленная псковская святыня – икона конца XVI века “Богородица Псково-Покровская”, известная также как “Видение старца (кузнеца) Дорофея” или “Псковский Покров” была вывезена из Псковского Государственного музея в Германию во время оккупации Пскова в 1941 – 1944 гг. Но никогда не забывали о ней те, кто исследовал и восстанавливал разрушенный во время войны Псков, превращенный в руины храм Покрова и Рождества Богородицы Покровского (от Пролома) монастыря в Пскове, откуда происходит Чудотворная икона “Богородица Псково-Покровкая”. Считалось, что икона погибла во время войны, но в 1970 г. неожиданно стало известно о местонахождении иконы. В Мюнхене в Доме Искусства прошла выставка “Иконы XIII-XIX веков”, на которой под номером 234 экспонировалась икона из анонимного частного собрания в г. Берхтесгаден. Икона имела странное название “Псков и его окрестности”. Это и была “Богородица Псково-Покровская”. Во время визита Президента России В. В. Путина в ФРГ 16 июня 2000 г. немецкие власти официально заявили о возврате иконы в Россию. И вот – свершилось! 7 сентября 2001 г. она была возвращена Пскову. Событие это имеет поистине выдающееся историческое значение. Его Высокопреосвященство Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий лично доставил икону “Богородица Псково-Покровская” в Псков. Икона находиться в Свято-Троицком кафедральном соборе. Эта икона – результат глубоко прочувствованной религиозно-патриотической идеи, впервые оформленной современниками осады города. Поэтому религиозное, историческое, культурное значение ее сейчас так же велико, как и прежде. И, может быть, то, что эта необыкновенная икона вернулась в Псков именно сейчас, поможет нам, наконец, осознать непреходящую значимость богатейшей духовной и художественной культуры России, её исторической роли, её уникальных архитектурных памятников и крепостных сооружений, которые стремительно разрушаются, и не от вражеских снарядов, a oт нашего небрежения, от нашей неспособности защитить вечно прекрасное от агрессивного натиска невежества. Может быть, теперь мы поймем, что должны сберечь все то прекрасное, чем наши предки гордились так сильно. из статьи Н. Ткачевой,Псковская хроника
Читайте также:  Храм успения пресвятой богородицы в путинках, россия, город москва

***

Источник: http://vgostyahukudesnitsi.blogspot.com/2011/10/blog-post_9031.html

Троицкий собор

Обычно, когда я еду смотреть очередную древнерусскую крепость, она ассоциируется у меня, в первую очередь, со стенами и башнями.

Внутренние постройки я чаще всего воспринимаю как отдельные объекты, особенно если речь идет о церквях. Впрочем, из всех правил есть исключения, и одним из них стал псковский Свято-Троицкий Собор.

Псков в этом смысле вообще уникален, поскольку его храмы — это нечто большее, чем просто культовые сооружения.

Помимо того, что они поддерживали боевой дух псковичей во время осад, на некоторые из них возлагались и административные функции — в особенности, на Троицкий Кафедральный Собор. Псков до XVI века был торговой республикой, и на Вечевой площади прямо перед храмом избирали князей и принимали другие важные для горожан решения.

Религия средневекового Пскова

Несмотря на то, что в средние века религиозные и культурные разногласия стояли куда более остро, чем в наше время, когда речь заходила о торговле, все они зачастую отходили на второй план. Вот почему средневековые порты и просто торговые города во все времена были очагами веротерпимости и культурного обмена между народами.

В этом смысле Псков меня немало удивил: являясь для остальной Руси, по сути, окном в Европу, этот город до начала XVI века оставался независимым, обособленным, и чужаков псковичи не очень-то жаловали.

Достаточно сказать, что все сделки с иностранными купцами совершались за пределами Псковской крепости, проникать за стены которой заморским гостям запрещалось под страхом смерти. Разумеется, ни о каких католических или лютеранских костелах на территории старого Пскова и речи не шло.

Совет

Напротив, по концентрации православных храмов на квадратный километр город, пожалуй, не уступает Суздалю.

Внешне главный собор Пскова показался мне более изящным, чем другие местные церкви, отличающиеся грубым исполнением. Дело все в том, что, по сравнению с остальными храмами Пскова, эта церковь в своем нынешнем виде была построена только в конце XVII века.

История Троицкого Собора

Первую церковь на месте нынешнего храма по преданию приказала заложить в X веке еще княгиня Ольга, которая сама была родом из этих мест. Этот факт примечателен хотя бы потому, что тогда христианство еще не было на Руси официальной религией, так что можно со всей уверенностью утверждать, что речь идет об одной из первых, если не о самой первой русской христианской церкви.

Первый храм был деревянным, а каменных соборов, включая ныне существующий, в разное время на этом месте стояло целых три.

Первый был построен в XII веке по приказу великого князя Всеволода-Гавриила, будущего псковского святого, чьи мощи и сегодня покоятся в стенах Троицкого собора.

В 1363 году церковь обрушилась, и на ее месте возвели новый каменный храм, который простоял уже более трех столетий, но в 1609 году серьезно пострадал от пожара, и в 1682 году было решено построить собор в том виде, в котором мы можем его наблюдать сейчас.

Окончилось строительство только в 1699 году, а в конце XVIII века для укрепления конструкции были пристроены открытые боковые галереи.

Как добраться до Троицкого собора

Находится храм на территории Псковского Кремля или, как его еще называют, Крома. Оказавшись за крепостными воротами, трудно не узнать Троицкий собор, который является не только главной, но и единственной церковью в стенах кремля.

Чтобы добраться до Псковского Крома пешком или на автомобиле, ориентиром должен служить Ольгинский мост через реку Великую. Кром находится на правом берегу реки и, если стать к воде спиной, он окажется слева от моста. Адрес Троицкого собора — улица Кремль, 2/1.

Обратите внимание

От железнодорожного вокзала Пскова до Кремля ходят автобусы. В этом случае вам необходимо доехать до остановки Площадь Ленина, вам подойдут те, которые следуют по маршрутам № 1, 5, 8, 11, 14, 15 и 17. Стоимость одной поездки составляет 20 рублей. Подробнее о том, как попасть в Кром, читайте здесь.

При этом важно помнить, что сама территория Кремля является пешеходной зоной, и въезд какого-либо транспорта туда не допускается.

Условия посещения Троицкого собора

Вход на территорию и в сам собор свободный. Надо, однако, помнить, что храм этот действующий, а значит, следует соблюдать соответствующий дресс-код. Фотографировать внутри можно только без вспышки.

Кроме того, рядом с входом в Кремль находится небольшое экскурсионное агентство, где можно без предварительной записи заказать экскурсию. Я рекомендую это сделать, особенно с учетом того, что для мини-группы стоимость часовой прогулки по Кремлю с посещением собора составит всего 600 рублей.

Сам собор открыт для посещения ежедневно с 08.00 до 20.00.

Регулярно проходят богослужения:

  • литургия — 09.00, понедельник-суббота,
  • ранняя литургия — 07.30, воскресенье,
  • поздняя литургия — 09.30, воскресенье,
  • вечернее богослужение — 17.00, каждый день.

О службах, приуроченных к церковным праздникам и другим значимым событиям, можно узнать на официальном сайте Псковского Епархиального Управления.

Иконы Троицкого собора Пскова

Когда я, поднявшись по крутой лестнице, попал внутрь храма, то сразу обратил внимание, что внушительный иконостас установлен на фоне голых стен.

Настенные фрески были утрачены во время уже упомянутого пожара XVII века, но находящиеся в соборе иконы сполна компенсируют их отсутствие, являясь визитной карточкой храма.

Достаточно сказать, что даже если вбить в поисковике «Троицкий собор Псков», иконостас окажется если не в первом, то во втором десятке тематических изображений.

Что до самих икон, то на меня, как на человека не религиозного, самое сильное впечатление произвело современное полотно «Собор Псковских Святых», где изображены все канонизированные уроженцы псковской земли, начиная с княгини Ольги.

У меня в голове не очень увязываются столь большое число святых и вольный дух псковичей, местами граничащий с жестокостью.

Кроме того, я поначалу немало удивился, увидев над одной из икон треугольник с глазом посередине, который часто называют масонским. На самом деле, масоны позаимствовали его как раз из иконографии, а глаз есть не что иное, как Всевидящее око господне. Что касается треугольника, то это как раз символ Троицы, так что в Троицком соборе он особенно уместен.

Из остальных икон популярны образы Чирской и Псково-Покровской Божьей Матери, написанные в XVI веке, мироточивая икона святого Пантелеймона (XVI-XVIII вв) и другие.

Реликвии Троицкого Собора

Помимо богатого иконостаса, в соборе покоятся мощи сразу нескольких псковских святых. В частности, по запросу «Троицкий собор Псков мощи» вы легко сможете найти фото богато украшенной раки упомянутого выше князя Всеволода-Гавриила.

Кроме него, а также укрывшегося во Пскове литовского князя Довмонта, принявшего в крещении имя Тимофей, в стенах собора нашлось место и святым менее знатного происхождения. Так в Троицком Соборе упокоился игумен Иоасаф, основавший в XIII веке под Псковом Снетогорский монастырь.

Читайте также:  Икона божией матери кипрская (стромынская), россия, московская область, ногинский район, село стромынь

В 1299 году он погиб во время атаки на Псков ливонских рыцарей и с тех пор почитается, как мученик. Еще один святой, юродивый Никола Салос, жил уже в XVI веке и знаменит тем, что не побоялся обвинить в жестокости набожного Ивана IV Грозного, чем предотвратил массовые казни псковичей.

Пара слов напоследок

Любая крепость – это, в первую очередь, памятник оборонного зодчества.

Однако при этом надо помнить, что в средние века люди искренне полагали, что заступничество высших сил может оказать в сражении не меньшую помощь, чем стены и башни.

Именно поэтому в каждой крепости, будь то древнерусский кремль или западноевропейская цитадель, неизменно присутствовал хотя бы один собор или просто церковь.

Если же речь заходит про Псков, Кремль, Троицкий собор и стены Окольного города я в равной степени воспринимаю как часть единой системы укреплений, обеспечивавшей псковичам и физическую, и духовную защиту.

Важно

Церковь Святой Троицы является полноправной визитной карточкой города и ни один альбом, посвященный красотам псковской земли, не обходится без фото Троицкого Собора.

Псков — это то место, где религия испокон веков воспринималась не как система запретов, а как основа вольного духа псковичей.

Источник: http://travelask.ru/russia/pskov/troitskiy-sobor

В троицком соборе замироточила псково-покровская икона божией матери

11:08, 26 января 2005, ПАИ

На прошлой неделе в Пскове в Троицком Соборе замироточила Псково-Покровская икона Божией матери. Как сообщил корреспонденту ПАИ настоятель Свято-Троицкого собора отец Иоанн, этот явление говорит «о большой милости к нашему городу и собору».

Мироточение иконы является настоящим чудом. По словам о.Иоанна, такое обильное мироточение иконы наблюдается впервые. Возможно, в прошлые века она тоже подавала знак, но подобные случаи нигде не зафиксированы документально.

В Пскове это уже второй случай, уже более года мироточит также в Соборе Святой Троицы икона великомученика и целителя Пантелеймона.

Основой для создания иконы “Богородица Псково-Покровская” послужило “Сказание о видении Дорофея”, повествующее о чудесном явлении Богородицы и святых старцу Дорофею, монаху Покровского монастыря во время осады Пскова войсками польского короля Стефана Батория в 1581 году.

“Сказание” – самый ранний литературный памятник, посвященный героической обороне Пскова. В устном варианте оно стало широко известным уже в дни обороны. На иконе изображены Покровский монастырь и Покровская башня, Tpoицкий собор и некоторые другие храмы, река Великая, крепостные стены, Мирожский и Печорский монастыри.

В соответствии с текстом “Сказания”, изображены – Богородица и святые князья Василий-Владимир Киевский, Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей Псковские, архиепископ Новгородский и Псковский Нифонт, преподобные Антоний Киево-Печерский и Корнилий Псково-Печерский, Никола Блаженный Псковский, а также святые преподобные Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, изображен и сам старец Дорофей.

Икона пропала во время оккупации Пскова немецко-фашистскими захватчиками в 1944 году.

В 1970 году неожиданно стало известно ее местонахождение. В Мюнхене прошла выставка, на которой под номером 234 экспонировалась икона из частного собрания со странным названием “Псков и его окрестности”.

Совет

В собрание же икона была помещена с еще более странным объяснением сюжета – “перемещение чудотворной иконы из Печерского монастыря в Троицкий собор Пскова”. Это и была “Богородица Псково-Покровская”.

С 1970 года местонахождение иконы не менялось, она была все в той же частной коллекции.

В начале 1990-х годах Псковский государственный музей-заповедник передал в отдел регистрации Министерства культуры РФ список принадлежавших ему особо выдающихся историко-художественных ценностей, вывезенных в 1941 -1944 годах оккупантами и не возвращенных музею. Первым номером в этом списке значилась икона “Богородица Псково-Покровская”. Германские власти выкупили икону из частной коллекции.

Во время визита президента России Владимира Путина в Германию власти этой страны передали ему икону “Богородица Псково-Покровская”. Теперь икона заняла свое место в главном храме Псковской области – Свято-Троицком соборе.

Источник: https://informpskov.ru/news/18333.html

14 | Октябрь | 2011 | Никольский храм

дерево, холст; масло, золочение, „холодные эмали”; размер:90х71х3  см

XIX в. Новозыбково (Брянской обл.) Доска, ковчег, две сквозные врезные шпонки.
Левкас, паволока не просматривается. Темпера, золото.

Строго симметричная двухярусная композиция изображена в разрезе церкви Богородицы во Влахернах (Константинополь). В центре сложной композиции в самом средоточии в овальной золотистой Славе («мандорле») представлена Богоматерь в полный рост в позе Оранты, держащая в руках Своих благодатный покров. Она стоит в окружении ангелов «Господних» числом семь.

Над ними два парящих ангела поддерживают красный расшитый звездами покров. По обе стороны от Богородицы — Церковь небесная: пророки, святители, мученики… Среди них Иоанн Богослов и Иоанн Предтеча. На нижнем ярусе, отделенном от верхнего серо-голубыми облаками, представлен развернутый сюжет «Чуда с Романом Сладкопевцем».  В центре на амвоне — Роман Сладкопевец, воспевающий Богородицу.

Он облачен в красный стихарь с золотым оплечьем и золотым подольником, в руках у него развернутый свиток с текстом сочиненного им кондака: «Дева днесь Пресущественного рождает…» Справа от Романа стоит полуобнаженный Андрей Юродивый, указывающий своему ученику Епифанию на созерцаемое им чудо — явление Богоматери на воздухе «с пророками, апостолами и чинми ангельскими» (Жития святых 1904,  стр.73). Слева от них за колонной в отдельном сегменте — «Явление Богородицы Роману Сладкопевцу». Слева на круглом постаменте представлен Константинопольский патриарх Геннадий поддерживаемый с обеих сторон епископами; спарва от них под пурпурным с золотом киворием стоят царь Лев и царица Феофания. На самом верху в купольном полукружье в круглой золотой Славе («мандорле») на парящих облаках  Тот, к Кому обращены все взоры и все моления, — образ Спасителя. Облачение Богоматери: синий хитон, красный мафорий и темные сапожки. Христос облачен в розовый хитон и красный гиматий обильно пробеленные золотом. Плащи, рясы, хитоны, гиматии святых ангелов и молящихся в основном красного, розового, зеленого и синего цветов. Объем одежд моделирован высветлениями «в краску» с темными «притинками» складок и золотыми пробелами. Карнация исполнена светло-коричневой охрой по оливковому санкирю тонкими плавями разбеленной краской основного тона. Объем подчеркнут белильными пробелами на веках, на линиях и крыльях носа. Волосы формированы штрихами светло-серой и черной краски. Руки обведены темным контуром. Архитектурный стаффаж состоит из высокой трехнефной постройки, которую фланкируют по бокам белоснежные колокольня и баптистерий. Нимбы золотые с белильной обводкой, средник отделяет от полей киноварная рамка. Поля золотые, опушь красно-синяя с белильной обводкой. Надписи на нимбах выполнены черным полууставом, читаются свободно. Надпись на верхнем поле выполнена вытянутым полууставом киноварью: ОБРАЗ ПОКРОВА ПР(ЕСВЯ)ТЫЯ Б(ОГОРОДИ)ЦЫ. Икона декоративна. Колорит построен на соотношении контрастных цветов. Обильное применениезолота придает иконе праздничное «звучание». Иконография.Покрова Пресвятой Богородицы связана с рассказом о явлении Богоматери Андрею Юродивому (в Хв.) в храме Богоматери во Влахернах близ Константинополя, где по преданию хранился мафорий (плащ, покрывающий голову) Богородицы, принесенный из Иерусалима. Находясь в храме во время богослужения, Андрей, с которым был и отрок Епифаний, увидел Богородицу. С ней явились Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов и много других святых. Богородица, помолившись вместе со всеми, сняла с себя мафорий и простерла его над молящимися с благословением.  Основой композиции нижнего яруса послужил другой сюжет: «Чудо возвращения голоса Роману Сладкопевцу», произошедшее во время торжественной службы в константинопольском храме св. Софии в присутствии императорской семьи, придворных и др. Оба сюжета — «Покрова Богоматери» и «Чудо с Романом Сладкопевцем», по мнению академика И.Грабаря, первоначально изображались отдельно, но поскольку дни памяти «Покрова» и Романа следует по церковному календарю один за другим (1 и 2 октября), то произошла контаминация обеих сцен. Это мнение оспаривает Э.С.Смирнова (Смирнова. «Живопись Великого Новгорода», Москва 1976г., стр. 224), считая, что включение фигуры Сладкопевца придает композиции не иллюстративное, а «общественно-символическое значение, подчеркивая тему прославления Богоматери».  В России иконография «Покрова» существует, в основном, в двух вариантах: «Новгородский вариант» с изображением только Богоматери и «суздальский» («среднерусский») с

дополнительным изображением Романа Сладкопевца-творца кондаков в честь Богородицы. Появление «новгородского» варианта относится к XIV в., «суздальского» — к XV в. Данная икона относится к «суздальскому» изводу.

Покров Богородицы

Россия, Вологда
середина , XVI века

Икона «Покрова Пресвятой Богородицы»

Покров Пресвятой Богородицы

XIX век
Дальше  »

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы —  14 октября

Покров Пресвятой Богородицы — праздник Православной Церкви, принадлежит к числу великих. Праздник Покрова установлен в XII в. в память о видении блаженному Андрею и его ученику св.

Епифанию во время богослужения в константинопольском Влахернском храме Пресвятой Богородицы со святыми и Ангелами, стоящей на воздухе и простирающей Свой головной покров
(омофор) над молящимся народом. По преданию, это событие произошло в 910 г. при константинопольском императоре Льве Премудром и патриархе Макарии.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы отмечается только Русской Православной Церковью, в которой был введен св. благоверным князем Андреем Боголюбским.

Иконография. Празднование Покрову Богородицы (1октября) было установлено на Руси в XII в.

(около 1160 ?) при князе Андрее Боголюбском в память видения византийскому святому Андрею Юродивому (+936).

Обратите внимание

Согласно Житию ему во время службы во Влахернском храме в Константинополе было видение Богоматери в окружении святых: Богоматерь в знак покровительства и защиты простерла свой мафорий (плащ, закрывающий голову, — одежда замужних женщин на востоке) над молящимися в храме. В службе «Покрову» поется, что Богоматерь явилась «на воздусе».

Праздник Покрова является одним из наиболее важных (относится к числу «великих») в русском церковном календаре (в греческих церковных книгах не встречается). Смысл праздника — моление о покровительстве Пресвятой Девы, о покрове Богородицы, о Ее молении за каждого смертного. Вероятно, на сложение иконографии «Покрова» оказал определенное влияние и еженедельно (по пятницам) совершавшийся во Влахернской церкви обряд, когда над образом Богоматери поднимался особый покров. Древнейшее изображение «Покрова» сохранилось на Суздальских вратах (ок. 1233 г.). В XIV в. сформировалось два основных извода этого праздника.

Новгородский, в котором ангелы держат мафорий над молящейся Богоматерью, и суздальский, в котором Богоматерь держит покров сама. Позднее появились модификации этой иконографии, сочетающие два основных извода. В конце XVI в.

под воздействием иконографии Богоматери «Моление о народе», появился извод, в котором Богоматерь изображалась в молении ко Христу, представленному в небесном сегменте вверху слева, в их руках появились свитки с текстами: Богоматерь обращалась ко Христу с молитвой, на которую Он давал ответ, изображенный на свитке. Изображение Романа Сладкопевца в композиции «Покрова» связано с тем, что этот святой, творец песнопений в честь Богоматери, получил поэтический дар от Богоматери (иногда в композиции изображается сцена явления Богоматери во сне Роману, после чего он обрел поэтический дар), кроме того, поцерковному календарю день его памяти совпадает с «Покровом».

Акафист Покрову Пресвятой Богородицы
Молитвословия праздника Покрова Пресвятой Богородицы
Слово въ день Покрова Пресвятыя Богородицы. Прав. Іоаннъ Кронштадтскій
Слово въ день Покрова Пресвятыя Богородицы. Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій

22. Слово въ день Покрова Пресвятыя Богородицы. Архіеп. Димитрій Муретовъ

Слово въ день Покрова Божіей Матери. Митр. Арсеній Москвинъ

Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы Протоиерей Артемий Владимиров

Дорожимъ ли мы Омофоромъ Пречистой? Архіеп. Аверкій Таушевъ

Покровъ Пресвятыя Богородицы. Архіеп. Аверкій Таушевъ

Почему русскіе люди чтутъ праздникъ Покрова Божіей Матери. Свт. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій
Видео

Покров Божией Матери

Источник: https://chramnicol.wordpress.com/2011/10/14/

Ссылка на основную публикацию