Икона божией матери старорусская, россия, новгородская область, город старая русса, храм великомученика георгия победоносца

«53 новгородских храма»: церковь святого великомученика Георгия Победоносца (Старая Русса)

Церковь святого великомученика Георгия Победоносца – один из самых любимых храмов староруссцев. Георгиевская церковь возведена архимандритом Варлаамом по благословению архиепископа Новгородского Иоанна II в 1410 году.

Главный престол освящён в честь вмч. Георгия Победоносца; северный – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Архитектура храма проста и лаконична. Стены сложены по-старинному, как строили новгородские зодчие. На четырёхугольном основании возведён куб, который увенчан мощным богато декорированным барабаном с луковичной главой. С левой стороны прикреплён продолговатый четырехугольный придел. По всему периметру стены украшены пилястрами, большие окна обрамлены колонками и карнизами.

Георгиевская церковь претерпела в прошлом три значительные перестройки. Так, в XVIII веке обветшавший храм был расширен, а в XIX веке изменения коснулись внутреннего убранства – иконостас главного престола был «возобновлён», то есть переделана его конструкция.

Обратите внимание

Вместо разрушенной звонницы в 1884 году вблизи храма сооружена мощная 35-метровая колокольня в русском стиле.

В начале XX века в церкви устроено печное отопление, появились мозаичные полы и настенная роспись, выполненная по эскизам росписей Виктора Васнецова из киевского Владимирского собора.

Георгиевский храм один из немногих уцелел во время шведского и литовского нашествия, остался невредим после октябрьского переворота и в годы немецкой оккупации. За всю историю существования богослужения в

Георгиевской церкви прекратились только на два года, перед Великой Отечественной войной. В послевоенные годы это был единственный действующий храм в городе и округе.
Главной святыней Георгиевского храма является Старорусская чудотворная икона Божией Матери.

Настоятель церкви св. вмч. Георгия Победоносца – благочинный Старорусского округа протоиерей Амвросий Джиган.

Отец Амвросий ответил на вопросы корреспондента «53 новости».

Сегодня в Старой Руссе действуют три храма, однако, Георгиевская церковь остаётся по-прежнему любима горожанами. Как вы считаете, почему?

– Храм святого великомученика Георгия Победоносца длительное время был единственным действующим не только в Старой Руссе, но и во всей округе.

Я помню времена, когда на праздничную пасхальную службу прихожане заполняли не только храм, но и весь церковный двор. Сегодня в Старорусском благочинии открыто много новопостроенных и восстановленных храмов.

И всё же многие люди приходят в Георгиевскую церковь, потому что здесь их встречает Старорусская Божия Матушка.

В 2010 году Георгиевская церковь отметила 600-летие. В юбилейном году в храме были проведены большие реставрационные работы. Расскажите о них.

– Главный итог этой работы состоит в том, что восстановлен первоначальный облик храма и его территории. При реставрации были учтены малейшие детали – форма окон, рисунок декоративных решёток и ограды, металлические двери, покрытие барабана купола, кресты, паперть. Стены храма вновь украсили 5 изразцов с житийным изображением св. вмч.

Георгия Победоносца. Восстановлены колонки с куполами при входе на церковный двор. Для удобства людей с ограниченными возможностями возведен пандус. Был раскрыт фундамент колокольни, но, к сожалению, нашлись некоторые «захожане», которые своим мнением запретили восстановление колокольни. Надеюсь, что все-таки когда-нибудь это произойдёт.

Расскажите о том, как сложилась судьба Георгиевского храма в богоборческие времена.

– Георгиевский храм Божией милостью не был разрушен в богоборческие времена. Горожане стали приносить сюда спасённые от разорения иконы из других старорусских храмов, которых было в городе множество. Но здесь есть и те иконы, что пребывали издавна в этом храме.

Важно

В главном иконостасе, начиная со второго ряда, иконы XVI века, а в первом ярусе находится храмовая икона св. вмч. Георгия Победоносца XV века, т.е. она современна храму.

Также старинного происхождения Смоленская икона Божией Матери, присланная праведным Иоанном Кронштадтским с дарственной надписью: «Вместо себя посылаю сию икону Божией Матери. Да хранит вас Она». Есть в храме небольшая икона Святой Троицы.

Известно, что это дар царя Ивана Грозного своей супруге. Иконостас Благовещенского придела написан епископом Сергием (Голубцовым) в 1950-е годы. В то время в Старой Руссе была самостоятельная кафедра.

Вы служите в Георгиевском храме больше 20 лет. За это время изменилось очень многое в нашей стране, а изменились ли прихожане?

– Думаю, что не изменились. Люди приходят в храм с теми же скорбями, обращаются к Господу с теми же молитвами и просьбами.

Отличие возможно в том, что в те годы, когда я начинал здесь служить, в церковь ходили люди в большинстве старшего возраста, а сейчас среди наших прихожан много молодых людей.

При храме работает воскресная школа для детей, которая вносит свой климат в дело христианского просвещения, ибо уже дети несут слово Божие в семьи, своим родителям.

Проект осуществляется в сотрудничестве с миссионерским отделом Новгородской епархии.

Фото автора

Источник: https://53news.ru/novosti/14825-53-novgorodskikh-khrama-tserkov-svyatogo-velikomuchenika-georgiya-pobedonostsa-staraya-russa.html

Старая Русса. Церкви

Кроме Воскресенского собора в Старой Руссе есть еще несколько церквей. Мне хочется не просто показать их фотографии, а отдать дань уважения их трудной судьбе и немного рассказать о них, хотя их истории вовсе не увлекательные. Они печальные и довольно однообразные.

Старорусские церкви горели и восстанавливались, их разрушали захватчики, их разрушало время, но они снова восстанавливались. Их закрывали, использовали под склады и другие нужды, затем открывали и снова возвращали им статус молитвенных храмов. Они полностью разделили судьбу своего города. Их было в несколько раз больше. До нашего времени дошли не все.

Самая известная из старорусских церквей – Георгиевская.Первоначально на месте, где она сейчас стоит, находилась Благовещенская церковь.  Со временем она обветшала и была разобрана. Вместо нее по благословению настоятеля новгородского Юрьева монастыря архимандрита Варлаама в 1410 г. был возведен новый храм в честь великомученика Георгия.

Совет

В память о прежде находившейся здесь церкви к нему пристроили Благовещенский придел.Георгиевская церковь не пострадала во времена шведских нашествий (1611 – 1617 года). Однако не только войны, но и время беспощадно. Церковь обветшала, и с 1710 года службы в ней прекратились. В 1740 году ее разобрали, оставив только фундамент, на котором выстроили новую церковь.

В 1905 году и она была перестроена. В 1910 году здесь появились мозаичные полы и настенная живопись, которая была выполнена по эскизам росписей В. Васнецова для киевского Владимирского собора. Предполагают, что Георгиевскую церковь расписывали палехские мастера. До наших дней эта роспись не дошла.

Георгиевская церковь была единственным действующим православным храмом Старой Руссы в советские времена. Она закрывалась только в 1939 году и на два года после освобождения города. Во время оккупации она была открыта.

Сейчас Георгиевская  церковь действующая, в ней находится список Старорусской иконы Божьей Матери, который был выполнен в 1787 году и почитается как чудотворный.Церковь эта известна тем, что ее прихожанином был Федор Михайлович Достоевский.

 Выбор Достоевским именно этой церкви, видимо, определялся духовной близостью, которая возникла между ним и настоятелем Георгиевской церкви отцом Иоанном Румянцевым, в доме которого семья Достоевских жила  в свой первый приезд в Старую Руссу в 1872 году. Здесь крестили младшего сына Достоевского Алешу.Отец Иоанн стал близким другом и частым собеседником Достоевского.

Он глубоко чтил Достоевского как писателя. После его смерти он совместно с вдовой Анной Григорьевной стал инициатором создания школы имени Достоевского, которую сам и возглавил.  Школа открылась при церкви святого Георгия в 1883 году. Она предназначалась для девочек из небогатых семей.  Предполагалось, что они, получив образование, понесут далее свет духовного просвещения.

Одновременно со школой при Георгиевской церкви стараниями отца Иоанна Румянцева возникает общество Феодора Тирона, названное в честь небесного покровителя великого писателя.  Его  основной целью была организация публичных чтений религиозного характера и распространение духовных знаний.

К 180-летию Федора Михайловича Достоевского, отмечавшемуся 11 ноября 2001 года, был открыт памятник  работы скульптора Вячеслава Михайловича  Клыкова. Скульптор работал бесплатно. Гипсовая модель памятника была изготовлена им еще в начале 90-х, но тогда старорусская администрация не нашла денег на его отливку и установку. В 2001 году с деньгами тоже были большие проблемы. Был объявлен сбор средств. Скульптору пришлось написать собственноручную расписку литейщикам, чтобы они изготовили памятник, потому что администрация Старой Руссы не успела собрать к сроку необходимой для отливки суммы – 1,2 миллиона рублей: были собраны только 800 тысяч.

В  день 180-летия со рождения Федора Михайловича Достоевского в Старой Руссе была открыта серия мемориальных досок в местах, связанных с его жизнью и творчеством.

На месте, где когда-то стоял дом отца Иоанна Румянцева, настоятеля Георгиевской церкви, установлен валун вот с такой доской.

Церковь святого великомученика Мины находится совсем рядом с домом Достоевского на углу Писательского переулка и Валдайской улицы.

 Прежде, эта часть древнего города между Перерытицей и Порусью называлась Мининским концом, по названию церкви.

Исследователи называют различные даты ее построения. Письменных источников не сохранилось. Некоторые считают ее древнейшей в Старой Руссе. Археологи, проводившие здесь раскопки, относят ее к 1410 – 1420 годам. Они же обнаружили, что до каменной церкви на этом месте стояли одна за другой две деревянные, погибшие от пожара.

Обратите внимание

В 1614 году церковь Мины была разорена шведами и литовцами и долгие годы находилась в полном запустении.Народная легенда гласит, что шведы, не найдя пристанища в разрушенном ими городе, въехали на лошадях в храм и ослепли.

Во второй половине 1650-х годов храм был возобновлен на средства Иверского монастыря, а в 1751 году полностью отремонтирован на средства прихожан.В 1874 году рядом с ней построили каменную колокольню и трапезную. Они не сохранились.После Октябрьской революции некоторое время храм оставался действующим. Но в 1937 году был закрыт.

В годы Великой Отечественной войны здание сильно пострадало. Реставрационные работы были проведены в 1948—1949 годах, потом в начале 1960-х. Последние работы завершены в 2008 году.

Троицкая церковь.

Церковь Святой Троицы находится в центре Старой Руссы на улице имени Тимура Фрунзе (бывшей Спасо-Троицкой). У нее типичная для наших церквей история.Первоначально она была деревянной. Время постройки неизвестно.

 По описи города, проведенной по приказу царя Михаила Фёдоровича в 1625 году, она числится сожженой «литовскими людьми» в 1607 годуВ 1680 году купец Яков Тверев дал денег на постройку новой каменной церкви, которую выстроили за четыре года, к весне 1684.

Летом 1759 года она загорелась от находившейся поблизости церкви Иоанна Златоуста, в которой вспыхнул пожар.  Потом три года ушло на ее восстановление.Летом 1836 года по Старой Руссе пронеслась буря, которая сорвала с Троицкой церкви главный купол, и он, упав, сильно повредил само здание.

Оно накренилась и по стенам пошли трещины. Император Николай I выделил средства на капитальный ремонт. Церковь  открылась только к 1860 году. После этого  началась полоса ее расцвета. При ней была открыта приходская школа, где детей учили грамоте, счету, Закону Божьему и пению.

После революции Троицкая церковь действовала до 1930-х годов. Потом здесь был зерновой склад.В Великую Отечественную войну она сильно пострадала во время боев за город: лишилась кровли, глав, верхней части кладки, в стенах были  большие пробоины и сквозные трещины.

Ее отреставрировали только к 1980 году и передали краеведческому музею. Здесь проходили выставки картин, выступления вокалистов и учащихся местной школы искусств.В 1996 году церковь перешла к Русской Православной церкви.

Никольская церковь находится на улице Красных командиров (бывшей Дмитриевской). Церковь была построена в 1371 году.

В летописных источниках она упомянута, как церковь «Николы в городу».В конце 18 века после того, как храм совсем обветшал, его восстановили по образцу старого, но вместо одноглавого он стал пятиглавым.В 1750 году возле церкви была построена колокольня.

После революции,  в 1931 году церковь была закрыта, в ней организовали овощехранилище.В годы Отечественной войны храм был частично разрушен. После восстановления здесь разместили часть экспозиций краеведческого музея.

В 1990 году здание Никольской церкви передали старообрядческой общине, которая занялась ее ремонтом и благоустройством.  Было построено дополнительное здание между церковью и колокольней. В нем разместились трапезная, притвор, гардероб. Вокруг церкви сделали ограду.

Важно

Заменили все пять куполов на храме и купол на колокольне. Они были отреставрированы и заново покрыты медью. На них установлены новые золоченые кресты.В церкви проводятся службы.

Источник: https://shelomova.livejournal.com/289306.html

Георгиевская церковь

Одной из самых древнейших построек на территории Старой Руссы признается церковь во имя Георгия Победоносца. Этот архитектурный памятник был построен на территории древнего поселения примерно в XV веке, что делает его особенно ценным с культурной и исторической точки зрения.

Архимандрит Варлаам в 1410 году возвел на просторной площади удивительный по своей гармоничности и лаконичности храм. Изначально церковь была достаточно маленькой и имела всего один придел во имя Благовещения. Храм имел четыре внутренних столпа, а крыша была представлен лишь одно главой.

Читайте также:  Молитва родителей о детях, находящихся на службе в армии

Георгиевский собор один из немногих православных храмов, которому удалось устоять под натиском литовских и шведских войск в период между 1611 и 1617 годами.

Об этом свидетельствуют многочисленные летописи, в которых упоминается как сам город Старая Русса, так и церковь Георгия Победоносца. Но, несмотря на это, уже к 1710 году храм начал постепенно терять свой былой внешний вид, а к 1740 году и вовсе пришел в запустение.

Из-за этого на территории православной обители прекратили осуществлять богослужения, литургии и любые другие священные действия.

В 1740 году церковь во имя Георгия Победоносца была полностью разобрана. Оставили только фундамент, на котором было принято решение возвести новый православный храм.

Новая святая обитель обрела совершенно иной облик, который позволил сделать внутренние помещения намного просторнее и свободнее.

Совет

Обновленное здание выделялось громадными окнами, которые были украшены прекрасными наличниками и дополнительными нишами, а также декоративным оформлением фасада. Сены церкви выкрасили в нежный кремовый цвет, тогда как элементы декора оформили в красный оттенок.

1905 год стал для этой православной обители переломным моментом. Георгиевский собор был подвержен полной реконструкции и реставрации.

Именно в этот период появилась мозаика на полах, которая придавала им роскоши и помпезности, а стены были украшены чудесными картинами, которые выполнялись в строгом соответствии с эскизами, выполненными В. Васнецовым.

Это является неким подобием росписи Владимирского собора, который находится в Киеве.

К сожалению, до современников не дошла ни одна уникальная роспись. Единственное, чем приходится наслаждаться из старины – небольшой клочок на церковном куполе, который напоминает о «васнецовских» шедеврах, выполненных палехскими мастерами. Это связано с тем, что все стены храма несколько раз переписывались, тем самым каждый слой стирал былую красоту начала XX столетия.

В 1957 году было принято решение о разборе старой колокольни, поэтому сооружения быстро разошлось по кирпичам. Сегодня этот архитектурный ансамбль восстановлен.

Теперь величественная колокольня призывает всех паломников заглянуть в этот удивительный Георгиевский собор, который закрывался в Советский период всего лишь два раза: в 1939 году, о чем попросили сами трудящиеся, а также во время ВОВ.

Источник: https://samovar.travel/place/georgievskaya-tserkov/

Икона Пресвятой Богородицы «Старорусская»

  • История написания святого лика
  • Описание иконы
  • Как молиться и о чем

Икона Божией Матери «Старорусская» почитается как чудотворная и известна как самый большой образ в мире. История ее связана с многолетней борьбой православных верующих за обладание образом, а празднование совершаются дважды в год: в день первого появления в городе и в день ее возвращения после 300 лет пребывания в Тихвине.

История написания святого лика

Точная дата написания иконы неизвестна, но упоминание о ней впервые встречается в монастырских хрониках за 1609 год, когда образ был перенес в Русу (Старая Русса) для спасения ее от набегов язычников и варваров. В 1570 году в городе Тихвин началась эпидемия моровой язвы и жители попросили у соседей исцеляющую икону для того, чтобы совершить молебен и получить исцеление от язвы.

Икона Богородицы «Старорусская»

Тихвинцы получили образ и совершили с ним крестный ход, по окончанию которого не вернули ее владельцам, но поместили в местном городском храме.

Летом 1805 года жители Старой Руссы начали подавать прошения и ходатайства о возвращении иконы, которую украли тихвинцы.

Жалобы были направлены к митрополиту Новгородской губернии и тот удовлетворил просьбу, но архимандрит монастыря в Тихвине категорически отказался подчиниться и отдать икону, аргументируя это возмущением в среде горожан.

Обратите внимание

До 1830 года рушане неоднократно направляли ходатайства о возвращении доски в Священный Синод, городскую думу и даже императору. В 1848 году рушане предложили Священному Синоду альтернативу: оригинал возвращается в Русу, а священная копия остается в Тихвине, но и ее отвергли.

В 1888 году святыня была возвращена, но только после личной просьбы великого князя Владимира. По возвращению жители совершили крестный ход вокруг города и отслужили молебен иконе, а после разместили в специально построенной для нее церкви.

Описание иконы

Есть два известных образа Старорусской Божией Матери: один оригинальный образ, написанный в XIII веке и позже утраченный, а второй — современный список. Каждый из них прекрасен, но имеет свои отличительные особенности.

Древний образ относится к типу Одигитрия и точно не известно где он был написан. Современный образ был создан в Старой Руссе и сочетает в себе черты двух различных стилей иконографии.

Древняя икона изображает Пречистую Деву с Младенцем на руках, чей взгляд обращен к Матери. Правая ступня Младенца развернута в профиль к зрителю (черта Тихвинской иконографии), а одежда Богородицы написана в стиле Грузинской иконографии.

Оригинальная икона самая большая в мире — 260 см в высоту и 190 см в длину.

Старорусская икона Богоматери

Младенец Христос на иконе одет в белый хитон, который по всей ткани украшен символами Троицы и имеет ворот в виде буквы Y.

 Нога Христа обнажена, а Он сам укрыт плащом ярко-красного цвета — символа царственности. На некоторых списках плащ сделали золотого цвета как символ Воскресения.

Богородица также одета в мафорий темно-красных охристых тонов, а ее лик обрамлен синевой плата.

На заметку! Копия Старорусской Богородицы была написана в 1912 году и сегодня хранится в Покровском женском монастыре.

На ней святые лики изображены иначе: Младенец Христос нарисован отвернувшимся от зрителей, всей своей фигурой выражающий желание отдалиться. Его левая рука прислонена к голове, а в правой находится свиток.

Руки Девы Марии образуют для Младенца нечто наподобие трона, а по общему виду образ имеет сходство со Спасом Недреманное Око.

Отличия от оригинала объясняются двумя разными версиями:

  1. Тихвинцы небрежно относились к реликвии и хранили ее в плохих условиях так, что она покрылась сажей и копотью. Когда позже ее хотели обновить, то невозможно было различить лики и их обновили неправильно.
  2. Вторая версия более мистическая, она говорит, что лик Младенца отвернулся от смотрящих, потому что грехи жителей Старой Руссы были слишком велики и порочны.

При советской власти образы были переданы в Краеведческий музей, предварительно освобожденные от всего серебра. Во время Второй Мировой войны оригинал был утрачен, а второй образ был вывезен немцами из музея, но его отбила Красная армия и с 1946 года он хранится при церкви Святого Георгия.

Как молиться и о чем

В наши дни список хранится в Старой Руссе — это копия древней иконы, которая несколько отличается от оригинала. Другие списки можно увидеть в:

  • Успенском соборе в Тихвине;
  • Новгородской церкви апостола Филиппа.Икона Божией Матери «Старорусская» (Старая Русса, Россия)

Три копии хранятся в Старой Руссе: в Троицком, Георгиевском и Воскресенском соборах. Поклониться можно любому из вышеперечисленных образов и прочитать перед ними молитву.

Для этого можно приехать в один из храмов в день памяти иконы: 17 мая (первое появление в Старой Руссе) или 1 октября (возвращение из Тихвина). О чем молится перед ней? Люди просят о:

  • защите души от искушений;
  • спасения души;
  • охране от воров имущества;
  • благословенной семейной жизни;
  • спасении и защите детей.

Важно! Молитва, читаемая перед Божьей Матерью должна идти от чистого сердца и быть всякого злого умысла. Богородица выступает в роли ходатая перед Всевышним Господом за людей и молиться в первую очередь о спасении душ человеческих

Икона Богородицы Старорусская

Янв 17, 2019 13:46Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/ikony/starorusskaya-ikona-presvyatoj-bogoroditsy.html

Город-курорт Старая Русса

Город в Новгородской области Старая Русса расположен на пересечении дорог, связывающих две российские столицы — Москву и Петербург. Город расположен в междуречье рек Полисть и Порусья.

Вопрос о времени возникновения города до сих пор остается открытым. Берестяная грамота, обнаруженная в 1975 году в Новгороде, утверждает о существовании Русы уже в середине XI века. А вот в летописи Старая Русса упоминается только под 1167 годом. Доверяясь берестяной грамоте, в 2015 году горожане отметили 1000-летнюю историю города.

Река Полисть делит город практически на две равные части. Начнем знакомство с городом от ее берегов.

Спасо-Преображенский монастырь (Монастырская площадь, д.1) — самый старый из всех исторических памятников города. Обитель была возведена на правом берегу реки Полисть в 1192 году.

Важно

Монастырь за годы своего существования не один раз подвергался нападениям и разорениям, несколько раз перестраивался.

В настоящее время от монастырского ансамбля сохранились четыре каменные церкви — три храма: Преображение Иисуса Христа, Рождества Иисуса Христа, Сретенье Господня и колокольня-храм неизвестного посвящения.

Пятый храм — собор Старорусской иконы Богоматери до неузнаваемости перестроен под спортивную школу.

В 1960-х годах монастырские здания, серьезно пострадавшие в годы войны, были отреставрированы. С 1973 года здесь размещается краеведческий музей и картинная галерея, в которой представлены работы художников, родившихся в Старой Руссе или ее окрестностях.

Еще один храм города расположен на берегу реки Полисть — Храм Воскресения Христова (Воскресенский собор) (ул.Возрождения, д.1). Если быть точным — храм стоит на мысу при слиянии двух рек — Полисть и Порусья.

Когда-то на крутом холме в этом месте находились высокие городские стены с крепкими воротами, кругом были земляные валы. Здесь же стояла деревянная Троицкая церковь.

В конце XVII века взамен деревянной церкви был возведен каменный храм. Была при соборе и двухэтажная колокольня. Неоднократно и собор, и колокольня подвергались перестройкам.

В 1828-1833 годах Воскресенский собор был еще раз перестроен — по проекту выдающегося зодчего Василия Петровича Стасова.

Одновременно была надстроена и колокольня.

Совет

От стен Воскресенского собора отлично видно, какой крутой поворот делает река Полисть в месте слияния с Порусью.

Церковь Святой Троицы (ул.Тимура Фрунзе, д. 12-А) расположена южнее Спасо-Преображенского монастыря, в городском парке (рядом с гостиницей «Полисть»).

Первое время церковь была деревянной, точная дата ее постройки неизвестна. В 1625 году в Старой Руссе была проведена первая опись города, в которой церковь Троицы числилась сожженной с 1607 года.

Еще 70 лет место, на котором некогда находился храм, пустовало. Только в конце XVII века начинается восстановление церкви. Храм горел, в XIX веке серьезно пострадал от бури, обрушившейся на город.

Восстановление и перестройка Троицкого храма после стихии велись под руководством архитектора Константина Тона.

Датой возведения Церкви Святого Великомученика Георгия Победоносца (ул.Георгиевская, д.26) считается 1410 год. В 1740 году храм перестроен с сохранением старой основы. Находившаяся рядом и бывшая некогда самостоятельной, церковь Благовещения в ходе перестройки становится приделом Георгиевской церкви.

В конце 2009 года в настенных нишах были установлены керамические изразцы, изготовленные московским архитектором Анной Смирновой. Выполнены изразцы в традициях, характерных для XVII века, изображены на них сцены из жития святого Георгия-Победоносца.

В Георгиевской церкви хранится главная святыня Старой Руссы — список иконы Божьей Матери «Старорусской».

Обратите внимание

На пересечении Георгиевской улицы и Писательского переулка находится Церковь Святого Великомученика Мины (ул.Георгиевская, д.44). Из-за отсутствия летописной датировки точная дата храма неизвестна, сведения очень разнятся — называются даты в периоде от XI до XV века.

С церковью Мины связана легенда времен шведского нападения на Русу воинов Делагарди. Говорят, что въехавшие на лошадях в храм шведские воины сразу же ослепли.

Делагарди, пораженный этим событием, отправил ослепших воинов в Швецию в доказательство чудес, которые совершаются в православных храмах Руси.

Еще одна храмовая постройка в правобережной части города — Церковь во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца (ул.Красных командиров, д.8).

Согласно летописным источникам в 1371 году в княжение Дмитрия Донского «для оживления торговли» вблизи Торговой площади построен храм.

Это была каменная церковь, называли ее «Николы в городу» или «Николы на торгу», так как посвящена была покровителю торговли Николаю Мирликийскому. В 1710 году церковь была перестроена на старой основе с повторением плана древней постройки.

Древняя кладка стен при этом сохранилась на высоту до 2-2,5 метров. В 1810 году к храму была пристроена колокольня, сохранившаяся до наших дней.

Рядом с Никольской церковью в сквере (перекресток ул.Сварога и ул.Красных командиров) в 2001 году установлен памятник Федору Михайловичу Достоевскому.

Памятник (архитектор — Вячеслав Клыков) создан на пожертвования жителей Новгородской области к 180-летию со дня рождения писателя. Рядом со скульптурой разбит сквер — скамейки, цветочные клумбы. Можно сделать небольшую передышку после прогулок по Старой Руссе и посидеть рядом с Федором Михайловичем.

От памятника Достоевскому недалеко расположен и дом-музей писателя (наб.Достоевского, д.42/2).

Дом-музей Ф.М.Достоевского открыл свои двери в 1981 году. Шесть комнат второго жилого этажа дома восстановлены в том виде, в каком они были при Достоевских. В экспозиции представлены наряду с экспонатами эпохи Достоевского подлинные вещи, книги, документы писателя и членов его семьи. Прогуляться по экспозиции музея можно здесь.

Важно

Если в музее Достоевского можно прочувствовать эпоху XIX века, то музей «Усадьба средневекового рушанина» (ул.Сварога, д.44) позволяет посетителям окунуться в атмосферу дневнерусского города.

Прогулка по средневековой усадьбе рушанина, т.е. жителя Русы, дает возможность посетить хоромы и познакомиться с устройством быта того времени.

Кроме этого музей позволяет узнать, что такое варница и градирня, и увидеть их принцип работы.

Музей «Усадьба рушанина» расположен в непосредственной близости от центральных ворот курорта «Старая Русса» (ул.Минеральная, 62).

Годом открытия курорта считается 1828 год. В этом году начинается строительство первого здания на берегу соляного озера.

Первыми пациентами нового курорта изначально были солдаты, нуждающиеся в лечении после заболеваний или ранений. В первые десятилетия своего существования курорт принадлежал военному ведомству.

Только через тридцать лет Старорусский бальнеогрязевой курорт стал привлекать внимание представителей русской аристократии. В 1854 году заведение перешло из военного ведомства в ведомство удельное.

Читайте также:  Преподобный анатолий оптинский, старший

И потянулись в Старую Руссу знаменитые артисты, писатели, общественные деятели оздоравливать свой организм минеральной водой и «успокаивать нервы» благотворным воздухом.

Совет

Символом и украшением курортного парка является самый мощный в Европе самоизливающийся минеральный фонтан — Муравьёвский.

Источник получил свое название в честь графа М.Н.Муравьева-Виленского, министра уделов и государственных имуществ. По его приказанию он был вырыт в 1859 году.

В конце XIX века над фонтаном был возведен металлический ажурный павильон с остеклением. Шатры над фонтаном менялись, последний разобрали в 1996 году. Сейчас фонтан стоит открытым, вокруг него создана зона отдыха.

Макет фонтанного павильона можно увидеть в питьевой галереи курорта.

Парк курорта огромен. На его территории расположены три соляных озера — Верхнее, Среднее, Нижнее. Вокруг них проложены прогулочные тропинки. Верхнее озеро облюбовали водоплавающие, отдыхающие устроили здесь «птичью» столовую.

На Среднем озере обустроена пляжная зона — здесь можно купаться, принимать солнечные ванны.

Лечебные грязи и воду Нижнего озера используют по прямому назначению — именно отсюда полезные для организма ингредиенты поступают в процедурные кабинеты курорта.

Курортная территория обустроена, в разных ее частях устроены разнообразные «тематические» уголки. Сад камней.

Небольшой уголок с животными порадует и детей, и взрослых.

Прогулочная зона со сказочным уклоном.

По всей парковой зоне установлены удобные скамейки. Можно гулять, отдыхать, а главное — оздоравливать нервы и легкие, вдыхая благотворный целебный воздух Старой Руссы.

Каждый путешественник, приезжая в новое место, ищет свои местные «изюминки». Город Старая Русса, как пасхальный кулич, сдобрена изюмом от души. Каждый, приезжающий сюда, сможет найти свои «старорусские знаменательности».

Источник: http://club.silver-ring.ru/articles/gorod-kurort-staraja-russa.html

Храм, молитва, акафист Старорусской Иконы Божией Матери :

Иконы Царицы Небесной – самые почитаемые Святыни Православной Церкви. Сила и мощь, которые излучаются, помогают многим людям, семьям, городам, странам в трудные периоды жизни, лишениях, болезнях. Исцеляют от нечисти. Оберегают.

Именно такими чудодейственными качествами обладает Старорусская Икона Божией Матери.

Храм, акафист, молитва, празднование, связанные с этой Святыней Православия – описаны в данной статье.

История

А названа Икона Божией Матери так в честь города – Старая Русса, что в Новгородской области. Здесь икона находилась с того времени, как была принесена греческими переселенцами из города Ольвиополь (в настоящее время – город Херсон, что на территории Украины). Было это во времена зарождения христианства на территории Киевской Руси.

Но в середине XVII века в городе Тихвин, что в Ленинградской области, разразилась моровая эпидемия язвы, из-за которой погибало множество людей.

Тогда одному тихвинцу пришло откровение свыше, что необходимо привезти в город Старорусскую Икону Божией Матери – для исцеления больных людей и защиты местности. Что и было осуществлено.

Только обратно Святыня была возвращена аж через 233 года. Отказывались тихвинцы отдавать обратно чудотворный Лик.

Только в 1768 году, было дано согласие рушанам написать копию для Старорусского Храма. Где ее потом и разместили.

В сентябре 1888 года оригинал торжественно перенесли на руках в Старую Руссу – в Спасо-Преображенский монастырь, который был построен специально в честь Иконы Божией Матери Старорусской.

Обратите внимание

Здесь Святыня находилась до того момента, как к власти пришли большевики. Тогда все украшения с Иконы были сняты, а Лик передан в Краеведческий музей.

Когда в Россию в 1941 году пришли немецкие войска, Старорусская Икона Божией Матери исчезла. Но позже была возвращена.

И в настоящее время находится в Храме Святого Георгия Победоносца – в Старой Руссе. Ее появление здесь было настоящим чудом, о чем красноречиво показывают фрески обители. На них изображено возвращение Иконы, которую несут высоко над головами прихожане. Один из участников шествия – священномученик Владимир Богоявленский, ставший, впоследствии, епископом Старорусским.

Чудесное исцеление

Предания тех дней гласят, что во время перенесения данной Святыни из Тихвина на ее законное место (в Старую Руссу), происходило множество чудес.

Присутствовал при том один монах – насельник Старорусского Преображенского Монастыря – Сергий. Он описал одно из происшедших чудесных исцелений.

В пути за Иконой Божией Матери шла группа женщин (15 человек). Они кричали не своими голосами. Говорили, что в женщин вселился бес.

И несшие Икону не выдержали, посочувствовали несчастным и опустили носилки. И разрешили женщинам приблизиться к Лику – каждой по 12 раз.

Произошло настоящее чудо: смотря на Святыню, исцелившиеся с горячими слезами стали целовать Икону и просить Царицу Небесную о спасении душ своих. И молитва их была услышана.

Описание

Таким образом, существует несколько Старорусских Икон Божией Матери. Первая, написанная в XIII столетии нашей эры, изображает Царицу Небесную с Иисусом на руках, который лицом повернут к Марии.

Вторая была написана в XVIII столетии, как копия первой, когда не было возможности вернуть Икону в город Старая Русса из Тихвина. А через 180 лет, когда подлинник вернулся на прежнее, законное место, прихожане заметили различия между оригиналом и копией. На последней Иисус располагается на левой руке у Марии, и лицо его обращено в сторону от нее.

Источники утверждают, что причиной тому была неухоженность поверхности Святыни. Она сплошь была в грязи и копоти. А потому художник не смог правильно увидеть Лики.

Оригинальная Старорусская Икона Божией Матери является самой крупной выносной иконой в мире, поскольку ее габариты составляют:

  • Ширина – 2,02 метра.
  • Высота – 2,78 метров.

Дни празднования

В те годы, когда Святыня находилась в Тихвине, а потом вернулась: поначалу в виде копии (17 мая по новому стилю), а через десятилетия оригинал (1 октября), зародилась у прихожан Старой Руссы традиция отмечать праздник Старорусской Иконы Божией Матери в эти дни.

На самом деле, праздновать и почитать Святыни можно в любое время года, но священнослужители рекомендуют именно в эти дни прихожанам посещать храм, чтобы помолиться и попросить о помощи, поддержке, исцелении у Царицы Небесной.

И обязательно придет ответ и может произойти настоящее чудо.

Молитва

Старорусская Икона Божьей Матери способна излечивать от различных недугов, искупить грехи, защитить, помочь запутавшемуся человеку встать на истинный путь.

Молитва к Богородице у этой Святыни начинается с обращения к Царице Небесной и утверждения, что Милость Ее помогает от всяких напастей: смертных и людских. Далее следуют слова о рожденном Ею Спасителе, благодаря которому закончились человеческие мучения и подарена жизнь вечная.

Потом звучит просьба о том, чтобы Богородица услышала молящегося и передала эти слова Всевышнему. О том, чтобы снизошла благодать с неба на жизни погибающих. Взывание к Богоматери, как единственной Надежде отчаявшихся людей. Просьба о спасении и сохранении от недоброжелателей.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Акафист

Старорусская Икона Божией Матери находится в Храме Святого Георгия Победоносца, что в городе Старая Русса. И в 2015 году, в октябре (когда была 20-я неделя по Пятидесятнице) была проведена вечерняя служба Митрополитом Старорусским и Новгородским. А после нее священнослужитель осуществил акафистное пение Пресвятой Богородице перед Старорусской Иконой Божией Матери.

Вообще, такой прославляющий Царицу Небесную гимн был сочинен еще в Византии в V-VII веках. В современной Православной Церкви акафист Пречистой Деве Марии занимает почетное место, поскольку из всех гимнов включен в богослужебный устав.

А исполнение его у Святыни Старорусской Иконы Божией Матери точно будет услышан.

Источник: https://www.syl.ru/article/352248/hram-molitva-akafist-starorusskoy-ikonyi-bojiey-materi

Церковь Георгия Победоносца (Георгиевская церковь) – Смородина

Церковь во имя великомученика Георгия с придельною церковью во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы была построена в 1410 году архимандритом Варлаамом в княжение Василия Димитриевича, с благословения архиепископа велико-новгородского Иоанна II.

Церковь практически не пострадала во время шведского разорения 1611 – 1617 годов, однако сильно обветшала к началу XVIII века. С 1710 года служба в ней не велась. В 1740 году храм был частично разобран и выстроен заново на старом основании.

В 1782 году был перестроен и расширен придел Благовещения, а также выстроен притвор.

В то время на стенах не было росписи, а лишь большое число образов, которые висели на стенах и на столбах храма, а также стояли на иконостасе. В 1842 году в Георгиевской церкви был «возобновлен» иконостас. Историки поясняют, что под этим архимандрит понимал создание новой конструкции самого иконостаса, который теперь был украшен резьбой и позолотой.

В то время была также проведена некоторая реставрация древних – «греческих» икон. В 1884 году была сооружена новая колокольня храма, которая была «грандиозной», «русской», как это отмечал М.Полянский в своем очерке. Колокольню выстроили на месте звонницы, которая была разрушена в войну. 1905 года стал для Георгиевской церкви годом перестройки и полного обновления.

Важно

В 1910 году там появились мозаичные полы и настенная живопись, которая была выполнена по эскизам великолепных росписей В.Васнецова из киевского Владимирского собора. Есть данные, что Георгиевскую церковь расписывали палехские мастера. Историки не опровергают этого факта. К большому сожалению, до наших дней эта роспись практически не дожила.

Лишь на куполе сохранились остатки «васнецовского стиля» Все остальное же было переписано, причем неоднократно. С Георгиевской церковью связан интересный факт- это единственный православный храм Старой Руссы, который оставался действующим даже тогда, когда другие храмы были закрыты, приспособлены под склады или разрушены.

Лишь в 1939 году на год храм закрывался «по ходатайству трудящихся» и не работал два года по время войны.

С Георгиевской церковью также связана болезненная история и по сию пору для города. Старорусская икона Божьей Матери в 1570 году была передана жителям города Тихвин, чтобы «усмирить» лютовавшую там эпидемию мора. Болезнь ушла, но тихвинцы не спешили отдавать икону.

Лишь после многолетних тяжб в 1892 году икона вернулась в Старую Руссу. Однако во время Отечественной войны она и многие другие предметы церковной утвари бесследно исчезли. До наших дней сохранился лишь почитаемый образ – копия Старорусской иконы, которая была сделана в 1787 году.

Сегодня она находится на левом клиросе прямо перед иконостасом.

Источник: https://smorodina.com/objects/tserkov-georgiya-pobedonostsa-georgievskaya-tserkov?reviews=true

Старая Русса – старинный уютный русский город

Предыдущий пост | Следующий пост

До  1552 года  город назывался просто Руса.

Старая Русса стоит у озера Ильмень, в месте впадения реки Порусья в реку Полисть (99 км от Великого Новгорода).

Название города скорее всего происходит от реки Порусья, которая в древности называлась — Руса.

По другой версии и согласно “Сказанию о Словене и Русе”, город назвали в честь легендарного героя Руса, который жил в этом месте в 2395 году до н. э. вторая версия мне нравится больше ))))Город старый. Как говорится, основан в незапамятные времена…

Найденная в Новгороде берестяная грамота № 526 подтверждает существование Русы в середине XI века: “На Бояне въ Роусе гр(и)вна, на Житоб(о)уде въ Роусе 13 коуне и гр(и)вна истине…”. 1000-летний юбилей Старой Руссы праздновали в 2015 году.Раньше в городе были стены и крепость, но они не сохранилась. Парк – курорт Старая Русса.

Бальнеогрязевой солевой курорт на берегу соляного озера был открыт в XIX веке. Сначала пациентами были солдаты, а через 30 лет и офицеры с аристократами подтянулись. Потому что лечит местная живая водица из минеральных соленых источников… даже соль тут полезная и с необычным вкусом.

Муравьёвский фонтан, расположенный на территории парка курорта наиболее знаменит. Ранее он бил на 8 метров, теперь слегка ниже. Бьет с 1858 года, название фонтан получил в честь графа Муравьёва. Муравьёвский фонтан и этот источник считается одним из мощнейших минеральных источников Европы.
Фото (С) http://s2.fotokto.ru/photo/full/353/3534789.

Совет

jpgВ 2002 году в Петербурге монетным двором отчеканили 10 рублевую юбилейную монету с изображением фонтана, Воскресенского собора и герба города.
Фото (С) https://pixabay.com/

Музей “Усадьба средневекового Рушанина”

Река Перерытица.Здесь стоит дом Достоевского. Это единственная его недвижимость находящаяся в собственности. Ныне в нем музей.

Музей Достоевского в Старой Руссе

Достоевский. Сидячий.Церковь Николая Чудотворца. Она была построена в 1371 году, а возможно и раньше.При СССР церковь была закрыта. После войны храм был отреставрирован.

Здесь работал сначала краеведческий музей, затем был склад. Во времена РФ церковь передали старообрядческой общине поморцев.Про эту церковь есть отдельный пост. это одна из самых старых церквей окрестностей.

Церковь Святого Мученика Мины в Старой Руссе

Церквей тут много…Церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца. Датой строительства считается 1410 год.После Великой Отечественной войны она была единственной действующей в округе и не разрушенной. Здесь хранится главная святыня города — список иконы Божьей Матери «Старорусской».Церковь Святой Троицы.

Дата основания её неизвестна.В городе есть “Музей Северо-Западного фронта”. Там орудия, пулеметы, карты. Но мы туда не поехали.Знаменитый местный “Живой мост”. Раньше он был не капитальным а на лодках, вот и “дышал”. Потом построили каменный, даже назвали иначе, но название не прижилось, так он живым и остался.

Читайте также:  Храм георгия победоносца на поклонной горе, россия, город москва

Дорожное покрытие у него необычное – деревянное.Весь центр города перекопан. Конкретно перекопан. Но зато все реставрируется капитально.Сначала трубы, затем проклыдвают кабели и только потом новый асфальт. Город будет без проводов между столбами, все под землей. Вот бы и Питеру так давно пора.

Местная знаменитая водонапорная башня.Ресторан Башня. Вообще поесть в выходные тут проблема. Все закрыто на спецобслуживание. Свадьбы повсюду, бум какой-то. В пяти местах побывали пока нашли где перекусить.Город уютный, зеленый, красивый. Дороги не везде айс, но сейчас в центре все капитально реконструируют.

Слияние рек Полисти и Порусьи.Храм Воскресения Христова (Воскресенский собор). На этом месте в старые времена стояла деревянная Троицкая церковь, в 1609 году она сгорела вместе с городом и затем здесь была поставлена каменная крепость.

Есть легенда, что в фундаменте лежит волшебный бел-горюч камень, который избавляет от болезней и печалей. Но о храме я еще сделаю отдельный пост.

Как вам Старая Русса депрессивной осенью?

Метки блога:

Источник: https://pantv.livejournal.com/1707385.html

Род Белоликовых

Георгиевская церковь города Старая Русса               

     К югу от Великого Новгорода на Приильменской низменности, на правом берегу реки Полисть, при слиянии с ней реки Порусья раскинулся древнейший русский город Старая Русса. По археологическим данным он основан в 10 веке, а впервые упоминается в Новгородской  летописи под 1167 годом как Руса.

     Церковь во имя великомученика Георгия с придельною церковью во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы была построена в 1410 году архимандритом Варлаамом  в княжение Василия Димитриевича, с благословения архиепископа велико-новгородского Иоанна II.

М.И. Полянский в «Иллюстрированном историко-статистическом очерке города Строй Руссы и Старорусского уезда» (Новгород, 1885) пишет, что церковь имеет форму квадрата, с прибавлением алтарного полукружия.

Обратите внимание

Сооружение весьма прочное, кладка стен состоит из обожжённого продолговатого  кирпича, дикого камня и плиты внутри храма. Посредине находятся четыре квадратных столба, поддерживающих свод всей церкви и основание купола.

К передним двум столбам приставлен пятиярусный иконостас, возобновлённый в 1842 году; в нём иконы греческого письма. Храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы находится с северной стороны главного Георгиевского храма и имеет вид продолговатый.

Алтарь с одной полукаменною аркою. Церковь  храма отделяется от алтаря  большою аркою. Иконостас устроен в 1852 году; иконы в нём письма греческого.

Георгиевский и Благовещенский храмы были изолированы и не имели внутреннего сообщения.

     Краткие сведения о судьбе церкви Георгия в XVIII – середине XIXвека сообщает архимандрит Макарий в «Церковно-историческом описании города Старой Руссы» (Новгород, 1866).

Он пишет, что церковь практически не пострадала во время шведского разорения 1611 – 1617 годов, однако сильно обветшала к началу XVIII века. С 1710 года служба в ней не велась.

В 1740 году храм был частично разобран и выстроен заново на старом основании.

     Внушительность и праздничность определили облик нового здания.

Его мощный, богато декорированный барабан, увенчанный луковичной главой, четырехскатное покрытие, пилястры, украшенные поясками, поребриком и нишами и «перетянутые» вверху многопрофильным карнизом, большие окна с пышными наличниками, сочетание красного цвета декоративных элементов с кремовой обмазкой стен здания были характерны для архитектуры того времени, когда русские зодчие стремились к возрождению национальных традиций столетней давности. Во время перестройки церкви ее западный притвор был расширен.

     Спустя сорок лет, в 1782 году, был перестроен приделБлаговещения, стоявший до этого в запустении. Во время перестройки он получил луковичную главу на небольшом барабане и четырехскатное покрытие. Тогда же был сооружен притвор.

Важно

     Существовало предположение, что в XVIII веке Георгиевская церковь была расписана, однако оно не подтвердилось.  Первоначально здание имело одинаковое цветовое решение внутри и снаружи. Отсутствие росписи в интерьере восполнялась многочисленными образами, которые висели на столбах и стенах храма, стояли в иконостасе.

      Описи имущества Георгиевской и Благовещенской церкви времени их перестроек до нас не дошли, поэтому мы не знаем, какие иконостасы украшали храмы в XVIII веке. Не исключено, что тогда еще сохранялись древние тябловые конструкции с образами, перенесенными из разнообразных церквей.

     По сведениям архимандрита Макария, в 1842 году иконостас церкви Георгия был «возобновлен».

Говоря о «возобновлении», Макарий, вероятно, имел в виду создание новой конструкции иконостаса, украшенной позолоченной резьбой, и реставрацию икон «греческого письма» («греческими» автор назвал все древние иконы, отличая их таким образом от икон нового времени). Резной иконостас Георгиевской церкви, на наш взгляд, датируется именно этим временем.

В 1852 году был выполнен новый иконостас придела Благовещения, погибший в 1940-е годы. В 1865 году в Георгиевской церкви проводится капитальный ремонт. В 1884 году сооружается новая грандиозная колокольня храма, выполненная в «русском» стиле, о чем сообщает очевидец этого события М.И.

Полянский в «Иллюстрированном историко-статистическом очерке города Старой Руссы и Старорусского уезда» (Новгород, 1885). Колокольня была поставлена на мете старой звонницы, построенной после 1740 года. В войну она была разрушена и впоследствии не восстановлена. Ее снимок есть в книге В.Пылаева «Старая Русса», изданной в Сергиевом Посаде в 1916 году. В.

Пылаев пишет о капитальном ремонте Георгиевской и Благовещенской церквей, приуроченном к их пятисотлетию. Он начался в 1905 году устройством в Георгиевской церкви печного отопления. В следующем году был перестроен Благовещенский придел (алтарная часть сохранилась в старых формах), расширенный за счет притвора.

Через проем западном прясле северной стены Георгиевская церковь стала сообщаться с церковью Благовещения. С запада и севера к зданию были пристроены небольшие помещения. Мы знаем также, что в период до 1910 года в храмах были настелены мозаичные полы, и впервые появилась настенная живопись, которая была выполнена по образцам знаменитых росписей В.М.

Совет

Васнецова из киевского собора Князя Владимира (собор был освящен в 1896 году). Трудно сказать, насколько достоверно бытовавшее еще недавно в Старой Руссе предание о том, что Георгиевскую церковь расписывали палехские мастера. В те же годы по образцам киевского храма была исполнена живопись церкви Ильи пророка в Сольцах. Не исключено, что солецкий и старорусский храмы были расписаны одной артелью художников.

   Стенопись Георгиевской и Благовещенской церквей, исполненная по штукатурке в технике масляной живописи, неоднократно переписывалась. Есть сведения о внутренних работах в храмах в 1940-е годы, о реставрациях их живописи, осуществленных в 1968 году новгородцем Ю.И.Марковым и в 1976-1980 годах москвичами А.

Лисицыным, А.Ивановым, Е.Г.Тимаковым, А.А.Егоровым. Однако во всех перечисленных случаях следует говорить не столько о «реставрации», то есть сохранении и воссоздании подлинной живописи, сколько об «обновлении» интерьера.

А те работы, которые были проведены в Георгиевской церкви в начале 1990-х годов, вообще имели ярко выраженный «оформительский» характер и оставили о себе память в виде пышного, неподходящего для культового здания «узорочья».

  В результате о живописи «васнецовского стиля», украсившей Георгиевскую церковь в начале ХХ века, мы можем судить в данный момент лишь по относительно сохранным изображениям «Господа Саваофа» в куполе  и евангелистов Иоанна и Матфея в северо-восточном и юго-восточном парусах, которые в 1996 году были открыты новгородскими реставраторами из-под поздних записей. Тогда же по образцам киевского собора нашими реставраторами были реконструированы сильно утраченные изображения евангелистов Луки и Марка в двух других парусах.

Еще несколько лет назад церковь Георгия с приделомБлаговещения была единственным действующим православным храмом Старой Руссы. Другие городские храмы в советский период десятилетиями использовались не по назначению – в лучшем случае как музейные здания, а в основном как складские, хозяйственные или жилые помещения.

Георгиевская же церковь стояла без службы относительно недолго: с 1939 года, когда она была закрыта решением Ленинградского облисполкома «по ходатайству трудящихся», до осени 1941 года, с марта 1943 года по июнь 1945 года. Тогда храм пустовал, за исключением первых месяцев 1945 года, в которые был занят под рабочее общежитие.

23 июня 1945 года, после небольшого ремонта, был заново освящен Благовещенский придел, 24 декабря следующего года – главный престол храма.

Обратите внимание

     В военный период Георгиевская церковь была открыта по распоряжению немецких оккупационных властей.

Весной 1943 года, во время наступления советских войск на Северо – Западном фронте, они вывезли основное имущество храма, в том числе список  XVIII века с чудотворного образа «Богоматери Старорусской», в Дно, в церковь Михаила Архангела, где оно находилось под наблюдением старорусского священника отца Сергея Василевского.

Из Дно часть ценностей была переправлена в кафедральный собор города Риги. Резной иконостас Георгиевского храма после войны оказался в Успенской церкви села Коростынь. Там же и в соседнем селе Борисове была обнаружена часть церковной утвари.

     Для храма эти перемещения обернулись большими потерями.

После войны были возвращены только те предметы утвари, книги, облачения и иконы, которые хранились в Коростыни, Борисове и в Дно, причем по поводу некоторых икон, незаконно оставленных в церкви Михаила Архангела ее причтом, шла многолетняя тяжба.

Другие иконы Георгиевской церкви, и в их числе образа главного иконостаса, были утрачены для Старой Русса навсегда: они или погибли, или ушли на Запад. Среди них были такие, которые по древности не уступали самому храму, то есть насчитывали несколько столетий.

  Сейчас взамен вывезенных в 1943 году «греческих» икон в иконостасе стоят иконы из других храмов, отреставрированные в 1980-е годы Ю.Новиковым: праздники, Деисус, пророки и праотцы второй половины XVIII века, разновременные местные образа и среди них – «Георгий в житии» XVI столетия.

Известно, например, что 9 икон было передано в Георгиевскую церковь в 1946 году из Благовещенской церкви села Горки Порошки, куда в свою очередь они поступили из кладбищенской Симеоновской часовни Старой Руссы. Во время войны пропала и  одна иззнаменитых богородичных икон, почитаемых всей русской православной Церковью “Богородица Старорусская”.

Согласно народному преданию, икона была привезена в Старую Руссу в конце X века из греческого города Ольвиополя. Начало творения ею чудес связывается со временем Ивана Грозного.

Важно

   В 1570 году, во время морового поветрия, охватившего северные окраины Новгорода, чудотворный образ Богоматери был перенесен в Тихвин, где он оставался более трехсот лет.

В 1888 году, после длительной тяжбы с тихвинцами, не желавшими расставаться с драгоценной реликвией, икона была возвращена в Старую Руссу.

В результате многократного копирования и перенесения икон в Новгороде и Старой Руссе образовалось два типа копий Старорусской иконы. В настоящее время под наименованием “Старорусская” особо почитается один из ее условно называемых “списков” – по устному свидетельству, копия с копии чтимой иконы.

Икона находится в действующей Георгиевской церкви, на левом клиросе перед иконостасом, как некогда в соборе Тихвинского Успенского монастыря. Она имеет богатый серебряный оклад середины XIX века с большими вставками, предположительно, XVIII столетия.

ЦГА СПб Фонд 7179 Опись 10 дело 315 (типографская печать)

Л.2об

Протокол № 26

Заседания Президиума Ленинградского областного исполнительного комитета от 7 августа 1931 года

пункт 11. О ликвидации Георгиевской церкви в гор. Ст.Руссе Старорусский район

Ввиду того, что здание церкви требует неотложного ремонта, который 20ка не производит, что рядом с Георгиевской церковью находится Педтехникум, стесненность которого в помещении не дает возможности расширить прием учащихся, а здание данной церкви может быть переоборудовано под школьный клуб и гимназический зал, на что средства у Горсовета имеются, что на расстоянии полукилометра находится церковь Мины вместимостью в 500 чел., где верующие могут удовлетворить свои религиозной потребности, а также учитывая, постановление 34-х избирательных собраний о закрытии указаний церкви – церковь ликвидировать и здание передать для расширения Педтехникума.

Примечание: Настоятелем Георгиевской церкви предположительно с 1932 года до 1937 года был протоиерей отец Иоанн – Белоликов Иван Захарович, арестованный 20 октября 1937 года и приговоренный Особой тройкой  УНКВД  ЛО 4 ноября 1937 года по статье 58-10-13 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в Ленинграде 12 ноября 1937 года.

Вслед за отцом Иоанном, 29 октября 1937 года, был арестован священник (дьякон) этой церкви Верещагин Николай Клавдиевич, 1898 года рождения. Особая тройка  УНКВД  Ленинградской области 10 ноября 1937 года  приговорила его по статье 58-10 УК РСФСР к расстрелу. 19 ноября 1937 года приговор приведен в исполнение.

Источники:

1. А. Трифонова «Георгиевская церковь в Старой Руссе» («София» №3, 1997 год)

2. М. Чумовицкая «Храмы Старой Руссы» ( «София» №3, 1997 год)

3. Н. Жервэ «Страницы истории храмов старорусского благочиния»

(«София» №3, 1997 год)

ЦГА СПб Ф. 7179 Оп. 10 Д. 315 Л.2об. Л.125

На главную страницу сайта

Источник: http://belolikovi.narod.ru/georgievskaya.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector