Икона божией матери свенская (печерская), россия, город москва, государственная третьяковская галерея

Чудотворная Свенская икона в кривом зеркале современности

«О Пречудная, Пресвятая Владычице, Богородице, Мати Христа Бога нашего! Услышь глас молитвы моей и дай мне, Госпоже, прозреть очами и узреть свет и Твой чудотворный образ. Все, что я зрю с места сего во все четыре стороны, это я отдам дому Твоему. Я созижду храм и обитель на этом месте, которое Ты возлюбила» (Молитва Черниговского князя Романа Михайловича)

 

Тропарь Свенской иконы Божией Матери, глас 4:

Днесь светло торжествует Свенская обитель, и радуется явлением образа Богоматери безмерный лик печерских отцев, с ними же и мы непрестанно вопием: Радуйся, Благодатная, Свенская Похвало.

Печерская-Свенская икона Богоматери.
67 х 42.
ГТГ, инв. № 12723.
Икона написана на цельной липовой доске с неглубоким ковчегом и круглящейся лузгой.
Сохранность: древнейший красочный слой сохранился не слишком хорошо, на нем много потертостей с позднейшими записями.

Печерская-Свенская икона Богоматери (см. илл.) иконографически восходит к типу Панахранта (Всемилостивая) и, возможно, является одним из изводов Кипрской иконы Богородицы. Подобный иконографический тип прямо сидящей на престоле Богоматери более характерен для монументальной живописи – фрески и мозаики из-за своей торжественной строгости.

Спас-Эммануил, сидящий на коленях Богоматери, простертыми руками двуперстно благословляет стоящих пред троном Феодосия (слева) и Антония (справа), основателей Киево-Печерского монастыря. Икона донесла до нашего времени древнейшие сохранившиеся иконные образы Антония и Феодосия. Антоний почил о Господе 7 мая 1073 г., а Феодосий – в 1074 г.

Богоугодные отцы удостоились ранней канонизации: мы знаем по «Киево-Печерскому патерику», что уже в XII в. в монастыре были их иконы, которые показывали греческим строителям каменного собора. Но, как гласит традиция, еще до прибытия в Киев, во Влахернском храме константинопольским каменоделам было видение Богоматери с предстоящими печерскими настоятелями.

Обратите внимание

Возможно, это видение, о котором в монастыре бытовали устные легенды, повлияло на композицию иконы. Преподобный Антоний (см. илл.

) изображен на иконе в монашеской мантии с золотыми застежками, поручах, аналаве, островерхом схимническом куколе с крестами, левая рука в молении, в правой – развернутый свиток с текстом: «Молю вы оу Бога держимъся […] въздержанье и не ленмься и[…]а бо о сем Г[…]д помощьника». Эта иконография получила распространение с XVI в. (напр., икона XVI в. (ГММК); икона сер. XVII в.

северных писем (ГТГ); средник пророческого ряда иконостаса Успенского собора г. Тулы, XVIII в.; икона XVIII в. (ЦМиАР)). Отдельный извод этой иконографии представляет икона сер. XIX в. (ЦМиАР), на которой руки Богородицы возложены на плечи Антония и Феодосия.

Свиток в руках Феодосия сохранился плохо, форма свитка была изменена, теперь свиток спускается до земли и при этом закрывает часть трона, текст на свитке переписан в древности: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом Твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне Суда Твоего Страшнаго на хвалу и славословие Тебе».

По гипотезе Н.П. Кондакова, Печерская-Свенская икона Богоматери является списком с заалтарного образа – мозаичного изображения Богоматери (1083-1089) в алтаре печерского Успенского собора. Этот образ прославился вскоре после своего создания (Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т. 2. Пг., 1915. С. 327). Сам же печерский образ (мозаичный или исполненный на доске), возможно, повторял икону, находившуюся в Софии Константинопольской. В опубликованной Л.Н. Майковым «Беседе о святынях Цареграда», датируемой концом XIII – началом XIV в., приведена любопытная подробность: в соборе «по левой стороне есть теремецъ чюдно устроенъ; въ немъ икона Пречистая Царица Богородица; та икона посылалав мастеры на Кiевъ ставить церковь въ Печере ко святому Антонию и Феодосию» (Сборник. Отделения русского языка и словесности. 1890. Т. 51. Вып. 1. С. 14). Вместе с тем, как предположила В. И. Антонова, икона «является списком, исполненным в Киеве с одной из недошедших до нас древних печерских икон» (Антонова В.И., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. Т.1. М., 1963. С. 77). Эту версию разделял и В. Н. Лазарев (Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983. С. 45, 169).

Датировка иконы вызывает полемику. Если В. И. Антонова приурочивала ее написание ко времени основания Свенского монастыря (1288), то А.Н. Овчинников – к эпохе Алимпия, т.е. к концу XI столетия (Овчинников А.Н.

Иконы «Святой Пантелеимон» и «Богоматерь Свенская-Печерская» // Символика христианского искусства. М., Родник, 1999. С. 428.), что повторяет атрибуцию И.Э. Грабаря (Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. М., 1966. С. 157).

Для обоснования датировки Овчинников привёл следующие аргументы: «Палитра более чем скромна: листовое золото, белила свинцовые – грубые и тонкие в зависимости от назначения, аурипигмент и реальгар, киноварь, земляная краска железноокисная, глауконит (земля зеленая), лазурит, чернь, умбра ..

. В живописи можно найти много точек соприкосновения с живописью Синая (от редакции: http://rublev-museum.livejournal.com/14637.html)».

По преданию, икона Богоматери почиталась святыней Успенского собора Печерского монастыря, расположенного в 3 километрах от Брянска, на реке Свине (сейчас – село Супонево, уже вошедшее в черту города), и была написана в начале XII в.  легендарным Алимпием Печерским (Успенские М.И. и В.И. Заметки о древнерусском иконописании.

Известные иконописцы и их произведения: 1. Св. Алимпий и 2. Андрей Рублев. СПб., 1901. С. 18-23, 28, 29.). О прп. Алимпии, который учился иконописному художеству у византийских мастеров, украшавших в Киеве Великую церковь – ныне Успенский собор Киево-Печерской лавры, сохранились некоторые сведения в «Киево-Печерском патерике».

Важно

Печерский инок, которому Господь судил стать первым русским иконописцем, почил ок. 1114 г. После разорения монголо-татарами Киева икона была перенесена в Брянск. Этот чудотворный образ исцелил от слепоты в 1288 г.

местного князя Романа, сына Михаила Всеволодовича – черниговского князя, претерпевшего мученическую смерть в Золотой Орде.

Роман Михайлович основал на месте, где совершилось чудо, монастырь во имя Успения Божий Матери. Тогда же, в 1288 г., было установлено и празднование Свенской (Печерской) иконе Божией Матери – 3 мая.

Впоследствии икона прославилась многими исцелениями слепых и бесноватых, а также защищала монастырь и город от врагов. Когда в 1812 г.

к городу подступили французы, его жители на руках обнесли Свенскую (Печерскую) икону вокруг Брянска, и по их усердной молитве к Заступнице рода христианского неприятель прошел мимо, а вскоре и вовсе бежал из России. В память избавления от французов в 1815 г.

была «устроена» новая золотая риза для Свенской (Печерской) иконы. С тех пор в Брянске в память этого чуда ежегодно 17 августа совершался крестный ход. В иконостасе монастырского Успенского собора, по правую сторону царских врат, и пребывала чудотворная в течение почти семи столетий.

После закрытия Свенского монастыря в 1924 г. икона была вывезена в 1925 г. из Успенского собора Н.Н. Померанцевым в ЦГРМ (Центральные государственные реставрационные мастерские), откуда в 1930 г. она попала в Третьяковку. В 1927 г. сотрудниками ЦГРМ Г.О. Чириковым и В.О. Кириковым была проведена сложная реставрация святыни: http://expertmus.livejournal.com/53393.html

Попечением Пречистой иноческая жизнь в Свято-Успенском Свенском мужском монастыре возродилась в 1992 г., и спустя восемь лет численность братии составляла уже 25 человек. Первым наместником был назначен архимандрит Никодим (Анискин, † 27.10.2010). При нем в 2008 г.

Совет

состоялось торжественное празднование 720-летия обители, в котором приняли участие архиереи Русской Православной Церкви из России и сопредельных Украины и Белоруссии. 26 июня 2011 г.

Читайте также:  Икона божией матери пожайская, литва, город каунас, пажайслисский монастырь, костел сретения девы марии и елизаветы

, в неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших, Святейший

Патриарх Кирилл в Свенском монастыре Брянска на развалинах алтаря взорванного в 1930 г. Успенского собора (см. илл.

) совершил Божественную литургию, по окончании которой обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, выразив твердую надежду, что «в ближайшее, насколько это возможно, время здесь появился бы благолепный храм с чудотворной Свенской иконой Божией Матери. Тогда, несомненно, особая благодать и Покров Царицы Небесной будут пребывать над Брянской землей».

В ответном слове Брянский епископ Феофилакт, который является священноархимандритом Свенского монастыря, выразил надежду, что патриаршая служба станет отправной точкой восстановления собора. Главной реликвией этого храма, сказал еп. Феофилакт, до его закрытия была Свенская икона Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими.

«Ныне она, как и многие святыни, все еще в узах, но мы верим, что Ваша молитва и Ваше деятельное участие приведут к тому, что время возрождения собора и возвращения святыни совпадут»,- поведал владыка Патриарху Кириллу от лица всего брянского духовенства.

Эти слова Предстоятеля Русской Православной Церкви и одного из её правящих архиереев о чудотворной Свенской иконе были процитированы не только на официальных патриархийных сайтах, но и во многих епархиальных изданиях.

И вдруг, как гром среди ясного неба, в ряде СМИ, включая «Интерфакс-Религия», вдруг выскочили перлы главы Синодального информационного отдела Московской Патриархии Владимира Легойды, выступившего с опровержением (?!) слов Патриарха Кириллао намерении Церкви вернуть брянскую святыню.

По словам Легойды, который уже не раз обнаруживал свою  некомпетентность, «Русская православная церковь не будет обращаться с просьбой передать икону в храм без предварительных серьезных консультаций с сотрудниками Третьяковской галереи».

Напомним, что не так давно Владимир Легойда  после своего визита в Третьяковку объявил о полном согласовании всех позиций с новым директором ГТГ: http://expertmus.livejournal.com/54901.html Его слова были процитированы 27 июня Александрой Соповой в газете «Известия», которая недавно сменила в очередной раз своего владельца и тщится любой ценой спастись от банкротства. Поразительным образом далеко не дипломатический демарш Владимира Легойды против Предстоятеля РПЦ напомнил выступления либеральных СМИ, которые после патриаршего визита в наш Музей имени Андрея Рублева поспешили переиначить слова Патриарха Кирилла в том смысле, что «РПЦ не будет претендовать на «Троицу» Андрея Рублева».

В той же заметке «Известий» помещена очередная порция беспардонной лжи известного провокатора Левона Нерсесяна, который заявил, что де «закон сегодня на стороне музея и позволяет ответить на просьбы о выдаче памятника вежливым отказом. Если законы будут соблюдаться, Свенская икона Третьяковскую галерею не покинет».

При этом Нерсесян привёл в качестве примера крайне отвратительный случай с одним из шедевров нашего музейного собрания, который до последнего времени умалчивался. Речь идёт о выдаче по просьбе Церкви Волоколамской Владимирской иконы Божией Матери из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Обратите внимание

Как проболтался Левон Нерсесян, «случай Торопецкой иконы был учтен музейными работниками, и в резолюции расширенного реставрационного совета отмечено, что до возвращения Торопецкой иконы в Русский музей об экспонировании других памятников в храмах речи быть не может».

Как видим, у таких «напёрсточников», как Нерсесян, понятия о законности весьма расплывчаты и легко оборачиваются полным беззаконием!

Оказывается, чудотворная Волоколамская (Владимирская) икона Божией Матери, сохранность которой вполне удовлетворительна для временного принесения на поклонение в Иосифо-Волоколамский монастырь, не будет отпущена беззаконниками, пока не вернётся Торопецкая икона! Как стало известно редакции нашего музейного блога, 26 апреля 2011 г. наместник Иосифо-Волоколамского монастыря игумен Сергий направил прошение (исх. № 66) министру культуры Александру Авдееву разрешить принесение Волоколамской иконы в родную для неё обитель с 10 по 20 июня 2011 г. Однако никакого ответа ни от Авдеева, ни от администрации ЦМиАР не последовало, что, впрочем, неудивительно, если о судьбе музейных ценностей нынче в прессе вещают не официальные представители Минкультуры, а полоумные демагоги нерсесяны:-)

Их излюбленный «пример», что де «храм при Третьяковке дает пример сотрудничества между музеем и верующими: сюда в праздник Троицы приносится на богослужение знаменитая икона кисти Андрея Рублева», на самом деле яйца выеденного не стоит, если та же чудотворная Свенская икона последний раз переносилась из экспозиции ГТГ на богослужение в «домовый храм» аж в далёком 2003 году! Увы, об этих фактах главе Синодального информационного отдела Московской Патриархии Владимиру Легойде, который до сих пор не удосужился наладить сотрудничество с православными музейными экспертами, ничего неизвестно. Тем не менее, в своих скоропалительных заявлениях – «от имени Церкви»! – ему не следует забывать, что движение «Православная Россия» вместе со свенской братией неоднократно добивалось возвращения чудотворной иконы:http://rublev-museum.livejournal.com/158475.html

Источник: https://expertmus.livejournal.com/76871.html

Икона Божией Матери Свенская (Печерская). Празднование 3/16 мая, 17/30 августа

Сын святого мученика князя Михаила Черниговского, зверски замученного в Орде за то, что отказался изменить православной вере, Роман молился перед дивным древним образом Свенской (Печерской) Богоматери.

По преданию, эта чудотворная написана самим преподобным Алипием, который учился иконописному художеству у византийских мастеров, украшавших в Киеве Великую церковь — ныне Успенский собор Киево-Печерской лавры.

Печерский инок, которому Господь судил стать первым русским иконописцем, почил около 1114 года. Удивительной красоты Свенский (Печерский) образ. На золотом троне с подножьем в виде арок восседает Пречистая; правая стопа Ея покоится на небольшом камне, а левая стоит на амвоне.

На коленях Богоматери — Предвечный Младенец с благословляющими руками. По сторонам трона стоят преподобные отцы — основатели русского иночества: справа от Пречистой — Феодосий Печерский, а слева — Антоний Печерский; в руках у обоих свитки с письменами.

Преподобный Феодосий пишется на этой иконе без клобука, с непокрытой головой, в мантии и епитрахили, а преподобный Антоний — в полном схимническом облачении.

 
Феодосий Печерский — третий из святых, канонизированных русской церковью (первыми стали князья-страстотерпцы Борис и Глеб), и первый преподобный (то есть святой иноческого чина) в этом дивном сонме.

Именно Феодосий и его учитель преподобный Антоний (причисленный к лику святых несколько позже) стали основателями русского монашества как новой и плодотворной ветви того восточнохристианского иноческого древа, которая расцвела на Святой Руси дивным благоуханным цветом.

Из глубины веков светит неугасимый свет двух этих подвижников и молитвенников земли Русской.

На Свенской (Печерской) иконе на свитке у преподобного Феодосия начертано: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом Твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне Суда Твоего Страшнаго на хвалу и славословие Тебе». На свитке же преподобного Антония Печерского следующая надпись: «Молю убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся. Имамы в сем Господа Помощника».

Читайте также:  Молитва преподобного нектария оптинского

Размер Свенской (Печерской) иконы — 67 на 42 см, древнейший красочный слой сохранился не слишком хорошо, на нем много потертостей с позднейшими записями. Но примечателен этот образ не только своей древностью и благодатной силою.

Само изображение Пречистой в образе Царицы Небесной, восседающей на троне, было и остается весьма распространенным во всем христианском мире.

Мы встречаем его в Софии Константинопольской и в мозаиках Равенны, на грузинских чеканных иконах XI века и на крестах из Херсонеса.

Многие века чудотворная пребывала в мужском Успенском Свенском монастыре под Брянском (сейчас – село Супонево, уже вошедшее в черту города). Постройки этой закрытой в 1924 году обители были затем сильно разрушены.

Важно

Богоборцы снесли величественный Успенский собор XVIII столетия со знаменитым резным панно на хорах, изображавшим кита, извергающего из своего чрева пророка Иону.

Попечением Пречистой иноческая жизнь в Свенском монастыре возродилась в 1992 году, и спустя восемь лет численность братии уже составляла двадцать пять человек.

В стенах этой обители чудотворная Свенская (Печерская) икона и пребывала с 1288 года, а до того находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась многими чудесами. Князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, внезапно потерял зрение.

Зная о чудесах и исцелениях, происходивших в Печерском монастыре, послал туда гонца с милостыней и просьбою прислать к себе в Брянск чудотворную икону для испрошения у нее исцеления. Посоветовавшись с братией, печерский архимандрит «отпустил» икону.

Во время плавания по реке Десне лодка вдруг остановилась близ того места, где в Десну впадает речка Свена. Сопровождавшие икону решили переночевать на этом месте и причалили к берегу. Но когда утром они вернулись к своей лодке, но чудотворного образа там не оказалось.

После долгих поисков исчезнувшая икона была найдена на горе напротив устья Свены между ветвей большого дуба. Когда об этом чуде известили князя Романа, тот в сопровождении духовенства отправился пешком к иконе.

Горячо молился князь, зрение начало возвращаться к нему, и увидел он тропинку, на которой тогда же повелел установить памятный крест. Однако глаза князя различали пока лишь предметы, находившиеся на самом близком расстоянии.

И когда шествие достигло самого дуба, князь пал на землю и вновь воззвал к Богородице с сердечным сокрушением: «Пресвятая Владычице! Услыши молитву мою и дай прозрение очам моим!» И тотчас зрение его стало еще лучше.

Епископ снял икону с дерева и поднес ее князю; тот благоговейно облобызал ее, и зрение вернулось к нему окончательно.

Немедля отслужив молебен пред иконою, князь и все собравшиеся стали рубить деревья и общими усилиями начали строить церковь во имя Успения Богородицы – храмового праздника Киево-Печерской обители.

Спустя некоторое время князь Роман воздвиг па месте своего чудесного прозрения монастырь и щедро наделил его деньгами, а чудотворную «обложил золотом и серебром».

Дерево, на котором была обретена икона, срубили и распили на доски, послужившие для обустройства обители. Тогда же, в 1288 году, было установлено и празднование Свенской (Печерской) иконе Божией Матери — 3 мая.

Совет

В иконостасе монастырского Успенского собора, по правую сторону царских врат, и пребывала чудотворная в течение почти семи столетий.

Многие милости оказывали святыне и хранившей ее обители русские государи: Иван Грозный пожертвовал немало золота, серебра и драгоценных камней для изготовления нового оклада для чудотворной.

Государи Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор, Иоанн и Петр Алексеевичи, Елизавета Петровна также благотворили обитель.

Благочестивые патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы-Романовы, вельможи и купцы, почитавшие Свенскую (Печерскую) икону Богоматери, делали сюда вклады. Никогда не иссякал и поток богомольцев, слышавших о все новых и новых чудесах Свенской (Печерской).

Заступничеством Пречистой Брянск был не раз спасаем от нашествия врагов. Когда в 1812 году к городу подступили французы, его жители на руках обнесли Свенскую (Печерскую) икону вокруг Брянска, и по их усердной молитве к Заступнице рода христианского неприятель прошел мимо, а вскоре и вовсе бежал из России. С тех пор в Брянске в память этого чуда ежегодно 17 августа совершался крестный ход. Накануне икону приносили из монастыря в городской собор, где служили всенощное бдение, а утром после литургии совершали крестный ход вокруг города с чудотворною иконою, крестами, иконами и хоругвями из всех церквей Брянска при участии всего городского духовенства. Вечером же народ возвращался в собор и «с честию и славою» провожал икону в Успенский монастырь. В память избавления от французов в 1815 году была «устроена» новая золотая риза для Свенской (Печерской) иконы.

В 1846 году брянский помещик В.Р. Демидов пожертвовал на золотую ризу чудотворной драгоценную корону с «сиянием» из крупных бриллиантов и бриллиантовые звезды на плечи Богородицы, а также венец и нарукавники для Предвечного Младенца.

Торжественно и красиво, под звон колоколов и молитвенное пение, совершались выносы Свенской (Печерской) иконы в дома благочестивых жителей Брянска. Сохранились описания таких духовных празднеств: «Участники предполагаемого торжества приходят в обитель.

В монастыре начинается соборный благовест в большой колокол с перезвоном во все колокола. Настоятель обители и братия идут в церковь, и к тому же времени стекаются сюда жители соседних селений.

Настоятель с духовенством в облачении выходит из алтаря, становится пред чудотворным образом Богоматери и благословляет начало молебна. Братия поют: «Царю Небесный».

Затем читается «Трисвятое», «Отче наш», «Господи помилуй» двенадцать раз и псалом 142-й «Господи! Услышь молитву мою…» По прочтении псалма диакон произносить: «Бог Господь и явися нам», и поются тропари Богородичны: «К Богородице прилежно» и пр.

В это время два иеромонаха берут святую икону и при пении выносят ее из церкви. Настоятель, духовенство и весь народ идут за нею.

Когда процессия при звоне колоколов и пении священных песен выйдет за монастырские ворота, тогда оба иеромонаха с святою иконою останавливаются на площади и оборачиваются лицом к обители.

Обратите внимание

Настоятель, стоящий пред чудотворною иконою с крестом в руке, после прочтения иеродиаконом ектении делает отпуст, прикладывается к иконе, прося в молитве Царицу Небесную не покидать обитель, и дает народу целовать Крест Господень.

Получив благословение, подъемлющие чудотворную икону в свой дом принимают ее от иеромонахов, и торжественное шествие двигается дальше при пении стихир в честь Богоматери и колокольном звоне.

Настоятель, передав Святой Крест иеромонаху, сопровождающему святую икону, возвращается вместе с братией в обитель. Так же торжественно святую икону провожают в обитель.

Настоятель с братией в облачении, диаконы с кадилами и пономари со свечами выходят из монастыря на встречу святыне.

При звоне во все колокола настоятель кадит чудотворную икону и принимает Святой Крест от иеромонаха, а иеромонахи от богомольцев берут святую икону и затем идут в обитель. По входе в храм икону ставят на прежнее место, иеродиакон произносит ектению, затем следует отпуст и происходит целование Святого Креста и чудотворного образа Богоматери.

Когда торжественное шествие с чудотворною иконою проходит мимо городских или сельских храмов, то в них бывает звон во все колокола. Благочестивые богомольцы встречают и провожают икону с такою же радостью и почетом, как бы Самое Царицу Небесную.

Читайте также:  Неделя о блудном сыне, триодь

Пред нею падают на колена, ложатся на землю, подводят отроков, чтобы над ними пронесли святую икону, кладут под нее грудных младенцев. Дворы, улицы и площади, по которым двигается это шествие, чисто подметаются, а избы по возможности и по состоянию убираются.

Во всем селе, принимающем образ Богоматери, бывает праздник».

Праздник веры, самые важные минуты для десятков, сотен, тысяч простых православных… Минули века. Икона уцелела и находится сейчас в Третьяковской галерее. Другие люди пришли к Свенской (Печерской) и увидели ее уже иными глазами — глазами исследователей. Спасена икона была знаменитым искусствоведом Н.Н. Померанцевым, который привез ее в Москву.

В 1927 году сотрудниками Центральных государственных реставрационных мастерских Г.О. Чириковым и В.О. Кириковым была проведена сложная реставрация. Еще до окончательного раскрытия древней живописи И.Э. Грабарь уверенно отнес икону к эпохе преподобного Алипия — к заре русской иконописи. Затем Свенскую (Печерскую) изучали В.Н. Лазарев, А.И. Некрасов, М.В.

Алпатов.

Наш современник, реставратор и исследователь древней живописи А.Н.

Важно

Овчинников, который отметил еще несколько особенностей, позволяющих отнести икону Богоматери Свенская (Печерская) к эпохе Алипия (конец XI века): «Палитра более чем скромна: листовое золото, белила свинцовые — грубые и тонкие в зависимости от назначения, аурипигмент и реальгар, киноварь, земляная краска железноокисная, глауконит (земля зеленая), лазурит, чернь, умбра. Но понимание живописной Фактуры, грамотность в построении колорита характеризуют мастера, широко осведомленного и умеющего выбирать художественное направление, близкое его мировоззрению.

В живописи его можно найти много точек соприкосновения с живописью Синая. Это становится вполне объяснимым, если обратиться к труду Г.П.

Федотова «Святые Древней Руси», где достаточно обоснованно указывается на сходство палестинского идеала святости с русским: «Для организации жизни в Киево-Печерском монастыре понадобился Константинопольский Студийский Устав (общежительный), который теоретически после того всегда признавался нормой на Руси.

Личные связи, путешествия связывали Киев, как и северную Русь, с Грецией и Афоном. И тем не менее не у афонцев и не у студийцев больше всего училась монашеская Русь, а у палестинцев. Правда и то, что собственно греческое монашество тесно примыкает к палестинскому»».

Так через Свенскую (Печерскую) икону Святая Русь, минуя опосредующие звенья, прильнула непосредственно к Святой Земле — родине воплотившегося Христа и христианства.

Тропарь, глас 4
Днесь светло торжествует Свенская обитель, и радуется явлением образа Богоматери безмерный лик печерских отцев, с ними же и мы непрестанно вопием: Радуйся, Благодатная, Свенская Похвало.

Молитва Черниговского князя Романа Михайловича О Пречудная, Пресвятая Владычице, Богородице, Мати Христа Бога нашего! Услышь глас молитвы моей и дай мне, Госпоже, прозреть очами и узреть свет и Твой чудотворный образ. Все, что я зрю с места сего во все четыре стороны, это я отдам дому Твоему. Я созижду храм и обитель на этом месте, которое Ты возлюбила.

«Пресвятая Владычице! Услышь молитву мою и дай прозрение очам моим!» — как нужна сегодня эта молитва князя Романа Михайловича всем нам, имеющим глаза, но не видящим.

Надежда Дмитриева

Из книги “О Тебе радуется!”

Источник: https://3rm.info/publications/71325-ikona-bozhiey-materi-svenskaya-pecherskaya-prazdnovanie-3-16-maya-17-30-avgusta.html

Свенский монастырь

Своим возникновением Свенский монастырь был обязан явлению чудотворной иконы Пресвятой Богородицы и великих Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Произошло это чудо в 1288 году, когда брянский князь Роман Михайлович («Старый») неожиданно стал слепнуть.

Прослышав об иконе, исцелявшей недуги и находившейся в Киево-Печерской Лавре, послал за нею архимандрита Петровского монастыря с монахами. Получив заветный дар, брянцы поплыли обратно. Но вдруг, как гласит старинное сказание, «стала ладья на едином месте среди реки Десны; гребцы немогуще загрести ни горе, ни в низ». Пришлось заночевать на берегу.

Утром проснувшиеся монахи с ужасом увидели, что икона из лодки исчезла. В поисках исходили все побережье, пока не нашли ее среди ветвей огромного дуба, стоящего против реки Свини. Эта икона, размером 68 на 42 см, изображала Пресвятую Деву, Матерь Божию, восседавшей на золотом троне и Державшей на коленях Предвечного младенца, поднявшего руку для благословения.

Совет

По обеим сторонам трона, на особых возвышениях стояли Печерские чудотворцы: с правой стороны Феодосии, с левой — Антоний.

Предание гласит, что Свенская икона была писана преподобным Алипием, который учился живописи у константинопольских художников, около 1088 года расписывавших Софийскую церковь Киево-Печерской Лавры.

Прослышав о новом чуде привезенной иконы, князь Роман Михайлович с родными, приближенными боярами, епископом и монахами пешком отправился к реке Свини. Подойдя к дубу, помолился и в тот же час прозрел, став видеть лучше прежнего.

Празднование явления Свенской иконы совершается 16 мая (3 мая – по старому стилю).

202-летие празднования Свенской иконы Пресвятой Богородицы связано с чудом избавления города Брянска и близлежащих поселений от нашествия наполеоновских войск в 1812 году.

В страхе от приближения французских войск благочестивые жители Брянска взяли из Свенского монастыря чудотворный образ Богоматери и крестным ходом обошли вокруг города. Во время крестного пути узнали, что вражеские войска обратились вспять.

В благодарность Пресвятой Богородице по случаю чудного спасения был сразу установлен праздник 30 августа (17 августа – по старому стилю) с крестным ходом от Свенского монастыря в кафедральный собор г. Брянска.

Свенская икона, когда была обретена на ветвях дуба, не поддалась обретшим ее, но только после молитв благоверного князя Романа с легкостью снялась с древа.

Обратите внимание

Множество бесноватых людей получили исцеление от своих недугов (в 1673г Трубчевский земледелец Потапий, в том же году некто Афанасий, в 1830 г Иван Васильев, крестьянин из с. Ревен и др.).

Некоторые из чудес прозрения от иконы Богоматери упоминались настоятелем монастыря архимандритом Иерофеем (1886г): – в 1830 году отроковица Екатерина, младшая дочь Ивана Яковлевича Климова после 7-ми недель болезни совсем ослепла.

Услышав во сне повеление принести в дом их из Свенского монастыря чудотворную икону, Екатерина сказала об этом своему отцу и тот исполнил повеление. После молебна Богоматери больную отроковицу поднесли к иконе, и зрение тот час вернулось, свидетелями исцеления были 10 человек.

– Однажды к обители подошли иноплеменники с целью ограбления, но Царица Небесная защитила братию монастыря: невидимая сила поразила напавших разбойников слепотой, так что те в страхе расползлись кто куда, а монастырю досталось все, что ранее было ими награблено. Чудес от иконы было множество: слепые прозревали, хромые выздоравливали, бесноватые исцелялись, слабые укреплялись и город Брянск спасен был от наполеоновских войск.

Братия монастыря верит, что чудотворный образ Пресвятой Богоматери из Третьяковской галереи будет в скором времени возвращен в родную обитель.

Вернуться

Источник: http://svenmon.org/chronicle/?hron_id=31

Ссылка на основную публикацию