Икона божией матери святогорская, украина, донецкая область, славянский район, город святогорск, успенский собор святогорской лавры

Чудотворные и чтимые иконы Cвятогорской Лавры: Святогорская икона Божией Матери


Как сообщал “Деловой Славянск”, 29-30 июля в Святогорской Лавре состоится празднование Святогорской иконы Божией Матери. РАСПИСАНИЕ богослужений.

Мы продолжаем цикл статей о чудотворных и чтимых иконах Cвятогорской Лавры.

Святогорская икона Божией Матери


Вот уже более двух тысячелетий Пресвятая Владычица Богородица являет Свою милость и помощь грешному роду человеческому.

На Святой Руси, в избранном уделе Пресвятой Девы, прославлено множество чудотворных икон Богоматери, от которых по сей день подается благодатная помощь всем, с верою притекающим.

Одна из таких чудотворных икон называется Святогорской и находится в Свято-Успенской Святогорской Лавре.

До закрытия в Святогорской обители были почитаемы две чудотворные Святогорские иконы Божией Матери.

Обратите внимание

Одна из них, древняя, находилась в иконостасе храма Рождества Божией Матери, другая — в пещерной Иоанно-Предтеченской церкви.

Иконы между собой различаются тем, что на древней Спаситель изображен со свитком в руке, а на поздней — со скипетром,  пишет  официальный сайт Святогорской Лавры. 

Древняя Святогорская икона Богородицы не сохранилась до наших дней.

История написания чудотворного списка Святогорской иконы Божией Матери, находящегося в Успенском соборе Святогорской Лавры, связана с одним афонским старцем-иконописцем, который посетил Святые Горы вскоре по открытии монастыря в 1844 г.

Афонскому иноку очень понравилась Святогорская обитель, ее устав, схожий с афонским, красоты окружающей природы, меловая скала с храмом и пещерами. Будучи бедным, он решил украсить обитель тем искусством, которое хорошо знал, и в дар монастырю написал эту икону.

Образ Божией Матери находился долгое время в Иоанно-Предтеченской церкви, в которой в то время молился несший подвиг затвора в меловой скале преподобный Иоанн. Здесь икона была чудесно сохранена не только от сырости, но и от пожара, случившегося в пещерном храме.

Из описи ризницы конца XIX века известно, что Святогорская икона Божией Матери в то время помещалась в деревянном, позолоченном на гольдфарбе киоте, Лики Спасителя и Божией Матери были украшены сребропозлащенными венцами.

Впоследствии икона прославилась чудотворениями и по велению Богородицы была изнесена из пещер. С молебным пением ее носила братия Святогорского монастыря по окрестным селам до самых кровавых революционных годов.

5 октября 1918г. крестный ход с чудотворной Святогорской иконой Богородицы расположился в одном из домов села Байрачек Купянского уезда.

Важно

Большевики ночью напали на дом, взломали двери и расстреляли иеромонахов Модеста и Иринарха, иеродиакона Феодота, псаломщика местной церкви, хозяина дома и его дочь. Пять трупов лежали у подножия иконы, стоявшей в луже крови.

То, что не мотив грабежа руководил бандитами, видно по словам одного из убийц: «Вы мóлитесь, чтобы Бог наказал большевиков».

В 1922 году во время кампании по изъятию церковных ценностей большевики прежде всего ограбили древнюю Святогорскую чудотворную икону Божией Матери: находившаяся на ней риза была одной из самых драгоценных в обители. После закрытия монастыря местонахождение этой иконы остается неизвестным.

Чудотворный список, сделанный афонским иконописцем, братия монастыря сохраняла во Всехсвятском кладбищенском храме до его закрытия в 1931 году. По свидетельству рабы Божией Евдокии, жительницы города Красный Лиман, некоторое время икона отсутствовала в храме: как впоследствии выяснилось, она находилась на реставрации.

До сих пор, если внимательно всмотреться, на Ликах Спасителя и Богоматери видны следы кощунствовавших большевиков — глубокие царапины, закрашенные умелой рукой реставратора. В советское время этот чудотворный список был сохранен благочестивыми людьми.

Последним его местопребыванием была церковь в селе Новотроицком Волновахского района.

4 октября 1992г., в день памяти святителя Димитрия Ростовского, Святогорскую икону Божией Матери торжественно крестным ходом перенесли в Святогорский монастырь и поставили в Успенском соборе. Последний отрезок пути (Славянск — Святые Горы), расстоянием около 32 км, более девяти часов крестный ход шел пешком, а икону несли священнослужители на руках.

Пресвятая Владычица Богородица и доныне посылает Свою всесильную помощь всем, с верою притекающим к Ее Пречистому образу.

Совет

Многие больные различными недугами получили исцеление после усердной молитвы перед иконой Святогорской Божией Матери, а иногда недужным посылалось здравие после помазания маслом от лампады, горящей перед ней, или прикладывания к больному месту засушенных цветков, украшавших икону.

Особую помощь от чудотворного образа получают страдающие онкологическими заболеваниями и бесплодием. Множество золотых и серебряных подвесок, монет, крестиков, цепочек, дукачей у чудотворного образа явно свидетельствуют о совершившихся чудесах и милости к грешному роду человеческому Царицы Небесной.

В 2002 году икону украсили сребропозлащенной ризой, изготовленной из драгоценных приношений, которые были принесены в дар Богоматери как знак любви и благодарения за полученные исцеления и благодатную помощь.

Празднование в честь Святогорской иконы Божией Матери совершается 30 июля. В этот торжественный день в обители из Успенского собора крестный ход следует к памятнику Богородицы на Лаврской площади. Чудотворный образ, который несут священнослужители на руках, сопровождают с молебным пением вся братия обители и около 10000 паломников со всей Святой Руси.

В воскресные дни (если не случается Всенощное бдение) после окончания вечернего богослужения перед чудотворной иконой служится молебен с акафистом Божией Матери «Радуйся, Невесто Неневестная!»

Источник: https://slavdelo.dn.ua/2015/07/29/chudotvornyie-i-chtimyie-ikonyi-cvyatogorskoy-lavryi-svyatogorskaya-ikona-bozhiey-materi/

Святогорье, Святогорская Лавра в Донецкой области

В самом начале рассказа хотелось бы отметить, что поездку в Святогорскую Лавру мы не планировали. В очередной раз проведывая нашего дедушку в Харьковской области решили, что будний погожий денек приятно провести где-нибудь в интересном месте.

Так как по “родной” Харьковской области в 2011 году мы катались довольно много, то в этот раз приняли решение начать осматривать соседнюю – Донецкую. Свое знакомство с этим регионом Украины мы начали со Святогорска.

И надо сказать, что мы ни разу не пожалели о своем выборе: Святогорская Лавра – удивительное по красоте и атмосфере место, в котором обязательно нужно побывать.

 Святогорский историко-архитектурный заповедник находится на территории национального природного парка «Святые горы» и включает в себя 30 памятников истории и культуры, первые упоминания о которых относятся к 16 веку. По одной из версий обитель основали монахи из Киево-Печерской лавры, по другой – монахи святой горы Афон.

Существует и красивая легенда о том, что монастырь лавры сам вырос из-под земли. Лавра пережила и набеги крымских татар, и польскую войну. Дважды обитель упраздняли. Первый раз во времена Екатерины II – монастырь был превращен в дачу графа Потёмкина. Второй раз советская власть организовала тут санаторий для рабочих. Богослужения возобновились лишь в 1992 году, а статус лавры обитель получила совсем недавно, в 2004 году.

Свято-Успенская Святогорская Лавра находится в одноименном городе Святогорске, на берегу реки Северский Донец. Если Вы добираетесь на автомобиле, то вам нужна улица Заречная.

Но даже не зная точного адреса, вы вряд ли заблудитесь – даже в будний день в сторону лавры идет большой поток автобусов и машин с паломниками.

Обратите внимание

Из Харькова до Святогорска можно добраться на поездах, которые идут в сторону Донецка, Мариуполя или Луганска, а затем на такси или автобусе до самой Лавры. Дорога займет чуть больше трех часов.

Тем, кто планирует посетить Святогорско-Успенскую Лавру в качестве паломника, будет полезен сайт Православного Донбасса, на котором указано расписание служб и молебнов. Для туристов же стоит знать, что музей на территории Святогорской Лавры работает с 9 утра до половины пятого вечера. Цена билета всего 8 гривен (0,68 евро), а вход в саму Лавру – бесплатный.

Еще на подъезде к Святогорску, на вершине «Лысой Горы», можно заметить памятник революционеру Артему. Появился он на территории монастыря в 1927 году. Высота памятника 27 метров, вес 1000 тонн.

Возводился он в течение двух лет, так как много работ проводилось вручную.

Детали памятника отливались на террасе монастыря, а затем грузовиками поднимались на гору, где с помощью автокрана устанавливались на свои места.

По специальной лестнице можно подняться на гору Артема, чтобы увидеть монумент с близкого расстояния. Рядом находится мемориал Великой Отечественной войны – там захоронены советские бойцы, которые погибли при обороне Святогорья. Мы не стали тратить время на подъем на «Лысую Гору», а отправились сразу в Лавру.

Визитной карточкой Святогорской Лавры считается храм святителя Николая Мерликийского, который был возведён в XVII веке на обрыве меловой скалы.

До посещения Святогорска мы никогда не видели ничего подобного: практически невозможно увидеть место, где храм переходит в гору. Создается впечатление, что церковь выросла из горы.

Только ради того, чтобы увидеть это своими глазами стоит посетить Святогорск.

Парковка для гостей располагается достаточно далеко от входа в заповедник, поэтому придется прогуляться пешком. Но именно по дороге к Святогорской Лавре открываются самые красивые виды на храм Святого Николая, Северский Донец и меловые горы.

Важно

Как и в большинство других православных монастырей и лавр, вход для женщин – только в юбках и только с покрытой головой. Для тех, кто забыл об этом, в сентябре 2011 года на входе можно было приобрести платки за 10 гривен (0.84 евро).

Свято-Успенская Святогорская Лавра получила свой статус только в 2004 году, возродив славу Святых гор. В честь этого события у входа на территорию заповедника была установлена мраморная скульптура Богородицы.

Налюбовавшись видом Николаевской церкви, мы решили ее посетить. Но нам, к сожалению, не удалось побывать внутри храма святителя Николая – он был закрыт на частичную реставрацию. Кстати, именно здесь находится самая известная из местных святынь – икона Николая Чудотворца. По преданию икона появилась на меловом столбе, когда обитель только начинали возводить. Среди туристов и паломников ходит легенда, что если погрызть мел с этого столба, то никогда не будет зубной боли.

Источник: https://poznamka.ru/ukraine/svyatogorskaya-lavra

Свято-Успенская Святогорская Лавра

Поделиться:

Донецкая область, Святогорск

Во дворе паломнической гостиницы

Цветы, дети – все это умиротворяет

Центральная клумба

Покровский храм

Вход к пещерным сооружениям

Усыпальница в подземных галереях

По всем пещерным ходам есть ответвления в сторону

Зарешеченное ответвление

Подземный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

Раньше существовало поверье, что откусивший от этого угла будет услышан. Сейчас достаточно обелив о него пальцы осенить свой лоб крестом. Я это сделал взывая к Деве Марии

Сначала дети, потом мужчины, следом – женщины

Икона в этом подземном храме

Иконостас в этом подземном храме. Вообще-то здесь изначально была трапезная монахов

Иконостас

Стены в храме украшены мозаичными иконами

Маленькая икона в комнате в пещерах

Вид из комнаты вырубленной в меловой горе

В следующей комнате есть окошко

Это келья Преподобного Иоанна Затворника

Келья Преподобного Иоанна Затворника снаружи

Вид при выходе из подземных ходов

Тоже чья-то келья

А этой тележкой видимо доставляют сюда стройматериалы

Вид с верхней площадки. Вдали реликт большевиков “Артем”

Храм Святителя Николая

Всехсвятский скит Святогорской Лавры

Все пахнет стариной…

Скит прп. Антония и Феодосия Печерских

Клумба

Здесь везде клумбы и цветы

Снова клумбы. Сказочно

Правое крыло Покровского храма

Вход со двора (не для всех наверное)

Аллея за Покровским храмом

Свято-Успенская Святогорская Лавра

Святогорский монастырь – родовая усыпальница князей Голицыных. Об этом свидетельствует надгробная плита князя Николая Голицына размещенная в музее при лавре

Боевые награды размещенные также в музее. К сожалению не знаю кому принадлежат ибо был без экскурсии – внимать было не от кого

Воссоздан первоначальный вид зарождавшейся лавры. Вся гора раздвигается показывая внутреннее размещение ходов. Макет размещен в музее на территории лавры

Более современный вид, но не наших дней. Церкви на вершине сейчас нет

Экспонаты музея найденные при восстановлении

В музее. Галерея портретов князей и др. Вероятно тех, кто был причастен к судьбе монастыря.

Свято-Успенский собор, построен в 1868 году. В этот раз я мало уделил ему внимание. Надеюсь восполню. Зато побывал на богослужении (вечером в 16.30). Это надо слушать! Да и видеть конечно! Незабываемо! Какой хор! Какое пение! Я не ожидал, хотя бывал на службах. А внутреннее убранство!!! Царственно! Величественно! Не решился фотографировать – нарушить эту гармонию духа…

Свято-Успенский собор, построен в 1868 году

Свято-Успенский собор, построен в 1868 году

Фонтан у Свято-Успенского собора

Вот вам и павлин-альбинос (прошлогодний снимок).

Это носач. Судя по виднеющейся табличке альбинос еще там (снимок этого года)

Носач. Зооуголок при лавре небольшой, но милый.

Обычные павлины

Фазан синий ушастый

Совет

Страусы. Какие-то курочки там еще бегают, сиреневенькие (фото не получилось. Наверное быстро бегали).

Источник: http://FotoTerra.ru/Ukraina/Slavjanogorsk/Zval-4599.html

Лавра Святогорская: история, описание, фото, как добраться до монастыря и национального природного парка Святые горы в Донецкой области

Духовная крепость Святой Руси, гордость и краса Донетчины — Лавра Святогорская. Давно просияла слава о неповторимом облике этой обители и удивительной силе духа ее иноков, благодаря которым вновь и вновь воскресал монастырь из небытия и пепла. Все это привлекает тысячи богомольцев со всех концов страны поклониться реликвиям Святых Гор.

Читайте также:  Преподобный виталий александрийский

История лавры

По церковным преданиям, первые монахи поселились в Святых горах в XIV-XV столетиях. Первое письменное упоминание о Святых горах обнаружено в записках Сигизмунда Герберштейна, имперского посла, и относится к 1526 году .

Возведение и основание

Точную дату основания монастыря не определить. Скорее всего, она приходится на середину XVI столетия. Точно известно, что духовенство получило царскую грамоту на пользование этой землей в 1624 году. К монастырской территории относилась и Гороховатская Богородичная пустынь.

Спустя пятьдесят пять лет обитель захватили и разграбили крымские татары. Впоследствии здание восстановили, а во второй половине XVIII столетия произошла утрата оборонного значения монастыря, и он получил статус крупного землевладельца.

Историческая судьба

С указом императрицы Екатерины II в 1787 году Святогорский монастырь упразднили, а все принадлежавшие ему деревни, угодья и земли отобрали в казну. Через три года новым владельцем назначили князя Потемкина-Таврического.

Монастырские храмы святителя Николая и Успения Божией Матери на скале по указу Святейшего Синода были обращены в приходские, а все прочие — разобраны и увезены.

В таком состоянии обитель находилась около 57 лет, все земли оставались в роду Потемкиных.

По чину и уставу монастырь восстановили только в 1844 указом императора Николая I по ходатайству Татьяны Потемкиной (землевладелицы). За следующие семьдесят лет он стал одним из крупнейших в Российской империи, достигнув небывалого расцвета.

В тот период многократно поднимался вопрос о присвоении обители статуса лавры. На территории располагались разные кирпичные мастерские, мельницы и торговые лавки.

Вместе с тем местность притягивала множество богомольцев своими замечательными видами.

Обратите внимание

В конце XIX столетия был устроен Спасо-Святогорский скит с храмом Христа Спасителя в селе Борки у места крушения поезда с семьей императора. Действовали также и Ахтырский скит (больничный хутор) и пещерный Арсеньев. Перед Первой мировой войной на территории проживало около 600 монахов.

Новое потрясение в судьбе Святогорского монастыря связано с приходом новой Советской власти: обитель начали разграбливать с января 1918 г. Окончательное разорение наступило в 1922 году — церковь ликвидировали и на ее месте установили Дом отдыха, предназначенный трудящимся Донбасса.

Реставрация и восстановление

Только в 1992 вновь состоялось открытие Святогорской церкви. Монах, четверо молодых послушников и священник (сейчас архимандрит Серафим) стали первыми насельниками. В том же году в распоряжение обители передали оскверненный и разграбленный Свято-Успенский собор, превращенный в кинотеатр.

Восстановление и реставрацию храмов начали только в 1995 году с увеличением количества братии.

Через восемь лет окончательно были отданы хозяйственные и жилые строения, находившиеся во владении санатория «Святые Горы» и Славяногорского историко-архитектурного заповедника.

Настоящим памятником деревянного зодчества считается возрожденный Всехсвятский скит в честь всех святых этой земли с деревянным храмом.

Учитывая историческую роль и древность обители, 9 марта 2004 года с благословения Патриарха Алексия Второго Священный Синод Украинской Православной Церкви (ССУПЦ) принял решение о присвоении Святогорскому монастырю статуса лавры. Епископская хиротония наместника лавры архимандрита Арсения (Яковенко) состоялась 5 декабря 2005 года.

На сегодняшний момент отреставрированы и восстановлены:

  • Успенский собор;
  • монастырская колокольня;
  • Покровский храм;
  • древнейший храм в честь преподобных Феодосия и Антония Печерских со скитом;
  • древние пещеры;
  • храм в честь преподобного Алексия;
  • храм святителя Николая на верхней площадке меловой скалы.

Современное положение

Сейчас Свято-Успенская Святогорская лавра — значительный духовный центр православной паствы юга России и восточной Украины. Послушание в ней несут более сотни человек. Летом 2014 года в обители нашли приют 800 беженцев. Храм определен местом пребывания епископов Иннокентия (Шестопаль) и Ипполита (Хилько) Священным Синодом Украинской православной церкви.

12 июля 2008 состоялось чествование Собора святых отцов, в него вошли 17 святых:

  • один святитель;
  • 11 преподобных;
  • 4 преподобноисповедника;
  • один Христа ради юродивый.

Решение о канонизации почти всех святых было принято на заседании ССУПЦ в мае 2008 г. Затворник Святогорский преподобный Иоанн был прославлен в августе 1995 г. В июле 2009 года монастырем были обретены мощи прозорливца и подвижника преподобного Исаакия (Головина) и первого настоятеля Святогорской пустыни архимандрита Арсения (Митрофанова).

Настоятели и служители монастыря

Свято-Успенская Святогорская лавра — мужской епархиальный общежительный монастырь в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Она находится под непосредственным управлением своего священноархимандрита — митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона. Органом монастырского управления является наместник совместно с духовным собором лавры.

С 20 января 1995 года наместником является викарий Донецкой епархии митрополит Святогорский Арсений. Обо всех настоятелях монастыря рассказать почти невозможно, так как за долгую историю существования обители их было немало. О многих из них утеряна информация, но стоит обозначить тех, о ком что-либо известно.

Преподобные:

  • архимандрит Фаддей (Кокуйлович) (около 1694—1758 гг.);
  • архимандрит Рафаил (Мокренский) (1765 г.);
  • архимандрит Арсений (Митрофанов) (1805—1859 г.);
  • архимандрит Герман (Клица) (1890 г.);
  • архимандрит Софроний (Смирнов) (1828—1921 гг.);
  • иеросхимонах Лонгин (Грифцов), (1798—1882 гг.);
  • иеромонах Феодосий (1850 г.);
  • иеромонах Киприан (Манько) (1811—1874 гг.);
  • иеромонах Иоанникий (Аверкиев) (1823—1882 гг.);
  • иеромонах Исаакий (Головин) (1903 г.);
  • иеросхимонах Иоанн (Крюков), затворник Святогорский (1795—1867 гг.);

Святитель — епископ Крутицкий Иларион (Григорович) (1696—1759 гг.). Юродивый — монах Феофил (Шаронин) (1868 г.).

Преподобноисповедники:

  • архимандрит Иоиль Озерянский (XVII век);
  • архимандрит Трифон (Скрипченко) (1865—1939 гг.);
  • схиархимандрит Михаил (Галушко) (1877—1961 гг.);
  • игумен Иоанн (Стрельцов) (1885—1970 гг.).

Месторасположение церкви

Святогорский монастырь располагается на высоком меловом берегу Северского Донца в национальном природном парке «Святые горы».

На территории Святогорской лавры находятся следующие х рамы и церкви:

  • собор Успения Пресвятой Богородицы (1859—1868 гг.);
  • церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1850 г.);
  • церковь святителя Николая Чудотворца (1851 г.);
  • пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи (до XVI столетия);
  • пещерный храм преподобного Алексия (1861 г.);
  • пещерный храм преподобных Феодосия и Антония Печерских (до XVIII в.);
  • часовня апостола Андрея Первозванного (середина 1850-х гг.).

Кроме наземных строений, имеются меловые пещеры.

Новые постройки:

  • церковь Рождества Богородицы (2011 г.);
  • церковь святого пророка царя Давида (2011 г.);
  • церковь в честь всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (2011 г.);
  • часовня водосвятная (2004 г.);
  • часовня преподобных Арсения и Германа Святогорских (2009 г.);
  • часовня преподобных отцов Киево-Печерских (2013 г.);
  • часовня надкладезная (идет строительство);
  • Кирилло-Мефодиевская лестница (2013 г).

Многие здания были отреставрированы и приписаны после 2000-х годов, а не являлись частью лавры изначально.

Приписные часовни и храмы в окрестностях:

  • храм в честь мучениц Веры, Любови, Надежды и матери их Софии;
  • Всехсвятский скит (2005 г.);
  • Богородичный женский скит в селе Богородичное Славянского района (2005 г.);
  • Свято-Георгиевский скит в селе Долина;
  • скит святителя Иоанна Шанхайского в селе Адамовка;
  • Свято-Николо-Феодосиевский скит: храм святителя Николая Чудотворца и боковой алтарь в честь архиепископа Черниговского, святителя Феодосия (1870 г.).

Парк «Святые горы»

Сам национальный природный парк расположен в северной части Донецкой области Украины: в Славянском, Лиманском и Бахмутском районах. Он создан 13 февраля 1997 года Указом Президента Украины и расширен через 13 лет. Общая площадь составляет 40589 га, но в собственности заповедника находится только 11878 га.

В Святогорье находятся меловые горы, попавшие в Топ-100 всеукраинского конкурса «Семь природных чудес Украины». На них сохранились редкие растения древности (сосна меловая, доледниковый период). Общее количество видов растений на территории парка — 943, из них 48 занесены в Красную книгу.

Охраняемая растительность долины реки Северский Донец:

  • реликтовые боры сосны меловой;
  • эндемические и реликтовые растительные группировки на отслоениях мела;
  • байрачные леса;
  • степи;
  • луговая и болотная растительность заплав.

Всего флора насчитывает 20 эндемических видов. На территории заповедника живут 256 видов животных, из них 50 занесены в Красную книгу.

Фауна насчитывает:

  • 43 вида млекопитающих;
  • 194 — птиц;
  • 10 — пресмыкающихся;
  • 9 — земноводных;
  • 40 — рыб.

В Святых горах находится большое количество объектов археологии (129) и памятников истории (73).

Комплекс памятников заповедника составляют:

  1. Святогорская лавра — основа комплекса.
  2. Исторический памятник — монументальная скульптура Артема в исполнении Ивана Петровича Кавалеридзе.
  3. Мемориал Великой Отечественной войны (находится рядом с памятником).
  4. Дуб Камышева — дуб-памятник лейтенанту гвардии, Герою Советского Союза Владимиру Камышеву.
  5. Место, где ранее находилась дача Потемкиных.

На территории парка построены железные и шоссейные дороги, расположен ряд населенных пунктов, в том числе, г. Святогорск, а с юга примыкает г. Славянск.

В состав национального парка включены следующие заказники и памятники природы в Славянском районе:

  1. «Маяцкая дача». Ботанический памятник природы, самый крупный дубравный массив в Донецкой области.
  2. «Пойма-1». Лесной заказник площадью 590 га, пойменный дубовый лес.
  3. Урочище «Сосна». Лесной заказник площадью 527 га, сосновые насаждения искусственного происхождения возрастом более 50 лет.
  4. Памятник природы «600-летний дуб». Его параметры (в метрах): высота — 29 метров, диаметр — около 2, обхват ствола — 6,3.
  5. Дендропарк Маяцкого лесничества.

В городе Святогорске находятся памятник природы «Тополь» и ландшафтный заказник «Сосновые насаждения».

В Лиманском районе:

  1. Заказник «Ландыш». Ботанический заказник площадью 43 га. Лес в пойме реки, на которой произрастает ландыш майский.
  2. Заказник «Черный Жеребец». Общезоологический заказник площадью 223 га. Место произрастания черноольшанников по реке Черный Жеребец.
  3. «Чернецкое». Ландшафтный заказник площадью 197 га. На территории находятся дубовые насаждения естественного происхождения и сосновые насаждения искусственного происхождения.
  4. Озеро Чернецкое. Гидрологический памятник природы.
  5. Болото Мартыненково. Орнитологический заказник.
  6. Подпесочное. Ландшафтный заказник. Вокруг озера Подпесочное находятся дубовые и сосновые высокобонитетные насаждения площадью 197 га.

Как добраться

Находясь на вершине Святогорья, монастырь имеет две дорожки, по которым к нему можно добраться. Первый путь довольно короткий (занимает около 30 минут), но иногда он бывает открыт только для священнослужителей. Второй путь занимает чуть больше часа — придется пройти по длинной дороге, усыпанной серпантином.

Проехать в лавру можно:

  1. Поездом до станции «Святогорск» Донецкой ж/ д, далее — городским автобусом до остановки «Лавра».
  2. До станции «Славянск» Донецкой ж/д , далее — электричкой до станции «Святогорск» или до автостанции города Святогорска.
  3. До станции «Купянск», ЮЖД, после — электричкой до станции «Святогорск».
  4. На автомобиле: Лавра находится в 10 километрах от трассы Киев-Ростов.

Архитектура и убранство сооружения

Первые монахи, поселившиеся в местности Святогорья, выкопали кельи и церкви в верхних ярусах. В них проникал свет через маленькие оконные проемы, освещая нишу для иконы, ступеньки и проемы для дверей.

Кельи соединялись с квадратным залом, его свод опирался на массивный столб в самом центре помещения.

На восточной стене до сих пор видны следы от иконостаса первой церкви Святогорской обители, действующей до 1632 года.

От пещерного храма разветвляются лабиринты келий и тротуаров. Один тротуар соединяется с квадратной трапезной, а от нее проложен проход на верхний ярус пещер, где и была церковь.

Второй коридор ведет к нижнему ярусу пещер, на котором находится Алексеевская пещерная церковь. Во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны сюда сослали в 1753 году раскольника Чекменьева.

Алтарная часть имела форму сегментной фрамуги и отделялась пилястрами от основного пространства. На них опирается арка, на которую крепится иконостас.

Важно

Внутри меловой горы находится церковь преподобных отшельников Антония и Феодосия. Вырубленный в меловой породе небольшой коридор ветвится на три прохода, ведущих к главному месту в обители. Основали церковь бежавшие от Батыевых орд последователи киевских монахов. Археологи нашли посуду VIII—X столетий неподалеку от нее.

На меловом утесе торчат остатки трехкамерной Николаевской церкви, возведенной в стиле слободского барокко. На том месте возвышались три массивных меловых конуса, в которых были прорублены окошки. Пещерная Успенская обитель под влиянием человека или природы частично обрушилась, обнажив часть внутреннего пространства. Здание дополнило утраченную часть меловой скалы и стало ее украшением.

Как в других украинских религиозных сооружениях, купола расположены по восточно-западной оси.

Украинские мастера XV—XVI столетий, пытаясь придать строениям стройный вид, по обычаю ставили на восьмигранник большего объема восьмигранник меньшего объема.

Над алтарем находится пирамидальная башня с грушевидным куполом и небольшим барабаном. Западный алтарь увенчан подобным куполом. Западную башню украшает интересный орнамент из кирпича по ее периметру.

Святыни храма

В Святогорской обители с давних времен хранится множество реликвий. Среди них — мощи преподобного Иоанна Затворника и мироточивая глава мученика Евникиана Критского.

В лавре находятся мощи преподобных отцов Святогорских:

  • Феодосия;
  • Киприана;
  • Лонгина;
  • Исаакия;
  • архимандрита Арсения;
  • преподобноисповедника Михаила;
  • преподобноисповедника Трифона;
  • преподобноисповедника Иоанна;
  • преподобного Иоанникия;
  • архимандрита Германа.

В храме хранится множество чудотворных икон, не раз явивших чудо.

Это иконы:

  • святителя Николая Чудотворца;
  • Архангела Гавриила;
  • великомученицы Варвары и мученицы Татианы;
  • Божией Матери «Казанская»;
  • Божией Матери «Троеручица»;
  • чудотворная Святогорская икона Божией Матери;
  • чудотворные иконы святителя Николая Чудотворца.

Богослужения и другие возможности посещения

Ежедневно в Святогорской церкви совершается полный круг богослужений.

Расписание служб:

  1. 06:00 — утренняя молитва и Полунощница.
  2. 07:00 — соборный молебен с акафистом почитаемым святым (вторник — святителю Николаю Чудотворцу, среда — Божией Матери (Покрову и Успению попеременно), четверг — преподобному Иоанну Затворнику).
  3. 14:00 — молебен с акафистом святителю Николаю.
  4. 17:00 — вечернее богослужение.
  5. В каждую субботу в 07:00 — панихида по усопшим.
  6. В воскресные дни в 17:00 служится параклисис.
  7. В дни Великого Поста по вторникам со второй по шестую седмицу — маслособорование.
  8. Круглосуточно — чтение Неусыпаемой Псалтыри.
Читайте также:  Икона божией матери казанская явленная

В Святогорской обители также работает Лаврский музей.

Режим работы:

  • ежедневно с 9.00 до 16.30;
  • нерабочие дни — великие двунадесятые праздники;
  • выходной — понедельник.

Видео интервью Владыки Илариона о монастыре

В ролике представлено интервью Владыки Илариона о Святогорском монастыре. 

Источник: https://proreligiu.club/hramy/pravoslavnye-zarubezhom/lavra-svyatogorskaya.html

Свято-Успенская Святогорская Лавра

Комплекс Свято-Успенской Лавры в Святогорске

Первое упоминание меловых гор на берегах Северского Донца как о Святых горах встречается в записях австрийского дипломата в Великом княжестве Московском (1330-е – 1547) Сигизмунда фон Герберштейна (1486 – 1566).

Однако документальное подтверждение существование Святогорской обители находится лишь в Грамоте Михаила Федоровича Романова (1596-1645) от 1624 года на жалование монастырю ежегодного денежного и имущественного содержания, как центру православия и охранному пункту на южных рубежах царства.

В связи с оборонным значением, здесь вплоть до ХVIII квартировал военный гарнизон, первые сооружения монастыря (скальная церковь святых Антония и Феодосия Печерских и храм святого Николая на вершине горы), находясь высоко над уровнем реки, были защищены высокими стенами, а его строения были соединены пещерными ходами, в которых так же располагалась часть культовых и жилых помещений.

Постепенно к концу 1680-х годов Успенский монастырь в Святых горах набирает все большую популярность среди православных паломников, для которых сооружается на подоле горы у реки деревянная теплая Петропавловская церковь, постепенно утрачивая роль одного из южных форпостов государства.

Меловые пещеры Свято-Успенской Лавры в Святогорске

Усиливающаяся роль церкви в жизни государства и увеличение ее благосостояния на протяжении XVIII века не давала покоя власть имущим, поэтому в 1787 году Екатерина ІІ (1729 – 1796) проводит секуляризацию (передача из религиозной собственности в светскую) церковного имущества, в том числе Святогорского монастыря, владевшего на тот момент тридцатью тысячами гектаров земли с более чем двумя тысячами крепостных.

Спустя три года, в 1790 году, новым хозяином бывших монастырских сооружений становится фаворит императрицы Григорий Александрович Потемкин (1739 – 1791), который превращает его в одну из своих южных резиденций, правда с сохранением действующих церквей Успения и святого Николая в качестве приходских. Как летная дача, селение получает имя Банное из-за возведенных в пойме Донца на правом берегу купален (бань).

Совет

Переходя по наследству, Банное остается светской резиденцией до 1844 года, когда спустя три года после наследования от матери Юсуповой Татьяны Васильевны (1769 – 1841), племянницы Г. А. Потемкина, владелиц, Потемкин Александр Михайлович (1787 – 1872), возвращает его в лоно православной церкви.

Успенский собор Свято-Успенской Лавры в Святогорске

В XIX век становится звездным для монастырских стен – обитель вновь наполняется иноками (их число достигает шестисот человек), проводится крупномасштабная реконструкция (деревянные сооружения заменяются каменными), а количество верующих год от года все увеличивается, достигая двадцати пяти тысяч в праздничные дни.

Все благополучие монастыря заканчивается в один момент – с установлением советской власти в 1922 году комплекс переоборудуется в базу отдыха на 2860 мест: разрушается Петропавловская, Всехсвятская и Преображенская церкви, Успенский собор становится кинотеатром, а в Рождественской церкви открывается столовая.

Свято-Успенская Лавра в Святогорске

Великая Отечественная война (1941 – 1945) принесла обители короткую передышку – во время оккупации она возобновила свое действие.

В 1964 году Банное получает статус города и новое имя – Славяногорск, но монастырский комплекс продолжает действовать в качестве базы отдыха.

Лишь в 1992 году монастырские стены вновь принимают иноков и начинают выполнять свое духовное предназначение – возобновил свою деятельность Успенский мужской монастырь.

Спустя еще одиннадцать лет город, порожденный обителью получает соответствующее имя – Святогорск, а годом позднее, в 2004 году, монастырю присваивают статус Лавры.

Достопримечательности

Статуя Богородицы Свято-Успенской Лавры в Святогорске. Автор скульптуры Николай Шматько

Комплекс сооружений Лавры расположенный на правом берегу Северского Донца начинается у статуи Богородицы (2004 год), выполненной украинским скульптором Николаем Гавриловичем Шматько (1943 – ) из двух камней уральского мрамора весом 40 тонн.

По преданию именно в таком облачении с посохом в руках явилась Богородица засомневавшемуся в своей способности управлять Святогорской обителью архимандриту Герману ( – 1890), сказав: «По что унываешь? Не ты будешь управлять обителью, а я: ты в руках моих будешь, как эта трость!»

Обратите внимание

Самой древней частью храмового комплекса является трехчастная трехглавая церковь святого Николая (начало XVII века) с алтарной частью, высеченной в меловой породе, которая вплоть до упразднения военного гарнизона, к тому же, выполняла функцию крепости.

По легенде храм, возводимый за каменной стеной, после обрушения которой в одно прекрасное утро церковь предстала пред очами изумленных богомольцев словно сотворенное за ночь чудо, а на ее алтарной части появилась икона Святителя Николая, в честь которого она была названа.

Церковь святого Николая Свято-Успенской Лавры в Святогорске

Первоначально Успенский собор (1859 – 1860) был сооружен из дерева в 1698 году на средства полковника Изюмского полка Федора Владимировича Шидловского ( – 1719), а нынешний каменный возводился по проекту Алексея Максимовича Горностаева (1808―1862) в смешанном русско-византийском стиле.

Часовня Андрея Первозванного (до 1850-х), находящаяся рядом с Верхним павильоном паломников у церкви св. Николая, сейчас всего лишь беседка с шатровой крышей для молебнов, а когда-то в честь нее слагали стихи ибо именно отсюда открывается самый прекрасный вид на долину и холмы у подножья гор.

Остатки пещерной церкви Антония и Феодосия Киево-Печерских (начало XVII века) располагаются позади Успенского собора в меловой породе. Она была заброшена в конце XVIII и со временем утрачена, занесенная землей, вплоть до обнаружения в середине XIX века, после чего в ее стенах нашли вечный покой многие благодетелей монастыря.

Покровская церковь Свято-Успенской Святогорской Лавры

Построенная на средства графа Потемкина на берегу Донца Покровская церковь (1847 – 1851), с колокольней, накладными колоннами и синим куполом, была создана по проекту Константина Андреевича Тона (1794 — 1881), который ранее создал Кремлевский дворец и храм Христа Спасителя в Москве. По свидетельству очевидцев, колокольный звон храма, разносится по округе на десятки километров.

Примыкающий к Покровской церкви, Дом настоятеля монастыря (1847 — 1851) двухэтажный прямоугольный в плане своим южным фасадом выходит к реке.

Пещерный комплекс, возводимый вместе с наземными сооружениями монастыря, сейчас насчитывает около 800 метров (часть ходов и помещений была утрачена со временем), предназначенный как для культовых так и для оборонных действий, он охватывает всю подземную часть горы.

Дополнительная информация

Адрес: Украина, Донецкая область, г. Святогорск, ул. Заречная, 3.

Тел. (06262) 5-30-24, (066) 483-30-07.

Время работы музея истории Святогорской Лавры: ежедневно с 9-00 до 16-30, кроме великих двунадесятых праздников. 

Ссылки

Как добраться

Автотранспортом по трассе М03 (Е40) (Ростов-на-Дону – Славянск – Харьков – Полтава – Киев) или Р 19 (Мариуполь – Донецк – Славянск), а затем М03 до съезда на Святогорск (трасса Т05 21). Лавра расположена на правом берегу Северского Донца в черте города.

Общественным автотранспортом или железной дорогой до Святогорска, а затем к реке, на берегу которой и расположен монастырь.

Источник: https://zabytki.in.ua/ru/253/svyato-uspenskaya-svyatogorskaya-lavra

Святогорская икона Божией Матери

На севере Донецкой области Украины, на крутом берегу Северского Донца стоит Свято-Успенская Святогорская лавра. Первые пещерные кельи появились в меловой горе над Донцом в XIV или XV веке. Святогорский монастырь пережил периоды и расцвета духовной жизни, и полного разорения при Екатерине II и при советской власти.

Меловые пещеры с храмом свт. Николая

Монастырь был вновь открыт в 1992 г.: ему отдали разграбленный и оскверненный, превращенный в кинотеатр Свято-Успенский собор. В августе этого же года там была отслужена первая литургия. А осенью крестным ходом была возвращена в обитель величайшая святыня – Святогорская икона Божией Матери.

В дореволюционные годы в монастыре были почитаемы две Святогорские иконы Божией Матери: одна – древняя, не сохранившаяся до наших дней; другая – один из ее списков, находящийся в настоящее время в обители.

Древняя была одной из тех немногих икон, которые уцелели от разграбления Святогорского монастыря в 1787 году. С давних времен она почиталась чудотворной и, в свое время, некоторые жители города Славянска получили от нее исцеление. Была украшена сребро-позлащенной ризой с драгоценными камнями. После закрытия монастыря в 1922 году место нахождения иконы остается неизвестным.

Важно

Написание нынешней Святогорской иконы Божией Матери предание относит к XIX веку. Одному афонскому старцу, приехавшему в Святые Горы вскорости по открытии монастыря в 1844 году, очень понравилась Святогорская обитель.

Скорбя о том, что он ничего не может пожертвовать, афонский инок в дар обители написал эту икону.

Образ этот долгое время находился в Иоанно-Предтеченской пещерной церкви и был благодатно сохранен не только от сырости, но и от пожара.

В 1918 году, когда икону переносили из села в село и крестный ход расположился на ночлег в селе Байрачек, большевики ночью напали на дом, убили иеромонахов Модеста и Иринарха, иеродиакона Феодота и приютивших их хозяина дома с дочерью. Пять трупов легли у подножия иконы, стоявшей в луже крови.

В советское время Святогорский образ Божией Матери был чудесно сохранен благочестивыми людьми. В сентябре 1992 года икону крестным ходом перенесли в Святогорский монастырь и поставили в Успенском соборе.

С тех пор многие больные различными недугами получили исцеление после усердной молитвы перед иконой Святогорской Богородицы.

Множество золотых и серебряных подвесок у чудотворного образа явно свидетельствуют о совершившихся чудесах и милости к грешному роду человеческому Царицы Небесной.

Источник: https://www.pravmir.ru/svyatogorskaya-ikona-bozhiej-materi/

Святогорская успенская лавра – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Святогорская лавра

Святогорская Лавра в честь Успения Божией Матери Донецкой епархии Украинской Православной Церкви

Самое первое письменное упоминание о местности “Святые Горы” относится к 1526 году.

Встречается оно в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна, который писал о том, что русские воины сообщили ему о наличии возле места Великий Перевоз, у Святых Гор, каких-то мраморных и каменных статуй и изваяний.

Несомненно, что святость живших здесь еще до XVI века иноков и подвижников стяжала и соответствующее название самому этому месту – Святые Горы.

В документах XVI и XVII веков Святогорский монастырь неоднократно упоминается в Московской и других русских летописях в качестве южного сторожевого поста Российского государства.

Одна из Святогорских челобитных XVII века говорит о разорении монастыря в 1628 году: “Государское жалование, церковное строение, ризы и стихари, и книги, и сосуды церковные, и то у них все церковное строение поймали татарове, как приходили ко Святым Горам”. Один из немногих избежавших татарского плена старец Александр просил Великого князя Михаила Федоровича выделить для разоренной обители различной церковной утвари и богослужебных книг.

Помимо годового денежного и хлебного жалования обитель была обеспечена царской милостью и различными земельными угодьями, порохом и свинцом для пушек, находившихся в Святогорском гарнизоне.

С древних времен монастырь жил своими трудами. Главным источником доходов был перевоз через реку Северский Донец, который находился в монастырских урочищах выше Святогорской обители. В XVI веке этот перевоз, согласно заметке С. Герберштейна, носил название “Великий Перевоз” и был, по существу, единственной переправой в этих краях.

Совет

Поэтому им пользовались не только промысловики, охотники, солевары, но даже и послы иностранных государств, из-за чего и проходившая здесь дорога носила название “Посольский шлях”. В середине 60-х годов XVII в. перевоз был переведен в новопостроенный городок Маяцкий, а вместо него государство выплачивало обители ежегодную компенсацию.

Пещеры и храмы монастыря

Карта пещер Святогорской Лавры

К пещерным сооружениям, принадлежащим самому первому периоду жизни обители, которые сохранились до нашего времени, относятся пещерная часовня, две усыпальницы, находящиеся на разных ярусах, пещерный храм, освященный в XIX веке в честь Рождества Иоанна Предтечи, храм святителя Николая на скале, подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, келии внутри скалы и келарня (место хранения продуктов).

По преданию, в древние времена, когда в пещерах велись работы, иноки собирались в пещерной часовне и прочитывали монашеское правило.

Еще в XIX веке в усыпальнице находились кости погребенных 17 иноков – одних из первых насельников обители.

Усыпальница возле Алексеевского храма имеет 12 продолговатых ниш, которые снаружи закрывались меловыми блоками. Все они сейчас разорены, но в XIX веке 4 из них еще сохранялись заложенными.

Некоторые ниши имеют малые размеры и вмещают лишь по нескольку черепов – такая традиция погребения (отдельно складываются черепа и отдельно – кости) существует во многих монастырях Палестины, а также на Святой горе Афон.

Изучение архитектурных особенностей храма Рождества Иоанна Предтечи (серединный несущий столп, аркообразная ниша в восточной стене) приводит к выводу, что в древности первоначальное помещение не предназначалось для храма, а служило монастырской трапезной.

Читайте также:  Храм флора и лавра на зацепе, россия, город москва

Подтверждением этого служит и находящаяся неподалеку келарня, где хранились продукты и стояла печь. Подобного рода архитектура трапезных палат известна в монастырском зодчестве с середины XV века. По свидетельству святителя Филарета (Гумилевского), в древности здесь, на меловом столпе, был обретен иноками чудотворный образ святителя Николая.

С закрытием монастыря в 1787 г. пещеры в скале были в запустении, и только столп, на котором была обретена икона, привлекал многих богомольцев. В 1851 г., после расчистки пещер архимандритом Арсением, освященный в 1848 г.

Обратите внимание

Никольский пещерный храм был переименован в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, небесного покровителя ктитора храма, помещика Ивана Васильевича Малиновского, много усердствовавшего на украшение этой древней святыни.

Свидетельством того, что храм святителя Николая в древности был пещерным, до сих пор является его сохранившаяся алтарная часть, вырубленна я в меловой породе.

Согласно с одним из предположений, это – сохранившийся алтарь Успенского храма, который был ископан в меловой горе, по свидетельству архимандрита Иоиля, в 1637 г. вместо утерянной, вероятно, вследствие обвала скалы, первоначальной церкви Успения Пресвятыя Богородицы. В конце XVII в.

после разрушения верхней части утеса к оставшемуся меловому алтарю была искусно пристроена из кирпича новая церковь, очевидно, тогда же освященная в честь святителя Николая.

В конце XVII в. иноки заложили первые наземные храмы у подошвы скалы: в 1679 г. был построен храм в честь апостолов Петра и Павла, а в 1708 г. – новый каменный Успенский собор.

В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 г. новым владельцем Святогорья стал князь Таврический – Григорий Потемкин.

По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие (деревянный храм свв. Петра и Павла и неосвященный храм в («Святом месте») разобраны и увезены.

В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет.

В 1844 г. по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии.

В 1845 г. был обретен подземный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, утерянного в XVIII в. Его местоположение было указано одним столетним старцем, который еще в своей молодости слышал предание, будто там имеется подземная церковь. В 1846 г.

вновь обретенный храм был освящен в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских, – так как народное предание сохраняло память о связи пещерного хода из меловой скалы к найденной церкви с пещерами преподобных Антония и Феодосия.

Важно

Деятельное участие в расчистке и расширении этого храма принимал сам преподобный Иоанн Затворник, руками которого в алтаре был высечен меловой Престол.

В 1861 г. братией был ископан новый пещерный храм в честь преподобного Алексия, человека Божия.

Расцвет обители пришелся на 2-ю половину XIX в. и начало XX в. Число насельников ее доходило до 700 человек, во всем она изобиловала, возросла, обстроилась прочно и красиво новыми храмами и зданиями. Вместо ветхих и полуразрушенных были заново построены следующие корпуса: иеромонашеский, просфорнический, кузнечный, экономический, казначейский и настоятельский.

На южном склоне Святых Гор был устроен отдельный экономический хутор, на котором находилось монастырское хозяйство, рядом – больница с церковью и пчелиная пасека. В самой обители братья завели много полезных мастерских: столярную, слесарную, малярную, кузнечную, портную, сапожную, живописную и другие. В 1879 г. в монастыре начала работать своя собственная фотостудия.

В окрестных селах (Голая Долина, Банное и Пришиб) были заведены школы, в которых святогорцы преподавали грамоту, церковное пение, прикладное искусство и прочее. Число учеников в них превышало 300 человек.

Много способствовали процветанию обители странноприимство и гостеприимство, которые привлекали благочестивых верующих людей всякого сословия: монастырь кормил и поил бесплатно, принимая всех, кто бы ни посещал его.

В 60 км от Святогорского монастыря, на хуторе Гаражовка, в подаренном вдовой Марфой Правицкой имении был открыт в 1868 г. скит и устроена деревянная церковь, посвященная иконе Божией Матери “Неопалимая Купина”.

Совет

В годы первой мировой войны, будучи одним из крупнейших и обеспеченных монастырей Харьковской епархии, Святогорский монастырь оказывал помощь раненым воинам и беженцам. В 1915 г. на средства обители был построен лазарет для раненых на 60 человек, а также принято на постой около 700 человек беженцев.

Кроме того, в Святогорской пустыни в это же время была размещена монашеская братия Свято-Успенской Почаевской Лавры, эвакуированная с Волыни ввиду военных действий, а также часть монашествующих Киевских монастырей. В это время некоторые иеромонахи Святогорской обители несли службу полковыми священниками в действующей армии и на флоте.

Советское время

Разграбление которого началось с января 1918 года. В смутное время гражданской войны, когда монастырь занимала Белая Армия, Особая следственная комиссия составила 17 июля 1919 г. в г. Екатеринодаре Акт расследования о злодеяниях большевиков, совершенных в это время в Святогорской обители:

2 января, около 3 с половиной часов дня, на 16 подводах приехали к монастырю красноармейцы числом до 60 человек. На груди и на винтовках у них были красные ленты. С гиканьем ворвались они через ворота гостинницы и, обругав площадной бранью заведующего гостинницей монаха, избили его прикладом и рассеялись по корпусам монастыря. Начался грабеж с самыми невероятными издевательствами.

В это время шло богослужение в Покровской церкви. Несколько красноармейцев ворвались в храм в шапках, громко требуя настоятеля и выдачи ключей от монастырских хранилищ… потом они разбились на мелкие партии с целью повального обыска и грабежа монастырских помещений. У настоятеля монастыря, архимандрита Трифона, разбросали всю обстановку и вещи, с бранью и угрозами оружием требуя денег.

Обыски, грабежи и издевательства шли одновременно во всех кельях. У монахов отнималось их имущество до последней рубашки и сапог включительно. Разламывались и бросались на пол иконы, монахи принуждались курить и танцевать в коридорах.

От одного из них (монах Иосиф) под угрозой расстрела требовали, чтобы он ругал Господа и Божию Матерь, а после отказа заставили курить, побоями принуждая затягиваться глубже.

Избитая, ограбленная и поруганная братия стала собираться во главе с архимандритом в храме для богослужения. Но и туда все время врывались красноармейские банды, в шапках и со свечами в руках, осматривая ноги молящихся и отнимая казавшиеся им годными сапоги. Около 2 часов ночи, когда, казалось, наступило некоторое затишье, приступлено было к совершению Литургии. Литургию служил архимандрит в соборе с другим духовенством. Во время ектений в храм ворвалась партия красноармейцев. Один из них вбежал на амвон и с криком: “Довольно вам молиться, целую ночь топчетесь, долой из церкви!” – повернул назад за плечи провозгласившего ектению иеродиакона. По усиленным просьбам архимандрита и братии дано было позволение окончить Литургию. Но красноармейцы не покинули храма. Во время пения Херувимской песни они входили к престолу и продолжали осмотр сапог молящихся. Братия, ожидая дальнейших страданий и даже смерти, причастились Святых Таин. К концу обедни в храм ворвалась новая банда красноармейцев. Один из банды, держа в руках ножницы, крикнул: “Стой, ни с места, подходи по очереди, буду стричь всех!” – и немедленно отрезал волосы одному из монахов. Монахи пытались бежать. Другой красноармеец вбежал в алтарь, открыл царские двери и, стоя в них, закричал: “Не выходи, стрелять буду!” [1]

Весной 1919 года в монастыре была размещена колония детей из Петрограда. Постепенное вытеснение монашеской общины завершилось в 1922 году полной ликвидацией монастыря, вместо которого был образован Дом Отдыха для трудящихся Донбасса.

Часть братии, во главе с настоятелем архимандритом Трифоном, была привлечена к суду Донецким ГубРевТрибуналом по обвинению в сокрытии церковных ценностей, вещей и продуктов. Вынесенный приговор был на удивление мягок для того времени: все осужденные монахи, кроме одного иеродиакона Дисидерия, по причине преклонных лет, получили условное наказание.

Большевиками были сбиты главы с церквей, изуродованы росписи и благолепие архитектуры.

Обратите внимание

Соборный храм перестроен под кинотеатр, а в церкви Покрова Божией Матери устроена водолечебница, причем грязевая ванна стояла в алтаре на месте Престола – самого святого места в храме.

Позже были разрушены до основания церкви Преображения Господня, преподобного Арсения Великого в “Святом месте”, Ахтырской иконы Божией Матери на больничном хуторе и Всех святых на монастырском кладбище.

В подземной церкви преподобных Антония и Феодосия Печерских было устроено овощехранилище, просуществовавшее до 1986 года, а в храме преподобного Алексия, человека Божия, в 30-х годах власти открыли музей антирелигиозной пропаганды, бесследно исчезнувший в годы Великой Отечественной войны.

Во время реставрационных работ 80-х годов на стенах храма специалисты обнаружили следы живописи, относящейся ко времени функционирования музея. По воспоминаниям очевидцев, росписи были антирелигиозного содержания.

Вместе с соответствующими изображениями весь интерьер храма был приспособлен советскими идеологами под «комнату пыток»: ризница и пономарка выдавались за камеры-одиночки, а остатки железных крюков для крепления иконостаса – за дыбу.

Восстановление монастыря

Святогорская лавра

В 1992 году обитель была вновь открыта. Первым монастырю был передан его соборный храм Успения Божией Матери, разграбленный и оскверненный: 70 лет в нем размещался Дворец культуры – «культуры», позволившей себе устроить в алтарях сцену, гримерную и санузлы.

Первая Литургия в Успенском соборе была отслужена 20 августа 1992 года, в день памяти святителя Митрофана Воронежского, одного из трех святителей, которым посвящен левый придел собора.

Несмотря на проводившуюся реставрацию, за неимением другого обширного помещения, службы на великие праздники поначалу проводились в соборе прямо посреди битого кирпича. За время реставрационных работ (1995-2000 гг.) из храма было вывезено около 40 вагонов мусора (2600 тонн).

В 2000 году была закончена реставрация Успенского собора, и 8 октября 2000 года собор был освящен.

Важно

В 2001 году в обители был создан скит возле подземной церкви преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских: построена колокольня с оградой, домик для скитян, восстановлен фасад церкви.

Рядом с садами Лавры идет строительство – неподалеку от фундамента взорванного в 1947 году Всехсвятского храма возведен новый деревянный храм в честь Всех святых, в земле Русской просиявших, и другие постройки из бревен: домик для будущих насельников скита, трапезная, хозяйственные помещения, ограда с угловыми башнями. Все это в традициях древнерусского деревянного зодчества ХVI-ХVII вв.

В конце 2003 года Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория “Святые Горы” жилые и хозяйственные строения.

9 марта 2004 года, на очередном заседании, Священный Синод Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира принял решение о присвоении Свято-Успенскому Святогорскому монастырю статуса Лавры.

Лавра сегодня

Каждый день в обители начинается с 6 часов утра чтением утренних молитв и Полунощницы. В это время в алтаре вынимаются частицы о здравии и упокоении православных, за которых были поданы соответствующие поминовения перед Литургией.

После Полунощницы во вторник служится соборный молебен с акафистом святителю Николаю, в среду – Божией Матери (Покрову и Успению попеременно), в четверг – преподобному Иоанну Затворнику. В субботу – панихида по усопшим.

В воскресные дни (если не случается Всенощное бдение) после окончания вечернего богослужения – соборный молебен с акафистом Божией Матери перед чудотворной Ея иконой Святогорской.

В 2 часа дня ежедневно служится молебен святителю Николаю в храме на скале, посвященном этому угоднику Божию (в зимнее время молебен служится в пещерном храме преподобного Алексия, человека Божия). В Великом Посту по вторникам со 2-й по 6-ю седмицу в обители совершается маслособорование.

Кроме того, в Покровском храме ни днем, ни ночью не умолкает чтение Неусыпаемой Псалтири, являя собой неугасимую молитвенную лампаду.

Особо торжественные богослужения бывают в праздничные дни, в честь Святогорской иконы Божией Матери, преподобного Иоанна Затворника, Успения Богородицы, а также в дни святых, в честь которых освящены Престолы монастырских храмов – святителя Николая Чудотворца, преподобного Алексия, человека Божия, преподобного Арсения Великого и др. В летнее время в праздники совершаются многочисленные крестные ходы, на которые в самые торжественные дни собирается до 10000 паломников.

Ежедневно, как в будние, так и в праздничные дни, всех приезжающих в обитель паломников кормят бесплатно, по возможности предоставляя гостиницу.

Настоятели и наместники

Использованные материалы

[1]  http://www.ortodox.donbass.com/lavra_new/history/akt.htm

Источник: https://drevo-info.ru/articles/15612.html

Ссылка на основную публикацию