Мильков монастырь, сербия, поморавский округ

Миљков Mонастырь – Русский, История

Свято-Введенский Мильков монастырь расположен недалеко от столицы Сербии Белграда почти на самом берегу Моравы. Сейчас это женский монастырь, который насчитывает 19 монахинь во главе с матушкой игуменьей Ангелиной. Монастырь посвящён Введению Пресвятой Богородицы в храм.

История Милькова монастыря неотделима от истории края и поражает не бесконечной чередой неприятельских нападений и разграблений, а неиссякаемой жизненной силой всегда и во всех обстоятельствах помогавшей монастырю восстать из пепла. Видимо благодать этого места была такова, что всегда находились верующие, монахи, священники или миряне, готовые тяжёлым трудом или материальными дарами помочь восстановлению монастыря.

Монастырь вероятнее всего основан во времена деспота Стефана Лазаревича (1377-1427), хотя некоторые исследователи не исключают, что он существовал и ранее и был только обновлён. Вероятнее всего монастырь Буковица (тогдашнее название Милькова монастыря) был подворьем монастыря Манасия, основанного в то же время и бывшего важнейшим духовным центром Сербии.

Обратите внимание

Записи о монастыре можно найти в хрониках турецких наместников, где он записан как монастырь Пречиста Ваведенье (Введение Пречистой). Несмотря на помощь в то время ещё полу-свободных князей соседних Молдавии и Валахии, турецкое владычество привело монастырь к упадку: в 1476 году здесь было всего 4 монаха, а к 1516 году судя по всему монастырь временно опустел.

После этого до конца 18-го века о монастыре нет никаких записей, но судя по всему он разделил судьбу других сербских монастырей, которые турки разграбили и сожгли. Когда край во время австро-турецкой войны 1787г. был освобождён от турок, монастырь лежал в развалинах.

Его обновил богатый торговец Милько Томич, который здесь же и завершил свой жизненный путь ( к сожалению неизвестно, как мирянин, или как монах). По нему монастырь и получил современное название.

Мирные дни Милькова монастыря продолжались недолго – турки опять сожгли монастырь и он опять временно опустел.

Но, как это уже случалось ранее по воле Божией и сейчас нашёлся молитвенник, посвятивший себя его обновлению: перед началом Первого сербского восстания (1804-1813) в монастыре принял постриг священник Милько Ристич (в монашестве Мелентие), который на более чем скромные средства и в тяжёлых условиях трудился на обновлении монастыря. Нельзя не вспомнить о роли монастыря в Первом сербском восстании. Иеромонах Мелентие, бывший в родстве с Карагеоргием (≈1762-1817), всеми силами помогал восставшим, что конечно же было известно и туркам. После подавления восстания они опять, в который раз уже, сровняли монастырь с землёй, предварительно разграбив его. Однако иеромонах Мелентие остался жив и уже в 1815 г. во время Второго сербского восстания (1815) он опять предпринимает попытки обновить монастырь. Уже в 1818 году монастырь описан, как «поющий» т.е. имеющий свой хор.

Иеромонах Мелентие почил в Бозе после окончания второго сербского восстания. Хотя останки его со временем были перенесены в монастырский склеп, могильный камень и сейчас почитается в народе и считается благодействующим при болезнях, особенно психических.

Известно что монастырский колокол, отлитый ещё при Карагеоргии, при князе Милоше Обреновиче (1780-1860) в 1830 году перенесено в Крагуевaц и первым зазвонило в освобождённой от турецкого владычества Сербии. Судя по всему этот колокол был не только первым, но и единственным в Сербии, т.к. после его не вернули в Мильков монастырь, он был перенесён в м.

Манасию а Милькову монастырю кн. Милош Обренович позднее даровал новый колокол.

Следующее свидетельство об обновлении монастыря относится к 1856 году. Тогдашний игумен монастыря, хаджи-Пантелеймон (приставка «хаджи» в Сербии означает, что он совершил паломничество на Святую Землю) был судя по всему человеком исключительным.

Современники свидетельствуют о нём, как о хорошем духовнике и великом труженике. Именно при нем и его усилиями была осуществлена одна из самых крупных реконструкций монастыря.

Важно

Дальнейшая история монастыря – свидетельство непрекращающихся усилий по его обновлению несмотря на тяжелейшие условия . В этой связи между другими достойными игуменами хочется особо упомянуть игумена Теодосия, управлявшего монастырём во время Первой мировой войны. Он принял в монастырь множество беженцев и всю войну поддерживал бедноту из окольных деревень.

После революции в России в монастыре подвизавались и русские монахи: в 1925-26 годах управление монастырём от игумена Мирона (Янковича), после перехода последнего в другой монастырь, принял иеромонах Феодосий Валаамский, а в монастыре с ним подвизавался и иеродьякон Феофил (Семьяков).

1926 год открыл новую главу в истории монастыря. По междуцерковному договору между СПЦ и РЗПЦ монастырь стал русско-сербским общежитийным монастырём. 4/17 февраля 1926 года в монастырь прибыло 6 русских монахов-эмигрантов во главе с настоятелем иеромонахом Амвросием (Кургановым) (1896–1933), человеком незаурядных моральных качеств, силы духа и великим духовником.

Все русские монахи, пришедшие в монастырь, были людьми высокообразованными, а будущий игумен после окончания духовной семинарии в Пензе дипломировал на Богословском факультете Варшавского университета. Около нового игумена очень быстро стал собираться цвет русского монашества в эмиграции.

Расположенный далеко от торных путей и мирской суеты Мильков монастырь стал настоящим оазисом мира и важным духовным центром. Уже в конце 1926 года в монастыре было 20 монахов, в основном русских. Хозяйственные дела монастыря тоже значительно поправились.

Строгая монашеская жизнь всей братии,а особенно схиархимандрита Амвросия побудили епископа браничевского произвести его в чин игумена. С 15 до 29 июня 1928 года в монастыре пребывала чудотворная Курская икона Пресвятой Богородицы, которой поклонилось огромное число верующих.

В последующие годы монастырь продолжил развитие, как в духовном, моральном и интеллектуальном, так и в экономическом плане. В 1931 году в монастыре о 17 монахов, из которых 7 сербы и 10 – русские, монастырь растёт и развивается, как и его влияние в народе.

Строгие правила, дивное русское церковное пение, обновление старых и возведение новых строений, новые монастырские росписи, как и примерное хозяйствование привлекали в монастырь всё больше паломников. Всё здесь дышало верой, молитвой и трудом во имя Господа и паломники стекались сюда, чтобы приобщиться к этому новому животворящему духу.

За успешное руководство монастырём, как духовное, так и хозяйственное, игумен монастыря Амвросий произведён в чин архимандрита. В 1933 году монастырь достиг своего зенита. Искренние молитвы и упорный труд дали плоды и времена бедности и голода ушли в прошлое. Монастырь был на пике своей духовной силы.

Два раза по несколько дней здесь находилась чудотворная икона Богородицы Курской, а сама Пресвятая Богородица не оставила без внимания бдения, акафисты и молитвы, усердно направляемые ей братией монастыря. Два раза она, своим чудесным явлением помогла братии: однажды утолила голод, овладевший монастырём, а в другой раз пополнив запасы вина для Святой Литургии.

Совет

В начале 1933 года монахи отметили сотую годовщину телесного упокоения преподобного Серафима Саровского, а в начале февраля скромно отпраздновано 7-летие основания сербско-русского монастыря на берегу своенравной Моравы. 17/30 мая того же года отошёл к Господу и приобщился к Его радости схиархимандрит Амвросй (Курганов).

Верный слуга Господень, посвятивший всего себя этому служению предвидел свою смерть: в воскресение, на Литургии, он сказал сослуживавшему брату, что в последний раз служит Господу в телесном облике!

Схиархимандрит Амвросий (Курганов) похоронен в порте монастыря. Над надгобием из белого мрамора возвышается русский крест, а под ним на медальоне из белого фаянса – фотография в обрамлении позолоченных пальмовых ветвей. Под фотографией выбита цитата из Евангелия: «Я живу и вы будете жить» (Иоанн 14;19) на сербском языке.

Затем, на сербском же языке написано: «Здесь почиют земные останки схиархимандрита Амвросия (Курганова), жил 40 лет, основатель сербско-русской киновии, который почил 17.V. 1933.

Жертвенная любовь и преподобная скромность украшали этого верного слугу Христа и примерного монаха.

Памятник ему поставили сербы и русские, которые сами убедились, что отец Амвросий «для всех был всем во имя спасения каждого».

В Мильковом монастыре в 1926 г принял постриг Иоанн (Максимович), будущий светоч Православия нашего времени святой Иоанн Шанхайский и Сан-Францискский Чудотворец.

Среди братии и монах Антоний (Сенкевич), будущий епископ Западно-Американский.

Чтобы яснее показать значение и влияние Милькова монастыря в те годы достаточно напомнить, что его регулярно посещали некоторые епископы РПЗЦ и СПЦ: – в 1926 году на праздник св.Петра монастырь посетил митрополит Киевский и Галицкий Антоний, представитель архиерейского Синода РПЗЦ.

Обратите внимание

В том же году 11 октября монастырь посетил епископ Браничевский Митрофан. – в 1928 году на праздник Успения Пресвятой Богородицы монастырь снова посетил епископ Браничевский Митрофан, а 4 сентября – епископ Черноморский Сергий. – в 1929 году состоялась ещё монастырь снова посетил епископ Браничесвкий Митрофан.

– в 1931 году монастырь посетили русский епископ в Детройте (США) Феодосий и епископ Захумско-Герцеговский др.Йован.

После о.Амвросия должность игумена принял о.Лука (Родионов), который по решению церковных властей в 1936 году перешёл вместе с братией в монастырь Тумане, а братия из мон.

Тумане – в Мильков монастырь.

С 1952 года монастырь по решению Синода СПЦ стал женским. 30 октября состоялась передача должности между игуменом Никанором и монахиней Доротеей, ставшей игуменьей женского общежитийного Милькова монастыря.

После её упокоения в 2007 году на место игумании назначена матушка Ангелина. Трудолюбивые сёстры обновили монастырь, возведя на месте старых строений новые. Построен новый сестринский корпус, а так же и корпус для паломников.

В 1969 году монастырь объявлен памятником культуры и взят под защиту государства.

Монастырская церковь посвящена Введению Пресвятой Богородицы в храм. Церковь живописал, частично отреставрировав старые фрески, известный сербский иконописец монах этого монастыря Наум (Андрич) в 1967-68 годах. Алтарные иконы написаны им же.

Вся храмовая живопись выполнена в византийском стиле по православным канонам. На южной стороне храма находятся лики русских святых преподобных Германа Валаамского и Сергия Радонежского.

Особого внимания заслуживает иконостас орехового дерева, украшенный искусной реззьбой, с северными, южными и царскими вратами, так же украшенными резьбой. На иконостасе всего четыре иконы: Господь, Пресвятая Богородица, на северных вратах архангел Михаил, а на южных – св.архидьякон Стефан.

Иконы. Как и церковные фрески, написала монах Наум (Андрич).

На стыке сестринского и гостевого корусов находится капелла св.Максима Исповедника.

в начало страницы

Источник: http://www.miljkov-manastir.info/jezici/ruski/istorija.htm

Мильков монастырь

Один из семи монастырей, расположенный на правом берегу р.Велика Морава, причем все вместе составляют одно целое, которое называется ресавская Святая Гора. Это нижеследующие монастыри: Томич, Якович, Радошин, Ивкович, Добреш, Девесинье, Златенац, Буковица

Последние четыре монастыря принадлежат селе Гложани. Действующие Буковица, Златенац, монастырь Добреш восстановлен, он находится на расстоянии 1,8 км юго-восточно от монастыря Мильково. От монастыря Древесинье остались только следы когда-то существовавшего монастыря.

Мильков монастырь свое настоящее имя получил во второй половине 18 века, его более ранее название было Буковица. Не известно, кем монастырь Буковица был создан, однако, первый письменный документ мон.Буковица датирован 1374 годом. В этом году кназь Лазарь свое „хрисовулей” (грамотой) даровал подворья монастырю Раваница, среди прочих, упоминается БОУКОВИЦА БРОД НА ГЛОЖАНЕХ НА МОРАВ.

Существуют мнения о том, что монастырь воздвигнут Деспотом Стефаном Лазаревичем, но это более предположение, чем исторический факт.

Имеются исторические данные, которые сообщают о том, что в монастыре Буковица около 1420 года работала монастырская школа переписчиков для переписывания древних книг.

После поражения Сербии, турки в 1467 году сделали перепись населения, в котором упоминаются монастырь Введения Пресвятой Богородицы и село Гложане. Неоспоримо, что речь идет о монастыре Буковица.

Во время турецкого правления в 16 и 17 столетиях нет письменных данных о монастыре.

Важно

Во время австрийской оккупации Сербии, монастырь Буковица был внесен в чертежи одной из австрийских карт

Предполагается, что в повторной оккупации Турцией, монастырь был разрушен и сожжен.

В 1787 году монастырь восстановлен Милько Томичем, купцом из с.Гложане, в честь которого монастырь получил свое настоящее название – Мильков монастырь. В преклонном возрасте Милько проживал в монастыре, в котором он скончался и был похоронен во дворе монастыря.

С 1787 года, через Мильков монастырь поддерживалась связь с повстанцами Кочи Анджелковича (Кочин край-Фрайкорская война).

В 1793 году на основании турецкого указа, ресавский князь Петр Яковлевич из с.Гложане был выбран верховным князем 12 сербских областей. Он начал восстанавливать монастырь, потому что турки после поражения Кочиного края, сожгли ее в качестве мести.

В это время, в конце 18 столетия, в монастырь пришел священник Милько Ристич из с.Лапово и очень интенсивно и деятельно продолжил уже начатое восстановление монастыря. В этот период также восстановлена монастырская школа для обучения грамоте и образования будущих писарей, учителей и священников.

Эту школу в более ранем периоде закончил воевода Стеван Синджелич около 1780-85 годов, когда он молодым человеком жил и работал в угодье князя Петра в с.Гложане. В период подготовки Первого сербского восстания, Мильков монастырь становится местом собрания ресавских и шумадийских повстанцев.

Читайте также:  Преподобный анатолий оптинский, старший

В 1803 году в монастыре встретились старшины областей и вождем повстания выбрали князя Петра, но он от отказался от этой должности.

Совет

В 1808 году в знак благодарности, Мильков монастырь от Карагеоргия в подарок получил церковный колокол, на котором было написано: „Вылито во время правления верховного вождя сербского народа Георгия Петровича.

” В 1830 году колокол сняли и отвезли в г.Крагуевац, где оно первым звонило в свободной Сербии, а потом было отправлено в монастырь Раваница. От князя Милоша монастырь Мильково позднее получил новый колокол.

После неудачи Первого сербского повстания, монастырь в отместку разграблен и сожжен.

Около 1820 года монастырь был частично восстановлен и он продолжает духовную работу.

Настоящая дорога в монастырь, вдоль стены, была построена священником Станишей Алексичем из Црквенаца. Он был учеником монастырской школы и участником Первого и Второго сербского повстания, он поребен с южной стороны церкви.

В 1856 году выполнен значительный ремонт монастыря, под руководством игумена Хаджи Пантелеймона, который родился в с.Гложане. Настоящее здание храма принадлежит этому периоду. С этого восстановления начинается улучшение монастырской жизни.

Около 1900 года была построена каменная стена, остатки которой найдены на юго-восточной стене монастыря.

В 1926 году в монастырь пришли русские эмигранты – монахи, возглавляемые иеромонахом Амвросием Кургановым. Монастырь духовно и материально восстановлен.

В 1952 году монастырь превращен в женский общежительный монастырь. Первой настоятельницей была монахиня, а с 1967 года игуменья Дорофея. В этот период монастырь получил настоящий вид.

В 1968 году закончен корпус для сестер с южной стороны, в 1996 году трапезная в продолжении сестрческого корпуса. В 1999 году завершен корпус для гостей.

С 2003 года продолжается восстановление подворья Добреш.

Источник: http://www.srbija.ru/srbija/dost/2076-id

Монастыри Валевского края – монастыри в окрестностях города Валево, место где жили и творили современные сербские святые, выдающиеся философы, богословы и проповедники Святой Владыка Николай (Велимирович) и Преподобный Ава Иустин (Попович)

Монастыри Валевского края

В окрестностях города Валево, на северо-западе Шумадии находится ряд православных сербских монастырей. Среди этих монастырей есть как древние, возникшие ещё в эпоху Средневековья, так и новейшие. Общее, что объединяет все монастыри – их высокая духовная значимость для сербского народа.

Монастыри Валевского края практически всегда делили судьбу своего народа. В эпоху турецкого владычества и в годы мировых войн, монастыри грабились и разрушались.

Особую ценность монастырей представляют настенные фрески, характеризующиеся не только высокой духовностью, но и художественным великолепием и глубиной красок.

Обратите внимание

Кроме того, монастыри Валевского края знамениты тем, что в них жили и творили современные сербские святые, выдающиеся философы, богословы и проповедники Святой Владыка Николай (Велимирович) (1880–1956) и Преподобный Ава Иустин (Попович) (1894–1979).

Наиболее известные монастыри Валевского края:

Монастырь Пустыня

Монастырь Пустыня расположен на территории села Почута, на расстоянии 19 километров от города Валево. Первое упоминание о нём относится к 1572 году. По преданию, монастырь был основан в XIII веке в эпоху правления сербского короля Драгутина.

Название же своё обитель получила потому, что основали её живущие в близлежащих пещерах монахи-пустынники. Современными методами удалось выяснить, что сегодняшний главный храм установлен на фундаменте еще более древнего, построенного в XI веке.

Отличительной чертой главного храма монастыря Пустыня является великолепный иконостас, выполненный согласно древним традициям.

Стиль постройки церкви отличен от всех принятых в сербской архитектуре стилей возведения храмов и скорее соответствует канонам армянского православия.

Фрески на стенах храма датируются 1622 годом, и среди них особую ценность представляет изображение крылатого Святого Иоанна (Йована), за своё изящество и красоту получившее широкую известность в мире и находящееся под защитой ЮНЕСКО.

Сегодня монастырь Пустыня – действующая женская обитель.

Монастырь Лелич

Одним из новейших и одновременно наиболее прекрасных и благоустроенных сербских монастырей является монастырь, находящийся в селе Лелич близ города Вальево. Основан уроженцами села Николаем Велимировичем, выдающимся теологом и епископ Сербской Православной Церкви, канонизированным в последствие Сербской Православной Церковью.

На личные средства и собственным трудом они воздвигли церковь святого Николая Чудотворца, и освятили её на праздник Преображения в 1929 году. Узкие окна церкви и её пропорции напоминают византийские храмы Южной Сербии и Македонии. В короткие сроки завершились и работы по росписи стен храма, начатые сразу по окончании строительства.

Росписью храма владыка руководил лично.

Важно

С течением времени рядом с церковью Николая Чудотворца появились и другие объекты, превратившие обитель в полноценный монастырский комплекс. В их число входит и небольшая красивая часовня, задужбина владыки Николая, являющаяся усыпальницей также и для других представителей рода Велимировичей.

Мощи самого владыки были привезены в Лелич из США спустя много лет после его смерти 12 мая 1991 года.

День возвращения стал великим праздником, и с тех пор Лелич стал местом паломничества не только сербов, но и православных всего мира.

На территории обители в том же 1991 году был организован музей, в котором хранятся работы, церковные облачения, а также письма и фотографии владыки Николая. Строительство монастырских объектов ведётся и в наши дни.

Через несколько лет после этого значимого события, в 1996 году, приходская церковь села Лелич была преобразована в мужской монастырь. Сейчас в ней проживают десяток братьев, а гостевой дом может принять до 40 человек.

Монастырь Челие

Монастырь Челие находится в 6 километрах к юго-западу от города Валево, на берегу реки Градац. Построен в XIII веке, и его основание связывают с именем короля Драгутина из династии Неманичей. В письменных исторических источниках впервые упоминается в 1560 году.

В эпоху турецкого владычества монастырь часто подвергался разрушениям и поджогам, но всякий раз вновь отстраивался. В XVIII – XIX веках монастырь играл важную роль в жизни Вальевской нахии.

Во время первого сербского восстания в монастырских постройках располагалась военная больница. При правлении Милоша Обреновича в монастыре была основана начальная школа, ставшая одной из первых в Сербии.

Позже в стенах школы учился и святой владыка Николай Велимирович, бывший родом из соседнего села Лелич.

Совет

Главная монастырская церковь посвящена Архангелам Михаилу и Гавриилу. Сейчас чудесное здание храма, выдержанное в сербско-византийском стиле, вместе с воздвигнутой в честь Св. Иоанна Хризостома часовней и трапезной, выполненной в том же стиле, что и остальные комнаты и кельи, образуют собой единый монастырский комплекс.

В порте монастыря Челие похоронен великий православный мыслитель, автор многочисленных духовных произведений Ава Юстин Попович, канонизированный СПЦ в 2010 году в лике преподобных.

Во дворе монастырской церкви упокоились и тела ещё двух выдающихся людей, Алексы Ненадовича и Ильи Бирчанина, возглавлявших Валевскую нахию и непосредственно участвовавших в подготовке Первого сербского восстания.

Ненадович и Бирчанин были схвачены турками и казнены через отсечение головы в городе Валево 23 января 1804 года. Событие, во многом, послужило поводом к началу восстания.

Сделайте заказ или задайте вопрос

Источник: http://respect.rs/architecture/monasteries/valjevo

Маршрут по монастырям Сербии – путешествие для души

Паломничество в Сербию — это возможность увидеть страну и монастыри — объекты мирового наследия, бережно восстановленные и сохраненные народом.

Каждый обладает своей особенностью: монастырь Милешева знаменит фреской Белый Ангел, а монастырь Манасия — мощными оборонительными укреплениями.

Все они расскажут собственную многовековую историю, в которой были периоды расцвета и бесконечных разрушений.

Для неспешного путешествия рекомендуем монастырям Сербии выделить не менее 5 дней. В первый день, прилетев в Белград, посетите Храм Святого Саввы на холме Врачар — самый большой православный храм в мире.

На второй день осмотрите Фрушскогорские монастыри — комплекс из 16 обителей, после чего оправляйтесь в Нови Сад. Вглубь страны лучше отправляться на арендованном автомобиле или с водителем — расстояние между монастырями превышают 100 км.

На следующий день поезжайте в монастыри Манасия и Раваница, а после переночуйте в городе Кралево. Четвертый день начните в монастыре Жича, продолжите в монастыре Студеница, а после остановитесь в Нови Пазаре. Последний день уйдет на осмотр монастырей Сопочаны и Милешева.

Прямо сейчас о святых достопримечательностях Сербии и их особенностях.

Переход к карте маршрута по монастырям >>>

Монастырь Студеница

Особенность: храм Успения Пресвятой Богородицы

Монастырь Студеница основан в 1186 князем Стефаном Неманя. В начале 13 века игуменом обители стал Савва Сербский, который в 1219 добился независимости Сербской православной церкви. Из-за разорения Османской империей монастырь лишился своих ценностей и утратил часть древних фресок.

Храм Успения Пресвятой Богородицы возведен во времена князя Стефана. Стены церкви сохранили фрески 13 века, исполненные в византийском стиле. Самая масштабная из них — Распятие, занимающая всю западную стену. Мастера для росписи храма самостоятельно подбирал Савва Сербский.

В 1986 монастырь Студеница включен в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Монастырь Жича

Особенность: церковь на монастырском кладбище

Монастырь Жича возводился с 1206 по 1221. В 1221 в обители прошла коронация первого сербского короля — Стефана Первовенчанного. Всего в стенах монастыря было короновано 19 правителей. Жича не единожды разрушался и восстанавливался, последнюю бомбардировку он пережил в 1999.

Настоящий вид монашеская обитель приобрела после восстановительных работ в 1925-1935. В начале 20 века в монастыре работали русские художники Иван Мельников и Николай Майендорф. Они выполнили роспись церкви на монастырском кладбище.

При реставрации храма в конце 20 века был обнаружен образ Николая II, скрытый листом бумаги от коммунистической власти.

Монастырь Милешева

Особенность: фреска Белый Ангел

Монастырь Милешева построен по приказу короля Владислава Неманича. Строительство продолжалось с 1218 по 1219. В 1237 под его защиту доставили из Болгарии останки Святого Саввы. В 1594 Османская империя выкрала мощи святого из монашеской обители и сожгла их перед народом в Белграде. За годы турецкого владычества Милешева разрушался ни один раз.

В 1863 началась реставрация монастыря, благодаря которой он имеет сегодняшний облик. Жемчужиной обители, с дня основания, остается фреска Белый Ангел. Она написана на стене церкви Святого Вознесения. Первоначальный шедевр уберег от пожара реставрационный слой краски, нанесенный в 16 веке.

Сцена из Евангелии от Матфея отсылает к моменту, когда ангел объявил о воскрешении Иисуса.

Монастырь Сопочаны

Особенность: фрески 13 века

Монастырь Сопочаны предположительно возведен в 1260 по инициативе короля Стефана Уроша I. Разрушен турецкой армией после поражения Сербии на Косовском поле. В 15 веке монашеская обитель восстанавливается, но в 1689 снова подвергается нападению Османской империи. Реставрация Сопочаны началась в начале 19 века.

Многочисленные повреждения монастыря не коснулись уникальных фресок. В церкви Святой Троицы со стен до сих пор смотрят лики святых, написанные мастерами в 1265. Самая узнаваемая фреска Сопочаны — Успение Богородицы. Она изображена на 30 кв.м. В 1979 монашеская обитель включена в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Монастырь Раваница

Особенность: монастырская церковь

Монастырь Раваница построен между 1375-1377. Основателем обители был князь Лазарь Хребелянович. Роспись церкви выполнена перед битвой на Косовском поле, в которой правитель Лазарь погиб. Под натиском Османской империи монастырь не раз разрушался и в 1690 монахи его покинули.

Восстановление обители завершили в 1717, в дальнейшем он частично пострадал при Первом сербском восстании. Монастырская церковь выполнена в моравском стиле — новом для того времени и ставшим исконно сербским стилем архитектуры. Здание сложено из разноцветного кирпича. При виде сверху она имеет форму креста.

Снаружи храм украшает резьба и керамическая плитка, а изнутри многочисленные фрески.

Монастырь Манасия

Особенность: оборонительные укрепления / фрески 15 века

Монастырь Манасия построен с 1406 по 1418, после потери Сербией своей независимости. Монашеская обитель представляет собой неприступную крепость. Вокруг нее возвышается крепостная стена с 11 башнями. На стене обустроены навесные бойницы, а под ней насыпной вал и ров.

Применение вместе типичных для Сербии фортификационных решений и оборонительных идей из Византии позволили создать правителю Стефану Лазаревичу наиболее укрепленный участок во всей стране. Монастырь славился литературной школой, где монахи переводили и копировали православные книги.

На стенах церкви Святой Троицы написаны лучшие фрески византийской живописи 15 века. Самые узнаваемые из них — изображения Святых воинов.

Фрушскогорские монастыри

Особенность: комплекс из 16 монастырей

В национальном парке Фрушка гора на протяжении 50 км расположено 16 монастырей. Выполнены они в моравском и рашском архитектурных стилях. Каждая обитель имеет свою уникальную историю и неповторимый образ.

Монастыри Сербии — история, вера и защита увековеченная в камне. Они не оставят равнодушным ни паломника, ни путешественника, ищущего новые впечатления и эмоции. Масштабы монашеских обителей поражают, а древние фрески, написанные мастерами века назад, приковывают взгляд и предлагают отдохнуть от бесконечных мыслей в голове. Маршрут по монастырям Сербии — возможность совершить необычное приключение и увидеть абсолютно другую жизнь.

Карта маршрута по монастырям Сербии

Источник: http://www.serbja.ru/2016/03/marsrut-po-monastirjam-serbii.html

Республика Сербская: по монастырям

Продолжая популяризировать Республику Сербскую, расскажу о её религиозных местах, которые нам удалось посетить.

В основном это монастыри — традиционные культурные и религиозные центры, притом, почти в каждом городе мы также посещали местную церковь.

Большинство храмов и монастырей — православные, отечественным туристам, интересующимся балканской религиозной историей и архитектурой, будет очень комфортно. Если окажетесь в тех местах — обязательно загляните, это интересно.

Тврдош

Обратите внимание

Тврдош — один из самых известных монастырей Сербской православной церкви. Расположенный в 4 км от Требинье, Тврдош — мужская обитель, посвященная Успению Пресвятой Богородицы. Её название происходит от слова «твердыня», оно связано с тем, что первоначально монастырь был окружен крепостной стеной. Именно в этом монастыре принял постриг святой Василий Острожский.

Читайте также:  Икона божией матери казанская чимеевская, россия, курганская область, белозерский район, село чимеево, свято-казанский чимеевский мужской монастырь

Согласно легенде, монастырь основал император Константин и мать его Елена. Несмотря на то, что основание этими историческими личностями приписывают себе большинство монастырей юго-восточной Герцеговины, случай с Тврдошем особый — в ходе археологических раскопок под зданием его церкви были обнаружены остатки храма 4 века, которые сейчас видимы сквозь стекло в полу.

Поскольку сама обитель известна со средних веков, более вероятными основателями монастыря оказываются либо сербский король Милутин (13–14 век), либо Степан Вукчич Косача (15 век).

Доподлинно известно, что в 1509 году более ранний монастырь подвергся существенной реконструкции. Этим периодом датируется фундамент нынешней церкви, каменные столбы и фрагменты фресок.

В 1667 году обитель пострадала от сильного землетрясения, но вскоре был восстановлен при участии святого Василий Острожского.

В 1693 году турки захватили монастырь, сделав его своим фортом, который уже через год разрушили венецианцы.

Следующее восстановление монастыря началось только в 1920-х годах, когда на средства Николы Руньеваца, уроженца Требинье, эмигрировавшего в США и там разбогатевшего.

В монастырь вернулась братия, и сегодня обитель является действующей, в ней располагается кафедра территориальной епархии, три столетия находившейся в Мостаре.

Важно

В монастыре хранится ценная реликвия — частица креста господня, привезенная царицей Еленой с Голгофы — сквозь все потрясения, выпавшие на долю монастыря на протяжении веков, её пронесли монахи, и сегодня она занимает почетное место в храме. Также в здесь хранится и самая дорогая православная икона на Балканах — в золотом окладе, инкрустированном бриллиантами.

Тврдош сегодня развивает древние традиции виноделия. Его вина известны, не побоюсь этого утверждения, на весь мир. Производство вин здесь возродили пару десятилетий назад, засадив виноградными лозами около 130 га в окрестностях.

В Тврдоше производят около 150 000 бутылок вина в год — Жилавку, Вранац, Шардоне, Каберне, Совиньон, коньяк 11-летней выдержки, а также особую монастырскую ракию на травах.

Вино вызревает в двух каменных подвалах — в дубовых бочках и в современных емкостях.

Самое известное вино, Вранац, является обладателем наград престижных международных выставок, а вино из ягод урожая 2003 года — одно из самых дорогих на Балканах монастырских вин, говорят, что на аукционах в Белграде его продают по 500 евро за бутылку.

Фото современного винного подвала честно утащила у Алекса Мараховца в жж: http://alexio-marziano.livejournal.com/94877.html

Также в Тврдоше занимаются пчеловодством — тврдошский мёд достаточно известен в стране, и, кроме того, здесь работает иконописная мастерская.

Контакты:

Манастир Тврдош Успење Пресвете Богородице

Адрес: Требиње, село Тврдош

, Тврдош б.б.
Сайт:

Херцеговачка Грачаница

Херцеговачка Грачаница — православный монастырь на холме Црквина в Требинье, построенный в память об уроженце города поэте и дипломате Йоване Дучиче.

Совет

Выдающийся общественный деятель Йован Дучич завещал после своей смерти возвести на холме над Требинье церковь, и оставил для этого значительную сумму. Храм должен был быть похож на церковь в Косовской Грачанице.

Послевоенная инфляция «съела» часть завещанной в 1943-м году суммы, и большую долю расходов по постройке храма взял на себя Бранко Тупаньац, американский бизнесмен, уроженец соседнего с Требинье города Билечи. Строительство началось в апреле 1999 года, а в октябре 2000 года уже было завершено.

Вокруг церкви был построен монастырский комплекс, который достраивается и развивается до сих пор.

Церковь Благовещения была построена по проекту Предрага Ристича, который смог создать не буквальную копию Косовской Грачаницы, но здание, архитектура которой передавала дух средневековых сербских храмов. В основание одной из колонн храма был заложен камень, привезенный из Косовской Грачаницы. В ходе строительства были обнаружены остатки раннехристианской церкви во славу святого Михаила.

Церковь отличается уникальным полом с изображением мифических существ, — верятно, это значит, что, входя в церковь, верующие «попирают дракона», символ зла. Иконостас храма, кстати, был создан монахами из Тврдоша. С 2007 года в церкви покоятся останки Йована Дучича, перевезенные из США.

Адрес: г. Требиње, Црквина
Сайт:

Кстати: в Требинье есть храм Преображения Господня, в который мы не попали, так вот в нём на стене — фреска с изображением Николы Теслы.

Нимба нет, он не канонизирован, а вот традиция интересная — в некоторых церквях имеются подобные изображения ученых и общественных деятелей, например — Сократа, Платона, Аристотеля, Пифагора и других мудрецов на фресках монастыря Успения Богородицы в Больших Метеорах в Греции, ну и в Ватикане — станцы Рафаэля.

фото из сети

Мария Звезда

Монастырь «Мария Звезда» — католическая обитель ордена траппистов, находящаяся в окрестностях Баня-Луки.

Трапписты — ветвь цистерцианского ордена. Монастырь был основан в 19 веке двумя монахами-траппистами, пришедшими из Франции, и вскоре братия насчитывала две сотни человек.

Обратите внимание

Монастырь активно развивался, при нём работала ремесленная школа, лесопилка, пивоварня, сыроварня и две мануфактуры — кирпичная и ткацкая. Все эти предприятия были национализированы Югославией после Второй мировой войны.

Сейчас в монастыре всего двое монахов и трое послушников, обитель существует лишь благодаря поддержке местного епископа Франьо Комарицы (на фото).

Число католиков в Боснии и Герцеговине существенно сократилось после Боснийской войны 1992 — 1995 годов, до этого соотношение верующих было таким: 18% католиков, 35% православных, 44% мусульман.

При монастыре открыт музейный зал, где туристов знакомят с бытом обители в 19 веке, показывают старинные книги, костюмы, фотографии. В монастыре по специальному рецепту производят сыр, а также ликеры и настойки на травах.

Немного о сыре: траппистский сыр производится в обители с 1872 года, во времена упадка рецепт был утрачен, и заново открыт в 1970-х годах в траппистском монастыре в Нормандии одним из послушников, выходцем из Боснии.

Сейчас такой сыр производят на ферме, принадлежащей благотворительной организации «Каритас» в местечке Александровец, неподалеку от Баня-Луки, под руководством монахов из «Марии Звезды».

Продают сыр в маленькой лавке при монастыре.

Крупа на Врбасе

Крупа на Врбасе (Манастир Крупа на Врбасу) — средневековый православный монастырь в окрестностях Баня-Луки, рядом с одноимённым селом, расположенным в месте слияния рек Крупа и Врбас.

Монастырь во славу святого Илии был построен в 12 —13 веке, согласно легенде, он был основан Стефаном Неманьей. Некогда большая и богатая обитель была разрушена турками, монастырь был оставлен братией в 16–17 веках. В 1889 году была восстановлена церковь обители, которая сильно пострадала от пожара в 1941 году.

До начала 1960-х годов церковь святого Илии оставалась в полуразрушенном состоянии, но местные жители отремонтировали её на собственные средства. Храм был разрушен вновь сильным землетрясением 1969 года.

После того, как в 1989 году Крупе был возвращен статус монастыря, церковь отреставрировали и построили монастырское подворье.

Этот монастырь примечателен тем, что с 2006 года в нем хранится икона святой Матроны Московской с фрагментом её мощей, привезенным из России. Образ и реликвия привлекают в монастырь множество паломников со всех уголков Балкан.

Важно

А вот просто лист бумаги, приклеенный скотчем к стене. Здесь написано: «За деньги можно купить: кровать — но не сон; еду — но не аппетит; дом — но не семью; книги — но не мудрость; украшения — но не красоту; лекарство — но не здоровье; роскошь — но не культуру; развлечения — но не счастье».

Црква Светог Илије Адрес: Општина Бања Лука, Крупа на Врбасу

Житомислич

Монастырь Житомислич (Манастир Житомислић) — православная мужская обитель во славу Благовещения Пресвятой Богородицы. Несмотря на то, что монастырь находится не на территории Республики Сербской, по пути из Требинье в Мостар рекомендую его посетить. Он — одна из главных святынь Сербской православной церкви, его история тесно связана с Россией, ну и просто мне там понравилось.

фото из сети

Монастырь с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы находится примерно в 20 км от Мостара. Он был построен в 15 — 16 веках семьёй Милорадовичей-Храбренов. Во время турецкой оккупации обитель являлась одним из самых важных культурных центров в Герцеговине. В 1602—1603 годах в монастыре была проведена первая реконструкция.

В 1660-х годах турки забрали у обители близлежащие земли, после чего почти все монахи покинули обитель. Земли удалось вернуть в 18–19 веках, и Житомислич стал одним из самых богатых моноастырей в Герцеговине. В 1707 году обитель посетили братья Михаил и Гавриил Милорадовичи, семья которых некогда основала монастырь.

Они в то время проживали в России, и передали монастырю дары Петра I, книги и иконы. В 1711 году, в годы русско-турецкой войны, Михаил вновь прибыл в Житомислич, чтобы организовать сербское восстание против турок. В 1858 году здесь была открыта духовная школа — первое учебное заведение подобного рода в Боснии и Герцеговине. Потомок Милорадовичей — граф Г. А.

Милорадович посещал обитель в 1883 году, он также привез пожертвования от православных верующих из России.

Возрождение монастыря началось после первой мировой войны. В 1926 году здесь побывал король Александр I Карагеоргиевич и подарил большой колокол. Во время второй мировой войны хорваты-усташи убили всех насельников и настоятеля, а все монастырские постройки и ценности сожгли.

В 1956—1963 годах Житомыслич был возрожден как женский монастырь, однако в июне 1992 года, во время Боснийской войны, монастырь был вновь разрушен, и снова хорватами. Усташи взорвали его до основания, вместе с жилыми корпусами, и даже с могилой новомучеников — житомисличских монахов. Сестры успели уехать из монастыря незадолго до его уничтожения.

Совет

То, что мы видим сегодня — абсолютно новые постройки 2003 — 2005 годов, храм, например, был освящен только в мае 2005 года главой Сербской Православной церкви патриархом Павлом.

Нас встречал, угощал и рассказывал историю монастыря отец Константин:

Координаты местоположения монастыря: 43°11′23″ с. ш. 17°46′50″ в. д. / 43.18972° с. ш. 17.78056° в. д.

Источник: https://www.tourister.ru/responses/id_15814

Монастырь Ковиль

Весна пришла на нашу улицу. И раз пригрело солнышко, настало время отправиться на экскурсию: например, в близлежащий монастырь Святых Aрхангела Михаила и Гавриила (Ковиль).

 Сербский «Афон», как его любят называть путеводители и православные блоги, расположен в предместьях деревни Ковиль. К воротам монастыря можно доехать на пригородном автобусе № 24, следующем от автобусной станции Нови Сада раз в час. Расписание его движения можно найти на http://gspns.

rs/red-voznje.php Стоимость проезда — 190 RSD за человека в одну сторону. Для детей проезд бесплатный.

Старое предание гласит, что монастырь был основан в 1220 году первым архиепископом Сербским — святым Саввой. С детства сын самодержца Стефана питал любовь к Богу. В 17 лет, покинув отчий дом, Растко (так звали святителя до пострига) отправился в Пантелеймонов монастырь на Афоне, где готовился принять постриг. Но иной была воля деспота.

Узнав о самоуправстве сына, он снарядил дружину, строго наказав ей вернуть Растко домой, даже если для этого придется пойти на греков войной. Да только велико было стремление юноши к Богу.

Едва убаюканные монастырским вином воины заснули сладким сном, Растко принял постриг и, направив родителю письмо и свои мирские покровы, убедил и его обратиться в монашество.

В 1219 году Савва был посвящен Вселенским Патриархом в сан Архиепископа всея Сербии и, взяв с собой толику благодати Святой горы, отправился обустраивать дела Церкви в своем отечестве. Первосвятитель обошел всю землю Сербскую да установил на ней мир.

Там, где ступала нога святого, вершились праведные дела и случались чудеса. Морские разбойники, приводившие в ужас путников, становились на путь праведный, внимая молитвам Саввы. Сокровища, веками скрытые в недрах Святой Горы, сами падали в руки архиепископа, дабы быть разданными неимущим.

Больные, помазанные его рукой, исцелялись от страшных недугов. Не забывал чудотворец и о монастырских делах.

Он привел в порядок обитель Ватопедскую, вносил ежегодный оброк на содержание Храма Пресвятой Богородицы Евергетиссы в Царьграде и отдавал богатые дары монастырю Филокалии в Солуни, основал новый Спасов монастырь Жичу и Свято-Архангельский монастырь Ковиль.

Обратите внимание

После смерти мощи святого Саввы Сербского были помещены в монастырь Тырново, затем перемещены в монастырь Милешева, а после сожжены турками на горе Врачар в Белграде. В память о чудотворце на этом месте был сооружен храм святого Саввы — крупнейшее православное святилище в мире.

 Малую церковь в Ковиле, построенную святым Саввой там, где по преданию им был исцелен сын венгерского короля, и впервые упомянутую в хрониках 1651 года, четырежды разрушали турки. Теперь на ее месте покоится памятный знак. До настоящего времени существует новый храм, сооруженный в 1741-1749 гг.

и посвященный святым архангелам Михаилу и Гавриилу. Его иконостас был изготовлен в 1866 году Йованом Кистнером, а 46 икон в стиле барокко написаны Аксентием Мародичем. Стены обители украшают картины Уроша Предича, Спиридона Боцарича, Рафаила Момчиловича и ценные иконы.

Читайте также:  Храм святителя димитрия ростовского

Главной ценностью монастырской ризницы, хранящей древние книги и ткани, является принадлежавший святому Савве пояс из серебра и злата.

Вот уже который век девизом монахов Ковиля является «ora et labora» — работа и молитва. В 4 утра, когда зазвонит афонское било, обитель пробуждается. В полпятого начинаются полунощница, утреня и Литургия, длящиеся около 3-х часов. В 8.30 наступает пора обеда, затем — послушания. В 17.

00 следует вечерня, а потом — ужин, малое повечерие с чтением молитв и лишь затем выделяется свободное время. 4 раза в неделю монашеская братия причащается. Понедельник, среда и воскресенье проходят за строгим постом. Субботний вечер — время для молитвы у владыки Порфирия, настоятеля монастыря.

Все жители монастыря попеременно в течение двух недель несут послушание на кухне. Сия участь не обходит даже священника — отца Исихия. С момента ухода от мирской жизни до пострига проходит более 5 лет. Искушеники (послушники) ходят в темной одежде, но не носят подрясника.
Гостям монахи Ковиля всегда рады.

Они угостят вас ракией и, возможно, оставят на ночь (если, конечно, вы не женщина).

Важно

Искусство производства ракии, прославившее монастырь, спасло храм от угасания и в наше время. Используя старые тексты и давние рецепты, монахи переняли опыт лучших специалистов из Нови Сада и Белграда да установили два медных аламбика, оснащенных газовой горелкой и электромешалкой.

Ракия из фруктов, собранных в монастырских садах, неторопливо «печется» на слабом огне и помещается в дубовые бочки.

Полученную дуньевачу, вильямовку, кайсиевачу и ликер из зеленых грецких орехов слуги Божьи поставляют в рестораны и продают в магазине при храме (деревянная беседка, расположенная справа от монастыря).

Вторым ходовым товаром, создаваемым обитателями Ковиля, являются свечи. Окуная немецкие фитили «Wedo» в растопленный натуральный пчелиный воск, мастера изготовляют шпиндели, тунковане и умакаче. Производственная мощность монастырской фабрики — до 300 кг свечей в день.

О целебных свойствах ковильского меда ходят легенды. Говорят, что смеси из меда,трав, пыльцы и прополиса использовались в лечении страдавшего от гемофилии русского царевича Алексея. Ковиль славится церковным пением. Следуя византийской традиции, хористы поют антифон вместе с греческими коллегами, попеременно чередуя церковнославянские и греческие стихи.

 И тем, кто далек от дел Божьих, не придется скучать. Ковильский монастырь расположен у Природного резервата «Ковильско-петроварадински рит». Даже ранней весной здесь очень живописно. По заболоченному озеру, окруженному старыми лесами Мордора медленно плывут рыбацкие лодочки. Шумно взмахнув крыльями, на воду грациозно приземляются лебеди.

Где-то далеко квакают жабы, и цвиринькают невидимые птицы. Благодать…

Вероника Коваленко. Источник

  • Сербские святыни в Московском Кремле.
  • Дворец княгини Любицы

Сербия, которую я люблю

Провинциальная Сербия

Дрвенград

Источник: http://serbiaonline.ru/?p=3115

Путешествие по Республике Сербской: Матрона Московская в Крупе-на-Врбасу

ПодробностиОпубликовано Суббота, 07 Ноябрь 2015Автор: Марко Василевич / Senica.ru

В 25 км от столицы Республики Сербской Баня-Луки в селе Крупа-на-Врбасу находится одноимённый монастырь, в церкви при котором хранится частица мощей Матроны Московской, очень почитаемой местными жителями.

Интересно, но почитание святой блаженной Матроны Московской на Балканах среди православных сербов постоянно растёт. В Белграде даже появилось русско-сербское благотворительное общество «Матрона».

Так, во время поездки одного из редакторов портала о Сербии и Балканах Senica.ru в Республику Сербскую по приглашению представительства правительства Республики Сербской в Москве (собственно, автора этой статьи), мы с удивлением узнали, что в Боснии, в Республике Сербской, рядом с Баня-Лукой в одной деревне есть церковь, главная святыня которой – частица мощей святой Матроны.

https://www.youtube.com/watch?v=IARd4iLfUI8

Интересен не только сам факт нахождения частицы мощей святой Матроны в церкви этой деревни, но и история её появления, которую нам рассказал один из священников.

«Владыка в Москве [владыка сербской православной церкви, находящийся в Москве, имени его названо не было, но, скорее всего, речь идёт о владыке Антонии], прочитал житие святой блаженной Матроны и решил, что его должны прочитать и сербы. Он собрал деньги, купил книги о Матроне и раздал их народу. Народ начал поклоняться святой Матроне.

2 мая 2006 года в День памяти святой Матроны сюда [в Церковь святого Ильи в Крупе-на-Врбасу] пришло очень много людей, настолько много, что не всем хватило места, и некоторым пришлось стоять на улице. Когда настоятель монастыря оказался в Москве, он рассказал об этом владыке.

Владыка посодействовал тому, чтобы в нашу церковь попала частица мощей святой Матроны».

Совет

По словам священника, когда народ встречал реликвию у входа в церковь, у многих из глаз текли слёзы – так сильно они её почитали и так сильно её ждали.

Рядом с иконой на стене наклеена бумажка с приветствием на русском языке: «Особенный привет для граждан Российской Федерации».

В другом селе в Республике Сербской, Ритешич в районе города Добой, строится целый монастырь, посвящённый святой Матроне Московской.

Водопады Крупы-на-Врбасу

Рядом с селом Крупа-на-Врбасу протекает речушка Крупа, которая потом вливается в реку Врбас. Стекая с гор, речушка образует живописные водопады. Местные жители издавна используют силу этих водопадов для помола злаков. Вдоль русла стоят небольшие мельницы, принадлежащие разным семьям и работающие до сих пор. Прямо там же можно купить только что смолотую муку.

Красота места привлекает и столичных жителей, приезжающих сюда из Баня-Луки. Как нам сказали, возле водопадов дома купили несколько политиков, открылся фешенебельный отель и ресторан. Во время нашего визита водопады Крупы-на-Врбасу стали декорациями для фотографа и девушки-модели, демонстрировавшей себя в купальнике, «ношне» – национальном костюме, и модной одежде.

P.S.: Красавицу автор фотографировать не стал, так как съёмка со стороны фотографа была эксклюзивной.

Источник: http://www.senica.ru/balkans/facts/republika-srpska/puteshestvie-po-respublike-serbskoy-matrona-moskovskaya-v-krupe-na-vrbasu

Мильков монастырь

Мильков монастырь (серб. Манастир Миљково) — дамский (ранее — мужской) общежительный монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы Браничевской епархии Сербской православной церкви. Размещен неподалеку от столицы Сербии — Белграда, поблизости реки Моравы у жд узла Лапово.

Монастырь имеет четыре престольных праздничка:

Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября; Введение Пресвятой Богоодицы в храм — 21 ноября (4 декабря); Преподобный Максим Духовник — 21 января (3 февраля); Преображение Господне — 6 (19) августа.

Содержание

1 История 2 Храмовые постройки 3 Святыни 4 Настоятели 5 Примечания 6 Ссылки

История

Предположительно основан во времена тирана Стефана Лазаревича, отпрыска святого князя Лазаря, хотя отдельные исследователи не исключают, что обитель была и ранее и была только обновлена. Возможно, что монастырь Буковица (прежнее заглавие Мильковского монастыря) был подворьем монастыря Манасия, основанного в то же период и бывшего в то время важным духовным центром Сербии.

Довольно нередко монастырь упоминается и после османского завоевания в документах турецких наместников как монастырь Введение Пречистой (серб. Пречиста Ваведенье).

Во время турецкого владычества Мильков монастырь поделил судьбу многих других православных монастырей Сербии: невзирая на помощь в то время еще полусвободных князей примыкающих Молдавии и Валахии, он равномерно пришел в упадок и после еще одного турецкого набега совсем опустел (скорее всего сожжен и разграблен).

В 1787 году, когда территория края во время австро-турецкой войны была освобождена от турок, монастырь пребывал в развалинах.

Его обновил обеспеченный торговец Милько Томич, который тут же и окончил собственный актуальный путь (непонятно, как мирянин либо как монах).

По имени Милько Томича монастырь и получил современное заглавие, хотя это не единственный человек с именованием Милько, посвятивший свою жизнь монастырю.

Мирное существование обители длилось недолго: скоро турки снова сожгли монастырь и он вновь опустел. До Первого сербского восстания в монастыре принял постриг священник Милько Ристич (в монашестве Мелентий), который на умеренные средства и в томных критериях трудился над обновлением монастыря.

Иеромонах Мелентий состоял в родстве с Карагеоргием и всеми силами помогал восставшим, что не прошло незамеченным для турок. После угнетения восстания турецкие власти в отместку убили монастырь, за ранее разграбив его.

Обратите внимание

Иеромонах Мелентий остался живой и в 1815 году во время Второго сербского восстания он снова решает пробы обновить монастырь. Уже в 1818 году монастырь описан как «поющий», другими словами действующий.

Сам иеромонах Мелентий скончался после окончания второго сербского восстания, а сербский люд до этого денька заботливо хранит память о нем: останки его были перенесены в монастырский склеп, а могильный камень почитается в народе и считается помогающим при болезнях, в особенности психологических.

Монастырский колокол, отлитый еще при Карагеоргии, в 1830 году при князе Милоше Обреновиче был перенесен в Крагуевац и первым зазвонил в освобожденной от турецкого владычества Сербии.

Подразумевают, что этот колокол был не только лишь первым, да и единственным в то время в Сербии, потому что после его уже не возвратили в Мильков монастырь, но перенесли в монастырь Манасию, а Мильковской обители князь Милош Обренович позже даровал новый колокол.

Митрополит Антоний (Храповицкий) с братией Милькова монастыря в 1926 году

В период Первой мировой войны монастырь принял огромное количество беженцев и всю войну поддерживал бедноту из окружных деревень. В 1920-е монастырь пополнился русскими монахами из Валаамского и других монастырей.

В 1925 году настоятеля Мирона (Янкович), переведённого в другую обитель, сменил иеромонах Феодосий (Волков), удалённый финским правительством из Валаамского монастыря за приверженность старенькому стилю. В монастырь также прибыл валаамский беженец иеродиакон Феофил (Семяков).

В 1926 году по контрактённости меж РПЦЗ и Сербским Патриархатом монастырь стал русско-сербским, а 4 февраля 1926 года в него прибыли 6 российских монахов-эмигрантов во главе с настоятелем иеромонахом Амвросием (Кургановым) (1896—1933), человеком незаурядных моральных свойств и силы духа, начавшим собственный монашеский путь послушником Оптиной пустыни. Уже в конце 1926 года в монастыре было 20 монахов, в главном, российских. Роль монастыря как 1-го из важных духовных центров Сербии становилась все более приметной. Тут в 1926 году принял постриг Иоанн (Максимович), а посреди братии был монах Антоний (Бартошевич), будущий архиепископ Женевский и Западно-Европейский, Антоний (Медведев), Антоний (Синкевич) и будущий архиепископ Западно-Американский Тихон (Троицкий).

В 1926 году в праздничек свт. Петра монастырь посетил митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий), представитель архиерейского Синода РПЦЗ. В том же году 11 октября монастырь посетил епископ Браничевский Митрофан.

С 15 до 29 июня 1928 года в монастыре пребывала чудотворная икона Божией Мамы «Курская», которой поклонилось огромное число верующих. В том же году на праздничек Успения Пресвятой Богородицы монастырь посетил епископ Браничевский Митрофан, а 4 сентября — епископ Черноморский Сергий.

Важно

В 1931 году в монастыре числилось 17 монахов, из которых 7 — сербы и 10 — российские, монастырь продолжает расти и развиваться, как и его воздействие в народе.

В 1931 году монастырь посетили российский епископ Детройтский Феодосий и епископ Захумско-Герцеговский Йован.

В 1932 году в монастырь послушником поступил 18-летний Томислав Штрабулович, позже узнаваемый всей Сербии как старец Фаддей Витовницкий, один из именитых сербских духовников нового времени.

В 1936 году игумен монастыря Лука (Родионов) совместно с братией по решению церковных властей были переведены в монастырь Тумане, а братия из монастыря Тумане — в Мильков монастырь.

С 1952 года монастырь по решению Синода Сербской православной церкви стал дамским, а 30 октября свершилась передача должности меж игуменом Никанором и монахиней Дорофеей, ставшей игуменьей дамского общежительного Милькова монастыря.

В 1969 году монастырь объявлен монументом культуры и взят под охрану страны.

В текущее время в монастыре проживают 19 монахинь во главе с игуменьей Ангелиной, с 2007 года возглавляющей обитель.

Храмовые постройки

Монастырская церковь посвящена Введению в храм Пресвятой Богородицы. В 1967—68 годах церковь расписал и отчасти отреставрировал старенькые фрески узнаваемый сербский богомаз, монах Милькова монастыря Наум (Андрич).

Иконы иконостаса: Спасатель, Пресвятая Богородица, на северных воротах — Архангел Миша, а на южных — св. архидиакон Стефан написаны им. Вся храмовая живопись выполнена в византийском стиле.

На южной части храма находятся лики российских святых: преподобных Германа Валаамского и Сергия Радонежского. Иконостас выполнен из орехового дерева и украшен качественной резьбой.

Святыни

В монастыре в зимнем храме св. Максима Духовника находится чудотворный перечень с иконы Божией Мамы «Ахтырская». Огромное количество паломников стекается в монастырь, чтоб поклониться этой чудотворной иконе.

Настоятели

Мелентий (Ристич), иеромонах (1803—1819) Пантелеимон, иеромонах (1850-е) Феодосий, игумен (1900-е) Мирон (Янкович), игумен (? — 1925) Феодосий (Волков), иеромонах (1925—1926) Амвросий (Курганов), схиархимандрит (1926 — 17 мая 1933) Лука (Родионов), игумен (1933—1936) Никанор, игумен (? — 30 октября 1952) Игумении Дорофея, игумения (30 октября 1952—2007) Ангелина, схиигумения (с 2007 по н/вр)

Источник: http://necrotula.ru/monastyr/milkov-monastyr

Ссылка на основную публикацию