Мирожский монастырь, россия, город псков

Псков. Мирожский монастырь – События

Page 2

15 августа 2014 года, в празднование перенесения мощей первомученика архидиакона Стефана, Высокопреосвященнейший Евсевий, Митрополит Псковский и Великолукский, совершил праздничное богослужение в Спасо-Преображенском Мирожском монастыре, для которого этот праздник является престольным.

Page 3

9 января 2014 года, в попразднство Рождества Христова и день памяти апостола Христова, первомученика и архидиакона Стефана, Высокопреосвященнейший Евсевий, Митрополит Псковский и Великолукский, совершил праздничный молебен в Спасо-Преображенском Мирожском монастыре.

Page 4

В Cпасо-Преображенском Мирожском монастыре организована Рождественская елка для детей, посещающих иконописную и воскресную школу. Дети пришли нарядные, каждый приготовил песенку, стихотворение, некоторые пели тропари праздникам. 

Page 5

В мае 2012г. в Спасо-Преображенском Мирожском монастыре возобновились воскресные занятия с детьми из школ города Пскова. Ребята совершили крестный ход вокруг монастыря, затем, наместник обители Игумен Николай рассказал детям об истории праздника Пасхи, о воскресении Господа и Спаса Иисуса Христа, ответил на вопросы.

Page 6

Page 7

Page 8

В этот великий двунадесятый праздник Святой Церкви вспоминается, как Иисус Христос своих учеников Петра, Иакова и Иоанна «возвел на гору высокую одних, и преобразился перед ними: просияло лицо Его как солнце, одежды сделались белыми как снег», и явились Моисей и Илия с Ним беседовать.

Page 9

7 октября 2007 года (24 сентября по старому стилю) в Русской Православной Церкви празднуется память основателя Спасо-Преображенского Мирожского монастыря в Пскове игумена Авраамия и иконы Божией Матери “Мирожская Оранта”. Оранта – в переводе с латинского “Молящаяся”.

Богородица на иконе изображается во весь рост с молитвенно поднятыми вверх руками, выражающими ее заступничество перед Царем Небесным о всем роде человеческом.

На груди у Богородицы изображение золотого диска с Богомладенцем – такое изображение в византийских иконах называлось Великая Панагия, что значит, Всесвятая. 

Обратите внимание

Церковное предание свидетельствует, что икона Божией Матери была обретена на берегу реки Мирожи в 1198 году, поэтому получила название Мирожская и находилась в Мирожском монастыре. Написана икона по чину Оранты, называли ее еще “Знамение”, впоследствии она приобрела название “Мирожская Оранта”.

Изображены на ней, как на иконах “Знамение”, Божия Матерь с Богомладенцем, святой псковский князь Довмонт (в крещении Тимофей) и его супруга Мария (в иночестве Марфа, внучки благоверного князя Александра Невского). Их изображения появились позже, были дописаны.

Есть предание, что по просьбе благоверного князя Тимофея он был изображен с супругой, а когда княжеская чета была канонизирована, благодарные псковичи написали нимбы. В 1567 году в Пскове свирепствовало моровое поветрие, и на иконе у Божией Матери истекли слезы из глаз.

Икону торжественным образом перенесли тогда в Троицкий Собор и перед ней совершались молебны и богослужения, люди прикладывались, лобызали икону и получали исцеление и укрепление.

В то же время после этого чуда Иван Грозный увез икону в Москву, и там сделали с нее список, который был отдан Пскову, и находился в Мирожском монастыре до 20-х годов.

В послереволюционное время монастырь был закрыт, монастырские ценности и святыни были изъяты. Икона – список “Мирожская Оранта” до сих пор находится в Псковском музее-заповеднике.

Место пребывания самой святыни – псковской чудотворной иконы Божией Матери Мирожская – неизвестно.

Ныне в Мирожском монастыре есть икона Божией Матери Мирожская, написанная в 1998 году по благословению Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия в иконописной мастерской монастыря.

Важно

Написание иконы было приурочено к 800-летию обретения чудотворной иконы Божией Матери на берегу реки Мирожи.

Тогда, в ее праздник, вновь написанную икону, перенесли из Троицкого Собора в Спасо-Преображенский Мирожский монастырь.

В день 7 октября празднуется кончина преподобного Авраамия, первого Мирожского игумена.

Преподобный Авраамий Мирожский был строителем и первым игуменом Псковского Спасо-Преображенского монастыря на берегу реки Великой, при впадении в нее речки Мирожи.

Мирожская обитель была основана около 1156 года святителем Нифонтом, епископом Новгородским, пострижеником Киево-Печерского монастыря и преподобным Авраамием.

Этот монастырь, древнейший в Пскове, был первым семенем монашества, перенесенным на псковскую почву из Киева. На чаше преподобного Нифонта была надпись: “Святой епископ Нифонт…

будучи на престоле, многия святыя обители и церкви устрой со благоверным князем Всеволодом Псковским, и по преставлении князя Всеволода прииде… во Псков и созда… церковь Преображения Господня, и обитель преславную украси, и братию собра, и игумена постави”.

О жизни преподобного Авраамия сведений сохранилось мало, так как монастырь находился вне городских стен, часто подвергался разорению и служил для постоя вражеских войск. Скончался преподобный 24 сентября 1158 года.

Совет

Мощи его лежат под спудом соборного храма в честь Преображения Господня в созданном им монастыре. В конце XIX века при ремонте Преображенского собора были раскрыты уникальные фрески XII века, которыми был расписан собор, получившие ныне всемирную известность.

Источник: http://mirozhsky-monastery.ru/

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь – уникальные памятники древнерусской живописи

Адрес: Россия, Псковская область, г. Псков, Мирожская набережная
Дата основания: в середине XII в.

Основатель: святитель Нифонт
Основные достопримечательности: собор Спаса Преображения, церковь св.

Стефана, колокольня
Святыни: список с чудотворной Мирожской иконы Божией Матери
Координаты: 57°48'23.6″N 28°19'43.4″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Знаменитый псковский Кром занимает правобережье реки Великой, а на противоположном, левом берегу стоит не менее известный Мирожский монастырь.

Его назвали по имени небольшой речки Мирожи, возле устья которой возвышаются старинные стены и храмы. Этот монастырь – один из старейших в России.

Он был основан в первой половине XII века и сохранил древние фрески, созданные неизвестными византийскими изографами.

Вид на монастырь с противоположной стороны реки Великой

История монастыря

Обитель появилась в городе в 1130-х годах, благодаря епископу Новгородскому Нифонту. Святитель был греком по происхождению, принял монашеский постриг в Киевско-Печерском монастыре, а потом был направлен в Новгород. Он дал новой обители имя – Спасо-Преображенская и сделал эскизы росписи монастырских храмов.

При Нифонте новгородские зодчие построили здесь первый храм – Спасо-Преображенский собор, а росписи в нем сделали приглашенные епископом византийские мастера. Сюжетом искусно выполненных фресок стали сцены Ветхого и Нового Заветов.

Легко представить себе изумление, которое испытывали все впервые пришедшие в собор. Нарисованные снизу до верху фрески раскрывали верующим сцены из жизни Иисуса Христа, показывали момент его распятия, воскрешения и вознесения на небеса.

В Средневековье монастырь на левобережье Великой играл роль одного из культурных центров Псковских земель. Он обладал большой библиотекой. Монахи писали иконы, вели летопись и переписывали древние рукописи.

Их трудами была создана копия знаменитого «Слова о полку Игореве». Монастырь считался очень богатым – ему принадлежала пойма Мирожи и левобережье Великой, несколько мельниц и кузниц, а также хозяйственные дворы.

Вид на церковь святого Стефана

Он стоял вне укрепленных стен псковского кремля и поэтому был уязвим для нападавших с запада неприятелей. Так, в 1299 году рыцари-ливонцы разграбили территорию псковского Посада и подожгли монастырь.

В 1581 году православную обитель, наоборот, использовали для нападения на город.

Король Польши и великий князь Литвы Стефан Баторий повелел поставить на монастырской колокольне пушки и из них обстреливал Псков.

С приходом советской власти обитель закрыли и разместили в ней городскую экскурсионную станцию.

Обратите внимание

В середине 1990-х годов Стефановскую церковь, а также братский и настоятельский корпуса передали верующим, и они начали возрождать монашескую жизнь.

Первыми здесь поселились монахи, приехавшие из знаменитой Псково-Печерской обители. С 2010 года весь монастырский ансамбль, кроме Спасо-Преображенского храма, передали в ведение Церкви.

Архитектурные памятники на территории монастыря

Мирожскую обитель не случайно называют выдающимся памятником средневековый архитектуры и одним из символов древнего Пскова. Его белоснежные стены и храмы отлично видны с реки и составляют парадный фасад Завеличья. Территория монастыря опоясана невысокой каменной оградой, возведенной в конце XVIII – начале XIX века.

Собор Спаса Преображения

Много верующих и туристов приезжают сюда, чтобы увидеть древний Спасо-Преображенский собор, который стоит почти 900 лет и считается одним из образцов русского зодчества домонгольского периода.

Он возведен из каменных плит и тонких кирпичей – плинфы. Это крестовокупольный греко-византийский храм, имеющий одну полукруглую абсиду и мощный световой барабан с массивной главой.

Лаконичность и простота древнего собора стали основой для развившейся позже псковской архитектурной школы.

Внутри храма можно увидеть выполненные в середине XII века фрески и надписи на греческом языке.

Это редкий случай, когда созданные по сырой штукатурке древние росписи сохранились в таком объеме и качестве.

В XVII веке их забелили, и это стало одной из причин, по которой уникальные фрески не были утрачены. Вскрыли древние росписи в конце XIX века, а потом их много раз исследовали и реставрировали.

Монастырские фрески признаны уникальным памятником древнерусской монументальной живописи, и настоящее время находятся под охраной ЮНЕСКО. Чтобы больше народа смогло увидеть эти росписи, собор открыт, как музей, и богослужения в нем не ведутся.

Слева направо: церковь св. Стефана, колокольня, братский корпус

В северной части монастыря возвышается белоснежная церковь Апостола и Первомученика Стефана с колокольней. Она была построена в начале XVII века вместо храма, который стоял в монастыре с 1406 года. Стефановская церковь выполнена, как надвратный храм с подклетом. Это целый корпус с трапезной и к нему примыкают Святые ворота.

Декор церкви несет явные четны московского храмового зодчества. Она выглядит очень нарядно и богато украшена орнаментальными поясами, затейливыми карнизами, наличниками, лопатками и колонками. Двухсветный храм перекрывает сомкнутый свод. В наши дни церковь действующая, и регулярно в ней проходят богослужения. В подклете размещена выставка икон, созданных мастерами обители.

С севера монастырский фасад состоит из Стефановского храма, Святых ворот, высокой колокольни, построенной в 1879 году, и двухэтажного братского корпуса (XVIII-XIX вв.). С запада от главного собора расположен настоятельский корпус (XVI-XIX вв.). Он состоит из старого каменного подклета с надстроенным деревянным этажом. Сегодня здесь размещается монастырский иконописный центр.

Важно

Братский корпус

Обитель находится на слиянии двух рек, и на протяжении долгой истории неоднократно затапливалась паводковыми водами. Последний раз это произошло в 2011 году. В апреле вода поднялась так высоко, что Спасо-Преображенский храм затопило на 1 м. Чтобы спасти уникальные фрески, пришлось откачивать воду насосами, прибегнув к помощи сотрудников МЧС.

Современное состояние и режим посещения

В наши дни монастырь – действующая православная обитель, живущая по строгому монастырскому уставу. Ее территория открыта для паломников и туристов ежедневно с 8.00 до 19.00. Богослужения проходят в храме Апостола и Первомученика Стефана. Снимать фото и видео здесь не запрещено, однако, путешественников просят не фотографировать насельников и церковные службы.

Для верующих работает паломнический центр, который организует экскурсии по святым местам Пскова и Псковской области. Паломники-мужчины могут остановиться в обители на несколько дней. Специально для них в монастыре существуют гостевые кельи с удобствами, где ночуют одновременно до пяти человек.

Настоятельский корпус

В Стефановском корпусе открыта трапезная. Она работает с 10.00 до 12.00 и с 14.00 до 17.00. Здесь можно позавтракать, пообедать и поужинать за умеренное пожертвование. В монастырской церковной лавке продают иконы, сувениры с видами псковских достопримечательностей, восковые свечи, книги и фильмы.

Особая гордость обители – иконописная мастерская. Здесь работают насельники монастыря, которые являются профессиональными художниками.

Они трудятся по традиционному иконописному канону, созданному в XII веке, и пишут иконы темперными красками на липовых досках, а для позолоты используют листы сусального золота. Монастырь выполняет много заказов от других обителей, храмов и паломников.

Любопытно, что в иконописной мастерской для верующих и туристов проводятся специальные экскурсии и мастер-классы, на которых можно научиться изготовлению восковых свечей и росписи яичной темперой.

Читайте также:  Пища для покойного

Как добраться

Обитель стоит в центре города, на левом берегу реки Великой, по адресу: Мирожская набережная, 2. От стен псковского кремля до нее нетрудно за 20 минут дойти пешком. Для этого нужно перейти реку по мосту имени 50-летия Октября (Юбилейная улица).

Святые врата

От железнодорожного вокзала к обители подъезжают на автобусах № 2, 2А, 5 и маршрутном такси № 2Т (остановка «Дамба»). При желании, от вокзала до монастыря можно пройти пешком (1,5 км).

Если добираться на автомобиле, то от южных окраин Пскова с Ленинградского шоссе (трасса Р23) необходимо свернуть на улицу Советской Армии, по ней доехать до моста через реку Великая (ул. Юбилейная), переехать на левый берег реки и через дендропарк выйти к монастырю. Парковка для машин расположена в южной части дендропарка.

Рейтинг достопримечательности

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/864-spaso-preobrazhenskij-mirozhskij-monastyr

Мирожский монастырь в Пскове

XII века, знаменитый благодаря единственным на Руси по степени сохранности домонгольским фрескам соборного храма

Спа́со-Преображенский Миро́жский За́величский монасты́рь — монастырский комплекс XII века, знаменитый благодаря единственным на Руси по степени сохранности домонгольским фрескам соборного храма. Находится в Пскове, при впадении реки Мирожа (откуда и получил свое название) в р. Великую, в районе, называвшемся За́величье.

Ансамбль состоит на государственной охране как памятник республиканского значения (Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года, № 1327).

История

Икона Мирожской Божьей Матери с предстоящими св. князьями Довмонтом и Марией Дмитриевной. Псковский музей

Точная дата основания монастыря неизвестна. Её принято относить к середине XII в. и связывать с именем грека по рождению, святителя Нифонта, епископа новгородского.

Монастырь, находящийся в 20 минутах пешком от псковского крома, был одним из культурных центров города, здесь велась псковская летопись, он имел библиотеку, мастерскую переписчиков (скопировавших, в частности «Слово о полку Игореве»), и иконописную мастерскую. Обитель была богата. Его городская территория монастыря занимала всю пойму р. Мирожи (с мельницами), берег р. Великой с кузницами, хозяйственными дворами и проч. После секуляризации церковных земель в XVIII в. его территории сократились до нынешнего размера.

Географическое положение вне укреплений Пскова, который часто служил целью нападений западных соседей Руси, подчас делал монастырь уязвимой мишенью.

Так, в 1299 году ливонские рыцари, разорив псковский посад, сожгли Мирожский и Снетогорский монастырь, а также убили Василия Мирожского и игумена Снетогорского монастыря Иоасафа, впоследствии канонизированных и ставших местночтимыми святыми. По преданию, мощи св.

игумена Василия почивают под спудом в алтарной части Спасо-Преображенского собора вместе с мощами св. Авраамия. В начале XVI века в монастыре обучался преподобномученик Корнилий Псково-Печерский (постриг принял в Псково-Печерском монастыре).

В 1581 г. Стефан Баторий установил на колокольне монастыря пушки, из которых стрелял по городу.

Совет

В 1567 году, при Иване Грозном, в Мирожском монастыре прославилась чудесами икона Божией Матери, получившая прозвание Мирожская: тип Оранты с предстоящими св. псковским князем Довмонтом и его супругой Марией Дмитриевной.

По сообщению «Энциклопедии Брокгауза и Ефрона» в XIX в. монастыре находилось много древних икон, чаша св. Нифонта с надписью 1166, евангелие 1703, серебряный ковш, пожалованный Петром I псковитянину Фадею Гурьеву, два колокола 1520 и 1521 годов.

Монастырь упразднен в XX в. После революции 1917 года в Мирожском монастыре разместилась Псковская экскурсионная станция. Монашеская жизнь в стенах обители стала возрождаться в 1994 году, когда храм Первомученика Стефана, братский корпус и дом Настоятеля был передан Псковской Епархии по договору аренды.

Тогда же была создана мирожская международная иконописная школа, которую возглавил архимандрит Зинон (Теодор), один из самых знаменитых современных иконописцев. После дозволения католикам отслужить службу в монастыре и причастия вместе с ними он был снят (см. статью).

В 1997 году Его Высокопреосвященство Владыка Евсевий освятил вновь созданную иконописную школу.

01 мая 2010 года весь комплекс зданий и территорий монастыря, за исключением Спасо-Преображенского собора и малых келий, был передан Русской Православной Церкви в безвозмездное пользование.

В 2011 году в монастыре начала свою работу иконописная школа для детей города Пскова.

Наводнения

Монастырь на стрелке двух рек,подвергался затоплению, сильнейшие отмечены в стенах монастыря:

  • 1886 год
  • 1900 год
  • 1928 год
  • 1960 год
  • 2011 год

В апреле 2011 года, из-за резкого подъёма уровня рек Великой и Мирожи 9 апреля, монастырь был затоплен, в Стефановом храме вода стояла высотой 1 метр, началось просачивание воды в Спасо-Преображенский собор с фресками 12 века, служба МЧС оказала помощь в откачке воды.

Здания

Спасо-Преображенский соборВознесение. Фреска в куполе Спасо-Преображенского собора.Колокольня, братский корпус и Стефановская церковь.

Древнейшие постройки монастыря, кроме собора, не сохранились.

В настоящее время ансамбль Мирожского монастыря состоит из: Спасо-Преображенского собора с ансамблем фресковой живописи (XII-нач. XX вв.), Настоятельского корпуса (XVI—XIX вв.), Стефановской церкви (XVII в.), Братского корпуса (кон. XVIII—XIX вв.), братских келий (XVII—XIX вв.

), монастырской ограды в 400 м (1799—1805 г.) и здания бани (нач. XIX в.).

Собор Спаса Преображения

Выстроен из плинфы и камня до 1156 г. Это крестово-купольный храм, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип.

Центральный объём здания имеет форму равноконечного креста (восточная ветвь его полукруглая, так как заканчивается алтарной апсидой), к которому по углам примыкают низкие компартименты: два прямоугольных с запада и две малые апсиды с востока.

Таким образом, первоначально храм имел снаружи чётко выраженную крестообразную форму. В интерьере центральное крестообразное пространство соединялось с угловыми только небольшими проходами. Однако уже в процессе первоначального строительства были добавлены надстройки над западными углами.

Обратите внимание

Позднее храм был перестроен и его форма утратила первоначальный замысел. Архитектурный тип собора послужил образцом для собора Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря. Храм является одним из лучших примеров русской архитектуры домонгольского периода.

Расписан сверху донизу в 30-х и 40-х годах XII века неизвестными мастерами, выходцами из Греции. Уникальность фресок — в высоком художественном качестве, в продуманной иконографической концепции, а также в том, что сохранился практически весь комплекс росписей.

По стилю они не имеют хронологических аналогов в России и напоминают византийские мозаики в некоторых храмах Сицилии того же XII века. Центральное положение в композиции занимает тема соединения в Боге-Сыне божественной и человеческой природы и Его искупительной жертвы, её раскрытию подчинены все узловые моменты храмовой декорации.

Кульминационными в композиции являются Деисус в конхе алтаря и гигантское купольное Вознесение. Тема искупительной жертвы определяет содержание сводов и люнетов храма. Среди этой группы фресок особенно выделяется «Оплакивание Христа» (на северной стене). Третий сверху регистр посвящён чудесам Христа.

Два нижних регистра росписей основного объёма отведены под фигуры святых пророков, воинов, пресвитеров, монахов и т. д. Надписи (на греческом языке) редки, вследствие чего подавляющее большинство образов не идентифицировано.

Среди идентифицированных воины Сергий и Вакх, целители Пантелеймон, Кир и Иоанн, (редко изображаемые) мученики Ромул и Евдокий, персидские святые Акепсим, Аифал и Иосиф, преподобные Никон и Ефросин и др.

В XVII веке фрески были забелены, что счастливым образом способствовало их спасению. Стараниями археолога и историка искусств В. В. Суслова и его учеников они были открыты из-под штукатурки в конце XIX века.

Потёртость красочных слоёв и отдельные утраченные участки не устраивали духовенство монастыря. Указом Синода В. В. Суслов был отстранён от реставрации, а для «восстановления» фресок была нанята артель владимирских иконописцев под руководством Н. М.

Важно

 Сафонова, которая в 1900-1901 годах промыла древние росписи, а затем переписала их «в древнем стиле», сохраняя лишь древнюю иконографию сюжетов.

Новое раскрытие фресок началось в 1920-х годах, но и по сей день примерно половина площади уникального фрескового ансамбля находится под ремесленным поновлением 1901 года. Ныне Спасо-Преображенский собор представляет собой музей, богослужения в нём не проводятся.

Богослужения в Спасо-Преображенском соборе проводятся братией монастыря в определенные праздничные дни.

Храм Апостола и Первомученика Стефана

Стефановская церковь представляет собой надвратный храм на подклете. Построен на месте более древней, 1406 года. Очень нарядный, окна и двери обрамлены колонками, с перехватами и фронтонами. В храме проходят регулярные Богослужения. Храмовый иконостас представляет собой уникальные фресковые росписи работы архимандрита Зинона.

Кроме того, в храме находится список 1998 года с чудотворной иконы Божией Матери Мирожская-Оранта, явленная чудесным образом в 1198 году. Более древний список с иконы – 1583 года, находится в Псковском государственном музее-заповеднике. Кроме того, в числе почитаемых святынь — икона великомученика Пантелеимона XIX века, привезенная со св.

горы Афон, Тихвинская икона Божией Матери, Николай Чудотворец, частицы мощей многих святых со всего света. При монастыре работают иконописные мастерские, мирожские иконописцы являются продолжателями традиций византийских мастеров, расписавших собор в XII веке. В подклете Стефановского храма оборудована выставка современной иконы.

В монастырском корпусе имеется трапезная.

Источник: https://tropki.ru/rossiya/pskovskaya-oblast/pskov/mirozhskiy-monastyr

Мирожский монастырь в городе Псков

Спасо-Мирожский Завеличский монастырь — монастырский комплекс XII века, знаменитый благодаря уникальным фрескам того же периода, украшающими церковь Спаса Преображения. Находится в Пскове, при впадении р. Мирож (откуда и получил свое название) в р. Великую, в районе, называвшемся Завеличье.

Ансамбль состоит на государственной охране как памятник республиканского значения (Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года, №1327).

IMG_9252 — larkyphoto @ Flickr

История

ом и Марией Дмитриевной. Псковский музей]] Точная дата основания монастыря неизвестна. Её принято относить к сер. XII в. и связывать с именем святителя Нифонта, епископа новгородского.

псков 349 — Olga Sytykh @ Flickr

Монастырь, находящийся в 20 минутах пешком от псковского крома, был одним из культурных центров города, здесь велась псковская летопись, он имел библиотеку, мастерскую переписчиков (скопировавших, в частности «Слово о полку Игореве»), и иконописную мастерскую. Обитель была богата. Его городская территория монастыря занимала всю пойму р. Мирожи (с мельницами), берег р. Великой с кузницами, хозяйственными дворами и проч. После секуляризации церковных земель в XVIII в. его территории сократились до нынешнего размера.

Географическое положение вне укреплений Пскова, который часто служил целью нападений западных соседей Руси, подчас делал монастырь уязвимой мишенью.

Так, в 1299 году ливонские рыцари, разорив псковский посад, сожгли Мирож и Снетогорский монастырь, а также убили Василия Мирожского, игумена, и Иоасафа Снетогорского, впоследствии канонизированных и ставших местночтимыми святыми. По преданию, мощи св.

игумена Василия почивают под спудом в алтарной части Спасо-Преображенского собора вместе с мощами св. Авраамия. В начале XVI века в монастыре обучался преподобномученик Корнилий Псково-Печерский (постриг принял в Псково-Печерском монастыре).

dmitry.risenberg @ Flickr

В 1581 г. Стефан Баторий установил на колокольне монастыря пушки, из которых стрелял по городу.

Pskov, 2017 — gregorywass @ Flickr

Совет

В 1567 году, при Иване Грозном, в Мирожском монастыре прославилась чудесами икона Божией Матери, получившая прозвание Мирожская: тип Оранты с предстоящими св. псковским князем Довмонтом и его супругой Марией Дмитриевной.

По сообщению «Энциклопедии Брокгауза и Ефрона» в XIX в. монастыре находилось много древних икон, чаша св. Нифонта с надписью 1166, евангелие 1703, серебряный ковш, пожалованный Петром I псковитянину Фадею Гурьеву, два колокола 1520 и 1521 годов.

Margarita Michurina @ Foursquare

Совет

Монастырь упразднен в ХХ в. После революции 1917 года в Мирожском монастыре разместилась Псковская экскурсионная станция. В настоящее время (с 1994 г.) РПЦ выступает в качестве арендатора у музеев Пскова.

Тогда же была создана мирожская иконописная школа, которую возглавил архимандрит Зинон (Теодор), один из самых знаменитых современных иконописцев. После скандала с дозволением католикам отслужить службу в монастыре он был снят (см.

статью), а школа начала приходить в упадок.

Читайте также:  Храм казанской иконы божией матери в коломенском, россия, город москва

Здания

Древнейшие постройки монастыря, кроме собора, не сохранились. В настоящее время ансамбль Мирожского монастыря состоит из: Спасо-Преображенского собора с ансамблем фресковой живописи (XII-нач. XX вв.

), Настоятельского корпуса (XVI-XIX вв.), Стефановской церкви (XVII в.), Братского корпуса (кон. XVIII-XIX вв.), братских келий (XVII-XIX вв.), монастырской ограды в 400 м (1799-1805 г.) и здания бани (нач. XIX в.

).

Выстроен из плинфы и камня до 1156 г. Это крестово-купольный храм, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип.

Центральный объем здания имеет форму равноконечного креста (восточная ветвь его полукруглая, так как заканчивается алтарной апсидой), к которому по углам примыкают низкие компартименты: два прямоугольных с запада и две малые апсиды с востока.

Таким образом, первоначально храм имел снаруже четко выраженную крестообразную форму. В интерьере центральное крестооразное пространство соединялось с угловыми только небольшими проходами. Однако уже в процессе первоначального строительства были добавлены надстройки над западными углами.

Позднее храм был перестроен и его форма утратила первоначальный замысел. Архитектурный тип собора послужил образцом для собора Рождества Богоматери Снетогорского монастыря. Храм является одним из лучших примеров русской архитектуры домонгольского периода.

Расписан фресками неизвестным мастером, предположительно выходцем из Греции. Уникальность этого фрескового цикла — в высоком художественном качестве, в продуманной иконографической концепции, а также в том, что сохранился практически весь комплекс росписей, что является редкостью для этого периода.

Vsevolod Markov @ Foursquare

Для современной науки фрески были открыты из-под штукатурки в 1858 г. О них было сообщено профессорами Н. В. Покровским и В. В. Сусловым на Виленском IX археологическом съезде (1893). Шаблон:Art-stub

Ksusherry ⭐️ @ Foursquare

Литература

  • Сарабьянов В.Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, 2002. ISBN 5-94431-022-7

Ссылки

Ivleva Evgenia @ FoursquareIvleva Evgenia @ FoursquareМихаил Бурков @ FoursquareИгорь Петербург @ FoursquareIlya Lyutikov @ FoursquareIlya Lyutikov @ FoursquareDmitry Kolyagin @ FoursquareНеизвестный святой / Unknown Saint — _ghosty_ @ Flickrпсков 353 — Olga Sytykh @ Flickrпсков 004 — Olga Sytykh @ FlickrСпасо-Мирожский монастырь. Псков — eating milk @ Flickr

Источник: https://ru.advisor.travel/poi/Mirozhskiy-monastyr-2565

Мирожский монастырь

  1. Главная страница
  2. Монастыри и храмы
  3. Мирожский монастырь

Мирожский монастырь – это архитектурный ансамбль, представляющий собой огромное историко-художественное значение. В 1960 году Постановлением Совета Министров РСФСР монастырский ансамбль был признан архитектурным памятником республиканского значения и взят под охрану государства. Главное достояние монастыря – это сохранившиеся до наших дней домонгольские фрески соборного храма.

Расположен Мирожский монастырь в месте слияния реки Мирожки и реки Великая. Всего-то в 20 минутах ходьбы до Псковского крома (Кремля) – историко-архитектурного центра Пскова. Дату основания монастыря принято относить к середине XII столетия. Это был один из культурных центров города, где велась летопись, была библиотека и иконописная мастерская.

К сожалению, многие древнейшие постройки не сохранились. В состав ансамбля монастыря в настоящее время входят: Спасо-Преображенский собор (XII – начало XX вв.), Настоятельский корпус (XVI – XIX вв.), Стефановская церковь (XVII в.), Братский корпус (конец XVIII – XIX вв.), братские кельи (XVII – XIX вв.), монастырская ограда длиной 400 метров, здание бани (нач.

XIX века).

Собор Спаса Преображения – древнейший монастырский храм, воздвигнутый в середине XIX века попечением святителя Нифонта. Построен собор из камня и плинфы – тонкого плоского кирпича.

Обратите внимание

Сверху донизу расписан уникальными фресками, которые на 80% сохранились до нашего времени. Роспись принадлежит неизвестным мастерам, предположительно выходцам из Византии.

Уникальность фресок не только в их качественном исполнении, но и в продуманности иконографической концепции. Архитектура собора так же не имеет прямых аналогов. Это мощное крестообразное здание, воплощающее символику равноконечного православного креста.

Архитектурный стиль Спасо-Преображенского храма оказал большое влияние на дальнейший стиль псковского зодчества. В настоящее время в соборе располагается музей, и Богослужения в нем не проводятся.

Регулярные Богослужения проходят в Стефоновской церкви. Это очень нарядный храм, расписанный фресками архимандритом Зиноном.

В храме Апостола и Первомученика Стефана находятся частицы мощей многих святых, привезенные со всего света, и чудотворная икона Божией Матери Мирожская Оранта, которая чудесным образом была явлена в 1199 году.

К тому же здесь в числе почитаемых святынь находятся икона святого великомученика Пантелеймона, привезенная со святой горы Афон, Тихвинская икона Божией Матери, икона Николая Чудотворца. Стефановская церковь представляет большой интерес для паломников. В подклете храма оборудована выставка современной иконы.

Источник: http://privet-strana.ru/monastyri-rossii/mirozhskij.html

Мирожский монастырь в Пскове: история, описание, время работы

Спасо-Преображенский Мирожский Завеличский мужской монастырь — старейший монастырь и одна из наиболее известных достопримечательностей Пскова —  уютно расположился в самом центре Пскова, в месте слияния двух рек — Мирожки и Великой. Точная дата основания монастыря не известна.

Скорее всего, он был основан еще до крещения Руси князем Владимиром. В строительстве обители в качестве учителей построения христианской храмовой архитектуры принимали активное участие греческие мастера.

С собой греки привезли не только инструменты, но и, почему-то, стройматериал — розовую плинфу.

Спасо-Преображенский собор в Пскове

Сегодня большая часть построенных греками строений Мирожского монастыря утрачена. Сохранился лишь один храм, построенный в 1156 г. — Спасо-Преображенский собор.

Поскольку в те века население было неграмотным и, соответственно, читать не умело, о религии рассказывали в картинках. Поэтому, при строительстве собор Мирожского монастыря был весь исписан фресками на библейские сюжеты.

К сожалению, с XVI века роспись храмов признана неинтересной и не современной. Повсеместно фрески были отбиты или заштукатурены и в храмах поставлены иконостасы.

Важно

В середине XIX века при ремонте фрески Спасо-Преображенского собора были случайно обнаружены под слоем штукатурки. С тех пор и до наших дней, с периодическими перерывами на войны и революции, идет их реставрация. Ну, а куда спешить этому древнейшему исполину?

Спасо-Преображенский собор не является действующим и находится в ведении Псковского государственного музея-заповедника. Как уникальный памятник зодчества домонгольской Руси, он включен в реестр памятников мирового значения ЮНЕСКО.

Мирожский монастырь остается центром культурной жизни Пскова. Монахами монастыря возрождена традиция написания летописи города Пскова. В монастыре действует школа иконописи. Посетителям позволяют следить за работой мастеров, можно заказать икону для себя. Все это делает монастырь популярным местом для паломнических поездок.

Время работы Мирожского монастыря

Монастырь открыт всегда. Службы проводятся регулярно согласно церковному уставу.

Посмотреть на древнейшие фрески и за работой реставраторов, можно со вторника по воскресенье, часы работы с 11:00 до 18:00.

Экскурсии

Экскурсии в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря проводятся только в сухую погоду.

Сайты:

  • Официальный сайт музея: http://museum.pskov.ru/virtual/museum/mirojsk
  • Официальный сайт монастыря: http://mirozhsky-monastery.ru

Источник: http://21vu.ru/russia/pskov/29164-mirozhskiy-monastyr-pskov

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь

Адрес: Мирожская набережная, д.2. Телефон: +7 (8112) 576-403. Как добраться: на автобусе №2 – выйти на остановке “Мирожский монастырь”.

XII столетие стало важным периодом в развитии Псковского княжества – это связано с развитием Крома и появлением нескольких важных православных храмов. Одним из них стал Мирожский монастырь Преображения Спаса.

Согласно летописным данным, его основателем являлся архиепископ Нифонт.

Особенности Мирожского монастырского комплекса

Нифонт задумывал Cобор святого Спаса Преображения, но так как строительство велось довольно-таки долго, первоначальная идея постепенно изменилась. Над сооружением здания трудилась бригада зодчих, присланных из Новгорода.  Они создали интересную архитектурную форму сакрального комплекса.

В его основании лежала крестово-купольная конструкция, что для того времени было новшеством в инженерном деле. Собор имел низкие боковые апсиды, дополненные по углам компартиментами. Подобная архитектура стала примером для сооружения других храмов.

Например, церкви Климентовской, построенной в середине XII века в одном из районов Пскова – Старой Ладоге, она не сохранилась до сегодня. По примеру Спасо-Преображенского монастыря построен и Богородицко-Рождественский собор в начале XIV столетия.

В XVI веке с западной стороны к собору пристроили звонницу – паперть, еще через столетие он “обновился” новым четырехскатным покрытием, закрывавшем всю нижнюю барабанную часть. Здесь находились окна и купол, обретший новую форму – более луковоподобную.

С восточной стороны находится фасад, называющийся аутентичным или оригинальным, поскольку он сохранился от первого собора XII столетия. Но здесь земля на два метра скрыла основание стены, поэтому издалека храм кажется немного приземистым.

В монастырский комплекс, кроме основного храмового сооружения, входит еще несколько строений. К ним относятся Церковь святого Стефана, колокольня и корпус для монахов, монашеские кельи и обитель настоятеля. Указанные четыре здания строились довольно-таки долго, неоднократно обновлявшись, из-за чего весь процесс возведения происходил в течение XVII-XIX вв.

Духовное величие монастыря

Собор уже с XII века стал величественным храмом Пскова, он был прекрасен как снаружи, так и внутри. Внутренним украшением главного здания монастыря занимались художники, присланные из Византии. Они создали на стенах неповторимые фрески, отражавшие библейские мотивы.

Среди крупнейших стоит отметить образчики, символизирующие Вознесение, Успение Богородицы, Сретение и Рождество Христово. Фресками покрыты также своды, купол и алтарь, они удивительным образом дополняют картины, описывающие сцены из Евангелия. Большинство этих композиций сопровождают нарисованные картины святых.

Фрески сохранились практически полностью: для прихожан открываются более 80% картин, представляющих уникальный памятник зодческой культуры XII столетия.
Фрески выполнены в стиле, названном искусствоведами священным или иератическим. В нем главной является религиозная идея, доминирующая над творчеством зодчих.

Совет

Каждая из картин полна символизма, поскольку действующие персонажи нельзя назвать классическими библейскими. Главной задачей для зодчих стал показ единения природы человека и Бога. К сожалению, в XVII веке фрески забелены во время реставрационных работ. Почти два столетия они “скрывались” от посторонних глаз.

Впервые их открыл и стал изучать известный историк и реставратор В. Суслов, случайно обнаруживший композиции под толстым слоем штукатурки. Продолжить работу ученому не позволил священный Синод, отправивший в Псков иконописцев из Владимира – ими руководил Н. Сафронов.

Мастера аккуратно раскрыли фрески, промыли их, чтобы заново написать. Они были выполнены в византийском стиле, сохранив всю иконографию.

Работы над раскрытием фресок продолжилась в 1920-х гг., проходят они и сейчас. До сегодня мастерам удалось восстановить только половину древней настенной живописи Спасо-Мирожского монастыря в Пскове.

Источник: http://lions-guides.ru/Pskov-region/sights-of-Pskov/Mirozhsky-monastery

Мирожский монастырь, Псков: история и современность. Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь

В западной части Российской Федерации находится областной центр Псковской области город Псков. Площадь его составляет 95,5 км². Расположен на реке Великая. В статье рассказывается про сам город и про его основную достопримечательность – Мирожский монастырь в Пскове.

Название города и его легенда

В наше время существуют две основные версии происхождения названия города. Согласно первой, название происходит от речки Пскова (правый приток реки Великая), где было расположено поселение, а само название реки от слова «плесъ», что в переводе с древнерусского – часть реки между крутыми изгибами.

Вторая версия предполагает, что территория будущего города получила название от слова «пискава», что в переводе с ливского (один из прибалтийских языков) означает «смолистая вода».

Существует легенда образования города, которая гласит, что княгиня Ольга (жена первого древнерусского князя Игоря Рюриковича) в 957 году увидела предзнаменование: три солнечных луча ярко освящали берег реки Великой, и решила на этом месте построить церковь.

Так возник город, образовавшийся вокруг собора, который впоследствии получил название «Троицкий». Данная легенда не подтверждается историческими исследованиями, в 957 году город уже существовал.

История города Пскова

Историками не установлен точный год основания Пскова. Первое упоминание этого поселения относится к 903 году в Лаврентьевской летописи (рукопись названа по имени монаха Лаврентия). Поэтому принято считать эту дату годом основания города Пскова. История его начинается именно с этой даты.

В 1348 году было образовано на территории Руси средневековое Псковское государство, просуществовавшее 162 года. В нем столицей был Псков.

С 1510 года город находился в составе Великого княжества Московского, и до XVIII столетия был одним из крупных городов древней Руси.

Обратите внимание

Возведенная в свое время Псковская крепость (2,5 км²) была оборонительным фортом западных рубежей государства, окруженная пятью поясами из каменных крепостных стен и считалась неприступной для внешних врагов.

Читайте также:  Икона божией матери старорусская, россия, новгородская область, город старая русса, храм великомученика георгия победоносца

За всю свою историю Псковское оборонное сооружение, вокруг которого разрастался город, было захвачено только один раз (не считая оккупации во время боевых действий в период Первой и Второй мировых войн).

Это произошло после того, когда немецкие крестоносцы, разорив Юрьев (город, основанный Юрием Долгоруковым в 1152 году), решили захватить Псков. Город был оккупирован в течение 1,5 лет, после чего освобожден русскими войсками под командованием полководца Александра Невского.

После завершения Северной войны (1700-1721 г. г) между Россией и ее союзниками против Швеции, Псков утратил свое оборонное значение, так как по договору, подписанному в городе Ништад (Финляндия) границы Российской империи отошли на запад.

Город стал провинциальным в Псковской губернии, а с XIX столетия начал свое развитие. Жилые деревянные одноэтажные дома были заменены каменными трехэтажными строениями.

В связи с развитием экономики и торговли с другими городами России в 1882 году началось строительство железной дороги. Через город была проложена железнодорожная ветка «Санкт-Петербург – Варшава».

Интересный факт: на железнодорожном Псковском вокзале, построенном в 1860 году, в царском вагоне, российским императором Николаем II, 2 марта 1917 года был подписан акт отречения от престола.

Важно

В 1904 году была сооружена первая электростанция, а через 8 лет в городе состоялось открытие трамвайного движения. В этот период развивалось здравоохранение, образование, строительство церковных сооружений и культурных учреждений.

Сейчас Псков, где проживает более 200 тысяч человек коренного населения, представляет собой современный экономически развитый город, который привлекает любителей истории большим количеством памятников культуры.

Епархия

Псковская епархия была создана в 1598 году, в благодарность за оборону западных рубежей России от польских войск Стефана Батория. До 1917 года она осуществляла строительство на территории Псковской губернии церквей, монастырей, семинарии и многих других церковных учреждений.

После революционных событий деятельность епархии была приостановлена. Но началась возрождаться с 1945 года. Сейчас под руководством епархии Псковской области строятся новые культовые учреждения и реставрируются старые церкви и храмы.

Епархия организовывает церковные культурно-просветительные мероприятия и поддерживает развитие православного искусства.

В Пскове туристы могут ознакомиться с жизнью членов религиозных общин и осмотреть монастырские обители: Псково-Печерский мужской монастырь, Снетогорский женский монастырь, Крыпецкий мужской монастырь.

Большой популярностью у любителей путешествий пользуется Мирожский мужской монастырь.

История Мирожского монастыря в Пскове

На берегу левого притока реки Великой, которой является речка Мирожка, в XII столетии был сооружен комплекс зданий мужского монастыря. Обитель располагается недалеко от Псковского кремля. В свое время исполнял роль культурного центра Пскова.

В те времена монастырская территория находилась за укреплениями Пскова. Поэтому была удобной мишенью для внешнего врага. В 1299 году рыцари Тевтонского ордена, разорив торгово-промышленную часть города (эта территория находилась за чертой крепостных стен), сожгли Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь. Последний впоследствии был восстановлен.

После революционных событий 1917 года монастырь был закрыт. И на его территории разместилась городская организация «Псковская экскурсионная станция».

В 1994 году основные сооружения монастырского комплекса были переданы местной епархии. После этого началось возрождение мужского Мирожского монастыря.

Монастырские сооружения

Что посмотреть в Пскове гостям города? Туристы могут посетить монастырскую территорию, ознакомиться с достопримечательностями, в число которых входят собор Спаса Преображения, храмовое сооружение апостола Стефана, зимние покои настоятеля и здание братских корпусов.

В настоящее время в храме, возведенном в XII столетии, расположены экспозиции, связанные с историей монастыря.Что посмотреть в Пскове туристам? Местное население скажет, что они могут ознакомиться с настенной росписью (фресками) неизвестных мастеров того периода.

Совет

Уникальность этого вида храмового искусства заключается в том, что они сохранены до нашего времени. Центральную часть росписи занимает фреска (Деисус), на которой изображен сидящий на троне Иисус Христос, Богоматерь, Иоанн Предтеча.

Фрески сохранились благодаря тому, что в XVII веке были покрыты побелкой, во время очередной реставрации. Через 200 лет реставратором Владимиром Сусловым они были восстановлены. С целью сохранения настенной живописи, музей работает только в сухую погоду, так как содержание фресок требует постоянной температуры.

Храм Первомученика Апостола Святого Стефана

Любители истории могут присутствовать на богослужении действующего храма Первомученика Апостола Святого Стефана, который, согласно Библии, был одним из учеников Иисуса Христа.

В храме, построенном в XVII столетии, находится иконостас, выполненный современным иконописцем под руководством архимандрита Зинона. Туристы также могут осмотреть старинные иконы и мощи священнослужителей, причисленных православной церковью к лику Святых.

Художественная мастерская

В соборе Апостола Стефана функционирует художественная мастерская, где проходят обучение будущие иконописцы. В 1789 году было сооружено двухэтажное здание – братский корпус и присоединено к храму Первомученика Стефана.

Корпус был построен на фундаменте древних жилых помещений монахов. Изначально первый этаж представлял собой монашеские кельи, но после наводнения они оказались непригодными для жилья. Впоследствии первый этаж был переоборудован под кухню и трапезную, а на втором этаже разместили монашеские кельи.

Главным входом на монастырскую территорию являются Святые врата, над которыми в 1885 году была пристроена колокольня и сейчас, как в прошлые времена, своим звоном сообщает начало службы в храме Апостола Святого Стефана.

В западной части Мирожского монастыря в Пскове расположен бывший игуменский корпус. Он построен в 1881 году как зимние покои архимандрита. Сейчас в этом здании находится иконописный центр Псковской епархии. Территория монастыря огорожена каменной стеной. Она сохранилась без изменений с момента ее постройки в начале XIX столетия.

Икона Божией Матери

В христианской религии приклоняются не только Святым, но и иконам. Главной Святой реликвией здешнего монастыря считается икона Мирожской Божьей Матери.

В Пскове она появилась в 1198 году. Это христианское явление произошло на реке Мирожка, на которой уже располагался мужской монастырь.

В 1596 году, во время массового инфекционного заболевания в регионе, псковичи приходили в монастырь. Они молились перед образом Божьей Матери и получали исцеление.

Обратите внимание

В связи с этими целебными свойствами иконы, была написана служба для храмов Пскова и определена дата празднования (7 октября). В 1922 году монастырь закрыли. Тогда икона была передана историческому музею.

После восстановления монашеской жизни в монастыре святыня возвратилась на прежнее место. Туристы могут ее осмотреть, посетив храм Апостола Святого Стефана.

Как добраться до монастыря?

Мирожский монастырь в Пскове находится в 20 минутах ходьбы пешком от Псковского кремля. С железнодорожного вокзала до храма (2 км) можно добраться, воспользовавшись автобусными маршрутами № 2, 2А, 5 или маршрутным такси № 2Т до остановки «Дамба».

Источник: https://autogear.ru/article/392/427/mirojskiy-monastyir-pskov-istoriya-i-sovremennost-spaso-preobrajenskiy-mirojskiy-mujskoy-monastyir/

Слава Спасо-Преображенского Мирожского монастыря в Пскове столь же велика, как и его древность. Основанный в середине XII века новгородским архиепископом св. Нифонтом, монастырь был носителем духовного просвещения, хранителем традиций церковного искусства и книжности.

В средние века здесь находилась богатая библиотека, работали переписчики духовной литературы, велась Псковская летопись, существовала иконописная мастерская. Здесь была переписана и сохранена для потомков эпическая повесть “Слово о полку Игореве”. Среди получивших образование в Мирожском монастыре был св.

Корнилий – впоследствии игумен Псково-Печорского монастыря, прославленный в лике преподобномученников – духовный писатель, просветитель эстов, неутомимый благоустроитель ввереной ему обители.

Монастырь пережил многие войны и нападения. Находясь за пределами крепостных стен Пскова, он первым принимал на себя удары врагов.

В 1299 году войска Ливонского Ордена напали на псковский посад, сожгли Мирожский и Снетогорский монастыри. Тогда был убит игумен Мирожского монастыря – преподобный Василий Мирожский.

Вместе с Иоасафом Cнетогорским, также стяжавшим мученический венец от рук немцев, он является местночтимым святым.

Во время Ливонской войны в царствование Ивана Грозного Мирожский монастырь находился непосредственно перед тем участком псковской крепости на противоположном берегу Великой, где поляки под командованием короля Стефана Батория предприняли решительный штурм города.

Важно

В том месте, впоследствии названном “у Пролома”, куда были брошены все силы врага, только чудесное заступление Богородицы позволило выстоять гарнизону города. Основатель монастыря св.

Нифонт был в числе святых, сопровождавших Царицу Небесную, когда та накануне решительного штурма явилась во сне кузнецу Дорофею.

Спасо-Мирожский монастырь с XVI века был одним из богатейших среди других обителей Пскова. Он владел землями и крестьянами, вел торговлю хлебом, сеном, льном, рыбой. Городская территория монастыря занимала всю пойму реки Мирожи, где стояли мукомольные мельницы, берег Великой с банями, кузницами, хозяйственными дворами.

В конце XVIII в. территория монастыря сократилась до существующей ныне ограды. В XX веке монастырь был закрыт. Знаменитый собор Спаса Преображения открылся после вековой реставрации фресок в конце столетия и ныне хранится музейно.

Мирожский монастырь представляет собой архитектурный ансамбль огромного историко-художественного значения. В панораме левого берега реки Великой он занимает ключевое место, отмечая мыс у впадения в нее Мирожи и образуя визуальную диагональ с Троицким кафедральным собором. Подобно белоснежному кораблю веры, Мирожская обитель формирует парадный фасад Завеличья, обращенный к городу.

Архитектурная композиция монастыря включает в себя следующие памятники:

Собор спаса преображения сер. xii века

Древнейший монастырский храм – центр Христианского Просвещения в Пскове; воздвигнут попечением святителя Нифонта, которому, по-видимому, принадлежит и гениальный замысел великолепного ансамбля фресок Мирожи, выполненных византийскими художниками в середине века. Фрески, сохранившиеся на 80%, сплошным ковром покрывающие стены храма, – всемирно известное достояние культуры.

Архитектура собора являет византийский прототип и не имеет прямых аналогов: мощный крестовокупольный храм с одной главой на обширном световом барабане «выглядит как вписанное в квадрат плана крестообразное здание с низкими угловыми частями» (А.И.Комеч), т.е. зримо воплощает символику равноконечного православного креста.

Суровость, простота и сдержанная мощь храма повлияли на псковское зодчество в дальнейшем.

Совет

Фрески собора – краеугольный камень всей знаменитой средневековой школы псковской живописи.

Собор и фрески неоднократно исследовались и реставрировались. Впервые – в 1887 г. под руководством В.В.Суслова, в XXвеке – А.И.Анисимова, Д.Е.Брягина, Г.В.Алферовой, В.Д. Сарабьянова).

Стефановская церковь (xvii в.)

Построена на месте более древней (1406 г.); представляет собой надвратный трапезный храм на подклете, к которому примыкают Святые ворота.

В архитектуре заметны московские черты. Фасады декорированы белеными кирпичными карнизами, орнаментальными поясами, лопатками. Окна и двери обрамлены колонками, с перехватами и фронтонами. Интерьер храма двусветный, перекрыт сомкнутым сводом.

Замечательным украшением Стефановской церкви стал иконостас, исполненный в византийских традициях архимандритом Зиноном в 90-х годах XX века.

КОЛОКОЛЬНЯ, БРАТСКИЙ КОРПУС (к XVII – XIXвв.) БРАТСКИЕ КЕЛЬИ (XVIII – XIX вв.)

Колокольня (1879 г.), увенчанная куполообразной кровлей, примыкает к Святым воротам; к ней, в свою очередь, присоединяется двухэтажный Братский корпус, образуя парадный фасад монастыря с северной стороны.

Настоятельский корпус (xviii – xix вв.)

Располагается к западу от Преображенского собора; на древнем каменном подклете, вытянутом в плане, надстроен деревянный этаж.

 С 1994 года территорию и постройки монастыря совместно используют Псковский Музей-заповедник и недавно возникшая монашеская община, при которой создана иконописная школа. Основателем школы был выдающийся современный иконописец архимандрит Зинон, известный далеко за пределами России. В стенах монастыря можно увидеть замечательные фрески и иконы его работы.

В настоящее время братия монастыря состоит из настоятеля иеромонаха Марка и 10 человек. Иконописцы из числа братии исполняют заказы по написанию и реставрации икон, возрождая древние секреты иконописи и передавая навыки все желающим посвятить себя этому высокодуховному творчеству.

Источник: https://culture.pskov.ru/ru/objects/object/173

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector