Неделя крестопоклонная, триодь

Богослужебные указания за 19 марта 2017 года: Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Глас 6-й. / Патриархия.ru

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Глас 6-й.

Мчч. 42-х во Амморе́е.

Иконы Божией Матери, именуемой «Благода́тное Небо».

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди.

Примечание. Служба мчч. 42-х во Амморе́е переносится на великое повечерие в пятницу вечера (см. 5 марта).

После малой вечерни или, на практике, непосредственно перед началом всенощного бдения иерей совершает перенос Креста на престол, как указано накануне Крестовоздвижения (см. 14 сентября).

Примечание. Перенос Креста с жертвенника на престол совершается при пении тропаря Креста, глас 1-й: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́…», и на «Слава, и ныне» – кондака Креста.

Типикон не уточняет, какой именно кондак поется при переносе Креста с жертвенника на престол в Неделю Крестопоклонную – кондак, глас 4-й: «Вознесы́йся на Крест во́лею…», или кондак, глас 7-й: «Не ктому́ пла́менное ору́жие…».

Указание Типикона в Неделю 3-ю поста о том, что перенесение совершается «я́коже предписа́ся септе́мврия в 13-й день, ве́чера», косвенным образом свидетельствует о пении кондака Крестовоздвижения, глас 4-й: «Вознесы́йся на Крест во́лею…». В старопечатной традиции прямо указывается данный кондак25.

Обратите внимание

Авторитетные богослужебные руководства26 также предписывают петь кондак Крестовоздвижения, глас 4-й: «Вознесы́йся на Крест во́лею…». Однако в некоторых литургических справочниках27 указывается кондак Недели Крестопоклонной, глас 7-й: «Не ктому́ пла́менное ору́жие…».

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 6-й – 6, Триоди (Креста), глас 5-й – 4. «Слава» – Триоди (Креста), глас 3-й: «Христе́ Бо́же наш…», «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажи́т…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма. «Слава, и ныне» – Триоди (Креста), глас 5-й: «Зря́щи Тя тварь вся…».

На стиховне стихиры воскресные, глас 6-й. «Слава, и ныне» – Триоди (Креста), глас 4-й: «Пособи́вый, Го́споди, кро́ткому Дави́ду…».

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды), и тропарь Триоди (Креста), глас 1-й: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́…» (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 6-й (дважды). «Слава» – тропарь Триоди (Креста), глас 1-й: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные28.

Непорочны29 (на практике, заменяются на полиелей, который совершается в алтаре, при этом величание не поется). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 6-е (по традиции, читается в алтаре). «Воскресение Христово видевше…».

По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покая́ния отве́рзи ми две́ри…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасе́ния стези́…». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира Триоди, глас тот же: «Мно́жества соде́янных…».

(По обычаю, помазание елеем совершается после выноса Креста.)

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и Триоди (Креста) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Триоди: «Боже́ственнейший прообрази́…».

Важно

По 3-й песни – седален Триоди (Креста), глас 6-й: «Крест Твой, Го́споди…», стих: «Возноси́те Го́спода Бо́га на́шего…» – ин седален Триоди (Креста), глас тот же: «Днесь проро́ческое…». «Слава» – ин седален Триоди (Креста), глас тот же: «То́кмо водрузи́ся дре́во…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богоро́дице Де́во…».

По 6-й песни – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому́ пла́менное ору́жие…». Икос, глас тот же: «Три кресты́ водрузи́…».

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 6-й. «Слава» – светилен Триоди (Креста): «Крест Христо́в Честны́й…», «И ныне» – Богородичен Триоди: «Дре́ву, на не́мже Всечи́стая…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные, глас 6-й – 4, и Триоди (Креста), глас 4-й – 4 (со своими стихами и с повторением первой стихиры30), затем стих: «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой…», и самогласен Триоди, глас 8-й: «Высокому́драго ра́зума…». «Слава» – тот же самогласен Триоди, «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Отверзаются царские врата.

Примечание. Первые шесть хвалитных стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние три – с дополнительными стихами (см.

в Триоди Постной и Типиконе): 1-й – «Возноси́те Го́спода Бо́га на́шего, / и покланя́йтеся подно́жию но́гу Его́, я́ко свя́то е́сть»; 2-й – «Бог же, Царь наш пре́жде ве́ка, / соде́ла спасе́ние посреде́ земли́», 3-й – «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой, да вознесе́тся рука́ Твоя́, / не забу́ди убо́гих Твои́х до конца́».

Великое славословие поется «тихогласно». (Воскресный тропарь по славословии не поется.) До пения славословия (обычно во время канона или хвалитных стихир) предстоятель облачается во все священнические одежды (без чтения соответствующих молитв31).

После возгласа «Слава Тебе, показа́вшему нам свет», приняв кадильницу, предстоятель кадит престол и лежащий на нем Крест три раза о́крест.

Затем на блюде, покрытом возду́хом, поднимает Крест на свою главу32; при пении последнего Трисвятого он в предшествии двух свечей и кадила через северные двери износит Крест из алтаря и останавливается против отверстых царских врат33. По окончании Трисвятого иерей возглашает: «Премудрость, про́сти»34.

Совет

Клир поет тропарь Триоди (Креста), глас 1-й: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́…» (трижды). Иерей подходит к приготовленному и поставленному напротив царских врат (ниже амвона) аналою, полагает на него блюдо с Крестом и кадит вокруг него трижды, а по исполнении каждения трижды поет: «Кресту Твоему покланя́емся, Владыко…».

Это песнопение трижды повторяют певцы, и совершается целование Креста35. При этом поются особые стихиры Триоди на поклонение Кресту, глас 2-й и глас 8-й: «Прииди́те, ве́рнии…» и др. Обычные ектении (сугубая: «Помилуй нас, Боже…»; просительная: «Исполним утреннюю молитву…», молитва главопреклонения) и отпуст: «Воскресы́й из мертвых, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честна́го и Животворя́щаго Креста…».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 6-я.

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Триоди (Креста). Кондак Триоди (Креста).

Литургия свт. Василия Великого.

На проскомидии заготовляется три Агнца – для вторника, среды и пятницы.

Блаженны гласа – 6, и Триоди (Креста), песнь 3-я (так по Триоди; по Типикону ­– песнь 6-я) – 4.

На входе – «…Воскресы́й из мертвых…».

По входе – тропарь воскресный, тропарь Триоди (Креста). «Слава, и ныне» – кондак Триоди (Креста).

Вместо Трисвятого – «Кресту Твоему…».

Прокимен и аллилуиарий36 – Недели Крестопоклонной.

Апостол и Евангелие – Недели Крестопоклонной.

Вместо «Достойно» – «О Тебе радуется…».

Причастен – Недели Крестопоклонной: «Зна́менася на нас свет лица́ Твоего́, Го́споди».

Примечание. «На трапе́зе же учрежда́емся, я́коже указа́ся в 1-ю Неде́лю Правосла́вия» (Типикон, гл. 49, «Неде́ля тре́тия святы́х посто́в…»).

Примечание. Устав не уточняет, где должен находиться аналой – четвероножец со святым Крестом до отнесения Креста обратно в алтарь в пятницу Крестопоклонной седмицы.

В праздник Воздвижения, когда Крест таким же образом, как и в 3-ю Неделю поста, износится на середину храма для поклонения, сказано определенно: “И по сконча́нии целова́ния Честна́го Креста́, поставля́ется анало́гий с Честны́м Кресто́м о десну́ю страну́ ца́рских двере́й, и та́мо стои́т, до́ндеже пра́здник отда́стся” (Типикон, 14 сентября).

В «Богослужебных указаниях на 1957 год» (с.

99) сказано, что это предписание Типикона «применить в данном случае нельзя, так как по Уставу на Крестопоклонной неделе, кроме воскресенья, положено еще 3 поклонения, чего в попразднство Воздвижения не бывает, и поклонение всякий раз совершается по чину Недели: “якоже и в Неделю по написанному образу” (Типикон, Неделя Крестопоклонная, вечера), то есть с каждением “от четырех стран”. Последнее возможно только в том случае, если Крест будет оставаться на середине храма до пятницы».

Однако «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 79–81), а вслед за ними и «Настольная книга священнослужителя» (т. 4, с. 541), полагают, что предписание Устава относительно места нахождения Креста в попразднство Воздвижения применимо и к Крестопоклонной седмице.

Основываясь на древних Соборных чиновниках (Холмогорского, Новгородского и Московского Успенского соборов), «Богослужебные указания на 1958 год» и «Настольная книга священнослужителя» предлагают вариант, по которому Крест пребывает «о десную страну царских дверей» (как говорит Типикон 14 сентября), а «на поклонение в понедельник, среду и пяток святой Крест износится с этого места на середину священником».

Обратите внимание

Принимая во внимание аргументацию «Богослужебных указаний на 1957 год», а также сложность священнодействий, связанных с изнесением Креста для поклонения на середину (см.

примечание 7 марта), допустимо в тех храмах, где трудноисполнимы рекомендации «Настольной книги священнослужителя» и «Богослужебных указаний на 1958 год», оставлять Крест в течение всей 4-й седмицы (до пятницы) на середине храма и туда исходить священнику для совершения поклонения Честному Кресту.

25 См.: Устав. М., 1610. Л. 65; Устав. М., 1634. Л. 207 об.; Устав. М., 1641. Л. 973; Сырников Н. С. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 70.

26 Ср.: Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения… М., 1901. С. 140; Богослужебные указания [на 1949–1957 год] для священно-церковнослужителей. М., 1948–1956.

27 Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 77; Настольная книга священнослужителя. М., 2001р. Т. 4. С. 539.

28 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 6-го гласа: «Благослове́нную нареки́й…».

29 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

30 Первая стихира Триоди (Креста) повторяется после стихиры «Це́ркве утвержде́ние…» и поется в качестве четвертой стихиры (со стихом: «Бог же, Царь наш…»).

Важно

31 Молитвы на каждый элемент облачения иерей читает только перед совершением полной Литургии.

В остальных случаях, когда Устав или богослужебная практика предусматривает облачение во все священнические одежды (Литургия Преждеосвященных Даров; изнесение Креста в Неделю Крестопоклонную, 1 августа и на Крестовоздвижение; вечерни Великой Пятницы и 1-го дня Пасхи, на утрене Великой Субботы и т. д.), иерей соответствующих молитв не произносит.

32 По установившейся практике, после троекратного каждения престола (с лежащим на нем Крестом), во время пения хором «Святый Боже…» в конце славословия, все духовенство в алтаре совершает три земных поклона, а потом уже настоятель возлагает Крест на свою главу.

Читайте также:  Преподобномученик макарий (моржов), иеромонах

33 В некоторых храмах есть обычай обносить Крест по периметру храма с пением погребального «Святый Боже…», но лучше в этом вопросе следовать Типикону.

34 Обычно во время возглашения «Премудрость, прости» служа́щий священник начертывает Крестом крестное зна́мение в царских вратах.

35 Обычно во время целования Креста совершается пома́зание освященным елеем.

36 Триодь Постная предписывает петь аллилуиарий Недели Крестопоклонной на 1-й глас (ср. с праздником Крестовоздвижения). Согласно Типикону и Апостолу, этот аллилуиарий должен петься на 8-й глас.

← предыдущий день   следующий день →

Источник: http://www.patriarchia.ru/bu/2017-03-19/

Новости, события, статьи

17 февраля. Неделя о мытаре и фарисее. БОЖЕ, МИЛОСТИВ БУДИ МНЕ ГРЕШНОМУ!

Слово в день Сретения Господня
«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видесте очи мои спасение Твое»

15 февраля. СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Сретение Господне – это встреча с Господом. В этот день Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм.

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской празднуется в воскресный день, выпадающий на 25 января ст. ст. (7 февраля н. ст.) или же в ближайшее последующее воскресенье

10 февраля. Неделя 37-я по Пятидесятнице.
Евангельская притча повествует о встрече Господа Иисуса Христа с Закхеем-мытарем.

3 февраля. Неделя 36-по Пятидесятнице
Данное евангельское повествование рассказывает нам об исцелении Господом слепца, сидящего при дороге, ведущей в Иерихон.

Монашеское направление Рождественских Чтений
28-29 января 2019 года игумения Феофания (Проценко) приняла участие в работе направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» ХХVII Международных Рождественских образовательных чтений, проходивших в г. Москве.

27 января. Неделя 35-я по Пятидесятнице.
В воскресном Евангелии Спаситель указывает “богатому начальнику” на необходимость исполнения седьмой, шестой, восьмой, девятой и пятой заповедей (Исх. 20:12-16); все они касаются отношения человека к человеку, тогда как первые четыре из Десяти заповедей касаются взаимоотношений человека с Богом.

Двойной праздник!
23 января 2019 года, в день преставления святителя Феофана, Затворника Вышенского, Небесного покровителя игумении Феофании (Проценко), в Сезеновском женском монастыре торжественно отметили день тезоименитства настоятельницы обители.

“Днесь Христос на Иoрдан прииде креститися…”
“Величай, душе моя, Единаго от Троицы, преклоньшаго выю и Крещение приемша”.

19 января. Богоявление. Крещение Господне.
Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Св. Церковь вспоминает евангельское событие — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан.

18 января. Предпразднство Богоявления. Навечерие Богоявления
Крещению Господню предшествует несколько дней предпразднства, а после него — попразднство. Канун праздника — 18 января — называется Навечерием Богоявления, или Сочельником. В этот день, как и в сам праздник, бывает Великое освящение воды.

13 января. Неделя 33-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом.
Воскресное Евангелие повествует нам о бегстве Святого Семейства в Египет от жестокого царя Ирода, желающего убить Спасителя Иисуса Христа: “Ангел говорит Иосифу во сне: Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет” (Мф 2:13).

Светлой памяти Схи-Архм Серафима (Мирчук)
11 января — день блаженной кончины Схиархимандрита Серафима (Мирчук), (1936–2005 гг.) — почаевского монаха, настоятеля Благовещенского храма с. Ожога Липецкой епархии.

Великая вечерня в праздник Рождества Христова 7 января в Вознесенском кафедральном соборе г. Ельца  совершена Великая вечерня.

Святые дни. Святки
Свя́тки (святые дни) – период от праздника Рождества Христова до Крещенского сочельника.

“Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение”
«Се благовествую вам радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове”.

7 января. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
«Христос рождается – славьте! Христос с небес – выходите навстречу! Христос на земле – возноситесь! Воспойте Господу вся земля»!

6 января. Рождественский сочельник
6 января – Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник, – последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова.

В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением.

Утром в Сочельник по окончании Литургии в центр храма выносится свеча и священнослужители вместе с клиром  поют перед ней тропарь и кондак Рождеству Христову.

ИСТИННОЕ СЧАСТЬЕ
“Новый год – это точка отсчета времени, освященного христианскими праздниками, памятью святых, а также молитвой к ним. И праздник Нового лета есть начало Православного Месяцеслова”(Протоиерей Иоанн Журавский).

Источник: http://sezenovo-mon.ru/novosti/nedelya-3-ya-velikogo-posta-krestopoklonnaya/

Неделя крестопоклонная. О праздниках — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

Неде́ля крестопокло́ннаярус. Крестопоклонное воскресенье

греч. Κυριακή της Σταυροπροσκυνήσεως

Песнопения Недели Крестопоклонной

Тропарь Креста

глас 1

Спаси Господи люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы на врагов даруя и Твоим Крестом сохраняя Твой народ.*

Кондак

глас 7

Не ктому пламенное оружие хранит врат Едемских; на тыя бо найде преславный соуз древо крестное, смертное жало, и адова победа прогнася. Предстал бо еси, Спасе мой, вопия сущим во аде: внидите паки в рай.

Перевод: Уже пламенный меч не охраняет врат Едема: он чудесно угашен Древом Креста; жала смерти и адовой победы больше нет; ибо явился Ты, Спаситель мой, с кликом к находившимся в аду: «Идите опять в рай!»*

Стихиры на Господи воззвах

глас 5

Возсияй Господень Кресте, светолучныя молния твоея благодати, в сердца чтущих тя, и Богоприятною любовию приемлющих, мировожделенне, имже слезное потребися сетование, и смертных сетей избавихомся, и к присному веселию приидохом. Покажи красоты твоея благолепие, воздаяние подаждь воздержания рабом твоим, верно просящим твое богатное заступление, и велию милость.

Радуйся живоносный Кресте, Церкве красный раю, древо нетления, прозябшее нам вечныя славы наслаждение: иже бесовстии отгоняются полцы, и ангельстии свеселятся чинове, и совокупления верных празднуют. Оружие непобедимое, утверждение нерушимое, верных победо, священников похвало, Христовы ныне страсти и нам подаждь достигнути, и велию милость.

Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение: имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным: оружие непобедимое, бесов сопротивоборче, славо мучеников, преподобных яко воистинну удобрение, пристанище спасения, даруяй миру велию милость.

Стихиры на поклонение Кресту

глас 2

Приидите вернии, животворящему Древу поклонимся, на немже Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство, ихже прежде сластию украд враг, изгнаны от Бога сотвори. Приидите вернии, Древу поклонимся, имже сподобихомся невидимых враг сокрушити главы.

Приидите вся отечествия язык, Крест Господень песньми почтим: радуйся Кресте, падшаго Адама совершенное избавление! О тебе вернии хвалятся, яко твоею силою исмаильтеския люди державно покаряющии.

Тебе ныне со страхом христиане целуем: на тебе пригвоздившагося Бога славим, глаголюще: Господи на том пригвоздивыйся помилуй нас, яко Благ и Человеколюбец.

Глас 8

Днесь Владыка твари, и Господь славы, на Кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает, сладость церковная: венцем от терния облагается: покрываяй небо облаки, одеждею облачится поругания: и заушается бренною рукою, рукою создавый человека. По плещема биен бывает, одеваяй небо облаки. Заплевания и раны приемлет, поношения и заушения: и вся терпит мене ради осужденнаго, Избавитель мой и Бог, да спасет мир от прелести, яко благоутробен.

Слава, глас 8

Днесь неприкосновенный существом, прикосновен мне бывает, и страждет страсти, свобождаяй мя от страстей. Свет подаваяй слепым, от беззаконных устен оплевается, и дает плещи за плененныя на раны.

Сего Чистая Дева и Мати на Кресте зрящи, болезненно вещаше: увы мне Чадо Мое, что сие сотворил еси? Красный добротою паче всех человек, бездыханный, беззрачный являешися, не имея вида, ниже доброты.

Увы Мне Мой Свете! Не могу спяща зрети Тя, утробою уязвляюся, и лютое оружие сердце Мое проходит. Воспеваю Твоя страсти, покланяюся благоутробию Твоему, долготерпеливе слава Тебе.

И ныне, глас тойже

Днесь пророческое исполнися слово: се бо покланяемся на место, идеже стоясте нозе Твои Господи: и Древа спасения вкусивше, греховных страстей свободу улучихом, молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

* Молитвы с переводом на русский язык, объяснениями и примечаниями Н.Нахимова, 1912г.

Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/55187-nedelya-krestopoklonnaya-2/

Путешествие Постной Триоди. 8. Крест посреди Поста и Вселенной

У кого-нибудь, наверное, бывает иначе, но у большинства… или по меньшей мере у многих постящихся на второй-третьей седмице пышным цветом прорастает уныние.

У кого в первую седмицу хватало рвения — наступает утомление и какое-то удивление о том, где же они, долгожданные плоды поста.

У тех, кто так и не сумел взять разбег, не сумел воспользоваться мощной поддержкой постного строя первых дней, — и вовсе опускаются руки: «ну вот, ничего не получается!.. все равно ничего не получится…»

И в любом случае радости и надежды становится меньше, чем вначале; если же и вначале их было немного, то они убывают почти до нуля… а то и до минуса.

Совет

Печаль и уныние — грозные враги, способные погубить все плоды духовной жизни, борьба с ними предстоит всякому человеку, независимо от характера, и вне поста тоже; но в пост и нападения сильнее, и борьба осмысленнее и… легче, потому что сам строй поста понуждает к ней (это — воинский строй).

Вот что пишет об унынии преподобный Нил Синайский (в «Добротолюбии»):

«От уныния врачует терпеливость, и то, чтоб делать свое дело, (несмотря на недостаток охоты), со всяким самопринуждением, из страха Божия». «Во всяком деле определи себе меру, и не оставляй его прежде, чем кончишь; также молись разумно и усиленно, — и дух уныния бежит от тебя».

«Во всяких трудах твоих да предводительствует всем мужественное терпение; потому что против тебя всею злобою ополченным стоит уныние, и наблюдая за твоими трудами, пытает их все, — и если найдет, что какой-нибудь из них не укреплен терпением, то делает его несносно тяжелым».

А вот что поет Триодь:

Да никтоже нас унынием и леностию обложи́тся, о братие! время де́лания, час торжества: кто премудр у́бо во един день приобрести́ вся ве́ки? (вторник 3-й седмицы, песнь 8-я 2-го трипеснца)

Отече́скаго сокровища, имения чу́днаго, ма́тере всех послуживших Влады́це Христу́, прииди́те насладимся, бра́тие, поста́: ибо сей укрепляет тело, и просвещает ум и сердце (понедельник 3-й седмицы, песнь 8-я 1-го трипеснца).

Пости́ся, душе́ моя, злобы и лука́вства, удержи́ся гнева и я́рости, и вся́каго греха: Иису́с бо такова́го хо́щет поста, Человеколюбец Бог наш (понедельник 3 седмицы, трипеснец, песнь 9-я 1-го трипеснца).

Читайте также:  Молитва об умирающем

Окамене́нное ожесточе́ние души моея́, благоутро́бне Спа́се, омы́й, и источник даждь ми, Блаже, Боже́ственнаго умиле́ния, — взывает от моего лица Триодь на исходе третьей седмицы. Взывает и предожидает «оружия непобедимого» — Креста, которому посвящена четвертая седмица, ожидает в радости и надежде:

Поще́нием, Господи, ду́ши просвети́вше, да сподо́бимся неосужде́нно Крест Твой ви́дети в радости, и поклони́тися стра́хом и любо́вию: просвеща́ет бо той стра́сти Твоя́ во́льныя, я́же благоволи́ дости́гнути нам, я́ко Человеколюбец (стихира на «Господи, воззвах» во вторник 3-й седмицы, вечера).

И вот наконец — Неделя Крестопоклонная. Крест воцаряется посреди храма, посреди поста, — так же, как расположен он в бытии, посреди вселенной (ибо такова наша церковная космология, выраженная в богослужебных гимнах).

В Великий пяток, с вечера Четверга, с Двенадцати Евангелий будем мы стоять у Креста, но для того, чтобы пожить им, чтобы хотя бы немного умом прикоснуться к его значению и силе, дана нам именно эта крестопоклонная седмица, когда есть еще время, при уже некоторой подготовленности постом. Церковь всегда поет о Кресте, к Крестопоклонной она подводила нас триодными песнопениями и предыдущих недель, а теперь — полнота осмысления, полнота образа.

Синаксарь — уставное чтение — Недели Крестопоклонной приводит ряд образов, поясняющих смысл и значение Креста посреди нашего поста.

Сперва говорится о том, что наш пост — некая попытка самораспятия, ради умерщвления страстей, и при этом распятии мы «горести же чувство и́мамы, уныва́юще и низпа́дающе», и вот мы можем из этой горести воззреть на Крест Христов и утвердиться, укрепиться, утешиться им.

Потом говорится о посте как о тяжком пути по пустыне: как отрадно путнику найти тенистое («благосенноли́ственное») дерево и отдохнуть под его сенью! — вот таким древом для нас «насади́ся посреде́ от святых оте́ц живоносный Крест, осла́бу и прохлажде́ние нам подая́й», чтобы мы набрались под ним сил и стали «благому́жественны и ле́гки к прочему труду», предстоящему нам.

И еще образ: Перед тем, как приходит царь, выносятся торжественно знаки его царского достоинства — «предхо́дят о́наго зна́мения и ски́птры», а уже потом он «и сам приходит, радуяся о победе, и веселяся»; так и Господь наш Иисус Христос, желая показать неминуемую победу над смертью, чтобы потом со славою прийти к нам в день Воскресения, «предпосла́ скиптр Свой, Царское зна́мение, животворя́щий Крест». А далее Крест сравнивается с древом, которое Моисей вложил в горькую воду, сделав ее сладкой, и с Древом Жизни посреди рая (вкусив от древа познания, Адам лишился рая, а приобщаясь Кресту — Древу Жизни, мы больше не умираем, но наполняемся жизнью («сего бо вкуша́юще не ктому́ умира́ем, но па́че и оживля́емся»).

Эти образы наполняют и песнопения Триоди. Крест — наша радость и наша сила:

В средних днех воздержа́ния, преходя́ще днесь силою Кре́стною, на сем возне́сшагося посреде́ земли, Спаса и Бога славосло́вим, вопию́ще: зри́тели нас покажи́ страсте́м Твоим, Влады́ко, и честна́го Воскресе́ния, да́руя нам очище́ние, и ве́лию милость (понедельник 4-й седмицы, вечерня, стихира на «Господи воззвах»).

Крепость воздержа́ния, божественный есть Крест, соде́йственник бдя́щих, постников укрепле́ние, борю́щихся побо́рник: сему ве́рнии любо́вию приступи́вше, ра́достно поклони́мся (четверток 4-й седмицы, песнь 9-я 1-го трипеснца).

Предлагается днесь живоно́сная радость, прииди́те вси, поклони́мся со стра́хом Христову честно́му Кресту, да прии́мем Духа Свята́го (среда 4-й седмицы, песнь 3-я 2-го трипеснца).

К образам синаксаря добавляется и образ Креста-мачты с парусом:

Кре́стным ветри́лом окрили́вшеся, кора́бль спаси́тельный се, поста преполови́вше, Месси́я Иису́се Боже, и́мже нас страсти Твоея́ к приста́нищу окорми́ (среда 4-й седмицы, песнь 3-я канона Кресту)

И — нерушимая связь с Воскресением Христовым, с Пасхой.

Пост преполови́вше, дерза́им ду́хом на гряду́щее ю́ношески, благотеку́ще с Богом бра́тие, яко да и Пасху ра́достно у́зрим Христу́ воскре́сшу (понедельник 4-й седмицы, утреня, песнь 8-я 2-го трипеснца).

Четы́редесяте постных ста́дий преполовля́юще, прииди́те любо́вию со Христом и́дем к Боже́ственней страсти, да сраспе́ншеся Ему, о́бщницы будем Того Воскресéнию (понедельник 4-й седмицы, утреня, песнь 1-я 2-го трипеснца).

Есть в богослужении Крестопоклонной недели поразительная деталь, которая почти никому сейчас незаметна, так как мало поддержана современной реальной традицией.

Канон кресту начинается ирмосами Пасхи: «Воскресения день, просветимся, людие…» Просто на утрене Крестопоклонной недели (вечером в субботу) прежде канона Триоди читается канон воскресный, со своими ирмосами, и пасхальные ирмосы не поются (по полному уставу — должны были бы петься в середине).

Святитель-исповедник Афанасий (Сахаров) вспоминал: «Когда я учился в Шуйском духовном училище, там обычно в Неделю Крестопоклонную после литургии совершался молебен Кресту, на котором вместо обычных запевов пелись ирмосы этого канона.

Обратите внимание

Помню, какое сильное впечатление производило это пение на всех, как воодушевляло оно нас, малышей, какой радостью наполняло! Этот день был какой-то особенный. Забывалась совершенно тяжесть поста. А пост тогда блюли куда строже, чем теперь».

И в каждой песни канона Триоди (который читается после канонов воскресного и богородичного) первые ирмосы́ — про Воскрсесение, а уже потом про Распятие:

Торжества́ день, воста́нием Христовым, смерть безве́стна показа́ся, жизни возсия́ заря, Адам воста́в ликует ра́достию: те́мже воскликнем, побе́дную пою́ще.

Но и Крест светится радостью:

Живоно́снаго Твоего Креста покло́нную радость днесь, Христе, срета́юще, предсре́тение творим всесвяты́я страсти Твоея, ю́же во спасение мира соде́лал еси́, Спа́се, яко всеси́лен.

Днесь бывает радость на небеси́ и на земли, яко Христово зна́мение миру является Крест треблаже́нный: сей бо предложе́н быв, источа́ет кла́няющимся ему радость приснотеку́щую.

Ликуют в весе́лии а́нгельстии чи́ни, днесь Креста́ Твоего́ поклоне́нием: тем бо низложи́л еси́ бесо́вския полки́, спасы́й, Христе, челове́чество.

Спасительная сила Креста обновляет само естество человеческое, возвращает человечество к первому, райскому состоянию пребывания с Богом:

Гряди́, первозда́нная дво́ице (то есть Адам с Евою), ли́ка отпа́дшая го́рних, за́вистию человекоуби́йцы, горькою сла́стию древа, древле вкуше́нием.

Се всечестно́е вои́стинну Древо предгряде́т, к нему́же прите́кше ра́достию облобыза́йте, и возопи́йте к нему с верою: ты наше воззва́ние, Кре́сте всечестны́й, древо Богоблаже́нное, са́де небе́сный: его́же плода причасти́вшеся, нетле́ние улучи́хом, Еде́ма пе́рваго прие́мше изве́стно, и ве́лию милость (Неделя Крестопоклонная, вечерня, стихиры на «Господи, воззвах»).

А вот удивительный образ: крайнее уничижение Распятия предстает как высшее, царственное деяние, освобождающее подданных Царя (император — и только он! — подписывал указы багряными чернилами):

Христе Боже наш, вольное распятие во общее воскресение рода челове́ческаго восприе́мый, и тро́стию Креста́, обагре́нием червле́ным Своя́ пе́рсты окрова́вивый, остави́тельная нам царски подписа́ти человеколю́бствовавый, не пре́зри нас бе́дствующих, и паки от Тебе разстоя́ние: но уще́дри еди́не долготерпели́ве, во обстоя́нии люди Твоя, и воста́ни, побори борю́щия ны, яко всеси́лен (Там же, стихира на «Славе»).

Эту антропологию Креста нам надо постигать и нести в душе по всей нашей жизни.

Источник: http://kadilo.info/velikij-post/209-puteshestvie-postnoj-triodi-8-krest-posredi-posta-i-vselennoj.html

В помощь прихожанину. неделя крестопоклонная. 2012 год. неделя крестопоклонная

В помощь прихожанину. Неделя Крестопоклонная. 2012 год.


Неделя Крестопоклонная

Третья Неделя* Великого поста называется Крестопоклонной: в службе этой Недели Церковь прославляет Святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя.

Особенностью богослужения этой Недели является вынос Креста на середину храма для поклонения. Вынос Креста происходит на утрени, в конце великого славословия. На литургии вместо «Святый Боже» поется «Кресту Твоему покланяемся Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы Великого поста.

Вынос и поклонение Кресту в Крестопоклонную Неделю совершаются с той целью, чтобы видом Креста и напоминанием о страданиях Спасителя укрепить верующих в прохождении трудного поприща поста. *Неделя – древнерусское название воскресения.

Песнопения Недели Крестопоклонной

Тропарь Креста, глас 1: Спаси Господи люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы на врагов даруя и Твоим Крестом сохраняя Твой народ.*

Кондак, глас 7: Не ктому пламенное оружие хранит врат Едемских; на тыя бо найде преславный соуз древо крестное, смертное жало, и адова победа прогнася. Предстал бо еси, Спасе мой, вопия сущим во аде: внидите паки в рай.

Перевод: Уже пламенный меч не охраняет врат Едема: он чудесно угашен Древом Креста; жала смерти и адовой победы больше нет; ибо явился Ты, Спаситель мой, с кликом к находившимся в аду: «Идите опять в рай!»*

Стихиры на Господи воззвах, глас 5: Возсияй Господень Кресте, светолучныя молния твоея благодати, в сердца чтущих тя, и Богоприятною любовию приемлющих, мировожделенне, имже слезное потребися сетование, и смертных сетей избавихомся, и к присному веселию приидохом. Покажи красоты твоея благолепие, воздаяние подаждь воздержания рабом твоим, верно просящим твое богатное заступление, и велию милость.

Радуйся живоносный Кресте, Церкве красный раю, древо нетления, прозябшее нам вечныя славы наслаждение: иже бесовстии отгоняются полцы, и ангельстии свеселятся чинове, и совокупления верных празднуют. Оружие непобедимое, утверждение нерушимое, верных победо, священников похвало, Христовы ныне страсти и нам подаждь достигнути, и велию милость.

Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение: имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным: оружие непобедимое, бесов сопротивоборче, славо мучеников, преподобных яко воистинну удобрение, пристанище спасения, даруяй миру велию милость.

Стихиры на поклонение Кресту, глас 2: Приидите вернии, животворящему Древу поклонимся, на немже Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство, ихже прежде сластию украд враг, изгнаны от Бога сотвори. Приидите вернии, Древу поклонимся, имже сподобихомся невидимых враг сокрушити главы.

Приидите вся отечествия язык, Крест Господень песньми почтим: радуйся Кресте, падшаго Адама совершенное избавление! О тебе вернии хвалятся, яко твоею силою исмаильтеския люди державно покаряющии.

Тебе ныне со страхом христиане целуем: на тебе пригвоздившагося Бога славим, глаголюще: Господи на том пригвоздивыйся помилуй нас, яко Благ и Человеколюбец.

Глас 8: Днесь Владыка твари, и Господь славы, на Кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает, сладость церковная: венцем от терния облагается: покрываяй небо облаки, одеждею облачится поругания: и заушается бренною рукою, рукою создавый человека. По плещема биен бывает, одеваяй небо облаки. Заплевания и раны приемлет, поношения и заушения: и вся терпит мене ради осужденнаго, Избавитель мой и Бог, да спасет мир от прелести, яко благоутробен.

Читайте также:  Преподобномученик киприан (нелидов), иеромонах

Слава, глас 8: Днесь неприкосновенный существом, прикосновен мне бывает, и страждет страсти, свобождаяй мя от страстей. Свет подаваяй слепым, от беззаконных устен оплевается, и дает плещи за плененныя на раны.

Важно

Сего Чистая Дева и Мати на Кресте зрящи, болезненно вещаше: увы мне Чадо Мое, что сие сотворил еси? Красный добротою паче всех человек, бездыханный, беззрачный являешися, не имея вида, ниже доброты. Увы Мне Мой Свете! Не могу спяща зрети Тя, утробою уязвляюся, и лютое оружие сердце Мое проходит.

Воспеваю Твоя страсти, покланяюся благоутробию Твоему, долготерпеливе слава Тебе.

И ныне, глас тойже: Днесь пророческое исполнися слово: се бо покланяемся на место, идеже стоясте нозе Твои Господи: и Древа спасения вкусивше, греховных страстей свободу улучихом, молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

* Молитвы с переводом на русский язык, объяснениями и примечаниями Н.Нахимова, 1912г.

Евангелие на литургии

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

Святитель Феофан Затворник

“Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною” (Мк. 8, 34). За Господом крестоносцем нельзя идти без креста; и все идущие за Ним, непременно идут с крестом.

Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и извнутрь, на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина.

Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу христианину истинному. Задача его себя очистить и исправить.

Он, как больной, которому надо делать то прижигания, то отрезания, а этому как быть без боли? Он хочет вырваться из плена врага сильного, – а этому как быть без борьбы и ран? Он должен идти наперекор всем окружающим его порядкам, а это как выдержать без неудобства и стеснений. Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения, в рай. Потерпи немного. Вот-вот конец и венцы!

Словарь

Службы Великого поста, а также подготовительных к нему недель (начиная с Недели мытаря и фарисея и кончая Великой Субботой), т.е. периода, составляющего в общей сложности 70 дней, помещены в богослужебной книге, называемой Триодью Постной.

Совет

Свое название «Триодь» (по-гречески – «Триодион», т.е. трипеснец – от слов – «трио» – три и «оди» – песнь) получи­ла от того, что в ней больше всего содержится трипеснцев (канонов, состоящих всего из трех песней).

Своим распространением и употреблением Триодь обязана св. Косме Маиумскому (VIII в.), современнику св. Иоанна Дамаскина. Многие трипеснцы принадлежат более ранним песнотворцам, например, св.

Андрею Критскому, которому принад­лежат трипеснцы на повечериях недели Ваий, Понедельника, Вторника, Среды и Пятницы Страстной седмицы, а также великий канон, читаемый на первой и пятой неделе Великого поста.

В IX веке преподобные Иосий и Феодор Студиты собрали все, что до них было писано, привели в надлежащий порядок, присоединили много своих стихир и канонов, и таким образом образовалась Триодь, заключающая в себе около 160 служб – больших и малых.

В XIV веке Триодь Постная была дополнена синаксариями, составленными Никифором Каллистом.


Календарь на следующую седмицу:

Четверг, 22 марта – полиелейный праздник – 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся.

Суббота, 24 марта – поминовение усопших. Воскресенье, 25 марта – Иоанна Лествичника.listok@pravoslavie.ru http://days.pravoslavie.ru

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://psihdocs.ru/v-pomoshe-prihojaninu-nedelya-krestopoklonnaya-2012-god-nedely.html

Крестопоклонная неделя Великого поста 2019

Крестопоклонная неделя Великого поста 2019 приходится на его середину. За каждой из недель Великого поста закрепилось особое название, напоминающее то или иное событие, связанное со святыми великомучениками, митрополитами, чудотворцами, самими Иисусом Христом, Богородицей и Святой Троицей.

Названия передают особые отличия в церковных службах, в том, кому надлежит вознести молитву и поклониться. Также это связано с особыми духовными указаниями, воспринимая которые христиане должны объединиться в едином порыве, поддерживая друг друга делом и словом, пусть отражено оно будет только в молитве.

Название «крестопоклонная» происходит из того, что в названную неделю службы в церкви сопровождаются поклонами священному кресту, на котором якобы был распят Сын Божий («якобы» означает, что на каждом из крестов во всех церквах Иисус распят не был).

Обратите внимание

Данное действие — поклон после чтения молитвы, происходит четырежды, начиная с воскресенья, которое носит название Крестопоклонного, а далее в понедельник, среду и пятницу.

Поклоны означают дань уважения подвигу Христа, желание следовать за ним, а также принятие своей собственной ноши, своей судьбы, которая проявляется ежедневно в буднях, такими, казалось бы, маленькими лишениями в виде уменьшенной порции еды и полного отказа от мирских развлечений.

Значение Крестопоклонной недели лежит на поверхности. В народе есть выражение «нести свой крест», оно имеет прямое отношение к объяснению. Во время Великого поста каждый христианин пытается вынести ту ношу, которая лежала на плечах Иисуса в дни сорокадневного воздержания.

Каждый испытывает свой соблазн, исходя из «слабого» места. Это означает, что на середине Великого поста христианин уже познал «свой крест», вполне ощутил все искушения, сопровождающие воздержание, на борьбу с которыми поднял он свой дух.

Это является неким актом признания своей ноши добровольной, желанной.

Также крест является символом напоминания о смерти Христа и итогом всего поста, после которого наступает священное воскрешение. Таким образом, в Крестопоклонную неделю каждый может испытать воодушевление продолжить свой пост, осознавая, во имя какой цели и какого итога держит волю свою в кулаке.

Когда и как пройдет Крестопоклонная неделя в 2019 году?

Великий пост в 2019 году начнется 11 марта и продлится до 27  апреля. С названием недели Крестопоклонной существует небольшая путаница с различием данных в нескольких источниках, которая требует разъяснения.

Многие из подобных источников называют Крестопоклонной 4-ю неделю Великого поста, что кажется вполне логичным и запоминающимся, учитывая подсказку о том, что она приходится ровно на середину поста.

Однако на самом деле название Крестопоклонной переходит на неделю с одноименного воскресенья, которое завершает 3-ю неделю поста.

Следовательно, и неделя Крестопоклонная — третья, несмотря на то, что большее число служб с поклонениями кресту проходят на 4-й неделе.

В упомянутое воскресенье проходит первая служба с поклонами кресту. Следующая совершается в понедельник, ровно через день. Также в среду, и вечером в пятницу 4-й недели проходит последняя Крестопоклонная служба, после которой крест занимает место в алтаре.

Важно

Крестопоклонная неделя Великого поста в 2019 году выпадает на 31 марта. В этот день совершится традиционный вынос креста в середину храмового зала, чтобы каждый молящийся смог до земли преклониться перед ним и воодушевиться проделанным Иисусом подвигом для продолжения поста.

Во время литургии в эти дни молитва Пресвятой Троице, которая традиционно сопровождает службу каждый день, заменяется на молитвенную песнь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и свято Воскресение твоё славим», после которой и надлежит совершать поклоны.

Если есть такая возможность, следует посетить все 4 службы. Единый глас десятков, обращенный в молитву, может сотворить чудо, особенно если воля наша ослабела под давлением рутины.

Что является необходимым для каждого в Крестопоклонную неделю?

Спустя 2 недели после начала поста все, кто несерьёзно к нему относились, вернулись к своей обычной еде, образу мыслей и жизни.

Немудрено, ведь испытание отказом от «баловства», до которого можно дотянуться рукой — одно из самых сложных.

Однако для тех, кто сумел совладать с собой, Крестопоклонная неделя служит маяком, который показывает продолжить путь к очищению и великой радости Воскрешения.

Но просто знать свою, пусть и великую, цель, бывает мало, необходимо осознавать помощников, которые всегда в нашем распоряжении, внутри нас. Они помогают преодолевать первые, самые тяжёлые дни поста, ведут нас в последующие недели и не позволяют нам предаваться соблазнам и послаблениям. Речь идет вот о чём:

  • Первый помощник в пост, и особенно Крестопоклонную неделю, — это молитва. Она вдохновляет и очищает, она существует внутри нас и вовне одновременно. Произнося её, мы наполняемся ею, и в то же время она окружает нас и правит всеми нашими действиями и мыслями. Потому труд воздержания легче, когда с нами молитва.
  • Второй помощник — это терпение. Терпеливым нужно быть и к себе, и к другим. Время поста считается особенным. Оно несет радость духа, но следует она только после преодоления преград, что встают на пути. Мы столкнемся с голодом, досадой, раздражением и непониманием. Захотим нарушить все правила и будем задаваться вопросом: «зачем я все это делаю?». Все это закономерно, подобные мысли призваны сбить с пути, а наша задача — быть терпеливыми, снова и снова обращаясь к разуму своему и духу, собирая их воедино, и, стяжая плоть, продолжать святое воздержание. Может быть, близкие также нуждаются в ответах на какие-либо вопросы, и мы, благодаря терпению, можем им помочь.
  • Третий помощник — это кротость, беспрекословное принятие воли Бога. Как бы ни одолевали нас мысли о несправедливости или неправильности происходящего, не наше дело судить об этом. Все дороги отмеряны Всевышним, все пути им пройдены. Не нам ли принять от него в дар то, что он дал именно нам? Не зря говорят, что дает Бог по силам и возможностям каждого. В конце самых невозможных испытаний мы становимся непередаваемо лучше и чище, но всегда есть, куда стремиться дальше.
  • Четвертый помощник — твёрдость духа. Иногда необходимо проявить отсутствие всякой мысли, полагаясь лишь на твёрдость духа, придерживаясь принятого решения. Только так мы можем пройти до конца, и крест служит нам о том напоминанием.

Крестопоклонная неделя не является особенной в плане приёмов пищи. Обычные люди, не относящиеся к монашествующим, могут питаться дважды и трижды в день. Следует ограничивать употребление масла, специй и количества принимаемой пищи в целом.

Желательной для приема пищей остаются: отварные овощи, крупы, овощные супы, различные салаты без солений и заправок. Из напитков: вода, компот, отвар ромашки, мяты или другой успокаивающей травы.

В выходные можно добавить в еду немного елея, приправ и выпить толику кагора.

Образ жизни следует продолжать уединенный, без отлучек из дома, кроме необходимых, просмотра и прослушивания мирских передач, празднеств и гостевых приёмов.

Совет

Самым лучшим для души будет посещение церкви во время утренних и вечерних богослужений, времяпровождение в молитве и мыслях, обращенных к Богу. Это вдохновит и поддержит нас на пути к постижению тайны смерти и воскрешения Господа, неизмеримо приблизит к свету, исходящему от Него, и напомнит, что ни за что нельзя отступать с выбранного нами светлого пути.

Источник: http://velikij-post.ru/velikij-post-i-dlya-chego-postitsya/krestopoklonnaya-nedelya-velikogo-posta.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector