Неделя о блудном сыне, триодь

Неделя о блудном сыне

Утреня

В дополнение к обычному чину утрени поются нижеследующие песнопения

Псалом 136

Поется после полиелея.

На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. Аллилуиа. На вербиих посреде его обесихом органы наша. Аллилуиа. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении. Аллилуиа. Воспойте нам от песней Сионских. Аллилуиа. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Аллилуиа. Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Аллилуиа.

Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего. Аллилуиа. Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль, глаголющия: истощайте, истощайте до оснований его. Аллилуиа. Дщи Вавилоня окаянная. Блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. Аллилуиа. Блажен иже имет, и разбиет младенцы твоя о камень. Аллилуиа.

После псалма 136 поются антифоны степенны, ипакои, воскресные песнопения. Читается Евангелие. Затем 50-й псалом. Затем

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, глас 8: Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче, / утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, / храм носяй телесный весь осквернен: / но яко щедр, очисти / благоутробною Твоею милостию.

И ныне и присно и во веки веков, аминь, Богородичен: На спасения стези настави мя Богородице, / студными бо окалях душу грехми, / и в лености все житие мое иждих: / но Твоими молитвами / избави мя от всякия нечистоты.

Глас 6: Помилуй мя Боже, / по велицей милости Твоей, / и по множеству щедрот Твоих, / очисти беззаконие мое.

Обратите внимание

Множества содеянных мною лютых, помышляя окаянный, / трепещу страшнаго дне суднаго: / но надеяся на милость благоутробия Твоего, / яко Давид вопию Ти: / помилуй мя Боже / по велицей Твоей милости.

На утрени читаются каноны: первый – воскресный на 4, второй – крестовоскресный на 2 и третий – Богородичен на 2, и Октоиха на 6, а также следующий канон.

Глас 2
Песнь 1

Ирмос: Моисейскую песнь восприимши возопий душе: / Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, / сей мой Бог, и прославлю Его.

Иисусе Боже, кающася приими ныне и мене, / яко блуднаго сына, все житие в лености живша, / и Тебе прогневавша.

Еже ми дал еси прежде, / зле расточих Божественное богатство, / удалихся от Тебе, блудно жив: / благоутробне Отче, приими убо и мене обращающася.

Слава: Объятия ныне Отеческая простер, / приими Господи и мене, якоже блуднаго, Всещедре, / яко да благодарно прославлю Тя.

И ныне, Богородичен: На мне Боже, всю показав благостыню, / презри моих множество согрешений, яко благодетель, / божественными Матере Твоея мольбами.

Песнь 3

Ирмос: Неплодствоваший мой ум, / плодоносен Боже покажи ми, / делателю добрых, насадителю благих, / благоутробием Твоим.

Весь вне быв себе, / умовредно прилепихся страстей обретателем: / но приими мя Христе, якоже блуднаго.

Блуднаго гласу поревновав, вопию: / согреших, Отче, якоже онаго убо, / и мене обыми ныне, и не отрини мене.

Слава: Объятия Твоя простер Христе, / милостивно приими мя, / от страны дальныя греха и страстей обращающася.

Важно

И ныне, Богородичен: Добрая в женах, обогати и мене добрых виды, / грехи многими обнищавшаго Чистая, / яко да славлю Тя.

Седален, глас 1. Подобен: Гроб Твой:

Объятия Отча отверсти ми потщися, / блудно иждих мое житие, / на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих Спасе, / ныне обнищавшее мое сердце не презри. / Тебе бо Господи, во умилении зову: / согреших, Отче, на небо и пред Тобою.

Слава: Объятия Отча отверсти ми потщися, / блудно иждих мое житие, / на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих Спасе, / ныне обнищавшее мое сердце не презри. / Тебе бо Господи, во умилении зову: / согреших, Отче, на небо и пред Тобою.

И ныне, Богородичен. Подобен: Безневестная Чистая Богородице Дево, / едина верных предстательнице и покрове, / бед и скорбей, и лютых обстояний, всех свободи, / на Тя надежды Отроковице имущих, / и души наша спаси божественными молитвами Твоими.

Песнь 4

Ирмос: Еже от Девы Твое Рождество пророк предзря, / возпроповедаше вопия: / слух Твой услышах и убояхся: / яко от юга, и из горы святыя, приосененныя / пришел еси Христе.

Богатство благих, еже дал ми еси Небесный Отче, / расточих зле, странным гражданом порабощен. / Темже вопию Ти: согреших Ти, / приими мя яко блуднаго древле, / простер объятия мне Твоя.

Всякой злобе поработихся, / приникнув окаянно страстей делателем, / и себе вне бых несмотрением, / ущедри мя Спасе, Пренебесный Отче, / прибегающа ко многим Твоим щедротам.

Слава: Всякаго студа исполнихся, / не смея воззрети на высоту небесную: / ибо безсловесно приникнув греху, / ныне же обращься вопию умилением: / согреших Ти, приими мя Всецарю.

И ныне, Богородичен: Человеком помоще, упование твердое всем христианом, / прибежище Чистая спасаемым: / спаси мя Дево, матерними Твоими мольбами, / и будущия жизни сподоби.

Песнь 5

Ирмос: Нощи прешедшей, приближися день / и свет миру возсия: / сего ради хвалят Тя ангельстии чини, / и славословят Тя вся всяческая.

Поработихся гражданом странным, / и в страну тлетворную отыдох, и исполнихся студа: / ныне же обращаяся зову Ти Щедре, согреших.

Отеческая Твоя благоутробия ныне отверзи ми, / от злых обратившуся, Небесный Отче, / и не отрини мене, имеяй премногую милость.

Слава: Не смею воззрети горе на высоту, / без числа Христе прогневав Тя: / но ведый Твоя щедроты милостивныя, взываю: / согреших Ти, очисти, и спаси мя.

И ныне, Богородичен: Всесвятая Дево благодатная, / очищение всем рождшая, / моих согрешений тяжкое бремя / Твоими молитвами облегчи.

Песнь 6

Ирмос: Во глубине греховней содержимь есмь Спасе, / и в пучине житейстей обуреваемь, / но якоже Иону от зверя, / и мене от страстей возведи, и спаси мя.

Глубина согрешений содержит мя присно, / и треволнение грехов погружает мя: / окорми мя ко пристанищу жизни, Христе Боже, / и спаси мя Царю славы.

Богатство Отеческое расточих люте, / и обнищав студа исполнихся, / порабощен неплодными помышленьми. / Темже Ти вопию: / Человеколюбче ущедри, и спаси мя.

Слава: Гладом истаявша всяких благ, / и устранившася от Тебе Всеблагий, / ущедри обращающася мя ныне, / и спаси Христе, поюща Твое человеколюбие.

И ныне, Богородичен: Спаса и Владыку рождшая Христа, / спасения мя Отроковице сподоби, / обнищавша от всяких благ, Дево Чистая, / да пою Твоя величия.

Кондак, глас 3. Подобен: Дева днесь

Отеческия славы Твоея удалихся безумно, / в злых расточив еже ми предал еси богатство. / Темже Ти блуднаго глас приношу: / согреших пред Тобою Отче щедрый, / приими мя кающася, / и сотвори мя яко единаго от наемник Твоих.

Икос: Спасу нашему на всяк день учащу Своим гласом, / писания услышим о блудном, и целомудренном паки. / И сего верою подражаем доброе покаяние, / Ведущему тайная всех, смирением сердца воззовем: / согрешихом Ти Отче щедрый, / и никогдаже достойни есмы нарещися чада, якоже прежде. / Но яко естеством сый человеколюбив, Ты приими, / и сотвори мя яко единаго от наемник Твоих.

Песнь 7

Ирмос: Херувимы подражающе отроцы / в пещи ликовствоваху вопиюще: / благословен еси Боже, / яко истиною и судом навел еси сия вся грех ради наших, / препетый, и препрославленный во вся веки.

Сладостем телесным приклонихся всеокаянно, / и поработихся весьма страстным изобретением, / и странен бых от Тебе Человеколюбче. / Ныне же зову блуднаго гласом: / согреших Христе, не презри мене, яко един милостив.

Взываю, согреших, никакоже воззрети дерзая на высоту небесную, Всецарю, / яко в безумии един Тя прогневах, / отвергся Твоих повелений. / Темже яко един Благий, / не отвержи мене от Твоего лица.

Слава: Апостол, Господи, и пророк, и преподобных, / и честных мученик, и праведных мольбами / прости ми вся, яже согреших, / прогневав Христе благость Твою, / яко да песнословлю Тя во вся веки.

И ныне, Богородичен: Херувим явльшися, и серафим Богородице, / и всех светлейшая небесных воинств, / с сими умоли, Егоже воплотила еси Божественное Слово Всенепорочная, Безначальнаго Отца, / яко да благ вечнующих вси сподобимся.

Песнь 8

Ирмос: В купине Моисею Девы чудо, / на Синайстей горе, прообразившаго иногда, / пойте, благословите / и превозносите во вся веки.

Совет

Сшедый на землю спасти мир, / вольною нищетою за милосердие многое, / обнищавшаго мя ныне от всякаго благодеяния, / яко милостивый, спаси.

От Твоих заповедей удалився, / поработихся всеокаянно лестцу: / обращающагося же ныне, / яко блуднаго древле припадающа Тебе, / приими Пренебесный Отче.

Благословим Отца, и Сына, и Святаго Духа, Господа. Тлетворными помышленьми объемся омрачихся, / и от Тебе удалихся, весь вне себе быв Щедре. / Темже в покаянии припадающа Тебе спаси.

И ныне, Богородичен: Богородительнице Чистая, / низверженных исправление едина, исправи и мене / всякими грехами сокрушеннаго всего и смиреннаго.

Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки.

Песнь 9

Ирмос: От земнородных кто слыша таковое? Или кто виде когда, / яко Дева обретеся во чреве имущая, / и безболезненно Младенца порождшая? / Таковое Твое чудо, / и Тя Чистая Богородице величаем.

Виждь Христе печаль сердца, виждь мое обращение, / виждь слезы Спасе, и не презри мене, / но обыми паки благоутробия ради, / множеству спасаемых Пречистая, / яко да пою благодарно милости Твоя.

Яко разбойник вопию: помяни мя, / яко мытарь умилився, бию в перси, и зову ныне: очисти, / якоже блуднаго приими мя Всещедрый, от всех зол моих, Всецарю: / яко да пою Твое крайнее снизхождение.

Воздохни ныне душе моя всеокаянная, и возопий Христу: / мене ради волею обнищавый Господи, / обнищавшаго мя от всякаго благодеяния, / добрых богатством яко Благий и Многомилостивый един обогати мя.

Слава: Еже иногда соделал еси веселие блуднаго, Блаже, обращением вольным, / сие ныне сотвори и на мне окаянном, / простирая ми честная Твоя объятия. / Да спасся песнословлю крайнее Твое снизхождение.

И ныне, Богородичен: Светлыми молитвами Твоими Дево, / мысленная моя очеса омраченная злобою, просвети, молюся, / и к путем покаяния введи мя, / яко да должно Тя песнословлю, / паче слова Слово воплотившую.

Ексапостиларий воскресный и затем из Триоди

Богатство, еже ми дал еси, благодати, окаянный отшед, / непотребно зле иждих, Спасе, блудно пожив, / демоном льстивно расточих. / Темже мя обращающася, / якоже блуднаго приими, Отче щедрый, и спаси.

Иный, подобен: Расточих богатство Твое иждив, Господи, / и лукавым демоном повинухся окаянный, / но Спасе Всеблагоутробне, / блуднаго ущедри, и оскверншася очисти, / первую отдаяй мне одежду Твоего Царствия.

Богородичен, подобен: Святая Мати Дево, велие проповедание апостолов, / мучеников, и пророков, и преподобных, / Твоего Сына и Господа / умилостиви нам рабом Твоим Богородительнице, / егда сядет судити по достоянию коегождо.

Стихиры на хвалитех

Воскресные Октоиха 4, Анатолиева 1 и Триоди самогласны 3

Глас 2: Блуднаго глас приношаю Ти, Господи: / согреших пред очима Твоима Благий, / расточих богатство Твоих дарований. / Но приими мя кающася Спасе, и спаси мя.

Глас 4

Стих: Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, / не забуди убогих Твоих до конца.

Яко блудный сын приидох и аз Щедре, / житие все иждивый во отшествии: / расточих богатство, еже дал ми еси Отче. / Приими мя кающася Боже, и помилуй мя.

Глас 8

Стих: Исповемся Тебе Господи, всем сердцем моим, / повем вся чудеса Твоя.

Иждих блудно / Отеческаго имения богатство, и расточив, пуст бых, / в страну вселився лукавых граждан, / и ктому не терпя с ними сожительства, / обращься вопию Ти щедрому Отцу: / согреших на небо и пред Тобою, / и несмь достоин нарещися сын Твой. / Сотвори мя яко единаго от наемник Твоих Боже, / и помилуй мя.

Слава, глас 6: Отче Благий, удалихся от Тебе, не остави мене, / ниже непотребна покажи Царствия Твоего: / враг вселукавый обнажи мя и взят мое богатство, / душевная дарования блудно расточих.

/ Востав убо обращься к Тебе вопию: / сотвори мя яко единаго от наемник Твоих, / мене ради на Кресте пречистеи Твои руце прострый, / да лютаго зверя исхитиши мя, / и в первую одежду облечеши мя, / яко един Многомилостив.

Источник: http://rublev.com/bogosluzhenie/god/triod/nedelia-o-bludnom-syne/untrenia

Неделя о блудном сыне — 24 февраля 2019 года

Неделя о блудном сыне — напоминание христианам о том, что как бы далеко люди ни находились от Бога, Всевышний Отец всегда готов простить и принять раскаявшееся сердце.

В 2019 году воскресная проповедь, завершающая вторую седмицу подготовки к Великому посту, приходится на 24 февраля и посвящена размышлениям по поводу притчи о блудном сыне.

Значение воскресенья о блудном сыне

Богослужения с толкованием этой притчи упоминаются в исторических посланиях с IV века. В записях Иоанна Златоуста, святого Августина есть размышления толкования по поводу притчи Иисуса. Канон, который поется ныне в храмах, написан в восьмом столетии Иосифом Студитом.

Иллюстрация притчи о блудном сыне

Седмица пред вторым воскресеньем подготовки к Великому посту наполнена размышлениями о милости, прощении и покаянии. В храмовых богослужениях священники подчеркивают, что путь к Господу всегда лежит через чистосердечное покаяние и признание Жертвы Спасителя.

После недели о блудном сыне начинается седмица рассуждений о Страшном суде, куда попадут все. Но ужасная участь ждет нераскаявшихся грешников, блудных детей, которые не слышат призыва Господа покаяться и прийти в Его объятия.

Краткая история о блудном сыне

Если вы никогда не читали этой притчи или забыли смысл, то вот краткое изложение.

У богатого человека было два сына. Старший был послушен и работал вместе с отцом. Младший вел разгульный образ жизни, и один раз он потребовал у отца часть наследства, которое получил и прогулял в далеких краях.

Читайте также:  Храм-часовня иконы божией матери «державная», россия, город москва

Гордость, стыд вначале не позволил блуднику идти к родителю, остался один выбор — кормить свиней у другого хозяина, есть с ними и там же спать, чтобы выжить.

Ужасные условия жизни довели юношу до такого отчаяния, что он решил вернуться и проситься к родителю в наемники, слугой.

Обратите внимание

Родитель, увидевший возвращающего сына, выбежал навстречу тому, обнял и велел дать лучшие одежды и перстень, символ власти.

Старший сын рассердился, ибо за все время службы, ему не был оказан такой прием.

Читая эту притчу, каждый христианин может увидеть в ней частицу себя и великую милость Бога.

Важно! Христианам дано право выбора, одни наполняют сердце Божьей любовью и живут в радости по заповедям Творца, другие стали блудными детьми, заковав себя в оковы законничества или греха.

Кто мы, люди, живущие в духовной опустошенности, как старший сын, или грешники, осознавшие свое падение и вернувшиеся к Отцу?

Старший сын — наследник или жертва самоправедности

Читая в первый раз притчу, останавливаешь внимание на поступке младшего сына, но впоследствии анализируешь поведение старшего наследника.

Молодой человек был правой рукой хозяина, сам выбрал для себя жизнь в доме отца со всеми ее прелестями, почему же по возвращении блудного брата в нем взыграла обида и ревность.

Как часто люди надевают на себя личину верующих, постоянно ходят на службу в храм, усердно молятся, но в фарисейских душах нет любви.

Фреска «Возвращение блудного сына»

Живущие в доме Творца так и не сумели наполнить души благодатью, во всем они видят плохое, от таких христиан слышны постоянно жалобы, что все плохо. В послании Тимофею апостол Павел пишет, что довольство, как и благочестие, надо приобрести, а это возможно, только познав прощение Отца.

Старший брат обиделся на родителя за то, что тот никогда не устраивал для него пир, не понимая, что он — хозяин дома, возьми теленка, козленка и устрой себе пир, ведь это все твое и живи, радуясь тому, что рядом отец. Для этого необходимо верить в отчую любовь и знать свое назначение.

Старший сын не мог поверить, что отец его любит просто так, что милосердие не надо заслуживать по одной причине, ты — сын, а не сирота, пасынок.

Важно! Детям Божьим дана великая благодать приходить с любовью и доверием к Богу, получать от Него просимое по вере. Для этого не нужно быть угодником, а любящим дитем.

Старший сын служил отцу не ради любви, он старался заслужить наследство и возмутился, когда младшему брату был надет перстень наследника, хозяина.

Как часто мы не понимаем, почему те, кто мало дает и делает, получает больше. Элементарная зависть и ревность буквально накрывают человека в этот момент, и он уже не видит, сколько было ему прощено, и какой тяжелый путь прошел некогда грешный человек.

Христиане отказываются от житейских соблазнов не от ощущения их мерзости, а от:

  • желания угодить Богу;
  • страха не попасть в рай;
  • боясь потерять уважение окружающих.

При этом забываем, что смирение, терпение, любовь к ближнему — вот открытые двери в Небеса. Превозношение над другими людьми, непонимание всего богатства, дарованного Кровью Иисуса Христа, неумение радоваться над посланной благодатью для тех, кто по нашему мнению этого не заслуживает, в этом смысл старшего брата в переданной Иисусом притче.

Блудный сын

Как часто в молитвах мы с покаянием приходим к Творцу, ощущая себя теми, кто предал Отца, не ценит Жертвы Его Крови.

Одним из главных смыслов евангельской притчи — каждого человеку осознать свою греховную жизнь, увидеть всю мерзость падения и принять дорогу спасения, в конце которой ожидает любящий Отец, Бог, Сын и Дух Святой.

Молодой человек, живя в доме отца, даже не задумывался над смыслом жизни. Скорее всего, отец указывал ему на необходимость принимать участие в управлении имением, но это не понравилось юноше. Он потребовал часть наследства, на которое имел право только после смерти отца, и отправился жить в свое удовольствие.

Икона «Возвращение к отцу»

Как это знакомо, когда имея какие-то капиталы, люди забывают о Жертве Иисуса, живя в удовольствие себе, постепенно утопая в болоте греха, но когда приходит в дом беда, они вспоминают о Спасителе.

Это прекрасно, что милость Отца не зависит от поведения, Его сердце всегда открыто для вернувшихся блудных детей. Настоящий подвиг — признать свои грехи и покаяться, и тогда Всевышний наденет на кающегося новые одежды, означающие очищение грешной жизни, перстень — благодать Святого Духа.

Важно

Людям, особенно христианам, Творец по великой милости своей дарует не только жизнь и здоровье, и еще уникальные способности и таланты. Человек, желающий жить по своей воле, подобен блудному сыну, который забрал часть имущества, свергнул с себя Божью власть, следую за личными похотями и помыслами.

Важно! Только осознав свой крах, банкротство, можно решиться на победные перемены. Не каждый может после взлета в глазах общества со смирением, покаянием и надеждой вернуться в Отчий дом, Православную церковь, чтобы получить душевный мир.

Почему блудник не остался в родной стороне, чем манит тех, кто отрекается Бога, дальняя сторона? Возможностью грешить, ибо там не надо взирать на Творца, слушать Его голос, не испытывать мучений совести.

 Распутная жизнь сводит на нет таланты и способности, дарованные Господом, наступает духовное опустошение, которое топится в вине, наркотиках, компьютерной зависимости. Грешнику, блуднику пришлось расплатиться за свое распутство не только богатством. В его жизни наступил голод.

Исследуя историю еврейского народа, мы видим, как часто Творец посылал голод в бунтующий народ, но не для уничтожения, а из любви, пытаясь таким образом вернуть евреев к спасению.

Некогда богатый блудник был унижен до самого низкого уровня, евреи гнушались свиней, пасти этих животных — стыд и позор, а некогда богач мечтал о рожках, свинской еде. Уразумев, что падать ниже некуда, прозрев, очнувшись, как после глубокого обморока, трезво осознав свое положение, грешник принимает сложное решение — идти в отчий дом.

В нем борется страх, отчаяние, гордость, но побеждает желание очиститься и хоть издали прикоснуться к родительской ласке. Раскаявшийся грешник делает решительный шаг, встает и идет, полностью отдавая себя во власть отцовского решения, которое готов принять. Некогда наследник мечтает о месте наемника в отчем доме.

Прощение и принятие отца

В переданной Иисусом притче есть еще один глубокий смысл для христиан, это научиться, как любящий родитель, прощать и принимать людей, нанесших вред, так, чтобы в сердце не осталось обиды, зла.

Главная мысль притчи о блудном сыне — это прощение отца

Почему отец не отказал юноше, ведь он имел на это полное право? Любовь, только любовь жила в отцовском сердце. Ему не нужна была рабская покорность старшего брата, родитель желал истинной любви, и поэтому решил дать возможность наследнику самому прокладывать дорогу жизни.

Искренняя радость наполняет сердца тех людей, которые питаются в доме Отца.

Что двигало родителем в тот момент, когда он увидел издалека уставшего, грязного, в лохмотьях младшего ребенка? Вспомнил он о той сумме, которую забрал блудник? Или в отцовском сердце взыграла радость о том, что сын, которого он уже мысленно похоронил, вернулся здоровым и невредимым?

Не мог любящий родитель прогнать своего отпрыска из-за потраченных денег, ибо любовь нельзя оценить в денежном эквиваленте. Владелец имения даже не стал выслушивать оправданий измученного путника, задавать вопросы, а сразу ввел в дом, как наследника.

Младший сын вернулся, не претендуя на наследство, он нуждался в отцовской любви и готов был довольствоваться ролью наемника, только бы имеет защиту и кров.

Важно! Нет в мире такого греха, кроме хулы на Дух Святой, который бы мог отделить христиан от любви Творца. Для Господа намного радостнее обнимать раскаявшегося грешника, чем принимать праведников, не нуждающихся, по их мнению, в покаянии.

Эта притча учит христиан любви, о которой писал апостол Павел в послании к Коринфянам.

Проповедь Патриарха Кирилла в неделю о блудном сыне

Источник: http://molitva-info.ru/calendar/nedelya-o-bludnom-syne.html

Неделя о блудном сыне

В преддверии Великого поста по церковному Уставу указаны особого рода богослужения, располагающие к внутренней подготовке для приближающегося духовного подвига. Начало Постной Триоди — евангельская притча о мытаре и фарисее, обличающая возношение и самохвальство, которые могут погубить все наши добродетели. Как и Сам Господь говорит:

Следом идет Неделя о блудном сыне, которая призывает всех грешников к покаянию и обращению, к началу пути для нравственного возрождения.

«У некоторого человека было два сына. И сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно» (Лк. 15, 11-13).

Святитель Иоанн Златоуст так толкует это повествование:

Всякий грех, как запретный плод, поначалу воображается красивым и сладким, для прельщения малодушных и маловерных людей. Потом же кратковременная сладость превращается в горечь и болезни, за малое наслаждение следуют долгие годы тяжелой расплаты.

Совет

Мирские соблазны и греховные привычки — как сети для души. Чем больше человек увлекается, тем больше в них запутывается так, что, кажется, не в силах уже освободиться. Грех — страшный тиран для души, ее мучитель. Если грех глубоко укореняется, то порабощает душу так, что она уже и против своей воли уклоняется все больше и больше к конечной пагубе.

«А чем больше приобщается человек страстям и подчиняется, привязывается к ним умом с сочувствием и принимает, тем больше возрастают в нем страсти, вожделения и различные похоти, прежде всего, телесные. Какое дело, доброе или злое, твердо и сознательно войдет в ум, о том он и будет помнить» («Цветник» священноинока Дорофея).

Жестокие «кредиторы» — непристойные страсти и привычки, уводящие человека от Бога в свою страну греха и порока и требующие за маловременное удовольствие тяжелой расплаты, лишают нас не только внутреннего духовного богатства, но могут предполагать также и нищету материальную.

Бесспорно, одним из самых главных является здесь неумеренное винопитие, которое, по словам святых отцов, губит весь мир, приводя к позору и нравственной деградации, когда человек живет без всякой пользы для себя и для общества и может умереть постыдной и безвременной смертью.

Вино полюбил — семью разорил. У пьяного семь клетей, а проспится — один плетень. Стаканчики граненые, а хата разваленная. Пьяный решетом деньги мерит, а проспится — не на что и решето купить. Стаканчики да рюмочки доведут до сумочки.

Река с ручья начинается, а пьянство с рюмочки.

«Зеленый змий» — не только привычное образное выражение, давно вошедшее в повседневный разговорный обиход: святые отцы называют пьянство «самовольным бесом» и крепко укоряют его.

«Пьянством сильнии испровергошася. Храбрии мечу предании быша. Богатыи нищи быша. И изомроша напрасно без Божия Суда. Пьянством губит, прибытки теряет. Князем пусту землю творит. Тело погубляет и смерти предает.

Жены от мужей отлучает. И мужей от жен. К церкви не пустит. Поститися не даст. Книг почести лень. Богу молитися не хощет. Рукам слабость и тресенье…Ничтоже во пьянстве добро есть.

Все же зло и погибельно есть» («Измарагд», слово 40-е).

О развитии этого пагубного порока в Русской стране можно судить по непредвзятым историческим свидетельствам и фактам.

«Масштабные петровские преобразования всей жизни страны в конце XVII — начале XVIII веков весьма негативно сказались на сложившихся к тому времени традициях общества в отношении алкоголя, дав толчок на долгую историческую перспективу росту потребления последнего.

Средства на петровские реформы и войны шли в значительной мере от питейного дела.

Пьянство и табакокурение пришлось насаждать посредством cтрожайших указов, поскольку население в массе своей испытывало отвращение к подобному времяпрепровождению. Началось падение нравов правящей элиты.

Обратите внимание

Ассамблеи и дипломатические приёмы завершались попойками. Древние православные традиции степенства и трезвости попирались, что вело к дальнейшему расширению церковного раскола.

Роковую роль в спаивании населения сыграло введение Указом Екатерины II в 1765 г. так называемой откупной системы взамен государственной винной монополии. Суть её сводилась к следующему.

Для увеличения сборов в казну от торговли алкоголем — причём деньгами, выплаченными заранее, а не собранными постепенно в результате розничной торговли водкой — правительство отдавало его продажу на откуп частным лицам.

Откупа давались наиболее энергичным, богатым и жестоким людям, исходя из того, что они сами найдут способ собрать с народа деньги, но до этого дадут государству установленную заранее сумму.

Откупа отдавались целыми уездами и губерниями.

По договору с правительством откупщик обязывался платить в казну установленную указом плату за каждое выкупленное у государства ведро водки, а взамен получал монопольное право её продажи на определённой территории.

При этом, стремясь подавить конкуренцию казённой водке со стороны пива и мёдоварения и увеличить её продажу, государство стало взимать высокий налог с производства пива и пивных лавок. Пивоваренные заводы стали закрываться. С 1845 г. распивочные пивные лавки везде, кроме Петербурга и Москвы, были запрещены. В 1848 г.

в 19 губерниях страны не осталось ни одного пивоваренного завода. Мёдо- и пивоварение были подавлены экономически. Структура потребления алкогольных напитков непоправимым образом ухудшилась.

За столетие существования откупной системы произошёл переход от потребления населением преимущественно малоградусных и менее опасных напитков (пива, браги и вина) в сторону крепких алкогольных напитков, главным образом водки.

Со временем у откупщиков-монополистов, державших непомерно высокую цену на водку, стали концентрироваться огромные прибыли. Это не давало покоя правительству, желавшему получать большую прибыль от её продажи. В результате Царь Александр II пошёл на реформу питейного дела. В 1863 г.

Важно

его правительство уступило право государства на изготовление водки частным заводчикам и ввело новую систему продажи, получившую название акцизной.

Массовое промышленное производство водки в условиях свободной конкуренции и отмены монополии откупщиков привело к снижению её цены, увеличению продаж и росту доходов казны от акцизных сборов. Только за один 1864 год потребление водки возросло почти в 2 раза.

Читайте также:  Икона божией матери казанская московская

Приведём одно из свидетельств того времени: “Новая акцизная система уничтожила последние препоны к безграничному развитию пьянства. Дорогая и дурная откупщическая водка сделалась дешёвкой. Продажа питий распивочно и навынос стала свободным торгом. На каждом шагу явились новые кабаки. Овощные лавки сделались питейными домами.

Наконец, и селения не избежали участи городов… Соблазн к пьянству развился до крайней степени. При уродливом размножении нового класса торгующих и безграничном предложении не было ничего, что могло до некоторой степени уравнять потребление, сдержать пьянство. От пива народ был отучен”.

За три столетия водка, а с нею и кабак, прочно укоренились в России. “Около 1552 г. во всём московском царстве, во всей русской земле был только один кабак, стоявший на Балчуге. В конце XVII века в каждом городе было по одному кружечному двору. В XIX столетии кабаки распространяются по сёлам и деревням. В 1852 г.

кабаков — 77 838, в 1859 г. — 87 388, и, наконец, после 1863 года число их, увеличившись примерно в шесть раз, перешло за полмиллиона”» (Доктор медицинских наук, директор Центра изучения печени РУДН П. П. Огурцов. История формирования северного стиля потребления алкоголя в России.

Журнал «Алкогольная болезнь», N 6, Москва, 2000 г.).

По духовному закону человек не может оставаться в одном состоянии, но либо поднимается по пути добродетели, либо, напротив, падает и опускается морально, сам порой не замечая, как это с ним происходит. Если не пропалывать вовремя поле, то к концу лета за сорной травой невозможно будет увидеть на нем плодов. Так же и греховные навыки — от малого возрастают все к большему и большему злу.

«Если мы потеряем золотые или серебряные монеты, то, может быть, обретем взамен их другие, если же потеряем понапрасну наше время, данное на спасение, то никогда уже не вернем его» (Отечник). Жизнь христианина каждый день и каждый час ее, согласно обетам святого Крещения, должна идти путем заповедей Божиих, в хранении чистоты душевной и телесной, в попечении о стяжании добродетелей.

Жертва падшему духу, диаволу — послабление греховным страстям и привычкам.

Русская пословица «курить — бесам кадить», также имеет глубокое мистическое значение. Это выражение действительно можно понимать самым буквальным образом.

«Древнейшие свидетельства о табаке насчитывают порядка трех тысяч лет. И если судить по сохранившимся памятникам цивилизации Майа и индейцев Центральной Америки, то вся история табака и курительных трубок пошла именно оттуда. Курение трубки с табаком относится у индейцев к числу особых магических ритуалов. Европейской культуре мало знаком изначальный религиозно-мистический смысл этого действа.

Совет

А вот на родине этого обычая, в Америке, ритуальное курение весьма распространено. Индейцы очаги начинали всякое дело трубкой табака и молитвой: “Великий Дух, сойди и покури со мной как друг!” Сиу, раскуривая трубку, сначала предлагали ее Солнцу. Вождь надчезов, встречая рассвет ритуальным курением, пускал дым на восток, а затем в трех других направлениях.

Для индейцев табак — священная трава, “трубка мира” (калюмет) — дар Великого Духа. Поэтому курение — это угодная богам жертва, а благоговейное выдыхание табачного дыма сродни молитвенному обращению.

“Трубка мира” символизирует не только и не столько примирение враждующих племен (как это принято считать), сколько установление гармонии между богами и людьми» (По материалам статей из журналов «Nicotiana Aristocratica» и «CigarClan»).

Из всего вышесказанного становится совершенно понятно, что христианский образ жизни и табак — понятия, никоим образом между собой не совместимые.

И если еще в середине XVII века, когда Русь стояла в истинном древлеправославном благочестии, табакокурение сурово преследовалось не только церковными эпитимиями, но и государственным законом, то начиная с Петровских времен табачная отрава, напротив, заняла престижное место в российском «высшем» обществе, удалившемуся, подобно блудному сыну, «на чужую сторону» от отеческого домостроя.

Говорят, что трагедия XVII века явилась для России прообразом 17-го года, то есть революционной катастрофы и «красного террора», уничтожившего миллионы лучших русских людей.

Человек не может сам по себе устоять в добродетели, без помощи свыше и благодати Божией. В середине XVII века чужестранцы еще удивлялись русскому благочестию и непривычным многочасовым церковным службам.

Однако уже через несколько десятков лет церковные молитвы заменились балами и маскарадами, театрами и праздными увеселениями.

«Хорошо проведенный бал стоил очень дорого. Например, князь Потемкин дал для Екатерины бал, обошедшийся ему в 200 000 рублей — для сравнения, пуд зерна тогда стоил 12 копеек, корова — 2 рубля.

Русские всегда “гуляли” на широкую ногу по сравнению с европейцами: иностранные гости всегда поражались устрицам по 12 рублей за сотню и дыням по 6 рублей на русских балах. Штабс-капитан А.О.

Обратите внимание

Корнилович так описывал устройство российского бала: “в одной комнате танцевали, в другой находились шахматы и шашки; в третьей — трубки с деревянными спичками для закуривания, табак, рассыпанный на столах, и бутылки с винами”» (К. Яковлева. Семь фактов о балах в Российской империи»).

Подобные «позорные зрелища» глубоко порицали святые отцы, видя в них источник всех грехов и пороков, влекущих к вечной душевной погибели:

На сегодняшний день это поучение звучит особенно актуально, когда музыкальные ритмы несут в себе уже неприкрытый демонический характер.

«Появление рок-музыки, как музыки протеста, в 50-х годах прошлого века ознаменовалось вспышкой самоубийств и поистине психической эпидемией, разрушающей те моральные барьеры, которые призваны сдерживать животные и низменные наклонности человека. Особенно это коснулось интимной сферы жизни. Начало рок-эпидемии стало началом наркоэпидемии. Покончено с подавлением плотских инстинктов и с различными нравственными запретами. Всё позволено!

Каким образом достигается негативное влияние рок-музыки на человека? Вся техника рок-музыки взята из древних и современных тайных чёрно-магических обществ и братств.

Ритм, частота чередования света и тени, нагромождение звуков — всё направлено на разрушение человеческого существа, его насильственное изменение, на слом всех механизмов самозащиты, инстинкта самосохранения, нравственных устоев. Ритм приобретает наркотические свойства.

Если он кратен, например, полутора ударам в секунду и сопровождается мощным давлением сверхнизких частот (15-30 герц), то способен вызвать у человека экстаз. При ритме же равном двум ударам в секунду и на тех же частотах слушающий впадает в танцевальный транс, который сродни наркотическому.

Были случаи, когда переизбыток высоких или низких частот серьёзно травмировал мозг. На рок-концертах нередки контузии звуком, звуковые ожоги, потеря слуха и памяти.

Громкость плюс частота достигли разрушительной силы настолько, что в 1979 году во время концерта Пола Маккартни в Венеции рухнул деревянный мост, а группа “ПинкФлойд” сумела разрушить мост в Шотландии» (М. Светов «Музыка — это оружие!»)

Толкование Иоанна Златоуста:

Жизнь человека на земле — время выбора и самоопределения, когда несем в своей душе залог для вечного будущего: либо в райском блаженстве, если трудимся в заповедях Господних и святоотеческих добродетелях, либо готовим себе мучительное наказание, когда идем дорогою греха.

Важно

Духовная опустошенность — естественное следствие преступления Закона Божьего, начало вечной смерти, которая есть внутренне отлучение от Бога и потеря благодати.

Пьянство и наркомания, ненасытная жажда азартных развлечений, чтобы «забыться» умом «расслабиться» душой — все это греховная отрава, суррогатная пища для души. Она дает лишь видимость насыщения, которое скоро оканчивается еще большей горечью и пустотой.

Чуткая душа бессознательно тянется к жизни и свету, к истинной трапезе, которую может получить только в слушании Слова Божьего.

Нет греха, который мог бы победить человеколюбие Божие, ибо хочет Господь «всем спастися и разум истинный приити». В одном из прологов есть рассказ о спасшемся разбойнике, который только на смертном одре сумел от души покаяться и горько плакал, вспоминая ужасные свои злодеяния.

О том было открыто некоторому святому старцу, видевшему суд над душой разбойника. На одной чаше весов лежали бесчисленные грехи, на другой, перевесившей, один только платок, весь мокрый от пролитых слез, но с ним вместе было и неизреченное милосердие Божие, принимавшее его покаяние.

Как и Сам Господь говорит:

«И еще ему далече сущу, срете его отец, и облобыза его, и повеле рабом облещи его в первую одежду, и дати перстень на руку его, и сапози на ногу, и повеле заклати телец упитанный.

Таково есть милосердие Божие, не судом бо ждет грешники, но приемлет кающихся. А раби, иереи суть. Первая одежда, очищение грехов. Перстень, благодать Святаго Духа. А сапози, заповеди евангельские и учения.

Телец упитанный, причащение, его же верни приемше со ангелы ликуют» (Книга «Златоуст», лист 4).

Следующие затем уставные триодные службы, Суббота мясопустная и Неделя о Страшном Суде, говорят о неизбежной вечности, которая неизбежно приближается к каждому из нас.

Совет

Радость встречи с Отцом Небесным — это только первый шаг, за которым должны следовать плоды покаяния, которые обретаются только при каждодневной работе над своим внутренним человеком.

Важно не только покаяться, но и удержаться на этом спасительном пути, преодолевая все злокозненные препятствия от врага рода человеческого, постоянно, от юности и до смерти подстерегающих подвижника.

Сыропустная суббота указывает на пример доброго подвига, которым шли все святые, призывает и нас хотя бы немного, по силе своей, подражать им. Прощенное Воскресенье — воспоминание Адамова изгнания, потерявшего Рай ради вкушения запретного плода.

Ибо, как за нарушением заповеди о посте, установленной для первозданного человека, последовала утрата райского блаженства, так и постным врачеванием своих греховных страстей можем мы облегчить душу и тело и взойти к Царствию Небесному. Святая Четыредесятница — особые дни, это как «десятина» от всего лета, которую мы посвящаем на сугубое служение Богу. Покаянный труд и телесный подвиг ради встречи с Отцом Небесным, которая ожидает нас в будущем веке, для достойных — в Вечной Пасхе среди всех святых угодников Божиих.

Источник: http://ruvera.ru/nedelya_o_bludnom_syne

Неделя о блудном сыне

Неделя (т. е. воскресенье) о блудном сыне – 28 февраля 2016 г.

Эта притча — не только история одного человека, но и всего рода человеческого.

Сын требует наследства, уходит из дома отца «на страну далече». Думает, что, получив независимость, он наконец узнает настоящую жизнь. Отец без единого упрека прощается с ним.

Но к чему привел уход сына из дома? Имение растрачено. Сам он стал батраком, и хозяин не дает ему подкрепить силы даже из корыта, в котором кормятся свиньи…

Не так ли душа нищает и голодает, когда в поисках мнимой «свободы» отходит от Отца? Не так ли и весь мир, отказываясь от Бога, впадает в духовное оскудение?

Но вот юноша опомнился, мысль о родном доме преследует его. Он знает, что уже потерял право называться сыном, но теперь, осознав свою неблагодарность, готов стать даже слугой у отца.

Он идет, колеблясь между страхом и надеждой, но оказывается, что отец давно ждет его и сам выбегает навстречу, чтобы обнять оборванного путника.

Пусть старший сын, не покидавший дома, сетует на доброту отца — радость свидания не может быть омрачена. Сын пропадал и нашелся!..

Так и Господь безмолвно ожидает каждого, кто захочет вернуться к Нему, взывая: «Отче, согрешил я пред Тобою!»

Возвращение в дом Отчий — таков смысл «Недели о блудном сыне».

Обратите внимание

В это воскресенье поется песнь изгнанников, псалом 136, «На реках Вавилонсках». Тоска древнего Израиля по утраченной отчизне обретает новый общечеловеческий смысл.

Грешник, томящийся на духовной чужбине, вспоминает о доме Отчем. «Если забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя…»

Александр Мень «Таинство, Слово, Образ»

 О неделе блудного сына

  • Триодь Постная и последование богослужения на 28 февраля
  • В безгрешную и жизни полную страну я был введен, / но посеяв грех, серпом пожал колосья нерадения, / и снопов – деяний моих – груды собрал, / которыми и устлал гумно – но не для покаяния! / Но прошу Тебя, предвечного, Земледельца нашего, Бога, / ветром Твоего благосердия / развей мякину дел моих, / и пшеницу подай душе моей – прощение, / в небесную Твою житницу затворяя меня, / и спаси меня.Познаем, братия, таинства силу, / ибо от греха ко отеческому очагу возвратившегося блудного сына / преблагой Отец, навстречу выйдя, обнимает, / и вновь познание своей славы дарует; / и таинственное для горних Сил совершает веселие, / закалывая тельца упитанного, / дабы мы достойно проводили жизнь / с Заклавшим – человеколюбивым Отцом, / и славною Жертвою – Спасителем душ наших.

    Притча о блудном сыне и 136 псалом

    Притча о блудном сыне

    У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал:сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил:что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

    Начиная со всенощной Недели о блудном сыне и на всех воскресных всенощных до начала Великого поста, поется псалом 136 «На реках Вавилонских»

    Псалом 136 в синодальном переводе:

    1 При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;2 на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.3 Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: «пропойте нам из песней Сионских».4 Как нам петь песнь Господню на земле чужой?5 Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня десница моя;6 прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.7 Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его».8 Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!9 Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!

Просмотры (141)

Источник: http://kazanskii-hram.church.ua/2016/02/28/nedelya-o-bludnom-syne/

Неделя о блудном сыне

Седмица после Недели о блудном сыне (29 февраля — 5 марта)

За две седмицы (недели) до начала Великого поста Православная Церковь воспоминает евангельскую притчу о блудном сыне, изложенную в «Евангелии от Луки» (глава 15, стихи 11-32).

Этот воскресный день называется Неделей о блудном сыне. В 2016 году Неделя о блудном сыне приходится на 28 февраля.

Седмица после Недели о блудном сыне (29 февраля — 5 марта) и заключающая ее Неделя называется «мясопустной» по той причине, что на этой Неделе полностью заканчивается вкушение мяса.

Притча о блудном сыне — одна из притч Иисуса Христа. Она учит добродетелям покаяния и прощения.

Притча о блудном сыне

«11у некоторого человека было два сына;
12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
14 Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
30 а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое,
32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.» (Лк. 15:11-32).

Согласно сюжету этой притчи, блудный сын, уйдя из родительского дома, растратил отцовское наследство, претерпел лишения и смиренно вернулся к отцу с тем, чтобы стать одним из его наемных рабочих. Счастливый отец всецело принял и простил беглеца, несмотря на то, что другой его сын был этим недоволен.

В этой многогранной по содержанию и замечательной по яркости красок притче, под отцом подразумевается Отец Небесный, а два сына — это кающийся грешник и мнимый праведник. «Блудный сын» — это прообраз всего падшего человечества и, одновременно, каждого отдельного грешника, который душою своею удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни; .

«Часть имения», т.е. доля имения младшего сына, — это дары Божии, которыми наделён каждый человек (жизнь, здоровье, сила, способности, таланты). Требование у отца части имения для употребления ее по произволу, — стремление человека свергнуть с себя покорность Богу, и следовать собственным помыслам и пожеланиям.

Получив свою часть отцовского имущества, младший сын уходит «в дальнюю страну», на чужбину — место отдаления от Бога, где он перестаёт думать о своем отце, где он «живёт распутно», то есть предаётся греховной жизни, отчуждающей человека от Создателя. Там своими грехами он губит свою душу и растрачивает все дары, какие получил от Бога.

Это приводит его к нищете — полному духовному опустошению. Это и неудивительно, ибо человек, вступивший на путь греха, следует по пути эгоизма, самоугождения. И вот, точно после тяжёлой болезни, он понимает своё бедственное положение. Тогда появляется в нем решимость оставить грехи и покаяться.

Когда же грешник, образумившись, приносит Богу-Отцу искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с ангелами Своими обращению грешника, прощает ему все его беззакония (грехи), как бы велики они ни были, и возвращает ему Свои милости и дары.

Здесь надо отметить, что внешние бедствия часто посылаются Богом грешникам, чтобы их вразумить. Это — Божий призыв к покаянию.

Важно

Старший же сын возвращается с работы и не хочет войти в дом свой, где веселятся по случаю возвращения брата, несмотря на зов отца; он упрекает отца за нелюбовь к нему, выставляет на вид труды свои, бесчувственно-холодно отзывается о брате, укоряет отца, что он так поступает в настоящем случае. «Старший сын» — это образ фарисея, строгого исполнителя Закона, хвалящегося исполнением воли Божией, не хотящего иметь общения с мытарями и грешниками, гордого, самомненного праведника и завистника. Старший сын не был виноват перед своим отцом, он всегда был хорошим работником в доме отца и жизнь его была безупречна, пока не вернулся его грешный брат. Возврат блудного брата вызвал в старшем сыне зависть — этот страшный грех, который привел к первому человеческому убийству и к убийству Самого Спасителя.

Рассказом о старшем сыне Спаситель учит тому, что всякий верующий христианин должен от всей души желать всем спасения, радоваться обращению грешников, не завидовать Божией любви к ним и не считать себя достойным Божиих милостей больше, чем те, кто обращается к Богу от прежней своей беззаконной жизни.

По мнению митрополита Сурожского Антония, «эта притча чрезвычайно богата содержанием.

Она лежит в самой сердцевине христианской духовности и нашей жизни во Христе; в ней человек изображен в тот самый момент, когда он отворачивается от Бога и оставляет Его, чтобы следовать собственным путем в «землю чуждую», где надеется найти полноту, преизбыток жизни. Притча также описывает и медленное начало, и победоносное завершение пути обратно в отчий дом, когда он, в сокрушении сердца, избирает послушание.»

В этой притче, едва ли не главное место занимает поведение Отца, Его превосходящая все человеческие понятия доброта, любовь к грешнику и радость по поводу возвращения к Нему блудного сына. «…Когда он был еще далеко, увидел его отец его», — говорит нам Евангелие, а значит отец ждал и, может быть, каждый день смотрел, не возвращается ли сын его.

 «Увидел и сжалился, и побежав, бросился к нему на шею и целовал его». Сын начал было исповедь, но отец не дал ему и договорить; он уже всё простил и забыл. Отец не стал требовать доказательств покаяния своего сына потому, что он видел, что сын его преодолел стыд и страх, чтобы вернуться домой.

Он не говорит: «Когда ты мне все расскажешь о себе, я посмотрю, стоит ли доверять тебе». Отец ничего не спрашивает. Он не говорит: «Посмотрим». Он велит слугам своим дать ему лучшую одежду, обувь и перстень на руку. Перстень — это указание на Божий дар прощённому грешнику — дар Божией Благодати, в который он облекается для спасения души. По толкованию блаж.

Феофилакта перстень в притче свидетельствует о возобновлении единения грешника с Церковью земной и Небесной.

Трудно словами передать полноту любви Божией к падшим грешникам. Пожалуй, никто лучше не приоткрывает нам эту любовь Божию, о которой мы читаем в притче о блудном сыне, чем апостол Павел в своем 1-м послании к Коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, …любовь не гордится, …не раздражается, не мыслит зла.

Совет

Не радуется неправде, а сорадуется истине. Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1 Кор. 13:4-7).

Уместно здесь упомянуть, что ГРЕХ, всякий грех, есть преступление против ЛЮБВИ и что, по-настоящему, покаяние может совершиться только перед лицом Совершенной Любви, ибо Бог есть Любовь (1 Ин. 4:8).

Значение Недели о блудном сыне

В эту неделю православная Церковь показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. Таким образом, Церковь учит христиан, что истинная полнота и радость жизни заключается в благодатном союзе с Богом и постоянном общении с Ним, а удаление от этого общения служит, напротив, источником всевозможных бедствий и унижений.

Особенности седмицы

На этой седмице Церковь приучает верующих к подвигу поста постепенным введением воздержания: после сплошной Седмицы о мытаре и фарисее онавосстанавливает пост в среду и пятницу, затем, по окончании Седмицы о блудном сыне возводит христиан на важную ступень подготовительного воздержания запрещением вкушать мясную пищу и позволением употреблять лишь сырную.

Источник: http://mozhblag.prihod.ru/2016/02/29/nedelya-o-bludnom-syne/

Ссылка на основную публикацию