Неделя о самаряныне, триодь

Неделя о самаряныне

В пятую неделю по Пасхе Церковь вспоминает беседу Исуса Христа с Фотинией Самаряныней, когда Он объявляет Себя Мессией и открывает глубокий смысл высокого и Божественного Своего учения, называя его «источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14). 
 

Содержание

Беседа Христа и самарянки. История
Неделя о самаряныне. Тропарь и кондак
Беседа Христа и самарянки. Иконы
Беседа Христа и самарянки. Картины
Беседа Христа и самарянки. Музыка
Неделя о самаряныне. Душеполезное поучение 

Пятая неделя по Пасхе в церковном богослужении посвящена воспоминанию беседы Спасителя с женщиной-самаряныней. Возвращаясь из Иудеи в Галилею, Исус Христос со Своими учениками проходил через страну самарянскую.

Ассирийский царь Салманассар покорил израильтян и отвел их в плен, а на их месте поселил язычников из Вавилона и других мест. От смешения этих переселенцев с оставшимися евреями и произошли самаряне. Самаряне приняли Пятикнижие Моисея, но не забывали и своих богов.

Когда евреи вернулись из вавилонского плена и начали восстанавливать Иерусалимский храм, самаряне тоже захотели принять в этом участие, но евреи не допустили их, а потому они выстроили себе отдельный храм на горе Гаризим.

Обратите внимание

Приняв книги Моисея, самаряне, однако, отвергли писания пророков и все предания, и за это иудеи относились к ним хуже, чем к язычникам, всячески избегали какого-либо общения с ними, гнушаясь и презирая их.

Проходя через самарянскую страну, Господь со Своими учениками остановился отдохнуть около колодца, который, по преданию, был выкопан Иаковом. В полдень, во время большого зноя, к колодцу подошла женщина почерпнуть воды.

Ученики Исуса отлучились в город за пищей, и Он обратился к самарянке с просьбой: «Дай Мне пить».

Узнав, возможно, по одежде или по манере речи, что обращающийся к ней — иудей, самарянка выразила свое удивление в том, что Он, будучи иудеем, просит пить у нее, самарянки, имея в виду то презрение, которое иудеи проявляли к самарянам.

Но Исус говорит женщине, что она бы не стала задавать подобного вопроса, зная, Кто говорит с ней и какое счастье Бог послал ей в этой встрече.

Если бы она знала, Кто просит у нее пить, то сама бы попросила Его утолить ее духовную жажду, открыть ей ту истину, познать которую стремятся все люди; и Он дал бы ей «воду живую» (Ин. 7:38-39). Самарянка не поняла Господа: подумала, что он имел в виду ключевую воду, которая находится на дне колодца, а потому и спросила Исуса, откуда Он может иметь живую воду, если Ему и почерпнуть нечем, а колодец глубокий. «Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?» (Ин. 4:12). Тогда Господь сказал:

Самарянка не поняла этих слов Спасителя и сказала: «Господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать». Христос, желая, чтобы самарянка поняла, о чем говорит Он с ней, сначала велел ей позвать к Нему ее мужа. Женщина же сказала: «У меня нет мужа». Тогда Исус Христос сказал ей: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа.

Потому что у тебя было пять мужей; и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала». Самарянка, пораженная всеведением Спасителя, обнаружившего всю ее жизнь, поняла теперь, что говорит не с обыкновенным человеком.

Важно

Она сразу же обратилась к Нему за разрешением давнего спора между самарянами и иудеями: чья вера правильнее и чья служба угоднее Богу. «Господи! Вижу, что Ты пророк», — сказала она, —  «отцы наши покланялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме».

Господь отвечает на вопрос самарянки, что неверно было бы думать, будто поклоняться Богу можно только в одном каком-то определенном месте, и спорный вопрос между самарянами и иудеями скоро сам собой потеряет свое значение, потому что оба типа богослужения — как иудейское, так и самарянское — прекратятся в недалеком будущем.

Это предсказание исполнилось, когда самаряне, истребляемые войнами, разубедились в значении своей горы, а Иерусалим был разрушен римлянами и храм сожжен в 70-м году по Рождестве Христовом. Самарянка поняла смысл слов Исуса и сказала: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все». Самаряне также ожидали Мессию.

Они в Его лице ждали пророка, а не вождя. Поэтому Исус, долго не называвший себя Мессией при иудеях, этой простой самарянской женщине прямо говорит, что Он и есть обещанный Моисеем Мессия-Христос.

В восторге от счастья, что она видит Мессию, самарянка бросает у колодца свой водонос и спешит в город возвестить всем о пришествии Мессии, Который, как Сердцеведец, сказал ей все, что она сделала. Пришедшие в это время ученики Его удивились тому, что их Учитель беседует с женщиной. Однако, благоговея перед своим Учителем, ученики никак не выразили своего удивления и только попросили Его отведать принесенную ими пищу. Но Он отвечал им:

Ученики не поняли Его слов, не решаясь расспрашивать Его дальше, они говорили между собою: «Разве кто принес Ему есть?» (Ин. 4:33). Исус, прозрев их удивление, объясняет им Свои первые слова:

Не о голоде и жажде, не о зное и усталости, не о полуденном отдыхе и обеде думает Он в эти священные минуты. Теперь душа Его у Бога, Который послал Его, теперь весь дух Его погружен в великое дело, которое Отец поручил Ему. Самаряне спешили к Нему через поле.

Потому Он продолжает: «Не говорите ли вы во время сеяния: еще четыре месяца, и наступит жатва» (Ин. 4:35). Между тем подошли самаряне. Они поверили свидетельству женщины и просили Исуса остаться у них. Он пробыл у них два дня, и это время исполнено было плодов и благословения.

Совет

Если они прежде уверовали в Него по слову женщины, то теперь уверовали по Его слову, потому что сами узнали и испытали, что Он есть Мессия, Спаситель мира.

Самарянка, которую Христос встретил у колодца, носила имя Фотиния. Она стала христианкой и приняла мученическую смерть в Риме в 66 году.

Вместе с ней за Христа пострадали ее сыновья Иосия и Виктор, а также сестры Анафролия, Парасковия, Кириакия, Фота и Афотина. Память Фотинии совершается 2 апреля (20 марта по ст. ст.).

Воспоминание беседы Спасителя с Фотинией Самаряныней о живой воде, Его божественном и спасительном учении, совершается в пятую Неделю по Пасхе.  

Тропарь
 

Свётлую воскrніz пр0повэдь, t ѓнGла ўвёдэвше гDни ўчн7цы, и3 прaдэднее њсуждeніе tвeрг8шіи, ґпcтлwмъ хвaлzщесz гlаху, и3спровeржесz смeрть, востA хrт0съ бGъ, дaруzи ми1рови вeлію млcть. 
 

Кондак
 

Вёрою пришeдши на и3ст0чникъ самарzнhни ви1дэ премu1дрости в0ду тебE хrтE, напи1вшисz њби1лнw. и3 цRьствіz вhшнzгw наслёдовавши вёчнw, приснослaвнаz.

Сюжет беседы Исуса Христа с самарянкой является одним из самых распространенных изображений в раннехристианском искусстве. У колодца изображена фигура женщины, достающей из него сосуд с водой, а с другой стороны колодца — Спасителя, беседующего с женщиной.

К наиболее ранним изображениям этого сюжета относятся: фреска церковного дома в Дура-Европос (ок. 250 года, сохранилась только фигура самарянки), фрески катакомб Претекстата на Виа Латина (IV век), рельеф на пластине из слоновой кости на кафедре Максимиана (VI век).

С VI века происходит изменение в изображении композиции — Исуса Христа изображают сидящим возле колодца (например, мозаика равеннской церкви Сант-Аполлинаре Нуово, VI век). К XII-XIV векам в иконописи в сцене беседы Христа с самарянкой приобретает акцент на ее учительном значении (например, роспись новгородской церкви Феодора Стратилата на Ручью, 1380-е годы).

 

К сюжету беседы Христа и самарянки обращались многие живописцы, в частности, Пьетро Перуджино (1446-1524 гг.), Артсен, Питер (1505/06 – 1578 гг.), Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669 гг.), Генрих Семирадский (1843-1902 гг.) и другие.

 

Сюжету беседы Спасителя и самарянки посвящен известный гимн в стиле соул Jesus Gave Me Water, который входит в репертуар таких негритянских артистов, как Сэм Кук, B.B. King, The Soul Stirrers, Marleys Ghost.

Дни от Пасхи до Святой Троицы называются «святыми» и имеют некоторые свои уставные особенности в церковной и домашней молитве. Это дни особой духовной радости ради празднования светлого Христова Воскресения, которые мы должны посвящать размышлениям о Священном Писании, последовательно переходя от одного великого события к другому.

Первые две недели после Пасхи напоминают о предыдущем торжестве, последующие говорят о чудесах, которые совершил Господь во времена иудейской пятидесятницы, являющейся прообразом наших великих христианских праздников.

В пятидесятый день после Пасхи, после сошествия Святого Духа на апостолов, было окончательно исполнено Божественное домостроительство нашего спасения.

«Ведомо же да есть, яко от еврей убо трие суть праздницы: пасха, и пятьдесятница, и сениц потчения. Пасху убо, воспоминание творяху, приведению Чермнаго моря, пасха бо приведение толкуется.

Являше же таковый праздник, наша еже от темнаго греха к раю паки приведение и возвращение. Пятьдесятницу же праздноваху, в воспоминание еже в пустыни злострастия их, и како многими скорьбми, в землю обетования введени быша, тогда плода пшеницы и вина насладишася.

Являет же праздник сей, наше обращение от неверия, и в церковь внитие. Тогда бо и мы Владычня причащаемся Тела и Крове. Ови убо тоя ради вины глаголют, еже от еврей пятьдесятницу праздновати.

Овии же в честь глаголют, пятьдесятным днем, яже постився Моисей, богописанный закон прият. Третий же праздник, сениц потчения празднуем, по пятих месяцех праздника пасхи» (Триодь цветная).

Народ, который в иудеях презрительно назывался «самарянами», жил около горы Соморы и потому получил для себя соответствующее наименование. Первоначально же эти люди назывались израильтянами. После смерти царя Соломона общее иудейское царство распалось на две части.

Обратите внимание

Верность законному царю сохранили только два колена — иудино и вениаминово, остальные десять выбрали другого правителя и впоследствии уклонились в идолопоклонство, за что много раз были наказуемы от Бога разорением своего государства и пленением от ассирян.

Из Священного Писания они принимали только Пятикнижие пророка Моисея и имели собственный храм для ритуальных действий, отличный от Иеросалимского. Радикальные иудеи гнушались ими и считали подобными язычникам: «нечистыми» и недостойными близкого общения.

По этой причине женщина-самаряныня, узнавши в Спасителе иудея, с удивлением спросила у Него, как Он может к ней обращаться, вопреки общепринятому еврейскому обычаю. По толкованию святителя Иоанна Златоустого, женщина эта была весьма бедна и зарабатывала себе на жизнь рукоделием.

Ведь и пришла она на колодец в полдень (соответственно шестому часу иудейского времени исчисления), когда все прочие люди обычно искали покоя и отдыха. Только у самых бедных  тружеников, постоянно заботившихся о своем пропитании, не было такой возможности.

Так же и Господь промыслительно подошел к колодцу именно к шестому часу дня, ибо в который час Евва, прельстившись, впала в грех, в тот же надлежало и исправить женское естество от падения.

«Ко источнику прииде источник чудес в шестый час, Еввин уловити плод. Ибо Евва в той изыде из рая, прелестию змиевою» (Триодь Цветная).

Начавши разговор с обыденной житейской просьбы — подать воды из кладязя, Господь, Единый видящий глубину сердца человеческого, премудро и постепенно возводит женщину к тайнам высшего богословия, которые не вполне открывал в то время даже и близким ученикам Своим и апостолам.

Так и немощная по природе своей женщина поднимается и возрастает в силе духовной.

«Посему и Христос, видя ея понятливость, открывает другую, более важную истину, которой он не открыл ни Никодиму, ни Нафанаилу» (Блаженный Феофилакт Болгарский).

Святитель Иоанн Златоуст также говорит свое похвальное слово об истинном любомудрии простой поселянки, необученной книжной грамоте:

«О преславное чудо, блудная жена сильнее апостол бе. Апостоли бо по воскресении Его, и по вознесении проповедати начаша: а сия прежде страсти проповеда Христа».

На искренность и глубину веры женщины указывает и то, что она узнала в Христе долгожданного всеми Мессию не ради каких-либо особенных чудес Его, а ради красоты Самого Спасительного Его учения.

Если Он и явил в Себе во время беседы нечто сверхъестественное, то при этом обнаружил и потаенное согрешение женщины, которого она стыдилась и желала  бы скрыть от людей.

Важно

Без горячего, сердечного расположения к истине она могла бы возмутиться и покинуть это место, но, напротив, она смиренно подтверждает справедливость обличения и проникается все большим благоговением к своему собеседнику, называя Его Господином и Пророком.

«Ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ты ныне имеешь, не муж тебе» (Ин. 4, 18).

Святые отцы по-разному толкуют эти евангельские строки. Некоторые объясняют, что здесь иносказательно говорится о Пятикнижии Моисеовом, почитаемом у самарян, под шестым же разумеют Господа Исуса Христа, учение Которого они принять еще не успели.

Читайте также:  Неделя сыропустная, или прощеное воскресенье, триодь

Другие указывают на пять законов, данные Богом для человечества: в раю, по изгнании из рая, при Ное, при Аврааме и при Моисее. Шестой же — Евангелие, который еще не был установлен.

Число «пять» соответствует также еще и пяти основным человеческим чувствам, которые вследствие грехопадения стали подвержены всевозможным порокам.

«Самарянка есть и всякая душа, которая неразумно подчинилась пяти чувствам, потом приняла и ложные учения, как бы шестого прелюбодея, но которой (т.е. душе-грешнице) Исус благодетельствует или крещением, или источником слез.

И слезы могут быть названы колодезем Иакова, то есть ума нашего, попирающего злобу. Воду сию пьет и сам разум, и дети его — помыслы, и скот его — неразумные части души, гнев и пожелание.

Ибо слезы служат освежением и для ума и для помыслов, и для прочих сил души» (Блаженный Феофилакт Болгарский).

Женщина, как только услышала и вкусила  духовную сладость от возвышенных святых поучений, тотчас сильно возгорелась сердцем и даже забыла о самых необходимых  телесных потребностях и естественной усталости.

Она бросила пустой водонос у колодца и побежала в город — возвестить о великой и неожиданной встрече.

Совет

Ради того, чтобы слова ее звучали доказательнее, она презрела и душевный стыд, прилюдно говоря о том, что раньше тщательно скрывала.

«Поистине, душа, воспламененная Божественным огнем, не смотрит ни на что земное, ни на стыд, ни на бесчестие. Вот и она не стыдится обнаруживать свои дела, но говорит: Который сказал мне все, что я сделала.

Она могла бы сказать и иначе: пойдите.

Посмотрите Пророка, Который пророчествует; но она не говорит так, а презирает мнение о самой себе и имеет ввиду одно только — проповедовать истину» (Блаженный Феофилакт Болгарский).

«Враги человеку домашние его».

В то время как самаряне, по слову женщины, тепло и радостно принимают Спасителя в свое селение и с верою и благоговением внимают Его Божественным глаголам, иудеи относятся к Нему с подозрительным пренебрежением, не верят в Него, даже ради самых очевидных чудесных Его деяний, гневаются и клевещут. Самаряне умоляют Христа не покидать их города, иудеи же не только гонят, но и делают многократные попытки побить Его камнями.

«Смотри, пожалуй, в короткое время народ превзошел свою учительницу. Ибо они называют Его не пороком, не Спасителем Израиля, но Спасителем мира, и еще с членом: Он есть Тот Спаситель, Который собственно и истинно спас всех. Многие приходили спасать, и закон, и пророки, и ангелы, но истинный Спаситель есть Он» (Блаженный Феофилакт Болгарский). 

Через некоторое время, когда множество народа соберется в Иеросалим ради почтения к своему великому празднику, Христос опять придет в Иудею проповедовать о неиссякаемом источнике воды для жизни вечной.

Но иудеи, в отличие от самарян, хотя и слышали те же слова, не были расположены к ним душою и сердцем, напротив, некоторые главные старейшины вознамерились даже взять под стражу Спасителя, как законопреступника, и непременно сделали бы это, если бы невидимая Божественная сила удерживала их до времени. 
Женщина же самаряныня твердо и без сомнений приняла Божественное евангельское учение и привела к истинной вере всех своих родственников. Церковное предание сохранило повесть об их страдании и мученическом подвиге.

«Сия же самаряныня, яже последи от Христа именовавшися Фотиния, яже и мучения венцем увязеся при Нероне кесари, с двемя своими сынми, по мнозе озлоблении и строгании, и сосцу отрезании, и сокрушении руку, тростии тонких под ногти влагании, и олова напоении, и иных бесчисленных мук истязании, на конец ввержена бысть в студенец, и тако скончася. Ведомо же буди, яко студенца оного горлище, сиречь устие, царь Иустиниан честнее оттуду принес, в Божия Слова Премудрости церкве великия храме положи, на студенец во святей Софии, и камень, на нем же Христос седя, самаряныни беседоваше. И доселе обоя пребывают пред папертом от востока, во храм входяще на левой стране, всяк недуг исцеляющ. Паче же им же от огняниц страдати приключающимся, и трясавицею болящим. Очищает же и отгонит и чарования бываемая. Твоея мученицы Фотинии молитвами, Христе Боже помилуй нас, ныне и присно и во веки веком, аминь» (Цветная Триодь, Синоксарь в Неделю о Самаряныне).

Авторы: инокиня Ливия, Марина Волоскова

Источник: http://ruvera.ru/nedelya_o_samaryanyne

Триодь Цветная. Песнопения Недели о Самаряныне

Животворя́щему Твоему́ Кресту́, / непреста́нно кла́няющеся, Христе́ Бо́же, / тридне́вное Воскресе́ние Твое́ сла́вим: / тем бо обнови́л еси́ истле́вшее челове́ческое естество́, Всеси́льне, / и и́же на Небеса́ восхо́д обнови́л еси́ нам, / я́ко Еди́н Благ и Человеколю́бец.

Дре́ва преслуша́ния запреще́ние / разреши́л еси́, Спа́се, / на дре́ве кре́стнем во́лею пригвозди́вся, / и во ад соше́д, Си́льне, / сме́ртныя у́зы, я́ко Бог, растерзал еси́. / Те́мже кла́няемся е́же из ме́ртвых Твоему́ Воскресе́нию, / ра́достию вопию́ще: / Всеси́льне Го́споди, сла́ва Тебе́.

Врата́ а́дова сокруши́л еси́, Го́споди, / и Твое́ю сме́ртию сме́ртное ца́рство разруши́л еси́: / род же челове́ческий от истле́ния свободи́л еси́, / живо́т и нетле́ние мiру дарова́в, / и ве́лию ми́лость.

Прииди́те, воспои́м лю́дие, / Спа́сово тридне́вное воста́ние, / и́мже изба́вихомся а́довых нереши́мых уз; / и нетле́ние и жизнь вси восприя́хом зову́ще: / Распны́йся, и Погребы́йся, и Воскресы́й, / спаси́ ны Воскресе́нием Твои́м, / Еди́не Человеколю́бче.

Наста́ преполове́ние дней, / от спаси́тельнаго начина́емых воста́ния, / Пятдеся́тницею же Боже́ственною печа́таемое, / и све́тится све́тлости обою́ду иму́щее, и соединя́ющее обоя́, / и приити́ сла́ве предъявля́ющее, / Влады́чняго Вознесе́ния предпочита́ет.

Слы́ша и возвесели́ся Сио́н, / благовести́вшуся Христо́ву Воскресе́нию: / ве́рнии же его́ сы́нове возра́довашася Сего́ ви́девше, / и омыва́юща Ду́хом скве́рну христоуби́йства: / гото́вится торжеству́ющи, / обои́х весе́лое преполове́ние.

Прибли́жися Боже́ственнаго изоби́льное изли́тие на всех, / я́коже написа́ся, Ду́ха: предузаконе́ние пропове́дует преполови́вшееся, / по Христо́ве сме́рти и погребе́нии и Воскресе́нии, / от Него́ да́нну су́щу ученико́м, нело́жному обеща́нию, / Уте́шителево показу́ющу явле́ние.

Обратите внимание

И́же Тебе́ ра́ди, богооте́ц проро́к Дави́д, / пе́сненно о Тебе́ провозгласи́, / вели́чия Тебе́ сотво́ршему: / предста́ Цари́ца одесну́ю Тебе́.

/ Тя бо Ма́терь, хода́таицу живота́ показа́, / без Отца́ из Тебе́ вочелове́читися благоволи́вый Бог, / да Свой па́ки обнови́т о́браз, истле́вший страстьми́, / и заблу́ждшее горохи́щное обре́т овча́, / на ра́мо восприи́м, ко Отцу́ принесе́т, / и Своему́ хоте́нию, с небе́сными совокупи́т си́лами, / и спасе́т Богоро́дице мир, / Христо́с име́яй ве́лию и бога́тую ми́лость.

Го́споди, восше́д на Крест, / пра́деднюю на́шу кля́тву потреби́л еси́, / и соше́д во ад, / ве́чныя у́зники свободи́л еси́, / нетле́ние да́руя челове́ческому ро́ду, / сего́ ра́ди пою́ще сла́вим / Животворя́щее и Спаси́тельное Твое́ Воста́ние.

Глас 1

На исто́чник прише́л еси́, / исто́чниче чуде́с, в шесты́й час, / Е́вин улови́ти плод, / Е́ва бо в той изы́де из рая́, пре́лестию зми́евою.

/ Прибли́жи бо ся самаряны́ня почерпсти́ во́ду, / ю́же ви́дев рече́ Спас: / даждь Ми во́ду пи́ти, / и Аз воды́ теку́щия насыщу́ тя.

/ И во град те́кши целому́дренная, / наро́дом возвести́ а́бие: / прииди́те, ви́дите Христа́ Го́спода, / Спа́са душ на́ших.

Глас 2

На студене́ц, я́ко прии́де Госпо́дь, / самаряны́ня моля́ше Благоутро́бнаго: / пода́ждь ми во́ду ве́ры, / и прииму́ купе́льныя во́ды, / ра́дование и избавле́ние. / Животода́вче Го́споди, сла́ва Тебе́.

Собезнача́льный и соприсносу́щный Сын и Сло́во О́тчее, / на исто́чник прии́де, исто́чник исцеле́ний, / и жена́ от Самари́и прии́де почерпсти́ во́ду. / Ю́же ви́дев рече́ Спас: / даждь Ми во́ду пи́ти, / и ше́дши пригласи́ твоего́ му́жа.

/ Она́ же, я́ко Челове́ку глаго́лющи, а не Бо́гу, / утаи́ти тща́шеся, / глаго́лаше: не и́мам му́жа. / И Учи́тель к ней: / и́стину рекла́ еси́, не и́мам му́жа, / пять бо име́ла еси́, и ны́не его́же и́маши, несть твой муж.

/ Она́ же о глаго́ле удиви́вшися, / и во град те́кши, наро́дом вопия́ше, глаго́лющи: / прииди́те, ви́дите Христа́, / И́же да́рует ми́рови ве́лию ми́лость.

Глас 3

Да ра́дуется днесь све́тло не́бо и земля́, / зане́ Христо́с яви́ся воплоща́емь, я́ко Челове́к, / да Ада́ма и́змет от кля́твы всеро́дныя, / и удивля́ется чудесы́ Самари́ю прише́д, / жене́ же предста́ во́ды прося́, / о́блаки вода́ми одева́яй. / Те́мже вси ве́рнии покланя́емся / нас ра́ди во́лею обнища́вшему, / благоутро́бным сове́том.

Стих: Наляцы́, и успева́й, и ца́рствуй и́стины ра́ди, и кро́тости, и пра́вды.

Да ра́дуется днесь све́тло не́бо и земля́, / я́ко Христо́с яви́ся воплоща́емь, я́ко Челове́к, / да Ада́ма изме́т от кля́твы всеро́дна, / и удивля́ется чудесы́ в Самари́ю прише́д, / жене́ же бесе́доваше воды́ прося́, / И́же о́блаки вода́ми одева́яй. / Те́мже вси ве́рнии поклони́мся, / нас ра́ди во́лею Обнища́вшему, / благоутро́бным сове́том.

Глас 6

Стих: Возлюби́л еси́ пра́вду, и возненави́дел еси́ беззако́ние.

Та́ко глаго́лет Госпо́дь самаряны́ни: / а́ще бы еси́ ве́дала дар Бо́жий, / и Кто есть глаго́ляй тебе́, даждь Ми воды́ пи́ти, / ты бы проси́ла у Него́, и дал бы ти пи́ти, / да не вжа́ждешися во ве́ки, глаго́лет Госпо́дь.

Слава, глас тойже:

Исто́чник живонача́лия Иису́с Спас наш, / ко исто́чнику прише́д патриа́рха Иа́кова, / пи́ти проша́ше воды́ от жены́ самаряны́ни.

/ Сей же неприобщи́тельное иуде́ом прире́кшей, / му́дрый Зижди́тель приво́дит ю́, сла́дкими глаго́лы, / па́че к проше́нию присносу́щныя воды́, / ю́же и прии́мши всем пропове́да реку́щи: / прииди́те, ви́дите сокрове́нных ви́дца и Бо́га, / прише́дшаго пло́тию, за е́же спасти́ челове́ка.

И ныне, глас 6:

При студенце́ Иа́ковли / обре́т Иису́с самаряны́ню, / про́сит во́ду от нея́, / облака́ми покрыва́яй зе́млю. / О чудесе́! И́же херуви́мы носи́мый, / блудни́це жене́ бесе́доваше, / во́ду прося́, И́же на вода́х зе́млю пове́сивый.

/ Воды́ иски́й, И́же исто́чники и езе́ра вод излива́яй, / хотя́ привлещи́ сию́ вои́стинну, / уловля́ему от сопоста́та врага́, / и напои́ти ю́ водо́ю живо́ю, / пали́мую в безме́стиих лю́те, / я́ко еди́н Благоутро́бный и Человеколю́бец.

Тропарь, кондак, величание

Тропарь, глас 4:

Све́тлую Воскресе́ния про́поведь / от А́нгела уве́девша Госпо́дни учени́цы / и пра́деднее осужде́ние отве́ргша, / апо́столом хва́лящася глаго́лаху: / испрове́ржеся смерть, / воскре́се Христо́с Бог, / да́руяй мiрови ве́лию ми́лость.

И праздника, глас 8:

Преполови́вшуся пра́зднику, / жа́ждущую ду́шу мою́ благоче́стия напо́й вода́ми, / я́ко всем, Спа́се, возопи́л еси́: / жа́ждай да гряде́т ко Мне и да пие́т. / Исто́чниче жи́зни на́шея, Христе́ Бо́же, сла́ва Тебе́.

Кондак, глас 8:

Ве́рою прише́дшая на кла́дязь самаряны́ня, / ви́де Тя, прему́дрости во́ду, / е́юже напои́вшися оби́льно, / Ца́рствие вы́шнее насле́дова ве́чно, я́ко присносла́вная.

Источник: http://xn—-7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/cvet_tr/text/038.html

Неделя о Самаряныне

Ровно через 4 недели после Пасхи православная Церковь отмечает Неделю о Самаряныне (по-церковнославянски — самарянке) — воскресенье, в которое вспоминает встречу Христа с женщиной из области Самария (ныне — на территории Палестинской автономии).

Жители Самарии, самаряне (самаритяне), были родственны евреям и тоже поклонялись истинному Богу.

Однако из всех книг Библии они считали священной только Тору (Пятикнижие: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие), а их святилище находилось не в Иерусалиме, а на горе Гаризим в Самарии, где в древности пророк Моисей воздвиг жертвенник Богу из необработанных камней.

На северо-западной стороне горы Гаризим и поныне находится колодец, из которого брал воду праотец Иаков. В настоящее время он располагается в крипте под алтарем храма мученицы Фотинии Самарянки, принадлежащего Греческой православной церкви.

По дороге из Иудеи в Галилею Христос с учениками проходил через Самарию. Ученики пошли купить пищи в город, а Спаситель остался отдохнуть у колодца Иакова. В это время к колодцу за водой пришла местная жительница.

У Христа не было кувшина, а Он хотел пить и попросил женщину дать Ему воды. Однако она не дала Ему воды и укорила, что он не соблюдает иудейский закон: евреям было запрещено есть и пить вместе с самарянами, потому что самаряне считались нечистыми, почти язычниками.

Христос сказал, что у Него есть вода, испив которой человек никогда больше не почувствует жажды. Спаситель говорил в переносном смысле, имея в виду истинное учение и благодать Духа Святого, а самарянка поняла его буквально.

Важно

Она попросила дать ей этой воды, а Спаситель сказал: «Позови своего мужа и приходи вместе с ним». Она ответила: «У меня нет мужа».

Тогда Христос рассказал ей историю всей ее жизни: что она до того была замужем пять раз, а теперь жила с мужчиной вне брака. Услышав это, самарянка решила, что перед ней пророк. И спросила, кто правильнее почитает Бога — иудеи в Иерусалиме или самаряне на горе Гаризим.

Спаситель ответил: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Женщина ответила, что ждет Спасителя, который возвестит всю правду. И Христос сказал: «Это Я».

Женщина сразу же, без сомнения поверила Ему и, забыв взять свой кувшин, побежала в город рассказать людям, что явился Мессия. Услышав ее слова, многие жители города пришли слушать Иисуса, уверовали и приняли Крещение.

Так еще при земной жизни Христа Его учение стало открываться не только правоверным иудеям, но и представителям других народов. А первой в Самарии во Христа уверовала женщина, к тому же сомнительного поведения. Это означает, что Христос призывает к Себе всех, вне зависимости от их национальности, пола и репутации.

Читайте также:  Преподобномученица елена коробкова, монахиня

Всё зависит от самого человека и его желания узнать истину, как желала ее узнать женщина-самарянка.

По преданию православной церкви, самарянку звали Фотиния. Став христианкой, она вместе со своими родственниками (сыновьями и сестрами) приняла мученичество за Христа при императоре Нероне. В ее честь освящен храм Греческой православной церкви, построенный над колодцем Иакова.

Совет

Имя Фотиния по-гречески означает «светлая». В наше время в России с этим именем крестят всех женщин и девочек по имени Светлана.

Источник: http://rublev.com/prazdniki/nedelia-o-samarianyne

Канон Недели о Самаряныне

Сохранить в Word
Сохранить в PDF

Канон самаряныни. Творение Иосифово.
Глас 4. Песнь 1

Ирмос: Порази́вый Еги́пта, / и фарао́на мучи́теля погрузи́вый в мо́ри, / лю́ди спасл еси́ из рабо́ты, Моисе́йски пою́щия / песнь побе́дную, я́ко просла́вися.

Погребе́нный воста́, Собо́ю воздви́же род челове́ческий, / да ра́дуется тварь вся, / и мы́сленнии днесь о́блацы да кропя́т пра́вду я́ве.

Крест во́льный пло́тию прии́м, / тридне́вен воскре́сл от ме́ртвых, / а́дова сокро́вища, Живонача́льниче Го́споди истощи́в, / и изве́д окова́нныя ду́ши.

Зра́ком блиста́ющася, мироно́сицы ви́девше А́нгела, стра́хом бежа́ша от гро́ба, / Христо́во же воста́ние уве́девше, / и возвести́ти тща́тся ученико́м.

Покрыва́яй вода́ми превы́спренняя, Го́споди, вода́ жи́зни сый, / самаряны́ни, прося́щей Твоея́ честны́я воды́, / по́дал еси́ разуме́вшей благоутро́бие Твое́.

Слава, Троичен: О Тро́ице, ве́рою Тя чи́стою сла́вящих, / О́тче, Сы́не и Ду́ше, / я́ко Творе́ц всех спаса́й, / и очище́ние да́руй нам грехо́в, я́ко Преблаги́й.

И ныне, Богородичен: Ра́дуйся, престо́ле о́гненный. / Ра́дуйся, све́щниче всезлаты́й. / Ра́дуйся, Све́та о́блаче. / Ра́дуйся, пала́то Сло́ва, и у́мная трапе́зо, / хлеб жи́зни досто́йно Христа́ носи́вшая.

Катавасия: Воскресе́ния день, / просвети́мся, лю́дие. / Па́сха, Госпо́дня Па́сха, / от сме́рти бо к жи́зни, / и от земли́ к небеси́, / Христо́с Бог нас преведе́, / побе́дную пою́щия.

Песнь 3.

Обратите внимание

Ирмос: Утверди́ся се́рдце мое́ в Го́споде, / даю́щем моли́тву моля́щемуся, / я́ко лук си́льных изнемо́же, / и немощству́ющии препоя́сашася си́лою.

Во́лею на Дре́во возне́слся еси́, Сло́ве, / и зря́щее распада́хуся ка́мение, / и тварь преклоня́шеся вся, / и ме́ртвии из гробо́в, я́коже от сна воста́ху.

С душе́ю Тя прише́дша ко а́ду, Сло́ве, / ви́девше вся ду́ши пра́ведных, / от ве́чных уз отреша́хуся, / песносло́вяще я́же па́че ума́ си́лу Твою́.

Что чудите́ся; что во гро́бе вы и́щете с мv́ром, жены́, Влады́ку? / Воста́, и мир совоздви́же, / А́нгел блиста́яйся мироно́сицам веща́ше.

Жизнь сый, Го́споди, и исто́чник безсме́ртия, / сел еси́ при исто́чнице, Ще́дре, / и Твои́х прему́дрых вод испо́лнил еси́ самаряны́ню прося́щую и пою́щую Тя.

Слава, Троичен: Еди́н над все́ми в Тро́ице Бог пое́тся, / Оте́ц и Сын и Боже́ственный Дух, / Его́же стра́хом сла́вят небе́снии чи́нове, я́сно вопию́ще: / Свят, Свят, Свят еси́ Го́споди.

И ныне, Богородичен: Несказа́нно заче́нши во утро́бе Твое́й всех Бо́га, Де́во Ма́ти, / па́че мы́сли и сло́ва родила́ еси́, / пребы́вши Де́ва я́ко пре́жде рождества́, Богоневе́сто.

Катавасия: Прииди́те, пи́во пие́м но́вое, / не от ка́мене непло́дна чудоде́емое, / но нетле́ния исто́чник / из гро́ба одожди́вша Христа́, / в Не́мже утвержда́емся.

Седален самаряныни, глас 4.
Подобен: Вознесы́йся:

Да ра́дуется не́бо, да ликовству́ют земна́я, / я́ко Христо́с от Де́вы яви́вся, я́ко Челове́к, / изба́ви из истле́ния все челове́чество Свое́ю сме́ртию, / чудесы́ же возсия́вый жене́ самаряны́не воды́ прося́щей, / подае́т исто́чник исцеле́ний, я́ко еди́н безсме́ртен.

Слава, и ныне, глас 4. Подобен:

Важно

Прему́дрости пода́телю и Влады́ко, / пра́зднику зако́нному предста́л еси́, / во святи́лищи сед учи́л еси́, глаго́ляй си́це всем: / гряди́те, жа́ждущии, пи́йте во́ду, ю́же Аз ны́не подаю́, / е́юже жи́зни от Бо́га и пи́щи наслади́теся вси челове́цы.

Песнь 4.

Ирмос: Услы́шах, Бо́же, слух Твой, и убоя́хся, / разуме́х дела́ Твоя́ и ужасо́хся, Го́споди, / я́ко Твоего́ хвале́ния испо́лнь земля́.

Небеса́ да веселя́тся, да пра́зднует тварь вся, / воста́ Госпо́дь и яви́ся всем прему́дрым апо́столом Свои́м.

Поже́рта бысть, сме́рте, твоя́ си́ла, Христу́ уме́ршу, / ме́ртвии я́ко от черто́гов, воста́нием Сего́ от гробо́в изыдо́ша.

Что рыда́ете, о жены́; что с мv́ры и́щете Безсме́ртнаго? / Воста́, я́коже рече́, мироно́сицам глаго́ла А́нгел.

Самаряны́ни, Го́споди, проси́вшей пода́л еси́ во́ду, ве́дение держа́вы Твоея́, / те́мже во ве́ки не вжа́ждет воспева́ющи Тя.

Слава, Троичен: О Тро́ице пресу́щная, / О́тче, и Сло́ве, и Боже́ственный Ду́ше, / единоси́льне, собезнача́льне! / Спаси́ нас всех, ве́рою воспева́ющих Тя.

И ныне, Богородичен: Неопали́мую купину́ Тя законоположи́тель зря́ше дре́вле, / Дании́л же го́ру святу́ю смотря́ше, / еди́на Де́во Ма́ти Влады́чице.

Катавасия: На Боже́ственней стра́жи / богоглаго́ливый Авваку́м / да ста́нет с на́ми и пока́жет / светоно́сна А́нгела / я́сно глаго́люща: / днесь спасе́ние ми́ру, / я́ко воскре́се Христо́с, / я́ко всеси́лен.

Песнь 5.

Ирмос: Возсия́й ми, Го́споди, свет повеле́ний Твои́х, / я́ко к Тебе́ дух мой у́тренюет, и пое́т Тя, / Ты бо еси́ Бог наш, / и к Тебе́ прибега́ю, Царю́ ми́ра.

Гроб Твой святы́й дости́гши ура́ньше мироно́сицы, / блиста́ющася ви́деша ю́ношу и ужасо́шася, / Твоему́ научи́вшеся воста́нию, Христе́.

Совет

Смерть умертви́ся, ад плени́ся, / су́щии во у́зах свободи́шася Христо́вым Воскресе́нием, / возра́дуимся и рука́ми воспле́щим, пра́зднующе све́тло.

Апо́столи взыгра́йте и а́нгели лику́йте, / земноро́днии вси возра́дуйтеся: / Госпо́дь воскре́се, / тля испрове́ржеся, и печа́ль преста́, и ликовству́ет Ада́м.

Исто́чник сый, Го́споди, жи́зни, / во́ду оставле́ния и разуме́ния дарова́л еси́, / жене́, проси́вшей дре́вле, самаряны́не. / Те́мже воспева́ем неизрече́нныя щедро́ты Твоя́.

Слава, Троичен: Еди́ницу триипоста́сную, Тро́ицу единосу́щную, / Отца́, Сло́ва, и Ду́ха Свята́го, / неразде́льна Естество́м Бо́га еди́наго почита́ем, / Творца́ и Го́спода и Влады́ку всех.

И ныне, Богородичен: Тя, дверь непроходи́мую, и село́ невозде́ланное, / и ковче́г, ма́нну нося́щий, и ру́чку, и све́щник, / и кади́льницу невеще́ственнаго у́гля имену́ем, Чи́стая.

Катавасия: У́тренюем у́треннюю глубоку́, / и вме́сто ми́ра песнь принесе́м Влады́це, / и Христа́ у́зрим / пра́вды Со́лнце, / всем жизнь возсия́юща.

Песнь 6.

Ирмос: Да не погрузи́т мене́ бу́ря водна́я, / ниже́ пожре́т мене́ глубина́, / отве́ржен бо есмь во глубины́ се́рдца морска́го зол мои́х. / Тем зову́ я́ко Ио́на: / да взы́дет от тли зол живо́т мой к Тебе́, Бо́же.

На Кресте́ Тя беззако́ннии пригвозди́ша, / и копие́м прободо́ша, Христе́, / и Ио́сиф благообра́зный Тя погребе́ в но́вом гро́бе, / из него́же со сла́вою воскре́с, / совоскреси́л еси́, Спа́се, всю тварь пою́щую держа́ву Твою́.

Вереи́ и врата́, Влады́ко, си́льно сокруши́л еси́ а́довы, / и воскре́сл еси́, я́ко Бог, и срет, ра́дуйтеся, рекл еси́ жена́м, / и сих рещи́ посла́л еси́ ученико́м: / воста́ Живо́т, и ви́ден бысть, просвеща́яй концы́.

Обратите внимание

Что пла́чете? Что но́сите, я́ко сме́ртному, жены́, мv́ра? / Воста́ Христо́с, / вопия́ше дре́вле блиста́яйся вельми́, явле́йся ю́ноша, / тщи плащани́цы оста́вив: / ше́дше возвести́те друго́м Его́ воста́ние.

Струя́ сый, Го́споди, жи́зни незави́стная, / и бе́здна ми́лости, Бла́же, / путеше́ствовав седи́ши близ кла́дязя кля́твеннаго, / и самаряны́ни вопия́л еси́: / даждь Ми во́ду пи́ти, я́ко да прии́меши оставле́ния во́ды.

Слава, Троичен: Пою́ Отца́ безнача́льна, и Сы́на сопресто́льна, и Ду́ха единосу́щна ве́рно, / еди́но Существо́, и Естество́, и сла́ву, / и еди́но Ца́рство Бо́га всех и Творца́, / Содержи́теля всего́, со безпло́тными си́лами.

И ныне, Богородичен: Де́ву, еди́ну ро́ждшую, и утро́бу нетле́нну соблю́дшу пое́м Тя, Чи́стая, / престо́л Госпо́день, и дверь, и го́ру, и мы́сленный све́щник, / черто́г всесве́тлый Бо́жий, и сень сла́вы я́ве, / ковче́г же и ру́чку, и трапе́зу.

Катавасия: Снизше́л еси́ в преиспо́дняя земли́, / и сокруши́л еси́ вереи́ ве́чныя, / содержа́щия свя́занныя, Христе́, / и тридне́вен, я́ко от ки́та Ио́на, / воскре́сл еси́ от гро́ба.

Кондак, глас 8.
Подобен: Я́ко нача́тки:

Ве́рою прише́дшая на кла́дязь самаряны́ня, / ви́де Тя, прему́дрости во́ду, / е́юже напои́вшися оби́льно, / Ца́рствие вы́шнее насле́дова ве́чно, я́ко присносла́вная.

Икос: Чи́стая та́инства услы́шим, Иоа́нну нас уча́щу, в Самари́и бы́вшая, / ка́ко жене́ бесе́доваше Госпо́дь, во́ду проси́в, / И́же во́ду в со́нмища их собра́вый, / И́же Отцу́ и Ду́ху сопресто́льный, / прии́де бо ища́й о́браз Свой, / ве́чно, я́ко присносла́вный.

Песнь 7.

Ирмос: Не преда́ждь нас до конца́ и́мене Твоего́ ра́ди, / и не разори́ заве́та Твоего́, / и не отста́ви ми́лости Твоея́ от нас, / Го́споди Бо́же оте́ц на́ших, / препе́тый во ве́ки.

Со беззако́нными, Христе́ Ще́дре, во́лею вмени́лся еси́, во вре́мя боже́ственныя стра́сти, / и сия́ ви́дящи, колеба́шеся земля́, / и ка́мение вседе́тельным манове́нием распада́шеся непостижи́ме, / и воста́ша ме́ртвии и́же от ве́ка.

Важно

С душе́ю сшед во страны́ преиспо́дния а́да, / возве́л еси́ му́жеством свя́занныя вся, я́же от ве́ка / смерть прия́т, го́рький мучи́тель, / вопию́щия Тебе́: Иису́се Бо́же, / сла́ва Твоему́ стра́шному смотре́нию.

С ме́ртвыми что вы и́щете Живу́щаго во ве́ки? / Воста́, я́коже рече́, / се, я́коже ви́дите, пра́здны плащани́цы, истоще́н гроб, / явле́йся глаго́лаше мироно́сицам ю́ноша, / ско́ро ше́дше рцы́те апо́столом.

Вода́ еси́ жи́зни, вопия́ше Христу́ самаряны́ня, / напо́й мя у́бо, Сло́ве, / жа́ждущую всегда́ Твоея́ Боже́ственныя благода́ти, / я́ко да не ктому́, Иису́се Го́споди, неве́дения содержу́ся зно́ем, / но пропове́дую Твоя́ вели́чия.

Слава, Троичен: Отца́, и Сы́на, и Боже́ственнаго воспева́ем Ду́ха, / неразде́льную Тро́ицу Естество́м су́щую, / разделе́нну Ли́цы, еди́но существо́, / сра́сленное, безнача́льное, Творца́ всех, Бо́га, / Его́же вси небе́снии пою́т чи́нове.

И ныне, Богородичен: По рождестве́ стра́шнем, Де́ва чиста́ сохрани́лася еси́, свята́я Богоро́дице, / те́мже Тя вси а́нгельстии ли́цы и челове́честии ро́ди вси, / немо́лчными воспева́ют гла́сы, вмести́лище чи́стое Невмести́маго.

Катавасия: О́троки от пе́щи изба́вивый, / быв Челове́к, / стра́ждет я́ко сме́ртен, / и стра́стию сме́ртное, / в нетле́ния облачи́т благоле́пие, / Еди́н благослове́н / отце́в Бог, и препросла́влен.

Песнь 8.

Ирмос: Вся́ческая Влады́ко прему́дростию соста́вил еси́ / земли́ же па́ки утверди́л еси́, я́коже ве́си, дно, / основа́нием водрузи́вый на вода́х безме́рных, / тем вси вопие́м воспева́юще: / благослови́те, дела́ Госпо́дня, непреста́нно Го́спода.

Смерть претерпе́л еси́, еди́не Безсме́ртне во́лею, / а́да плени́л еси́, врата́ ме́дная стерл еси́, Царю́ Небе́сный, / и отъя́л еси́ у́зники от ве́ка та́мо су́щия, / воспева́ющия держа́ву непреста́нно Твоея́ бла́гости.

Возне́слся еси́, Долготерпели́ве, во́лею на Дре́во, / и ка́мение распаде́ся, и со́лнце угасе́, / и заве́са церко́вная раздра́ся, и земля́ поколеба́ся, / и потрепета́ всепосмея́нный ад, / и вся у́зники разреши́.

Совет

Яви́лся еси́, Го́споди, во тьме седя́щим, / Свет сый незаходи́мый, и Живо́т всех. / Те́мже Тя, я́ко ви́де пра́ведных сонм, взыгра́ся, Сло́ве, и возопи́: / прише́л еси́ вся от уз разреши́ти, пою́щия держа́ву Твою́.

Близ сел еси́ исто́чника, в час, Спа́се, шесты́й, / и самаряны́ни во́ду живу́ю по́дал еси́, / и ра́зума воды́ за мно́гое благоутро́бие. / С не́юже вси вопие́м, воспева́юще: / благослови́те, дела́ Госпо́дня, непреста́нно, Го́спода.

Благослови́м Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Го́спода.

Троичен: Отца́ безнача́льна, Сы́на собезнача́льна пое́м, и Ду́ха Свята́го, / Бо́га еди́наго тро́е, неслия́нна, непресеко́ма, Соде́теля всех, / единоси́льную держа́ву, самовла́стную, и вопие́м: / благослови́те, дела́ Госпо́дня, непреста́нно, Го́спода.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Богородичен: У́глем очища́ется Иса́иа, / предпропове́дуя мы́сленнаго у́гля, / воплоща́ема, Де́во, из Тебе́ па́че мы́сли, / опаля́юща челове́ков вся ве́щныя грехи́, / и обожа́юща за милосе́рдие естество́ на́ше, Всенепоро́чная.

Таже: Хва́лим, благослови́м, покланя́емся Го́сподеви, пою́ще и превознося́ще во вся ве́ки.

Катавасия: Сей нарече́нный и святы́й день, / Еди́н суббо́т Царь и Госпо́дь, / пра́здников пра́здник / и торжество́ есть торже́ств, / во́ньже благослови́м Христа́ во ве́ки.

Песнь 9.

Ирмос: Сотвори́ держа́ву мы́шцею Свое́ю, / низложи́ бо си́льныя со престо́л, / и вознесе́ смире́нныя Бог Изра́илев, / в ни́хже посети́ нас Восто́к с высоты́, / и напра́вил ны есть на путь ми́ра.

Се ви́ден бысть живо́т всех, Христо́с, / пове́шен во́лею на Дре́ве, / и сия́ ви́дящи земля́ потрясе́ся, / и мно́га святы́х воста́ша я́ве телеса́ усо́пших, / и узохрани́льница а́дова поколеба́ся.

Красе́н из гро́ба, я́ко Жени́х от черто́га изше́л еси́, / сме́рти разори́вый мучи́тельство, Христе́, / и а́довы вереи́ сокруши́вый си́лою Боже́ственною, / и воста́ния Твоего́, све́том у́мным просвети́вый мир.

Обратите внимание

Поста́вим вси ны́не ли́ки духо́вныя, и да зове́м: Госпо́дь воскре́се. / Да ра́дуется земля́, да весели́тся не́бо, о́блацы да кропя́т нам пра́вды ту́чи, / пра́зднующим све́тло и Христа́ пою́щим.

Жизнь живу́щих, исто́чник благи́х Госпо́дь, / бога́тно источа́яй во́ду уче́ний, вопие́т жене́: / пода́ждь Ми во́ду пи́ти, я́ко да пода́м ти во́ду, / грехо́в твои́х исто́чники изсуша́ющую.

Слава, Троичен: Свет еди́н неразде́льно, трисо́лнечная Еди́ница, / безнача́льный Оте́ц, Сын, и Дух, Божество́ еди́но, / Жизнь и всех Творе́ц. / Того́ воспои́м ве́рнии со безпло́тными, / трисвяты́ми пе́сньми священносло́вяще.

И ныне, Богородичен: Све́ту бы́вши жили́ще, Чи́стая, / озари́ зе́ницы души́ моея́, / омраче́нныя мно́гими козньми́ врага́, / и ви́дети сподо́би я́сно от Тебе́ возсия́вший Свет / па́че мы́сли, чи́стым се́рдцем.

Катавасия: Свети́ся, свети́ся, / но́вый Иерусали́ме, / сла́ва бо Госпо́дня / на тебе́ возсия́. / Лику́й ны́не / и весели́ся, Сио́не. / Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, / о воста́нии Рождества́ Твоего́.

Ексапостиларий воскресный. Самогласен:

Пло́тию усну́в, / я́ко мертв, / Царю́ и Го́споди, / тридне́вен воскре́сл еси́, / Ада́ма воздви́г от тли, / и упраздни́в смерть, / Па́сха нетле́ния, / ми́ра спасе́ние.

Слава, самаряныни. Подобен: Жены́:

В Самари́ю прише́л еси́, Спа́се мой Всеси́льне, / и жене́ бесе́довав проси́л еси́ воды́ пи́ти, / евре́ем во́ды источи́вый из ка́мене несеко́маго, / ю́же к ве́ре совосприя́л еси́, / и ны́не жи́зни наслажда́ется на небесе́х ве́чно.

И ныне, Преполовению. Подобен:

Преполови́вшуся прише́л еси́ пра́зднику, Человеколю́бче, во святи́лище, и глаго́лал еси́: / жа́жды испо́лненнии, ко Мне прииди́те, / и почерпи́те во́ду живу́ю и пита́ющую. / Е́юже пи́щи, и благода́ти, жи́зни же безсме́ртныя наслади́теся вси.

Источник: http://xn--80aafxiqcbbffb0agpc0d.xn--p1ai/pasha/text/007.html

Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

В этот день, в 5-ю Неделю, считая от Пасхи, совершаем праздник самарянки.

Стихи

Женщина, ты пришла почерпнуть воды, способной пор­титься, но черпаешь живую, которой омываешь нечистоты душевные.

Так как в этот день Христос совершенно открыто объявил Себя Мессией, что значит Христос, или помазанный («месса» по-еврейски значит «масло»), поэтому, кажется, в неделю Преполовения Пятидесят­ницы и установлен настоящий праздник.

Читайте также:  Молитва о всяком усопшем православном христианине

Ибо в пред­шествующую неделю Он совершает чудо в купальне, а в эту — над колодцем Иакова, который сам Иаков вырыл и подарил сыну своему Иосифу. Местность эта была прекрасная, и тут-то, близ горы Сомор, самари­тяне населяли многие города.

Приходит Христос в Сихарь, где во времена древние обитал Иаков с Ди­ной, дочерью своею, и детьми. Сихем, сын Эммора, из [племени] хорреев, полюбил Дину и, учинив над нею насилие, жил с нею.

Важно

В этом-то месте братья Ди­ны, возревновав за честь сестры, внезапно вторглись в город и полностью всех перебили: и самого Сихема, и отца его Эммора. Тут проживал Иаков и выкопал этот колодезь.

Впрочем, не самаряне обитали прежде в этой горе, а израильтяне, которые, оскорбив Бога в царствование Факея, после первого и второго поражения от при­шедших ассирян сделались данниками их.

Но спустя немного, в царствование Осии, когда они вступили в союз с эфиоплянами, царь ассирийский, узнав об этом, переселил их в Вавилон и распорядился, чтобы на том месте жили разные народы из язычников, но Бог на иноплеменников посылает львов.

Царь асси­рийский, получив об этом сведение, посылает к ним священника из иудеев (ибо там были еще пленные иудеи), чтобы они приняли законы Божии. И они от­реклись от идолов, приняли только книги Моисея, но отринули пророков и прочее Писание.

Вот они-то и назывались самарянами, по имени горы Сомор, и бы­ли ненавистны евреям, возвратившимся после из пле­на за то, что они были иудеи только наполовину; и евреи, считая их за нечистых, не ели с ними. Посему и Христа часто называли самарянином за то, что Он нечто отменял из законного, подобно им.

Вот и приходит Он около шестого часа дня в Си­харь, и, утомившись путешествием, присел, между тем как ученики Его отошли за покупкой пищи. Не­которая женщина приходит из города почерпнуть во­ды. Иисус просит у ней воды.

Но она, признав Его и по наречию и по одежде, заявляет, что между ними не может быть никаких отношений. А Он заводит с нею речь о духовной воде, которая, по Его объяснению, самая обильная и чистая. Он постоянно уподобляет Дух воде и огню.

Женщина твердо стоит на своем и присовокупляет, что Он не имеет такой воды, ибо не принес с Собою сосуда для почерпания, а колодезь глубок. Затем она склоняет речь на праотца Иакова, что он вырыл колодезь и пил из него сам и скот его, показывая этим обилие, приятность и свежесть ис­точника.

Совет

Христос хотя и не выставляет Себя больше Иакова, дабы не смутить женщины, но снова заводит речь о воде и представляет превосходство Своей, в том именно отношении, что пьющий эту воду никог­да не будет жаждать.

Женщина просит этой воды, а Он говорит ей, что­бы она пригласила мужа, так как беседа требовала более крепкой сообразительности. Но она говорит, что не имеет мужа. Всеведущий говорит: «Хорошо ты сказала, ибо пятерых ты имела, как повелевает закон, а шестой, которого ты имеешь в беззаконном сожи­тии, не муж твой».

Некоторые под пятью мужами разумели Пятокнижие Моисея, которое принимали самаряне, а под шестым самую беседу Христа, кото­рая не была еще усвоена ею, ибо благодать еще не изливалась.

Другие — пять законов, данных от Бога: первый — в раю, другой — после изгнания, третий — при Ное, четвертый — при Аврааме и пятый — при Моисее, а шестой — Евангелие, которого она еще не имела; а некоторые разумеют пять чувств.

Отвечая Ему, женщина называет Его пророком.

По­том вопрошает Его о горе, где должно поклоняться, в Самарии или в Иерусалиме, ибо самаряне, как несо­вершенные, не разумели о вездеприсутствии Божием, но что Бог живет только там, где они и покланялись Ему, то есть на горе Гаризин, потому что там даны были благословения от Бога или потому что там Ав­раам первый устроил жертвенник Богу.

А как иудеи говорили еще, что только в Иерусалиме должно по­кланяться Богу, посему они со всех стран собирались туда на праздники. Христос хотя и говорил в ответ, что среди иудеев будет возглашено спасение ми­ру, кроме того заявляет, что Бог не веществен, и те, которые сподобятся покланяться Ему, скоро будут покланяться не жертвами, но духом и истиною.

Или что будут знать не одного Бога, которому приносят жертвы, но Единого Бога с Сыном и Святым Духом, и Он есть Истина. Женщина снова говорит: «Из Пи­сания мы знаем, что идет Мессия, то есть Христос». Иисус, уразумев доброе намерение мыслей женщины, говорит: «Это Я». Самаряне знали о Мессии из книг Моисеевых, но преимущественно из следующего мес­та: «Пророка вам воздвигнет Господь Бог…» и многих других.

В конце беседы приходят ученики и удивляют­ся крайнему снисхождению, что Он разговаривает с женщиной. Между тем они просили Его есть, частью потому, что Он устал, а также потому, что было уже время полуденное, но Он говорит им о вечной пище, то есть о спасении людей, и что им надлежит пожать труды пророков.

Но когда женщина пошла в город и рассказала о случившемся с нею, все поднимаются и идут ко Хрис­ту в той уверенности, что не стала бы женщина го­ворить сама против себя, если бы не узнала что-либо важного. Покорным прошением они склоняют Его пробыть у них два дня; оставшись там, Он сотворил там много чудес, что по множеству их они не записа­ны у евангелистов.

Самарянка эта, наименованная Христом Фотини­ей, есть та самая, которая при Нероне получила му­ченический венец с двумя своими сыновьями и пятью сестрами после истязания бесчисленными мучениями: всякого поругания, строгания тела, урезывания сос­цов, ломания рук, забивания под ногти острых игл, напоения растопленным оловом.

Нужно знать, что обкладку этого колодезя, а так­же и камень, сидя на котором Христос беседовал с самарянкой, царь Юстиниан, перенесши оттуда с честью, положил в приделе Бога Слова, что в ве­ликом храме Святой Софии.

Обратите внимание

Там они и доселе нахо­дятся налево при входе в храм, с восточной стороны перед притвором [оглашенных], и исцеляют всякую болезнь, какого бы рода ни была; но преимуществен­но составляют врачебное пособие против горячки и воспалительной лихорадки.

Заступлением Твоей мученицы Фотинии, Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

е́рою прише́дшая на кла́дязь самаряны́ня/ ви́де Тя прему́дрости во́ду,/ е́юже напои́вшися оби́льно,// Ца́рствие вы́шнее насле́дова ве́чно, я́ко при́снославная.

Синаксари Цветной и Постной Триодей. / Перевод с греческого М. Покровского. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008.

6 Мая 2018

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/sinaksari-tsvetnoy-i-postnoy-triodi-nedelya-pyataya-po-paskhe-o-samaryanyne

Слово в неделю о самаряныне

В книге пророка Исаии читаем великой важности слова, внушенные ему Духом Святым: “Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня” (Ис. 65, 1). Беседа Господа нашего Иисуса Христа с самарянкой, изложенная в четвертой главе Евангелия от Иоанна, служит самым ярким подтверждением истины этих Божественных слов.

Господь Иисус Христос отдыхал у колодца Иаковлева, вблизи самарийского города Сихема, на дальнем пути из Иерусалима в Галилею. К колодцу подошла женщина-самарянка с водоносом, чтобы набрать воды. Господь просил ее дать ему напиться.

Самарянка удивилась этой просьбе, так как видела в просившем воды одного из народа иудейского, который не имеет никакого общения с самарянами, и спросила: “Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки?” (Ин. 4, 9).

Ответ Господа Иисуса поразил ее: “Если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую” (Ин. 4, 10).

 Христос говорил, конечно, о той воде бессмертия, о которой поется в кондаке праздника Преполовения Пятидесятницы. Но самарянка не могла этого знать и думала только о свежей ключевой воде, имеющей чудесное свойство навсегда утолять жажду.

Ее изумление доходит до апогея, когда Господь Иисус являет Божественное всезнание, сказав, что у нее было пять мужей, а тот, которого она имеет ныне, не муж ей.

Ее духовные глаза широко открываются, и она видит в своем Собеседнике не простого человека, а пророка.

Важно

С таким великим Человеком надо говорить о высших вопросах религии, и она просит Его сказать, кто прав: иудеи ли, поклоняющиеся Богу в Иерусалимском храме, или они, самаряне, поклоняющиеся Ему на горе Гаризим.

Господь Иисус Христос ответил ей необыкновенными словами о поклонении Богу в Духе и истине и закончил Свою глубочайшую беседу с самарянкой тем, что прямо назвал Себя Мессией, Христом. И в начале и в средине беседы с Господом Иисусом Христом самарянка, конечно, не искала в своем собеседнике Мессию, Христа – и Он Сам открылся ей, не вопрошавшей о Нем как Мессии.

Взволнованная беседой с Господом Иисусом Христом, самарянка оставила свой водонос и поспешно пошла в Сихем, чтобы рассказать жителям его о необыкновенном прохожем Иудее, знавшем все дела ее жизни и назвавшем Себя Мессией – Христом. Она звала своих сограждан пойти и самим посмотреть, не он ли Христос.

В это время вернулись из Сихема апостолы Христовы, которых Господь Иисус посылал в город купить пищи.

Самаряне, пришедшие по зову женшины, застали только конец разговора Господа Иисуса с Его учениками о неведомой им пище, которая состоит в том, чтобы творить волю Отца Небесного; о жатве, которая кажется им незрелой, но давно уже поспела; о сеющем и жнущем, которые получат одинаковую награду.

Казалось бы, эта необыкновенная речь была недоступна пониманию самарян, но слышание ее и очень краткое личное общение с Иисусом Христом были достаточны для того, чтобы они уже не по словам только призвавшей их самарянки уверовали в Господа Иисуса как Мессию – Христа, поверив собственным своим глазам и ушам.

Они смиренно просили Господа Иисуса зайти в их город. Он пробыл в Сихеме два дня, и еще большее количество самарян уверовало в Него. Самаряне не слышали Божественной проповеди Иисуса Христа в Иудее, не знали Его Божественных заповедей блаженства, не видели Его бесчисленных чудес.

Они не искали Его, не вопрошали о Нем, и тем не менее Его беседы с самарянкой, объявления Себя Мессией – Христом и двухдневные общения с Ним в Сихеме было достаточно для того, чтобы на них так ярко исполнились слова пророка Исаии: “Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня…” .

Совет

Из всех книг Ветхого Завета самаряне принимали только пять книг Моисеевых; они не читали Пророков, ясно предвозвещающих воплощение Сына Божия и спасение Им мира человеческого. Все это читали и знали иудеи, слышали трехлетнюю проповедь Господа Иисуса и были свидетелями Его неслыханных чудес – и все-таки большинство их не уверовало в Него.

И не на одних самарянах исполнились великие слова пророка Исаии: “Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня…” .

В житиях святых, особенно мучеников Христовых, есть очень много примеров того, как внезапно обращались к вере в Господа Иисуса Христа язычники, присутствовавшие при страшных мучениях христиан, и даже самые исполнители пыток и казней над ними. Сверхчеловеческое мужество, стойкость и бесстрашие святых мучеников производили на язычников такое неотразимое впечатление, что они бросали орудия пыток, объявляли себя христианами и сами становились мучениками.

Думаю, что от всего сказанного мною ныне о внезапных обращениях к вере христианской может у некоторых возникнуть вопрос: если Сам Бог является не ищущим Его и открывается не вопрошавшим о Нем, то чем виновны те неверующие, которых Он не призвал к вере?

Виновны, тяжко виновны, ибо то, что говорил я о легком и быстром обращении самарян, о Божьей помощи святым мученикам, потрясающее впечатление зрителей их мучений – только исключительные факты; а по общему правилу, наше обращение всем сердцем к Господу Иисусу Христу происходит не внезапно.

Горячая вера в Него рождается и возрастает непрерывно в сердцах людей, пораженных Божественной, сверхчеловеческой глубиной Его учения, только для Бога возможными чудесами, а больше всего тем глубочайшим душевным потрясением, которое испытываем мы, взирая на Спасителя нашего, пригвожденного к страшному кресту на Голгофе.

Святое Евангелие приводит ко Христу всех читающих его с детской чистотой сердца. Итак, безответны те, у которых сердца нечисты, исполнены пристрастием к земным благам, и потому они и знать не хотят Евангелия Христова. А это духовная смерть.

Пусть же не верующие в Господа Иисуса Христа, в Святую Троицу помнят изумляющие и умиляющие нас слова Спасителя нашего: “…если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Мф. 18, 3).

Аминь.

1958 г.

Источник: svt-luka.prihod.ru

Источник: http://hram-arhangela-mihaila.ru/index.php/propovedi/29-prot-dmitrij-smirnov/propovedi-triodi-tsvetnoj/303-slovo-v-nedelyu-o-samaryanyne

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector