Неделя о страшном суде, или мясопустная, триодь

Кондак в неделю мясопустную, о Страшном Суде

Кондак, глас 1:

Егда приидеши Боже на землю со славою, / и трепещут всяческая: / река же огненная пред судищем влечет, / книги разгибаются, и тайная являются: / тогда избави мя от огня неугасимаго, / и сподоби мя одесную Тебе стати Судие праведнейший.

Икос:

Страшное судище Твое помышляя преблагий Господи, и день судный, / ужасаюся, и боюся, от совести моея обличаемь, / егда имаши сести на престоле Твоем, и творити испытание: / тогда отрещися грехов никтоже возможет, / истине обличающей, и боязни содержащей: / вельми убо возшумит тогда огнь геенский, / грешницы же возскрежещут. / Темже мя помилуй прежде конца, и пощади мя Судие праведнейший.

В неделю мясопустную1.

Кондак, глас 1-й.

Когда приидешь Ты, Боже, на землю со славою, я все вострепещет, и река огненная потечет пред судилищем (Твоим), книги разгнутся, и сокровенное обнаружится: тогда избави меня от огня неугасимаго, и сподоби меня стать одесную Тебя, Судие праведнейший.

Икосы:

Обратите внимание

1) (Τό φοβερὸν) Помышляя о страшном судилище Твоем, преславный Господи, и о судном дне, ужасаюсь и трепещу, будучи обличаем своею совестию.

Когда Ты восхощешь сесть на престоле Своем, и творить испытание; тогда никто не возможет отречься от (своих) грехов, так как (сама) истина будет обличать, и будет обнимать страх: ибо сильно восшумит (тогда) огнь геенский, так что грешники заскрежещут. Посему помилуй меня прежде конца, и пощади меня, Судие праведнейший.

2) (Ὃτε) Когда в первый раз пришел Господь и явился людям, не отделившись (по существу) от (Предвечнаго) Родителя (Своего); то Он обошел горния власти и силы и чины ангелов, и сделался человеком, как восхотел, Создавший человека, и вознесся ко Отцу, не оставляя Его (никогда). Не изъяснимо сие таинство Твое, Спаситель мой! Ибо, нисколько не отступивши (ούδέ γὰρ ἀπέστης ολως) от Отца Своего, Ты скоро восшел к Отцу, будучи (Сам) не отделим от Него, а (между тем) все исполняя, Судие праведнейший.

3) (Ὑπὸ) Воспеваемый ангелами восшел (на небо) со славою Господь, в виду учеников Своих: точно также, в предшествии ангелов, приидет Он славно, как написано.

Когда (же) небесное, и земное, и преисподнее будет славословить и покланяться Хрясту распятому, и будет явно исповедывать, что Он Бог и Творец: тогда иудеи с плачем воззрят на Того, Котораго они пронзили (копием) (Ин.

 19:37); праведные просветятся, восклицая: «Слава Тебе, Судие праведнейший».

4) (Τῆς δὲ) Первому пришествию (к нам) Бога нашего предшествовал Иоанн, проповедуя всем покаяние: предтечею втораго (Его) пришествия будем Илия праведный.

Пророк Малахия предвозвестил о нем, говоря: «послан будет прежде дня Господня Илия Фесвитянин» (Мал. 4:5).

И (Евангелист) Матфей пишет также, как научил его Ты, Спаситель мой, говоря о Иоанне: «сей есть, если хотите принять, Илия, который должен придти» (Мф. 11:14), проповедуя о Тебе, Судие праведнейший.

Важно

5) (Ἂλλα) Другую великую тайну передал (нам), и ясно научил в своем откровении, и Богослов Иоанн, и показал, как приидет Илия, вместе с ним, как объявил он, приидет и блаженный Енох, – говоря (от лица Сына Божия): «двух пророков пошлю Я в мир, и они оденутся во вретище, и будут проповедывать о Мне всем», и предсказал, что они приидут за тысяча двести шестьдесят дней до пришествия Твоего (Откр. 11:3), Судие праведнейший.

6) (Πάντα) Все будущее, если мы тщательно изследуем, ясно предвозвестил богодухновенный (пророк) Даниил, говоря: «одну седмицу положу Я в завет», и тотчас присовокупил: «в половине седмицы совершенно прекратится (внешняя, обрядовая) слава Богослужения (τῆς λατρείας τὸ καύχημα) (Дан. 9:27), и толкует, как, в течение трех с половиною лет, (эта) двоица святых будет возвещать второе пришествие; а потом, в иное такое же время, воцарится нечестивый антихрист, имеющий страшно мучить ожидающих Тебя, Судие праведнейший (Дан. 10-12).

7) (Ἐυρεῖ) Антихрист же найдет корень горький, и от него родится.

Желая подражать вочеловечению Христа, этот страшный и пребеззаконный, и ненавидящий истину (человек), изберет достойный своего нечестия орган для зачатия своего; от жены скверной, и притом помощию (беззаконных) мечтаний, он родится; и будет обольщать беззаконных, потому что родит его как бы девица; посредством обмана сделает чудеса сей лжец и нечестивец, котораго беззаконные возлюбят, а Тебя отвергнутся, Судие праведнейший.

8) (Ἵνα) И как скоро, таким образом, явится этот проклятый и злодей диавол (ἀλάστωρ διάβολος), всякаго добра противник, сын погибели, превозносящийся; то его, всезлобнаго, примут, и (в него) уверуют, как в Бога и Господа, оные (нечестивые) люди, не принявшие любви истины Христовой, но более уверовавшие (в него), по обману льстеца сего. Этот неукротимый дракон будет говорить слова против Всевышняго, и нападет на всех, ожидающих Тебя, Судие праведнейший.

9) (Ναὸν) Сей беззаконник и мучитель построит себе тогда храм, соблазняя особенный (περιούσιον) род Еврейский и других; после того совершит призрачныя чудеса и знамения: он будет переменяться из одного вида в другой, взлетит на воздух, и наружно (хитрым) образом покажет, что духи злые, подобно ангелам, будут исполнять его повеления. Скорбь и нужда между людьми будет великая и безмерная, чрез которую будут испытываемы ожидающие Тебя, Судие праведнейший.

10) (Ὁ μὲν) Будет же глад великий, и земля не даст плодов своих, дождей совсем не будет, все зеленеющее завянет, и растения изсохнут.

Люди будут переходить с места на место, и (вообще) все будет в печальном положении; гонение же на святых особенно усилится, и (от того) в горах и в пустынях, в холмах и пещерах, будут беглецы, уклоняясь от дракона, страшась (действий этого) тирана, вопия: «Призри, и спаси рабов Твоих, Судие праведнейший».

11) (Ὑπὸ) По великому своему лукавству, этот всезлобный приидет как бы кроткий, на подобие добраго нашего Пастыря (Христа); ибо будет подражать гласу Его, и вызовет из ограды (Христовой) овец, и многие (его) послушают, и отойдут, к нему отводимые (ἀπαγόμενοι)2; печать Спасителя отнимется от них, и он (антихрист) наложит на них печать погибели, как на своих (Откр. 13:16, 3; Дан. 12:10, Дан. 11:32), а которые (ὅσοι) уразумеют (Дан. 11:33), возгнушаются самаго гласа его, а возлюбят только одного Тебя, Судие праведнейший.

Совет

12) (Ῥοιζοῦται) Устремится3 тогда с шумом сей хитрый и всезлобный, исполняясь лютым гневом, и, как неукротимый дракон и враг, нападет он на всех людей, особенно на святых, и тотчас он, немилосердый, изрыгнет скрытный яд свой на все, произведет страхования, ложныя явления и шум в воздухе, наводящий страх и ужас на людей; все поколеблется на земле и на море, святое (Богослужение) прекратится, почему праведные возопиют: «Явися, Судие праведнейший».

13) (Ὥστε) И как скоро умрут все гонимые, ожидающие Христа, – псалмы и песни (духовныя) прекратятся, и не будет ни литургии, ни святилища, ни приношения, ни фимиама; ибо чрез три с половиною года, как написано, отнимется жертва; землетрясения, смертность и всякая скорбь усилятся в мире, и не будет детей в лонах матерей; будет умирать и мать прежде своего детища; на площадях не будет погребающаго умерших. Ты же пробуди всех их, Судие праведнейший.

14) (Μία δὲ) Ни один город или пустыня не в силах будут спасать бегущих; плачь распространится на (все) концы (земли); во дни же скорби все будут молиться, чтобы пришел вечер, а когда придет ночь, будут молиться о том, чтобы увидеть день; ублажат умерших, непрестанно плача; отец, при встрече, обоймется с своим детищем, и обнявшись умрут оба; падут стоявшие (державшиеся благочестия). Блажен же будет терпящий и любящий Тебя, Судие праведнейший.

15) (Ἀλλὰ) И подлинно, кто выскажет ту неизъяснимую скорбь, какую принесет с собою этот жалкий грешник! Посему Господь, для избранных Своих, сократит, как написано, дни скорби той, щадя Своих, как милосердый (Мф. 24; Лк. 21).

А после того приидет Он с небес, как солнце сияющее, на облаках со славою, как Бог воплотившийся, таким же образом, как и восшел Он (на небо), царствующий над всем, Святый и Пречистый, Котораго трепещут ангелы, взывая: «Слава Тебе, Судие праведнейший».

16) (Νυμφίε) Божественный Женише, Спасителю наш, как только явишь Ты неизреченную Твою силу, – то (весь мир увидит, как) чины архангелов и ангелов воспевающие предходят пред престолом Твоим, Господи; и они-то самые суть пламень огненный, сожигающий и очищающий землю; и река исполненная страшнаго огня предтечет (Тебе), херувимы же и серафимы с трепетом служат и славословят (Тебя), непрестанно воспевая трисвятую песнь; они закрывают лица свои, вопия: «Слава Тебе, Судие праведнейший».

17) (Ὃλα) Как скоро прозвучит труба, – все гробы потрясутся и отверзутся, и воскреснут мертвые; все живые будут на воздухе; и совершится все, созерцая (пред собою) оную несказанную красоту Жениха (небеснаго).

И вострепещут роды и племена грешных и праведных. Действительно, страшно пришествие Христово.

Обратите внимание

Между тем это великое небо внезапно разделится, земля возмутится, и за тем все язычники будут исповедывать Тебя, Судие праведнейший.

18) (Ὕστερον) После сего праведные, снова созерцая Лице Господа, быв в чертоге Его, и с дерзновением поклонившись Всевыцинему, останутся вместе с ангелами.

Каждый праведник будет с веселием показывать свой подвиг (в то время), когда дела (каждаго), во всей наготе и явности своей, откроются пред Судиею и Царем (всех); ибо те, которые покажут свою твердую веру (доказываемую) их (добрыми) делами, восхваляя будут восклицать: «Даруй нам благодать Твою, Судие праведнейший».

19) (Τότε) Тогда этот несчастный (δείλαιος)4 (антихрист) приведен будет пред судилище, связанный ангелами, со всеми своими слугами; вместе с ним приведутся уверовавшие в него, а Христа отвергшиеся.

Враг (диавол) и демоны его будут ввержены во огнь вечный; нечестивые будут иметь жребий (общий) с диаволом, претерпевая вместе с ним вечныя мучения, – и те, которые в законе добровольно согрешили, законно и осудятся.

Праведен суд Твой, и нелицеприятен, Судие праведнейший.

20) (Ὅτε) Когда приидет время праведнаго испытания пред судилищем Христовым, грешных – вместе и праведных, и по правую сторону станут благочестивые, сияя подобно свету, по левую же грешники с печалию и скорбию: тогда не будет сим (последним) места ко оправданию; потому что всех обличат дела содеянныя каждым. И в самом деле, первое явление (Твое) было для нашего спасения; но прекрасен и суд, которым Ты угрозил всем, Судие праведнейший.

21) (Ἔσονται) По воскресении же, все люди будут нетленны и безсмертны; ибо тление тогда уничтожится, и страха более не будет, подобно как (ныне) обыкновенно бывает перемена в жизни и смерть; но жительство их будет вечное, нескончаемое, неизменное. Вверженные, праведным (судом Божиим), во тьму кромешную на страшныя муки, с плачем будут удалены; праведные же, напротив, получат неизреченную радость в царствии (небесном), как написано, воспевая державу Твою, Судие праведнейший.

22) (Ποῖα) Как и сколько восплачут осужденные в час осуждения своего, между которыми я первый, – видя Седящаго на престоле Всевышняго и Судию, все чины праведных и ангелов сияющие радостию, а грешных, явивших напрасное покаяние, – в вечном стыде и осуждении, вопиющих: «О если бы в мире мы всегда приносили плод покаяния, – мы получили бы милость, благодать и отпущение грехов наших, Судие праведнейший.»

Важно

23) (Οὖτος) Таков образ (страшнаго) суда. А чтобы избежать нам вечнаго мучения, будем отвращаться временнаго, будем помышлять о вечно-пребывающем (благе), дабы получить милость.

Да не умедлим; поелику много мы согрешили; совершенно оставим (греховный образ жизни), и язвы греховныя тотчас же будем исцелять врачеством покаяния.

Если, таким образом, мы пожелаем избежать страшнаго огня, то прострем руки свои, вопия: Подай рабам Твоим, Господи, сокрушение, да обрящем милость Твою, Судие праведнейший.

24) (Σωτὴρ) Спасителю мира, Всесвятый! Как Ты явился, и просвятил мир лежащий в грехопадениях: так, как Милостивый, явись невидимо и мне, Незлобиве; молюся, возстави меня лежащаго во многих моих прегрешениях; ибо то, что я говорю и советую другим, (сам) не исполняю. Но умоляю Тебя, дай время покаянию, и молитвами Приснодевы и Богородицы пощади меня, и не отрини меня от Твоего лица, Судие праведнейший!

Читайте также:  Икона божией матери казанская чимеевская, россия, курганская область, белозерский район, село чимеево, свято-казанский чимеевский мужской монастырь

Источник : Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца на некоторые дни святым, некоторые дни недели, некоторыя недели, на двунадесятые праздники и на каждый день страстной седмицы, и стихиры его же на предпразднственные и попразднственные дни пред Рождеством Христовым и по Рождестве Христове. / Перевод Диакона Сергия Цветкова. – М.: Типография Л. Ф. Снегирева, 1881. – С. 58-64.

Кондак, глас 1

Когда придешь Ты, Боже, на землю со славою / весь мир затрепещет; / река огненная течет пред Престолом Суда, / книги открываются и тайны объявляются. / Тогда избавь меня от огня неугасимого / и удостой меня стать справа от Тебя, / Судия праведнейший.

Икос:

О страшном судилище Твоем / помышляя, преблагой Господи, и дне суда, / ужасаюсь, и страшусь, / совестью своею обличаемый! / Когда воссядешь Ты на престоле Твоем, / и производить будешь испытание, / тогда отрицать грехов никто не сможет, / ибо сама истина обличает, и охватывает боязнь: / сильно восшумит огонь геенны, / грешники же зубами заскрежещут! / Потому помилуй меня прежде конца, / и пощади меня, Судия праведнейший!

Когда Ты придешь, Боже, в славе на землю, все затрепещут: ибо огненная река потечет перед местом Суда, откроются книги совести, и тайны обнаружатся. Тогда избави меня от огня неугасимого и сподоби стать справа от Тебя, Судия Праведнейший

Источник : Дементьев Д. В. Чтение на каждый день Великого поста

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkopevets/kondak-v-nedelyu-mjasopustnuyu-o-strashnom-sude/

Неделя мясопустная, о Страшном Суде

Глас 6.

Егда́ хо́щеши приити́, суд пра́ведный сотвори́ти, / Судие́ пра́веднейший, на престо́ле сла́вы Твоея́ седя́й, / река́ о́гненная пред Твое́ суди́лище ужаса́ющая влече́т всех, / предстоя́щим Тебе́ небе́сным си́лам, / челове́ком же суди́мым стра́хом, я́коже ко́ждо соде́ла: / тогда́ нас пощади́, и ча́сти Христе́ сподо́би спаса́емых, я́ко благоутро́бен, / ве́рою мо́лим Тя.

Кни́ги разгну́тся, явле́на бу́дут дея́ния челове́ков, / пред нестерпи́мым суди́лищем: / возшуми́т же юдо́ль вся стра́шным скрежета́нием пла́ча, / вся ви́дящи согреши́вшия, / ве́чнующим му́кам, судо́м пра́ведным Твои́м отпуща́емыя, / и безде́льно пла́чущия Ще́дре. / Те́мже Тя мо́лим, Бла́же: / пощади́ нас пою́щих Тя, / еди́не Многоми́лостиве.

Возглася́т трубы́, и истоща́тся гро́бы, / и воскре́снет челове́ческое все естество́ трепе́щущее, / до́брая соде́явшии, в ра́дости ра́дуются, / ча́юще мзду восприя́ти: / согреши́вшии же трепе́щут, лю́те рыда́юще, / в му́ку посыла́еми, и от избра́нных разлуча́еми. / Го́споди сла́вы, уще́дри нас я́ко Благий, / и ча́сти сподо́би возлюби́вших Тя.

Совет

Пла́чу и рыда́ю, / егда́ в чу́вство прииму́ о́гнь ве́чный, / тьму кроме́шную, и та́ртар, лю́тый червь, / скре́жет же па́ки зу́бный и непреста́нный, / боле́знь иму́щу бы́ти без ме́ры согреши́вшим, / и Тебе́ преблага́го нра́вом лука́вым прогне́вавшим, / от ни́хже еди́н и пе́рвый есмь аз окая́нный, / но Судие́, ми́лостию Твое́ю спаси́ мя, / я́ко благоутро́бен.

Помышля́ю день о́ный и час, / егда́ и́мамы вси на́зи и я́ко осужде́ни, / неумы́тному Судии́ предста́ти, / тогда́ труба́ возшуми́т вельми́, / и основа́ния земли́ подви́жатся, / и ме́ртвии от гробо́в воскре́снут, / и во́зрастом еди́нем вси бу́дут, / и всех та́йная явле́нна предста́нут пред Тобо́ю, / и возрыда́ют, и воспла́чутся, / и во о́гнь кроме́шный оты́дут, и́же никогда́же пока́яшася, / и в ра́дость и весе́лие, пра́ведных жре́бий / вни́дет в черто́г Небе́сный.

О каковы́й час тогда́, и день стра́шный, / егда́ ся́дет Судия́ на престо́ле стра́шном! / Кни́ги разгиба́ются, и дея́ния облича́ются, / и та́йная тьмы явле́на быва́ют, / а́нгели обтека́ют, собира́юще вся язы́ки.

/ Прииди́те, услы́шите ца́рие и кня́зи, раби́ и свобо́дни, / гре́шницы и пра́ведницы, бога́тии и ни́щии, / я́ко гряде́т Судия́, хотя́й суди́ти всей вселе́нней.

/ И кто претерпи́т пред лице́м Его́, / егда́ а́нгели предста́нут облича́юще / дея́ния, помышле́ния, и мы́сли, я́же в нощи́ и во дни? / О каковы́й час тогда́! / Но пре́жде да́же не приспе́ет кончи́на, / потщи́ся зову́щи душе́: / Бо́же, обрати́в спаси́ мя, / я́ко еди́н благоутро́бен.

Глас 1.

Предочи́стим себе́, бра́тие, цари́цею доброде́телей, / се бо прии́де, бога́тство нам благи́х подаю́щи, / страсте́й утоля́ет дме́ния, / и Влады́це примиря́ет прегреши́вшия. / Те́мже с весе́лием сию́ прии́мем, вопию́ще Христу́ Бо́гу: / воскресы́й из ме́ртвых, неосужде́ны нас сохрани́, / славосло́вящия Тя еди́наго Безгре́шнаго.

Глас 8:

Увы́ мне мра́чная душе́, / доко́ле от злых не отрева́ешися? / Доко́ле уны́нием слези́ши? / Что не помышля́еши о стра́шном часе́ сме́рти? / Что не трепе́щиши вся стра́шнаго суди́ща Спа́сова? / У́бо что отвеща́еши? / Или́ что отрече́ши? / Дела́ твоя́ предстоя́т на обличе́ние твое́, / дея́ния облича́ют клеве́щуща. / Про́чее о душе́, вре́мя наста́: / тецы́, предвари́, ве́рою возопи́й: / согреши́х, Го́споди, согреши́х Ти, / но вем, Человеколю́бче, благоутро́бие Твое́, Па́стырю до́брый, / да не разлучи́ши мене́ одесну́ю Тебе́ предстоя́ния, / вели́кия ра́ди ми́лости Твоея́.

Егда́ поста́вятся престо́ли и отве́рзутся кни́ги, / и Бог на суде́ ся́дет, / о кий страх тогда́ а́нгелом предстоя́щим в стра́се, / и реце́ о́гненней влеку́щей! / Что сотвори́м тогда́ во мно́гих гресе́х пови́ннии челове́цы? / Егда́ же услы́шим зову́ща Его́, благослове́нныя Отца́ в Ца́рство, / гре́шныя же отсыла́юща в му́ку. / Кто потерпи́т стра́шнаго о́наго изрече́ния? / Но еди́не Человеколю́бче Спа́се, Царю́ веко́в, / пре́жде да́же кончи́на не приспе́ет, / покая́нием обрати́в, поми́луй мя.

Дании́л проро́к, муж жела́ний быв, / власти́тельное Бо́жие ви́дев, си́це вопия́ше: / Судия́ се́де, и кни́ги разгну́шася. / Блюди́, душе́ моя́, пости́ши ли ся? / Бли́жняго твоего́ не пре́зри. / От бра́шен воздержи́ши ли ся? / Бра́та твоего́ не осужда́й, / да не во о́гнь отсыла́ема сгори́ши я́ко воск, / но да без поткнове́ния / введе́т тя Христо́с в Ца́рствие Свое́.

Слава, глас 7:

Госпо́дни разуме́вше за́поведи, та́ко поживе́м: / а́лчущия напита́им, жа́ждущия напои́м, наги́я облече́м, / стра́нныя введе́м, боля́щия и в темни́це су́щия посети́м. / Да рече́т и к нам хотя́й суди́ти всей земли́: / прииди́те благослове́ннии Отца́ Моего́, / насле́дуйте угото́ванное вам Ца́рствие.

И ныне: Под кров Твой Влады́чице, / вси земноро́днии прибега́юще вопие́м Ти: / Богоро́дице упова́ние на́ше, / изба́ви ны от безме́рных прегреше́ний, / и спаси́ ду́ши на́ша.

Псалом 136

На река́х Вавило́нских, та́мо седо́хом и пла́кахом, внегда́ помяну́ти нам Сио́на. Аллилу́иа. На ве́рбиих посреде́ его обе́сихом орга́ны на́ша. Аллилу́иа. Я́ко та́мо вопроси́ша ны пле́ншии нас о словесе́х пе́сней и ве́дшии нас о пе́нии. Аллилу́иа. Воспо́йте нам от пе́сней Сио́нских.

Аллилу́иа. Ка́ко воспое́м песнь Госпо́дню на земли́ чужде́й? Аллилу́иа. Аще забу́ду тебе́, Иерусали́ме, забве́на бу́ди десни́ца моя́. Аллилу́иа. Прильпни́ язы́к мой горта́ни моему́, а́ще не помяну́ тебе́, а́ще не предложу́ Иерусали́ма, я́ко в нача́ле весе́лия моего́. Аллилу́иа.

Помяни́, Го́споди, сы́ны Едо́мския, в день Иерусали́мль, глаго́лющия: истоща́йте, истоща́йте до основа́ний его́. Аллилу́иа. Дщи Вавило́ня окая́нная. Блаже́н и́же возда́ст тебе́ воздая́ние твое́, е́же воздала́ еси́ нам. Аллилу́иа. Блаже́н и́же и́мет, и разбие́т младе́нцы твоя́ о ка́мень.

Аллилу́иа.

1В коне́ц, псалом Давиду, внегда внити к нему Нафа́ну проро́ку, 2егда́ вни́де к Вирсави́и, жене́ Ури́еве, 50

3Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. 4Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя. 5Яко беззако́ние мое́ аз зна́ю и грех мой предо мно́ю есть вы́ну.

6Тебе́ Еди́ному согреши́х, и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х и победи́ши, внегда́ суди́ти Ти. 7 Се бо в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. 8Се бо и́стину возлюби́л еси́, безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́.

9Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся, омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. 10Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие, возра́дуются ко́сти смире́нныя. 11Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х, и вся беззако́ния моя́ очи́сти. 12Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й.

Обратите внимание

13Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́, и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. 14Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́, и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя. 15Научу́ беззако́нныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся.

16Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́, возра́дуется язы́к мой пра́вде Твоей. 17Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. 18Яко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо, всесожже́ния не благоволи́ши.

19Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н, се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. 20Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. 21тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая: тогда́ возложа́т на олта́рь Твой тельцы́.

Слава, глас 8:

Покая́ния отве́рзи ми две́ри, Жизнода́вче, / у́тренюет бо дух мой ко хра́му свято́му Твоему́, / храм нося́й теле́сный весь оскверне́н: / но я́ко щедр, очи́сти / благоутро́бною Твое́ю ми́лостию.

И ныне, Богородичен:

На спасе́ния стези́ наста́ви мя, Богоро́дице, / сту́дными бо окаля́х ду́шу грехми́, / и в ле́ности все житие́ мое́ ижди́х: / но Твои́ми моли́твами / изба́ви мя от вся́кия нечистоты́.

Таже, глас 6: Поми́луй мя, Бо́же, / по вели́цей ми́лости Твое́й, / и по мно́жеству щедро́т Твои́х, / очи́сти беззако́ние мое́.

Мно́жества соде́янных мно́ю лю́тых помышля́я окая́нный, / трепе́щу стра́шнаго дне су́днаго: / но наде́яся на ми́лость благоутро́бия Твоего́, / я́ко Дави́д вопию́ Ти: / поми́луй мя, Бо́же, / по вели́цей Твое́й ми́лости.

Кондак, глас 1

Егда́ прии́деши, Бо́же, на зе́млю со сла́вою, / и трепе́щут вся́ческая, / река́ же о́гненная пред суди́щем влече́т, / кни́ги разгиба́ются, и та́йная явля́ются, / тогда́ изба́ви мя от огня́ неугаси́маго / и сподо́би мя одесну́ю Тебе́ ста́ти, Судие́ Пра́веднейший.

Чтение Апостола и Евангелия Недели о Страшном Суде

Апостол к Коринфяном, зачало 140

Бра́тие, бра́шно нас не поста́вит пред Бо́гом: ниже́ бо а́ще я́мы, избы́точествуем, ниже́ а́ще не я́мы, лиша́емся. Блюди́те же, да не ка́ко власть ва́ша сия́ преткнове́ние бу́дет немощны́м.

А́ще бо кто ви́дит тя, иму́ща ра́зум, в тре́бищи возлежа́ща, не со́весть ли его́ немощна́ су́щи сози́ждется идоложе́ртвенная я́сти? И поги́бнет немощны́й брат в твое́м ра́зуме, его́же ра́ди Христо́с у́мре.

Важно

Та́коже согреша́юще в бра́тию, и бию́ще их со́весть не́мощну су́щу, во Христа́ согреша́ете. Те́мже а́ще бра́шно соблазня́ет бра́та моего́, не и́мам я́сти мя́са во ве́ки, да не соблазню́ бра́та моего́.

Несмь ли апо́стол? Несмь ли свобо́дь? Не Иису́са Христа́ ли Го́спода на́шего ви́дех? Не де́ло ли мое́ вы есте́ о Го́споде? А́ще у́бо ины́м несмь апо́стол, но у́бо вам есмь. Печа́ть бо моего́ апо́стольства вы есте́ о Го́споде.

Евангелие от Матфея, зачало 106

Рече́ Госпо́дь: егда́ прии́дет Сын Челове́ческий в сла́ве Свое́й и вси святи́и а́нгели с Ним, тогда́ ся́дет на престо́ле сла́вы Своея́. И соберу́тся пред Ним вси язы́цы, и разлучи́т их друг от дру́га, я́коже па́стырь разлуча́ет о́вцы от ко́злищ. И поста́вит о́вцы одесну́ю Себе́, а ко́злища ошу́юю.

Тогда́ рече́т Царь су́щим одесну́ю Его́: прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное вам Ца́рствие от сложе́ния ми́ра. Взалка́хся бо, и да́сте Ми я́сти: возжада́хся, и напои́сте Мя: стра́нен бех, и введо́сте Мене́. Наг, и оде́ясте Мя: бо́лен, и посети́сте Мене́: в темни́це бех, и приидо́сте ко Мне.

Тогда́ отвеща́ют Ему́ пра́ведницы, глаго́люще: Го́споди, когда́ Тя ви́дехом а́лчуща, и напита́хом; или́ жа́ждуща, и напои́хом? Когда́ же Тя ви́дехом стра́нна, и введо́хом; или́ на́га, и оде́яхом? Когда́ же Тя ви́дехом боля́ща, или́ в темни́це, и приидо́хом к Тебе́? И отвеща́в Царь рече́т им: ами́нь глаго́лю вам, поне́же сотвори́сте еди́ному сих бра́тий Мои́х ме́ньших, Мне сотвори́сте. Тогда́ рече́т и су́щим ошу́юю Его́: иди́те от Мене́, прокля́тии, во о́гнь ве́чный, угото́ванный диа́волу и а́ггелом его́. Взалка́хся бо, и не да́сте Ми я́сти: возжада́хся, и не напои́сте Мене́. Стра́нен бех, и не введо́сте Мене́; наг, и не оде́ясте Мене́; бо́лен и в темни́це, и не посети́сте Мене́. Тогда́ отвеща́ют Ему́ и ти́и, глаго́люще: Го́споди, когда́ Тя ви́дехом а́лчуща, или́ жа́ждуща, или́ стра́нна, или́ на́га, или́ бо́льна, или́ в темни́це, и не послужи́хом Тебе́? Тогда́ отвеща́ет им, глаго́ля: ами́нь глаго́лю вам, поне́же не сотвори́сте еди́ному сих ме́нших, ни Мне сотвори́сте. И и́дут си́и в му́ку ве́чную, пра́ведницы же в живо́т ве́чный.

Читайте также:  Преподобный александр куштский, вологодский

Источник: http://xn—-7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/post_tr/text/molitv_p4.html

Неделя мясопустная, о Страшном Суде

В Неделю о Страшном Суде Церковь напоминает верующим о событии, которым будет ознаменован конец человеческой истории.

Напоминая о Страшном Суде, Церковь призывает христиан «алчущих напитать, жаждущих напоить, нагих одеть, странников ввести в свой дом, больных и заключенных посетить».

Именно нравственный призыв к доброделанию является главным содержанием слов Иисуса Христа о Страшном Суде, читаемых за литургией. И именно наличие или отсутствие добрых дел по отношению к ближним будет тем критерием, по которому овцы будут отделены от козлищ.

Неделя мясопу́стная, о Страшном Суде

Первое наименование этой Недели объясняется из того, что с нею оканчивается разрешение вкушать мясо (мясопуст- отпуст или прекращение употребления мяса), а второе – из напоминаемого в эту Неделю евангельским чтением (Мф.25:36-41) будущего Страшного Суда живых и мертвых, который изображается во всей церковной службе.

Наста́ день, уже́ при две́рех суд, душе́ бо́дрствуй, иде́же ца́рие вку́пе и кня́зи, бога́тии и убо́зии собира́ются и восприи́мет по достоя́нию соде́янных от челове́к ки́йждо.


Бодрствуй, душа: настал день, уже при дверях Суд, на котором цари вместе с князьями, богатые и бедные собираются и каждый из людей получит достойное за свои дела. (Триодь постная. Неделя мясопустная.

Утреня. Канон. Песнь 4.)

В чину́ свое́м, мона́х и иера́рх, ста́рый и ю́ный, раб и влады́ка истя́жется, вдови́ца и де́ва испра́вится: и всем го́ре тогда́, не име́вшим житие́ непови́нное.
Каждый будет истязан в своем чине — монах и иерарх, старик и юноша; вдова и дева будут судимы. И горе тогда всем, кто не вел беспорочный образ жизни. ( Триодь постная. Неделя мясопустная. Утреня. Канон. Песнь 4.)

Напоминанием о последнем неподкупном и Страшном суде Православная Церковь, изображая ужасные следствия беззаконной жизни, устрашает и побуждает всех нас к покаянию и указывает на милосердие к бедным, как на средство помилования от вечного за грехи осуждения на Страшном суде, внушая, что никто не должен чрезмерно надеяться на великое милосердие Божие, представляемое в неделю о блудном, потому что милосердый Господь есть и праведный Судия, имеющий воздать каждому по делам, и что покаяние и благочестие наше должны непременно сопровождаться благотворениями ближним. Ибо Господь произнесет последний суд свой преимущественно по делам милосердия и притом возможным для всех, не упоминая о других высших добродетелях, неодинаково доступных для каждого. Из нас никто не скажет, что он не мог алчущего напитать, жаждущего напоить, посетить больного и узника и проч. Но творя телесные дела милости, позаботимся особенно о духовных делах милости, которыми и тело и душа ближних облегчаются.

Напоминание о Страшном Суде является также призывом к покаянию, необходимому перед приближением Великого поста:   

Увы́ мне мра́чная душе́, доко́ле от злых не отрева́ешися? Доко́ле уны́нием слези́ши? Что не помышля́еши о стра́шном часе́ сме́рти? Что не трепе́щиши вся стра́шнаго суди́ща Спа́сова? У́бо что отвеща́еши? Или́ что отрече́ши? Дела́ твоя́ предстоя́т на обличе́ние твое́, дея́ния облича́ют клеве́щуща.

Про́чее о душе́, вре́мя наста́: тецы́, предвари́, ве́рою возопи́й: согреши́х, Го́споди, согреши́х Ти, но вем, Человеколю́бче, благоутро́бие Твое́, Па́стырю до́брый, да не разлучи́ши мене́ одесну́ю Тебе́ предстоя́ния, вели́кия ра́ди ми́лости Твоея́.
Увы мне, омраченная душа.

До каких пор не отказываешься от зла? Доколе рыдаешь в унынии? Почему не думаешь о страшном часе смерти? Почему не трепещешь вся перед Страшным Судом Спасителя? Что ответишь или чем отговоришься? Дела твои предстоят на обличение твое, деяния твои обличают твою ложь.

Итак, душа, настало время: беги, пока не поздно, и с верой воззови: согрешила, Господи, согрешила пред Тобою…  ( Триодь постная. Неделя мясопустная. Вечерня. Стихира на стиховне.)

Побуждая и располагая нас к посту и покаянию изображением будущего Страшного суда, Церковь в неделю мясопустную приготовляет нас к приближающемуся посту сокращением пищи и страха ради судного, ибо прародители за невоздержание изгнаны были из рая и подверглись осуждению.

Кондак Недели о Страшном Суде

Егда́ прии́деши, Бо́же, на зе́млю со сла́вою, и трепе́щут вся́ческая, река́ же о́гненная пред суди́щем влече́т, кни́ги разгиба́ются, и та́йная явля́ются, тогда́ изба́ви мя от огня́ неугаси́маго и сподо́би мя одесну́ю Тебе́ ста́ти, Судие́ Пра́веднейший.


Когда Ты придешь, Боже, в славе на землю, все затрепещут: ибо огненная река потечет пред местом Суда, откроются книги совести, и тайны обнаружатся. Тогда избави меня от огня неугасимого и сподоби стать справа от Тебя, Судия Праведнейший.
Проповедь в Неделю о Страшном Суде.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Седмица сырная (масленица) — сплошная

Последняя приготовительная ко св. Четыредесятнице седмица называется сырной, а в просторечии масляною, или масленицей, от употребления в эту неделю сырной пищи – молока, масла, яиц (и рыбы).

В эту седмицу Церковь предочищает нас телесно и духовно, предварительным воздержанием, «дабы мы, от мяса и многоядения ведомые к строгому воздержанию, не опечалились, но мало-помалу отступая от приятных яств, приняли бразду поста».

Своим богослужением в седмицу сырную Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже «преддверие покаяния, предпраздненство воздержания, светлое предчувствие поста, седмица пред очистительная».

Церковь в неделю сырную не сочетает браков; в среду и пятницу этой седмицы не совершает Литургий, а вместо нее Часы, и, как во дни Четыредесятницы, в эти два дня сырной седмицы с коленопреклонением произносит молитву св.

преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыка живота моего…»

Совет

Кроме того, в каноне среды этой седмицы, для примера и поощрения приготовляемых к посту, прославляет ветхозаветных святых, пребывавших в подвигах поста, по словам Господа: «обратитеся ко мне всем сердцем вашим в посте и в плаче и в рыдании..»(Иоил.

2:12) ); в пятницу сырную воспоминает крестные страдания Спасителя, а в субботу творит память всех св. преподобных и богоносных мужей и жен, просиявших постом.

Как воинов, ополченных и готовых на брань, воеводы одушевляют наставлением и напоминанием им о воинах, отличившихся мужеством и храбростью, так Церковь, при ополчении нас на духовную брань в дни св. Четыредесятницы, укрепляет нас на духовные подвиги примером св.

подвижников: «Яко да к первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидные и различные делаем добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что и св. подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были также люди, облеченные немощами плоти и нам подобные по естеству.

Возсия́ весна́ по́стная, цвет покая́ния, очи́стим у́бо себя́, бра́тия, от вся́кия скве́рны, Светода́вцу пою́ше рцем: Сла́ва Тебе́, Еди́не Человеколю́бче.
Наступила весна поста, цветение покаяния; очистимся, братья, от всякой нечистоты, воспевая Подателю света: слава Тебе, Единый Человеколюбец. (Триодь постная. Среда сырная. Вечерня. Стихира на стиховне.)

Проповедь

Последняя подготовительная неделя.


Ее знают, ее любят, к ней готовятся, потому что она — масленица! Готовятся потому, что когда же еще так беззаботно можно повеселиться, как не на широкой масленице?! И этим — увы! — часто исчерпывается подготовка к Великому посту.

Оправдывать себя мы привыкли тем, что вот наступит пост и мы будем поститься, ходить в храм и слушать Великий канон Андрея Критского, готовиться к исповеди, а пока масленица — надо набираться сил и веселиться.

Это и Церковь не запрещает, отменяя привычные дни поста каждой недели в среду и пятницу.

Только не обращаем при этом внимание на уже заметные в службе изменения: в среду и пятницу нет литургии (для тех, кто ценит каждую литургию как дар Божий и праздник, ее отсутствие — предвестие великого воздержания и необходимость терпения), читается молитва преп.

Ефрема Сирина.
Об этом не хочется задумываться — еще успеем! Не хочется думать и о том, что в эту неделю вспоминается Страшный Суд. Совсем другое дело веселиться за праздничным столом.

Однако давайте раскроем Евангелие от Матфея (25, 31-46), которое читается в воскресенье. «Что сделали меньшим братьям Моим,- говорит Господь,— то сделали Мне».

Не все готовы на трудные подвиги, но нам по силам помочь тому, кто в этом нуждается.

В отношениях друг с другом важно не заметить чьей-либо оплошности, сдержаться от любопытства, подавить в себе подозрительность, стерпеть обидное слово, поняв, что у каждого может быть сколько угодно поводов для обиды…

Обратите внимание

Чтобы любить Бога, надо научиться любить людей. Это очень трудно. Для этого нужна постоянная помощь Божия, а как ее просить без молитвы? Не научишься людей любить, не будешь прав пред Богом ни при каких заслугах, чинах, положениях, наградах. Об этом и говорит Евангелие Недели о Страшном Суде.

Начинаешь понимать, что пост и молитва нужны нам не для того, чтобы в глазах других мы выглядели настоящими христианами, а для того, чтобы самим нам успешнее давалось обучение терпению, снисхождению, внимательности, сдержанности, трудолюбию.

Чтобы ближнего не обидеть, не задеть, не упрекнуть, не пройти мимо с важным видом у меня ведь более важные заботы, чем чьи-то огорчения…
Другими словами — великопостный подвиг, к которому нас готовили промелькнувшие недели,— это школа духовная. Учиться жить так, как Господь велел, чтобы через отношение к ближнему светилось отношение к Богу.

Только в этой школе можно увидеть себя со всеми недостатками, а увидев, во-первых, каяться, во-вторых, молиться, а в-третьих — бороться со всяким проявлением гордости и самолюбия (от них и все грехи). Потому нам и нужен Великий пост.

Протоиерей Павел Адельгейм. Из книги «Весна постная..»Восхождение к жизни вечной. Сост. Пыльнева Г.А. –М.:Издательский отдел Владимирской Епархии, 2002г.-510с.

Источники:
1. Притоиерей Григорий Дебольский.Дни богослужения Православной Церкви.
2. Гермоген Шиманский. Литургика
3. Митрополит Илларион Алфеев. Православие. Том 2.

все новости

Источник: https://hramsergiy74.ru/news/nedelya-myasopustnaya-o-strashnom-sude.htm

Мясопустная неделя: Церковь отмечает Неделю о Страшном суде

6 марта Православная Церковь отмечает очередное подготовительное воскресенье (неделю) перед началом Великого поста – Мясопустную или Неделю о Страшном суде.

Мясопустная неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде.

Мясопустная неделя

Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие.

Евангелие от Матфея, гл. 25, 31-46:

Закон Божий: «О Страшном Суде»

О последнем, Страшном суде Своем над всеми людьми, при втором Своем пришествии, Иисус Христос учил так:

Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда Он, как Царь, сядет на престоле славы Своей.

И соберутся пред Ним все народы, и Он отделит одних людей от других (верных и добрых от безбожных и злых), подобно тому, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец (праведников) по правую Свою сторону, а козлов (грешников) по левую.

Важно

Тогда скажет Царь стоящим по правую сторону Его: “придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Потому что Я алкал (был голоден), и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне”.

Тогда праведники спросят Его со смирением: “Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице и пришли к Тебе?”

Царь же скажет им в ответ: “истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших (т. е. для нуждающихся людей), то сделали Мне”.

Потом Царь скажет и тем, которые по левую сторону: “идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его. Потому что алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня”.

Читайте также:  Перенесение честной десницы иоанна предтечи с мальты в гатчину, малый/средний

Тогда и они скажут Ему в ответ: “Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не, послужили Тебе?”

Но Царь скажет им: “истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне”. И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Велик и страшен будет этот день для каждого из нас. Потому и суд этот называется Страшным, так как открыты будут перед всеми наши дела, слова, и самые тайные мысли и желания. Тогда уже не на кого нам будет надеяться, ибо Суд Божий праведен, и каждый получит по делам своим.

Глава из «Закона Божия» Серафима Слободского.

Толкования и изречения святых отцов на евангельскую притчу о Страшном Суде:

Страшный Суд! Судия грядет, окруженный несметным множеством Небесных Сил. Трубы гласят по всем концам земли и восставляют умерших.

Восставшие полками текут на определенное место, к Престолу Судии, наперед уже предчувствуя, какой прозвучит в ушах их приговор, ибо деяния каждого окажутся написанными на челе естества их, и самый вид их будет соответствовать делам и нравам.

Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Восплачем теперь, если не реками слез, то хоть ручьями; если не ручьями, хоть дождевыми каплями; если и этого не найдем, сокрушимся в сердце и, исповедав грехи свои Господу, умолим Его простить нам их, давая обет не оскорблять Его более нарушением Его заповедей, — и ревнуя потом верно исполнить такой обет (Святитель Феофан Затворник).

Совет

Ныне Святая Церковь напоминает нам о Суде Божием и тем хочет воодушевить своих чад на большие труды, а нерадивых пробудить от усыпления… Беда наша, что мы привыкли отдалять от себя час Суда… Но придется и нам предстать на Суд и дать отчет за дни и годы жизни… Не лучше ли каждый час держать себя так, как если бы Господь должен был явиться теперь?.. Враг знает силу этого помышления и всячески заслоняет его в нашей памяти… Ныне или завтра придет смерть и запечатлеет собою нашу участь навсегда, ибо по смерти нет покаяния… В чем застанет нас смерть – в том и предстанем на Суд… Запечатлейте образ Суда Божия в уме и сердце и всегда помните о нем (Святитель Феофан Затворник).

Источник: https://www.pravmir.ru/tserkov-otmechaet-nedelyu-o-strashnom-sude/

Кондак Триоди Постной в неделю мясопустную о Страшном Суде

Поиск Лекций

Беседы о духовной жизни православного христианина (практика Православия)

ЦИКЛ БЕСЕД «ВЕЛИКИЙ ПОСТ»

ТЕМА 4.1 «Великий Пост как время духовного путешествия. Канон Андрея Критского»

ВОПРОСЫ:1. Неделя о Страшном Суде(Мф. 25:31-46)чтение перед Великим Постом 2. Великий Пост как духовный путь 3. Некоторые особенности великопостных богослужений 4. Канон Андрея Критского (изучение избранного отрывка)

1. НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ.Здесь Христос говорит уже не притчами, а прямо указывая на последствия беззаконной жизни, устрашает и побуждает нас к покаянию, делам милосердия и любви. Высшие добродетели неодинаково доступны для каждого, а дела милосердия возможны для всех. Вопрос: в чем духовный смысл дел милосердия для человека?

Суд – по закону Любви к конкретному человеку (а не только к абстрактному понятию человечества вообще). Это Неделя также о плодах духовных, которые принесет человек. «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7). «Что я пожну, когда так страшно сею?»

«Церковь – не социальное агентство… Хpистианская любовь – это «невозможная возможность» yвидеть Хpиста в дpyгом человеке, кто бы он ни был; человеке, котоpого Бог по Своемy вечномy и тайномy пpомыслy pешил ввести в мою жизнь, хотя бы на несколько мгновений, не только как повод для «добpого дела» или филантpопического yпpажнения, но как начало вечного общения с Самим Богом. Любовь не может быть безличной… Миссия Цеpкви – напоминать об этой личной любви…. Пpитча о Стpашном Сyде говоpит о хpистианской любви. Hе каждый из нас пpизван pаботать для (всего) человечества, но каждый полyчил даp и благодать любви Хpистовой» (прот. Александр Шмеман)

Кондак Триоди Постной в неделю мясопустную о Страшном Суде

Егда приидеши Боже на землю со славою, / и трепещут всяческая: / река же огненная пред судищем влечет, / книги разгибаются, и тайная являются: / тогда избави мя от огня неугасимаго, / и сподоби мя одесную Тебе стати Судие Праведнейший
Перевод. Когда придешь Ты, Боже, на землю со славою / весь мир затрепещет; / река огненная течет пред Престолом (местом) Суда, / книги (совести) открываются и тайны объявляются (обнаружатся) / Тогда избавь меня от огня неугасимого / и удостой меня стать справа от Тебя, / Судия Праведнейший

2. ВЕЛИКИЙ ПОСТ КАК ДУХОВНЫЙ ПУТЬ. В чем особенности Великого Поста? Почему Великий Пост называется «светлой печалью», «духовной весной»?

Каждый раз приступаю к Великому Посту, как к чему-то новому. Воспринимаю его как призывную трубу, зовущую в бой. Чувствуется и страх, и радость одновременно. Мы должны иметь мысль, что мы еще ни разу не постились, и начинать Пост каждый раз впервые и вновь. В светских событиях сначала радость, потом обычно тоска и печаль.

В духовном смысле – наоборот, – печаль предшествует великой радости. Пост печален изначально, но призван к обретению радости, только это другая печаль и другая радость… Все – ради Него и к Нему должно нас приближать, в противном случае ни чтение, ни пост, никакие духовные подвиги не имеют смысла, если они не приближают нас ко Христу (прот.

Андрей Ткачев)

Пост – это дyховное путешествие, странствие, а цель его – Пасха, Воскpесение Хpистово. Христос сделал нас соучастниками Своего Воскpесения. Мы пpосто забываем все это, мы так заняты, так погpyжены в ежедневные заботы, что ослабеваем. Мы живем так, как бyдто Хpистос никогда не пpиходил.

И это единственный настоящий гpех, глyбочайшая тpагедия и гpyсть нашего номинального хpистианства… Цель Поста – перенести нас из одного духовного состояния в другое (прот. Александр Шмеман).

Пост – не столько самоограничение в пище, а время особого усилия, чтобы избавиться от суеты, осуждения, гнилого слова, исправить сердце и творить добро.

В Пост мы уподобляемся Христу в пустыне (40 дней). В это время нам нужно проверить себя – что изменилось с прошлого Поста, какие духовные болезни в себе нужно лечить?

Грехопадение Прародителей Адама и Евы (путь греха) Христос в пустыне показывает пример Поста (прошел путем, обратным пути Адама и Евы) 1-е Послание Иоанна (2:16)
Ева увидела: Дерево, плоды: 1) хороши для пищи 2) приятны для глаз 3) вожделенны, т.к. дают знание («делает богами») Искушения в пустыне: 1) желанием плоти (взалкал) (не хлебом единым жив человек) 2) верой (одному Богу покланяйся) 3) гордыней (не искушай Господа) Ибо все, что в мире: 1) похоть плоти 2) похоть очей 3) гордость житейская – не есть от Отца, но от мира сего

3. ВЕЛИКИЙ КАНОН АНДРЕЯ КРИТСКОГО

Святой Андрей Критский (VII-VIII вв.) – богослов, автор духовных гимнов, архиепископ на Крите. Ввел в литургическую службу форму канона. Автор 70 канонов, в т.ч. Великого Покаянного канона, который включает ок. 250 тропарей и читается за богослужением частями в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы, целиком – в четверг пятой седмицы Великого Поста.

Почему Канон назван Великим? – За обширность содержания и духовную глубину.

1) Раскрывается история Ветхого и Нового Заветов: от жизни Адама и Евы через эпоху патриархов (Ноя и др.), царей и пророков (Давида и др.) до жизни Христа и Его учеников.

Весь текст Библии обращен к каждому (нужно разглядеть: где здесь я?) – мы видим всю библейскую историю как свою личную историю: события моей жизни, касающиеся меня и моего спасения, трагедия греха и измены. Наша жизнь показана нам как часть борьбы между Богом и силами тьмы.

Каждая человеческая душа – единственная и неповторимая – проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, что и все человечество в Библии с начала истории.

Канон показывает нам грех не определениями и перечислениями, а глубоким созерцанием библейской истории, которая есть история греха, покаяния и прощения.

Обратите внимание

Для того, чтобы по-настоящему «услышать» Великий Канон, требуется знание Библии и способность усваивать значение библейских образов. «Исследуйте Писания» (Ин. 5:39)

2) Затрагиваются важнейшие вопросы духовной жизни: показывается опасность греха и красота добродетели. «Отврати очи твои, чтобы не видеть суеты (Пс.118:37)

3) Задается «тон» Великого Поста: воспроизводится плач покаянной души о грехах, а также надежда и упование на Бога. Тема глубокого личного покаяния сочетается с темой взаимоотношений Бога и человека.

Канон располагает грешника к сердечной молитве, непритворному, искреннему покаянию, твердой, непоколебимой надежде на Бога, чтобы пробудить (или усилить) стремление к восхождению от состояния душевного мрака к состоянию святости; от пренебрежения Божьей благодатью к доверию, любви и полному послушанию Отцу и Сыну и Святому Духу.

Почти в каждой песне Канона можно выделить две части: 1 – беседа со своей душой о своих грехах и пути их исправления; 2 – молитвенный вопль к Богу о помиловании.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s35848t4.html

Неделя мясопустная, о Страшном суде

— Неделя мясопустная, о Страшном суде – 3 марта 2019 г. Перед ней — вселенская родительская суббота.

Третья «неделя», предшествующая посту, посвящена всеобщему Суду Христову над миром.

Ни одна древняя религия не верила в возможность полного и окончательного искоренения зла в творении, хотя во многих — ощущалась необходимость нравственного воздаяния.

Только пророки Ветхого Завета провозгласили наступление Суда Божия, который очистит и преобразит миропорядок. Суд этот начал вершиться еще в Ветхом Завете, когда грехи народа Божия влекли за собой возмездие. Но небывалую остроту приобрел он с началом проповеди Христа.

«Суд же состоит в том, что Свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели Свет» (Ин 3,19).

Суд продолжается и ныне, в глобальных масштабах; это было предсказано в Евангелиях и Апокалипсисе.

Мы читаем там, что «люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную» (Лк 21,25), что явится Зверь, на челе которого будут написаны имена богохульные («И дивилась вся земля, следя за Зверем… и поклонились Зверю, говоря: кто подобен Зверю сему?»).

Отравлены земля, воздух, треть мирового океана, гибнет треть живых существ (Откр 8,7 ел.; 13, 1 ел.). Зверь ведет войну со святыми и «побеждает их». Все кричат:«мир и благоденствие», но новые катаклизмы потрясают землю…

Были времена, когда о таких пророчествах говорили с насмешкой. Но в наш век, век Освенцима и Хиросимы, даже люди, далекие от веры, невольно заговорили апокалиптическим языком.

Важно

Добро и зло мира поляризуются, битва между ними приобретает все более ожесточенный характер. Она никого не оставляет в стороне. Исторические бури — предвестники Последнего Суда, точно так же, как все добрые семена, прорастающие в людях, подготавливают конечное торжество Правды Божией.

* * *

«Неделю о Страшном Суде» называют мясопустной, так как с этого дня устав предписывает воздержание от мяса. Мясопустная седмица в Древней Руси совпадала с Масленицей, языческим праздником проводов зимы.

До принятия христианства он сопровождался не только безобидными играми, обрядами и пирами, но и человеческими жертвоприношениями.

Поэтому суровый голос Церкви, возвещая о Суде, звал к покаянию, предостерегал от рецидивов язычества, которое тайно присутствовало в народном сознании.

Древняя Масленица включала обычай поминать предков блинами. В христианской Руси его переосмыслили как «заговенье», то есть праздничную трапезу накануне Поста.

Александр Мень «Таинство, Слово, Образ»

Источник: https://predanie.ru/tema/nedelja-o-strashnom-sude/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector