Неделя святых жен-мироносиц и иосифа праведного, триодь

Неделя святых Жен-Мироносиц и Иосифа Праведного

Глас 2 Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, / тогда ад умертвил еси блистанием Божества; / егда же и умершия от преисподних воскресил еси, / вся Силы Небесныя взываху: / Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе.

Слава: Благообразный Иосиф, / с Древа снем Пречистое Тело Твое, / плащаницею чистою обвив, и благоуханьми, / во гробе нове, закрыв, положи, / но тридневен воскресл еси, Господи, / подаяй мирови велию милость.

И ныне: Мироносицам женам, при гробе представ Ангел, вопияше: / мира мертвым суть прилична, / Христос же истления явися чуждь. / Но возопийте: воскресе Господь, / подаяй мирови велию милость.

 

Глас 2

Стих: Изведи из темницы душу мою, / исповедатися Имене Твоему.

Прежде век от Отца рождшемуся Божию Слову, / воплощшемуся от Девы Марии, / приидите поклонимся: / Крест бо претерпев, / погребению предадеся, яко Сам восхоте: / и воскрес из мертвых, / спасе мя заблуждающаго человека.

Стих: Мене ждут праведницы, / дондеже воздаси мне.

Христос Спас наш, / еже на ны рукописание пригвоздив на Кресте заглади, / и смертную державу упраздни: / покланяемся Его тридневному Воскресению.

Стих: Из глубины воззвах к Тебе, Господи, / Господи, услыши глас мой.

Обратите внимание

Со архангелы воспоим Христово Воскресение: / Той бо есть Избавитель и Спас душ наших, / и в славе страшной, и крепцей силе, / паки грядет судити миру, егоже созда.

И восточны {Анатолиевы} Глас тот же

Стих: Да будут уши Твои / внемлюще гласу моления моего.

Тебе распеншагося и погребеннаго, / Ангел проповеда Владыку, и глаголаше женам: / приидите видите, идеже лежаше Господь: / воскресе бо, якоже рече, яко всесилен. / Темже Тебе покланяемся единому безсмертному, / Жизнодавче Христе, помилуй нас.

Стих: Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит; / яко у Тебе очищение есть.

Крестом Твоим упразднил еси, юже от древа клятву, / погребением Твоим умертвил еси смерти державу: / востанием же Твоим просветил еси род человеческий. / Сего ради вопием Ти: / благодетелю Христе Боже наш, слава Тебе.

Стих: Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое, / упова душа моя на Господа.

Отверзошася Тебе Господи, страхом врата смертная, / вратницы же адовы видевше Тя, убояшася: / врата бо медная сокрушил еси, / и вереи железныя стерл еси, / и извел еси нас от тьмы и сени смертныя, / и узы наша растерзал еси.

Стих: От стражи утренния до нощи, от стражи утренния, / да уповает Израиль на Господа.

Спасительную песнь поюще, от уст возслем: / приидите вси, в дому Господнем припадем, глаголюще: / на Древе распныйся, и из мертвых воскресый, / и сый в недрех Отчих, / очисти грехи наша.

Таже стихиры мироносицам самогласны, глас 2. Анатолиа:

Стих: Яко у Господа милость, и многое у Него избавление, и Той избавит Израиля от всех беззаконий его.

Мироносицы жены, утру глубоку, / ароматы вземша, Господня гроба достигоша, / яже не надеяхуся обретша / помышляху благоговеюще каменному отвалению, / и друга ко друзей глаголаху: / где суть печати гроба; / где есть Пилатова кустодиа, и опасное утвержение? / Бысть же возвеститель не разумевающим женам, / блистаяйся Ангел, и глаголяй к ним: / что с рыданием ищете живаго и оживотворившаго род человеческий? / Воста Христос Бог наш из мертвых яко всесилен, / подаяй всем нам нетление и жизнь, / просвещение и велию милость.

Стих: Хвалите Господа вси языцы, похвалите Его вси людие.

Почто мира со слезами, о ученицы растворяете, / камень отвалися, гроб истощися: / видите тлю животом попранную, / печати свидетельствующя явственно, / спящия люте стражники непокоривых, / смертное спасеся плотию Божиею, ад рыдает. / Текша радостию рцыте апостолом: / умертвивый смерть Христос, перворожден из мертвых, / вас предваряет в Галилеи.

Стих: Яко утвердися милость Его на нас: и истина Господня пребывает во век.

Важно

Мироносицы рано бывша, / и гроб Твой со тщанием достигша, / искаху Тебе Христе, во еже помазати пречистое тело Твое. / И ангеловыми глаголы огласившеся, / радостотворныя образы апостолом проповедаху, / яко воскресе Начальник спасения нашего, пленивый смерть, / мирови же даруяй живот вечный / и велию милость.

Слава, глас 6.

Космы монаха: Мироносицы жены, гроба Твоего достигша, / и печати гробныя видевша, / не обретша же пречистаго тела Твоего, / рыдающа со тщанием приидоша, глаголюща: / кто украде наше упование; / кто взят мертва нага смирною помазана, / Матери едино утешение? / О како мертвыя ожививый умертвися; / ад пленивый, како погребеся? / Но воскресни Спасе самовластно, / якоже рекл еси, / тридневен, спасаяй души наша.

И ныне, Богородичен, глас 2: Прейде сень законная, / благодати пришедши: / якоже бо купина не сгараше опаляема, / тако Дево родила еси, / и Дева пребыла еси. / Вместо столпа огненнаго, праведное возсия Солнце: / вместо Моисея, Христос, / спасение душ наших.

Мироносицы жены, ко гробу что приидосте; / что ищете живаго в мертвых? / Воскресе Господь, дерзайте, вопиет Ангел.

Со страхом приидоша жены на гроб, / ароматы тело Твое помазати тщащияся: / и сие не обретше, / недоумевахуся друга ко друзей, не ведуще Воскресения. / Но предста им Ангел, и рече: / воскресе Христос, / даруяй нам велию милость.

Приидоша на гроб Магдалина, / и другая Мария ищуще Господа, / и Ангела видеша яко молнию / седяща на камени, и глаголюща им: / что ищете живаго с мертвыми; / воскресе, якоже рече: / в Галилеи Его обрящете. / К Нему же возопиим: / воскресый из мертвых, Господи слава Тебе.

Слава, глас 6: Проси Иосиф тело Иисусово, / и положи е в новом своем гробе: / подобаше бо Ему из гроба, / яко от чертога проити. / Сокрушивый державу смерти, / и отверзый врата райская человеком, / Господи слава Тебе.

И ныне, Богородичен, глас тот же: Творец и Избавитель мой, Пречистая, / Христос Господь из Твоих ложесн прошед, / в мя оболкийся, / первыя клятвы Адама свободи. / Темже Ти, Всечистая, / яко Божии Матери же и Деве, / воистинну вопием немолчно: / радуйся ангельски, радуйся, Владычице, / предстательство и покрове, / и спасение душ наших.

Источник: http://rublev.com/prazdniki/nedelia-sviatykh-zhenmironosits-i-iosifa-pravednogo/molitvy

Неделя 3-я по Пасхе. Святых жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима

Встречающиеся во всю сию седмицу песнопения Великой Пятницы и Субботы следует петь обычным гласовым напевом, а не напевами Страстной седмицы.

На великой вечерне, на “Господи, воззвах” – стихиры на 10: воскресные 2-го гласа – 7 и Триоди – 3, “Слава” – Триоди, глас 6-й: “Мироносицы жены΄”, “И ныне” – догматик 2-го гласа: “Пре́йде сень законная”. Вход. “Свете Тихий”. Прокимен дня.

На литии – стихиры праздника, “Слава”, глас 6-й – “Проси Иосиф тело Иисусово”, “И ныне” – Богородичен воскресный 6-го гласа: “Творец и Изба́витель”. На стиховне первая стихира воскресная, затем стихиры Пасхи “Да воскреснет Бог”, “Слава” – стихира, глас 5-й – “Тебе, одеющагося”, “И ныне” – Пасхи: “Воскресения день”.

(“Христос воскресе” в конце этой стихиры поется один раз.) По “Ныне отпущаеши”, “Богородице Дево” (трижды).

На утрене, на “Бог Господь” – тропарь воскресный 2-го гласа (дважды), “Слава” – глас тот же: “Благообразный Иосиф”, “И ныне” – “Мироносицам женам”. По кафизмах – седальны на ряду в Триоди.

Если храм мироносиц, поем величание: “Величаем вас, святии мироносицы, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего”. Псалом избра́нный: “Блажен муж, боя΄йся Господа”.

Тропари по непорочных “Ангельский собор…” Степенна и прокимен воскресные 2-го гласа. Евангелие воскресное 3-е – Мк., зач. 71. “Воскресение Христово видевши” (трижды) и прочее, как в Фомино воскресенье.

Канон Пасхи “Воскресения день”, ирмос единожды, тропари на 3 с припевом “Христос воскресе из мертвых”, Богородицы на 2 с припевом “Пресвятая Богородице, спаси нас” и Триоди на 8. Катавасия “Воскресения день”. По 3-й песни кондак и икос Пасхи и седальны Триоди. По 6-й песни кондак, глас 2-й:

“Радоватися мироносицам повелел еси, плач праматере Евы утолил еси Воскресением Твоим, Христе Боже, апостолом же Твоим проповедати повелел еси: Спас воскресе от гроба”, и икос Триоди. “Честнейшую” не поем.

Совет

По 9-й песни “Свят Господь Бог наш” (трижды) и светилен Пасхи “Плотию уснув” (единожды), “Слава” – светилен Триоди, “И ныне” – то же.

На “Хвалите” – стихиры воскресные, гласа, на 8, “Слава”, глас 2-й – стихира евангельская 2-я, “И ныне” – “Преблагословенна еси”. По великом славословии тропарь воскресный “Воскрес из гроба”.

Отпуст – “Воскресый из мертвых Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых праведных Иосифа Аримафейскаго и Никодима, святых жен мироносиц (далее поминаются святые храма и дня) и всех святых…”

На часах – тропарь воскресный. “Егда снизшел еси”, “Слава” – “Благообразный Иосиф”. Кондак “Радоватися мироносицам”.

На Литургии Блаженны воскресные, положенные на ряду в Триоди, на 4, и от канона святых мироносиц, песнь 6-я на 4. По входе тропари “Егда снизшел еси”, “Благообразный Иосиф”, “Слава” – кондак мироносиц, “И ныне” – Пасхи “Аще и во гроб”.

Прокимен, глас 5-й: “Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое”. Стих “К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене”. Апостол: Деян., зач. 16. Евангелие: Мк., зач. 69. За “Достойно” – “Ангел вопияше”, “Светися”.

Причастны “Тело Христово приими΄те” и “Хвали΄те Господа с небес”.

Во все Недели Святой. Пятидесятницы, кроме Антипасхи и Дня Святой Троицы, вечерня совершается вседневная.

Обратите внимание

О служении в Недели жен-мироносиц, раслабленного, самаряныни и слепаго с полиелеем или бдением святому или храмовому святому см. том 1, с. 116, 117.

Примечание на дни седмиц 3-й, 4-й, 5-й и 6-й с полиелеем или бдением святому см. том 1, с. 113-114.

Email рассылкаTelegram

© Михаил Чернов vsemolitva.ru

Читайте также

Источник: http://vsemolitva.ru/nedelya-3-ya-po-paskhe-svyatyh-zhen-mironosic-pravednyh-iosifa-arimafejskogo-i-nikodima.html

Период пения Цветной Триоди

Шрифт

В 3-ю Неделю по Пасхе Святая Церковь воспоминает святых жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тайных учеников Христовых.

Своим богослужением Церковь вновь поставляет нас на Голгофе у Креста Христова, с которого снимают Пречистое Его Тело Иосиф и Никодим, и в вертограде у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа, и где затем мироносицы, пришедшие помазать Тело благовонными маслами, первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа.

По примеру святых жен-мироносиц и мы должны возгревать в сердце своем истинную самоотверженную любовь к Спасителю нашему, чтобы, как говорит Апостол (Рим.

8,38-39), ничто не могло отлучить нас от Него – ни настоящее, ни грядущее, ни жизнь, ни смерть, ни ангелы, ни человеки.

Кроме того, как святые жены, уязвленные лютою скорбию при виде распятого Господа, искали и обрели утешение в Его же гробе, так и каждая христианская душа должна искать утешение в скорбях и печалях у гроба и креста Спасителя своего.

Святая Мария Клеопова

Святая Мария Клеопова, мироносица, по преданию Церкви была дочерью праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии (память 26 декабря), от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом. Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры.

Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы. Благословенным плодом того брака был священномученик Симеон, апостол от 70-ти, сродник Господень, второй епископ Иерусалимской Церкви (память 27 апреля).

Память святой Марии Клеоповой празднуется также в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц.

Святая Иоанна Мироносица

Святая Иоанна Мироносица, супруга Хузы, домоправителя царя Ирода, была одной из жен, следовавших за Господом Иисусом Христом во время Его проповеди, и служила Ему. Вместе с другими женами после Крестной смерти Спасителя святая Иоанна приходила ко Гробу, чтобы помазать миром Святое Тело Господа, и слышала от Ангелов радостную весть о Его славном Воскресении.

Читайте также:  Молитва преподобного нектария оптинского

Праведные сестры Марфа и Мария

Праведные сестры Марфа и Мария, уверовавшие во Христа еще до воскрешения Им их брата Лазаря, по убиении святого архидиакона Стефана, наступлении гонения на Церковь Иерусалимскую и изгнании праведного Лазаря из Иерусалима, помогали своему святому брату в благовествовании Евангелия в разных странах. О времени и месте их мирной кончины сведений не сохранилось.

* * *

Мудрость Святых Отцов. Женщина и Христианство

У Христа воинствует и женский пол, вписываемый в воинство по душевному мужеству и не отвергаемый за телесную немощь. И многие жены отличались не менее мужей: есть и такие, что даже больше прославились. Таковы наполняющие собою лик девственниц, таковы сияющие подвигами исповедания и победами мученичества.

(Свт. Василий Великий)

Истинно целомудренные, прилагая все старание о том, чтобы попещись о душе, не отказываются и телу, как орудию души, услужить в меру, но почитают делом недостойным и низким для себя украшать тело и величаться им, чтобы оно, по природе, будучи рабом, не возгордилось пред душой, которой вверено право владычества…

(Св. Исидор Пелусиот)

Святые жены-мироносицы являют нам пример истинной жертвенной любви и самоотверженного служения Господу. Когда все оставили Его, они были рядом, не испугались возможных преследований. Не случайно именно Марии Магдалине первой явился Воскресший Христос.

Впоследствии, по преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина много потрудилась в проповеди Евангелия. Именно она преподнесла римскому императору Тиверию красное яйцо со словами? “Христос Воскресе!”, откуда и пошел обычай на Пасху красить яйца.

Святая Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок, отмечает их особую и важную роль в семье и обществе, укрепляет их в их самоотверженном подвиге любви и служения ближним.

Насколько этот праздник отличается от так называемого Международного Женского Дня 8 Марта, установленного феминистскими организациями в поддержку их борьбы за так называемые права женщин, а точнее за освобождение женщин от семьи, от детей, от всего, что составляет для женщины смысл жизни. Не пора ли нам вернуться к традициям нашего народа, восстановить православное понимание роли женщины в нашей жизни и более широко отмечать замечательный праздник день святых жен-мироносиц.

Никольский Благовестник № 3(53), 29 апреля 2001 г.

Источник: http://xn—-7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/cvet_tr/nedeli/004.html

Читать онлайн «Триодь цветная (рус)», автора Тимрот Амвросий (иеромонах)

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА

НЕДЕЛЯ АНТИПАСХИ СВЯТОГО АПОСТОЛА ФОМЫ

НЕДЕЛЯ ТРЕТЬЯ ПОСЛЕ ПАСХИ СВ. ЖЕН МИРОНОСИЦ И ИОСИФА ПРАВЕДНОГО

НЕДЕЛЯ ЧЕТВЕРТАЯ ПОСЛЕ ПАСХИ О РАССЛАБЛЕННОМ

ПРЕПОЛОВЕНИЕ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

ПЯТАЯ НЕДЕЛЯ ПОСЛЕ ПАСХИ, О САМАРЯНКЕ

ШЕСТАЯ НЕДЕЛЯ ПОСЛЕ ПАСХИ, О СЛЕПОМ

ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА ПАСХИ

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

НЕДЕЛЯ СЕДЬМАЯ ПОСЛЕ ПАСХИ СВ. ОТЦОВ ПЕРВОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА

ТРОИЦКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА

ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА

НЕДЕЛЯ ВСЕХ СВЯТЫХ

СЛУЖБА ВСЕМ СВЯТЫМ В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИМ

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА

НА УТРЕНИ

[После отпуста полунощницы священник, держа свечу, зажженную от неугасимой лампады на св. Престоле, выходит Царскими вратами и поет, призывая верующих зажигать свои свечи:

Глас 5: Придите, примите свет / от немеркнущего Света, / и прославьте Христа, / воскресшего из мертвых.

Это же повторяют и оба хора.] Затем выходим из храма и обходим его, воспевая стихиру, глас 6:

Воскресение Твое, Христос Спаситель, / Ангелы воспевают на небесах: / и нас на земле удостой / чистым сердцем Тебя славить.

Когда же придем к закрытым дверям храма [диакон возглашает: Дабы удостоиться нам: и читаем Евангелие от Марка, зачало 70.

По окончании поем: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.] Затем настоятель, покадив св. Евангелие, иконы, всех присутствующих и закрытые двери, держа в руках зажженный трехсвечник и св.

Крест, возглашает, изображая крест кадилом:

Слава святой, и единосущной, и животворящей, и нераздельной Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Затем настоятель трижды поет:

Тропарь, глас 5

Важно

Христос воскрес из мертвых, / смертию смерть поправ / и тем, кто в гробницах, / жизнь даровав.

И хор поет тот же тропарь трижды.

Затем настоятель возглашает стихи:

Стих 1: Да восстанет Бог и рассеются враги Его, / и да бегут от лица Его ненавидящие Его.

И после каждого стиха поем тропарь по одному разу:

Тропарь: Христос воскрес из мертвых:

Стих 2: Как исчезает дым, да исчезнут, / как тает воск пред лицом огня.

Тропарь: Христос воскрес из мертвых:

Стих 3: Так да погибнут грешники от лица Божия, / а праведники да возвеселятся.

Тропарь: Христос воскрес из мертвых:

Стих 4: Это день, который сотворил Господь, / возрадуемся и возвеселимся в оный!

Тропарь: Христос воскрес из мертвых:

Слава:

Тропарь: Христос воскрес из мертвых:

И ныне:

Тропарь: Христос воскрес из мертвых:

Затем предстоятель поет громким голосом: Христос воскрес из мертвых, / смертию смерть поправ.

Хор: И тем, кто в гробницах, / жизнь даровав.

Затем ектения великая: В мире Господу помолимся: и прочее.

[Молитва 1] и возглас: Ибо Тебе подобает вся слава:

Хор: Аминь.

КАНОН

Творение преп. Иоанна Дамаскина, глас 1; ирмосы поем на 4, тропари же на 12 с припевом: Христос воскрес из мертвых. Ирмосы каждый хор исполняет поочередно. В конце каждой песни катавасия: тот же ирмос, и затем тропарь «Христос воскрес из мертвых» полностью трижды.

Каждую песнь канона начинает предстоятель, и кадит святые иконы, оба хора и братию по чину; после каждой песни бывает малая ектения вне алтаря, молитва и возглас из алтаря. После 1 песни поет правый хор, после 3 песни – левый.

Песнь 1

Ирмос: Воскресения день! Просияем люди! / Пасха! Господня Пасха! / Ибо от смерти к жизни и с земли к небесам / Христос Бог нас перевел, / победную поющих.

Припев: Христос воскрес из мертвых.

Очистим чувства и увидим / неприступным светом воскресения / сияющего Христа, / и говорящего: «Радуйтесь!» / ясно услышим, / воспевая победную.

Небеса достойно да веселятся, / земля же да радуется, / да празднует и весь мир, / видимый, и невидимый: / ибо Христос восстал, веселье вечное.

[Богородичны, написанные преподобными Феофаном и Иосифом поются только со второго дня Cветлой седмицы, но не в неделю Пасхи.

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.

Богородичен: Умерщвления предел сломила Ты, / носив во чреве жизнь вечную, Христа, / из гроба воссиявшего в сей день, / Дева всенепорочная, / и мир просветившего.

Воскресшим увидев Сына Твоего и Бога, / радуйся с Апостолами, Богоблагодатная, Чистая! / И первой «Радуйся», как причина радости для всех, / приняла Ты, Богоматерь всенепорочная.]

Катавасия: Воскресения день:

И после катавасии тропарь: Христос воскрес из мертвых: (3).

Ектения малая, [молитва 2] и возглас: Ибо Твоя власть, и Твои – царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.

Песнь 3

Ирмос: Придите, будем пить питие новое, / не из камня бесплодного чудесно изводимое, / но бессмертия источник, / пролившийся из гроба Христом, / на Котором мы утверждаемся.

Ныне все исполнилось света, / и небо, и земля и преисподняя: / пусть же празднует все творение восстание Христа, / на котором утверждается.

Вчера я погребался с Тобою, Христе, / – с Тобою воскресшим в сей день восстаю; / распинался я с Тобою вчера: / Сам прославь меня с Собой, Спаситель, / в Царстве Твоем!

[Богородичен: К жизни непорочной / перехожу я в сей день, / по благости Родившегося от Тебя, Чистая, / и все концы светом озарившего.

Увидев Бога, Которого по плоти / носила Ты во чреве, Чистая, / из мертвых восставшим, как сказал Он, ликуй, / и как Бога, Непорочная, Его величай.]

Катавасия: Придите, будем пить питие новое:

Ектения малая, [молитва 5], и возглас: Ибо Ты – Бог наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Ипакои, глас 4

, пришедшие с Марией до рассвета / и нашедшие камень отваленным от гроба, / услышали от Ангела: «Во свете вечном Пребывающего / что вы ищете среди мертвых как человека? / Посмотрите на погребальные пелены, / бегите и миру возвестите, / что восстал Господь, умертвив смерть, / ибо Он – Сын Бога, спасающего род человеческий!»

Песнь 4

Ирмос: На божественной страже / Богословесный Аввакум да станет с нами / и покажет светоносного Ангела, / ясно возглашающего: / «В сей день – спасение миру, / ибо воскрес Христос, / как всемогущий».

Мужем, как разверзший девственное чрево, / явился Христос; / а как предлагаемый в пищу, назван Агнцем, / непорочным же – как непричастный скверне, / Он, наша Пасха; / и, как Бог истинный, / зовется совершенным.

Как однолетний агнец, / для нас – добрый венец, / Благословенный добровольно заколот за всех, / Пасха очистительная, / и вновь воссиял нам из гроба / прекрасным правды Солнцем.

Богоотец Давид / пред ковчегом, подобным тени, скакал, играя; / мы же, святой народ Божий, / исполнение прообразов видя, / возрадуемся боговдохновенно, / ибо воскрес Христос, как всемогущий.

[Богородичен: Создавший Адама, Твоего праотца Чистая, / созидается от Тебя, / и в сей день Он смертью Своей упразднил / чрез того смерть, / и всех озарил / божественными блистаниями воскресения.

Видя Христа, Которого носила Ты в чреве, Чистая, / прекрасно из мертвых воссиявшего / в сей день для спасения всех, / славная и непорочная среди жен, и прекрасная, / с Апостолами радуясь, Его прославляй.]

Катавасия: На божественной страже:

Ектения малая, [молитва 3] и возглас: Ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Песнь 5

Ирмос: Бодрствовать будем с раннего утра / и, вместо мvра, песнь принесем Владыке, / и Христа узрим – правды Солнце, / всем жизнь излучающее.

Совет

Безмерное Твое милосердие видя, Христе, / связанные узами ада / к свету устремлялись / радостными стопами, / восхваляя Пасху вечную.

Приблизимся со светильниками в руках ко Христу, / выходящему из гроба, как жениху, / и отпразднуем вместе / с торжествующими полками / Пасху Божию спасительную.

[Богородичен: Просвещается Божественными / и живоносными лучами / воскресения Сына Твоего, Богоматерь Пречистая, / и радости исполняется благочестивых собрание.

Не отверз Ты врат девства при воплощении, / не нарушил печатей гроба, Царь создания, / и потому, воскресшим Тебя видя, / Матерь радовалась.]

Катавасия: Бодрствовать будем с …

Источник: https://knigogid.ru/books/104186-triod-cvetnaya-rus/toread

Неделя 3-я по Пасхе Память святых жен-мироносиц

Как старатель решетом усердно намывает горы тяжелой земли, чтобы найти крошечные крупицы золота, так и душа решетом молитвы находит слитки любви и смирения в бесконечных тоннах гниющего житейского мусора…

У каждой человеческой души в жизни должен наступить момент, когда зело рано, во едину от суббот (Мк. 16:2) через тьму будней и забот она будет пробираться к Источнику Жизни! Мироносицы первые проложили этот путь.

Как получилось, что когда все ученики оставили Христа, страха ради иудейска, когда сон смежил глаза апостолов в Гефсиманском саду, когда такой камень, как апостол Петр, греясь у костра, не выдержал прямого вопроса служанки и тоже отрекся, когда все, кто ходил за Ним в ожидании чуда, исцеления, какой-то еще помощи — растворились, разбежались, исчезли — хрупкие женщины, мироносицы остались верными Спасителю до Креста, до Распятия, до смерти, до гроба, а потом и до Победы, воссиявшей из этого живоносного Гроба?

Почему, когда казалось, что сам воздух превратился в страх и ужас, праведный Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, богатый, уважаемый человек, пренебрегая своей личной безопасностью, своим статусом, положением осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова (Мк. 15:43)? Что двигало таинственным Никодимом, тем самым, который раньше ночью приходил к Спасителю и беседовал о Вечной жизни и спасении, — не убояться и принести на погребение Учителя смешение смирнено и алойно яко литр сто (Ин. 19:39)?

Гибнут цивилизации. Уходят в небытие идолы и кумиры. Забывают о тех, кто правил умами миллионов людей. А о той верной и тихой женщине, которая возлила миро на главу Господа, Он Сам сказал: Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие, в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала (Мк.14:9).

Когда наши отцы, деды и прадеды сражались с оружием в руках на кровавых полях Отечественной войны, наши матери, бабушки и прабабушки, «белые платочки», русские мироносицы, с молитвой в сердце вымаливали победу России над оккультным Рейхом! Потом, уже после войны, на одной из международных конференций, лукавые европейские наблюдатели с иронией и насмешкой спрашивали нашего иерарха: «А что же будет с русской Церковью, когда умрут последние верующие бабушки?» И он ответил: «Наши бабушки — бессмертны!» Умирают зло, ненависть, предательство, трусость, клевета. Верность, любовь, смирение остаются навечно, навсегда!

Читайте также:  Мега спилеон, греция, полуостров пелопоннес, область ахайя

Святитель Николай Сербский восклицает: «О! Благоуханный Господи, единое благовоние человеческого существа и человеческой истории! Сколь дивно Ты вознаградил сии преданные и верные души, которые не забыли Тебя и мертвого во гробе! Из мироносиц Ты сделал их благовестницами Твоего Воскресения и Твоей славы. Они не помазали Твое мертвое тело, но Ты помазал их живые души елеем радости. Безутешные горлицы стали ласточками новой весны! Плакальщицы с Твоего гроба стали святыми во Царствии Твоем Небесном!»

Мироносицы не помазали тело своего Учителя, но святые отцы говорят, что Господь и намерение целует. Верность — одна из самых прекрасных добродетелей. Верность супругов друг другу. Верность своей Отчизне. Верность долгу. Верность детей родителям. Мироносицы сохранили самую главную верность — верность Богу!

Обратите внимание

Почему именно они, не убоявшись, во едину от суббот прииде заутра, еще сущей тьме, на гроб (Ин. 20:1)? Почему праведные Иосиф с Никодимом проявили свое бесстрашие? Бог — непостижим. И человек — непостижим.

Бог — это великая Тайна, и в человеке как в образе Божием заключена тайна. Кто-то сказал: «Человек — это тайна. К ней можно прикоснуться, но разгадать её — нельзя». А отец Рафаил Нойка вторит этим словам: «Каждый человек — исключение.

Каждая душа — неповторимое странствие».

Мы часто оцениваем человека по его поступкам. И это, действительно, важный критерий. Но святоотеческое учение говорит, что никто из нас не сводим ни к одному из наших поступков. Человек всегда глубже и сложнее, чем то, что он делает. Человек — это целая Вселенная, Космос, Загадка… И порою мы сами не понимаем, что творится внутри нас.

Только Бог знает — что в человеке. И в человеческой душе, как в зеркале, могут отражаться Бог, Смысл, Любовь, Вечность,  или, наоборот, — неверие, злоба, ненависть, гордыня, похоть.

На Нюрнбергском процессе спросили одного немецкого офицера: «Как же вы могли сжигать в газовых камерах таких же, как вы, людей?» И он ответил: «А я не думал, что это были люди!»

«Нам предлежит два пути, — говорит авва Исайя, — путь жизни и путь смерти. Идущий по одному — не идет по другому». Церковь всеми силами помогает человеку встать на этот удивительный, глубокий, необъятный Путь Жизни.

Евангелист Матфей пишет, что когда мироносицы увидели Воскресшего Христа, Он воскликнул: «Радуйтесь!» И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему (Мф. 28:9). Через мрак своей оторванности от Бога, через страшную суетливую череду серых будней, через болезненную рассеянность своей жизни человек должен прийти к Воскресшему Христу и поклониться Ему.

Поклониться не только телом, не только коленями, но поклониться всей своей жизнью, каждой маленькой клеткой своей души. На колени встать перед чудом Воскресения Христова!

Патерик повествует о том, как два монаха шли в церковь. Один постоянно повторял: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу! Приидите, поклонимся и припадем ко Христу…

» Другой не выдержал: «Слушай, почему ты не читаешь псалмы, или другие какие-то молитвы, а все время одно: “приидите, поклонимся”?» И тот ответил: «Я призываю все мои чувства, все силы души, чтобы они вместе пришли поклониться Христу!» С Богом нельзя, невозможно выстроить «бартерные» отношения: Ты — мне, я — Тебе. Богу нужно наше сердце. Целиком! Сыне, даждь Мне твое сердце! (Прит. 23:26)

Важно

Как-то один оптинский послушник спросил преподобного Льва: «Батюшка! А чем привлекается наипаче благодать Божия?» И убеленный сединами и мудростию авва ответил: «Непритворство, нековарство, откровенность души — вот что приятно смиренному сердцем Господу». Это то, о чем Господь говорит в Евангелии: Аще не обратитеся и не будете яко дети, не внидете в Царствие Небесное (Мф. 18:3).

Митрополит сербский Амфилохий замечательно говорит о «Божественной деликатности», о том, что Творец оказывает бесконечное уважение к человеческой личности и человеческой свободе. Бог никого насильно не тянет зело рано к Своему Живоносному Гробу.

Он хочет, чтобы наше сердце добровольно, охотно, радостно, вдохновенно прорезывало темноту нашей жизни своим внутренним тихим светом.

Но если человек все-таки решится идти через тьму к Истине, то Господь дарит ему такой рассвет, такие краски, такую благодать, которые тот даже не ожидает!

Святитель Николай Сербский спрашивает: «А какая разница между мироносицами и Евою?» «Мироносицы, — говорит он, — из любви спешат быть послушными и мертвому Господу, в то время как Ева не хотела быть послушной и живому! Та — непослушна и в раю, а мироносицы послушны на Голгофе… » Мироносицами должны стать наши души.

Послушными, тихими, радостными, верными! Иного настоящего предназначения у человека и нет на земле. Делание верующего сердца — всегда быть в пути. Без остановок и перерывов на обед.

Вдохновенно, радостно, честно! На крыльях, на веслах, на коленях! По бездорожью, по топям; сквозь мглу и туман! С надеждой! С доверием! С любовью!

Очнувшись от земной спячки, наше сердце зело рано должно начать свое таинственное восхождение к Воскресшему Христу. Скоро рассвет. И камень уже отвален от гроба!

Игумен Тихон (Борисов)

30 апреля 2017 г.

Источник: https://www.optina.ru/sermon/ned3po_pashe_zhen-mir17/

Толкование воскресного Евангелия. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц

Второе воскресенье после Светлой седмицы – память святых жен-мироносиц и святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Тех, которые более всех прикоснулись к тайне смерти Христовой, сохранив верность Господу до конца. Мы знаем, что Иосиф и Никодим были тайными учениками Христа.

Никодим ночью тайно приходит ко Христу под покровом темноты и говорит с Ним о Царстве Божием, о том, как может человек родиться для истинной жизни (см.: Ин. 3: 2–21).

И когда иудеи в злобе искали обвинения на Христа, чтобы предать Его смерти, Никодим сказал им прямо в лицо: Разве закон наш судит человека прежде, чем выслушает его? (Ин. 7: 51).

Евангелие от Марка, 15:43 – 16:8 

Совет

Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.

Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.

И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.

И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

https://www.youtube.com/watch?v=omJMkhC074o

А что мы знаем об Иосифе Аримафейском? Самое главное то, что он дал Господу свою гробницу, тот каменный гроб, высеченный в скале, который он приготовил для себя (см.: Мф. 27: 60). Эта гробница, в которой было положено тело Спасителя, принадлежала Иосифу. И нам есть и здесь о чем задуматься.

Авраам, когда он был в земле Ханаанской, ничего не имел, но у него было место погребения. А у Спасителя нашего не было и того. А с другой стороны, мы видим, что Иосиф отдает свою гробницу – то есть, место, которое он приготовил для своей собственной смерти. Перед нами человек, который всегда имеет память о смерти.

Это только редкие святые, подвижники, пустынники имели гроб постоянно в сенях своей кельи, чтобы видеть ясней, чем кончается жизнь человеческая и чем все определяется в жизни. Святой праведный Иосиф имел эту память постоянно – у него был гроб, приготовленный для себя.

Обратите внимание

И оттого что он отдал свой гроб Христу Богу, его смерть уже заранее соединилась со смертью Христа Бога. Она заранее освящена новою жизнью, которую Христос принес всем людям.

Об этой гробнице сказано, что она была новой, туда никто никогда не был положен, как это обычно бывало у иудеев (Лк. 23: 53). В этом был тоже великий смысл, потому что Господь, умирающий как всякий человек, в то же время проходит совершенно новый путь смерти, открывая новый путь смерти для каждого человека. И все должно быть новым.

И в том, что эта гробница была высечена в скале, святая Церковь тоже видит великую тайну. Христос умер, чтобы гроб каждого человека стал убежищем, надежною защитою для всех, кто верен своему Господу, для всех Его святых. Смерть – самое драгоценное приобретение, как говорит апостол Павел (см.: Флп.

1: 21), потому что через нее открывается та истинная жизнь, для которой человек приходит в мир.

В Евангелии сказано, что Иосиф Аримафейский был знаменитым членом совета. То есть, он был видной личностью благодаря своим выдающимся качествам. И он был членом великого синедриона, который выносил смертельный приговор нашему Господу.

Может быть, от него Церковь имеет все сведения об этом суде над судом, как говорят святые отцы, который совершался тогда, потому что никто из учеников, естественно, не мог присутствовать на нем. Но об Иосифе сказано еще нечто более драгоценное: он ожидал Царствия Божия.

Те, кто ждет Царствия Божия и хочет быть его причастником, должны засвидетельствовать готовность стоять за дело Христово. И этого человека Бог воздвиг для особого служения, которое никто из Его учеников не мог и не осмелился исполнить: он дерзнул войти к Пилату и просить тела Иисусова.

Хотя он знал, что это вызовет ярость первосвященников, он смело вошел к Пилату. Когда он видел живого Христа, который проповедовал о приближении Царствия Божия, его сердце влеклось ко Господу, но он не решался идти дальше, он был тайным учеником Христовым.

Важно

Но когда он увидел распятие Христа – может быть, он тоже был среди тех, кто стоял около этого Креста Господня, – его сердце было сокрушено любовью Господней. Мы видим, что с самого начала сотник, потом Иосиф с Никодимом и другие люди являются свидетелями исполнения слова Христова: когда Он будет вознесен от земли, Он всех привлечет к Себе.

Некоторые говорят, что Иосиф Аримафейский дал Христу гробницу после того, как Христос умер, но он не сделал ничего, чтобы заступиться за Него при жизни.

И в этом есть, может быть, некая правда – та, которую мы должны увидеть, каждый из нас, по отношению, прежде всего, к самим себе.

Так бывает и так должны мы увидеть свою собственную жизнь, что мы не сотворили ничего достойного для Господа нашего, но только смерть Христова открыла нам глаза на все, что происходит в нашей жизни. И только смерть Христова способна нас изменить по-настоящему.

И сейчас, когда в мире идет неслыханное поругание Церкви Христовой, которая уже все более возводится на крест, когда все большему осмеянию подвергается истина Божия, мы должны быть способны сказать вместе с псалмопевцем: Время сотворити Господеви, разориша закон Твой.

Время Господу действовать, потому что никто ничего не может, и разорили уже закон Твой, и нечестивые торжествуют. И далее: Сего ради я возлюбил Твои заповеди паче злата и топазия» (Пс. 118: 126–127).

Только тогда, когда я увидел такое поругание правды Божией, всех заповедей Божиих, достоинства человеческого и Божественного, я понял, что заповедь Божия для меня дороже всего на свете. И я буду хранить ее ценою жизни и смерти.

Совет

Вот о каком все решающем выборе, который совершил святой праведный Иосиф Аримафейский, напоминает нам сегодня Церковь.

Читайте также:  Благодарственные молитвы по святом причащении - до и после исповеди и причастия

В человеке вера может быть слишком слабой, чтобы он открыто мог исповедать Христа. Так было в годы недавних гонений, и сейчас все больше люди стыдятся открыто исповедать веру, боясь насмешек. Но не может человек все время скрывать свою веру. Рано или поздно она должна быть выражена внешне. Или она вообще должна перестать быть. Вот о чем говорит нам святой праведный Иосиф Аримафейский.

И о нем сказано еще, что он помазал благоуханным миром бездыханное тело Спасителя, обвив его чистою плащаницею.

Так велико было количество этого мира, – литр сто, что слова Писания – се, одежды Твои благоухают миром и алоем (Пс. 44: 9) – исполнились буквально.

И смерть Христа даже во внешнем, видимом, буквальном ее проявлении была приношением и жертвой Богу, благоуханием приятным, как говорит Писание (см.: Еф. 5: 2).

Но жены-мироносицы, несмотря на это, снова идут с миром. Что это значит? Неужели недостаточно мира было принесено для Господа? Они купили ароматы, чтобы помазать тело Господа.

Это значит, что поклонение, которое оказывают другие люди Христу, любовь, которую они приносят Ему, не может препятствовать нам приносить наше поклонение Господу. У Креста Христова кроме Божией Матери и возлюбленного Его ученика, кроме святых праведных Иосифа и Никодима, стояли жены-мироносицы.

Они стояли там, потому что души их были помазаны бессмертною любовью Христа Бога. Они были до края наполнены благоуханием веры и любви. И по этой причине взяли в руки благоуханное миро, чтобы помазать тело Христово. Мы видим мужество и верность не со стороны двенадцати ближайших учеников, но со стороны слабых женщин.

В моменты особых испытаний слабые часто становятся сильными, и наоборот. Потому что Бог Сердцеведец знает людей глубже, чем мы судим о них своим поверхностным судом человеческим.

Обратите внимание

Мироносицы идут, как сказано по-церковнославянски, еще сущей тьме – от этих слов возникает ощущение рождения нового мира и нового человека. Мы видим почти физически, как исчезает тьма, и воспринимаем духовно, как мрак смерти уступает место свету нового дня, когда идут жены-мироносицы ко гробу.

Мы поистине видим утро творения нового мира, о котором возвещает ангел. Как будто, говоря о солнце воссиявшем, слово Божие возвещает нам не столько о физическом солнце, сколько о Солнце правды – Христе, о первом дне нового творения, который становится нашим воскресением, присутствует во всей нашей жизни. Сей день егоже сотвори Господь. День Господень.

Эта заря новой жизни соединена с любовью святых жен-мироносиц.

Обратим сегодня внимание на простую единственную тайну. Когда все ученики разбежались, Иосиф Аримафейский и Никодим отбросили всякий страх, открыто показав себя учениками Христовыми. И жены-мироносицы точно так же явили любовь, которая не страшится ничего. Они полны забот и страхов.

Кто отвалит им камень от дверей гроба? Потому что этот камень очень велик. Они не знают, как поведет себя стража, которая поставлена Пилатом у гроба.

Но жены-мироносицы, так же как Иосиф Аримафейский и Никодим, забывают о собственной безопасности, чтобы исполнить последний долг по отношению к Умершему, принести Ему последний дар своей любви.

Что может значить это приношение перед лицом смерти, что может оно изменить, какой смысл в таком риске? Им даже помазать тело Христово не было дано, но они были помазаны благодатью Божией, любовью Христовой за эту свою решимость.

В тех обстоятельствах это было для них единственной возможностью отдать Господу все, что у них есть. И это все, что нужно Господу от каждого человека. Этого достаточно было Господу, как всегда будет достаточно, чтобы свет новой жизни воссиял для нас.

Вот тайна Воскресения Христова и человека, который рождается во Христе Воскресшем.

Важно

Жизнь человеческая не имеет никакого смысла, кроме такой любви, кроме того, чтобы мы рано или поздно научились так прикоснуться ко Господу, как во многие грехи впадшая жена, ощутившая Божество Спасителя, прикоснулась к Нему накануне Его страстных дней; как кровоточивая женщина прикоснулась к краю Его одежды и получила исцеление; как апостол Фома прикоснулся к ранам воскресшего Господа; как святые праведные Иосиф Аримафейский и Никодим прикоснулись к бездыханному телу своего Спасителя; как разбойник благоразумный словами «помяни мя, Господи» прикоснулся в полноте к тайне распятия Христова; как преподобномученица великая княгиня Елисавета и первомученик архидиакон Стефан прикоснулись ко Господу распятому и воскресшему Его молитвою о убивающих их – «прости им, Господи, не знают, что творят»; как все святые… Как мы призываемся – каждый из нас – прикоснуться к нашему Господу своею жизнью и смертью, словами, которые мы произносим в конце каждого дня и которые надеемся произнести в последний час нашей жизни вместе со Христом: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой». С тем, чтобы крест христианский, который будет над нашей могилой, наш крест, которым увенчивается вся наша жизнь, соединился до конца с Крестом Христовым. Чтобы гроб, в который мы будем положены, стал яко живоносец, яко рая краснейший и воистину чертога всякаго царского светлейший. Чтобы новая жизнь Воскресения Христова открылась нам, как наше собственное воскресение, и мы узнали, что этот единственный смысл жизни – любовь, которая у Господа одного есть – нам принадлежит.

Протоиерей Александр Шаргунов

Просмотрено (187) раз

Источник: http://voskrcerkov.ru/2016/05/15/nedelya-3-ya-po-pasxe-svyatyx-zhen-mironosic/

Жёны-мироносицы. О праздниках — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

После субботнего покоя ко гробу пришли

  • у Матфея (28:1-10) — Мария Магдалина и другая Мария;
  • у Марка (16:1-13) — Мария Магдалина, Мария Иаковлева (мать Иакова, апостола от 70-ти), Саломия (мать сынов Зеведевых Иакова и Иоанна);
  • у Луки (24:1-10) — Мария Магдалина, Иоанна (жена Хузы), Мария (мать Иакова), «и другие с ними»;
  • у Иоанна (20:1-18) — Мария Магдалина.

Священное Предание Церкви говорит также о Марии и Марфе, Марии Клеоповой и Сусанне. Эти женщины вошли в гимнографию и литургические тексты под общим именованием жен-мироносиц.

Жены-мироносицы у Гроба Господня (вологодская икона, к. XV века) unknown, Public Domain

Женщины, идя ко гробу, рассуждали, «кто отвалит камень от гроба». Перед их приходом, вследствие схождения Ангела, случается землетрясение, которое отвалило камень и повергло стражу в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее.

Ангел у Гроба Novica Nakov, CC BY-SA 2.

Евангелие от Иоанна, как самое позднее, особо подчёркивает, что Мария Магдалина пришла ко гробу первой, — «во едину от суббот Мария Магдалина прииде заутра, ещё сущей тьме…».

 Возвращаясь к апостолам Петру и Иоанну, она говорит: «не знаем, где положили Его» (Ин. 20:2) (в синодальном переводе во множественном числе, то есть шла она не одна).

Семь жен-мироносиц (икона, н. XIX века). Вверху Небесный Иерусалим unknown, Public Domain

После того как ушли апостолы Пётр и Иоанн, у гроба осталась Мария Магдалина. Она думала, что тело похитили, и плакала. В это время ей явился Христос, которого она приняла сперва за садовника.

Он говорит ей, чтоб она не прикасалась к нему (Noli me tangere), пока он не восшёл к Отцу, и просит её сообщить ученикам о его воскресении.

Затем, согласно Матфею, Мария, возвращаясь с благовестием к ученикам, встречает вторую Марию, и Христос является второй раз, повелевая вновь сообщить о воскресении всем ученикам.

«Не прикасайся ко Мне» (Г. Мемлинг, 1480 год) Ганс Мемлинг (около 1433–1494), Public Domain

Апостолы же, услышав о воскресении Иисуса, не поверили. По церковному Преданию первой Иисус явился не Магдалине, а своей матери — Марии. В Евангелии от Матфея Иисус явился сразу всем жёнам-мироносицам (Мф. 28:9-10).

Неделя жён-мироносиц

В Православной церкви третья неделя по Пасхе носит название: Неде́ля святы́х же́н мироно́сиц и Иоси́фа пра́ведного (др. -греч.

Κυριακή τοῦ ἁγίου μυροφόρων γυναικών καὶ τοῦ Ἰωσήφ δικαίου) — день памяти этих святых женщин, вместе с которыми в это воскресение совершается память Иосифа Аримафейского и тайного ученика Иисуса Христа Никодима.

В последнее время этот день стал рассматриваться как православный аналог 8-го марта.

Совет

Иисус является жёнам-мироносицам — Джеймс Тиссо (1836–1902), 1886 Бруклинский музей. Джеймс Тиссо (1836–1902), Public Domain

Иосиф Аримафейский и Никодим помазали тело Иисуса Христа перед погребением, а жёны-мироносицы пришли помазать тело Христа в первый день после субботы — в воскресенье. На литургии в этот день читается 69 зачало Евангелие от Марка:

Стихира на стиховне «Слава, и ныне» с Малой вечерни, тропари, кондак в Неделю Жен мироносиц

На греческомНа церковнославянском (транслитерация)На русском
Стихира на стиховне «Слава, и ныне» с Малой вечерни, глас 2 (Ἦχος β') Αἱ Μυροφόροι ὄρθριαι γενόμεναι, καὶ τὸ μνῆμά σου μετὰ σπουδῆς καταλαβοῦσαι, ἐπεζήτουν σε Χριστέ, πρὸς τὸ μυρίσαι τὸ ἄχραντον Σῶμά σου, καὶ τοῦ Ἀγγέλου τοῖς ῥήμασιν ἐνηχηθεῖσαι, χαροποιὰ σύμβολα τοῖς Ἀποστόλοις ἐκήρυττον. Ὅτι ἀνέστη ὁ ἀρχηγὸς τῆς σωτηρίας ἡμῶν, σκυλεύσας τὸν θάνατον, τῷ δὲ κόσμῳ δωρούμενος, ζωὴν αἰώνιον καὶ τὸ μέγα ἔλεος. Мироно́сицы ра́но бы́вша, и гроб Твой со тща́нием дости́гша, иска́ху Тебе́ Христе́, во е́же пома́зати пречи́стое те́ло Твое́. И а́нгеловыми глаго́лы огласи́вшеся, радостотво́рныя о́бразы апо́столом пропове́даху, я́ко воскре́се Нача́льник спасе́ния на́шего, плени́вый смерть, ми́рови же да́руяй живо́т ве́чный и ве́лию ми́лость. Мироносицы, явившись на рассвете, и гроб пустым увидев, Апостолам возглашали: «Низложил тление Могущественный и пребывавших во аде исторг из уз; провозгласите с дерзновением, что воскрес Христос Бог, дарующий миру великую милость!»
тропари праздника, глас 2 (Ἦχος β')

Ὁ εὐσχήμων Ἰωσήφ, ἀπὸ τοῦ ξύλου καθελών, τὸ ἄχραντόν σου Σῶμα, σινδόνι καθαρᾷ εἱλήσας καὶ ἀρώμασιν, ἐν μνήματι καινῷ κηδεύσας ἀπέθετο· ἀλλὰ τριήμερος ἀνέστης Κύριε, παρέχων τῷ κόσμῳ τὸ μέγα ἔλεος.

Ταῖς μυροφόροις Γυναιξί, παρὰ τὸ μνῆμα ἐπιστάς, ὁ Ἄγγελος ἐβόα· Τὰ μύρα τοῖς θνητοῖς ὑπάρχει ἁρμόδια, Χριστὸς δὲ διαφθορᾶς ἐδείχθη ἀλλότριος· ἀλλὰ κραυγάσατε· Ἀνέστη ὁ Κύριος, παρέχων τῷ κόσμῳ τὸ μέγα ἔλεος.

Благообра́зный Иоси́ф, с Дре́ва снем Пречи́стое Те́ло Твое́, плащани́цею чи́стою обви́в, и благоуха́ньми, во гро́бе но́ве, закры́в, положи́, но тридне́вен воскре́сл еси́, Го́споди, пода́яй ми́рови ве́лию ми́лость.

Мироно́сицам жена́м, при гро́бе предста́в А́нгел, вопия́ше: ми́ра ме́ртвым суть прили́чна, Христо́с же истле́ния яви́ся чуждь. Но возопи́йте: воскре́се Госпо́дь, подая́й ми́рови ве́лию ми́лость.

Благообразный Иосиф, с древа сняв пречистое тело Твое, чистым полотном обвив и помазав благовониями, в гробнице новой положил. Но в третий день воскрес Ты, Господи, даруя миру великую милость.

Жёнам-мироносицам представ у гробницы, Ангел восклицал: «Миро приличествует мертвым, Христос же явился тлению неподвластным; лучше возгласите: Воскрес Господь, дарующий миру великую милость!»

Кондак праздника, глас 2 (Ἦχος β') Τὸ Χαῖρε ταῖς Μυροφόροις φθεγξάμενος, τὸν θρῆνον τῆς προμήτορος Εὔας κατέπαυσας, τῇ Ἀναστάσει σου, Χριστὲ ὁ Θεός, τοῖς Ἀποστόλοις δὲ τοῖς σοῖς κηρύττειν ἐπέταξας, ὁ Σωτὴρ ἐξανέστη τοῦ μνήματος. Ра́доватися мироно́сицам повеле́л еси́, плачь прама́тере Е́вы утоли́л еси́ воскресе́нием Твои́м, Христе́ Бо́же, апо́столом же Твои́м пропове́дати повеле́л еси́: Спас воскре́се от гро́ба. «Радуйтесь» мироносицам возгласив, плач праматери Евы прекратил Ты воскресением Твоим, Христе Боже; Апостолам же Твоим повелел провозглашать: «Спаситель воскрес из гроба!»

Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/56077-zhyony-mironosicy/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector