Ново-Алексеевский монастырь – женская обитель в Красном Селе
Адрес: Россия, Москва, 2-й Красносельский переулок
Дата основания: 1837 год
Основные достопримечательности: церковь Всех Святых, церковь Алексия, человека Божия
Святыни (не полный список): чудотворный образ Пресвятой Богородицы, икона святого апостола Павла, образ святого Алексия, человека Божия
Координаты: 55°47'03.0″N 37°40'02.3″E
Содержание:
Хотя одна из женских обителей Москвы начала возрождаться всего несколько лет назад, ее история начинается в середине XIV века. Более 180 лет старинный монастырь существует в Красном Селе. Реставрационные работы здесь до конца не закончены, однако монастырские храмы каждый день открыты для паломников и туристов.
Входные ворота Ново-Алексеевского монастыря
История обители с момента основания до XIX века
Первый женский монастырь, посвященный Алексию, человеку Божьему, появился на месте, где теперь возвышается знаменитый Храм Христа Спасителя.
В Средние века этот уголок города именовали Остожьем, потому что в пойме р. Москвы было много покосов, а вдоль речного берега ставили стога сена.
Новую обитель основали в 1358 году при митрополите Киевском и Всея Руси Алексии, и первыми инокинями в ней стали его родные сестры.
Вначале в монастыре построили деревянную Алексеевскую церковь, а потом рядом с ней вырос деревянный собор, освященный в честь Зачатия праведной Анны. После этого монастырь называли Алексеевским или Зачатьевским. Когда стали возникать другие монастыри Москвы, к имени старинной обители начали добавлять «стародевичья».
После изгнания войск Наполеона российский император Александр I дал обет возвести большой православный храм, который бы ознаменовал победу русского оружия. В 30-е годы XIX века в Москве приступили к строительству грандиозного Храма Христа Спасителя. Чтобы освободить место, Алексеевский монастырь перенесли в Красное Село.
Территория монастыря от ворот
Сохранились сведения, что поселение на северо-восточной окраине города существовало еще в XII веке. Оно стояло на берегу большого пруда, который по площади равнялся Московскому Кремлю. За живописной местностью издавна закрепилось название «Красное Село». В XVI-XVII веках здесь простиралась территория Красносельской дворцовой слободы, где жили ремесленники и купцы.
В 1837 году, получив благословение митрополита Филарета, в Новоалексеевкую обитель перебрались инокини Старо-Алексеевского монастыря. Переезд проходил очень торжественно, и его сопровождали толпы народа. Монастырские святыни пронесли через весь город крестным ходом и поместили в Крестовоздвиженский храм.
Красивая церковь, украшавшая Красное Село еще с начала XVII века, стала первым храмом нового монастыря. После переезда всего за полгода в обители построили восемь двухэтажных корпусов, две башни, каменную ограду и Святые врата.
Церковь Всех Святых
Красное Село сильно отличалось от многолюдной Москвы. Вдалеке от шумного центра было тихо, и сестры не сразу привыкли к новому месту. В 1840 году возле монастыря появилось кладбище, где стали хоронить не только умерших насельниц, но и жителей окрестных сел. Со временем большое благоустроенное кладбище стало одним из лучших некрополей города.
Архитектурный ансамбль монастыря формировался на протяжении всего XIX столетия. В 1850-е годы в обители построили Алексеевскую церковь, проект для которой подготовил талантливый российский архитектор Михаил Доримедонтович Быковский.
Потом дошла очередь до Крестовоздвиженского храма. В 1857 году старинную церковь полностью реконструировали и существенно расширили.
В 1860-1870-е годы в обители появились богадельня, трапезный корпус, келейные корпуса и больничный храм Архангела Михаила.
Часовня иконы Божией Матери “Неувядаемый Цвет”
Помимо чтения молитв и церковных служб, сестры работали на огородах, в золотошвейной, переплетной, живописной и чеканной мастерской. Кроме того, при монастыре существовало училище, где занимались девочки, приехавшие из южнославянских стран – Болгарии и Сербии. Они получали приют и образование, а потом уезжали учительствовать на родину.
Судьба Ново-Алексеевской обители в XX веке
К началу прошлого века в монастыре существовало 4 храма, 42 постройки, женское училище, богадельня и больница. Алексеевскую обитель населяло более 70 женщин разных возрастов.
Революция 1917 года кардинально изменила судьбу монастыря. В 1922 году из монастырских храмов изъяли церковные ценности, а через два года большинство насельниц выселили. Часть из них остались жить в московских квартирах, а другие перебрались в загород.
Трапезная
Потом городские власти закрыли все монастырские храмы и приступили к ликвидации старинного кладбища, территорию которого планировалась переделать под парк. Местные жители с горечью вспоминали, что родственникам запретили переносить прах умерших, а мраморные памятники и надгробные плиты распродали, как строительный материал.
В начале 1930-х годов в стране развернулась активная антирелигиозная кампания. Оставшихся монахинь арестовали, осудили и выслали в ссылку на территорию Казахстана и в северные области России. Потом репрессировали и тех сестер, которые проживали вне стен монастыря. Часть из них тоже отправили подальше от Москвы, а других расстреляли.
В годы советской власти внутри монастырских построек размещались Институт рыбного хозяйства, дом пионеров, архив и даже предприятие, на котором делали зонтики.
В 1979 году был снесен больничный храм Архангела Михаила и вместо него вырос жилой многоквартирный дом.
Потом по бывшему некрополю проложили автомобильную эстакаду Третьего транспортного кольца, которая разделила монастырские земли надвое.
Бывший Келейный корпус, ныне интернат для престарелых и церковь Цесаревича Алексея
Обитель в бывшем Красном Селе начала возрождаться в начале 1990-х годов. Потребовалось много времени и средств, чтобы привести в порядок здания и территорию, возобновить церковные службы и наладить жизнь монашеской общины.
Архитектурные памятники и святыни
В той части монастыря, которая расположена к северо-западу от Третьего транспортного кольца, стоит старинная церковь Всех Святых, возведенная в 1887 году, благодаря архитектору Александру Алексеевичу Никифорову.
Живописный храм построен в стиле ретроспективизма и вобрал лучшие традиции русского зодчества XVI-XVII веков. Однокупольная церковь соединена с оригинальной трехкупольной колокольней.
Краснокирпичные стены украшены небольшими вставками из белого камня и многоцветными мозаичными иконами.
Рядом возвышается прямоугольное здание, перестроенное из бывшего келейного корпуса. С 1994 года внутри пятиэтажной постройки находится интернат для престарелых и церковь Цесаревича Алексея. Здесь живут пожилые инокини и старые одинокие мирянки.
Церковь Алексия, человека Божия
С юга от краснокирпичной богадельни можно увидеть небольшую изящную часовню, построенную в 1995-2000-х годах. Она посвящена почитаемой иконе Божией Матери «Неувядаемый Цвет» и со всех сторон украшена мозаиками.
С другой стороны Третьего транспортного кольца, возле 2-го Красносельского переулка, находится главный Алексеевский храм. Это самая старая церковь монастыря, сохранившаяся до наших дней.
Ее построили в 1853-1858 годах по проекту, подготовленному М. Д. Быковским.
С восточной стороны прямоугольный храм завершается тремя полукруглыми абсидами, а широкий световой барабан венчает большой богато декорированный купол.
Монастырь сегодня
С 2013 года Алексеевская обитель – действующий женский монастырь. Кроме того, главный монастырский храм выполняет роль Патриаршего подворья. Богослужения проходят в церкви Всех Святых. Службы начинаются в 7.00 и 18.00 по будним дням, и в 9.00 и 17.00 по воскресеньям.
При монастыре существует частная школа. Здесь дети изучают обычные общеобразовательные предметы, посещают уроки церковнославянского языка, основ православной веры и церковного пения, а также ездят в паломнические поездки.
Ворота Мемориального комплекса “Аллея славы”
С 2012 года открыт музей монастыря. В нем выставлены материалы, рассказывающие об истории обители, старые книги, документы и личные вещи бывших насельниц. Отдельный раздел посвящен жизни игуменьи Антонии (Троилиной), благодаря которой монастырь процветал и расстраивался в XIX веке.
Как добраться
Территория монастыря находится во 2-м Красносельском переулке, 7. До обители нетрудно дойти пешком от станции метро «Красносельская». Вход в монастырь расположен от улицы Гаврикова – со стороны Третьего транспортного кольца.
Монастыри Москвы
Рейтинг достопримечательности
Ново-Алексеевский монастырь на карте
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/958-alekseevskij-monastyr-v-moskve
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь Ставропигиальный женский монастырь
Со времени рождения в 1629 году царевича Алексея – будущего царя Алексея Михайловича Романова – монастырь в честь его святого покровителя начинает пользоваться особым царским вниманием, царская семья делала щедрые вклады в обитель.
В 1654 году, во время морового поветрия, в Алексеевском монастыре был обретен список с древней «Грузинской» иконы Божией Матери, от которого последовали многочисленные чудотворения.
Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон пожертвовали на образ драгоценный оклад.
В 1812 году монастырь был разграблен и сожжен наполеоновскими солдатами. Обитель восстановилась после пережитых бед, но ей не было суждено остаться на старом месте.
После изгнания французов император Александр I дал обет в благодарение Богу воздвигнуть в Москве храм, посвященный Христу Спасителю. Исполнили обет государя уже после его смерти.
В 1832 году для построения величественного храма император Николай I избрал место, занимаемое Алексеевским монастырем.
В 1837 году по высочайшей воле Николая I и по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) было решено перевести Алексеевский монастырь в Красное село, существовавшее уже в глубокой древности. В конце XVII столетия здесь был выстроен храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. Он стал первым храмом Алексеевской обители на новом месте.
Перемещение монашествующих совершилось 17 октября 1837 года – торжественным крестным ходом через всю Москву с особо чтимыми монастырскими святынями – иконами Божией Матери «Целительница» и «Грузинская», святого Алексия, человека Божия – и при участии митрополита Московского Филарета.
Игумения Клавдия с сестрами с трудом привыкали к новому, казавшемуся почти безлюдным, месту. Однако со временем обитель полюбили окрестные жители, не оставлял ее своим попечением и святитель Филарет – в 1840 году он благословил открыть на территории монастыря кладбище.
Появившиеся денежные средства игумения Клавдия употребила на пристройку к Крестовоздвиженскому храму еще одного придела – во имя святого Алексия, человека Божия.
А при следующей настоятельнице в 1853 году была воздвигнута новая каменная церковь во имя святого покровителя обители.
История монастыря хранит особую память об игумении Антонии (Троилиной), настоятельнице в 1871–1897 годах, под руководством которой обитель достигла истинного расцвета.
Родом из богатой купеческой семьи, она получила прекрасное образование и в девятнадцать лет начала иноческую жизнь.
До перевода в Алексеевский монастырь наставляемая двумя выдающимися архипастырями – митрополитом Филаретом и митрополитом Иннокентием (Вениаминовым), девять лет управляла московским Страстным монастырем. Игумения Антония восстановила в Алексеевском монастыре общежительный устав.
В период русско-турецкой войны 1877–1878 годов монастырь оказывал помощь Обществу попечения о раненых и больных воинах (в 1879 году оно было переименовано в Российское общество Красного Креста), на котором лежала практически вся медицинская помощь армии. В Алексеевском монастыре велась подготовка сестер милосердия (из числа послушниц) для нужд Общества.
В 1878 году в монастыре был заложен новый каменный двухэтажный корпус под богадельню для престарелых сестер и больницу с домовой церковью.
Продолжалось строительство храмов: были воздвигнуты церкви во имя Архистратига Михаила и кладбищенская – в честь Всех Святых, с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери, – отличающаяся особой красотой внутреннего убранства и росписи.
Здесь была помещена одна из святынь обители – чудотворная икона Божией Матери «Целительница». Особенностью храма Всех Святых явилось то, что весь его цокольный этаж заняла усыпальница, предназначенная, главным образом, для погребения лиц духовного и монашеского звания.
Кладбище Алексеевского монастыря со временем превратилось в один из лучших некрополей Москвы. На нем покоились лица духовного звания, военные, литераторы, художники, ученые. Доходы от него позволяли вести и строительство, и благотворительную деятельность: оказывать помощь Российскому обществу Красного Креста, тюремным больницам, оплачивать воспитание дочерей бедных священников.
В 1889 году в монастыре в память о спасении императора Александра III и его семьи в железнодорожной катастрофе было устроено училище с курсом начальной церковно-приходской школы для девочек-сирот и дочерей беднейших членов духовенства. Лучшие ученицы продолжали образование также за счет обители. Сам монастырь в те годы называли «школой игумений»: под руководством стариц высокой духовной жизни в нем были воспитаны настоятельницы многих монастырей.
Советская власть, начиная с середины 1920-х годов, планомерно уничтожала Алексеевскую обитель: почти никто из сестер не избежал репрессий – три монастырские послушницы ныне причислены к лику святых. Монастырские храмы были разграблены и перестроены, на месте некрополя разбит парк. Автомобильная эстакада разрезала надвое монастырскую территорию.
С осени 1990 года стал возрождаться храм Всех Святых. В 1991 году на Лазареву субботу, в день памяти Алексия, человека Божия, он был освящен.
Начали возрождаться благочестивые монастырские традиции: ежедневное совершение уставных служб, создание богадельни, воскресной и церковно-приходской школ.
В марте 2006 года Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при храме преподобного Алексия, человека Божия учреждено Патриаршее подворье.
В апреле 2010 года, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, благодаря инициативе протоиерея Артемия Владимирова и при деятельном участии инокини Ксении (Чернеги) было образовано Сестричество во имя святого Алексия, человека Божия, основной целью которого являлось возрождение Алексеевской обители. Это был первый монастырь в Москве, возобновляемый по благословению и молитвами Первосвятителя. В июле 2012 года Святейший Патриарх благословил положить начало монашеской общине в Красном Селе.
16 июля 2013 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о возрождении в Москве в Красном Селе Алексеевского женского монастыря с приданием ему статуса ставропигиального. Настоятельницей обители была назначена руководитель Юридической службы Московской Патриархии монахиня Ксения (Чернега), 30 марта 2014 года возведенная в сан игумении.
Старший священник и духовник обители:
протоиерей Артемий Владимиров.
Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/alekseevskiy-stavropigialnyy-zhenskiy-monastyr/
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь в Москве
Алексеевский монастырь в Москве — первая женская московская обитель, основанная митрополитом Алексием в XIV веке, поистине возрожденная из пепла, трижды меняющая свое место существования, восстановленная в XXI веке.
Красно-каменное строение церкви Всех Святых величаво возвышается на холме Красного Села, являясь духовной святыней Москвы с уникальной историей.
История возникновения и возрождения женского монастыря
Ново-Алексеевская женская обитель является современным шедевром архитектуры, уходящей корнями истории в XIV век. По воле или превратностям судьбы духовный родник православия Руси за время своего существования трижды менял место нахождения.
Алексеевский женский монастырь в Красном Селе, Москва
Алексеевский монастырь был основан по благословению митрополита Алексия в 1360 году (по некоторым записям в 1358) его сестрами Евпраксией и Иулианией.
Тихое и благодатное место для женской обители располагало к молитве и поклонению Творцу.
Первым на монастырской территории был возведен храм св. Алексия, а затем собор Зачатия преподобной Анны, благодаря которому первый женский монастырь в этих землях известен, как Зачатьевский.
Первая игуменья преп. Иулиания славилась строгостью и умением держать обитель в благочестии.
Много испытаний выпало на долю Алексеевской обители.
- В 1441 году ее разорили татары во время набегов, пожар 1514 года довершил дело варваров. От прекрасных построек осталось пепелище храм восстановили, но снова огонь в 1547 году, который сжег практически город.
- По велению царя Василия Третьего было решено перенести место нахождения женской обители в черту города, построив новый храм на живописном валу под защитой стен крепости города.
- Царем Федором Михайловичем на месте старых монастырских построек была возобновлена Зачатьевская обитель, в которой царская семья молила Бога о даровании наследника. Новопостроенный Алексеевский храмовый комплекс процветал под патронажем царских особ. Царь Михаил Федорович своего наследника, дарованного в 1629 году, назвал в честь человека Божьего Алексия.
- И снова огненные языки в этом же году истребили храмовые постройки, по велению царя последствия пожара ликвидировали за 5 лет. В 1934 году знаменитыми мастерами Антипом Константиновым и Трефилом Шарутиным, которые спроектировали Теремный дворец, было закончено возведение великолепного двухшатрового собора в честь дня появления на свет царского наследника.
Новый храм, жемчужина зодчества, положил начало строительства многошатровых церквей.
Этот стиль возведения храмовых построек лег в основу строительства церкви Рождества Пресвятой Божьей Матери, сооруженной в Путинках, вскоре после этого патриарх Никон наложил запрет на возведение шатровых строений.
Расцвет монастыря и перенос комплекса в Красное Село
Алексеевский храмовый комплекс достигает апогея своего расцвета благодаря покровительству царя, который постоянно отмечал в нем именины.
Церковь Алексия, человека Божия в Новоалексеевском монастыре
Паломники стекались со всех уголков Руси, богатые вклады, деньги, пожалования текли рекой от царских особ и к ним приближенным.
Хранительницами женской обители и покровительницами царского рода считались иконы Божьей Матери «Казанская», «Федоровская» «Знаменская».
Благодаря чудотворной силе Грузинской иконы Богородицы, найденной в стенной нише по указанию монаха, получила исцеление от моровой язвы в 1654 году умирающая инокиня.
Столица из Москвы была перенесена в Петербург, и расцвет женского храмового комплекса прекратился.
Война с французами, разорившими обитель, довершили уничтожение святыни. По благословению Божьему и мудрости сестер святыни и основные ценности монастыря были спрятаны в подвале под полом, над покрытием которого поставили кровати с больными стариками. Французы побоялись заразы и не тронули больных.
После победы над французами под благословением архиепископа московского преосвященного Августина монастырь вновь восстал из разрухи, однако, вскоре его решено было перенести в Красное Село.
Последней игуменьей на прежнем месте монастыря стала Клавдия, бывшая настоятельница Зачатьевской обители сменила игуменью Назарету, ушедшую на покой. Игуменье Клавдии пришлось поднимать новый Алексеевский монастырь в Красном Селе.
По пожеланию царя Николая І архитектура церкви Христа Спасителя вторила архитектуре Кремля.
За переселением монастырских насельниц со святынями обители в 1837 году съехалось наблюдать множество народа. Ведь крестный ход длиной в 7 км возглавил сам святитель Филарет. Первая Божественная литургия была проведена около Крестовоздвиженского храма.
Верующие города и окраинных земель постоянно приходили на монастырские богослужения. Несмотря на бедственное положение, Ново-Алексеевский храмовый комплекс привлекал богомольцев, имея во владении холодную церковь и огороды.
Возрождение монастыря
Благодаря личному покровительству митрополита Филарета, взявшего обитель под свою опеку, бедствующий монастырь снова восстает из бедности и бедствий.
Главные ворота Новоалексеевского монастыря
В 1841 году по разрешению святителя Филарета около монастырских стен обустроили кладбище, оно стало приносить хороший доход, благодаря которому стало возможным новое строительство храма.
1853 год — по проекту архитектора М. Быковского возводится Алексеевская церковь, имеющая два предела, церковь Грузинской иконы Богородицы и храм Павла Латрийского, ставший копией церкви Христа Спасителя.
В это время у святыни Крестовоздвиженской церкви иконы св. Кирика и Иулитты начались чудотворения и исцеления, что вызвало новый наплыв паломников.
Монастырский погост постоянно украшен букетами цветов, на нем строятся прекрасные часовни, на этом кладбище хоронят самых известных людей города.
В 1879 освящается новый храм Архангела Михаила.
В 1891 году в храме Всех Святых достраивается придел Казанского иконы Богородицы и трехглавая колокольня.
Под новым храмом имелся подклет, в котором желающие могли приобрести семейные склепы.
В Ново-Алексеевском монастыре в 1871 году было организовано училище, готовящее учительниц для южнославянских народов.
Насельницы часто выполняли работу медсестер в годы русско-турецкой войны. Неплохой доход имел приход от работы разнообразных мастерских, в которых:
- вышивали золотом;
- занимались иконописью;
- переплетали книги;
- стегали одеяла;
- шили одежду.
Интересно! Руками инокинь в 1913 году было расшито облачение для патриарших мощей Гермогена.
Послереволюционная судьба монастыря в Красном Селе
В 1919 году революционные власти закрыли монастырское кладбище, а к 1924 году разогнали монахинь и передали храмы в управление городскому совету. В церкви Всех Святых обосновывается городской архив, в Алексеевском храме устроили клуб.
Часовня иконы Божьей Матери «Неувядаемый Цвет» в Новоалексеевском монастыре
В 1935 году, согласно генеральному плану реконструкции столицы, решено было построить проспект Ленина, который должен был пройти через монастырское кладбище.
Прекрасную Крестовоздвиженскую церковь переделали под стандартное советское здание, а в церкви Всех Святых основали мастерскую, изготавливающую зонты. Снесли даже монастырские стены.
Многие монахини претерпели много страданий в лагерях, некоторые были расстреляны. Причислена к лику святых преп. Евфросиния, которую после пыток расстреляли в 1942 году.
Строительство задуманного проспекта Ленина превратилось в обыкновенную автотрассу, которая разделили монастырские уцелевшие части на 2 части, с одной стоит храм Всех Святых, с другой — церковь святого Алексия.
Современное состояние
1991 год изменил планы городского совета Москвы открыть в храме Всех Святых казино, церковь восстановили и освятили в престольный праздник святого человека Божьего Алексея.
Указ Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго от марта 2006 года гласит об основании на территории монастыря Патриаршего Подворья.
Святыни и престольные праздники
Современный Алексеевский женский монастырь, официально возрожденный в 2013 году, славится множеством чудотворных икон, святых мощей, благодаря которым в обители происходят чудотворения и чудеса исцелений.
Восстановленная церковь была освящена чудотворным списком Богородицы «Всецарица», который был привезен с Афона. Ныне поклониться святому образу приходят прихожане и паломники.
Богослужение в Новоалексеевском монастыре
В этой же обители хранятся части мощей св. Филарета, великомученицы Татьяны, прп. Серафима Саровского и многих других святых.
Чудом можно назвать возвращение в храм Алексия, освященным в 2002 году, иконы человека Божьего. Ее принес простой незнакомец, который увлекался коллекционированием старины. Он нашел святой образ около ограды одной из станций метро и решил передать в Алексеевский монастырь, услышав об его открытии.
На заметку! 30 марта, на престольный праздник Алексеевского монастыря в Москве собираются тысячи прихожан, чтобы поклониться и почтить память святого человека Божьего Алексия.
Вновь возобновили работы прежние мастерские, заработала церковная лавка, появился музей истории обители, работают воскресные школы для взрослых и детей.
В помощь паломникам
Попасть на 2-ой Красносельский переулок, 7 проще всего на метро. Доехав до остановки «Красносельская» следует идти по улице Краснопрудной до эстакады Русаковской, под ней перейти автотрассу, свернуть налево и идти прямо, пока перед вами не появится краснокирпичная ограда.
На заметку! Каждый храм имеет свое расписание служений на каждый день, уточнить его можно на сайте монастыря.
Ставропигиальный Алексеевский женский монастырь в Красном Селе г. Москвы
Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/alekseevskij-monastyr-v-moskve.html
Ново-Алексеевский женский монастырь
История древнейшей в Москве женской обители – Алексеевского девичьего монастыря – восходит к XIV веку. Предание связывает основание монастыря с именем московского святителя Алексия, заботившегося об утверждении общежительных монастырей и по благословению которого на Руси были основаны многие обители.
Алексеевская обитель была устроена около 1360 года по просьбе родных сестёр святителя, Евпраксии и Иулиании, в честь святого Алексия, человека Божия, чьё имя воспринял в монашеском постриге сам митрополит.
Для постройки монастыря было выбрано уединённое место близ села Семчинского.
Здесь, в пойме Москвы-реки, находились обширные луга и покосы, на которых стояли многочисленные стога сена, отчего вся местность получила название Остожье.
В монастыре был возведён храм во имя святого Алексия, человека Божия, а также соборная церковь во имя Зачатия праведной Анны. В основание обители был положен общежительный устав.
В 1451 году монастырь вместе с Москвой подвергается нашествию татар и разорению. В 1514 году по повелению великого князя Василия Иоанновича итальянский зодчий Алевиз Фрязин построил на месте сгоревшей деревянной церкви каменный храм во имя Алексия, человека Божия.
Но «большой московский пожар» 1547 года не пощадил и его: «И бысть буря велика, и потече огонь, яко же молния и пожар силен, и промче во един час за Неглинною огнь и до Всполья за Неглинною и Чертолья погоре до Семчинского сельца…» [Полное собрание русских летописей. Т. 34. М.
, 1978. С. 182.]
В 1571 году Москва была сожжена крымским ханом Девлет-Гиреем. По мнению историка И.Е. Забелина, именно это событие послужило поводом для переноса монастыря в более безопасное место, ближе к Кремлю.
В жалованной грамоте 1623 года, данной царём Михаилом Фёдоровичем Зачатьевскому монастырю, говорится, что «после де Московсково пожару тот Олексеевской монастырь переведен в каменной город в Чертолье» [Смирнов Л. П.
Историческое описание Московского Зачатьевского девичьего монастыря. М., 1884. С. 13.] По преданию, на старом месте осталась часть сестёр, не пожелавших его покинуть.
Здесь между 1584 и 1585 годами по повелению царя Фёдора Ивановича и его супруги Ирины Фёдоровны, молящихся о даровании наследника престола, был устроен Зачатьевский монастырь, с приделами в честь их небесных покровителей святых Феодора Стратилата и мученицы Ирины.
Построенные на новом месте, в Чертолье, здания Алексеевского монастыря были деревянными. В Смутное время монастырь был разграблен и сожжён поляками, завладевшими Кремлём.
В 1625 году повелением царя Михаила Фёдоровича он был отстроен заново, но 10 апреля 1629 года был снова уничтожен пожаром. Ровно за месяц до бедствия, 10 марта, у царя Михаила Фёдоровича родился сын, который был наречён в честь святого Алексия, человека Божия.
С наступлением 1812 года обитель ждали новые испытания. Разорение Москвы французами не обошло стороной и Алексеевский монастырь.
За несколько дней до вступления неприятеля в столицу игумения Анфия (Козловская) и большая часть сестёр покинули монастырь.
Он был опустошён и разграблен, многие строения сожжены, но каменная монастырская церковь чудом уцелела благодаря мужеству монахинь, остававшихся в обители.
После изгнания неприятеля император Александр I дал обет в благодарение Богу за избавление России от нашествия иноплеменников в 1812 году воздвигнуть в Москве храм, посвящённый Христу Спасителю.
В 1837 году по Высочайшей воле императора Николая I и по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) было решено перевести Алексеевский монастырь в Красное село.
Источник: http://xn--80abbdh5a7aeopio1h.xn--p1ai/2018/05/28/novo-alekseevskij-zhenskij-monastyr/
Монастыри Москвы. Список, описание, история монастырей Москвы
Преображенский Андреевский мужской монастырь (1648 г)
Святыни — особо чтимая Казанская икона Пресвятой Богородицы (в центральной части храма Воскресения Христова, к сев. от алтаря), скульптурное деревянное распятие XIX в.
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастрырь (1386 г.)
Святыни – Икона Святой Живоначальной Троицы, написанная Андреем Рублевым, Икона Рождества Пресвятой Богородицы, Боголюбская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери.
Богоявленский мужской монастырь (1296 г.)
Богоявленский мужской монастырь с деревянным храмом Богоявления и приделом в честь Благовещения был основан в 1296 г. св. блгв. кн. Даниилом Московским. Одним из первых игуменов обители был Стефан, брат прп. Сергия Радонежского. Сейчас сохранился только главный Богоявленский Собор.
Высокопетровский мужской монастырь (1320 гг.)
Высокопетровский мужской монастырь основан, по преданию, в 20-х гг. XIV в. митрополитом Петром, первым из русских митрополитов. Ныне как таковой Высокопетровскиймонастырь является недеюствующим, однако некоторые храмы возвращены РПЦ и в них проходят богослужения.
Архитектурные памятники: собор Петра Митрополита 1514-1517 гг.(зодчий Алевиз Новый); Боголюбская церковь 1684-1685 гг.; Колокольня с Покровской церковью 1694 г.; храм Сергия Радонежского с Трапезной 1690-1706 гг.; Настоятельские и Братские кельи XVII в.; Толгская церковь 1744-1750 гг.; церковь Пахомия 1753-1755 гг.
; кельи и службы ХVII-Х1Х вв.; ограда 1690-х гг.
Донской ставропигиальный мужской монастырь (1591 г.)
Донской мужской монастырь основан в память избавления Руси от татаро-монгольского ига на месте, где была походная церковь с чудотворной иконой Донской Божьей матери, которая в 1380 году во время Куликовской битвы располагалась в стане русских войск. (сейчас икона находится в Третьяковской галерее).
Святыни – Чудотворный список XVI в. с Донской иконы Божией Матери, мощи святого новомученника Тихона, патриарха Всероссийского.
Зачатьевский женский монастырь (XVI в.)
Зачатьевский монастырь является древнейшим женским монастырем в Москве, основан царём Фёдором Ивановичем на территории Белого города, между Остоженкой и берегом Москвы-реки, на месте Алексеевского монастыря. Назван по церкви Зачатия Анны (около 1584, разобрана в 1804)
Святыни – Икона Божией Матери «Милостивая»; крест-распятие с частицами Крови Христовой, древа Креста и Гроба Господня, икона вмч. Георгия Победоносца, вмч. Пантелеимона с частицей мощей; икона Зачатия св. прав. Анны, мощевик с частицами святых мощей новомучеников и исповедников Российских. Особо почитается место погребения основательниц монастыря игумении Иулиании и монахини Евпраксии.
Знаменский что на Старом Государевом дворе мужской монастырь (1629 г.)
Знаменский мужской монастырь – “что на Старом Государевом дворе”. Основан в 1629-1631 гг. в связи с рождением будущего царя Алексея Михайловича. Монастырь получил во владение двор бояр Романовых со всеми постройками, а также вотчины и угодья инокини Марфы (матери царя Михаила Федоровича). После пожара 1668 г.
монастырь несколько десятилетий восстанавливали на средства боярина И. М. Милославского. Были возведены новый собор, игуменские и братские кельи, каменная ограда со «Святыми воротами», перестроен корпус «над верхними погребами».
До наших дней сохранился монументальный пятиглавый, внутри перекрытый сомкнутым сводом Знаменский собор (1679-1684)
Иоанно-Предтеченский женский монастырь (Ивановский) (1604 г.)
Древний Иоанно-Предтеченский монастырь расположен на высоком холме, который огибает Солянка – старинный путь во Владимир и Рязань. Местность эта издревле принадлежала великокняжескому дому, на этой земле находились загородный княжий двор и сады, от которых закрепилось именование храмов и монастырей, основанных здесь – «в Старых Садех».
Особенно часто посещали и щедро одаривали Ивановскую обитель в XVII веке родоначальники династии Романовых – цари Михаил Феодорович и Алексей Михайлович.
Многочадная супруга Михаила Феодоровича царица Евдокия Лукьяновна часто навещала жившую здесь блаженную схимонахиню Марфу, Христа ради юродивую, и просила ее молитв о благополучном разрешении при родах.
Николо-Прервинский монастырь (XVII в.)
Николо-Перервинская обитель, по преданию, была основана во времена Куликовской битвы.
Расположенная на берегу Москва-реки, на возвышении, откуда открывались широкие дали, в глубине которых виднелись сорок сороков московских церквей, – она была поистине «обителью», – тихим островком среди житейского моря. За эту красоту окружавшей ее природы, столь близкой каждому русскому сердцу, за эту удаленность от мирской суеты ее любили.
Ново-Алексеевский монастырь (бывший) (1358 г.)
Алексеевский женский монастырь первоначально был основан в 1358 году святителем Алексием, митрополитом Московским на Остоженке, ныне это территория Московского Зачатьевского монастыря.
Святыни – Чудотворная икона Божией Матери «Всецарица», частицы мощей святителя Филарета Московского, мученицы Татианы и преподобного Серафима Саровского.
Новодевичий женский монастырь (1524 г.)
Новодевичий (Богородице-Смоленский) женский монастырь, на юго-западе Москвы, в излучине Москвы-реки. Основан в 1524 по обету великого князя Василия III (отец Ивана Грозного) в память взятия в 1514 Смоленска.
Новодевичий являлся важным звеном в оборонительном кольце московских монастырей-сторожей. Территория монастыря окружена кирпичными стенами (конец XVII века) с 12 башнями. Монастырь стал местом пострижения женщин царской семьи.
В монастырском соборе похоронены представительницы царских и княжеских родов, в том числе вел. кн. Софья Алексеевна.
Святыни – Чтимые Смоленская и Тихвинская (XVI в.) иконы Божией Матери.
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь (14 в.)
Новоспасский монастырь – старейшая монашеская обитель города Москвы. Он основан в XIII веке святым благоверным князем Даниилом Московским. Сын князя Даниила Иоанн Калита в 1330 г.
перенес монастырь в Кремль, откуда в конце XV века обитель была переведена на Крутицкий холм (Васильевский стан) на берегу Москвы-реки и стала важнейшим оборонительным пунктом, отражая многочисленные нападения врагов на город.
По своему новому местоположению монастырь получил название Спаса на Новом, или Новоспасского.
Святыни – Смоленская икона Божией Матери – вклад инокини Марфы, иконa Божией Матери “Всецарица” – точный список с чудотворного образа, находящегося в монастыре Ватопед на Святой Горе Афон. Список был выполнен специально для Новоспасского монастыря афонскими монахами после продолжительных молитв всей братии Ватопедской обители.
Два ковчега-мощевика: один с частицами святых мощей преподобных отцов Киево-Печерских, другой – с частицами Ризы Господней, Ризы Божией Матери, Животворящего Креста Господня, частицами мощей святых апостолов, вселенских и русских святых, среди которых – апостол и евангелист Марк, апостол Варнава, святители Иоанн Златоуст и Спиридон Тримифунтский, великомученик Пантелеимон и великомученица Варвара, Первосвятители Московские, святители Игнатий и Димитрий Ростовские, Феофан Затворник, преподобные Серафим Саровский, Кирилл и Мария Радонежские, преподобные Оптинские старцы, святой Василий Блаженный, священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, преподобномученица великая княгиня Елисавета и другие святые.
Покровский ставропигиальный женский монастырь (1635 г.)
Покровский мужской (ныне женский) монастырь был основан первым российским царем из династии Романовых – Михаилом Федоровичем – в 1634 г. в память о его отце, патриархе Филарете, умершим в день Покрова Божьей Матери. место захоронения мощей святой Матроны (Матрены) Московской.
Матрона родилась с плотно замкнутыми веками в бедной крестьянской семье и была четвертым ребенком. Ее родители, не имея достаточно средств для содержания детей, хотели отдать дочь в приют. Но ночью матери Матроны приснился сон, в котором на руку ей опустилась белая птица с человеческим лицом и закрытыми глазами.
Она приняла этот сон за пророческий и отказалась от своего намерения. В детстве Матроны проявились признаки богоизбранности. Так, на груди ее был нерукотворный нательный крест – выпуклость в форме креста. Она исцеляла больных, читала мысли, обладала даром предвиденья, предсказала революцию 1917 г. и Великую Отечественную войну.
В возрасте 17 лет у нее отнялись ноги. Она знала об этом заранее и приняла это как крест. В 1925 г. Матрона перебралась в Москву и стала странницей, исцеляя болезни физические и духовные, давая советы и помощь в самых разных делах. Почила она 2 мая 1952 г., предсказав свою смерть. 8 марта 1998 г.
ее мощи были обретены на Даниловском кладбище и помещены в раку в Покровском соборе монастыря, где и находятся сейчас.
Святыни – Мощи св. праведной Матроны Московской, икона Божией Матери «Взыскание погибших», написанная художником по благословению св. Матроны.
Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь (1282 г.)
Данилов монастырь — первый монастырь в Москве, основанный святым благоверным князем Московским Даниилом, младшим сыном прославленного в истории Церкви и Государства святого благоверного великого князя Александра Невского и супруги его праведной княгини Вассы.Князь Даниил неустанно заботился о людях своего княжества и о стольном граде Москве.
Святыни – Мощи святого княза Даниила, мощи преподобного Георгия Даниловского, Ковчег с мощами благоверного князя Александра Невского, частица мощей святителя Николая Чудотворца, ковчег с мощами Саввы Сторожевского, икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей, икона преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей, икона великомученика Пантелеимона с частицей мощей, икона святителя Луки 19 в. с частицей мощей, икона Матроны Московской с частицей мощей, Владимирская икона Божией Матери 16 в., чтимая икона Божией Матери «Троеручица», написанная в Москве в XVII веке, икона преподобного Кассиана Римлянина 18 в., Башмачок святителя спиридона Тримифутского.
Симонов мужской монастырь (1370 г.)
Симонов Успенский мужской монастырь в юго-восточной части Москвы, на левом берегу Москвы-реки. Основан в 1370 учеником и племянником Сергия Радонежского Феодором на землях боярина С.В.
Ховрина (инока Симона — отсюда название), в 1379 перенесён на нынешнее место; на прежнем месте, в том числе Старом Симонове, — церковь Рождества Богородицы. В 1405 возведён белокаменный Успенский собор. Являлся важным звеном южного оборонительного пояса. В XVI в.
в Симоновом монастыре жили и писали свои сочинения Вассиан Патрикеев и Максим Грек.
Спасо-Андроников мужской монастырь (1357 г.)
Спасо-Андроников монастырь стоит на левом берегу Яузы, близ одной из Поклонных гор. Основан в 1357 году св. Алексием, митрополитом Московским в память его чудесного избавления от бури на Черном море.
Назван по имени первого игумена, ученика Сергия Радонежского, преподобного Андроника, который возвёл на этом месте первую деревянную церковь (Спасский собор).
В 1947 году Андроников монастырь объявлен заповедником, а в 1960-м (год 600-летия со дня рождения Андрея Рублева) здесь открыт Музей древнерусской живописи им. А.Рублева (с конца 1980-х – Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева ).
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь (1397 г.)
Страшная опасность угрожала русским княжествам в 1395 году. В этот год к границам Московского государства подступил грозный завоеватель Тимур (Тамерлан), перед тем покоривший множество стран и народов, безжалостно расправлявшийся со всеми, кто оказывался на его пути. Люди были охвачены ужасом, никто не знал, где искать спасения: в бегстве или за крепкими белокаменными стенами Москвы.
Древняя повесть рассказывает нам об этом событии. Тамерлан уже захватил Елец и направил свои отряды грабить пограничные с московскими земли Рязанского княжества. Московский князь Василий Дмитриевич, посоветовавшись с князьями, боярами и митрополитом, решил, что только заступничество Богоматери может спасти Москву и русскую землю от вражеской силы.
По совету митрополита Киприана послали за чудотворной иконой Богоматери во Владимир, куда она была привезена из Вышгорода князем Андреем Боголюбским.26 августа 1395 года на берегу реки Неглинной икону торжественно встретили вышедшие навстречу ей люди, собравшиеся тогда в Москве.
В тот же день Тамерлан, простояв без движения две недели, стремительно покинул пределы русских земель, как сообщает нам летопись, – под влиянием внезапно охватившего его страха и трепета.
Сретенский мужской монастырь, основан в 1397 великим князем Василием I Дмитриевичем на Кучковом поле, в память избавления от страшной угрозы, на месте СРЕТЕНИЯ, то есть встречи прославленной иконы Богоматери, которую народ назвал Владимирской, заложил Сретенский монастырь. С тех пор эта икона неотлучно пребывает в Москве и становится одной из святынь Российского государства.
В Третьяковской галереи, где она сейчас находится, перед иконой всегда живые цветы.Так закончилось двухвековое монголо-татарское иго. В 1482 году, в ознаменование этой победы, в Сретенском монастыре был возведен большой каменный Сретенский собор, просуществовавший до 1679 года. Затем на его месте построили украшенный великолепнейшими фресками храм, существующий и поныне.
Источник: goldenmiddle.ru
Назад в раздел
Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.
Из Бахчисарая в Ялту – такой плотности туристических объектов, как в Бахчисарайском районе, нет нигде в мире! Вас ждут горы и море, редкие ландшафты и пещерные города, озера и водопады, тайны природы и загадки истории, открытия и дух приключений… Горный туризм здесь совсем не сложен, но любая тропа удивляет.
Недельный тур, однодневные пешие походы и экскурсии в сочетании с ком фортом (трекинг) в горном курорте Хаджох (Адыгея, Краснодарский Край). Туристы проживают на турбазе и посещают многочисленные памятники природы. Водопады Руфабго, плато Лаго-Наки, ущелье Мешоко, Большую Азишскую пещеру, Каньон реки Белой, Гуамское ущелье.
Источник: https://www.svastour.ru/articles/puteshestviya/rossiya/moskva/monastyri-moskvy.html
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь г.Москва
1358 год – это дата основания в столице нашей родины Алексеевского женского монастыря. Эта церковная обитель обладает очень богатой и интересной историей.
Монастырь был освящен во имя Алексия, которой родился в семье христиан во второй половине четвертого века в Риме. Уже в восемнадцать лет юноша женился. Со стороны могло показаться, что этот шаг он совершил с целью обеспечить свою невесту материально.
После свадьбы он сразу же ушел из дома родителей и решил посвятить свою жизнь странствованиям по разным уголкам мира.
Абсолютно все имущество Алексий подарил беднякам и нищим. Также вместе с ними он стал проживать на паперти храма в Эдессе. На питание он зарабатывал подаяниями прихожан. Такой жизнью мужчина жил в течение семнадцати лет. Слухи об Алексии вскоре разнеслись далеко за границы Эдессы. Священнику этой местности два раза снился один и тот же сон.
В нем Пресвятая Богородица указывала ему на бедного Алексия в качестве Божьего человека и носителя Святого Духа. Еще семнадцать лет мужчина вновь пробыл в своей семье. Его никто не узнавал, а сам он скрывал свое имя. Только после его смерти семья узнала правду. В тот момент в одном из римских храмов совершалась Божественная литургия.
Во время литургии была произнесена фраза о том, что нужно искать Божьего человека в доме Евфимиана, который отходит в мир иной. Родственники Алексия нашли его уже усопшим только после возвращения домой.
Сияющее лицо, благоухающее тело и листок с подробными сведениями последних лет жизни были самыми важными подтверждениями сказанных в храме слов.
До того, как в Москве образовался Алексеевский ставропигиальный женский монастырь, в стране существовали во имя Алексия отдельные церкви и храмы. Большинство из них были созданы еще в четырнадцатом веке. Однако женский монастырь обладает более интересной историей, ведь главным вдохновителем идеи был митрополит Алексей. Он и проявил инициативу начала строительства.
С самого начала месторасположение находилось между двумя реками – Москва и Остоженка. Сейчас там размещен Зачатьевский монастырь. Примечательно, что его также основал митрополит Алексий. Правда, сделал он это по просьбе сестер (Иулиании и Евпраксии). Уже в первые годы существования Остоженской обители можно было заметить, что она была несчастливой.
Беды и горести постоянно обрушивались на нее. Например, одной из неприятных ситуаций стало нашествие Тохтамыша. Подвергался монастырь многочисленным пожарам, и разрушительному землетрясению, произошедшему в 1445 году. В летописи в качестве Алексеевского монастыря это церковное здание было упомянуто лишь в1472 году.
Однако с тех пор его и стали величать именно как Алексеевский монастырь.
1514 год для христианского сооружения оказался страшным – монастырь сгорел. В то время правителем Руси был князь Василий III. Он и приказал построить на месте пожара церковь, где будут расположены престолы во имя Алексия – Божьего человека.
Заняться данным проектом, было поручено зодчему по имени Алевиз Фрязин. Однако в 1547 году пожар повторился. Его причиной стал перенос монастыря к стенам Кремля Москвы в соответствии с приказом правителя Ивана Грозного. Он пожелал, чтобы храм располагался именно в том месте.
Кстати, по сей день монастырь находится там.
Смена места мало помогла Алексеевскому монастырю, так как здесь опасностей не стало меньше. Вскоре наступила Великая Смута. В ее период монастырь был разграблен поляками. Но все же к 1652 году был восстановлен в 1625 году. Но и тут он простоял недолго. Во время пожара он вновь полностью сгорел, после чего полное восстановление произошло уже в 1634 году.
В тот момент также был построен храм Алексеевского монастыря с двумя шатрами. Строительство храма совершалось согласно типу церкви Рождества Богородицы. Это здание находится в Путниках и сохранено в наши дни. В 1648 году эта церковь стала последней с присутствием подобных куполов. Далее патриарх Никон издал указ о запрете на Руси строительства храмов с шатрами.
Но после смерти Никона указ был отменен.
Кстати, судьба Никона также несколько переплетена с женским Алексеевским монастырем. Именно здесь приняла постриг его жена, взяв имя Таисия. После ее примера и он принял пострижение. На кладбище на территории монастыря захоронены некоторые известные и знаменитые московские жители тех лет.
Среди них братья Панины, князь Щербатов и другие. Алексеевскому монастырю очень часто преподносили дары. Нередко дарителями были высокочинные особы государства. Рядом с образом святого Алексия располагалась лампадка. Ее храму преподнес Михаил Федорович Романов – первый царь этой династии.
Также дары сюда приносили мать Петра Первого, князь Ромодановский, патриарх Филарет и другие люди. Еду из Кремля привозили в монастырь в большие праздники христианского характера и именины царей Алексеев. В стенах монастыря до сих пор сохранена икона Грузинской Божией Матери.
В 1655 году именно она помогла побороть моровую язву. Затем отмечать день этой иконы стали каждый год в дату 15 октября.
Особенный ущерб был нанесен Алексеевскому ставропигиальному женскому монастырю в период войны 1812 года. В это время монахини, жертвуя собой и своей жизнью, пытались спасти имущество монастыря.
Драгоценные вещи они закопали в землю, после чего поставили свои кровати поверх них. Далее они стали изображать ужасно больных язвой женщин, лежащих на кровати. Французские солдаты побоялись приближаться к ним, боясь заражения.
Невзирая на такой отважный поступок монахинь, трагедии женского монастыря на этом не закончились. Николай Первый приказал на месте Алексеевского монастыря построить Храм Христа Спасителя, а его перенести в Красное Село рядом с Воздвиженской Церковью.
Все постройки монастыря были снесены. На новом месте восстановить монастырь удалось только к концу девятнадцатого века.
Еще одна интересная история в отношении Алексеевского монастыря заключена в проклятии игуменьи. Последнее богослужение на старом месте совершилось 17 октября 1837 года. Затем все монахини должны были покинуть это место.
Однако настоятельница приказала приковать ее к дубу, растущему во дворе. Ее поступок восприняли как бунт. Игуменью все же заставили насильно уехать оттуда. После этого она будто прокляла это место, сказав, что стоять здесь в течение долгого времени не будет ни один храм.
Сейчас Алексеевский ставропигиальный женский монастырь находится в Москве.
Источник: https://www.moleben-online.ru/khramy-i-svyatyni/svyatye-mesta/monastyri/981-alekseevskij-stavropigialnyj-zhenskij-monastyr-g-moskva