Путешествия по Молдове: Кицканский монастырь
Заядлая путешественница Галина Пушняк берёт во все свои поездки фотоаппарат и не забывает выкладывать свои фотоотчёты и делиться впечатлениями.
Эта поездка была для меня давно желанная, но не запланированная. Оказалось, что воскресенье можно провести на природе, стали думать где, и выбрали Приднестровье, монастырь в Кицканах. Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий монастырь – самый красивый из всех, что я видела в Молдове.
Кицканский плацдарм – стратегический плацдарм советских войск на западном берегу реки Днестр. Примерно в 3-х км от села на высшей точке Кицканского плацдарма сооружен мемориал павшим в Ясско-Кишиневской операции 1944 года. В мае 1972 года в праздник Победы на Кицканских высотах был открыт памятник Обелиск Славы.
Монастырская колокольня является самой высокой в Молдавии. Её высота составляет 69 метров и состоит из пяти ярусов. Её часто сравнивают с колокольней Троице-Сергиевой лавры.
Мы поднялись до колокола колокольни, это как раз половина высоты здания – сердце чуть не выпрыгнуло из груди.
Колокольню прекрасно видно за многие километры от монастыря, а с самого верхнего её яруса открывается удивительный вид живописных окрестностей.
В состав монастырского ансамбля входят 4 храма: Свято-Вознесенский собор (летний), Успенская церковь (зимняя), Никольский храм (семинарский), Кресто-Воздвиженский (трапезный).
К храму ведёт дубовая аллея с вырезанными в стволах фигурами послушников.
Кроме храмов и братских келий в обители есть гостиницы для паломников, церковный музей, библиотека в которой до наших дней сохранились документы, миниатюры и старинные книги XV—XIX вв., типография и иконописная мастерская.
Как всегда, как это обычно бывает в монастырях, к нам подошел паломник из России Алексей, проживающий в монастыре уже год. Он рассказал, что прибыл из России и его миссия – организация крестных ходов во славу возрождения и процветания России. Затем Алексей предложил нам небольшую экскурсию по монастырю. Первым делом повел нас в усыпальницу всех первых лиц монастыря.
Николаевская церковь, где хранится кровоточащая икона.
Руки немного тряслись от сердцебиения после подъема на колокольню (это было отдельное небольшое приключение), а в усыпальнице было почти темно, поэтому фото получились как получились, но других все равно нет.
Про усыпальницу вообще мало кто знает, и, если бы не паломник, мы бы тоже ее не увидели, как и мощи великомученика, которому люди адресуют просьбы записками. Написали и мы свою.
В соборе Вознесения Господня хранится рака с частицами святых мощей, полученные в дар от Патриарха Кирилла Иерусалимского.
Здесь хранится посох преподобного Паисия. Величковского и несколько рукописей архимандрита Андроника Поповича, основателя лавры.
Далее мы побывали на монастырском кладбище. Здесь находят успокоение все местные монахи.
Главный храм. Он открыт для посещения. Лики святых на фресках “как живые”, – сказал нам паломник Алексей.
Потом он показал нам это рукотворное произведение искусства из дров. Ну просто мозаика. Ни одно бревнышко не вытянуть – так плотно они прилегают друг к другу. Красота! Любезно согласился сфотографироваться на память и пообещал скорую войну, которая очистит мир от нечисти и бесов.
Монашеские теплицы, а в них помидорчики и огурчики. По всей территории, кроме хвойных деревьев посажены фруктовые – персики, яблони, груши и т.д. Везде полный порядок – ни соринки, ни упавшего плода.
Даже крыши беседки отделаны церковными украшениями. Мастера – жестянщики попались знатные, так как спаять такие кружевные колокольни и храмы из жести под силу не каждому.
Крыша беседки. В этой жестяной церквушке всегда горит огонь.
© Галина Пушняк
Источник: https://locals.md/2016/puteshestviya-po-moldove-kitskanskiy-monastyir/
Кицканский ново-нямецкий монастырь – древо
Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru
Ново-Нямецкий монастырь. Фото, весна 2008 г., с сайта обители noul-neamt.ru |
Ново-Нямецкий монастырь в честь Вознесения Господня в г. Кицканах, ставропигия Православной Церкви Молдавии в черте Тираспольской епархии
Ново-Нямецкий монастырь стал преемником традиций древней Нямецкой Лавры и её знаменитого пастыря – восстановителя духовного старчества преподобного Паисия (Величковского). Толчком к образованию обители стала жесткая политика новообразованного Румынского государства по началом Александра Кузы, который стремился подчинить и обобрать Церковь – в первую очередь богатые монастыри.
В 1858 году митрополит Ясский Софроний направил иеромонаха Феофана (Кристя) в Российскую империю, с целью восстановления прав Нямецкого монастыря на его исторические имения в Бессарабии. Отец Феофан преуспел в этом и стал управляющим этими имениями.
Антицерковные притеснения в Румынии привели к тому, что в Нямецком монастыре был нарушен устав преподобного Паисия, и нямецкие монахи – особенно ревнители паисиевского устава – стали постепенно тайно переселяться в Бессарабские вотчины. Во главе нямецких монахов-беженцев встали отец Феофан и духовник Нямецкой обители, иеросхимонах Андроник.
В связи с секуляризацией монастырских имуществ в Румынии иеромонах Феофан подал прошение архиепископу Кишиневскому Антонию, Святейшему Синоду Русской Православной Церкви, и даже самому императору Александру II об устроении нового монастыря на бессарабских вотчинах Нямецкой обители.
Монастырь должен был не только служить приютом для гонимой братии, но и быть опорой преследуемого в Дунайских княжествах Православия. Из-за этого румынское правительство чинило препятствия основанию новой обители. Указ об учреждении обители был подписан императором Александром II 13 января 1864 года.
Монашеская жизнь в обители была подчинена уставу преподобного Паисия. Для устройства обители было выбрано имение Кицканы, подаренное Нямецкому монастырю ещё в 1429 году господарем Александром Добрым. Иеромонах Феофан, который возглавил Ново-Нямецкую обитель посвященную Вознесению Господню, приступил к постройке корпуса келлий в том же 1864 году.
Во владение монастыря, по завещению Андрея Глодя, также перешел Никольский храм. Из Румынии был привезен список с чудотворной Нямецкой иконы Божией Матери, который впоследствии прославился многими чудесами.
Благодаря деятельной переписке отца Феофана с первых дней существования Ново-Нямецкая обитель находилась в дружеских отношениях со многими представителями Поместных Церквей и со старцами Святой Горы Афон, которые также одарили монастырь святынями. В 1867-1878 годах был выстроен Вознесенский собор обители.
При втором игумене, Андронике, в обители были построены трапезная, больница, библиотека. В начале XX века был построен Успенский храм и колокольня. Монастырь стал известен также и своей немаловажной культурно-просветительской ролью, борьбой с ересью и расколами.
В 1962 году обитель была закрыта. В последующие годы постройки и ценности монастыря сильно пострадали, были порушены и расхищены.
Монастырь возобновил свою деятельность в 1990 году. За последующие годы была налажена церковная жизнь, отремонтированы храмы, колокольня и келии монастыря. Появились и новые постройки – вблизи обители была возведена церковь преподобного Паисия Нямецкого; в 1993 году поблизости был основан скит во имя мучеников Викентия и Доримедонта.
С 1990 по 2001 год при монастыре действовала духовная семинария. В 1995 году при монастыре был открыт музей. Появились также библиотека, типография и иконописная мастерская. В обитель вернулись её прежние святни – ковчег с мощами и чтимый список Нямецкий иконы, а в 1994 году был передан посох преподобного Паисия.
На землях обители были устроены виноградники.
Статистика
- 1884 – в монастырской библиотеке 146 рукописей на молдавском и славянском; 2272 печатные книги на молдавском, русском, славянском и греческом [1]
Вознесенский собор Ново-Нямецкого монастыря. Фото на Вознесение 2010 г., с сайта обители noul-neamt.ru |
Храмы, архитектура
В архитектурном ансамбле обители неовизантийский стиль сочетается с молдавским народным декором.
Вознесенский летний собор
Соборный храм в честь Вознесения Господня был заложен в 1867 году и достроен в 1878 году.
Успенский храм Ново-Нямецкого монастыря. Фото, весна 2008 г., с сайта обители noul-neamt.ru |
Успенский зимний храм
Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1902-1905 годах.
Николький семинарский храм
Кресто-Воздвиженский трапезный храм
Паисиевский храм
Храм во имя преподобного Паисия (Величковского) был построен в 1990-х или 2000-х годах.
Скиты, подворья
- Кицканский Доримедонто-Викентиевский скит
Колокольня Ново-Нямецкого монастыря. Фото, весна 2008 г., с сайта обители noul-neamt.ru |
Колокольня
Колокольня была воздвигнута в 1913-1914 годах, к 50-летию обители. Высотой 69 метров, в то время она стала высочайшей в Молдавии. На восстановление ее купола в конце XX-начале XXI века ушло 5 кг. сусального золота. В 2000-х годах в двух нижних этажах колокольни расположилась лавка обители.
Настоятели
Наместники
Святыни
Использованные материалы
[1] Страница сайта Ново-Нямецкого монастыря, http://www.noul-neamt.ru/nn_ru/index.php?option=com_content&…=41 [2] http://www.noul-neamt.ru/nn_ru/index.php?option=com_content&…=30Источник: https://drevo-info.ru/articles/19741.html
Кицканский монастырь и ещё немного про Тирасполь
?varandej (varandej) wrote,
2012-12-17 23:57:00varandej
varandej
2012-12-17 23:57:00Category:
Как уже говорилось в посте про Тирасполь, Днестр у приднестровской столицы делает крутую излучину, земля внутри которой во всех войнах служила важнейшим плацдармом и стратегической высотой, и потому как и Бендеры, осталась в 1992 году под контролем ПМР.
В более дальнем прошлом же земли этой излучины принадлежали известной с 1367 года Нямцекой лавре – одному из главных монастырей румынской Молдовы.
В 1859-61 годах в Кицканы во главе с отцами Феофаном (Кристя) и Андроником (Баденский-Попович) перебралась группа монахов, несогласных с реформами церкви в объединённой Румынии (а реформировали её радикально, по сути сделав государственной бюджетной организацией, и кому-то не нравился запрет богослужений на церковно-славянском, а кому-то – секуляризация земель), которые решили основать свою обитель. Разумеется, Российская империя такую иницативу не могла не поддержать – и Ново-Нямецкий монастырь быстро стал крупнейшим в Бессарабии. Для Приднестровья он играет ту же роль, какую для Молдовы – Кэприяна. Да и история у него очень уж приднестровская…
Путь в Кицканы начинается прямо от площади Суворова – за Аллеей Славы небольшой мост через Днестр, пока пешеходный, но вроде как это не перманентно – он просто закрыт на ремонт:
2.Днестр здесь необычайно узок, точно не шире Москвы-реки. Вид направо, в сторону Бендер:3.Заброшенный дебаркадер у бывшей пристани, переделанный из волжского парохода “Киров” (1932-33), отбуксированного в Тирасполь накануне распада СССР – его планировали переоборудовать под гостиницу:4.Вид с другого берега вниз по течению, в сторону Днестровска. По центру – та самая гостиница “Аист”, которую я указывал в миграционке как принимающий адрес.5.Туман в тот день лежал до полудня, а где-то с 11 до 15 небо ещё и затянуло. Кадры 3 и 4 сняты по пути “туда”, кадр 5 – по пути “обратно”, то есть Кицканы я осматривал в самое неудачное время – сочетание тумана и хмари.За мостом – остановка. Отсюда, пока закрыт мост, и ходя маршрутки и автобусы в Кицканы и молдавские сёла дальше (в первую очередь Копанку). Ходят часто – каждые 20-30 минут, и когда я уезжал (а этот кадр снят по возвращении), такой толпы не было – судя по всему, ждут какого-то конкретного рейса.6.Дальше будет не лишним дать карту, чтоб было понятно, как устроена Кицканская излучина. Здесь в первую очередь обратите внимание на село Копанка – как и Варница, это “непризнанность в квадрате” – Приднестровье считает его своим, но де-факто оно находится под контролем Молдовы. При этом в Кицканы можно проехать из Бендер, не заезжая в Тирасполь – вот и прикидывайте, как тут фактически проходит граница.7.До Кицкан ехать минут 20 – сначала через лес, мимо насосной станции, затем по полям, и близость непризнанной столицы перестаёт ощущаться практически сразу. Меняется и архитектура, характерные для Южной Бессарабии длинные хаты с резными фронтонами:8.И вполне молдавские троицы – на всякий случай напомню, что так тут называют поклонные кресты:9.Как видно по карте, Кицканы – село очень большое (9 тысяч человек), и к монастырю автобус не едет. Выходить нужно в центре, у вот этого, судя по всему, заброшенного ресторана:10.От остановки надо пройти вдоль ресторана до перекрёстка, а там направо. За забором руины паровой мельницы (1904), скорее всего когда-то принадлежавшей монастырю:11.Впереди виден силуэт сельской церкви, опять же более чем типичной для Молдовы. По пути к монастырю лучший ориентир – люди, православных паломников не спутать ни с кем. Впереди – ещё одна развилка, направо почти сразу монастырь, а налево через пару километров Мемориал Славы на Кицканском плацдарме:12.Но к мемориалу я уже не ходил – погода не располагала, времени было маловато, да и архитектурно это почти типовая бетонная стела на кургане. В 1944 году бои за плацадрм шли 4 месяца, Красная Армия потеряла на нём несколько тысяч человек – но плацдарм стал одной из отправных точек блестящей Ясско-Кишинёвской операции. С мемориала на отличный вид на монастырь и Тирасполь… но явно не в сером тумане. Так что пойдём к монастырю, хотя снаружи он совсем не впечатляет:13.Совершенно не характерная для Молдовы колокольня-свеча (1913-14) словно принесена сюда откуда-нибудь из Рязанской области. В Молдове и ПМР она с большим отрывом самая высокая – 69 метров:14.От подножья вид особенно внушителен:15.”В чужой монастырь со своим уставом…”. По своей атмосфере Кицканский монастырь больше напоминает российские обители, чем молдавские, а вот в архитектуре Молдавия и Россия тут переплетены неразрывно:15а.В Святых воротах – очень красивые фрески:16.А из ворот внутрь монастыря открывается вид, запечатлённый на вводном кадре. Первое, на что здесь обращаешь внимание – не огромные соборы, а типично молдавские колодцы с замысловатыми кровлями:17.Особенно хороша вторая, справа от входа. Сграфитто на стене изображают три монастыря – Нямецкую лавру, Троице-Сергиеву лавру и сами Кицканы:18.19.
Центр монастыря – два совсем не по-бессарабски огромных собора – ближе Вознесенский (1867-68), дальше Успенский (1902-05), и при вполне российском масштабе, архитектура их какая-то уж очень местная. В сущности – это же натуральный романо-византийский стиль, весьма распространённый в украинской Буковине:
20.Успенский собор ещё и облицован котельцом. Я не мог отделаться от ощущения, что эти храмы строились в межвоенное время. Как автор первых построек везде указывается “неизвестный петербургский архитектор”, а скрываться под этим может что угодно вплоть до “неизвестного бухарестского архитектора”.
UPD: по данным av_otus, на самом деле всё проектировал кишинёвский архитектор Михаил Сероцинский, то есть всё-таки корни у этого бессарабские.
21.Между соборами – очаровательная миниатюрная часовенка Нямецкая иконы Божьей Матери:22.Внешне больше тянет на эпоху модерна, но на самом деле она заложена в 1994 году, когда закрытая в 1961 году обитель возродилась. В окнах красивые витражи:23.А вот какой из храмов украшает эта Богородица, я сейчас уже не помню – судя по цвету, скорее всего Вознесенский:23а.Все соборы первой волны, авторства того “неизвестного архитектора 1862 года”, снабжены мемориальными досками, где указано в том числе время постройки:24.На заднем дворе – ещё несколько корпусов того времени, а также Никольская церковь (1830-34), изначально сельский храм, в 1865 году переданный Ново-Нямецкому монастырю. Скорее всего, большая сельская церковь была построена примерно тогда же:25.Задворки обители:26.27.А хозяйство у монастыря и по сей день крепкое:28.Я попал на воскресную службу. В монастыре было людно, а в церкви просто не протолкнуться. Как, впрочем, и в Кэприяне, где я был воскресением ранее. Что ни говори, а народ тут набожный… Многие приехали из Тирасполя, многие – из молдавских сёл.29.
Жаль лишь, что погода подвела. И главное – стоило мне уйти, как туман рассеялся, а через несколько часов ушли и тучи. Назад в Тирасполь я ехал в старом переполненном ЛиАЗе (заснять забыл), и уже на остановке у моста снова был впечатлён – ещё нигде я не видел, чтобы столько людей выстраивались в очередь заплатить шофёру за проезд по прибытии.
В Тирасполе я отснял ещё несколько кадров, не поместившихся в прошлый пост. Вот например раритетная машинка у набережной – “Запорожец-965” начала 60-х годов (а я было подумал – нечто подревнее):
31.От площади Суворова я направился по кратчайшей прямой к заводу “Квинт”, чтобы купить тираспольский конъяк. По дороге набрёл на очень красивое здание Детской художественной школы на перекрёстке Розы Люксембург и Манойлова, аккурат напротив КГБ – даже затрудняюсь сказать, когда построено, скорее всего в 1980-е, когда в советской архитектуре стали понемногу возрождаться “излишества”:32.”Квинт” – ещё одна краса и гордость Приднестровья, и его название – не от древнеримского имени, а всего лишь от аббревиатуры “Конъяки, вина и настойки Тирасполя”. Значительная часть “молдавского вина”, которое можно купить в российских магазинах – на самом деле из Приднестровье, и именно потому запрет молдавских вин (ныне снятый) был не так заметен, как запрет грузинских: например, “Букет Молдавии” делают в Дубоссарах. “Квинт” же знаменит в первую очередь своими конъяками и брэнди.33.Масштаб завода, основанного в 1897 году, впечатляет – он занимает целый квартал, и по разные его стороны целых три винных магазина, в одном из которых я купил бутылка конъяка “Тирасполь” – здесь он считается жутко дорогим (около 20 долларов за литровую бутылку), но уже в Москве дегустация показала, что конъяк отличный, вполне на уровне того, что в Москве стоит 2-3 тысячи рублей. Итого, из поездки я привёз 3 литра алкоголя. Внутрь завода же водят экскурсии, там очень красивый дворик со старыми корпусами, но я ограничился кадром через забор:34.
Я как-то забыл, что от “Квинта” рукой подать до вокзала – пожалуй, это мой главный пробел в Тирасполе. Вот фото из википедии. Железная дорога пришла сюда в 1867 году ответвлением линии Петербург-Одесса, вокзал же построен после войны взамен разрушенного:
35.Тирасполь многоэтажечный – по-моему, выглядит очень неплохо. Всё-таки очень уютный город, столичный, но не давящий. Хотя по словам местных, маленький размер – не всегда хорошо, очень часто нужных людей по какому-нибудь профилю (скажем, переводчика, адекватную сиделку для ребёнка или тем более какого-нибудь специалиста) в таком городе просто не найти:36.Ну а напоследок ещё одна троллейбусная зарисовочка. Тернополь в Тирасполе:37.
В Приднестровье я провёл три дня – в первый день осматривал Бендеры, в последний – Тирасполь и Кицканы.
А посредине мы с Борисом и Александром bes_arab ездили на машине практически через всё Приднестровье, примерно 3/4 его длины – в далёкие сёла Рашков и Строенцы через индустриальную Рыбницу.
Но следующий пост – не о них, а о самой дороге и сельской глубинке непризнанного государства.
МОЛДАВИЯ-2012
Вступление. Самый солнечный ноябрь в моей жизни.
О Молдавии в общем.
Прошлое. История и архитектура.
Вечное. Молдавия сельская.
Настоящее. Люди и реалии.
Северная Молдова
Ворота Молдовы. Могилёв-Подольский (Украина) и Атаки.
Рудь. Село, монастырь, городище и объект ЮНЕСКО.
Сорока. Крепость и окрестности.
Сорока. Старый город.
Сорока. Цыганова гора.
Монастыри Днестра. Жабка.
Монастыри Днестра. Сахарна.
Кишинёв
Случайная столица. Городской портрет.
Вокзал и начало центра.
Бульвар Штефана чел Маре.
Нижний центр.
Верхний центр.
Выше центра. Парки и кладбища.
Окраины.
Поездки из Кишинёва.
Кодры. Суручаны и Кондрица.
Кодры. Кэприяна.
Кодры. Ворничаны.
Кодры. Городиште и Страшены.
Бельцы. От автостанции к центру.
Бельцы. Университет и предместья.
Новый Орхей. Уездный город.
Старый Орхей. Часть 1.
Старый Орхей. Часть 2.
Старый Орхей. Бранешты, селенье камнетёсов.
Чимишлия. Простой молдавский городок.
Гагаузия. Комрат.
Гагаузия. Бешалма.
Приднестровье
Варницкий анклав.
Приднестровская Молдавская республика. В общем.
Бендеры. Крепость.
Бендеры. Мемориалы.
Бендеры. Старый город.
Тирасполь. Столица непризнанной страны.Кицканский монастырь и ещё немного Тирасполя.Дорога вдоль Днестра.Рыбница. Индустрильный гигант по-молдавски.Рашково.Строенцы.
.
Источник: https://varandej.livejournal.com/520770.html
Кицканы – Святцы
Кицканы (молд. Кицкань, Кицкань) – одно из старейших сёл на территории Приднестровья, центр Кицканского сельсовета Слободзейского района непризнанной Приднестровской Молдавской Республики.
Единственное из крупных сел района с преобладанием русского населения.
В соответствии с административным делением Молдавии входит в Каушанский район Молдавии и является административным центром одноимённой коммуны, в состав которой также входят сёла Меренешты, Загорное.
Название села переводится с молдавского языка как землеройки. Кицканы впервые упоминаются в документах 1527 года. Однако археологические памятники в окрестностях села свидетельствуют о пребывании здесь людей задолго до основания населённого пункта. Среди них выделяются Верхний Траянов вал, гетское городище, могильники, курганные комплексы.
Численность населения Кицкан в XVII-XVIII вв.
была подвержена резким колебаниям из-за постоянных татарских набегов, привлечения селян на строительство и ремонт Бендерской крепости и дорог, бегства крестьян за Днестр в Запорожскую Сечь, в Слобожанщину, Подолию и Галицию.
Учитывая характер и интенсивность хозяйственной деятельности, особенности топографии села можно предположить, что в середине XVIII века в селе насчитывалось 30-40 дворов и проживало не более 150-200 человек.
В 1812 году вместе с присоединением Бессарабии село становится частью Российской империи в дальнейшем в составе Бендерского уезда Бессарабской губернии. Значимую роль в жизни села сыграл, основанный в 1859 году Ново-Нямецкий Свято-Вознесенский монастырь.
В 1861 году монастырь получает в собственность 1859 десятин лесных угодий. В 1862 году казённое село Кицканы передаётся в собственность монастырю. В полукрепостную зависимость попадают 272 кицканских и копанских семьи. Монастырю были переданы лучшие земли села.
Многие кицканцы были вынуждены переселиться в города и села Левобережья.
В 1960-70-е гг. наступает расцвет аграрного производства в местном колхозе. Колхоз «Красный садовод» достиг больших успехов в экономике и социально-бытовом строительстве. Материально-техническая база колхоза вывела его в десятку наиболее оснащённых в МССР.
Так была создана мощная мелиоративная система, орошающая почти 800 га, что являлось одним из самых больших показателей в Молдавской ССР. Строятся крупный тепличный комбинат, овощехранилища, полевые дороги, производится зарыбление прудов. В конце 1960-х гг. «Красный садовод» вошёл в число колхозов-миллионеров.
К середине 1970-х гг. ежегодная чистая прибыль колхоза достигала 3 млн рублей.
Колхоз имел овощеводческо-садоводческую специализацию. Более 400 га колхозных земель было отведено под выращивание томатов, баклажан, огурцов, редиски, разнообразной зелени и других овощных культур. На пойменных землях получило развитие бахчеводство.
Главной специализацией колхоза было выращивание яблок, груш, слив, абрикосов, персиков, айвы, черешни, вишни. Под фруктовые сады было отведено более 300 га земли. Ежегодно колхоз собирал около 10-15 тыс. тонн плодов. На западном склоне Кицканского мыса разбивается массив виноградников площадью более 200 га.
Особое внимание уделялось пчеловодству и рыбоводству. В прудах выращивали толстолобика, карпа, белого амура, карася, леща.
В 1960-80-ее гг.
в основном на средства колхоза были построены: 2 средние и 1 восьмилетняя школы; Дом культуры; музыкальная студия, летняя эстрада; 3 библиотеки; 3 больницы; родильный дом; аптека; 4 детских сада; отделения связи и сберкассы; комбинат бытового обслуживания; гостиница; ресторан; 5 магазинов; 2 музея; парк культуры и отдыха. В селе были установлены памятник В. И. Ленину и памятник советским воинам, павшим в Великой Отечественной войне, Мемориал Ясско-Кишинёвской операции. Из Кицкан в Тирасполь и районный центр пгт. Слободзею были налажены маршруты рейсовых автобусов, чему способствовало строительство моста, связывающего село с центром Тирасполя. Кицканы – стало первым селом в Молдавской ССР, которое ещё в 1989 году на заседании сельского Совета официально утвердило свой герб.
В конце 1990-х гг. колхоз был ликвидирован. На его месте сформировались небольшие мелкотоварные кооперативы. Специализацией кицканского сельского хозяйства являются овощеводство (в том числе парниковое), садоводство, виноградарство, рыбоводство, пчеловодство.
Часть жителей села находят работу в близрасположенных городах Приднестровья – Тирасполе и Бендерах. Современные Кицканы – многонациональное село. По состоянию на 1 января 2004 года в селе проживало около 9 тыс. чел.
(52 % – женщины), из них русские составляют 53 %, молдаване – 34 %, украинцы – 10 %, проживают также болгары, гагаузы, белорусы. В селе насчитывалось 2855 домохозяйств.
Источник: https://svyatsy.org/svyatye-mesta/moldaviya/kickany/
Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий (Кицканский) монастырь
Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий (Кицканский) монастырь — православный мужской монастырь в приднестровском селе Кицканы на правом берегу Днестра в 6 км южнее Тирасполя. Монастырь относится к Молдавской митрополии Русской православной церкви.
ОПИСАНИЕ
В состав монастырского ансамбля входят 4 храма: Свято-Вознесенский собор (летний), Успенская церковь (зимняя), Никольский храм (семинарский), Кресто-Воздвиженский (трапезный).
К храму ведёт дубовая аллея с вырезанными в стволах фигурами послушников.
Кроме храмов и братских келий в обители есть гостиницы для паломников, церковный музей, библиотека в которой до наших дней сохранились документы, миниатюры и старинные книги XV—XIX вв., типография и иконописная мастерская.
Монастырская колокольня в своё время была самой высокой в Молдавии. Она имеет 69 метров в высоту и состоит из пяти ярусов. Её часто сравнивают с колокольней Троице-Сергиевой лавры.
Колокольню прекрасно видно за многие километры от монастыря, а с самого верхнего её яруса открывается удивительный вид живописных окрестностей.
В 7 км от монастыря расположен скит Святых Мучеников Викентия и Дормедонта.
В 1995 году в монастыре было 54 монаха, 3 архимандрита, 3 игумена, 10 иеромонахов, 7 протодиаконов, 38 послушников.
ОСНОВАНИЕ МОНАСТЫРЯ. РАЗВИТИЕ В XIX — НАЧАЛЕ XX ВВ
История монастыря тесно связана с запрутской Нямецкой лаврой, которая была одним из крупнейших средневековых центров молдавской культуры и образования.
После того, как монахам лавры было запрещено вести богослужение на церковнославянском языке, они бежали в Бессарабию и в 1859 году здесь, в Кицканах, основали Ново-Нямецкий монастырь.
Строительство монастырского комплекса велось почти 50 лет.
Вознесенский соборный храм и колокольня, входящие в состав монастырского ансамбля, были спроектированы в 1864 году неизвестным петербургским архитектором.
Позже, в начале XX века, были возведены остальные постройки: трапезная, больница, каменная кухня и двухэтажный корпус для келий, а также надвратная колокольня. В 1861 году монастырь получает в собственность 1859 десятин лесных угодий. В 1862 году казённое село Кицканы было передано в собственность монастырю. В полукрепостную зависимость попали 272 кицканских и копанских семьи.
ЗАКРЫТИЕ МОНАСТЫРЯ
Постановлением Совета Министров СССР от 16 октября 1958 года за № 1159 и № 1160 Кицканский монастырь в мае 1962 года был закрыт. На его территории была размещена туберкулёзная больница, а в колокольне — музей Боевой славы Ясско-Кишинёвской операции. Постепенно здания монастыря пришли в упадок, иконы, книги, церковная утварь и оборудование расхищались.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ МОНАСТЫРЯ
Возрождение монастыря началось в конце 1980-х гг. В 1989 году была открыта для посещения прихожан Успенская церковь. В 1990 году Патриархом всея Руси Алексием II настоятелем монастыря был назначен выпускник Московской духовной Академии Доримедонт (Чекан), стараниями которого монастырь начал оживать.
В 1990 году при монастыре было открыто Духовное училище, преобразованное в 1991 году в семинарию (в 1996 году переименована в Кишинёвскую). В 1994 году в честь небесного покровителя монастыря преподобного Паисия была построена приходская церковь селе Кицканы.
В этом же году на территории монастыря была заложена часовня в честь чудотворной иконы Божьей Матери Ново-Нямецкой, предназначенная для малого освящения воды. В восстановленном здании библиотеки расположен музей истории монастыря.
Восстанавливается монастырское хозяйство. За ним закреплено 20 га плодородных пахотных земель, на которых в основном разбиты огороды и фруктовые сады.
Ведётся интенсивная реставрация монастырских зданий. Например, восстановление купола колокольни потребовало 5 кг сусального золота.
Огромную финансовую помощь в восстановлении монастыря оказывает Московский патриархат Русской православной церкви.
Источник: http://www.zspu.org/svyato-voznesenskiy-novo-nyametskiy-kitskanskiy-monastyir/
Кицканы Посмотреть на карте
Страна | ПМР/Молдавия[1] |
Район | Слободзейский[2]/Каушанский[3] |
Коммуна | Кицканы |
Телефонный код | +373 557 |
Часовой пояс | UTC+2, летом UTC+3 |
Население | 9000 человек (2004) |
Первое упоминание | 1526 |
Координаты | Координаты: 46°47′08″ с. ш. 29°36′31″ в. д. / 46.785556° с. ш. 29.608611° в. д. (G) (O) (Я)46°47′08″ с. ш. 29°36′31″ в. д. / 46.785556° с. ш. 29.608611° в. д. (G) (O) (Я) |
Автомобильный код | C — — |
Высота | 4 м |
Кицканы (молд. Кицкань, Кицкань) — одно из старейших сёл на территории Приднестровья, центр Кицканского сельсовета Слободзейского района непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Единственное из крупных сел района с преобладанием русского населения. В соответствии с административным делением Молдавии входит в Каушанский район Молдавии и является административным центром одноимённой коммуны, в состав которой также входят сёла Меренешты, Загорное.
Достопримечательности
Географическое положение
Село расположено в западной части района, на правом высоком берегу реки Днестр, на водораздельном выступе, известном как «Кицканский мыс» между долинами рек Днестр и Ботна. Село находится в 22 км от райцентра и в 8 км от железнодорожной станции Тирасполь.
Кицканы исторически занимали исключительно выгодное транспортно- и торгово-географическое положение на путях из центра Молдавского княжества вдоль Днестра на Белгород, из Буджака в Подолию. Ныне село удобно расположено вблизи Тирасполя — главного потребителя сельскохозяйственной продукции Кицкан.
Населенный пункт имеет исключительно важное стратегическое значение, так как контролирует подступы к переправе через Днестр и господствующей высоте — «Кицканскому мысу» (158,1 м), или так называемому Кицканскому плацдарму, сыгравшему решающую роль в Ясско-Кишинёвской операции 1944 года.
Эта высота служила удобной точкой для артиллерийского обстрела населённых пунктов в долине Днестра, что использовали фашисты в 1944 году и вооружённые силы Молдавии в период вооружённого конфликта в 1992 году. Село входит в состав Тираспольско-Бендерской агломерации.
Природа
Пойменные почвы в окрестностях Кицкан отличаются высоким плодородием и пригодны для выращивания овощных и зерновых культур. Склоны «Кицканского мыса» имеют угол и экспозицию, благоприятствующие виноградарству и садоводству.
Близость Днестра и плавней Ботны создает исключительные условия для орошения, рыболовства и рыбоводства.
Обширный пойменный Кицканский лес традиционно имел большое хозяйственное и рекреационное значение как для села, так и для расположенного вблизи Тирасполя.
История
Современные Кицканы
Ново-Нямецкий Кицканский монастырь на денежном знаке в 10 приднестровских рублей 2000 года
В конце 1990-х гг. колхоз был ликвидирован. На его месте сформировались небольшие мелкотоварные кооперативы. Специализацией кицканского сельского хозяйства являются овощеводство (в том числе парниковое), садоводство, виноградарство, рыбоводство, пчеловодство.
Часть жителей села находят работу в близрасположенных городах Приднестровья — Тирасполе и Бендерах. Современные Кицканы — многонациональное село. По состоянию на 1 января 2004 года в селе проживало около 9 тыс. чел.
(52 % — женщины), из них русские составляют 53 %, молдаване — 34 %, украинцы — 10 %, проживают также болгары, гагаузы, белорусы. В селе насчитывалось 2855 домохозяйств.
← предыдущая следующая →
Источник: http://www.travellers.ru/city-kickany
Мир Ново-Нямецкого монастыря
Одной из культурных достопримечательностей Приднестровья является Ново-Нямецкий монастырь в Кицканах. Осмотреть долину Днестра с самой высокой в регионе колокольни – дело принципа любого путешественника, а полистать старинные фолианты монастырской библиотеки стремятся как исследователи прошлого, так и поклонники творчества Умберто Эко.
Увидеть оригинальный архитектурный ансамбль Кицканского монастыря приезжают туристы из стран Европы и постсоветского пространства, что неудивительно, – это самая старая православная обитель на территории республики.
Документ об основании монастыря подписан российским императором Александром II 13 (26 по новому стилю) января 1864 года, а по мотивам драматичной истории обители получился бы интересный художественный фильм.
Ново-Нямецкий монастырь изображен на приднестровских банкнотах, что довольно символично. История появления Кицканской обители очень похожа на историю основания Приднестровской Молдавской Республики. В обоих случаях первопричиной стали притеснения и языковые запреты.
В запрутской Молдове (территория Румынии) находится один из самых крупных и знаменитых православных монастырей Восточной Европы – Нямецкий. Он был основан более 600 лет назад, превратившись со временем в центр образования и культуры.
С этим монастырем связывают возрождение древней духовной практики – исихазма, суть которого состоит в духовном росте через самоконтроль, молитвенную медитацию, трудотерапию, физическую культуру и ментальное развитие.
Учил этой традиции Паисий Величковский, знаменитый православный монах XVIII века, написавший в Нямецком монастыре «Добротолюбие» – настольную книгу известных религиозных деятелей, например, Серафима Саровского.
Традицию Величковского продолжали его ученики, пока в середине XIX века власти Объединённого княжества Молдавии и Валахии (прообраза Румынии) не объявили конфискацию церковных земель и запрет на старославянский и русский языки в богослужении. Многие монахи бежали в российскую часть Молдавии, Бессарабию, где на берегу Днестра находились угодья Нямецкого монастыря, подаренные ему еще Стефаном Великим. Возле села Кицканы они основали новую обитель – Ново-Нямецкую, а Россия взяла её под свою защиту.
Это один из редких рисунков Кицканского монастыря стодвадцатилетней давности. Высокую колокольню еще не построили, как и Успенский зимний храм. На изображении видны только монашеские кельи, библиотека и Вознесенский летний храм, который строился 10 лет (1867-1878 годы). Аналогичный пейзаж Ново-Нямецкого монастыря можно увидеть и на фотокарточке конца XIX века.
Современный архитектурный ансамбль монастыря создавался в течение 50 лет. Сначала из-под карандаша петербургского архитектора вырос Вознесенский храм. Сегодня здесь проходят церковные службы в тёплый сезон начиная с праздника Пасхи.
Зимний храм – Успенский – появился уже в начале XX века. Если смотреть на него сверху, с высоты птичьего полета, храм похож на крест с кругом посередине.
Здесь проходит богослужение в зимнее время. В период рождественских праздников с двух сторон солеи (часть храма) стоят зелёные ели.
Оба храма занимают центральное место на монастырском дворе. Вместе они создают неповторимую архитектурную эстетику.
Знаменитую в Приднестровье и Молдове колокольню воздвигли перед Первой мировой войной, в 1913 году. Отсюда, с 70-метровой высоты, открывается чудесный вид на Кицканский плацдарм, окрестные сёла, долину Днестра и Тирасполь – медитативная панорама на 360 градусов.
Многотонные колокола, управляемые звонарями, время от времени наполняют окрестности упоительной мистической музыкой.
Согласно традиции, монашество – это особый духовный путь, основанный на самопознании и самоконтроле. Поэтому внутренний мир монастыря создает атмосферу, располагающую к молитве, послушанию и созерцанию.
«Монастырь общий для всех. Каждый человек имеет право прийти сюда и найти душевное успокоение», – говорит отец Паисий.
Отец Паисий служит в Ново-Нямецком монастыре уже 26 лет. Он прошел путь от послушника до наместника обители, после того как еще в юношестве выбрал монашеский путь. Сегодня ему доверили управление монастырем.
Отец Паисий был среди первых монахов, пришедших в обитель в начале 90-х XX века, когда монастырь обрел новую жизнь. До этого около тридцати лет Ново-Нямецкий монастырь пустовал.
В 60-е годы прошлого века советское правительство его закрыло, приспособив храмы под складские помещения. На территории обители была размещена туберкулезная больница, а колокольня стала музеем боевой славы.
Сегодня Кицканский монастырь является духовным домом для 60 братьев.
Монашеские кельи построены так, чтобы помочь ставшим на особый путь мироощущения, – они неприхотливы и аскетичны, но не лишены уюта.
Монастырский двор располагает к прогулкам и беседам.
У каждого монаха своя жизненная история, которая в итоге привела его в Ново-Нямецкий монастырь. Для иеромонаха Игнатия жизнь в кицканской обители – это особый образ мышления, путь к самоконтролю и миру с самим собой.
По словам иеромонаха, монастырская жизнь строго дисциплинирована, и каждый член братства знает свое послушание. Дрова для топки келий монахи добывают сами, складывая их в большие живописные дровяники под открытым небом. Здесь растет столовый виноград, его лозы тянутся по аккуратным аркам. В монастырских теплицах выращивают овощи, которые попадают на трапезу.
Монахи пекут также хлеб, делают восковые свечи, следят за монастырской территорией – все заняты повседневными обязанностями, которые чередуются участием в богослужении, уединенными молитвами и работой с литературой.
«Чтение для монаха – это духовная пища. Чтение дает силы, подбадривает и прибавляет духовной крепости», – говорит послушник Андрей.
Он провел два с половиной года в монастыре и готовится в скором времени принять постриг, после чего обратного пути к светской жизни уже не будет.
Послушник Андрей ведает монастырской библиотекой, на полках которой хранятся около 10 тысяч книг, многие из которых написаны еще 150 лет назад. В них собран духовный опыт подвижников, чья деятельность служит для монахов примером для подражания.
Эти религиозные тексты содержат полезные и интересные факты о психологии человека, говорит послушник Андрей.
Самые старые книги были вывезены в Кишинев еще в 60-е годы прошлого века после закрытия монастыря. Там в специальных помещениях с оптимальным уровнем влажности они хранятся до сих пор. В то же время доступ к ним для обитателей Ново-Нямецкого монастыря всегда открыт. Впрочем, в хранилищах кицканской обители также можно увидеть любопытные издания.
Например, массивная Книга Иоанна Златоуста – настоящий музейный экспонат.
Или карманный Псалтырь из Ново-Печерской лавры.
Свободное время послушник Андрей проводит в мастерской, где учится резьбе по дереву.
С каждым новым уровнем искусности простые инструменты позволяют превращать дерево, например, в художественное панно.
Мир монастыря создан как альтернатива реальности. Его задача – привести человека к пониманию православной жизнеутверждающей максимы. «Через трудности и испытания душа человеческая очищается. Самое главное – не опускать руки, быть бодрым духом и идти вперед», – говорит наместник Ново-Нямецкого монастыря отец Паисий.
Другой Паисий – Величковский, в честь которого установлена мемориальная доска в Кицканском монастыре, учил о том же самом.
Подпишитесь на нашу страницу в VK, чтобы быть в курсе событий в ПМР и мире
Источник: https://novostipmr.com/ru/news/17-01-13/mir-novo-nyameckogo-monastyrya
Святыня земли православной
Для Молдавии обитель имеет такое же значение, как Киево-Печерская лавра для Руси. Раскинулся монастырь на берегу реки Днестр в селе Кицканы Слободзейского района, всего в 5 км от столицы Приднестровья – города Тирасполя.
Младшая сестра Нямецкой лавры
Предыстория
Свою историю Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий мужской монастырь в селе Кицканы ведёт от древней Нямецкой лавры, построенной в XIV веке вблизи города Нямец (расположен на территории современной Румынии). Небывалого духовного подъёма Нямецкая обитель достигла с приходом отца Паисия (Величковского).
Слух о ней распространился далеко среди монастырей и всего православного мира.
В XIX веке к власти в Румынии пришёл Александр Куза, и для Нямецкой лавры наступили тяжёлые времена.
У монастыря не только конфисковали земли и отобрали имущество, происходило повсеместное вмешательство во внутреннюю жизнь и дела обители. Братии запретили совершать службы на славянском языке, поминать русских святых.
Насельники лавры не смогли принять таких нововведений, и многие из них вынуждены были покинуть монастырь. Одни отправились на гору Афон, другие – в Бессарабию в надежде основать здесь новую обитель.
Рождение лавры
Ново-Нямецкий монастырь был основан 27 января 1864 года по приказу императора Александра II. У истоков его открытия стояли иеросхимонах Андроник (Попович) и иеромонах Феофан (Кристя).
Земли Бессарабии на тот момент входили в Российскую империю, и здесь инокам не грозили преследования со стороны Румынии. В 1861 году 32 монаха из Нямецкой лавры бежали под Кишинёв.
В числе братии находился и иеросхимонах Андроник, который перед отъездом писал: «Тяжело осознавать себя беглецом! Тяжко расставаться с Родиной и со святым монастырем – своею духовною матерью».
За новой обителью решено было закрепить название Ново-Нямецкая, так как она была призвана стать младшей сестрой или преемницей древней лавры. Однако прежде чем было получено разрешение на строительство, прошло несколько лет. Монахи с трепетом и нетерпением ожидали его.
Ещё в июне 1861-го (за 3 года до закладки монастыря в Кицканах) инок Андроник во время богослужения в Нямецкой лавре рассказывал, что ему было видение о том, что иеромонах Феофан устроит в Бессарабии монастырь. За подобные речи румынское правительство обвинило отца Андроника в шпионаже и чуть было не лишило жизни.
С помощью Божьей
Иеромонах Феофан был управляющим имениями Нямецкого монастыря в наших краях и состоял в переписке с отцом Андроником. Оба подвижника ревностно защищали устав отца Паисия, будучи учениками учеников преподобного.
Когда Феофан узнал о гонениях на церковь в Румынии и разграблении Нямецкой лавры, тотчас же подал прошение об устроении новой обители на вотчинах монастыря.
Эти земли были подарены лавре ещё в 1429-м господарем Александром Добрым.
В апреле 1863 года иеромонах Феофан отправился в Петербург, чтобы хлопотать об открытии Ново-Нямецкой обители. Румынское правительство старалось помешать богоугодному делу и устранить подвижника от управления имениями.
В это трудное время Феофан всю надежду возлагал на Бога. В Петербурге не всё сразу складывалось удачно, и монах проливал слёзы перед чудотворным образом Казанской иконы Божьей Матери. Его молитва была услышана – он получил разрешение на устроение обители. Он же был единодушно всей братией избран игуменом монастыря.
Расцвет лавры
Под руководством Феофана
В архитектурном ансамбле нового монастыря его первый игумен хотел подчеркнуть ту роль, какую будет играть будущая обитель – наследница Нямецкой лавры – в жизни православной Молдавии. Поэтому вопреки традиционно скромным бессарабским обычаям храмы Кицканского монастыря по-особому величественны. Черты византийского стиля в них гармонично соединяются с элементами молдавского народного декора.
Комплекс монастырских построек возводился целых полвека. За это время в лавре сменилось три настоятеля. При Феофане появляются корпуса келий, которые сохранились и поныне, строится соборный храм в честь Вознесения Господня, ремонтируется Никольская церковь, в которой совершали богослужения первые иноки монастыря.
Под мудрым управлением игумена на монастырских землях были посажены сады, устроены виноградники, пчельники, подсобное хозяйство, на котором трудились иноки.
«Игумен Феофан, – пишет в своём труде «История Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского монастыря» иеромонах Ириней (Тафуня), – отличался необыкновенной добротой, любовью, снисходительностью, незлобием и смирением.
Он всегда готов был служить просящим, чем мог. Все его знали как доброго и мудрого пастыря».
Летописец Андроник
Вторым настоятелем обители был избран иеросхимонах Андроник (Попович), который вместе с Феофаном основал монастырь. До этого игумен был первым уставщиком, библиотекарем, летописцем и помощником наместника в Ново-Нямецкой обители. При новом настоятеле в лавре строится храм в честь Честного и Животворящего Креста Господня.
«Известно, – пишет в своей книге иеромонах Ириней (Тафуня), – что Андроник был человеком высокого духовного уровня и опытным наставником в духовной жизни… Авва использовал всякий случай, чтобы напомнить монахам и послушникам о цели иноческой жизни и нелёгком пути спасения, он всегда старался наставлять иноков примерами из жизнеописания святых подвижников».
Стараниями настоятеля в обители появляется трапезная, больница и библиотека, многие труды были принесены иноками из Нямецкой лавры. Схиархимандрит Андроник написал первую историю Нямецкой и её младшей сестры Ново-Нямецкой обителей. После наместника осталось более 50 рукописных томов.
Великая святыня обители
Ново-Нямецкую икону Божьей Матери особенно почитают в Кицканском монастыре. Она является списком со знаменитой Нямецкой иконы. Копия была изготовлена по просьбе отца Андроника и в 1864 году была доставлена в недавно отрытую обитель. Эта икона прославилась многими чудесами, сведения о которых хранятся в монастыре и центральном архиве Кишинёва.
«Купец Родион Чауш из Тирасполя привёз свою супругу в Ново-Нямецкий монастырь, после того как она заболела. Над ней читались молитвы и был отслужен молебен к Пресвятой Богородице, и больная выздоровела». Это лишь первое из описанных иеросхимонахом Андроником 45 чудес, происходящих перед чудотворным образом только в период с 1867 по 1892 годы.
«Украситель» монастыря Герман
После Андроника в управление лаврой вступил иеромонах Герман (Иермичой), он стал последним игуменом, которого выбрали иноки. После него настоятелей в Ново-Нямецкую обитель стали назначать, вопреки заветам преподобного Паисия.
Архимандрит Герман продолжает обустройство лавры.
Благодаря нему в монастыре появились артезианские колодцы для полива садов и огородов, новая паровая мельница, двухэтажный корпус с подвалом, в котором располагается сапожная и швейная мастерские.
Ему же жители Кицкан обязаны строительством водопровода в центре села. При Германе возводится ещё один храм монастыря – Успенский и уникальная колокольня, которую часто сравнивают с колокольней Троице-Сергиевой лавры.
«Если первые два настоятеля являются основателями обители, то третий наместник по справедливости может быть назван благоукрасителем монастыря, – пишет об архимандрите Германе иеромонах Ириней. – После этой троицы таких видных настоятелей, которые объединили бы труд и молитву в одно целое, эта обитель уже не видела».
По мере обустройства обитель приобретает всё больший авторитет и постепенно становится центром духовной жизни всей Бессарабии. Многие иноки, узнав, что здесь соблюдаются традиции, завещанные Паисием, стремятся попасть в Ново-Нямецкую лавру. Ещё до революции вместо положенных по уставу 50 человек в ней проживают более 100 монахов.
Жемчужина монастыря
Пятиярусная колокольня высотой в 70 м считается главным украшением Ново-Нямецкой лавры, долгое время она являлась самой высокий в Молдавии.
При строительстве на неё установили и самый большой в краю колокол весом в 543 пуда (неполных 9 тонн).
Его отлили на заводе в Петербурге, откуда морем доставили в Одесский порт и потом на конях более 100 км везли до Кицкан. Все колокола сооружения весят 16 тонн.
Разрушение обители
В 1940-х большая часть монастырских земель была конфискована, на них организовали совхоз. Во время войны из обители вывезли многие святыни и ценности, хозяйство было разграблено, от пожара пострадал собор Вознесения Господня. Чудом уцелевшая колокольня после освобождения Кицкан в 1944-м стала наблюдательным пунктом для советских войск, готовивших Ясско-Кишинёвскую операцию.
Послевоенное время было трудным для обители – кицканский совхоз стремился отобрать у лавры всё имущество. Тем не менее, монастырь потихоньку возрождался, церкви восстанавливались.
Всё изменилось 16 октября 1958 года, когда Совет министров СССР постановил закрыть Ново-Нямецкую обитель.
В 1962-м монастырь прекратил своё существование. Монахов отправили по домам, а на месте обители открыли туберкулезную больницу.
Три монастырские церкви были превращены в склады, клуб и кинозал, колокольня, вход через которую был замурован, стала музеем боевой славы, кельи превратили в больничные палаты.
Иеромонах Ириней в своей книге описывает примечательный случай. При попытке снять крест с Вознесенского храма погиб тракторист. Крест погнулся, но так и остался на куполе собора, чтобы стать молчаливым свидетелем запустения обители.
Крыша Никольского храма со временем прогнила и рухнула. Усыпальница под Вознесенским собором была осквернена.
До 1990 года останки видных деятелей монастыря валялись на полу, пока монахи вновь открытой обители не собрали их и не положили на прежнее место.
Возрождение Ново-Нямецкой лавры
В 1990 году решено было открыть монастырь. В течение 5 лет стараниями подвижников обитель буквально поднимается из руин. Восстанавливаются летний Вознесенский собор, Кресто-Воздвиженский храм, зимний Успенский храм и церковь святителя Николая.
На территории монастыря открывается духовное училище.
Возводятся и новые здания – около обители строится церковь в честь покровителя лавры – преподобного Паисия, в самом монастыре закладывается часовня в честь чудотворной Ново-Нямецкой иконы Божьей Матери.
Со временем в обитель возвращаются старые и появляются новые святыни: ковчег с частицами святых мощей и частицей Креста Господня, копия с иконы Ново-Нямецкой Божьей Матери, посох преподобного Паисия, рака с мощами многих святых Киево-Печерской лавры.
Сегодня при монастыре действует музей, в залах которого хранятся иконы XVIII-XX веков, кресты, древние и современные монеты, фотографии обители, старинные книги, облачения и предметы культа. На территории обители функционируют библиотека, типография, иконописная мастерская.
В нынешнем году Кицканский монастырь отмечает своё 150-летие. На его долю выпало много испытаний, само открытие обители было сопряжено с немалыми трудностями. Но благодаря упорству, трудолюбию и вере подвижников монастырь был основан, возрождён и продолжает развиваться в наши дни.
Со временем Ново-Нямецкая лавра превратилась в подлинный центр просветительской и духовной жизни Молдавии. Круглый год её посещают паломники со всего мира. Двери обители открыты для всех.
Каждый желающий может посетить это святое место, ознакомиться с историей монастыря, пообщаться со священниками, получить ценный совет и наставление.
Когда-то, чтобы Нямецкая лавра стала родной для людей разных национальностей, преподобный Паисий благословил совершать богослужение и на румынском, и на церковнославянском языках. Эта традиция и другие заветы святого старца соблюдаются и сегодня в Ново-Нямецком монастыре.
Благодарим за помощь в подготовке статьи директора исторического музея с. Кицканы Тамару Ивановну Игнатенко.
Подготовила Ирина Колойденко
Источник: http://karavan.md/article/262