Новоспасский монастырь, россия, город москва

Новоспасский монастырь в Москве

Новоспасский монастырь — исторически ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный в Москве за Таганкой, на Крутицком холме, у берега Москвы-реки. Известен своей тесной связью с родом Романовых. Архитектурный ансамбль сформировался в XVII—XVIII веках. Современный адрес: Крестьянская площадь, 10.

История

Основан в 1490 году с именем Спаса Нового великим князем Иваном III, который перевёл за город братию кремлёвского монастыря Спаса на Бору. Последний возник около 1330 года при великом князе Иване Калите.

Первый каменный собор Спаса Преображения построен был в 1494 году. Монастырь начал пользоваться царской благосклонностью и приобретать современный облик после прихода к власти рода Романовых, чья родовая усыпальница издавна находилась в Новоспасском монастыре. В 1646—1649 годах архимандритом Новоспасского монастыря был будущий патриарх Никон.

Монастырь был закрыт в 1918 году и в том же году на его территории был устроен концентрационный лагерь. Памятники монастыря, имеющие музейное значение, были приписаны к музею Симонова монастыря.

Обратите внимание

В 1920-е годы архитектором С. К. Родионовым была проведена реставрация построек монастыря. В 1925 году территорию монастыря занимал Второй женский исправдом.

Монастырское кладбище снесено в 1927—1930 гг.

С 1935 г. территорией монастыря ведало хозяйственное управление НКВД. Все монастырские постройки были переобрудованы для хозяйственных нужд или под жильё. Выселение жильцов началось в 1960 году. В 1968 году было принято решение организовать на базе монастыря «музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР».

Восстановительные работы затянулись на многие годы. В соборе планировалось открыть Музей истории реставрации. Большой реставрационный центр на территории монастыря существовал с 1985 до конца 1990 года, когда решено было вернуть монастырь московской патриархии.

Современность

Возрождение монашеской жизни началось в апреле 1991 года. В июле того же года создан мужской хор Новоспасского монастыря.

В 1995 году сюда был перенесён прах великого князя Сергея Александровича, убитого за 90 лет до этого террористом Иваном Каляевым. На территории монастыря воздвигнут памятный крест, воссозданный по сохранившемуся проекту Виктора Васнецова, — точная копия памятника, существовавшего в Кремле.

В феврале 2014 года патриарх Кирилл освятил 16-тонный «Романовский» колокол, который был отлит взамен уничтоженного в XX веке исторического колокола.

5 февраля 2015 года в монастырь были принесены из Греции мощи святого великомученика Димитрия Солунского — нетленная десница. Принесение ковчега с мощами святого посвящено 70-летию победы над фашизмом: на Руси память святого Димитрия Солунского с древнейших времён связывалась с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества.

Инцидент с прилегающей территорией

18 апреля 2013 года журналистка газеты «Московский комсомолец» Ева Меркачева сообщила, что в Синодальный отдел Московской патриархии поступило обращение прихожан, что на территории ставропигиального монастыря действуют автостоянка, шиномонтаж и автоломбард.

24 апреля прихожане и насельники монастыря выступили с официальным обращением к редакции газеты, где отметили, что «Всё содержание статьи составляют упрёки и инсинуации в адрес обители», что «представляется странным и то, что журналист „МК“ Е. Меркачева не подала официального письменного запроса (как это было сделано в другие инстанции) наместнику монастыря для того, чтобы получить те или иные разъяснения». Касаясь инцидента, авторы обращения заявили:

Архитектурный ансамбль

Основные здания и сооружения Новоспасского монастыря:

  • Огромный для своего времени шестистолпный Преображенский собор; строился в 1645—1649 гг. иждивением царя Михаила Феодоровича; для росписи из Костромы был приглашён Гурий Никитин.
  • Покровская церковь с трапезной (1670-е годы)
  • Стены и башни монастыря 1640—1642 гг. постройки.
  • Братские кельи с Никольской церковью.
  • Настоятельские палаты рубежа XVII и XVIII вв.
  • Колокольня высотой 78 метров, одна из самых высоких в дореволюционной Москве, построена в 1759—1785 гг. на месте древней звонницы, устроенной в 1622 году патриархом Филаретом.

Во время сильнейшего урагана и грозы в 1957 году молния попала в верхнюю часть купола и наполовину разрушила его. В таком состоянии он простоял до реставрации 1980-90х годов.

  • Знаменская церковь (1791—1795 гг., архитектор Е. Назаров).

Некрополь

См.

также: Категория:Похороненные в Новоспасском монастыре

В подклете Спасо-Преображенского собора похоронены бояре Захарьины-Кошкины, предки царского дома Романовых, их родственники князья Ситцкие, а также Черкасские, Ярославские, Оболенские, Троекуровы, Трубецкие и другие представители высшей знати допетровского времени. Шедевром мемориальной скульптуры считался памятник на могиле В. Д. Новосильцева, выполненный по проекту В. И. Демут-Малиновского.

Стоящая рядом Знаменская церковь — родовая усыпальница графов Шереметевых, князей Куракиных и Лобановых-Ростовских. В 1742 г. в подклете ранее стоявшего на этом месте храма в присутствии императрицы Елизаветы был захоронен государственный канцлер А. М. Черкасский.

В пределах монастырских стен в XVIII-XIX веках сформировался некрополь с большим числом аристократических захоронений. Здесь были похоронены художник Ф. А. Рокотов, городской голова Н. А. Алексеев, историк П. П. Бекетов, театрал И. А. Гагарин, декабрист П. П. Титов.

Исторический интерес представляла могила иерея Петра Веньяминова, который не выдал сокровища монастыря солдатам наполеоновской армии и был убит французами.

На его надгробии была выбита эпитафия: «Здесь скромно погребён служитель алтаря, герой, вкусивший смерть — за веру, за царя».

Важно

Встречаются также утверждения, что именно на территории Новоспасского монастыря нашла последнее пристанище инокиня Досифея, бывшая княжна Тараканова.

В конце 1920-х годов, как и другие дворянские некрополи, кладбище Новоспасского монастыря было подвергнуто разгрому. Наиболее ценные с художественной точки зрения памятники были перевезены в Донской монастырь; некоторые из них позднее сдали в металлолом. Небольшое число сохранившихся надгробий сейчас выставлено на обозрение в монастырском дворе.

Усыпальница Романовых

В подвальной части Спасо-Преображенского собора находится ряд могил, среди которых — погребения бояр Захарьиных-Романовых.

В 1497 или 1498 году здесь был погребён Василий Юрьевич Кошкин-Захарьин (сын боярина Юрия Захарьевича), в конце XVI века — Василий Юрьевич Захарьин (двоюродный брат Анастасии Романовой) и Никита Романович Юрьев-Захарьин (в монашестве Нифонт, родитель патриарха Филарета). В 1607 году, в царствование Лжедмитрия, сюда были перенесены останки родных братьев патриарха Филарета, трое из которых скончались ранее в ссылках, пострадав во времена Бориса Годунова.

Также здесь захоронены Роман Юрьевич Захарьин (ум. 1543), давший имя всему роду Романовых, и мать первого царя этого рода инокиня Марфа (ум. 1631). В 1902 году усыпальница Романовых с церковью Святого Романа Сладкопевца была перестроена архитектором С. У. Соловьёвым.

После закрытия монастыря в 1918 году усыпальница была разорена, надгробия уничтожены, часть гробниц утрачена. Лишь некоторые останки были перенесены в подземную палату южной пристройки Архангельского собора. Усыпальница восстановлена в конце 1990-х годов; в ней воссоздан храм в честь преподобного Романа Сладкопевца, освящённый 10 марта 2002 года.

  • Вид на монастырь с Москвы-реки
  • Вид на монастырь с Саринского проезда
  • Вид на монастырь с берега Новоспасского пруда
  • Собор Новоспасского монастыря

Источник: https://tropki.ru/rossiya/moskovskaya-oblast/moskva/novospasskiy-monastyr

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь

Недалеко от станции метро «Пролетарская» расположен знаменитый и один из самых старинных православных святилищ — Новоспасский монастырь в Москве. Он был основан в далеком XIII столетии.

Краткая история

Сначала святилище располагался на том месте, где в данный моменты находится Даниловский монастырь. Но со временем собор перенесли в Кремль. После масштабного строительства на территории Кремля монастырь снова решили переместить.

На этот раз по приказу Ивана Грозного аббатство разместили на Крутицком холме и сделали из него настоящую крепость (благодаря большим оборонительным сооружениям).

Так оно стало защищать столицу на подходах от врагов наряду с Даниловым, Новодевичьим, Донским и Симоновым монастырями.

Совет

Стены укреплений и башен построил знаменитый русский мастер — Федор Конь. Основное нынешнее здание Спасо-Преображенного монастыря было возведено в 1650-х годах.

В подвальном помещении этого храма погребены ряд знаменных личностей, среди которых — многие бояре рода Захарьиных-Романовых, епископы Порфирий и Петр Екатерининский.

В начале ХIX столетия в посыпальне похоронена инокиня Досифея, известная как принцесса Августа Таракановая, дочь Екатерины Петровны.

В начале ХХ века с приходом к власти коммунистов монастырь был закрыт. Он был одним из первых православных учреждений, которое пострадало от рук советской власти. Кладбище при храме практически сразу было уничтожено.

На его территории советская власть расположила исправительно-трудовой лагерь. В усыпальнице размещали особо опасных преступников. Храмы монастыря превратились в тюремные склады и бараки. Многие святыни бесследно исчезли.

А с 1935 года комплекс поступил в распоряжение управления НКВД.

Монашеской братии Новоспасский мужской монастырь вернули только в конце 1990 года. Была проведена капитальная реставрация многих строений. В 2011 году монастырь отмечал 20-летия со дня второго обретения святыни.

Обязательно к прочтению:  Храм Веры, Надежды и Любови и матери их Софии

Храмы и святыни обители Божией

На територии общины есть величественные храмы и соборы:

  • храм преподобного Сергия Радонежского, построенный в конце XVIII столетия;
  • храм иконы Богородицы «Знамение», построенный в конце XVIII столетия;
  • храм Покровы Пресвятой Богородицы, основанный в 1675 году;
  • собор преподобного Романа Сладкопевца (1902 года;
  • собор Спасо-Преображенный, возведенный в середине XVII столетия;
  • храм Николая середины XVII столетия (раньше Петра Авессаломова).

Так же на территории монастыря находятся и чудотворные святыни:

  • чтимая икона Смоленской Богородицы;
  • икона Богородицы «Всецарица»;
  • мощевики иконики Марфы;
  • мощи святых и великих людей;
  • икона Образа Спасителя XIX столетия;
  • другие иконы с частицами мощей.

Икона Всецарица в Новоспасском монастыре

Другое название этой святыни — Пантанасса. Оригинальная икона находится на Святой горе Афон (Греция). На этой горе расположен Ватопедский монастырь. Говорят, что святыня была написана в XVII столетии.

Монашеские предания гласят, что когда-то в этой иконе подошел мальчик, и лик Богородицы воссиял очень ярким светом. Юноша от этого упал на пол и в страхе выбежал из собора. Он сразу же признался монахам, что вел греховную жизнь, занимаясь черной магией и колдовством. Так великая Царица явилась маленькому юноше и отвратила его от нечестия, наставив его на праведный путь покаяния.

При богослужениях в Новоспасском монастыре в Москве возле данной иконы собирается огромное количество людей. Он чтят этот список, молятся ей, читают молебны и служат дни с водоосвящением.

Богородица подаем помощь всем, кто в ней нуждается.

Расписание богослужений

На сегодняшний день богослужения проводятся в трех храмах обители. Каждый день в них проводятся:

  • Полунощница в 7:00.
  • Литургия в 8:00.
  • Утренняя и вечерние службы.

В праздничные и воскресные дни литургия проводится в 9:00. В эти дни в собор приходит огромное количество прихожан и паломников.

Обязательно к прочтению:  Свято-Елисаветинский монастырь Минск

Стоит отметить, что проход на территорию общины запрещен в коротких юбках, шортах, одежде с открытыми плечами. Женщина должна обязательно иметь головной убор.

Как доехать до святой православной обители

Один из самых удобных вариантов — доехать на метро. Выходите на станции Пролетарская и идете по 3-му Крутицкому переулку в направлении Новоспасского шоссе. Высокую колокольню собора можно увидеть издалека.

Точный адрес Новоспасского монастыря — Россия, город Москва, Крестьянская площадь, 10.

Здесь можно заказать молебен, молебен с акафистом, записку для литургии, провести соборование, сорокоуст, панихиду. Также на территории комплекса действует учебно-методический центр, воскресная школа, центр реабилитации, издание, библиотека, православный молодежный журнал.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о Новоспасской обители:

Источник: https://ikona-i-molitva.info/novospasskij-stavropigialnyj-muzhskoj-monastyr/

Новоспасский монастырь в Москве – информация для туристов, фото и история

Фото Новоспасского монастыря

Как добраться, расписание богослужений и официальный сайт Новоспасского монастыря

Новоспасский монастырь в Москве расположен в юго-восточной части столицы, за Таганкой, на левом возвышенном берегу Москвы-реки. Обитель служила крепостью и защищала город от набегов врагов из Польши и Литвы, а также татар.

Новоспасский монастырь в Москве – из истории

Новоспасский монастырь в Москве, посвященный Спасителю, стал первой иноческой обителью столицы. Он был основан в 13 веке князем Даниилом на небольшом холмe в месте слияния реки Худенец с Москвой-рекой, там где сегодня находится Даниловская обитель. Сын князя Даниила Иоанн Калита в 1330 году перенес Спасскую обитель в Кремль.

Во время нашествия татарского хана Тахтомыша она была разграблена и сожжена, а ее настоятель архим. Симеон был убит.  В конце 15 века обитель была переведена на Крутицкий холм, в Васильевский стан на берег Москвы-реки. По своему новому местоположению обитель получила название Спаса на Новом, то есть Новоспасский монастырь.

На старом же месте в Кремле оставлен Преображенский храм, известный так же под именем Спаса на Бору. При Иоанне Грозном обитель стала важнейшим оборонительным пунктом, отражающим нападения врагов на город. Во времена царя Михаила Федоровича Романова с 1640 по 1642 годы в обители деревянная ограда была заменена каменной с бойницами.

Обратите внимание

Строятся жилые каменные помещения и храм во имя Знамения Богоматери – родовой святыни бояр Романовых. Сооружается шатровая колокольня с храмом во имя св. Саввы Освященного. В последние годы своего царствования Михаил Федорович начал строить Преображенский собор и Покровский храм.

  В 1647 году сюда был принесен чудесный нерукотворный образ Христа Спасителя, которому стали преклоняться цари. Образ исчез с приходом большевиков. В 17-ом веке здесь были заточены преступники и еретики. К последним был причислен и  преподобный Дионисий, настоятель Троице-Сергиевой Лавры, которого в обители морили голодом и дымом.

Читайте также:  Церковь богоявления господня в ярославле, россия, город ярославль

С почтением относился к обители Петр Первый. Хотя в то время  шла война со Швецией и лишние колокола были перелиты в пушки, для Спасской обители был вылит большой колокол. Царь Феодор Алексеевич раздавал здесь милостыню. Посещали обитель царевна София и Иоанн Алексеевич. После Петровских времен обитель приходит в упадок.

Пострадала она от московских пожаров, а при Екатерине II лишилась своих поместий. Во время войны с Наполеоном была разрушена. Солдаты хотели взорвать ее, но чудом ей удалось уцелеть.

В 19 веке, когда настоятелем был архимандрит Агапит Введенский, был поднят дух иночества обители и Новоспасский монастырь в Москве стал образцом для других обителей.

В начале 20 века это был центр религиозно-нравстенного просвещения населения. Здесь проводились миссионерские занятия и обучение неграмотных. Работало Общество церковного пения и трезвости.

По воскресным и праздничным дням храмы были переполнены.

В 1918 году обитель была закрыта. Ее территория использовалась под тюрьму. Была разрушена большая часть  некрополя. В храмах разместились архив НКВД  Московской области, склады и овощехранилище.

В планах было взорвать обитель.  Этому помешала Великая Отечественная война. С 1968 года начинается восстановление внешнего облика храмов. 4 декабря 1990 года обитель была возвращена Патриархии.

Обитель стала восстанавливаться.

Храмы Новоспасского монастыря в Москве

Первоначально храм и другие строения были деревянными.
 В 1491 году Иоанн Третий заложил каменный соборный храм в честь Преображения Господня. Он стоял до 1497 года. Затем  был разобран до основания.  В 1645-1647 гг.

над могилами бояр Романовых на средства Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых был сооружен Спасо-Преображенский Собор, грандиозный, торжественный, увенчанный могучим пятиглавием. Построен он был по образу Успенского собора и лишь ему уступал по своим размерам. В нем сохранились фрески 17 века.

Особенностью Спасского собора были изображения внизу, в основании столбов соборной паперти древнегреческих философов и мудрецов Гомера и Орфея, Платона и других. Этим художники хотели сказать, что никогда мудрость даже самых великих языческих мудрецов не поднималась выше нижних ступеней христианского храма.

Важно

Новый храм являлся усыпальницей рода Романовых. Храм был освящен в 1649 году. А через год на средства князя Я.К. Черкасского в северо-западной части обители возвели больничную Никольскую церковь. На входе в обитель мы видим монастырскую колокольню, строительство которой началось в 1759 году при императрице Елизавете Петровне.

Ее высота всего на три метра меньше колокольни Ивана Великого. Архитектором строительства является Иван Жеребцов. В первом ее ярусе находятся  парадные входные ворота. Во втором ярусе –  храм Преподобного Сергия Радонежского.

Теплая церковь Покрова Святой Богородицы построена на средства царя Алексея Михайловича Тишайшего в 1673-1675 гг. Храм освящали 3 раза. Впервые – по завершению строительства – в 1675 году, в 1813 году после Отечественной войны с Наполеоном, а третий раз – в 1997 году. В ней хранилась чудотворная икона Спаса Хлыновского, принесенная из Вятки.

Храм Иконы Знамения Богоматери был построен в 1795 году на месте церкви начала XVII века по проекту архитектора Е. Назарова, помощника В.И. Баженова. Знаменская церковь стала усыпальницей графов Шереметевых.

В этой церкви находится могила Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой-Шереметевой – знаменитой крепостной актрисы, ставшей женой графа Н.П. Шереметева.

В 1902 году в Преображенском соборе, в усыпальнице Романовых был обустроен храм небесного покровителя семьи Романовых – преподобного Романа Сладкопевца.

Захоронения Новоспасского монастыря в Москве

Почти со времени своего основания обитель становится местом погребения представителей знатных боярских родов, преимущественно Романовых. По историческим документам и описаниям, в подклете Спасо-Преображенского собора насчитывалось более 70 захоронений бояр Романовых и их близких родственников. Здесь погребен один из предков Романовых Василий Юрьевич Захарьин и его сыновья.

  Мать первого царя рода Романовых великая государыня инокиня Марфа (Ксения Иоанновна Шестова-Романова) также нашла здесь покой. В стенах обители похоронены 4 родных брата Патриарха Филарета. Трое из них, пострадавшие при Годунове, скончались в ссылке и были перезахоронены в обители.

Здесь также похоронен их отец Никита Романович Юрьев и дочь Михаила Феодоровича, а также другие представители этого рода. Последним здесь был похоронен великий князь Сергей Александрович, московский генерал-губернатор, сын Императора-освободителя Александра II и дядя императора Николая II. Он погиб в 1905 году от рук террориста Ивана Каляева.

Совет

Останки князя были торжественно перенесены в Новоспасский монастырь в 1995 году из Кремля. И здесь установлен ему памятный крест, созданный по сохранившемуся проекту В.М. Васнецова.

После Октябрьской революции усыпальница была разорена. Восстановили ее в конце 20 века. Все без исключения Государи Всероссийские, начиная с Михаила Феодоровича, совершали «царские выходы» в обитель, чтобы поклониться отеческим гробам.

Новоспасский монастырь в Москве – информация для туристов

Сейчас Новоспасский монастырь в Москве – это мужской ставропигиальный монастырь. Является действующим с 1991 года. В последние годы в обители ведутся реставрационно-восстановительные работы. Благоустраивается территория. Возобновляются богослужения в храмах обители.

Богослужения в Новоспасском монастыре в Москве

Сегодня в обители действуют три храма, два из которых – Спасо-Преображенский собор и храм преподобного Романа Сладкопевца были освящены Великим архиерейским чином Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым. Ежедневно в них совершается уставное богослужение.

Полунощница в 7 час., Литургия в 8 час.; вечерня и утреня в 17 час., по воскресным и праздничным дням – Литургия в 9 час., накануне всенощное бдение.

Новоспасский монастырь в Москве в воскресные и праздничные дни собирает многочисленных прихожан и паломников, полюбивших обитель и ее святыни.

Источник: https://www.msk-guide.ru/novospasskiy_monastir.htm

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь в Москве

На сегодняшний день московский Новоспасский монастырь является духовным центром города и открыт для посещения верующими и туристами. Но были в его истории и сложные времена. Обитель подвергалась вражеским набегам и разорению в период советской власти.

История и судьба монастыря в ХХ веке

Считается, что основателем монастыря является князь Даниил, сын прославленного Александра Невского. В 1330 году обитель перенесли на Боровицкий холм, поближе к Кремлю. Так решил уже преемник князя Даниила, Иван Калита. В свою очередь, Иоанн III переместил монастырь на Крутицкий холм, после чего обитель и получила своё название Новоспасской.

Новоспасский мужской монастырь в Москве

  • Все монастырские постройки изначально были деревянными. В 1491 году царствующий тогда Иоанн III начал возведение каменного собора в честь Преображения Господня. Также с этого момента монастырь становится родовой усыпальницей Романовых. Когда на престол сел Михаил Романов, несколько поколений его предков уже покоились на территории Новоспасского монастыря. В связи с этим, обители на протяжении всех веков царствования династии уделялось особое внимание, а 17 век историки считают временем расцвета монастыря.
  • с 1640 по 1642 г. обитель обнесли каменной стеной. К тому времени деревянный частокол сильно обветшал и не выполнял свою функцию защитного сооружения в должной мере. Закончилось и возведение Преображенского собора. Во времена Отечественной войны с французскими захватчиками обитель сильно пострадала и была сожжена почти дотла. На её восстановление ушло больше тридцати лет.
  • Вплоть до революции Новоспасский монастырь посещали представители царской семьи. Так, в 1913 году сюда приезжал император Николай II. Визит был связан с трёхсотлетием правления династии Романовых. По этому случаю во дворе монастыря возвели красивую часовню.
  • С приходом большевиков обитель закрыли одной из первых в Москве. На территории Новоспасского монастыря организовали трудовой лагерь для врагов народа и уголовников. Также здесь действовала женская тюрьма. За стенами некогда святого места начали проводить пытки и расстрелы. Сегодня там, где осуждённых лишали жизни, обустроен Итальянский дворик в память о трагических событиях революционной эпохи.
  • Некоторые помещения стали использовать в качестве овощехранилища. Келейные корпуса переделывали под квартиры. Сотрудники НКВД хранили конфискованную мебель и архивную документацию. Перед войной планировалось полностью снести монастырское кладбище и обветшавшие постройки. Но вторжение германских войск не дало этим планам воплотиться в жизнь.Интерьер Новоспасского монастыря Москвы

При Хрущёве здания начали реставрировать. Но финансирование оказалось настолько скудным, что работы растянулись на два десятка лет. После распада Советского Союза, монастырь вернули Русской православной церкви. От меценатов стали поступать многочисленные пожертвования.

Территорию обители облагородили, храмы отстроили. Богослужения ведутся регулярно и верующие имеют возможность помолиться у чудотворных икон, а туристы осмотреть архитектурные достопримечательности.

Описание архитектуры

Основной достопримечательностью всего монастырского ансамбля является, конечно же, Преображенский собор, построенный при царе Михаиле Федоровиче. По размерам он уступает разве что Успенскому кафедральному собору. Росписью стен занимался мастер из Костромы, Гурий Никитин, приглашенный специально для этого в столицу. Многие из росписей сохранились до нашего времени.

Интересно! Во времена наполеоновских сражений французы пытались переоборудовать здание собора под конюшни. Лошадей хотели завести в галерею Преображенского собора по чугунной лестнице, но животные отказались подниматься.

Рядом стоит Знаменская церковь, которая также стала усыпальницей для представителей русской знати. С XVIII по XIX век во дворе монастыря сформировался некрополь, включающий в себя многочисленные захоронения аристократов того времени.

Есть утверждения, что именно в Новоспасском монастыре окончила свой земной путь княжна Тараканова.

Знаменская церковь в Новоспасском монастыре Москвы

На территории обители расположились настоятельские палаты, монашеские кельи, трапезная, Покровская церковь, колокольня (78 м) и музей.

Современное состояние

Сейчас обитель полностью действующая и открыта для посещения с утра до вечера. Монахи живут по строгому уставу. Сюда могут приезжать паломники и просто туристы.

Внимание! Гостям необходимо придерживаться общих правил при нахождении на территории монастыря. Одежда должна быть закрытая, скромная. Снимать не разрешается настоятеля, братию и внутреннее помещение храмов.

Не все здания открыты для свободного посещения посторонними.

Двор монастыря не очень большой. За ним тщательно ухаживают.

В тёплое время года здесь много цветов и зелени, кругом растут плодовые деревья и виноградники.

Деятельность прихода

Обитель занимается помощью онкологическому диспансеру, проводит занятия в Центре реабилитации от алкогольной и наркотической зависимости. Здесь функционирует воскресная школа, учебно-методический центр.

Новоспасский монастырь стал штаб-квартирой для молодёжного движения «Молодая Русь».

В ведении обители работает издание, которое выпускает православный журнал для молодых людей «Наследник» и «Православную юношескую газету» для детей подросткового возраста.

Святыни

В монастыре покоятся мощи великомученика Димитрия Солунского. Ковчег был перевезен из Греции в 2015 году. Событие приурочили к семидесятилетию победы над фашистами.

Рака с мощами святого великомученика Димитрия Солунского

Здесь находится список с иконы Богоматери «Всецарица», оригинал которой хранится в Ватопедском монастыре на Афоне, и копия иконы Нерукотворного Образа Спасителя, сделанная с чудотворной иконы XIX века.

К святыням обители относится и пояс святого Иоанна Кронштадтского.

Престольные праздники

К особо почитаемым праздникам в Новоспасском монастыре относятся Преображение Господне — 19 августа и Покров Святой Богородицы — 14 октября.

Кроме того, отмечаются следующие даты:

  • празднование дня иконы Божьей Матери «Знамение» (10 декабря);
  • празднование дня иконы Богородицы «Всецарица» (31 августа);
  • День памяти князя Сергея Александровича, брата царя Николая II, убитого террористом в 1905 году;
  • дни памяти святых царственных страстотерпцев (16-17 июля);
  • День памяти преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Фёдоровны (18 июля);
  • День памяти епископа Орловского Макария, бывшего настоятелем монастыря в 1909-1914 гг. (4 сентября);
  • День памяти священномученика Павлина (3 ноября);
  • празднование иконы Божией Матери Смоленская (10 августа).

Как добраться

Монастырь находится на левом берегу Москвы-реки. До него можно добраться на метро. Выходить нужно на станциях «Пролетарская» или «Крестьянская застава». В шестистах метрах от станций и расположен монастырский комплекс.

В летнее время по реке курсируют паромы, на которых тоже можно доплыть до обители. Причал, на котором следует выйти, называется «Новоспасский мост».

Неподалёку от монастыря останавливаются трамваи № 35 и 38. Доехать на автобусе также можно по маршрутам № 156, 184, 901.

Богослужение в Новоспасском монастыре

Расписание богослужений

Утренние службы начинаются в 8 часов. Вечерние богослужения отправляются начиная с 17 часов. В праздничные дни и по воскресеньям Литургия служится с 7 и 9 часов утра. Всенощное бдение совершается с 17:00.

Все желающие попасть на службу могут уточнить расписание по телефону у дежурного: +7 495 676 95 70.

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь — это место, пропитанное историей русского народа. Здесь царит особая атмосфера. Переоценить значение культурного наследия обители невозможно. Именно поэтому монастырь ежегодно посещает много людей. Кто-то, чтобы приложиться к святыням и попросить о помощи, а кто-то — чтобы поближе познакомиться с историей династии Романовых.

Двери обители открыты для каждого.

Фильм о Новоспасском монастыре в Москве

Янв 17, 2019 13:44Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/novospasskij-monastyr-v-moskve.html

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь / Организации / Патриархия.ru

История

Монастырь в честь Всемилостивого Спаса был основан св. блгв. князем Даниилом Московским в XIII в. у Серпуховской заставы, где ныне расположен Данилов ставропигиальный мужской монастырь. Сыном св.

Даниила Иоанном Калитой перенесен на Боровицкий холм в Кремль, а после начала каменного строительства в Кремле при Иоанне III переведен на нынешнее место — Крутицкий холм и стал в народе называться Спасом на Новом или Новопасским.

На прежнем месте, в Кремле, остался Спасо-Преображенский собор, который в течение многих веков был известен как дворцовый храм «Спас на Бору».

Спасо-Преображенский собор построен и благоукрашен иждивением первых государей рода Романовых: Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича на месте древнего храма, сооруженного в 1491-97 гг. над могилами бояр Романовых, предков царственного дома и разобранного «до подошвы» при Михаиле Феодоровиче.

Новый собор, ставший по своей величине первым после Успенского собора Кремля, своими сводами покрыл могилы бояр Романовых — предков царственного Дома.

Среди погребенных в усыпальнице в подклете собора: родоначальник Романовых — боярин Роман Юрьевич Захарьин (†1543), отец Патриарха Филарета Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт, †1586), мать царя Михаила Федоровича — Ксения Иоанновна Романова (Вел.

государыня инокиня Марфа, †1631) и его дочь царевна Ирина Михайловна (†1679), другие представители рода Романовых и других знатных родов. В усыпальнице погребены видные иерархи Церкви, среди них — епископы Порфирий (Успенский, †1885) и Петр (Екатериновский, †1889).

Обратите внимание

В монастыре по завещанию перезахоронена инокиня Досифея (†1810), московская старица XVIII — нач. XIX в., 25 лет подвизавшаяся в Ивановском монастыре, известная в миру под именем принцессы Августы Таракановой, дочери императрицы Елизаветы Петровны.

Читайте также:  Икона божией матери ярославская

Последним погребенным в усыпальнице представителем рода Романовых стал великий князь Сергей Александрович (†1905), дядя св. страстотерпца государя Николая, супруг св. преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, убитый террористом в 1905 г.

Его останки перенесены в монастырь из Московского кремля в 1995 г. На территории монастыря воздвигнут памятный крест, воссозданный по сохранившемуся проекту В.М.

Васнецова, в точности повторяющий установленный в Кремле на месте гибели великого князя и уничтоженный в XX в.

На территории монастыря погребен известный в XIX в. старец Филарет (иеросхимонах Феодор), почти 50 лет подвизавшийся в обители и за преподобническую жизнь сподобившийся от Бога обильных духовных дарований. Его почитал и часто навещал свт. Филарет, митр. Московский и Коломенский.

Настоятельский корпус выстроен Патриархом Филаретом в 20-х гг. XVII в. Каменные монастырские стены и башни также сооружены в XVII в. В разное время архимандритами Новоспасскими были выдающиеся иерархи, среди которых свт. Вассиан I., архиепископ Ростовский, свт. Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси, Патриарх Никон и Патриарх Питирим, свт. Филарет, митрополит Московский и Коломенский.

В бытность Патриарха Никона архимандритом Новоспасским по царскому указу в Московский Кремль, а затем в Новоспасский монастырь была торжественно перенесена из Хлынова (Вятки) чудотворная икона Нерукотворного Образа Спасителя. В течение нескольких столетий образ был главной святыней обители.

Два настоятеля монастыря прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских: священномученик Макарий (Гневушев, †1918), епископ Орловский, и священномученик Павлин (Крошечкин, †1937), архиепископ Могилевский.

Монастырь был закрыт в 1918 г. одним из первых в Москве. Некрополь был уничтожен. В стенах обители был размещен исправительно-трудовой лагерь, в усыпальнице Романовых устроили женскую тюрьму. Храмы были закрыты и обращены в тюремные бараки и склады. До 1926 г.

монастырская община существовала при храме свт. Николая, куда была перенесена главная святыня монастыря — чудотворная икона Спаса Нерукотворного Образа. После закрытия храма образ бесследно исчез. В 1935 г. архитектурный комплекс монастыря поступил в ведение хозяйственного управления НКВД.

В соборном храме разместили архив, в Никольском храме — склад конфиската и овощехранилище. В Знаменском храме некоторое время существовал медвытрезвитель. Остальные храмы и помещения переоборудовали под жилье. С 1968 г.

Важно

в монастыре находилось объединение «Союзреставрация» и ВНИИ реставрации с мастерскими, позднее к ним добавилась мебельная фабрика.

4 декабря 1990 г. возвращен Русской Православной Церкви. Первая Литургия в возрожденной обители совершена 23 марта 1991 г.

Храмы

  • Спасо-Преображенский собор (1645-47 гг., иконостас и росписи XVII в.);
  • храм в честь прп. Романа Сладкопевца (устроен в 1900-02 гг. в исторической усыпальнице рода бояр Романовых в подклете Спасо-Преображенского собора, архитектор С.У. Соловьев, воссоздан в 1995-2002 гг.);
  • храм Покрова Пресвятой Богородицы (1675 г.);
  • храм иконы Божией Матери «Знамение» с усыпальницей рода Шереметевых и братьев Патриарха Филарета (1795 г., архитектор Е.С. Назаров);
  • храм свт. Николая Чудотворца (1652 г., бывший больничный, братский);
  • храм прп. Сергия Радонежского (устроен в 1787 г. в колокольне постройки 1759-1785 гг., архитектор И. Жеребцов).

Подворья

  • храм Иоанна Предтечи в селе Сумароково (Московская область, Рузский р-н);
  • храм Архистратига Михаила (Московская область, Наро-Фоминский район, Первомайский с/округ, дер. Милюково, ул. Монастырская, стр. 20);
  • храм иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» (Центр реабилитации алко- и наркозависимых; Калужская область, село Дураково).

Святыни

Икона Божией Матери «Всецарица» (список с чудотворного образа, находящегося в Ватопедском монастыре, написана на Афоне, освящена у чудотворного образа и принесена в дар монастырю в июле 1997 г.), икона Нерукотворного Образа Спасителя (XIX век, список с чудотворной иконы, находившейся в Новоспасском монастыре), пояс святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Богослужение

Утреннее богослужение ежедневно в 8.00, вечернее — в 17.00, по воскресным и праздничным дням — Литургия в 7.00 и в 9.00, накануне — всенощное бдение в 17.00.

***

Наместник  — епископ Домодедовский Иоанн.

Страна:РоссияГород:МоскваАдрес:115172, г. Москва, Крестьянская пл., д. 10Телефон:+7 (495) 676-95-70Web-сайт:http://новоспасский-монастырь.рфE-mail:novospasmon@gmail.comНаместник:Иоанн, епископ Домодедовский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Руденко Владимир Николаевич)

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/262286.html

Описание Новоспасского монастыря в г. Москва | Православные паломничества

Новоспасский монастырь – старейшая монашеская обитель города Москвы. Он основан в XIII веке святым благоверным князем Даниилом Московским. Сын князя Даниила Иоанн Калита в 1330 г.

перенес монастырь в Кремль, откуда в конце XV века обитель была переведена на Крутицкий холм (Васильевский стан) на берегу Москвы-реки и стала важнейшим оборонительным пунктом, отражая многочисленные нападения врагов на город.

По своему новому местоположению монастырь получил название Спаса на Новом, или Новоспасского.

Главный храм обители, Спасо-Преображенский собор, устроен в середине XVII века по образу Успенского собора Московского Кремля архимандритом Никоном, будущим Патриархом. С древнейших времен в Новоспасском монастыре находили место последнего упокоения представители боярского рода Романовых – предки царственного Дома.

Все без исключения Государи Всероссийские, начиная с Михаила Феодоровича, непременно совершали «царские выходы» в Новоспасскую обитель, чтобы поклониться отеческим гробам.

Здесь покоятся родоначальник Романовых Роман Юрьевич Захарьин, его сыновья, мать первого царя рода Романовых великая государыня инокиня Марфа (Ксения Иоанновна Шестова-Романова), пострадавшие при Годунове братья Патриарха Филарета и их отец Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт), царевна Ирина, дочь Михаила Феодоровича, и другие яркие предствители этого судьбоносного для России рода. Последними его представителями, нашедшими место последего упокоения в стенах обители, стали инокиня Досифея (княжна Тараканова, +1810) и великий князь Сергей Александрович (+1905) – генерал-губернатор Москвы, командующий Московским военным округом, сын Императора-освободителя Александра II и дядя святого страстотерпца императора Николая II. Останки Сергея Александровича были торжественно, с отданием воинских почестей перенесены в Новоспасский монастырь в 1995 году из Кремля.

Молитва о спасении обретает здесь особое звучание. Служение Богу и Отечеству воспринимается не иначе как продолжение многовековых традиций наших предков. Осознать это нетрудно для каждого, кто хотя бы раз испытал радость молитвенного присутствия в Новоспасском монастыре.

Сегодня в обители действуют три храма, два из которых – Спасо-Преображенский собор и храм преподобного Романа Сладкопевца – освящены Великим архиерейским чином Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым.

Ежедневно совершается уставное богослужение, на которое, особенно в воскресные и праздничные дни, собираются многочисленные прихожане и паломники, которые полюбили обитель за ее святыни.

Во всех трудах монашеской жизни братия монастыря руководствуется благословением своего Настоятеля и Священноархимандрита – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Совет

Блаженнопочивший приснопамятный Святейший Патриарх Алексий Второй за годы, прошедшие после возвращения монастыря Церкви, многократно лично посещал обитель, совершал в ее храмах торжественные богослужения, обращался со словом Первосвятительского наставления к братии и богомольцам.

Его отеческая любовь всегда ощущалась монастырской братией, служила утешением и поддержкой в монашеском подвиге, в каждодневном служении Богу и ближним.

Господь да упокоит душу Святейшего Патриарха Алексия в обителях Небесных, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная»!

Возведенный на Московский Патриарший Престол 1 февраля 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл еще Местоблюстителем Патриаршего Престола посетил Новоспасский монастырь в Рождественский сочельник 2009 года, совершил вечерню и Божественную литургию в Покровском храме обители и обратился с архипастырским словом к братии и верующим.

Посещение обители Предстоятелем Церкви – всегда особое событие для братии, в котором трепетно сочетаются радость, утешение, волнение, благоговение.

Каждый, кто молится в обители за Великого господина и Отца, сознает, что обращается к Богу с молитвенным прошением за Первоиерарха, на которого возложен нелегкий крест Патриаршего служения, предстояния за Всероссийскую паству, и, вместе с тем, за своего Настоятеля и Священноархимандрита.

Древняя московская обитель, претерпевшая разорение и поругание, а ныне возрожденная, живет привычным монастырским распорядком, в котором неразрывно соединены два основополагающих направления монашеской жизни – молитва и труд. Каждый день и час насельника обители построен на послушании, которое лежит в основе уклада монастырской жизни и которое святые подвижники ставят превыше поста и молитвы.

Как почувствовать, есть ли в душе призвание к монашеству? Как стать настоящим послушником? «Каждый человек, приходящий в монастырь, должен отчетливо себе представлять, для чего он это делает и каков тот путь, который он избирает, – говорит Наместник монастыря Архиепископ Орехово-Зуевский Алексий.

– Это, безусловно, должен быть сознательный, ответственный и свободный выбор. Человек приходит в обитель не для того, чтобы избежать многоразличных житейских трудностей и треволнений, которыми полон мир. Это не уход от трудностей, а приход к Богу. Новоначальный послушник должен стремиться, прежде всего, к отсечению своей воли.

Обратите внимание

Это, пожалуй, самое трудное, чему приходится учиться всю жизнь, но и самое основное, что делает жизнь в монастыре и монашеский путь спасительными для человека. От того, насколько он старается, с Божией помощью, преодолевать в себе своеволие, во многом зависит успешность его духовного пути и его духовный возраст.

Конечно, те, кто переступают порог обители, несут на себе отпечаток нравственного состояния нашего общества, – ведь все мы дети своего Отечества. Но Спаситель говорит: “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его”, и все остальное приложится вам (см. Мф. 6, 33).

Вот об этом необходимо помнить каждому человеку, и тем более тому, кто ищет тесного монашеского пути. Цель монашеской жизни – та же, что была и в древности, у подвижников первых веков христианства: примириться с Богом, жить в Боге и самой своей жизнью осуществлять Евангелие и свидетельствовать о Христе.

Цель монашества не изменилась с древних времен и не может измениться. Стремящийся к ней инок, то есть человек и н о й по отношению к миру, становится поистине жертвой Богу за мир.

Многое надо претерпеть послушнику, испытующему себя в начале монашеского пути, но главное – учиться терпеливо смиряться и смиренно терпеть самого себя при встрече с различными жизненными обстоятельствами, с разными людьми, учиться благодарить Бога и в радостях, и в испытаниях, стараться очищать и преображать свое сердце, предоставляя в нем место Богу и действию Его благодати».

Приглашаем посетить древний Новоспасский монастырь, который издавна с любовью называют «белым голубем Москвы» – одну из чудесных святынь нашего Отечества, намоленную многими поколениями наших благочестивых предков!

Сайт:   http://www.spasnanovom.ru

Паломнические поездки к Новоспасскому монастырю в г. Москва

Источник: http://palomniki.su/countries/ru/g14/moscow/novospassky-monastery.htm

Новоспасский монастырь

0 8952

Фото Новоспасского монастыря

На обратном пути с Крутицкого подворья мы, как и планировали, зашли в Новоспасский монастырь. Если вы не читали про Крутицкое подворье и не знаете, где находится Новоспасский монастырь, то специально для вас скажу, что  он расположен на ст.м. Пролетарская, выход на 3-й Крутицкий переулок в сторону Новоспасского шоссе, 5 минут пешком, и справа вы увидите высокую колокольню монастыря.

Колокольня Новоспасского монастыря

Когда мы подошли к монастырю увидели табличку с надписью, что женщинам без головного убора и в брюках на территорию монастыря заходить запрещено, только в платке и в юбке.  А подруга моя была в джинсах, и никакого платка с собой у нас тем более не было. Мы же не мусульмане, однако.

Женщинам без платка на голове и в брюках входить на территорию монастыря запрещено

Оказалось, что всё гораздо проще. Перед входом лежали две корзины: одна с платками, другая с тряпками, из которых можно смастрячить что-то наподобие юбки. Подруга, после того как напялила всё это на себя, стала похожа то ли на монашку, то ли на шпионку.

Важно

У Новоспасского монастыря интересная история. Основан он был князем Даниилом, сыном Александра Невского на месте, где сейчас расположен Даниловский монастырь. Сын Даниила Иван Калита перенёс монастырь в Кремль, т.к. хотел иметь возле своего дворца монашескую обитель.

Во время нашествия на Москву татарского Хана Тохтамыша Спасский монастырь разграбили и сожгли, убили настоятеля. Однако великий князь Дмитрий Донской отстроил Спасский монастырь заново. Во время правления Иоанна III началось строительство нового каменного царского дворца на территории Московского Кремля, и нахождение здесь монастыря посчитали неудобным.

Он был перенесён туда, где находится по сей день и стал называться монастырем Спаса на Новом или Новоспасским.

Спасо-Преображенский собор

Вообще все эти переносы довольно странные. Перенос – это фактически снос старого и строительство нового монастыря. Не проще ли было оставить старый монастырь там, где он был, а на новом месте построить новый. Тем более странно, что князь Даниил построил монастырь за пределами города.

В то время Москва была небольшим поселением, и место где сейчас расположен Данииловский монастырь возле нынешней Серпуховской заставы находилось бы за пределами города, а в те времена монастыри выполняли ещё и оборонительную функцию. Поэтому как-то нелогично.

Читайте также:  Икона божией матери цилканская

Но это пусть историки разбираются.

В Новоспасском монастыре изначально хоронили представителей знаменитых боярских родов, в основном Романовых. Их погребенья до сих пор находятся в Преображенском соборе. В период правления Михаила Фёдоровича начинается расцвет монастыря.

Его окружают каменными стенами с бойницами, дают охрану от набегов татар. Монастырь приобретает большое военное значение.

Начинают обустраивать жилые здания, а в свои последние годы Михаил Фёдорович приступает к постройке Преображенского собора, который достраивает уже его сын Алексей Михайлович.

В Новоспасском монастыре покоится княжна Тараканова – внебрачная дочь Елизаветы Петровны

Совет

На территории Новоспасскогом монастыря кроме рода Романовых покоятся останки рода  Шереметьевых, в чьих усадьбах Кусково и Останкино мы бывали ранее, а также княгини Таракановой – внебрачной дочери императрицы Елизаветы Петровны и графа Алексея Григорьевича Разумовского.

Многие строения в Новоспасском монастыре сейчас находятся на реконструкции, в том числе и главный собор монастыря – Спасо-Преображенский, внутри проводятся реставрационные работы.

Думаю, вскоре монастырь предстанет перед всеми во всей своей красе. Весной здесь особенно красиво. Мы попали на время цветения вишни и было приятно прогуливаться по ухоженными дорожкам и тропинкам, вдыхая сладковатый аромат вишни.

Пока весна, у вас ещё есть время застать этот период, поспешите!

Источник: http://Mos-Holidays.ru/novospasskij-monastyr/

Новоспасский Мужской Монастырь

Новодевичий монастырь

Спасо-Андроников монастырь

Богородице-Рождественский монастырь

Высоко-Петровский монастырь

Данилов монастырь

Зачатьевский монастырь

Андреевский монастырь

Сретенский монастырь

Донской монастырь

Новоспасский монастырь был основан в 13 веке святым князем Даниилом Московским, сыном князя Александра Невского. Изначально монастырь был основан на месте, где сегодня расположен Данилов монастырь, потом, сын Даниила, Иван Калита, ставший великим князем в 1328 году, перенес монастырь на Боровицкий холм, ближе к своему дворцу.

В период правления княза Иоанна III, по инициативе его супруги Софии Палеолог, была начата постройка обширного великокняжеского дворца.

Спасский монастырь мешал строительству, и его решили перенести на Васильевский стан на берегу Москвы-реки. По своему новому месторасположению, Спасский монастырь стал называться монастырем Спаса на Новом (месте) или Новоспасским.

Новое место для монастыря было выбрано не случайно — на этом месте Василий Темный стоял против татарского хана.

План монастыря.

Изначально, все постройки монастыря были деревянными, только храм в честь Преображения Господня, заложенный в 1491 и освященный в 1497 году был каменным. При Иване Грозном монастырь превратился в неприступную крепость — были усилены крепостные стены с башнями, и проведены прочие работы, в том числе, вырыт ров.

Вид на монастырь с площади Крестьянская застава.

Монастырь сыграл немаловажную роль в защите Москвы от нападения татар. В 1521 году монастырь оборонялся от набега хана Махмет-Гирея, в 1571 году к его стенам подступил Давлет-Гирей. По врагам били из пушек и вели ружейный огонь, как с крепостных башен и стен, так и из нижних бойниц.

По тревоге, стрельцы поднимались на стены к бойницам, а монахи разводили костры и готовили кипяток или горячую смолу, что бы вылить ее со стен на подступающих врагов. При обороне Москвы от хана Казы-Гирея в 1591 году, Новоспасский монастырь стал рубежом, далее которого татарской войско уже не смогло пройти.

Обратите внимание

Крымская орда понесла в этом бою огромные потери, и с тех пор уже не подходила в Москве.

Вид на колокольню.

Однако воинские подвиги монастыря на этом не закончились. В начале 17 века монастырь выдержал осаду польских войск. «У стен Новоспасского в 1612 году князь Пожарский и верная дружина целовали крест, чтобы спасти Москву и положить за нее свои головы».

Вид на Спасо-Преображенский собор с площади Крестьянская Застава.

В 1613 году после вступления на престол царя Михаила Федоровича Романова, в истории Новоспасского монастыря началась эпоха процветания. В далеком 1498 году рядом с храмом Преображения Господня был похоронен предок Романовых, основатель династии — боярин Василий Захарьин, а позже и другие представители рода Романовых.

К их могилам в определенные дни совершались царские «выходы». Монастырь стал местом великокняжеского и царского богомолья. Российские государи покровительствовали обители на протяжении всей ее дальнейшей истории.

Даже Петр I, не испытывающий особой «любви к монастырям», велел в 1689 году украсить собор росписями, а в 1717 году отлить тысячепудовый колокол.

Вид на Спасо-Преображенский собор и Храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Благодаря царским пожертвованиям, к концу 17 века Новоспасский монастырь стал одним из богатейших в Москве. Однако, после переноса столицы в Петербург, монастырь постепенно стал приходить в упадок.

Здания монастыря сильно пострадали от многочисленных пожаров, часть из них сгорела дотла. При Екатерине II монастырь лишился своих поместий.

Во время эпидемии чумы в 1771 году монастырь стал карантинной зоной, куда стекались жители Москвы и окрестностей.

Вид на Храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Важно

Еще сильнее монастырь пострадал от нашествия Наполеона — обитель была подвергнута разорению и сожжена. Перед бегством, французы вырыли ямы под собором, что бы взорвать его, но, к счастью, не успели.

К 1820 году все пострадавшие от французов здания были отремонтированы, построен новый двухэтажный корпус с кельями и хозяйственными помещениями.

Из разбитого при пожаре колокола Петра I отлили новый, к середине 19 века обновили храмы монастыря.

Вид на колокольню.

В 1913 году, в год 300-летия Дома Романовых, монастырь в третий раз посетил Николай II. В начале века монастырь становится центром религиозно-нравственного просвещения населения, простые люди обучались грамоте, проводились миссионерские занятия.

Купол Спасо-Преображенского собора.

После Революции монастырь постигла страшная участь, тем не менее, спасшая его от разрушения — в 1918 году на его территории действовал концентрационный лагерь, позже женская тюрьма, затем исправительно-трудовой лагерь для уголовников и политзаключенных.

Было уничтожено огромное старинное кладбище, где покоились Романовы и прочие видные деятели прошлых времен. В 1935 году территория монастыря была передана в ведомство НКВД, часть помещений была занята архивом НКВД, часть картофелехранилищем, некоторые помещения были заселены.

В конце тридцатых годов было принято решение взорвать обитель, но планам помешала начавшаяся Великая Отечественная Война.

Вид на Спасо-Преображенский собор.

После войны, на территории уцелевшего монастыря располагались различные учреждения, в том числе, в Знаменском храме был медвытрезвитель. В 1986 году территория храма была освобождена, и был создан «Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР», что явно лучше, чем расстрельный лагерь и вытрезвитель.

Вид на Спасо-Преображенский собор из-под арки Колокольни.

Совет

4 декабря 1990 года, ровно 500 лет спустя закладки Спасо-Преображенского собора, Новоспасский монастырь был возвращен Московской Патриархии.

Небольшой колокол на Спасо-Преображенском соборе.

Храмы и постройки Новоспасского монастыря.

Спасо-Преображенский собор (1645—1647 гг., иконостас и росписи XVII в.)

Храм во имя прп. Романа Сладкопевца (устроен в 1900—1902 гг. в исторической усыпальнице рода бояр Романовых в подклете Спасо-Преображенского собора, воссоздан в 1995—2002 гг.).

1491 году Иоанн III заложил каменный соборный храм в честь Преображения Господня. Он стоял до 1497 года. Затем был разобран до основания. В 1645—1647 гг.

над могилами бояр Романовых на средства Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых был сооружен Спасо-Преображенский Собор, грандиозный, торжественный, увенчанный могучим пятиглавием. Построен он был по образу Успенского собора и лишь ему уступал по своим размерам.

В нем сохранились фрески 17 века. Особенностью Спасского собора были изображения внизу, в основании столбов соборной паперти древнегреческих философов и мудрецов Гомера и Орфея, Платона и других.

Этим художники хотели сказать, что никогда мудрость даже самых великих языческих мудрецов не поднималась выше нижних ступеней христианского храма. Новый храм являлся усыпальницей рода Романовых. Храм был освящен в 1649 году.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (1675 г.)

Теплая церковь Покрова Святой Богородицы построена на средства царя Алексея Михайловича Тишайшего в 1673—1675 гг. храм выстроен в русском стиле и увенчан тремя главами. Внутренняя роспись относится к 1780-му году.

Храм освящали 3 раза. Впервые — по завершению строительства — в 1675 году, в 1813 году после Отечественной войны с Наполеоном, а третий раз — в 1997 году.

В ней хранилась чудотворная икона Спаса Хлыновского, принесенная из Вятки.

Храм иконы Божией Матери «Знамение» с усыпальницей рода Шереметевых (1795 г.).

Храм Иконы Знамения Богоматери был построен в 1795 году на средства графа Шереметьева, на месте церкви начала XVII века. Строительство велось по проекту архитектора Е. Назарова, помощника В. И. Баженова. Знаменский храм стал усыпальницей графов Шереметевых.

Обратите внимание

В этой церкви находится могила Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой-Шереметевой — знаменитой крепостной актрисы, ставшей женой графа Н. П. Шереметева.

В 1902 году в Преображенском соборе, в усыпальнице Романовых был обустроен храм небесного покровителя семьи Романовых — преподобного Романа Сладкопевца.

В 1812 году французы превратили храм в конюшню, а при Советской власти тут была женская тюрьма, потом исправительно-трудовой лагерь. В тридцатые года, во время репрессий, в храме рассреливали людей. После войны храм превратили в медвытрезвитель.

Храм святителя Николая Чудотворца, бывший больничный, братский (1652 г.).

В северо-западном углу братских келий стоит одноглавый храм во имя святителя Николая. Храм был построен в 1652 году князем Яковым Черкасским при монастырской больнице.

В подвальном этаже под церковью находились знаменитые застенки и каменные мешки, куда сажали преступников. После революции Никольский храм не закрывался вплоть до 1926 года, дольше других храмов.

В 30-е годы храм превратили в склад конфискованной мебели и картофелехранилище.

Часовня на месте погребения инокини Досифеи (княжны Таракановой).

Инокиня Досифея умерла 4 февраля 1810 года. На отпевание прибыла вся знать во главе с главнокомандующим Московским гарнизоном гр. Гудовичем, присутствовали генералы, сенаторы и прочие. Инокиню Досифею похоронили справа от ворот у стены.

На плите написали: «Под сим камнем положено тело усопшия о Господе монахини Досифеи обители Ивановского монастыря, подвизавшейся о Христе Иисусе в монашестве 25 лет, а скончавшейся февраля 4, 1810 года. Всего ея жития было 64 года.

Боже, всели ее в вечных Твоих обителях!» В 1910 году на могиле поставили частовню.

Часовня 300-летия дома Романовых.

Важно

В 1913 г. в России торжественно отмечалось 300-летие царствующей династии. В Новоспасском монастыре, исторически тесно связанном с домом Романовых, это событие отметили строительством часовни. Небольшая, квадратная в плане шатровая часовня в псевдорусском стиле расположена у северной стены Спасо-Преображенского собора.

Крест-памятник Вел. Кн. Сергею Александровичу Романову.

На территории Новоспасского монастыря находится крест — памятник Великому князю Сергею Александровичу Романову, убитому в 1905 году на выезде из Кремля.

Изначально крест-памятник был установлен на месте гибели генерала-губернатора Москвы С. А. Романова. В советское время был разрушен.

Крест-памятник был восстановлен на новом месте в 1998 году, он выглядит так же, как и стоявший ранее на месте гибели С. А. Романова, выполненный по эскизам художника В. М. Васнецова.

Колокольня с храмом преподобного Сергия Радонежского (XVIII век).

Колокольня была построена в 1759–85 годах зодчим Иваном Жеребцовым. После смерти он был погребен в первом ярусе колокольни. В середине 18 века были построены первые два этажа колокольни, затем, в связи с нехваткой средств, ее строительство было приостановлено на 20 лет.

Когда колокольня была достроена, то на средства московского купца Васильева, была позолочена ее глава. Общая смета постройки — около 80 тысяч рублей, сумма, по тем временам, очень внушительная. Высота колокольни 80,41 метра, что лишь немногим ниже колокольни Ивана Великого в Кремле, высота которой составляет 81 метр.

Во втором ярусе колокольни, в 1787 году, на средства купеческой вдовы Наталии Бабкиной, был устроен храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского.

В 1812 году с храме выгорели все деревянные части, и каменные своды обрушились, в следствие падения двух колоколов весом 1100 и 425 пудов. Четыре года спустя колокольня и храм были восстановлены. На верху колокольни установлены часы с боем, в основании — главные ворота монастыря.

Крепостные стены монастыря (XVII век).

Совет

В 1640 году, по указу царя Михаила Федоровича, деревянная стена была заменена на каменную.

Стена, высотой 7,5 метров, толщиной в два, длинной 650 метров в восемью башнями, была оборудована множеством бойниц разного предназначения.

Каменщики, строящие стену, поселились вблизи монастыря, и образовали слободу под названием Каменщики, именно она дала название двум улицам Москвы, ведущим от монастыря к Таганской площади — улицы Большие и Малые Каменщики.

Башни монастыря (XVII век).

Помимо военных функций, в мирное время, башни использовались по хозяйству — в них были кладовые, мастерские, и жилье служителей монастыря.

Братский корпус (XVII век).

В 1619 году, Патриарх Филарет «пожаловал в дом ко всемилостивому Спасу на келийное строение денег сто рублей». На эти средства был построен корпус келий, в котором разместились баня, пекарня, кухня и прочие помещения.

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/temples/12716/responses/977

Ссылка на основную публикацию