Обрезание господне, великий

Праздник Обрезания Господня / Православие.Ru

Обрезание Господне. Сверху образ свт. Василия Великого, память которого празднуется 14 января (н.с.)На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками (Быт.17,10-14; Лев.12,3).

При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано Имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии (Лк.1,31-33; Лк.2,21). По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления.

Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты). В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся (Кол.2,11-12).

Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. Канон празднику написан преподобным Стефаном Савваитом. Вместе с обрезанием, воспринятым Господом как знамение Завета Бога с людьми, Он получил и Имя Иисус (Спаситель) как печать Своего служения делу спасения мира (Мф. 1, 21; Мк. 16, 17; Мк. 9, 38-39; Лк.

Обратите внимание

10, 17; Деян. 3, 6 Деян. 3, 16; Фил. 2, 9-10). Эти два события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и “обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым” (Кол. 2, 11).

Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом.

Стихира празднику Обрезания Господня

Сходяй Спас к роду человеческому, прият пеленами повитие, не возгнушася плотскаго обрезания, осмодневен по Матери, безначальный по Отцу. Тому вернии возопиим: Ты еси Бог наш, помилуй нас.

Тропарь празднику Обрезания Господня, глас 1-й

На престоле огнезрачнем в вышних седяй со Отцем безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли от Отроковицы, неискусомужныя Твоя Матере, Иисусе; сего ради и обрезан был еси яко человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету, слава смотрению Твоему, слава снизхождению Твоему, едине Человеколюбче.

Тропарь святителю Василию, глас 4-й

Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие, отче преподобне: моли Христа Бога спастися душам нашим.

Перевод: Проповедь твоя прошла по всей земле, как принявшей слово твое, которым ты богодостойно раскрыл истины веры, уяснил природу всего существующего, украсил человеческие обычаи; царское священство — отче преподобне, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Уяснил природу всего существующего — в творениях Василия Великого, особенно в его «Шестодневе», есть много прекрасных описаний и объяснений явлений природы.

Украсил человеческие обычаи — украсил человеческие обычаи начертанием правил и установлением строгого монастырского жития, учреждением благотворительных заведений.

Царское священство — Василий — значит «царский». Святитель Василий Великий, после Афанасия Великого, стоял действительно во главе современного ему священства.

ТОЛКОВАНИЕ ПАРЕМИИ НА ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЯ

Книга Бытия
(XVII, 1-2, 4-8, 3, 9-12, 14)

Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.

Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом. И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой.

Эта паремия напоминает о том, что явился Господь Авраму на сотом году жизни и сказал: «Я твой Бог, ходи предо Мной и будь непорочен». Ходить пред Богом — это жить постоянно с мыслью о том, что Бог видит тебя насквозь, знает и дела, и мысли, и все сердечные движения.

Быть непорочным — значит вести себя так, чтобы ничем не оскорбить Бога, не позволять себе забыть о той чести, которую дарует человеку близость Творца. С этого обращения Господа начинается завет Бога с человеком. Бог обещает Авраму многочисленное потомство, матерью которого будет Сара.

Важно

Тут же в именах этой супружеской четы удваивается по букве: Авраам и Сарра. Повеление называться так еще более подчеркивает благословение Божие, которое наследуют лишь потомки Авраама и Сарры (у Авраама были дети Агари, Хеттуры, но не им предстояло наследовать благословение).

От Авраама требуется верность Богу, и не только лично его, но и всего многочисленного потомства. Для сохранения в роды родов завета с Богом и как обещание исполнить повеленное избирается внешнее действие — обрезание. Оно призвано воспитать в поколениях стремление держаться единым народом, чтобы кланяться лишь Богу Авраама.

Как знамение завета оно включает и внутреннее освящение, без которого одно умножение численности избранного народа еще не означает сердечной преданности Богу и вере праотца Авраама. Потому и обличались «необрезанные сердца и уши» в книге Левит (Лев. XXVI, 41) и в Деяниях (Деян. VII, 51).

Правила предписывали совершать обрезание на восьмой день, когда новорожденный окрепнет. К тому же число 8 выражало полноту и совершенство. Откладывать на более позднее время совершение повеленного считалось выражением пренебрежения и небрежности, недопустимой там, где речь о повелении Божием.

Касалось это мальчиков, так как для продолжения рода достаточно освящения главы семьи, жена же с мужем составляла единое целое. Первоначально главное внимание было направлено на умножение численности народа, и потому в Ветхом Завете строго узаконено прежде всего единство крови и веры.

В дальнейшем, уже в Новом Завете, обрезание заменено крещением, действующим более глубоко и всесторонне. В Ветхом Завете еще неразвитое сознание ценности данного Богом поддерживалось страхом наказания (вплоть до внезапной смерти). Новый завет включает всех желающих чтить Бога, и потому крещение не ограничивается ничем внешним — только бы усвоить веру и учиться всей жизнью «ходить пред Богом».

В праздник Обрезания Господня читается эта паремия для того, чтобы явно было для всех, что Господь во всем подчинялся закону. Он ничем не хотел подчеркивать Свою свободу от всех постановлений, но вполне справедливо позже указывал, что пришел не нарушить закон, но исполнить.

Источник: https://pravoslavie.ru/2040.html

Православный праздник Обрезание Господне — 14 января 2019 года

Христианская церковь широко и величественно отмечает основные события, которые происходили в жизни Иисуса и Пречистой Богородицы. Известно двенадцать такие праздников, поэтому их называют двунадесятыми.

Праздник Обрезание Господне у православных не входит в список этих 12 торжеств. Ритуал, проведенный на 8 день после рождения Мессии, позволил считать Христа прямым потомком Авраама.

Это дало право Спасителю морально наставлять свой народ и быть истинным Божьим Сыном.

В чем суть обряда

Это знаковое для религии событие свершилось на 8 день после непорочного явления на свет Младенца-Христа.

Пречистая Дева и ее покровитель (обручник) Иосиф принесли новорожденного в Иерусалимский храм. Обряд был необходим, потому что названные родители Спасителя являлись законопослушными иудеями, ценящими традиции и устои религии.

Обрезание в ветхозаветной традиции — обрядовое установление, состоящее из удаления крайней плоти у новорожденных на 8-й день.

Всевышний предписал его Аврааму (духовному предку иудеев) и всем последующим потомкам. Обрезание стало рассматриваться как великое знамение завета между Всемогущим Богом и народом иудейским.

В день ритуала давалось имя, служащее символическим закреплением божественного договора.

Совет

На заметку! Иудейская традиция утверждает, что человек — единственное вселенское существо, обладающее личностью. Поэтому процедуре наречения имени уделяется значительное внимание. После проведения этого ритуала человек выделяется из огромной массы народа, и его можно узнать.

Христос как потомок Авраама был обрезан в соответствующий день и обрел имя Иисуса. Младенцу было предначертано взять на себе грехи каждого и искупить их собственной кровью на кресте.

Ранее Архангел Михаил возвестил Деве Марии, что Мессию, которого она родит непорочно, назовут именем Иисус.

  • В Ветхом Завете утверждалось: ритуал обрезания проводится как знак истинного Завета с Всевышним Господом.
  • Процедура предназначена для очищения от первородного падения, которое символизируется крайней плотью.
  • К тому же обрезание — в качестве первого проливания крови — рассматривалось как наказание за прародительское ослушание.

Важно! Сын Божий не нуждался в этой процедуре, потому что, хоть и был в теле человеческом, греха не имел. Он проявил большое смирение и принял обрезание, так как пришел в мир, чтобы исполнить моральный закон. Этим жестом Спаситель показал, что близок каждому верующему, и ждет духовного совершенства от всякого человека.Обрезание Господне

История празднования

На территории Рима Новый год традиционно отмечали с колоссальной невоздержанностью, потакая языческой традиции. Поэтому Церковь вознамерилась установить и закрепить праздник Обрезание Господне, чтобы найти управу плотским утехам в этот период. Внедрение торжества в богослужебный цикл было необходимым условием поднятия моральных устоев.

Отцы церкви недоумевали, видя разнузданность народа в январские праздники, и стремились исправить положение дел христианской веры.

Это божественный праздник стал кульминацией поста, проходящего в период между Рождеством Христовым и Его Крещением.

Чтобы объяснить суть торжества, священнослужители основывались на иудейской традиции, которая связывала через этот ритуал человека и Всевышнего Господа.

Когда христианство официально утвердилось как государственная религия на территории Рима, богослужебные изменения могли устанавливаться не только в среде глав церкви, но и посредством решения правителей.

Это торжество, призванное усмирить плотское недоразумение народа, практически полностью искоренило январские вакханалии. Государство и Церковь сумели подавить противоестественные деяния и выдвинуть вперед нравственную составляющую.

Интересно! Христианская вера породила огромное влияние и быстро распространялась в цивилизованном мире. Первыми, кто истинно принял эту религию, стали еврейские общины, жившие в Средиземноморье. Вскоре в христианство стали обращаться и язычники. Однако некоторые из них уже были обрезаны в первые дни жизни, что вносило недоразумения в ритуалы посвящения.

Предмет торжества и богослужения

Праздник Обрезание Господне у православных отмечается 14 января. Также в этот день вспоминают о церковном наречении спасительного имени Божьему Сыну.

Названный безгрешный Младенец является символом спасения и поклонения. Иисус утверждал, что его имя способно изгонять нечистых духов и приносить здравие всем истинно верующим.

Даже язычники, вспоминая о Спасителе, могут надеяться на очищение от непонимания истинной природы вещей.

Обратите внимание

Праздник Обрезание Господне проходит в один день. Для него не предусмотрены ни попразднества, ни предпразднества. Также 14 января Церковь вспоминает святого Василия Великого.

На всенощном бдении во славу этого божественного торжества священнослужители произносят три паремии (притчи):

  • Первая рассказывает об Аврааме и его диалоге с Господом, который наказывает установить ритуал обрезания в знак единения с Ним.
  • Вторая и третья паремия восхваляет Самого Всевышнего и Его Сына, пришедшего в материальный мир для страдания за всех грешных людей.
  • Далее на божественной литургии Василия Великого читается тест Апостола. Здесь прихожане слышат о воплотившемся Спасителе и о нерукотворном (духовном) ритуале Обрезания через Крещение.
  • Священнослужители раскрывают Писание и благоговейно повествуют о наречении Мессии его истинного имени. Далее богослужение наполняется словами о бесконечной крепости духа Божьего Сына, его мудрости, благодати и нескончаемом человеколюбии.
  • После божественной литургии совершается молебен на Новый год.

Эти литургические гимны насыщенны хвалебными текстами, а также несут значительную мораль. Каждое событие из материальной жизни Христа и Богоматери становится поводом для извлечения соответствующих уроков.

Читайте также:  Неделя святых жен-мироносиц и иосифа праведного, триодь

Обрезание Христа является сюжетом, в котором можно найти определенный смысл. Сын Божий с самого рождения учит простых людей повиновению религиозным законам.

Христос не имел нужды в обрезании, но все-таки прошел этот ритуал, чтобы приблизиться к человеку и направить того на путь духовного возвышения.

Иконография торжества

Во время праздника Обрезания Господне у православных на церковный аналой возлагают изображение святого Василия Великого. Это торжество чаще наблюдается на внутренней росписи храмов. Образов этого события существует только небольшое количество.

Святитель Василий Великий

  • На иконе демонстрируется сцена обрезания Младенца-Христа.
  • Внутри церковной обители, на специфическом возвышении, изображены священники с Мессией на руках. Голова новорожденного излучает яркое сияние.
  • Слева от основных событий располагается Богородица и её обручник Иосиф. Рядом находится слуга, вставший на колени и держащий блюдо для религиозных жертвоприношений.
  • Облаченный в торжественные одеяния первосвященник совершает акт обрезания крайней плоти. За ним располагается помощник, а в просвете церковной арки можно наблюдать яркий свет.

Важно! Сын Божий пришел для установления Нового религиозного закона, и Он обязан был подчиниться старому. Обрезание — самое первое священнодействие после Богоявления.

Оно уже говорит о том, что законодатель сам подчиняется закону. Это доказывает его праведную природу, а не ложную.

Это божественное событие празднуется ежегодно 14 января. В церковной литургии ему отводится только один день.

Торжество устанавливалось для того, чтобы искоренить разнузданность обычных людей, пошло и развратно справляющих Новый год. Символически акт обрезания указывает на связь Господа и всех людей, а также подтверждает причастность Спасителя к потомству Авраама.

Посмотрите видео о празднике Обрезания Господня

Янв 17, 2019 13:47Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/calendar/prazdnik-obrezanie-gospodne.html

Обрезание Господне 14 января: история празднования

Что это за праздник, отмечаемый 14 января — Обрезание Господне. Относится ли он к великим двунадесятым церковным праздникам, и какое значение он имеет для православного христианина, ответим на эти вопросы, погрузившись в историю его возникновения.

Относится ли он к великим двунадесятым церковным праздникам

История празднования

Известный священник митрополит Вениамин (Федченков) делясь своими размышлениями, что это за день 14 января, в который отмечается Обрезание Господне, поясняет статус этого праздника.

Он относится к особо чтимым великим церковным датам, не являясь двунадесятым торжеством, так же, например, как и праздник Покрова Богородицы.

Но это не уменьшает его значение в христианстве, наоборот, он акцентирует внимание на важном духовном моменте.

Мужчина не прошедший этот обряд считался язычником, то есть не признающий Бога. В ветхозаветные времена таинство обрезание приравнивалось к современному таинству крещения. Фактически это был праздник исполнения Божьего Закона.

Он относится к особо чтимым великим церковным датам

Для чего Иисус Христос принял Обрезание?

Господь, принимая обрезание, показал пример исполнения закона, поэтому 14 января великий праздник Обрезание Господне. Это говорит о том, что достижение больших духовных высот, вначале складывается из исполнения заповедей;

  • чтобы молитва, сказанная своими словами, была богоугодной, необходимо освоить их церковный чин;
  • чтобы почувствовать свободу в духе, нужно научиться дисциплине повиновения;
  • чтобы стать беспристрастным, нужно научиться бороться со страстями. То есть, чтобы стать христианином нового завета мало принять крещение, нужно освободить себя от ветхогозаветого понимания жизни.

Принятие Иисусом обрезания являлось подтверждением его человеческого естества

Обрезание прообраз таинства Крещения

Поэтому праздник 14 января 2019 года Обрезание Господне, напоминает, помогает  нам обратить внимание на состояние своей души. Духовная жизнь это не бег по церковному кругу. Это постоянное развитие души на пути к её спасению.

Этот праздник даёт опытно вспомнить, узнать, что исполнение законов насыщает, утешает

 Загрузка …

Праздник Обрезание Господне является ориентиром для определения качества пути христианина. Не произошло ли «застревание», зацикливание в нём, не появилось ли чувство только обрядового участия в таинствах, литургии.

Важно

Этот праздник даёт опытно вспомнить, узнать, что исполнение законов насыщает, утешает, избавляет от зла, а значит, даёт благодать душе. Он является прообразом современного таинства крещения, ибо исполнив ветхозаветное обрезание, при крещении Иисуса Христа на Него снизошёл Святой Дух в образе белого голубя.

Источник: https://Molitvy.online/prazdnik/obrezanie-gospodne-14-yanvarya/

Праздник Обре́зания Господня в 2019 году

Песнь 1

Ирмос: Грядите, людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему море и наставльшему люди, яже изведе из работы египетския, яко прославися.
Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Осмерица дней, носящая образ будущаго, Твоею Христе просвещается и освящается вольною нищетою; в сей бо законно обрезался еси плотию. (Дважды.)

Слава: Обрезание приемлет осмодневное Христос Своего Рождества, и сего днесь сень спрятает, свет возсиявая новыя благодати.

И ныне: Тойже.

Песнь 3

Ирмос: Утверди нас в Тебе, Господи, древом умерщвлей грех и страх Твой всади в сердца нас, поющих Тя.Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Слово воплощшееся пресущественное, в престатие закона обрезася; начаток же Божественныя благодати, и жизни нетленныя нам подаде. (Дважды.) 

Слава: Закона исполнитель, не яко сопротивен Богу сый Христос воплотивыйся показася, и сподобися волею обрезатися осмодневен.

И ныне: Тойже.

Господи, помилуй. (Трижды.) Слава, и ныне:
Седален, глас 4-й
Яко сый бездна человеколюбия, одеялся еси, Владыко, в зрак рабий, и плотию обрезался еси, даруя всем человеком великую Твою милость.

Песнь 4

Ирмос: Услышах, Господи, слух Твоего смотрения, и прославих Тя, Едине Человеколюбче.Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Обрезание преста, отнележе Христос волею обрезася, язык множество спасая благодатию. (Дважды.)

Слава: Будущаго непрестанную осмаго века жизнь изображает, в нюже Владыка обрезася плотию.

И ныне: Тойже.

Песнь 5

Ирмос: Света подателю, и веков Творче, Господи, во свете Твоих повелений настави нас; разве бо Тебе иного Бога не знаем.Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Ты от Девы Матере несказанно прошед, Господи, и в человеческий ныне сподобился еси одеятися образ, яко младенец законно, закон исполнил еси. (Дважды )

Слава: Нощи уподобися, яко сень законную любящи Израиля, рождшая, из неяже облиставший свет мира Христос явися.

И ныне: Тойже.

Песнь 6

Ирмос: Бездна мя многа греховная окружает, и вопию Ти, пророка подражаяй: от тли мя, Господи, возведи.Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Совет

Прият конец закон, отнележе Христос младенствовав, исполнитель закона сый, обрезание восприят, и разреши законную клятву. (Дважды)

Слава: Субботство, обрезание же шатания еврейскаго, явльшагося Христа мановением преста, и возсия благодати весна.

И ныне: Тойже.

Господи, помилуй. (Трижды.) Слава, и ныне:
Кондак, глас 3-й
Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения яко Благ обрезует, дает спасение днесь миру; радуется же в вышних и Создателев иерарх и светоносный Божественный таинник Христов Василий.

Песнь 7

Ирмос: Образу златому на поле Деире служиму, трие Твоя отроцы небрегоша безбожнаго веления, посреде же огня ввержени, орошаеми пояху: благословен еси, Боже отец наших.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Светло и пресветло Рождество Христово, и будущаго обновления подписавшее таинство днесь: яко законным чином Спас обрезуется, не яко Бог, но яко человек, и закона исполнение. (Дважды.)

Слава: Закон исполняя закона Творец, плотию днесь волею обрезуется, обрезание содевая греховныя зимы, и звати даруя: благословен еси, Боже отец наших.

И ныне: Тойже.

Песнь 8

Ирмос: Неизреченною мудростию составльшаго всяческая Бога Слова, и от не сущих во еже быти приведшаго, благословите дела яко Господа, и превозносите во вся веки.Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Во осмый день обрезуется яко младенец Владыка; Иисуса же приемлет именование, яко мира есть Спас и Господь. (Дважды)

Слава: Ко Христову Рождеству достойно осмый спряжеся, святителя всеславная память, юже почитающе верою, поем Господа и превозносим во веки.

И ныне: Тойже.

Песнь 9

Ирмос: Яже прежде солнца светильника Бога возсиявшаго, плотски к нам пришедшаго из боку Девичу, неизреченно воплотившая, благословенная, Всечистая, Тя, Богородице, величаем.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Прешед пределы Христос человеческаго всего естества, преестественно из Девы раждается; и писание законное якоже повелевает, плотию обрезается, и исполнитель закона является. (Дважды)

Обратите внимание

Слава: Приидите Владыки славная Христова именования во святыни торжествуим: Иисус бо боголепно наречеся днесь. С симиже и память святителя величаем.

И ныне: Тойже.

Источник: https://azbyka.ru/days/prazdnik-obrezanie-gospodne

14 января 2019 года – Обрезание Господне: история, значение праздника

Само наречение этого имени является знамением величайшего служения вочеловечившегося Сына Божия, «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 21). В Ветхом Завете обрезание было установлено в прообраз Крещения новозаветного, в знак Завета с Господом, в знак очищения от первородного греха.

Это еще не было полное, истинное очищение, которое установил Господь наш Иисус Христос, взяв на Себя грехи мира и пролив Свою Кровь на Кресте. Ветхозаветное обрезание было как бы наказанием за прародительское преслушание: “се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя” (Пс. 50, 7).

Господь, будучи во всем подобен нам, кроме греха, не нуждался ни в каком очищении, будучи Сыном Божиим и Истинным Богом – в каком завете с Богом нуждался Присносущественный Творец и Законоположник мира? По смирению Своему принимает Он положенное грешным людям, потому что Сам о Себе потом скажет: “Не нарушить закон пришел Я, но исполнить”. Святитель Димитрий Ростовский писал: “В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех”.

Читайте также – Слово на Обрезание Господне

Проповедь священника Михаила Немнонова

Священник Михаил Немнонов

Мы совершаем сегодня сразу два праздника, но оба они – о Едином. Обрезание Господне говорит нам об истинном человечестве Иисуса Христа, о Его человеческом теле и всей нашей природе, Им воспринятой. Святой Василий Великий, земная жизнь которого закончилась именно в этот святой день, напоминает нам о Божестве Христа – о том, что Христос всегда был и есть Один из Святой Троицы.

В песнопениях, посвященных святому Василию, мы слышали вчера за всенощным бдением, что он богатством добродетели все плотское мудрование подчинил Духу, возненавидев плоть и мир и миродержца, что он душевные страсти, вкупе же и телесные отсек духовным мечем и желанием любомудрия обрезал покрывало своей души. Но хотя святитель Василий был великим подвижником и аскетом, главным делом его жизни была борьба за православное учение о Единой Божественной Природе в Трех Лицах, или Ипостасях Святой Троицы.

Много было в то время людей неправомыслящих, сильны они были в этом мире, и святой Василий не только сам сумел избежать заблуждения, что удалось не всем, но и провел этим узким путем свою паству, и помог уже пошатнувшимся в вере снова встать на верный путь.

Апостол Павел пишет к Ефесянам: Преклоняю колена мои пред Отцем Господа Иисуса Христа… да даст вам… верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта, и долгота, и глубина, и высота (Ефес. 3, 14-18).

На святом Василии Великом эти слова исполнились в полной мере, потому что он умел быть чутким ко всему, что несет нам Божественное Откровение.

Никто еще не обрезал душевные и телесные страсти без живой веры в Христа – Бога и Человека. Не имеет спасительной веры тот, кто признает во Христе только Человека и отрицает Его Божество. Но такой веры не имеет и тот, кто верит в Христа как в Бога и не видит в Нем Человека.

Христос принимает обрезание именно как Человек. Евангельское повествование об этом событии немногословно: По прошествии восьми дней после Рождества, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Напомню, что Иисус в переводе с еврейского значит Бог спасает.

Важно

И обрезание Он принял также нашего ради спасения. Прежде всего, чтобы исполнить данный Им же Закон и показать нам через это, что и мы должны исполнять все, что Он нам заповедал.

И, во-вторых, Он снова показал нам, что Его плоть – это плоть человека, что Он – не призрак, не Дух бесплотный, не видение в образе человека, а Сам Человек.

Читайте также:  Покровский собор в севастополе, россия, республика крым, город севастополь

Чтобы мы не забыли о другой стороне дела, в 12 лет от роду Он напоминает о Своем Божестве. В Евангелии говорится, что после праздника Пасхи Он остался в храме, и Иосиф с Божией Матерью не заметили этого.

Через три дня они вернулись в храм и нашли Его, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; и все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.

И Он говорит Своей Матери: Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? И дальше Он снова пошел с ними домой, в Назарет, и там, как Человек, был в повиновении у них.

Христос показал нам Свое человечество и Свое Божество и во многих других случаях. Точнее всех говорит об этом святой Лев Великий.

Он указывает, что свойства той и другой природы соединились во Христе таким образом, что каждая действовала, как ей свойственно, но при этом “Один и Тот же есть истинно Сын Божий и истинно Сын Человеческий.

Что рождается плоть, – этим обнаруживается человеческая природа; что рождает Дева, – это доказывает божественное могущество.

Совет

Смиренные пелены показывают младенчество дитяти; лики ангелов возвещают величие Всевышнего. Алкать, жаждать, утомляться и спать, очевидно, свойственно человеку.

Но пять тысяч человек насытить пятью хлебами, но самарянке подать воду живую, но ходить непогружающимися стопами по поверхности моря, но заставить улечься вздымающиеся волны, запретить буре, – без сомнения, свойственно Богу.

И… как не одной и той же природе свойственно плакать от чувства жалости об умершем друге и властным словом вызвать его опять к жизни из четверодневного гроба, или висеть на дереве и, обратив свет в ночь, заставить содрогнуться все стихии, – так не одной и той же природе свойственно говорить: Я и Отец одно, и говорить: Отец Мой больше Меня“.

Вот о чем напоминает нам праздник Обрезания. И мы, идя вслед за Христом и обращаясь к нашим святым, как и они, обрежем духовным мечем свои душевные и телесные страсти, прежде всего – нашу самость, гордыню и себялюбие, от которых берут начало и прочие.

Только тогда мы сможем уразуметь, как пишет апостол, превосходящую разумение любовь Христову и исполниться полнотою Божией (Ефес. 3, 19). Господь всех претерпел обрезание, чтобы обрезать наши грехи.

Потерпим и мы болезненное чувство от расставания с грехами, чтобы быть с Господом. Аминь.

Обрезание Господне. Читайте на “Правмире”:

  • Отрезать от себя грех
  • Обрезание Господне – «странный» праздник?

Обрезание Господне. Фильмы о смысле праздника:

Источник: https://www.pravmir.ru/obrezanie-gospodne/

Обрезание Господне 14 января 2018: смысл и история праздника

Обрезание Господне считается великим праздником, но он не принадлежит к двунадесятым и празднуется один день — без предпразднества и попразднества.

История

Праздник этот очень древний — первые сведения о нем относятся к IV веку, то есть примерно к тому же периоду, когда христиане начали отдельно праздновать Рождество.

Евангельское предание гласит, что на восьмой день после Рождения Иисус Христос, по ветхозаветному закону, прошел обряд обрезания. При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус (Спаситель), которое назвал архангел Гавриил еще в день Благовещения Деве Марии.

Обрезание в качестве обряда посвящения Божеству существовало у многих народов, в том числе и у египтян. У евреев этот обряд, которому уже много веков, был установлен для всех младенцев мужского пола в знак завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками.

“И взял Авраам Измаила, сына своего и всех, рожденных в доме своем, и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова, и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог”.

Правила предписывали совершать обрезание на восьмой день, когда новорожденный окрепнет. К тому же число 8 выражало полноту и совершенство. Откладывать на более позднее время совершение повеленного считалось выражением пренебрежения и небрежности, недопустимой там, где речь о повелении Божием.

Обратите внимание

Касалось это мальчиков, так как для продолжения рода достаточно освящения главы семьи, жена же с мужем составляла единое целое. Первоначально главное внимание было направлено на умножение численности народа, и потому в Ветхом Завете строго узаконено прежде всего единство крови и веры.

Икона “Рождество Христово”

Праздник Обрезания сыграл важную историческую роль в конце первого века нашей эры, когда среди христиан возникла одна из первых ересей —докетизм. Ее название происходит от греческого “докео”, что означает “казаться”.

Последователи докетизма считали Христа не реальным человеком, а призраком или духом, который лишь казался воплотившимся.

Евангельское свидетельство о том, что Он прошел обрезание в спорах того времени стало важным свидетельством того, что плоть Христа была осязаемой, а значит и Сам Он был истинно воплощенным.

В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он и являлся.

Смысл

© video: Sputnik .

Для христианина полноценная жизнь начинается с крещения. Чем-то подобным было обрезание в Церкви ветхозаветной.

Спаситель пришел к людям, чтобы установить Новый Закон и Новую Церковь. Но, чтобы люди поверили Ему, необходимо было соблюсти Ветхий Закон.

По толкованию отцов Церкви, Спаситель мира, зачатый и рожденный без греха, имея чистую и святую плоть, в которой не было места никаким мирским похотям и страстям, подчинился не только обряду обрезания, но и прочим предписаниям и постановлениям иудейского закона.

Важно

Во-первых, чтобы через это даровать людям усыновление Господу, во-вторых, приняв обрезание, Христос был причислен к грешному роду человеческому, воспринял на Себя все грехи людей, чтобы избавить их от греха, проклятия и смерти.

© photo: Sputnik / Целик

Репродукция картины “Голгофа” нидерландского художника

Обрезание по своей форме — это определенное ограничение, удаление. Принимая плотское обрезание по Закону, Христос тем самым показал людям необходимость духовного обрезания (то есть, удаления, ограничения) от себя своих греховных страстей — эгоизма, гордыни, самости и иных рождающихся от них.

В праздник Обрезания Господня церковь предписывает вспоминать, что и Богородица, и Иосиф были истинными иудеями, почитавшими Тору. Этот праздник — также напоминание о том, что и сам Иисус, и первые апостолы, и первые христиане были иудеями, строго соблюдающими еврейский закон.

Традиции

Обрезание Господне отмечают в один день с празднованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Капподакийской. В народе этот праздник больше был известен как Васильев день, а все традиции и обычаи так или иначе связаны с празднованием Старого Нового года.

В этот день на Руси было принято ходить по домам с поздравлениями и пожеланиями добра и благополучия. Совершался особый обряд, который в разных местностях назывался по-разному: авсень, усень, овсень, говсень, баусень, таусень. Крестьянские дети ходили по домам селян и, распевая “засевальную песню”, из рукава или мешка “сеяли” зерна овса, пшеницы, гречихи или ржи.

Иногда вместо засевальных песен проговаривали пожелания: на счастье, на здоровье, на новое лето, “роди, Боже, жито пшеницю и всякую пашницу” или “уроди, Боже, всякого жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещеный».

Вечер перед этим праздником называли “щедрым” —  ходили по домам и пели “щедривки”: “Щедрый вечер, добрый вечер добрым людям на здоровье!”

В ночь на 14 января девушки гадали на суженого — ведь продолжался период Святок, лучшее время года для всякого рода гаданий и предсказаний. Для этого девушки расчесывали перед сном волосы, клали к себе под подушку гребешок и говорили волшебные слова: “суженый-ряженый, приди расчесать мне голову”.

В этот день судили и о погоде в предстоящем году. Если утро солнечное — год выдастся счастливым и уродятся фрукты. Если деревья покрыты инеем, будет хороший урожай зерновых, а если день теплый — богатый урожай ржи. Удачный год предрекал и выпавший в этот день снег.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Источник: https://sputnik-georgia.ru/reviews/20170113/234524837/Obrezanie-Gospodne-14-janvarja-2017-smysl-i-istorija-prazdnika.html

Обрезание Господне и память святителя Василия Великого – 14 января

Заглянув в церковный календарь православных верующих за январь, можно увидеть, что напротив 14-го числа указано большое событие – Обрезание и наречение Господа по плоти.

Корнями праздник уходит в древнюю Иудею, когда земные родители Сына Божьего принесли дитя в храм спустя 7 дней после его рождения. По принятой в тех землях традиции мальчик 8-ми дней от роду проходил через особую церемонию – обрезание крайней плоти.

Совет

Одновременно ему давали имя. Явившийся Марии архангел сказал, что Сына Божьего следует назвать Иисус.

Обрезание Господне считается одним из Великих праздников (недвунадесятый). Он относится к непереходящим, поэтому дата его празднования неизменна – 14 января. Ни лунный календарь, ни день недели не играют никакой роли.

Обрезание Господне: когда его следует отмечать

Это событие празднуют все христиане независимо от того, к какой конфессии они принадлежат. И католики, и православные люди с трепетом ожидают Великого праздника. Но поскольку в католицизме принято руководствоваться григорианским летоисчислением, а в православии – юлианским, то разница в датах составляет 14 дней.

  • В православии Обрезание Господне приходится на 14.01.
  • В католицизме Обрезание Господне приходится на 1.01.

Как появился праздник и что он символизирует

Во время Эфесского собора, проходившего после 431 года, именно тогда Рождество датировали 25-м декабря. Для этого использовали григорианский календарь. Сразу же была принята и дата, когда верующие должны отмечать Обрезание Господне. Это торжество празднуется только 1 день – никаких предпраздничных или полсепраздничных дат нет. Одновременно поминают и святого Василия Великого.

Теперь о значении, которое таит в себе праздничная церковная церемония. В Ветхом Завете обряд означает заключение соглашения между богоизбранным народом и Богом. Древние иудеи верили, что только иудей мужского пола, прошедший церемонию обрезания, мог впоследствии выполнять священные жертвоприношения. Ведь он посвящался Богу. Впоследствии христиане заменили этот обряд Крещением.

Обрезание Господне – способ напомнить людям, что отныне жить по заповедям Божьим – их судьба. В Новом Завете это описано так: «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым».

Обрезание Господне и Древняя Русь

Изначально древние русичи праздновали рождение божества Ярилы (Солнце) – оно приходилось на 3-и сутки после зимнего солнцестояния. Но появление христианской религии положило этому конец. Запретив языческих богов, князь Владимир начал заменять языческие праздники христианскими. Так, вместо Ярилиного дня стали праздновать Рождение младенца Иисуса.

На Третьем Вселенском соборе христианской церкви, который прошел в 431 году, Рождество решили праздновать 25 декабря. Вследствие того, что иудейский обряд обрезания проводили на 8-й день жизни малыша, Обрезание Господне у католиков выпадает на 1.01.

В 1582 году папа Григорий XI упразднил юлианский стиль летоисчисления и провозгласил официальным свой собственный – григорианский. С того времени католическая церковь признала официальным днем празднования 1-е января, и католики ревностно соблюдают эту традицию.

А вот православные верующие до сих пор используют юлианский и празднуют Великий непереходящий праздник 14.01.

Еще одно название праздника – Васильев день. Название связано с архиепископом Василием Великим (Кесария). Изначально церковное торжествосимволизировало день печали и жалобы, в течение которого обязательно постились. Начиная с 4 века его стали отмечать во всех церквях.

Как выглядит икона «Обрезание Господне»

Это очень редкая икона – найдено всего несколько старинных экземпляров. Чаще всего на ней изображена Матерь Божья, держащая на руках маленького Иисуса и Иосиф-обручник – ее муж. Рядом стоит старец с ножом (иногда без ножа), который вот-вот приступит к выполнению обряда.

Какие молитвы следует читать

Православие объединяет день Обрезания и наречения Господа по плоти с днем поминовения святого Василия Великого. Примечательно, что во время службы больше внимания уделяют именно св. Василию.

Обязательно проводят всенощную службу, во время которой в честь Василия поется полелей, праздничные припевы, а также припевы святому. «Честнейшую..» не исполняют. Также читают отпуст: «Иже в осьмый день плотию обрезатися…». Еще ему посвящают торжественную литургию, поют величание и читают 2 евангельских зачала. Кроме того, читают молитву Иисуса.

Тропарь Обрезанию и наречению Господа по плоти

глас 1

На Престо́ле огнезра́чнем / в Вы́шних седя́й со Отце́м Безнача́льным и Боже́ственным Твои́м  Ду́хом, / благоволи́л еси́  роди́тися на земли́ / от Отрокови́цы Неискусому́жныя, Твоея́ Ма́тере, Иису́се, / сего́ ра́ди и обре́зан был еси́, я́ко Челове́к осмодне́вный. / Сла́ва всеблаго́му Твоему́ сове́ту, / сла́ва смотре́нию Твоему́, / сла́ва снизхожде́нию Твоему́, Еди́не Человеколю́бче.

Кондак Обрезанию и наречению Господа по плоти

глас 3

Всех Госпо́дь обре́зание терпи́т / и челове́ческая прегреше́ния, я́ко Благ, обре́зует, / дае́т спасе́ние днесь ми́ру. / Ра́дуется же в Вы́шних и Созда́телев иера́рх, / и светоно́сный, Боже́ственный таи́нник Христо́в Васи́лий.

Читайте также:  Икона божией матери кипрская (стромынская), россия, московская область, ногинский район, село стромынь

Величание

Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́,/ и почита́ем пречи́стыя пло́ти Твоея́ / зако́нное обре́зание.

Источник: http://www.i-sonnik.ru/obrezanie-gospodne-14-yanvarya/

Великий праздник Обрезания Господня

В этом году в Неделю 32-ю по Пятидесятнице Православная Церковь отмечает праздник Обрезания Господня и память святителя Василия Великого. Накануне было совершено всенощное бдение по особому уставу, определяемому Типиконом.

На всенощной молилось 85 человек, на праздничной Божественной Литургии – 179 человек, из которых 59 причастились Святых Христовых Тайн.

Всенощное бдение и Божественную Литургию возглавил протоиерей Александр Кружков, ему сослужили иерей Сергий Постнов и диакон Дионисий Лавров.

ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ. ПАМЯТЬ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО,

АРХИЕПИСКОПА КЕСАРИИ КАППАДОКИЙСКОЙ

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, воспоминания о священных событиях, связанных с именем Иисуса Христа, всегда спасительны, назидательны и утешительны для верующих.

Обратите внимание

Святая Церковь поэтому старается как можно больше напечатлеть в нашем сердце и уме воспоминаний об Иисусе Христе, Его святые заповеди и чудеса, с тем чтобы укрепить и углубить нашу веру в Господа нашего Иисуса Христа, потому что наше спасение, в сущности, зависит от нашей веры в Господа Иисуса Христа.

Сам Господь неоднократно говорит, что «веруяй в Мя имеет жизнь вечную и воскрешу его Аз в последний день» ( Ин. 6, 40). Святой апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии, перечисляя различные чудеса, которые сотворил Господь, далее присовокупляет, что все написано для того, чтобы мы веровали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя в Него, имели бы жизнь вечную.

Сегодня Святая Церковь празднует праздник Обрезания Господня. Восьмой день пошел ныне со дня Рождения Христа Спасителя, а в этот день, по ветхозаветному иудейскому закону, полагалось обрезывать младенцев мужеского пола.

В чем заключалось обрезание у евреев и для чего оно было установлено? Обрезание в церкви ветхозаветной было священным обрядом и вместе таинством, посредством которого каждый новорожденный израильтянин вводим был в завет с Богом как верховным правителем народа еврейского.

Установителем обрезания был Сам Бог, повелевший совершить его в первый раз Аврааму над собою и семейством; состояло же оно в обрезании крайней плоти у всякого младенца мужеского пола и совершалось в восьмой день по рождении.

Вследствие обрезания Бог Авраама, Исаака и Иакова становился Богом и обрезанного младенца, с чем вместе усвоялись последнему все обетования, данные праотцам народа еврейского, равно как и обрезанный принимал на себя обязанность исполнять все, что было предписано сему народу от лица Божия чрез Моисея и пророков. Неучастие в обрезании было равносильно отречению от иудейства.

Сам Бог угрожал за это лишением не только всех прав, но и самой жизни. «Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой», — говорит Господь (Быт. 17, 14).

Для чего было избрано именно обрезание в знамение завета с Богом, об этом Священное Писание ничего не говорит, но, по мнению святых отцов, обрезание знаменовало устранение природной нечистоты каждого рожденного, греховного состояния природы человеческой, решимость человека и готовность бороться с испорченностью своей природы, распинать плоть свою со страстями и похотями.

Важно

Но, спрашивается, почему Иисус Христос, Спаситель мира, зачатый и рожденный без греха, имея чистую и святую плоть, подчинился обрезанию? Прежде всего, Господь принимает обрезание и другие ветхозаветные таинства и обряды, чтобы тем самым подать людям пример повиновения закону, а с другой стороны, приняв естество наше, Он вместе с тем принял на Себя и все грехи и неправды наши.

Ранневременное обрезание научает и нас с раннего своего возраста начинать внутреннее обрезание сердца. Мы, по слову апостола Павла, во Христе Иисусе обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым (Кол. 2, 11). Обрезание плоти было весьма болезненно, но благотворно. Так и обрезание сердца, то есть отсечение злых наклонностей, бывает прискорбно, но благодетельно. Надобно отсекать злые сердечные наклонности, нечистые помышления и суетные желания, которые могут помешать успехам веры и благочестия, потому что от злых помышлений и желаний рождаются злые дела, а с другой стороны, и сами нечистые помыслы делают нас пред сердцеведцем Господом недостойными. Надобно отсекать и душевные и телесные страсти, чтобы со делать свои тела и души благоухающим храмом Бога живаго. Второй урок из настоящего праздника мы извлекаем тот, что мы должны стараться точно исполнять все постановления Церкви, образец чему дал нам Иисус Христос, подчинившись закону ветхозаветной церкви.

Ныне Церковь празднует также память святителя Василия Великого. Это был великий столп Церкви, которого возрастила Кесария Каппадокийская. Он родился в 329 году и умер в 379 году.

Святитель Василий Великий родился и жил в самое смутное и тяжелое время для Церкви Христовой, когда враг нашего спасения после безуспешной борьбы с Церковью Христовой в течение трех веков путем гонений и умерщвления христиан не достиг своей цели, и тогда породил разные ереси в Церкви Христовой, вроде арианства, несторианства, монофизитов и прочего.

И вот в это-то время Господь Господь и воздвиг на помощь Православной Церкви дивного и неутомимого поборника и вселенского учителя святителя Василия Великого. Это был муж высокой, святой нравственной жизни, подвижник, аскет, богослов и образованнейший из людей своего века.

Он обучался светским наукам в Александрии, затем в Афинах, славившихся своими науками, а затем, по возвращении домой, он стал прилежно изучать Священное Писание и пребывать в посте и молитве. Ввиду борьбы ариан против православных, его посвятили сперва во пресвитера, а затем во епископа Кесарии Каппадокийской, где он до конца своих дней отстаивал чистоту православия.

Когда нечестивый царь Валент хотел силой ввести арианство, то святитель Василий Великий был призван на суд к префекту Модесту. Тот потребовал, чтобы Василий согласился с волею императора, указывая на многих епископов, которые согласились на принятие арианства. Тогда святитель Василий Великий сказал: «Мой Царь не хочет поклоняться твари».

Когда Модест, раздраженный неуступчивостью и смелыми ответами святителя, спросил: «Разве ты не боишься моей власти?» — святитель Василий ответил: «Чего же мне бояться?» — «Я прикажу описать твое имение в казну, а тебя самого послать в ссылку, отдать на мучение, предать смерти».

— «Грози чем-нибудь другим, если можешь: у кого нет имения, у того и описывать нечего — у меня одна только власяница и несколько книг. Ссылку я не считаю ссылкою: вся земля Божия, а я пришлец и странник. Смерть — благодеяние для меня, она скорее приведет меня к Богу, для Которого я живу, служу и большей частью уже умер». Удивленные таким бесстрашным ответом святителя Василия, Модест и Валент оставили его в покое…

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Источник: http://www.svyatalm.ru/index.php/582-velikij-prazdnik-obrezaniya-gospodnya

Обрезание Господне и память свтятителя Василия Великого

Обрезание Господне — христианский праздник, отмечается 1/14 января, установленного церковью с IV века, о котором сказано в Евангелии от Луки — обрезание Господне, совершившееся на восьмой день после рождения Иисуса Христа.

Праздник Обрезание Господне продолжается один день и соединяется с празнованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской – одного из трех величайших иерархов и учителей Церкви, жившего в IV веке, в народе он известен под именем Васильева дня.

Икона Образ Обрезание Господне

История праздника Обрезание Господне

Обрезание — это священнодействие ветхозаветной Церкви, бывшее прообразованием христианского Таинства св. Крещения (Кол.

2, 11—12), совершалось у иудеев над семидневными младенцами мужеского пола и служило знамением вступления в Ветхий Завет с Богом со времени Авраама, — отца верующих, которого Господь со всем многочисленным его потомством избрал для сохранения и распространения Ветхого Завета (Быт. 17, 14; Лев. 12, 2—3). Печатию этого знамения служило имя, которое давали младенцу при обрезании. Иисус Христос, происшедший по плоти из племени Авраама, был также обрезан в настоящий день — восьмой по рождении своем, и назван Иисусом — тем именем, которое предвозвещено было Пресвятой Деве Марии Архангелом Гавриилом, когда он благовестил ей тайну воплощения и рождения от нее Сына Божия (Лк. 1, 31; 2, 21).

В воспоминание Обрезания Господа в восьмой день по рождении Его от Пресвятой Девы Марии Православная Церковь совершает издревле великий праздник. Начало его относится к первым векам христианства.

Совет

Хотя праздник 14 (1) января называется в богослужебных книгах Православной Церкви Обрезанием по плоти Господа нашего Иисуса Христа, но он в этот день, согласно со свидетельством Евангелия (Лк.

2, 21), празднует не только обрезание Господа, но и наречение Ему чудодейственного и спасительного имени Иисус.

День Обрезания и наречения Господа как восьмой день по рождении Его на земле служит заключением праздника Рождества Христова. Поэтому древние Отцы Церкви: св.

Амфилохий иконийский, Григорий Нисский и Григорий Великий в своих писаниях называют день Обрезания восьмым днем по Рождестве Христове.

На восьмой день после Рождества Младенец, рожденный Марией, по ветхозаветному обычаю, принял обрезание и получил имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом в День Благовещения Пресвятой Деве.

По толкованию Отцов Церкви Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно соблюдать Божественные установления, и для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти (как учили еретики-докеты).

В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения. Праздник Обрезания Господня должен напоминать христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11).
Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку.

Праздник Обрезание Господне продолжается один день и соединяется с празнованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, в народе он известен под именем Васильева дня.

Молитва ко Господу Иисусу Христу …

Память святителя Василия Великого

Икона Образ Святитель Василий Великий, Кесарийский (Каппадокийский), архиепископ

В IV веке (около 330 года) в Кесарии, административном центре Каппадокии, родился будущий архиепископ Василий Великий. Он происходил из знатного рода, славившегося ревностью христианской веры. В Константинополе и Афинах Василий получил блестящее образование – он был философом, филологом, оратором, юристом и естествоведом.

Около 357 года святой Василий возвратился в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. Но вскоре, отказавшись от предложения кесарийцев, желавших поручить ему обучение юношества, святой Василий вступил на путь аскетической жизни.

Раздав свое имущество бедным, святой Василий поселился на берегу реки, собрав вокруг себя иноков в общежитие. Своими письмами Василий Великий привлек в пустыню своего друга Григория Богослова. Они жили без кровли, без очага, много трудясь и скудно питаясь.

Обратите внимание

Когда распространилось лжеучение Ария, Церковь призвала к служению обоих святителей и Василий вернулся в Кесарию. После смерти епископа Кесарийского Евсевия, в 370 году, Василий был возведен на его кафедру и ему были подчинены 50 епископов одиннадцати провинций.

Последователь арианской ереси император Валент угрожал святому Василию разорением, изгнанием, пытками и даже смертной казнью, но святой проявил такую твердость духа, что изумленный правитель не поддержал ариан, требующих ссылки Василия.

Среди постоянных опасностей святой Василий поддерживал православных, утверждал их веру, призывая к мужеству и терпению. Все свои личные средства и доходы своей церкви святитель употреблял в пользу бедных, создавая богадельни. После смерти святого Василия 14 января 379 года, Церковь тотчас стала праздновать его память.

Молитва святителю Василию Великому …

Источник: http://vsemolitvi.ru/index.php?id=kalendar-prazdnikov/obrezanie-gospodne

Ссылка на основную публикацию