Пафнутьево-боровский монастырь, россия, калужская область, город боровск

Свято-Пафнутиев Боровский монастырь

Боровский монастырь в центральной России считается одним из самых посещаемых. Приезжают сюда как любители истории и церковной архитектуры, так и желающие получить духовный совет от отца Власия.

Слава об этом чудотворце давно вышла за пределы Калужской области, поэтому ежедневно сотни людей со всей страны приезжают в Пафнутьевский монастырь в Боровске, чтобы пообщаться с этим удивительным человеком, получить его совет и благословение.

 Сразу скажем, что мы об отце Власии узнали только тогда, когда приехали в Боровский монастырь, поэтому на прием к нему не попали, да и не планировали. Вы не найдете здесь отзыва о посещении старца и инструкции, во сколько нужно приехать, чтобы попасть на прием.

Обратите внимание

Скажем лишь пару слов о нем: говорят, что он видит людей насквозь, подскажет советом в трудной ситуации и поможет обрести веру. Согласно информации из интернета, отец Власий принимает ежедневно с 5 утра до 5 вечера, когда нет Церковных праздников. Как такового расписания приемов нет, а существует запись в «живую» очередь и говорят, что в ней можно провести несколько дней.

Стоит учесть, что отец Власий – довольно пожилой человек, поэтому далеко не всегда может вести прием всех желающих в течение 12 часов. Как мы уже говорили, к старцу мы не наведывались, на этом закончим рассказ о нем, и перейдем к истории Боровской обители и ее архитектурных памятниках.

Как доехать до Боровского монастыря

Пафнутьевский монастырь расположен в пригороде Боровска и добраться до него на автомобиле довольно просто: по Киевскому шоссе до города Балабаново, его нужно проехать насквозь до развилки трассы А108 и региональной трассы на Боровск. На этом перекрестке необходимо повернуть налево по указателю «Боровский монастырь», а затем спустя несколько километров снова налево.

Через полтора километра вы окажитесь в населенном пункте «Роща», а уж в нем найти Боровский монастырь не составит труда – его видно издалека.

Рядом с монастырем есть небольшая парковка, и в будний день мы нашли на ней место без особых проблем, но по церковным праздникам и выходным здесь, скорее всего, яблоку негде упасть.

В большинстве случаев вход на территорию действующих монастырей бесплатный, в этом плане Боровский монастырь ничем не отличается от остальных.

Все как везде: отключить мобильные телефоны, для женщин одеть платок и юбку, если вы забыли взять их с собой, то с правой стороны от входа все можно взять в аренду.

Боровский Пафнутьев монастырь

Боровский монастырь был основан в середине XV века на левом берегу реки Протвы в том месте, где в нее впадает небольшая река Истерма. Основателем монастыря стал бывший игумен Покровского Высокого монастыря – Пафнутий. Согласно древним преданиям его дед был татарином, который приехал покорять Русь, но, видимо, ему так у нас понравилось, что он решил остаться и даже принял православие.

Одним из первых строений Боровского монастыря стала Рождественская церковь, построенная из дерева и освященная в 1448 году. Сейчас на месте первого храма Боровского монастыря находится главный храм обители – Собор Рождества Богородицы.

Первый каменный храм сменил деревянную церковь всего через несколько десятков лет, и по своей красоте не уступал московским. Но простоял он недолго – чуть больше ста лет.

Важно

В конце XVI века по приказу царя Федора был построен новый собор, который освятили в 1589 году.

Деньги на строительство были выделены из царской казны, и может быть поэтому Федор Иоаннович дважды приезжал в монастырь и присутствовал на богослужениях (в 1592 и в 1595 годах).

За следующие 400 лет своего существования Рождественский собор перестраивался и менял свой облик, в 1837 году с западной стороны храма пристроили каменную трапезную, которая, кстати, сохранилась и до наших дней.

Существует легенда, согласно которой из Рождественского собора Боровского монастыря по подземным ходам можно было попасть в Калугу и Москву. Представляете какой длины должны быть эти туннели? Прямо «Метро-2» какое-то.

Но легенда эта возникла не на пустом месте: дело в том, что монахам из монастыря было разрешено торговать своими товарами в Москве и Калуге, чтобы не встречаться с соблазнами по дороге, они и добирались до городов под землей.

Говорят, что в то время полы в соборе были сделаны из металлических плит, которые и закрывали вход в подземелье. Верится в это с большим трудом, но в жизни бывает всякое. Так, например, вокруг Брестской крепости подземные ходы тянутся на десятки километров, и почему бы и монастырским подземельям не быть такими длинными.

В 20-е годы XX века Боровский монастырь, как и многие другие, был закрыт. На его территории разместились строительные мастерские, а в соборе организовали ангар хозяйственного назначения.

Позднее в Рождественском храме разместили сельскохозяйственное учебное заведение, и для удобства учеников было принято решение прорубить второй ряд окон, что привело к непоправимым последствиям: стены собора треснули, и в мае 1954 года произошло обрушение крыши.

Реставрационные работы начались в 1962 году и велись с особой осторожностью: деревянный фундамент постепенно удаляли, а на его место заливали бетон. Только после того, как был полностью укреплен фундамент храма, начались работы по восстановлению стен. Колоссальный труд реставраторов и строителей позволил современникам любоваться красотой Рождественского собора и в наши дни.

Рядом с Рождественским собором находится колокольня, построенная в конце XVII века и возвышающаяся над Боровским монастырем на 55 метров. Согласно описи, в середине XIX века в звоннице было девять колоколов, но в 1932 году все они были сброшены. До наших дней сохранился лишь один из них, и его можно увидеть в музее-заповеднике Коломенское.

Новые колокола появились в звоннице лишь в 1992 году – шестнадцать новых колоколов были подарены Боровскому монастырю русско-американской компанией. Сейчас внутри колокольни находится музей русской иконы.

Совет

Колокольня Боровского монастыря пристроена к северной стороне трапезной, которая считается одним из древнейших строений обители – считается, что она была построена в самом начале XVI века.

Много веков назад на нижнем ярусе трапезной располагалась монастырская пекарня, которую восстановили после реставрации, закупили новое оборудование и теперь выпекают хлеб по древним рецептам.

Видимо в этих рецептах есть какой-то секрет, потому что таких вкусных пирогов мы очень давно не пробовали.

Мы как-то сразу перешли к рассказу о главном соборе Боровского монастыря, и совсем забыли показать главный вход в обитель – Святые ворота.

Первоначально монастырские стены были построены из дерева, но со временем их заменили кирпичными.

Точная дата их строительства неизвестна, но историки предполагают, что они были возведены в XVI-XVII веках, и по своему возрасту немногим уступают трапезной и Рождественскому собору.

Общая длина монастырской стены невелика, всего 673 метра. В старину въезд в Боровский монастырь осуществлялся через Георгиевскую башню, причем въезд был сделан под углом 90 градусов, чтобы в случае нападения или обстрела максимально сократить количество жертв и разрушений.

В XIX веке Пафнутьевский монастырь перестал быть крепостью и между Георгиевской и Поваренной башнями прорубили новый вход для хозяйственных нужд. Сейчас здесь находятся Святые ворота, через которые и осуществляется вход в монастырь.

Обратите внимание

Слева от входа (прямо напротив главного собора) находится двухэтажный особняк – это братские кельи, построенные еще в начале XVII века. Интересен тот факт, что до конца XVIII века здание было трехэтажным, но из-за ветхости было принято решение разобрать верхний этаж.

Во время реставрации западного братского корпуса в подвале был обнаружен деревянный сруб, назначение которого ученые не смогли определить, но существует предположение, что здесь начинался еще один подземный ход, который вел в Высокий монастырь, расположенный недалеко от Боровска, но проверить эту теорию не удалось. Дело в том, что для окончания восстановительных работ требовалась как можно быстрее засыпать сруб землей, что и было сделано. Так что теория с подземельями снова переходит в статус легенд. Сейчас в этом здании располагается паломническая служба и гостевые покои.

Чуть дальше от западных келий находится Погребной корпус, состоящий из двух частей, отличающихся друг от друга.

Северная половина здания была построена, вероятнее всего, в XVI веке, а вот южная появилась лишь в середине XIX века на месте разобранной из-за ветхости части здания.

Как и много веков назад, сейчас здесь располагаются складские помещения (погреба), а также паломническая трапезная.

Как мы уже писали чуть выше, третий этаж братского корпуса был разобран в 1794 году из-за ветхости, и та же история приключилась и с Погребным корпусом, лишь одно монастырское здание остается трехэтажным до наших дней – палаты Архимандрита.

Этот корпус был построен в середине XVII века, но так как многократно перестраивался, внешне очень сильно отличается от других зданий монастыря.

Несмотря на свое название (Архимандритчьи палаты), покои настоятеля занимали лишь небольшую часть второго этажа, на первом этаже размещались мастерские, а в остальных жили послушники.

Важно

Вплотную к палатам Архимандрита примыкает здание церкви во имя святителя Митрофна. Кстати, из палат настоятеля можно было попасть в храм, не выходя на улицу. Митрофановский храм был построен в 1760 году и является одним из самых «молодых» строений обители. Во время войны с французами в 1812 году церковь была почти полностью разрушена, его восстановили и освятили в 1819 году.

Пострадал храм и во время Великой Отечественной войны: во время отступления немецкие войска производили обстрел местности и один из снарядов угодил прямо в крышу Митрофановской церкви и каким-то чудом не разорвался. Пролежал он там без малого почти 30 лет, его обнаружили лишь в 1972 году, когда стали ремонтировать купол.

Сразу за церковью начинается монастырское кладбище, на территории которого располагается церковь Илии Пророка, построенная в конце XVII века. Позднее к храму были пристроены больничные палаты и небольшая трапезная.

На территории кладбища захоронены герои, погибшие в боях в 1610 году. Тогда поляки не только полностью разорили монастырь, но и перебили всех его защитников. В память о тех страшных днях здесь установлен каменный крест.

Есть на территории монастыря здание, которое разительно контрастирует с видами красивых храмов и братских келий. Это здание было построено в 30х годах XX века на месте братского кладбища и двух церквей: Храма Успения Пресвятой Богородицы и церкви Всех Святых.

Еще один несохранившийся храм располагался рядом с юго-восточным братским корпусом и носил название Надвратной церкви преподобного Пафнутия. Справедливости ради стоит отметить, что уничтожила ее не советская власть – храм XVII века разобрали в 1837 году из-за ветхости.

Территория Боровского монастыря кажется очень небольшой, и сложно представить, как на такой маленькой площади смогло уместиться столько памятников архитектуры.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

Мы посетили уже довольно много православных обителей и нам есть с чем сравнивать – пожалуй это один из тех монастырей, куда хочется вернуться, так здесь хорошо и спокойно, что забываешь об окружающих проблемах и суете. После прогулки по Боровскому монастырю можно отправиться осматривать современные достопримечательности и посетить ЭТНОМИР.

Боровский монастырь на карте

Свято-Пафнутиев Боровский монастырь 2015-03-09T00:09:22+00:00 2015-12-28T20:55:40+00:00 Natalya 'Poznamka'

Источник: https://poznamka.ru/russia/borovskij-monastyr-v-kaluzhskoy-oblasti

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь — место встречи с душой

Немало святынь и чудотворных мест в нашей стране, но слава о Пафнутьев-Боровском монастыре гремит далеко за ее пределами. Мне же повезло, что живу совсем недалеко от этого чудесного места в Калужской области, поэтому бывала здесь не один раз.

Читайте также:  Молитва о в узах сущих (заключенных)

Стоит заметить, что городок Боровск, рядом с которым расположен Пафнутиев монастырь, славится старинной архитектурой, современными фресками на стенах домов и другими красотами. Кроме того, в этом местечке сосредоточено немало религиозных святынь и музеев.

Совет

Хочется начать свой рассказ именно с боровских окраин. Ведь в далеком 1414 году в это замечательное и уединенное место, находящееся на берегу реки Протвы, пришел юноша, которого звали Парфений. Здесь, в Высоко-Покровском монастыре, он принял постриг с именем Пафнутий и начал свое служение Богу и людям.

А еще через 30 лет преподобный Пафнутий уединился в нескольких верстах от своей первой обители. Именно на том месте, где сейчас расположен Свято-Пафнутьев монастырь.

В гости к святому Пафнутию

И вот очередная поездка в Боровский мужской монастырь. Пожалуй, правы великие говоря, что не может быть будущего без прошлого. Поэтому каждое старинное здание, неважно, религиозное или нет, должно сохраняться для потомков.

В настоящее время эта обитель объединила в себе целый комплекс церковных строений различных стилей и времен.

По сути, Свято-Пафнутьев монастырь теперь не только место поклонения православных христиан, но и архитектурный музей, куда ежедневно стекаются толпы туристов, паломников и нищих, просящих подаяния прямо у входа.

И здесь есть на что посмотреть! Когда на зеленеющем берегу реки прямо перед тобой вырастает белая стена с узкими окошками-бойницами,

отражение которой купается в воде,

а золотые купола храмов горят высоко в небе – сердце замирает.

Взгляд в прошлое

Обитель была основана в 1444 г, когда монах Пафнутий, покинув монастырь Покрова, в сопровождении ученика отправился искать уединения. Вслед за ним потянулась вереница верных последователей, желающих разделить со старцем его участь.

Потихоньку отшельническая пустынь преобразовалась в мужскую обитель, известную теперь как Пафнутьев монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. Обитель часто навещали сильные мира сего: великие князья и цари, верхушка православного духовенства. Каждый из них не скупился на пожертвования, благодаря чему появилась возможность достраивать все новые церкви, стены и башни.

В мае 1477 года святой Пафнутий скончался и был погребен здесь же, у южных врат главного собора монастыря. После смерти старец был канонизирован и причислен к лику святых, его мощи по сей день находятся в месте успокоения.

Обратите внимание

Не обходили вниманием богатое подворье и враги. Дважды боровский монастырь подвергался разорению и был сожжен.

В первый раз это случилось в 1610 году по приказу Лжедмитрия II, затем в 1812 г во время войны с французами. Но каждый раз Свято-Боровский монастырь восстанавливался, жизнь продолжалась.

С приходом советской власти в 1919 году братия была изгнана из родных стен, обитель была объявлена национальным памятником. Пролетело еще 70 лет. В этот период здания использовались совсем не по назначению. В 1942 году они были переквалифицированы в Политуправление Западного фронта. А позднее здесь располагался сельскохозяйственный техникум.

И только в 1991 г Боровский мужской монастырь был возвращен православной епархии и обрел былой статус. Церкви были повторно освящены, в них снова появились священники и прихожане, возобновилось служение.

Территория и храмы

Территория обители ухожена, кругом зелень, цветы и деревья.

Совсем рядом, за стеной журчит река и раскинулся пруд, который когда-то служил источником питьевой воды.

Крепостная стена

Что впечатляет с первого взгляда: все подворье обнесено высокой крепостной стеной,

в которую встроено несколько разнокалиберных башен.

Каждой присвоено собственное имя: Круглая, Оружейная, Поваренная, Георгиевская, Сторожевая и Тайницкая. Строилась стена на протяжении XVI и XVII веков, ее толщина не везде одинакова, средний показатель 4 м, длина 673 м.

Это не просто декоративный элемент. Стена должна была выполнять заградительную функцию и с этой целью оснащалась амбразурами для пушечного и ружейного боя. Как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай!

А с внутренней стороны по крепостной стене можно прогуляться по длинному коридору.

Правда. в настоящее время проход для посетителей закрыт.

Главный храм Боровского монастыря

К настоящему времени на территории Свято Пафнутьевского монастыря сохранились не все храмы. Например, разрушена Церковь Всех Святых, простоявшая с 1838 г по 1930 г. Зато прекрасно сохранился белокаменный Собор Рождества Богородицы, который был заложен еще при царе Федоре Иоанновиче в 1586 г.

Желто-белый храм с величественными куполами-луковками с двух сторон окружен приделами имени Феодора Стратилата и великомученицы Ирины. Здание намеренно вынесено на открытое место, что подчеркивает его строгую красоту.

Интересный факт: в основание фундамента легли блоки с фресками XV века, что позволило во время реставрационных работ нескольким краеведческим музеям обзавестись фрагментами росписи работы самого иконника Митрофана и его помощника Дионисия.

Существует легенда, что из Рождественского храма ранее существовали подземные ходы, по которым можно было добраться до Калуги и Москвы. А сделано это было для того, чтобы монахи могли в уединении преодолеть этот неблизкий путь, пребывая в молитве и не отвлекаясь на соблазны окружающего мира.

Главной святыней Рождественского храма, конечно же, является рака с мощами преподобного Пафнутия Боровского. Она находится возле алтаря, справа.

 В главном приделе в золоченных киотах расположены чудотворные иконы Божьей Матери. Возле них всегда множество живых цветов.

Важно

А под стеклом — самые разнообразные украшения и драгоценности, которые верующие приносят в дар Богородице за скорое услышание молитв.

Также в храме есть несколько ларцов, в котором находятся частицы мощей множества православных святых.

Больничный храм пророка Илии

Маленькое здание храма Пророка Илии примыкает к помещению, в котором ранее располагались больничная палата, трапезная и кухня.

Разделяющая их решетка позволяла находящимся на излечении больным присутствовать на церковной службе. Рядом располагается кладбище где были похоронены воины, погибшие во время войны 1610 года.

Митрофановский храм

Не менее интересен Митрофановский храм. Одноэтажное здание церкви было возведено в 1760 г и является одним из самых поздних архитектурных сооружений Пафнутьево-Боровского монастыря. Его маковка с крестом возносится на высоту 30,5 м, радуя взоры чистотой линий.

Церковь святого Митрофана соединена с настоятельским корпусом, откуда можно попасть в храм, не выходя на улицу.

Ранее храм был окружен папертью с трех сторон, ныне об этом напоминает только крылечко с южной стороны.

В подклети находится место успокоения всех настоятелей обители. В помещение склепа ведет арка, расположенная сбоку церкви.

Колокольня

Настоящим чудом русского зодчества можно назвать колокольню.

Воздушное, белоснежное здание высотой 55 м, украшенное полуколоннами, полукруглыми высокими окнами и барельефами в виде серафимов и фруктов.

Здесь же установлены башенные часы, старинный механизм которых давно заменен на современный, электронный, но снаружи все выглядит по-прежнему, сохраняя дух старины.

Совет

В подклете расположился Музей русской иконы, в одном из его помещений можно увидеть уникальные средневековые фрески. Это наследие, бережно сохраняемое для наших потомков.

А с другой стороны колокольни, если зайти с улицы под арку и подняться на 2-й этаж, есть огромная иконная лавка, где представлен огромный выбор икон, православной литературы, аудио и видео записей и прочей атрибутики.

А еще рядом с колокольней расположен продуктовый киоск. Вот где можно приобрести монастырский хлеб, аромат которого разлит в воздухе.

Несмотря на то, что все здания храмов и подсобных помещений строились в разное время, в общем они создают удивительно гармоничное впечатление.

Райский уголок

А за главным Рождественским храмом Свято-Пафнутьева монастыря воссоздан поистине райский уголок. И войти в него можно по красивым мраморным ступеням через ажурную арку.

И вот ты оказываешься в очень уютной беседке, украшенной яркими и ароматными цветами.

Чуть поодаль устроена резная деревянная кормушка, а рядом красивые газоны.

Между деревьев притаился симпатичный фонтан с целующимися голубками.

Здесь просто забываешь о течении времени, словно оно останавливается. И только кошки, шмыгающие вокруг, задирающие вверх остроухие мордочки, разрушают очарование сна, вызывая улыбки.

Да еще плывущие по воздуху ароматы травяного чая, хлеба и выпечки призывают сделать паузу и перекусить. Вот такой забавный переход к реальности.

Святой старец

Многие верующие приезжают в Боровский монастырь в надежде на помощь старца – местного духовника, отца Власия. Говорят, этот человек способен помочь при семейных неурядицах и проблемах со здоровьем. Многие верят ему и стремятся попасть на исповедь.

Нам не удалось увидеть этого просветленного человека. Да это не так просто: множество людей приезжают на прием к отцу Власию за советами и утешением. И часто своей очереди люди дожидаются не одни сутки.

А еще говорят, что именно он стал прообразом отца Анатолия из фильма Павла Лунгина «Остров».

Святой источник

А вот это грустный раздел в этой статье, так как придется писать о том, чего в настоящее время (лето 2015 года) нет.

Многие годы к святому источнику Пафнутия Боровского приезжали жители всех окрестных городов, чтобы набрать удивительно вкусной и чистой воды.

Несколько лет назад над источником была построена замечательная купель! Эх, и холодная же была там водичка. Аж дух захватывало, когда трижды окунались с головой во имя Отца и Сына и Святого Духа. А уж какие длинные очереди выстраивались здесь на Крещение! Люди по несколько часов выстаивали на морозе, чтобы окунуться в купель и набрать освященной крещенской воды.

Трудно сказать, что произошло. Но постепенно напор воды в роднике начал ослабевать. А теперь источник на своем прежнем месте совсем прекратил свое существование.

Но, говорят, что есть надежда на восстановление.

Всем желающим окунуться в святой купели и набрать родниковой воды предлагаю замечательное место, находящееся в нескольких километрах отсюда. Это Высоко-Покровский храм, который является подворьем Свято-Пафнутьева монастыря.  Его совершенно заслужено еще называют Боровскими Кижами.

Как добраться

Узнать, где находится Боровский монастырь, как доехать к нему достаточно просто, на пути будет встречаться множество указателей.

Личный автомобиль: по Киевскому шоссе до Балабаново (около 90 км от Москвы), после ехать в сторону Боровска до развилки. Сворачиваем влево, проезжаем Русиново, далее в Рябушках слева будет указатель на Боровский монастырь.

Возле монастыря есть бесплатная парковка. Но стоит учесть, что в выходные и праздничные дни здесь очень много машин и экскурсионных автобусов. Так что не всегда можно рассчитывать, что получится припарковаться близко ко входу в монастырь.

Координаты: 55.21391, 36.53263.

Обратите внимание

Из Москвы можно добраться общественным транспортом. С Киевского вокзала ходят электрички на Малоярославец или Калугу. Доезжаем до станции Балабаново (чуть менее 2-х часов). Далее на автостанции пересаживаемся на автобус или маршрутку до Боровска. Выходить нужно на остановке «Рябушки» или «Роща», далее пешком.

О других достопримечательностях Калужской области можно прочитать здесь.

Эта поездка состоялась 21 августа 2015 года. А далее наш путь лежал в город Малоярославец, где расположен еще один старинный монастырь с необычным названием: Свято-Никольский Черноостровский.

О других монастырях и храмах, в которых мне удалось побывать, читайте тут.

Напишите в комментариях внизу, какие святые места Вам удалось посетить, и что произвело самое сильное впечатление.

Источник: https://otpusk-zdorovo.ru/kaluzhskaya-oblast-pafnutevskij-monastyr-v-borovske/

Пафнутьево-Боровский монастырь (Боровск, Калужская область)

Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутиев Боровский мужской монастырь относится к памятникам истории и культуры. Его история началась в 1440 году и связана с именем преподобного Пафнутия.

Он родился около 1395 года в благочестивой семье в селе Кудиново, принадлежавшему его отцу – татарскому баскаку, принявшему христианскую веру и поселившемуся на русской земле.

Читайте также:  Храм входа господня в иерусалим (тотьма), россия, вологодская область, город тотьма

Мальчик, названный Парфением, с ранних лет проявлял смирение и уже в 12 лет поступает в Высоцкий монастырь, где прослужил более 20 лет и стал игуменом обители.

В 1444 году после тяжелой болезни Пафнутий покидает Высоцкий монастырь и основывает новую обитель, которую называл домом Пречистой Божией Матери. Он оставался здесь свыше 30 лет, пока не скончался в 1477 году. В 1547 году преподобный Пафнутий был причислен к лику святых.

В 1529 году в Пафнутьевскую обитель приезжает московский князь Василий III со своей женой Еленой Глинской, чтобы помолиться о рождении наследника. В 1530 году на свет появляется будущий царь Иван Грозный. 

Первое здание церкви Рождества Богородицы было выстроено в 1444 году.

Это деревянное сооружение в 1467 заменили белокаменным собором, росписи которого относят к самым ранним работам иконописца Дионисия. Когда в 1586 году храм разобрали, то блоки с росписями использовали при возведении нового собора. Позднее их фрагменты перенесли в Центральный музей древнерусской культуры и искусства им.

Андрея Рублева в Москве и Боровский филиал Калужского государственного областного краеведческого музея.

Ныне существующий Рождественский собор появился в 1584-1589 годы. Его строительством ведал Борис Годунов.Масштабный пятикупольный храм венчают кресты с царскими коронами в честь того, что его возведение велось при поддержке государя Федора Ивановича.

В церкви устроены приделы во имя Федора Стратилата и Великомученицы Ирины – небесных покровителей царя Федора и его супруги Ирины Годуновой. В 1837 году к собору была пристроена трапезная.Росписи и внутренне убранство храма поражает воображение.

В соборе хранятся мощи преподобного Пафнутия Боровского.За свою историю монастырь дважды был разорен – в 1610 году войском Лжедмитрия II и в 1812 году армией Наполеона. Оба раза обитель возрождалась.

Нарядная церковь святого Митрофания в стиле барокко, выделяющаяся на фоне белокаменных построек, возведена в 1759-1760 годы. Она примыкает к Палатам настоятеля

Самый древний храм монастыря – церковь Рождества Христова 1511 года с трапезной и достроенной в 1688 году колокольней.

Колокольня выполнена в барочном стиле и примыкает к трапезной. Она была возведена вместо звонницы 1523 года по заказу князя К. О. Щербакова, который пожелал, чтобы она вторила формам колокольни московского Высоко-Петровского монастыря.

Важно

Внутри колокольни можно увидеть фрагменты древних росписей.В небольшом помещении, куда ведет лестница, хранятся облачения священнослужителей.Одна из дверей ведет в трапезную.

На окошке у лестницы стоят такие иконы.

В XVI веке Пафнутиева обитель была обнесена каменными стенами и внушительными укреплениями. Монастырь стал мощной пограничную крепостью.

Круглая башня – старейшая из его башен.

Оружейная башня

построена в XVII веке.

Сторожевая башня выглядит особенно воинственно и напоминает о врагах, не раз нападавших на Пафнутьевский монастырь. Возведена в XVII веке.

Погребной корпус и Тайницкая башня, датируемая XVII веком.

Поваренная башня, также построенная в XVII веке.

Советский период нанес обители большой ущерб. В 1922 году власти изымают все ценности в фонд помощи голодающим Поволжья, а вскоре и вовсе закрывают монастырь и преобразуют его в историко-художественный музей. На территории размещают учебные заведения, возводят гаражи и мастерские. Здесь появляется нефтебаза. Монастырские постройки стали ветшать. В 1954 году обрушился главный купол храма Рождества Богородицы, после чего в 1955 году начались научно-исследовательские и проектные работы по реставрации зданий. Со временем здесь создаются общественные музеи: в 1968 году историко-архивный и краеведческий, в 1984 – декоративно-прикладного искусства. В 1987 году на их основе открывается Государственный музей, филиал Калужского областного краеведческого музея. С 1991 году Пафнутьевская обитель вновь становится действующей.

Источник: http://www.za7verst.ru/blog/pafnutevo_borovskij_monastyr_borovsk_kaluzhskaja_oblast/2013-08-06-25

Пафнутьев боровский монастырь

Описание Пафнутьево-Боровского монастыря

Пафнутьево-Боровский (Свято-Пафнутиев Боровский; пишут также Пафнутьев-Боровский, Свято-Пафнутьев-Боровский) монастырь — мужской монастырь в Калужской области, расположенный на окраине города Боровска.

Монастырь основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году на возвышенности при впадении реки Истремы в реку Протву. После смерти Пафнутия игуменом монастыря стал его ученик, преподобный Иосиф Волоцкий, который вскоре, по причине нежелания братии принять общежительный устав, ушёл в Волоколамское княжество и основал новую обитель — (Иосифо-Волоколамский монастырь).

На месте первой, деревянной, Рождественской церкви в 1467 году был построен белокаменный Рождественский собор (не сохранился).

Роспись первого собора Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря является самой ранней известной работой великого иконописца Дионисия: по свидетельству жития преподобного Пафнутия, Дионисий выполнил роспись под началом старца Симонова монастыря — иконника Митрофана.

Через 117 лет, в 1586 году собор был почти полностью разобран, и на его месте по воле царя Федора Ивановича поставлен новый, пятиглавый; в кладке его фундамента использовались блоки с росписью XV века.

Так фрагменты росписи Митрофана и Дионисия сохранись до нашего времени (они находятся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им.

Андрея Рублева в Москве и Боровском филиале Калужского государственного областного краеведческого музея).

Совет

В XVI века монастырь был окружён каменными стенами и укреплениями; обитель превратилась в сильную пограничную крепость. В это время строится и каменная трапезная с храмом во имя Рождества Христова.

В 1523 году была построена звонница, которая в 1688 году заменена колокольней: по желанию её заказчика, князя К. О. Щербакова, она повторяет формы колокольни Высоко-Петровского монастыря в Москве.

Стены и башни Пафнутьево-Боровского монастыря относятся к XVI-XVII векам. Есть версия, что строительством Поваренной, Оружейной и Георгиевской башен монастыря руководил знаменитый архитектор Феодор Конь, автор сооружений Белого города в Москве, Смоленского кремля и Симонова монастыря.

В 1610 году монастырь был сожжен поляками. По окончании Смуты представители Свято-Пафнутиева монастыря участвовали в Земском Соборе 1613 года, грамоту которого об избрании на царство Михаила Романова подписал и Пафнутиевский архимандрит Иона.

В конце 1640-х годов Пафнутиево-Боровский монастырь возглавлял игумен Павел, который в 1652 году был одним из кандидатов на патриарший престол. Вновь избранным патриархом Никоном был поставлен во епископа Коломенского и Каширского.

В годы реформ патриарха Никона епископ Павел Коломенский, а так же некоторые руководители монастыря и боровский протопоп Полиект выступили против церковных реформ и приняли сторону ревнителей древнего благочестия.

Против боровских противников реформ были проведены репрессии, иеромонах Полиект Боровский и епископ Павел Коломенский были казнены.

Обратите внимание

В начале 1660-х годов в Пафнутиево-Боровском монастыре некоторое время находился в заточении известный руководитель сторонников старой веры протопоп Аввакум, а в 1670-х в стенах монастыря, а позже и Боровского городского острога содержалась под стражей боярыня Феодосья Морозова (в иночестве Феодора, ум. 1675).

После никоновской реформы Боровский Пафнутиев монастырь стал приходить в упадок. При Екатерине II в Пафнутиевом монастыре было оставлено 33 монаха и послушника, а почти все монастырские имения отобраны.

Св. Пафнутьев Монастырь. Боровск. окт 2011..avi

В 1812 году монастырь был сожжен французами, но вскоре восстановлен.

В 1923 году все имущество обители отошло Главмузею, но вскоре в нем разместили исправительную колонию, потом — сельхозтехникум.

При реставрационных работах 1960-х годов были извлечены 194 белокаменных блока. Из них на 29-ти сохранились фрагменты сюжетной и декоративной живописи, принадлежащей кисти Дионисия. Перед возвращением монастыря Русской Православной церкви комплекс принадлежал Боровскому краеведческому музею.

Монастырь был передан Православной Церкви и вновь открыт в марте 1991 года. В Рождественском соборе хранятся мощи основателя обители — преподобного Пафнутия Боровского.

Сайт:   http://www.pafnuty-abbey.ru

Паломнические поездки к Пафнутьево-Боровскому монастырю

Адрес Свято-Пафнутьева Боровского монастыря: 249010, Калужская область, г. Боровск, ул. Дмитрова д. 1;
Телефон привратной: (48438) 4-37-39;

E-mail: pafnuty.abbey@gmail.com

Гостиница монастыря

Источник: https://travel70.ru/pafnutev-borovskij-monastyr/

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь

Все люди верят в что-то высшее. Для кого-то это что-то необъяснимое, а для кого-то – это наш Создатель. Как бы там ни было, но все же многие стараются хотя бы раз посетить святое место.

Их есть огромное количество во всем мире. В России есть также определенные особо почитаемые места, среди которых выделяют и Свято-Пафнутьев Боровский монастырь.

Он находится в Калужской области в городе Боровск.

История

История развития этой обители неразрывно связана с различными этапами в истории становления российского государства. Были у него как взлеты, так и разруха.

Но с новой силой он начал работать с 1991 года, когда вернулись иноки и начались ежедневные богослужения, а также были проведены значительные реставрационные работы, которые помогли возродить храмовый комплекс.

Такие усилия помогли предотвратить окончательное разрушение зданий.

Подворья обители

У Свято-Пафнутьевского Боровского мужского монастыря есть 2 действующих подворья:

  • Храм Преображения Господня «Спас за Верхом», который находится в городе Калуга,
  • Храм в честь Покрова Божьей Матери, в городе Боровск.

Говоря об этой обители, невозможно забыть или уменьшить значение отца Власия Пафнутьева в Боровском монастыре. Он всегда закликал относится с должным уважением к этой святыне, ведь это – символ державной славы. Необходимо сказать о том, что дед Пафнутьева был ордынским баскаком. Именно в городе Боровске он принял христианство и остался навсегда, тем самым укрепив православную веру.

Еще с 20-ти летнего возраста Пафнутий был под началом священноинока Никиты в Высоком Покровском монастыре. Там он пробыл 30 лет, из них 13 – в качестве игумена. После того, как его одолел тяжелый недуг, он отказался от настоятельства и ушел из монастыря. Поселился в лесу между речками Истерьмою и Протвою.

Обязательно к прочтению:  Белогорский монастырь Пермский край

На этом месте было положено основание новой обители, которая полюбилась всем на территории Московии. Изначально это была деревянная церковь на честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Все это время Пафнутий продолжал обустраивать моастырь. Перед тем, как приставиться он уже имел около 100 человек братии, а также каменный храм.

Самое основное из этого всего, что он завещал установленные начала, которые лежали в основе правил державного домостроительства.

Важно

Известно, что роспись собора Рождества Богородицы относят к самым ранним работам Дионисия.

В упоминаниях жития Пафнутия можно найти такие слова, что Дионисий вместе со старцем из Симонова монастыря сделали роспись каменного храма в Свято-Пафнутьевском Боровском монастыре.

Точной даты росписи не установлено. Известно лишь то, что каменный собор построили на месте деревянной церкви и он был расписан еще при жизни Пафнутия.

Также есть упоминания о том, что настоятель излечил Дионисия от хвори, которая мешала ему заниматься иконописанием.

Самым нелепым стало то, что более чем через столетие по приказу царя Федора Ивановича этот собор был разрушен, а на его месте возвели пятиглавый. А каменные блоки с росписью были заложены в фундамент этого храма.

Как доехать

Первое, чем интересуются паломники – это где находится обитель? Этот старинный монастырь был построен еще в 1444 года и до сих пор к нему не иссякает количество паломников.

Находится он чуть ниже от дороги, между остановками «Роща» и «Рябушки». Так как границы территории уже поменялись, то теперь он входит в город Боровск.

Ранее это были отдельные села, но теперь – это названия микрорайонов.

Точный адрес монастыря: 249010, Калужская область, г. Боровск, ул. Дмитрова д. 1; Телефон привратной: (48438) 4-37-39. Более подробную информацию и расписание служб, проводящихся в стенах обители Божией, Вы сможете узнать на официальном сайте Пафнутьево Боровского монастыря.

Источник: https://ikona-i-molitva.info/svyato-pafnutev-borovskij-monastyr/

Монастыри Калужской епархии – Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь

Монастыри Калужской епархии – Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь

Читайте также:  Храм-часовня иконы божией матери «державная», россия, город москва

Адрес: Калужская область, г. Боровск, ул. Дмитрова, 1

Телефон: 8 (48438) 4-37-39

Наместник: иеромонах Пафнутий (Архипов)

Официальный сайт: www.pafnuty-abbey.ru

Пафнутьев Боровский монастырь расположен на левом берегу р. Протвы, в 3 км к юго-востоку от г. Боровска Калужской области и в 83 км к юго-западу от Москвы. Он был основан в 1444 г. преподобным Пафнутием Боровским (1395–1477).

Перенеся тяжелую болезнь, святой подвижник оставил Боровский Покровский Высокий монастырь, где был игуменом, и поселился в пустынном месте. Вскоре к нему собрались искатели иноческого жития, и возникла обитель.

При кончине Преподобного в монастыре было 95 человек братии.

Преподобный Пафнутий Боровский хранил и продолжал традиции русского монашества, распространенного в Московской Руси преподобным Сергием Радонежским –– по принятии пострига преподобный Пафнутий в течение семи лет обучался монашеской жизни у преподобного Никиты, ученика преподобного Сергия.

Совет

Великие князья Московские, а потом цари и знатные люди делали богатые вклады в обитель, что позволяло вести в монастыре каменное строительство и приглашать наиболее известных мастеров для росписи храмов: монастырский собор расписывали иконописцы Митрофан и Дионисий. Великие князья часто приезжали в монастырь к преподобному Пафнутию для духовного совета, позже монастырь неоднократно посещали венценосные особы. До самой Смуты XVII в. семейное предание русских царей считало преподобного Пафнутия покровителем царской семьи.

В XVI в. Свято-Пафнутьев монастырь занимал стратегически выгодное положение на подступах к Москве и был одним из известнейших в России. Для его укрепления во второй половине XVI в. были выстроены каменные стены и башни. В 1610 г.

в стенах монастыря держали оборону войска во главе с князем Михаилом Константиновичем Волконским, когда Лжедмитрий II шел на Москву с поляками и литовцами. Лжедмитрий вошел в обитель только с помощью изменников.

Сам князь Волконский, двенадцатитысячное войско и вся монастырская братия, а также укрывшиеся в монастыре окрестные жители были убиты, а монастырь разграблен.

В конце XVII в. обитель достигла своего наибольшего расцвета. Монастырские здания и постройки были восстановлены на средства от пожалованных ему владений и благодаря богатым вкладам благотворителей. Тогда же завершено строительство всех ныне существующих зданий, кроме храма в честь Всех Святых и трапезной пристройки собора Рождества Богородицы.

В Синодальный период, когда многие монастыри были закрыты или пришли в упадок, Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, как древняя и богатая обитель, уцелел, но по штату 1764 г. в нем было положено только 33 человека монашествующих. Со временем он снова стал процветать. В период церковного раскола здесь содержался предводитель старообрядцев протопоп Аввакум.

В 1812 г. войска Наполеона разорили г. Боровск, а в Свято-Пафнутьевом монастыре устроили конюшню. Особенно от неприятеля пострадали верхние этажи монастырских построек, где французские солдаты жгли костры. Тогда же сгорела богатая монастырская библиотека.

К началу ХХ в. в обители было 6 каменных храмов: собор Рождества Пресвятой Богородицы с пристроенным храмом в честь великомученицы Ирины, храм Рождества Христова, храм Пророка Божия Илии, храм святителя Митрофана и храм Всех Святых.

Монастырский деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы был построен преподобным Пафнутием в 1444 г. В 1466 г. вместо него был возведен пятиглавый белокаменный собор, который перестроили в 80-х гг. XVI в. В 1837 г. к соборному храму с западной стороны была пристроена трапеза.

Храм одноэтажный, с пятью главами и трехапсидным алтарем с полуколонками между частями. Северная, южная и восточная стены сохранились в первоначальном виде. Нижние окна все увеличены для лучшего освещения внутри храма. Четырехскатная кровля собора покрыта листовым железом.

Барабаны сквозные, высокие, выведены из кружал, обставленных мысообразными теремками. Главы круглые, крытые, как и все крыши, железом.

Обратите внимание

Собор однопрестольный, выстроен в виде квадратной палаты, состоит из алтаря, настоящего храма и западного притвора-трапезы, отделенного в основной части глухой стеной с открытой аркой посередине. Своды храма поддерживаются четырьмя четырехгранными столбами. Стены гладкие, с голосниками вверху. В соборе под спудом почивают мощи основателя обители преподобного Пафнутия.

В 1651 г. с северной стороны к собору на средства Великой княжны Ирины Михайловны был пристроен храм в честь великомученицы Ирины. Он одноэтажный, одинаковой архитектуры с собором. Алтарь в виде полукружия соединяется с полукружиями алтаря соборной церкви; главу храма венчает восьмиконечный деревянный крест, обитый медью. В стенах имеются голосники.

Рядом с соборным храмом в 1511 г. была построена двухэтажная трапезная палата с теплым храмом в честь Рождества Христова. Ее второй этаж сооружен одностолпным по образцу Грановитой палаты в Кремле. Храм, трапезная палата и келарская заключены в общий прямоугольник наружных стен.

В нижнем этаже в прежние времена размещались кухня, пекарня и кладовые. В верхнем этаже –– храм и братская трапезная, которая впоследствии была упразднена и соединена с храмом открытой аркой. Восточная стена трапезной сохранилась в своем первоначальном виде, к южной пристроены жилые покои.

Наружные стены гладкие; посредине храм обведен тройным поясом из кирпича. Окна в верхнем этаже храма и трапезного здания «в один свет», позднее все они были переделаны и расширены, а в нижнем этаже –– заложены кирпичом. Внутри трапезная устроена в виде квадратной палаты и соединена с храмом открытой аркой.

Свод над храмом и алтарем круглый, опирающийся пятами на стены; в трапезе своды стрельчатые.

С северной стороны к Христорождественскому храму в 1690 г. была пристроена пятиярусная монастырская колокольня. 3 нижние яруса четырехгранные, а 2 верхние –– восьмигранные. На третьем ярусе колокольни были установлены башенные часы, колокола находились на четвертом.

Во втором ярусе располагались монастырская ризница и библиотека, где хранились старинные иконы, духовные грамоты и летописи, а также золотая панагия с резным изображением Спаса, рукописное Евангелие в серебряном окладе тканой работы, украшенное драгоценными камнями и резные кресты XVII в.

Важно

Наружные стены колокольни декорированы многосложными карнизами и валиками из кирпича. На углах нижних четырехгранных ярусов установлено по четыре гладкие полуколонки, опоясанные валиками; в верхних восьмигранных ярусах на углах по одной большой полуколонне с карнизами.

Глава колокольни оканчивается шпилем, увенчанным четырехконечным крестом с полумесяцем в подножии.

Одноэтажный больничный храм в честь Пророка Илии был построен в 1670 г. Его стены сохранились в своем первоначальном виде, кроме окон, которые для большего освещения были расширены. В 1763 г. к храму были пристроены одноэтажные больничные кельи. В 1768 г. архимандритом Адрианом в нем были размещены больница и братская трапеза.

Храм в честь святителя Митрофана, Патриарха Цареградского пристроен к Настоятельским палатам в 1759––1760 гг.

стараниями настоятеля Свято-Пафнутьева монастыря архимандрита Митрофания (Шеинкова) и освящен после освобождения от французов в 1819 г. Он двухэтажный, нижний этаж разделен на две части.

В одной из них погребены некоторые настоятели монастыря. Храм имеет 2 входа, один с южной стороны, другой –– из настоятельских келий.

Храм в честь Всех Святых был построен в 1837 г. на месте захоронения защитников монастыря, павших в 1610 г., на деньги князя Н.А.Волконского. Сейчас на месте храма стоит здание училища механизации, построенное в 1930 г. Храм являлся семейной усыпальницей Волконских.

Также в комплекс зданий монастыря входили каменные Настоятельские палаты, 2 корпуса братских келий и погребной корпус. Первоначально все здания были трехэтажными. После Отечественной войны 1812 г. третий этаж сохранился только у Настоятельских палат.

Совет

На первом этаже Настоятельских палат размещались подсобные помещения и мастерские. Вторые и третьи этажи были жилыми, в них были келии. Погребной корпус с двумя погребами-ледниками представляет собой редкий памятник жилого и хозяйственного строительства.

Все монастырские постройки окружены крепостной стеной с шестью башнями, выстроенными по индивидуальным планам. В общей сложности длина стены составляет 673 м. Толщина стен более четырех метров, а высота 7,5 м.

В 1918 г. монастырь был закрыт, некоторое время здесь находился музей. Насельники продолжали жить при монастыре, образовав сельхозартель. 6 марта 1922 г., при попытке местных властей изъять монастырские ценности, у ворот монастыря начались крестьянские волнения.

На следующий день из Калуги и Боровска сюда прибыли отряды ГПУ, которые стали производить аресты. В 1923 г. Пафнутьев Боровский монастырь был окончательно закрыт, братия разогнана, монастырские иконы, утварь и другие ценности частью переданы в музеи, частью расхищены. Иконы XVI в.

иконостаса храма великомученицы Ирины использовались для изготовления клеток для кроликов. В помещениях монастыря была размещена исправительная колония. В 1930 г. был снесен храм в честь Всех Святых, а в 1932 г. с монастырской колокольни сброшен и разбит один из древнейших колоколов, отлитый в 1488 г.

Но вплоть до 30-х гг. в монастырь к мощам преподобного Пафнутия продолжали стекаться верующие с разных концов России. Как видно из отчета комиссии губотдела ОГПУ, проверявшей 23 августа 1928 г.

«на предмет чистки» всех проживающих на территории монастыря, святые мощи Преподобного привлекали огромное число паломников, а также собирали здесь множество священно- и церковнослужителей. В связи с этим даже поднимался вопрос об изъятии мощей.

После Великой Отечественной войны в монастыре разместились историко-художественный музей и школа трактористов и механизаторов, которая в 1954 г. была преобразована в заочный сельскохозяйственный техникум. В трапезной устраивались дискотеки, на территории монастыря работала общественная баня.

В ночь на 14 мая 1954 г., в день памяти преподобного Пафнутия Боровского, обрушился центральный купол собора Рождества Богородицы. После этого в монастыре начались реставрационные работы, что спасло его от дальнейшего разрушения, поскольку многие из них были в аварийном состоянии.

Обратите внимание

В результате внешний облик Свято-Пафнутьева Боровского монастыря сохранился до 90-х гг., когда в нем снова начала возрождаться монашеская жизнь. В 1991 г. монастырь был возвращен Церкви. Его здания передавались постепенно, по мере передачи шло их восстановление.

В настоящее время полностью восстановлено 5 храмов: собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в притворе которого устроен и освящен в марте 1997 г.

придел преподобного Пафнутия Боровского; храм великомученицы Ирины; храм Рождества Христова при Трапезной палате; больничный храм Пророка Илии; храм святителя Митрофана, Патриарха Цареградского.

С 2000 г. при монастыре действует детская воскресная школа, кроме того, братия преподает основы православного вероучения в общеобразовательной школе с. Рябушки. Собрана монастырская библиотека и действует читальный зал, с 1998 г.

еженедельно издается «Вестник Боровского монастыря». Летом здесь организуются лагеря для детей-инвалидов, проводятся многочисленные экскурсии.

В нескольких метрах от монастыря находится святой источник преподобного Пафнутия Боровского, над которым построена купальня.

12 июня 1994 г. проходили празднования, посвященные 550-летию основания обители.

Торжества возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который в сослужении архиереев и духовенства совершил торжественное богослужение и Крестный ход на источник преподобного Пафнутия.

Ежегодно 14 мая, в день памяти преподобного Пафнутия из Благовещенского собора города Боровска в обитель совершается Крестный ход.

В монастыре хранятся следующие святыни: святые мощи преподобного Пафнутия, а также имеются частицы мощей преподобного Нила Столобенского, благоверной княгини Анны Новгородской, мученика бессеребренника Иоанна, преподобного Феофила, благоверной княгини Анны Кашинской, святителя Тихона, Патриарха Московского, преподобного Симеона Верхотурского, святителя Луки Одесского, преподобномученицы Елисаветы, преподобного Серафима Саровского, преподобных Старцев Оптинских. Особо чтимой является древняя икона Рождества Пресвятой Богородицы.

Фотографии: Дмитрий Иванов, Олег Гусаров, Василий Шелёмин, Юрий Менделеев

Источник: http://eparhia-kaluga.ru/kaluzhskaja-eparhija/monastyri/borovskij-monastyr.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector