Перенесение мощей святителя и чудотворца николая из мир ликийских в бари, малый/средний

Перенесение мощей святителя николая из мир ликийских в бари

В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и сёла, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда были разбиты.

Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая.

[spoiler]В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе – все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя. Монах рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении Святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание Святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп – 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. Это происходило 20 апреля 1087 года.
Обратите внимание

Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно…

8 мая корабли прибыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря.

Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало еще большее благоговение к великому угоднику Божию.

Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.

Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар.

В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь.

Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей Святителя была для нее событием печальным.

Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства.

Важно

Слава о чудотворениях, явленных Святителем на земле и на море, была широко известна русскому народу. Их неистощимая сила и обилие свидетельствуют об особой благодатной помощи великого святого страждущему человечеству. Образ Святителя, всесильного Чудотворца-благотворителя, стал особенно дорог сердцу русского человека, потому что он вселил глубокую веру в него и надежду на его помощь.

Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера русского народа в неоскудеваемую помощь Угодника Божия.

В отечественной письменности очень рано составилась о нем значительная литература. Сказания о чудесах Святителя, совершенных на русской земле, стали записываться еще в глубокой древности.

Вскоре после перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар град, появилась русская редакция жития и повести о перенесении его святых мощей, написанной современником этого события. Еще ранее было написано слово похвальное Чудотворцу.

Еженедельно, каждый четверг, Русская Православная Церковь особо чтит его память.

В честь святителя Николая воздвигались многочисленные храмы и монастыри, русские люди называли его именем своих детей при Крещении. России сохранились многочисленные чудотворные иконы великого Святителя. Наиболее известные среди них образ Можайский, Зарайский, Волоколамский, Угрешский, Ратный.

Нет ни одного дома и ни одного храма в Русской Церкви, в котором не было бы образа святителя Николая Чудотворца.

Значение благодатного предстательства великого угодника Божия выражает древний составитель жития, по словам которого святитель Николай „многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечнаго посечения заступая и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть великаго Чудотворца сего Восток и Запад и все концы земнии ведят чудотворения его“.

* * *

Источник – „Седмица.Ru“

[/spoiler]

Источник: http://manastirvavedenje.org/perenesenie-moshhej-svyatitelya-nikolaya-iz-mir-likijskix-v-bari/

9 / 22 мая. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари

Перенесение мощей Святителя Николая в Бари — праздник в Православных церквях (кроме греческих) в честь перенесения мощей святого Николая Чудотворца из Мир Ликийских в город Бари в 1087 году. Отмечается 9 (22) мая. В католицизме общего празднования не совершается, местное празднество проходит в Бари 9 мая, когда из гробницы святителя достают миро

В житии святителя Николая описывается история о том, как святой Николай помог трём девушкам, отец которых, не имея возможности собрать приданое, планировал извлекать доход из их красоты. Узнав об этом, Николай решил помочь девицам.

Будучи скромным (или желая избавить их от унижения принятия помощи от постороннего), он бросил мешок с золотом в их дом, а сам возвратился домой. Обрадованный отец девицы выдал свою дочь замуж и использовал эти деньги для её приданого.

Через некоторое время святой Николай также бросил мешок с золотом для второй дочери, что позволило второй девице выйти замуж, обеспеченной приданым. После этого отец дочерей решил узнать, кто его благодетель, и поэтому дежурил все ночи, чтобы его дождаться. Его ожидание оправдалось: святой Николай также бросил мешок с золотом в окно и поспешил удалиться.

Услышав звон золота, брошенного в окно, отец девиц побежал вслед благодетеля и, узнав святого Николая, бросился ему в ноги, говоря, что он спас их от погибели.

Святой Николай, не желая, чтобы его благодеяние стало известно, взял с него клятву, что он никому об этом не расскажетСогласно католическому преданию, мешок, брошенный в окно святителем Николаем, приземлился в чулке, оставленном для просушки перед огнем. Отсюда произошел обычай вывешивать носки для подарков от Санта-Клауса.

Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти.В 792 году калиф Харун ар-Рашид послал начальника флота Хумейда опустошить остров Родос. Разграбив остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать и разграбить гробницу святителя Николая.

Однако вместо неё он якобы взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя, и едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда Хумейда были разбиты.Подобное осквернение христианских святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан.

Совет

Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков.Угроза христианским святыням усилилась после того, как на Ближний Восток вторглись хазарские турки (турки-сельджуки). Империя изнемогала от их нападений, координируемых с печенегами и родственными сельджукам гузами с севера, причём с Запада византийцев громили норманны.

В главном городе Каппадокии, Кесарии, турки ограбили главную святыню города — церковь Василия Великого, где хранились мощи святого.

Византийский хронист писал по поводу времени Михаила Парапинака (1071—1078): «При этом императоре весь мир, земной и морской, был захвачен нечестивыми варварами, разрушен и лишился населения, ибо все христиане были ими убиты, и все дома и деревни Востока с их церквями были разорены, полностью разрушены и превращены в ничто».Новый император Алексей I Комнин пытался спасать святыни, но не мог. Варварство грабителей-турок приписывали всем мусульманам, в том числе, и управлявшим Антиохией. В таких обстоятельствах в 1087 году барийские и венецианские купцы отправились в Антиохию. И те и другие предполагали на обратном пути в Италию забрать мощи святителя Николая из Мир Ликийских и привезти их в Италию. В разведку были посланы двое жителей Бари, которые, вернувшись, сообщили, что в городе всё тихо, а в церкви, где находятся мощи, только четверо монахов. Тут же 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая.

Монахи, сторожившие святыню, не подозревая ничего плохого, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого. Монах при этом рассказал чужеземцам о видении накануне святителя Николая одному старцу, в котором Святитель просил бережнее хранить его мощи.

Рассказ этот воодушевил жителей Бари, поскольку они увидели для себя в этом явлении как бы указание Святого Николая. Для облегчения своих действий они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп — 300 золотых монет.

Монахи гневно отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье, однако итальянцы связали их и поставили у дверей своих сторожей.Жители Бари разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами, и увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром.

Соотечественники барийцев, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой юноша по имени Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. События происходили 20 апреля 1087 года.Ввиду отсутствия ковчега пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барийцев перенёс их на корабль.

Освобождённые монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно…8 мая корабли прибыли в Бари, и скоро радостная весть облетела весь город.

На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало ещё большее благоговение к великому угоднику Божию.

Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.Моряки из Бари забрали бо́льшую часть мощей святителя, находившихся в саркофаге в Мирах (около 4⁄5), оставив все мелкие фрагменты в могиле.

Хотя жители перепрятали оставшиеся мощи, но они примерно через 10 лет благодаря пыткам стражей были собраны венецианцами во время первого крестового похода и доставлены в Венецию, где на острове Лидо была построена церковь святого Николая[it] — покровителя моряков. Подлинность мощей была подтверждена двумя научными исследованиями в Бари и Венеции, которые доказали, что мощи в двух городах принадлежат одному скелету. Святитель Николай стал святым покровителем Венеции вместе с апостолом Марком и Феодором Стратилатом

Обратите внимание

Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бари. В других странах христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Греческая Церковь также не установила празднования этой даты, возможно, потому, что потеря мощей Святителя была для неё событием печальным.

Читайте также:  Храм рождества христова (ярославль), россия, город ярославль

На Руси в XI веке почитание святителя распространилось быстро и повсеместно. Русской православной церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочнившегося почитания русским народом великого угодника Божия.

Архиепископ Черниговский Филарет считал, что в Русской церкви праздник в честь перенесения мощей Святителя Николая установлен в 1091 году. Митрополит Московский и Коломенский Макарий полагал, что праздник был установлен митрополитом Киевским Иоанном II (1077—1089).

Протоиерей Николай Погребняк считает, что праздник в честь перенесения мощей святителя Николая был установлен святителем Ефремом около 1098 года.Праздник широко отмечают в Русской и Болгарской церквях. В Сербии отмечается церковный праздник Крестная Слава, а Слава Святого Николая Чудотворца является самой распространённой.

Католики за пределами города Бари этот праздник редко почитают

9 / 22 мая. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари.

Геннадий Орешкин

Источник: http://ekogradmoscow.ru/sreda/ekologija-kultury/9-22-maya-perenesenie-moshchej-svyatitelya-i-chudotvortsa-nikolaya-iz-mir-likijskikh-v-bari

Храм святителя чудотворца николая на водах – святитель николай: из миры в бари

22 мая праздник Перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087).

Святитель Николай,архиепископ Мирликийский

Пожалуй, трудно найти столь почитаемого и любимого во всем мире святого, как святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских. С молитвами к нему обращаются и верующие и неверующие, православные и католики, даже мусульмане и буддисты почитают его.

Как сказано в его житии, «знает великого чудотворца сего Восток и Запад, и все концы земнии ведят чудотворения его». Неслучайно святителя Николая называют Чудотворцем. Много чудес совершил он при жизни, спасая из морской пучины, защищая от меча, заступаясь за невинных, оказывая щедрую помощь нуждающимся.

Потому и после его смерти люди обращаются к нему с молитвой, и святитель Николай всегда приходит на помощь.

Город Мира в древней Ликии

Святителя Николая величают Мирликийским, потому что более 40 лет он был епископом города Миры, столицы древней страны Ликии на юге Малой Азии. (Кстати, название этого города правильно давать в единственном, а не во множественном числе – прим. Ред.).

Сейчас эта территория принадлежит Турции, и туристы, приезжающие отдыхать в провинцию Анталия, часто даже не догадываются, что оказываются в древней Ликии, где люди жили еще в I тысячелетии до н.э.

Когда-то эти земли входили в державу Александра Македонского, потом Ликия стала римской провинцией, а после 395 года – частью Византийской империи. Пока в IX веке эту территорию не захватили мусульмане. По легенде, в гавани Миры однажды на пути в Рим высадился апостол Павел.

Важно

Сегодня там, где когда-то был город Мира, находится турецкий город Демре. И от ликийской Миры сегодня, увы, осталось немного: полуразрушенная арена античного театра, каменные гробницы, выбитые в скалах, и…

Церковь Святителя Николая в Мире
В этом месте находился саркофаг с мощами святителя Николая

…Церковь, в которой 17 веков назад был похоронен святитель Николай. Сюда, к мраморному саркофагу, где находились мощи святого, стекались тысячи паломников поклониться святителю и обратиться к нему с какой-нибудь просьбой.

К сожалению, мы уже не узнаем, какой была та первая церковь, где похоронили святителя, – она была разрушена землетрясением. На ее месте возвели базилику, которую позже уничтожили арабские завоеватели.

В VIII веке было построена современная крестообразная церковь-базилика, хотя и на ее долю не раз выпадали всякие несчастья: землетрясения, вражеские налеты. Однажды воды реки Мирос полностью затопили древний храм, и его обнаружили совершенно случайно.

Сегодня в помещении церкви находится музей, и люди приходят преклонить колени и помолиться в том месте, где в обрамлении четырех колонн в мраморном саркофаге некогда хранились мощи святителя Николая Чудотворца.

Итальянский город-порт Бари на берегу Адриатического моря

Теперь давайте перенесемся в Италию на «каблучок» итальянского «сапога», где омываемый водами Адриатического моря в провинции Апулия находится город-порт Бари, столь же древний, как и Ликийская Мира.

Когда-то здесь хозяйничали греки, потом им на смену пришли римляне.

Известно, что к 1071 году Бари, столица Византийской Италии, утратила свое былое могущество и влияние, и тогда жители города решили, что вернуть былую славу и величию городу помогут мощи какого-нибудь святого.

Строго говоря, перенесение мощей святителя Николая из Миры в Бари являлось чистой воды похищением. Но, во-первых, времена тогда были такие: все норовили друг у друга отвоевать земли, города, святыни, не видя для себя в этом ничего зазорного.

Во-вторых, думается, без Промысла Божия и воли самого святителя Николая ничего бы у барийцев не вышло.

И, в-третьих, если бы мощи святителя Николая остались в Мире Ликийской, то, скорее всего, они подверглись бы поруганию: арабские войска активно уничтожали христианские святыни по всей Малой Азии.

Перенесение мощей святителя Николая

Само перенесение-похищение мощей святителя Николая весьма напоминает приключенческий боевик. Во-первых, все свои замыслы барийцы держали в строгом секрете.

На трех кораблях 62 барийца отправились торговать зерном в Антиохию и на обратном пути 20 апреля 1087 года вошли в гавань Миры.

Сначала они послали в город двух своих разведчиков, которые вскорости донесли, что все в городе спокойно и никто ни о чем не догадывается, а в храме Святителя Николая находятся только четыре монаха, охраняющие святыню.

Тогда 47 барийцев, спрятав под одеждой оружие, отправились к церкви Святителя Николая, которая находилась в трех километрах от моря. Они вошли туда под видом простых паломников и стали расспрашивать монахов, где лежат святые мощи.

Монахи, ничего не подозревая, показали им саркофаг, и тогда барийцы открыли свою цель: они приехали сюда, дабы забрать мощи святого. Монахи возмутились, попытались убежать, чтобы позвать на помощь. Но барийцы их тут же связали. Правда, поначалу они пытались даже поторговаться: они предложили монахам за мощи 300 золотых монет.

Но это предложение было категорически отвергнуто. В итоге барийцы разломали гробницу и увидели мощи святителя Николая, плавающие в благоуханной жидкости.

Забрав мощи святого, барийские моряки поспешили обратно к своим кораблям. Монахи, выпутавшись из веревок, побежали с криками в город, и жители бросились в гавань, требуя вернуть им святыню. Но барийцы с оружием в руках приготовились защищать обретенную реликвию, и ликийцы отступили.

…Позади остался месяц плавания, и поздно ночью 8 мая барийцы вошли в гавань своего родного города. Они решили не вносить реликвию ночью, а подождать до рассвета.

Совет

Утром 9 мая (22 мая по новому стилю) при громадном стечении народа мощи святителя Николая торжественно внесли в город. Кстати, торжество чуть было не сорвалось, потому что капитаны барийских кораблей никак не могли договориться, куда же нести и где хранить мощи.

Как ни парадоксально, на момент прибытия барийской экспедиции в городе не оказалось никого из властей: ни герцога Рожера, ни его наместника, ни архиепископа Урсона, ни архидиакона Иоанна.

Самой авторитетной личностью в городе на тот момент был аббат бенедиктинского монастыря Илия. Он в итоге поднялся на борт, примирил капитанов. Ему и поручили временно хранить у себя мощи святого.

Когда через пару дней архиепископ Урсон вернулся, он послал своих людей, чтобы они силой доставили ему мощи святителя. Тогда в Бари начались народные волнения, которые чуть не переросли в восстание.

И вновь миротворцем выступил аббат Илия, который сумел всех успокоить и примирить.

В итоге архиепископ Урсон поручил именно аббату Илии построить на месте полуразрушенного дворца наместника герцога («катапана») собор для хранения мощей святителя Николая.

Базилика Святого Николая в Бари
Гробница с мощами святителя Николая в Бари

Строительство базилики Святого Николая началось в том же, 1087, году, а уже 1 октября 1089 года в Бари прибыл папа Урбан II для освещения базилики и помещения мощей святителя Николая в крипту, где они находятся и по сию пору. Так в истории города Бари началась новая глава: если раньше он был просто византийской столицей Южной Италии, то теперь для всей Европы стал городом святителя Николая.

Информация для паломников: Надо понимать, что базилика свт. Николая – это католическая церковь Доминиканского ордена со своим приором и постоянным расписанием месс.

В крипте на мощах святителя Николая служатся: католические мессы – каждый день с 10.00, православный молебен с акафистом святителю Николаю – по понедельникам, вторникам, средам, пятницам и субботам в 11.00 и в четверг в 16.

00, православная Божественная литургия – каждый четверг (кроме дней Великого поста) в 10.30.

Церковь Святителя Николая,или Русская церковь в Бари

Но для православных в Бари существует и свой храм – церковь Святителя Николая Чудотворца, иначе называемая «Русская церковь в Бари», построенная по проекту знаменитого зодчего А.В. Щусева. Это большое подворье, включающее церковь, странноприимный дом и большой сад.

У этой церкви своя, весьма непростая, история, требующая отдельного рассказа. В свое время на русский православный храмовый комплекс Россия собирала буквально всем миром. Но планы поломала революция 1917 года.

В результате гонений на Православную Церковь построенный комплекс оказался заброшенным, и русские иммигранты передали его муниципалитету города Бари.

Обратите внимание

И лишь в марте 2009 года правительство Италии официально передало «Русскую церковь в Бари» (верхний храм) Русской Православной Церкви. Нижний храм занимает Русская Православная Церковь Заграницей.

Церковь Святителя Николая в Лидо (Венеция)

Теперь необходимо добавить, что частички мощей святителя Николая, помимо Бари, находятся и в Венеции. Видимо, в спешке барийские моряки забрали с собой только крупные части святыни, а мелкие косточки остались в саркофаге в Мире. И спустя 9 лет за ними приехали венецианцы.

Они собрали оставшиеся мощи и увезли их в Венецию (и это еще одна своего рода приключенческая история). Теперь они покоятся в монастыре Святителя Николая на песчаном острове Лидо, который прикрывает Венецианскую лагуну от волн Адриатики.

Кстати, в 1992 году под руководством антрополога профессора Луиджи Мартино проводилось специальное сравнительное исследование, которое подтвердило полную идентичность мощей в Бари и Венеции.

Святое миро от святителя Николая

Еще с момента смерти святителя Николая паломники со всей Европы приезжали в Миру Ликийскую, чтобы не только поклониться мощам святого, но и получить хоть каплю чудодейственного миро, которое источают его мощи. И после перенесения мощей мироточение продолжается и поныне.

Кстати, ученые пытались определить природу мироточения (итальянцы называют его «святая манна») мощей святителя Николая, но так ничего и не смогли выяснить. Известно, что прозрачную благоухающую жидкость выделяют кости святителя Николая.

Каждый год 9 (22) мая в праздник перенесения мощей католические и православные священники, а также представители муниципалитета города Бари спускаются в крипту базилики Святого Николая и в специальный сосуд набирают не более 50 мл священного миро.

Потом оно разбавляется святой водой (буквально капля на флакон) и продается в небольшом магазинчике при базилике. И дальше миро святителя Николая разносится паломниками по всему миру.

Петр Селинов

 Гробница в крипте базилики святителя Николая, архиепископа Мирликийского Чудотворца, с его святыми мощами

Тропари Святителю Николаю, Архиепископу Мирликийскому Чудотворцу

Тропарь, глас 4 Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашым.

Кондак, глас 3

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Тропарь на рождество святителя Николая Чудотворца

Тропарь, глас 4

Чудное и славное рождество твое, святителю Николае, Церковь днесь православных светло празднует, ибо стоянием ногу твоею яви тя Господь и провозвести быти светильника и учителя миряном, весь мир обогащающа и просвещающа чудесы. Тем вопием ти: моли Христа Бога спастися душам нашим.

Тропарь на перенесение мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских

Тропарь, глас 4

Важно

Приспе день светлаго торжества, град Барский радуется, и с ним вселенная вся ликовствует песньми и пеньми духовными: днесь бо священное торжество, в пренесение честных и многоцелебных мощей Святителя и Чудотворца Николая, якоже солнце незаходимое возсия светозарными лучами, разгоняя тьму искушений же и бед от вопиющих верно: спасай нас яко предстатель наш, великий Николае.

Читайте также:  Храм сошествия святого духа (москва), россия, город москва
Кондак, глас 3

Взыдоша, яко звезда, от востока до запада твоя мощи, святителю Николае, море же освятися шествием твоим, и град Барский приемлет тобою благодать: нас бо деля явился еси, чудотворец изящный, предивный и милостивый.

Тропарь на перенесение Великорецкой иконы святителя Николая Чудотворца из Вятки в Москву

Тропарь, глас 3

Яко драгоценное богатство, прииде к нам от Великия реки Вятки в царствующий сей град наш Москву честная икона образа твоего, святителю Николае, и многая убо чудеса в пришествии своем сотвори, болящия исцели и вся человеки удиви.

Сего ради повелением самодержца царя списася с нея сия честная икона твоя на просвещение и моление всем людем царска града, юже днесь зрим и покланяемся ей, моляще тя, таинника Христова: моли, святе, о всех нас, даровати нам мир и велию милость.

Тропарь святителю Николаю Чудотворцу перед его иконой, именуемой “Зарайская”

Тропарь, глас 4

Пресветлый храме Святаго Духа, Богомудре отче Николае, благодатию небес освяти души наша, заступи и покрый всечестным твоим омофором, его же приял еси от рук Пречистыя Девы, и просвети нас светом заповедей Христа, от Него бо приял еси глаголы жизни. Моли благость Отца Небеснаго, во еже спастися православно чтущим тя, даруя нам велию милость.

Величание

Величаем тя, святителю отче Николае, и чтем святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего. 

Источник: http://hram-nikola.kiev.ua/zhitie-svt-chudotvortsa-nikolaya/1811-svyatitel-nikolaj-iz-miry-v-bari

22 мая – перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари

Слово в день перенесения мощей святителя Николая. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

 Семьсот лет почивало святое тело великого святителя и чудотворца Николая в том великом месте, где жил он, где протекала вся его великая и святая деятельность – в Мирах Ликийских.

Но вот чрез семь веков попустил Господь быть бедствию на страну греческую: с разных сторон устремились на нее кочевые народы, и народы мусульманские разгромили, уничтожили почти все города Малой Азии, вырезали все мужское население, увели в плен женщин и детей. Разрушили и осквернили и Миры Ликийские, где почивали мощи святителя Николая.

Господь не восхотел, чтобы мощи великого святителя оставались в поруганном месте, под властью неверных. И вот явился во сне святитель Николай одному святому пресвитеру, жившему в городе Бари, в Южной Италии, на берегу Адриатического моря, и повелел ему от имени Божия перенести мощи свои в этот град из Мир Ликийских; повелел возвестить об этом всем гражданам города и всем священникам.

Возвестил пресвитер священникам, возвестил народу города Бари, и избрали они из своей среды наиболее достойных, наиболее чистых по жизни людей и послали их в Миры Ликийские, чтобы привезти оттуда мощи святителя Николая. Нагрузили они корабль свой пшеницей и плыли под видом купцов; прибыли в Антиохию, распродали пшеницу и поспешили в Миры Ликийские.

Совет

И пришли в церковь, в которой почивало тело святителя Николая и нашли там четырех монахов, спросили их, где мощи, и, получив указание, взломали пол над гробом святителя, изнесли этот гроб и перенесли на один из своих кораблей. Два монаха последовали за мощами, около которых они постоянно дежурили, а двое остались в Мирах.

Почти месяц плыли они по Средиземному морю и прибыли в город Бари 9 мая в день воскресный, вечером. И все население города, как один человек, встретило святые мощи с зажженными свечами, с пением священных песнопений; и положены были мощи святые в храме Иоанна Предтечи и почивали там три года, пока не была выстроена новая церковь во имя Святителя Николая.

Тогда пригласили граждане Бари папу Римского Урбана, чтобы прибыл и перенес мощи святые из церкви Иоанна Предтечи в этот храм. Это было также 9 мая, в нынешний блаженный день. Уже тогда, когда только прибыли в Бари мощи святителя, немедленно начались дивные чудеса от гроба его. В течение трех дней получили исцеление 111 человек, одержимых самыми различными болезнями.

 «Вот я пришел к вам, по Божию повелению пришел, и вот уже исцелил 111 больных. Не престану исцелять и впредь».

   Тогда святитель Николай явился во сне одному иноку святой и чистой жизни и сказал:  «Приспе день светлого торжества: град Барский радуется, и с ним вселенная вся ликовствует песньми и пеньми духовными; днесь бо священное торжество, в пренесение честных и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Николая, якоже солнце незаходимое возсия светозарными лучами, и разгоняя тьму искушений же и бед от вопиющих верно: спасай нас, яко предстатель наш, великий Николае».   Вот это событие и празднует Святая Церковь с тех пор в сей святой день. Она празднует его с великой радостью, с великой славой, и эта слава, эта радость и ликование, ярко отражены в тропаре праздника, которые слышали вы ныне: Великим, весьма великим событием, какое торжествуют все христиане мира, изображается в этом тропаре перенесение мощей святителя Николая. Весь мир и доныне свято чтит эти мощи, весь мир христианский. Он чтит их, потому что по повелению Божию перенесены были эти мощи из Мир Ликийских, потому что сам святитель, по слову его, пришел в град Бари в мощах своих, в теле своем. Мир православный и мир римско-католический почитают святые мощи не только святителя Николая, но и весьма многих великих святителей, и мощи всех святых мучеников. Это особенность истинной Церкви. Этого почитания нет в тех христианских общинах, которые отошли от единства с православной и с римско-католической Церковью, этого почитания нет во всех церквах протестантских, в лютеранской церкви, нет у всех сектантов, это почитание составляет особенность православного и римско-католического исповедания. Протестанты и сектанты нападают на нас за наше почитание святых мощей, считают делом не только недопустимым, но и греховным воздавать честь мертвым останкам святых. Что же скажем мы в защиту нашего православного и римско-католического почитания мощей святых? Скажем то, чего не понимают сектанты и не хотят понять и протестанты. Я говорил вам только в прошлое воскресенье о бессмертии, о воскресении тела человеческого. Я говорил вам, объяснял вам, что естество человеческое трехчастно. Это естество состоит из тела, души и духа. Я разъяснял вам, что такое душа и что такое дух, я разъяснял вам, в каких отношениях находятся душа и дух к телу, и если восприняли вы то, что говорил я вам, если поняли надлежащим образом, то поймете и сегодня, почему мы почитаем мощи святых. Если существо человеческое трехчастно; если между телом, душой и духом существует теснейшая связь, обусловленная их взаимодействием, взаимодействием между телом, душой и духом; если едина и нераздельна жизнь духа, души и тела; если святой дух и душа праведная оживляют тело, то вследствие этой неразрывной связи между духом, душой и телом свято и само тело. Оно становится причастником святости духа. Если даже стеклянный сосуд, содержавший долгое время благовонное вещество, надолго, надолго сохраняет благоухание этого вещества, даже по опорожнении от него, неужели не понятно, что тела святых мучеников, живших в тесном единении с духом – со своим духом, со святой душой; тело, которое, по словам святого апостола Павла, стало храмом Духа Святого, неужели не понятно, что это тело тоже свято, ибо свят храм Духа Святого. Итак, всякое тело святого человека не только при жизни его, но и после смерти, даже всякие останки тел святых людей, даже кости их суть носители святости умерших святых: они тела святые, они освящены их святым духом. А если так, то не должны ли мы относиться с великим почтением, с благоговением, даже с трепетом ко всем останкам святых? Смеем ли мы забывать, как много чудес и исцелений истекает от гроба и мощей святых мучеников, преподобных, пророков, апостолов и святителей? Смеем ли забывать, сколько чудес знаем мы от мощей святителя Николая? Смеем ли забывать о весьма недавно происходившем: как прославились мощи великого нашего преподобного Серафима Саровского? Смеем ли забывать о том множестве дивных чудес, которые сопровождали перенесение святых мощей преподобного Серафима? Знаем мы, что гроб святителя Николая, содержавший его святые мощи, когда вскрыли его приехавшие за ними посланные из Бари, оказался полным благовонного мира.

Знаем, что мощи многих других святых, например, великомученика Димитрия Солунского, всегда источают миро, почему и называются они мироточивыми.

Источник: http://crimea-eparhia.ru/index.php/46-cultura/10436-22-maya-perenesenie-moshchej-svyatitelya-i-chudotvortsa-nikolaya-iz-mir-likijskikh-v-bari

Перенесение в Бари мощей Святителя Николая (Благочестивое похищение)

Замысел отправиться в Миры и увезти мощи Святителя Николая вызрел в умах барийцев после 1071 года, когда Бари был захвачен варягами и утратил роль столицы византийской Италии. Таким способом они надеялись вновь поднять престиж своего города.

В те времена присутствие мощей того или иного святого не только почиталось за знак Небесного покровительства, но и вызывало приток богомольцев, что, в свою очередь, помогало экономическому развитию края.

Несомненно и то, что баряне еще задолго до их экспедиции в Миры глубоко чтили Святителя Николая.

Об этом свидетельствует такой факт — имя Николай по распространенности было в Бари на втором месте, уступая лишь Иоанну (Джованни).

Обратите внимание

Как и в других городах, завладевших чтимыми мощами: в Венеции (святой Апостол Евангелист Марк), Беневенто (святой Апостол Варфоломей), Салерно (святой Апостол и Евангелист Матфей) — так и в Бари жители чаяли увидеть на своей земле мощи великого святого. Выбор Святителя Николая диктовался не только его местным почитанием. Малая Азия лежала на традиционном пути барийских торговцев, плававших в сирийскую Антиохию для сбыта зерна и закупки тканей.

Здесь покоятся мощи Святителя Николая Чудотворца.

Придя в Антиохию и успешно поторговав, опередив при этом соперников-венецианцев, барийские моряки и купцы, числом не менее 62 человек, взяли курс на Миры Ликийские. Пристав к мысу Андриаке, исстари служившему для Мир гаванью, 47 барян сошли на берег и отправились к церкви Святителя Николая, что стояла на расстоянии примерно одного километра от города.

В церкви они представились паломниками, однако под своими плащами пришельцы скрывали мечи и другое оружие. Греческие монахи сопроводили «паломников» к гробнице Святителя Николая, где те вдруг объявили о своем намерении увезти мощи, сославшись на вещий сон. Один из монахов бросился к выходу, чтобы поднять тревогу среди жителей Мир, но его задержали силой.

После некой суеты двое юношей, барянин Маттео и один француз, Александр, разбили каменную крышку раки и вынули мощи Святителя Николая, которые буквально плавали в источаемой ими «манне».

Они вручили мощи двум священникам, бывшим с ними, отцам Лупо и Гримуальду. Вполголоса запев молитвы святому, похитители направились к кораблю.

Судно уже было в открытом море, когда на берег прибежали разгневанные жители Мир, извещенные монахами.

Сначала море было неспокойным, но затем волны улеглись, и плавание прошло благополучно. 9 мая 1087 года три корабля вошли в порт Бари.

В тот момент владыки города отсутствовали: и герцог Руггерий, и князь Боэмунд находились в Риме. Поэтому моряки торжественно передали святыню уважаемому бенедиктинскому аббату Илии.

Важно

Спустя два дня в Бари объявился архиепископ Урсон, направлявшийся в Трани, дабы оттуда отплыть на Святую Землю.

Архиепископ решил, что такой святыне подобает храниться в кафедральном соборе, и направил своих вооруженных людей для взятия мощей. Однако народ желал иного: барийцы думали соорудить для Святителя Николая особый храм, достойный его славы.

Когда горожане отказались выполнить наказ архиепископа, разгорелась настоящая схватка, погибли двое или трое юношей. Умелым посредником выступил аббат Илия, сумевший убедить архиепископа в необходимости возведения нового храма.

Для этой цели решено было выделить часть территории пустовавшего тогда дворца византийского наместника.

Базилика Святителя Николая в Бари.

Пользуясь доверием как архиепископа, так и народа, аббат Илия в первых числах июля того же 1087 года приступил к сооружению величественной базилики, которая до сих пор является одним из лучших образцов романского стиля в Европе.

Читайте также:  Преподобный варлаам керетский

О ее строителе, аббате Илии (†1105), напоминают несколько реликвий — в первую очередь, его надгробие, сооруженное из древнеримского саркофага в конце спуска в крипту, а также его кафедра (аббат впоследствии стал архиепископом Бари).

Об эпохе первоначального сооружения базилики напоминает и столб в крипте, обнесенный решеткой, — вокруг него сложилась популярная в народе легенда, что он перенесся из Мир Ликийских чудесным образом, молитвами Святителя, при устройстве крипты и что при прикосновении к нему с горячей молитвой могут совершаться чудеса.

Так Бари стал известен не только как столица Южной Италии, а как город Святителя Николая.

Старинная икона «Перенесение мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в Бари».

Богомольцы стремились к раке Святителя Николая в Мирах Ликийских и ради чудодейственного мира, или «манны».

Выше говорилось о том, что когда барийские моряки взломали мраморную плиту, дабы извлечь из раки мощи Святителя Николая, они нашли их буквально плавающими в этой святой жидкости.

Мироточение продолжалось и после перенесения мощей Святителя в Бари, с самых первых лет нахождения раки с мощами святого на италийской земле.

Совет

Именно тут возник благочестивый обычай наливать миро во флаконы и затем раздавать их паломникам, прибывающим в Бари со всех уголков Христианского мира. Делалось это для исцеления болящих и для укрепления в вере, а также из почитания Святителя Николая. Некоторые благочестивые почитатели Святителя Николая просто держали в своем доме как благословение Святителя и Чудотворца пузырьки с миром от его мощей.

Храм в Мирах Ликийских (на территории современного города Демре, Турция). В этом храме служил Святитель Николай Чудотворец.

В течение столетий упоминания о мироточении гробницы в Бари встречаются многократно. Это и буллы Папы Климента VI, и указ царя Стефана Душана (1346), и «Откровения» шведской королевы Бригитты (1370), и «Заявление» архиепископа Антонио Путео (1571), не говоря уж о многочисленных документах, связанных с рассылавшимися по всей Европе флаконами с миром, в том числе королям, князьям, владыкам.

Благочестивая традиция раздачи флакончиков с миром, приносящих особое утешение болящим, сохранилась до наших дней. В самом деле, с течением веков миро от Святителя Николая стало одной из самых желанных реликвий, ведь сама близость мира к мощам святого делает его святыней.

Миро собирают раз в год — на весенний праздник перенесения мощей из Мир Ликийских в Бари.

После вечернего богослужения 9 мая (в Барии празднуют память Святителя Николая по новому стилю), возглавляемом архиепископом Бари, приор доминиканской общины достает специальным черпаком истекающую от мощей жидкость и распределяет ее по флаконам.

Ее количество незначительно, и поэтому часть этого чистого мира сохраняется для храмов и общин, особо почитающих Святителя Николая. Другая ее часть распределяется по емкостям со святой водой. Тем самым, пусть и разбавленное, миро доходит до тысяч богомольцев из десятков стран, стекающихся к Барийской базилике.

Миро можно получить в небольшой лавке рядом с базиликой, называемой «залом пожертвований». Напомним, что во флаконах там — святая вода с капельками чистого мира. Ее можно пить, а также помазывать пораженные болезнью участки тела. 

Пергамент (ок. 1175 г.) с именами 62 барийских моряков, участников перенесения мощей Св. Николая в 1087 г. из Мир Ликийских (совр. Турция) в Бари.

Источник: http://xn--80aaaabhgr4cps3ajao.xn--p1ai/-miro_page_23704

Перенесение мощей святителя и Чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари

22 мая Православная Церковь отмечает торжественный день перенесения мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари. Изначально праздник отмечали лишь в Италии, а именно в городке Бари.

В то время его не принимали в государствах Христианского Запада или Востока даже несмотря на тот факт, что о перенесении мощей знал практически весь мир. Причина, прежде всего, крылась в несоответствии религиозных взглядов разных стран.

Но через несколько лет все пришли к единому согласию, что отмечать событие нужно ежегодно, установив фиксированную дату в православном календаре.

Обратите внимание

История жизни святого Николая была наполнена множеством чудесных свершений, которые впоследствии стали известны всему миру. Еще в девятом веке на территории некогда величественной греческой империи царило время смуты.

Тогда турецкие нашествия разрушали её в центральной части Малой Азии, разоряя небольшие городки и поселки. Они убивали жителей, оскверняли христианские церкви, мощи, образы и священные книги.

Мусульманская агрессия стремилась уничтожить и мощи Николая Чудотворца, которого в то время уважало огромное количество христиан. В начале 792 года правитель Аарон Аль-Рашид намеревался взломать гробницу преподобного Николая, отправив своих военных на остров Родос.

Далее случилось невероятное: как только судна подходили к берегам острова, то небо разразилось страшным громом и молниями, которые потопили вражеские корабли.

Осквернение религиозных ценностей возмутило как восточных, так и западных поклонников Иисуса Христа. Больше всего негодовали итальянские христианские общины, которые раньше участвовали в погребении святого Николая. По этой причине они решили заняться спасением мощей Чудотворца.

Отправившись на проверку, мужчины обнаружили, что в районе храма находится всего двое монахов, а потому собрались большой группой, и вооруженной толпой проникли в церковь. Когда они нашли гробницу Николая, то внутри нашли благоуханное наполнение святого мира, а на дне находились мощи святого.

20 апреля 1087 года они благополучно были погружены на судно и отправлены в Италию. Наутро 8 мая святыня прибыла в Бари, и после обеда об этой новости знал весь город. Девятого мая было проведено торжественное богослужение, посвященное перенесению мощей в храм святого Стефана.

Мощи Николая Чудотворца помогали исцелить многих больных и направить на путь истинный грешные души. Образ Николая вскоре стал очень дорог сердцу и русских христиан, в которых он сумел вселить глубокую веру и надежду на божественную помощь.

Важно

В России о нём было написано большое количество книг и сказаний, которые распространялись священнослужителями в церквях.

На сегодняшний день в честь Святителя воздвигнуты храмы и монашеские монастыри, а в России его именем называют детей во время Крещения. Также в Россию перевезли несколько чудотворных образов, посвященных преподобному Николаю.

Среди них наибольшей популярностью пользуются Можайская, Зарайская, Угрешская, Ратная и Волоколамская иконы. Они несут в себе силу святого, защищающего от различных болезней и изъянов души.

С помощью мощей Святителя люди становились свидетелями чудесных исцелений, а потому в церковь к нему ходят слепые, глухие, немые, хромые и прочие больные.

Перенесением мощей преподобного Николая, верующие в очередной раз доказали свою любовь к Иисусу Христу и всем святым, которые связаны с Богом. Потому очень важно 22 мая посетить церковь, чтобы стать участником богослужения в память выдающегося Чудотворца.

Источник: https://www.moleben-online.ru/novosti/685-perenesenie-moshchej-svyatitelya-i-chudotvortsa-nikolaya-iz-mir-likijskikh-v-bari

Перенесение мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских в Бари

Святитель Николай чудотворец   Великорецкая икона свт. Николая Чудотворца

В XI веке Византийская империя переживала тяжелое время.

Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и сёла, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг.

Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

Задолго до этого времени, в 792 году халиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос.

Совет

Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя.

Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда были разбиты.

Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан, хоть уже отпавших от

святой православной Церкви. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков.

Жители города Бари, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая.

Особо этот город упоминается потому, что Бари[145], бывшая Византийская колония, долгое время был в юрисдикции Православной Церкви и лишь позже попал под влияние католиков.

В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию[146] для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах.

Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе – все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов.

Обратите внимание

Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя. Монах рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу.

В этом видении Святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание Святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп – 300 золотых монет.

Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами.

В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей (Маттео – по-итальянски), желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. Это происходило 20 апреля / 3 мая 1087 года.

Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно…

8 / 21 мая корабли прибыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 / 22 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря.

Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало еще большее благоговение к великому угоднику Божию.

Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.

Базилика св. Николая в Барии (Италия) Гробница св. Николая
Никола Зарайский

Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 / 22 мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бари.

В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь.

Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей Святителя была для нее событием печальным.

Важно

Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар 9 / 22 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства.

Празднование перенесения мощей связано с пониманием этого события, как своего рода, миссионерский визит святителя через свои мощи в попавшую в сети заблуждений страну. Слава о чудотворениях, явленных Святителем на земле и на море, была широко известна русскому народу.

Их неистощимая сила и обилие свидетельствуют об особой благодатной помощи великого святого страждущему человечеству. Образ Святителя, всесильного Чудотворца-благотворителя, стал особенно дорог сердцу русского человека, потому что он вселил глубокую веру в него и надежду на его помощь.

Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера русского народа в неоскудеваемую помощь Угодника Божия.

В отечественной письменности очень рано составилась о нем значительная литература. Сказания о чудесах Святителя, совершенных на русской земле, стали записываться еще в глубокой древности.

Вскоре после перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар град, появилась русская редакция жития и повести о перенесении его святых мощей, написанной современником этого события. Еще ранее было написано слово похвальное Чудотворцу.

Еженедельно, каждый четверг, Русская Православная Церковь особо чтит его память.

Источник: https://cyberpedia.su/17xf495.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector