Поклонение честным веригам апостола петра, малый/средний

День поклонения веригам апостола Петра: О каких веригах идет речь? — Православный журнал «Фома»

29 января Православная Церковь отмечает день поклонения честным веригам святого и всехвального апостола Петра.

Об истории этого праздника, который впервые был утвержден еще во II веке, и о чуде обретения вериг апостола Петра, мы поговорили с Тимофеем Китнисом, историком и руководителем Паломнического центра апостола Фомы в Европе.

Эта святыня связана с двумя фрагментами из жизни апостола Петра. Один из них описан в книге «Деяния святых апостолов». Примерно в 42 году Ирод Агриппа узнал о том, что последователи Иисуса объединились в «назаретскую секту», как говорили в те времена.

Ирод «убил Иакова, брата Иоаннова, мечом» (Деян. 12:2), вскоре был схвачен и заключен в темницу Петр. В книге о деяниях апостолов отдельно указано, что Петр был скован двумя цепями. Ночью же свершилось чудо. В темницу явился Ангел, пробудил апостола, и «цепи упали с рук его» (Деян. 12:7).

Петр встал, оделся и ушел из темницы. Сам он не понимал, видение это или реальность. Осознание пришло только когда он оказался у дома собратьев-христиан, у дома «Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились» (Деян. 12:12). Затем из соображений безопасности Петр покинул это место.

Материал по теме

Ученики: апостол Петр

О Христе говорили разное. Большинство склонялось к тому, что Он — один из пророков. Но Петр называет Иисуса Его подлинным Именем

Точно неизвестно, куда он отправился, но, согласно древнему преданию, апостол совершил путешествие в Рим. Некоторые историки сомневаются, что Петр действительно был в Риме, ведь в городе проповедовал Павел. Вероятно, Петр пришел позже Павла, когда христианская община в Риме была уже довольно многочисленна.

Кроме того, свидетельство Петра о Христе пользовалось особым вниманием, потому что он вживую видел Господа, был его сотайником. Деятельность апостола Петра как главы христианской общины Рима также считается основанием для признания главенствующего авторитета Пап Римских в качестве преемников апостола.

В 64 году, в ночь на 19 июля, в Риме случился великий пожар. Император Нерон неоднократно говорил, что Рим нужно было бы сжечь и отстроить заново. Легенды и свидетельства описывают события по-разному, до сих пор неизвестно, кто поджег город: сам Нерон или его противники.

Обратите внимание

Однако после этой страшной ночи, в которой погибло множество людей, власть Нерона пошатнулась. Необходимо было найти виновных, ими и стали христиане.

Стоит отметить, что гонения при Нероне не носили строго организованного характера, как, например,  было при Домициане, Декии или Диоклитиане.

В те времена христианство еще не отличали от иудейства и считали одной из многочисленных сект. Преследования христиан при Нероне были непродолжительны, но очень интенсивны, они даже докатились до Милана.

Именно во время этих гонений были схвачены и заключены в Мамертинскую темницу апостолы Павел и Петр.

Фото www.palomnik.it

Согласно позднейшему апокрифическому преданию, Петра предупредили о возможности быть схваченным и попросили покинуть город. Ночью он вышел из Рима, но увидел идущего навстречу Христа. Апостол спросил своего Учителя: «Куда идешь, Господи?» (Камо грядеши, Господи?).

На что Христос ответил: «Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие». После этого Христос вознесся в небо, а Петр, устыдившись своей слабости, вернулся в Рим, где был заключен в темницу и принял мученическую смерть на кресте.

Однако он просил распять его не как Христа, а вниз головой, считая себя недостойным умереть так же, как Учитель.

Раскопки подтвердили существование Мамертинской темницы на том месте, где сегодня находится Капитолийский холм. Возможно, тюрьма была там еще с III века до Рождества Христова. Интересно, что, согласно археологическим исследованиям, уже в VIII веке эта темница использовалась в качестве церкви.

Важно

Петр был похоронен на кладбище на Ватиканском холме, которое находилось за городскими стенами и было предназначено для не именитых узников. Уже с I века могилы мучеников стали особым образом почитать, а сегодня на этом месте расположен ватиканский Собор святого Петра. Скорее всего, апостол был похоронен в тех цепях, которыми был скован в Мамертинской темнице.

Так о каких же веригах идет речь – о тех, от которых Петра освободил Ангел, или о тех, которые надели на апостола стражники Нерона? Если вести речь о цепях, описанных в «Деяниях святых апостолов», то также возникает два варианта развития событий.

Либо цепи целиком спали с его рук, и, пораженные чудом сокамерники, сохранили эти вериги и позже передали христианам. Либо же, цепи отпали от стены, и апостол остался в своеобразных «наручниках», которые снял уже в доме у Марии.

То же, что христиане сохранили вериги, вполне естественно: апостол Петр почитался уже в раннехристианских общинах. Считалось, что даже его тень исцеляла – настолько сильна была Благодать Святого Духа, исходившая от апостолов.

После смерти Петра вериги также пользовались почитанием, к ним приходили получить излечение люди с тяжелейшими недугами. Уже во II веке Папа священномученик Александр установил праздник апостола Петра. В этот день было принято приходить на могилу апостола в Риме и молиться.

История обретения честных вериг апостола Петра и воссоединения той части, что была описана в «Деяниях святых апостолов» и той, о которой известной из апокрифа, связано с именем императрицы Евдокии, которая была канонизирована Православной Церковью в лике благоверных.

Она стала женой императора Феодосия II практически случайно. Отец Евдокии, афинский философ Леонтий, перед смертью завещал все свое имущество старшим братьям девушки. Чтобы отсудить свою часть, Евдокия отправилась в Константинополь, где ее и заметила старшая сестра Феодосия II Пульхерия (также канонизирована в лике благоверных), подыскивающая жену для брата.

Двадцать лет Евдокия правила вместе с мужем, пока не стала жертвой недоразумения. Некий крестьянин принес в дар императору яблоко невероятного размера.

Совет

Феодосий II отправил это яблоко жене, а та – другу детства императора, Павлину, который переадресовал плод обратно Феодосию. Евдокия, вскоре вызванная мужем, сказала, что съела яблоко.

Разгневанный император начал преследование, Павлин был казнен, а императрица выслана в Иерусалим по подозрению в измене.

Первое время она жила в окружении своих слуг и двора, но вскоре была лишена всего этого. Евдокии удалось сохранить свои средства, на которые она начала строить многочисленные храмы и монастыри.

Считается, что именно Евдокия примерно в 437-439 году выкупила вериги апостола Петра, те самые, которые были описаны в «Деяниях святых апостолов».

Часть цепей она отправила в Константинополь, часть – Папе Льву I, а часть – дочери Евдоксии, которая была супругой императора Западной Римской империи Валентиниана III.

Именно Евдоксия возвела в Риме храм Святого Петра: полученные из Иерусалима вериги были объединены с теми, которыми апостол Петр был скован в Мамертинской тюрьме. Там честные вериги пребывают до сих пор. Части же, посланные в Константинополь и Папе Льву I были позже разосланы во многие храмы по всему миру.

На заставке базилика Сан-Пьетро-ин-Винколи, где находятся вериги апостола Петра. Источник фото aklesiasuite.com

Источник: https://foma.ru/den-pokloneniya-verigam-apostola-petra-o-kakih-verigah-idet-rech.html

Вериги апостола Петра

29 января – День поклонения честным веригам первоверховного апостола Петра.

Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Петр был женат и имел дом в Капернауме.

Призванный Спасителем, он всегда выражал беспредельную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с братьями Зеведеевыми – Иаковом и Иоанном Богословом. Сильный и пламенный духом, он, естественно, занял влиятельное место в лике Христовых апостолов.

Он первый решительно исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим, то есть Мессией, за что и получил имя Петр (Камень).

Обратите внимание

Свое троекратное отречение Петр омыл горькими слезами раскаяния, и впоследствии, после Воскресения, Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих.

Апостол Петр первым содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день Пятидесятницы и обратив ко Христу 3000 человек. Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев.

Вериги апостола Петра

Но вот пришла беда… Царь Ирод знал, что иудейским предводителям очень нравится, когда он нападает на христиан. Особенно популярен стал Ирод после казни апостола Иакова Зеведеева. Следующей жертвой царь наметил Петра. В первый день Пасхи апостола арестовали и отправили в темницу. Суд над ним собирались совершить сразу после семи праздничных дней.

Ученики денно и нощно молились о Петре. Наконец наступила последняя ночь перед казнью. Освободит ли его Господь?

Как это было

В «Деяниях святых апостолов» в главе 12 сказано:

Самая древняя икона апостола Петра. Монастырь великомученицы Екатерины. Синай

Возникновение праздника

Это был 42 г. новой эры. Вскоре весь Иерусалим и вся Иудея узнали о совершившемся чуде. Рассказывали, передавали друг другу, как христианский учитель авва Петр в ночь накануне суда и казни, прикованный цепями к стражникам, непонятным, непостижимым образом покинул темницу и тюрьму. Аресты и допросы среди тюремщиков ничего не разъяснили. Чудо оставалось чудом.

Верные сумели заполучить цепи, которыми апостол Петр был прикован к стражникам, и сохранить их как величайшую реликвию. Из рода в род, столетиями, передавалась первохристианская святыня, исцеляя приходящих к ней с верою от болезней и защищая от нечистых духов.

При жизни апостола Петра вера в его исцеляющие возможности была настолько сильной, что даже тень от него считалась полезной для болящего.

«Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян. 5:14–15).

Поэтому почитание цепей, которыми был окован апостол, не уменьшалось в столетиях.

В V в. вериги перешли по наследству к иерусалимскому патриарху Ювеналию (420–450). Когда в 439 г.

благочестивая царица Евдокия, супруга императора Феодосия II Младшего (408–450), возвращалась в Царьград из Иерусалима, где она возвела немало церквей и благоустроила святые места, патриарх Ювеналий подарил ей в знак великой благодарности некоторые священные реликвии. Были среди них и чудотворные вериги апостола Петра.

Скрбный ангел правит службу в покинутом людьми храме в Фетиново, фото 2008 года

Одна из цепей была оставлена в Царьграде, в церкви Святых Апостолов, а другую царица отправила в Рим дочери Евдоксии, бывшей замужем за императором Валентином III (423–455). Там апостольская реликвия была положена в специально построенном храме Сан-Пьетро-ин-Винколи («Святой Петр в оковах»).

Храмы в честь вериг апостола Петра

На всем земном пространстве, на всех континентах существовало пять храмов, посвященных веригам первоверховного апостола: в Риме, Яффе, Даугавпилсе, Москве и Владимирской губернии. Ныне вершится служба в трех из них.

Римский храм Поклонения веригам апостола Петра возведен в конце IV в. и стал первым из пяти Петроверигских церквей. Вериг в храме две. Одна из Иерусалима, другая – из Мамертинской тюрьмы в Риме, где апостол Петр был окован перед распятием. Петровские вериги по традиции выносят 16/29 января на поклонение народу.

Храм апостола Петра и праведной Тавиафы в Яффе построен на участке Русской Духовной Миссии. Строили храм 10 лет и освятили 16/29 января 1894 г., в День почитания святых вериг апостола Петра. Боковой придел посвящен праведной Тавиафе, гробницу которой удалось найти в саду при раскопках.

Даугавпилсский костел Святого Петра в веригах начали строить в 1845 г., освятили в июне 1848 г.

На всем пространстве России удалось обнаружить лишь два Петроверигских храма. Один в Москве, другой – во Владимирской области.

Петроверигский переулок, здесь находилась церковь святых вериг апостола Петра

На месте московской церквушечки (Петроверигский переулок, 8) стоит ныне конструктивистского вида дом. Деревянная Петроверигская церковь известна здесь с 1547 г. Каменное здание построил в 1669 г.

тесть царя Алексея Михайловича боярин Илья Данилович Милославский. Петроверигская церковь так и не была восстановлена после пожара 1812 г. Церковь разобрали в 1844 г.

Изображение московской Петроверигской церкви обнаружить не удалось.

Важно

Кирпичная церковь Николая Чудотворца была сооружена в Фетинове (Владимирская область, Киржацкий район) в 1819 г.

Престолов в храме было три: в холодном – во имя Поклонения Честным веригам Апостола Петра, в приделах теплых – во имя Святого Николая Чудотворца и Святого Димитрия – митрополита Ростовского. В селе было 50 дворов, 500 жителей. Церковь закрыли в 1930-х гг., ныне храм в заброшенном, аварийном состоянии.

Анатолий Мацукевич

Предыдущая статьяЕвангельское учение о бракеСледующая статья Автор «Слова о полку Игореве»

Источник: http://pokrov.pro/verigi-apostola-petra/

Поклонение честным веригам апостола Петра — Храм Рождества Христова, Приход святителя Тихона Патриарха Московского

Около 42 года апостол Петр по повелению Ирода Агриппы был заключен в темницу за проповедь о Христе Спасителе. В темнице он был связан двумя железными цепями.

Ночью, накануне суда над ним, Ангел Господень снял с апостола эти цепи и чудесно вывел его из темницы (Деян. 12, 1 — II).

Читайте также:  Икона божией матери молченская, украина, сумская область, город путивль, молченский печерский женский монастырь рождества богородицы

Христиане, услышав о чуде, взяли вериги (цепи) и хранили их как драгоценность. Одержимые разными болезнями, приходя к ним с верою, получали исцеления.

Вериги святого апостола Петра хранились в Иерусалиме до Патриарха Ювеналия, который подарил их Евдокии, супруге императора Феодосия Младшего, а она в 437 и 439 годах перенесла их из Иерусалима в Царьград.

Одну веригу Евдокия послала в Рим своей дочери Евдоксии, которая построила храм во имя апостола Петра и положила в нем веригу.

29 января вериги апостола Петра выносятся на поклонение народу.

Поклонение честным веригам
святого и всехвального апостола Петра

Около 42 года, во время гонения на Иерусалимскую Церковь, за проповедь о Христе Спасителе ревностный проповедник Евангелия Апостол Петр по повелению иудейского царя Ирода Агриппы был заключен в темницу и скован двумя железными цепями. Вериги на апостола Петра были возложены тюремщиками не для укрощения тела, как это делали подвижники, а для укрощения его духа.

Как повествуется в книге Деяний Апостольских, глубокой ночью, накануне суда над Петром, когда стража спала, в темницу пришел Ангел, посланный Богом, разбудил его и вывел из темницы. Согласно легенде, железные цепи сами упали с рук апостола Петра, который немедленно по выходе из темницы отправился для проповеди слова Божьего в другие страны и не возвращался в Иерусалим.

Слух о чудесном освобождении Петра немедленно распространился в Иерусалиме. Ученики апостола взяли вериги святого узника и с уважением хранили их как драгоценность и святыню. Как гласит предание, одержимые разными болезнями верующие получали от вериг исцеления, как от платков и полотенец, бывших на теле Апостола Павла.

Совет

Известно, что головные повязки и платки святого апостола Павла исцеляли болезни и изгоняли нечистых духов, потому что были пропитаны его потом. Такое же действие оказывали вериги святого Петра, некогда плотно охватывавшие его тело.   Эти вериги получили от тела апостола, который был крепко ими связан, целебную силу.

Известно, что железные цепи святого апостола Петра исцеляли болезни и изгоняли нечистых духов, потому что некогда плотно охватывали тело апостола. Верующие с глубоким благоговением чтили эти вериги и поклонялись им.

Вериги, как дорогое наследство, передавались из рода в род, при этом каждый раз родители – детям, а те – своим наследникам, объясняли, какого Великого узника касались эти вериги и чьим телом они освящены. Так вериги по наследству перешли в руки иерусалимского патриарха Ювеналия.

Вериги святого апостола Петра хранились в Иерусалиме до тех пор пока Ювеналий не подарил их царице Евдокии, супруге царя Феодосия Младшего. Евдокия перенесла их из Иерусалима в Царьград.

Одну веригу Евдокия принесла в дар храму святого апостола Петра, находившемуся внутри Великого Софийского собора, а другую в 439 году послала в Рим своей дочери Евдоксии, супруге римского императора. В Риме также находились другие вериги святого апостола. Здесь при императоре Нероне апостола Петра вновь заковали в цепи и он был освобожден мученической смертью на кресте.

Евдоксия с любовью приняла этот драгоценный дар и, построив на Эксквилийской горе храм во имя святого апостола Петра, положила там эту веригу вместе с найденной в Риме другой веригой святого апостола. С давних времен вериги апостола Петра, хранящиеся в Римском храме, по традиции выносили 16 января (по старому стилю) на поклонение народу.

Праздник цепей возник в Риме, где с конца IV века существовала церковь во имя Петра и Павла. В V веке появилось предание, что эта церковь стоит на месте тюрьмы, где был «в узах» («ad vincula») апостол Петр во время пребывания в Риме. А еще позднее стали считать, что в этой церкви хранится одна из цепей, которыми сковали Петра в Иерусалиме. Со временем этот праздник стал посвящаться специально «веригам Петра». Церковь в Риме, в которой хранятся вериги, называется San Pietro in Vincoli (Сан-Пьетро-ин-Винколи – переводится как » Святой Петр в оковах»), она находится на одноименной площади на холме Эсквилин к северу от Колизея.

Тропарь, глас 4

Рима не оставль, к нам пришел еси, честными веригами, яже носил еси, Апостолов первопрестольне: имже верою покланяющеся молимся: твоими к Богу молитвами, даруй нам велию милость.

Кондак, глас 2

Камень Христос, каменя веры прославляет светло учеников первопрестольника: созывает бо вся праздовати Петре, чудеси твоея честныя вериги, и подает согрешений прощение.

Кондак, глас 2

Верховнаго и перваго Апостолов, истины божественнаго ученика, Петра великаго восхвалим, и того верою целуем вериги, прегрешений разрешение приемлюще.

Источник: http://kznprihod.ru/Apostol/Petr_verigi.aspx

29 января — поклонение честным веригам святого апостола Петра

Иисус Христос, сын Божий, при жизни своей на земле имел несколько образных имен: Мессия, Спаситель, Учитель. Последним он обзавелся не только потому, что проповедовал людям христианское вероучение, но и по причине окружения себя учениками.

Их было 12, и назвали этих благочестивых мужей апостолами. Один из учеников Иисуса – Петр – интересен тем, что церковь чествует не только его память, как святого:

29 января в христианском мире отмечают праздник, посвященный веригам подвижника.

Происхождение вериг апостола Петра:

Вериги святого и всехвального апостола Петра – не что иное, как тюремные кандалы, которыми был скован праведник. В период гонений на Иерусалимскую церковь ученика Спасителя бросили в темницу за его проповедническую деятельность. То был приказ царя иудейского Ирода Агриппы.

Заключенного, как уже упоминалось выше, сковали железными цепями – веригами. Над ним нечестивцы собирались совершить суд. Но Бог спас своего ученика.

Он послал к апостолу Ангела, который пробудил святого ото сна и освободил из заточения. От прикосновения посланника Господня к цепям последние сами собой упали с рук Петра.

Обратите внимание

Апостол, покинув тюрьму, сразу же отправился в дальние страны, продолжив нести в массы слово Божие.

По преданию, эти вериги – не единственные цепи, побывавшие на руках святого. Апостола Петра заковали в кандалы вторично в Риме, в эпоху правления Нерона. На этот раз освобождение к святому Петру пришло в виде мученической смерти на кресте за веру Иисусову.

История вериг апостола Петра:

Иерусалимские вериги апостола сохранили его ученики как христианскую святыню. Цепям поклонялись в большом количестве верующие, в результате чего получали исцеление от различных болезней. Такой же эффект давали полотенца и платки, побывавшие на теле святого Петра, а еще они изгоняли бесов. Подобное действие оказывали и римские вериги.

Интересный факт: святые цепи передавались из поколения в поколение. Каждые последующие наследники реликвии относились к честным веригам апостола Петра с неизменным уважением и благоговением.

Таким образом, святыня оказалась у иерусалимского патриарха Ювеналия. Он же преподнес их в подарок супруге царя Феодосия Младшего – царице Евдокии. Одна из святых цепей подвижника по воле вышеназванной венценосной особы оказалась впоследствии в храме святого апостола Петра, входившего в состав Великого Софийского собора.

Вторая же верига этой же личностью была отправлена в Рим дочери Евдокии – Евдоксии, являвшейся женой императора. Принявшая от родительницы драгоценный подарок положила святую цепь в возведенной на Эксквилийской горе храма святого Петра вместе с найденной в Столице Мира честной веригой. При этом произошло истинное чудо: обе цепи – Иерусалимская и Римская – соединились, как по волшебству.

Местонахождение вериг святого и всехвального апостола Петра:

«Праздник цепей» — именно так нарекли римляне торжества, устраиваемые в честь поклонения волшебным веригам святого апостола Петра, исцеляющим вот уже много столетий болезни телесные и душевные.

Храм, где в настоящее время покоятся святые цепи подвижника, называется по-итальянски Сан-Пьетро-ин-Винколи (в переводе означает «Святой Петр в оковах»). Его нетрудно отыскать туристу: церковь располагается на холме Эксквилил, как уже упоминалось, на одноименной с храмом площади, к северу от знаменитого Колизея.

Честные вериги находятся в специальном, абсолютно прозрачном ковчеге. Ларец этот в свою очередь стоит внутри главного престола, лицевой стороной обращенного к пастве и расположенного в центре храма на возвышении. Непосредственно под престолом оборудован нижний предел. Престол же последнего примыкает к стойке главного престола.

Важно

Подводя итог, можно сказать, что ковчег, в котором хранятся честные вериги святого апостола Петра, расположены в пространстве между престолом нижнего предела и верхней доской главного престола.

Сюда может зайти каждый желающий поклониться святым цепям подвижника – ему просто придется спуститься в нижний предел. Спуск этот начинается из центральной части храма.

Честные вериги апостола Петра видны прихожанину, когда бронзовые дверцы передней боковой стороны верхнего предела растворены.

Непосредственно приложиться к реликвии в любое удобное для прихожан время возможности, увы, нет – ее можно лишь увидеть.

Прикоснуться же к святыне разрешено исключительно в период с 1 по 8 августа нового стиля: вериги водружают на главный престол и, таким образом, открывают доступ к ним пастве.

В церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи хранится помимо честных вериг апостола еще немало святынь. Среди них – фрагменты креста, на котором был распят ученик Иисуса.

Части вериг святого Петра находятся также в Германии, городе Трире, точнее – в ризнице местного кафедрального храма, возраст которого насчитывает без малого 9 веков.

Сведения о празднике Поклонение честным веригам святого и всехвального апостола Петра:

Итак, уже во II в. н.э. в Риме отмечали религиозную дату, посвященную чествованию святых вериг апостола Петра. Сначала хвалебные богослужения совершались в память Мамертинской цепи, изначально находившейся в Столице Мира. Но в V веке начали чествовать сразу две вериги, так как именно в этот период в империю прибыла Иерусалимская святыня.

В народе издавна существовали свои ассоциации с данным праздником. День поклонения честным веригам совпадал с важным сельскохозяйственным сроком. 16 января по старому стилю крестьяне производили плановый осмотр запасов зерна и кормов для скота.

При этом замечали, что обнаруживается в результате – недостаток или излишек. Если имел место быть первый, скорбели, так как сие означало грядущий неурожайный год. Ну, а если второй, радовались – впереди ожидался богатый, плодотворный период.

Верующие люди в день поклонения честным веригам подвижника непременно шли в церковь и заказывали святому Петру молебны с целью обеспечения в будущем урожая.

Совет

Кроме того, русские крестьяне называли День поклонения святым цепям апостола «Полукорма». С данным назначением религиозного праздника также было связано множество примет.

Например, в этот день прослушивали амбары. Прикладывали ухо к зерну и замечали: если слышался гул – это к ненастному лету, тишина – к солнечному и спокойному.

На жито клали сделанный из сломанной пополам лучины крест – «ставили» защиту от нечистой силы.

Интересные обычаи, связанные с «праздником цепей», существовали и у сербов.

Дата 29 января соотносилась у данного народа с «волчьим днем» и носила название «Верижаци».

Сербы в этот день не пользовались инструментами и не выполняли работ, подразумевавших осуществление таких процессов, как ткачество, резка, прокалывание, шитье.

Предметы, так или иначе походившие на волчьи клыки, народ прятал подальше. Делалось это с целью оградить себя и жилище свое от нападения грозных хищников.

У малороссов (уроженцев Украины) тоже были свои приметы.

Так, они верили, что 29 января является по своей сути «перевалом зимы», ведь с данного момента лед на реках начинал истончаться и, как следствие, ломаться, обнажая воду. Существовала даже поговорка: «На Петра вериги, трутся криги». Слово «криги» как раз-таки означало «льдины».

Тропарь, глас 4

Рима не оставль, к нам пришел еси, честными веригами, яже носил еси, Апостолов первопрестольне: имже верою покланяющеся молимся: твоими к Богу молитвами, даруй нам велию милость.

Кондак, глас 2

Камень Христос, каменя веры прославляет светло учеников первопрестольника: созывает бо вся праздовати Петре, чудеси твоея честныя вериги, и подает согрешений прощение.

Кондак, глас 2

Верховнаго и перваго Апостолов, истины божественнаго ученика, Петра великаго восхвалим, и того верою целуем вериги, прегрешений разрешение приемлюще.

Источник: http://polet-dushi.ru/duxovnye-praktiki/raznye-religii-i-filosofiya/pravoslavie/29-yanvarya-poklonenie-chestnym-verigam-svyatogo-apostola-petra/

Поклонение честным веригам святого и всехвальнаго апостола Петра

Ри́ма не оста́вль, к на́м прише́л еси́ честны́ми вери́гами, я́же носи́л еси́, апо́столов первопресто́льне. Имже ве́рою покланя́ющеся, мо́лимся: твои́ми к Бо́гу моли́твами да́руй на́м ве́лию ми́лость.

Кано́н апо́стола. Гла́с 4

Пе́снь 1

Ирмос: Ли́цы изра́ильтестии, невла́жными стопа́ми по́нт Чермны́й и вла́жную глубину́ прогна́вше, вса́дники триста́ты враги́ ви́дяще в не́й погруже́ны, с весе́лием поя́ху: пои́м Бо́гу на́шему, я́ко просла́вися.

Припев: Святый апостоле Петре, моли Бога о нас.

Торжеству́ет, лику́ющи, вся́ Христо́ва Це́рковь ду́хом, благохва́лящи тя́ ве́рою и твоя́, апо́столе первопресто́льне, облобыза́ющи вери́ги честны́я от любве́, я́же носи́л еси́ свя́зан, связу́я мучи́теля.

Из глубины́ пре́лести ловя́, Пе́тре, челове́ки, я́ко ры́бы, приве́л еси́ тебе́ Избра́вшему от ры́барей и́стинно в верхо́внаго все́х ученико́в. Сего́ ра́ди вери́ги, я́же носи́л еси́, облобыза́ем.

Обратите внимание

Основа́нием ве́ры все́х ду́ши ве́рных назда́л еси́ и, хра́мы пре́лести, Пе́тре, низложи́в, созда́л еси́ Це́ркви, тя́ велегла́сно чту́щия всегда́ и вери́ги, я́же носи́л еси́.

Богородичен: Ору́жия вся́ льсти́ваго врага́, Пречи́стая Де́во, соверше́нно оскуде́ша, отне́леже копие́м уязви́ся в Твою́ утро́бу нескве́рную всели́вшееся Сло́во. Его́же сладча́йшим ны́не уязви́тися жела́нием се́рдцу моему́, молю́ Тя.

Пе́снь 3

Ирмос: Лу́к си́льных изнемо́же, и немощству́ющии препоя́сашася си́лою, сего́ ра́ди утверди́ся в Го́споде се́рдце мое́.

Ве́сь Све́ту соединя́яся чисте́йшему, Того́ Боже́ственными причаще́нии, све́т яви́лся еси́ вторы́й, Пе́тре, озаря́ющий ду́ши на́ша.

Читайте также:  Молитва после исповеди - до и после исповеди и причастия

Зако́ны Христо́вы утверди́л еси́ и пребеззако́ннующия благозако́нию научи́л еси́, я́ко апо́столов верхо́вный, я́ко догма́тов основа́ние недви́жимо.

Язы́ком свяще́нным пропове́дал еси́ Бо́га, пострада́вшаго и на Кресте́ распе́ншагося. Сего́ ра́ди, Пе́тре, почита́ем связа́вшия тя́ вери́ги.

Богородичен: Стоя́ше да́же до Тебе́ сме́рть неодержи́маго стремле́ния: Ты́ бо родила́ еси́ Исто́чник безсме́ртия, Богоро́дице Ма́ти Де́во.

Конда́к, гла́с 2

Ка́мень Христо́с ка́меня ве́ры прославля́ет све́тло, ученико́в первопресто́льника: созыва́ет бо вся́ пра́здновати, Пе́тре, чудеси́ твоея́ честны́я вери́ги и подае́т согреше́ний проще́ние.

Седа́лен, гла́с 4

Яко верхо́внаго му́дрых апо́столов и я́ко ключаря́ небе́снаго Ца́рствия восхваля́ем ве́рою тя́, апо́столе, и облобыза́ем чи́стою со́вестию, Пе́тре, я́же носи́л еси́, я́ко злоде́й, вери́ги, злоде́йства разруша́я вра́жия, от ни́хже изба́витися на́м помоли́ся.

Сла́ва, и ны́не, Богородичен:

Херуви́мов и серафи́мов превы́шши, небесе́ же и земли́ простра́ннейши и ви́димыя тва́ри и неви́димыя яви́лася еси́ преиму́щи неразсу́дным разсужде́нием: Его́же бо простра́нствия небеса́ не вмеща́ют, во Твое́й утро́бе вмести́ла еси́, Чи́стая, Его́же моли́ спасти́ся рабо́м Твои́м.

КрестоБогородичен:

Из Безнача́льнаго Отца́ Рожде́ннаго, напосле́док Тя́ пло́тию Ро́ждшая, на Кресте́ ви́сяща зря́щи, Христе́, — увы́ Мне́, любе́знейший Иису́се! — вопия́ше, — ка́ко сла́вимый я́ко Бо́г от Ангелов, от беззако́нных ны́не челове́ков, Сы́не, хотя́, распина́ешися? Пою́ Тя́, Долготерпели́ве.

Пе́снь 4

Ирмос: Любве́ ра́ди, Ще́дре, Твоего́ о́браза, на Кресте́ Твое́м ста́л еси́, и раста́яшася язы́цы: Ты́ бо еси́, Человеколю́бче, кре́пость моя́ и хвале́ние.

Вити́йствуя Влады́ки вели́чия, непокори́вых евре́ев сердца́ к ве́ре обрати́л еси́ боже́ственней, я́ко основа́ние ве́ры.

Ше́ствия твоя́ позна́на бы́ша на вода́х преоби́льною любо́вию Ходи́вшаго верху́ си́х, Пе́тре, и стези́ тебе́ боже́ственныя Сказа́вшаго.

Важно

Врачевство́ иму́ще неду́гов всеразли́чных, боже́ственныя вери́ги твоя́, блаже́нне, сия́ облобыза́ем ве́рою, тя́ почита́юще.

Богородичен: Яко в пала́ту простра́нную, все́лься Ца́рь все́х во святу́ю Твою́ утро́бу, яви́ся воплоща́емь, Всецепоро́чная Влады́чице.

Пе́снь 5

Ирмос: Просвеще́ние Твое́, Го́споди, низпосли́ на́м и от мглы́ прегреше́ний разреши́ ны, Бла́же, Тво́й ми́р да́руяй.

Отцу́ Собезнача́льнаго пропове́дал еси́ Сы́на открове́нием, всехва́льне, Боже́ственным и блаже́нства сподо́бился еси́ блаже́ннаго из у́ст.

Егда́ све́т узре́л еси́, возсия́вший на Фаво́ре, со́лнечныя покрыва́ющий лучи́, све́том су́щим от Све́та озари́лся еси́, Пе́тре, и ве́рныя просвети́л еси́.

Ме́ртва тридне́вновавша пропове́дал еси́ Христа́, Его́же ра́ди вери́ги носи́л еси́, Пе́тре. Имже поклони́тися сподо́бившеся, благоче́стно тя́ чти́м.

Богородичен: Отягоще́ннаго, Пречи́стая, бре́менем мно́гих грехо́в, облегчи́ мя́ ны́не носи́ти и́го, укрепля́ющи, Христо́во легча́йшее.

Пе́снь 6

Ирмос: Возопи́, прообразу́я погребе́ние тридне́вное, проро́к Ио́на, в ки́те моля́ся: от тли́ изба́ви мя́, Иису́се, Царю́ си́л.

Стремгла́вное пресла́вно претерпе́л еси́ распя́тие, угото́вил еси́ к небе́сней стези́ но́ги твоя́, е́юже на́с ходи́ти, учениче́ Христо́в, укрепи́.

Всели́лся еси́ в жи́знь живу́щих и, вя́жемь ея́ ра́ди, у́зы велиа́ра сокруши́л еси́, связа́вшаго тя́. Сего́ ра́ди чти́м твоя́ вери́ги.

Совет

Моли́ Влады́ку, всеблаже́нне, тва́ри, низпосла́ти очище́ние, и ми́р, и ми́лость сла́вящим тя́, я́ко Того́ учени́к и́скреннейший.

Богородичен: Умерщвле́ния ко́жных ри́з совлече́ся пра́отец: Зижди́тель бо в того́ облачи́тся от Твои́х крове́й, воплоти́вся па́че сло́ва, Всенепоро́чная.

Конда́к, гла́с 2

Верхо́внаго и пе́рваго апо́столов, Истины боже́ственнаго ученика́, Петра́ вели́каго восхва́лим и того́ ве́рою целу́ем вери́ги, прегреше́ний разреше́ние прие́млюще.

Икос:

Сла́внаго и вели́каго Госпо́дня ученика́ досто́йно ки́й язы́к челове́ков похвали́ти возмо́жет? Его́же бо благосло́вне Боже́ственное Сло́во ублажи́, ки́й у́м восхва́лит? Оба́че, е́же кто́ по си́ле стя́жет, до́лжно е́сть Бо́гу приноси́ти, сие́ же и сотвори́ти покуша́юся. Но, о празднолю́бцы, благоче́стно первопресто́льнаго пе́сньми увенча́им, прегреше́ний разреше́ние прие́млюще.

Пе́снь 7

Ирмос: Авраа́мстии иногда́ в Вавило́не о́троцы пе́щный пла́мень попра́ша, пе́сньми взыва́юще: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

Три́жды отве́рглся еси́ Христа́, те́мже вопроше́нием трикра́тным исцеля́ет твое́ согреше́ние, Пе́тре пресла́вне, и утвержде́ние показу́ет мно́гих коле́блющихся.

Яко у́зник Христо́в, сладча́йшим жела́нием у́зам разли́чным приобщи́лся еси́, те́мже и твои́м вери́гам, разреша́ющим стра́сти, Пе́тре, ве́рою покланя́емся.

Но́щь глубо́кую лю́таго многобо́жия реши́ши, вселе́нную проходя́, я́коже велича́йшее со́лнце, Пе́тре, Христо́в самови́дче, апо́столов сла́ва.

Сла́ва Христу́ бы́л еси́, Сего́ твои́ми удесы́ просла́вил еси́, Пе́тре пресла́вне. Те́мже тя́ сла́вим и связа́вшим тя́ вери́гам покланя́емся.

Богородичен: Соше́дый на зе́млю, я́ко до́ждь, Де́во, богоразу́мием всю́ напои́ зе́млю и показа́ Тя Ангелов все́х, Чи́стая, честне́йшую.

Пе́снь 8

Ирмос: Изба́вителю все́х Всеси́льне, посреде́ пла́мене благоче́ствовавшия, снизше́д, ороси́л еси́ и научи́л еси́ пе́ти: вся́ дела́, благослови́те, по́йте Го́спода.

Земледе́льствуя сердца́, Пе́тре, жесто́кая, благопло́днейшая сия́ соверши́л еси́ Де́лателю тва́ри, ключи́ тебе́ боже́ственныя преда́вшему вяза́ти же и реши́ти согреше́ния.

Блажи́м тя́, Пе́тре, всегда́ и твоя́ целу́ем вери́ги, я́же, я́ко злоде́й, носи́л еси́, убива́я зло́бы нача́льника и связу́я у́зами твои́ми, апо́столе.

Обратите внимание

Неукло́нным твои́м ка́менем, Пе́тре, ве́ры соблюда́я Це́ркве исполне́ние, от среды́ собла́зны отжени́, Пе́тре, и ми́рное испроси́ се́й, блаже́нне, устрое́ние.

Узами и стра́стию пречи́стою Связа́вшаго а́д и сме́рть све́тло пропове́дал еси́, сего́ ра́ди, всеблаже́нне, вери́ги твоя́ целу́юще, освяща́емся.

Тро́ичен: Якоже чи́ни го́рнии, возопии́м трисвяты́ми гла́сы, Всевино́внаго Отца́ ны́не сла́вяще, и Сы́на, и Ду́ха, еди́но Существо́, еди́ну Си́лу и еди́но Де́йство.

Богородичен: Мы́сленный Тя́ све́щник преднаписа́ проро́к, боже́ственную свещу́, Богороди́тельнице, нося́щий, просве́щшу пе́рвее омраче́нныя мно́гими зо́л омраче́ньми.

Пе́снь 9

Ирмос: Рождество́ Твое́ нетле́нно яви́ся: Бо́г из боку́ Твое́ю про́йде, я́ко Плотоно́сец яви́ся на земли́ и с челове́ки поживе́. Тя́, Богоро́дице, те́м вси́ велича́ем.

Ви́дети сподо́бился еси́ да́льная, ве́рно наде́емая тебе́, Пе́тре, и трудо́в по́чести от Бо́га Человеколю́бца, ра́дуяся, прие́млеши, Его́же пло́тию твое́ю стра́сть Боже́ственную изобрази́л еси́.

Яко боже́ственный ключа́рь Ца́рствия, сего́ отве́рзи вхо́ды ве́рно тя́ чту́щим на земли́ и честны́я твоя́ целу́ющим вери́ги, Пе́тре, и́миже свя́зан, носи́л еси́.

С Сы́ном сы́й на Фаво́ре, гла́са Оте́ческаго, Сего́ явля́юща, сподо́бился еси́ услы́шати: Боже́ственным бо Ду́хом, Пе́тре, твое́ се́рдце очища́емо пресла́вно озари́ся.

На́м, любо́вию тя́ чту́щим и вери́ги твоя́ целу́ющим, и́миже, Пе́тре, связа́лся еси́, очище́ние, и долго́в испроси́ разреше́ние, и Ца́рствия небе́снаго наслажде́ние.

Богородичен: Све́та жили́ще была́ еси́, те́мже Све́том наста́ви мя́, Отрокови́це, омраче́на все́ми вра́жиими искуше́ньми, я́ко да ве́рою Тя́, Всечи́стая, велича́ю, Ма́ти Де́во.

Свети́лен

Вери́гами свя́зана страсте́й мя́, окая́ннаго, разреши́, блаже́нне, я́коже иногда́ вери́ги разреши́ Ангел Бо́жий и от темни́цы изве́д пресла́вно заключе́на тя́ в не́й, апо́столов верхо́вниче, блаже́ннейше Пе́тре.

Богородичен: Де́во Всенепоро́чная, Ты́ позна́лася еси́ я́ко Ма́ти, я́ко Бо́га же и Челове́ка па́че естества́ ро́ждши, и спасе́ние бы́сть Рожде́ние Твое́ пою́щим любо́вию: сла́ва подоба́ет, и че́сть, и поклоне́ние Тро́ице Непристу́пней и Боже́ственней.

Молитва святому апостолу Петру

О, святы́й Пе́тре, вели́кий апо́столе, самови́дче и сотаи́нниче Бо́жий, всемо́щною десни́цею Учи́теля твоего́ прия́тый из вод волну́ющихся и кра́йняго потопле́ния свобо́ждшийся! Не забу́ди и нас убо́гих, в ти́не грехо́вней погря́зших и волна́ми жите́йскаго мо́ря обурева́емых: пода́ждь нам твою́ ру́ку кре́пкую, помози́ нам и удержи́ нас от потопле́ния во страсте́х, похоте́х, лжах и клевета́х. Сотвори́ и ты с на́ми ми́лость, тебе́ от Го́спода явле́нную, да не в сомне́нии и малове́рии изги́бнем. Научи́ нас, учи́телю наш, пролива́ти сле́зы покая́ния, да пла́чем го́рько о дея́ниих на́ших в ве́це сем. И а́ще твоя́ сле́зы, в покая́ние излия́нныя, ми́лостию Свое́ю покры́ Госпо́дь и Учи́тель твой, испроси́ и нам, со дерзнове́нием апо́стольским, проще́ния во гресе́ ежеча́снаго. Град сей, ко святы́м стопа́м твои́м пове́рженный, сохрани́ и от прилуча́ющихся ко́зней лука́вых врага́ спасе́ния на́шего огради́; воздви́гни твои́ преподо́бнии ру́це ко Го́споду за наро́д наш, да ти́хое и безмо́лвное житие́ поживе́м в ве́це сем до часа́, в о́ньже и́мать призва́ти нас Влады́ка Госпо́дь, наш Судия́ нелицеприя́тный. Ты же, о всехва́льный апо́столе, не отве́ржи во́пля на́шего и стена́ния к тебе́, но заступи́ нас пред Христо́м, твои́м Учи́телем, да непреста́нно сла́вим Его́ милосе́рдие к нам, со Отце́м и Святы́м Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва первоверховным апостолам Петру и Павлу

О, пресла́внии апо́столи Пе́тре и Па́вле, ду́ши за Христа́ преда́вшии и кро́вию ва́шею па́жить Его́ удобри́вшии! Услы́шите чад ва́ших моли́твы и воздыха́ния, се́рдцем сокруше́нным ны́не приноси́мыя.

Се бо беззако́ньми омрачи́хомся и того́ ра́ди беда́ми, я́коже ту́чами, обложи́хомся, елеа́ же до́браго жития́ обнища́хом зело́ и не возмо́жем проти́витися волко́м хи́щным, и́же расхища́ти насле́дие Бо́жие де́рзостно тща́тся.

О си́льнии! Понеси́те не́мощи на́ша, не отлуча́йтеся ду́хом от нас, да не разлучи́мся в коне́ц от любве́ Бо́жия, но кре́пким заступле́нием ва́шим нас защити́те, да поми́лует Госпо́дь всех нас, моли́тв ва́ших ра́ди, да истреби́т же рукописа́ние безме́рных грехо́в на́ших и да сподо́бит со все́ми святы́ми блаже́ннаго Ца́рствия и бра́ка А́гнца Своего́, Ему́же честь и сла́ва, и благодаре́ние и поклоне́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источник: http://xn—-7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/kanon/minea_yanvar/kan_29yanvar_petr.html

Вериги апостола Петра

Вериги ап. Петра доступны для поклонения в Храме во имя святого апостола Петра, в Риме.

Базилика расположена на вершине Эсквилинского холма, на Оппио, в нескольких сотнях метров от Колизея.

Святая Православная Церковь празднует поклонение честным веригам апостола Петра 16/29 января.

Святой апостол Петр, по приказанию царя Ирода Агриппа, был ввергнут в темницу и скован двумя железными цепями. Но ночью, когда он спал среди двух воинов, ангел Господень разбудил его, толкнув в бок, и вывел из темницы, причем железные вериги упали с рук апостола, как повествуется об этом в книге Деяний Апостольских (Деян.12:1).

Весть о чудесном избавлении Петра от оков и темницы разошлась по всему Иерусалиму, — и некоторые из верующих, взяв тайно эти вериги, стали хранить их у себя как святыню, чтобы, смотря на них, иметь пред глазами как бы самого первоверховного апостола Петра. Святой апостол Петр же, немедленно по выходе из темницы, отправился для проповедания слова Божьего в другие страны и не возвращался в Иерусалим.

Важно

Эти вериги получили от тела апостола, который был крепко ими связан, целебную силу. Известно, что железные цепи святого апостола Петра исцеляли болезни и изгоняли нечистых духов, потому что некогда плотно охватывали тело апостола.

Верующие с глубоким благоговением чтили эти честные вериги, воздавали им поклонение и тщательно хранили их, как дорогое наследство, из рода в род, при чем каждый раз родители — детям, а те — своим наследникам, объясняли, какого Великого узника касались эти вериги и чьим телом он освящены.

Так перешли они по наследству в руки святейшего иерусалимского патриарха Ювеналия.

И когда благочестивая царица Евдокия, супруга царя Феодосия Младшего, возвращалась в Царьград из Иерусалима, — где, за время своего пребывания, построила много церквей и украсила из своих царских средств святые места, — то патриарх Ювеналий подарил ей за ее благочестие и любовь к святыне немало разных духовных сокровищ. В числе их он подарил ей и эти честные и чудотворные вериги святого апостола Петра.

По возвращении в Царьград, Евдокия одну веригу принесла в дар храму святого апостола Петра, находившемуся внутри Великого Софийского собора в Константинополе, а другую послала в Рим своей дочери Евдокие, которая была замужем за римским царем Валентинианом III.

Благочестивая, подобно матери, Евдокия с любовью приняла этот драгоценный дар и, построив на Эксквилийской горе храм во имя святого апостола Петра, положила там эту веригу, вместе с найденной в Риме другой веригой святого апостола Петра, которою связал его во время мучений Нерон перед смертью святого. После того было установлено совершать 16-го января праздник поклонения этим честным веригам, в память и честь святого апостола Петра.

Во время открытия нового храма обе цепи оказались в руках папы Льва I, который должен был торжественно поместить вериги в реликварий. По свидетельству очевидцев, вдруг при этом обе цепи соединились между собой. Так они вместе и хранятся в базилике, помещенные в хрустальный ларец-реликварий.

Так же, в подземной пещере храма, в особом саркофаге находятся мощи семи братьев Маккавеев (память 1 августа). В церковной ризнице хранятся мощи святой мученицы Агнии (память 21 января) и части крестов, на которых были распяты святые апостолы Петр и Андрей Первозванный.

В храме покоятся два брата, известных флорентийца художника 15 века Антонио и Пьеро  дель Поллайоло. Они прославились тем . что при жизни получили несколько заказов на создание надгробий для римских пап, в том числе и на надгробие Папы Юлия Второго. Они работали со скульптурами и занимались изготовлением серебряных рельефов для алтаря флорентийского баптистерия.

Папа Римский Юлий Второй, тот самый, который основал Ватиканскую Армию из Швейцарских гвардейцев тоже по завещанию погребён не в Базилике Святого Петра, а именно в этом храме Святого Петра в веригах.

Так же храм ещё известен статуей Святого пророка Моисея с рожками. Эту статую изготовил сам художник  Микеланджело. Почему у святого пророка Моисея рожки? Это случилось из-за неправильного перевода Библии.

В священном писании сказано, что в одно время  от пророка Моисея от головы исходили два луча, в латинском варианте перевода слова «два луча» были переведены не верно, как «два рога». Микеладжело  по Библии и сотворил свой шедевр с двумя рожками, да так они и остались.

Совет

Теперь в церковь посмотреть на эту работу великого художника приходят посмотреть туристов не меньше, чем поклониться веригам самого апостола Петра.

Источник: https://filaretuos.livejournal.com/273368.html

Поклонение честным веригам святого апостола Петра

В книге Деяний святых апостол мы читаем, как апостол Петр по повелению Ирода Агриппы был заключен в темницу за проповедь о Христе Спасителе. Апостол был связан двумя железными цепями.

Читайте также:  Икона божией матери филермская, черногория, город цетине, исторический музей

Ночью, накануне суда над ним, Ангел Господень явился Петру в темнице, и цепи спали с него. Ангел чудесно вывел его из темницы (Деян. 12, 1—11). Христиане, услышав о чуде, взяли вериги (цепи) и хранили их как драгоценность.

Одержимые разными болезнями, приходя к ним с верою, получали исцеления.

В память об этом событии был установлен общецерковный праздник поклонения честным веригам апостола Петра. В Риме, а затем в Константинополе, куда была перенесена часть вериг, они износились в этот день из алтаря для поклонения верующим.

Отметим, что в Москве был, в том числе в годы безбожия, и доныне есть Петроверигский переулок, именование которого связано с этой святыней. В поклонении честным веригам апостола, как в поклонении страданиям всех древних и новых мучеников, — поклонение Кресту Христову.

Мы знаем, что апостол Петр тоже был распят на кресте за проповедь Воскресения Христова, но сознавая невозможность быть причастным за свое предательство славе Креста Господня, он просил, чтобы его распяли «стремглав», то есть вниз головой.

В этом году праздник поклонения честным веригам совершается в воскресенье. И за всенощной мы слышим Евангелие о начале благовестнических трудов Петра.

Обратите внимание

Они исходят от его личной встречи с воскресшим Спасителем, как у всех апостолов, у всех проповедников — великих и безвестных. И все мы, какое бы служение ни дал нам Господь, призваны к этим трудам.

Ради спасения многих, а не только ради нашего личного спасения, сподобляет нас Своей милости Господь.

Мы видим, как воскресший Христос является Своим ученикам на Тивериадском озере. Раньше Он являлся им, когда они собирались вместе на молитву, а теперь — среди их будничного труда. У Господа много способов утешить любящих Его. Хорошо ученикам Христовым собираться вместе.

Воскресший Христос часто избирает такое время для посещения их, чтобы напомнить, что вся Церковь призвана быть свидетелем его победы. Интересно, что Фома — один из них — назван сразу же после Петра, как если бы теперь он стал больше дорожить общением с другими апостолами. «Иду рыбу ловить», — говорит Петр.

И они говорят: «И мы с тобою». И в малых заботах они не хотят расставаться друг с другом.

Что бы ни происходило, жизнь продолжается. Святые отцы говорят, что если бы мы знали, что завтра наступит конец света, мы должны были бы продолжать исполнять свои каждодневные обязанности — в безграничном доверии Промыслу Божию.

И вот, их разочарование. В ту ночь они не поймали ничего. Таков был Промысл Божий, чтобы чудесный улов утром они могли воспринять глубже. В самых скорбных испытаниях Бог часто уготовляет нам самые благодатные утешения.

Как же Господь открывает Себя ученикам? В Евангелии сказано: «Он явился им». Он явился им утром, стоя на берегу. Время посещения Господа Своих верных рабов — когда они переживают предельные трудности.

Когда им кажется, что они потеряли все на свете, Он дает им узнать, что они не потеряли Его. Христос явился им — не идущим по воде, но стоящим на берегу, потому что теперь они должны были идти к Нему.

Важно

Великое утешение для нас знать, когда мы совершаем переход через жизнь среди бури, что наш Господь — на берегу, и тогда мы уверенней гребем, спеша к Нему.

Господь открывает Себя постепенно. Ученики не сразу поняли, что это Он. Христос часто ближе к нам, чем мы думаем. Как обнаруживает Он Себя? Он обнаруживает Себя прежде всего состраданием и жалостью. Он позвал их: «Дети, есть ли у вас какая пища?» Он говорит с ними с заботой и нежностью Отца: «Дети». Они не были детьми по возрасту, но они были Его дети, те, которых Бог дал Ему.

Его вопрос исполнен бесконечной доброты: «Есть ли у вас какая пища?» «Тело для Господа, — говорит апостол Павел, — и Господь для тела» (1 Кор. 6, 13). Господь проявляет заботу о временных наших нуждах, и обещает нам не только необходимую благодать, но и потребную для тела пищу.

Христос глядит сегодня на бедные жилища обнищавшего нашего народа и спрашивает: «Дети, есть ли у вас какая пища?» Христос помнит о них и заботится о них. Но Он дает прежде всего нам, христианам, пример сострадательной заботы о наших ближних.

Есть немало вокруг нас людей, неспособных к труду или отчаявшихся заработать себе на хлеб, которых не только новые богачи, но и все, имеющие достаток, должны бы спрашивать: «Есть ли у вас какая пища?» Много нищих сегодня на наших улицах, но те, кто больше всего нуждается, обыкновенно молчат. Ученики отвечают коротко. Они говорят: «Нет».

Христос спрашивает их, не потому что не знает их нужды, но потому что хочет узнать об этом от них самих. Те, кто хочет получить помощь от Христа, должны исповедать пред Ним свою нищету.

Далее Господь обнаруживает Себя Своей властной силой. Он повелел им забросить сеть по правую сторону лодки. И те, кто возвращался с пустыми руками, получили богатейший улов. «Закиньте сеть, — говорит Господь, — по правую сторону лодки, и поймаете».

Божественный Промысл все обнимает до самого малого, и счастлив тот, кто способен внимать Его внушениям в устроении своей жизни. Послушание Господу приносит добрый плод. Они еще не понимали, что это Господь, но они были в такой потерянности, что желали получить хотя бы от кого-нибудь совет.

Совет

Преподобный авва Дорофей говорит, что когда человек на самом деле ищет волю Божию, Господь может открыть ее через случайного прохожего. Будучи столь внимательными к незнакомцу, они явили послушание Своему Господу. И совершилось чудо. Этот улов вознаградил все их прежние труды.

Ничто не потеряно, все обретает смысл там, где следование Христовым заповедям. Христос являет Себя, Своей Церкви, совершая то, что никто другой не может совершить. В этом чуде — милость Господня. Когда их труды оказались напрасными, Христос поспешил к ним с утешением.

И они вспомнили о прежних милостях, о том, как щедро Он когда-то вознаградил Петра за его лодку. То, что было в начале пути Петра, соединилось с тем, что воскресший Христос совершил теперь. Новые благодеяния Господни напоминают нам о прежних, и мы исполняемся решимости быть всегда с Ним.

В этом чудесном улове — тайна, имеющая значение для служения, на которое их пошлет сейчас Господь. Когда вскоре после этого три тысячи человек сразу обратятся ко Христу, тогда сеть будет закинута по правую сторону лодки.

Господь воодушевляет Своих служителей никогда не отчаиваться при неудачах и продолжать с упованием на близкую помощь Бога свой труд. Один счастливый улов может вознаградить многие годы как будто безуспешного благовестнического труда.

Промысл Божий может внезапно поставить миллионы людей перед лицом бедствий и смерти или ничего особенного не произойдет, но благодатью Божией они сделаются способными услышать то, чего раньше не слышали.

И мы видим, как ученики принимают это откровение. Иоанн был самым благодатным и самым чутким учеником. Тот, кого любил Христос, первым сказал: «Это Господь». Тайны Господни открываются избранным Его. Когда Иоанн понял, что это Господь, он поспешил сказать об этом бывшим с ним.

Тот, кто знает Христа, должен исполниться дерзновения других привести к Нему. Мы не должны таить дары Божии только для себя, у Господа достаточно милостей для всех. Иоанн обращается прежде всего к Петру, зная, что для него это будет радостью больше, чем для кого бы то ни было.

Обратите внимание

Петр был самым ревностным и горячим учеником. И как только он услышал, что это Господь, лодка не могла удержать его. Он бросился в море, чтобы первым придти ко Христу.

Так велика была его любовь, что как в бездну он бросился в водную стихию, чтобы скорее быть там, где Господь. Он нуждался больше, чем в жизни, в прощении Господнем, и теперь для его любви не существовало преград.

Те, кто узнал когда-то Христа и потом потерял Его, готовы преодолеть все на свете моря, чтобы снова достигнуть Его.

Остальные ученики приплыли в лодке к берегу, влача сеть благословленных Господом трудов. Как различно Господь распределяет Свои дары! Одни, как Петр и Иоанн, чрезвычайно облагодатствованы, другие — обыкновенные ученики, смиренно исполняющие свой долг в верности Господу.

Но те и другие, самые выдающиеся и самые скромные, воссядут вместе с Христом во славе. И, может быть, последние будут первыми. Одни, такие как Иоанн, имеют исключительный дар созерцания, познания и слова, и служат этим даром Церкви. Другие, как Петр, необыкновенно деятельны и мужественны, и таким образом совершают свое особое служение.

Одни нужны как глаза Церкви, другие — как руки, и все — для блага всего тела.

Различны служения Христу, но всех принимает Господь. Разве может кто-нибудь упрекнуть Петра за то, что он бросился в море? Напротив, мы приносим хвалу ему за такую его любовь и ревность о Господе.

И точно так же мы относимся к тем, кто оставляет мир, чтобы сидеть у ног Христа вместе с Марией. А другие служат Христу, живя в миру. Они продолжают плыть в той самой лодке, они тащат сеть и выносят рыбу на берег.

Но и эти — на своем месте, и их не придет никому в голову осуждать как мирских, потому что они служат Христу.

Важно

И вот удивительное дело. Когда ученики прибыли на берег, промокшие и продрогшие, уставшие и голодные, они увидели костер, у которого могли согреться и обсушиться, а также рыбу и хлеб. Нет нужды любопытствовать, откуда взялись костер, рыба и хлеб. Не было никакой пышности, никаких деликатесов.

И мы должны, по примеру Христа, всегда довольствоваться обычным. Нас не может не тронуть забота Христа о Своих учениках. Он приготовил трапезу для этих рыбаков, когда они вернулись уставшие после своего труда. Пусть знают всегда служители Христовы, что они могут рассчитывать во всем на Того, Кто призвал их.

Будем довольствоваться тем, что имеем здесь. И помнить, что лучшее Господь уготовал нам впереди.

То, что получено Божиим благословением и нашим честным трудом, имеет особую сладость. Он дает им вкусить дары чудесного улова. Он Сам вкушает с ними, и они — с Ним. Служители Божии, ловцы человеков, будут радоваться о каждой душе вместе с Господом. В Евангелии сказано: «Они не могли вытащить сети из-за множества рыб».

Святые отцы обращают внимание на число рыб — сто пятьдесят три, и все рыбы были большие. И снова мы видим явление Христовой любви и благодати. «И толику сущу не проторжеся мрежа». Так что они не упустили ни одной рыбы и не повредили сеть. Сеть Евангелия может улавливать великое множество — по три тысячи, по три миллиона в день, всех без исключения людей.

И поныне она столь же крепка, чтобы приводить человеческие души к Богу.

Господь приглашает всех на трапезу. Видя, что никто из учеников не смел спросить: «Ты Кто?», потому что они знали, что это Господь, Он говорит им: «Придите, обедайте». Воскресший Христос обращается со Своими учениками как с друзьями. «Придите, обедайте со Мной». Он зовет их здесь к общению с Собой в благодати. Придите все, любящие Господа, на трапезу с Ним.

И Господь говорит о славе будущей жизни. Он может напитать всех Своих друзей и последователей. Для всех есть место, и для всех достаточно небесной пищи. Мы видим, с каким трепетом предстоят ученики перед Христом. «Никто из них не смел спросить Его: «Кто Ты?»» Он же служит им как Хозяин пира. «Он берет хлеб и дает им, так же и рыбу».

Вкушением пищи Господь показал Себя живым Человеком, что у Него — истинное тело. И впоследствии апостолы будут говорить об этом как об одном из доказательств Его Воскресения. «Мы ели и пили с Ним по Его Воскресении» (Деян. 10, 41). Он не только приготовил пищу, но дает ее им в руки и разделяет ее с ними.

Совет

Так во всем мы должны видеть Его Божественный Промысл и щедрость Его даров, купленных дорогою ценою.

Евангелие заканчивается словами: «Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых». Хотя Он являлся уже Марии Магдалине, женам-мироносицам, двум ученикам по дороге в Эммаус и Кифе, но перед этим Он только дважды приходил к ним, когда они были собраны вместе. Слово Божие свидетельствует об этом для утверждения истины Воскресения.

Господь является дважды и трижды, чтобы не было сомнений. И мы видим здесь некончающуюся милость Христову к Его ученикам. Снова и снова, и теперь уже в третий раз, Он приходит к ним. Мы должны помнить о всех посещениях Христовых нас Своей пасхальной благодатью. «Это уже в третий раз».

Изменились ли мы, ответили ли жизнью своей — на первый и второй? Это третий — как бы он не оказался последним.

Протоиерей Александр Шаргунов

Источник: http://moral.ru/poklonenie_verigam/

Ссылка на основную публикацию