Преподобномученик феодор (богоявленский), иеромонах

Феодор (Богоявленский): монах, стоматолог, хирург, акушер | Милосердие.ru

Феодор Богоявленский. Фото начала 1930-х гг. Фото с сайта vpmon.ru

Олег (так звали Феодора в миру) был сыном русского консула в Персии Павла Георгиевича Богоявленского и пианистки Ольги Петровны. Когда Олегу было шесть лет, его отца убили персы. Тогда молодая вдова с тремя малолетними детьми возвратилась в Санкт-Петербург. Правительство выплачивало им пособие, которого хватало на все необходимое.

После революции семья оказалась без средств, из-за тяжелых условий жизни у Олега развился суставной ревматизм в тяжелой форме. Но он хочет быть врачом и поступает на медицинский факультет Московского университета, а в свободное от учебы время еще и борется с беспризорностью.

Мать всегда твердила: «Что бы ни случилось, никогда не забывайте, что на все воля Божия!» Семья ходила в храм Грузинской иконы Божией Матери. Олегу нравилось, что свечи в храме не продавались, а их можно было брать бесплатно в любом количестве и ставить на подсвечник.

Обратите внимание

По храму никто не ходил собирать пожертвования, лишь у входа в церковь стояла большая кружка для сбора. В праздники после Литургии все прихожане собирались за общим столом. Олег с сестрой Олей пели в хоре, а младший брат Георгий был чтецом и алтарником.

Когда Олегу исполнилось 22 года, мама умерла. Он остался за кормильца. Подняв на ноги сестру и младшего брата, в 1930 году Олег принимает монашеский постриг. Юный монах жил в небольшой комнатушке на колокольне храма в честь святого Сергия Радонежского и служил в нем иеродиаконом.

Павел Корин, «Русь уходящая» (1935-1959). Инок Феодор — справа Изображение с сайта 01varvara.wordpress.com

Иуда в монастыре

Среди монашеской братии Высокопетровского монастыря, где находился отец Феодор, был молодой архимандрит, сотрудничавший с ОГПУ.

Он передал информацию о том, что Сергиевская церковь является нелегальным монастырем и перечислил по именам священноиноков, служивших в этом храме. По этому «делу» в 1933 году было арестовано 24 человека.

На допросах отец Феодор не давал показаний следователю, а позже говорил о представителях власти: «Не ведают, что творят».

Иеродиакона Феодора осудили на три года лишения свободы и отправили в исправительно-трудовой лагерь этапом в Новосибирск. Сестру Ольгу на свидании перед отправлением в этап поразил бодрый и даже «радостный» вид брата. В его словах и настроении не было никакой тревоге о своей судьбе, а был мир.

Высокопетровский монастырь. Фото 1930-х гг. Фото с сайта vpmon.ru

Ассистент доктора

В конце весны 1934 года отца Феодора отправили во Владивосток. Когда заключенных сажали на пароход, сказалась старая болезнь и у него отказали ноги. Конвоиры решили, что арестант симулирует и принялись его избивать. Но даже после побоев о. Феодор не поднялся, и тогда вызвали врача. Врач внимательно осмотрел отца Феодора и сказал, что этому человеку нужна неотложная помощь.

Через некоторое время, когда о. Феодор немного поправился и ноги стали «ходить», врач, узнав, что у него есть медицинское образование (хоть и незаконченное), взял его к себе ассистентом. Молодой иеродиакон помогал при операциях, лечил зубы и даже принимал роды у заключенных женщин, когда врача куда-то срочно вызывали. За своих больных о. Феодор всегда молился и утешал их.

Вопрос-ответ

Когда о. Феодора освобождали, врач дал ему характеристику, где писал об особой добросовестности и блестящих медицинских способностях отца Феодора и приложил ходатайство о продолжении его медицинского образования. У о. Федора появлялась возможность как-то «устроиться» в этой жизни, стать доктором, а монашество можно было скрывать, быть монахом в миру.

Духовный отец о. Федора архимандрит Никита предоставил ему самому свободно решить этот вопрос. О. Федор посоветовался с сестрой. Ольга молилась перед Казанской иконой Богородицы, которой ее с братьями перед смертью благословила их мать. Вдруг словно раздался чей-то голос: «Вземшийся за орало да не зрит вспять». Она передала эти слова брату, и о. Федор принял ответ как волю Божию.

Почему сердитый настоятель полюбил диакона как сына

Никольская церковь в Амельфино. Фото с сайта wikipedia.org

О. Феодора послали служить в большое село Амельфино Волокаламского района Московской области. Там настоятельствовал пожилой батюшка, очень противящийся приходу нового диакона: не хотелось делиться и без того скудными доходами. Но вскоре бездетный батюшка так привязался к о.

Федору, что почитал его как собственного сына. Бывало, что отец настоятель злоупотреблял и приходил служить нетрезвый. Тогда о. Феодор тихо упрашивал его прилечь на скамейку в алтаре, и объявлял народу, что священник болен и не в состоянии служить.

Важно

Он просил всех помолиться за батюшку и приходить в церковь в следующее воскресенье.

А когда власти отправили в ссылку этого священника, и храм закрыли, отец Феодор, насколько мог, материально поддерживал его супругу.

Корова с лошадью за церковь

Когда умер духовный отец о. Федора, тот сказал, что готов еще раз перенести ссылку, только бы он остался жить. О. Федора поставили служить на место духовного отца, но вскоре власть храм закрыла. Отца Федора перевели в соседнее село.

Он не брал денег за требы и сам старался помочь, когда видел нищету. По первому зову шел к заболевшему или умирающему. Народ очень его любил, а староста храма продал собственную лошадь и корову, чтобы помочь о. Федору заплатить налог.

Но через год и этот храм был закрыт.

«Я не воспитан доносчиком»

Отца Феодора вызвали в НКВД и стали уговаривать дать согласие на сотрудничество. В органах обещали священнику хороший приход, освобождение от уплаты налогов, но от него требовалось подписать бумагу о том, что он будет передавать им в письменном виде наблюдения о своих прихожанах.

Батюшка внимательно выслушал это предложение, а затем поднялся со стула (он был очень высокого роста) и громко заявил: «Я не воспитан доносчиком». Своей решимостью он вызвал раздражение НКВД.

Они разорвали его паспорт в клочки и пообещали, что он больше никогда не будет служить. В его новом паспорте было отмечено, что он не имеет права проживания в Москве и Московской области, так как находился в исправительно-трудовых лагерях.

С тех пор отец Феодор тайно проживал у своих духовных чад и у сестры.

Молодой монах Феодор. Фрагмент картины Павла Корина «Русь уходящая». Изображение с сайта eparhia-saratov.ru

К смерти готов

Перед последним арестом отец Феодор жил в доме своей сестры в поселке Востряково под Москвой. В ее собственности было полдома — три комнаты. Батюшка устроил себе келью в самой маленькой комнате.

Когда его сестра уезжала на несколько дней, то она оставляла ему хлеб и воду, потому что больше ни на какую пищу отец Феодор не соглашался. Снаружи на двери Ольга вешала замок, чтобы все думали, будто дом пуст.

Батюшка чувствовал, что его ищут и что скоро он будет арестован.

О. Федор готовился к своей кончине, много молился. Вскоре ночью в дом Ольги пришли сотрудники НКВД. Они требовали, чтобы Ольга выдала брата. Она пыталась скрыть факт, что отец Феодор у нее жил.

Один из сотрудников направил в ее сторону револьвер и стал громко кричать: «Знаешь, как по военному времени ответишь за укрывательство?!» Это происходило в июле 1941 года. Но тут один из конвоиров нашел о.

Федора, молившегося у себя, и его начали допрашивать.

Перед отъездом священник облачился, на что один из сотрудников НКВД язвительно заметил: «Это что за маскарад?!» В ответ отец Феодор сказал, что в настоящий момент он счастлив, так как может одеть без опаски ту одежду, которая подобает его сану. Он поцеловал свою рыдающую сестру и сказал, что ей надо не плакать, а радоваться…

Двухлетние допросы

Отца Феодора допрашивали в течение двух лет днем и ночью: методично, нудно, делая ставку на измор. О. Федор ни в чем не признался и никого не назвал. Его жестоко избивали. Порой в камеру его возвращали в состоянии полусмерти с израненным в кровавое месиво лицом.

Благодаря его мужеству и терпению были освобождены десятки людей, которые находились в заключении и подозревались в качестве «сообщников» отца Феодора, так как он у них останавливался, когда бывал в Москве.

Праведная кончина

В июне 1943 года отцу Феодору предъявили заключение судебной комиссии, в результате заседания которой было вынесено обвинение в антисоветской агитации и уклонении от службы в Красной Армии. Батюшка был приговорен к пяти годам ссылки в Красноярский край, но он скончался в тюрьме в городе Балашове Саратовской области 19 июля 1943 года, не выдержав тяжелых условий заключения.

Образ преподобномученика Феодора (Богоявленского). Изображение с сайта rublev.com

Иеромонаха Феодора погребли в безвестной могиле. Он причислен к лику святых в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/feodor-bogoyavlenskij-monah-stomatolog-hirurg-akusher/

Преподобномученик Феодор (Богоявленский)

?Даниил Кольцов (watanabe_cdg) wrote,
2018-07-19 01:00:00Даниил Кольцов
watanabe_cdg
2018-07-19 01:00:00
Иеромонах Феодор (Богоявленский)

ВЗЕМШИЙСЯ ЗА ОРАЛО

Памяти преподобномученика Феодора (Богоявленского)Игумен Дамаскин (Орловский)

19 июля Русская Православная Церковь празднует память преподобномученика Феодора (Богоявленского).

Преподобномученик Феодор родился в 1905 году в Тегеране в семье русского консула в Персии Павла Георгиевича Богоявленского и в крещении был наречен Олегом. Павел Георгиевич был убит персами в 1911 году, и его жена, Ольга Петровна, с тремя малыми детьми переехала в Санкт-Петербург и до большевистского переворота жила на пенсию, получаемую от правительства.

В 1922 году семья переехала в Москву, где Ольга Петровна устроилась в школу преподавательницей музыки. В 1923 году Олег поступил на медицинский факультет Московского университета, но в связи с тяжелой болезнью матери ему пришлось уйти с 4-го курса университета и поступить на работу.

В 1927 году Ольга Петровна скончалась, и в том же году Олега взяли на военную службу.

По возвращении из армии Олег стал прихожанином Высокопетровского монастыря. Летом 1929 года храм в монастыре был закрыт, и монахи перешли служить в храм преподобного Сергия на Большой Дмитровке.

Совет

С переходом в приходской храм монашеской братии богослужения в нем стали совершаться по монастырскому уставу. Здесь Олег и принял твердое решение — всю жизнь свою посвятить только Господу. Грозным предупреждением звучали в его душе слова Господни: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк 9:62).

Этот настрой, который он неизменно сохранял при всех обстоятельствах жизни, и послужил, вероятно, поводом для написания с него портрета художником Павлом Кориным.

В 1930 году Олег принял монашеский постриг с именем Феодор и был рукоположен во иеродиакона ко храму преподобного Сергия.В 1933 году иеродиакон Феодор был арестован и допрошен. Прочитав написанный следователем протокол, он сказал: «Содержание данного протокола считаю не соответствующим действительности».

Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, и он был отправлен этапом в Новосибирск.Вернулся он из лагеря через три года.

При освобождении врач снабдил отца Феодора характеристикой, в которой отметил его исключительную добросовестность и редкие способности к медицине, и приложил ходатайство о предоставлении ему возможности закончить медицинское образование.

Нужно было решить, воспользоваться ли этими документами и стать врачом телесным или идти дальше по тесному и скорбному пути священноинока, который в то время неизбежно вел на Голгофу. Его духовный отец и восприемник при постриге, архимандрит Никита (Курочкин), предоставил ему самому свободно решить этот вопрос.

Отец Феодор обратился за советом к сестре: «А как ты думаешь, что ты посоветуешь делать?» Ольга, помолившись перед Казанской иконой Божией Матери, которой благословила их мать, вдруг словно ясно услышала голос: «Вземшийся за орало да не зрит вспять». Она повторила эти слова вслух. Отец Феодор внимательно выслушал их и, кротко улыбнувшись, сказал: «Спасибо тебе, одна только ты меня поддержала, мне так это было нужно».

После этого он уже не сомневался в выборе пути и отправился в Патриархию с заявлением, что желает послужить Святой Церкви и принять священство. Архиепископ Сергий (Воскресенский) рукоположил его во иеромонаха ко храму в селе Ивановском неподалеку от Волоколамска.В 1940 году власти потребовали от отца Феодора уплатить огромный налог.

Средств у священника не было, и дело передали в суд, куда он вскоре был вызван; здесь его встретили представители НКВД и предложили стать осведомителем. После того как он отверг это предложение, его лишили права жить в Москве и Московской области.Иеромонах Феодор уехал в село Завидово Тверской области, где снял маленькую комнату.

Но большей частью он жил в Москве у своих духовных детей или у сестры Ольги в поселке Востряково.22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Въезд и выезд из Москвы сразу стал затруднен, везде проверялись документы, участились аресты. С большим трудом отец Феодор добрался до дома сестры в Вострякове.Он был арестован 8 июля 1941 года.

Обратите внимание

После обыска отец Феодор, испросив разрешение у сотрудников НКВД, отслужил молебен перед Казанской иконой Божией Матери, перед которой сестра Ольга молилась когда-то, чтобы дать ответ на вопрошание брата; затем подошел попрощаться с сестрой, которая в это время горько заплакала, поцеловал ее и сказал: «Глупенькая, ну что ты плачешь, радоваться надо, а не плакать!» Услышав эти слова, она открыла глаза и увидела перед собой светлое, преображенное, сияющее счастьем его лицо.Допросы начались на следующий день после ареста. «Назовите ваших знакомых, у которых вы останавливались в селах Волоколамского района и в Волоколамске после того, как вам было запрещено пребывание в Московской области», — потребовал следователь. «Я считаю невозможным называть этих людей и впутывать их в свое следственное дело и поэтому называть их не хочу», — ответил священник. «Куда вы выехали из Волоколамска?» — «Из Волоколамска я выехал в город Каширу». — «Назовите фамилии, имена и отчества лиц, у которых вы проживали в Волоколамске, Кашире и Москве». — «Я считаю для себя нравственно невозможным называть следствию лиц, у которых я проживал, и на этот вопрос давать ответ отказываюсь».Следствие велось сначала в Москве, а затем, когда немцы стали стремительно приближаться к столице, иеромонах Феодор вместе с другими заключенными московских тюрем был перевезен в Саратов. В течение долгого времени отца Феодора вызывали на допросы ночью, не давали спать днем, а на допросах беспощадно избивали. От священника требовали, чтобы он назвал всех своих духовных детей и людей, с которыми близко общался.«С декабря 1940 года по день вашего ареста чем вы занимались?» — спросил его следователь. «Через своих знакомых, проживавших в Москве, а также через свою сестру я получал работу по графике, ретушировке портретов и тому подобному, этим и занимался». — «Значит, вы утверждаете, что с декабря 1940 года по день вашего ареста занимались художественной работой, которую получали через своих знакомых?» — «Да, это именно так». — «Назовите ваших знакомых, которые давали вам художественную работу».Отец Феодор отреагировал на это предложение следователя столь решительно, что тот не посмел записать его слов, а вместо них написал: «На этот вопрос обвиняемый дал контрреволюционный ответ, и я его не записал».Следствие по делу иеромонаха Феодора продолжалось почти два года, и в конце концов руководство НКВД, ознакомившись с материалами дела, предложило начать новое следствие — на этот раз уже по обвинению только его одного в дезертирстве.26 июня 1943 года Особое Совещание при НКВД приговорило иеромонаха Феодора к пяти годам ссылки в Красноярский край. После приговора священника перевели из Саратовской тюрьмы № 1 в город Балашов Саратовской области в тюрьму № 3 для отправки в Красноярский край. Однако суровые условия тюремного заключения сокрушили его здоровье, да и созрел плод духовный для Царствия Божия. Иеромонах Феодор скончался в тюрьме в городе Балашове 19 июля 1943 года и был погребен в безвестной могиле.
Молодой иеромонах. Отец Федор. 1932.
Корин Павел Дмитриевич. Этюд к картине «Русь уходящая»

Читайте также:  Икона божией матери цилканская
Полный текст жития преподобномученика Феодора (Богоявленского) опубликован в книге «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Июль». Тверь, 2016.
Для желающих приобрести книги: тел.: 8 (916) 032 84 71, e-mail: marinagrad@rambler.ru

Статья на сайте журнала “Фома”: http://foma.ru/vzemshijsya-za-oralo.html

Фотография, икона и житие преподобномученика Феодора (Богоявленского) на сайте Регионального Общественного Фонда “ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ”

Источник: https://watanabe-cdg.livejournal.com/107261.html

Преподобномученик Феодор (Богоявленский)

19 июля – память преподобномученика Феодора (Богоявленского)

Высоко-Петровский монастырь. Эта московская обитель в 2015 году отметила свой 700-летней юбилей.

Так, семь веков назад в Москву впервые приехал Небесный покровитель и создатель этого монастыря святитель Петр, митрополит Киевский и всея Руси.

А шесть столетий спустя, в богоборческие годы, именно Высоко-Петровская обитель стала духовным центром тайных общин, бесстрашно сохранявшим монашескую жизнь в условиях гонений.

ИЗ ИСТОРИИ МОСКОВСКОГО ВЫСОКО-ПЕТРОВСКОГО МОНАСТЫРЯ

“В 1918 году Высоко-Петровский монастырь был официально закрыт. Однако в течение нескольких лет после революции обитель продолжала свое существование. Более того, при ее общине продолжала действовать подпольная Московская духовная академия.

Осенью 1923 года в монастыре возникла одна из крупнейших подпольных монашеских общин в СССР во главе с епископом Варфоломеем (Ремовым), который пригласил для служения в монастырских храмах часть братии закрытой Смоленско-Зосимовой пустыни…

Среди монахов Высоко-Петровской обители того страшного времени многие пополнили сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской. В их числе – один из последних пострижеников общины этого монастыря преподобномученик Феодор (Богоявленский).

ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА (БОГОЯВЛЕНСКОГО)

“Преподобномученик Феодор (в миру – Олег Богоявленский) родился 26 декабря 1905 года в Тегеране в семье русского консула в Персии. Когда Олегу было 5 лет, его отец, Павел Георгиевич, был убит персами, и мать, Ольга Петровна, с тремя малыми детьми вернулась в Россию.

В 1923 году юноша поступил на медицинский факультет Московского университета. Но в 1926 году Ольга Петровна тяжело заболела, и Олегу пришлось уйти с 4-го курса университета, чтобы поступить на работу.

А год спустя, после смерти матери, Олега взяли на военную службу, по возвращении с которой он ушел в Высоко-Петровскую обитель…”

Монашеский постриг и диаконский сан отец Феодор (Богоявленский) принял в годы, когда община Высоко-Петровского монастыря была уже изгнана из его святых стен. И будущий новомученик стал ярким примером, что и вне монастырских келий можно оставаться настоящим монахом.

Как подчеркнул в беседе с +Царьградом+ наместник возрожденного Высоко-Петровского монастыря игумен Петр Еремеев:

“Находясь в миру, и совершая свой подвиг в период уже расцвета советской власти, он собранно внутренне совершает удивительный подвиг постника и аскета, в своем сердце, в своей душе. Внешне ничем не примечательный человек внутри совершает подвиг пустынника, и городская суета, городской шум не застилают его духовный путь к совершенствованию…”

Более того, уже после первого ареста, пройдя тюрьмы и лагеря, в трагическом 1937-м иеродиакон Феодор решается принять священнический сан, который в те годы практически без исключений означал одно: неизбежность мученического венца. Отец Петр (Еремеев) отмечает:

“Чувствуя призвание сердца, вместе с тем он советуется со своими родными и близкими.

И Ольга Павловна, его сестра, молится у иконы Божией Матери Казанской, семейной иконы, и получает осязаемый ответ от Божией Матери: “Вземшийся за орало, да не зрит вспять”, евангельские слова.

Важно

И она от сердца своего, любящего брата и вместе с тем верующего сердца, она пересказывает эти услышанные слова. И уже сомнений не остается, отец Феодор налагает на себя бремя пастырского служения перед лицом безусловно ареста и будущего мученичества…”

Высоко-Петровский монастырь

ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА (БОГОЯВЛЕНСКОГО)

“Годы священнического служения иеромонаха Феодора были недолгими. В день начала Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года, власти выписали ордер на арест батюшки. Следствие продолжалось около двух лет.

К февралю 1943 года благодаря стойкости отца Феодора были освобождены все, кто привлекался по его делу. Лишь 26 июня особое совещание при НКВД постановило приговорить измученного священника к пяти годам ссылки в Красноярский край.

Но суровые условия тюремного заключения и пытки сокрушили его здоровье: преподобномученик Феодор скончался в тюрьме города Балашова 19 июля 1943 года…”

И хотя батюшка был погребен в безвестной могиле, а потому обрести его честные мощи не представляется возможным, память этого святого высоко почитается во всей Русской Церкви. И особенно в местах его служения и подвига, центральным среди которых является московская Высоко-Петровская обитель.

Подписывайтесь на канал Царьград в Яндекс Дзен, чтобы не пропускать интересные новости и статьи

Источник: https://tsargrad.tv/saint/prepodobnomuchenik-feodor-bogojavlenskij_17421

Статьи

Священномученик Феодор Васильевич Богоявленский родился 6 июня 1894 года (по другим данным 1891 года) в селе Барки Шацкого уезда Рязанской губернии.

Отец будущего священномученика Василия Афанасьевича был священником, мать Александры Алексеевны – домохозяйка, брат Александр Васильевич впоследствии стал священником, служил в храме села Ново-Кирсановское, братья Николай, Иван и Константин стопам отца не последовали.

Получив хорошее образование в церковно-приходской школе, Феодор Васильевич поступил в Тамбовскую Духовную семинарию, которую в июне в 1917 года успешно окончил. С сентября 1917 года работал счетоводом в кредитном товариществе села Терновое Воронежской губернии.

Совет

В октябре 1918 года поступил псаломщиком в храм села Чапрено Муромской волости (по другим данным Мурманской волости). Ввиду происхождения из духовного сословия Феодор Васильевич властями был лишен избирательных прав. Именно в это время будущий священномученик вступил в брак с Евгенией Алексеевной, которой было 18 лет от роду.

В их семье было трое детей дочь Людмила Федоровна 1925 года рождения, сын Михаил Федорович 1928 года рождения, сын Алексей Федорович 1930 года рождения. В феврале 1920 года рукоположен во пресвитеры для храма села Дубовицкое Сухмановской волости.

В 1922 году священник Феодор Богоявленский переехал в село Новая Кирсановка Вехне-Карачанского района Воронежской области, где служил в местном храме.

В 1926 году по указу правящего архиерея, которым тогда был будущий священномученик Петр (Зверев) архиепископ Воронежский и Задонский, священник Феодор Богоявленский переведен в храм села Русаново Вехне-Карачанского района Воронежской области. В 1928 году иерей Феодор Богоявленский перешел под омофор епископа Уразовского Алексия (Буя).

С 1929 года будущий исповедник Христовой веры служил в храме села Средний Карачан Вехне-Карачанского района Воронежской области, куда переехал вместе со своей семьей. 6 сентября 1930 года священник Феодор Богоявленский был арестован, по обвинению в антисоветской деятельности и агитации против коллективизации, и помещен в тюрьму города Борисоглебска.

В ходе следствия виновным себя не признал. В 21 ноябре 1930 года Особым Совещанием при ОГПУ по Центрально-Черноземной области священник Феодор Васильевич Богоявленский приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей.

После освобождения из заключения, с конца 1933 года иерей Феодор Богоявленский служил в Михайло-Архангельском храме села Средний Карачан Центрально-Черноземной области. 14 сентября 1937 года священник Феодор Богоявленский вновь арестован, по обвинению в антисоветской агитации, и посажен в тюрьму города Борисоглебска.

25 сентября 1937 года Особым Совещанием при УНКВД по Воронежской области священник Феодор Васильевич Богоявленский приговорен к расстрелу. 10 октября 1937 года священник Феодор Богоявленский был расстрелян. Погребен священномученик Феодор Богоявленский в безвестной могиле в окрестностях Борисоглебска. 27 июля 1989 года Прокуратурой Воронежской области священник Феодор Васильевич Богоявленский реабилитирован – посмертно по уголовному делу от 1937 года; 30 сентября 1989 года – реабилитирован по уголовному делу 1930 года. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 года священник Феодор Васильевич Богоявленский причислен к сонму Новомучеников и Исповедников Российских. Память священномученика Феодора Богоявленского пресвитера Средне Карачанского совершается в день его блаженной кончины 27 сентября (10 октября), а так же во дни соборных памятей: Новомученников и Исповедников Российских – в ближайшее воскресение к 25 января (7 февраля) и Воронежских святых – 4 (17) сентября.

Обратите внимание

 Примечание: В книге «Жития святых и жизнеописания подвижников благочестия Воронежско-Липецкой епархии. Прославленные святые (святители, преподобные и новомученики)». Книга первая. / под общей редакцией митр.

Мефодия (Немцова) – Воронеж: Издательство Воронежско-Липецкой епархии, 2003. – С. 480.

– случайно было опубликовано житие преподобномученика Феодора (Богоявленского), который не имел никакого отношения к Воронежской епархии, вместо жития священномученика Феодора Васильевича Богоявленского принявшего мученический венец на Воронежской земле.

Источник: Новомученики и исповедники Воронежского края. Часть I. // сост. К.Рева. – Воронеж: Редколлегия Студенческогосовета ВПДС, 2010. – С.18-19

Тропарь, глас 3:

Церкве Русския столпе непоколебимый, / благочестия правило, / жития евангельскаго образе, / священномучениче Феодоре, / Христа ради пострадавый даже до крове, / Его же моли усердно, / яко Начальника и Совершителя спасения, / Русь Святую утвердити в Православии / до скончания века.

Кондак, глас 2:

Восхвалим, вернии, / изряднаго во святителех (или священницех) / и славнаго в мученицех Феодоре, / Православия поборника и благочестия ревнителя, / земли Русския красное прозябение, / иже страданием Небесе достиже / и тамо тепле молит Христа Бога / спастися душам нашим.

Молитва

О избранниче и угодниче Христов, священномучениче Феодоре, Церкве Русския столпе непоколебимый, земли нашея благое прозябение и красный плод, сродников твоих предстателю и наставниче! Ты во время гонения безбожнаго от сокровищницы души твоея спасительное исповедание Православныя веры изнесл еси, и людем верным пастырь добрый явился еси, душу твою за Христа и Его овцы полагая и лютыя волки далече отгоняя. Ныне убо призри на нас, недостойных чад твоих, умиленною душею и сокрушенным сердцем тя призывающих. Умоли Господа Бога, да простит согрешения наша и избавит от адовых уз и вечнаго мучения. Утверди нас в вере святой, научи нас всегда творити волю Божию и хранити заповеди церковныя. Буди пастырем нашим – правило веры, воином – вождь духовный, болящим – врач изрядный, печальным – утешитель, гонимым – заступник, юным – наставник, всем же благосердый отец и теплый молитвенник, яко да молитвами твоими соблюдется в Православии Святая Русь и непрестанно славится в ней имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Источник: http://slavnyeimena.ru/publ/10-1-0-871

Преподобномученик Феодор Богоявленский

Фёдор (Богоявленский Олег Павлович) родился в семье русского консула в Персии, Павла Георгиевича Богоявленского, предательски убитого персами 19 января 1911 г. при обстоятельствах, аналогичных с судьбой А. С. Грибоедова

В дальнейшем, будучи жителем Москвы, Олег Богоявленский учился в Московском университете, из которого ушел, немного не закончив четвертый курс. Родители Олега были глубоко верующими людьми, и вскоре искра Божия разгорелась ярким пламенем и в его душе.

В 1927 году, он был призван в ряды РККА. В период службы в армии неоднократно подвергался преследованиям за религиозные убеждения, которые не скрывал. В протоколе допроса в ОГПУ сохранились слова отца Федора: «Служа в Красной армии, я ходил в красноармейской одежде в церковь и помогал в Богослужении, читая Евангелие, Псалтирь и прочее».

Важно

Позднее, в 1929 году Олег был пострижен в монашество с именем Феодор в Москве, в Петровском монастыре, храме преподобного Сергия Радонежского. После пострига он был лишён гражданских прав и жил на колокольне храма. В 1932 году с него был написан портрет художником Павлом Кориным, как этюд “Молодой монах” к картине «Уходящая Русь» («Реквием»).

Читайте также:  Покровская введенская островная пустынь, россия, владимирская область, петушинский район, город покров, п/о введенское

Арестован и осужден отец Фёдор был в Москве в 1933 году с последующей высылкой в дальневосточный лагерь, в числе смертников, направляемых на Колыму.  Отец Феодор пробыл в лагере три года. Вернулся он из лагеря на свободу и вскоре был рукоположен в сан иеродиакона. С 1936 по июнь 1937 года он – иеродиакон в храме села Амельфино, рядом с Волоколамском.

Затем отец Феодор служит в храме иконы Божией Матери «Знамение» в селе Ивановском, сейчас село входит в состав города Волоколамска. С великим рвением и самоотверженностью совершал он свои пастырские обязанности. Этим отец Феодор стяжал совершенно необычайную любовь своих прихожан.

В то время духовенство облагалось непосильными налогами. Пока налог не уплачен, священнику запрещали совершать Богослужения, а храм закрывали.

Так произошло и с настоятелем храма в селе Ивановском: храм был закрыт, а налог возрастал каждый месяц вдвое, и тогда одна простая крестьянка продала свою корову, чтобы заплатить налог, но этот благородный поступок не помог священнику, а храм так и не открыли.

В 1939 году иеромонах Феодор был назначен настоятелем в Троицкий храм села Язвище Волоколамского района, где незадолго до этого был арестован настоятель. Через год служения батюшки, повторилась история с налогом.

Отец Феодор был вызван на судебное заседание, где судебные власти приняли его неожиданно милостиво и стали склонять к доносительству. «Я не воспитан доносчиком», – резко он им ответил. Тогда они вырвали у него из рук паспорт, разорвали и запретили ему служить вообще и жить в Московской области.

Через две недели после начала войны отца Феодора выследили и арестовали, хотя ордер на его арест был выписан 23 июня 1941 года, на другой день после начала войны. Около 12-ти часов, ночи четверо сотрудников НКВД пришли с обыском к священнику. Когда его оторвали от молитвы, он встал перед ними во весь рост, и они как-то невольно отступили.

Он стоял перед ними какой-то светлый, в белом подряснике, со спокойным, но очень бледным лицом, со светлыми волосами, весь крайне исхудавший за время своего затворничества. Обыскивающие взяли драгоценный наперсный крест из черного дерева, хотели взять серебряную дарохранительницу, но отец Феодор решительно сказал: «К этому вы не смеете прикасаться, это Святые Дары».

Совет

Он сказал это таким тоном, что уже протянутая рука невольно опустилась… Из дома унесли все письма, фотографии, рисунки и картины. Перевернув весь дом и не найдя ничего предосудительного, сотрудники НКВД пошли на прямой шантаж священнослужителя: подложили ему большой конверт с мужским портретом и надписью на немецком языке.

Перед уходом батюшка отслужил полный молебен перед Казанской иконой Божией Матери.

После заключения в Бутырскую тюрьму начались непрерывные допросы, на которых иеромонах Федор подвергался избиениям и пыткам бессонницей. Вскоре он переведен в Саратовскую тюрьму, где допросы и избиения продолжились. Мучили его за то, что он упорно ничего не отвечал своим мучителям, несмотря на пытки, не назвал ни одного имени. Умер он 19 июля 1943 года.

Священноинок Феодор претерпел до конца все мучения ради спасения совершенно неповинных ни в чем людей, каким был и он сам. Это видно по тому, что четыре человека, взятые по его делу, были освобождены из тюрьмы, чего в те времена не происходило.

Источник: http://involokolamsk.ru/novosti/pamyat/prepodobnomuchenik-feodor-bogoyavlenskiy

Преподобномученик Феодор (Богоявленский Олег Павлович) — № 1 (45) — Татьянин День

Девять студентов, выпускников и профессоров МГУ причислены к лику святых. Мы уже писали о преподобноисповеднике Никоне (Беляеве) и священномученике архиепископе Петре (Звереве). см. «ТД» № № 29, 35. Продолжаем публикацию материалов о новомучениках.

Девять студентов, выпускников и профессоров МГУ причислены к лику святых. Мы уже писали о преподобноисповеднике Никоне (Беляеве) и священномученике архиепископе Петре (Звереве). см. «ТД» № № 29, 35. Продолжаем публикацию материалов о новомучениках.

Олег Богоявленский родился 26 декабря 1905 года в Тегеране в благочестивой семье русского консула. В 1923 Олег поступил на медицинский факультет МГУ.

В 1926 г. тяжело заболела мать, и Олегу пришлось уйти с 4-го курса университета и поступить на работу. В 1927 г. его призвали в армию.

После демобилизации Олег посещает Высоко-Петровский монастырь. Настоятель монастыря архиепископ Варфоломей (Ремов) благословил Олега обращаться за руководством к архимандриту Никите (Курочкину), монаху закрытой к тому времени Зосимовой пустыни. Летом 1929 г.

храм в Высоко-Петровском монастыре был закрыт и монахи перешли в храм преп. Сергия на Большой Дмитровке (разрушен в 1934 г.). Здесь Олег решил посвятить всю жизнь только Богу. Он принял монашеский постриг с именем Феодор 4 ноября 1930 г. и был рукоположен в сан иеродиакона. В то время он жил в маленькой комнатке на колокольне.

В 1933 г. Павел Корин написал его портрет-эскиз к картине «Русь уходящая».

В то время по всей стране тысячами закрывались храмы, инсценировались церковно-контрреволюционные процессы, по которым жестоко осуждались десятки, а то и сотни людей. В каждом таком процессе находился человек, сыгравший роль, аналогичную Иуде среди двенадцать апостолов. Нашелся такой и в братии Высоко-Петровского монастыря.

Многие знали о его зловещей роли. В начале 1933 г. он подал сведения в ОГПУ: «Сергиевская церковь по существу является нелегальным монастырем, где группируются контрреволюционные антисоветские элементы… Руководящую роль занимают, кроме епископа Варфоломея (Ремова)…

(далее он назвал восемь священноиноков и среди них иеродиакона Феодора).

Обратите внимание

Контрреволюционная деятельность означенного нелегального монастыря проводилась в направлении активной борьбы с властью путем вербовки и обработки в антисоветском духе молодежи с целью подготовки перехода в подполье, организации нелегальной академии, организации нелегальной помощи сосланным за контрреволюционную деятельность церковникам. Контрреволюционная организация в процессе деятельности успела обработать в контрреволюционном духе молодежь, завербовав в тайные послушники следующих лиц… (он назвал еще 14 человек). Молодежь обрабатывалась таким способом, чтобы не только оторвать ее от общественной жизни и общественных организаций, но и внушалась мысль, что общественные организации развращают молодежь… Монастырем завербовано в тайное монашество 60 человек, фамилий всех не знаю, но некоторые из них мне известны… Монашки руководились иеромонахами через ежедневное писание рапортичек-помыслов о повседневной жизнедеятельности, на которые они получали от иеромонахов руководящие указания».

28 марта 1933 г. иеродиакон Феодор был арестован. Всего по «делу» было арестовано 24 человека.

Месяц длилось следствие, следователи старались заставить о. Федора признать существование при Сергиевском храме нелегальных монастыря и духовной академии, требовали назвать участников. О. Феодор держался исключительно мужественно и отказался дать показания.

27 апреля 1933 года Особое Совещание ОГПУ приговорило иеродиакона Феодора к 3 годам ИТЛ. 7 мая он был отправлен этапом в Новосибирск. Ему дали свидание с сестрой, он вышел к ней радостный и бодрый. В мае 1934 о. Феодор был отправлен из Новосибирска во Владивосток, в 1-е отделение Дальлага.

Во время посадки заключенных на пароход у него отнялись ноги. Несмотря на жестокие побои, он не смог встать, и конвой вызвал врача. Врач признал необходимость неотложной помощи. Впоследствии врач, узнав о медицинском образовании о.

Феодора, взял его к себе помощником, ему пришлось ассистировать более чем при ста операциях аппендицита, удалять зубы и даже принимать роды.

После трех лет заключения о. Феодор вернулся из лагеря сначала в Егорьевск, потом переехал в Тверь.

При освобождении врач снабдил его документами и характеристикой, в которой отмечал его исключительную добросовестность и редкие способности к медицине, и приложил ходатайство о предоставлении ему возможности закончить медицинское образование.

Нужно было решить вопрос: попробовать стать врачом телесным или идти дальше по скорбному пути священника. Его духовник и восприемник при постриге архимандрит Никита, который в то время вернулся из ссылки, предоставил ему самому решить этот вопрос. О. Феодор обратился за советом к сестре.

Важно

Ольга стала молиться перед иконой Казанской Божией Матери, которой благословила их мать, и вдруг ясно услышала: «Вземшийся за орало да не зрит вспять». О. Феодор сказал: «Спасибо тебе, одна ты меня поддержала, мне так это было нужно».

О. Феодор обратился в патриархию с просьбой определить ему место служения. Сначала его назначили иеродиаконом в село Амельфино Волоколамского района Московской области, затем иеромонахом в село Ивановское.

Вскоре начался жесточайший террор против Русской Православной Церкви, храмы повсеместно закрывались из-за неуплаты совершенно непосильных налогов, священников арестовывали и, как правило, расстреливали, долго скрывая их гибель под видом заключения без права переписки. В 1937 — 38 годы за веру было расстреляно более сто тысяч священников, монахов и мирян.

О. Феодор не смог заплатить налог, храм в с. Ивановском был закрыт. Староста Троицкого храма в с. Язвище Мария Васильевна продала корову и лошадь и уплатила налог за о. Феодора, он стал служить в с. Язвище, где 24 ноября 1937 года был арестован о.

Владимир Медведюк. В с. Язвище, как и в с. Ивановском, о.

Феодор самоотверженно исполнял свои пастырские обязанности: шел в любую погоду — в дождь, сильный мороз, распутицу причащать больных, денег за требы не брал, когда видел нищету, сам старался помочь.

В августе 1940 года вновь потребовали уплату еще одного непосильного налога, средств не было, дело о. Феодора передали в суд. Власти предложили о. Федору снять налог и дать богатый приход, если подпишет бумажку с обязательством: «записывать наблюдения о своих прихожанах». О. Феодор резко ответил: «Я не воспитан доносчиком». О. Феодору было запрещено проживание в Московской области.

Иеромонах Феодор уехал в с. Завидово Тверской области, где снял маленькую комнату, но часто бывал в Москве у духовных детей или у сестры Ольги в поселке Востряково.

22 июня 1941 года началась война. О. Феодор с трудом добрался до дома сестры и сказал ей: «Я знаю, что меня скоро возьмут, и знаю, что второй раз уже не смогу пережить то, что пережил. Можно я поживу здесь так, чтобы никто не знал, даже соседи?» О.

Совет

Феодор поселился в маленькой комнате, ставшей его кельей. Уезжая в Москву на несколько дней, сестра снабжала его хлебом и водой, так как от всего другого он отказывался, и вешала на наружную дверь замок. В тишине и уединении о.

Феодор сурово постился и много молился, готовясь к смерти.

В день начала войны власти выписали ордер на арест о. Феодора. Арестован он был только 8 июля 1941 года. В 12 часов ночи раздался стук в дверь. Двое военных растолкали спящего о. Феодора, и когда он встал перед ними во весь свой огромный рост, они невольно отступили.

Батюшка стоял перед ними светлый, в белом подряснике, с очень бледным, но спокойным лицом, исхудавший за время своего затворничества. О. Феодор попросил разрешить ему помолиться перед уходом. Они нехотя согласились, но прибавили: «Только по-быстрому». О.

Феодор надел полумантию и отслужил молебен перед Казанской иконой. Потом он подошел проститься с сестрой, она горько заплакала. Поцеловав ее, он сказал: «Глупенькая, ну что ты плачешь, радоваться надо, а не плакать!». Услышав эти слова, она открыла глаза и увидела светлое, сияющее радостью лицо о. Феодора.

Его вывели из дома, он обернулся и перекрестил широким крестом сестру и весь дом. Его посадили в машину и увезли в тюрьму.

Со следующего дня начались мучительные допросы. О. Феодору было предъявлено обвинение в том, что он, «находясь на нелегальном положении, являлся одним из руководителей контрреволюционной организации церковников и проводил антисоветскую пораженческую агитацию». Следствие сначала велось в Москве, а затем, в виду приближения немцев, в Саратове. О.

Феодора ежесуточно в течение долгого времени вызывали на допросы ночью, не давали спать, на допросах беспощадно избивали. Однажды его приволокли в камеру с допроса с лицом, превращенным в одну кровавую массу, у него была вырвана часть бороды вместе с кожей. От него требовали, чтобы он назвал своих духовных детей, о. Феодор отказался.

8 сентября закончился отведенный законом срок следствия, и следователи продлили его через прокурора, мотивируя это тем, что «по делу необходимы дополнительные допросы арестованного с целью вскрытия его антисоветской работы и связей». Допросы с применением избиений и пыток возобновились. Следствие по делу иеромонаха Феодора продолжалось год и семь месяцев.

Обратите внимание

К февралю 1943 года, благодаря его стойкости, были освобождены все, кто привлекался по делу вместе с ним и у кого он останавливался, бывая в Москве.

Начальство НКВД предложило начать новое следствие — на этот раз по обвинению в дезертирстве. 3 февраля 1943 года следователь вызвал о. Феодора на очередной допрос. Ему было предъявлено «дополнительное обвинение в том, что он с целью уклонения от призыва в Красную армию по мобилизации проживал на нелегальном положении». О. Феодор виновным себя не признал.

Читайте также:  Неделя о расслабленном, триодь

6 июня 1943 года иеромонах Феодор был приговорен к пяти годам ссылки в Красноярский край. После приговора его перевели из Саратовской тюрьмы в тюрьму № 3 города Балашова Саратовской области. Суровые условия двухлетнего тюремного заключения и пытки сокрушили его здоровье, иеромонах Феодор скончался в тюрьме г. Балашова 19 июля 1943 года и был погребен в безвестной могиле.

Источник: http://archive.taday.ru/text/32755.html

РАДОВАТЬСЯ, А НЕ ПЛАКАТЬ

Когда читаешь про белую колокольню, мелкие травинки и прытких кузнечиков, раздолье полей – представляется писатель в удобном кресле, с чашечкой ароматного чая, в котором плавает долька лимона. Но наши ожидания на этот раз будут обмануты. Двадцатидвухлетний Олег Богоявленский писал о «чудесном мире» и белой колокольне во время пятидневного пребывания на гауптвахте.

На дворе 1927 год, нелегкая служба в армии. Свои христианские убеждения он не скрывает. Перед обедом читает про себя молитву и творит крестное знамение. За общий стол просто так не садится. Это заметило начальство. Разразился скандал, после которого Олега отправили под арест. «Несмотря на все мытарства, настроение у меня бодрое и спокойное», – пишет он.

А ведь этот юноша уже испытал множество скорбей. Позади тегеранское детство, гибель отца, русского консула в Персии; переезд в Россию, голод и нищета, болезнь и смерть любимой матери (он даже не смог закончить медицинский факультет Московского университета: пришлось уйти с 4-го курса и начать работать). То, что ждет его после службы в армии – еще страшнее.

После принятия монашеского пострига с именем Феодор последуют гонения, годы заключений в лагере… Поражает удивительная стойкость и бесстрашие. Как когда-то он крестился на глазах всего отряда и начальства, так теперь пишет на бумаге, составленной следователем: «Содержание данного протокола считаю НЕ соответствующим действительности». Он никого не выдаст из своих знакомых, несмотря на пытки.

Ни одного имени или хотя бы намека.

Своим близким отец Феодор писал письма, некоторые из них сохранились. Почитайте их. Вы не найдете ни одного омраченного печалью слова, ни единой жалобы. Напротив, он повествует о своих радостных переживаниях, о любви, о жизни.

Во время последнего ареста его родная сестра Ольга горько плакала. Отец Феодор подошел к ней попрощаться, поцеловал ее и сказал:
– Глупенькая, ну что ты плачешь, радоваться надо, а не плакать!

Услышав эти слова, она открыла глаза и увидела перед собой светлое, совершенно преображенное, сияющее радостью лицо.

Важно

Иеромонах Феодор скончается в тюрьме в городе Балашове в 1943 году и будет погребен в неизвестной могиле. Впрочем, одно мы знаем об этой могиле точно: она расположена под звездами и облаками.

«Я снял засохшие от грязи сапоги и в легких туфлях устремился вперед, вниз и вверх по холмам.

Уже стало темнеть, и мало-помалу все покрылось звездным небом…», – так вспоминает отец Феодор об одном паломничестве в детстве.

Кажется, мальчик до сих пор бежит. И свидетельствует о том, что страдание это на самом деле – радость, а довольство и комфорт – слишком ничтожны, слишком скучны по сравнению с реальностью вечных, скрытых за тучами, звезд…

Анастасия Чернова

факт: Портрет-эскиз Павла Корина «Молодой иеромонах» для картины «Русь уходящая» был в 1933 году написан с отца Феодора.

Историческая справка: Преподобномученик Феодор (Олег Богоявленский) родился 26 декабря 1905 года в Тегеране в благочестивой семье русского консула в Персии Павла Георгиевича Богоявленского.

По возвращении из армии Олег посещал Высоко-Петровский монастырь, а после его закрытия – храм преподобного Сергия на Большой Дмитровке. В 1929 году он принял монашеский постриг с именем Феодор. В 1933 году его арестовали и приговорили к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере, где он стал помощником врача.

По освобождении отец Феодор имел ходатайство, подготовленное тюремным врачом, о предоставлении ему возможности завершить медицинское образование.

Восьмого июля 1941 года его снова арестовали. Он обвинялся в том, что «вел антисоветскую агитацию и уклонился от службы в Красной Армии». Был приговорен к пяти годам ссылки в Красноярский край. Суровые условия длительного тюремного заключения и пытки сокрушили здоровье священника. Иеромонах Феодор скончался в тюрьме в городе Балашове 19 июля 1943 года и был погребен в безвестной могиле.

Предание: Вернувшись в Москву после первого заключения в лагере, монах Феодор раздумывал, какой путь избрать дальше – рукополагаться в священники или учиться медицине.

Придя за советом к своей младшей сестре, он по совету той молился перед Казанским образом Пресвятой Богородицы.

И вдруг неожиданно услышал произвольно вырвавшиеся из уст сестры слова: «Взявшийся за плуг и озирающийся назад не благонадежен для Царствия Божия» (кстати, икона Казанской Богоматери сейчас находится над клиросом монастырского Сергиевского храма).

Источник: http://orthodoxmoscow.ru/radovatsya-a-ne-plakat/

В соборе саратовских святых появились три новых имени

На имя Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина поступили резолюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, согласно которым в ответ на рапорты Митрополита Лонгина №895 и №896 от 8 августа 2016 года благословляется включить в Собор Саратовских святых имена священномученика Владимира Пиксанова, святителя Иннокентия, епископа Саратовского и Пензенского, и преподобномученика Феодора Богоявленского.

Святитель Иннокентий, епископ Саратовский и Пензенский

Святой Иннокентий, в миру Иларион, родился около 1781 г. в г. Павловом Посаде Московской губернии в семье причетника Димитрия Егорова и его супруги Стефаниды. В 1806 году он окончил Свято-Троицкую лаврскую семинарию. За мягкость и кротость характера получил в семинарии фамилию Смирнов. Еще во время обучения начал преподавательскую деятельность.

13 октября 1809 года пострижен в монашество с именем Иннокентий в честь святителя Иннокентия, епископа Иркутского. В августе 1810 года назначен игуменом Николо-Угрешского монастыря Московского уезда, а 14 октября того же года — Знаменского монастыря в Москве. В 1811 году его назначают бакалавром Церковной истории в Петербургской Духовной Академии.

Совет

В июне 1812 года святой Иннокентий возведен в сан архимандрита, год спустя ему поручают должность инспектора семинарии, а в сентябре 1813 года утверждают ректором и профессором Петербургской Духовной семинарии с оставлением за ним кафедры церковной истории Духовной академии и назначают настоятелем Троице-Сергиевой Приморской пустыни в Стрельне.

В 1816 году он был определен настоятелем первоклассного Новгородского Юрьева монастыря.

В 1818 году вследствие конфликта с министром духовных дел и народного просвещения князем А. Н. Голицыным, приверженцем ложного мистицизма, которого архимандрит Иннокентий обличал за «раны, нанесенные Православию», святой оказался в опале.

Предполагалось назначение его епископом Оренбургским и Уфимским, что было крайне опасно для болящего подвижника, но, по ходатайству его близкого друга — святителя Филарета (Дроздова) и его петербургских почитателей, учли его слабое здоровье и кафедру заменили на Саратовскую и Пензенскую.

27 февраля 1819 года состоялось наречение, а 2 марта и хиротония святителя. Чуть более полугода Владыка Иннокентий пробыл епископом Саратовским и Пензенским (из них лишь три месяца прожил в своей епархии), но за это время стяжал великую любовь пасомых. Епархия на тот момент объединяла в своем составе две губернии, Саратовскую и Пензенскую .

В начале августа 1819 года Владыка Иннокентий предпринял поездку по своей епархии — он побывал в городе Петровске Саратовской губернии, а в самом губернском Саратове совершил Литургию в кафедральном Свято-Троицком соборе и произнес проповедь на слова Псалмопевца «Возвеличим Господа со мною». Это была последняя Литургия в его земной жизни — через три дня болезнь окончательно приковала святителя к одру, и до самой смерти он уже не служил, хотя и занимался неопустительно епархиальными делами.

10 октября 1819 года после соборования и причащения Владыка Иннокентий отошел к Тому, Кого любил более всего. Его последними словами были слова 54-го псалма: «Аз же, Господи, уповаю на Тя». Праведник был погребен под Казанским приделом Спасского кафедрального собора г. Пензы.

В конце XIX века началась подготовка канонизации Владыки, но большевистский переворот прервал эту работу.

Обратите внимание

В 1990-е годы был возобновлен сбор материалов к прославлению святителя, 3 сентября 1998 года были обретены его святые мощи, а 20 августа 2000 года, по завершении Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, святитель Иннокентий был причислен к лику святых для общецерковного почитания.

Преподобномученик Феодор Богоявленский

Святой Феодор, в миру Олег Павлович Богоявленский, родился 26 декабря 1905 года в Тегеране в семье русского консула в Персии. 19 января 1911 года Павел Георгиевич был убит персами, и его жена Ольга Петровна с тремя малыми детьми вернулась в Санкт-Петербург. Олег начал учиться в ремесленном училище.

В 1922 году в Москве Олег окончил курсы по подготовке в высшее учебное заведение и в 1923 году поступил на медицинский факультет Московского университета.

Олег с сестрой Ольгой пели на клиросе храма в честь Грузинской иконы Божией Матери, где настоятелем был будущий новомученик протоиерей Сергий Голощапов, а младший брат Георгий был чтецом и прислуживал в алтаре.

4 ноября 1930 года он принял монашеский постриг с именем Феодор и вскоре был рукоположен в сан иеродиакона.

28 марта 1933 года отец Феодор был арестован, 27 апреля 1933 года ОСо при коллегии ОГПУ приговорило его к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере в Новосибирске.

В мае 1934 года он был отправлен во Владивосток, в первое отделение Дальлага. Срок заключения отбыл полностью.

По ходатайству прихожан села Ивановского Волоколамского района Московской области рукоположен во иеромонаха к местному храму. В декабре 1940 года представители властей предложили ему стать осведомителем, на что он ответил отказом. 8 июля 1941 года был вновь арестован.

Важно

Следствие велось сначала в Москве, а затем, когда немцы стали стремительно приближаться к столице, иеромонах Феодор в конце июля 1941 года был перевезен в Саратов. В течение долгого времени его ежесуточно вызывали на допросы ночью, не давали спать и беспощадно подвергали мучениям.

От него требовали, чтобы он назвал всех своих духовных детей и тех, с кем близко общался. Понимая, какой вред это может им нанести, отец Феодор отказался называть их имена. Следствие по его делу продолжалось около двух лет.

К февралю 1943 года благодаря его стойкости были освобождены все, кто привлекался по делу вместе с ним, и у кого он останавливался, бывая в Москве. 26 июня ОСо при УНКВД по Саратовской области приговорило иеромонаха Феодора к пяти годам ссылки в Красноярский край.

После приговора его перевели из Саратова в Балашов Саратовской области. Суровые условия длительного тюремного заключения и пытки сокрушили его здоровье. Преподобномученик скончался 19 июля 1943 года в тюрьме города Балашова и был погребен в безвестной братской могиле в окрестностях города.

20 августа 2000 года, по завершении Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, иеромонах Феодор (Богоявленский) был причислен к лику святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Священномученик Владимир Пиксанов

Священномученик Владимир родился 10 июля 1872 года в селе Спасском Вольского уезда Саратовской губернии в семье священника Тимофея Пиксанова.

В 1886 году окончил Вольское духовное училище, в 1892 году — Саратовскую Духовную семинарию и получил назначение на псаломщическую вакансию в село Алексеевку Хвалынского уезда Саратовской губернии «с обязательством помогать приходскому священнику в собеседованиях с раскольниками».

17 октября 1893 года рукоположен епископом Саратовским и Царицынским Авраамием во иерея к Преображенскому храму села Новоспасское Хвалынского уезда Саратовской губернии. В 1899 году отец Владимир был переведен на служение в Воскресенский храм волостного села Павловка Хвалынского уезда Саратовской губернии, где ему было суждено прослужить до самой своей мученической кончины.

Совет

По воспоминаниям старожилов Павловки, в большие православные праздники после службы, особенно на Пасху, сельчане собирались целыми улицами в определенном месте, и батюшка непременно находился среди них. Авторитет святого Владимира среди сельчан был непререкаем. К нему обращались как к человеку образованному, рассудительному.

В конце марта 1918 года в Павловку прибыли несколько красногвардейцев, которые были обезоружены местными жителями. Это дало властям повод думать, что в селе «организована» белая гвардия. Для наказания жителей села в Павловку был послан отряд Красной Гвардии численностью около 800 человек.

Вечером 1 апреля (19 марта по старому стилю) в дом отца Владимира явилось несколько красногвардейцев, которых он напоил и накормил. Поужинав, они объявили священнику, что арестовывают его, и отправили в сопровождении вооруженных людей в здание волостного правления.

Через несколько часов истязаний мученика отпустили попрощаться с родными. Утром к нему явились опять красногвардейцы и увели батюшку, не позволив ему закончить молитву. На сельской площади возле храма каратели расстреляли новомученика.

Священник успел обернуться лицом к своим убийцам и, осенив себя крестным знамением, произнес: «Господи! Прими мою душу». Погребли отца Владимира в церковной ограде.

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 15 июля 2016 года по представлению Саратовской епархии имя священника Владимира Пиксанова было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Источник: http://st-mitrofan.ru/2016/09/24/v-sobore-saratovskix-svyatyx-poyavilis-tri-novyx-imeni/

Ссылка на основную публикацию