Киприан (нелидов)
Открытая православная энциклопедия “ДРЕВО”.
Киприан (Нелидов) ( 1901 – 1934 ), иеромонах, преподобномученик .
В миру Константин Алексеевич Нелидов.
Память 3 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских .
Родился 14 июля 1901 года в городе Казани в семье врача, потомственного дворянина Алексея Павловича Нелидова и его супруги Веры Алексеевны.
Родители Константина развелись вскоре после рождения сына; отец переехал в Нижний Новгород и впоследствии, уже в советское время, работал врачом в амбулатории ОГПУ, а мать уехала жить в Житомир .
Константин воспитывался у бабушки, Александры Барсовой, мачехи Веры Алексеевны, которая жила в Нижнем Новгороде . По окончании школы Константин был призван в армию и с 1920 по 1924 год служил в ней рядовым.
В 1925 году митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) постриг его в мантию с именем Киприан и рукоположил в сан иеромонаха . В 1928 году владыка послал его на служение в город Кзыл-Орду .
В начале 1932 года митрополит Сергий пригласил иеромонаха Киприана в Москву для работы в канцелярии Священного Синода . В августе отец Киприан переехал в Москву и был назначен настоятелем храма апостола Иоанна Богослова на Тверской улице .
Большую часть времени он проводил в канцелярии Синода, а также в храме, а жил в то время в Москве в квартире архитектора Виталия Ивановича Долганова, где жили мать хозяина Елизавета Фотиевна, его сестры Фаина и Валентина и находившийся за штатом епископ Варнава (Беляев) .
15 марта 1933 года ОГПУ арестовало епископа Варнаву, иеромонаха Киприана и сестер Фаину и Валентину Долгановых. В этот же день отец Киприан был допрошен в комендатуре ОГПУ на Лубянке.
После вопросов о том, кто живет в квартире вместе с ним, кто к ним приходит в гости и о чем велись беседы, отец Киприан сказал: «Во время чаепитий были разговоры, делились впечатлениями, где кто жил и какие там условия жизни.
На политические темы разговоров не было». На следующий день после допроса он был перевезен в Бутырскую тюрьму .
8 апреля иеромонах Киприан снова был вызван на допрос и следователь спросил его, признает ли он себя виновным в предъявленном ему обвинении. «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю», — ответил отец Киприан.
23 апреля следствие было закончено. Арестованных обвинили в создании на квартире Долгановых нелегального монастыря и в том, что они вели отношения с молодежью с просветительскими целями. «Вербуемым в монашество внушалась мысль, что при существующей советской власти молодежь развращается, необходимо спасаться от развращения, уходя в монашество для защиты религии», — написал следователь.
10 мая 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Варнаву (Беляева) и иеромонаха Киприана (Нелидова) к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, а Фаину и Валентину Долгановых — к трем годам ссылки в Северный край. Отец Киприан был отправлен в лагерь на Алтае, где заключенные занимались строительством Бийского тракта.
Монахиня Екатерина (Чичерина) , находившаяся в том же лагере, вспоминала об отце Киприане: «Всегда ровный, светлый, ясный. Сначала определили ему земляные работы, а потом назначили кладовщиком. И тут посыпались беды.
За честность, неподкупность, нежелательную для окружающих, его оклеветали и отправили в штрафную командировку к самым отъявленным разбойникам и жуликам… [1] Более мрачное место трудно представить.
Среди горных хребтов бурно бежит речка Катунь, но ее не видно с той площадки, на которой расположился лагерь; только прачечная и баня стоят на краю реки, но к ним надо добираться узкой и крутой тропкой, почти вертикально сбегающей глубоко вниз по круче обрыва.
Обрыв высокий, а горы так расположены, что солнце видели только те люди, которые уходили на дорожные работы за выступ горы. Сам же лагерь всегда был покрыт тенью от нее. На площадке, лишенной солнечного света, расположились два лагерных отделения: одно просто конвойное, другое — строго конвойное.
Последнее было отделено частоколом, окружено вышками со “скворечником” — солдатом с ружьем». В лагере вместо бараков стояли палатки с двухэтажными нарами, которые обогревались железными печурками. Здесь отцу Киприану многое пришлось претерпеть — его окружали грубость, распущенность и развращенность.
«Но он все побеждал своей кротостью. Будучи дневальным в палатке этих разнузданных людей, он им не перечил, не укорял, старался услужить, любил их, и когда вскоре умер в больнице, то один из них вспоминал о нем со слезами». Смерть отца Киприана произвела большое впечатление на заключенных, даже на уголовников, и все горько сожалели о его кончине, так как увидели в нем истинного ученика Христова.
Иеромонах Киприан (Нелидов) скончался 16 июня 1934 года и был погребен в ущелье Коркучи в отдельной могиле. Впоследствии монахиня Екатерина, посетив его могилу, выложила на ней небольшой крест из камней.
Использованные материалы
http://www.fond.ru/book/book7/7-14.htm
[1] В ущелье Коркучи.ДРЕВО – открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент
Источник: https://slovar.cc/rel/drevo/2301786.html
Русская линия / Библиотека периодической печати: Преподобномученик Киприан (Нелидов)
Преподобномученик Киприан родился 14 июля 1901 года в городе Казани в семье врача, потомственного дворянина Алексея Павловича Нелидова и его супруги Веры Алексеевны и в крещении был наречён Константином.
Родители вскоре после его рождения развелись; отец переехал в Нижний Новгород и впоследствии, уже в советское время, работал врачом в амбулатории ОГПУ, а мать уехала в Житомир. Константин жил в Нижнем Новгороде у мачехи Александры Барсовой.
Окончив школу, Константин с 1920-го по 1924 год служил в армии рядовым, а вернувшись со службы, целиком посвятил себя служению Церкви.
В 1925 году митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) постриг его в мантию с именем Киприан и рукоположил во иеромонаха. С 1928 года иеромонах Киприан служил в Казанском храме в городе Кзыл-Орда в Казахстане.
В начале 1932 года митрополит Сергий пригласил его в Москву для работы в канцелярии Священного Синода. В августе того же года отец Киприан был назначен настоятелем храма апостола Иоанна Богослова в Богословском переулке.
Большую часть времени он проводил в канцелярии Синода и в храме, а жил в то время в квартире московского архитектора Виталия Ивановича Долганова, где жили мать хозяина, Елизавета Фотиевна, его сестры, Фаина и Валентина, и находившийся за штатом епископ Варнава (Беляев).
15 марта 1933 года ОГПУ арестовало епископа Варнаву, иеромонаха Киприана и сестёр Фаину и Валентину Долгановых. Отец Киприан был допрошен сразу же в комендатуре ОГПУ на Лубянке.
После ответа на вопросы о том, кто живёт в квартире вместе с ним и кто к ним приходит в гости, отец Киприан сказал: «Во время чаепитий были разговоры, делились впечатлениями, где кто жил и какие там условия жизни.
На политические темы разговоров не было». На следующий день после допроса его перевели в Бутырскую тюрьму.
8 апреля иеромонах Киприан снова был вызван на допрос и следователь спросил его, признаёт ли он себя виновным в предъявленном ему обвинении. «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю», — ответил отец Киприан.
23 апреля следствие было закончено. Арестованных обвинили в создании на квартире Долгановых нелегального монастыря и в религиозном влиянии на молодёжь. «Вербуемым в монашество внушалась мысль, что при существующей советской власти молодёжь развращается, необходимо спасаться от развращения, уходя в монашество для защиты религии», — написал следователь в обвинительном заключении.
10 мая 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Варнаву и иеромонаха Киприана к трём годам заключения в концентрационном лагере, а Фаину и Валентину Долгановых — к трём годам ссылки в Северный край. Отец Киприан был отправлен в лагерь на Алтае, на строительство Бийского тракта.
Находившаяся в том же лагере монахиня Екатерина (Чичерина) вспоминала о нём: «Чу́дная, светлая личность был этот отец Киприан. Всегда ровный, светлый, ясный, на вид русский витязь полный сил и здоровья… Сначала определили ему земляные работы, а потом назначили кладовщиком. И тут посыпались беды.
За честность, неподкупность, нежелательную для окружающих, его оклеветали и отправили в штрафную командировку к самым отъявленным разбойникам и жуликам…». «Более мрачное место (ущелье Коркучи) трудно представить.
Среди горных хребтов бурно бежит речка Катунь, но её не видно с той площадки, на которой расположился лагерь; только прачечная и баня стоят на краю реки, но к ним надо добираться узкой крутой тропкой, почти вертикально сбегающей глубоко вниз по круче обрыва.
Обрыв высокий… А горы так расположены, что солнце видели только те люди, которые уходили на дорожные работы за выступ горы. Сам же лагерь всегда был покрыт тенью от неё». «На площадке, лишённой солнечного света, расположились два лагерных отделения: одно просто конвойное, другое — строго конвойное.
Последнее было отделено частоколом, окружено вышками со „скворечником“ — солдатом с ружьём». В лагере вместо бараков стояли палатки с двухэтажными нарами, которые обогревались железными печурками. Здесь отцу Киприану многое пришлось претерпеть — «его окружали грубость, распущенность и развращённость. Но он всё побеждал своей кротостью.
Будучи дневальным в палатке этих разнузданных людей, он им не перечил, не укорял, старался услужить… любил их, и когда вскоре умер… то один из них вспоминал о нём со слезами». Смерть отца Киприана произвела большое впечатление на заключённых, даже на уголовников, увидевших в нём образец истинного ученика Христова.
Иеромонах Киприан (Нелидов) скончался 16 июня 1934 года в лагерном лазарете от энтероколита при явлении упадка сердечной деятельности и был погребён в ущелье Коркучи, где был расположен лагерь, в отдельной, ныне безвестной могиле.
Иеромонах Киприан прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 г. Определение от 12 марта 2002 г.
Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Июнь». Тверь. 2008. С. 9−13
Источник: https://rusk.ru/st.php?idar=75201
Церковное событие
Преподобномученик Киприан (Нелидов), иеромонах
Преподобномученик Киприан родился 14 июля 1901 года в городе Казани в семье врача, потомственного дворянина Алексея Павловича Нелидова, и его супруги Веры Алексеевны и в крещении был наречен Константином.
Родители вскоре после его рождения развелись; отец переехал в Нижний Новгород и впоследствии, уже в советское время, работал врачом в амбулатории ОГПУ, а мать уехала в Житомир. Константин жил в Нижнем Новгороде у мачехи Веры Алексеевны, Александры Барсовой.
Окончив школу, Константин с 1920-го по 1924 год служил в армии рядовым, а вернувшись со службы, целиком посвятил себя служению Церкви.В 1925 году митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) постриг его в мантию с именем Киприан и рукоположил во иеромонаха.
С 1928 года иеромонах Киприан служил в Казанском храме в городе Кзыл-Орда в Казахстане.В начале 1932 года митрополит Сергий пригласил его в Москву для работы в канцелярии Священного Синода. В августе того же года отец Киприан был назначен настоятелем храма апостола Иоанна Богослова в Богословском переулке.
Большую часть времени он проводил в канцелярии Синода и в храме, а жил в то время в квартире московского архитектора Виталия Ивановича Долганова, где жили мать хозяина, Елизавета Фотиевна, его сестры, Фаина и Валентина, и находившийся за штатом епископ Варнава (Беляев).
15 марта 1933 года ОГПУ арестовало епископа Варнаву, иеромонаха Киприана и сестер Фаину и Валентину Долгановых. Отец Киприан был допрошен сразу же в комендатуре ОГПУ на Лубянке.
После ответа на вопросы о том, кто живет в квартире вместе с ним и кто к ним приходит в гости, отец Киприан сказал: «Во время чаепитий были разговоры, делились впечатлениями, где кто жил и какие там условия жизни. На политические темы разговоров не было»[1].
На следующий день после допроса он был перевезен в Бутырскую тюрьму.8 апреля иеромонах Киприан снова был вызван на допрос и следователь спросил его, признает ли он себя виновным в предъявленном ему обвинении. «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю», – ответил отец Киприан.
23 апреля следствие было закончено. Арестованных обвинили в создании на квартире Долгановых нелегального монастыря и в религиозном влиянии на молодежь.
«Вербуемым в монашество внушалась мысль, что при существующей советской власти молодежь развращается, необходимо спасаться от развращения, уходя в монашество для защиты религии»[2], – написал следователь в обвинительном заключении.
10 мая 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Варнаву и иеромонаха Киприана к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, а Фаину и Валентину Долгановых – к трем годам ссылки в Северный край. Отец Киприан был отправлен в лагерь на Алтае, на строительство Бийского тракта.
Находившаяся в том же лагере православная мирянка из Москвы вспоминала о нем: «Чу́дная, светлая личность был этот отец Киприан. Всегда ровный, светлый, ясный, на вид русский витязь полный сил и здоровья… Сначала определили ему земляные работы, а потом назначили кладовщиком. И тут посыпались беды.
За честность, неподкупность, нежелательную для окружающих, его оклеветали и отправили в штрафную командировку к самым отъявленным разбойникам и жуликам…»[3] «Более мрачное место трудно представить[a].
Среди горных хребтов бурно бежит речка Катунь, но ее не видно с той площадки, на которой расположился лагерь; только прачечная и баня стоят на краю реки, но к ним надо добираться узкой крутой тропкой, почти вертикально сбегающей глубоко вниз по круче обрыва. Обрыв высокий…
А горы так расположены, что солнце видели только те люди, которые уходили на дорожные работы за выступ горы. Сам же лагерь всегда был покрыт тенью от нее»[4]. «На площадке, лишенной солнечного света, расположились два лагерных отделения: одно просто конвойное, другое – строго конвойное. Последнее было отделено частоколом, окружено вышками со “скворечником” – солдатом с ружьем»[5]. В лагере вместо бараков стояли палатки с двухэтажными нарами, которые обогревались железными печурками. Здесь отцу Киприану многое пришлось претерпеть – «его окружали грубость, распущенность и развращенность. Но он все побеждал своей кротостью. Будучи дневальным в палатке этих разнузданных людей, он им не перечил, не укорял, старался услужить… любил их, и когда вскоре умер… то один из них вспоминал о нем со слезами»[6]. Смерть отца Киприана произвела большое впечатление на заключенных, даже на уголовников, увидевших в нем образец истинного ученика Христова.
Иеромонах Киприан (Нелидов) скончался 16 июня 1934 года в лагерном лазарете и был погребен в ущелье Коркучи, где был расположен лагерь, в отдельной, ныне безвестной могиле.
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Июнь».
Тверь. 2008. С. 9-13
Примечания
[a] Ущелье Коркучи. [1] ЦА ФСБ России. Д. Р-2718, л. 25.[2] Там же. Л. 31.[3] У Бога все живы. Воспоминания о даниловском старце архимандрите Георгии (Лаврове). М., 1996. С. 98.[4] Там же. С. 100.[5] Там же. С. 107. [6] Там же. С. 98-99.Источник: http://www.fond.ru/
материал взят с сайта Азбука веры
Прмч. Киприана (1934). Сщмч. Михаила пресвитера (1938): Священномученик Михаил Горетовский (Марков), пресвитер
Источник: http://hram-novokurkino.ru/site/event/1367
Киприан (нелидов) – древо
Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru
Иеромонах Киприан (Нелидов) |
Киприан (Нелидов) (1901 – 1934), иеромонах, преподобномученик
Память 3 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских
В миру Константин Алексеевич Нелидов, родился 14 июля 1901 года в городе Казани в семье врача, потомственного дворянина Алексея Павловича Нелидова и его супруги Веры Алексеевны.
Родители Константина развелись вскоре после рождения сына; отец переехал в Нижний Новгород и впоследствии, уже в советское время, работал врачом в амбулатории ОГПУ, а мать уехала жить в Житомир.
Константин воспитывался у бабушки Александры Барсовой и мачехи Веры Алексеевны, которая жила в Нижнем Новгороде. По окончании школы был призван в армию и с 1920 по 1924 год служил в ней рядовым.
Был иподиаконом у епископа Варнавы (Беляева), а потом у митрополита Сергия (Страгородского)
В 1925 году пострижен в монашество с именем Киприан митрополитом Нижегородским Сергий (Страгородский) и рукоположен в сан иеромонаха.
В 1928 году отправлен на служение в город Кзыл-Орду. Было решено: после того как там обоснуется о.Киприан, туда переедет владыка Варнава (Беляев) и некоторые его духовные чада, которые организовали небольшой монастырь, через некоторое время о.Киприана перевели в городок Аральское море.
В начале 1932 года митрополит Сергий пригласил иеромонаха Киприана в Москву для работы в канцелярии Священного Синода.
В августе 1932 переехал в Москву по приглашению митр. Сергия для работы в канцелярии Священного Синода. Был назначен настоятелем храма апостола Иоанна Богослова на Тверской улице.
Большую часть времени он проводил в канцелярии Синода, а также в храме, а жил в то время в Москве в квартире архитектора Виталия Ивановича Долганова, где жили мать хозяина Елизавета Фотиевна, его сестры Фаина и Валентина и находившийся за штатом епископ Варнава (Беляев).
Иеромонах Киприан (Нелидов). Москва. Тюрьма ОГПУ на Лубянке. 1933 год |
15 марта 1933 года ОГПУ арестовало епископа Варнаву, иеромонаха Киприана и сестер Фаину и Валентину Долгановых. В этот же день отец Киприан был допрошен в комендатуре ОГПУ на Лубянке.
После вопросов о том, кто живет в квартире вместе с ним, кто к ним приходит в гости и о чем велись беседы, отец Киприан сказал: «Во время чаепитий были разговоры, делились впечатлениями, где кто жил и какие там условия жизни. На политические темы разговоров не было». На следующий день после допроса он был перевезен в Бутырскую тюрьму.
Проходил по групповому делу “Московское дело еп.Варнавы. 1933г.”.
23 апреля следствие было закончено. Арестованных обвинили в создании на квартире Долгановых нелегального монастыря и в том, что они вели отношения с молодежью с просветительскими целями.
«Вербуемым в монашество внушалась мысль, что при существующей советской власти молодежь развращается, необходимо спасаться от развращения, уходя в монашество для защиты религии», — написал следователь. О.
Киприан виновным себя не признал.
10 мая 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Варнаву (Беляева) и иеромонаха Киприана (Нелидова) к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, а Фаину и Валентину Долгановых — к трем годам ссылки в Северный край. Отец Киприан и Варнава (Беляев) были отправлены в Сиблаг на Алтае, где заключенные занимались строительством Бийского тракта.
Монахиня Екатерина (Чичерина), находившаяся в том же лагере, вспоминала об отце Киприане:
«Всегда ровный, светлый, ясный. Сначала определили ему земляные работы, а потом назначили кладовщиком. И тут посыпались беды. За честность, неподкупность, нежелательную для окружающих, его оклеветали и отправили в штрафную командировку к самым отъявленным разбойникам и жуликам (в ущелье Коркучи)… Более мрачное место трудно представить.
Среди горных хребтов бурно бежит речка Катунь, но ее не видно с той площадки, на которой расположился лагерь; только прачечная и баня стоят на краю реки, но к ним надо добираться узкой и крутой тропкой, почти вертикально сбегающей глубоко вниз по круче обрыва.
Обрыв высокий, а горы так расположены, что солнце видели только те люди, которые уходили на дорожные работы за выступ горы. Сам же лагерь всегда был покрыт тенью от нее. На площадке, лишенной солнечного света, расположились два лагерных отделения: одно просто конвойное, другое — строго конвойное.
Последнее было отделено частоколом, окружено вышками со “скворечником” — солдатом с ружьем». В лагере вместо бараков стояли палатки с двухэтажными нарами, которые обогревались железными печурками. Здесь отцу Киприану многое пришлось претерпеть — его окружали грубость, распущенность и развращенность. «Но он все побеждал своей кротостью.
Будучи дневальным в палатке этих разнузданных людей, он им не перечил, не укорял, старался услужить, любил их, и когда вскоре умер в больнице, то один из них вспоминал о нем со слезами».
Преподобномученик Киприан (Нелидов), иеромонах. |
Скончался 16 июня 1934 года в лагерной больнице от интероколита при явлении упадка сердечной деятельности. Был погребен в ущелье Коркучи в отдельной могиле. Впоследствии монахиня Екатерина, посетив его могилу, выложила на ней небольшой крест из камней.
30 мая 1989 года был реабилитирован Прокуратурой СССР по 1933 году репрессий.
В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Использованные материалы
Источник: https://drevo-info.ru/articles/4607.html
Преподобномученик Киприан
«Гонение окончится, и Православие снова восторжествует. Сейчас многие страдают за веру, но это — золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианства»
митрополит Серафим (Чичагов).
«Церковь стоит на крови мучеников». Это изречение Тертуллиана, одного из известных раннехристианских авторов, в полной мере относится и к новомученикам. К сожалению, для современного человека подвиг новомучеников зачастую представляется не столь очевидным.
Иногда может показаться, кажется, что их исповедничество не является достаточным основанием для прославления или что их подвиг якобы уступает подвигам древних мучеников.
Тем не менее, по слову Симеона Нового Богослова, «кто не стремится с любовью и сильным желанием через смиренномудрие достичь единения с последним из святых, но приобрел по отношению к нему некое малое недоверие, тот никоим образом никогда не соединится и не встанет вместе с ним в один ряд с прежними и предшествующими святыми, хотя бы он и мнил, что имеет всякую веру и всякую любовь к Богу и ко всем святым».
Действительно, опыт новомучеников и исповедников гораздо ближе к нашей жизни, чем опыт древних святых. Почему? Конечно, мученики последнего времени, как и древние, также свидетельствовали об Истине, они такие же молитвенники и наши заступники.
Но вместе с тем, эти святые, их жизнь, их исповеднический подвиг являются наиболее близким и доступным образцом для нас самих, сегодня живущих. Они для нас – некие ориентиры, маяки, помогающие не заблудиться среди бушующих волн житейского моря.
Их пример, с одной стороны, показывает, что такие понятия, как искренняя любовь к ближнему, всепрощение, незлобие, нестяжательство, святость и исповедничество возможны и в современном мире. А с другой – помогает увидеть главное и второстепенное в этой бренной жизни.
ХХ век принес России несколько раз больше святых, чем все предшествующие 900 лет существования Русской Церкви.
Почти в каждом городе, каждом селе, а порой и храме, есть свои новомученики, святые, подвизавшиеся в этом месте и прославившиеся как верные воины Христовы в нелегкие годы советской власти.
Сегодня мы расскажем о преподобномученике Киприане (Нелидове), настоятеле нашего храма в 1932 – 1933 гг.
Преподобномученик Киприан (в миру Константин Алексеевич Нелидов) родился в 1901 года в городе Казани в дворянской семье врача-офтальмолога. После развода родителей воспитывался у бабушки и мачехи в Нижнем Новгороде, куда переехал его отец.
Обучение в Нижегородском дворянском институте имени императора Александра II он так и не окончил в связи с начавшейся революцией. Несмотря на дворянское происхождение Константин, благодаря связям отца, который работал на тот момент в амбулатории ОГПУ, сумел поступить в 22 Советскую школу II ступени имени г. Горького.
После окончания школы он несколько лет служил в армии рядовым. Вернувшись со службы, он решает целиком посвятить себя служению Церкви.
В январе 1925 года перед авторитетной Комиссией во главе с митрополитом Сергием Нижегородским (Страгородским) он с успехом выдержал экзамен по богословским наукам, «обнаружив хорошее богословское развитие».
В этом же году Великим постом в Крестовоздвиженской монастыре он принимает постриг с именем Киприан.
Митрополит Сергий, совершавший чин пострижения, сказал ему следующие напутственные слова: «Как хорошо, что в монашество идет молодой человек. Мы, старики, уже не те, мы боимся всего». Благоволивший к отцу Киприану митрополит Сергий почти сразу же рукоположил его в иеромонахи.
В условиях ужесточавшегося отношения государства к Церкви молодым монахам приходилось очень нелегко. Недолгое время ему довелось пробыть в стенах Крестовоздвиженского монастыря, где он служил в Казанской часовне.
Затем ему пришлось переселиться с другими монахами в Благовещенский мужской монастырь, где они жили в полуподвальном помещении. На пропитание отец Киприан зарабатывал переплетом книг.
Два его друга, иеромонахи Рувим и Руфин, так описывали его облик: «черные вьющиеся волосы, голубые глаза, чистый и серьезный внутренний настрой, ровный и ясный характер, добрый, отзывчивый – все это производило на окружающих самое лучшее впечатление».
В 1928 году отец Киприан был послан на служения в Казахстан. Здесь, в Казанском храме в городе Кзыл-Орда, провел он несколько лет, оберегая свою немногочисленную паству от нападок безбожников и мусульман.
В начале 1932 года митрополит Сергий (Страгородский), тогда уже заместитель Патриаршего местоблюстителя, зная о ревностном служении и юношеской еще бодрости отца Киприана, пригласил его в Москву для работы в канцелярии Священного Синода.
Конечно, всем уже тогда было ясно, что работать в канцелярии митрополита Сергия опасно – где-то там затаился доносчик и методично «сливает» информацию о «неблагонадежных попах». Однако, это назначение отец Киприан принял со свойственными ему добродушием и рвением.
Тогда же был назначен настоятелем храма апостола Иоанна Богослова на Бронной.
Все свое время он посвящал своей новой пастве и работе в канцелярии Синода. Не имея собственного крова, преподобномученик Киприан жил вплоть до своего ареста на квартире архитектора Виталия Ивановича Долганова, где также проживали мать архитектора Елизавета Фотиевна, его сестры Фаина и Валентина и находившийся за штатом епископ Варнава (Беляев).
15 марта 1933 года ОГПУ арестовало епископа Варнаву и иеромонаха Киприана. Как оказалось, доносчиком был один из иподиаконов митрополита Сергия, который донес о создании подпольного монастыря на квартире, где жил владыка Варнава.
В этой «докладной записки» отец Киприан фигурировал как «один из самых преданных учеников епископа» и «ярый агитатор среди молодежи», сам же митрополит Сергий выступал в ней как покрыватель данного заговора.
В этот же день отец Киприан был допрошен в комендатуре ОГПУ на Лубянке.
После вопросов о том, кто живет в квартире вместе с ним, кто к ним приходит в гости и о чем велись беседы, отец Киприан сказал: «Во время чаепитий были разговоры, делились впечатлениями, где кто жил и какие там условия жизни. На политические темы разговоров не было».
На следующий день после допроса он был перевезен в Бутырскую тюрьму. Через две недели отец Киприан снова был вызван на допрос, где еще раз отказался признавать себя виновным в предъявленном ему обвинении. Еще через неделю следствие было закрыто. Арестованных обвинили в создании на квартире Долгановых нелегального монастыря и в религиозном влиянии на молодежь.
В обвинительном заключении следователь написал: «Проживающий на протяжении ряда лет на нелегальном положении епископом Варнавой-Беляевым был создан на квартире тайных монашек Долгановых при их непосредственном участии тайный монастырь, куда Беляевым, иеромонахом Нелидовым и тайными монашками Долгановыми вербовалась молодежь и обрабатывалась в к-р (контрреволюционном – прим. авт.) духе. Вербуемым в монашество внушалась мысль, что при существующей советской власти молодежь развращается, необходимо спасаться от развращения, уходя в монашество для защиты религии».
10 мая 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Варнаву (Беляева) и иеромонаха Киприана (Нелидова) к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь в Сиблаг на Алтае, где заключенные занимались строительством Чуйского тракта. Так было закрыто еще одно дело, вошедшее в историю как «Московское дело епископа Варнавы 1933г.».
Чуйский тракт сегодня – дорога федерального значения. Сотни тысяч туристов ежегодно следуют по ней, наслаждаясь природой Горного Алтая и вовсе не подозревая, какой ценой была эта дорога проложена, чьими, порой святыми, руками она выложена.
А она была выложена именно руками заключенных, многие из которых были сосланы как «политически неблагонадежные» и «служители культа». Конечно, кроме таких «неблагонадежных» здесь работали и настоящие преступники, убийцы, насильники и воры.
Большинство заключенных, в том числе и женщины, трудились на выравнивании дорожного полотна. Работали кирками, лопатами, на тележках возили грунт.
От холода, голода, непосильного физического труда и болезней умирали десятки, сотни человек. Вот, именно здесь и суждено было в последний раз потрудиться отцу Киприану, здесь он нашел свою последнюю паству.
Это место стало его последним земным пристанищем, последним этапом земного страдания.
Монахиня Екатерина (Чичерина), находившаяся в том же лагере, вспоминала об отце Киприане: «Всегда ровный, светлый, ясный. Сначала определили ему земляные работы, а потом назначили кладовщиком.
И тут посыпались беды. За честность, неподкупность, нежелательную для окружающих, его оклеветали и отправили в штрафную командировку к самым отъявленным разбойникам и жуликам (в ущелье Коркучи).
Более мрачное место трудно представить.
Среди горных хребтов бурно бежит речка Катунь, но ее не видно с той площадки, на которой расположился лагерь; только прачечная и баня стоят на краю реки, но к ним надо добираться узкой и крутой тропкой, почти вертикально сбегающей глубоко вниз по круче обрыва.
Обрыв высокий, а горы так расположены, что солнце видели только те люди, которые уходили на дорожные работы за выступ горы. Сам же лагерь всегда был покрыт тенью от нее. На площадке, лишенной солнечного света, расположились два лагерных отделения: одно просто конвойное, другое — строго конвойное.
Последнее было отделено частоколом, окружено вышками со «скворечником» — солдатом с ружьем. Здесь отцу Киприану многое пришлось претерпеть — его окружали грубость, распущенность и развращенность. Но он все побеждал своей кротостью.
Будучи дневальным в палатке этих разнузданных людей, он им не перечил, не укорял, старался услужить, любил их, и когда вскоре умер в больнице, то один из них вспоминал о нем со слезами».
Через год чрезмерные труды подорвали его и без того слабое здоровье, и он тяжело заболел. Отец Киприан скончался 16 июня 1934 года в лагерной больнице от интероколита при явлении упадка сердечной деятельности.
Смерть отца Киприана произвела большое впечатление на заключенных, даже на матерых уголовников, увидевших в нем образец истинного ученика Христова. Его тело было погребено в ущелье Коркучи в отдельной могиле.
Впоследствии монахиня Екатерина (Чичерина), посетив это место, выложила на его могиле небольшой крест из камней. В 1989 года он был реабилитирован Прокуратурой СССР по 1933 году репрессий.
В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви отец Киприан был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в чине преподобномученика.
В 2010 году на месте трудового лагеря в Лог Тарасу был установлен памятный крест.
А еще через четыре года, в 2014 году, спустя ровно 80 лет со дня преставления иеромонаха Киприана, на том самом месте где был лагерь заключенных, впервые, по благословению епископа Горноалтайского и Чемальского Каллистрата, в походном храме, совершилась, Божественная Литургия. Так была положена традиция ежегодно 16 июня, в день памяти святого совершать Божественную Литургию на месте бывшего лагеря.
Преподобномученик Киприан, моли Бога о нас!
Источник: http://bogoslovnabronnoy.ru/prmch_kiprian
Нефтекамская Епархия | Башкортостанская Митрополия Московский Патриархат
Освящение Вознесенского собора в городе Ульяновске 266 sec. Views: 930 Освящение Вознесенского собора в городе Ульяновске Начался Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Симбирскую митрополию. На землю, которая, по словам самого Святейшего, будучи в свое время пограничной землей, внесла особый вклад в защиту нашего Отечества. Главной целью патриаршего визита стало освящение нового кафедрального Вознесенского собора, приуроченное ко дню Вознесения Господня, которое именно сегодня отмечает православный мир. Торжественное богослужение в прямом эфире транслировал наш телеканал. *** САЙТ ТЕЛЕКАНАЛА СОЮЗ: http://tv-soyuz.ru Ответы на самые важные вопросы духовной жизни можно найти в разделе ВОПРОС-ОТВЕТ: http://tv-soyuz.ru/vopros-otvet Все видео с проф. А.И. Осиповым: http://tv-soyuz. ru/persons/aleksey-ilich-osipov Все видео с о. Дмитрием Смирновым: http://tv-soyuz.ru/persons/dmitriy-smirnov |
Телевизионное епархиальное обозрение. Православные новости Одессы. Выпуск от 5 июля Еженедельная духовно-просветительская программа знакомит аудиторию с событиями, произошедшими в православной Одессе. *** САЙТ ТЕЛЕКАНАЛА СОЮЗ: http://tv-soyuz. ru Ответы на самые важные вопросы духовной жизни можно найти в разделе ВОПРОС-ОТВЕТ: http://tv-soyuz.ru/vopros-otvet Все видео с проф. А.И. Осиповым: http://tv-soyuz. ru/persons/aleksey-ilich-osipov Все видео с о. Дмитрием Смирновым: http://tv-soyuz.ru/persons/dmitriy-smirnov |
Союз онлайн: ПАЛОМНИКИ ОНЛАЙН. Часть 6. 510 sec. Views: 1835 Союз онлайн: ПАЛОМНИКИ ОНЛАЙН. Часть 6. Вид с Елеонской горы. Паломничество по Святой Земле со Светланой Ладиной и Анной Мусан-Леви, гидом паломнической службы «Радонеж». *** САЙТ ТЕЛЕКАНАЛА СОЮЗ: http://tv-soyuz. ru Ответы на самые важные вопросы духовной жизни можно найти в разделе ВОПРОС-ОТВЕТ: http://tv-soyuz.ru/vopros-otvet Все видео с проф. А.И. Осиповым: http://tv-soyuz. ru/persons/aleksey-ilich-osipov Все видео с о. Дмитрием Смирновым: http://tv-soyuz.ru/persons/dmitriy-smirnov |
Лаврские встречи. От 20 мая. Солист ВИА «Поющие гитары» Валерий Ступаченко. Часть 2 В новом выпуске программы священник Анатолий Першин продолжает беседовать с солистом ВИА «Поющие гитары» Валерием Ступаченко и его сыном, священником Санкт-Петербургской митрополии Илией Васильевым. Гости продолжат рассказывать о жизни и служении, а также обратятся к телезрителям с призывом чтить память предков, погибших в боях в период Великой Отечественной войны. Прозвучат: «Воскресенье», «Пошли нам Господи терпенье», «Обращение». *** САЙТ ТЕЛЕКАНАЛА СОЮЗ: http://tv-soyuz.ru Ответы на самые важные вопросы духовной жизни можно найти в разделе ВОПРОС-ОТВЕТ: http://tv-soyuz.ru/vopros-otvet Все видео с проф. А.И. Осиповым: http://tv-soyuz. ru/persons/aleksey-ilich-osipov Все видео с о. Дмитрием Смирновым: http://tv-soyuz.ru/persons/dmitriy-smirnov |
Подготовка к Императорскому балу в Екатеринбурге 161 sec. Views: 735 Подготовка к Императорскому балу в Екатеринбурге В Екатеринбурге идет подготовка к Императорскому балу, который будет приурочен ко дню рождения императора Николая II. По традиции бал проводится для золотых и серебряных медалистов, которые успешно написали сочинение на историческую тему. В майские праздники Отдел культуры Екатеринбургской епархии организовал для них мастер-классы по бальным танцам, а также встречи с успешными православными людьми и экскурсии по местам, связанным с жизнью святых Царственных страстотерпцев. *** САЙТ ТЕЛЕКАНАЛА СОЮЗ: http://tv-soyuz.ru Ответы на самые важные вопросы духовной жизни можно найти в разделе ВОПРОС-ОТВЕТ: http://tv-soyuz.ru/vopros-otvet Все видео с проф. А.И. Осиповым: http://tv-soyuz. ru/persons/aleksey-ilich-osipov Все видео с о. Дмитрием Смирновым: http://tv-soyuz.ru/persons/dmitriy-smirnov |
23 мая. Апостол Симон Зилот 729 sec. Views: 2757 23 мая. Апостол Симон Зилот Церковный календарь. 23 мая свои именины отмечают христиане, нареченные в честь святых: Симона, Таисии. *** САЙТ ТЕЛЕКАНАЛА СОЮЗ: http://tv-soyuz. ru Ответы на самые важные вопросы духовной жизни можно найти в разделе ВОПРОС-ОТВЕТ: http://tv-soyuz.ru/vopros-otvet Все видео с проф. А.И. Осиповым: http://tv-soyuz. ru/persons/aleksey-ilich-osipov Все видео с о. Дмитрием Смирновым: http://tv-soyuz.ru/persons/dmitriy-smirnov |
Этот день в истории. 25 мая 287 sec. Views: 557 Этот день в истории. 25 мая .. *** САЙТ ТЕЛЕКАНАЛА СОЮЗ: http://tv-soyuz.ru Ответы на самые важные вопросы духовной жизни можно найти в разделе ВОПРОС-ОТВЕТ: http://tv-soyuz.ru/vopros-otvet Все видео с проф. А.И. Осиповым: http://tv-soyuz. ru/persons/aleksey-ilich-osipov Все видео с о. Дмитрием Смирновым: http://tv-soyuz.ru/persons/dmitriy-smirnov |
Праздник Вознесения Господня в Омске 129 sec. Views: 288 Праздник Вознесения Господня в Омске В двунадесятый праздник Вознесения Господня митрополит Омский и Таврический Владимир совершил в Успенском кафедральном соборе Божественную литургию. Чтения Священного Писания в этот день напоминают нам о евангельских событиях, связанных с последним моментом пребывания Христа на земле по Его Светлом Воскресении. *** САЙТ ТЕЛЕКАНАЛА СОЮЗ: http://tv-soyuz.ru Ответы на самые важные вопросы духовной жизни можно найти в разделе ВОПРОС-ОТВЕТ: http://tv-soyuz.ru/vopros-otvet Все видео с проф. А.И. Осиповым: http://tv-soyuz. ru/persons/aleksey-ilich-osipov Все видео с о. Дмитрием Смирновым: http://tv-soyuz.ru/persons/dmitriy-smirnov |
В гостях у Дуняши. Часы. Выпуск от 26 мая 604 sec. Views: 290 В гостях у Дуняши. Часы. Выпуск от 26 мая Дуняша рассказывает ребятам о времени и разных часах, а потом показывает мультфильм. *** САЙТ ТЕЛЕКАНАЛА СОЮЗ: http://tv-soyuz. ru Ответы на самые важные вопросы духовной жизни можно найти в разделе ВОПРОС-ОТВЕТ: http://tv-soyuz.ru/vopros-otvet Все видео с проф. А.И. Осиповым: http://tv-soyuz. ru/persons/aleksey-ilich-osipov Все видео с о. Дмитрием Смирновым: http://tv-soyuz.ru/persons/dmitriy-smirnov |
День славянской письменности и культуры в Москве 239 sec. Views: 329 День славянской письменности и культуры в Москве День славянской письменности и культуры традиционно отметили по всей стране. Праздник установлен в честь святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. В Москве торжества возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель совершил праздничную Литургию в Храме Христа Спасителя. *** САЙТ ТЕЛЕКАНАЛА СОЮЗ: http://tv-soyuz.ru Ответы на самые важные вопросы духовной жизни можно найти в разделе ВОПРОС-ОТВЕТ: http://tv-soyuz.ru/vopros-otvet Все видео с проф. А.И. Осиповым: http://tv-soyuz. ru/persons/aleksey-ilich-osipov Все видео с о. Дмитрием Смирновым: http://tv-soyuz.ru/persons/dmitriy-smirnov |
Источник: https://nefeparhia.ru/soyuz-pravoslavnyj-telekanal?start=20&ygstart=9660