Преподобномученик макарий (моржов), иеромонах

Преподобномученик иеромонах Макарий (Моржов)

Преподобномученик иеромонах Макарий (Моржов)

Иеромонах Макарий, в миру Михаил Степанович Моржов, родился 16 мая 1872 года в деревне Пахомовской Верховской волости Вельского уезда Вологодской губернии в крестьянской семье. Учился в церковно-приходской школе. Когда подошло время, он был призван в армию и служил в Свеаборгской крепостной артиллерии, где приобрел специальность фельдшера. Уволенный в запас, Михаил проработал год на фабрике в Москве.

21 августа 1899 года Михаил поступает в Зосимову пустынь и становится учеником старца Алексия, который обучал новоначальных послушников Закону Божиему.

3 января 1903 года его зачисляют в указную братию, а спустя месяц, 22 февраля, Михаил принял монашеский постриг с именем Макарий.

Обратите внимание

Он нес послушания на трапезной, выполнял обязанности бельевщика пустыни, но еще будучи послушником, в 1900 году был определен игуменом Германом в келейники к старцу Алексию.

«Полюбив старца, он так и остался до конца, до самой смерти батюшки верным слугой и безропотно нес свое далеко не легкое послушание. Отец Алексий был не только его наставником, но и ближайшим другом.

Почти тридцать лет служил верой и правдой отец Макарий, оберегая покой старца, а в последнее время стал ему нянькой». Суровый на вид, дисциплинированный и умный, он был неутомимым тружеником. Находясь долгие годы вблизи великого подвижника, отец Макарий преуспевал в терпении, смирении и любви, а вместе с духовными наставлениями старца впитывал и глубокую мудрость.

Для своего келейника старец стал примером любовного обращения с ближними. С отцом Макарием он был всегда предупредителен, будто тот только что поступил к нему на послушание: постоянно благодарил его за любую услугу, ежедневно просил прощения — и таким своим поведением мог растрогать своего помощника до слез.

Между двумя подвижниками иногда возникали незначительные разногласия, которые неизменно покрывала взаимная любовь. «Однажды старец Алексий беседовал со студентом Духовной Академии. Отец Макарий только что вычистил самовар, наполнил его, разжег и сказал: «Я пойду за водой в часовню, а Вы, батюшка, смотрите, чтобы самовар не ушел».

Отец Алексий во время разговора забыл про самовар и тот от сильного кипения залился водой. Отец Макарий, вернувшись, увидел это и с укором произнес: «Батюшка, и это Вы не могли исполнить! Теперь все мои труды насмарку, а я полдня чистил самовар!»

Старец упал в ноги отцу Макарию и стал просить прощения: «Простите меня, отец Макарий, я нехорошо сделал».

В 1923 году Зосимова пустынь была разорена.

Старец Алексий нашел приют в Загорске у своей духовной дочери Веры Верховцевой, уехавшей из города и оставившей ему свой небольшой домик, очень похожий на тот, что был у него в пустыни.

Преданный Макарий поселился вместе с ним. До 1927 года старец еще немного ходил, но потом только лежал, с трудом поднимал голову и шевелил пальцами правой руки. Отец Макарий все время был рядом.

Важно

Старец Алексий говорил Макарию, чтобы тот никому не отказывал и от всех просящих помолиться принимал записки — передавал ему. Таким образом, число поминаний постоянно росло.

До болезни на проскомидии он около двух часов вынимал частицы по своему поминовению.

Но в последние годы отец Алексий благословил вести поминание отцу Макарию: тот читал вслух и не все сразу, а частями, чтобы не утомлять болящего.

2 октября 1928 года преподобный старец преставился. При одевании и положении во гроб присутствовали три ученика: игумен Владимир, игумен Никодим и монах, Макарий, который очень горевал, постоянно плакал и целовал усопшего друга. На панихиде стоял растерянный и расстроенный: он острее всех присутствовавших сознавал эту потерю.

Сразу после кончины преподобного Алексия, 7 октября 1928 года, епископ Варфоломей рукоположил отца Макария в Высоко-Петровском монастыре во диакона, а на следующий день — во иеромонаха.

5 апреля 1931 года отца Макария арестовали. Допросы следовали один за другим: ведь перед следователями был келейник старца Алексия, которого ОГПУ решило сделать главным заговорщиком и руководидителем подпольной антисоветской организации.

Отец Макарий достойно и смиренно вел себя в заключении, он никого не назвал из множества близких ему единоверцев, ежедневно посещавших отца Алексия.

Он называл ничего не значащие имена, ссылаясь на незнание или плохую память, не желая никому навредить.

Из показания иеромонаха Макария на допросах.

«В Москву я езжу, правда, редко, но у кого я останавливался, я не скажу, так как уж лучше буду терпеть один и не приносить неприятностей своим знакомым. В Москве я бывал в церквах, но в каких, не помню.

Совет

В городе Загорске я знакомых не имею, в большинстве сижу дома. Изредка, когда появится желание, я служу в церквях Петра и Павла, на кладбище Кокуевском и других.

Остальное время я занимаюсь черной работой по городу Загорску, очищаю дворы от снега, колю дрова и другое.

К старцу Алексию приезжали за советами духовенство, из которых помню: московских — Четверухин Илия, Зверев Александр, Лагов Петр, остальных на память не помню; приезжал доктор Таганской тюрьмы Жижиленко, впоследствии епископ Максим; из Твери приезжал Левковский Александр.

Вообще еще к нему приезжали, но кто и откуда, я не знаю. Из ближнего духовенства приходил священник Инюшин Иван Иванович (раза три), Ржепик Мирон и другие (не помню). О чем говорили они со старцем Алексеем, я не помню, благодаря слабой памяти.

Из всех вышеуказанных лиц я близко ни с кем не знаком, а знаю их только по приходу к старцу Алексию».

На вопросы о том, как он относится к советской власти, отец Макарий отвечал: «Советскую власть я рассматриваю как попущение Божие за грехи, но считаю, что истинный христианин должен терпеливо переносить все гонения и преследования со стороны власти. При царской власти грехов было меньше и потому не было никаких притеснений на Церковь.

Это наказание будет продолжаться до тех пор, пока люди не одумаются и опять станут признавать Бога, ибо за благодетели Бог награждает. Пошлет ли Он награду в виде другой власти или сделает как-нибудь иначе, сказать не могу, так как пути Господни неисповедимы.

До этого еще должен появиться антихрист, но, когда он появится, сказать трудно, хотя некоторые считают, что признаки появления антихриста уже есть: падение религиозности, преследование религии и прочее, причем считают, что пятиугольная советская звезда есть печать антихриста. Однако я не берусь утверждать, что это именно так, ибо еще ничего не доказано.

Некоторые считают также, что грех принимать кооперативные книжки и вступать в колхозы, видя в этом дело богопротивное, но я считаю, что все это торговые условия…

Обратите внимание

Все мы имеем одинаковые политические убеждения и считаем, что советская власть является попущением Божиим, так как мы недостойны лучшей власти. Эти наши взгляды мы (и я в том числе) высказывали также и верующим, когда они обращались к нам с подобными вопросами.

Спрашивали меня на исповедях, можно ли вступать в колхозы, на что я отвечал, что это дело не религиозное, а хозяйственное, а когда спрашивали об антихристе, я отвечал, что нет никакой надобности определять сроки появления антихриста, а нужно жить по-христиански».

Движимый неизбывной верой Христовой, он не боялся прямо высказывать свои взгляды, понимая, что жизнь его висит на волоске: «За каждой службой на проскомидии я поминаю по Служебнику русских царей общей формулой: «Помяни, Господи, благочестивейших государей императоров», а после этого — не по Служебнику, а по собственному желанию я поминаю персонально благочестивейших государей императоров Александра II, Александра III и Николая II и прочих царственных лиц. Поминаю также императрицу Елизавету Петровну и великую княжну Наталию Алексеевну. Последних двух я поминаю потому, что по преданию они посещали наш монастырь, а царей Александра II, Александра III и Николая II потому, что они были православными и нашими правителями, при которых верующим было свободно и хорошо жить. Советскую власть я поминаю дома и молюсь, чтобы Бог направил ее на истинный путь. О себе прошу Бога, чтобы Он помог мне спастись, и считаю, что и в современных богохульных условиях тоже можно спастись — если не открыто, то тайным подвигом, так как молиться можно и тайно».

28 апреля 1931 года отцу Макарию было предъявлено обвинение в том, что «он, являясь членом контрреволюционной организации, занимался агитацией, направленной к подрыву и ослаблению советской власти». В этом виновным он себя не признал и заявил, «что в организацию вступил потому, что только эта организация могла обеспечить сохранение православной веры и восстановить старый порядок»

20 мая 1931 года тройка ОГПУ МО приговорила иеромонаха Макария к расстрелу. Приговор привели в исполнение 10 июня 1931 года и среди прочих тайно захоронили на Ваганьковском кладбище. Постановлением Священного Синода от 26 декабря 2001 года иеромонах Макарий канонизирован как преподобномученик. День памяти преподобномученика Макария 28 мая / 10 июня.

Источник: http://www.pravzhurnal.ru/Preobrazhenie/Novomucheniki/prepodobnomuchenik-ieromonah-makariy-morzhov.html

Преподобномученик Макарий (Моржов) – Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь

Иеромонах Макарий, в миру Михаил Степанович Моржов, родился 16 мая 1872 года в деревне Пахомовской Верховской волости Вельского уезда Вологодской губернии в крестьянской семье. Учился в церковно-приходской школе.

Когда подошло время, он был призван в армию и служил в Свеаборгской крепостной артиллерии, где приобрел специальность фельдшера.
Уволенный в запас, Михаил проработал год на фабрике в Москве.

 21 августа 1899 года Михаил поступает в Зосимову пустынь и становится учеником старца Алексия, который обучал новоначальных послушников Закону Божиему.

Важно

3 января 1903 года его зачисляют в указную братию, а спустя месяц, 22 февраля, Михаил принял монашеский постриг с именем Макарий. Он нес послушания на трапезной, выполнял обязанности бельевщика пустыни, но еще будучи послушником, в 1900 году был определен игуменом Германом в келейники к старцу Алексию.

«Полюбив старца, он так и остался до конца, до самой смерти батюшки верным слугой и безропотно нес свое далеко не легкое послушание. Отец Алексий был не только его наставником, но и ближайшим другом.

Почти тридцать лет служил верой и правдой отец
Макарий, оберегая покой старца, а в последнее время стал ему нянькой».

Суровый на вид, дисциплинированный и умный, он был неутомимым тружеником. Находясь долгие годы вблизи великого подвижника, отец Макарий преуспевал в терпении, смирении и любви, а вместе с духовными наставлениями старца впитывал и глубокую мудрость. Для своего келейника старец стал примером любовного обращения с ближними.

С отцом Макарием он был всегда предупредителен, будто тот только что поступил к нему на послушание: постоянно благодарил его за любую услугу, ежедневно просил прощения — и таким своим поведением мог растрогать своего помощника до слез.

 Между двумя подвижниками иногда возникали незначительные разногласия, которые неизменно покрывала взаимная любовь. «Однажды старец Алексий беседовал со студентом Духовной Академии. Отец Макарий только что вычистил самовар, наполнил его, разжег и сказал: ”Я пойду за водой в часовню, а Вы, батюшка, смотрите, чтобы самовар не ушел”.

 Отец Алексий во время разговора забыл про самовар и тот от сильного кипения залился водой. Отец Макарий, вернувшись, увидел это и с укором

произнес: ”Батюшка, и это Вы не могли исполнить! Теперь все мои труды насмарку, а я полдня чистил самовар!”. 

Старец упал в ноги отцу Макарию и стал просить прощения: ”Простите меня, отец Макарий, я нехорошо сделал”. В 1923 году Зосимова пустынь была разорена.

Совет

Старец Алексий нашел приют в Загорске у своей духовной дочери Веры Верховцевой, уехавшей из города и оставившей ему свой небольшой домик, очень похожий на тот, что был у него в пустыни. Преданный Макарий поселился вместе с ним.

До 1927 года старец еще немного ходил, но потом только лежал, с трудом поднимал голову и шевелил пальцами правой руки. Отец Макарий все время был рядом. 

Старец Алексий говорил Макарию, чтобы тот никому не отказывал и от всех просящих помолиться принимал записки — передавал ему. Таким образом, число поминаний постоянно росло.

До болезни на проскомидии он около двух часов вынимал частицы по своему поминовению.

Но в последние годы отец Алексий благословил вести поминание отцу Макарию: тот читал
вслух и не все сразу, а частями, чтобы не утомлять болящего. 

2 октября 1928 года преподобный старец преставился. При одевании и положении во гроб присутствовали три ученика: игумен Владимир, игумен Никодим и монах, Макарий, который очень горевал, постоянно плакал и целовал усопшего друга. На панихиде стоял растерянный и расстроенный: он острее всех присутствовавших сознавал эту потерю. 

Сразу после кончины преподобного Алексия, 7 октября 1928 года, епископ Варфоломей рукоположил отца Макария в Высоко-Петровском монастыре во диакона, а на следующий день — во иеромонаха. 5 апреля 1931 года отца Макария арестовали.

Допросы следовали один за другим: ведь перед следователями был келейник старца Алексия, которого ОГПУ решило сделать главным заговорщиком и руководидителем подпольной антисоветской организации.

Отец Макарий достойно и смиренно вел себя в заключении,он никого не назвал из множества близких ему единоверцев, ежедневно посещавших отца Алексия.

Он называл ничего не значащие имена, ссылаясь на незнание или плохую память, не желая никому навредить. 

Обратите внимание

Из показания иеромонаха Макария на допросах: «В Москву я езжу, правда, редко, но у кого я останавливался, я не скажу, так как уж лучше буду терпеть один и не приносить неприятностей своим знакомым. В Москве я бывал в церквах, но каких, не помню. В городе Загорске я знакомых не имею, в большинстве сижу дома.

Изредка, когда появится желание, я служу в церквях Петра и Павла, на кладбище Кокуевском и других. Остальное время я занимаюсь черной работой по городу Загорску, очищаю дворы от снега, колю дрова и другое.

 К старцу Алексию приезжали за советами духовенство, из которых помню: московских — Четверухин Илия, Зверев Александр, Лагов Петр, остальных на память не помню; приезжал доктор Таганской тюрьмы Жижиленко, впоследствии епископ Максим; из Твери приезжал Левковский Александр. Вообще еще к нему приезжали, но кто и откуда, я не знаю.

Читайте также:  Молитва святого иоанна кронштадтского о даровании кротости и смирения в служении ближним - против искушений, нечистой силы и душевных болезней

Из ближнего духовенства приходил священник Инюшин Иван Иванович (раза три), Ржепик Мирон и другие (не помню). О чем говорили они со старцем Алексеем, я не помню, благодаря слабой памяти. Из всех вышеуказанных лиц я близко ни с кем не знаком, а знаю их только по приходу к старцу Алексию».

На вопросы о том, как он относится к советской власти, отец Макарий отвечал: «Советскую власть я рассматриваю как попущение Божие за грехи, но считаю, что истинный христианин должен терпеливо переносить все гонения и преследования со стороны власти.

При царской власти грехов было меньше и потому не было никаких притеснений на Церковь, а духовенство жило в лучших условиях и спокойней, но как только народ стал отходить от веры, и грехов накопилось много, тогда Бог и сделал попущение, послав советскую власть.

Это наказание будет продолжаться до тех пор, пока люди не одумаются и опять станут признавать Бога, ибо за благодетели Бог награждает. Пошлет ли Он награду в виде другой власти или сделает как-нибудь иначе, сказать не могу, так как пути Господни неисповедимы.

До этого еще должен появиться антихрист, но, когда он появится, сказать трудно, хотя некоторые считают, что признаки появления антихриста уже есть: падение религиозности, преследование религии и прочее, причем считают, что пятиугольная советская звезда есть печать антихриста. Однако я не берусь утверждать, что это именно так, ибо еще ничего не доказано.

Важно

 Некоторые считают также, что грех принимать кооперативные книжки и вступать в колхозы, видя в этом дело богопротивное, но я считаю, что все это торговые условия… Все мы имеем одинаковые политические убеждения и считаем, что советская власть является попущением Божиим, так как мы недостойны лучшей власти.

Эти наши взгляды мы (и я в том числе) высказывали также и верующим, когда они обращались к нам с подобными вопросами. Спрашивали меня на исповедях, можно ли вступать в колхозы, на что я отвечал, что это дело не религиозное, а хозяйственное, а когда спрашивали об антихристе, я отвечал, что нет никакой надобности определять сроки появления антихриста, а нужно жить по-христиански». 

Движимый неизбывной верой Христовой, он не боялся прямо высказывать свои взгляды, понимая, что жизнь его висит на волоске: «За каждой службой на проскомидии я поминаю по Служебнику русских царей общей формулой: ”Помяни, Господи, благочестивейших государей императоров”, а после этого — не по Служебнику, а по собственному желанию я поминаю персонально благочестивейших государей императоров Александра II, Александра III и Николая II и прочих царственных лиц. Поминаю также императрицу Елизавету Петровну и великую княжну Наталию Алексеевну. Последних двух я поминаю потому, что по преданию они посещали наш монастырь, а царей Александра II, Александра III и Николая II потому, что они были православными и нашими правителями, при которых верующим было свободно и хорошо жить. Советскую власть я поминаю дома и молюсь, чтобы Бог направил ее на истинный путь. О себе прошу Бога, чтобы Он помог мне спастись, и считаю, что и в современных богохульных условиях тоже можно спастись — если не открыто, то тайным подвигом, так как молиться можно и тайно». 

28 апреля 1931 года отцу Макарию было предъявлено обвинение в том, что «он, являясь членом контрреволюционной организации, занимался агитацией, направленной к подрыву и ослаблению советской власти». В этом виновным он себя не признал и заявил, «что в организацию вступил потому, что только эта организация могла обеспечить сохранение православной веры и восстановить старый порядок». 

20 мая 1931 года тройка ОГПУ МО приговорила иеромонаха Макария к расстрелу. Приговор привели в исполнение 10 июня 1931 года и среди прочих тайно захоронили на Ваганьковском кладбище. Постановлением Священного Синода от 26 декабря 2001 года иеромонах Макарий канонизирован как преподобномученик. День памяти преподобномученика Макария 28 мая / 10 июня. 

Преподобный отче Макарие моли Бога о нас!

Тропарь Преподобномученику  Макарию Зосимовскому, глас 1

Преподобия ризами блистая,и венцем свидетельства сияя, Макарие богомудре,доблий оружниче христов, не престай молитися о нас: чтущих днесь святую память твою. Кондак преподобномученику иеромонаху Макарию.

Кондак, глас 2
Послушанием непрелестным, служением любовию растворенным, степению молитвы высокою, исповеданием веры твердым, украси тя Христос Бог, отче наш претихий Макарие.

Источник: http://zosymova-pustin.ru/pages/prepodobnomuchenik_ieromonah_makariy.html

Преподобномученик Макарий (Моржов), иеромонах | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Июнь 9th 2013 –

Память 28 мая/10 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских В миру Моржов Михаил Степанович, родился 16 мая 1872 года в деревне Пахомовская Верховской волости Вельского уезда Вологодской губернии в семье крестьянина. Образование он получил в церковно-приходской школе.
В 1893 году был призван на действительную военную службу. По возвращении со службы он поступил рабочим на одну из московских фабрик, где проработал два года.

В 1899 году ушел в Смоленскую Зосимову пустынь в Александровском уезде Владимирской губернии, в которой проходил послушания бельевщика и трапезника.

В 1900 году настоятель монастыря игумен Герман (Гомзин) назначил послушника Михаила келейником духовника обители иеромонаха Алексия (Соловьева), впоследствии известного старца.

22 февраля 1903 года послушник Михаил был пострижен в монашество с именем Макарий, все время он исполнял послушание келейника старца Алексия, который в 1908 году ушел в затвор и принимал братию и народ уже только в церкви, а с 1916 года, приняв схиму, ушел в полный затвор, нарушить который ему пришлось для участия во Всероссийском Церковном Соборе 1917—1918 годов.

Совет

30 января 1923 года скончался настоятель Зосимовой пустыни схиигумен Герман (Гомзин); на следующий день после его похорон в монастырь явилась ликвидационная комиссия, члены которой заявили, что монастырь будет закрыт. В мае того же года пустынь была закрыта, и монахи разошлись кто куда, где кто смог найти приют.

Иеросхимонах Алексий с келейником поселились в Сергиевом Посаде, три дня они прожили в гостинице, а затем для них было снято помещение из двух комнат – большая для монаха Макария, а поменьше для иеросхимонаха Алексия. Духовные дети старца собирали посильные пожертвования, и на это они жили.

До 1925 года старец еще был в силах ходить по комнате, но затем ноги его так ослабели, что он слег в постель, и, когда надо было пить чай или кушать, келейник сажал его в кровати, но впоследствии и это уже было трудно для старца.

Однажды монах Макарий довел отца Алексия до умывальника и попросил его постоять, пока он все для него приготовит, но старец так ослабел, что без поддержки не смог устоять и, упав на стоявшую рядом табуретку, сильно расшибся.

Келейник положил его на кровать, вызвали доктора, и тот сказал, что у отца Алексия сломаны два ребра. На следующий день приехал врач из Москвы и, осмотрев старца, сказал, что ребра целы, только сильно ушиблены.

Обратите внимание

Келейник, узнав это, добродушно заметил: «Вот, нашумели на всю Россию, что отец Макарий отцу Алексию два ребра сломал, а они оказались целыми».

Архимандрит Кронид (Любимов), монах Макарий (Моржов) и иеросхимонах Алексий (Соловьев) Архимандрит Кронид (Любимов), монах Макарий (Моржов) и иеросхимонах Алексий (Соловьев)

Монах Макарий всегда удивлялся старцу, насколько у того были велики смирение и чувство благодарности. Старец почти ежедневно благодарил келейника за самые ничтожные услуги, ежедневно прося прощения, и таким отношением, бывало, до слез трогал его.

Обратите внимание

Однажды в комнате монаха Макария сидел приехавший к старцу архиерей. Отец Алексий позвал к себе келейника. Тот пошел и вскоре возвратился плачущим.

Епископ взял отца Макария за руку и спросил: «Что с тобой?» И келейник только и смог, сдерживая рыдания, выговорить: «Старец у меня прощения просит».

2 октября 1928 года иеросхимонах Алексий, причастившись Святых Христовых Таин, мирно скончался. Монах Макарий, помогая одевать старца для погребения, все время плакал и целовал его.

Важно

Предполагалось совершить похороны скромно, как того хотел сам старец, но народ быстро узнал о смерти праведника и стал во множестве стекаться ко гробу. Была отслужена панихида. Отец Макарий стоял у гроба растерянный и растроганный, со слезами на глазах.

7 октября 1928 года монах Макарий был рукоположен во иеродиакона, а на следующий день во иеромонаха. Рукоположение совершалось в Высоко-Петровском монастыре.

5 апреля 1931 года он был арестован в Загорске по обвинению в «антисоветской агитации и принадлежности к контрреволюционной церковной организации» и в тот же день допрошен.

Отвечая на вопросы следователя, он сказал:
«В Москву я езжу, правда, редко, но у кого останавливался, я не скажу, так как уж лучше буду терпеть один и не приносить неприятностей своим знакомым. В Москве я бывал в церквях, но в каких не помню. В Загорске я знакомых не имею, в большинстве сижу дома.

Изредка, когда появится желание, я служу в церквях Петра и Павла, на кладбище Кокуевском и в других. Остальное время я занимаюсь черной работой… очищаю дворы от снега, колю дрова…» [1]

Важно

После первых допросов отца Макария перевезли в Бутырскую тюрьму в Москве. Проходил по групповому делу «Дело Инюшина И.И. и др. Москва. 1931г.».

Следователи не удовлетворились сдержанными ответами иеромонаха, рассчитывая, что, будучи келейником старца Алексия и зная всех приходивших к нему для беседы, он многое сможет им рассказать.

17 апреля следователь снова допросил отца Макария. Назвав нескольких человек из тех, кто приходил к старцу, отец Макарий добавил: «О чем говорили они со старцем Алексием, я не помню, благодаря слабой памяти…

близко ни с кем не знаком, а знаю их только по приходу к старцу Алексию».

Следователь стал спрашивать, какого мировоззрения придерживается иеромонах Макарий, что он думает о советской власти и об антихристе и не считает ли антихристом саму советскую власть.

И отец Макарий, не скрывая своих убеждений, сказал:
«Советскую власть я рассматриваю как попущение Божие за грехи, но считаю, что истинный христианин должен терпеливо переносить все гонения и преследования со стороны власти. При царской власти грехов было меньше и потому не было никаких притеснений на Церковь…

но как только народ стал отходить от веры и грехов накопилось много, тогда Бог и попустил советскую власть. Это наказание будет продолжаться до тех пор, пока люди не одумаются и опять станут признавать Бога, ибо за благоделание Бог награждает.

Пошлет ли Он награду в виде другой власти или сделает как-нибудь иначе – сказать не могу, так как пути Господни неисповедимы… Еще должен появиться антихрист, но когда он появится, сказать трудно, хотя некоторые считают, что признаки появления антихриста уже есть: падение религиозности, преследование религии…

причем считают, что пятиугольная советская звезда – есть печать антихриста. Однако я не берусь утверждать, что это именно так, ибо еще ничего не доказано. Некоторые считают также, что грех принимать кооперативные книжки и вступать в колхозы, видя в этом дело богопротивное, но я считаю, что все это торговые условия…

Совет

Спрашивали меня на исповедях, можно ли вступать, на что я отвечал, что это дело не религиозное, а хозяйственное, а когда спрашивали об антихристе, я отвечал, что нет никакой надобности определять сроки появления антихриста, а нужно жить по‑христиански… О себе прошу Бога, чтобы Он помог мне спастись, и считаю, что и в современных богохульных условиях тоже можно спастись – если не открыто, то тайным подвигом, так как молиться можно и тайно…»

6 июня 1931 года Коллегией ОГПУ приговорен к расстрелу.

Был расстрелян 10 июня 1931 года и погребен в общей безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве.

12 декабря 1958 года был реабилитирован.

27 декабря 2005 г. определением Священного Синода был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Май». Тверь. 2007. С. 242-249

Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/prepodobnye/prepodobnomuchenik-makarij-morzhov-ieromonax.html

Преподобномученик Макарий (Моржов)

?Даниил Кольцов (watanabe_cdg) wrote,
2018-06-09 21:09:00Даниил Кольцов
watanabe_cdg
2018-06-09 21:09:00
Архимандрит Кронид (Любимов), монах Макарий (Моржов) и иеросхимонах Алексий (Соловьев)

«Буду терпеть один»

10 июня Русская Православная Церковь празднует память преподобномученика Макария (Моржова).Игумен Дамаскин (Орловский)

Журнал “Фома” | № 6 (134) | июнь 2014

В последние два столетия мир периодически переживает состояние острого кризиса и многие ищут ответы на вопрос о его причинах. Исповедники и мученики Русской Церкви перед лицом грозящей им смерти также давали свои ответы на эти вопросы, задаваемые зачастую гонителями в глухих тюремных застенках.

Интересуясь мировоззрением иеромонаха Макария (Моржова), следователь спросил его, что он думает о советской власти и об антихристе и не считает ли антихристом саму советскую власть.

Отец Макарий ответил: «Советскую власть я рассматриваю как попущение Божие за грехи, но считаю, что истинный христианин должен терпеливо переносить все гонения и преследования со стороны власти.

Это наказание будет продолжаться до тех пор, пока люди не одумаются и не станут опять признавать Бога, ибо за благоделание Бог награждает. Пошлет ли Он награду в виде другой власти или сделает как-нибудь иначе — сказать не могу, так как пути Господни неисповедимы .

Еще должен появиться антихрист, но когда он появится, сказать трудно, хотя некоторые считают, что признаки появления антихриста уже есть: падение религиозности, преследование религии . Некоторые считают также, что грех принимать кооперативные книжки и вступать в колхозы, видя в этом дело богопротивное.

Спрашивали меня на исповедях, можно ли вступать, на что я отвечал, что это дело не религиозное, а хозяйственное, а когда спрашивали об антихристе, я отвечал, что нет никакой надобности определять сроки появления антихриста, а нужно жить по-христиански . О себе прошу Бога, чтобы Он помог мне спастись, и считаю, что и в современных богохульных условиях тоже можно спастись».

Преподобномученик Макарий родился в 1872 году в деревне Пахомовская Вельского уезда Вологодской губернии в семье крестьянина Степана Моржова и в крещении был наречен Михаилом. В 1893 году Михаил был призван на военную службу. По возвращении он поступил рабочим на одну из московских фабрик.

Обратите внимание

Проработав два года, он в 1899 году ушел в Смоленскую Зосимову пустынь, находившуюся в Александровском уезде Владимирской губернии, и нес послушания бельевщика и трапезника. В 1900 году настоятель монастыря игумен Герман (Гомзин) назначил послушника Михаила келейником духовника обители иеромонаха Алексия (Соловьева), известного впоследствии старца.

Читайте также:  Молитвы в печали о детях

22 февраля 1903 года послушник Михаил был пострижен в монашество с именем Макарий. Все это время он исполнял послушание келейника старца Алексия, который в 1908 году ушел в затвор и принимал братию и народ уже только в церкви, а с 1916 года, приняв схиму, ушел в полный затвор.Участие во Всероссийском Церковном Соборе 1917–1918 годов вынудило старца на время оставить затвор.

На Соборе ему благословили тянуть жребий с именем будущего Патриарха, которым стал тогда митрополит Московский Тихон (Белавин). В 1919 году Патриарх Тихон распорядился, чтобы благословение на посещение старца давал наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кронид (Любимов).

И тот поставил перед старцем вопрос: или принимать всех, что означало окончание затвора, или не принимать никого, кроме монашеской братии. Иеросхимонах Алексий выбрал последнее. Впоследствии затвор был несколько ослаблен, и духовные дети старца вновь получили возможность его посещать.30 января 1923 года скончался настоятель Зосимовой пустыни схиигумен Герман.

На следующий день после его похорон в монастырь явилась ликвидационная комиссия, члены которой заявили, что монастырь будет закрыт. В мае 1923 года пустынь была закрыта, и монахи разошлись кто куда.

Иеросхимонах Алексий с келейником поселились в Сергиевом Посаде, три дня они прожили в гостинице, а затем для них было снято помещение из двух комнат — большая для монаха Макария, а поменьше для иеросхимонаха Алексия, и духовные дети старца стали собирать для них пожертвования.

Всякому жертвующему отец Алексий смиренно кланялся и, благодаря, говорил: «Я ведь теперь нищий, живу подаянием, меня добрые люди кормят, а сам я уже не могу работать».До 1925 года старец еще был в силах ходить по комнате, но затем настолько ослабел, что слег в постель, и, когда надо было пить чай или кушать, келейник сажал его в кровати, но впоследствии и это уже было трудно для старца.

Монах Макарий зачастую удивлялся смирению старца и постоянно жившему в его сердце чувству благодарности. Старец почти ежедневно благодарил келейника за самые ничтожные услуги, ежедневно прося прощения, и таким отношением, бывало, до слез трогал его.

Иеросхимонах Алексий всю жизнь неопустительно поминал в своей молитве множество имен живых и усопших и говорил келейнику, чтобы он никому не отказывал принять записки с именами, чтобы помолиться. Поминание постепенно увеличивалось; когда отец Алексий еще служил Литургию, то вынимать частицы из просфор ему приходилось в течение двух часов.

В последние годы жизни отец Алексий благословил монаху Макарию читать записки ему вслух и назначил срок поминать записанного четыре месяца. Но и при этом имен было так много, что приходилось читать их по частям.2 октября 1928 года иеросхимонах Алексий, причастившись Святых Христовых Таин, мирно скончался. Монах Макарий, помогая одевать старца для погребения, все время плакал и целовал его.

Важно

Предполагалось совершить похороны скромно, как того хотел сам старец, но народ быстро узнал о смерти праведника и стал во множестве стекаться ко гробу. Была отслужена панихида. Отец Макарий стоял у гроба растерянный и растроганный, со слезами на глазах.

Может быть, никто из присутствовавших не был в тот момент ближе к старцу, чем он, в течение двадцати восьми лет оберегавший его святой покой, а в последние годы ставший ему и сиделкой, и нянькой.

До самой кончины старца отец Макарий был ему верным и заботливым помощником, и старец молился о себе, о келейнике и обо всех, помогавших ему: «Сподоби мя, Преблагий Господи, потерпеть болезнь предсмертную без непосильных страданий, без ропота, с благодарностью.

Сподоби и окружающих мя разумно и во благодушии послужити мне при одре моем болезни во имя Твое и через сие святое дело обрести себе благоволение Твое, Всемилостивый и Благословенный во веки. Аминь».
Иеромонах МакарийЧерез несколько дней после кончины старца, 7 октября 1928 года, монах Макарий был рукоположен во иеродиакона, а на следующий день — во иеромонаха.

Но чем после смерти старца была для него дальнейшая жизнь? И он как бы уже сам спешил в венценосное будущее, чтобы скорее соединиться со старцем в радости и блаженстве жизни вечной.5 апреля 1931 года иеромонах Макарий был арестован в числе многих других, подобно ему шедших иноческим путем, который стал в те годы уже путем исповедническим.

Весьма сдержанно отвечая на вопросы следователя, он сказал: «В Москву я езжу, правда, редко, но у кого останавливался, я не скажу, так как уж лучше буду терпеть один и не приносить неприятностей своим знакомым. В Москве я бывал в церквях, но в каких не помню. В Загорске я знакомых не имею, в большинстве сижу дома. Изредка, когда появится желание, я служу в церквях Петра и Павла, на кладбище Кокуевском и в других. Остальное время я занимаюсь черной работой очищаю дворы от снега, колю дрова».После допроса отца Макария перевезли в Бутырскую тюрьму в Москве. Следователи, не удовлетворившись его сдержанными ответами, рассчитывали, что келейник отца Алексия, знавший всех приходивших к старцу, все же расскажет о них, и 17 апреля следователь снова допросил отца Макария. Назвав нескольких человек из тех, кто приходил к старцу, отец Макарий добавил: «О чем говорили они со старцем Алексием, я не помню, благодаря слабой памяти близко ни с кем не знаком, а знаю их только по приходу к старцу Алексию».6 июня 1931 года Коллегия ОГПУ приговорила отца Макария к расстрелу. Иеромонах Макарий (Моржов) был расстрелян спустя несколько дней после приговора, 10 июня 1931 года и погребен в общей безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве.

Статья на сайте журнала “Фома”: https://foma.ru/budu-terpet-odin.html

Фотография, помещенная в публикации, взята с сайта Регионального Общественного Фонда “ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ”.

Фотографии и житие преподобномученика Макария (Моржова) на сайте Регионального Общественного Фонда “ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ”

Источник: https://watanabe-cdg.livejournal.com/166772.html

Добрый келейник великого старца

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ “ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ”

НОВОМУЧЕНИКИ «КРОВЬМИ ИСТИНУ СОБЛЮДШИЯ…» СТРАНИЦА 12

28 мая / 10 июня – память преподобномученика Макария (Моржова)

Преподобномученик Макарий

Преподобномученик Макарий родился 16 мая 1872 года в деревне Пахомовская Верховской волости Вельского уезда Вологодской губернии, в семье крестьянина Степана Моржова, и в Крещении был наречен Михаилом. Образование он получил в церковно-приходской школе.

В 1893 году Михаил был призван на действительную военную службу.

По возвращении он поступил рабочим на одну из московских фабрик, а через два года, в 1899-м, подвижник ушел в Смоленскую Зосимову пустынь в Александровском уезде Владимирской губернии, где проходил послушания бельевщика и трапезника.

В 1900 году настоятель монастыря игумен Герман назначил послушника Михаила келейником духовника обители иеромонаха Алексия (Соловьева), впоследствии известного старца; 22 февраля 1903 года послушник Михаил был пострижен в монашество с именем Макарий. На протяжении всей жизни старца он оставался его келейником. В 1908 году старец Алексий ушел в затвор и принимал братию и народ уже только в церкви, а с 1916 года, после пострига в схиму, пребывал в полном затворе.

Участие во Всероссийском Церковном Соборе 1917–1918 годов вынудило подвижника на время прервать уединение. На Соборе ему было поручено тянуть жребий с именем будущего Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон (Белавин).

По немощи старец не присутствовал на последней сессии Собора, продолжив затвор в Зосимовой пустыни. Попасть к нему можно было, лишь написав прошение Святейшему.

В июле 1919 года Патриарх Тихон распорядился, чтобы благословение на посещение старца давал наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Кронид (Любимов).

Совет

И тот поставил схимника перед выбором: или принимать всех, что означало окончание затвора, или не принимать никого, кроме монашеской братии. Иеросхимонах Алексий предпочел последнее. Впоследствии это правило было несколько ослаблено, и духовные дети батюшки, хотя и ограниченно, снова стали посещать его.

Общаясь со старцем, его келейник, бывало, вспоминал прочитанный им отрывок, как архиепископ Ярославский Леонид (Краснопевков), в свое время бывая у митрополита Московского Филарета (Дроздова), думал: «Иные за счастье считают видеть портрет митрополита Филарета, а я его вижу лицом к лицу». Подавая старцу Алексию чай или обед, монах Макарий говорил сам себе: «Счастлив я, что, находясь при таком батюшке, не только вижу его, но состою и постоянным его прислужником».

30 января 1923 года скончался настоятель Зосимовой пустыни схиигумен Герман; на следующий день после его похорон в монастырь прибыла ликвидационная комиссия и объявила о закрытии обители. В мае 1923 года пустынь прекратила свое существование, и монахи разошлись – кто где смог найти приют.

Иеросхимонах Алексий с отцом Макарием поселились в Сергиевом Посаде, три дня прожили в гостинице, а затем для них сняли помещение из двух комнат: большой – для келейника, а поменьше – для старца.

Духовные дети батюшки собирали посильные пожертвования, на это они и жили.

Отец Алексий смиренно кланялся всякому благодетелю и, благодаря, говорил: «Я ведь теперь нищий, живу подаянием, меня добрые люди кормят, а сам я уже не могу работать».

До 1925 года старец еще был в силах передвигаться по комнате, но затем ноги его так ослабели, что он слег в постель, и, когда надо было пить чай или кушать, келейник сажал его в кровати. Но впоследствии и это уже стало трудновыполнимым для старца.

Однажды монах Макарий, подведя отца Алексия к умывальнику, попросил его постоять, пока все для него приготовит, но старец был так слаб, что без поддержки не смог устоять и, упав на стоявшую рядом табуретку, сильно расшибся.

Келейник перенес его на кровать, вызвали доктора, который сообщил, что у отца Алексия сломаны два ребра. На следующий день приехал врач из Москвы и, осмотрев старца, пояснил, что ребра целы, только сильно ушиблены.

Обратите внимание

Келейник, узнав это, добродушно заметил: «Вот, нашумели на всю Россию, что отец Макарий отцу Алексию два ребра сломал, а они оказались целыми».

Монах Макарий всегда удивлялся великому смирению и чувству благодарности старца: тот почти ежедневно благодарил его, своего келейника, за самые ничтожные услуги, ежедневно просил прощения, и таким отношением, бывало, трогал его до слез.

Обратите внимание

Однажды в комнате монаха Макария сидел приехавший к старцу архиерей. Отец Алексий позвал к себе келейника. Тот пошел и вскоре возвратился плачущим.

Епископ взял отца Макария за руку и спросил: «Что с тобой?» А тот только и смог, сдерживая рыдания, выговорить: «Старец у меня прощения просит».

Иеросхимонах Алексий всю жизнь неопустительно поминал на молитве множество имен живых и усопших, говоря келейнику, чтобы он никому не отказывал принять записки с именами тех, за кого нужно помолиться.

Поминание постепенно увеличивалось, и когда отец Алексий еще служил Литургию, то вынимать частицы из просфор ему приходилось в течение двух часов.

В последние годы своей жизни старец благословил монаху Макарию читать записки ему вслух и назначил срок поминать каждого записанного четыре месяца. Но и при этом имен было так много, что старец велел читать списки по частям.

«Однажды приехал к нам иеродиакон Иоанникий, не нашей братии, – рассказывал отец Макарий, – и остался утром посидеть с батюшкой, а я ходил к ранней обедне. Придя из церкви, согрел я самовар и прошу благословения у батюшки пить чай с отцом Иоанникием в моей келье, а батюшка сказал:

– Бог благословит, возьмите и меня с собой пить чай.

Я говорю ему:

– Батюшка, Вы не можете идти, у Вас ноги больные, а вот мы напьемся, тогда я и принесу Вам сюда чаю.

Он протягивает нам руки и с легкой улыбочкой, ласково так говорит:

– Возьмите меня с собой, ну, ведите меня, как архиерея, что ли.

Я и отец Иоанникий опять стали убеждать его, что нельзя ему идти с больными ногами. Он смиренно и спокойно остался лежать один, а нас отпустил. Вообще, когда у нас не было чужих, то я сначала поил батюшку чаем, а потом уже сам пил, но когда бывали гости, то я говорил:

– Батюшка, благословите сначала гостей угостить, а Вам потом принесу.

Он в таких случаях отвечал:

– Хорошо, угощайте их, а я и после напьюсь.

Но бывало и так скажет:

– Гостя приведи сюда, он со мной попьет».

И тогда подавался чай у батюшки в келье.

2 октября 1928 года иеросхимонах Алексий, причастившись Святых Христовых Таин, мирно скончался. Монах Макарий, помогая одевать старца для погребения, все время плакал и целовал его.

Предполагалось совершить похороны скромно, как того хотел сам схимник, но народ быстро узнал о кончине праведника и стал во множестве стекаться ко гробу. Была отслужена панихида.

Отец Макарий стоял у гроба растерянный и растроганный, со слезами на глазах.

Может быть, никто не был в тот момент ближе к старцу, чем он, в течение 28 лет оберегавший его святой покой, в последние годы ставший ему и сиделкой, и нянькой.

Важно

Отец Макарий был до самой кончины иеросхимонаха Алексия верным ему и заботливым помощником, и старец молился о себе, о келейнике и о всех служивших ему: «Господи мой, Господи! Приими смиренное сие моление мое! Избави мя от внезапной смерти.

Читайте также:  Храм покрова божией матери (саратов), россия, город саратов

Но перед наступлением кончины моея, ради очищения множества грехов моих, ради принесения истинного покаяния и напутствия Святыми Таинствами, ради христианского перехода в жизнь вечную – блаженную в мире душевном , сподоби мя, Преблагий Господи, потерпеть болезнь предсмертную без непосильных страданий, без ропота, с благодарностью! Сподоби и окружающих мя разумно и во благодушии послужити мне при одре моем болезни во имя Твое и через сие святое дело обрести себе благоволение Твое, Всемилостивый и Благословенный во веки! Аминь».

Вскоре по преставлении старца Алексия, 7 октября 1928 года, в Высоко-Петровском монастыре отец Макарий был рукоположен во иеродиакона, а на следующий день – во иеромонаха.

Но что после смерти старца была ему предлежащая жизнь! – и он, когда пришло на то благословение Божие, поспешил в венценосное будущее, чтобы скорее соединиться со своим духовным отцом в радости и блаженстве Жизни Вечной.

Иеромонах Макарий был арестован в числе многих других, избравших иноческий путь, 5 апреля 1931 года и в тот же день отправлен на допрос.

Отвечая следователю, он говорил: «В Москву я езжу, правда, редко, но у кого останавливался, я не скажу, так как уж лучше буду терпеть один и не приносить неприятностей своим знакомым. В Москве я бывал в церквях, но в каких – не помню. В Загорске я знакомых не имею, в большинстве сижу дома.

Изредка, когда появится желание, я служу в церквях Петра и Павла, на кладбище Кокуевском, и в других. Остальное время я занимаюсь черной работой… Очищаю дворы от снега, колю дрова…»

После первых допросов отца Макария перевезли в Бутырскую тюрьму в Москве. Следователи не удовлетворились сдержанными ответами священника, рассчитывая, что, будучи келейником старца Алексия и зная всех приходивших к нему для беседы, он многое сможет им рассказать.

Совет

17 апреля состоялся еще один допрос. Назвав нескольких человек, посещавших подвижника, преподобномученик добавил: «О чем говорили они со старцем Алексием, я не помню, благодаря слабой памяти… Близко ни с кем не знаком, а знаю их только по приходу к старцу Алексию».

Следователь стал узнавать, какого мировоззрения придерживается иеромонах Макарий, что он думает об установившейся власти и об антихристе, не признает ли антихристом советскую власть.

И отец Макарий, не скрывая своих убеждений, отвечал: «Советскую власть я рассматриваю как попущение Божие за грехи, но считаю, что истинный христианин должен терпеливо переносить все гонения и преследования со стороны власти.

При царской власти грехов было меньше, и потому не было никаких притеснений на Церковь… Но как только народ стал отходить от веры, и грехов накопилось много, тогда Бог и попустил советскую власть.

Это наказание будет продолжаться до тех пор, пока люди не одумаются и опять не станут признавать Бога, ибо за благоделание Бог награждает. Пошлет ли Он награду в виде другой власти или сделает как-нибудь иначе – сказать не могу, так как пути Господни неисповедимы…

Еще должен появиться антихрист, но когда он появится, сказать трудно, хотя некоторые считают, что признаки появления антихриста уже есть: падение религиозности, преследование религии… О себе прошу Бога, чтобы Он помог мне спастись, и считаю, что и в современных богохульных условиях тоже можно спастись – если не открыто, то тайным подвигом…»

6 июня 1931 года Коллегия ОГПУ приговорила отца Макария к расстрелу. Иеромонах Макарий (Моржов) был казнен 10 июня 1931 года и погребен в общей безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве.

По книге игумена Дамаскина (ОРЛОВСКОГО) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Май». Тверь., 2007.

С. 242–249.

© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник

Источник: http://www.pkrest.ru/131/131-12.html

Иеромонах Макарий Маркиш – Псевдоправославие

Здесь можно скачать бесплатно “Иеромонах Макарий Маркиш – Псевдоправославие” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Литагент «Никея»c7f2fd80-50f1-11e2-956c-002590591ea6, год 2011.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание “Псевдоправославие” читать бесплатно онлайн.

Известный священник и публицист иеромонах Макарий (Маркиш) преподает в Иваново-Вознесенской Духовной семинарии, участвует в различных форумах, круглых столах, интернет-семинарах и конференциях, чтобы помочь людям найти ответы на важные вопросы духовной жизни, православного просвещения и православной культуры.

Отец Макарий помогает преодолеть «бессознательность», суеверия, невежество в вере, диктат «злых старушек – римских мам», которых можно встретить в храме. Эта книга – передача живого опыта общения священника с людьми в простой форме вопросов и ответов, это православная миссия, участие в которой – обязанность каждого христианина, тем более священника.

Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви

Иеромонах Макарий (Маркиш)

Псевдоправославие

Выражаем Вам глубокую благодарность за то, что Вы приобрели легальную копию электронной книги издательства “Никея”.

Обратите внимание

Если же по каким-либо причинам у Вас оказалась пиратская копия книги, то убедительно просим Вас приобрести легальную.

Как это сделать – узнайте на нашем сайте www.nikeabooks.ru

Спасибо!

«Душа человека по природе христианка», – писал Тертуллиан в третьем веке. И действительно, вряд ли найдется человек, в душе которого окончательно утеряно то, что дает ей столь высокое определение.

Какими бы приземленными ни казались ценности общества, будь то общество строительства коммунизма или общество потребления, все равно остаются в сердце каждого человека самые высокие порывы – желание любить и прощать, стремление к добру, неудовлетворение лишь материальным изобилием и зов к поиску истины. Тянется душа к Своему Творцу.

Как заметил живший в четвертом веке богослов и философ Августин: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Ищет душа своего Творца. Так было и так будет.

Вот и сегодня ищут люди дорогу в Церковь, туда, где высокие стремления сердца находят свои исполнения, туда, где должна совершиться встреча человека со Христом. Но на этом пути возникает немало прагматичных вопросов: как и что правильно сделать, сколько и в какой последовательности.

И если человек начинает заострять свое внимание именно на этой «дисциплинарной» – нужной, но второстепенной – стороне церковной жизни, то зачастую его душа так и не встречается с живым Богом. Душевное удовлетворение, которое испытывает человек от исполнения необходимых правил, еще не имеет ничего общего с духовной жизнью и с православием.

Наверное, подобное удовлетворение переживали фарисеи, не захотевшие принять Христа. Возможно, что-то подобное испытывают и люди, ревностно отслеживающие в храмах, кто, как и что делает, чтобы ненароком не прошли не там или не вовремя.

Внешнее восприятие правил становится серьезным барьером на пути в Церковь, а православные с уже устоявшейся внешней церковностью бывают еще более страшным препятствием для людей, ищущих Христа.

Но, к сожалению, существует еще одна не менее серьезная проблема. Когда указанные искажения, да и просто отсутствие элементарного уважения к человеку, становятся не болезнью одной личности, а совместным религиозным убеждением группы людей внутри Церкви.

Важно

Так и формируется сектантское сознание: мы здесь внутри спасаемся и делаем все правильно, а там, вне, сплошной мрак и грех.

А если еще появляется духовный лидер в подобной группе, как принято сейчас говорить – младостарец, благословения которого воспринимаются как Божественное повеление, тогда есть все основания говорить о псевдоправославии.

В этой книге собраны вопросы людей, так или иначе столкнувшихся в своей церковной жизни с проявлениями псевдоправославия. На эти вопросы отвечает современный проповедник и публицист иеромонах Макарий (Маркиш). Как-то спросила отца Макария одна женщина: «Я всю жизнь хотела быть счастливой и думала, что Христос тоже этого хочет.

А недавно мне сказали, что это бесовский помысел, что христианство состоит совсем не в этом…» На что он ответил: «А в чем же тогда? Выгнать мужа, убежать от детей, ходить в уродливом тряпье, мучить себя голодом, ломать себе хребет на непосильном «послушании» – и главное, безоговорочно подчиняться какому-нибудь самозваному «старцу» или «матушке»? И не смей пикнуть! Так, что ли?..

Да, Господь ставит нам задачу: быть счастливыми. Счастливыми и в этой жизни, и в будущей. Каждому ясно, что нынешнее счастье – ничто, если оно не имеет продолжения.

Спаситель открывает Свою Нагорную проповедь (Мф.

5) «заповедями блаженства», «макаризмами»: каждый стих начинается со слова «блаженны» – по-гречески makarioi (макарии), что в точном переводе на русский как раз и значит «счастливы».

Но что такое счастье? Читайте Нагорную проповедь, и вы убедитесь, что Христос опровергает привычные стереотипы. Счастливыми Он называет не гордых, но нищих духом, т. е. смиренных, не удовлетворенных, но алчущих и жаждущих правды, не победителей, но миротворцев…

И хотя счастье в конечном итоге зависит от того, что во мне самом, что происходит в моей душе, мы прекрасно понимаем: «поиски счастья внутри себя» – дело абсолютно гибельное. Ведь душа-то наша несовершенна, не свободна от греха, требует покаяния и исправления… Отсюда вывод очень простой и определенный: счастье возможно и достижимо только с Иисусом Христом, только на пути к Нему и за Ним».

Главный редактор издательства «Никея»

Владимир Лучанинов

Печатное слово и мамы римские

Совет

За рубежом есть пословица: «У католиков папа в Риме, а у православных в каждом приходе папа». Когда я поделился этим грустным наблюдением с одним нашим священником, он согласно кивнул: «Да-да… и три-четыре мамы в придачу».

Превосходную статью «О плевелах церковной литературы» («Одигитрия», 2007, № 1) должен прочесть каждый, кому дорого дело православной миссии, – то есть каждый верующий. Я сразу же сделал с нее пачку ксерокопий для раздачи прихожанам, а сегодня эта статья широко разошлась в Интернете. В своем отклике на нее (2007, № 6) П.

Тихомиров ссылается на «бабушек из церковных лавок», которые саботируют православное печатное слово своим невежеством и упрямством. Это и в самом деле так.

Но не много ли чести «мамам римским» в черных платках, тем самым «злым старушкам», на которых сетовал приснопамятный Патриарх Алексий II? Можно ли видеть в них источник некой слепой и неуправляемой силы? Разумеется, нет.

Сила эта знакома нам всем, независимо от вероисповедания, опыта, образования и возраста. Называется она рынок, и недаром ее тоже упоминает П. Тихомиров в своей статье.

Не надо при этом думать, что отличительное качество рынка – это алчность: она в куда большей мере присуща, скажем, ворам и вымогателям, ничего общего с рынком не имеющим. Рынок держится совсем другими началами: спросом и предложением.

В церковной жизни, как и повсюду, мы сталкиваемся с ними непрестанно. «В проповедях, в радиопередачах не нужны никакие сложности и рассуждения, – инструктировали меня однажды. – Люди любят строгость, чтобы все было четко и просто, без проблем».

Пришлось заметить в ответ: «Бывает, люди любят одно, а Христос – совсем другое…» И протоиерей Димитрий Смирнов отзывается об одном особо злостном сеятеле церковно-литературных плевел: «Ему нельзя никак объяснить, что его продукцию даже сжигать нельзя – надо где-то в лесу закапывать.

«А людям нравится» – вот его аргумент».

Удивительно и прискорбно: рыночное начало, словно смрад, распространяется по всем путям и направлениям, и мы с покорностью к нему приспосабливаемся. Пушкин заметил некогда с горечью: «…Живя в нужнике, поневоле привыкнешь к… и вонь его тебе не будет противна, даром что gentleman».

Обратите внимание

Что ж, надо согласиться, что органические удобрения необходимы для истощенных лихолетьем полей, и следует спокойно, без лишних эмоций, отгружать их туда, где им место. Но в Церкви им не место.

Церковь, в отличие от торговли, сельского хозяйства, промышленности и даже политики, не живет законом спроса и предложения. У Церкви другое начало.

Приходится учитывать, однако, отчаянные усилия наших противников, видимых и невидимых, направленные к тому, чтобы опровергнуть эту истину и запереть нас навеки в том самом отдельно стоящем дощатом сооружении. Поэтому плевелы церковной литературы в обозримом будущем не переведутся.

Что делать? Если невозможно уничтожить семена ядовитых сорняков, то как защитить от них драгоценные добрые всходы? Ведь, следуя аналогии притчи о пшенице и плевелах, жнецам просто нечего будет убирать в житницы…

Прежде всего признаем, что церковной цензуры у нас нет и не будет. Святейший Патриарх Кирилл заметил по сходному поводу, что мы не позволим себе второй раз наступить на те же грабли.

Но мы не идем в Каноссу к мамам римским, акулам рынка печатных плевел, торговкам отравой в разлив и на вынос, – как, впрочем, и к папам, приходским или монастырским, охотникам за паспортами, тремя шестерками, пластиковыми карточками и другими куда более пикантными материями, от чего добрые люди, попав к ним на исповедь, теряют рассудок, или веру, или то и другое вместе. Где ключ к победе над этой безбожной силой?

Конечно, стратегический путь к успеху – это православное просвещение, православная культура, и здесь не о чем спорить. Время работает на нас – но только есть ли у нас время?.. Ведь эта стратегия долговременная, а противник ведет наступление здесь и сейчас. Поэтому контрмеры нужны немедленно, исходя из доступных средств и сложившейся ситуации…

Источник: https://www.libfox.ru/627187-ieromonah-makariy-markish-psevdopravoslavie.html

Ссылка на основную публикацию