Преподобный афанасий брестский

Святой: Афанасий Брестский

Афана?сий Бре?стский (в миру носил фамилию или отчество Филиппович; ок. 1595 — 5 сентября 1648) — игумен Свято-Симеоновского монастыря в Бресте, канонизирован Русской церковью в лике преподобномучеников. Память совершается (по юлианскому календарю) 20 июля (обретение мощей), 5 сентября и в третью неделю (воскресение) по Пятидесятнице (Собор Белорусских святых).

О жизни преподобного Афанасия известно из «Диариуша» — его дневника из записей автобиографического характера, с приложением его сочинений, грамот и писем. После смерти Афанасия «Диариуш» был дополнен монахами Симеоновского монастыря, описавшими последние дни и мученическую смерть Афанасия.

Жизнеописание

Родился в семье ремесленника, обучался в братской школе при виленском монастыре Сошествия Святого Духа.

После его окончания стал учителем и около 1620 года канцлером Львом Сапегой был назначен гувернёром Яна Фаустина Лубы, которого канцлер выдавал за сына Лжедмитрия I и Марины Мнишек.

Семь лет Афанасий служил у Сапеги, но когда содержание «царевича» сократили до сотни золотых в год, то оставил службу.

Обратите внимание

В 1627 году понял монашеский постриг и жил в Кутеинском Богоявленском монастыре, а затем в Межигорском монастыре. В 1632 году в Вильно был рукоположен во иеромонаха и назначен наместником игумена Добойского монастыря. В 1636 году монастырь был передан униатам, что заставило Афанасия покинуть его и перейти в Купятицкий монастырь.

В нём он написал «жалобный лист» к Богородице в котором рассказал о притеснениях православных и собрав под ним подписи положил к чтимой Купятицкой иконе Божией Матери от которой, по его словам, он имел «голоса».

В 1637 году Афанасий отправился за сбором милостыни, достиг Москвы и был принят царём Михаилом Фёдоровичем от которого получил богатые пожертвования.

В 1638 году Афанасий вернулся в свой монастырь, а в 1640 году был назначен игуменом брестского Симеоновского монастыря. На новом месте он начал активно добиваться возвращения переданных униатам православных храмов, проклинал Брестскую унию.

В сентябре 1641 года на сейме в Варшаве Афанасий смог получить согласие короля Владислава IV на возвращение храмов, но документ об этом не был заверен канцлером и не получил законной силы. В 1643 году вновь приехал на сейм, жаловался на бесправное положение православных в Польше.

Присутствовавшие на сейме православные иерархи, опасаясь непредсказуемости Афанасия, арестовали его. Сбежав из под ареста, Афанасий как юродивый бегал по улицам, бил себя посохом и проклинал унию. Был подвергнут церковному суду и лишён сана.

На это решение была подана жалоба в консисторию киевского митрополита и после длительного рассмотрения митрополит Пётр Могила восстановил Афанасия в сане и вернул игуменом в прежний монастырь.

В 1645 году, повинуясь по его словам гласу от Купятицкой иконы, Афанасий вновь отправился на сейм просить короля об отмене унии. Был арестован в качестве заложника за отправленного в Москву Яна Лубу. Этот арест связан с тем, что Афанасий в 1644 году в Кракове передал русскому послу князю Львову письмо Лубы, которое говорило о его попытке самозванства и Россия потребовала его выдачи.

Важно

Находясь по арестом Афанасий написал ряд сочинений в которых изложил свой взгляд на унию и её последствия для православия. Часть этих сочинений вошло в «Memorial», поданный от Афанасия король Владиславу. Король освободил Афансия и поместил его в Киево-Печерский монастырь, где был написан его автобиографический «Диариуш».

После смерти в 1647 году митрополита Петра Могилы Афанасий вернулся в Брест.

После возвращения Афанасий не предпринимал активных действий по борьбе с унией. В 1648 году после восстания Богдана Хмельницкого Афанасия обвинили в связи с восставшими казаками и арестовали в начале июля после литургии в Рождество-Богородичной церкви.

Обвинение не подтвердилось, но из-за критики им унии продолжили содержать под стражей, принуждая присоединиться к ней.

После отказа изменить православию 5 сентября 1648 года Афанасий был подвергнут жестокой казни: его закопали живьем в землю (в других источниках говорится что его пытались застрелить, а затем полуживого забросали землёй).

Тело Афанасия было обнаружено в мае 1649 года и погребено в его монастыре.

Почитание его как святого началось практически сразу после смерти: в 1658 году архимандрит Киево-Печерского монастыря писал царю Алексею Михайловичу, что тело мученика нетленно и в 1666 году мощи были открыты для поклонения в медной раке, составлено житие святого. При Петре I глава Афанасия была перенесена в Санкт-Петербург.

В начале XIX века пожар уничтожил храм Симеона Столпника: медная рака расплавилась и мощи обгорели. Священник С. Литовский собрал найденные частицы мощей и хранил их в алтаре трапезной церкви монастыря. В 1823 году для мощей изготовили деревянный ковчег и поставили в церкви. В 1857 году Н. А.

 Поливанов в благодарность за исцеление сына по молитве к преподобному Афанасию пожертвовал для мощей драгоценный серебряный ковчег.

После закрытия монастыря ковчег был изъят в Антирелигиозный музей искусств, разместившийся в Донском монастыре, а оттуда в 1935 году поступил в Государственный исторический музей.

Мощи святого в настоящее время хранятся в кафедральном соборе Бреста. Тропарь и кондак Афанасию Брестскому составлены в 1819 году. В 1984 году по благословению Патриарха Пимена имя Афанасия включено в Собор Белорусских святых.

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • На Викискладе есть медиафайлы по теме

Источник: http://adamovka.ru/saint/?id=252

Преподобномученик афанасий брестский

Афанасий, сын благородных  и благочестивых родителей, получив блестящее образование, и других обучал латинскому, польскому и русскому языкам. В 1622 году гетман Сапега отдал ему по воле короля на воспитание сына Марины Мнишек, шляхтича Лубу, и Афанасий поселился со своим питомцем в Брестском монастыре.

В 1627 году блаженный принял монашество в Вильне, потом жил в  Кутеинской и Межигорской обителях.

Искренний подвижник благочестия и образованный защитник святой веры, он поставлен был наместником Дубовской обители, что под Пинском.

Совет

В 1636 году по распоряжению канцлера Радзивилла Дубовский монастырь был отдан иезуитам, и православных иноков выгнали из обители. Блаженный Афанасий перешел в Купятицкий монастырь, но и здесь не было покоя от папистов.

В 1637 году преподобный отправился для сбора милостыни в Белоруссию и Москву. Предоставив царю Михаилу Феодоровичу решение о печальной судьбе своей, полный помыслов и забот о благе Православия, он для успехов святой веры над ее врагами советовал изобразить на военных хоругвях образ Божьей Матери в кресте, как было в его видении.

По возвращении из Москвы Афанасий стал игуменом Брестского Симеоновского монастыря и всячески защищал имущество обители от жадных и корыстных католиков. Афанасий многие часы проводил  в молитве и положил себе за правило каждую субботу читать Акафист Матери Божьей. И было ему видение Богородицы, которая повелела подвижнику не бояться властей и смело защищать святую православную серу.

Блаженный, повинуясь Божьей Матери, смело говорил сенаторам, что поляков ожидает Божья кара за кровавые притеснения православных.

Тогда в Варшаве находились послы русского царя, и Афанасий сказал им, что иезуиты уже 15 лет скрывают у себя лицо, опасное для России, – мнимого сына Марины Мнишек, шляхтича Лубу, его бывшего воспитанника. В качестве доказательства игумен представил несколько писем Лубы, где тот называл себя царевичем.

По воле царя послы потребовали, чтобы им выдали самозванца. Иезуиты испугались и объявили послам, что Луба – ни в чем не повинный бедный шляхтич, и Польша не может выдать его для казни. От Афанасия потребовали доказательств, что его воспитанник не сын Марины.

Читайте также:  Икона божией матери старорусская, россия, новгородская область, город старая русса, храм великомученика георгия победоносца

«Ни покойный Сапега, ни Мнишки не призвали Лубу за царевича», – отвечал он. «Игумен, который объявил о воре, – писали потом послы царю в Москву, – посажен в Варшаве в оковы». Условием его освобождения была положена свобода Лубы.

Иезуиты, желая отомстить отцу Афанасию, перевели его в краковскую темницу, где подвергали побоям и голоду. По совету русских послов преподобный подал королю прошение об освобождении. Поскольку Россия больше не требовала выдачи Лубы, невинного страдальца Афанасия в конце 1645 года освободили. В Киеве  в 1646 году он наконец закончил свой дневник, который вел все эти печальные годы.

В 1648 году гетманБогдан Хмельницкий встал на защиту Православия, против польско-шляхетского гнета. Причиной, побудившей казаков восстать против ляхов, было то, что иноверцы принуждали православных отказаться от догматов истинной веры и присоединиться к заблуждению, злобно юродствуя при этом.

Обратите внимание

Паписты потребовали от преподобного Афанасия, который всегда жил по правилам чистой веры и открыто выступал против Брестской унии, признать ее законность. За несогласие его заковали в кандалы и бросили  в подземелье. Но и это не сломило исповедника – смело грозил он полякам Божьим гневом за оскорбление прав человечества и защиту тех, кто нагло оскорблял учение Христа.

Когда Афанасию объявили о смертном приговоре (1648 год), он воскликнул: «Настанет время, когда всюду будет процветать Православие, и слава его уже не померкнет. Там, где будет лежать мое тело, козни врагов, отступников от святой веры, будут бессильны».    

17 сентябрь 2013 /

Источник: https://pravoslav-voin.info/azi/684-prepodobnomuchenik-afanasij-brestskij.html

Мощи святых

Мученическая кончина святого страстотерпца Афанасия, игумена Брестского, последовала 5 сентября 1648 года. В течение восьми месяцев тело страдальца за Православие лежало в земле без церковного отпевания. 1 мая 1649 года один мальчик указал братии Брестского Симеоновского монастыря место погребения игумена.

Земля, в которой был погребен мученик, оказалась временно принадлежавшей иезуитам, поэтому пришлось действовать тайно.

Ночью иноки выкопали нетленное тело игумена и тотчас перенесли на другое место, а утром – в свой монастырь, где спустя несколько дней, 8 мая, с честью погребли у правого клироса в главном храме монастыря в честь преподобного Симеона Столпника.

Земная жизнь преподобномученика Афанасия прекратилась, но память о нем всегда оставалась живой и священной среди православного населения западнорусского края. Глубоко чтилось здесь верующими его святое имя, а нетленные мощи святого преподобномученика, положенные в медную раку, были прославлены благодатным даром чудотворений и привлекали громадное количество верующих.

Почитание Афанасия началось сразу после его гибели. 5 янв. 1658 г. архимандрит Киево-Печерского монастыря Иннокентий (Гизель) и архим. Иосиф (Нелюбович-Тукальский) писали царю Алексею Михайловичу о том, что нетленные останки Афанасия почивают в Бресте.

20 июля 1666 г. там были открыты мощи мученика, по-видимому, в связи с этим событием было составлено его житие. О почитании святого сообщал Сильвестр (Медведев). По приказу Петра I глава от мощей Афанасия была перенесена в С.-Петербург.

8 ноября 1815 года во время пожара, происшедшего в Брестском Симеоновском монастыре, сгорела деревянная монастырская церковь, а медная рака, в которой хранились мощи преподобномученика, расплавилась в пламени пожара.

Обожженные частицы святых мощей преподобномученика Афанасия, уцелевшие в пламени пожара, были найдены на следующий день священником Самуилом Лисовским и благочестивыми жителями города Бреста.

Их уложили на оловянное блюдо и положили в алтаре монастырской трапезной церкви.

В 1823 году святые мощи, по благословению архиепископа Минского Анатолия, настоятель обители переложил в деревянный ковчег и поставил в церкви для поклонения.

В 1824 году Симеоновский монастырь был упразднен, его храм обращен в приходской, а святые мощи преподобного Афанасия положены в Николаевском соборе.

После сооружения в 1865 году в городе Бресте нового каменного Симеоновского собора, туда были перенесены святые мощи преподобного. Богу было угодно даровать им чудотворную силу, о чем свидетельствуют многочисленные исцеления страждущих.

В 1857 г. помещены в серебряный позолоченный ковчег, пожертвованный Н. А.

Важно

Поливановым в благодарность за чудесное исцеление своего сына по молитве к Афанасия (в 1935 ковчег был передан в ГИМ из Антирелигиозного музея искусств в Донском монастыре). В 1894 г.

над ковчегом была изготовлена сень с изображением преподобномученика. В 1893 г. в гродненском Коложанском монастыре построили храм во имя Афанасия.

Икона с частицей мощей прмч. Афанасия Брестского находится в Свято-Афанасиевском Брестском мужском монастыре.

Мощи прпмч. Афанасия почивают Симеоновском монастыре (г.Брест).

Источник: https://tainadiveevo.ru/afanasiy-brestskiy-istoria-moshchey

Преподобномученик Афанасий Брестский (+1648) – Нью-Йоркское благочиние

Преподобномученик Афанасий Брестский жил на территории современной Беларуси в первой половине XVII века и стал одним из главных борцов за православную веру от притеснения со стороны католиков и униатов. Этот святой занял достойное место и в белорусской культуре. Его называют мастером художественного слова, человеком редкого писательского таланта, выдающимся мыслителем и публицистом.

Афанасий родился в 1595 году в верующей семье брестских ремесленников. Получил прекрасное образование, хорошо изучил богословские и исторические науки, владел четырьмя языками.

В молодости будущий пастырь работал учителем при дворах знати. Видя, разгульный образ жизни в богатых домах, он все более намеревался избавиться от мирской суеты и посвятить себя служению Богу.

В 1627 году Афанасий принял монашеский постриг в Виленском Свято-Духовом монастыре, после чего был отправлен на послушание в другие монастыри. По возвращении в Вильно он был рукоположен во священника и назначен заместителем обители под Пинском.

В 1636 году этот монастырь силой передали иезуитам, что сильно впечатлило молодого монаха.

С этого момента он начинает глубоко осмысливать причины бедственного состояния Православной Церкви в Речи Посполитой и, полагаясь на волю Божию, решается на открытую борьбу с унией, так как, по его убеждению, именно она являлась корнем зла и причиной возмущений в тогдашней Церкви и государстве. При этом, как свидетельствуют сочинения преподобномученика, он не имел ненависти к конкретным лицам других вероисповеданий.

Афанасий перешел в Купятицкий монастырь в Пинском районе, славившийся чудотворной иконой Божией Матери.

Совет

В 1637 году по благословению Киевского митрополита Петра (Могилы) святой отправился собирать пожертвования на восстановление монастырского храма.

С большим трудом преодолев границу, он добрался до Москвы, где передал царю Михаилу Федоровичу отчет о своей поездке с описанием происходивших с ним по дороге чудес.

В 1640 году иеромонаха Афанасия избрали игуменом Симеонова монастыря в родном ему Бресте. Обитель в то время находилась в нищете, а монахи еще и претерпевали от униатов и иезуитов побои, насилие и оскорбления.

Читайте также:  Храм мученицы татьяны при мгу, россия, город москва

Но Афанасий не сдавался. Он отыскал старые епископские и королевские грамоты, подтверждавшие исконные права и привилегии брестских церквей и монастырей. Дважды выступил на сеймах Речи Посполитой в Варшаве. Король Владислав IV признал правомочными свои прежние привилегии, данные православным, но канцлер отказался утвердить королевский привилегия печатями.

На сейме 1643 года святой отмечал, что православные в христианской стране живут хуже, чем под турецким игом – дети некрещенные, пары невенчанные, людей хоронят тайно без отпевания.

Преподобный Афанасий раздал знатным членам сейма списки Купятицкой иконы Пресвятой Богородицы с надписью-предостережением, который свидетельствовал, что в минуты крайнего угнетения православных верующих, этот образ является «трубой и знаком», предвещающим гнев Божий и Страшный Суд.

На сейме присутствовали православные иерархи и игумены крупных монастырей, которые опасаясь последствий, распорядились схватить святого. В результате суда, игумена Афанасия лишили сана и выслали в Киев. Однако, здесь митрополичий суд оправдал святого и восстановил его в сане, позволив вернуться в Брест, где он в тяжелых условиях продолжил монашеский подвиг.

В 1645 году игумен снова собрался ехать на Сейм, но был арестован как нарушитель спокойствия. В более чем годичном заключении он написал ряд произведений, среди которых, «Новости», «Приготовление на суд», «О фундаменте церковном».

В них автор изложил свое мнение об истории унии и ее пагубности для православия и Речи Посполитой.

Тогда же он составил «Совет» королю Владиславу IV, в котором предложил конкретные пути примирения Церквей и достижения благополучия в государстве, в первую очередь, через избавление от влияния иезуитов и возвращение прав православным.

Обратите внимание

По воле короля святой был освобожден и поселился в Киево-Печерской Лавре, где написал одно из своих лучших произведений «Дневник» — свод статей, автобиографических записей, полемических трудов, грамот и писем, раскрывавших ложную сущность унии.

В 1647 году Афанасий возвратился в Брест и в 1648 году его снова задержали, обвиняя в помощи казакам. Солдаты вывели преподобного в лес, и, пытая раскаленным железом, заставляли отречься от его высказываний об унии. Стойкого и несломленного игумена расстреляли и бросили в выкопанную ним самим яму.

Только через восемь месяцев его нетленное тело было найдено монахами, перенесено в Брестский Симеоновский монастырь и с почестями предано земле.

Уже вскоре игумена Афанасия признали святым, а в 1666 году открыли его мощи. В 1816 году в обители произошел сильный пожар, в результате которого гробница святого расплавилась, а мощи обгорели. Уцелевшие части, от которых происходили чудеса и исцеления, поставили для всеобщего почитания.

После начала Первой Мировой войны святыню вывезли во Францию, и лишь в 1995 году ее часть вернули в Брест, где она ныне находится в Симеоновском соборе. В 2005 году на соборной территории открыли бронзовый памятник брестскому святому.

Память Афанасия Брестского отмечается 18 сентября.

Преподобномученик Афанасий Брестский (+1648) обновлено: Сентябрь 16, 2016 автором: maximus

Источник: http://nyblago.org/publikatsii/zhitiya-svyatykh/prepodobnomuchenik-afanasij-brestskij-1648/

Преподобномученик Афанасий, игумен Брестский (1648)

Преподобномученик Афанасий, игумен Брестский (1648)

Просмотров: 2701     Комментариев: 0

Cвятой преподобномученик Афанасий Брестский родился около 1597 года в благочестивой белорусской семье Филипповичей. Около времени рождения святого Афанасия в 1596 году в городе Бресте была заключена уния между частью Православной Церкви Юго-Западной Руси, входившей в то время в состав Польско-Литовского государства, и Римо-Католической Церковью.

Уния имела целью латинизацию Святой Православной веры и русской народности.

В ответ на заключение унии Православный Собор, состоявшийся также в 1596 году, принял постановление: «Мы даем обет веры, совести и чести за себя и за наших потомков, не слушать этих осужденных соборным приговором митрополита и владык, не повиноваться им, не допускать их власти над нами; напротив, сколько возможно противиться их определениям, действиям и распоряжениям, стоять твердо в нашей святой вере и при истинных пастырях нашей святой Церкви, особенно при наших Патриархах (имеются в виду Восточные Патриархи), не оставляя старого календаря… и сопротивляясь всем притеснениям, насилиям и новизнам, которыми бы стали препятствовать целости и свободе нашего богослужения, совершаемого по древнему обычаю».

Эти заветы, которые от лица Церкви возложили на ее верных чад представители Восточного Православия на Брестском соборе, стали призванием святого Афанасия, и их осуществлению была отдана вся его жизнь.

Важно

В молодые годы он некоторое время преподавал в домах польского шляхетства, в том числе у канцлера Литовского Льва Сапеги. Разгульная жизнь, которую он наблюдал при дворе польского вельможи, лишь укрепила в преподобном Афанасии намерение оставить мирскую суету.

Он удалился в Виленский Свято-Духов монастырь, где в 1627 году принял иноческий постриг от игумена Иосифа. Отсюда преподобный Афанасий был послан на послушание сначала в Кутеинский монастырь под Оршей, а затем – в Межигорский около Киева, где «не малое время учился воле Божией и жизни по закону».

Из Межигорья преподобный Афанасий был вновь вызван в Вильну, где преподобный был посвящен в сан иеромонаха и затем назначен наместником Дубойской (Дубовской) обители под Пинском. Через три года, в 1636 году, обитель оказалась в ведении иезуитов; преподобный Афанасий был переведен на послушание в Купятицкий монастырь.

Отсюда он совершил для сбора подаяний весьма трудное и опасное путешествие в Москву, сопровождаемое видимым покровительством и помощью Божией Матери.

В 1640 году святой Афанасий был назначен игуменом Симеонова монастыря в Бресте. Прибыв в Брест на игуменство, преподобный Афанасий прежде всего разыскал старые грамоты, епископские и королевские, которыми утверждались права и преимущества вверенного ему монастыря.

Найдя в грамотах, что «уния со старым Римом, принятая вопреки законам Восточной Церкви, проклята навеки», преподобный Афанасий стал открыто в храме и других местах поучать об этом. Это произвело столь сильное действие, что во всем воеводстве униаты начали испытывать величайшую тревогу.

В 1641 году святой Афанасий отправился в Варшаву на сейм, где собирался закрепить исконные преимущества православного братства в Бресте и отстоять полную свободу богослужения и обрядов по уставу Восточной Церкви, но ему отказали.

Тогда преподобный Афанасий обратился за советом и помощью к православным духовным влиятельным лицам, но и здесь не нашел он поддержки.

Воспевая однажды акафист Божией Матери, святой Афанасий вдруг явственно услышал от ее образа слова: «Афанасий! Жалуйся теперь на сейме при помощи иконы Моей Купятицкой, в кресте изображенной, перед королем польским и государством, грозя праведным гневом и страшным судом Божиим, который вот-вот поистине наступит, если не образумятся. Пусть прежде всего на веки осудят проклятую унию, – в этом самая насущная нужда, – и им еще может быть хорошо». Исполняя это повеление, преподобный в 1643 году, уподобляясь святому пророку Илии, ревнителю об истинной вере, отправился на сейм в Варшаву, взяв с собой образки Купятицкой иконы Богоматери и записанное предостережение о гневе Божием за преследование Православия и покровительство унии, которые и раздал всем знатнейшим членам сейма, в том числе и королю. Он обратился в сейме к королю с речью, в которой изложил все притеснения и обиды, чинимые православным иезуитами и униатами. К смелым словам подвижника отнеслись с явным неудовольствием и отправили его на суд к Киевскому митрополиту Петру Могиле. В Киеве преподобный был оправдан и по просьбе братии Брестского монастыря вновь восстановлен в игуменском достоинстве. По возвращении в Брест преподобный Афанасий всецело отдался монашеским подвигам. Уединенная жизнь иноков постоянно нарушалась нападениями на монастырь, издевательствами, насмешками, препятствиями в общении со святыней и прочими притеснениями, чинившимися иезуитами и униатами. В ноябре 1644 года он был взят под стражу, отвезен в Варшаву и брошен в оковы, в которых содержался более года. В заключении святой Афанасий написал молитвословие, которое распевал для утоления душевной боли: «Пошли покой Церкви Своей, Христе Боже! Не знаю, может ли кто из нас терпеть дальше! Дай нам помощь в печали, чтобы мы всецело отдались вере святой, непорочной». Из тюрьмы преподобный Афанасий написал королю Владиславу ІV три послания, причем одно из них на генеральный сейм 1645 года, с просьбой защитить православную Церковь в Западной Руси.

Читайте также:  Молитва после исповеди - до и после исповеди и причастия

Результатом этих посланий было то, что Киевскому митрополиту было предписано забрать святого Афанасия из тюрьмы и отправить его в такое место, где бы он уже не мог «чинить никаких тревог». Исполняя повеление короля, митрополит Петр Могила оставил Брестского игумена в Киево-Печерском монастыре.

Под влиянием ясно обнаружившегося расположения православных к святому, после последовавшей 1 января 1647 года кончины митрополита Петра Могилы, преподобный Афанасий вновь вступил в свое игуменство. Во время пребывания в Киево-Печерской Лавре святой Афанасий создал одно из замечательнейших своих произведений – «Дневник» («Диариуш»).

Совет

Как свидетельствует история создания «Дневника» и сам текст этого выдающегося памятника общественной мысли первой половины ХVІІ века, святой Афанасий стремился создать такой литературный памятник, который обличал бы унию, имел актуальность не только в то время, но и в будущем, и в котором была бы показана одна из исторических страниц напряженной борьбы православного народа против римо-католической агрессии.

Вернувшись в Брест, святой Афанасий недолго ощущал покой в своей обители. В июле 1648 года его вновь арестовали по ложному обвинению в помощи восставшим казакам. Когда обвинение не подтвердилось, судьи спросили преподобного: «Ты проклинаешь унию?» «Да, – ответил святой Афанасий, – потому что она и есть проклята».

Этого было достаточно для тех, кто жаждал крови Брестского игумена. Иезуиты, зная, что он осужден на смерть, подослали к нему своего человека, пытавшегося убедить святого не губить себя.

Но страдалец за истину ответил ему: «Путь иезуиты знают, что как им приятно пребывать в прелестях мира сего, так мне приятно пойти теперь на смерть».

В ночь на 5 сентября 1648 года гайдуки повели преподобного Афанасия в сосновый бор возле деревни Гершановичи. Там они заставили его вырыть себе яму, а потом, пытая раскаленным железом, принуждали отказаться от слов, произнесенных игуменом против унии и католицизма.

Не теряя самообладания, святой подвижник мужественно ответил палачам: «Что я сказал, то я сказал, и с тем умираю». После этих слов палачи приказали одному из прослезившихся гайдуков расстрелять святого Афанасия. Потрясенный мужеством и стойкостью святого игумена, гайдук просил у него прощения и пастырского благословения.

Получив то и другое, он выстрелил, но не убил святого. Раненый двумя мушкетными пулями, преподобный Афанасий с окровавленной головой продолжал стоять, прислонясь к сосне.

Страшное кровавое зрелище при внезапно разразившейся сильной грозе до такой степени испугало гайдуков, что они поспешили втолкнуть его еще живым в яму, в которой воин за веру Христову повернулся лицом кверху, сложил руки крестообразно и предал душу Господу.

Обратите внимание

В течение восьми месяцев тело страдальца за Православие, засыпанное землей, лежало в неизвестности без церковного чина погребения. 1 мая 1649 года один мальчик указал братии Брестского Симеоновского монастыря место погребения их игумена.

Земля, в которой был погребен мученик, оказалась временно принадлежавшей иезуитам, поэтому пришлось действовать тайно. Иноки ночью выкопали нетленное тело игумена и тотчас перенесли на другое место, а утром – в свой монастырь.

Через несколько дней, 8 мая 1649 года преподобный Афанасий был с честью погребен у правого клироса в главном храме монастыря в честь преподобного Симеона Столпника.

Преподобный Афанасий был признан чтимым святым вскоре после своей мученической кончины.

5 января 1658 года архимандрит Киево-Печерской Лавры Иннокентий Гизель вместе с Иосифом Нелюбович-Тукальским (с 1664 года митрополит Киевский) писали царю Алексею Михайловичу, что тело святого Афанасия, «откровенно бывши, и доселе, дивно Богу во святых Своих, в Бресте пребывает нетленно».

В 1666 году в Бресте было составлено житие на польском языке, в котором игумен Афанасий называется «святым и преподобномучеником». Глубоко чтилось верующими западнорусского края святое имя преподобномученика, а нетленные мощи его, положенные в медную гробницу, были прославлены благодатным даром чудотворений и привлекали множество верующих.

8 ноября 1816 года во время пожара, происшедшего в Брестском Симеоновском монастыре, деревянный монастырский храм сгорел, а медная гробница, в которой хранились мощи святого, расплавилась.

Обожженные частицы святых мощей преподобномученика Афанасия, уцелевшие в пламени пожара, были найдены на следующий день священником Самуилом Лисовским и благочестивыми жителями города Бреста. Их уложили на оловянное блюдо и положили в алтаре монастырской трапезной церкви.

Важно

В 1823 году для частиц мощей был устроен ковчег и они были поставлены для всенародного поклонения. В 1824 году Симеоновский монастырь был упразднен, его храм обращен в приходской, а святые мощи преподобного Афанасия положены в Николаевском соборе.

После сооружения в 1865 году в городе Бресте нового каменного Симеоновского собора святые мощи преподобного были перенесены в храм. Богу было угодно даровать им чудотворную силу, о чем свидетельствуют многочисленные чудеса и исцеления.

Всецелое утверждение Православия и полная отмена унии – вот в чем видел святой Афанасий свою цель, осуществлению которой посвятил всю жизнь. «Я не пророк, а только слуга Бога Творца моего, посланный согласно с временем, чтобы говорить каждому правду… Он для того послал меня, чтобы я наперед возвестил об истреблении проклятой унии». Такими были слова твердого, непреклонного и вдохновенного борца за Православие, глубоко веровавшего в победную силу истинного исповедания. Не страшила его и мученическая кончина, ибо он провидел исполнение своего пророческого предсказания: «Там, где тело мое искалеченное и израненное во имя Божие положено будет, вера православная расцветет, как лилия посреди терниев». Память преподобномученика Афанасия Брестского празднуется также 5/18 сентября и в день Собора Белорусских святых (Неделя 3-я по Пятидесятнице).

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/prepodobnomuchenik-afanasijj-igumen-brestskijj

Ссылка на основную публикацию