Преподобный афанасий серпуховской

Преподобный Афанасий Серпуховской

День памяти: 12 сентября

Афанасий Серпуховской

Преподобный Афанасий Серпуховской, в миру Андрей, родился в Обонежской Пятине в семье священника Авксентия и его супруги Марии. Смолоду склонный к молитвенному самоуглублению и отвержению от мира, он искал достойного наставника в иноческом делании.

В это время слава о подвигах преподобного аввы Сергия Радонежского распространилась уже по всей Руси. Обитель Живоначальной Троицы на Маковце сделалась для всех светильником и образцом монастырского устроения.

Здесь в иноческом общежитии преодолевалась “ненавистная рознь мира сего”, созидалось единство духа в союзе любви по образу Самой Божественной Троицы.

Обратите внимание

К авве Сергию, к Троице на Маковце, и направил свои стопы в поисках духовного совершенства юноша Андрей из дальних новгородских пределов.

Нареченный в иночестве Афанасий, в честь святого Афанасия Великого, ученика и описателя жития аввы Антония Великого, начальника египетского монашества, авва Афанасий стал достойным учеником великого игумена Сергия, отца и учителя русского монашества.

Ученики преподобного Сергия, кроме обычных иноческих послушаний, получали благословение святого аввы на особенные церковные служения: книгописание, иконопись, храмостроительство.

Это было подлинное воцерковление жизни, внесение в нее всей церковной красоты и поэзии, литургическое преображение Божьего мира. Излюбленным послушанием, которое возложил на себя авва Афанасий, было книгописание.

Святые книги ставились отцами наравне со святыми иконами, как важнейший вещественный носитель церковной идеи, богословия и литургического творчества.

Школа преподобного Сергия, открывшая Русской и Вселенской Церкви целые области богословского опытного ведения о Святой Троице, особенно тесно связана с расцветом церковной книжности, с необходимостью взаимного обогащения Русской Церкви творениями Церкви Византийской, а богословов Византии – глубоким духовным опытом русских подвижников.

В 1374 году, когда князь Серпуховской Владимир Андреевич Храбрый, сподвижник Димитрия Донского, обратился к Преподобному Сергию с просьбой основать монастырь в его вотчине, авва Сергий пришел в Серпухов со своим любимым учеником Афанасием и, заложив монастырь Зачатия Пресвятой Богородицы, благословил преподобного Афанасия быть его строителем, а затем игуменом.

Обитель святого Афанасия была воздвигнута возле города Серпухова, на высоком берегу реки Нары. Ее называли поэтому “обителью на Высоком” или Высоцкой. Отсюда и прозвание, с которым вошел в историю Русской Церкви ее основатель и первый игумен – преподобный Афанасий Высоцкий.

Важно

Авва Афанасий ревностно принялся за благоустроение вверенной ему обители. Многие русские подвижники прошли здесь, “на Высоком”, высокую школу иночества.

По учению аввы Афанасия, сохраненному для нас Епифанием Премудрым, быть иноком – нелегкое дело. “Обязанность инока в том состоит, чтобы бдеть в молитве и в Божественном поучении до полунощи, а иногда и всю ночь; ничего не есть, кроме хлеба и воды, и то с умеренностью; масла же и вина вовсе не употреблять”.

По словам угодника Божия, многие приходили к нему в обитель на Высоком, “но потом обленились и, не стерпев трудности постнического воздержания, убежали”. Тем выше было иноческое достоинство оставшихся со святым аввой подвижников.

Потому-то в обитель к своему ученику и спостнику Афанасию Богоносный авва Сергий Радонежский направил для пострижения и наставления в иноческом подвиге своего будущего преемника, преподобного Никона (память 17 ноября). Преподобный Афанасий учил его: “Иноки называются добровольными мучениками.

Святые мученики многие в один час пострадали и скончались, а иноки каждый день терпят страдания не от мучителей, но внутри, от собственной плоти и от врагов мысленных, бывают боримы и до последнего дыхания страдают”.

В 1378 году, после кончины Святителя Алексия, митрополита Московского, прибыл в Москву новый митрополит – святитель Киприан (память 16 сентября). Но великий князь Димитрий Донской, который хотел поставить митрополитом своего духовника и сподвижника Михаила (Митяя), не принял митрополита Киприана и выгнал его из Москвы. Святитель оказался в трудном положении.

Но он нашел поддержку и сочувствие у столпов русского иночества – Преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Высоцкого. Они с самого начала видели каноническую правоту митрополита в его споре с великим князем и поддерживали его в длительной борьбе (1478 – 1490) за восстановление канонического порядка и единства в Русской Церкви.

Святителю Киприану пришлось в эти годы несколько раз ездить к Константинопольскому патриарху для участия в соборных решениях по управлению Русской Церковью.

Совет

В одну из этих поездок, по благословению святого аввы Сергия, отправился в Константинополь с митрополитом и его друг, преподобный Афанасий Высоцкий, оставив игуменом в Высоцкой обители своего ученика, преподобного Афанасия Младшего (+ 1395).

В Константинополе преподобный Афанасий поселился в обители святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, где приобрел себе келлию и жил с несколькими пришедшими с ним учениками, занимаясь молитвой, богословием, списанием книг.

Около двадцати лет прожил преподобный в столице тогдашней церковной образованности в неустанных трудах по переводу с греческого языка и переписыванию церковных книг, которые он отправлял затем на Русь, передавая Русской Церкви не только наследие великой православной мысли, но и традиции константинопольских книгописных мастерских, с их изысканной графикой, искусством книжной миниатюры, действенной гармонией содержания и формы. Постоянная творческая связь установилась между книгописной мастерской преподобного Афанасия в Константинополе и каллиграфической и иконописной школой Высоцкого монастыря в Серпухове. Не случайно именно в Высоцкую обитель направил преподобный игумен Никон будущего великого иконописца преподобного Андрея Рублева, как когда-то богоносный авва Сергий направил его самого в ту же обитель для духовного созревания и проникновения возрождающим и преображающим духом истинной церковной красоты. В этом священном служении церковной красоты, в непрерывном литургическом действии во славу Живоначальной Троицы, возрастал и укреплялся живоносный гений преподобного Андрея, которого Бог предназначил для великого зрительного претворения Богословских и литургических заветов преподобного Сергия в бессмертной чудотворной иконе Пресвятой Троицы для иконостаса Троицкого собора. В иконописном творчестве преподобного Андрея Рублева, так же как в храмостроительном делании преподобного игумена Никона и в агиографических творениях Епифания Премудрого, нашли воплощение и синтез лучшие традиции византийского и русского церковного искусства.

Этому творческому синтезу и служил всю свою жизнь преподобный Афанасий Высоцкий. Живя в Константинополе, он продолжал трудиться для Русской Церкви, для своей Родины.

В одну только Высоцкую обитель было им прислано 10 икон лучшего греческого письма.

Им и его учениками были переведены на славянский язык и переписаны “четыре сотницы глав” преподобного Максима Исповедника, главы Марка о церковных службах, слова преподобного Симеона Нового Богослова.

В 1401 г., уже перед самой кончиной, маститый старец переписал, а, возможно, и сам перевел, церковный устав, распространившийся в Русской Церкви под названием “Око церковное”.

В непрерывных книжных трудах прошла жизнь преподобного Афанасия. Он скончался в Константинополе в глубокой старости в 1401 г. (или позже этого времени).

Русские летописи запомнили его как старца “добродетельного, учительного, знающего Священное Писание”, о чем “поныне свидетельствуют писания его”. Житие его было написано в 1697 г.

иеромонахом Московского Чудова монастыря Карионом (Истоминым).

Источник: http://days.pravoslavie.ru/Life/life1518.htm

25 сентября. Преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховский чудотворец

Церковный календарь. 25 сентября (12 сентября ст. стиль).

Сегодня мы совершаем отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

А также память: сщмч. Феодора Александрийского, епископа; сщмч. Корнута, епископа Никомидийского III века. Сщмч. Автонома Италийского, епископа III-IV веков; сщмч. Иулиана Галатийского, пресвитера, и с ним 40 мучеников, пострадавших в IV веке. Прп. Афанасия Высоцкого, Серпуховского чудотворца XIV столетия. Прп. Вассиана Тиксненского, подвижника XVI–XVII веков.

Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского в 1704 году.

Сщмчч. ХХ века: Феодора Лебедева, Иоанна Прудентова, Николая Житова, пресвитеров; блж. мч. Алексия (Ворошина), Елнатского.

Прославляется Боянская (Бояновская) икона Божией Матери:

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

Братья и сестры, сегодня мы знакомимся с подвижником XIV века. Преподобный Афанасий Серпуховский, в миру Андрей, родился в Обонежской пятине в семье священника Авксентия и его супруги Марии.

Обратите внимание

Смолоду склонный к молитвенному самоуглублению и отвержению от мира он искал достойного наставника в иноческом делании.

В это время слава о подвигах преподобного Сергия Радонежского распространилась уже по всей Руси, и к нему направил свои стопы в поисках духовного совершенства юноша Андрей из дальних новгородских пределов.

Андрей, нареченный в иночестве Афанасием в честь святого Афанасия Великого (ученика и описателя жития аввы Антония Великого, начальника египетского монашества), стал достойным учеником великого игумена Сергия, отца и учителя русского монашества. Ученики преподобного Сергия кроме обычных иноческих послушаний получали благословение на особенные церковные служения. Излюбленным послушанием, которое возложил на себя Афанасий, было книгописание.

В 1374 году, когда серпуховский князь Владимир Андреевич Храбрый, сподвижник Димитрия Донского, обратился к преподобному Сергию с просьбой основать монастырь в его вотчине, святой Сергий пришел в Серпухов со своим любимым учеником Афанасием и, заложив обитель Зачатия Пресвятой Богородицы, благословил преподобного Афанасия быть его строителем, а затем игуменом.

Отец Афанасий ревностно принялся за благоустроение вверенного ему монастыря. Обитель была воздвигнута возле города Серпухова, на высоком берегу реки Нары. Поэтому ее называли «обителью на Высоком» или Высоцкой. Отсюда и прозвание, с которым вошел в историю Русской Церкви ее основатель и первый игумен – преподобный Афанасий Высоцкий.

Многие русские подвижники прошли здесь, «на Высоком», высокую школу иночества.

По учению преподобного Афанасия, сохраненному для нас Епифанием Премудрым, быть иноком – нелегкое дело. «Обязанность инока в том состоит, чтобы бдеть в молитве и в божественном поучении до полунощи, а иногда и всю ночь; ничего не есть, кроме хлеба и воды, и то с умеренностью; масла же и вина вовсе не употреблять».

По словам угодника Божия, многие приходили к нему в «обитель на Высоком», «но потом обленились и, не стерпев трудности постнического воздержания, убежали». Тем выше было иноческое достоинство оставшихся со святым учителем подвижников.

Потому-то в обитель к своему ученику и спостнику Афанасию преподобный Сергий Радонежский направил для пострижения и наставления в иноческом подвиге своего будущего преемника, преподобного Никона.

Важно

В 1378 году после кончины святителя Алексия, митрополита Московского, в столицу прибыл новый митрополит – святитель Киприан. Но великий князь Димитрий Донской, который хотел поставить митрополитом своего духовника и сподвижника Михаила (Митяя), не принял митрополита Киприана и выгнал его из Москвы. Святитель оказался в трудном положении.

Но он нашел поддержку и сочувствие у столпов русского иночества – преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Высоцкого. Они с самого начала видели каноническую правоту митрополита в его споре с великим князем и поддерживали его в длительной борьбе за восстановление канонического порядка и единства в Русской Церкви.

Святителю Киприану пришлось в эти годы несколько раз ездить к константинопольскому патриарху для участия в соборных решениях по управлению Русской Церковью.

В одну из этих поездок по благословению святого Сергия отправился в Константинополь с митрополитом и его друг –преподобный Афанасий Высоцкий, оставив игуменом в обители своего ученика – преподобного Афанасия Младшего.

В Константинополе подвижник Афанасий поселился в обители святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, где приобрел себе келью и жил с несколькими пришедшими с ним учениками, занимаясь молитвой, богословием, переписыванием книг. Около двадцати лет прожил преподобный в столице тогдашней церковной образованности в неустанных трудах по переводу книг с греческого языка на русский и переписыванию церковных книг, которые он отправлял затем на родину.

Между книгописной мастерской преподобного Афанасия в Константинополе и каллиграфической и иконописной школой Высоцкого монастыря в Серпухове установилась постоянная творческая связь.

Неслучайно именно в Высоцкую обитель преподобный игумен Никон направил будущего великого иконописца преподобного Андрея Рублева, как когда-то святой Сергий направил его самого в ту же обитель. Живя в Константинополе, святой Афанасий продолжал трудиться для Русской Церкви, для своей родины.

В одну только Высоцкую обитель им было прислано десять икон лучшего греческого письма. Им и его учениками были переведены на славянский язык и переписаны «четыре сотницы глав» преподобного Максима Исповедника, главы Марка о церковных службах, слова преподобного Симеона Нового Богослова.

В 1401 году, уже перед самой кончиной, старец переписал, а возможно, и сам перевел церковный Устав, распространившийся в Русской Православной Церкви под названием «Око церковное».

Читайте также:  Молитвы в случае немоты и нарушений речи - о здоровье и исцелении телесных недугов

Преподобный скончался в Константинополе в глубокой старости в 1401 году.

Преподобне отче Афанасие, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

Источник: http://tv-soyuz.ru/peredachi/tserkovnyy-kalendar-25-sentyabrya-2016g

Житие преподобного афанасия высоцкого

(память 12/25 сентября)

Преподобный Афанасий Высоцкий (Серпуховской) был одним из учеников прп. Сергия Радонежского. Он родился в семье священника Авксентия из Ново­городской области (Обонежской пятины1)) и в миру носил имя Андрей.

Родителями своими Андрей воспитан был в правилах христианского благо­чес­тия и еще в детстве обучен чтению, письму и церковному пению. С ранних лет полюбил он храм Божий, часто молился в нем, и самое решение посвятить себя иноческой жизни созрело в юноше во время богослужения.

Однажды во вре­мя литургии Андрея поразили слова Господа из дневного евангельского за­чала: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой,
и по Мне грядет (Мф. 16, 24; Мк. 8, 34); и в этих словах он услышал призывк ино­честву. В то время распространилась уже на Руси слава о великом подвиж­нике Радонежском прп.

Совет

Сергии и об основанной им пустынной Троицкой оби­тели. Под руководством прп. Сергия и пожелал Андрей проходить подвиг ино­чест­ва; пешком пришел он из Обонежья в Троицкую обитель и со слезами упалк ногам святого старца, прося принять его в число своих учеников. Прп.

Сергий исполнил пламенное желание Андрея, принял его в обитель и для испыта­ния наз­начил ему послушание — трудиться на поварне. Проходя это испыта­ние, Анд­рей показал себя благопокорным тружеником и усердным молитвенником,

и потому прп. Сергий постриг его в монашество, дав при этом иноческое имя Афанасий.

Новый инок отличался добронравием, чистотою мысли и совершенным по­слу­шанием. «Во все время, пока ты был при мне, — говорил ему впоследствии прп. Сергий, — ты ни разу не оказал непослушания не только мне, но и бра­тии».

В то же время Афанасий отличался среди других братией знанием Священного Писания и любовью к переписыванию книг.

Он оставил в Троицкой обители много «доброписаний» своей руки и за свою начитанность и любовь к книгам особенно любим был прп. Сергием.

Такой инок способен был не только проходить монастырское послушание, но и руководить других на иноческом пути. И действительно, прп. Афана­сий стал основателем и игуменом одного из первых монастырей, происшедших от ве­ликой лавры Сергиевой, — монастыря Высоцкого Сурпуховского.

Благочестивый князь серпуховской Владимир Андреевич Храбрый, почитав­ший и любивший монашеский и священнический чин, задумал устроить в сво­ем городе монастырь. Он просил прп. Сергия прибыть к нему для благословенияи основания обители. Исполняя желание князя и видя его усердие к монасты­рям и храмам Божиим, преподобный Сергий с радостью и без замедления при­шел в Серпухов.

Обратите внимание

Преподобный осмотрел и одобрил выбранное князем место для будущей обители, называвшееся Высоким (по своему положению на очень высоком берегу Нары), и своими руками заложил основание храма в честь За­ча­тия Пресвятой Богородицы богоматерью Анной. Это было в 1374 г. Князь Владимир просил у прп. Сергия любимого ученика его прп. Афанасия в игумены нового монастыря. Князь знал прп.

Афанасия потому, что Радонежская обитель находилась в его княжестве и он часто посещал ее. Жалко было великому под­виж­нику отпускать от себя мужа, чудного в добродетелях и разумного в Божест­венном Писании. Но склоняясь на просьбу князя Владимира, он отпустилв Серпухов прп. Афанасия. Благодаря щедротам усердного князя скоро воздвиг­нут был храм обители, устроены братские келлии.

Строитель пожертвовалв обитель все потребное в изобилии: святые иконы, книги, священные сосуды. На высокой горе прекрасно устроенный монастырь был очень красив. Быстро собирались в него братия, и прп. Афанасий, искусный и разумный в управлении монастырем, ввел в обители строгое общежитие. Поэтому монастырь процветал и нравами. В числе первых иноков Высоцкого монастыря был прп.

Никон, впоследствии преемник самого прп. Сергия по игуменству в Троицком монас­тыре. Весьма знаменательно то, что когда юный Никон пришел в Троицкую обитель и просил пострижения, сам прп. Сергий направил его сперва в Высоцкий монастырь к прп. Афанасию, сказав, что он получит там наставление в иночес­кой жизни: так ценил великий подвижник духовное руководство прп. Афанасия.

После же того, как прп. Никон прошел первоначальный монашеский искус

и удостоился сана священства за свои подвиги, прп. Сергий взял его в свой мо­настырь и перед смертью назначил своим преемником по игуменству.

Прп. Афанасий поучал подчиненную братию как высоким личным примером своим, так и проповедническим словом; свои наставления преподобный брал из творений святых — Василия Великого, Исаака Сирина и других отцов Церкви.

По-прежнему, как и в Троицком монастыре, он любил переписывать душепо­лезные книги: эти книги его письма и после него долго хранились в Высоцком монастыре. Заставлял трудиться над перепискою книг и братию монастыря.

Преподобный был в близких, дружеских отношениях с тогдашним Москов­ским митрополитом Киприаном (память 16/29 сентября), который и сам приез­жал в Высоцкий монастырь для освящения каменной церкви, заменившей первоначальную деревянную (эта каменная церковь построена была тем же серпуховским князем Владимиром Андреевичем).

Высоцкий игумен и митрополит Московский вели между собою переписку. Когда в 1382 г. митрополит Киприан вследствие неудовольствия на него великого князя Димитрия Донского удалился из Москвы в Киев, вместе с ним на некоторое время уехал туда же и прп. Афа­насий. В 1387 г. митрополит Киприан по вызову Константинопольского патри­ар­ха должен был отправиться в Константинополь.

Пользуясь этим невольным путе­шествием митрополита, преподобный решился сопутствовать ему и уже навсег­да оставил свой Высоцкий монастырь. Летопись объясняет нам причину этого решения в таких словах: «Бога ради остави игуменство». Это должно по­ни­мать так, что Афанасий, подобно прп. Никону, вскоре после смерти прп.

Сергия оставившему игуменство, возжелал совершенного безмолвия и уединения.Но оставляя игуменство в Высоцком монастыре, прп. Афанасий передал его

Важно

в добрые и верные руки: он вручил управление обителью соименнику своему, им же воспитанному в иноческих добродетелях, Афанасию Младшему, как назывался он в отличие от своего учителя1).

В Константинополе подвижник вместе с митрополитом Киприаном жил
в Предтечевом монастыре, носившем прозвание «Богом богатого», затем подвизался в обители Перивлепто. В одном из этих монастырей св.

Афанасий купил себе келлию и право на содержание от монастыря и пребывал, как один из убогих, оставив попечение о настоящем и желая будущего воздаяния. Ког­да митрополит Киприан в 1390 г. приехал снова в Москву и утвердился на митро­поличьем престоле, он много упрашивал прп.

Афанасия, чтобы тот возвратился в Россию и принял почетную должность. Но смиренный подвижник решительно отказался от этого и сказал: «Эта келлия моя дороже мне всяких почестей!»

Один из учеников Афанасия в Предтечевом монастыре, сообщивший известие об этом отказе, справедливо восклицал: «О, ум рассудительный! О, взор светлый! Дивлюсь я твоему воздержному житию!»

Проживая в Константинополе, прп. Афанасий не покидал своего любимого занятия — переписывания церковных книг. В 1401 г. он списал своей рукой цер­ковный устав под названием «Око церковное», который много раз перепи­сывался и быстро распространился в России. Послав такой устав на родину, прп.

Афанасий, по всей вероятности, следовал своему сердечному желанию со­об­щить в свое отечество такое руководство, которое помогло бы править службу церковную благообразно и по чину (из одного послания к нему митро­полита Киприана, написанного еще в Высоцком монастыре, мы видим, чтои тогда преподобного весьма интересовали многие вопросы, относящиесяк уставному совершению богослужения).

Имея любовь к переписыванию книг, преподобный воспитывал любовь к этому занятию и в других иноках. Так,

Совет

в 1392 г. один из учеников по его благословению и совету написал в Предтечевой царской обители Константинополя Сборник отеческих сочинений (400 глав прп. Марка Исповедника, главы прп. Марка, Слово Симеона Нового Богослова, несколько Слов Иоанна Златоуста и Исаака Сирина).

Живя в Константинополе, прп. Афанасий не забывал своего Серпухового монастыря; он прислал в него несколько икон византийского письма, которые и доныне стоят в главном монастырском храме Пресвятой Богородицы над цар­скими вратами.

Прп. Афанасий и в Константинополе пользовался, вероятно, большим по­четом и уважением за свою подвижническую жизнь; переписчик упомянутого выше святоотеческого Сборника именует его «священночестнейшим между иноками». «Прожив в молчании со святым старцем», преподобный «старости глубоце преставился ко Господу» в Константинополе, по всей вероятности,
в первых годах XV в.

Память прп. Афанасия празднуется местно.

Источник: http://www.saints.ru/a/25-prp.Afanasii-Vysotskii

День памяти преподобного Афанасия Высоцкого (Младшего), собеседника преподобного Сергия

Второй игумен Серпуховского Высоцкого монастыря преподобный Афанасий Высоцкий (Младший) родился в Ярославле около 1362 года в знатной семье. В Крещении получил имя Амос. Отец Иларион и мать Анна воспитывали сына в строгих правилах благочестия.

Преподобный Афанасий Высоцкий (Младший). Роспись свода братской трапезной Троице-Сергиевой Лавры

Желая «научиться пути Господню», в 1375 году юный Амос пришел в Серпухов к преподобному Афанасию Старшему. Настоятель, видя его усердие и любовь к Богу, принял Амоса в монастырь. Через пять лет он сподобился монашеского пострижения и получил то же имя, что и преподобный Афанасий Старший.

«Разуме преподобный учитель твой Афанасий велию ревность твою по Бозе и яко богоугодным житием твоим безсмертие улучиши духовное, Афанасием тя нарече – безсмертию тезоименитым содевает», – поется в акафисте преподобному Афанасию Младшему.

В 1381 году, через год после пострижения, при освящении каменного собора в честь Зачатия Пресвятой Богородицы, митрополит Киприан в присутствии преподобного Сергия Радонежского рукоположил Афанасия Младшего в иеродиакона, а в 1382 году – в иеромонаха.

Видя его духовную опытность, преподобный Афанасий Старший поручил ему управление обителью на время своего отъезда в Киев, а в 1387 году, уезжая вместе со святителем Киприаном в Константинополь, определил его в настоятели Высоцкого монастыря.

Игумен Афанасий был для насельников монастыря примером в подвигах иноческой жизни.

О нем говорили, что он «имел воздержание совершенное, в посте был крепок, в молитвах неленостен, в нищете терпелив». Он внушал братии любовь к Богу, стремление к молитвенным подвигам, удерживал их от грехов и наставлял, как побеждать влечение страстей, направляя ум, сердце и помыслы ко Господу. При преподобном Афанасии Младшем Высоцкий монастырь продолжал процветать и число братии умножалось.

Крестный ход в Высоцком монастыре

Около 1395 года преподобный Афанасий Младший встречал в обители посольство от преподобного Афанасия Старшего. Вскоре, почувствовав изнеможение от великих подвигов и трудов, в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, 12 сентября 1395 года, Афанасий Младший преставился ко Господу. Согласно завещанию, он был погребен против западных дверей соборного храма под лестницей.Один из братии, имея гнев на преподобного, не пошел на его погребение и за это внезапно подвергся нападению нечистого духа. Со слезами поспешил он тогда в церковь и перед гробом преподобного испросил себе прощение, после чего освободился от лукавого духа. Когда гроб с телом преподобного Афанасия Младшего опускали в землю, этот инок упал в могилу и, будучи оттуда извлечен, сообщил братии, что преподобный из гроба протянул свою руку и сказал: “Тебе, брат, суждено скоро оставить жизнь, близка кончина твоя”. На третий день после этого инок скончался. Монахи обители и другие люди в разное время видели над местом погребения преподобного Афанасия Младшего горящие свечи, которые двигались и, достигнув гробницы, становились невидимыми.Не раз братия слышала над местом его погребения сладкогласное пение «Святый Боже…» или видела преподобного Афанасия Младшего, ходящего вокруг монастыря с кадильницей и возжженными свечами.Во время нашествия крымских татар на Серпухов, когда монахи бежали из монастыря, неприятели и некоторые жители города видели, как из обители на белом коне выехал инок с густой черной бородой и большим жезлом в руке. Объехав стан врагов, он с угрожающим видом устремился на них, и они, немедленно сняв осаду, обратились в бегство. Об этом начальники города донесли царю.

Читайте также:  Перенесение честной десницы иоанна предтечи с мальты в гатчину, малый/средний

Преподобный Афанасий Младший издавна почитался как чудотворец, наставник иноков и небесный покровитель Высоцкой обители, города Серпухова и его пределов. Вскоре после его кончины лестница, под которой находилась гробница преподобного, была разобрана, а над гробницей сооружена часовня.

В 1697 году мать царя Петра I, царица Наталия Кирилловна Нарышкина, устроила вместо нее одноглавый каменный храм во имя преподобного Афанасия Афонского.

В том же году справщик Московского Патриаршего двора иеромонах Чудова монастыря Карион Истомин составил житие и службу преподобному Афанасию Младшему.

  

 
Преподобный Афанасий Высоцкий (Младший)

Обратите внимание

В 1878 году храм, сооруженный над мощами святого, из-за ветхости был разобран, и на его месте был воздвигнут красивый и обширный храм во имя преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Афонского, в память 500-летия обители. В 1967 году церковь была снесена «как сооружение, не представляющее архитектурной и исторической ценности». Над местом погребения святого была восстановлена лестница. 

24 сентября 1994 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия совершилось обретение всечестных мощей преподобного Афанасия Младшего, а 25 сентября, в день преставления преподобного, они были торжественно перенесены в Покровский храм обители. От святых мощей преподобного Афанасия с момента их обретения совершаются чудеса и исцеления страждущих. Так, присутствовавший на торжестве обретения мощей раб Божий Владимир С. после молитвы исцелился от мучавшей его годами боли в суставах. По молитвам святого Афанасия заблудшие выходят из тьмы неверия и бесовского обмана, исправляют свою жизнь.Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2005 года преподобный Афанасий Высоцкий Младший был причислен к лику святых для общецерковного почитания.Память преподобного Афанасия Младшего совершается 12/25 сентября. 

браз Божий в богосотворенней душе твоей, / ум, слово, и дух соблюдая / вперился еси отче преподобне Афанасие, / любовию ко Всетворцу Богу, / и сего ради / молитвы, труды, и подвиги добродетельныя восприим, / прешел еси в вечныя небесныя кровы. / Отнюдуже назирай нас / моля Святую Троицу, / еже наследити нам горнее всерадостное блажен­ство.

преподобне и богоносне отче наш Афанасие! Ты, поработати Господеви желая, зде вселился еси, и неленостно во трудех, во бдениих, в молитвах и постех подвизался еси, и был еси наставник монашествующим, всем же людем учитель ревностный.

Ныне убо, по отшествии твоем от земных, Небесному Царю предстоя, моли благость Его, еже ущедрити место селения твоего, святую обитель сию, идеже духом любве твоея неотступно пребываеши, и всем людем твоим, с верою к раце твоей припадающим, во благая прошения их исполнити.

Испроси у Милостиваго Господа нашего, да низпослет нам обилие благ земных, паче же яже на пользу душ наших да дарует нам, и скончати житие сие привременное в покаянии да сподобит, в день же Судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Своем да удостоит во веки веков. Аминь.

, чудотворче преславный и заступниче крепкий Богом собранней дружине сей! К тебе, яко скорому и избранному спасения нашего ходатаю, Богоизбранному духовных воинств воеводе, оружием молитвы твоея победителем над враги явльшуся, пред ракой святых мощей твоих припадающе, преподобне отче наш Афанасие, вседушно прибегаем: не отвратися нашея нищеты, молению нашему внемли, и от бед нас, святую обитель сию, град сей и пределы его сохрани. Простри руку твою, скорую помощь подающую. Управи ум наш от пагубоносных разсеяний, и сердца наша оскверненная очисти, освяти и горе имети утверди. От враг видимых и невидимых нас сохрани, да над страстьми победители явимся, творяще святыню во страсе Господни, и всякое уныние поправше, радоватися о Господе начнем: и тако твоими ходатайствы, во смирении и простоте сердца сподобимся до последняго издыхания боголепно славити Святую Троицу, Отца, и Сына, и Свята Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.    

Источник: Троицкий патерик. – СТСЛ, 2015. С. 100-103.

25 Сентября 2018

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/pamyat-prepodobnogo-afanasiya-vysotskogo-mladshego-sobesednika-prepodobnogo-sergiya77

Святые мощи прп. Афанасия Высоцкого младшего

Преподобный Афанасий Высоцкий (младший), второй игумен Серпуховского Высоцкого монастыря, родился в Ярославле около 1362 года в благочестивой и знатной семье. В крещении он получил имя Амос. Отец его Иларион и мать Анна воспитывали сына, от природы обладавшего острым умом, в строгих правилах благочестия.

2 декабря 1373 года Преподобный Сергий Радонежский, склоняясь на просьбу благочестивого Серпуховского князя Владимира Андреевича, посетил Серпухов и, избрав красивое и весьма удобное место “на Высоком”, основал здесь обитель во имя Пресвятой Богородицы, честнаго Зачатия Ее праведной Анной. Настоятелем новой обители он поставил своего любимого ученика, преподобного Афанасия старшего. Слава об общежительной обители, подвигах и опытности ее игумена в духовном руководстве новоначальных быстро распространилась повсюду.

Желая “научиться пути Господню”, юный Амос пришел в 1375 году к преподобному Афанасию, и тот, видя его усердие и любовь к Богу, принял его в обитель. Через пять лет, видев его послушание, чистоту и терпение в подвиге, преподобный Афанасий сподобил его монашеского пострижения, назвав собственным своим именем — Афанасий .

В 1381 году, через год по пострижении, при освящении каменного собора в честь Зачатия Пресвятой Богородицы, возведенного князем Владимиром Андреевичем Храбрым над братской могилой воинов-серпуховичей, павших в Куликовском сражении, святитель Московский Киприан в присутствии преподобного Сергия возвел Афанасия старшего в сан игумена, а Афанасия младшего рукоположил во иеродиакона.

В 1382 году Афанасий младший был посвящен во иеромонаха.

Важно

Во время путешествия в Киев в 1382 году, преподобный Афанасий старший, видя опытность преподобного Афанасия младшего, поручил ему управление обителью.

В 1387 году, преподобный Афанасий старший вместе со святителем Московским Киприаном навсегда уезжая в Константинополь, поставил его своим преемником по игуменству в Высоцком монастыре.

При преподобном Афанасии II Высоцкий монастырь продолжал процветать, и число братии умножалось. Игумен Афанасий был для братии примером в подвигах добродетельной иноческой жизни, “имел воздержание совершенное, в посте был крепок, в молитвах неленостен, в нищете терпелив”.

Любя Господа Бога, он умел внушать ту же любовь к Богу и молитвенным подвигам и братии. Умел удерживать их от грехов и наставлять, как побеждать влечение страстей, направляя ум, сердце и помыслы ко Господу.

Около 1395 года преподобный Афанасий встречал в своей обители посольство от преподобного Афанасия старшего, приславшего из Константинополя семь прекрасных икон деисусного чина, другие церковные вещи и рукописи.

В 1395 году от великих подвигов и трудов преподобный Афанасий почувствовал “старческое изнеможение” и 12 сентября, в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, преставился ко Господу. Согласно своему завещанию, он был погребен против западных дверей соборного храма под лестницей.

Его преемником по управлению обителью стал преподобный Никита, сродник и ученик преподобного Сергия.

С самого момента погребения преподобный Афанасий был прославлен чудесами. Один из братии, имея гнев на преподобного, не пошел на его погребение, и за это внезапно подвергся нападению нечистого духа. Со слезами поспешил он тогда в церковь и перед гробом испросил себе прощение у преподобного, после чего освободился от лукавого духа.

Совет

Когда опускали в землю тело преподобного Афанасия, этот инок упал в могилу, и когда был из нее извлечен, то сообщил братии, что преподобный Афанасий из гроба протянул ему свою руку и сказал: “Тебе, брат, суждено скоро оставить жизнь, близка кончина твоя”. На третий день после этого инок скончался.

Монахи обители и другие люди в разное время видели над местом погребения преподобного горящие свечи. Они шли позади Престола, по правой стороне, и достигнув гроба преподобного, становились невидимыми. Не раз братия слышала над гробом его сладкогласное пение: “Святый Боже…

” или видела преподобного Афанасия, ходящего кругом монастыря с кадильницею и возженными свечами. Во время нашествия крымских татар на Серпухов, когда монахи бежали из монастыря, неприятели и некоторые жители города видели, как из обители на белом коне выехал инок с большим жезлом в руке. Он был смугл лицом и с густой черной бородой.

Объехав стан врагов, он с угрожающим видом устремился на них, и они, немедленно сняв осаду города, обратились в бегство. Об этом начальники города донесли царю.

Вскоре после кончины лестница над гробом преподобного была разобрана и сооружена часовня. В 1697 году мать Петра I, царица Наталия Кирилловна, выстроила над гробом преподобного одноглавый каменный храм во имя преподобного Афанасия Афонского.

В 1878 году этот пришедший в ветхость храм был разобран, и в память 500-летия обители был воздвигнут красивый и обширный храм во имя преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Афонского. В 1967 году эта церковь была снесена реставраторами “как сооружение, не представляющее архитектурной и исторической ценности”.

Над местом погребения преподобного была в первоначальном виде восстановлена лестница, и могила преподобного вновь оказалась под ней.

По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия были проведены работы по определению места погребения и открытию святых останков преподобного Афанасия.

24 сентября 1994 года совершилось обретение всечестных мощей Угодника Божия, и в самый день преставления преподобного сонмом духовенства во главе с Архиереем они с торжеством были перенесены в храм.

Обратите внимание

От святых мощей преподобного Афанасия, покоящихся в Покровском храме обители, уже в наше время продолжают совершаться знаменательные случаи исцелений страждущих.

Подлинные житие и служба преподобному Афанасию были написаны в 1697 году справщиком Московского Патриаршего двора Чудовским иеромонахом Карионом Истоминым.

Преподобный Афанасий издревле почитался как чудотворец, наставник иноков и небесный покровитель Высоцкой обители, города Серпухова и его пределов.

Источник: http://visotskymonastir.ru/sv_m.php

Акафист святому преподобному Афанасию, игумену Высоцкому, Серпуховскому чудотворцу

И#збрaнному бGомъ во и3гyмена nби1тели выс0цкіz и3 ди1вному въ прпdбныхъ nтцY нaшему ґfанaсію состaвимъ похвалY.

Т0й бо, ћкw nтeцъ чадолюби1вый, м0литъ за ны2 прослaвльшагw є3гw2 гDа да сохрани1тъ nби1тель сію2 t нестроeній и3 навётwвъ ѕлhхъ чlвBкъ и3 нaсъ всёхъ соблюдeтъ въ ми1рэ и3 є3диномhсліи и3 любви2: мh же люб0вію сын0внэй къ немY преисполнeнніи, со ўмилeніемъ бlгодaрственнw зовeмъ ди1вному ўг0днику хrт0ву:

Рaдуйсz, прпdбне џтче нaшъ ґfанaсіе, выс0цкій чудотв0рче.

Јкосъ №

ЃгGлwвъ творeцъ и3 всеS твaри создaтель, kви1вый цRкви с™ёй всесвётлагw свэти1льника, t грaда kрослaвлz призвaвый тS, прпdбне џтче нaшъ ґfанaсіе, въ предёлы грaда сeрпухова во nби1тель пречcтыz дв7ы и4же на выс0комъ приведЁ тS. Мh же, ви1дz совершeніе бlгjz в0ли гDни на тебЁ, съ люб0вію вопіeмъ ти2 си1це:

Рaдуйсz, грaда kрослaвлz преслaвное прозzбeніе: рaдуйсz, прbр0ка дрeвнzгw ґмHса и4мz получи1вый при кRщeніи.

Рaдуйсz, ћкw и3з8 дётска ќмъ и3 дyшу твою2 гDеви предaвый: рaдуйсz, любвE ради2 ко гDу д0мъ nтeческій њстaвивый.

Рaдуйсz, во nби1тель выс0цкую пришeдый и3 тaмо пок0й душЁ своeй њбрэтhй: рaдуйсz, t ю4ности твоеS kрeмъ хrт0въ на сS воспріsвый.

Рaдуйсz, бGомyдрымъ ўчи1телемъ твои1мъ ґfанaсіемъ въ монaшестэмъ дёланіи ўмудрeнный: рaдуйсz, џбразъ и4ноческагw добродёланіz чрез8 всE житіE твоE пронесhй.

Рaдуйсz, прпdбне џтче нaшъ ґfанaсіе, выс0цкій чудотв0рче.

Кондaкъ в7

Ви1дэвъ прпdбный ґfанaсій стрHгіz ўстaвы nби1тели выс0цкіz возрaдовалсz дyхомъ: и3здётска бо желaху п0стное и4ноческое житіE на себЁ воспріsти и3 бGу пёти: Ґллилyіа.

Јкосъ в7

РазумЁ прпdбный ўчи1тель тв0й ґfанaсій вeлію рeвность твою2 по бз7э и3 ћкw бGоуг0днымъ житіeмъ твои1мъ безсмeртіе ўлучи1ши дух0вное, ґfанaсіемъ тS нарекaетъ безсмeртію тезоимени1тымъ содэвaетъ. Восхвалsюще ди1вное житіE твоE, прпdбне, прин0симъ ти сі‰ похв†льныz словесA:

Рaдуйсz, бlжeннагw ґfанaсіz, пeрвагw и3гyмена выс0цкагw, люби1мый ўчени1че: рaдуйсz, t руки2 є3гw2 постри1гъ монaшескій пріeмый.

Рaдуйсz, ґfанaсіемъ и4мъ наречeнный: рaдуйсz, руков0дствомъ є3гw2 ко сп7сeнію вёчному напрaвленный.

Важно

Рaдуйсz, дух0внагw nтцA своегw2 ґfанaсіz бlгaz tрaсль и3 духодви1жнаz: рaдуйсz, ћкw во и3гyмена nби1тели выс0цкой и4мъ постaвленный.

Рaдуйсz, вельми2 во врeменнэй сeй жи1зни подвизaвыйсz и3 мн0гихъ ко сп7сeнію приведhй: рaдуйсz, ћкw и3 по нhнэ руков0дствуеши ны2 во nтeчество нбcное моли1твами твои1ми.

Рaдуйсz, прпdбне џтче нaшъ ґfанaсіе, выс0цкій чудотв0рче.

Кондaкъ G

Си1лою вhшнzгw ўправлsемъ ўчи1тель тв0й, прпdбне џтче, со с™и1телемъ кmпріaномъ царS грaда дости1же и3 тaмо прест0лъ патріaршіz слaвы наслёдова, tтyду бо ўтэшaху тS, подвизaz пёти: Ґллилyіа.

Јкосъ G

И#мёz въ и4ночестэмъ житіи2 мyдрагw настaвника бlжeннагw ґfанaсіz, преуспэвaлъ є3си2 прпdбне, въ п0двизэхъ и3 трудёхъ, восходS t си1лы въ си1лу, да совершeнъ и4нокъ kви1шисz и3 nтeцъ брaтіи чадолюби1вый. Мh же, воспэвaz п0двиги и3 труды2 тво‰, взывaемъ ти2 си1це:

Читайте также:  Неделя святых жен-мироносиц и иосифа праведного, триодь

Рaдуйсz, всёхъ любeзнw въ д0брое и3 сп7си1тельное пристaнище наставлsющій: рaдуйсz, въ монaшеское њти1шіе, ѓки въ нёкоемъ кораблЁ безoпaсномъ, къ тебЁ приходsщихъ води1телю.

Рaдуйсz, собрaнное тоб0ю дух0вное стaдо б0дреннымъ џкомъ вhну назирaющій: рaдуйсz, твои1хъ ўченикHвъ и3 наслёдникwвъ непрестaннw на пyть б9іихъ зaповэдей наставлsющій.

Рaдуйсz, не сл0вомъ т0чію, но мн0жае пaче дёломъ и3 ўсeрдною къ бGу моли1твою и5хъ поучaющій: рaдуйсz, твои1хъ купножи1телей монaшескими прaвилы крaснw и3 бGолёпнw ўкрашaющій.

Рaдуйсz, зaповэдей и3 велёній б9іихъ ўсeрднэйшій и3сполни1телю: рaдуйсz, къ чи1стому и3 непор0чному житію2 бlгопоспёшный предводи1телю.

Рaдуйсz, прпdбне џтче нaшъ ґfанaсіе, выс0цкій чудотв0рче.

Кондaкъ д7

Бyрю житeйскагw м0рz воздвизaемую на лю1ди хrт0вы чlвэкоубjйцею и3скони2 діaволомъ научaлъ є3си2 безбёднw преходи1ти, глаг0лz: сохранsйтесz въ мaломъ, да не впадeте въ вели1каz, блюди1те помышлє1ніz вaша немzтє1жна и3 бGу п0йте при1снw: Ґллилyіа.

Јкосъ д7

Слhшаша бли1жніи и3 дaльніи бGоуг0дное житіE твоE, ґfанaсіе џтче нaшъ, и3 къ пот0ку бGодухновeнныхъ словeсъ твои1хъ во мн0жествэ притекaху, съ весeліемъ зовyще тебЁ:

Рaдуйсz, џтче нaшъ преслaвный: рaдуйсz, пaстырю нaшъ пред0брый.

Рaдуйсz, настaвниче нaшъ, бGомъ научeнный: рaдуйсz, добродётели всsкіz прaвило.

Рaдуйсz, разсуждeніz дaромъ почтeнный: рaдуйсz, смирeніемъ на высотY вознесeнный.

Рaдуйсz, бlгочести1вымъ житіeмъ твои1мъ мн0гіz приведhй ко сп7сeнію: рaдуйсz, бGоуг0дными словесы2 твои1ми къ нб7си2 ўкaзывый вэрнёйшій пyть восхождeніz.

Рaдуйсz, прпdбне џтче нaшъ ґfанaсіе, выс0цкій чудотв0рче.

Кондaкъ є7

БGотeчное свэти1ло, пyть жи1зни твоеS њзарsющее, бhсть тебЁ ўчи1тель тв0й с™и1тель царегрaдскій ґfанaсій, и3з8 страны2 бо дaльніz со їеромонaхомъ вjкторомъ чyдныz їкHны и3 и4ныz потрeбныz вє1щи nби1тели твоeй дaрствуетъ, пою1ще всёхъ бlги1хъ подaтелю бGу: Ґллилyіа.

Јкосъ є7

Ви1дэша, прпdбне џтче нaшъ ґfанaсіе, ди1вный дaръ настaвника твоегw2, разумёша ск0рбь є3гw2 вeлію њ nтeчествіи своeмъ. И# молsху њ нeмъ гDа, да ўтёшитъ є3гw2 во странЁ чуждёй сyща. Моли1сz и3 њ нaсъ, чaдэхъ твои1хъ, во ю3д0ли сeй плачeвнэй жи1тельствующихъ и3 къ твоемY предстaтельству прибэгaющихъ и3 тaкw тебЁ вопію1щихъ:

Рaдуйсz, непрестaнными моли1твами сeрдце твоE њс™и1вый: рaдуйсz, мhсль твою2 въ бз7э ўтверди1вый.

Рaдуйсz, nчесA тво‰ всегдA на нб7о возводи1вый: рaдуйсz, моли1твою твоeю nтцA твоегw2 дух0внагw ўтёшившій.

Совет

Рaдуйсz, ћкw t г0рнихъ высHтъ и3 нaсъ, многогрёшныхъ, млcтивw назирaеши: рaдуйсz, въ бёдахъ и3 њбстоsніихъ пом0щниче ск0рый.

Рaдуйсz, предстaтелю њ нaсъ пред8 гDэмъ непостhдный: рaдуйсz, къ бцdэ моли1твенниче нaшъ неусhпный.

Рaдуйсz, прпdбне џтче нaшъ ґfанaсіе, выс0цкій чудотв0рче.

Кондaкъ ѕ7

Проповёдникъ бGон0сный бhвъ, џтче нaшъ ґfанaсіе, и4стинному бGовёдэнію и3 бlгочeстію научaлъ є3си2 брaтію твою2 при1снw, пaче же џбразомъ житіS своегw2 наставлsz на пyть сп7сeніz, да вопію1тъ вси2 сп7си1телю бGу: Ґллилyіа.

Јкосъ ѕ7

Возсіsлъ є3си2 во nби1тели выс0цкой въ домY пречcтыz дв7ы бцdы въ слaвнэмъ грaдэ сeрпуховэ, прпdбне, ди1внымъ житіeмъ твои1мъ, ћкоже свэти1ло многосвётлое, тмY невёдэніz и3 ўнhніz t приходsщихъ къ тебЁ tгонsz и3 вс‰ ўвэщавaz пл0ть дyхови покорsти и3 невозврaтнымъ п0мысломъ хrтY раб0тати. Сегw2 ради2 пріими2 t нaсъ похвалы6 сі‰:

Рaдуйсz, милосeрдіемъ твои1мъ на покаsніе подвизazй: рaдуйсz, никог0же приходsщагw къ тебЁ в0нъ и3згонszй.

Рaдуйсz, г0ресть житіS моли1твою ўслаждaти научazй: рaдуйсz, во є3ди1номъ бз7э всю2 слaдость житіS полагaти вразумлszй.

Рaдуйсz, пріsтное бlгоухaніе дух0внагw ўмилeніz: рaдуйсz, nби1тель выс0цкую и3 грaдъ сeрпуховъ моли1твою твоeю њбlгоухaвый.

Рaдуйсz, дёлателю бlгjй, въ мaлэ вёрный, над8 мн0гимъ поставлeнный: рaдуйсz, въ рaдость гDа твоегw2 вшeдый.

Рaдуйсz, прпdбне џтче нaшъ ґfанaсіе, выс0цкій чудотв0рче.

Кондaкъ з7

Хотsщу всeвышнему міроправи1телю призвaти прaведника своегw2 въ нбcныz ски1ніи по немaлыхъ лётэхъ во и3гyменствэ пребhвша, на кончи1ну и3знеможeніе стaрческое и3 ск0рбь тэлесE пріsлъ є3си2, прпdбне, ћкоже јwвъ џный не преставaz бlгословлsти гDа и3 пёти є3мY: Ґллилyіа.

Јкосъ з7

Н0во и3 неwбычaйнw течeніе соверши1лъ є3си2 житіS твоегw2, с™че б9ій, въ мjрэ сeмъ чyждо всsкіz сквє1рны грэхHвныz, сегw2 бо ради2 ѓще и3 ќмерлъ є3си2 на земли2 пл0тію, но душeю въ вhшнэмъ селeніи всегдA жи1въ сhй, нaмъ же, во с™ёй nби1тели твоeй живyщимъ, тeплымъ твои1мъ ходaтайствомъ пос0бствуеши, вопію1щимъ къ тебЁ таков†z:

Рaдуйсz, ѓгGлwвъ под0бниче и3 чlвёкwвъ красото2: рaдуйсz, с™ости и3 чистоты2 крjне бlгоухaнный.

Рaдуйсz, терпёніемъ твои1мъ съ многострадaльнымъ јwвомъ сравни1выйсz: рaдуйсz, болёзньми мн0гими здрaвіе души2 стzжaвый.

Рaдуйсz, жи1телю бжcтвеннагw селeніz: рaдуйсz, дости1гій вёчнагw ўпокоeніz.

Рaдуйсz, всесвётлагw цrтвіz хrт0ва наслёдниче: рaдуйсz, їеrли1ма г0рнzгw грaждане.

Рaдуйсz, прпdбне џтче нaшъ ґfанaсіе, выс0цкій чудотв0рче.

Кондaкъ }

Слhшавши ќбw њ бlжeннэй кончи1нэ твоeй, премлcтивый, nби1тели твоеS брaтіz и3 мн0гіz лю1ди собрaшасz на ўспeніе твоE: многотрyдное тёло твоE достод0лжнw съ чинопёніемъ чтcнw провождaюще, погреб0ша џное во гр0бэ, надгр0бное рыдaніе творsще пёснь: Ґллилyіа.

Јкосъ }

Вeсь слaдость и3 желaніе тебЁ, пребlжeнне, бhсть хrт0съ ї}съ, є3гдA въ житіи2 сeмъ моли1тву є3гw2 не преставaлъ є3си2 повторsти: и3 въ преселeніи твоeмъ t земнhхъ въ нбcнаz и4стэе причасти1лсz, џтче, слaдости и3 жел†ніz въ невечeрнэмъ дни2 цrтвіz є3гw2. Њ сeмъ вёдуще и3 њ таков0мъ бlжeнномъ ўспeніи твоeмъ рaдующесz, сі‰ дост0йныz тебЁ прин0симъ глаг0лы:

Рaдуйсz, с™че б9ій, с™о и3 прaведнw жи1знь земнyю соверши1вый: рaдуйсz, во бlгоухaніи с™hни сн0мъ смeртнымъ њпочи1вый.

Рaдуйсz, на л0но ґвраaма ѓгGлы несeнный: рaдуйсz, пёніемъ неземнhмъ t с™hхъ небожи1телей встрeченный.

Обратите внимание

Рaдуйсz, ћкw пaмzть твоS съ похвалaми и3 ўспeніе со с™hми: рaдуйсz, ћкw tверз0шасz тебЁ вратA рaйскаz, и3 вшeлъ є3си2 въ рaдость гDа твоегw2.

Рaдуйсz, вэнeцъ безсмeртныz жи1зни t руки2 вседержи1телz пріeмый: рaдуйсz, въ черт0зэ нбcнагw домовладhки ликовствyzй.

Рaдуйсz, прпdбне џтче нaшъ ґfанaсіе, выс0цкій чудотв0рче.

Кондaкъ f7

Вс‰ брaтіz ўдивлsхусz ѕэлw2, є3гдA церк0вныхъ вещeй храни1тель на тS, прпdбне, гнёвалсz и3 не хотЁ и3 на погребeніе мощeй твои1хъ и3тти2 и3 сегw2 ради2 t дручeніz дeмонскагw мyчимъ бhвъ, въ р0въ моги1льный ввeржесz и3 ѓбіе и3сцэлeніе получи2, поS є3гw2 мучeніz врaжіz свободи1вшему бGу: Ґллилyіа.

Јкосъ f7

Вэтjйствовати љзhкъ не довлёетъ воспэвaz млcть и3 кр0тость твою2, є3гдA брaту гнёвавшемусz на тS, пребlжeнне, прощeніе ниспослaше: ўжE сhй въ гр0бэ своeмъ погребeнъ и3з8 џнагw рукY свою2 протsже, пріeмше брaта твоегw2 рeклъ є3си2 є3мY: вск0рэ и4маши њстaвити жи1знь свою2, близ8 кончи1на твоS. И# въ трeтій дeнь по глаг0лу бlжeннагw престaвисz монaхъ т0й. СемY ўдивлsющесz вопіeмъ ти си1це:

Рaдуйсz, разруши1телю вражды2 и3 насади1телю братолю1біz: рaдуйсz, ћкw по ўспeніи твоeмъ рукY ми1ра брaту твоемY млcтивw подaвый.

Рaдуйсz, си1мъ преслaвнымъ видёніемъ всёхъ ўдиви1вый: рaдуйсz, ћкw и3 по смeрти твоeй nтeцъ чадолюби1вый kвлsешисz.

Рaдуйсz, щедрHтъ и3 ми1лованіz струS неизсzкaемаz: рaдуйсz, любвE и3 сострадaніz kвлeніе многочудeсное.

Рaдуйсz, душeвныхъ недyгwвъ бlгосeрдный цэлeбниче: рaдуйсz, тэлeсныхъ болёзней преди1вный врачY.

Рaдуйсz, прпdбне џтче нaшъ ґfанaсіе, выс0цкій чудотв0рче.

Кондaкъ ‹

Сп7сeніе принeслъ є3си2, бlжeнне, nби1тели твоeй и3 грaду сeрпухову и3ногдA, є3гдA ѕловёрцы ґгaрzне и3 п0льскіz лю1ди разори1ти сіи2 ўстреми1шасz и3 мн0жество нар0да плэни1ша и3 разори1ша и3 nстріeмъ мечA поби1ша. Ди1внw въ видёніи всBмъ kви1сz, враги2 ўстрашaz и3 прогонsz, и3 вс‰ вёрныz подвизaz пёти и3збави1телю бGу: Ґллилyіа.

Јкосъ ‹

ЦRz нбcнагw хrтA kви1лсz є3си2 џтче гр0зный в0инъ, є3гдA на конЁ бёломъ и3з8 nби1тели вhшедшій ви1дэнъ бhлъ є3си2 и3 въ цeрковь кaменну во грaдэ стоsщу вшeдый, ћкw диви1тисz ґгaрzномъ ѕэлw2.

T цeркви же тоS, въ рукaхъ жeзлъ вели1къ и3мёz є3ди1нъ, внезaпу ѕэлw2 ск0ро на врагHвъ џныхъ ўстреми1сz, грозS жeзломъ тёмъ.

И# бэжaша в0нъ всS nрдA, ўбоsвшисz видёніz сегw2: лю1діе же свобождeнніи съ бlгодaрностію воспёша тебЁ:

Важно

Рaдуйсz, гр0зный карaтелю nби1дzщихъ. Рaдуйсz, nби1тели твоеS стрaже неусhпный: рaдуйсz, жeзломъ и3гyменскимъ вс‰ ви6димыz и3 неви6димыz враги2 ўстраши1вый.

Рaдуйсz, жeзлъ настоsтельства во nби1тели твоeй до нhнэ содержazй: рaдуйсz, правослaвному в0инству и3 по преставлeніи твоeмъ ви1димымъ џбразомъ споб0рствуzй.

Рaдуйсz, предёлы nтeчества нaшегw твeрдымъ щит0мъ твоегw2 покр0ва защищazй: рaдуйсz, с™hz nби1тели твоеS при1сное њхранeніе.

Рaдуйсz, грaда сeрпухова неwбори1мое защищeніе.

Рaдуйсz, прпdбне џтче нaшъ ґfанaсіе, выс0цкій чудотв0рче.

Кондaкъ №i

Пёніе трис™0е слhшаху брaтіz не є3ди1нощи, слaдкимъ глaсомъ на гр0бэ твоeмъ воспэвaемо, џвогда ќбw кадsща гр0бы, џвогда со свэщaми горsщими nби1тель њбходsща тS ви1дэша. Познaша ќбw при1снw nби1тели и5хъ попечeніе возрaдовашасz и3 бGу воспёша: Ґллилyіа.

Јкосъ №i

Свэщы2 горsщіz ви1дэвше сщ7еннослyжители и3 монaхи и3 и4ны лю1ди на гр0бэ твоeмъ, прпdбне, помышлsху преслaвное чyдо бhти. Чрез8 ѓгGлы бо прославлsетъ гDь с™ы6z сво‰: возжигaютъ бо тhz свBщи церкHвныz, вкрyгъ пrт0ла и5хъ њбносS и3 къ гр0бу с™aгw несyтъ и3 взывaютъ къ немY таков†z:

Рaдуйсz, нбcнагw сіHна жи1телю: рaдуйсz, нерукотворeнныхъ ски1ній рaйскихъ nбитaтелю.

Рaдуйсz, ди1вный хrт0въ ўг0дниче: рaдуйсz, бGу при1сный люби1мче.

Рaдуйсz, со ѓгGлы при1снw ликyzй: рaдуйсz, съ прпdбными ўбlжaемый.

Рaдуйсz, ћкw тоб0ю вhшній на нб7си2 и3 на земли2 слaвитсz: рaдуйсz, ћкw со ѓгGлы горЁ трис™yю пёснь є3мY нем0лчнw поeши.

Рaдуйсz, прпdбне џтче нaшъ ґfанaсіе, выс0цкій чудотв0рче.

Кондaкъ в7i

Бlгодaть вели1кихъ чудeсъ t гDа пріsлъ є3си2, прпdбне џтче нaшъ ґfанaсіе, и3 по достоsнію чудотв0рецъ наречeнъ бhлъ є3си2: и4бо не т0кмо при жи1зни, но и3 по смeрти, вели1чіемъ твои1хъ чудeсъ всёхъ ўдивлsеши, и3 ко славосл0вію пр0мысла б9іz подвизaеши, во є4же пёти њ тебЁ чудeсъ творцY бGу: Ґллилyіа.

Јкосъ в7i

Пою1ще рaдостную пёснь хвалы2 и3 бlгодарє1ніz чlвэколю1бцу бGу, прослaвльшему тS во грaдэ сeрпуховэ во nби1тели выс0цкой чудотв0рца ди1внагw и3 млcтивагw, м0лимъ тS, џтче нaшъ ґfанaсіе: бyди ходaтай къ немY и3 моли1твенникъ при1сный њ нaсъ, чaдэхъ твои1хъ во nби1тели твоeй жи1тельствующихъ и3 зовyщихъ ти2 таков†z:

Рaдуйсz, прес™hz трbцы вёрный служи1телю: рaдуйсz, прес™hz бцdы дост0йный предстоsтелю.

Рaдуйсz, несомнённою надeждою на бGа nби1тель твою2 созидaвый: рaдуйсz, слезaми моли1твенными nсновaніе є3S њроси1вый.

Рaдуйсz, nби1тель твою2 и3 по скончaніи твоeмъ сохрани1вый: рaдуйсz, ч†да тво‰ духHвнаz и3 по смeрти твоeй не забhвый.

Рaдуйсz, приходsщихъ во nби1тель твою2 на поклонeніе бlгjй предстaтелю: рaдуйсz, почитaющихъ с™yю пaмzть твою2 нбcный покрови1телю.

Рaдуйсz, прпdбне џтче нaшъ ґfанaсіе, выс0цкій чудотв0рче.

Кондaкъ Gi

Q преди1вный ўг0дниче хrт0въ, прпdбне џтче нaшъ ґfанaсіе. Мaлое сіE молeніе пріими2 t нaсъ, недост0йныхъ чaдъ твои1хъ, t любвE тебЁ нaми приноси1мое: моли1сz њ нaсъ ко всетворцY бGу, да ўтверди1тъ нaсъ на терни1стомъ пути2 монaшескагw дёланіz и3 спод0битъ съ тоб0ю вкyпэ во nби1телэхъ нбcныхъ воспэвaти є3мY: Ґллилyіа. Ґллилyіа. Ґллилyіа.

Сeй кондaкъ чтeтсz три1жды. И# пaки јкосъ №-й: ЃгGлwвъ творeцъ: И# кондaкъ №-й: И#збрaнному бGомъ.

Мlтва №

Q прпdбне и3 бGон0сне џтче нaшъ ґfанaсіе. Ты2, пораб0тати гDеви желaz, здЁ всели1лсz є3си2, и3 нелёностнw во трудёхъ, во бдёніихъ, въ м0литвахъ и3 постёхъ подвизaлсz є3си2, и3 бhлъ є3си2 настaвникъ монaшествующимъ, всBмъ же лю1дємъ ўчи1тель рeвностный.

Нhнэ ќбw, по tшeствіи твоeмъ t земнhхъ, нбcному цRю2 предстоS, моли2 бlгость є3гw2, є4же ўщeдрити мёсто селeніz твоегw2, с™yю nби1тель сію2, и3дёже дyхомъ любвE твоеS неtстyпнw пребывaеши, и3 всBмъ лю1дємъ твои1мъ, съ вёрою къ рaцэ твоeй припaдающимъ, во бlг†z прошє1ніz и5хъ и3сп0лнити. И#спроси2 ў млcтивагw гDа нaшегw, да низпослeтъ нaмъ nби1ліе бlгъ земнhхъ, пaче же ћже на п0льзу дyшъ нaшихъ да дaруетъ нaмъ, и3 скончaти житіE сіE приврeменное въ покаsніи да спод0битъ, въ дeнь же сyдный деснaгw предстоsніz и3 наслаждeніz во цrтвіи своeмъ да ўдост0итъ во вёки вэкHвъ. Ґми1нь.

Мlтва в7

Q чудотв0рче преслaвный и3 застyпниче крёпкій бGомъ собрaннэй дружи1нэ сeй.

Къ тебЁ, ћкw ск0рому и3 и3збрaнному сп7сeніz нaшегw ходaтаю, бGоизбрaнному дух0вныхъ в0инствъ воев0дэ, nрyжіемъ моли1твы твоеS побэди1телемъ над8 враги2 ћвльшусz, пред8 рaкой с™hхъ мощeй твои1хъ припaдающе, прпdбне џтче нaшъ ґfанaсіе, вседyшнw прибэгaемъ: не tврати1сz нaшеz нищеты2, молeнію нaшему внемли2, и3 t бёдъ нaсъ, с™ую nби1тель сію2, грaдъ сeй и3 предёлы є3гw2 сохрани2. Простри2 рукY твою2, ск0рую п0мощь подаю1щую. ўпрaви ќмъ нaшъ t пaгубоносныхъ разсёzній, и3 сердцA н†ша њсквернє1ннаz њчи1сти, њс™и и3 горЁ и3мёти ўтверди2. T вр†гъ ви1димыхъ и3 неви1димыхъ нaсъ сохрани2, да над8 страстьми2 побэди1тели ћвимсz, творsще с™hню во стрaсэ гDни, и3 всsкое ўнhніе попрaвше, рaдоватисz њ гDэ начнeмъ: и3 тaко твои1ми ходaтайствы, во смирeніи и3 простотЁ сeрдца спод0бимсz до послёднzгw и3здыхaніz бGолёпнw слaвити с™yю трbцу, nц7A, и3 сн7а, и3 с™aгw д¦а, нhнэ, и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ. Ґми1нь.

Источник: http://akafistnik.ru/akafisty-russkim-svyatym/akafist-svyatomu-prepodobnomu-afanasiyu-igumenu-vysotskomu-serpukhovskomu-chudotvortsu/

Ссылка на основную публикацию