Преподобный александр куштский, вологодский

Александр Куштский, преподобный

Верюжский И. Преподобный Александр Куштский, Вологодский чудотворец / И. Верюжский. – Вологда : Тип. В. А. Гудкова-Белякова, 1880. – 14 с.

читать

Преподобный Александр Куштский // Исторические сказания о жизни святых подвизавшихся в Вологодской епархии прославляемых всею церковью и местно чтимых / [автор-сост. И. Верюжский]. – Вологда, 1880. – С. 266-278.

читать

Димитрий Ростовский. Память преподобного Александра, игумена Куштского // Жития святых на русском языке, изложеннные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского / изд. Моск. Синод. тип. – М., 1908. – Кн. 10, месяц июнь. – С. 176-177.

читать

Соколов Ю. Спасокаменские подвижники. 3. Александр Куштский / Ю. Соколов // Северная новь. – с. Устье, 1992. – 28 октября. – С. 3.

читать

Александр Куштский, игумен (1439) // Энциклопедия православной святости : в 2 т. / [авт.-сост.: А. И. Рогов, А. Г. Парменов]. – М., 1997. – Т. 1. – С. 26-27.

Уроженец г. Вологды, основатель монастыря. Умер в 1439 г. День памяти – 22/9 июня

читать

Анфим (Черный). Александр Куштский / иером. Анфим (Черный) // Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М., [б.г.] (2000). – Т. 1. – С. 527.

читать

Преподобный Александр, игумен Куштский // Русские святые : 1000 лет русской святости. – СПб., 2000. – С. 374.

читать

Семячко С. А. Житие Александра Куштского / С. А. Семячко // Святые подвижники и обители Русского Севера : Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский монастыри и их обитатели : [сборник]. – СПб., 2005. – С. 234-260.

Истории создания жития преподобного Александра Куштского с редакцией жития

читать

Семячко С. А. Житие Александра Куштского и Евфимия Сянжемского / С. А. Семячко // Святые подвижники и обители Русского Севера : Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский монастыри и их обитатели : [сборник]. – СПб., 2005. – С. 299-311.

Истории создания совместного жития Александра Куштского и Евфимия Сянжемского

читать

Житие Александра Куштского: [древне-рус. текст] // Жития Иосафа Каменского, Александра Куштского и Евфимия Сянженского : тексты и словоуказатель / под ред. А. С. Герда. – СПб., 2007. – С. 91-120.

читать

Житие Александра Куштского и Евфимия Сянжемского : [древне-рус. текст] // Жития Иосафа Каменского, Александра Куштского и Евфимия Сянженского : тексты и словоуказатель / под ред. А. С. Герда. – СПб., 2007. – С. 121-134.

читать

Александр Куштский // Вологодские святые : метод. пособие для воскресных школ : в 2-х ч. / Вологод. епархия, Приход храма Успения Божией Матери города Вологды. – Вологда, 2009. – Ч. 1. – С. 9.

читать

Смирнова Л. Монастырь преподобного Куштского чудотворца / Любовь Смирнова // Северная новь. – с. Устье, 2015. – 16 января. – С. 14.

В том числе об основателе монастыря преподобном александре куштском

читать

Источник: https://www.booksite.ru/civk/Sw-5.html

Преподобный Александр, игумен Куштский, Вологодский

День памяти: 9 июня

Преподобный Александр, игумен Куштский, Вологодский, родился около 1371 года в Вологде, в миру носил имя Алексей. Он был пострижен в Спасо-Каменном монастыре игуменом Дионисием Святогорцем, который ввел в обители Афонский устав. Здесь преподобный Александр прошел все виды послушания и строгого поста и был удостоен сана иеромонаха.

Постоянно пребывал он в труде и молитве. Братия смотрела на него как на Ангела Божия, и это тяготило преподобного Александра. Тайно ночью он оставил монастырь и пришел на реку Сянжему, где был густой лес и озеро. Здесь он поставил себе келлию и проводил жизнь х молитве и крайнем воздержании. Но мало-помалу к нему стали приходить люди.

Преподобный Александр ушел из этого места на берег Кубенского озера, на устье речки Кушты. Здесь в это время жил преподобный Евфимий (+ ок. 1465; память 11 апреля). Святой Александр предложил ему обменяться келлиями. Святой Евфимий согласился и при прощании оставил на благословение преподобному Александру свой крест.

Обратите внимание

Тихая пустынь очень полюбилась преподобному Александру. Подойдя к озеру, он погрузил крест в воду и молил Господа, чтобы он собрал здесь ревнителей крестного пути. Спустя некоторое время к преподобному Александру пришел один старец, с которым он прожил 5 лет. Когда пришел третий брат, преподобный Александр решил устроить храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Святой отправился в Ростов к архиепископу Дионисию (1418 – 1425), своему бывшему игумену, который благословил устроение храма. Однажды, когда в отсутствие Заозерского князя Димитрия Васильевича на его отчину напали татары, пятеро из них прискакали в Куштскую обитель. Преподобный Александр спокойно встретил их и осенил крестом.

Татары пали, как мертвые, и пролежали без чувств несколько часов, пока преподобный Александр не пробудил их от оцепенения Именем Живоначальной Троицы.

По смерти князя Димитрия его вдова, княгиня Мария, которая очень почитала преподобного Александра, пожертвовала на поминовение мужа село в пользу обители. Однажды она пришла в обитель и вошла в храм, где преподобный Александр, с обнаженной грудью, которую терзали насекомые, читал Псалтирь.

Преподобный огорчился таким ее посещением и сказал: “Не следует тебе, княгиня, надзирать за нашим убожеством”. Княгиня смиренно просила прощения. Преподобный благословил ее, но сказал: “Корми свою нищету в доме”. Возвратясь, княгиня занемогла и приехала просить молитв о выздоровлении.

Но преподобный Александр прозрел ее кончину и сказал: “Пусть готовится к той жизни”. Спустя 20 дней княгиня Мария скончалась.

На монастырском гумне была собрана пшеница. Один крестьянин решил своровать мешок, но никак не мог поднять его. Преподобный застал его и сказал: “Напрасно ты, сын мой, поднимаешь не по силам”.

Обличенный вор бросился к ногам святого, прося прощения, но преподобный Александр велел ему еще прибавить пшеницы и, сделав наставление впредь не брать чужого, благословил взять мешок и идти с Богом.

Прощенный крестьянин легко понес благословенную ношу. благодаря великодушного старца.

Предчувствуя близость кончины, преподобный Александр сказал пребывавшим с ним: “Слабею я, – а вы терпите на этом месте, храните смирение и взаимную любовь”. В воскресный день он совершил Божественную литургию, причастился Святых Тайн. Потом со слезами на коленях помолился за себя и за свою обитель и на 68 году мирно предал свой дух Господу 9 нюня 1439 года.

Важно

По завещанию преподобного Александра его тело было положено у полуденной стороны алтаря. Год спустя над его гробом выросло рябиновое деревце. Однажды в праздник Успения Пресвятой Богородицы крестьянский мальчик отломил ветку от этого дерева и внезапно рука его разболелась. Родители с молитвой привели сына на гроб преподобного, и он исцелился.

С тех пор народ стал брать с дерева ягоды на исцеление. Ученики построили над гробом преподобного Александра теплую церковь в честь святителя Николая и освятили ее в день памяти преподобного Александра. Многие больные, которых приводили в храм, видели преподобного Александра вместе со святителем Николаем, молящихся вместе или кадящих храм.

Больные получали исцеления при гробе преподобного Александра Куштского.

Источник: http://days.pravoslavie.ru/Life/life1270.htm

Преподобный Александр Куштский

Цареградский уроженец и святогорский постриженник Дионисий в бытность свою игуменом на Каменном ввел в нем строгий афонский устав и своей добродетельной жизнью столь прославился в окрестности, что народ толпами устремился на пустынный остров: то помолиться Спасу и от избытков своих снести милостыню на устройство обители и на содержание пустынной братии, то посоветоваться с прозорливым и учительным старцем о душевном спасении и получить от него благословение, а многие и для того, чтобы принять иноческое пострижение и навсегда остаться в обители.

В числе многих пришел однажды и молодой странник из Вологды. Он робко подошел к монахам, стоявшим в монастырских воротах, и, низко поклонившись, испросил у них благословения. «Бог благословит тебя, чадо. Что тебе нужно?»—спросили иноки. Молодой человек ответил, что желает видеть игумена. «Хорошо», —сказали добрые старцы и повели странника к блаженному игумену Дионисию.

Припав к ногам настоятеля, молодой человек со слезами просил принять его в монастырь и удостоить иноческого пострижения.

«Чадо, подумал ли ты о том, чего просишь? Знаешь ли, что это место весьма скорбно и требует подвигов? Ты еще молод и не перенести тебе всего». Странник отвечал игумену: «Бог всем желает спасения, Он привел меня сюда. Все, что прикажешь, готов я исполнять, сколько сил моих будет, только Бога ради не отвергай меня от себя».

Видя в молодом человеке такое усердие, игумен не стал более возражать и велел ему служить братии.

Молодой послушник с таким усердием начал проходить возложенное на него послушание, что заслужил от всех одобрение к похвалу; сам игумен, предвидя в нем доброго подвижника и избранника Бижия, сократил для него время монастырского искуса и через несколько месяцев постриг в монашество, нарекши ему имя Александра вместо Алексия, и поручил его руководству опытного старца.

Много лет провел в монастыре Александр, возрастая и укрепляясь в жизни духовной, и, без всякого сомнения, в это время получил сан священства, как человек, пользовавшийся общим уважением всех иноков в обители. Впоследствии, когда Александр явился в Ростов к архиепископу, то он называл его уже сыном и сослужебником.

Любовь и уважение братии не только не радовали смиренного сердца преподобного Александра, но и приводили его в печаль и смущение. Тяготясь ими, он решился оставить многолюдную обитель, найти пустыню по сердцу своему, где бы он мог беспрепятственно служить единому Богу.

Совет

Однажды, под покровом ночи, он, никем не замеченный, удалился из монастыря на северный берег озера и пошел искать себе безмолвное место для жительства. Странствуя несколько дней по лесам и дебрям и все более удаляясь от озера, он пришел на реку Сянжему, где был густой лес и озера.

Здесь понравилось ему одно место, со всех сторон окруженное болотами.

Полагая, что вблизи нет селений и оно никем не посещается, преподобный Александр поставил себе тут малую келейку и стал проводить жизнь в молитвах и в крайнем лишении, радуясь тому, что может жить в совершенном безмолвии и уединении.

Но через некоторое время стали приходить к нему люди и, изумляясь жизни пустынника, благодарили Бога за то, что в их стороне явился такой подвижник. Любитель безмолвия и смирения ужаснулся молвы и людской славы и удалился от избранного им места к берегам Кубенского озера, надеясь тут найти себе более пустынное и безмолвное место.

Здесь, в устье реки Кубены, среди непроходимых болот, жил в то время преподобный Евфимий, подвизаясь в молитве и совершенном уединении. Александр слыхал о нем еще в монастыре от братии и теперь, проходя по лесам, нечаянно пришел к пустынной его келье.

Обрадовались пустынники, увидев друг друга, и как единоправные, стремившиеся к одной и той же цели, немало дней и ночей провели вместе в молитвах и духовных беседах, пользуя друг друга своими опытами и наблюдениями.

Преподобному Александру понравилось местожительство Евфимиево и он не скрыл от своего духовного брата запавшее в его сердце желание и просил преподобного Евфимия уступить келью, предлагая ему взамен свою, оставленную им на Сянжеме. Блаженный Евфимий принял желание брата за указание промысла Божия, и он охотно согласился на предложение Александра.

Оставшись один, преподобный Александр не долго прожил в излюбленной им келье Евфимия. Горячему любителю пустыни и уединения показалось, что занимаемое им прибрежье очень удобно для устроения обители и хорошо бы тут построить храм и собрать братство.

Прошедши еще ближе к озеру, неподалеку от устья речки Кушты преподобный водрузил крест, который носил всегда с собой.

Построив себе близ креста малую келью, преподобный Александр переселился в нее из кельи Евфимия и начал еще более изнурять плоть свою постом, молитвою и непрестанными трудами, рубил лес, очищал место для будущей обители и, за неимением земледельческих орудий, лопатою вскапывая землю под посев ячменя (яровое жито) для своего скудного пропитания. Ибо пищей его был только сухой хлеб и вода, да и то в малой мере. Немало терпел он и от духов нечистых, доколе не прогнал их от себя силой крестной.

Обратите внимание

Спустя некоторое время пришел к нему в уединение одни старец, которого он с радостью принял и упросил остаться с ним вместе. Пять лет прожили они вдвоем в пустынных трудах, изнуряя тело и очищая и укрепляя душу.

Когда пришел к ним еще один брат, преподобный Александр сказал: «Братия, Господь обещал невидимо пребывать там, где соберутся во имя Его два или три. Вот нас уже трое.

Хотелось бы мне на этом пустынном месте, если будет на то воля Божия, построить церковь».

Преподобный Александр отправился в Ростов к бывшему игумену своему, а тогда уже архиепископу Дионисию и благочестивый архипастырь с отеческою любовью принял своего послушника и не только благословил его устроить на избранном месте храм и монастырь, но и снабдил его всем необходимым для устроениями освящения церкви.

Получивши благословение архипастыря, преподобный Александр возвратился в свою пустыню и немедленно приступил к построению храма в честь Успения Божией Матери. В то время Заозерьем владел князь Димитрий Васильевич, происходивший из второй династии ярославских князей и живший в деревне Чиркове, верстах в трех от пустынной кельи Александра.

Он рад был тому, что в его отчине являются подвижники и поспешил дать старцу все нужное для строения обители, а супруга его княгиня Мария украсила новоустроенную церковь святыми иконами и дала напрестольное Евангелие—апракос. Следуя их примеру, боярин Василий отдал преподобному свою деревню Колябино на речке Куште на помин своей души.

Читайте также:  Храм святителя николая в хамовниках, россия, город москва

При помощи таких доброхотных дателей и при неусыпных трудах преподобного Александра церковь была вскоре построена и освящена к великой радости пустынников. Сделано было также все необходимое для небольшого монастырского общежития.

Когда князь Заозерский уехал в Ярославль на войну, татары напали на его отчину, опустошили села в устье реки Кубены, а пятеро из них прискакали и в обитель Александрову.

Важно

Спокойно встретил их преподобный и осенил крестом, и враги креста пали, как мертвые.

Они пролежали без чувств несколько часов, пока преподобный не пробудил их от омертвения именем Живоначальныя Троицы, после чего они тотчас же удалились из обители, благодаря и прославляя милосердие старца.

С самых первых дней прибытия своего в Каменный монастырь он проводил жизнь в посте и молитве, трудясь всегда ,с таким юношеским жаром, как будто он еще только начинал трудиться и служить Богу. Достигши глубокой старости, он стал изнемогать телом.

Однажды в воскресенье он в последний раз совершил Божественную литургию и причастился святых Христовых Тайн. После окончания службы он, ставши вперед иконой Спасителя, с глубоким смирением и слезами стал молить Господа, чтобы Он не помянул его согрешений и принял в свои вечные обители.

Потом, павши на колена перед иконою Богородицы, со слезами просил Ее быть заступницей и покровом обители, посвященной Ее имени. По окончании молитвы смиренно просил братию поминать душу его в своих молитвах и, простившись со всеми, ушел в свою келью.

На следующий день поутру безболезненно и мирно скончался, имея от роду 68 лет. Это было 9 июня 1439 года.

Святое тело преподобного было положено, по его завещанию, у полуденной стороны алтаря созданной им церкви.

В древнем рукописном житии преподобного Александра записано 20 чудес, совершившихся при его гробе, из которых последнее относится к 1573 году.

Источник: https://nason.ru/kushtskiy/

Александр, игумен Куштский, преподобный – Святцы

На пустынном острове Кубенского озера в Спасо-Каменном монастыре, в то время прославленном духовном очаге на севере Руси, созрело несколько дивных подвижников. Одни из них просияли святостью жизни на том самом острове, где получили духовное воспитание; другие сделались отцами пустынножителей на диких берегах Кушты и Сянжемы.

При игуменстве блаженного Дионисия Святогорца, постриженника Афонской горы, введен в Спасо-Каменном монастыре строгий Афонский устав. И сам игумен своей добродетельной жизнью столько прославился в окрестности, что народ толпами устремился на пустынный остров.

Приходили и люди пожилые, чтобы, как в тихой пристани, найти себе упокоение от треволнений и бурь житейских; приходили и юноши, желавшие оставить мир, пока он еще не приковал их к себе, и учиться иноческой жизни под руководством мудрого и опытного наставника.

Совет
Важно

Игумен Дионисий принимал с отеческой любовью и радушием всех приходивших к нему и старался удовлетворить их духовным нуждам. В числе их был преподобный Евфимий († около 1456; память 20 января/2 февраля и 11/24 апреля), уроженец Вологодский.

[/su_box]

Он скоро перешел из обители с благословения настоятеля за две версты от Кубенского озера, на реку Кушту, и в тесной келлии работал Господу постом и молитвой. Вскоре после того пришел туда же и молодой странник, родом также из Вологды, по имени Алексей.

Алексей родился около 1371 года и еще в юных годах, навсегда оставив родной дом, отправился в Спасо-Каменную обитель. Смиренно просил он монахов проводить его к игумену. В беседе с юношей, со слезами умолявшим настоятеля принять его в монастырь, прп. Дионисий Святогорец не скрыл тех трудностей и искушений, которые предстоят иноку.

Но юноша не отступил, и игумен принял его послушником. Добровольно наложив на себя суровый пост и строгое молитвенное правило, Алексей с таким желанием выполнял все послушания, что вскоре заслужил любовь и глубокое уважение братии.

Благочестивая жизнь молодого послушника побудила игумена Дионисия сократить время монастырского искуса, и уже через несколько месяцев после своего прихода Алексей был пострижен в монашество с именем Александр. Новый инок весьма был этому рад и совершенно всего себя предал Богу.

Он с охотой исполнял все монастырские послушания, соблюдал самый строгий пост и обуздывал им юную свою плоть, на устах и сердце постоянно имея молитву, ни одного часа не проводил без рукоделия и труда, так что все братия дивились его подвигам и смирению и смотрели на него как на Ангела Божия.

Много лет провел в этих подвигах блаженный Александр, возрастая и укрепляясь в жизни духовной, и в это время получил сан священства, как человек, пользовавшийся общим уважением всех иноков в обители. Впоследствии, когда преподобный Александр явился в Ростов к архиепископу Дионисию, то он называл его сыном и сослужебником.

Но любовь и почитание окружавших искренне тяготили смиренную душу подвижника, и как ни тяжело ему было расставаться с игуменом и собратиями, однажды, после вечернего правила, преподобный покинул монастырь.

Обратите внимание

Странствуя по окрестным лесам несколько дней, он остановился на безлюдном берегу реки Сянжемы, где был густой лес и озеро. Здесь он поставил себе келлию и проводил жизнь в молитве и крайнем воздержании. Но через некоторое время место его уединения было открыто.

Жители близлежащих селений, изумленные подвижнической жизнью пустынника, стали приходить к нему, с благоговейным почтением относились они к его подвигу. Смущенный отшельник вынужден был оставить Сянжему и направиться к берегам Кубенского озера, надеясь там найти более безлюдное место.

В устье реки Кушты (в 45-ти верстах от Вологды) он неожиданно обнаружил келлию преподобного Евфимия († ок. 1470; память 20 января/2 февраля), собрата и постриженника того же Спасо-Каменного монастыря.

Некоторое время подвижники провели в совместных молитвах и благочестивых беседах.

От духовного взора преподобного Евфимия не укрылось, что его гостю пришлось по душе место на Куште, и когда преподобный Александр смиренно предложил обменяться келлиями, то он с радостью согласился, принимая это желание брата за указание Промысла Божия.

Преподобный Евфимий пошел в хижину Александра на Сянжеме, а ему уступил свою малую келлию на Куште и при прощании оставил ему на благословение свой крест. Таковы были взаимные смирение и любовь святых подвижников!

Тихая пустынь очень полюбилась преподобному Александру. Подойдя к озеру, он погрузил крест в воду и молил Господа, чтобы Он собрал здесь ревнителей крестного пути. Блаженный отшельник трудился одиноко, копал лопатой землю и сеял рожь для своего пропитания.

И много искушений потерпел он от духов злобы, которых побеждал силою крестною. Спустя некоторое время к преподобному Александру пришел один старец, с которым он прожил пять лет. Когда пришел третий брат, преподобный Александр решил устроить храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Он отправился в Ростов Великий за архипастырским благословением на строительство храма.

Важно

Архиепископ Ростовский Дионисий Святогорец, бывший игумен Спасо-Каменного монастыря, управлявший в последние годы своей жизни Ростовской епархией (1418–1425), благословил своего постриженника и снабдил его всем необходимым для богослужения.

Вернувшись, преподобный Александр сразу приступил к сооружению храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Князь заозерский Димитрий Васильевич был очень рад тому, что являются новые молитвенники в малонаселенной его вотчине.

Он поспешил дать старцу все нужное для строения обители, а супруга его княгиня Мария украсила новоустроенную церковь святыми иконами и дала напрестольное Евангелие и часто присылали жизненные запасы для обители.

Глубоко почитая святого старца за его благочестивую жизнь и зная о его многочисленных хозяйственных заботах, она стремилась поддержать силы преподобного и присылала ему разнообразную пищу.

Но и в игуменстве подвижник не изменял своим строгим правилам: пребывая в сугубом посте, он все раздавал больным и нищим. «Знаете ли, любимцы мои, – говорил он братии, – что подобает нам многими скорбями войти в Царствие Небесное?»

Северные пределы Руси в те времена неоднократно подвергались опустошительным набегам ордынских отрядов. И однажды, в отсутствие князя Димитрия Васильевича, на его вотчину напали татары, пятеро из них прискакали в Куштскую обитель.

Преподобный Александр спокойно встретил их и осенил крестом. Татары пали как мертвые и пролежали без чувств несколько часов, пока преподобный Александр не пробудил их от оцепенения именем Живоначальной Троицы.

И они тотчас же удалились из обители, благодаря и прославляя милосердие старца.

По смерти князя Димитрия, павшего в битве с неверными, княгиня пожертвовала на поминовение мужа село в пользу обители. Раз она нечаянно пришла в обитель и вошла в храм, где блаженный Александр читал Псалтирь в простоте пустынной, с обнаженной грудью, которую терзали насекомые.

Преподобный огорчился таким посещением ее и сказал: «Не следует тебе, княгиня, надзирать за нашим убожеством». Княгиня смиренно просила прощения. Преподобный простил, но сказал в наставление: «Корми свою нищету в доме». Возвратясь, она скоро занемогла и прислала просить молитв.

Но преподобный Александр прозрел ее кончину и сказал: «Пусть готовиться к той жизни». Спустя 20 дней княгиня Мария скончалась.

Совет
Важно

Жизнеописание преподобного рассказывает, что однажды был собран урожай пшеницы, посеянный трудами игумена и братии. Некий крестьянин, не видя никого вокруг, решил украсть мешок зерна. Но от алчности взял слишком много и потому никак не мог поднять свою ношу. Именно в этот момент и застал его преподобный Александр.

[/su_box]

«Напрасно ты, сын мой, поднимаешь не по силам», – только и сказал он. Эти кроткие слова вызвали искреннее раскаяние вора и он пал со слезами к ногам старца. Преподобный после отеческого наставления велел ему еще прибавить пшеницы и, сделав наставление впредь не брать чужого, благословил взять мешок и идти с Богом.

Прощенный крестьянин легко понес благословенную ношу, благодаря великодушного старца.

Предчувствуя близость блаженной кончины, старец сказал ученикам своим Савватию и Симеону: «Я ослабеваю и оставляю вас, а вы, чада мои, терпите на этом месте, храните смирение и любите друг друга как самих себя».

Предобручив обитель заступничеству Господа Бога и Пречистой Его Матери, он заповедал построить храм во имя святителя Николая Чудотворца и сам указал место. Дождавшись воскресного дня, он в последний раз совершил Божественную литургию и причастился Святых Христовых Таин.

По окончании же службы, ставши пред иконой Спасителя, он со слезами на коленях помолился за себя и за свою обитель, и 9 июня 1439 г. в возрасте 68 лет мирно предал свой дух Господу. По завещанию преподобного Александра его тело было положено вне церкви у южной стороны алтаря.

Через год над его могилой выросло деревце рябины. Каждый праздник Успения Пресвятой Богородицы к монастырю стекалось множество богомольцев. Один мальчик, по имени Матфей, ради забавы отломил ветку от рябины, и рука его тотчас распухла.

Когда родители поняли причину его внезапной болезни, они немедленно привели мальчика к могиле преподобного, и по их молитве к святому ребенок тут же получил исцеление. С тех пор многие по вере получали облегчения от своих недугов, собирая целебные ягоды.

В древнем рукописном житии преподобного Александра содержится запись многочисленных чудес, совершившихся при его гробе. Особенно прославился святой Александр чудесной помощью больным, одержимым различными душевными болезнями.

Обратите внимание

В построенном по завещанию игумена храме многие видели преподобного Александра вместе со святителем Николаем молящимися и кадящими храм. Служба святому составлена около 1575 г. В 1764 году монастырь был упразднен, и Никольский храм, где были погребены под спудом мощи преподобного Александра, превращен в приходской.

Источник: https://svyatsy.org/zhitiya-svyatyh/iyun/iyun_9/aleksandr__igumen_kushtskiy__prepodobnyy/

Преподобный Александр Куштский

В Спасо-Каменную обитель на пустынном острове Кубенского озера однажды явился молодой странник. Робко подошел он к инокам, стоявшим у ворот обители, смиренно поклонился и сказал, что желает видеть игумена.

Настоятелем был афонский постриженик Дионисий, который ввел в Каменном монастыре строгий афонский устав и примером своей жизни привлек многих в уединенную обитель.

Когда братья привели странника в Дионисию, он пал к ногам настоятеля и со слезами стал просить постричь его в иноки.

– Чадо, – сказал ему игумен, – понимаешь ли, что это место весьма скорбно и требует подвигов? Сможешь ли вынести все?

Странник отвечал:

– Бог привел меня сюда, и все, что повелишь, я готов исполнять, только не отвергай.

Игумен велел служить ему братии. Этот молодой странник был родом из Вологды и звался Алексием. После пострижения принял имя Александр. Новый инок посвятил себя Богу, выполнял все послушания, соблюдал строгий пост, без устали молился и сон прогонял работой. Братья дивились этим подвигам, их уважение к духовной жизни инока было так велико, что они смотрели на Александра как на ангела Божия.

Тяготясь известностью в обители и стремясь душой к уединенному подвижничеству, Александр тайно оставил монастырь и отправился искать безлюдное место. Обойдя многие пустынные места, пришел к реке Сянжеме. Здесь, в густом лесу, поставил себе кельицу и жил себе в строгом воздержании и молитвах.

Читайте также:  Преподобный зиновий (мажуга), митрополит

Мало-помалу стали приходить к нему люди, и  пришлось любителю безмолвия и смирения удалиться и отсюда. В поисках пустынного места пришел он на берег Кубенского озера, в устье реки Кушты. Здесь в то время подвижничал преподобный Евфимий, о котором Александр много слышал.

Некоторое время они жили в одной келье в молитвах и духовных беседах, потом Александр попросил Евфимия уступить ему келью, предлагая взамен оставленную им на Сянжеме. Евфимий согласился и оставил ему на память и благословение свой крест. Тихое место очень понравилось отшельнику.

Важно

На берегу озера он поставил крест и перед ним прочитал молитву, чтобы благословил Господь собрать в этом месте ревнителей крестного пути. Здесь же он вскопал землю, чтобы выращивать рожь для пропитания. Потом пришел к нему старец, вместе провели они пять лет, изнуряя плоть подвигами поста и трудов и очищая душу молитвой.

Когда пришел еще один брат, преподобный Александр задумал простроить на этом пустынном месте храм в честь Успения Богоматери и получил благословение своего бывшего игумена, а с1418 г. архиепископа Дионисия на устройство пустынной обители с храмом.

Заозерский князь Дмитрий Васильевич был очень рад тому, что в его вотчине появляются новые молитвенники. Местом пребывания князя было село Кубенское Устье, в трех вестах от скита преподобного Александра. Супруга князя Дмитрия, княгиня Мария часто присылала припасы для обители.

Спустя некоторое время князь Дмитрий отправился на войну, а татары напали на его вотчину, опустошили села в устье Кубены. Прискакали и в обитель. Преподобный спокойно вышел им навстречу и осенил крестом, отчего враги Христовы пали как мертвые. Они пролежали без чувств несколько часов, пока преподобный не пробудил их именем Живоначальной Троицы.

После смерти князя Дмитрия княгиня отдала на его поминовение сельцо в пользу обители Александра.

Предчувствуя близкую кончину, преподобный призвал братьев и сказал им: «Слабею я, а вы терпите на этом месте, храните смирение и любовь взаимную». В воскресный день он совершил литургию и причастился, потом со слезами, на коленях помолился за себя и за обитель свою и мирно предал дух свой Господу (1439).

Святое тело преподобного положено было, по его завещанию, у полуденной стороны алтаря. Год спустя выросло над гробом рябиновое дерево. Как-то  в праздник Успения отрок из поселян отломил ветку от этого дерева, и внезапно у него разболелась рука; родители привели сына к гробу преподобного, и больной выздоровел.

С тех пор народ стал брать ягоды с дерева для исцеления. Ученики во исполнение воли учителя построили теплую церковь во имя Святого Николая и освятили ее в день памяти блаженного Александра. Многие больные, которых приносили в эту церковь, исцелялись, потому в начале XVI в. Александра назвали чудотворцем Куштским.

          

21 июнь 2013 /

Источник: https://pravoslav-voin.info/azi/3940-prepodobnyj-aleksandr-kushtskij.html

прп. Александр Куштский, игум

Молитва преподобному Александру, игумену Куштскому

О священная главо, преподобне отче авво, Александре великий! Не забуди нищих твоих до конца, поминай нас всегда во святых твоих благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам паствил еси и не забуди посещати чад твоих. Моли за нас, отче священный, дети твоя духовная, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю.

Не премолчи за нас ко Господу и не презри нас, верою и любовию чтущих тя; поминай нас, недостойных, у Престола Вседержителева, и не престай молитися за нас; не мним бо тя мертва суща, аще телом преставился еси от нас, но и по смерти убо жив пребываеши неотступно от нас духом, сохраняя и соблюдая нас от стрел вражиих и от всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый, се бо икона твоя святая пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа с небесными силами у Престола Вседержителева стоящи, достойно веселится. Тебе припадаем и тебе молимся и милися деем, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душевней: испроси время на покаяние и невозбранное прехождение от земли на небо, мытарства горьких бесов, воздушных князей, и вечныя муки избавление, и Небесного Царствия наследование со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

АКАФИСТ СВЯТОМУ ПРЕПОДОБНОМУ АЛЕКСАНДРУ, ИГУМЕНУ КУШТСКОМУ, ВОЛОГОДСКОМУ ЧУДОТВОРЦУ

Кондак 1

Совет

Возбранный чудотворче и изрядный угодниче Христов, всем с верою прибегающым источая многоцелебныя дары, похвальная восписуем ти, творящии всечестную память твою, ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, моли спастися душам нашым, да зовем ти:Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю.

Икос 1

Ангельское твое во плоти житие провидев всея твари Создатель, от юности избра тя в жилище Себе, Егоже тя обиталище быти уведевше, похвальная восписуем ти:Радуйся, благочестивую родителю благоприятное испрошение.Радуйся, благочестиваго корене отрасле святейшая.Радуйся, от юности твоея Богу послуживый.Радуйся, воздержанием ангелов удививый.

Радуйся, в молитвах теплый предстателю.Радуйся, скорбящых скорое утешение.Радуйся, просящым скорое поможение.Радуйся, болящым скорый и безмездный врачу.Радуйся, земный ангеле.Радуйся, небесный человече.Радуйся, сосуде избранный Духа Святаго.Радуйся, телес наших здравие и душ спасение.Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю.

Кондак 2

Видя тщету мирских попечений, Александре, жизнь твою не мирови, но Богу посвятил еси, сего ради оставил дом родителю своею и водворился еси с работающими в иночестем житии, во еже непрестанно и благоприятно вопити Ему: Аллилуиа.
Икос 2

Плотский разум отринув и к небесным всю душу вперив, от юности твоея, преподобне отче Александре, горняя мудрствовал еси, а не земная, темже взываем ти:Радуйся, мудрости небесное жилище.Радуйся, братолюбия зерцало.Радуйся, иноков правило.

Радуйся, на скрижали сердца твоего закон Божий написавый.Радуйся, сам себе и весь живот твой Христу Богу предавый.Радуйся, ум твой к небеси вперивый.Радуйся, страх Божий в сердце твоем до конца сохранивый.Радуйся, вместо тленных нетленная стяжавый.Радуйся, гордость мирскую поправый.

Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю.

Кондак 3

Сила Вышняго осени твое сердце, преподобне отче Александре, егда на острове посреде Кубесскаго езера, братии ради неусыпно труждаяся и различная искушения и скорби мужественне претерпевая, родил еси дух спасения, поя Всесильному Богу: Аллилуиа.
Икос 3

Имея помышление таковое в себе, преподобне Александре, яко всякая умрети имут, благоразумне разсудив краткость сея жизни и приобретения ради Христа, яко уметы вся быти вменивый, ныне убо на небесех безсмертныя насыщаяся славы, слышиши от нас таковая:Радуйся, отвергий богатство, яко терние, подавляющее семена духовная.Радуйся, возненавидевый то, яко вещество пламене греховнаго.Радуйся, блаженство нищеты духовныя сподоблейся прияти.Радуйся, восхотевый внити в Небесное Царство узкими враты и в пространстве стати.Радуйся, иго Христово благое и бремя легкое понесый измлада.Радуйся, не обративыйся вспять в шествии до Горняго града.Радуйся, прежде кончины твоея во умерщвлении страстей облеченный.Радуйся, во умерщвленнем телеси нетления ризою украшенный.Радуйся, богатства негиблющаго в животе вечнем обладателю.Радуйся, непостижимыя славы святых созерцателю.Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю.

Кондак 4

Обратите внимание

Буря безмерная лукавых духов многоразличне тщашася препяти твоему, преподобне Александре, трудолюбному житию, но ты мужественне молитвою вооружася, прогнал еси вся их бесовския полчища, не бояся козней их, но зовый Богу: Аллилуиа.
Икос 4

Слышаще твое терпеливодушное в безмолвии житие, мнози от окрестных стран стекахуся к тебе пользы ради, инии же хотяще с тобою жити и наставлятися на путь спасения, сего ради похваляем тя глаголюще:Радуйся, целомудрия столпе, имже бесовская шатания искоренишася.

Радуйся, светильниче многосветлый.Радуйся, яко увядил еси плотская мудрования.Радуйся, в духовнем мужестве с древними пустынножители сравненный.Радуйся, молитвами твоими дивная сотворивый.Радуйся, господствию духа плоть покоривый.Радуйся, миром небесным приосененный.

Радуйся, долготерпения искус стяжавый.Радуйся, земная мудрования презревый.Радуйся, Единаго Бога вседушно поискавый.Радуйся, сохранивый всечестне целомудрие.Радуйся, яко раб пред Господем по вся дни благчестно шествовавый.

Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю.

Кондак 5

Яко боготечная звезда, явился еси, всеблаженне, в стране Вологодсте, на путь спасительный к вечному Небесному Отечествию ведущий. Егда примером, верных душы назидая, научил еси благодарно пети: Аллилуиа.
Икос 5

Видевше княгиня Мариа и инии Российстии сынове пречудное по Бозе житие твое, Александре преподобне, яко аще и последи леты в новопросвещенней стране Российстей возрасл еси, но древних преподобных отец сподобился еси, дарования чудес достойно прием от Бога, того ради научишася пети тебе сице:Радуйся, образе кротости духовныя.Радуйся, умертвивый плоть твою постом и бдением.Радуйся, заградивый уста твоя на глаголание тщеты.Радуйся, замкнувый уши на слышание душевредства.Радуйся, умертвивый руце на творение зла.Радуйся, истощивый чрево строгим воздержанием.Радуйся, мертва соделавый чресла твоя трудами на нечистоту.Радуйся, умертвивый нозе к течению на совет нечестивых.Радуйся, на камене Христовы веры утвержденный.Радуйся, Божием свидетельством возвышенный.Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю.

Кондак 6

Проповедник немолчный явился еси всем зрящым тя премудрости евангельския, всегдашния чистоты и мужественнаго терпения исполнена, преподобне, аще и в безмолвии хранил еси в сердцы твем сокровище веры, надежды и любве, воспевая Богу: Аллилуиа.
Икос 6

Возсия в богохранимей души твоей истинный боговедения свет, егда начал еси помышляти о создании новыя обители при реце Куште, мы же видевше твое, преподобне, не точию о себе, а паче о спасении близких попечение, воспеваем ти сице:Радуйся, сродники по плоти Христа ради оставивый.Радуйся, всю надежду на Него возложивый.Радуйся, любве нелицемерныя хранителю.Радуйся, служителю Божий, о вверенных ти умоляяй.Радуйся, наставниче грешных, к небесным направляяй.Радуйся, не словом, а житием поучаяй.Радуйся, нетления вечности искателю.Радуйся, непостижимыя славы святых в Небеснем Царствии обладателю.Радуйся, струе, напаяющая благочестием Церковь.Радуйся, свещниче, непрестанным благочестием сияяй.Радуйся, светильниче, любовию к Богу и ближним светяй.Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю.

Кондак 7

Важно

Хотя обещание Богу исполнити, преподобне, приял еси путь ко епископу града Ростова и от него благословение приим, возвратился еси в путь свой, и достиг места к сооружению обители на брезе Кушты реки, водрузил еси крест Богу с радостными слезами воспевая: Аллилуиа.
Икос 7

Новыя слезы радости и благодарения Богу излиял еси преподобне отче, поставив кущу пребывания своего ради и водрузив крест на месте сооружения храма, егда с коленопреклонением и слезами моляся, рекл еси: «Благословен Бог, иже показа место, идеже вселюся в век века».

Сего ради вопием ти:Радуйся, древним общежития начальником уподобивыйся.Радуйся, истинный Богу поклонниче.Радуйся, великий Его угодниче.Радуйся, делателю винограда Христова неленостный.Радуйся, благий и верный Его рабе.Радуйся, данный ти благочестия талант возрастивый.

Радуйся, вмале быв верен, над многими ныне поставленный.Радуйся, горлице пустыннолюбивая.Радуйся, древо при исходящих вод насажденное.Радуйся, грядущая, яко настоящая предрекий.Радуйся, душевныма очима выну Господа созерцавый.

Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю.

Кондак 8

Странно бе видети, како убогий старец един обитает в непроходимей пустыни, презирая видимыя и невидимыя враги и обитель создати тщится. Мы же очима нашима вся по воли Бога совершаема зряще, благодарственно Ему вопием: Аллилуиа.
Икос 8

Весь, пречудне Александре, телом и душею посвятился еси Богу, пребывая в непрестанных трудех и молитвах, постех и бдениих, и имея по Бозе велию веру и любовь к Заступнице рода христианскаго, Пречистей Деве Богородице, и во имя славнаго Оныя Успения помыслив создати церковь, абие потекл еси ко епископу града Ростова Дионисию.

Мы же столь далекий путь зряще, сретаем тя сице:Радуйся, совершенный в добродетелех человече.Радуйся, ленивыя подвигнувый твоими нравы.Радуйся, кротости навыкнувый от Агнца, вземшаго мира грехи.Радуйся, за подвиги получивый вечная благая.Радуйся, щитом веры стрелы лукаваго разженныя угасивый.Радуйся, онем главу сокрушивый.

Радуйся, предводителю добрый в пути спасения.Радуйся, всем преподобным уравнивыйся труды.Радуйся, умерщвлением страстей миру умерый.Радуйся, возделыванием добродетели живый Богови.Радуйся, себе самаго, яко агнца в жертву Богу посвятивый.Радуйся, светильниче, елеем благодати кипяй.

Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю.

Кондак 9

Совет

Всякое естество ангельское удивися твоим подвигом, яко столь далекий путь прошед, вшел еси ко епископу Дионисию и от него благословение и вся потребная на устроение пустынное получил еси. Мы же прославльшемуся чрез тя Богу взываем: Аллилуиа.
Икос 9

Витийство человеческое твое о Христе мужество всеблаженне, изрещи не может, яко по устроении обители час от часу преуспевая в трудех, бдениих же и пощениих, тайно обнажая себе до персей, и тако снедию комаров бывая, от них же неизреченныя претерпевая болезни, плоть твою духови поработил еси.

Сего ради вопием ти:Радуйся, алкаяй и жаждаяй правды, яко ныне насыщаешися.Радуйся, во всецелое послушание Богу себе предавый.Радуйся, нищетою твоею Богу Сыну подражавый.Радуйся, чистоту твою Богу Духу Святому сохранивый.Радуйся, во плоти ангельски поживый.Радуйся, воине Христов непобедимый.

Читайте также:  Преподобный антоний дымский

Радуйся, куплями житейскими не обязавыйся, да Воеводе угоден будеши.Радуйся, не восхотевый двема господинома работати.Радуйся, от юности на плоть, мир и диавола вооруживыйся.Радуйся, сих врагов славно победивый.Радуйся, отец по духу чадолюбивый.Радуйся, обитель насадивый.

Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю.

Кондак 10

Спасти хотя душу твою, славы мирския всемерно бегал еси, и егда окрестнии народи начаша тя, яко велия подвижника почитати, удалился еси от них в пустыню, идеже Богу, яко в тимпане, во умерщвлении телесе непрестанно воспевал еси: Аллилуиа.
Икос 10

Стена, ограждающая от всех прилогов диавольских, был еси братии, наставляя их, како избегати козней вражиих и како получити Небесное Царствие. Мы же зряще твое отеческое неусыпное попечение, благодарне вопием ти:Радуйся, душу свою за человеки положивый.Радуйся, от обители земныя, в небесную водворивыйся.Радуйся, душею тамо, телом зде, духом же всюду призывающыя тя посещаяй.

Радуйся, в великих подвизех течение совершивый.Радуйся, розго, мног плод о Христе сотворша.Радуйся, грозде духовнаго винограда, питаяй и веселяяй нас.Радуйся, омраченныя просветивый.Радуйся, просвещенныя утвердивый.Радуйся, отрадо к тебе прибегающих.Радуйся, России на сопротивныя побараяй.Радуйся, всех правоверных прошения исполняяй.

Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю.

Кондак 11

Пение всякое побеждается звездочисленными твоими труды, всеблаженне Александре.

Кто бо от земнородных прославит жестокое твое житие; кто возвеличит священныя подвиги твоя, безмолвие совершенное, смирение нелицемерное, пост протяженный, молитву непрестанную, чистоту по внутреннему и внешнему человеку, за няже сподобился еси со всеми без порока последовавшими Агнцу Божию и благоугодно подвизавшимися пети Ему: Аллилуиа.
Икос 11

Обратите внимание

Светозарный светильник явился еси, источая многоцелебное миро, всю страну Вологодскую облагоухающее. Сего ради от всех стран чада Церкве стекающеся, благодарственная приносяще Богу, воспевают ти:Радуйся, преисполненный всякия благостыни.Радуйся, милости всякия сокровище.Радуйся, промышления о людех приятелище.Радуйся, крине райскаго селения.

Радуйся, миро Христова благоухания.Радуйся, древо чудотворное рая Иисусова.Радуйся, чаше изливающая токи милосердия Божия.Радуйся, чудес пучино, свыше излиянная.Радуйся, иноков удобрение.Радуйся, всея России укрепление.Радуйся, смиренномудрствующих славо.Радуйся, наставниче нашего спасения.Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю.

Кондак 12

Благодать цельбы стяжавшаго, преподобнаго Александра, почтим сердцем и усты; и во еже вящшую воздати почесть святыни его, потщимся всемерно подражати вере его, всегда вопиюще, прославльшему святых Своих Богу: Аллилуиа.
Икос 12

Поюще твое, святе Александре, о призывающих тя теплое предстательство и от врагов видимых и невидимых скорое заступление, умильно молим тя: не возгнушайся нас грешных, но услыши вопиющих тебе:Радуйся, яко всякий недуг душевный и телесный врачуеши.Радуйся, в невечернем дни Царствия Божия почиваеши.

Радуйся, злых помыслов прогонителю.Радуйся, беснуемых скорый целителю.Радуйся, во гресех закосневших исправление.Радуйся, немолчный наставниче.Радуйся, слепым прозрение даруяй.Радуйся, хромым и разслабленным хождение исправляяй.Радуйся, в Бозе нам потребная созерцаяй.Радуйся, многих прошения предваряяй.

Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю.

Кондак 13

О великий чудотворче Александре! Моление сие наше прием, умоли Подвигоположника Иисуса, да избавит царствующий град и всякий град и страну христианскую от нахождения иноплеменных, от ересей и расколов, и от всякия напасти, да даст с тобою в селениих праведных сподобитися нам пети Триипостасному Богу: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й

Источник: https://elitsy.ru/info/saint/152/

Житие преподобного александра, игумена куштского

(память 9/22 июня)

На пустынном острове Кубенского озера в Спасо-Каменном монастыре, в то время прославленном духовном очаге на севере Руси, созрело несколько дивных подвиж­ников. Одни из них просияли святостью жизни на том самом острове, где получили духовное воспитание; другие сделались отцами пустынножителей на диких берегах Кушты и Сянжемы.

При игуменстве блаженного Дионисия Святогорца, постриженника Афонской го­ры, введен в Спасо-Каменном монастыре строгий Афонский устав. И сам игумен своей добродетельной жизнью столько прославился в окрестности, что народ толпами устремился на пустынный остров.

Приходили и люди пожилые, чтобы, как в тихой пристани, найти себе упокоение от треволнений и бурь жи­тейских; приходи­ли и юноши, желавшие оставить мир, пока он еще не при­ковал их к себе, и учиться иноческой жизни под руководством мудрого и опытного наставника.

Совет
Важно

Игумен Дионисий принимал с отеческой любовью и радушием всех приходивших к нему и старался удовлетворить их духовным нуждам. В числе их был преподобный Евфимий († около 1456; память 20 января/2 февраля и 11/24 апреля), уроженец Вологодский.

[/su_box]

Он скоро перешел из обители с благословения настоятеля за две версты от Кубенского озера, на реку Кушту, и в тесной келлии работал Господу постом и молитвой. Вскоре после того при­шел туда же и молодой странник, родом также из Вологды, по имени Алексей.

Алексей родился около 1371 года и еще в юных годах, навсегда оставив род­ной дом, отправился в Спасо-Каменную обитель. Смиренно просил он монахов проводить его к игумену. В беседе с юношей, со слезами умолявшим настоятеля принять его в монастырь, прп. Дионисий Святогорец не скрыл тех трудностей и искушений, которые предстоят иноку.

Но юноша не отступил, и игумен принял его послушни­ком. Добровольно наложив на себя суровый пост и строгое молитвенное правило, Алексей с таким желанием выполнял все послушания, что вскоре заслужил любовь и глубокое уважение братии.

Благочестивая жизнь мо­лодого послушника побудила игумена Дионисия сократить время монастыр­ского искуса, и уже через несколько месяцев после своего прихода Алексей был пострижен в монашество с именем Александр. Новый инок весьма был этому рад и совершенно всего себя предал Богу.

Он с охотой исполнял все монас­тырские послушания, соблюдал самый строгий пост и обуздывал им юную свою плоть, на устах и сердце постоянно имея молитву, ни одного часа не проводил без рукоделия и труда, так что все братия дивились его подвигам и смирению и смотрели на него как на Ангела Божия.

Много лет провел в этих подвигах блаженный Александр, возрастая и укрепляясь в жизни духовной, и в это время получил сан священства, как человек, пользовавшийся общим ува­же­нием всех иноков в обители. Впоследствии, когда преподобный Александр явился в Ростов к архиепископу Дионисию, то он называл его сыном и сослужебником.

Но любовь и почитание окружавших искренне тяготили смиренную душу под­виж­ника, и как ни тяжело ему было расставаться с игуменом и собратиями, однажды, после вечернего правила, преподобный покинул монастырь.

Совет

Странствуя по окре­стным лесам несколько дней, он остановился на безлюдном берегу реки Сянжемы, где был густой лес и озеро. Здесь он поставил себе келлию и про­водил жизнь в молитве и крайнем воздержании. Но через некоторое время место его уединения было открыто.

Жители близлежащих селений, изумленные подвижнической жиз­нью пустынника, стали приходить к нему, с благоговейным почтением относились они к его подвигу. Смущенный отшельник вынужден был оставить Сянжему и направиться к берегам Кубенского озера, надеясь там найти более безлюдное место.

В устье реки Кушты (в 45-ти верстах от Вологды) он неожиданно обнаружил келлию преподобного Евфимия (+ок. 1470; память 20 января/2 февраля), собрата и постриженника того же Спасо-Каменного монастыря.

Некоторое время подвижники провели в совместных молитвах и благочес­тивых беседах.

От духовного взора преподобного Евфимия не укрылось, что его гостю пришлось по душе место на Куште, и когда преподобный Александр сми­ренно предложил обменяться келлиями, то он с радостью согласился, принимая это же­лание брата за указание Промысла Божия.

Преподобный Евфи­мий пошел в хижину Александра на Сянжеме, а ему уступил свою малую кел­лию на Куште и при прощании оставил ему на благословение свой крест. Таковы были взаимные смирение и любовь святых подвижников!

Тихая пустынь очень полюбилась преподобному Александру. Подойдя к озеру, он погрузил крест в воду и молил Господа, чтобы Он собрал здесь рев­нителей крест­ного пути. Блаженный отшельник трудился одиноко, копал лопатой землю и сеял рожь для своего пропитания.

И много искушений потерпел он от духов злобы, которых побеждал силою крестною. Спустя некоторое время к преподобному Александру пришел один старец, с которым он прожил пять лет. Когда пришел третий брат, преподобный Александр решил устроить храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Он отправился в Ростов Великий за архипастыр­с­ким благословением на строительство храма.

Обратите внимание

Архиепископ Ростовский Диони­сий Святогорец, бывший игумен Спасо-Каменного монастыря, управлявший в последние годы своей жизни Ростовской епархией (1418—1425), благословил своего постриженника и снабдил его всем необходимым для богослужения.

Вернувшись, преподобный Александр сразу приступил к сооружению храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Князь заозерский Димитрий Васильевич был очень рад тому, что являются новые молитвенники в малонаселенной его вотчине.

Он поспешил дать старцу все нужное для строения обители, а супруга его княгиня Мария украсила новоустроенную церковь святыми иконами и дала напрестольное Евангелие и часто присылали жизненные запасы для обители.

Глубоко почитая святого старца за его благочестивую жизнь и зная о его мно­го­численных хозяйственных заботах, она стремилась поддержать силы препо­добного и присы­лала ему разнообразную пищу.

Но и в игуменстве подвиж­ник не изменял своим строгим правилам: пребывая в сугубом посте, он все раздавал больным и нищим. «Знаете ли, любимцы мои, — говорил он братии, — что подобает нам многими скорбями войти в Царствие Небесное?»

Северные пределы Руси в те времена неоднократно подвергались опустоши­тель­­ным набегам ордынских отрядов. И однажды, в отсутствие князя Димитрия Ва­силь­евича, на его вотчину напали татары, пятеро из них прискакали
в Кушт­скую обитель.

Преподобный Александр спокойно встретил их и осенил крестом. Татары пали как мертвые и пролежали без чувств несколько часов, пока преподобный Александр не пробудил их от оцепенения именем Живона­чаль­ной Троицы.

И они тотчас же удалились из обители, благодаря и прославляя милосердие старца.

По смерти князя Димитрия, павшего в битве с неверными, княгиня пожерт­вовала на поминовение мужа село в пользу обители. Раз она нечаянно пришла в обитель и вошла в храм, где блаженный Александр читал Псалтирь в простоте пустынной, с обнаженной грудью, которую терзали насекомые.

Преподобный огор­чился таким посещением ее и сказал: «Не следует тебе, княгиня, надзирать за нашим убожест­вом». Княгиня смиренно просила прощения. Преподобный простил, но сказал в наставление: «Корми свою нищету в доме». Возвратясь, она скоро занемогла и прислала просить молитв.

Но преподобный Александр проз­рел ее кончину и ска­зал: «Пусть готовиться к той жизни». Спустя 20 дней княгиня Мария скончалась.

Совет
Важно

Жизнеописание преподобного рассказывает, что однажды был собран урожай пшеницы, посеянный трудами игумена и братии. Некий крестьянин, не видя никого вокруг, решил украсть мешок зерна. Но от алчности взял слишком много и потому никак не мог поднять свою ношу. Именно в этот момент и застал его преподобный Александр.

[/su_box]

«Напрасно ты, сын мой, поднимаешь не по силам», — только и сказал он. Эти кроткие слова вызвали искреннее раскаяние вора и он пал со слезами к ногам старца. Преподобный после отеческого нас­тав­ления велел ему еще приба­вить пшеницы и, сделав наставление впредь не брать чужого, благословил взять мешок и идти с Богом.

Прощенный крес­тьянин легко понес благословенную ношу, благодаря великодушного старца.

Предчувствуя близость блаженной кончины, старец сказал ученикам своим Сав­ватию и Симеону: «Я ослабеваю и оставляю вас, а вы, чада мои, терпите на этом месте, храните смирение и любите друг друга как самих себя».

Предобручив обитель заступничеству Господа Бога и Пречистой Его Матери, он заповедал пост­роить храм во имя святителя Николая Чудотворца и сам указал место. Дож­давшись воск­ресного дня, он в последний раз совершил Божественную литургию и причастился Святых Христовых Таин.

По окончании же службы, став­ши пред иконой Спасителя, он со слезами на коленях помолился за себя и за свою обитель, и 9 июня 1439 г. в возрасте 68 лет мирно предал свой дух Гос­поду. По заве­щанию преподобного Александра его тело было положено вне церкви у южной стороны алтаря.

Через год над его могилой выросло деревце рябины. Каждый праздник Успения Пресвятой Богородицы к монастырю стекалось множество богомольцев. Один мальчик, по имени Матфей, ради забавы отломил ветку от рябины, и рука его тотчас распухла.

Когда родители поняли причину его внезапной болез­ни, они немедленно привели мальчика к могиле преподобного, и по их молитве к святому ребенок тут же получил исцеление. С тех пор многие по вере получали облегчения от своих недугов, собирая целебные ягоды.

В древнем рукописном житии преподобного Александра содержится запись мно­гочисленных чудес, совершившихся при его гробе. Особенно прославился святой Александр чудесной помощью больным, одержимым различными душев­ными болезнями.

Совет

В построенном по завещанию игумена храме многие видели преподобного Алек­сандра вместе со святителем Николаем молящимися и кадящими храм. Служба святому составлена около 1575 г. В 1764 году монастырь был упразднен, и Никольский храм, где были погребены под спудом мощи преподобного Алек­санд­ра, превращен в приходской.

Источник: http://www.saints.ru/a/AlexKy.html

Ссылка на основную публикацию