Преподобный александр ошевенский

Житие святого преподобного Александра Ошевенского, игумена

В Архангельской области, Каргапольском районе располагается мужской Александро-Ошевенский монастырь. В настоящее время ведутся в нем восстановительные работы, а некогда монастырские угодья были известны по всей России. Основателем монастыря является Александр Ошевенский — человек, с юных лет познавший свое призвание и посвятивший себя Богу.

Роль святого в христианстве

Следует сказать, что житие святого Александра Ошевенского до сих пор не издано, и адаптировано на современный русский язык с церковно-славянского лишь частично. Те моменты, что освещены во множестве статьей рассказывают нам историю прихода Александра Ошевенского к Богу, создание им обители и кончины преподобного Александра.

Преподобный Александр ОшевенскийИнтересно! В народе святой Александр именуется также Чудотворным, что, скорее всего, связано с чудесами, производимыми им при жизни.

Вероятно, данный эпитет также прикрепился к имени потому, что одна из икон, первоначально привезенная в Александро-Ошевенскую обитель была иконой Николая Чудотворца.

Житие преподобного

В Вышеозерской области, неподалеку от города Белозерска 17 марта 1427 года в семье крупного землевладельца Никифора Ошевена родился мальчик, которому было дано имя Алексей. И хотя у Фотинии и Никифора на момент рождения Алеши было уже 4 сына, ребенок был желанным и намоленным.

С детских лет Алексея обучали грамоте и необходимым для ведения хозяйства наукам, возлагая на него надежды как на наследника богатого хозяйства. Как было принято в те времена, по достижении 18-летнего возраста, Алексея решили женить. Он же, с позволения родителей, решил помолиться в Кирилло-Белозерском монастыре, да там и остался.

Спустя некоторое время, проявив усердие в труде и необходимое для монашеской жизни смирение, Алексей принял постриг и иноческое имя — Александр.

Обратите внимание

Однажды Александру захотелось побывать у родных, которые к тому времени перебрались в местечко у реки Чурьюге, именуемое впоследствии Ошевенской слободой.

По приезду, отец, простив Александру его добровольный уход от мира, предложил поселиться в этих местах и обещал помочь основать здесь монастырь.

Александр же, вдохновленный уединенной красотой этих мест, вскоре поставил крест у основания будущего монастыря и дал обет — не покидать это место до конца своих дней.

После посвящения в диаконы, преподобный Александр просил игумена благословить его на создание обители, ибо сам Александр слышал голос, завещающий ему быть в том месте.

Игумен отпустил преподобного Александра Ошевенского, благословляя его иконами Богоматери и Николая Чудотворца.

Спустя некоторое время, возведенный храм обители был освящен в честь Николая Чудотворца, и мало-помалу стали приезжать сюда иноки.

Александро-Ошевенский монастырь в Архангельской области

Всего же на устроении Ошевенского мужского монастыря трудился святой Александр около 30 лет и, давши когда-то обет никогда не покидать эти места, сдержал слово.

Преподобный Александр Ошевенский умер, достигнув возраста 52 года, 20 апреля 1479 года.

На заметку! После смерти Преподобного монастырь постепенно начал пустеть. Однако и на небесах, святой Александр не перестал радеть за свои места, поэтому Александро-Ошевенский монастырь жив и поныне.

Чудеса и помощь

О чудесах, происходящих и при жизни преподобного Александра Ошевенского и после его кончины, в Архангельской области знают многие. Об одном из таких чудес сохранилась даже запись в статье А.Н. Старицына «Каргопольские чудеса и повседневность VII века».

Речь в ней идет о священнике каргапольского храма отце Герасиме, которому осенью 1632 года явился во сне святой Александр с настоятельной просьбой распорядиться, чтобы иконописцы написали для церкви икону святого Макария Унженского.

Отец Герасим, как только икона была написана, понес ее в Ошевенскую обитель, и там, во время молебна случилось чудо — слепая девушка вдруг стала зрячей.

Икона эта в тот же час стала считаться чудотворной, а отец Герасим так проникся жизнью святого Макария, что составил о его лике сказание.

Важно

Существуют также легенды о чудесных исцелениях святыми мощами Александра Ошевенского, рассказывают, будто однажды исцелился даже немой человек, которому разбойники вырвали язык.

Икона святого Александра Ошевенского

Достаточно чудес связано со святынями, находящимися на территории Александро-Ошевенского монастыря. Так, упоминается об исцеляющих камнях, имеющих отпечаток стопы святого Александра, а также о Святом источнике и реке Халуй, которые славятся лечебной водой.

Внимание! За помощью в молитвах к святому Александру Ошевенскому обращаются, отправляясь в дальние поездки, а также просят этого святого об исцелении заболеваний, связанных с кровью. С давних времен и по сей день молятся преподобному Александру о мире, особенно сильна эта молитва была в военное время.

Дни памяти

День памяти святого Александра Ошевенского — 20 апреля, он совпадает с его кончиной и одновременно его рождением в вечность, когда он предстал перед Богом.

История обители

История святого Александра Ошевенского, к большому сожалению, повествует не только о радостных моментах, были в ней и трудные, тяжелые годы.

 Так, спустя много лет после смерти преподобного Александра, в 30-х годах XX века, когда Ошевенская обитель была в страшном упадке, были украдены святые мощи Александра Ошевенского.

Сама же обитель практически до настоящего времени не использовалась по назначению, и была превращена в развалины.

И лишь в марте 2001 года епископ Тихон дал свое благословение на возобновление общины и восстановительные работы на территории монастыря.

Сегодня в монастыре уже имеется свое хозяйство — монахи, проживающие в обители, выращивают куриц и корову с телятами. Имеется также довольно большое поле под посевы, мастерская для тех, кто желает научиться столярному делу.

И хотя, настоятели монастыря сменяли друг друга один за другим то по причине болезни, то по другим причинам, на сегодняшний день в обители проживает 7 человек: игумен, иеромонах, монах, послушник и 3 помощника по хозяйству. А значит дело, начатое Александром Ошевенским, живет и сейчас.

Преподобный Александр Ошевенский, игумен

Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-aleksandra-oshevenskogo.html

Александр ошевенский – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Прп. Александр Ошевенский

Александр Ошевенский (1427 – 1479), игумен, преподобный

Память 20 апреля, в Соборах Архангельских и Карельских святых

Родился 17 марта 1427 года в 80 верстах от Белозерска в Вышеозерской волости.

В миру Алексей, пятый сын богатого земледельца Никифора Ошевена и супруги его Фотинии, был долгожданным ребенком и родился по усердным молитвам Фотинии. Сама Богородица вместе с преподобным Кириллом Белозерским [1] явилась ей и обещала рождение сына по ходатайству преподобного Кирилла.

Хотя Алексей был младшим сыном, родители чаяли видеть в нем наследника и их питателя в старости. В детстве мальчика обучили грамоте и готовили из него предприимчивого хозяина. В 18 лет юношу пытались женить.

С дозволения родителей он отправился помолиться в Кирилло-Белозерский монастырь и остался там.

Игумен полюбил юношу за смирение и вскоре предложил ему принять постриг. Но Алексей отказался, решив испытать себя. Изучая Священное Писание, он шесть лет прислуживал братии послушником и лишь тогда принял иноческий постриг.

К тому времени родители его переселились в село Волосово, в 30 верстах от Каргополя вниз по реке Онеге. Вскоре Никифор испросил у новгородского боярина Иоанна место для поселения у реки Чурьюги, получившее название Ошевенской слободы.

Преподобный Александр просил у игумена разрешения принять от родителей последнее благословение и прощение, чтобы затем уйти на уединенное житие. Не сразу благословил игумен молодого инока.

Он предупреждал его об опасности пустынножительства. Но преподобный Александр боялся подвижнической славы, которую он имел среди братии, и вторично просил отпустить его из монастыря.

Наконец, настоятель благословил его.

Совет
Важно

Обрадованный встречей отец предложил сыну поселиться на реке Чурьюге и обещал содействовать в устроении пустыни. Преподобному Александру понравилось место. Он водрузил крест в основание будущей обители и дал обет пребывать здесь до конца жизни.

[/su_box]

После того преподобный Александр вернулся в Кирилло-Белозерский монастырь и некоторое время нес послушание на клиросе, в поварне и на хлебне. Его посвятили в сан диакона.

Наконец, когда преподобный Александр пришел к игумену в третий раз и рассказал ему, как звал его на устроение обители чудный голос, как обещался он пребывать на том месте, настоятель отпустил его, благословив иконами Божией Матери Одигитрии и святителя Николая Чудотворца.

Преподобный Александр осветил избранное место иконами, поручил отцу наблюдать за строительством церкви, а сам отправился к архиепископу Новгородскому Ионе (1459-1470). Архиепископ Иона посвятил его в сан пресвитера и поставил игуменом обители.

Боярыня Анастасия и ее сын Юрий готовы были отдать монастырю всю волость, но преподобный Александр принял грамоты лишь на необходимые земли. Построенный храм был освящен во имя святителя Николая. С твердостью и мужеством начал преподобный трудиться в созданной обители.

Старец, который приехал вместе с ним из Кирилло-Белозерского монастыря, не выдержал трудной пустынной жизни и уехал обратно. Но мало-помалу собралась братия.

Преподобный ввел строгий общежительный устав, который требовал полного молчания в храме и на трапезе, когда читались жития; в келлии иноки не должны были быть без дела, а во время исполнения послушания творить Иисусову молитву или читать псалмы.

“Братия, – говорил преподобный игумен, – пусть не страшат нас труды и скорби пустыни. Вы знаете, что путем скорбей входят в Царствие Небесное. Пусть живет в вас взаимная любовь и смирение. Бог есть любовь, и Он любит смиренных”.

Многие даже из мирян приходили к преподобному и пользовались его наставлениями. Два племянника святого приняли постриг в его монастыре, чем разгневали одного из братьев преподобного, Амвросия. Преподобный Александр кротостью смягчил брата, но племянники охладели в ревности к подвигам и оставили обитель.

Обратите внимание

Скорби за спасение духовных чад расстроили здоровье преподобного. Он лежал и не мог не только приподнять руку или голову, но даже выговорить слово. В таком изнеможении святой Александр молился преподобному Кириллу, своему покровителю.

Преподобный Кирилл явился в белых ризах и, осенив больного крестом, сказал: “Не скорби, брат! Я помолюсь и будешь здоров. Только не забывай обета, не оставляй этого места. Я буду помогать тебе”. Проснувшись, преподобный почувствовал себя здоровым и наутро пошел в церковь.

В подкрепление братии он рассказал о посещении преподобного Кирилла. 27 лет преподобный трудился в основанной им обители и мирно скончался 20 апреля 1479 года.

После кончины игумена обитель начала быстро приходить в упадок. Но преподобный не оставил попечения о ней. Однажды монастырскому служителю Марку было видение во сне: обитель полна народу; седой старец в святительской одежде крестом осеняет работающих на постройке.

Другой старец, с длинной бородой, окропляет святой водой, а третий, среднего роста, с русыми волосами, кадит. Четвертый, молодой, следит за ними издали.

Третий старец, а это был преподобный Александр Ошевенский, объяснил, что ему помогают святитель Николай Чудотворец и преподобный Кирилл Белозерский, а юноша, стоявший поодаль, был дьяком Матфеем, которого вскоре постригли с именем Максим и избрали в игумена обители, как и предрек в видении преподобный Александр. Инок Максим был поставлен во игумена архиепископом Новгородским Сергием (1483-1485) и восстановил обитель. Он настоятельствовал до 1525 года.

При построении нового храма во имя святителя Николая по указанию явившегося преподобного Александра были обретены его нетленные мощи.

Тогда же был написан его образ согласно с тем, каким он являлся инокам, и по рассказу знавшего его старца.

Преподобный Александр Ошевенский был среднего роста, с сухим лицом и впалыми щеками, с небольшой и не густой бородой, с проседью в русых волосах. В таком виде он и изображается на иконах.

В 2018 году его имя было внесено в список Собора святых Архангельской митрополии [2].

Молитвословия

Тропарь

Христа, истиннаго Бога, всею душею возлюбил еси / и Тому невозвратным желанием последовал еси, / вся же красная и сладкая мира сего возненавидев, / яко небопарный орел, на Небеса возлете / и тамо со Ангелы ликуеши и со всеми святыми Святей Троице предстоиши, / моли и нам спастися, чадом твоим, / яко же обещася, Александре преподобне, отче наш.

Читайте также:  Молитва о возвращении мирных времен

Использованные материалы

[1]  Свт. Кирилл скончался через несколько месяцев после рождения прп. Александра.

[2]  “Патриарх Кирилл утвердил празднование Собора святых Архангельской митрополии”, официальный сайт Архангельской епархии, 7 февраля 2018, http://arh-eparhia.ru/news/201/71640/

Источник: https://drevo-info.ru/articles/10289.html

Александр Ошевенский

Александр – это монашеское имя святого, а крещен он был с именем Алексей. У его родителей долгое время не было сына, который мог бы стать им надежным помощником в жизни. И вот, его будущая мать, ее звали Фотинья, что значит «светлая, огненная», а, по-современному, Светлана, стала молиться от всего сердара Пресвятой Богородице и Господу о ребеночке.

И является ей в сонном видении Сама Матерь Божия в сопровождении преподобного Кирилла Белозерского, и обещает рождение сына.

Так и произошло. Мальчик родился, и был очень смышленым. Родители, когда он подрос, хотели, чтобы Алеша сделался хорошим, умелым хозяином. И даже собирались его женить. Но из этого ничего не получилось. Алексей, с разрешения родителей, пошел в Кирилло-Белозерский монастырь, и остался там. И он там долго пробыл, и изучал иноческую жизнь, и читал Священное Писание.

Важно

Игумен его полюбил и хотел уже постричь в монахи. Но Алексей решил себя испытать и только еще усерднее прислуживал братьям монастыря.

К этому времени родители Алексея переселились на речку Чурьюгу, которая впадает в северную реку Онегу.

Алексей говорит игумену:

– Отче! Отпусти меня в пустынное место. Я чувствую, что уже готов жить в молитвенном одиночестве.

Настоятель не сразу позволил будущему святому пустынножительство. Он предупреждал, что это опасно, что можно соскучиться, затосковать и даже потерять веру в Бога.

Но потом все-таки разрешил.

А когда Александр (он уже прошел обряд пострижения в монахи и носил новое имя) пришел к своему отцу за благословением, тот обрадовался и сказал:

– Сынок! Я вижу, какой ты избрал путь. И вот тебе мое благословение. Но зачем тебе выискивать какое-то особое место? Я знаю одно подходящее. Оно не так уж далеко от нашего дома, на Чурьюге. Я сам помогу тебе в устройстве обители.

Обитель – это то же, что монастырь.

Александр был счастлив. Потому что он слышал ранее небесный Голос, звавший его основать обитель, и как раз на этой реке.

Преподобный Александр освятил будущее место монашеского подвига иконами Божией Матери и Николая Чудотворца, и поставил здесь крест, а сам вернулся на некоторое время в Кирилло-Белозерский монастырь и там продолжил свое смиренное, служение. Когда же игумен услышал о бывших Александру чудесных знамениях, то не стал удерживать. И Александр вернулся на Чурьюгу.

Через некоторое время он попросил отца наблюдать за постройкой обители, а сам отправился к новгородскому архиепископу, и тот назначил его настоятелем.

Первое время расчищали площадку под строительство. А место было дикое. Тайга, да бурелом, да мхи, да болота. Шутка ли – вдали от всех людей, без друзей и товарищей, а из знакомых – только лоси, медведи и волки.

Совет

Ну, может, еще и зайцы. И, конечно, всякие путники и бродяги; какой-нибудь беглый каторжник, бородатый разбойник со сверкающими глазами.

Вероятно, и одинокий рыбак со своими снастями, или охотник на пушного зверя – лису, куницу и белку. Вот и все гости.

Но Александр проявил твердость и мужество: ни опасность от бродяг, ни жара и комары-кровопийцы, ни лютая стужа зимой не могли остановить его. Помогал ему какое-то время опытный старец из Кирилло-Белозерского монастыря, но не смог выдержать суровой жизни и уехал. Зиму преподобный провел один.

Однако мало-помалу стали собираться в новый монастырь братья-иноки, и построили храм, и начались уже службы. Преподобный Александр говорил им:

– Пусть не страшат вас труды и скорби нашей жизни. Вы знаете, что трудным путем, путем скорбей, входят в Царствие Небесное. Пусть живет в вас взаимная любовь и смирение. Наш Господь Сам кроток и смирен сердцем, и Он возлюбил смиренных.

Смирение – это когда человек, а, в особенности, монах, старается поступать не по своим желаниям и по своей воле, а следовать за Богом, тем путем, который Он укажет.

У Александра были два племянника. Они тоже постриглись в монахи, но уж очень суровой показалась им монастырская жизнь, а иноческие подвиги – уж очень тяжелыми: бесконечные работы и службы, постоянная молитва, скудная пища, краткий сон.

И они ушли.

Это так расстроило преподобного, что он заболел. Он думал: «Ведь они дали обещание посвятить всю свою жизнь Господу, и нарушили его. Как же теперь они спасутся? Простит ли им Бог их малодушие?»

Как-то вечером он лежал и не мог не только приподнять руку или голову, но даже выговорить слово. Тем не менее, изнемогая от боли и слабости, Александр горячо молился преподобному Кириллу, своему покровителю. И вдруг сам святой появился перед ним в белых сияющих одеждах и, осенив больного крестом, сказал:

– Не скорби, брат! Я помолюсь – и будешь здоров. Только сам не забывай данного тобой обета и не оставляй этого места. Я буду помогать тебе.

Проснувшись, преподобный почувствовал себя здоровым и наутро пошел в церковь. И рассказал всей братии о ночном видении, чтобы иноки укрепились духом и не унывали.

Долго, очень долго руководил святой Александр обителью, и она процветала.

Обратите внимание

Но когда он переселился уже на небо, монастырь стал приходить в упадок. Братья монастыря не знали, как быть.

Что впереди? Неужели обитель ждет окончательное запустение и разрушение? Неужели предстоит им разойтись по домам, покинув места, ставшие им родными? Неужели умолкнет навсегда звон колоколов и сладкоголосое пение под сводами храма? И не будет на стенах святых икон? И прекратятся торжественные богослужения? И плакали многие из них.

Но однажды монастырскому служителю Марку было видение во сне: обитель полна народу; седовласый старец со светлым ликом осеняет крестом работающих на постройке.

И помогают ему служить еще двое старцев, и один юноша.

Узнал в них Марк Николая Чудотворца и Кирилла Белозерского, и своего игумена – Александра.

Александр же сказал ему:

– Ты видишь святых Николая и Кирилла, а юноша, что поодаль, – тебе тоже знаком, это Матфей, и скоро он станет игуменом монастыря. И обитель оживет.

И все так и случилось, как было предсказано.

Монах, на которого указал святой Александр, стал управлять обителью и полностью ее восстановил.

А когда начали строить новый храм на месте старого, то обнаружили гробницу с телом преподобного Александра. Время не тронуло его. Такое явление называют нетленными мощами. И чаще всего нетление тела говорит о том, что это был святой человек.

ПУСТЫНЬ

Узнай, что значит наша пустынь:

Зимой снега, а в осень грустно,

Ветра и дебри, бурелом,

И ворон, машущий крылом,

Да черная реки поверхность,

Да в чаще чей-то рык глухой,

Да нудный дождь, да путь плохой,

Да мгла, обнявшая окрестность.

А летом – мошек черный рой,

И надоедливый, и злой,

Ты в этой жадной круговерти

Не стой, а то дождешься смерти.

Ни лечь, ни встать, ни съесть куска!

Повсюду гнуса облака!

И лишь весной – блестят речушки,

Цветут цветы, пищат пичужки,

И радостно бегут ручьи,

А ты, монах, молись, молчи,

Проси, проси, проси у Бога,

Чтоб пожалел тебя немного,

Чтоб Он за то, каким ты был,

Тебя совсем не позабыл.

Молись душой, молись и словом,

Чтоб сотворил тебя Он новым.

Ему доступны чудеса.

Твои молитвы не напрасны,

Твой ум и сердце станут ясны

Как в светлом мае небеса.

Источник: http://www.nikolaevskii-sobor.ru/kniga.php?page=aleksandr-oshevenskii

Акафист святому преподобному Александру, Ошевенскому чудотворцу

Память: 03 мая (20 апреля ст. ст.)

Пре­по­доб­ный Алек­сандр Оше­вен­ский ро­дил­ся 17 мар­та 1427 го­да в 80 вер­стах от Бе­ло­зер­ска в Вы­ше­озер­ской во­ло­сти, за несколь­ко ме­ся­цев до кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Ки­рил­ла Бе­ло­зер­ско­го († 9 июня 1427 г.), с ко­то­рым был свя­зан в по­сле­ду­ю­щем ду­хов­ны­ми уза­ми всю жизнь.

Алек­сей (мир­ское имя пре­по­доб­но­го Алек­сандра Оше­вен­ско­го), пя­тый сын бо­га­то­го зем­ле­дель­ца Ни­ки­фо­ра Оше­ве­на и су­пру­ги его Фо­ти­нии, был дол­го­ждан­ным ре­бен­ком и ро­дил­ся по усерд­ным мо­лит­вам Фо­ти­нии.

Са­ма Бо­жия Ма­терь вме­сте с пре­по­доб­ным Ки­рил­лом Бе­ло­зер­ским яви­лась ей и обе­ща­ла рож­де­ние сы­на по хо­да­тай­ству пре­по­доб­но­го Ки­рил­ла. Хо­тя Алек­сей был млад­шим сы­ном, ро­ди­те­ли ча­я­ли ви­деть в нем на­след­ни­ка и их пи­та­те­ля в ста­ро­сти. В дет­стве маль­чи­ка обу­чи­ли гра­мо­те и го­то­ви­ли из него пред­при­им­чи­во­го хо­зя­и­на.

Важно

В 18 лет юно­шу пы­та­лись же­нить. С доз­во­ле­ния ро­ди­те­лей он от­пра­вил­ся по­мо­лить­ся в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ский мо­на­стырь и остал­ся там.

Игу­мен по­лю­бил юно­шу за сми­ре­ние и вско­ре пред­ло­жил ему при­нять по­стриг. Но Алек­сей от­ка­зал­ся, ре­шив ис­пы­тать се­бя. Изу­чая Свя­щен­ное Пи­са­ние, он шесть лет при­слу­жи­вал бра­тии по­слуш­ни­ком и лишь то­гда при­нял ино­че­ский по­стриг.

К то­му вре­ме­ни ро­ди­те­ли его пе­ре­се­ли­лись в се­ло Во­ло­со­во, в 30 вер­стах от Кар­го­по­ля вниз по ре­ке Оне­ге. Вско­ре Ни­ки­фор ис­про­сил у нов­го­род­ско­го бо­яри­на Иоан­на ме­сто для по­се­ле­ния у ре­ки Чу­рью­ги, по­лу­чив­шее на­зва­ние Оше­вен­ской сло­бо­ды.

Пре­по­доб­ный Алек­сандр про­сил у игу­ме­на раз­ре­ше­ния при­нять от ро­ди­те­лей по­след­нее бла­го­сло­ве­ние и про­ще­ние, чтобы за­тем уй­ти на уеди­нен­ное жи­тие. Не сра­зу бла­го­сло­вил игу­мен мо­ло­до­го ино­ка.

Он пре­ду­пре­ждал его об опас­но­сти пу­стын­но­жи­тель­ства. Но пре­по­доб­ный Алек­сандр бо­ял­ся по­движ­ни­че­ской сла­вы, ко­то­рую он имел сре­ди бра­тии, и вто­рич­но про­сил от­пу­стить его из мо­на­сты­ря.

На­ко­нец, на­сто­я­тель бла­го­сло­вил его.

Об­ра­до­ван­ный встре­чей отец пред­ло­жил сы­ну по­се­лить­ся на ре­ке Чу­рью­ге и обе­щал со­дей­ство­вать в устро­е­нии пу­сты­ни. Пре­по­доб­но­му Алек­сан­дру по­нра­ви­лось ме­сто.

Он во­дру­зил крест в ос­но­ва­ние бу­ду­щей оби­те­ли и дал обет пре­бы­вать здесь до кон­ца жиз­ни. По­сле то­го пре­по­доб­ный Алек­сандр вер­нул­ся в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ский мо­на­стырь и неко­то­рое вре­мя нес по­слу­ша­ние на кли­ро­се, в по­варне и на хлебне.

Его по­свя­ти­ли в сан диа­ко­на.

На­ко­нец, ко­гда пре­по­доб­ный Алек­сандр при­шел к игу­ме­ну в тре­тий раз и рас­ска­зал ему, как звал его на устро­е­ние оби­те­ли чуд­ный го­лос, как обе­щал­ся он пре­бы­вать на том ме­сте, на­сто­я­тель от­пу­стил его, бла­го­сло­вив ико­на­ми Бо­жи­ей Ма­те­ри Оди­гит­рии и свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца.

Совет

Пре­по­доб­ный Алек­сандр освя­тил из­бран­ное ме­сто ико­на­ми, по­ру­чил от­цу на­блю­дать за стро­и­тель­ством церк­ви, а сам от­пра­вил­ся к ар­хи­епи­ско­пу Нов­го­род­ско­му Ионе (1459–1470). Ар­хи­епи­скоп Иона по­свя­тил его в сан пре­сви­те­ра и по­ста­вил игу­ме­ном оби­те­ли.

Бо­яры­ня Ана­ста­сия и ее сын Юрий го­то­вы бы­ли от­дать мо­на­сты­рю всю во­лость, но пре­по­доб­ный Алек­сандр при­нял гра­мо­ты лишь на необ­хо­ди­мые зем­ли. По­стро­ен­ный храм был освя­щен во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. С твер­до­стью и му­же­ством на­чал пре­по­доб­ный тру­дить­ся в со­здан­ной оби­те­ли.

Читайте также:  Покровская введенская островная пустынь, россия, владимирская область, петушинский район, город покров, п/о введенское

Ста­рец, ко­то­рый при­е­хал вме­сте с ним из Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мо­на­сты­ря, не вы­дер­жал труд­ной пу­стын­ной жиз­ни и уехал об­рат­но. Но ма­ло-по­ма­лу со­бра­лась бра­тия.

Пре­по­доб­ный ввел стро­гий об­ще­жи­тель­ный устав, ко­то­рый тре­бо­вал пол­но­го мол­ча­ния в хра­ме и на тра­пе­зе, ко­гда чи­та­лись жи­тия; в кел­лии ино­ки не долж­ны бы­ли быть без де­ла, а во вре­мя ис­пол­не­ния по­слу­ша­ния тво­рить Иису­со­ву мо­лит­ву или чи­тать псал­мы.

“Бра­тия, – го­во­рил пре­по­доб­ный игу­мен, – пусть не стра­шат нас тру­ды и скор­би пу­сты­ни. Вы зна­е­те, что пу­тем скор­бей вхо­дят в Цар­ствие Небес­ное. Пусть жи­вет в вас вза­им­ная лю­бовь и сми­ре­ние. Бог есть лю­бовь, и Он лю­бит сми­рен­ных”.

Мно­гие да­же из ми­рян при­хо­ди­ли к пре­по­доб­но­му и поль­зо­ва­лись его на­став­ле­ни­я­ми. Два пле­мян­ни­ка свя­то­го при­ня­ли по­стриг в его мо­на­сты­ре, чем раз­гне­ва­ли од­но­го из бра­тьев пре­по­доб­но­го, Ам­вро­сия. Пре­по­доб­ный Алек­сандр кро­то­стью смяг­чил бра­та, но пле­мян­ни­ки охла­де­ли в рев­но­сти к по­дви­гам и оста­ви­ли оби­тель.

Скор­би за спа­се­ние ду­хов­ных чад рас­стро­и­ли здо­ро­вье пре­по­доб­но­го. Он ле­жал и не мог не толь­ко при­под­нять ру­ку или го­ло­ву, но да­же вы­го­во­рить сло­во. В та­ком из­не­мо­же­нии свя­той Алек­сандр мо­лил­ся пре­по­доб­но­му Ки­рил­лу, сво­е­му по­кро­ви­те­лю.

Пре­по­доб­ный Ки­рилл явил­ся в бе­лых ри­зах и, осе­нив боль­но­го кре­стом, ска­зал: “Не скор­би, брат! Я по­мо­люсь, и бу­дешь здо­ров. Толь­ко не за­бы­вай обе­та, не остав­ляй это­го ме­ста. Я бу­ду по­мо­гать те­бе”. Проснув­шись, пре­по­доб­ный по­чув­ство­вал се­бя здо­ро­вым и на­ут­ро по­шел в цер­ковь.

В под­креп­ле­ние бра­тии он рас­ска­зал о по­се­ще­нии пре­по­доб­но­го Ки­рил­ла. 27 лет пре­по­доб­ный тру­дил­ся в ос­но­ван­ной им оби­те­ли и мир­но скон­чал­ся 20 ап­ре­ля 1479 го­да.

Обратите внимание

По­сле кон­чи­ны игу­ме­на оби­тель на­ча­ла быст­ро при­хо­дить в упа­док. Но пре­по­доб­ный не оста­вил по­пе­че­ния о ней. Од­на­жды мо­на­стыр­ско­му слу­жи­те­лю Мар­ку бы­ло ви­де­ние во сне: оби­тель пол­на на­ро­ду; се­дой ста­рец в свя­ти­тель­ской одеж­де кре­стом осе­ня­ет ра­бо­та­ю­щих на по­строй­ке.

Дру­гой ста­рец, с длин­ной бо­ро­дой, окроп­ля­ет свя­той во­дой, а тре­тий, сред­не­го ро­ста, с ру­сы­ми во­ло­са­ми, ка­дит. Чет­вер­тый, мо­ло­дой, сле­дит за ни­ми из­да­ли.

Тре­тий ста­рец, а это был пре­по­доб­ный Алек­сандр Оше­вен­ский, объ­яс­нил, что ему по­мо­га­ют свя­ти­тель Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец и пре­по­доб­ный Ки­рилл Бе­ло­зер­ский, а юно­ша, сто­яв­ший по­одаль, был дья­ком Мат­фе­ем, ко­то­ро­го вско­ре по­стриг­ли с име­нем Мак­сим и из­бра­ли в игу­ме­на оби­те­ли, как и пред­рек в ви­де­нии пре­по­доб­ный Алек­сандр. Инок Мак­сим был по­став­лен во игу­ме­на ар­хи­епи­ско­пом Нов­го­род­ским Сер­ги­ем (1483–1485) и вос­ста­но­вил оби­тель. Он на­сто­я­тель­ство­вал до 1525 го­да.

При по­стро­е­нии но­во­го хра­ма во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая по ука­за­нию явив­ше­го­ся пре­по­доб­но­го Алек­сандра бы­ли об­ре­те­ны его нетлен­ные мо­щи.

То­гда же был на­пи­сан его об­раз со­глас­но с тем, ка­ким он яв­лял­ся ино­кам, и по рас­ска­зу знав­ше­го его стар­ца.

Пре­по­доб­ный Алек­сандр Оше­вен­ский был сред­не­го ро­ста, с су­хим ли­цом и впа­лы­ми ще­ка­ми, с неболь­шой и негу­стой бо­ро­дой, с про­се­дью в ру­сых во­ло­сах. В та­ком ви­де он и изо­бра­жа­ет­ся на ико­нах.

Источник: http://akafistnik.ru/akafisty-russkim-svyatym/akafist-svyatomu-prepodobnomu-aleksandru-oshevenskomu-chudotvortsu/

Преподобный Александр Ошевенский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Май 2nd 2014 –

Память 20 апреля/ 2 мая

В 60 верстах от Белозерска в селе Вещеозерске (на берегу Вещозера) жил богатый благочестивый крестьянин Никифор Ошевень с женой своей Фотинией. Они славились и высокой христианской жизнью, и особенно милосердием к бедным.

Было у них три сына и дочери. Однажды Фотинии во время молитв в храме явилась Пресвятая Богородица с прп. Кириллом Белозерским (который был тогда еще жив) и сказала ей, что у нее родится еще сын, через которого прославится имя Господне и многие получат спасение.

Когда младенец этот родился (1427), его назвали Алексием. Рос он быстро. Был он всегда весел, ко всем приветлив и по примеру родителей любил помогать бедным, но был не по летам сдержан.

Важно

Он так любил учиться, что готов был не отрываться от книг ни днем ни ночью, и учитель, удивляясь его успехам, говорил: «От Бога далось ему понимание грамоты, а не от моего преподавания!»

Раз он молился в храме, говоря: «Господи Иисусе Христе! Не скрой от меня заповедей Твоих, но подай разум мне, ищущему Тебя во всем!» И было ему некое Божественное видение, и он услышал глас: «Встань без боязни! Получишь то, о чем просишь!» Когда Алексий пришел домой, лицо его светилось радостью, и родители поняли, что с ним случилось что-то особенное. После этого он начал поститься, а мать его, помня бывшее ей видение, не смела ему мешать. Ежедневно, во всякую погоду, посещал он церковь, находившуюся довольно далеко, пел и читал на клиросе. Желание посвятить себя Богу разгоралось в нем все сильнее.

Когда ему было 18 лет, собрался он с другими односельчанами на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь на престольный праздник. Родители отпустили его с грустью: они чувствовали, что он идет туда неспроста.

Отойдя от родительского дома, он отстал от своих спутников и долго смотрел на него со слезами. «Боже! — молился он. — Научи меня страху Твоему! Вот я оставил дом свой имени ради Твоего.

Не затвори же от меня дверей Царствия Твоего!» Потом он догнал своих спутников и весело пошел с ними, не выдавая себя. В обители богомольцев прежде всего принял игумен. Сам не зная почему, он сразу же обратил особенное внимание на Алексия. Праздник прошел радостно и торжественно.

Когда все стали собираться домой, Алексий попросил одного односельчанина передать родителям письмо, в котором писал, что по примеру многих бояр и простых людей он хочет поступить в обитель ради Бога.

Письмо это так опечалило его родителей, что с трудом их дети успокоили их, говоря, что Алексий не задумал ничего дурного, а только не хочет зарывать в землю дарованный ему талант.

Алексий же, оставшись в обители, умолил игумена разрешить ему служить братии, а игумен, видя, что он хорошо знает Священное Писание и святоотеческие книги, поручил его дальнейшее образование одному ученому дьяку. Учитель полюбил его как родного брата, а Алексий старался исполнять все то, что он узнавал из духовных книг.

На следующий год пришел в монастырь на престольный праздник отец Алексия — Никифор Ошевень. Сын на коленях, со слезами просил его простить за то, что он так огорчил его. Но Никифору так понравилось все в монастыре, что он сам предложил ему оставаться здесь еще. На праздник собралось множество народа, прошел он, как и всегда, с великой славой.

Совет

Было множество исцелений, и все вернулись домой с духовной радостью. Алексий проводил отца за 5 верст от монастыря, и они простились с любовью. В душе Никифора была такая радость, точно он получил какое-то счастье от Бога, и он шел домой так весело, точно забыл свою старость.

Когда он пришел домой, то, слушая его рассказы про монастырь и про Алексия, Фотиния и вся семья возблагодарили Бога и весьма утешились и повеселели.

Через 6 лет после этого Никифор переселился с семьей ближе к городу Каргополю, во владения боярина Иоанна Григорьевича, собрал людей и основал там Ошевневу слободу.

Узнав об отъезде родителей, Алексий принял постриг с наречением ему имени Александр и усилил свои подвиги, но особенно велики были его терпение, кротость и послушание. Все его любили.

Но однажды, услышав случайно среди братии похвалы себе, он так огорчился, что стал думать о том, чтобы оставить монастырь, и стал просить игумена отпустить его посетить родных. Игумен не сразу согласился, потому что Александр был еще очень молод — ему было только 25 лет, — но потом отпустил его.

Александр прогостил у родителей неделю. Когда же он стал собираться обратно в монастырь, отец стал просить его не покидать их, а поселиться в лесу на другом берегу реки, где есть удобное для обители место, и если Богу будет угодно, то устроить там монастырь. На другой же день Александр со старшим братом пошел посмотреть это место.

Брат отошел в сторону рубить дрова, а Александр поставил крест, стал молиться и сам не заметил, как задремал. И во сне услышал он голос: «Александр, угодник Мой, вот Я приготовил место тебе, куда ты пришел сам без зова. Сотвори себе пребывание. Живи здесь и спаси душу твою.

И будет тебе покой во веки веков, и через тебя многие спасутся»

Александр очнулся, около него никого не было. Душа его была наполнена великой радостью. И он дал обет, если игумен благословит, остаться до смерти на этом месте. Тут подошел брат, и они вернулись домой. Дома отец рассказал ему, что это место не простое: там видели таинственный свет, слышали пение незримого хора и звон колоколов…

По возвращении в обитель Александр был рукоположен в сан иеродиакона и продолжал, в священном сане, свое смиренное служение на хлебне и поварне.

Когда же игумен услышал от него бывших ему знамениях и о данном им обете, то не стал удерживать его, только послал с ним в помощь ему опытного старца. С собой прп. Александр взял иконы Божией Матери «Одигитрия» и святителя Николая.

Отец его взял на себя постройку нового монастыря; сам же преподобный отправился в Новгород, где св. архиепископ Иона (память его 5 нояб.) рукоположил его в сан иеромонаха и назначил настоятелем новой обители.

Владельцы же места сего обрадовались, что в их поместье будет монастырь, и дали ему землю и лес.

Обратите внимание

Церковь была сооружена во имя святителя Николая, и преподобный стал расчищать место для полей от леса. Жизнь его была так сурова, что старец, пришедший с ним, не выдержал ее и вернулся в свой монастырь, и зиму преподобный провел один. Потом стала собираться к нему братия.

Преподобный ввел строгий общежительный устав и часто поучал их покаянию и памяти смертной. «Вот средство к спасению, — говорил он, — прощение, молитва от чистого сердца, смирение ко всем, любовь к Богу нелицемерная, милостыня нищим, посещение странных и заключенных в темнице».

Приходили к нему миряне, прося его молитв и советов. Родственники приносили ему все необходимое для жизни. А раз в год на обительский праздник, когда в обители бывал крестный ход, приходила и его мать, и преподобный выходил к ней за святые врата, чтобы обнять ее.

Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/prepodobnye/prepodobnyj-aleksandr-oshevenskij.html

Александр ошевенский

Открытая православная энциклопедия “ДРЕВО”.

Александр Ошевенский ( 1427 – 1479 ), игумен , преподобный .

Память 20 апреля , в Соборе Карельских святых

Читайте также:  Преподобный варнава гефсиманский

Родился 17 марта 1427 года в 80 верстах от Белозерска в Вышеозерской волости.

В миру Алексей, пятый сын богатого земледельца Никифора Ошевена и супруги его Фотинии, был долгожданным ребенком и родился по усердным молитвам Фотинии. Сама Богородица вместе с преподобным Кириллом Белозерским [1] явилась ей и обещала рождение сына по ходатайству преподобного Кирилла.

Хотя Алексей был младшим сыном, родители чаяли видеть в нем наследника и их питателя в старости. В детстве мальчика обучили грамоте и готовили из него предприимчивого хозяина. В 18 лет юношу пытались женить.

С дозволения родителей он отправился помолиться в Кирилло-Белозерский монастырь и остался там.

Игумен полюбил юношу за смирение и вскоре предложил ему принять постриг. Но Алексей отказался, решив испытать себя. Изучая Священное Писание, он шесть лет прислуживал братии послушником и лишь тогда принял иноческий постриг .

К тому времени родители его переселились в село Волосово, в 30 верстах от Каргополя вниз по реке Онеге. Вскоре Никифор испросил у новгородского боярина Иоанна место для поселения у реки Чурьюги, получившее название Ошевенской слободы .

Преподобный Александр просил у игумена разрешения принять от родителей последнее благословение и прощение, чтобы затем уйти на уединенное житие. Не сразу благословил игумен молодого инока.

Он предупреждал его об опасности пустынножительства. Но преподобный Александр боялся подвижнической славы, которую он имел среди братии, и вторично просил отпустить его из монастыря.

Наконец, настоятель благословил его.

Совет
Важно

Обрадованный встречей отец предложил сыну поселиться на реке Чурьюге и обещал содействовать в устроении пустыни. Преподобному Александру понравилось место. Он водрузил крест в основание будущей обители и дал обет пребывать здесь до конца жизни.

[/su_box]

После того преподобный Александр вернулся в Кирилло-Белозерский монастырь и некоторое время нес послушание на клиросе, в поварне и на хлебне. Его посвятили в сан диакона .

Наконец, когда преподобный Александр пришел к игумену в третий раз и рассказал ему, как звал его на устроение обители чудный голос, как обещался он пребывать на том месте, настоятель отпустил его, благословив иконами Божией Матери Одигитрии и святителя Николая Чудотворца.

Преподобный Александр осветил избранное место иконами, поручил отцу наблюдать за строительством церкви, а сам отправился к архиепископу Новгородскому Ионе (1459-1470). Архиепископ Иона посвятил его в сан пресвитера и поставил игуменом обители.

Боярыня Анастасия и ее сын Юрий готовы были отдать монастырю всю волость, но преподобный Александр принял грамоты лишь на необходимые земли. Построенный храм был освящен во имя святителя Николая. С твердостью и мужеством начал преподобный трудиться в созданной обители .

Старец, который приехал вместе с ним из Кирилло-Белозерского монастыря, не выдержал трудной пустынной жизни и уехал обратно. Но мало-помалу собралась братия.

Преподобный ввел строгий общежительный устав , который требовал полного молчания в храме и на трапезе, когда читались жития; в келлии иноки не должны были быть без дела, а во время исполнения послушания творить Иисусову молитву или читать псалмы .

“Братия, – говорил преподобный игумен, – пусть не страшат нас труды и скорби пустыни. Вы знаете, что путем скорбей входят в Царствие Небесное. Пусть живет в вас взаимная любовь и смирение. Бог есть любовь, и Он любит смиренных”.

Многие даже из мирян приходили к преподобному и пользовались его наставлениями. Два племянника святого приняли постриг в его монастыре, чем разгневали одного из братьев преподобного, Амвросия. Преподобный Александр кротостью смягчил брата, но племянники охладели в ревности к подвигам и оставили обитель.

Совет

Скорби за спасение духовных чад расстроили здоровье преподобного. Он лежал и не мог не только приподнять руку или голову, но даже выговорить слово. В таком изнеможении святой Александр молился преподобному Кириллу , своему покровителю.

Преподобный Кирилл явился в белых ризах и, осенив больного крестом, сказал: “Не скорби, брат! Я помолюсь и будешь здоров. Только не забывай обета, не оставляй этого места. Я буду помогать тебе”. Проснувшись, преподобный почувствовал себя здоровым и наутро пошел в церковь.

В подкрепление братии он рассказал о посещении преподобного Кирилла. 27 лет преподобный трудился в основанной им обители и мирно скончался 20 апреля 1479 года.

После кончины игумена обитель начала быстро приходить в упадок. Но преподобный не оставил попечения о ней. Однажды монастырскому служителю Марку было видение во сне: обитель полна народу; седой старец в святительской одежде крестом осеняет работающих на постройке.

Другой старец, с длинной бородой, окропляет святой водой, а третий, среднего роста, с русыми волосами, кадит. Четвертый, молодой, следит за ними издали.

Третий старец, а это был преподобный Александр Ошевенский, объяснил, что ему помогают святитель Николай Чудотворец и преподобный Кирилл Белозерский , а юноша, стоявший поодаль, был дьяком Матфеем, которого вскоре постригли с именем Максим и избрали в игумена обители, как и предрек в видении преподобный Александр. Инок Максим был поставлен во игумена архиепископом Новгородским Сергием (1483-1485) и восстановил обитель. Он настоятельствовал до 1525 года.

При построении нового храма во имя святителя Николая по указанию явившегося преподобного Александра были обретены его нетленные мощи.

Тогда же был написан его образ согласно с тем, каким он являлся инокам, и по рассказу знавшего его старца.

Преподобный Александр Ошевенский был среднего роста, с сухим лицом и впалыми щеками, с небольшой и не густой бородой, с проседью в русых волосах. В таком виде он и изображается на иконах.

Тропарь Александру Ошевенскому

Христа, истиннаго Бога, всею душею возлюбил еси / и Тому невозвратным желанием последовал еси, / вся же красная и сладкая мира сего возненавидев, / яко небопарный орел, на Небеса возлете / и тамо со Ангелы ликуеши и со всеми святыми Святей Троице предстоиши, / моли и нам спастися, чадом твоим, / яко же обещася, Александре преподобне, отче наш.

Использованные материалы

http://www.jmp.ru/svyat/apr20.htm

http://days.pravoslavie.ru/Life/life6393.htm

[1] Свт. Кирилл скончался через несколько месяцев после рождения прп. Александра.

ДРЕВО – открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Источник: https://slovar.cc/rel/drevo/2297084.html

Александро-Ошевенский монастырь

Александро-Ошевенский мужской монастырь – православный монастырь в селе Ошевенское  , Каргопольского района, Архангельской области.

Монастырь был основан в 1460-е годы преподобным Александром Ошевенским (1427-1479, в миру – Алексей, в юношеском возрасте он принял пострижение в Кирилло-Белозерском монастыре). О возникновении обители свидетельствует житие его основателя. 

Родился в семье зажиточного крестьянина Никифора Ошевня. При рождении был наречён Алексеем. В 19 лет принял монашеский постриг в Кирилло-Белозерском монастыре с именем Александр. После переселения отца на север, где тот основал слободу, получил благословение на создание нового монастыря.

Обратите внимание

Сначала был воодружён крест, затем построен храм святого Николая и обитель при нём, вокруг которой собралась братья. В общине практиковалось священнобезмолвие и Иисусова молитва. Александр пережил тяжёлый семейный конфликт с родным братом Амвросием, который противился пострижению в монахи своих сыновей.

В результате этого разлада Александр тяжко заболел, но был чудесно исцелён во сне явлением святого Кирилла Белозерского.

После смерти было составлено житие Александра и написаны иконы. Преподобный Александр Ошевенский был среднего роста, с сухим лицом и впалыми щеками, с небольшой и не густой бородой, с проседью в русых волосах.

После кончины преподобного Александра обитель начала приходить в упадок. Монастырь опустел, в нём осталось только 5 пожилых монахов. Положение стало меняться к лучшему с 1488 года, когда в игумены монастыря был возведен сын местного священника Максим, управлявший обителью до 1531 года.

При нём возросло число братии, увеличились монастырские земельные владения, была построена ещё одна церковь – в честь Успения Богородицы. В дальнейшем монастырь часто подвергался различным бедам: в середине XVI века обитель хотел «разорити» воевода И.М. Юрьев, родственник жены Ивана IV Анастасии.

Инокам пришлось вести земельную тяжбу с крестьянами; не раз в XVI-XVIII веках горели церкви, роптали монахи.

В 1707 году выстроено сохранившееся здание Успенского храма.

В 1834 году возведён существующий ныне надвратный Никольский храм.  В нём совершаются регулярные богослужения. Утренние службы в монастыре начинаются в 5.30 часов и вечерние в 18.00.

Ошевенская обитель имела громадное значение для местного края и воспитала шесть обителей. Из неё вышел Пахомий Кенский (бывш. Кенский монастырь), воспитавший Антония Сийского (Троицкий Сийский монастырь); преподобный Кирилл, основатель Сырьинской обители, и другие подвижники, основавшие давно уже не существующие обители.

Важно

Перед революцией монастырь имел довольно развитое хозяйство: скот, пахотные и сенокосные земли, лесные наделы, рыбный промысел. В 1928 году обитель прекратила существование.

В 1928 году рака с мощами преподобного Александра Ошевенского в присутствии местных жителей, представителей волостного и уездного Советов была вскрыта. Строения бывшей обители вскоре были превращены в развалины. В конце 1960-х годов был затронут вопрос о реставрации монастыря, которая не была осуществлена.

Постройки использовались до 70-х годов под хозяйственные нужды (в монашеском корпусе была школа). В настоящее время обитель постепенно возрождается.

Собор Успения Пресвятой Богородицы (1707 год) — главный храм монастыря. Ранее это был большой двухэтажный храм с шестью приделами и колокольней, сегодня он в руинах.

Под этим храмом почивают мощи основателя монастыря Александра Ошевенского.

С 1907 года монастырь имел собственное подворье в Санкт-Петербурге с часовней в честь святого Пантелеимона. Монахи покинули подворье в 1919, а окончательно закрыто оно было в январе 1931.

В монастыре имеется

Колодец, выкопанный самим Александром Ошевенским. Когда-то над колодцем была уникальная часовенка.Святой источник, над которым поставлен небольшой деревянный крест. Отсюда берет начало Александровский ручей, впадающий в озеро того же названия. Святым этот родничок считаются потому, что у него останавливался во время своего пути преподобный Александр.

На территории монастыря интерес представляет исчезающая речка Халуй уходит под землю на одном конце деревни Халуй, а выходит – на другом, километрах в полутора от места ухода.

Перед тем, как уйти, река разделяется на два рукава. Вода левого входит в тупик с обрывистым берегом и исчезает в этой воронке. Там наверху стоит крест, обвешанный приношениями.

Правый рукав иного характера: вода в нем течет, течет и вдруг – все, только пена.

Есть в пределах монастыря и Святое озеро.

Два камня-следовика с углублениями, похожими на отпечаток человеческой ступни. Эти валуны-«следовики» напоминают о культе священных камней, который некогда был широко распространен у восточных славян.

По преданию, «следы» на камнях были оставлены преподобным Александром, поэтому прикосновение к ним обладает целительной силой.

Паломники, ходившие в монастырь, босою ногою становились в эти «следы», веря и скорое избавление от болезней..

Источник: https://filaretuos.livejournal.com/185111.html

Ссылка на основную публикацию