Преподобный александр пересвет

Преподобный Александр (Пересвет)

«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле».
Художник Михаил Иванович Авилов 1943 г.

Корень слова «богатырь» — «Бог». Не случайно героев, отдавших жизнь за Отечество и Православную веру, на Руси называли богатырями.

Сегодня мы говорим о преподобном Александре Пересвете и стихотворении Виктора Афанасьева «Схимник Пересвет».

В 1380 году московский князь Дмитрий Иванович, известный в истории как Дмитрий Донской, повел русское войско на битву с Мамаем. Мамаева Орда грозила разорить Русь, нужно было дать ордынцам отпор.

Обратите внимание

Перед тем, как покинуть Москву, князь Дмитрий со своими приближенными отправился в монастырь Святой Троицы под Радонежем — получить благословение игумена Сергия на битву с Мамаем. А еще князь попросил Сергия Радонежского дать в его войско для молитвенной поддержки двух монахов: Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

В стихотворении Виктора Афанасьева «Схимник Пересвет» преподобный Сергий Радонежский без промедления откликается на просьбу князя.

АФАНАСЬЕВ:

Молвил князю Сергий,
Подавая меч:
— С Богом! Ныне свергнем
Иго с наших плеч.

Мы теперь не слабы.
Не страшись, иди —
Пересвет с Ослябей
Будут впереди.

Бог и церковь с вами
Против всех угроз:
Русской силы знамя
Освятил Христос.

Решающее сражение с армией Мамая произошло на Куликовом поле возле реки Дон. Русское войско построилось под главным полковым знаменем с образом Спаса Нерукотворного. Два всадника — Александр Пересвет и Андрей Ослябя — были не в воинских доспехах, а в одежде монахов-схимников. Всем своим видом они внушали презрение к смерти и напоминали, что русское воинство идет на святую битву.

Из лагеря ордынцев отделился всадник гигантского роста, назвавшийся Челубеем. Потрясая копьем, он стал хвастаться своей силой и непобедимостью, вызывая кого-нибудь из русских на поединок. Ордынцы применили свой излюбленный психологический прием — устрашить противника перед боем, заставить усомниться в своих силах.

Вызов принял радонежский монах Александр Пересвет. До принятия монашества он был искусным воином и теперь спокойно выехал навстречу великану с копьем наперевес.

АФАНАСЬЕВ:

Выезжает конный
В куколе, с крестом,
С ликом, истомлённым
Бденьем и постом,

Схимник, бывший воин;
Вот и он своё
Поднял боевое
Длинное копьё.

Без щита, без лат он,
В стремени нога,
В мантии крылатой
Мчится на врага.

На всем скаку противники ударились копьями, и оба бездыханными упали с коней.

Важно

Бесстрашие монаха, посрамившего похвальбу Челубея, вдохновило русских воинов. Князь Дмитрий воскликнул: «С нами Бог»! — и на Куликовом поле началась битва, которая закончилась победой русского войска.

Радонежского монаха Александра Пересвета, названного в летописях «первоначальником» великой победы, с почестями похоронили в Москве.

АФАНАСЬЕВ:

Войско несёт с собою
Первую жертву боя:
Иночества то цвет —
Схимник Пересвет.

Верный Христа заветам,
Вышел он в битву с тьмой.
Пал он на поле этом,
Как в пашню зерно весной.

Так Русь проросла Святая
Для Веры и Любви,
Храмы свои утверждая
На мученической крови.

Виктор Васильевич Афанасьев неоднократно подчеркивает в стихотворении, что русский богатырь Пересвет был монахом-схимником и главным его оружием была молитва.

В конце 1990-х годов Виктор Афанасьев — известный поэт, литературовед, церковный писатель — и сам принял монашеский постриг с именем Лазарь в монастыре Оптина пустынь.

Стихотворение «Схимник Пересвет» представляет собой один из ярких образцов духовной поэзии монаха Лазаря.

(4

Источник: https://radiovera.ru/prepodobnyiy-aleksandr-peresvet.html

Житие Преподобного Александра Пересвета | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Сентябрь 19th 2012 –

О светло-светлая благословенная земля Русская! Многими красотами удивлена и изукрашена ты и всего исполнена еси. Здесь святые обители церковные и города великие, хоромы величественные и озера хрустальные, дубравы высокие и реки многоводные и тихие, исполненные рыб великих и малых, села красные и поля чистые. …

И одно из таких полей, зовомое Куликовымъ, стало на исходе XIV столетия после драматических событий и обильно пролитой русской крови первым Полемъ Славы на все времена.

Более же всего величается Отечество наше за великий сонм людей Божиих, соработавших Христу на ниве богоугодной жизни, сынов света духовного.

Совет

Здесь святители святии и князи благоверные, блаженные юродивые и праведные миряне, преподобные воздержники и мученики безстрашные, и даже монахи-воины, соединившие в своем житии последние два подвига воедино, став преподобномучениками.

Имена их светятся на скрижалях родной истории ярко, подобно двум неугасимым лампадам над их священными гробами: это Александръ (Пересветъ) и Андрей (Ослябя). Для них уже загорелся и невечереющий день в вечном царствии Христовомъ. И тут, на Поле на Куликовомъ, свершился их последний подвиг, к которому они шли всю свою жизнь.

Оба они происходили из знатного рода бояр Брянского княжества. О Пересвете говорится в самом древнем литературном памятнике — ”Задонщине” — вполне определенно, что он был ”бряньский боярин”.

Об Ослябе мы узнаем только из ”Сказания о Мамаевом побоище” — о том, что он был Любутским боярином (г. Любутск территориально входил в Брянское княжество).

Существует предположение, что он также был родом из Брянска; в одном месте даже сказано об обоих: ”брянские бояре”.

С детских лет, трудясь и молясь, они проходили суровую школу мужества. Будущие избранницы воспитывались в благочестии как воины Царя Небесного и воины царя земного, призванные защищать Родину и Веру отеческую.

Долго ль или не так уж чтоб очень было их странствие по бушующему житейскому морю — нам того не ведомо. В давние времена люди жили гораздо проще и чище и не думали, как сделать себе имя, оставив подробности своей жизни.

Доподлинно же о святыхъ монахахъ-воинахъ можно сказать с некоторыми подробностями и вкраплением редких фактов очень кратко: рождение — воспитание — служба — монашество — битва — смерть и венецъ всего: рожденiе в жизнь вечную — спасенiе души и ожидание воскресенiя во Царствiи Любви, Света и Правды, чтобы вместе с Господемъ быть.

Пройдя положенное житейское поприще, обремененное ранами душевными и телесными, два брата решили спасать свои души, избрав путь иноческий.

Обратите внимание

Существует предание, согласно которому Александръ (Пересветъ) принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре, что на реке Устье среди величавой красоты сосновых боров. Обитель была по благословенiю Сергiя Радонежского в 1363 году.

Впоследствии эти два воина оказались во обители Живоначальной Троицы. Стоит только догадываться, как Пересветъ и Ослябя перешли в Троице-Сергиевъ монастырь. Ясно достоверно только то, что когда князь Дмитрий (будущий Донской) в 1380 г. приехал за благословением на битву к преподобному Сергiю, они были уже его послушниками. И самое главное: это все было промыслительно и неслучайно.

Великое испытание выпало на долю русского народа в тринадцатом-четырнадцатом веках. Грозной тучей надвинулись полки ордынские. Было же татей и разбойников несметное количество. Множайшие и страшнейшие потери понесла земля родная под ярмом иноплеменным, ”языком незнаемым”. На Руси же тогда царствовала междоусобица…

”Попущением Божиим за грехи наши и по наваждению диавольскому” поднялся с восточной стороны богомерзкий Мамай со своими клевретами, нечестивец и иконоборец, злой христианский укоритель. Устроил он соглашение с Литвою и прочими душегубцами; собрал не одну, а целых 9 орд да три царства, а князей с ним 73…

да прибыли 2 алпаута (алпаут — вельможа, феодал) великих с двумя своими отрядами. Были с ним крамольники черкасы, ясы, буртасы… и даже ”братья” по вере католики-фряги. В те времена витал в воздухе миф о непобедимости ордынских воинов.

Ходили слухи о том, что одолеть их в честном бою было невозможно, ибо будто бы они владели некоей мистической силою. И чтобы превозмочь их коварство, одних физических данных было недостаточно. Нужна была великая сила духа, нужна была помощь Свыше.

Поэтому усердный молитвенниче пред Господемъ Сергiе богоносный, узнав волю Божию, решился послать на битву духоносных монахов. Нужно было воодушевить русское воинство. Был у прегордого Мамая любимый батыр по имени Челубей, родом печенег.

Сила его была подобна силе древнего гиганта-филистимлянина Голиафа; ”пять сажен высота его, а трех сажен ширина его”. Был Челубей не простым воином. Существовала секта воинов; исповеданием ее являлось одно из древнейших буддийских верований, именуемое ”бон(г) -по”.

Это верование — древнее поклонение космосу, и не просто планетам, стихиям и эфиру, но духам-богам, обитающим в них; согласно же Божественного Откровенiя “вси бози язык бесове” (псалом 95) . Челубей был самой высокой степени посвящения в бон. По сказанию, он был непобедим: 300 боев, и во всех “враг” был повержен! Поэтому с ним мог справиться не просто ратник, но воинъ Христовъ, облеченный духовною, Божией силою. В этом состоит сакральный мотив посыла именно монаховъ-воиновъ.

Важно

Князь великий Димитрий очень опечалился и вместе с братом своим Володимиром Андреевичем и князьями русскими направил стопы свои к Живоначальной Троице за благословением великого Сергiя на правое дело.

Помолившись за Божественной Литургиею, преподобный старецъ окропил священною водою его со всем христианскимъ воинствомъ, благословил великого князя крестомъ святымъ и сказал ему: ”Иди, господин, помянув Бога; Господь Богъ да будет тебе помощникомъ и заступникомъ”.

А тайно предсказал ему: ”Погубишь супостатов своих, как должно твоему царству…… Только мужайся и крепись и призывай Бога на помощь”. И сказал ему князь великий: ”Дай мне из своего полка двухъ воиновъ, Александра Пересвета и брата его Андрея Ослебяту, и ты с нами вместе поборешься”.

Преподобный Сергiй тут же повелел старцам Александру и Андрею готовиться. Они были весьма немолоды, но сильные, зрелые и умудренные духовно и в воинском искусстве.

Известна была эта двоица как великие и знаменитые наездники в ратные времена: Андрей сотню гнал, а Александръ двести гнал, когда сражались. Были они в мiру известными витязями в сражениях.

Монахи сделали по слову игумена своего. И дал им Сергiй ”вместо тленного оружие нетленное: Крестъ Христовъ нашит на схимахъ. И повелел им вместо шеломов возложить на себя”, и отдал их в помощь великому князю, промолвив: ”Вот тебе мои воины, а за тебя, государь, поборники”.

Напоследок сказал им угодник Божiй: ”Мир вам, братья мои, пострадайте как добрые воины Христовы!” И всему православному войску дает он Христово знамение, мир и благословение. Князь же великий Дмитрий Иванович возвеселился сердцем, но не сказал никому об этом.

Святой старец напутствовал его: ”Иди ко граду Москве!” И пошел он, взяв, как некое сокровище некрадомое, благословение от старца. Так Пересветъ и Ослябя оказались в русском войске, не по своей воле токмо, а по Промыслу Небесному, Божией воле, ибо святые старцы, как духоносные пророки, от себя ничего никогда не делают.

Совет

Но устремим свой взгляд непосредственно к легендарному событию, которое произошло на вельми обширном Поле Куликовомъ между речками Непрядвою и Доном.

Отливали начищенные кольчуги. Окрест доносился храп и ржание понукаемых животных, слышались клики всадников, рвущихся в бой…

Вот уже первые полки идут. Передовой светлый полк ведут князья Смоленские Димитрий Всеволодович да брат его Володимир Всеволодович, у которого в строю и был Пересветъ.

Справа ведет полк Микула Васильевич с коломенцами, а слева ведет полк Тимофей Волуевич с костромичами……

Темные полчища врага ползут как тень с обеих сторон; от множества войска нет им места, где расступитися. Нашей рати гораздо меньше.

Уже близко сходятся сильные полки… Выехал злой печенег из великого полку татарского, показывая свое мужество на виду у всех. Злодей грозно потрясал оружием пред русскими рядами, и был он всем страшен зело, и никтоже смеяше противу его изыти.

Тогда убо преподобнаго игумена Сергiя Радонежскаго усердный его послушник инок Пересветъ начат глаголати великому князю и всем князем: ”Ничтоже о сем смущайтеся: велий Богъ нашъ и велия крепость его.

Азъ хощу Божиею помощию, и Пречистыя его Матере, и всехъ святыхъ Его, и преподобнаго игумена Сергiя молитвами с ним видетися”.

Обратите внимание

Чернеца Пересвета на место суда (поединка) привели, и сказал он великому князю Димитрию: ”Лучше нам убитыми быть, чем полоненными быть погаными”. Смерть или свободная от богоборческой клики Родина! Лучше умереть во имя вечной жизни, чем влачить жалкое существование под непосильным бременем целому православному народу.

И сказал далее Александръ: ”Хорошо бы, брат, в то время старому помолодеть, а молодому чести добыть, удалым плеч испытать”.
И такожде брат его Ослябя чернец говорил: ”Братъ Пересветъ, уже вижу на теле твоем раны, уже голове твоей лететь на траву ковыль, а сыну моему Якову на ковыли зеленой лежать на Поле Куликовомъ за веру христианскую и за обиду великого князя Дмитрия Ивановича”.

Был же сей хоробрый Пересветъ, егда в мире бе, славный богатырь, ”велию силу и крепость имея, величеством и широтою всех превзыде, и смыслен зело к воиньственному делу и наряду”, то есть слыл умеющим уставлять полки.

Читайте также:  Молитва неграмотного после причащения святых таин (прот. и.европейцева) - до и после исповеди и причастия

И тако по повелению преподобнаго игумена Сергiя возложи на себя святую схиму, матерчатый шелом ангельского образа с нашитыми на нем оружием спасения с голгофами, и знаменася святымъ крестомъ, и окропися священною водою, и простися у духовнаго отца, таже у великаго князя, и у всех князей, и у всего христианскаго воинства, и у брата своего Осляби.

И возплака князь великий, и все князи, и все воинство великим плачем, со многими слезами глаголюще: “Помози ему, Боже, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых, якоже древле Давиду на Голиафа”.

И поиде инок Пересветъ противу татарскаго богатыря Темирь-мурзы, и ударишася крепко, толико громко и сильно, яко земле потрястися, и спадоша оба на землю мертви, и ту конец прияша оба; сице же и кони их в том часе мертви быша. …И сшиблись после поединка смертного сыновья Руси с сильною ратью басурманскою.

Ударились копьями гибельными о доспехи железные, загремели мечи булатные, словно молнии сверкая; великий стук и свист от летящего града стрел поглотили тишину. Белая ковыль-трава обагрилась чермною живительною влагою, окрасившись цветом мученичества честных воинов русския земли, цветом победным сил добра над силами зла.

Древний бытописатель горестно замечает: “Бысть брань крепкая и сеча зла зело, и лияшеся кровь, аки вода, и падоша мертвых множество безчисленно от обоих сил… И не можаху кони ступати по мертвым.

Важно

Не токмо же оружием убивахуся, но сами себя биюще, и под конскими ногами умираху, от великия тесноты задыхахуся, яко немощно бе вместитися на поле Куликове, между Дону и Мечи, множества ради многих сил сошедшеся”.

После битвы Димитрий, прозванный Донским, стал обходить Великое Поле, засеянное телесами его дорогих соратников и политое русскою кровию, на котором взошла Первая Великая Слава Руси. Даже деревья от великия печали преклонилися.

Увидев Пересвета монаха и тут же поблизости лежащего знаменитого богатыря Григория Капустина, великий князь обратился к ним и промолвил: “Видите, братья, своего зачинателя, ибо этот Александръ Пересветъ, пособник наш, благословлен был игуменом Сергiем и победил великого, сильного, злого татарина, от которого многие люди испили бы смертную чашу”.

Русь одолела могущественных варваров и поверила безповоротно в свои силы. Пусть знают и окончательно запомнят в с е интервенты-агрессоры: “Кто поднимет меч, тот мечем и падет” безславно. Летописец восклицает: “Возвысил БОГЪ род христианский, а поганых уничижил и посрамил их суровство”.

Имена красных воинов земли Русския Небесный Воеводо в лепоту облекл еси; имена двух из них — Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби) с того времени прославляются как имена местночтимых святыхъ Радонежскихъ. Восемь дней “стояли на костях”; хоронили героев за Веру и Отечество живот (жизнь) свой положивших. Срубили церковку Рождества Богородицы над братской могилой у р. Непрядвы.

А Пересвета и Ослябю схоронили не здесь, а в Старомъ Симоновомъ монастыре близ Москвы (сейчас это уже территория первопрестольной: рядом с метро “Автозаводская” внутри завода “Динамо”). Тут же, по преданию, упокоились до светлого Второго славного Пришествия Христова и 40 ближайших бояр князя Димитрия… Ушли на битву москвичи, белозерцы, ростовчане, суздальцы, владимирцы, костромичи, дмитровцы…, а вернулись единым русским народом! Димитрий Донской пробыл на Москве четыре дня и затем направил стопы свои к Живоначальной Троице, к отцу Сергiю. Преподобный встретил его со крестами близ монастыря и изрек: “Радуйся, господин князь великий, и веселись твое христолюбивое войско!” И вопросил его о своих любимцах. Великий же князь отвечал ему: “Твоими, отче, любимцами, а моими служебниками победил своих врагов. Твой, отче, вооружитель, названный Пересветъ, победил подобного себе. А если бы, отче, не твой вооружитель, то пришлось бы, отче, многим христианам от того пить горькую чашу!”

Отслужили поминальную Великую ПАНИХИДУ о всех убиенных, и с тех пор названная Димитриевскою родительская суббота стала служиться в Церкви из года в год “покуда стоитъ Росiя”.

Прп.Пересвет и Ослябя При захоронении воинов Великий князь со всем воинством громким голосом провозгласили “им вечную память с плачем и со слезами многими”.

Совет

Склонив голову перед свежими могилами лучших сынов Отечества, Димитрий Иванович сказал вещие слова: “Да будет вечная память всем вам, братья и друзья, православные христиане, пострадавшие за православную веру и за все христианство между Доном и Мечей.

Это место суждено вам Богомъ! Простите меня и благословите в этом веке и в будущем и помолитесь за нас, ибо вы увенчаны нетленными венцами от Христа Бога”.
Присоединим и мы свои воздыхания к этим глаголам.

Простите и благословите нас, святии поборники Земли Русскiя Александре и Андрее.
Молите Бога о нас грешных.

Тропарь, глас 1 Воини Христолюбивии, страдальцы послушания прехвальнии, Александре дивный Пересвете и Андрее Ослябей именуемый, Сергия игумена благодатные наследницы, Куликовской брани ратницы духовнии.

Вы бо змия агарянскаго победисте, / но и нас своим заступлением не остависте. / Телами в храме Рождества Богородицы почиваете, / душею в превышнем селении пребываете.

/ Молите за весь род русский православный,

преподобнии сродницы наши.

Кондак,  глас 7
На поле Куликовом агарян победисте и венцами славы увенчастеся преподобномученицы Александре и Андрее, молите Христа Бога и нам врага рода человеческого побеждати, Православие хранити и душам нашим велию милость.

Величание:
Ублажаем вас святи преподобномученицы наши Александре и Андрее и чтим святую память вашу, воинов Христолюбивых наставницы и ангелов собеседницы

Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/zhitie-prepodobnogo-aleksandra-peresveta.html

Александр пересвет – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Прпп. Александр-Пересвет и Андрей-Ослябя

Александр Радонежский, в миру Пересвет (+ 1380), схимонах, преподобный

Память вместе с прп. Андреем Ослябей 7 сентября, в Соборах Брянских, Московских, Радонежских и Тульских святых

Пересвет был брянским боярином, опытным ратником. Он принял монашеский постриг с именем Александр.

18 августа 1380 года благоверный князь Московский Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление 2 воинов – братьев [1] Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю. Призвание монахов-бойцов имело в первую очередь духовное значение.

Обратите внимание

Преподобный Сергий дал им “вместо тленного оружия нетленное – крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя“.

Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: “Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство“.

По дороге на битву Александр-Пересвет остановился в келье отшельника, жившего на месте будущего Димитриевского монастыря. Облачившись в воинские доспехи, монах-богатырь отдал отшельнику свой дорожный посох, сделанный из цельного яблоневого дерева. С тех пор посох сделался местной реликвией [2].

В день Рождества Пресвятой Богородицы, перед началом Куликовской битвы, Александр-Пересвет принял вызов богатыря из войска Мамая и вступил с ним в единоборство. Воины ударились копьями, оба упали с коней и скончались. “Ничейный” исход поединка явил духовную силу благословения преподобного Сергия, воодушевил русские войска и стал залогом их исторической победы.

Поединок инока Александра Пересвета с татарским богатырем. Фрагмент миниатюры Лицевого летописного свода, XVI в.

Почитание

Тело преподобного Александра Пересвета было погребено близ церкви в честь Рождества Богородицы “на старом Симонове”. Здесь же положили тело преподобного Андрея-Осляби.

Подвиг святого Александра Пересвета стали сразу стали прославлять в повествованиях о Куликовской битве – древнейший известный рассказ “О побоище, иже на Дону” [3], а также летописная “Повесть о Куликовской битве” [4] сообщают о его гибели на Куликовом поле. Также о ней повествует и наиболее полный рассказ о схимниках-воинах Александре и Андрее, изложенный в “Сказании о Мамаевом побоище” [5]. Его имя вошло в летописные списки убиенных на Куликовом поле и в синодики.

Время местной канонизации преподобных Александра и Андрея неизвестно. В XVII веке их имена были внесены в святцы.

В Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 1650-х годов сказано: “Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша” [6].

В конце того же века их имена как преподобномучеников Московских были включены в “Описание о российских святых” [7]. В 1896 году их имена были помещены также в “Троицком патерике” (в числе “учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных”).

Со временем над останками преподобных Александра и Андрея были устроены надгробия, оказавшиеся в “палатке каменной под колокольней”. После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 году вновь сооружены и в XIX веке обустроены приделом.

Хранившийся алтаре собора Скопинского Димитриевского монастыря посох святого был в XIX веке урезан [8], а в XX веке изъят и передан исторической экспозиции Рязанского государственного историко-художественного музея-заповедника. Нательный крест Пересвета долгое время находился в собрании князя Олсуфьева.

В 1928 году Богородице-Рождественский храм был закрыт и оказался на территории завода «Динамо». Надгробия были вновь уничтожены и снова восстановлены только после возрождения храма в 1989 году, по инициативе известного художника П. Д. Корина.

Сейчас в храме устроена сень над двумя надгробиями, но сами останки во время восстановительных работ не нашли, так как это место было на много метров забетонировано. В 2006 году храму был посох Пересвета из Рязанского историко-архитектурного музея.

Важно

В 1981 году имена святых монахов-воинов были включены в состав Собора Радонежских святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы) – 7 сентября. В 2000 году в честь святого был назван город.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года имена преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби были включены в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания [9].

Иконопись

Изображения преподобных Александра и Андрея сохранились в Лицевом житии преподобного Сергия XVI века [10], в Лицевом летописном своде 2-й половины XVI века [10], на житийной иконе преподобного Сергия 1680 года [11], а также в ряде памятников искусства светского характера. Собственно икона святых Александра и Андрея (совместно с преподобным Сергием и благоверным князем Димитрием) была написана в 1980 году.

Молитвословия прпп. Александру и Андрею

Тропарь, глас 1

Во́ини Христолюби́вии, страда́льцы послуша́ния прехва́льнии,/ Алекса́ндре ди́вный Пересве́те и Андре́е Осля́бей имену́емый,/ Се́ргия игу́мена благода́тные насле́дницы,/ Кулико́вския бра́ни ра́тницы духо́внии,/ вы́ бо зми́я ага́рянскаго победи́сте./ Но и на́с свои́м заступле́нием не оста́висте,/ тела́ми в хра́ме Рождества́ Богоро́дицы почива́ете,/ душе́ю в превы́шнем селе́нии пребыва́ете./ Моли́те за ве́сь ро́д ру́сский правосла́вный,// преподо́бнии сро́дницы на́ши.

Кондак, глас 7

На по́ле Кулико́вом ага́рян победи́сте/ и венца́ми сла́вы увенча́стеся,/ преподобному́ченицы Алекса́ндре и Андре́е,/ моли́те Христа́ Бо́га и на́м врага́ ро́да челове́ческаго побежда́ти,/ Правосла́вие храни́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Величание

Ублажа́ем ва́с,/ святи́и преподобному́ченицы Алекса́ндре и Андре́е,/ и чти́м святу́ю па́мять ва́шу,/ во́инов Христолюби́вых наста́вницы// и а́нгелов собесе́дницы.

Источники, литература

  • ПСРЛ, т. 4, ч. 1, вып. 1-2; 6; 15; 18.
  • Повести о Куликовской битве, М., 1959.
  • Повесть о Куликовской битве: Текст и миниатюры Лицевого свода XVI в., Л., 1984
  • Памятники Куликовского цикла, М., 1998.
  • Добролюбов, И., свящ., Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, Рязань, 1885, т. 2, 242.
  • Иероним (Алякринский), архим., Рязанские достопамятности, Рязань, 1889, 27, прим. 246.
  • Токмаков, И. Ф., Историческое и археологическое описание московского ставропигиального первоклассного Симонова монастыря, М., 1892, вып. 1, 48.
  • Димитрий (Самбикин), Месяцеслов, вып. 1: сент., 64-65.
  • Барсуков, Источники агиографии, стб. 430-431.
  • Троицкий патерик, Серг. П., 1896 (репринт 1992), 11-12.
  • Куликовская битва и подъем национального самосознания, Л., 1979 (ТОДРЛ, т. 34).
  • Куликовская битва в литературе и искусстве, М., 1980.
  • Моисеев, Н. [Феофилакт (Моисеев), архим.], “600 лет победы на Куликовом поле: Библиогр.,” БТ, 1981, сб. 22, 178-237.
  • Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины, М., 1983.
  • Минея (МП), июль, ч. 1, 339-360.
  • Дмитриев, Л. А., “Сказание о Мамаевом побоище,” СККДР, вып. 2, ч. 2, 371-374.
  • Салмина, М. А., “Повесть о Куликовской битве летописная,” СККДР, вып. 2, ч. 2, 244-246.
  • Шахматов, А. А., [Рец.], СбОРЯС, СПб., 1910, т. 81, № 7, “Отчет о 12-м присуждении Академией наук премий митрополита Макария в 1907 г.,” 79-204.
Читайте также:  Икона божией матери казанская чимеевская, россия, курганская область, белозерский район, село чимеево, свято-казанский чимеевский мужской монастырь

Использованные материалы

[1]  Неизвестно, в каком смысле использовано слово “братья” – родные по плоти, побратимы, братья во Христе.

[2]  Предание Скопинского Димитриевского монастыря.

[3]  В Рогожском летописце – ПСРЛ, М., 1965, т. 15, стб. 139-141; в Симеоновской летописи – ПСРЛ, СПб., 1913, т. 18, 129-131.

[4]  В летописях Новгородской IV – ПСРЛ, Пг., 1915, т. 4, ч. 1, вып. 1, 311-320; Л., 1925, вып. 2, 321-325; и Софийской I – ПСРЛ, СПб., 1853, т. 6, 90-98.

[5]  Основной редакции.

[6]  РГБ, МДА, № 201, 333, день памяти не указан.

[7]  Барсуков, Источники агиографии, IV.

[8]  На начало XXI века высота – 138 см, окружность – 16 см.

[9]  Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых, 3 февраля 2016, официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/4367765.html

[10]  РГБ.

[11]  ЯХМ, № И-394.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/16984.html

Пересвет и Ослябя: тайна героев Куликовской битвы

О поединке Пересвета и Челубея знают все, кто не пропустил школьные уроки о Куликовской битве. Найдутся и такие, кто вспомнит картинку, на которой в лихой схватке сошлись русский богатырь в шлеме и кольчуге и татарский воин в богатом шелковом одеянии.

Однако далеко не все знают, что на самом деле воина Пересвета звали Александром и у него был брат Андрей Ослябя, а легендарный поединок с Челубеем выглядел сильно иначе. Что нам известно о Пересвете и Ослябе?

Источники

Александр Пересвет и Андрей Ослябя были монахами Троице-Сергиевского монастыря. Именно этим и объясняются, по всей видимости, их двойные имена. Пересветом и Ослябей их звали до монашества, а при постриге им дали христианские имена.

Поскольку оба они были прославлены в лике святых, одним из важнейших источников для нас являются церковные жития.

Кроме того, о Пересвете и Ослябе упоминают «Краткая летописная повесть» и «Пространная летописная повесть» – главные источники о Куликовской битве – а так же такие произведения древнерусской литературы, как «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина».

В монастыре

Пересвет и Ослябя были братьями, происходили из старинного боярского рода на Брянщине и славились своим воинским мастерством. Впрочем, возможно, родными братьями они и не были, а зафиксированное в тексте «Сказания о Мамаевом побоище» обращение их друг к другу «брате!» объясняется тем, что они оба были монахами.

Все источники повествуют о том, что, незадолго до того как выступить в сторону Дона на битву с Мамаем, князь Дмитрий Иванович посетил известно подвижника преподобного Сергия Радонежского в Троицком монастыре. Игумен Сергий благословил князя на сражение и предрек ему победу.

Прощаясь, Дмитрий Иванович попросил, чтобы преподобный Сергий отпустил с ним двух монахов – Пересвета и Ослябю. Тот немедленно позвал обоих и велел им ехать с князем Дмитрием.

Далее в «Сказании о Мамаевом побоище» говорится, что «И дал он им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя».

Одни истолковывают это место так, что преподобный Сергий тут же и совершил над Переветом и Ослябей постриг в великую схиму, а другие говорят о том, что оба они уже были к тому моменту схимниками, а игумен лишь указал им на необходимость полагаться более на крест, чем на доспехи.

На поле Куликовом

Зачастую перед сражением по старинному обычаю из рядов противников выходили воины, которые должны были скрестить оружие первыми. Это был ритуальный поединок, победа в котором одного и поражение другого истолковывалась обеими сторонами как знамение.

Перед началом битвы на поле Куликовом из рядов татарского войска выехал богатырь Челубей, печенег по происхождению, как пишет «Сказание…» «перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его».

Вызов Челубея принял Пересвет, выступив из рядов, он сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня!».

«Сказание…» повествует о том, что поединщики съехались посреди поля, вышибли друг друга копьями из седел и тут же на месте оба и скончались.

Совет

Однако церковное предание повествует об этом поединке совсем иначе. Пересвет увидел, что у Челубея копье очень тяжелое и длинное, длиннее обычного.

Сходясь с ним, воины вылетали из седла, даже не сумев нанести Челубею ни одного удара.

И тогда Пересвет отказался от воинского доспеха в расчете на то, что копье печенега пробьет его и тогда он окажется от Челубея на таком расстоянии, что сумеет нанести удар.

Так и случилось. Налетев на острие копья Челубея, Пересвет сумел ударить так, что его противник замертво рухнул на землю. А сам Пересвет, хоть и смертельно раненый, сумел вернуться к своему войску и там испустить дух на руках у товарищей. Погибли оба, но со стороны выглядело так, что Челубей был выбит из седла, а Пересвет победителем вернулся к своим.

Ослябя по одному из преданий тоже погиб в сражении. Однако есть и другая версия. Инок Андрей Ослябя первым ринулся в бой, увидев, что погиб брат его Пересвет.

Это именно он отнес раненого в сражении Дмитрия Донского в сторону под березу, где и нашли князя после сражения.

Наконец, ряд источников сообщает, что после сражения на Куликовом поле Андрей Ослябя какое-то время служил при митрополите Киприане и даже был в составе посольства в Константинополь в 1398 году.

После битвы

Александр Пересвет был погребен в Москве, рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (Симонова слобода). Там же был погребен и Андрей Ослябя. Оба воина-монаха были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. День их памяти отмечается 7 (20) сентября.

Источник: https://cyrillitsa.ru/past/28874-peresvet-i-oslyabya-tayna-voinov-skhimni.html

День памяти преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, учеников преподобного Сергия Радонежского

7/20 сентября в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре молитвенно чтут память преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, учеников преподобного Сергия Радонежского.

– воины-схимники. Когда великий князь Димитрий Иоаннович пред своим походом против Мамая посетил обитель преподобного Сергия и получил от угодника Божия благословение на борьбу с пол­чищами Мамая, то он просил у Преподобного как бы в залог обещанной ему милости Божией отпустить с ним сих двух бояр-иноков. 

Из них Александр Пересвет был прежде боярином Брянским, а Андрей Ослябя – боярином Любецким. Их муже­ство, мудрость и искусство воинское были еще у всех в свежей памяти: до принятия монашества оба они славились как доблестные воины, храбрые богатыри и люди очень опытные в военном деле.

Вот этих-то иноков-богатырей и просил в свои полки великий князь у преподобного Сергия: он надеялся, что эти люди, всецело посвятившие себя Богу, своим мужеством могут служить примером для его воин­ства и тем самым сослужат ему великую службу.

И Преподобный не задумался исполнить просьбу великого князя, на вере основанную: он тотчас же повелел Пересвету и Ослябе изготовляться на дело ратное.

Обратите внимание

С радостью приняли доблестные иноки пове­ление своего любимого старца игумена, а он приказал им в замену лат и шлемов возложить на себя схимы, украшенные изображением креста Христова: «Вот вам, дети мои, оружие нетленное, говорил он им: да будет оно вам вместо щитов и шлемов бранных».

Поручая их великому князю, святой старец сказал ему: «Вот тебе, возлюбленный княже, мои оруженосцы и послушники, а твои избран­ники!» А им еще сказал: «Мир вам, возлюблен­ные о Xристе братия! Мужайтесь, яко доблии воины Христовы! Приспело время вашея купли».

Фрагмент фрески Серапионовой палаты Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Наступил грозный час битвы, имевшей решить участь тогдашней России. В самый полдень 8 сентября 1382 года оба войска сошлись лицом к лицу при устье реки Непрядвы… Вдруг с татарской стороны выехал вперед богатырь огромного роста, крепкого сложения, страшной наружности; звали его Челубей, а родом был он печенег.

Тщеславный своею силою, подобно древнему Голиафу, грозно потрясал он копьем и вызывал на единоборство кого-либо из русских витязей…

Страшно было смотреть на этого вели­кана, и русские думали про себя: «Ах, если бы нашелся кто-нибудь из наших, который бы поразил его!» И хотя было много среди их витязей, но никто не ре­шался сам вызваться добровольно на такой подвиг…

Прошло несколько минут томительнаго ожидания, и вот из полка Владимира Всеволодовича выступает один из Сергиевых иноков, его усердный послушник схимонах Александр Пересвет…

Пламенея ревностно по вере Христовой и любовно к дорогой родине, он не стерпел поношения от дерзкого тата­рина всему воинству православному, выехал вперед и, обратившись к великому князю Димитрию Иоанновичу и к другим князьям, сказал: «Не смущай­тесь этим нисколько: велик Бог наш и велика крепость Его! Гордый татарин не мнит найти среди нас никого, равного себе витязя; но я желаю с ним переведаться, я выхожу противу него во имя Господа Сил! Готов воспринять венец Царства Небеснаго!»

Вместо брони и шлема Александр облечен был в схиму Ангельского образа (так благословил его преподобный Сергий); на сей одежде, на челе, на груди и назади, было нашито знамение воина Xpистова – Крест Господень.

Важно

Доблестный инок-воин, выходя на единоборство, окропил себя святой водою, простился с своим собратом Андреем Ослябею, с великим князем, со всеми вождями и воинством православным и громко воскликнул: “Отцы и 6pатиe! простите меня, грешного!”

„Бог тебя простит, благословит и молитвами святого отца Сергия да поможет тебе”, – было ему всеобщим ответом.

Все были тронуты до слез самоотвержением инока; все молили Бога, да поможет ему, как древле Давиду на Голиафа.

А он в одном схимническом одеянии, без лат и шлема, вооруженный тяжеловесным копьем, подобно молнии, устремился на своем быстром коне против татарина.

Раздались громкия восклицания с той и другой стороны; оба витязя сближаются, ударяют друг друга тяжелыми копь­ями столь крепко, столь громко и сильно, что, каза­лось, потряслось самое место их битвы, и оба бога­тыря пали мертвыми на землю!..

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (возведена в 1510 году). 

Обратите внимание

После победы на поле Куликовом великий князь приказал перевезти тело мученика-героя в Москву, а преподобный Феодор, ученик и племянник преподобного Сергия, пожелал похоронить его в своей Симоновской обители.

Андрей Ослябя остался невредим после битвы с татарами; в 1398 году великий князь Василий Димитриевич посылал его в Царьград с милостынею.

Он погребен рядом с своим соратником Александром Пересветом у Рождества на Старом Симонове.

Троицкий Патерик, или Сказания о святых угодниках Божиих, живших под благодатным водительством преподобного Сергия. – Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры при участии МП «Утро», 1992. С. 1012.

20 Сентября 2018

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/den-pamyati-aleksandra-peresveta-i-andreya-oslyabi

Святой Александр Пересвет

Святой преподобный Александр Радонежский – легендарный воин-монах, русский богатырь, который первым вступил в Великое Куликовское побоище и заколол копьем татарского богатыря Челубея, при этом погибнув сам.

Такое начало воодушевило русское войско и напугало татар, что во многом и определило ее исход.

Победа русских в Куликовской битве оказала сильное влияние на ход всей последующей истории и стала началом возрождения Руси.

Совет

Имя святого Пересвета неразрывно связано с именем Андрея Осляби – его родным братом. Вместе они были иноками Троице-Сергиевого монастыря и учениками Сергия Радонежского . По просьбе Дмитрия Донского оба воина-монаха были призваны на битву по благословению самого Сергия Радонежского.

Празднование в честь святого преподобного Александра Пересвета совершается четыре раза в год:

  • 19 июля (6 июля по старому стилю) – день памяти Всех Радонежских святых;
  • первое воскресенье перед 7 сентября (24 августа по старому стилю)– день памяти Всех Московских святых (обычно совпадает с днем города);
  • 20 сентября (3 октября по старому стилю) – день памяти Всех Брянских святых;
  • 5 октября (22 сентября)- день памяти Всех Тульских святых.
Читайте также:  Храм флора и лавра на зацепе, россия, город москва

Иконы, скульптуры и места поклонения святому

В Москве икона с изображением святых воинов-монахов Александра и Андрея есть в Церкви Рождества Богородицы, что в старом Симонове.С 2006 года здесь же находится и посох святого Александра Пересвета, привезённый из Рязанского государственного историко-художественного музея-заповедника, где он хранился несколько десятилетий.

В свою очередь в музей этот посох попал из собора Димитриевского Ряжского монастыря, что в Скопино. Этот собор также является особым местом, связанным с именем Пересвета. Именно здесь, на месте этого собора, когда-то стояла часовня святого воина великомученика Димитрия Солунского, а при нем небольшая келья отшельника, в которой Александр Пересвет молился Богу перед Куликовской битвой.

В Сергиевом Посаде на берегу Белого пруда воинам-монахам Пересвету и Ослябе и их учителю Сергию Радонежскому установлен памятник.

Известно также, что нательный крест святого Пересвета долгое время находился в собрании князя Олсуфьева, но в настоящее время о его местонахождении ничего не известно.

По мотивам исторических событий, связанных с Великой Куликовской битвой, было написано множество картин. Самые известные из них «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле», написанная в 1943 году художником Михаилом Авиловым и «Молитва Пересвета перед боем», написанная в 2005 году художником Павла Рыженко.

В честь святых воинов-монахов на российском флоте были названы броненосцы «Пересвет» и «Ослябя», которые участвовали в Русско-Японской войне. Имя «Пересвет» также носит теплоход Волжской речной флотилии.

Мощи святого преподобного Александра Пересвета

Святые мощи Александра Пересвета и его брата Осляби погребены и покоятся под спудом в Москве в трапезной при храме Рождества Пресвятой Богородицы в Симоновом Успенском монастыре, что неподалеку от метро Автозаводская. Сюда они были привезены для погребения сразу после Куликовской битвы. Могила святых воинов доступна для посещения.

Святой Александр Пересвет считается небесным покровителем Российской армии. По молитвам к нему воины получают ходатайством пред Богом об укреплении боевого духа, даровании храбрости, веры в победу, а также о защите отчизны от врагов.

Также он является небесным заступником мужчин с именем Александр.

Воини Христолюбивии, страдальцы послушания прехвальнии, Александре дивный Пересвете и Андрее Ослябей именуемый, Сергия игумена благодатные наследницы, Куликовской брани ратницы духовнии.

Вы бо змия агарянскаго победисте, но и нас своим заступлением не остависте. Телами в храме Рождества Богородицы почиваете, душею в превышнем селении пребываете.

Молите за весь род русский православный, преподобнии сродницы наши.

Кондак Александру (Пересвету) и Андрею (Ослябе), Радонежским

Глас 7

На поле Куликовом агарян победисте и венцами славы увенчастеся преподобномученицы Александре и Андрее, молите Христа Бога и нам врага рода человеческого побеждати, Православие хранити и душам нашим велию милость.

Молитва о даровании победы над врагом и укреплении у воинов православной веры

Воини небеснии, ангели досточтимии, сокрушенно к вам припадаем и с плачем умиленным просим: Не оставите землю русскую, напасти от врагов терпящу, изменами исполненну, лицемерством диавольским задавленну.

Умолите Бога Вседержителя о спасении народа нашего, в подвизех монахов укрепите, Церковь русскую от расколов, ересей, лжеучений уберегите, народу русскому православное единство, праведное, о Бозе, умолите, войско русское в Православии утвердите, победы оному на полях сражения даруйте.

Святии преподобнии воини Александре Пересвете и Андрее Ослябя, молите Бога о нас, грешных. Аминь.

Обратите внимание

Преподобный Александр (в миру Пересвет) и брат его Андрей (Ослябя) жили в 14-ом веке и были родом из Бреста из знатной боярской семьи. Точная дата рождения Александра, к сожаленью, неизвестна.

Это было очень тяжелое для России время – вокруг царило разорение, междоусобные войны и страх перед татаро-монголами, поработившими к тому время почти всю Азию и заметную часть Европы. Оба брата воспитывались в духе христианских заповедей, готовясь стать воинами и защитниками земли русской.

 А повзрослев, они решили уйти от мирской жизни и стать монахами. Так они переехали жить в Троице-Сергиев монастырь, под начало Сергия Радонежского.

В 1380 году Мамай пошел на Русские Земли, собрав с собой огромное войско. Но князь Дмитрий Донской решил дать ему отпор и пойти с ним на Великую битву. Накануне, 18 августа (в день праздника Рождества Богородицы) он встретился с Сергием Радонежским и испросил у него благословения на великое Куликовское сражение.

Кроме того князь Дмитрий попросил дать ему в помощь двух воинов-монахов Пересвета и Ослябю, которые стали бы примером для остальных ратников. Сергий благословил русских воинов на ратный подвиг, и даже предсказал в ней победу Дмитрия Донского ценой больших потерь.

Перед битвой он постриг братьев воинов в схиму и наказал им биться без кольчуг, а только лишь в одной Великой схиме с изображением креста.

По дороге на Куликово поле Пересвет останавливался для молитвы в городе Скопье в келье отшельника неподалеку от часовни святого воина великомученика Димитрия Солунского. Пересвет долго молился Богу, прося его укрепить его дух и помочь русичам выиграть сражение. Уходя, он оставил отшельнику свой яблоневый посох, который впоследствии стал реликвией этих мест.

Величайшая в истории России битва началась с того, что Пересвет принял вызов Челубея, и оба воина, поскакали навстречу друг другу, чтобы сразиться.

Важно

Мощный богатырь Челубей использовал в боях одну хитрость – его копье было существенно длиннее, чем копья противников, это позволяло Челубею вонзать его раньше и всегда оставаться в живых.

Пересвет же, зная об этом, добровольно пошел на свою смерть, и вступил в бой с Челубеем без кольчуги в монашей схиме, чтобы копье татарского воина могло беспрепятственно войти в его тело, и не выбить его из седла раньше, чем он проткнет тело самого Челубея. 

После того как оба богатыря смертельно пронзили друг друга копьями, Челубей сразу упал с коня и испустил дух. Пересвет же удержался в седле, развернулся и умер, только доскакав до позиций русского войска.  Такое начало необычайно воодушевило русское войско и напугало татар, что в конечном итоге сильно способствовало победе.

Подвиг Пересвета сразу же после битвы стал прославляться в народных рассказах. Самые известные из них«О побоище, иже на Дону», «Повесть о Куликовской битве» и «Сказание о Мамаевом побоище».

Источник: https://www.ikonu.ru/catalog/ikony_na_zakaz/ikony_svyatykh_imennye/svyatoy_aleksandr_peresvet/

Преподобные воины-схимники Александр Пересвет и Андрей Ослябя

Преподобные воины-схимники Александр Пересвет (+ 1380)

ПАМЯТЬ ПРАЗДНУЕТСЯ 7/20 СЕНТЯБРЯ;СОБОР БРЯНСКИХ СВЯТЫХ;СОБОР РАДОНЕЖСКИХ СВЯТЫХ;СОБОР ТУЛЬСКИХ СВЯТЫХ;

СОБОР МОСКОВСКИХ СВЯТЫХ

и Андрей Ослябя (+ после 1398)

ПАМЯТЬ ПРАЗДНУЕТСЯ 7/20 СЕНТЯБРЯ;СОБОР РАДОНЕЖСКИХ СВЯТЫХ;СОБОР ТУЛЬСКИХ СВЯТЫХ;

СОБОР МОСКОВСКИХ СВЯТЫХ

Александр Пересвет и Андрей Ослябя – воины-схимники.

Когда великий князь Димитрий Иоаннович перед своим походом на Мамая посетил обитель преподобного Сергия и получил от угодника Божия благословение на борьбу с полчищами врага, то он просил у преподобного, как бы в залог обещанной ему милости Божией, отпустить с ним сих двух бояр-иноков.

Из них Александр Пересвет был прежде боярином Брянским, а Андрей Ослябя – боярином Любецким. Их мужество, мудрость и искусство воинское были еще свежи в памяти: до принятия монашества оба они славились как доблестные воины, храбрые богатыри и люди очень опытные в военном деле.

Вот этих-то иноков-богатырей и просил в свои полки великий князь у преподобного Сергия: он надеялся, что эти люди, всецело посвятившие себя Богу, своим мужеством смогут быть примером для его воинства и тем самым сослужат ему великую службу.

И преподобный не замедлил исполнить просьбу великого князя: он тотчас же повелел Пересвету и Ослябе приуготовляться на дело ратное.

С радостию приняли доблестные иноки повеление своего любимого старца игумена, а он приказал им в замену лат и шлемов возложить на себя схимы, украшенные изображением Креста Христова: «Вот вам, дети, оружие нетленное, – говорил он им, – да будет оно вам вместо щитов и шлемов бранных».

Поручая их великому князю, святой старец сказал ему: «Вот тебе, возлюбленный княже, мои оруженосцы и послушники!». А им сказал: «Мир вам, возлюбленные о Христе братия! Мужайтесь, яко доблии воины Христовы! Приспело время вашей купли».

Совет

Наступил грозный час битвы, которая должна была решить участь тогдашней Руси. В самый полдень 8 сентября 1380 года оба войска сошлись лицом к лицу при устье реки Непрядвы… Вдруг с татарской стороны выехал вперед богатырь огромного роста, крепкого сложения, страшной наружности: звали его Челубей, а родом был он печенег.

Тщеславный своею силою, подобно древнему Голиафу, грозно потрясал он копьем и призывал на единоборство кого-либо из русских витязей… Страшно было смотреть на этого великана, и русские думали про себя: «Ах, если бы нашелся кто-нибудь из наших, который бы поразил его!».

И хотя много было среди них витязей, но никто не решался вызваться добровольно на такой подвиг…

Прошло несколько минут томительного ожидания, и вот из полка Владимира Всеволодовича выступает один из Сергиевых иноков, его усердный послушник схимонах Пересвет Александр…

Пламенея ревностию по вере Христовой и любовию к дорогой Родине, он не стерпел поношения от дерзкого татарина всему воинству православному, выехал вперед и, обратившись к великому князю Димитрию Иоанновичу и к другим князьям, сказал: «Не смущайтесь этим нисколько; Велик Бог наш и велика крепость Его! Гордый татарин не мнит найти среди нас никого, равного себе витязя; но я желаю с ним переведаться, я выхожу противу него во имя Господа Сил! Готов воспринять венец Царства Небесного!».

Вместо брони и шлема Александр облечен был в схиму Ангельского образа (как благословил его преподобный Сергий); на сей одежде, на челе, на груди и назади было нашито знамение воина Христова – Крест Господень.

Доблестный инок-воин, выходя на единоборство, окропил себя святою водою; простился со своим собратом Андреем Ослябей, с великим князем, со всеми вождями и воинством православным и громко воскликнул: «Отцы и братия! Простите меня, грешного!».

«Бог тебя простит, благословит и молитвами отца нашего Сергия да поможет тебе», – было ему всеобщим ответом.

Все были тронуты до слез самоотверженностью инока; все молили Бога, да поможет ему, как древле Давиду на Голиафа.

А он, в одном схимническом одеянии, без лат и шлема, вооруженный тяжеловесным копьем, подобно молнии, устремился на своем быстром коне против татарина.

Раздались громкие восклицания с той и другой стороны; оба витязя сблизились, ударили друг друга тяжелыми копьями столь громко, столь крепко и сильно, что, казалось, потряслось самое место битвы, и – оба богатыря упали мертвыми на землю!..

Обратите внимание

После победы на поле Куликовом великий князь приказал перевезти тело мученика-героя в Москву, а преподобный Феодор, ученик и племянник преподобного Сергия, пожелал похоронить его в своей Симоновской обители.

Андрей Ослябя остался невредим после битвы с татарами: в 1398 году великий князь Василий Димитриевич посылал его в Царьград с милостынею. Он погребен рядом со своим соратником Александром Пересветом в храме Рождества Пресвятой Богородицы на Старом Симонове.

Преподобнии отцы наши Александре и Андрее, молите бога о нас!

Тропарь, глас 1:

Воини христолюбивии, страдальцы послушания, / прехвальнии Александре дивный Пересвете и Андрее, Ослябей именуемый. / Сергия игумена благодатные наследницы, / Куликовской брани ратницы духовнии.

/ Вы бо змия агарянскаго победисте, / но и нас своим заступлением не остависте. / Телами в храме Рождества Богородицы почиваете, / душею в превышнем селении пребываете.

/ Молите за весь род русский православный / / преподобнии сродницы наши.

Кондак, глас 7:

На поле Куликовом агарян победисте / и венцами славы увенчастеся, преподобномученицы Александре и Андрее / молите Христа Бога / и нам врага рода человеческаго побеждати, / Православие хранити / / и душам нашим велию милость.

Величание

Ублажаем вас, / святии преподобномученицы наши Александре и Андрее, / и чтим святую память вашу, / воинов Христолюбивых наставницы / / и Ангелов собеседницы.

Источник: http://www.nikolaevskii-sobor.ru/kniga.php?page=prepodobnie-voini-shimniki-aleksandr-peresvet-i-andrei-osliabia

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector