Преподобный анатолий оптинский, старший

Житие преподобного Оптинского старца Анатолия Старшего (1824 – 1894)

Преподобный отец наш Анатолий (в миру Алексей Моисеевич Зерцалов) родился 6 марта 1824 года в семье диакона, служившего в храме села Бобыли Калужской губернии. Родители воспитывали сына в строгости и благочестии. Он рос тихим, кротким и любознательным. Отличался особенной добротой, очень любил ходить в храм Божий и там всегда чинно стоял возле матери.

После окончания Калужской духовной семинарии Алексей поступил на службу в Казенную Палату, но вскоре заболел чахоткой. В те времена чахотка считалась болезнью смертельной, и Алексей дал обет: если выздоровеет, то поступит в монастырь. Господь даровал ему жизнь.

В июле 1853 года, испросив родительского благословения, пришел он в Оптину Пустынь.

Обратите внимание

Старец Макарий сказал матери будущего инока: «Благословенна ты, добрая женщина, на какой хороший путь ты отпустила сына!“ Преподобный старец Макарий духовным взором видел во вновь пришедшем из суетного мира юноше особую ревность о спасении и потому с большой любовью стал руководить его духовной жизнью.

17 ноября 1862 года Алексей был пострижен в мантию с именем Анатолий.

Много скорбей и тягот пришлось перенести молодому монаху. Мудрый наставник его, преподобный Макарий, не отнимал этих скорбей от ученика своего, дабы создать в нем доброе иноческое устроение и закалить его дух в терпении.

Видя в нем особое расположение к молитвенному подвигу, Старец сам начал обучать его Иисусовой молитве. Когда преподобный Макарий уезжал из обители, то благословлял о. Анатолия относиться к старцу Амвросию.

Так будущий великий молитвенник и старец проходил Иисусову молитву под руководством обоих старцев: Макария и Амвросия, находясь в полном их послушании. Поэтому духовный рост о.

Анатолия был быстрым и значительным.

В 1866 году он был рукоположен в сан иеродиакона, а в 1870 году – в сан иеромонаха. Старец Амвросий, увидев, что о. Анатолий уже достиг меры высокого духовного устроения, стал вводить его в старческие труды.

В 1871 году преподобный Анатолий получил назначение настоятеля Спасо-Орловского монастыря с возведением в сан архимандрита. Но любовь к родной Оптиной и старцу Амвросию заставила его отказаться от почетного назначения. Преподобный Амвросий выпросил его себе сначала в помощники, потом в благочинные Скита.

С 1874 года, за послушание Старцу, принял преподобный Анатолий должность скитоначальника. Ему же поручил старец Амвросий и окормление новосозданной Шамординской женской обители. Преподобный часто говорил сестрам: «Я редко беру вас к себе (на беседу), потому что я за вас спокоен: вы с отцом Анатолием».

Взяв на себя заботы о Шамордине, он входил во все стороны жизни сестер, сам учил их уставу богослужения, монашескому молитвенному правилу, пятисотнице, церковному пению. Двадцать один год был он для инокинь Шамордина преданным, бесконечно любящим отцом и наставником.

Важно

Всю силу своей любви и молитвы вкладывал старец Анатолий в свой нелегкий духовный труд. Он был для чад своих чутким отцом, взыскательным учителем, сокровищем мудрости, веры и особой пасхальной радости.

О великой силе молитвы старца Анатолия свидетельствовал сам преподобный Амвросий; «Ему такая дана молитва и благодать, что единому от тысячи дается». При этом он был не только делателем молитвы, но и ее учителем и наставником для многих и многих иноков и инокинь.

Преподобный Анатолий обладал всей полнотой даров Святого Духа: даром прозорливости, духовного рассуждения, исцеления душевных и телесных недугов. Несколькими словами, исполненными любви и духовного опыта, он умел утешить скорбящую душу, осторожно предупредить о грядущих испытаниях, сказать человеку самое важное, укрепить и поддержать.

Его отеческое, любвеобильное и в то же время твердое пастырское окормление взрастило таких великих старцев Оптиной Пустыни последних времен, как схиархимандрит Варсонофий и иеросхимонах Нектарий.

Особенно заботился он о стяжании таких добродетелей для иночествующих, как терпение, даже лучше сказать – долготерпение без ропота всех прискорбностей, смирение и откровение помыслов.

Своих монашествующих чад он наставлял: «Держитесь отеческих преданий; «Монашество выше всяких наук, оно учит небесному ангельскому жительству; «Образ истинного монашества есть искреннее смирение, а смирение святой Исаак Сирин называет одеянием Божества.

О молитве он говорил: «Надо так молиться, чтобы между душой молящегося и Богом ничего не было и никого, только Бог и душа.

В обращении преподобный Анатолий был очень прост: весело, шутливо что-нибудь рассказывал, но в этих рассказах метко обличал чьи-нибудь греховные мысли или недостатки. Ко всем он имел искреннюю любовь, был очень доверчив и, относясь ко всем просто, не подозревал ни в ком обмана. Старец Амвросий говорил о нем: «Это израильтянин, в нем же льсти несть.

Совет

Тяжело заболев, старец Анатолий 15 декабря 1893 года тайно принял схиму и до последнего дня жизни приобщался Святых Таин.

25 января/7 февраля 1894 года преподобный старец Анатолий тихо почил во время чтения отходной.

Вся жизнь преподобного Анатолия, великого и благодатного молитвенника, духовника и старца, наставника многих душ, всегда была озарена светом веры, истинного послушания и смирения.

Так и ныне, по отшествии своем от жизни земной, великий молитвенник, присный делатель умносердечной молитвы Иисусовой, преподобный Анатолий остается для нас незаменимым наставником и учителем молитвенного делания, продолжает ходатайствовать о спасении душ наших пред Престолом Божиим.

Источник: https://www.shamordino-m.ru/about/nebesnye-pokroviteli/zhizneopisaniya-optinskikh-startsev/zhitie-prepodobnogo-optinskogo-startsa-anatoliya-starshego-1824-1894.html

Преподобный Анатолий Старший, Оптинский

Дни памяти: 25 января, 11 октября (Оптин.)

Преподобный Анатолий (в миру Алексей Моисеевич Зерцалов) родился 24 марта 1824 года в семье диакона, служившего в храме села Бобыли Калужской губернии. Родители воспитывали сына в строгости и благочестии, надеясь, что со временем он выберет путь служения Богу.

После окончания Калужской духовной семинарии Алексей поступил на службу в Казенную палату, но вскоре тяжело заболел. В те времена чахотка считалась болезнью смертельной, и Алексей дал обет: если исцелит его Господь, то примет он монашеский постриг.

Господь даровал ему жизнь, и вскоре, в июле 1853 года, испросив родительского благословения, пришел он в Оптину пустынь.

Важно

Старец Макарий сказал матери будущего инока: «Благословенна ты, добрая женщина, на такой хороший путь отпустила сына!» С этого дня преподобный старец Макарий стал руководить духовной жизнью молодого послушника.

Со временем, предчувствуя приближение немощей и кончины, благословил обращаться за советом к преподобному старцу Амвросию.

17 ноября 1862 года брат Алексей был пострижен в мантию с именем Анатолий. К этому времени он был уже в послушании у преподобного Амвросия.

С самых первых лет пребывания в обители жизнь будущего преподобного старца Анатолия была посвящена трудам на пользу ближних. Когда он работал на кухне, то не оставалось времени даже на сон, да и спать приходилось на дровах.

Обратите внимание

А чтобы помолиться, побыть в редкие свободные минуты наедине с Богом и своей совестью, приходилось уходить далеко в лес… Позже старец Амвросий стал посылать преподобного Анатолия в монастырскую гостиницу утешать скорбящих.

Обратите внимание

А когда увидел прозорливый старец, что ученик созрел для того, чтобы наставлять других в духовном делании, то стал постепенно вводить его в старческий труд, готовя себе ближайшего сотрудника и помощника.

В 1870 году преподобный Анатолий был рукоположен в сан иеромонаха, а уже в следующем году получил назначение настоятеля Спасо-Орловского монастыря с возведением в сан архимандрита. Но любовь к родной Оптиной и старцу Амвросию заставила отказаться от почетного назначения.

Преподобный Амвросий выпросил его себе сначала в помощники, потом в благочинные скита. А с 1874 года за послушание старцу, преподобному Амвросию, принял преподобный Анатолий должность скитоначальника. Ему же поручил старец Амвросий и окормление новосозданной Шамординской женской обители.

Преподобный Амвросий не раз говорил сестрам: «Я редко беру вас к себе (на беседу), потому что я за вас спокоен: вы с отцом Анатолием».

Преподобный Анатолий имел необыкновенно милостивый, сострадательный характер. Если он узнавал о чьем-нибудь горе, то так волновался, что у него начиналась ужасная головная боль. А потом начинало болеть и сердце…

Взяв на себя заботы о Шамордине, он входил во все стороны жизни сестер, сам учил их уставу богослужения, монашескому молитвенному правилу, пятисотнице, церковному пению. Но все-таки первый вопрос к духовным дочерям у него был: «У тебя все есть?» Двадцать один год был он для инокинь Шамордина преданным, бесконечно любящим отцом и наставником.

О великой силе молитвы старца Анатолия свидетельствовал сам преподобный старец Амвросий: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается». С особой любовью говорил преподобный Анатолий о молитве Иисусовой, говорил о том, что истинная молитва должна рождаться не под впечатлением хорошего чтения и пения, а быть плодом великого труда, дерзновения и любви к Богу.

Важно

Преподобный Анатолий обладал всей полнотой даров Святого Духа: даром прозорливости и духовного рассуждения, исцеления душевных и телесных недугов. Несколькими словами, исполненными любви и духовного опыта, он умел утешить скорбящую душу, осторожно предупредить о грядущих испытаниях, подготовить к близкой смерти.

Кончина старца Амвросия 10 октября 1891 года подорвала здоровье его любимого ученика: так глубоко и тяжело переживал он свое сиротство, что овладел им смертельный недуг.

Преподобный Анатолий начал угасать. Кротко и смиренно переносил он болезнь. 15 декабря 1893 года он тайно принял схиму.

25 января/7 февраля 1894 года преподобный старец Анатолий тихо почил во время чтения отходной. Он был погребен у стен Введенского собора, рядом с любимыми своими учителями и наставниками.

Источник: http://days.pravoslavie.ru/Life/life4631.htm

Прп. Анатолий Оптинский (Зерцалов)

Преподобный Анатолий Оптинский старший (Зерцалов) был воспитанником нескольких оптинских старцев.

Отец Анатолий приехал в Оптину в 1853 году и 7 лет был в послушании у старца Макария. После смерти отца Макария в 1860 году стал одним из первых учеников преподобного Амвросия, который был старше отца Анатолия на 12 лет.

На должонсти скитоначальника, принятой за послушание в 1974 году, внимательно заботился о душевном состоянии насельников скита, не забывая и о бытовых нуждах братии. В то время старец Амвросий многих отсылал за советом к отцу скитоначальнику. Позже отцу Анатолию он же доверил попечение о сестрах новосозданной Шамодринской обители.

Старец почил в че­ты­ре ча­са два­дцать ми­нут утра во втор­ник 25 ян­ва­ря (ст. ст.) 1894 го­да, на се­ми­де­ся­том го­ду жиз­ни.

Мно­гие ду­хов­ные ча­да отца Анатолия ви­де­ли старца по­сле его смер­ти во сне: то уте­ша­ю­щим, то ис­по­ве­да­ю­щим, то вра­чу­ю­щим, и по­сле этих снов чув­ство­ва­ли уте­ше­ние, от­ра­ду, а мно­гие и ис­це­ле­ние от ду­хов­ных и те­лес­ных неду­гов.

В 1996 го­ду пре­по­доб­ный Ана­то­лий стар­ший (Зер­ца­лов) был при­чис­лен к ли­ку мест­но­чти­мых свя­тых Оп­ти­ной пу­сты­ни, а в ав­гу­сте 2000 го­да – Юби­лей­ным Ар­хи­ерей­ским Со­бо­ром Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви про­слав­лен для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния. Мо­щи пре­по­доб­но­го Ана­то­лия по­ко­ят­ся во Вла­ди­мир­ском хра­ме Оп­ти­ной пу­сты­ни.

7 февраля (н. ст.) Церковь празднует день памяти преподобного оптинского старца Анатолия старшего (Зерцалова).

«Вид­но, что ста­ра­ешь­ся и же­ла­ешь спа­стись,– толь­ко не уме­ешь, не по­ни­ма­ешь ду­хов­ной жиз­ни. Тут весь сек­рет в том, чтобы тер­петь, что Бог по­сы­ла­ет. И не уви­дишь, как в рай вой­дешь».

* * *

«Счи­тай се­бя ху­же всех, и бу­дешь луч­ше всех».

* * *

«…Тер­пе­ние твое не долж­но быть нерас­суд­ное, то есть без­от­рад­ное, а тер­пе­ние с ра­зу­мом,– что Гос­подь ви­дит все де­ла твои, са­мую ду­шу твою, как мы зрим в ли­цо лю­би­мо­го че­ло­ве­ка…

Зрит и ис­пы­ту­ет: ка­ко­вою ты ока­жешь­ся в скор­бях? Ес­ли по­тер­пишь, то бу­дешь Его воз­люб­лен­ною. А ес­ли не стер­пишь и по­роп­щешь, но по­ка­ешь­ся, все-та­ки бу­дешь Его воз­люб­лен­ною».

* * *

«Мо­лит­ва к Бо­гу вся­кая до­ход­на. А ка­кая имен­но – об этом мы не зна­ем. Он – Один Су­дия пра­вед­ный, а мы мо­жем ложь при­знать за ис­ти­ну. Мо­лись и ве­руй».

* * *

«…Ска­зы­ваю по сек­ре­ту, ска­зы­ваю те­бе са­мое луч­шее сред­ство об­ре­сти сми­ре­ние. Это вот что: вся­кую боль, ко­то­рая ко­лет гор­дое серд­це, по­тер­петь. И ждать день и ночь ми­ло­сти от Все­ми­ло­сти­во­го Спа­са. Кто так ждет, непре­мен­но по­лу­чит».

Читайте также:  Икона божией матери касперовская, украина, город одесса, успенский кафедральный собор

* * *

«Учись быть крот­кой и мол­ча­ли­вой, и бу­дешь лю­би­ма все­ми. А рас­кры­тые чув­ства то же, что во­ро­та рас­тво­рен­ные: ту­да бе­жит и со­ба­ка, и кош­ка… и га­дят».

* * *

«Мы обя­за­ны всех лю­бить, но чтоб нас лю­би­ли, мы не сме­ем тре­бо­вать».

* * *

«Без зи­мы не бы­ло бы вес­ны, без вес­ны не бы­ло бы и ле­та. Так и в жиз­ни ду­хов­ной: немнож­ко уте­ше­ния, а за­тем немнож­ко по­скор­беть, и со­став­ля­ет­ся так по­ма­лу путь спа­се­ния».

* * *

«Бу­дем при­ни­мать всё от ру­ки Бо­жи­ей. Уте­шит – по­бла­го­да­рим. И не уте­шит – по­бла­го­да­рим».

Источник: https://pravlife.org/ru/content/prp-anatoliy-optinskiy-zercalov

Преподобный Анатолий Оптинский:«Аристократ» по долгу любви

Преподобный Анатолий, старец Оптинский (старший)

25 января / 7 февраля – день памяти одного из самых известных святых Оптиной Пустыни – преподобного Анатолия (старшего). Чем он запомнился, какая черта была наиболее яркой в его духовном облике и привлекала внимание тех, кто оставили о нем воспоминания?

Не будет преувеличением сказать, что это смирение и послушливость. Присущая, вообще всем оптинским старцам, у о. Анатолия (Зерцалова) она проявилась так явно, что учителя ставили его в пример другим, уже не опасаясь того, что это может повредить ему самому…

«Начальник»

Необычная картина предстала однажды перед взором одной из посетительниц старца Амвросия.

Ожидая приема в его «хибарке», она с поспешностью направилась в келью, едва старец позвал к себе, но, не успев переступить порог, замерла в нерешительности: на коленях перед батюшкой, не меняя положения, стоял другой священник. А о.

Амвросий, заметив ее замешательство, и весело посматривая на нее, произнес: «Рекомендую: мой начальник». Эпизод этот остался в памяти надолго. В том, другом священнике, она узнала начальника Иоанно-Предтечского скита, о. Анатолия.

Были, видимо, у батюшки причины так, по-отечески, шутливо, «пробрать» гостью: дескать, смотри-смотри, как монахи живут, – начальствующий не пренебрегает послушанием и почтительностью,  – и прими к сведению.

Это был уже итог, «плоды» оптинской духовной школы. А прежде и о. Анатолию пришлось немало потрудиться. Оба его наставника, о. Амвросий и о. Макарий, любя его и выделяя как способного к обучению, берегли, как зеницу ока, от горделивости и «самоцена».

Уже наученный основам внутреннего делания, многое понимавший, о. Анатолий не избегал порой и строгих вразумлений.

Приехал как-то в Оптину преосвященный Игнатий (Брянчанинов) и выразил пожелание побеседовать с кем-нибудь из иноков, кто проходит молитву Иисусову, назидаясь писаниями святых отцов. И так понравилась епископу беседа о. Анатолием, такими рассудительными показались ответы, что при расставании Владыка выразил ему свое удивление и радость от того, что повстречал такого образованного брата.

Совет

Тут-то и попался о. Анатолий «под палочку» батюшки Макария. В рассеянности, умом еще пребывая в беседе с епископом, на вопрос своего старца об ее содержании, он в простоте рассказал все, как было, не скрыв и слов похвалы.

Очень огорчился тогда отец Макарий, и при всех легонько побивая его, бранил: «Ах, ты, негодяй, вообразил о себе, что он такой хороший! Ведь преосвященный  – аристократ, на комплиментах вырос, он из любезности и сказал тебе так, а ты и уши развесил, думая, что это правда!» – Суровый выговор на взгляд мирян, а о.

Анатолий на батюшку своего не имел обиды, и сам уж зная, что похвала для монаха, что пыль, а строгость с любовью эту пыль смахивает, возвращает к собранности, для монаха необходимой.

Впрочем, если и набегала когда-нибудь на душу батюшки легкая тень тщеславия, чувство это не укоренялось в нем, не на чем было ему закрепиться…

От юности монах

По происхождению своему о. Анатолий был будто создан для жизни в Оптиной Пустыни: родился он в 1824 г. неподалеку от этих мест, в Калужской губернии, в семье сельского диакона. В святом крещении получил имя Алексея, в честь Алексея, человека Божия.

Черты его небесного покровителя рано проявились и в его характере: скромность, любовь к молитве, благоговейность, почтение к родителям.

Устремление к монашеству проявилось в нем рано, – едва не поддался порыву уйти пустынником в Рославльские леса, – но, подчиняясь желанию родителей, поступил учиться: сначала в Боровское духовное училище, а по окончании курса  – в Калужскую семинарию.

Когда же закончились годы обучения, Алексею не раз предлагали место священника, однако мысль о монашестве удержала его от того, чтобы прочно обосноваться в миру. Служил он в казенной палате, а жил уединенно, несуетно, в родительском доме.

Обратите внимание

И в обстановке, подчиненной годичному циклу постов и праздников, привязанной к распорядку церковных служб, где главной радостью были паломничества по святым местам – к преподобному Сергию и в Хотьково – все больше укреплялся в своем желании со временем оставить мир.

Там, в монастыре, для него была жизнь полная, от того с такой легкостью поддержал он желание начать иноческую жизнь в своей сестре,  еще прежде него поступившей в обитель, в Хотьковский монастырь.

Тяжелая болезнь (открывшийся туберкулез) определила судьбу Алексея. Родители отпустили его в монастырь с благословением. Он был принят в братию Оптиной Пустыни преподобным Моисеем, и в ноябре 1862 года принял постриг с именем Анатолия, в честь Патриарха Цареградского.

И тут для него начались уроки терпения. Из его жизни в Оптиной послушником и иноком сохранились сведения о том, что его часто перемещали из кельи в келью. С юности он был приучен к чистоте и порядку, и, переходя на новое место, начинал все мыть. А привыкать к новой обстановке ему не давали: несколько келий, несколько соседей сменил за короткое время.

Но и это послужило к приобретению опыта. Позднее, в письме к одной из своих духовных воспитанниц, о. Анатолий сможет найти для монахини, искушаемой теми же неудобствами слова утешения: для того посылается это, чтобы помнила душа о том, где дом ее настоящий, вечный, и стремилась к Отечеству небесному.

А «наградой» за терпение иноку стало окормление у великих оптинских старцев.

В 1870 г. о. Анатолий был посвящен в иеромонахи. Известия о способном священнике достигли Синода, и о. Анатолию прочили настоятельство: в августе 1871 г.

уж и указ вышел о назначении его наместником Спасо-Орловского монастыря Вятской губернии, с возведением в сан архимандрита.

Да только батюшка Амвросий его не отдал: упросил оставить его при себе, в скиту, сначала помощником, потом – благочинным, а после  – и скитоначальником.

Важно

Так и оказался о. Анатолий на годы связан со святым старцем, войдя в его труды и при основании Шамординской Казанской Пустыни. Сам уже очень немощный, прикованный к одру болезни, батюшка Амвросий поручал о. Анатолию ведение практических дел, и окормление сестер обители, частенько повторяя: «Я редко вас беру к себе на беседу потому, что я за вас спокоен: вы с о. Анатолием».

Двадцать лет служил о. Анатолий насельницам Шамординского монастыря, принимая, по благословению старца Амвросия, и сестер из ближних епархий. В Казанской Пустыни он сам обучал сестер уставу богослужения, учил их петь, первое время каждый день присутствовал на службах.

Игумения монастыря мать София (Болотова), духовная дочь преп. Амвросия, образованная, происходившая из дворянской семьи, всегда отзывалась об о. Анатолии с почтением.

  Матушка говорила, что истинный монах не отличается в приемах обращения с людьми от самого благородного аристократа, а внутреннее различие между ними в том, что у человека из благородного сословия такт проистекает по большей части из наружных правил поведения, из этикета, а у настоящего монаха – из любви к ближним. И, вот, отец Анатолий был для нее таким аристократом духа.

Письма

Непростое дело – духовное водительство, и еще более непростое  – окормление женских монастырей. Надо было быть достаточно искушенным, чтобы, распутывая «узелки» духовной брани, не поранить души, не оскорбить суровостью и не поддаться раздражению, когда плодов подвига было еще не видно.

Сегодня поучения о. Анатолия (Зерцалова) включены во многие сборники, и, читая их, замечаешь, сколько терпения положил батюшка, отогревая сестер своим вниманием и понемногу исправляя внутренний строй каждой  – разного возраста, разного устроения.

Двадцатилетнюю он ободряет шуткой и удерживает от желания опередить время: «Не унывай. Хоть ты и борима от страстей – несмотря, как пишешь, на свои преклонные лета, так как тебе уже более двадцати лет, – но ты все-таки не унывай. Страсти борют иногда и в 30, и в 40, и в 50, и в 60, и в 70 лет»*.

Более старшую по возрасту удерживает от «мнения»: «Делай по силе и не цени сама своих заслуг, и не считай добродетелей, а зри и счисляй свои немощи и грехи, и Господь тебя не оставит никогда»**.

А ослабленную, старенькую, утешает: по немощи и в келье, и даже лежа можно помолиться, и не в осуждение будет попросить у матушки отпустить с послушания, когда тяжело.

Совет

Особенно же бережен батюшка был с юными, оставившими мир и встретившими в монастыре тяготы и скорби.

Напоминая девочкам-послушницам и инокиням о том, что скорбей не избежать ни в монастыре, ни за его оградой, он, все же, указывает на высоту их призвания: «Венец девства есть высшая христианская добродетель, она есть красота и венец Церкви…Святитель Димитрий Ростовский учит: “Отыми у Ангела крылья, и он будет девица. И дай девице крылья, и она будет Ангел”»***

На все – своя мера, все – с рассуждением, и всех, начинающих и утружденных сестер батюшка утешает: не унывай, уныние – главный враг монашествующих; пусть сейчас труд нелегок, а «…доля монашек ужасно высока, от того она и тяжела здесь»****.

В наставлениях старца Анатолия есть немало вещей, полезных и для мирян. Вот, например, о хранении мира, о том, что нужно прощать с легкостью: «Все терпи – будешь и сама мирна, и другим доставишь мир! А начнешь считаться  – мир потеряешь, а с ним и спасение»*****

Или, еще, небольшое, но такое по-отечески проницательное замечание о том, как молиться: «Не хитри на молитве, а веди дело проще. Господь сказал: Аще не будете яко дети, не можете внити в Царствие Божие»******.

Таких кратких, но запоминающихся наставлений рассыпано в его письмах множество. Но, что несколько отличает их, выделяет из оптинского наследия, это какая-то особенная, личная, выросшая из жизненного опыта, сопричастность к тем, кому ведомы тяготы.

Как обращение ко всем, кто устал на подъеме и порой не находит уже сил терпеть посылаемые испытания, обращены дивные, укрепляющие слова: «…всякая душевная рана там возсияет паче дорогого алмаза; но все же радость всеобщая будет так велика, что мы только, глядя на ближних, будем утешаться и веселиться.

Так хороши там будут все страдавшие здесь.»*******

…Может быть, в этот день, когда Церковь совершает память преп. Анатолия Оптинского, кто-то из наших читателей найдет время, чтобы перечитать письма, «побыть со старцем наедине». Мы обращаемся к святому, и он рядом…

Источник: https://www.pravmir.ru/anatoly-optinskij/

Икона преподобного Анатолия Оптинского, Старшего

Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) прожил семьдесят лет и был современником нескольких Оптинских старцев. Господь устраивал так премудро, что Оптинские преподобные были воспитанниками старцев, а затем сами наставниками.

Они передавали эстафету старчества, так что это благодатное чудо не пресекалось в Оптиной более ста лет: с 1829 года – приезда в Оптину старца Льва, основателя Оптинского старчества, до закрытия монастыря в 1923 году и мученического окончания земного пути в тридцатых годах последних оптинских старцев того времени: преподобного Никона и преподобного Исаакия II.

Читайте также:  Храм сошествия святого духа (саратов), россия, город саратов

Отец Анатолий приехал в Оптину в 1853 году и был учеником преподобных оптинских старцев Макария (семь лет, до смерти отца Макария в 1860 году) и преподобного Амвросия, который был старше отца Анатолия на 12 лет.

Обратите внимание

Эти годы были годами расцвета старчества в Оптиной Пустыни, это был поистине духовный рай для людей, ищущих старческого окормления. В это время в Оптиной жили преподобные схиархимандрит Моисей и его брат, схиигумен Антоний, иеросхимонах Иларион.

Но и среди этих великих подвижников не тускнеет, не теряется имя преподобного Анатолия старшего (Зерцалова). Каким был его путь в Оптину?

Родился преподобный Анатолий, в миру Алексей Зерцалов, в 1824 году в семье дьякона, служившего в храме села Бобыли Калужской губернии, и был в святом крещении назван в честь святого Алексея, человека Божия. Как и многие Оптинские старцы, он воспитывался в строгости и благочестии, оправдывая слова: «Молитва родителей созидает дома детей».

Родители хотели видеть сына иноком, и Алексей успешно закончил духовное училище, а затем семинарию в Калуге. Особенной крепостью здоровья юноша не отличался, в четырнадцать лет из-за болезни пропустил год учёбы, а потом чуть не ушёл к пустынникам в Рославльские леса, среди этих пустынников были и будущие Оптинские преподобные Моисей и Антоний.

После окончания семинарии юноше предлагали несколько священнических мест, но Господь судил ему иной жребий. А пока он жил дома, служил в казённой палате, ездил в паломнические путешествия. С сестрой Анной они побывали у преподобного Сергия Радонежского, потом заехали в Хотьково, где им так понравилось, что сестра осталась в этой обители.

Возможно, путь Алексея в Оптину был бы более длинным, но Господь «ими же веси судьбами» этот путь сделал более прямым и быстрым. Алексей заболевает туберкулёзом, в те времена, болезнь эта считалась смертельной.

И юноша дал обет: в случае выздоровления поступить в монашескую обитель. «Любящему Бога всё поспешествует ко благу», и вот уже Алексея с любовью принимает в 1853 году настоятель и старец Оптиной, преподобный Моисей.

Родители благословили молодого человека на иноческий путь, было ему в то время двадцать девять лет.

Важно

Старец Макарий сказал матери будущего инока: «Благословенна ты, добрая женщина, на такой хороший путь отпустила сына!» С этого дня преподобный старец Макарий стал руководить духовной жизнью молодого послушника.

Он полюбил его и сам обучал Иисусовой молитве. Молодой послушник уходил далеко в лес и молился там в уединении.

Со временем, предчувствуя приближение немощей и кончины, отец Макарий благословил его обращаться за советом к преподобному старцу Амвросию.

Духовное созревание происходит по-разному, и Господь сам промышляет о своих избранниках. Только через десять лет, в 1862 году послушник Алексей был пострижен в мантию с именем Анатолия.

К этому времени он был уже на послушании у преподобного Амвросия. И был одним из самых первых его учеников.

Эти десять лет были очень трудны для молодого послушника. Старец Макарий прозревал дары будущего старца и вёл его тесным путём испытаний и тягот, чтобы закалить подвижника и создать в нём доброе иноческое устроение.

Алексей был очень аккуратным и любил чистоту, а его, дабы не привязывался к суетному и материальному, постоянно переводили из кельи в келью, воспитывая странническое устроение.

Старец Амвросий говаривал: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем». Поселят Алексея в келию, он там приберётся, наведёт чистоту и порядок, расставит свои любимые духовные книги.

И его тут же переведут в новую келию, и нужно начинать всё с начала. Он смирялся, не возражал. Брал свои скромные пожитки: иконочки, войлок, книги и переходил на новое место жительство.

Совет

Преподобный Иоанн Лествичник говорил, что он видел послушников, которые целый день проводили на послушании, в работе, а потом, став на молитву, исполнялись Божественного света.

Эти слова сбывались на молодом послушнике. При его слабом здоровье ему пришлось выполнять тяжёлое послушание на кухне. Эти физические труды были непривычны, а для отдыха оставалось совсем мало времени.

Спал он мало, да и то на кухне, прямо на дровах.

Зато в молитве делал успехи, так, что когда обитель посетил преосвященный Игнатий Брянчанинов, пожелавший беседовать с тем из иноков, кто опытным путём проходит святоотеческое учение о молитве Иисусовой, ему указали на Алексея, который в то время был иеродьяконом. Игнатий Брянчанинов не мог не выразить своего удивления, что встретил такого молодого и образованного инока, опытного в духовных вопросах. Отец Алексей в простоте душевной передал эти слова преосвященного своему старцу Макарию.

И преподобный Макарий при всех побил молодого инока палкой, приговаривая: «Ах ты, негодяй, вообразил о себе, что он такой хороший! Ведь преосвященный…

из любезности сказал тебе так, а ты и уши развесил, думая, что это правда!» Со стыдом и болью в сердце пошёл к себе инок.

А отец Макарий без него пояснил окружающим: «Ведь как вот не пробрать? Он монах внимательный, умный, образованный, и вот – уважаемый такими людьми. Долго ли загордиться?»

Позднее, возможно, вспоминая и этот случай, преподобный Анатолий напишет о приобретении смирения: «Сказываю тебе лучшее средство приобрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть…

Начни так и увидишь… Главное, ты не понимаешь, что эта-то боль, это-то самое острое жало, укалывающее чувствительность сердца, и есть самый настоящий источник милостей Божиих и смирения.

В них–то сокровенна есть милость Божия».

После смерти старца Макария в 1860 году, преподобные Амвросий и Анатолий, потеряв любимого старца и наставника, очень сблизились между собой. Позже старец Амвросий стал посылать преподобного Анатолия в монастырскую гостиницу утешать скорбящих.

Обратите внимание

А когда увидел прозорливый старец, что ученик созрел для того, чтобы наставлять других в духовном делании, то стал постепенно вводить его в старческий труд, готовя себе ближайшего сотрудника и помощника.

В 1870 году преподобный Анатолий был рукоположен в сан иеромонаха, ему было сорок шесть лет.

А уже в следующем году он получил назначение настоятеля Спасо-Орловского монастыря с возведением в сан архимандрита. Но любовь к родной Оптиной и старцу Амвросию заставила отказаться от почетного назначения. Преподобный Амвросий выпросил его себе сначала в помощники, потом в благочинные скита.

Смиренный отец Анатолий все назначения принимал из послушания любимому старцу, никогда не тщеславился властью, не требовал себе почёта. А в 1874 году, в возрасте пятидесяти лет, за послушание преподобному Амвросию, принял отец Анатолий должность скитоначальника.

Он продолжал с почтением относиться к старцу Амвросию и став его прямым начальником.

Однажды отец Амвросий, побеседовав с отцом Анатолием, стоящим перед ним как всегда, из почтения, на коленях, подозвал к себе одну особу и, показывая на преподобного Анатолия, сказал: «Рекомендую: мой начальник», преподав этим урок смирения и послушания.

По должности духовника, скитоначальника, преподобный Анатолий с любовью заботился о братии, причём, не только об их духовном преуспеянии, но и об их повседневных нуждах.

Важно

Когда к отцу Амвросию обращались по делам скита, он отсылал всех к отцу Анатолию, к своему начальнику, как он его называл. А отец Анатолий своих духовных чад по всем важным вопросам отправлял за советом к отцу Амвросию.

Старец Амвросий в таких случаях всегда спрашивал: «А что сказал Анатолий?» И всегда учитывал мнение отца Анатолия. Таким образом, между двумя старцами царило единодушие и любовь.

Преподобному Анатолию поручил старец Амвросий и окормление новосозданной Шамординской женской обители.

Преподобный Амвросий не раз говорил сестрам: «Я редко беру вас к себе (на беседу), потому что я за вас спокоен: вы с отцом Анатолием».

Когда в Шамордино была устроена церковь, отец Анатолий сам учил сестёр уставу Богослужения, привёз им Типикон, учил сестёр петь, совершать пятисотницу (монашеское молитвенное правило).

Старец Анатолий обладал всей полнотой даров Святого Духа: даром прозорливости и духовного рассуждения, исцеления душевных и телесных недугов. Мудрое духовное руководство, советы преподобного Анатолия были духовным бисером для жаждущих старческого окормления:

«Видно, что стараешься и желаешь спастись,- только не умеешь, не понимаешь духовной жизни. Тут весь секрет в том, чтобы терпеть, что Бог посылает. И не увидишь, как в рай войдешь».

«Считай себя хуже всех, и будешь лучше всех».

«…Терпение твое не должно быть нерассудное, то есть безотрадное, а терпение с разумом,- что Господь видит все дела твои, самую душу твою, как мы зрим в лицо любимого человека… Зрит и испытует: каковою ты окажешься в скорбях? Если потерпишь, то будешь Его возлюбленною. А если не стерпишь и поропщешь, но покаешься, все-таки будешь Его возлюбленною».

«Молитва к Богу всякая доходна. А какая именно – об этом мы не знаем. Он – Один Судия праведный, а мы можем ложь признать за истину. Молись и веруй».

«…Сказываю по секрету, сказываю тебе самое лучшее средство обрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть. И ждать день и ночь милости от Всемилостивого Спаса. Кто так ждет, непременно получит».

«Учись быть кроткой и молчаливой, и будешь любима всеми. А раскрытые чувства то же, что ворота растворенные: туда бежит и собака, и кошка… и гадят».

«Мы обязаны всех любить, но чтоб нас любили, мы не смеем требовать».

Двадцать один год служил преподобный Анатолий насельницам Шамординской обители. К преподобному Амвросию сёстры обращались как к старцу, а к преподобному Анатолию как к отцу, который знал все их нужды, все скорби и искушения.

По благословению отца Амвросия преподобный Анатолий духовно окормлял также монахинь целого ряда епархий: Калужской, Московской, Смоленской, Тульской, Орловской, Курской.

Будучи сам пламенным молитвенником, делателем молитвы Иисусовой, этому он учил и духовных чад.

Совет

О великой силе молитвы старца Анатолия свидетельствовал сам преподобный Амвросий: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается». Преподобный Анатолий имел необыкновенно милостивый, сострадательный характер. Если он узнавал о чьем-нибудь горе, то так волновался, что у него начиналась ужасная головная боль.

А потом начинало болеть и сердце… Оттого, по свидетельству врачей у него и началась болезнь сердца, отёк лёгких. Сильно подорвала здоровье отца Анатолия смерть его любимого наставника и сподвижника, преподобного Амвросия в 1891 году, после этого преподобный Анатолий прожил только три года. Тяжело было ему духовное сиротство.

Врачи рекомендовали ему лечиться, советовали прогулки на свежем воздухе. Но ноги старца стали пухнуть, перестали входить в обувь. И прогулки пришлось прекратить. Терпеливо, со смирением переносил старец свою болезнь.

15 декабря 1893 года он тайно принимает схиму, о чём знали только его духовник, отец Геронтий, да несколько близких лиц, и становится схииеромонахом.

Всего лишь через три с половиной месяца после этого, 25 января 1894 года, на семьдесят первом году жизни, во время чтения отходной, старец Анатолий тихо почил смертью праведника.

До самой смерти не оставлял он Иисусову молитву, то преподавая о ней наставления слабеющим голосом, то шептал её уже немеющими устами. Многие духовные чада старца видели его после его смерти во сне: то утешающим, то исповедающим, то врачующим, и после этих снов чувствовали утешение, отраду, а многие и исцеление от духовных и телесных недугов.

В 1996 году преподобный Анатолий старший (Зерцалов) был причислен к лику местночтимых Святых Оптиной Пустыни, а в августе 2000 года — Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания. Мощи преподобного Анатолия покоятся во Владимирском храме Оптиной Пустыни.

Читайте также:  Поклонение честным веригам апостола петра, малый/средний

Дни памяти: Январь 25, Октябрь 11 (оптин.)

« предыдущая икона :: следующая икона »

Все иконы к Пресвятой Богородице и святым …

Источник: http://prayerssaints.ru/?id=ikona/anatolij-optinskij

Акафист преподобному Анатолию Оптинскому (старшему)

Кондак 1

Изрядному делателю молитвы умныя, богодохновенному учителю монашеских чинов, старцу Анатолию похвальная восписуем. Ты же, отче, настави нас на стези богоугодныя, да в радости зовем ти:

Радуйся, Анатолие, зерцало молитвы умныя.

Икос 1

Мирскаго треволнения избежав, преподобне, Богу посвящен быв от родителей, якоже Самуил. Сего ради юношеское твое благочестие похваляюще, вопием ти:

Радуйся, благочестивое Богу приношение.

Радуйся, боголюбивым родителем твоим похваление.

Радуйся, от юности твоея противу греха подвизавыйся.

Радуйся, в зрелости твоей венцем победы венчавыйся.

Радуйся, молитвами детскими украсивый душу твою.

Радуйся, слезами чистыми оросивый ланиты твоя.

Радуйся, девство соблюл еси, яко зеницу ока.

Радуйся, молитву стяжал еси, яко Херувимския очи.

Радуйся, Анатолие, зерцало молитвы умныя.

Кондак 2

Яко елень благороден притекл еси на пажить старческаго окормления, выю твою повинув богомудрому старцу Макарию, иже злаком духовных речений тя напита. Ты же благодарно Богу воззвав: Аллилуия.

Икос 2

Обратите внимание

Иноческим житием вдохновивыйся, богомудре отче, постничество, послушания, труды и бдения строго держа. Сего ради окованный мужеством сосуд души твоея соделал еси. Темже приими похвалы сия:

Радуйся, послушниче прилежный.

Радуйся, иноче благоговейный.

Радуйся, монашескаго чина украшение.

Радуйся, ангельскому ликостоянию соревнователю.

Радуйся, добродетельми яко звездами уяснил еси житие твое.

Радуйся, яко от тмы страстей очистил еси душу твою.

Радуйся, светлая во Христе совесте.

Радуйся, чистое о Бозе сердце.

Радуйся, Анатолие, зерцало молитвы умныя.

Кондак 3

Иосифом Прекрасным тя святитель Игнатий нарекл есть, отче Анатолие, егда о молитве умней тя вопроси. Ты же ясно учение святоотеческое возвестил еси ему. Темже удививыйся ответу твоему, возопи: Аллилуия.

Икос 3

Смирением яко покровом Божиим тя охраняше богомудрый старец Макарий и противу похвал обличеньми тя наставляше. Ты же укорения от старца яко воду чистительную приимал еси. Сего ради чистоте души твоея дивящеся, сице тебе вопием:

Радуйся, благодушное укоризны терпение.

Радуйся, доблемудрое к трудам понуждение.

Радуйся, от мирских похвал удаление.

Радуйся, нищеты иноческия взыскание.

Радуйся, яко старцу твоему всякий помысл открывал еси.

Радуйся, яко всякую страсть мечем разсуждения заклал еси.

Радуйся, послушанием животворным волю свою умертвивый.

Радуйся, нечувствие яко камень от сердца твоего отваливый.

Радуйся, Анатолие, зерцало молитвы умныя.

Кондак 4

Умную молитву яко меч обоюдоострый восприял еси, отче Анатолие, якоже в чине пострига монашескаго о сем глаголется, имже посекл еси плевелы страстей и всякое вражие приражение отразив, присно взываяй Богу: Аллилуия.

Икос 4

Со смиренномудрием сочетал еси молитвенное делание, отче мудре, яко против гордых демонов брань подъял еси, в нейже победу законную получил еси. Сего ради песенныя тебе исплетаются венцы:

Радуйся, молитвы столпе.

Радуйся, смирения высото.

Радуйся, гордых демонов попаляяй.

Радуйся, молитвенным бичем их погоняяй.

Радуйся, светлых Ангелов умным созерцанием привлекаяй.

Радуйся, иноческия чины сердечным умилением вдохновляяй.

Радуйся, Иисусову молитву яко дыхание стяжал еси.

Радуйся, ветром Духа Святаго в пристань безстрастия достигл еси.

Радуйся, Анатолие, зерцало молитвы умныя.

Кондак 5

Оптинских Старцев явился еси достойный приемниче, яко степени добродетелей прошел еси под водительством богомудрых отцев. Сего ради дар сыноположения от Духа Святаго приял еси, Богу отцев наших вопиюще: Аллилуия.

Икос 5

Ввоинился еси в полк Старцев Оптинских, отче Анатолие, бронями благодати обложен и дарами многоразличными окружен Духа Святаго. Сего ради спасаеши от бед к тебе прибегающия и в благодарности зовущия:

Радуйся, равностоятелю отцев Оптинских.

Радуйся, единомысленниче святых Отцев.

Радуйся, церковнаго Предания непоколебимое утверждение.

Радуйся, цевнице благозвучная мудрых изречений.

Радуйся, даров многоразличныя благодати сокровище.

Радуйся, скорый подателю многообразныя помощи.

Радуйся, яко унаследовал еси Амвросиеву любовь богоподражательную.

Радуйся, яко Макариево восприял еси богомудрие.

Радуйся, Анатолие, зерцало молитвы умныя.

Кондак 6

Образ монашескаго совершенствования явил еси твоей пастве, отче Анатолие, яко на дщице души твоея начертал еси изящныя цветы многих добродетелей, наипаче же молитву непрестанную в сердце стяжав, Богу поющую: Аллилуия.

Икос 6

Важно

Терпением стяжал еси душу твою, по слову Христа Господа, в умнем делании пребывая день и нощь, присно взыскуя Господа, и обрел еси вход в клети сердечней в Царствие Божие. Сего ради песнопении тя величаем славословными:

Радуйся, делателю молитвы умно-сердечныя.

Радуйся, хранителю сокровища богодарованнаго.

Радуйся, лествице Ангельскаго восхождения.

Радуйся, мосте преходяй страстей море.

Радуйся, яко благодати причастился еси тамошнего блаженства.

Радуйся, яко на земли живый гражданином был еси будущаго века.

Радуйся, имже восхождение в молитве обретаем.

Радуйся, имже нерадение духовное побеждаем.

Радуйся, Анатолие, зерцало молитвы умныя.

Кондак 7

Восхождение положил еси отче в сердце твоем, в горнее устремляяся богодарованною твоею молитвою, аможе достигл еси ангелоподобнаго совершенства, с лики бесплотными присно поя Богу: Аллилуия.

Икос 7

Оптинский старец Амвросий, яко виде тя, отче Анатолие, в возраст Христов пришедша, гражданина тя горняго Иерусалима нарекл есть, еще на земли живущаго. Мы же совершенству твоему чудящеся, сице тебе зовем:

Радуйся, земный небожителю.

Радуйся, горняго Иерусалима служителю.

Радуйся, монашествующих богомудрый наставниче.

Радуйся, молитвенником духоносный учителю.

Радуйся, непарительное пребывание в молитве.

Радуйся, созерцательное устроение ума.

Радуйся, чистое зрение невечерняго света.

Радуйся, ясное видение сокровенных таин.

Радуйся, Анатолие, зерцало молитвы умныя.

Кондак 8

Якоже от корене благаго произрасте близ Оптиной обитель Шамординская, юже насади богомудрый Амвросий, еяже управление духовное тебе поручи, отче Анатолие, да наставиши сестры Богу достойно служити, вопиющия Ему непрестанно: Аллилуия.

Икос 8

Светильник явился еси богозарный, отче Анатолие, световодяй к невечернему дню чада твоя, от нощи неведения избавляяй и от страстей изымаяй, вопиющих тебе сия:

Радуйся, светильник под спудом житейския толстоты несокрытый.

Радуйся, граде на верху горы добродетелей стояй сооруженный.

Радуйся, на тверде умней незаходимое светило.

Радуйся, на высоте духовней разсуждения звездо.

Радуйся, сладким именем Иисусовым питаяй чада твоя.

Радуйся, мечем обоюдоострым слова Божия посецаяй враги твоя.

Радуйся, невестоводец церковный душ Богу посвященных.

Радуйся, обручник монашеских чинов Церкви – Невесте Христовой.

Радуйся, Анатолие, зерцало молитвы умныя.

Кондак 9

Литургии Божественныя был еси благоговейный служителю, отче Анатолие, яко к Истинней Лозе духом твоим привился еси, темже источил еси яко сладкое вино поучения твоя веселящия сердца, и к трапезе Христовой привлекающия чада твоя, благодарно поющия Богу: Аллилуия.

Икос 9

Ангелов сослужащих тебе Божественную литургию сподобился еси имети, отче Анатолие, егда с праведным Иоанном пастырем Кронштадтским сослужил еси. Сего ради ангелоподобному твоему житию чудящеся, ангелолепную тебе приносим хвалу:

Радуйся, Божественныя чаши умиленный причастниче.

Радуйся, Безкровныя жертвы трепетный совершителю.

Радуйся, небо отверзый молитвами твоими.

Радуйся, яко славословиши и ныне с Ангельскими чинми.

Радуйся, Ангелов яко диаконов имел еси тебе служащими.

Радуйся, Ангелоревностному Иоанну примером быв для подражания.

Радуйся, яко тебе ради тайнам Христовым с трепетом приобщаемся.

Радуйся, яко тебе ради на Литургию яко к Ангельскому служению поспешаем.

Радуйся, Анатолие, зерцало молитвы умныя.

Кондак 10

Возрастил еси сад в души твоей добродетелей неувядаемых, отче Анатолие, пост и бдение, целомудрие и чистоту, любы евангельскую и молитву духодвижную, за ны Бога умоляющую, еюже и поеши присно: Аллилуия.

Икос 10

Совет

Ароматами молитвы твоея богодарованныя присно увеселяеши чад твоих, отче богоносне, еюже и посещаеши и просвещаеши и спасаеши от бед и напастей многоразличных, вопиющих тебе сицевая:

Радуйся, молитвы боговдохновенная цевнице.

Радуйся, органе псалмопения, движимый Духом Святым.

Радуйся, чистоты сердечныя строгое соблюдение.

Радуйся, памяти о Бозе быстрое воспламенение.

Радуйся, от молитвы деятельное рождение любве являеши.

Радуйся, от хранения ума духовный плод созерцания показуеши.

Радуйся, имже пленений ума свобождаемся.

Радуйся, имже непрестанно молитися научаемся.

Радуйся, Анатолие, зерцало молитвы умныя.

Кондак 11

Оптинскаго старчества светоносное украшение явился еси, отче Анатолие, добродетельми яко звездами просветивый житие твое, имиже твердь души твоея лепотну соделав, Богу украсившему небо звездами взывая: Аллилуия.

Икос 11

Твердь Церковную озарил еси отче сиянием молитвы твоея и якоже солнце богокрасное прогнал еси тьму бесовскую, лучами любве согреваяй чада твоя, демонская попаляяй полчища. Сего ради во свете деяний твоих якоже во дни ходяще сице тебе вопием:

Радуйся, солнцезрачный проповедниче.

Радуйся, молитвы богосиянный светильниче.

Радуйся, теплотою любве согреваяй чада твоя.

Радуйся, светом смирения попаляяй демоны.

Радуйся, во тьме неведения возсиял еси яко разсуждения звездо.

Радуйся, сердце твое явися яко небо невместимое.

Радуйся, сыне невечерняго дне.

Радуйся, трисолнечнаго Божества таинниче.

Радуйся, Анатолие, зерцало молитвы умныя.

Кондак 12

Чертог узрел еси, отче Анатолие, Христов украшенный, готовый прияти душу твою облеченную в ризу брачную. Темже от одра смертнаго возстал, кресту поклонился еси и руки воздев, возопил еси: о Троице, приими душу мою, Тебе вопиющую: Аллилуия.

Икос 12

Естество понудил еси трудами постническими и вышеестественную светлость и ангелоподобную добродетель стяжал еси, отче Анатолие, ко Господу преставился еси, почестей венец от Него прием. Сего ради мы, чада твоя, словесный венец похвал тебе приносим:

Радуйся, молитвенная похвало оптинскаго старчества.

Радуйся, созерцательная высото труднодостижимая Ангелом.

Радуйся, яко чистоту ума стяжал еси присносиятельную.

Радуйся, яко Троичным Светом озарился еси богозрительно.

Радуйся, огнезрачным Серафимам подобниче.

Радуйся, шестокрылым Херувимам сликовниче.

Радуйся, умныя молитвы тихогласное произведение.

Радуйся, еяже таинственному сердцевращению нас научение.

Радуйся, Анатолие, зерцало молитвы умныя.

Кондак 13

О, возлюбленне авво Анатолие, веруем, яко чистою душею совершил еси путь истины правый, и предстоиши ныне пред Господем славы, в вечном свете небесных обителей, в лице Его верных служителей. Темже нас утомленных душевною борьбою, помяни в молитве святей, вопиющих Христу: Аллилуия.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1Молитва

О, Преподобне, богомудре и богопросвещенне отче наш Анатолие, старчества Оптинскаго светоносное украшение! Ты первее понудил еси ум твой тесными враты внутрь сердца входити и долготерпеливым подвигом тамо о имени Иисус Христове Царствие Божие искати.

Сего ради не по мнозем времени достигл еси пред враты вожделеннаго безстрастия и еще на земли тебе сущу небесный гражданин будущаго блаженнаго Царствия сподобился еси быти.

Темже убо, отче приснопамятне, к тебе прибегаем, яко к наставнику искусному и просим и молим: научи ны, чада твоя, сему спасительному деланию еже внутрь сердца своего неотступно пребывати и неленостно Господа Иисуса Христа всем помышлением своим, всею крепостию своею любити и тамо призывати.

Обратите внимание

Сохрани ны невредимы от всех навет вражиих, от всех прелестных сетей диавольских. Подаждь нам разум со смиренномудрием сей подвиг проходити, да не прельстит нас супостат, но да сокрушится его злоба о твердем камени имене Христова, нам же да явится сей камень незыблемо основание здания всех добродетелей.

Ей, отче, подаждь нам, яко учитель учеником, молитву молящимся юже вдохну в тя Дух Святый, да предстательством твоим и мы улучим приснодвижную молитву ко Господу Иисусу Христу. Емуже честь и поклонение и молитвенное славословие возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

С каждым днём на сайт molitvoslov.today заходит всё больше и больше людей. Он для этого и создавался: в конечном итоге стать самым популярным и полным в рунете собранием молитв, акафистов, канонов и изображений икон.

Но для развития ресурса нужны средства: ежегодное продление домена, оплата хостинга и услуг авторов статей. Обвешивать же сайт рекламой, как новогоднюю ёлку, совсем не хочется. Поэтому маленькая просьба ко всем кто долистал страницу до этого места и кому понравился molitvoslov.

today: буду благодарен любой финансовой помощи на его развитие. Мир Вам!

Источник: https://molitvoslov.today/akafistyi/akafistyi-k-odnomu-svyatomu/akafist-prepodobnomu-anatoliyu-optinskomu-(starshemu).html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector