Святой Андрей Ослябя
Преподобный Андрей Ослябя (в миру Родион) – легендарный воин-монах, боярин, ученик Сергия Радонежского. Его имя неразрывно связано с именем его родного брата Александра Пересвета .
Оба брата были иноками Троице-Сергиевого монастыря и призваны Дмитрием Донским, по благословению Сергия Радонежского для участия в Куликовской битве, как русские богатыри, которые первыми поведут все войско на бой с Мамаем.
Сложно переоценить победу, которую одержали русские в Куликовской битве, так как именно она повернула вспять всю мировую историю, создала предпосылки для освобождения многих земель от власти татаро-монгол и послужила началом для последующего возрождения Руси.
Празднование в честь Андрея Осляби совершается четыре раза в год, также, как и его родного брата Александра Пересвета:
- 19 июля (6 июля по старому стилю) – день памяти Всех Радонежских святых;
- первое воскресенье перед 7 сентября (24 августа по старому стилю) – день памяти Всех Московских святых (обычно совпадает с днем города);
- 20 сентября (3 октября по старому стилю) – день памяти Всех Брянских святых;
- 5 октября (22 сентября) – день памяти Всех Тульских святых.
Иконы, скульптуры и места поклонения святому
В Москве икона с изображением святых воинов-монахов Андрея и Александра есть в Церкви Рождества Богородицы, что в старом Симонове, там же где захоронены их мощи.
В честь святых преподобных иноков Андрея Осляби и Александра Пересвета в Сочи сейчас строится православный храм.
В Сергиевом Посаде на берегу Белого пруда воинам-монахам Пересвету и Ослябе и их учителю Сергию Радонежскому установлен памятник.
В честь святых воинов-монахов на российском флоте были названы броненосцы «Пересвет» и «Ослябя», которые участвовали в Русско-Японской войне.
Известный художник Павел Рыженко в 2005 году также нарисовал картину в честь великого монаха-воина (холст, масло).
Мощи преподобного Андрея Осляби
Святые мощи Александра Пересвета и его брата Осляби погребены и покоятся под спудом в Москве в трапезной при храме Рождества Пресвятой Богородицы в Симоновом Успенском монастыре, что неподалеку от метро Автозаводская. Сюда они были привезены для погребения сразу после Куликовской битвы. Могила святых воинов доступна для посещения.
Православная церковь чтит преподобного Андрея Ослябю как небесного покровителя Российской армии. Ему молятся русские воины о даровании мужества перед лицом опасности, боевого духа, а также укреплении христианской веры и веры в победу. Молитвы к нему возносят, чтобы защитить землю русскую от врагов и недоброжелателей.
Также он является небесным покровителем и божьим заступником всех мужчин, носящих имя Андрей.
Воини Христолюбивии, страдальцы послушания прехвальнии, Александре дивный Пересвете и Андрее Ослябей именуемый, Сергия игумена благодатные наследницы, Куликовской брани ратницы духовнии.
Вы бо змия агарянскаго победисте, но и нас своим заступлением не остависте. Телами в храме Рождества Богородицы почиваете, душею в превышнем селении пребываете.
Молите за весь род русский православный, преподобнии сродницы наши.
Кондак Александру (Пересвету) и Андрею (Ослябе), Радонежским
Глас 7
На поле Куликовом агарян победисте и венцами славы увенчастеся преподобномученицы Александре и Андрее, молите Христа Бога и нам врага рода человеческого побеждати, Православие хранити и душам нашим велию милость.
Молитва о даровании победы над врагом и укреплении у воинов православной веры
Воини небеснии, ангели досточтимии, сокрушенно к вам припадаем и с плачем умиленным просим: Не оставите землю русскую, напасти от врагов терпящу, изменами исполненну, лицемерством диавольским задавленну.
Умолите Бога Вседержителя о спасении народа нашего, в подвизех монахов укрепите, Церковь русскую от расколов, ересей, лжеучений уберегите, народу русскому православное единство, праведное, о Бозе, умолите, войско русское в Православии утвердите, победы оному на полях сражения даруйте.
Святии преподобнии воини Александре Пересвете и Андрее Ослябя, молите Бога о нас, грешных. Аминь.
Святые преподобные Андрей Ослябя и брат его Александр Пересвет жили в 14-ом веке и были родом из Бреста из знатной боярской семьи. Точная дата рождения Андрея, к сожаленью, неизвестна.
Это было очень тяжелое для России время – вокруг царило разорение, междоусобные войны и страх перед татаро-монголами, поработившими к тому время почти всю Азию и заметную часть Европы. Оба брата воспитывались в духе христианских заповедей, готовясь стать воинами и защитниками земли русской.
А повзрослев, они решили уйти от мирской жизни и стать монахами. Так они переехали жить в Троице-Сергиев монастырь под начало Сергия Радонежского.
В 1380 году Мамай пошел на Русские Земли, собрав с собой огромное войско. Но князь Дмитрий Донской решил дать ему отпор. Накануне Великой битвы, 18 августа (в день праздника Рождества Богородицы) он встретился с Сергием Радонежским и испросил у него благословения на великое Куликовское сражение.
Кроме того, князь Дмитрий попросил дать ему в помощь двух воинов-монахов Пересвета и Ослябю, которые стали бы примером для остальных ратников. Сергий благословил битву и даже предсказал победу в ней русских.
Перед битвой он постриг братьев воинов в схиму и наказал им биться без кольчуг, а только лишь в одной Великой схиме с изображением креста.
Если подвиг Пересвета, который первым пал на Куликовской битве, убив при этом татарского богатыря Челубея, начали сразу славить в различных сказаниях, то о подвиге Осляби в народном творчестве практически ничего не упоминается.
Практически ни в одной из летописей имя Осляби не указано в числе убиенных во время Куликова побоища. Только в поэтической повести «Задонщина», посвященной этому сражению, говорится о былинных богатырях иноках – Пересвете и Ослябе, а также о сыне Осляби – Иакове, погибших на Куликовом поле.
А также в «Повести о Мамаевом побоище» упоминается о гибели в битве не только Пересвета, но и Осляби.
Также нам неизвестно время, когда преподобные Александр и Андрей были канонизированы, очевидно только, что это произошло до 17-го века, так как в это время их имена уже присутствовали в святцах. В конце 17-го века преподобные Андрей и Александр появились в «Описании о российских святых», где они обозначались как московские преподобномученики.
В настоящее время, существуют сомнения, что Андрей Ослябя погиб во время Куликовской битвы. Причиной тому найденные документы, датированные 1390–1393 годами, где говорится о некоем чернеце – Андрее Ослябе, который был боярином митрополита всея Руси святителя Киприана. Он же, чернец Родион Ослябя, упомянут среди послов великого князя, пребывавших 1398 году в Царьграде.
В этих же документах упоминается и сын Родиона – Акинф, который в 1425 году был боярином у святителя Киевского Фотия.
Так или иначе, на сегодняшний день у исследователей нет единого мнения относительно того, как окончил свой земной путь Андрей Ослябя, так как вполне возможно, что все эти упоминания в более поздних документах, имеют отношения к его родственникам, которые несли службу при московских митрополитах.
Источник: https://www.ikonu.ru/catalog/ikony_na_zakaz/ikony_svyatykh_imennye/svyatoy_andrey_oslyabya/
Иноки Александр Пересвет и Андрей Ослябя – боевые схимонахи Русского Православия! — Мономах
Некоторые исследователи по праву называют Куликовскую битву днем образования нашего государства.
Именно здесь произошло объединение русских княжеств и других народов вокруг Москвы для защиты от общего врага не только на тот исторический момент, но и на будущее.
Ушли на битву москвичи, белозерцы, ростовчане, суздальцы, владимирцы, костромичи, дмитровцы…, а вернулись единым русским народом!
Готовилась эта победа задолго до 1380 года. Несмотря на то, что в 1378 году в сражении на реке Вожа русскими уже была одержана ощутимая победа над ратью Бегича, в воздухе еще носился миф о непобедимости ордынских воинов. Кроме того, как отмечают многие историки, присутствовал передаваемый из поколения в поколения страх перед «татарином».
И немудрено, того ужаса, который пришлось пережить нашим предкам при нашествии Батыя, Русь просто не знала. Дикие орды живущих почти звериными инстинктами варваров как саранча ворвалась в города и веси: грабили, жгли, забирали в плен… Надругавшись над русскими женщинами, татаро-монголы вспарывали им животы и отрезали груди.
Приходилось читать, что после взятия Киева в 1240 году, оставшиеся в живых жители города и его окрестностей еще несколько лет хоронили трупы погибших соплеменников – таково было опустошение! Известно, как в среде пришельцев наводилась дисциплина: за проступок воина уничтожалась весь десяток, за вину десятка – вся сотня и т.д. Своих не жалели, что уж говорить о чужих.
Русь на многие десятилетия просто оцепенела от ужаса – произошедшее и виденное не укладывалось в головах! Как такое, вообще, могло быть?!
Осуществляя задуманное, Мамай заключил договор с Литвой и прочими заговорщиками, среди которых был изменник — князь Рязанский Олег Иванович. Собрано было невероятно огромное войско.
Помимо приспешников были наняты войска «братьев» по вере католиков-фрягов — генуэзских наемников из Кафы (Феодосии) и Сугдеи (Судака), черкасов, ясов и буртасов (обобщенное название поволжских народов).
Вместо одной орды стало как будто девять.
Из брянских бояр…
Великий князь Дмитрий вместе со своим братом князем Владимиром Андреевичем и другими русскими князьями, по совету духовника, отправился за благословением к преподобному старцу Сергию Радонежскому.
Помолившись за Божественной Литургиею, преподобный окропил священною водою его со всем христианским воинством, благословил великого князя святым крестом и произнес: «Иди, господин, помянув Бога; Господь Бог да будет тебе помощником и заступником».
А тайно предсказал ему: «Погубишь супостатов своих, как должно твоему царству…Только мужайся и крепись и призывай Бога на помощь».
Великий князь сказал ему при этом: «Дай мне из своего полка двух воинов, Александра Пересвета и брата его Андрея Ослебяту, и ты с ними вместе поборешься». К тому времени оба они уже были весьма немолоды, но оставались сильными, а главное зрелыми, умудренными духовно и весьма опытными в боевом искусстве воинами.
Об Александре Пересвете и Андрее Ослябе известно немногое. Происходили они из знатного рода бояр Брянского княжества. О Пересвете вполне определенно говорится в самом древнем литературном памятнике — «Задонщине», откуда узнаем, что он был «бряньский боярин».
Ослябя упоминается только в «Сказании о Мамаевом побоище»: он был Любутским боярином (г. Любутск территориально входил в Брянское княжество). Существует предположение, что он также был родом из Брянска; в одном месте даже сказано об обоих: «брянские бояре». С детских лет оба проходили суровую школу воинов.
Были известными витязями: «Андрей сотню гнал, а Александр двести гнал, когда сражались». При этом оба были боголюбивы. Избрав к концу жизни иноческий путь, оказались под духовным окормлением преп. Серги, в обители Живоначальной Троицы.
Существует предание, согласно которому Александр Пересвет принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре, что на реке Устье, — обители, основанной по благословению Сергия Радонежского в 1363 году.
Именно Александру Пересвету и выпала честь начинать битву, сразившись с непобедимым Мурзой Челубеем.
Многие, под влиянием известной картины художника Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем», до сих пребывают в уверенности, что инок выехал на поединок, облеченным в кованные ратные латы.
Однако, по повелению и благословению прп. Сергия, Пересвет был одет лишь в матерчатую одежду схимника с нашитыми на нее крестами и «голгофами».
И после этого началась настоящая рубка. По минимальным оценкам, количество схватившихся в смертельной битве было 60-70 тысяч с русской сторон и 80-90 тысяч – с ордынской. Большая Советская Энциклопедия приводит другие данные: по 150 тысяч с обеих сторон.
Сеча длилась около девяти часов.
Всю кровавость и тяжесть этого боя можно представить себе только приняв во внимание, что велся он исключительно холодным оружием: мечами, боевыми топорами и ножами, булавами, алебардами…Вид разожженных черепов, выколотых глаз, отрубленных рук и ног, перерубленных пополам тел с внутренностями, вывалившимися на землю, ручьями льющейся крови – при моральных силах, чтобы выдержать все это, нужны еще силы физические (попробуйте ради опыта помахать небольшой гирькой, хотя бы минут двадцать – поймете, о чем речь). И так девять(!) часов подряд! Только так можно понять величие подвига наших предков…
К слову, много позже, в германском вермахте существовали даже специальные знаки отличия за участие именно в рукопашных схватках — вплоть до дистанции броска гранаты: настолько психологически тяжелыми считались подобные схватки.
…После боя отыскали тело схимонаха Александра Пересвета; недалеко от него лежал и знаменитый богатырь Григорий Капустина. Восемь дней «стояли на костях»; хоронили героев за Веру и Отечество живот (жизнь) свой положивших.
Срубили церковку Рождества Богородицы над братской могилой у р. Непрядвы. Тогда же отслужили поминальную Великую ПАНИХИДУ о всех убиенных. Именно с тех пор, из года в год, в Русской Православной Церкви, вот уже более шести столетий, служится родительская суббота – так и названная, Димитровская. И будет служиться «покуда стоит Россия».
Современные татары и Орда
Современных татар, из-за некорректности научных терминов, ошибочно ассоциирую с потомками татаро-монгол.
Научные исследования показывают, что предками нынешнего татарского этноса были либо волжские булгары, либо половцы-кипчаки, либо смесь этих двух народов, наряду с другими, менее значимыми племенами, которые так же, если не в большей степени, пострадали от орд Чингис-хана. Академик Академии наук Республики Татарстан М.З.
Закиев предлагает, например, отказаться от этнонима татары, восстановив этноним булгары. Действительно, достаточно сравнить лица современных татар и тех же монгол: первых подчас с трудом можно отличить от русских – вполне европейский тип.
Более того, половецкий хан Котян, чья дочь была женой одного из русских князей и который первым осознал размер надвигающейся с Востока опасности, ездил по воевавшим между собой удельным русским князьям и предупреждал их об угрозе. Кое-кто осознал это, и в битве при Калке в 1223 г.
русские впервые встретились с захватчиками, выступив именно в союзе с половецким войском. Половцы тогда не выдержали удара и побежали, смяв ряды русских. Монголы воспользовались этим и наголову разбили союзников. По рассказу летописца, монголы собрали самых знатных убитых и раненых врагов, положили сверху настил, устроили пир и плясали на телах побежденных.
Храм в старом Симонове
Еще в 1370 году преподобный Сергий Радонежский, один из главных духовных авторитетов Московской Руси, благословил своего племянника Феодора основать монастырь на реке Москве в месте, прозываемым Симоново.
Сам Преподобный Сергий срубил первый храм на этом месте и освятил его пророчески, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. И именно Феодору Симоновскому, племяннику самого прп.
Сергия, надлежало стать в эти кризисные годы духовником великокняжеской четы: Димитрия Иоанновича и Евдокии Димитриевны.
После битвы по повелению великого князя и по благословению преподобного Сергия тела схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби были принесены в Старое Симонове и погребены возле храма Рождества Пресвятой Богородицы. По преданию, тут же упокоились до светлого Второго славного Пришествия Христова и 40 ближайших бояр князя Димитрия…
Храм был посещаем после кончины великого князя Димитрия, его вдовой в монашестве Ефросинией. В 1509 году на месте деревянного храма строится каменный, который стоит и доныне. В ХVIII-ХIХ веке к четверику храма пристраивается трапезная часть и место погребения героев Куликовской битвы Пересвета и Осляби оказывается в самом храме.
Могилы героев Куликовской битвы всегда почиталось гражданами России и особенно ее правителями.
Существуют свидетельства посещения мест упокоения Пересвета и Осляби великим князем Иоанном III, царем Иоанном Грозным и Феодором Алексеевичем.
Императрица Екатерина II, после коронации посетившая Старое Симоново, выделила значительные средства на надгробную сень для Куликовских героев – она, к слову сказать, великолепна!
Сохранился особенно подробный протокол, связанный с посещением храма императором Николаем II с супругой в сопровождении московского губернатора великого князя Сергия Александровича и его супруги Елизаветы Феодоровны в 1900 году.
Александр Пересвет и Андрей Ослябя были провозглашены покровителями Военно-Морского флота России. Два крейсера России носили имена «Пересвет и «Ослябя», оба они участвовали во многих сражениях.
Думается также, что, если при будущем Царе, обетованном через святых и старцев Помазаннике Божием, Господу будет угодно создать в России военно-монашеские монастыри (не ставропигиальные, которые подчиняются напрямую Патриарху, а некие «симфонические» (от богословского понятия «симфония» как органического единения на Руси Патриаршей и Царской власти), с подчинением непосредственно уже Царю) — то общими покровителями этого «симфонического» монашества наверняка станут именно преподобномученики Александр Пересвет и Андрей Ослябя.
Всем, кто хочет поклониться святым мощам Куликовским героям, преподобномученикам Александру Пересвету и Андрею Ослябе, сообщаем адрес знаменитого храма Рождества Пресвятой Богородицы, где они нашли упокоение и до которого добраться очень просто:
Москва, ул. Восточная, дом 6,
тел. храма: 8(495) 675-70-11 (канцелярия). Проезд: м. «Автозаводская», последний вагон из Центра, в переходе – налево, по лестнице вверх, пешком идти прямо до парка и снова повернуть налево.
Алексей Анатольевич Чеверда
Источник: http://monomah.org/archives/124
Святые преподобные Александр (Пересвет) и Андрей (Ослябя) Радонежские
Александр Радонежский, в миру Пересвет, и Андрей Радонежский, в миру Ослябя, были боярами и опытным и ратниками. Они принял монашеский постриг с именами Александр и Андрей.
18 августа 1380 года благоверный князь Московский Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление двух воинов – братьев Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю. Призвание монахов-бойцов имело в первую очередь духовное значение.
Преподобный Сергий дал им «вместо тленного оружия нетленное – крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя».
Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: «Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство».
По дороге на битву Александр-Пересвет остановился в келлии отшельника, жившего на месте будущего Димитриевского монастыря. Облачившись в воинские доспехи, монах-богатырь отдал отшельнику свой дорожный посох, сделанный из цельного яблоневого дерева. С тех пор посох сделался местной реликвией.
В день Рождества Пресвятой Богородицы перед началом Куликовской битвы Александр Пересвет принял вызов богатыря из войска Мамая и вступил с ним в единоборство.
Воины ударились копьями, оба упали с коней и скончались.
Ничейный исход поединка явил духовную силу благословения преподобного Сергия, воодушевил русские войска и стал залогом их исторической победы.
Тело преподобного Александра-Пересвета было погребено близ церкви в честь Рождества Богородицы «на старом Симонове». Здесь же положили тело преподобного Андрея-Осляби.
Подвиг святого Александра-Пересвета стали сразу стали прославлять в повествованиях о Куликовской битве – древнейший известный рассказ «О побоище, иже на Дону», а также летописная «Повесть о Куликовской битве» сообщают о его гибели на Куликовом поле. Также о ней повествует и наиболее полный рассказ о схимниках-воинах Александре и Андрее, изложенный в «Сказании о Мамаевом побоище». Его имя вошло в летописные списки убиенных на Куликовом поле и в синодики.
Время местной канонизации преподобных Александра и Андрея неизвестно. В XVII веке их имена были внесены в святцы.
В Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 1650-х годов сказано: «Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша».
В конце того же века их имена как преподобномучеников Московских были включены в «Описание о российских святых». В 1896 году их имена были помещены также в «Троицком патерике» (в числе «учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных»).
Со временем над останками преподобных Александра и Андрея были устроены надгробия, оказавшиеся в «палатке каменной под колокольней». После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 году вновь сооружены и в XIX веке обустроены приделом.
Хранившийся в алтаре собора Скопинского Димитриевского монастыря посох святого был в XIX веке урезан, а в XX веке изъят и передан исторической экспозиции Рязанского государственного историко-художественного музея-заповедника. Нательный крест Пересвета долгое время находился в собрании князя Олсуфьева.
В 1928 году Богородице-Рождественский храм был закрыт и оказался на территории завода «Динамо». Надгробия были вновь уничтожены и снова восстановлены только после возрождения храма в 1989 году по инициативе известного художника П.Д. Корина.
Сейчас в храме устроена сень над двумя надгробиями, но сами останки во время восстановительных работ не нашли, так как это место было на много метров забетонировано.
В 2006 году храму был передан посох Пересвета из Рязанского историко-архитектурного музея.
В 1981 году имена святых монахов-воинов были включены в состав Собора Радонежских святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы) – 7 сентября. В 2000 году в честь святого был назван город.
Икона выполнена на натуральной деревянной доске, изготовленной из массива мореного дуба. Образ откопирован с авторского списка методом, получившим одобрение русской православной церкви.
При окончательном оформлении образа использовались специальные фронтажные грунты, выравнивающие лаки и темперные краски.
Венец и поля иконы вручную украшены рельефным орнаментом и натуральным жемчугом или полудрагоценными камнями.
К каждой иконе прилагается номерное свидетельство с полной информацией о ней. Каждая икона поставляется в подарочной шкатулке.
Размер иконы: 15х20 см – полуаналойный.
Артикул: RTI-336.m
Икона – лучший подарок, потому что, даря икону, мы выражаем человеку высшую степень христианской любви – пожелание спасения души.
Источник: http://razdolye.su/product/product?product_id=643
Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя – герои Куликовской битвы
Сегодня мы чтим память героев Куликовской битвы Александра Пересвета и Андрея Осляби.
Пред своим походом против Мамая Благоверный Великий князь Димитрий Иоаннович посетил обитель Преподобного Сергия и получил от угодника Божия благословение на борьбу с татаро-монгольскими полчищами.
Благоверный князь просил у Преподобного, подобно залогу обещанной ему милости Божией, отпустить с ним двух бояр-иноков.
Из них Александр Пересвет был прежде боярином Брянским, а Андрей Ослябя – боярином Любецким.
Их мужество, мудрость и воинское искусство были еще хорошо памятны: до принятия монашества оба они славились как доблестные воины, храбрые богатыри и люди очень опытные в военном деле.
Вот этих-то иноков богатырей и просил в свои полки Великий Князь у Преподобного Сергия.
Он надеялся, что эти люди, всецело посвятившие себя Богу, своим мужеством могут служить примером для его воинства, и Преподобный не замедлил исполнить просьбу Великого князя, на вере основанную, тотчас же повелев Пересвету и Ослябе изготовляться на дело ратное.
С радостью приняли доблестные иноки повеление своего любимого старца-игумена, который приказал им, в замену лат и шлемов, возложить на себя схимы, украшенные изображением Креста Христова.
“Вот вам, дети мои, оружие нетленное, – говорил он им, – да будет оно вам вместо щитов и шлемов бранных”.
Поручая их Великому Князю, Святой старец сказал ему: “Вот тебе, возлюбленный Княже, мои оруженосцы и послушники!” А им сказал: “Мир вам, возлюбленные о Христе братия! Мужайтесь, яко добрые воины Христовы! Приспело время вашея купли”.
Наступил грозный час битвы, решавшей участь тогдашней России. В самый полдень, 8 сентября 1380 года, оба войска сошлись лицом к лицу при устье реки Непрядвы…
Вдруг, с татарской стороны выехал вперед богатырь, огромного роста, крепкого сложения, страшной наружности; звали его Челубей, а родом он был печенег.
Тщеславный своей силой, подобно древнему Голиафу, грозно потрясал он копьем и вызывал на единоборство кого-либо из русских витязей.
Страшно было смотреть на этого великана, и русские думали про себя: “Ах, если бы нашелся кто-нибудь из наших, который бы поразил его!” И хотя много было среди них могучих витязей, но никто не решался вызваться добровольно на такой подвиг…
Прошло несколько минут томительного ожидания, и вот из полка Владимира Всеволодовича выступает один из Сергиевых иноков, его усердный послушник, схимонах Александр Пересвет.
Пламенея ревностью по вере Христовой и любовью к дорогой Родине, он не стерпел поношения от дерзкого татарина всему воинству Православному, выехал вперед и, обратившись к Великому князю Димитрию Иоанновичу и к другим князьям, сказал: “Не смущайтесь этим нисколько: велик Бог наш и велика крепость Его! Гордый татарин не мнит найти среди нас никого, равного себе витязя; но я желаю с ним переведаться, я выхожу против него во имя Господа Сил и готов воспринять венец Царства Небесного!”
Вместо брони и шлема Александр облечен был в схиму Ангельского образа (так благословил его Преподобный Сергий); на сей одежде на челе, на груди было нашито знамение воина Христова – Крест Господень.
Доблестный инок-воин, выходя на единоборство, окропил себя Святой водой; простился со своим собратом Андреем Ослябею, с Великим Князем, со всеми вождями и воинством Православным и громко воскликнул: “Отцы и братие! Простите меня, грешного!” “Бог тебя простит, благословит и молитвами Отца Сергия да поможет тебе”, – было ему всеобщим ответом.
Все были тронуты до слез самоотвержением инока; все молили Бога, да поможет ему, как древле Давиду против Голиафа.
А он, в одном схимническом одеянии, без лат и шлема, вооруженный тяжеловесным копьем, подобно молнии, устремился на своем быстром коне против татарина.
Раздались громкие восклицания с той и другой стороны; оба витязя сближаются, ударяют друг друга тяжелыми копьями столь крепко, столь громко и сильно, что, казалось, потряслось самое место их битвы, и… оба богатыря пали мертвыми на землю!..
После победы на поле Куликовом Великий Князь приказал перевезти тело Мученика-героя в Москву, а Преподобный Феодор, ученик и племянник Преподобного Сергия, пожелал похоронить его в своей Симоновской обители.
Андрей Ослябя остался невредим после битвы с татарами: в 1398 году Великий Князь Василий Дмитриевич посылал его в Царьград с милостыней.
Он погребен рядом со своим соратником, Александром Пересветом, в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Московском Старо-Симоновом монастыре.
Захоронение Александра Пересвета и Андрея Ослябы в Симоновом монастыре
После 1917 года на месте Симонова монастыря был построен трансформаторный завод, а в церкви Рождества Пресвятой Богородицы находился компрессорный цех. Ныне храм возвращен Русской Православной Церкви, Святые мощи Воинов-схимников находятся в нем под спудом.
Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя прославлены в Соборе Радонежских Святых в 1981 году. Память их 7 сентября, 6 июля (в Соборе Радонежских Святых), 22 сентября (в Соборе Тульских Святых), в Воскресение перед 26 августа (в Соборе Московских Святых).
Первоисточник: http://forum.dpni.org/showthread.php?t=5393&s=5104007cf90d92033286807eea494bc7
Источник: http://zema.su/blog/prepodobnye-aleksandr-peresvet-i-andrei-oslyabya-geroi-kulikovskoi-bitvy