Преподобный арсений комельский

Преподобный Арсений Комельский

День памяти: 24 августа

Арсений Комельский

Преподобный Арсений Комельский родился в Москве, происходил из дворянского рода Сахарусовых. В молодости он принял иноческий постриг в Троице-Сергиевом монастыре. Там он занимался книгописанием. Известно Евангелие, переписанное им в 1506 году.

В 1525-1527 годах преподобный был игуменом Троице-Сергиева монастыря. Часто он удалялся в уединенную Махрищскую обитель. Великий князь Василий IV (1505-1533), посетивший в то время монастырь, был удивлен, увидев на игумене богатой обители ветхую одежду, покрытую заплатами.

Братия объяснила, что преподобный Арсений желает удалиться в пустынь.

Отойдя вместе со своим келейным старцем в Комельские леса, расположенные в 50 верстах от Вологды, преподобный Арсений сделал большой деревянный крест и с этим крестом на плечах отправился через лес искать место будущей пустынной обители. Проходя болотистое место по трясине, преподобный споткнулся под тяжестью креста и упал. Небесный луч, озаривший в ту же минуту подвижника, заставил его остановиться на этом месте. Он водрузил крест и поставил первую келлию.

Обратите внимание

Местные жители, приходившие сюда для звериной ловли, убили келейника преподобного Арсения, а его самого вынудили удалиться в Шилегонский лес. Вскоре в его новую пустынь собралось несколько иноков, а затем в ней поселились бежавшие от татарского набега окрестные жители.

Преподобный Арсений, ища безмолвия, пожелал жить в более глухом месте. В 1530 году великий князь Василий выдал ему грамоту на землю в Комельском лесу на реке Кохтыше. Со своим учеником Герасимом преподобный начал расчищать здесь лес. Молитвой святой приручал зверей.

Когда к нему собралось несколько иноков, он поставил храм в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы. Посещая Шилегонскую пустынь, преподобный поучал крестьян, которые поселились в окрестностях монастыря. Он заповедовал им свято чтить праздники и воскресные дни.

Когда однажды крестьяне ослушались его и стали работать в праздник, внезапно поднявшийся ветер разметал все снопы.

Проведя жизнь в посте, молитве и постоянном труде, преподобный скончался 24 августа 1550 года. Его житие было написано вскоре после смерти, но сгорело во время пожара в Комельском монастыре в 1596 году.

В кратком виде оно было восстановлено по сохранившимся записям и дополнено посмертными чудесами иноком той же обители Иоанном. Спустя сто лет после кончины преподобного игумен Иоасаф построил в монастыре каменный храм в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы.

Два придела этого храма явили духовные связи учителя и ученика. Левый придел был посвящен Преподобному Сергию Радонежскому, а правый – преподобному Арсению Комельскому.

Источник: http://days.pravoslavie.ru/Life/life4507.htm

День памяти преподобного Арсения Комельского, игумена Троицкого монастыря

24 августа / 6 сентября – день памяти преподобного Арсения Комельского, святого инока Троицкой обители (+ 1550).

Арсений Комельский родился в Москве во второй половине XV века (точная дата его рождения неизвестна). Происходил он из рода митрополичьих бояр Сахарусовых. С ранних лет его сердце горело любовью к Богу, стремлением всецело посвятить себя служению Господу.

Наилучшим местом для подвижнической жизни юный сын боярский считал обитель Святой Троицы, основанную преподобным Сергием. Там он и принял монашеский постриг. Изнуряя тело и умерщвляя страсти трудами и постом, новоначальный инок укреплял душу молитвой, чтением и переписыванием душеполезных книг.

До наших дней сохранилось Евангелие со смиренной подписью переписчика: «Писал Евангелие многогрешный чернец Арсеньишко Сахарусов».

Важно

Благодаря своей добродетельной жизни инок Арсений снискал всеобщую любовь и уважение. После того как в сентябре 1525 года Троицкий игумен Порфирий отказался от управления монастырем, на его место единогласно был избран как достойнейший из достойных преподобный Арсений.

Для смиренного подвижника это избрание стало тяжким бременем, которое он в январе 1526 года согласился принять лишь ради послушания, внимая мольбам братии. Игуменство свое Арсений видел в том, чтобы служить всем и трудиться более других.

Отечески заботясь о довольстве братии, игумен забывал о себе.

Однажды во время посещения обители великий князь Василий III Иоаннович увидел Арсения в ветхой одежде, покрытой заплатами, едва не в рубище. «Что это ваш игумен ходит в такой плохой одежде?» – спросил он братию.

«Наставник наш, – отвечали ему, – истинный раб Божий; он думает, как бы оставить нас и удалиться в пустыню на безмолвие». Монахи просили великого князя убедить игумена остаться с ними.

Василий III Иоаннович стал просить об этом преподобного Арсения, и он согласился, не желая огорчать отказом высокого посетителя.

В начале XVI века Троицкой обители были подчинены некоторые монастыри. Свою обязанность наблюдать за их благоустройством и образом жизни братии преподобный Арсений старался исполнять со всем тщанием и находил время, чтобы посещать приписные монастыри.

Кроме того, он часто бывал в обители преподобного Стефана Махрищского, находившейся в тридцати пяти верстах от Троицкой.

Однажды махрищский игумен Иона рассказал ему, что инок Герман, столетний старец, выйдя ночью из келии, увидел огонь над местом погребения преподобного Стефана.

Приняв это за знамение благодати Божией, Арсений повелел поставить над его могилой гробницу, возжечь перед ней большую свечу и ежегодно праздновать в обители память преподобного.

Совет

Если бы преподобный Арсений не был возведен на высокую степень игуменства, то он, возможно, никогда не оставил бы Троицкую обитель, в которой принял иноческое пострижение и провел столько лет.

Но начальство над братией, неизбежное общение с богатыми и сильными мира сего, всеобщий почет и уважение, оказываемое ему как преемнику Игумена Сергия Радонежского, тяготило смиренную душу подвижника. Все более возгоралась в ней любовь к пустынножительству и безмолвию.

Преподобный, будучи не в силах противиться влечению сердца и зная, что великий князь и братия не согласятся отпустить его, в 1527 году решил тайно оставить монастырь и удалиться в незнакомые места, чтобы в уединении всецело посвятить себя Богу.

Преподобный долго странствовал в поисках места, пригодного для подвига безмолвия, и остановился в верховьях реки Бабайки (в сорока верстах от Вологды), где незадолго до его прихода явилась чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия». Рядом с местом явления иконы Арсений соорудил келию, в которой пребывал в посте и молитве. Однако его уединение нарушало множество богомольцев.

Оставив это место, преподобный Арсений в поисках уединения пришел в болотистый и малопроходимый Комельский лес. У впадения реки Кохтыш (Коктыш) в реку Лежу (примерно, в 25 верстах от Вологды) с плеч странника упала тяжелая ноша. Святой решил отдохнуть на этом месте и увидел солнечный луч и яркое сияние.

Арсений воспринял это как знамение Божие и остался здесь жить, основав монастырь.

В феврале 1530 года преподобный Арсений получил от великого князя Василия III Иоанновича жалованную грамоту, передавшую во владение основанного им монастыря земли на две версты вокруг; окрестным крестьянам запрещалось на монастырской территории рубить лес, ставить починки, охотиться и ловить белок. Однако местные жители, недовольные потерей угодий, разорили жилище преподобного, убили его келейника, вынудив Арсения удалиться, примерно, за тридцать верст на реку Шингорь, протекающую в Шилегодском лесу. Там святой водрузил крест и начал подвизаться в безмолвии.

Однажды местный крестьянин Алексей пришел в Шилегодский лес на охоту. Собаки отстали от него. Отыскивая их, он долго бродил по лесу, пока не набрел на келию отшельника.

Преподобный Арсений принял его с любовью и велел искать собак на мысу Кривик по реке Шингорь, предсказав, что он найдет их там с большой добычей. Охотник действительно нашел собак там, где указал преподобный. Добычей оказалась крупная лисица.

Обратите внимание

Удивляясь прозорливости святого, Алексей хотел подарить ему пойманного зверя. Но Арсений отказался от подарка и велел охотнику потратить деньги, вырученные за лисицу, на милостыню.

Через этот случай о пребывании отшельника в лесу узнали в окрестностях, и один за другим к подвижнику начали приходить монахи и миряне, искавшие совета и благословения. Тогда он поставил храм, с которого началась Александрова Коровина пустынь.

Около семи лет преподобный Арсений подвизался в Шилегодском лесу. В 1538 году в Вологодские пределы неожиданно вторглись казанские татары, сжигавшие дома местных жителей, убивавшие, грабившие и уводившие их в неволю. В ужасе горожане и сельчане бежали в Шилегодский лес.

Некоторые укрылись в пустыни преподобного Арсения. Святой молился о спасении беженцев, и татары обошли пустынь стороной. После набега пришельцев многие из укрывшихся в лесу остались жить близ монашеских келий, нарушив уединение пустынников.

Поэтому преподобный Арсений решил вернуться в Комельский лес, поручив управление Шилегодской пустынью одному из своих учеников.

Водворившись на прежнем месте, преподобный Арсений принялся рубить лес, расчищать и приготовлять землю под поля и огороды. Обитель завела небольшое количество рогатого скота. Но монастырских животных начали беспокоить медведи.

Однажды, когда лесной зверь напал на корову, старец, помолившись, осадил его, связал и приказал ученику отстегать медведя розгами. Зверь не только не рассвирепел, но, как бы сознавая свою вину, поклонился иноку до земли и вернулся в лес.

С тех пор медведи перестали нападать на монастырский скот.

Заботясь об устроении Комельской обители, преподобный Арсений не забывал и Шилегодскую пустынь, посещал ее, как только позволяло ему время. На пути из одного монастыря в другой он любил заговаривать с сельчанами, научая их истинам православной веры и правилам христианской жизни. Преподобный был строг к тем, кто оскорблял святость праздничных дней.

Важно

Одна крестьянка – вопреки его запрещению – вышла жать в поле в воскресенье. Узнав об этом, старец велел ей прекратить работу и помолиться Богу. Крестьянка сначала послушалась, а затем снова вышла в поле. Но внезапно поднявшийся сильный ветер разметал все снопы, уложенные в воскресный день. Все поняли, что это было наказание за непослушание старцу.

Преподобный Арсений хотя и удалился из Троицкого монастыря, но продолжал гореть любовью к его основателю, которого считал заступником и покровителем своей пустыни. Незадолго до кончины он благословил строительство в обители трапезной церкви во имя Преподобного Сергия Радонежского.

В служении Богу и ближним, в труде и молитве прошла земная жизнь преподобного Арсения. Предчувствуя близкую кончину, старец назначил преемником своего ученика Герасима. Затворившись в келии, преподобный Арсений начал готовиться к смерти.

Незадолго до кончины он преподал последнее наставление братии – любить друг друга и хранить монастырский устав. Преподобный Арсений мирно скончался 24 августа 1550 года, причастившись Святых Христовых Таин.

Братия погребла святого близ алтаря монастырского храма.

Вскоре после кончины преподобного Арсения по молитвам старца начали совершаться исцеления от различных недугов и другие чудеса. Сохранились свидетельства о чудесном избавлении от напастей представителей одной семьи детей боярских.

Василий Скорпиев, имевший поместья на реке Комеле неподалеку от монастыря преподобного Арсения, попал в плен и был уведен в Великое княжество Литовское. Он много молился преподобному и обещал принять постриг в его монастыре, если выйдет на свободу.

Однажды ночью ему явился преподобный Арсений и сказал: «Восстани, Василие, и иди в путь свой радуяся». Святой указал пленнику направление бегства через болото. Чудесным образом беглец остался незамеченным и, хотя был тяжело болен, благополучно достиг Вологодских пределов.

Придя в Арсениев Комельский монастырь, Скорпиев рассказал братии о своем чудесном спасении.

Через несколько лет его сын Порфирий сильно заболел. Полтора месяца он ничего не мог делать правой рукой, даже не в состоянии был перекреститься.

Совет

Порфирий обращался к разным врачам, но лечение не помогало. Тогда он вспомнил о великом милосердии, оказанном его отцу по молитвам преподобного Арсения, и пришел в Арсениев монастырь.

После молебна у раки преподобного больной избавился от своего недуга.

Точное время канонизации преподобного Арсения Комельского неизвестно.

Предполагается, что местное празднование ему было установлено ранее первой половины XVII века, так как в это время уже была записана наибольшая часть чудес, совершившихся по молитвам преподобному Арсению.

Краткое житие святого помещено в печатном «Прологе» 1662 года, что свидетельствует о сложившемся к тому времени общерусском почитании преподобного.

далився мира, и водворився в пустыню,/ и ту подвизався добрым подвигом,/ постом, и молитвами, и многим терпением,/ и жив показал еси многая чудеса,/ и по преставлении своем источаеши различная исцеления/ с верою приходящим к честному гробу твоему,/ Арсение, отче наш,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

итейския молвы отбег,/ и в пустыню вселился еси,/ и тамо житием жестоким пожил еси,/ и зверя свирепаго аркуда молитвами укротил еси,/ и многим был еси наставник ко спасению,/ и того ради получил еси жизнь венную на Небесех./ Всегда зря Святую Троицу,/ моли избавитися нам от бед, да зовем ти:/ радуйся, отче наш Арсение, пустынный жителю.

блажа́емъ тя́, преподо́бне о́тче Арсе́ніе, и чте́мъ святу́ю па́мять твою́, наста́вниче мона́ховъ и собесѣ́дниче а́нгеловъ.

Читайте также:  Неделя о блудном сыне, триодь

, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, и преблаже́нный а́вво Арсе́ніе вели́кій! Не забу́ди ни́щихъ свои́хъ до конца́, но помина́й на́съ всегда́ во святы́хъ твои́хъ и благопрія́тныхъ моли́твахъ къ Бо́гу.

Помяни́ ста́до твое́, е́же са́мъ упа́слъ еси́, и не забу́ди посѣща́ти ча́дъ твои́хъ: моли́ за ны́, о́тче свяще́нный, за дѣ́ти твоя́ духо́вныя, я́ко имѣ́яй дерзнове́ніе къ Небе́сному Царю́. Не премолчи́ за ны́ ко Го́споду и не пре́зри на́съ, вѣ́рою и любо́вію чту́щихъ тя́.

Помяни́ на́съ недосто́йныхъ у престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о на́съ Христу́ Бо́гу: дана́ бо тебѣ́ благода́ть за ны́ моли́тися.

Обратите внимание

Не мни́мъ тя́ су́ща ме́ртва, а́ще тѣ́ломъ и преста́вился еси́ отъ на́съ, но и по сме́рти у́бо жи́въ сы́й пребыва́еши; не отступа́й отъ на́съ ду́хомъ, сохраня́й на́съ отъ стрѣ́лъ вра́жіихъ, и вся́кія пре́лести бѣсо́вскія и ко́зней діа́вольскихъ, па́стырю на́шъ до́брый! Аще моще́й твои́хъ ра́ка предъ очи́ма и ви́мима е́сть всегда́, но свята́я твоя́ душа́, со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, съ небе́сными си́лами, у престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся. Тѣ́мже къ тебѣ́ припа́даемъ, и тебе́ мо́лимъ, и тебѣ́ ми́ли ся дѣ́емъ, моли́ся о на́съ всеси́льному Бо́гу о спасе́ніи ду́шъ на́шихъ, испроси́ на́мъ вре́мя на покая́ніе, и е́же невозбра́ннымъ прейти́ отъ земли́ на не́бо, мыта́рствъ же го́рькихъ возду́шныхъ князе́й и вѣ́чныя му́ки изба́витися, и небе́сному Ца́рствію наслѣ́дникамъ бы́ти, со всѣ́ми пра́ведными, отъ вѣ́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Іису́су Христу́, Ему́же подоба́етъ вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ніе, ны́нѣ и при́сно и во вѣ́ки вѣко́въ. Ами́нь.

Источник: Троицкий патерик. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015.

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/den-pamyati-prepodobnogo-arseniya-komelskogo-igumena-troitskogo-monastyrya-

Преподобный Арсений, игумен Комельский

Преподобный Арсений подвизался в дремучих Комельских лесах, простиравшихся по южной окраине вологодских земель на сотни верст и служивших в течение двух веков колыбелью и рассадником иночества.

Арсений родился в Москве во второй половине XV века и принадлежал к древнему роду бояр Сахарусовых. Арсений рано стал тяготиться мирской жизнью и принял иночество в обители Святой Троицы, к тому времени уже прославленной подвигами ее основателя, преподобного Сергия.

Здесь он искал и нашел свою радость, несмотря на то что ему сначала пришлось пройти множество различных послушаний, начиная с низших и трудных – службы на скотном дворе, работы в полях и огородах и т.д. Никакое тяготы не поколебали усердие молодого, хотя и непривычного  к таким трудам Арсения.

Сверх этих обязанностей он находил время и для того, чтобы переписывать книги для обители и других церквей.

За свою строгую жизнь Арсений был облечен саном священника, а в 1525 г.

избран игуменом Сергиевой лавры, но это никак не повлияло на его образ жизни – также смирял он себя нищетой и заботился об утешении других.

Даже одежду Арсений носил самую простую, всю в заплатах, и не стеснялся принимать в ней знатных посетителей. В одно из своих посещений обители великий князь Василий Иоаннович спросил  у братии:

– Почему ваш игумен ходит в такой худой одежде?

– Игумен наш истинный Божий человек – не помышляет ни о чем житейском, тяготится своим саном и думает только об одном: как бы ему жить в полном безмолвии и уединении, – отвечали братья и просили великого князя уговорить Арсения не покидать обитель.

По просьбе князя Арсений еще некоторое время оставался в монастыре, но потом все же тайно покинул обитель. В 1529 г. он отправился на Север, к бескрайним лесам, которые приютили не одного подвижника…

Дойдя до верховьев речки Бабайки, текущей среди мхов и болот и впадающей в Масляну – приток Вологды, Арсений остановился было тут, прослышав о недавнем явлении на этом месте иконы Божьей Матери, но не нашел здесь желанного безмолвия – сюда стекалось множество богомольцев, приходивших поклониться чудотворной иконе.

Важно

И Арсений отправился дальше, по болотам и дебрям Комельского леса, оставив сооруженную им здесь келью в основание будущей Маслянской обители. Лес становился все гуще, приходилось обламывать ветки, чтобы идти дальше. И вот когда он прокладывал себе путь, сучком дерева сорвало с плеч мешок, и Арсений споткнулся.

В тот же миг его озарила вспышка, и он понял, что должен остаться здесь. Это и было то место, где впоследствии возник в тридцати шести верстах от Вологды, возле слияния речек Лежи и Кохтыша, среди трясин и болот Арсениево-Комельский монастырь.

Здесь-то, думал Арсений, можно жить в полном уединении и ненарушаемом безмолвии. Но и в этот раз его заветное желание не сбылось. Вскоре убежище Арсения отыскали крестьяне, заходившие в эти места то на зверя охотиться, то рыбу ловить, то лес рубить.

Они встревожились, как бы келья не разрослась в целый монастырь, под который отойдут окрестные земли, и всячески старались выжить отсюда Арсения. Однажды, забравшись в его келью, но не найдя его, крестьяне убили старца, успевшего здесь поселиться вместе с Арсением. Пришлось отшельнику уйти и отсюда.

Отойдя верст за тридцать, он остановился в диком лесу, на реке Шингоре, где и продолжил свое подвижничество. Но и здесь его нашел один охотник, который набрел на келью, разыскивая убежавших собак, и рассказал о нем местным жителям. К келье отшельника потянулись люди.

Он с любовью принимал посетителей и поучал своими простыми беседами о предметах, близких душе каждого, кому дороги правда и добро. Некоторые из приходивших людей оставались, строили себе кельи и жиои под его руководством.

Рассудив, что его уединение нарушается не без воли Божьей, Арсений объединил своих посетителей в братство и выстроил часовню для общей молитвы, положив таким образом основание пустыни, известной впоследствии под именем Александро-Коровиной. Пустынь мирно существовала в течение семи лет, но неожиданно в 1538 г. в Вологодский край вторглись татары.

Жители толпами спасались от них в неприступном Шилегодском лесу. Те, что приютились в Арсениевой пустыни, избежали нападения татар, и кое-кто не захотел возвращаться в разоренные жилища. Люди стали селиться со своими семьями вокруг келий пустынников, нарушив тем самым их безмолвное уединение. Тогда Арсений решил возвратиться в свое прежнее место в Комельском лесу; туда же пожелал отправиться с ним и один из братьев, Герасим.

Совет

Вернувшись на место своего первого пустынного подвига, Арсений вместе с Герасимом расчистил лес вокруг. Построили они себе кельи, силой веры и молитвы оградились от тревоживших их поначалу диких зверей.

Вскоре вокруг Арсения вновь собрались люди, пожелавшие стать его учениками, и общими силами они выстроили церковь во имя Положения Ризы Божьей Матери во Влахерне, возвели и другие постройки и обнесли обитель оградой.

Не забывал Арсений посещать и Шилегодскую пустынь. По пути он любил останавливаться при встрече с поселянами и беседовать об их делах и нуждах, заходил к ним в дома и рассказывал о Боге, учил заповедям Божьим. Таким образом Арсений воспитывал в благочестии простых людей и на примере собственной жизни указывал путь к спасению.

Преставился Арсений в 1550 г.  

05 сентябрь 2013 /

Источник: https://pravoslav-voin.info/azi/4214-prepodobnyj-arsenij-igumen-komelskij.html

Преподобный Арсений Комельский // Русские святые : 1000 лет русской святости. – СПб., 2000. – С. 510-512

Память его празднуется 24 авг. в день преставления и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых.

Прп. Арсений происходил из московского боярского рода Сухоруковых и в юные годы ушел в Троице-Сергиеву лавру, где он преуспевал во всех иноческих добродетелях, особенно же в послушании. Занимался он переписыванием священных книг, и до нашего времени сохранялось в лаврской ризнице переписанное им Евангелие.

Братия любила его и избрала игуменом, и он руководил примером своей жизни. Он любил посещать приписанный к лавре Махрищский монастырь, чтобы молиться у гроба его основателя – прп. Стефана (память его 14 июля). После того как игумен обители Иона увидел свет, воссиявший от могилы прп. Стефана, прп.

Арсений устроил над ней богатую гробницу, совершил соборное над ней служение и благословил творить память его.

Ревнуя о святоотеческих преданиях, прп. Арсений носил худые ризы многошвейные. Вел. князь Василий Иоаннович, чтивший его, был сильно поражен, увидев его в этом виде. Братия же сказала ему: «Наставник наш – раб Божий, он живет истинно по Богу и только о том и мыслит, чтобы удалиться в пустынь, ибо возлюбил паче всего безмолвие!» Очень огорчился вел.

князь, узнав желание преподобного, а прп. Арсений тогда, уступая братии, отложил свое намерение на несколько лет, а потом ушел в Комелъский лес, за 20 верст к югу от Вологды, на Олонов Конец, около монастыря прп. Иннокентия (память его 19 марта). Он шел трудным путем, по непроходимым лесным дебрям и болотам, нес на плечах тяжелый деревянный крест и наконец от утомления его уронил.

И в ту же минуту небесный свет его осиял. Преподобный понял, что это и есть предназначенное ему Богом место, и остановился. Здесь он поставил келью и стал бороться с врагами невидимыми и видимыми, но, когда злые люди стали покушаться на его жизнь и убили его ученика, он пошел дальше, в Шилегодский лес.

Обратите внимание

Соорудив часовню и келью, стал принимать стекавшихся к нему со всех сторон людей и учить их любить прежде всего Бога и ближних своих, как самих себя. Но татары совершили на Вологодский край набег, и Шилегодский лес наполнился беглецами; безмолвие прп. Арсения нарушилось.

Тогда преподобный решил вернуться опять в Комельский лес, на место своих первоначальных подвигов; его сопровождал инок Герасим. Теперь уже не злые люди, а медведи стали обижать их, расхищая их огород, но преподобный молитвой своей отогнал их, и медведи ушли.

Местный епископ дал ему благословение основать здесь общежительную обитель с церковью в честь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы (празднование 2 июля) и снабдил его иконами, книгами и утварью. Тогда прп. Арсений стал расчищать лес и обрабатывать землю для монастыря. Часто он ходил в Шилегодскую свою пустынь, стоявшую в 30 верстах от Комельского леса.

По дороге он беседовал со встречными, заходил к поселянам, даже жил у них по нескольку дней. Он наставлял их на путь спасения, причем запрещал им трудиться в праздничные дни, и раз, когда крестьяне его ослушались, сильный ветер разметал все их снопы.

Хозяевам, в избах которых он останавливался, он не позволял готовить для себя особую пищу и раз обличил своего ученика, когда тот сделал это от лица хозяина дома.

Так прошло много лет его подвижнической жизни. Он изнемог и, чувствуя приближение смерти, собрал братию и заповедал им взаимную любовь и хранение церковных и монастырских уставов, а сам, причастившись Святых Христовых Таин, тихо скончался 24 августа 1550 г. Погребли его близ алтаря монастырской церкви.

Общий вид Троице-Сергиевой лавры. Литография. XIX в.

Через 100 лет была воздвигнута в обители, вместо первоначальной деревянной, каменная церковь с приделами во имя прпп. Сергия Радонежского и Арсения Комельского. Обитель прп. Арсения существовала до наших дней. На могиле прп. Арсения творилось много чудес.

Среди подвижников благочестия, подвизавшихся в Комелъском лесу, на юге Вологодской земли, прп. Арсений был последним основателем в этих местах новых обителей. Освоение этого края монашествующими было начато и закончилось выходцами из Троице-Сергиевой лавры.

Важно

В 1527 г. преподобный вышел из лавры и направился в Комелъский лес. При слиянии речек Лежа и Кохтыш (ныне Грязовецкий р-н Вологодской обл.) была устроена первая келья святого.

После оставления этой пустыни – под давлением недобрых людей – преподобный обосновался в Шилегодском лесу на р. Шингур, где провел 7 лет до вторжения в эти места в 1538 г. казанских татар.

Читайте также:  Неделя о страшном суде, или мясопустная, триодь

В 1541 г. по благословению епископа Вологодского был освящен храм в честь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы и основана Комельская Ризоположенная обитель (в 25 верстах от совр. г. Грязовца).

Источник: https://www.booksite.ru/civk/5_st-54.html

Акафист святому преподобному Арсению, Комельскому чудотворцу

Избранный чудотворче и изрядный угодниче Христов, Арсение преподобне, восхваляем тя, безмолвия, терпения и нищеты духовныя учителя. Ты же яко имеяй дерзновение ко Господу, моли Его избавити обитель твою и нас, грешных, от всех бед и скорбных обстояний, да со умилением зовем ти:

Радуйся, Арсение, Комельский чудотворче.

Икос 1

Ангела земнаго и небеснаго человека зрим тя, преподобне; ты бо измлада Отца Небеснаго возлюбил еси и Тому Единому волю твою поработил еси. Сего ради ублажаем тя сице:

Радуйся, измлада гласу Божию в совести внимавый.

Радуйся, образ Божий в души твоей в чистоте хранивый.

Радуйся, земное величие твое по роду ни во что вменивый.

Радуйся, от юности нищету духовную возлюбивый.

Радуйся, смирения учителю.

Радуйся, девства ревнителю.

Радуйся, обитель преподобнаго Сергия, яко тихое пристанище, избравый.

Радуйся, житию Сергиеву ревностне подражавый.

Радуйся, Арсение, Комельский чудотворче.

Кондак 2

Видев в иночестве оплот и ограждение от суеты мирския и душевредных помыслов, преподобне, в юных летех, потщался еси прияти на ся ангельский образ, смиренне взывая всевидящему Хранителю душ и телес: Аллилуиа.

Икос 2

Разум твой, преподобне отче, Христовым светом просветити возжелав, вдался еси чтению Божественных писаний; узрев же пользу от сего души твоей, приял еси труд списовати священныя книги и теми ближних твоих умудряти. Сицевому твоему усердию дивящеся, взываем ти:

Радуйся, пищи духовныя, паче телесныя рачителю.

Радуйся, священных книг списателю.

Радуйся, о душевней пользе собратий твоих ревновавый.

Радуйся, молвы житейския избежавый.

Радуйся, труды душеполезныя честне почитавый.

Радуйся, истиною Христовою, аки мечем противу врага душевнаго спасения вооруженный.

Радуйся, словом Господним, яко хлебом небесным насыщенный.

Радуйся, в различных послушаниих испытанный.

Радуйся, Арсение, Комельский чудотворче.

Кондак 3

Силою свыше преумудренный, ты святе Арсение, избран был еси во игумена обители богоноснаго Сергия, и возлагая надежду на его

многомощное предстательство пред престолом Пресвятыя Троицы, в смирении и покорности Ея святей воли, со страхом и трепетом взывал еси: Аллилуиа.

Икос 3

Имея непрестанное попечение о вверенных твоему водителству иноцех обители Сергиевы, ты, преподобне, первее умножил еси подвиги твоя, прилагая труды ко трудом. Сего ради возглашаем тебе:

Радуйся, совершеннаго терпения наставниче.

Радуйся, смиренномудрия проповедниче.

Радуйся, надежный иночествующих руководителю.

Радуйся, преподобных Сергиа, Никона, Саввы и прочих святых игуменов Лавры Сергиевы достойный приемниче.

Радуйся, свеще на свешнице Церкве Российския поставленная.

Радуйся, иноков добрых образе и украшение.

Радуйся, Богови верный служителю.

Радуйся, преподобных Его небесный сожителю.

Радуйся, Арсение, Комельский чудотворче.

Кондак 4

Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, великий князь Василий смутися, узрев тя, преподобне, игумена великия Лавры в ветсей и

многошвейней одежди; уведев же от братии о твоем велицем смирении и нелицемерней простоте, прослави смирившаго себе до крестныя смерти Господа, зовый: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше иноцы и мирстии людие о подвизех твоих, преславне Арсение, прославляху Господа и тебе, яко Его угодника.

Ты же, пребывая в Лавре послушания ради и бегая славы мирския, почасту удалялся еси во обитель Махрищскую, идеже удостоился еси явления славы Божией на мощех преподобнаго Стефана и память его творити уставил еси.

Последи же по слову Писания, взыскуя грядущаго града, преподобне, взем святый крест и икону Пречистыя Богородицы, тайно удалился еси в пустыню, чая Бога спасающаго. Сего ради приими благосердне похвалы сия:

Радуйся, самоотвержения учителю.

Радуйся, простоты христианския хранителю.

Радуйся, прославления преподобнаго Стефана свидетелю.

Радуйся, памяти его установителю.

Радуйся, водительству промысла Божия покорный.

Радуйся, буим себе почитавый.

Радуйся, града грядущаго искавый.

Радуйся, горлице пустыннолюбивая, от мира в пустыню возлетевшая.

Радуйся, Арсение, Комельский чудотворче.

Кондак 5

Боготечною звездою явился еси, богомудре Арсение, стране Вологодстей, и поселился еси в веси Масленстей, идеже пред сим прославися явлением икона Пресвятыя Богородицы Одигитрии, к ней же яко благой путеводильнице притекл еси зовый в восхищении духовнем Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще вси окрестнии и проходящии людие пустынное твое житие и подвиги твоя, прославляху Господа, явившаго миру сицеваго угодника. Мы же грешнии, приносим ти похвалы сия:

Радуйся, звездо, страну Вологодскую осиявшая.

Радуйся, лозо вертограда Сергиева.

Радуйся, гордости прогонителю.

Радуйся, ига Христова носителю.

Радуйся, темноты народныя просветителю.

Радуйся, пустыни Масленския первый насельниче.

Радуйся, обуреваемых страстьми пристанище благоутишное.

Радуйся, обидимых прибежище надежное.

Радуйся, Арсение, Комельский чудотворче.

Кондак 5

Проподведник несумненнаго пути ко спасению явился еси, премудре Арсение, твоими труды, безкорыстием и терпением, на нихже взирающе, усердне славим давшаго ти силу и крепость Господа, вопиюще Ему: Аллилуиа.

Икос 5

Возсия, яко солнце в пустыни Масленстей, но бегая молвы человеческия, преподобне, отшел еси в непроходныя дебри комельския, нося

смирения ради древяный крест, и ту при реце Кохотши, идеже ноша с рамен твоих спаде и свет небесный осия тя, поставил еси крест и

поселился еси, чая в безмолвии работати Господеви со страхом. Сего ради приими похвалы сия:

Радуйся, промышлением Божиим в пустыню Комельскую приведенный.

Радуйся, светом небесным зде осиянный.

Радуйся, пустыню сию от всея души возлюбивый.

Радуйся, от козней вражеских святым крестом себе оградивый.

Радуйся, покрову Пресвятыя Богородицы ся предавый.

Радуйся, единаго на потребу непрестанне искавый.

Радуйся, славолюбия искоренителю.

Радуйся, соименному тебе великому Арсению верный подражателю.

Радуйся, Арсение, Комельский чудотворче.

Кондак 7

Хотя враг рода человеча изгнати тя, преподобне, из пустыни Комельския, многа искушения тебе деяше; но ты яко твердый адамант неизменне пребывал еси в любви к пустыни, взывая к распятому за ны Господу: Аллилуиа.

Икос 7

Новыя труды подъял еси, блаженне Арсение, егда, по внушению Божию, устроити обитель в пустыни Комельстей восхотел еси и сея ради вины шед неленостне во град Москву и смиренне пред очи царя Василиа Иоанновича представ, молил еси оградити устрояемую обитель от обид и утеснений, яже наущением вражеским деяша окрестнии людие. Царь же, ведая тя яко угодника Божия, и исполняя Писание: толкущему отверзется, повеле дати тебе грамоту во ограждение обители. За сицевыя твоя труды и подвиги вопием ти со умилением:

Радуйся, злато в горниле терпения искушенное.

Радуйся, бисере честный, от скверны греховныя безмолвием очищенный.

Радуйся, пустынных обителей основателю.

Радуйся, вражды и нестроения устранителю.

Радуйся, сердце царево на милость преклонивый.

Радуйся, безмолвие твое ради спасения ближних нарушивый.

Радуйся, прибегающым к тебе в нуждах усердный помощниче.

Радуйся, сущым в напастех скорый заступниче.

Радуйся, Арсение, Комельский чудотворче.

Кондак 8

Странным твоим житием, преподобне, пустыня Комельская озарися, емуже внимающе, устранимся мира, ум на небеса возложше, аще бо

https://www.youtube.com/watch?v=Ocbszb5dJFo

спасения душевнаго ради и удалился еси в пустыню, но мнози пустыннолюбцы сокровищами души твоея привлекл еси, с нимиже ныне в

невечернем свете сладко воспеваеши светоподателю Христу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь исполнен был еси любве к Богу и ближним твоим, святе Арсение, и сего ради безропотне принимал еси неисчетныя обиды от гонящих тя из пустыни.

Егда же временне отшедшу ти из келии твоей, людие нечестивии нападоша на ню и келейнаго твоего старца убиша, ты, преподобне, в велицей скоби и потери брата и о духовней погибели тех буиих людей, дал еси место гневу и удалился еси за тридесять поприщ в дебрь шилегодскую, идеже пожил еси в совершеннем безмолвии, дондеже открыт был еси ловцем зверей. Сицевому терпению дивящеся, возглашаем ти:

Радуйся, любве Христовы верный носителю.

Радуйся, спасительнаго долготерпения учителю.

Радуйся, обиды, яко воздаяние за грехи, приимавый.

Радуйся, содеянное тебе зло незлобием покрывый.

Радуйся, пустыню Шилегодскую житием твоим освятивый.

Радуйся, явлением твоим зверей дубравных удививый.

Радуйся, невинно страждущих твоим примером укрепивый.

Радуйся, сирых и убогих покровителю.

Радуйся, Арсение, Комельский чудотворче.

Кондак 9

Всякую нашу скорбь утоли твоею многомощную помощию, преподобне Арсение, и испроси нам у Господа силу и крепость понести крест свой до конца живота, взывая Владыце всех: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя, видим о тебе, богомудре Арсение; недоумеют бо достойне восхвалити твоя подвиги. Мы же

грешнии, любовию к тебе подвизаемии, дерзаем ублажати тя сице:

Радуйся, пустынников древних, Антониа, Павла, Герасима нелицемерный подражателю.

Радуйся, Христа, не имевшаго где главы преклонити, твердый последователю.

Радуйся, от зверей лютых почитаемый.

Радуйся, от людей зверонравных гонимый.

Радуйся, ловцу зверей себе явивый.

Радуйся, безкорыстием и прозорливостию ловца того поразивый.

Радуйся, новую обитель в дебри шилегодстей основавый.

Радуйся, яко силою молитв твоих обитель та со всеми притекшими к ней от нашествия татар спасеся.

Радуйся, Арсение, Комельский чудотворче.

Кондак 10

Спасти хотя душу твою на месте, Богом указанном ти, святе Арсение, вознамерился еси возвратитися в любезную тебе пустыню Комельскую и зде обитель устроити; первее же ты направил еси стопы твоя во град Москву к царю Василию Иоанновичу; испросив же от него новую грамоту ради пустыни Комельския, со учеником Герасимом отшел еси из обители Шилегодския на прежнее место в пустыню Комельскую и начал еси устрояти обитель во славу и честь Пресвятыя Богородицы, Юже, яко непрестанную помощницу и скорую заступницу прославляя, с верою и надеждою взывал еси Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси крепкая обители твоей и всем прибегающым, преподобне Арсение, твоим бо святым житием многия в пустыню привлекл еси, сего ради вопием ти:

Радуйся, жития иноческаго мудрый устроителю.

Радуйся, смирения, целомудрия и нестяжательности ревностный насадителю.

Радуйся, земный ангеле и небесный человече.

Радуйся, к тебе бо, яко мудрому наставнику, искавшии совершенства прибегаху.

Радуйся, яко слову твоему и звери дубравнии внимаху.

Радуйся, злых сердец умягчение.

Радуйся, обители твоея неусыпный попечителю.

Радуйся, Пречистыя Богородицы верный служителю.

Радуйся, Арсение, Комельский чудотворче.

Кондак 11

Пение умиленное аще и приносим ти, достохвальне Арсение, ничтоже совершаем достойно, но ты, преподобне, покрый наше недостоинство твоим снисхождением и научи ны чистым сердцем воспевати прославившему тя Господу: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарным светилом возсиял еси, преподобне Арсение, в пустынях Шилегодстей и Комельстей, аще и преселился еси в последнюю, но не забыл еси посещати и первую, обличая окрестныя люди в нарушении ими заповедей и уставов церковных.

Пред концем же живота твоего ты, преподобне, затворился еси в келии твоей и начал еси готовитися; последи же собрал еси братию к смертному одру твоему, моля их имети любовь между собою, благословив же их, мирно предал еси дух твой Богу, и погребен был еси во обители Комельстей, идеже мощи твоя токи чудес изливают, подвизающе взывати тебе:

Радуйся, светило, свет свой от Христа восприявшее.

Радуйся, яко светом тем пустыни осветишася.

Радуйся, заповедей господних строгий исполнителю.

Радуйся, нарушителей оных скорый обличителю.

Радуйся, кончину твою предъузнавый.

Радуйся, мощи твоя во благословение обители давый.

Радуйся, яко мощи сия токи чудес источают.

Радуйся, яко чудеса тая восхваляти тя благодарне подвизают.

Радуйся, Арсение, Комельский чудотворче.

Кондак 12

Благодати источник святыя мощи твоя имамы и до днесь, блаженне Арсение, аще бо и обитель твоя убежищем инокинь ныне соделана бысть; в Царствии бо Небеснем несть мужеск пол, ни женск, но вси роди, единым сердцем и едиными усты, немолчне славословят подателя всех благ Святаго Духа утешителя, поюще Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твоя подвиги и чудеса, славословим прославльшаго тя Господа и просим тя, преподобне Арсение, освяти, вразуми и научи ны, грешныя, со умилением взывати тебе:

Радуйся, буиих вразумителю.

Радуйся, разслабленных возстановителю.

Радуйся, слепым зрение, глухим слышание, немым разрешение языка даровавый.

Радуйся, трезвости утвердителю.

Радуйся, враждующих примирителю.

Радуйся, совести пробудителю.

Радуйся, душеполезных благ подателю.

Радуйся, не точию обители твоея, но и всея области Вологодския покровителю.

Радуйся, Арсение, Комельский чудотворче.

Кондак 13

О преподобне и богоносне отче наш Арсение, приими от нас недостойных, малое сие моление и богоприятным ходатайством твоим умоли Господа избавити Церковь Православную от безверия, ересей и расколов, Отечество наше от нашествия иноплеменных, от недуга и глада, от всякия скорби и смертоносныя раны, обитель же твою и нас всех от враг видимых и невидимых. Да твоим всемощным заступлением укрепляеми и твоею любовию согреваеми с верою и надеждою благодарне вопием Творцу небесе и земли: Аллилуиа.

Читайте также:  Молитвы ангелу-хранителю на все случаи жизни - небесным силам (ангелам)

Кондак сей глаголи трижды, таже икос 1-й и кондак 1-й.

Молитва

О священная главо, преподобне отче, и преблаженный авво Арсение! Не забуди нищих нас до конца, но поминай всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих; моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю.

Не премолчи за ны ко Господу и не презри нас, верою и любовию чтущих тя, помяни нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас Христу Богу; дана бо тебе благодать за ны молитися.

Не мним тя суща мертва, аще телом и преставился еси от нас, но и по смерти убо жив сый пребываеши; не отступай от нас духом, сохраняй нас от стрел вражиих, и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый! Аще мощей твоих рака предо очима и видима есть всегда, но святая твоя душа, со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Темже к тебе припадаем, и тебе молим, и тебе милися деем, молися о нас всесильному Богу о спасении душ наших, испроси нам время на покаяние, и еже невозбранным прейти от земли на небо; мытарств же горьких воздушных князей и вечныя муки избавитися, и Небесному Царствию наследники быти, со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник: http://akafistnik.ru/akafisty-russkim-svyatym/akafist-svyatomu-prepodobnomu-arseniyu-komelskomu-chudotvortsu/

Молитвы преподобному Арсению Комельскому

Тропарь преподобному Арсению Комельскому, глас 4-й

Удалився мира, и водворився в пустыню, и ту подвизався добрым подвигом, постом, и молитвами, и многим терпением, и жив показал еси многая чудеса, и по преставлении своем источаеши различная исцеления с верою приходящим к честному гробу твоему, Арсение, отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Арсению Комельскому, глас 8-й

Житейския молвы отбег, и в пустыню вселился еси, и тамо житием жестоким пожил еси, и зверя свирепаго аркуда молитвами укротил еси, и многим был еси наставник ко спасению, и того ради получил еси жизнь вечную на Небесех. Всегда зря Святую Троицу, моли избавитися нам от бед, да зовем ти: радуйся, отче наш Арсение, пустынный жителю.

Величание преподобному Арсению Комельскому

Ублажаемъ тя, преподобне отче Арсеніе, и чтемъ святую память твою, наставниче монаховъ и собесѣдниче ангеловъ.

Молитва преподобному Арсению Комельскомудля исцеления от телесных болезней

О священная главо, преподобне отче, и преблаженный авво Арсение! Не забуди нищих нас до конца, но поминай всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих; моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю.

Не премолчи за ны ко Господу и не презри нас, верою и любовию чтущих тя, помяни нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас Христу Богу; дана бо тебе благодать за ны молитися.

Не мним тя суща мертва, аще телом и преставился еси от нас, но и по смерти убо жив сый пребываеши; не отступай от нас духом, сохраняй нас от стрел вражиих, и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый! Аще мощей твоих рака предо очима и видима есть всегда, но святая твоя душа, со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Темже к тебе припадаем, и тебе молим, и тебе милися деем, молися о нас всесильному Богу о спасении душ наших, испроси нам время на покаяние, и еже невозбранным прейти от земли на небо; мытарств же горьких воздушных князей и вечныя муки избавитися, и Небесному Царствию наследники быти, со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

С каждым днём на сайт molitvoslov.today заходит всё больше и больше людей. Он для этого и создавался: в конечном итоге стать самым популярным и полным в рунете собранием молитв, акафистов, канонов и изображений икон.

Совет

Но для развития ресурса нужны средства: ежегодное продление домена, оплата хостинга и услуг авторов статей. Обвешивать же сайт рекламой, как новогоднюю ёлку, совсем не хочется. Поэтому маленькая просьба ко всем кто долистал страницу до этого места и кому понравился molitvoslov.

today: буду благодарен любой финансовой помощи на его развитие. Мир Вам!

Источник: https://molitvoslov.today/molitvyi-svyatyim/molitvyi-prepodobnomu-arseniyu-komelskomu.html

Малоизвестное святое место России

Сегодня день памяти преподобного Арсения Комельского …

Преподобный Арсений Комельский

родился в Москве во второй половине XV века и происходил из дворянского рода Сахарусовых. Уже в отроческих летах преподобный желал оставить суету мира и посвятить свою жизнь служению Богу. Достигнув совершеннолетия, преподобный Арсений пришел в Троице-Сергиеву обитель, где и принял монашеский постриг.

В обители святой совершенно предал себя иноческим трудам, с усердием выполняя монастырские послушания на скотном дворе. Трудами и постом преподобный Арсений изнурял свою тело, умерщвляя страсти, и в то же время он старался укрепить свою душу молитвой, чтением Священного Писания, и душеспасительных книг, которые святой переписывал для своего монастыря и для других церквей.

В 1525-1527 гг. св. Арсений был игуменом Троице-Сергиевой лавры. В этом сане он не изменил своей любви к посту и нищете. Часто он удалялся в уединенную Махрищскую обитель. Великий князь Василий IV (1505-1533), посетивший в то время монастырь, был удивлен, увидев на игумене богатой обители ветхую одежду, покрытую заплатами.

Братия объяснила, что преподобный Арсений желает удалиться в пустынь.

Отойдя вместе со своим келейным старцем в Комельские леса, расположенные в 50 верстах от Вологды, преподобный Арсений сделал большой деревянный крест и с этим крестом на плечах отправился через лес искать место будущей пустынной обители.

Проходя болотистое место по трясине, преподобный споткнулся под тяжестью креста и упал. Небесный луч, озаривший в ту же минуту подвижника, заставил его остановиться на этом месте. Он водрузил крест и поставил первую келлию.

Обратите внимание

Местные жители, приходившие сюда для звериной ловли, убили келейника преподобного Арсения, а его самого вынудили удалиться в Шилегонский лес. Вскоре в его новую пустынь собралось несколько иноков, а затем в ней поселились бежавшие от татарского набега окрестные жители.

Преподобный Арсений, ища безмолвия, пожелал жить в более глухом месте. В 1530 году великий князь Василий выдал ему грамоту на землю в Комельском лесу на реке Кохтыше.

Со своим учеником Герасимом преподобный основал здесь обитель в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. В служении Богу и ближним, в труде и молитве прошла жизнь преподобного Арсения. 24 августа 1550 г.

, причастившись Святых Христовых Таин, преподобный Арсений мирно отошел Господу. Вскоре после праведной его кончины у гробницы святого стали совершаться чудесные исцеления от различных болезней.

Что сегодня на этом святом месте?
Ризположенская Сухорусова пустынь или Грязовецкий Арсениево-Комельский монастырь.

В 1370 году на реку Лежу пришёл основатель монастыря Дмитрий Прилуцкий. Они с учеником Пахомием выстроили деревянную церковь во имя святого Воскресения. Узнав об этом крестьяне собрались и силой изгнали со своей земли Дмитрия. Вторым подвижником был Арсений (позднее Комельский). Арсений получил охранную грамоту и основал монастырь на реке Кохтыш.

Обратите внимание

Мужской монастырь существовал до 1904 г., когда был обращен в женский. Вокруг построек бывшего Арсениева Комельского монастыря сложился поселок Бушуиха (близ железной дороги Вологда—Буй) в 40 км к юго-востоку от Вологды. В центре поселка на месте собора — здание Дома культуры, в старых и частично надстроенных монастырских зданиях помещаются школа и дирекция совхоза.

Сегодня в Бушихе живёт 437 человек (204 мужчины, 233 женщины). Преобладающая национальность – русские 99%.  В 35 км. от посёлка находится районный центр Грязовец.

Еще в 14 веке на реку Авнегу пришел соратник Сергия Радонежского   старец Димитрий и построил здесь церковь. Позже он перебрался под Вологду, где прославился как Димитрий Прилуцкий .

В конце XIV века в здешних Грязовецком крае действовали Григорий и Кассиан Авнежские, а в начале XV века на реки Обнору и Нурму пришли Павел и Сергий , основавшие тут монастыри. Арсения Комельского бывший настоятелем Троице-Сергиевого монастыря, и Корнилий Комельский также основали монастыри названные в честь них.

Город Грязовец находится в 47 км. от Вологды. В Грязовеце сегодня живёт около 16.000 человек.

Источник: https://filaretuos.livejournal.com/73892.html

Свято-Покровский Голосеевский монастырь

       
        Преподобный Арсений Комельский                 Святой Арсений родился в последней четверти XV века. Он происходил из московского боярского рода Сухоруковых. В юности Арсений поступил в Троице-Сергиеву лавру и преуспел во всех монашеских добродетелях, особенно в послушании.

Он занимался переписыванием священных книг – среди лаврских рукописей до сего дня хранится Евангелие, переписанное рукой святого.                 В 1525 году преподобный Арсений был избран игуменом. Он снискал любовь братии и руководил, подавая пример собственной жизнью.

Он часто посещал Махрищский монастырь, приписанный к лавре, дабы там помолиться у могилы его основателя – преподобного Стефана. После того как игумен Махрищского монастыря удостоился созерцать нетварный свет над этим местом, святой Арсений повелел построить великолепную гробницу и благословил официально почитать память святого.

                Святой Арсений носил поношенную одежду, и великий князь Василий Иоаннович (1505–1533), высоко ценивший добродетели игумена, удивился этому. Братия разъяснили ему: «Наш игумен – служитель Божий. Он воистину живет по Богу и думает только об одном – удалиться и жить в безмолвии».

Важно

Он действительно оставался в монастыре только чтобы служить ученикам, которые нуждались в его присутствии.        

        Через несколько лет он, однако, покинул лавру и отправился в Комельский лес, который раскинулся примерно в 20 километрах от Вологды, недалеко от монастыря преподобного Иннокентия.

Неся на плечах тяжелый деревянный крест, святой Арсений прошел по трудным дорогам, через чащи и болота и наконец упал, изнуренный, и уронил крест на землю.

В этот момент небесный свет осиял святого, который понял, что именно это место Бог уготовал ему для подвигов. Он построил скромную келью и предался аскезе.

Случилось так, что разбойники убили его ученика, поэтому святой покинул это место и ушел дальше в лес. Он соорудил новую келью, а также часовню, и вскоре верующие из окрестных земель стали приходить к нему за советами. Он учил их, прежде всего, любить Бога и ближнего и ревностно соблюдать святые заповеди.

В 1538 году Вологодский край подвергся набегу татар, поэтому лес, где жил святой Арсений, оказался вскоре наполненным беглецами, так что он не имел более возможности пребывать в безмолвии. Тогда он решил вернуться в Комельский лес, на место своих первых трудов. На сей раз вместо разбойников ему стали досаждать медведи, которые разоряли огород, но святой прогнал их молитвой.

Когда епископ Вологодский Алексий (1525–1543) дал благословение основать на этом месте монастырь с церковью в честь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы, святой Арсений собственными руками корчевал лес и приготовлял землю под монастырь (1541). Если он желал помолиться без рассеяния, то уходил в уединенное место, в 30 километрах от обители. В пути он разговаривал с теми, кого встречал, и приводил их на путь спасения.

Преподобный даже имел власть над природными явлениями. Однажды, когда крестьяне, которым он посоветовал не работать в праздничные дни, его не послушались, сильный ветер разметал их пшеничные снопы.

Совет

Много лет святой Арсений распространял вокруг себя благодать присутствия Божия. Почувствовав приближение кончины, он собрал монахов и призвал строго соблюдать церковные и монашеские традиции и особенно – единодушно пребывать в святой любви. Он мирно почил 24 августа 1550 года и впоследствии защищал монастырь множеством чудес.

Источник: http://goloseevo.com.ua/?p=10830&lang=ru

Ссылка на основную публикацию