Преподобный авраамий галичский, чухломской

Преподобный Авраамий Галичский – Костромская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Преподобный Авраамий Галичский, Чухломский, Городецкий – ученик преподобного Сергия Радонежского. 
Место рождения и мирское имя преподобного Авраамия неизвестны. Согласно отрывку из его древнейшего жития, преподобный Авраамий первоначально подвизался и нижегородской Печерской обители, откуда перешел в Троице-Сергиев монастырь.

Спустя некоторое время, в поисках места для уединенной монашеской жизни, преподобный Авраамий по благословению преподобного Сергия Радонежского ушел в Костромские пределы, в Галичское княжество, где основал первую в галичской стороне обитель – Авраамиев Новозаозерский (Новоезерский) монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы на северо-восточном берегу Галичского озера (ныне – село Умиление Галичского района Костромской области).

Вскоре после прибытия преподобного Авраамия на Галичское озеро, в 1350 году, совершилось чудесное обретение им иконы Божией Матери «Умиление».

Обратите внимание

Согласно житию, когда преподобный находился на берегу озера у подножия горы, он услышал глас с вершины: «Аврамие! Взыди на гору,идеже икона Матери Господни стоит!» Воззрев с благоговейным ужасом на гору, преподобный увидел на вершине горы на одном из деревьев икону Царицы Небесной, окруженную дивным сиянием.

Подвижник благоговейно поклонился образу до земли, и икона сама спустилась с дерева на его руки. С этого времени почитание преподобного Авраамия и иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» становятся неразделимы. Не случайно на иконах преподобный Авраамий изображается, как правило, в руках именно с этим святым образом.

 После обретения иконы преподобный построил на горе небольшую часовню, где и поставил образ Божией Матери. Появление на берегу озера пустынника не могло долго оставаться тайной для местных жителей; вскоре святой Авраамий стал пользоваться среди них глубоким уважением.

О преподобном Авраамии узнал и галичский князь Димитрий Феодорович; он пригласил святого в Галич (как говорит житие, преподобный несколько раз смиренно отклонял княжеское приглашение) и торжественно встретил его в городе. Как полагают, именно благоверный князь Димитрий Феодорович и предложил преподобному Авраамию создать за озером монастырь.

Присланные князем мастера воздвигли на месте подвигов преподобного деревянный храм Успения Божией Матери, кельи и другие строения.

Впоследствии преподобный Авраамий основал еще 3 монастыря: Авраамиеву Великую пустынь в честь Положения пояса Пресвятой Богородицы в верховье р. Виги (д.

Озерки Чухломского района Костромской области), Авраамиеву Верхнюю пустынь в честь Собора Пресвятой Богородицы на р. Виге (с.

Коровье Чухломского района), Аараамиев Городецкий монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы на северном берегу Чухломского озера (с. Ножкино Чухломского района).

Важно

Авраамий Галичский скончался в часовне близ Свято-Покровского Городецкого  монастыря, куда удалился незадолго до смерти. Согласно житию преподобный Авраамий преставился 20 июля 1375 года, однако есть основания полагать, что его кончина случилась несколько позднее, так как в житии преподобного его современником назван галичский князь Юрий Димитриевич, получивший галичский удел в 1389 году.

Преподобный Авраамий Галичский был дважды канонизирован для местного почитания: в 1553 (возможно, память праздновалась только в монастыре) и в 1621 годах.

Житие преподобного Авраамия было составлено в 1548-1553 годах игуменом Городецкого монастыря Протасием, который положил в основу своего жизнеописания старые монастырские записи о святом. Сохранилось не менее 20 списков жития, датированных ХVI-ХVIII вв.

(полностью текст жития никогда не издавался, впервые большая его часть была опубликована в 1859 в книге «Чухломской Авраамиев Городецкий монастырь»). Вероятно, одновременно с житием в середине XVI века была составлена служба преподобному.

В 1622 году началась запись случаев исцелений и других чудес, происходивших от мощей преподобного Авраамия.

Над находящимися под спудом в Городецком монастыре мощами преподобного Авраамия в 1608-1631 годах был возведен каменный Покровский собор, в Ильинском приделе которого находилась гробница святого.

В 1857 г. придел разобрали, и в 1857-1867 годах над мощами преподобного был построен собор в честь иконы Божией Матери «Умиление». В 1896 году над мощами преподобного Авраамия освятили серебряную раку.

В ХVI-ХIХ веках преподобный Авраамий Галичский являлся одним из наиболее почитаемых святых костромской земли, в это время и крае существовало несколько десятков храмов с престолами в его честь.

Первые три из четырех монастырей, основанных преподобным Авраамием, в XVIII веке были упразднены и обращены в приходские церкви, однако Авраамиев Городецкий монастырь по уважению к покоящимся в нем мощам преподробного Авраамия закрыт не был.

Совет

Рака преподобного была изъята в 1922 году, но святые мощи в советское время никогда не вскрывались.

Память 20 июля (2 августа).

Источник: http://www.kostromamitropolia.ru/p/saints/prepodobnyj-avraamij-galichskij.html

Житие преподобного авраамия галичского, чухломского

(память 20 июля/2 августа)

Преподобный Авраамий жил и совершал подвиг спасения в XIV веке. Точно неиз­вестно, когда, «сродники своя по плоти Христа ради оставивый», преподобный Авраамий пришел «в тихое пристанище, преподобного Сергия обитель».

Известно лишь, что преподобный Авраамий кротко, «яко овча незло­биво», исполнял различ­ные послушания в хлебне, поварне. Летами он был много старше преподобного Сергия и, вероятно, был одним из первых его уче­ников и постриженников. В Троицкой обители он был удостоен сана священ­ства.

После многолетних подвигов в общежитии св. Авраамий молил блаженного своего учителя отпустить его на безмолвие в уединенное место.

И преподобный Сергий, провидя, что настало для него время собра­ния собственных чад духовных, благословил с любовью, много поучил о кознях диавольских, искушающих наипаче пустыннолюбцев и заповедал: «Если приидут к тебе братия в пустыню, принимай их с любовию, не себе угождая, но искреннему твоему, и носи на себе немощи немощных». Когда преподобный Сергий благослов­лял святого Авраамия, иноки увидели свет благодати «из десницы его, яко пламень огнен низходящ», охвативший преподобного Авраамия. Так с миром отпустил его великий Сергий, дав во Христе целование, и ушел прп. Авраамий в Галическую страну, населенную чудскими племенами. Это было в 1350 году.

Пришедши в пустынное место на берегу Чухломского (или Чудского) озера, святой Авраамий прежде вознес теплую мо­литву к Господу со слезами чтобы Он наставил, где водвориться, не презрев его смирения, и чтобы Сама Матерь Божия, приняв его под Свой по­кров, умолила о нем Сына Сво­его и Бога.

После совершения акафиста Матери Божией по­слышался ему голос с горы: «Взойди на гору, Авраамие, там стоит икона Матери Господ­ней». Ужаснулся преподобный и, воззрев на гору, увидел чуд­ный свет на ее вершине.

Огра­див себя крестным знамением, святой с верою поднялся туда и увидел на дереве сияющую неиз­реченным светом ико­ну Пресвятой Богороди­цы «Умиление». Чудотворная икона сама спустилась с древа в руки преподобному.

«Откуда мне сие, — воскликнул он, — яко прииде ко мне Мати Господа моего», — и с благодарною молит­вою поставил опять ико­ну на древо, отпел молебен Божией Матери и так всю ночь пребыл без сна, помышляя о чудном явлении.

Через несколько време­ни пришло на мысль к преподобному взять икону сию и идти с нею в одну внутреннюю пус­тыню; но когда, при наступлении ночи, заснул с сею мыслию, услышал опять таинственный голос: «Авраамий! Останься на месте сем и спасешься, и возградишь Мне обитель; много будет тебе, муж желанный, чад духовных, и Я не оставлю учеников твоих, соблюдая их во дни твоей жизни и после твоего отшествия к Господу». И он остался. Но через несколько дней перешел он на другую, соседнюю, гору, которая была пространнее первой и имела источник сладкой воды, и начал созидать малую часовню, и туда перенес икону Матери Божией. Но когда пришел на прежнее место, где в начале обрел ее, с изумлением опять ее увидел на том же дереве. Он почувствовал вину свою и, падши ниц пред иконою, исповедал грех свой, что дерзнул самовольно перенести икону Пречистой с того места, которое соизволила Сама Она избрать. Тогда он перенес срубленную им часовню и собрал ее опять на том месте, где явилась ему икона. Здесь, в убогой келейке, в великом воздержании проводил преподобный дни свои. Сухой хлеб и вода источника слу­жили ему пищею и то через несколько дней. Здесь и нашел его один поселянин, который стал приносить ему по одному хлебу втайне, чтобы никто не узнал о его пребывании.

Обратите внимание

Однако не мог укрыться в своей пустыне преподобный. Дошел слух о чудном явлении иконы до князя галицкого Димитрия Феодоровича, благоговейного и боголюбивого, и он послал пригласить преподобного к себе благословения ради. Но св.

Авраамий сказал посланному: «Иди и умоли князя твоего оставить меня в сей пустыни плакаться о грехах моих». Этот ответ еще более усилил желание князя видеть старца. Еще два посланных от имени его пришли
к человеку Божию, и он не мог более отказаться.

Помолившись перед чудною иконою, с нею переплыл озеро на рыбачьей лодке (народное предание говорит, что там, где плыл преподоб­ный, еще и теперь видна струя, отличающаяся от прочих и называемая Авраамиевою).

Благоверный князь велел собраться всему церковному клиру и со множест­вом свещей и кадил встретил честную икону во вратах города. В Спасском соборном храме, где была поставлена чудотворная икона, святой Авраамий совершил водосвятный молебен и окропил святой водой множество собравшегося народа.

При этом было много от святой иконы чудес, поэтому князь с радостью обещал помогать в устройстве обители на месте явления святой иконы. Вернувшись на гору, преподобный Авраамий основал на средства князя Димитрия храм и обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Будучи мудрым наставником братии, преподобный усердно трудился и над духов­ным просвещением местного чудского населения, «новокрещеныя люди от суеверий поганских очищая». Усердно молился о них св.

Авраамий пред иконой Матери Божией, чтобы наставил их Господь к познанию Своей истины и отвратил их от прелести бесовской, и ради святых его молитв умягчались сердца, исцелялись их телесные недуги. И народ прославлял угодника Божия.
В великом уважении была чудотворная икона в новой обители.

Читайте также:  Преподобный ефрем сирин

Когда сын благоверного великого князя Ди­митрия Донского (память 19 мая/1 июня) князь Георгий получил в удел Галич, он часто посещал обитель для поклонения святыне и чтобы принять благословение от стар­ца, без чего никогда не от­правлялся в путь и не выступал на брань.

Важно

Ради большей почести испросил он прп. Авраамию сан архимандрита, но человек Божий помыш­лял не о почести мирской, а только о безмолвии.

Когда обитель укрепилась, преподобный Авраамий поставил вместо себя настоя­теля своего ученика Порфирия, а сам удалился за 30 верст в пустынное место, на берег небольшого озера, где проходил подвиг умной сердечной Иисусовой молитвы.

Пребывая в строгом посте и безмолвии, он вкушал лишь сухой хлеб с водою один раз в неделю.

Через некоторое время ученики нашли преподобного, и он основал новую обитель с храмом в честь Положения пояса Божией Матери, пол­учившею название «великой пустыни Авраамлей».

Однако святой Авраамий, избегая многолюдства, удалился в Вочу (Вигу), где, «молитвы непрестанные Христу Богу и Пресвятей Богородице от сердца воссылая», продолжал свой спасительный отшельнический подвиг. Но вскоре и здесь собрались иноки; ими были устроены храм и обитель в честь Собора Богоматери, насто­ятелем которой преподобный Авраамий поставил ученика своего священноинока Пафнутия.

Наконец, неутомимый просветитель дикого края нашел себе лучшее место, в 20-ти верстах от Вигского монастыря под горой, на которой когда-то было языческое капище — «чудской городок». Здесь поставил он часовню. Провидел уже подвижник духовным оком своим, что тут должно было упокоиться его многотрудному телу.

Посему, когда и тут собрались к нему ученики, не воспретил им, зная, что на горе сей процветет обитель Богоматери свыше всех, которые основал до того времени, ибо там будет сокровище мощей его.

Совет

Вместе с учениками трудился он для сооруже­ния церкви во имя Покрова Богоматери и носил на старческих плечах землю для укрепления крутого берега, на котором хотел поставить храм. Сам же жил уединенно под горой. Но сюда приходили к нему ученики для исповедания помыслов своих; сюда же приходили и окрестные жители и получали полезные наставления.

Слыша о подвиге преподобного, стекались к нему окрестные жители и вскоре составилась многолюдная обитель во сто человек братии, которая также процвела общежитием, — это была уже четвертая, основанная преподобным в пределах Галичских.

Блаженный Авраамий достиг уже старости, но не оставлял в преклонных летах труженического своего подвига.

Когда же почувствовал приближение кончины своей, вручил старейшинство обители присному ученику своему Иннокентию, а сам удалился на безмолвие за одно лишь поприще от обители, куда перенес малую свою часовню, и там опять стал подвизаться в посте и бдении.

За полгода предсказал он о своем преставлении и усугубил подвиг, приго­товляясь к отшествию в вечность еженедельным приобщением Божест­венных Таин.

В июля месяце впал он в недуг свой и послал пригласить к себе настоятелей всех основанных им обителей, вместе с ними стеклись все братия.

В последний раз простер он к ним назидательную свою беседу о пользе иночества, наставляя их быть единомысленными и твердо стоять в Православии, удаляясь от всякой прелести душевной и телесной, и не забывать странных и нищих, ожидая себе воздаяния от Господа.

Преподобный поручил собранное им стадо Матери Божией и в самый час своего исхода приобщился еще однажды Божественных Таин, поддерживаемый учениками.

Долго молился он о присных чадах своих, которым вместе преподал мир и благословение; смиренно молился и о душе своей, чтобы избежать ей мытарств воздушных, и в теплой молитве к Господу и Пре­чистой Его Матери мирно отошла душа его июля в 20-й день 1375 года.

Обратите внимание

Преподобный Авраамий явился просветителем Галичской страны, основав в ней четыре монастыря, посвященные Божией Матери, явившей ему Свою икону в начале его молитвенных подвигов. Сей светильник смирения, перено­симый Промыслом Божиим с одного места на другое, везде возжигал светочи духовной жизни, населяя земли суеверной чуди православными иноками.

Святые мощи просветителя Галичской земли почивали в приделе храма Покров­ской обители, посвященном его имени. В Чухломе свято чтится колодец, выкопан­ный, по преданию, преподобным Авраамием, вода которого обладала целебными свойствами. Преподобного Авраамия называют также и Городецким.

Источник: http://www.saints.ru/a/avraamy_gal.html

Канон святому преподобному Авраамию Галичскому, Чухломскому

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Пе́снь возсле́м, лю́дие, чу́дному Бо́гу на́шему, свободи́вшему Изра́иля от рабо́ты, пе́снь побе́дную пою́ще и вопию́ще, пои́м Тебе́, Еди́ному Влады́це.

Пе́снь тебе́ моле́бную предначина́я, Авраа́мие, молю́ тя́, блаже́нне: у́м мо́й от тьмы́ грехо́вныя и се́рдце от омраче́ния страсте́й моли́твами твои́ми очи́сти, я́ко да возмогу́ неосужде́нно восхвали́ти по́двиги твоя́.

Пе́сненныя да́ры со смире́нием и любо́вию прино́сим ти́, блаже́нне, я́же прие́м благосе́рдно, оставле́ние согреше́ний у Христа́ Бо́га испроси́ на́м моли́твами твои́ми, Авраа́мие.

Си́лою Влады́чнею укрепля́емь, кня́зя тьмы́ победи́л еси́ и, стопа́м Христо́вым после́дуя неотсту́пно, вы́шшаго соверше́нства дости́гл еси́; но моли́ Бо́га о на́с, преподо́бне, любо́вию чту́щих святу́ю па́мять твою́.

Богоро́дичен: Пе́сньми Пречи́стую Ма́терь Бо́жию, вси́ ве́рнии, восхва́лим: Та́ бо е́сть приста́нище на́ше, покро́в и спасе́ние.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Не́сть свя́т, я́ко Госпо́дь, и не́сть пра́веден, я́ко Бо́г на́ш, Его́же пое́т вся́ тва́рь: не́сть пра́веден, па́че Тебе́, Го́споди.

От ю́ности Христа́ возлюби́в, за́поведи Его́ святы́я ве́рно храни́л еси́ и, я́ко еле́нь, в дубра́ве пусты́нней обита́л еси́, усе́рдно рабо́тая Тому́ посто́м и моли́твою, и та́мо на горе́ ико́ну Ма́тере Его́ обре́л еси́ преди́вно.

Я́же в ми́ре кра́сная преоби́дев, преми́рная и нетле́нная стяжа́л еси́, Авраа́мие, и ны́не обита́еши в преми́рных селе́ниих, иде́же гла́с чи́ст пра́зднующих и превознося́щих Христа́ во ве́ки.

Пресла́вное житие́ твое́, преподо́бне, обуче́ние ко благоче́стию на́м показа́ся и достодо́лжно прославля́ется дне́сь, чудеса́ же твоя́ в конце́х земли́ пропове́даются, я́ве все́м возвеща́юща, я́ко вели́кую благода́ть от Бо́га прия́л еси́.

Богоро́дичен: Де́ва родила́ еси́ Неискусобра́чная и Де́ва пребыла́ еси́, Ма́ти Безневе́стная, Богоро́дице Мари́е, Христа́ Бо́га на́шего моли́ спасти́ся на́м.

Седа́лен, гла́с 6:

Воздержа́нием у́ды умертви́в пло́ти твоея́, безстра́стие духо́вное стяжа́л еси́ и вся́ ловле́ния и ко́зни лука́ваго му́жественно отрази́л еси́; пусты́нный жи́тель и в телеси́ а́нгел бы́в, пусты́ню, я́ко гра́д, и́ноки насели́л еси́ и орга́н живы́й благода́ти Боже́ственныя яви́лся еси́, Авраа́мие Богому́дре; те́мже моли́ся Го́сподеви о восхваля́ющих тя́ и почита́ющих и́мя твое́.

Богоро́дичен: Милосе́рдия су́щи исто́чник, ми́лости сподо́би на́с, Богоро́дице, при́зри на лю́ди согреши́вшия, яви́, я́ко при́сно, си́лу Твою́: на Тя́ бо упова́юще, ра́дуйся, вопие́м Ти́, я́коже иногда́ Гаврии́л, Безпло́тных Архистрати́г.

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Ты́ моя́ кре́пость, Го́споди, Ты́ моя́ и си́ла, Ты́ мо́й Бо́г, Ты́ мое́ ра́дование, не оста́вль не́дра О́тча и на́шу нищету́ посети́в. Те́м с проро́ком Авваку́мом зову́ Ти́: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.

Важно

Диви́шася твоему́ житию́ а́нгельстии чи́ни, я́ко во пло́ти, а́ки безпло́тен, в пусты́ни пребыва́л еси́, Авраа́мие, во а́лчбе и жа́жди, мра́зе же и зно́и живы́й, и вопия́ху: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.

Бога́тство и сла́дость, похвала́ и ра́дость бы́л еси́, Христе́, ве́рному рабу́ Твоему́ Авраа́мию: Тебе́ бо еди́наго возлюби́ и, вся́, я́же в ми́ре се́м, ни во что́же вмени́в, в пусты́нях непроходи́мых пребыва́ше, зовы́й Тебе́ непреста́нно: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.

Сна́ очи́ма твои́ма не да́л еси́, ни ве́ждома твои́ма дрема́ния, до́ндеже сподо́бился еси́ улучи́ти селе́ния пра́ведных, Авраа́мие, я́же угото́ва Бо́г лю́бящим Его́.

Богоро́дичен: Ты́ ве́рным похвала́ еси́, Безневе́стная, Ты́ и стена́ и приста́нище: к Сы́ну бо Твоему́ мольбы́ прино́сиши, Всенепоро́чная, и от бе́д спаса́еши и́же ве́рою и любо́вию Богоро́дицу Чи́стую Тебе́ сла́вящия.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Вску́ю мя́ отри́нул еси́ от лица́ Твоего́, Све́те Незаходи́мый, и покры́ла мя́ е́сть чужда́я тьма́, окая́ннаго, но обрати́ мя́ и к све́ту за́поведей Твои́х пути́ моя́ напра́ви, молю́ся.

От Христа́ прие́м благода́ть духо́вную, низложи́л еси́ лю́таго мироде́ржца ко́зни и, душе́вныя стра́сти обузда́в, безстра́стия венце́м венча́лся еси́, Авраа́мие.

Всено́щными бде́нии и моли́твами приле́жными и сле́зными излия́нии и серде́чными стена́нии Бо́гу то́щно порабо́тал еси́ и, премно́го Тому́ угоди́в, чудотво́рец ди́вен показа́лся еси́.

Наста́, преподо́бне, све́тлый твоего́ пра́здника де́нь, веселя́й сердца́ на́ша воспомина́нием по́двигов твои́х; но мо́лим тя́, о́тче на́ш: соверша́ющим ве́рно па́мять твою́ пода́ждь свы́ше, моли́твами твои́ми, спасе́ние и от бе́д и скорбе́й избавле́ние.

Богоро́дичен: Небе́сную Тя́ две́рь показа́ Влады́ка Христо́с, Богороди́тельнице Чи́стая: из Тебе́ бо проше́д, на земли́ яви́ся, да челове́ки на Небеса́ возведе́т.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Очи́сти мя́, Спа́се, мно́га бо беззако́ния моя́, и из глубины́ зо́л возведи́, молю́ся, к Тебе́ бо возопи́х, и услы́ши мя́, Бо́же спасе́ния моего́.

У́м влады́ку над страстьми́ поста́вив, Богому́дре, Свята́го Ду́ха селе́ние соде́лался еси́, Его́же Боже́ственным де́йством и на́м очи́ститися от вся́кия скве́рны пло́ти и ду́ха моли́ Человеколю́бца Христа́.

Я́ко победи́вый кня́зя тьмы́ ве́ка сего́, вше́л еси́ в ра́дость Го́спода твоего́, побе́ды вене́ц на главе́ твое́й нося́; но, я́ко име́яй дерзнове́ние ко Спа́су, Того́ моли́, Авраа́мие, от страсте́й и ну́жд изба́витися тя́ почита́ющим.

Совет

Плотско́е мудрова́ние отложи́в, во Христа́ обле́клся еси́ и, вся́кое стремле́ние грехо́вное в себе́ умертви́в, на Небесе́х ны́не живе́ши и со все́ми святы́ми лику́еши, воспева́я с ни́ми Бо́га спасе́ний на́ших.

Богоро́дичен: Пресвята́я Влады́чице, ро́ждшая Искупи́теля па́дшим челове́ком, страсте́й мои́х утоли́ лю́тое смуще́ние и тишину́ пода́ждь мяту́щемуся се́рдцу моему́.

Конда́к, гла́с 8:

Во оби́тели Се́ргия преподо́бнаго житию́ и́ноческому до́бре навы́к, вя́щшаго ра́ди безмо́лвия и по́двига в пусты́ню удали́тися возжеле́л еси́, и, Ду́хом Бо́жиим води́мь, в преде́лы земли́ Га́личския прише́л еси́, и та́мо в пусты́ни ико́ну Ма́тере Госпо́дни чуде́сно обре́л еси́, с Не́юже вели́кая и сла́вная соверши́в, да́же до преде́л Чу́хломских дости́гл еси́ и отсю́ду в ра́йския оби́тели всели́лся еси́, Авраа́мие Богоно́сне, о́тче на́ш.

Читайте также:  Молитва отче наш. молитва господня

Пе́снь 7.

Ирмо́с: О́троцы евре́йстии в пещи́ попра́ша пла́мень дерзнове́нно и на ро́су о́гнь преложи́ша, вопию́ще: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.

Зако́н Бо́га твоего́ па́че ме́да и со́та сла́док бы́сть тебе́, и словесы́ его́ богодухнове́нными напита́л еси́ ду́шу твою́ во спасе́ние, те́мже и твоя́ словеса́ бы́ша на по́льзу душе́вную все́м послу́шающим, и́хже при́сно поуча́л еси́ пе́ти: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Блаже́нство чи́стых се́рдцем насле́довал еси́ и, я́ко зря́й Бо́га, зри́ши в не́м вся́ на́ша беды́, ско́рби же и ну́жды; но моли́ Просла́вльшаго тя́ от си́х все́х изба́вити ны́, да пое́м Ему́ ра́достно: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Посто́м и страсте́й воздержа́нием себе́ украси́в, светле́йший па́че пита́ющихся сла́дкими бра́шны яви́лся еси́, те́мже и на́с к воздержа́нию подви́гни, Авраа́мие, да неосужде́нно возмо́жем пе́ти с тобо́ю: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Богоро́дичен: Тя́, Ма́ти и Де́во, спасе́ния на́шего Хода́таицу позна́хом, земноро́днии: в не́дрех бо Отца́ неразлу́чно живы́й из Тебе́ воплоти́ся, Ему́же зове́м: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: Седмери́цею пе́щь халде́йский мучи́тель Богочести́вым неи́стовно разжже́, си́лою же лу́чшею спасе́ны, сия́ ви́дев, Творцу́ и Изба́вителю вопия́ше: о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.

Гро́б, иде́же положе́но бы́сть честно́е те́ло твое́, исто́чник исцеле́ний яви́ся лю́дем: вся́к бо, приходя́й к нему́ с ве́рою и любо́вию, прие́млет здра́вие души́ и те́лу. Те́м у́бо сла́вяще тя́, чудотво́рца сла́внаго, Христа́ превозно́сим во вся́ ве́ки.

Стра́х Бо́жий стяжа́в, и́же е́сть нача́ло му́дрости духо́вныя, покори́л еси́ ху́ждшее лу́чшему, и любве́ ра́ди Влады́чни греху́ ме́ртв бы́л еси́, и пе́л еси́ непреста́нно: превозноси́те Христа́ во вся́ ве́ки.

Зве́рие ди́вии в пусты́нях кро́тцы бы́ша пред тобо́ю, Авраа́мие, и ничи́мже врежда́ху ти́, Бо́жией благода́ти в тебе́ де́йствующей, е́йже и безслове́снии повину́ются. Те́мже немо́лчно взыва́л еси́: превозноси́те Христа́ во вся́ ве́ки.

Богоро́дичен: Ты́ Ада́ма па́дшаго была́ еси́ Дщи́ и Изба́вителя Бо́га на́шего яви́лася еси́ Ма́ти, И́же обнови́ Тобо́ю истле́вшее челове́ческое естество́, те́м Тя́ пое́м, Де́во, и превозно́сим во вся́ ве́ки.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Ужасе́ся о се́м Не́бо, и земли́ удиви́шася концы́, я́ко Бо́г яви́ся челове́ком пло́тски и чре́во Твое́ бы́сть простра́ннейшее небе́с. Те́м Тя́, Богоро́дицу, А́нгелов и челове́к чинонача́лия велича́ют.

Обратите внимание

Струя́ми сле́з твои́х одея́ние души́ твоея́ па́че сне́га убели́в, Све́та Трисия́ннаго ны́не наслажда́ешися, предстоя́ со А́нгелы Престо́лу Вседержи́теля, отону́дуже и на́ша мра́чныя ду́ши луча́ми благода́ти Боже́ственныя озари́, Авраа́мие.

Ве́ры, наде́жды же и любве́ христиа́нския преиспо́лнен сы́й, Бо́гу благоугоди́л еси́ и Пречи́стую Ма́терь Христо́ву в житии́ твое́м просла́вил еси́, Ея́же и ико́ну чудотво́рную в пусты́ни ди́вно обре́л еси́, Авраа́мие.

Целому́дренно, и пра́ведно, и благоче́стно на земли́ с челове́ки пожи́в, ны́не на Небесе́х со А́нгелы водворя́ешися и, я́ко звезда́ богосве́тлая, сия́еши, но назира́й свы́ше певцы́ твоя́, любо́вию пою́щия тя́, блаже́нне Авраа́мие.

Богоро́дичен: Богоро́дице Де́во, не пре́зри мене́, гре́шнаго, тре́бующа Твоея́ по́мощи и Твоего́ заступле́ния, на Тя́ бо упова́ душа́ моя́, и поми́луй мя́.

Свети́лен:

Све́том Трисо́лнечнаго Божества́ просвеща́емь, Того́ сия́нием и на́с просвети́, благоприя́тными твои́ми хода́тайствы к Безнача́льному Све́ту и Бо́гу све́тов, от мра́ка грехо́внаго изыма́я на́с, Авраа́мие блаже́нне, мона́хов свети́льниче.

Богоро́дичен: Све́т и ра́дость ми́рови неизрече́нно ро́ждшая, ду́ши на́ша омраче́нныя просвети́ и ко све́ту и́стиннаго богове́дения и благоче́стия напра́ви, да Тя́ пое́м непреста́нно, я́ко су́щую Ма́терь Све́та.

Источник: http://akafistnik.com/kanony-russkim-svyatym/kanon-svyatomu-prepodobnomu-avraamiyu-galichskomu-chukhlomskomu/

День преставления преподобного Авраамия Чухломского, Галичского (+1375), ученика преподобного Сергия Радонежского

20 июля / 2 августа Русская Православная Церковь празднует день преставления преподобного Авраамия Чухломского, Галичского (+1375), ученика преподобного Сергия Радонежского.

Имя преподобного Авраамия Чухломского, совершавшего иноческие подвиги в Костромском крае, внесено не только в Собор Костромских, но и в Собор Радонежских святых, ибо он прошел школу преподобного Сергия Радонежского в Троицком монастыре на горе Маковец и воплотил в своей монашеской жизни уроки Игумена земли Русской.

Первоначально преподобный Авраамий подвизался в нижегородском Печерском монастыре. В Троицкой обители он выполнял различные послушания: трудился в хлебне и поварне, носил дрова и воду для братии. Со временем он был удостоен священнического сана.

После многолетнего пребывания в общежительном монастыре Авраамий попросил преподобного Сергия отпустить его для отшельнической жизни в уединенном месте.

Преподобный благословил его, предупредив о кознях диавольских, искушающих пустынников, и заповедал: «Если придут к тебе братия в пустыню, принимай их с любовью, не себе угождая, но ближнему твоему, и носи на себе немощи немощных».

Когда преподобный Сергий благословлял святого Авраамия, иноки видели свет благодати «из десницы его, яко пламень огнен низходящ». Получив благословение Преподобного, Авраамий удалился в страну Галичскую.

Придя в пустынное место под горою на берегу Чухломского (Чудского) озера, святой Авраамий вознес теплую молитву ко Господу и Божией Матери. Прочитав акафист Пресвятой Богородице, преподобный услышал голос, звучавший сверху: «Авраамий! Взойди на гору, где стоит икона Моей Матери». Преподобный ужаснулся и взглянул на гору.

На вершине ее он увидел свет, сиявший ярче солнечного. Преподобный осенил себя крестным знамением и взошел на гору. На дереве он увидел икону Пресвятой Богородицы «Умиление». Авраамий вострепетал и пал ниц. Он долго лежал на земле и плакал от умиления. Вдруг опять послышался голос: «Авраамий! Встань и укрепись».

Авраамий поднялся. Света от иконы уже не было видно. Преподобный усиленно молился. Икона сама опустилась ему на руки.

Важно

Омочив слезами святой образ, он с умилением повторял: «Откуда мне сие, яко прииде Мати Господа моего ко мне?» Авраамий поставил икону на дерево и всю ночь возносил благодарственные молитвы ко Господу и Божией Матери.

Через некоторое время преподобному Авраамию пришла мысль отправиться с явленной иконой в пустынное место, которое ему укажет Пресвятая Богородица. Размышляя об этом, преподобный уснул. Во сне он услышал голос от иконы: «Авраамий! Пребудь на месте сем и спасешься, и воздвигнешь Мне обитель. Я не оставлю тебя и твоих учеников, даруя обители всякое изобилие».

Авраамий пробудился от сна и со слезами возблагодарил Матерь Божию за Ее милость. На горе, которую избрала Пресвятая Богородица, он поставил часовню. В убогой келейке в великом воздержании проводил свои дни преподобный. Питался он сухим хлебом и водой из источника, да и то не каждый день.

Однажды его увидел местный житель, который стал тайно приносить ему хлеб, чтобы никто не узнал о его пребывании.

Но молва о дивном пустыннике и чудной иконе распространилась по Галичскому княжеству. Дошла она и до местного княжеского двора. Через своего посланника князь Димитрий Феодорович пригласил Авраамия прибыть к нему вместе с явленной иконой. Вначале преподобный отказался.

«Умоли князя твоего оставить меня в сей пустыне плакаться о грехах моих», – ответил он посланнику. Но после этого князь еще больше захотел увидеть пустынника. Еще два посланника были направлены к Авраамию, и преподобный ответил согласием. Он прибыл в Галич, переплыв озеро на рыбачьей лодке.

В городских воротах его встречали духовенство, князь со всем семейством и множество народа. Преподобный внес икону в соборную церковь, отслужил перед ней молебен с водосвятием и окропил святой водой князя и народ. В храм были приведены и принесены горожане, страдавшие разными недугами.

Все они, приложившись к иконе, получили исцеление.

На другой день преподобный рассказал князю о явлении иконы и о повелении Божией Матери основать монастырь на том месте, где явился Ее святой образ. Князь пожертвовал средства на строительство обители и содействовал быстрейшему его окончанию. Так был основан монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Преподобный Авраамий подвизался в местности, многие жители которой находились во власти язычества и суеверий. Промыслом Божиим слава христианства была явлена в этом краю и особенным чудом явления иконы Пресвятой Богородицы, и особенным подвижником.

Преподобный Авраамий часто собирал язычников, увещевал их, призывал отбросить суеверия и обратиться к христианской вере, истинность которой засвидетельствована многими чудесами. Перед образом Божией Матери преподобный усердно молился о спасении душ тех, кто пребывал во тьме язычества.

Совет

По его молитвам умягчались сердца заблудших. Получая исцеление от телесных недугов у иконы Пресвятой Богородицы, они воочию убеждались в правоте христианской веры и убеждали в превосходстве христианства других. Успенская обитель процветала. В нее перешли и некоторые иноки из Троицкого монастыря.

Это означает, что преподобный Сергий не оставлял своим попечением обитель, основанную его воспитанником.

Когда обитель укрепилась, преподобный Авраамий назначил преемником своего ученика Порфирия, а сам удалился за 30 верст в пустынное место, на берег небольшого озера, где проходил подвиг умно-сердечной Иисусовой молитвы.

Спустя некоторое время ученики нашли преподобного и начали умолять его вернуться в обитель. Но он согласился только на то, чтобы оставить при себе некоторых из них.

С помощью благочестивых людей он построил храм в честь Положения пояса Божией Матери и учредил общежительный монастырь, получивший название «Великой пустыни Авраамиевой».

Через несколько лет, после завершения основных трудов по устроению новой обители, преподобный вновь оставил монастырь и пошел еще дальше на север.

После поисков он «обрете место, угодное к безмолвию» в верхнем течении реки Виги и «ту безмолвствовати начал». Как и ранее, некоторое время пустынник подвизался один. Затем рядом с ним поселились несколько иноков Великой пустыни.

Вскоре на берегу Виги был воздвигнут храм в честь Собора Пресвятой Богородицы, а со временем образовалась монашеская обитель.

Но преподобный снова удалился от своих учеников. Он поселился под горой, на которой стоял так называемый «Чудской городок» – оплот языческого суеверия. Много сил нужно было положить, чтобы рассеять мрак невежества. Когда вокруг него собрались ревнители духовной жизни, Авраамий основал храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Читайте также:  Покровский монастырь, россия, город москва

Сам на старческих плечах своих он носил землю для укрепления крутого берега и усердно трудился вместе с учениками над устроением обители. Скоро в новом Покровском монастыре собралось до ста человек братии. Так, переходя с места на место, он повсюду возжигал светильники веры.

Когда преподобный Авраамий почувствовал приближение кончины, он поручил управление обителью одному из учеников, а сам поселился неподалеку от нее и пребывал в безмолвии. За полгода Авраамий предсказал время своего преставления и усугубил монашеский подвиг, приготовляясь к переходу в вечность еженедельным приобщением Божественных Таин.

Обратите внимание

Перед кончиной преподобный Авраамий пригласил к себе настоятелей всех основанных им монастырей, вместе с ними собралась и вся братия.

В последний раз преподобный обратился к ним с назидательной беседой о пользе иночества, наставляя их быть единомысленными и твердо стоять в Православии, удаляясь от всякой прелести, и не забывать странных и нищих.

Преподобный поручил собранное им стадо Матери Божией и в самый час своего исхода еще раз приобщился Божественных Таин, поддерживаемый учениками. Долго молился он о своих воспитанниках, которым преподал и благословение; смиренно молился и о душе своей.

В теплой молитве ко Господу и Пречистой Его Матери мирно отошла душа преподобного 20 июля 1375 года. Преподобный Авраамий скончался в часовне близ Свято-Покровского Городецкого монастыря, куда удалился незадолго до смерти. В этой обители покоятся под спудом его святые мощи.

Преподобный Авраамий, который, согласно его позднему житию, стал основателем четырех монастырей, сыграл особую роль в христианизации Костромского края, где он является одним из самых почитаемых святых.

Авраамий был канонизирован для местного почитания в XVI веке. В XVI–XIX веках в Костромском крае существовало несколько десятков храмов с престолами в честь Преподобного Авраамия.

С давних пор велась запись исцелений и других чудес, происходивших от его святых мощей.

В житии преподобного Авраамия подробно описано чудо, происшедшее с сыном богатых родителей устюжанином Леонтием. За некое прегрешение он сделался бесноватым. Леонтий нападал на людей и животных, грыз свое тело, хулил Господа Бога. Его связывали железными цепями, но он разрывал их, бросался в огонь и воду, убегал из дома.

Важно

Великая скорбь объяла родственников его. Прослышав о чудесах преподобного Авраамия, они, накрепко связав Леонтия, повели его в Городецкий монастырь.

Бес, вселившийся в него, завопил: «О, горе мне! Не могу слышать этого имени!» А когда они подошли к монастырю, бес вскричал: «Этот монах изгонит меня из человека, в котором мне было так хорошо!» В храме Пресвятой Богородицы игумен и священники начали служить молебен Божией Матери и преподобному Авраамию.

Когда игумен читал Евангелие, бес поверг Леонтия на пол, из уст его пошла пена. Он лежал как мертвый. После молебна игумен окропил его святой водой. Постепенно Леонтий пришел в себя. К нему вернулся рассудок. Припав к раке преподобного, он начал со слезами каяться и благодарить Бога, Пресвятую Богородицу и угодника Божия Авраамия.

Леонтий не захотел возвращаться в свой дом и дал обет Пресвятой Богородице и преподобному Авраамию до конца жизни оставаться в обители. Много лет он подвизался в монастыре. Все дивились его кротости, смирению и послушанию. В обители преподобного Авраамия он мирно окончил свои дни.

В XVIII веке первые три из четырех монастырей, основанных преподобным Авраамием, были упразднены и обращены в приходские церкви, однако Авраамиев Городецкий монастырь из чувства уважения к покоящимся в нем мощам преподобного Авраамия тогда не закрыли. Рака преподобного была изъята в 1922 году, но его святые мощи в советское время никогда не вскрывались.

Память преподобного Авраамия совершается 20 июля / 2 августа.

т мирскаго мятежа изшед,/ в тихое пристанище, преподобнаго Сергия обитель, притекл еси,/ и тамо равноангельное житие пожив,/ во страну Галичскую пришел еси,/ идеже веру Христову насаждая/ и новокрещенныя люди от суеверий поганских очищая,/ многи и велики подвиги подъял еси/ и, обители четыри создав,/ иноков лики добре упасл еси/ и ко Христу Спасу привел еси,/ Егоже моли, преподобне отче Авраамие, спасти души наша.

о обители Сергия преподобнаго житию иноческому добре навык,/ вящшаго ради безмолвия и подвига/ в пустыню удалитися возжелел еси,/ и, Духом Божиим водимь,/ в пределы земли Галичския пришел еси,/ и тамо в пустыни икону Матере Господни чудесно обрел еси,/ с Неюже великая и славная совершив,/ даже до предел Чухломских достигл еси/ и отсюду в райския обители вселился еси,/ Авраамие Богоносне, отче наш.

Источник: Троицкий патерик. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015.

2 Августа 2018

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/den-prestavleniya-prepodobnogo-avraamiya-chukhlomskogo-galichskogo-1375-uchenika-prepodobnogo-sergiya

Преподобный Авраамий Галичский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Август 1st 2011 –

Солигалич, последняя четверть XVIII века.

Память: 20 июля/2 августа и 23 янв. — в Соборе Костромских святых), ученик и постриженик прп. Сергия Радонежского.

Место рождения и мирское имя Авраамия Галичского неизвестны. Согласно отрывку из его древнейшего жития, опубликованному С. П. Розановым, Авраамий Галичский первоначально подвизался в нижегородском Печерском мон-ре, откуда перешел в Троице-Сергиев мон-рь.

Спустя нек-рое время с благословения прп. Сергия Радонежского Авраамий Галичский ушел в костромские пределы (в Галичское княжество), где основал первый в Галичской стороне мон-рь — Авраамиев Новозаозерский (Новоезерский) в честь Успения Пресв. Богородицы на сев. -вост. берегу Галичского оз. (с. Умиление Галичского р-на Костромской обл.).

В житии святого говорится, что он поселился во владениях кн. Димитрия Галицкого, к-рый владел Галичем в 1360—1363 гг. Впоследствии Авраамий Галичский основал еще 3 мон-ря: Авраамиеву Великую пуст. в честь Положения пояса Пресв. Богородицы в верховье р. Виги (д. Озерки Чухломского р-на Костромской обл.), Авраамиеву Верхнюю пуст.

Совет

в честь Собора Пресв. Богородицы на р. Виге (с. Коровье Чухломского р-на), Авраамиев Городецкий в честь Покрова Пресв. Богородицы на сев. берегу Чухломского оз. (с. Ножкино Чухломского р-на). Авраамий Галичский скончался в часовне близ этого мон-ря, куда удалился незадолго до смерти. Эти мон-ри возникли уже в правление кн. Юрия Димитриевича (т. е.

после 1389).

Согласно житию, Авраамий Галичский преставился 20 июля 1375 г., однако Д. Ф. Прилуцкий и Е. Е. Голубинский полагали, что его кончина случилась несколько позднее, т. к. в житии современником Авраамий Галичский назван галичский кн. Юрий Димитриевич, получивший Галичский удел в 1389 г. Авраамий Галичский сыграл особую роль в распространении христианства в крае.

Авраамий Галичский был дважды канонизирован к местному почитанию — в 1553 (возможно, память праздновалась в мон-ре) и в 1621 гг. (возможно, празднование епархиальное).

Житие Авраамия Галичского было составлено в 1548—1553 гг. игум. Городецкого мон-ря Протасием, к-рый положил в основу старые монастырские записи о святом.

Сохранилось не менее 20 списков жития, датированных XVI-XVIII вв. (полностью текст жития никогда не издавался, впервые бо́льшая его часть была опубл. в 1859 в кн. «Чухломской Авраамиев Городецкий мон-рь»). Вероятно, одновременно с житием в сер. XVI в. была составлена служба преподобному. В 1622 г. началась запись случаев исцелений и др. чудес, происходивших от мощей А. Г.

Над находящимися под спудом в мон-ре мощами Авраамия Галичского в 1608—1631 гг. был возведен каменный Покровский собор, в Ильинском приделе к-рого находилась гробница преподобного (Авраамий Галичский скончался в Ильин день). В 1857 г. придел разобрали, и в 1857—1867 гг. над мощами преподобного был построен собор в честь иконы Божией Матери «Умиление».

В 1896 г. над мощами Авраамий Галичский освятили серебряную раку.

В XVI-XIX вв. Авраамий Галичский являлся одним из наиболее почитаемых святых Костромской земли, в это время в крае существовало неск. десятков храмов с престолами в его честь.

Первые 3 из 4 мон-рей, основанных Авраамием Галичским в XVIII в.

, были упразднены и обращены в приходские церкви (в 1773 и 2 — в 1764), однако Авраамиев Городецкий мон-рь по уважению к покоящимся в нем мощам Авраамия Галичского закрыт не был.

Рака Авраамия Галичского была изъята в 1922 г., но мощи в советское время никогда не вскрывались. В 1981 г. по инициативе архиеп. Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского) был установлен Собор Костромских святых (празднование 23 янв.), в к-рый вошло имя А. Г.

Иконография Авраамия Галичского сложилась к нач. XVII в. В Сводном иконописном подлиннике XVIII в. облик святого описан так: «Сед, власы просты, брада аки Кирилла Белозерскаго, ризы преподобническия и схима, в руках образ Пресвятыя Богородицы с превечным младенцем Иисусом Христом» (Филимонов. С. 396); в др.

Обратите внимание

руководстве сказано: «Сед, брада космачками, как у Предтеча, власы с ушей, ризы преподобническия» (БАН. Строг. № 66. Л. 155об., кон. XVIII в.). На иконе Авраамий Галичский 2-й пол. XVII в. (ЦАК МДА) он изображен в рост, с благословляющей десницей и Галичской (Умиление) иконой Божией Матери в левой руке.

В среднике иконы «Преподобный Авраамий Галичский, с 12 клеймами жития» (2-я пол. XVIII в. ЦМиАР) преподобный представлен в темной мантии и рясе киноварного цвета, в руках икона и развернутый свиток, борода разделена на пряди. В клеймах изображено: Авраамий Галичский молит прп.

Сергия Радонежского о пострижении в иночество; испрашивает благословения уйти в пустыню; обретение иконы; по просьбе галичского князя Авраамий Галичский приходит с иконой в Галич; молитвы и труды святого; преставление; первое чудо исцеления у гроба. Особым иконографическим изводом является сюжет о явлении Авраамию Галичскому образа Богородицы «Умиление»: напр.

, на иконах сер. XVII в. (ГТГ) и 2-й пол. XVII в. (ГМЗК), где святой представлен трижды: молящимся на берегу озера, на горе пред иконой, стоящей в ветвях дерева, и в центре изображения — с иконой в руках, поддерживаемой ангелами.

Изображения А. Г. хранятся также в музеях Костромы, Чухломы, Солигалича.

Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/prepodobnye/prepodobnyj-avraamij-galichskij.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector