Преподобный Авраамий Галичский – Костромская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Преподобный Авраамий Галичский, Чухломский, Городецкий – ученик преподобного Сергия Радонежского.
Место рождения и мирское имя преподобного Авраамия неизвестны. Согласно отрывку из его древнейшего жития, преподобный Авраамий первоначально подвизался и нижегородской Печерской обители, откуда перешел в Троице-Сергиев монастырь.
Спустя некоторое время, в поисках места для уединенной монашеской жизни, преподобный Авраамий по благословению преподобного Сергия Радонежского ушел в Костромские пределы, в Галичское княжество, где основал первую в галичской стороне обитель – Авраамиев Новозаозерский (Новоезерский) монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы на северо-восточном берегу Галичского озера (ныне – село Умиление Галичского района Костромской области).
Вскоре после прибытия преподобного Авраамия на Галичское озеро, в 1350 году, совершилось чудесное обретение им иконы Божией Матери «Умиление».
Согласно житию, когда преподобный находился на берегу озера у подножия горы, он услышал глас с вершины: «Аврамие! Взыди на гору,идеже икона Матери Господни стоит!» Воззрев с благоговейным ужасом на гору, преподобный увидел на вершине горы на одном из деревьев икону Царицы Небесной, окруженную дивным сиянием.
Подвижник благоговейно поклонился образу до земли, и икона сама спустилась с дерева на его руки. С этого времени почитание преподобного Авраамия и иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» становятся неразделимы. Не случайно на иконах преподобный Авраамий изображается, как правило, в руках именно с этим святым образом.
После обретения иконы преподобный построил на горе небольшую часовню, где и поставил образ Божией Матери. Появление на берегу озера пустынника не могло долго оставаться тайной для местных жителей; вскоре святой Авраамий стал пользоваться среди них глубоким уважением.
О преподобном Авраамии узнал и галичский князь Димитрий Феодорович; он пригласил святого в Галич (как говорит житие, преподобный несколько раз смиренно отклонял княжеское приглашение) и торжественно встретил его в городе. Как полагают, именно благоверный князь Димитрий Феодорович и предложил преподобному Авраамию создать за озером монастырь.
Присланные князем мастера воздвигли на месте подвигов преподобного деревянный храм Успения Божией Матери, кельи и другие строения.
Впоследствии преподобный Авраамий основал еще 3 монастыря: Авраамиеву Великую пустынь в честь Положения пояса Пресвятой Богородицы в верховье р. Виги (д.
Озерки Чухломского района Костромской области), Авраамиеву Верхнюю пустынь в честь Собора Пресвятой Богородицы на р. Виге (с.
Коровье Чухломского района), Аараамиев Городецкий монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы на северном берегу Чухломского озера (с. Ножкино Чухломского района).
Авраамий Галичский скончался в часовне близ Свято-Покровского Городецкого монастыря, куда удалился незадолго до смерти. Согласно житию преподобный Авраамий преставился 20 июля 1375 года, однако есть основания полагать, что его кончина случилась несколько позднее, так как в житии преподобного его современником назван галичский князь Юрий Димитриевич, получивший галичский удел в 1389 году.
Преподобный Авраамий Галичский был дважды канонизирован для местного почитания: в 1553 (возможно, память праздновалась только в монастыре) и в 1621 годах.
Житие преподобного Авраамия было составлено в 1548-1553 годах игуменом Городецкого монастыря Протасием, который положил в основу своего жизнеописания старые монастырские записи о святом. Сохранилось не менее 20 списков жития, датированных ХVI-ХVIII вв.
(полностью текст жития никогда не издавался, впервые большая его часть была опубликована в 1859 в книге «Чухломской Авраамиев Городецкий монастырь»). Вероятно, одновременно с житием в середине XVI века была составлена служба преподобному.
В 1622 году началась запись случаев исцелений и других чудес, происходивших от мощей преподобного Авраамия.
Над находящимися под спудом в Городецком монастыре мощами преподобного Авраамия в 1608-1631 годах был возведен каменный Покровский собор, в Ильинском приделе которого находилась гробница святого.
В 1857 г. придел разобрали, и в 1857-1867 годах над мощами преподобного был построен собор в честь иконы Божией Матери «Умиление». В 1896 году над мощами преподобного Авраамия освятили серебряную раку.
В ХVI-ХIХ веках преподобный Авраамий Галичский являлся одним из наиболее почитаемых святых костромской земли, в это время и крае существовало несколько десятков храмов с престолами в его честь.
Первые три из четырех монастырей, основанных преподобным Авраамием, в XVIII веке были упразднены и обращены в приходские церкви, однако Авраамиев Городецкий монастырь по уважению к покоящимся в нем мощам преподробного Авраамия закрыт не был.
Рака преподобного была изъята в 1922 году, но святые мощи в советское время никогда не вскрывались.
Память 20 июля (2 августа).
Источник: http://www.kostromamitropolia.ru/p/saints/prepodobnyj-avraamij-galichskij.html
Житие преподобного авраамия галичского, чухломского
(память 20 июля/2 августа)
Преподобный Авраамий жил и совершал подвиг спасения в XIV веке. Точно неизвестно, когда, «сродники своя по плоти Христа ради оставивый», преподобный Авраамий пришел «в тихое пристанище, преподобного Сергия обитель».
Известно лишь, что преподобный Авраамий кротко, «яко овча незлобиво», исполнял различные послушания в хлебне, поварне. Летами он был много старше преподобного Сергия и, вероятно, был одним из первых его учеников и постриженников. В Троицкой обители он был удостоен сана священства.
После многолетних подвигов в общежитии св. Авраамий молил блаженного своего учителя отпустить его на безмолвие в уединенное место.
И преподобный Сергий, провидя, что настало для него время собрания собственных чад духовных, благословил с любовью, много поучил о кознях диавольских, искушающих наипаче пустыннолюбцев и заповедал: «Если приидут к тебе братия в пустыню, принимай их с любовию, не себе угождая, но искреннему твоему, и носи на себе немощи немощных». Когда преподобный Сергий благословлял святого Авраамия, иноки увидели свет благодати «из десницы его, яко пламень огнен низходящ», охвативший преподобного Авраамия. Так с миром отпустил его великий Сергий, дав во Христе целование, и ушел прп. Авраамий в Галическую страну, населенную чудскими племенами. Это было в 1350 году.
Пришедши в пустынное место на берегу Чухломского (или Чудского) озера, святой Авраамий прежде вознес теплую молитву к Господу со слезами чтобы Он наставил, где водвориться, не презрев его смирения, и чтобы Сама Матерь Божия, приняв его под Свой покров, умолила о нем Сына Своего и Бога.
После совершения акафиста Матери Божией послышался ему голос с горы: «Взойди на гору, Авраамие, там стоит икона Матери Господней». Ужаснулся преподобный и, воззрев на гору, увидел чудный свет на ее вершине.
Оградив себя крестным знамением, святой с верою поднялся туда и увидел на дереве сияющую неизреченным светом икону Пресвятой Богородицы «Умиление». Чудотворная икона сама спустилась с древа в руки преподобному.
«Откуда мне сие, — воскликнул он, — яко прииде ко мне Мати Господа моего», — и с благодарною молитвою поставил опять икону на древо, отпел молебен Божией Матери и так всю ночь пребыл без сна, помышляя о чудном явлении.
Через несколько времени пришло на мысль к преподобному взять икону сию и идти с нею в одну внутреннюю пустыню; но когда, при наступлении ночи, заснул с сею мыслию, услышал опять таинственный голос: «Авраамий! Останься на месте сем и спасешься, и возградишь Мне обитель; много будет тебе, муж желанный, чад духовных, и Я не оставлю учеников твоих, соблюдая их во дни твоей жизни и после твоего отшествия к Господу». И он остался. Но через несколько дней перешел он на другую, соседнюю, гору, которая была пространнее первой и имела источник сладкой воды, и начал созидать малую часовню, и туда перенес икону Матери Божией. Но когда пришел на прежнее место, где в начале обрел ее, с изумлением опять ее увидел на том же дереве. Он почувствовал вину свою и, падши ниц пред иконою, исповедал грех свой, что дерзнул самовольно перенести икону Пречистой с того места, которое соизволила Сама Она избрать. Тогда он перенес срубленную им часовню и собрал ее опять на том месте, где явилась ему икона. Здесь, в убогой келейке, в великом воздержании проводил преподобный дни свои. Сухой хлеб и вода источника служили ему пищею и то через несколько дней. Здесь и нашел его один поселянин, который стал приносить ему по одному хлебу втайне, чтобы никто не узнал о его пребывании.
Однако не мог укрыться в своей пустыне преподобный. Дошел слух о чудном явлении иконы до князя галицкого Димитрия Феодоровича, благоговейного и боголюбивого, и он послал пригласить преподобного к себе благословения ради. Но св.
Авраамий сказал посланному: «Иди и умоли князя твоего оставить меня в сей пустыни плакаться о грехах моих». Этот ответ еще более усилил желание князя видеть старца. Еще два посланных от имени его пришли
к человеку Божию, и он не мог более отказаться.
Помолившись перед чудною иконою, с нею переплыл озеро на рыбачьей лодке (народное предание говорит, что там, где плыл преподобный, еще и теперь видна струя, отличающаяся от прочих и называемая Авраамиевою).
Благоверный князь велел собраться всему церковному клиру и со множеством свещей и кадил встретил честную икону во вратах города. В Спасском соборном храме, где была поставлена чудотворная икона, святой Авраамий совершил водосвятный молебен и окропил святой водой множество собравшегося народа.
При этом было много от святой иконы чудес, поэтому князь с радостью обещал помогать в устройстве обители на месте явления святой иконы. Вернувшись на гору, преподобный Авраамий основал на средства князя Димитрия храм и обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Будучи мудрым наставником братии, преподобный усердно трудился и над духовным просвещением местного чудского населения, «новокрещеныя люди от суеверий поганских очищая». Усердно молился о них св.
Авраамий пред иконой Матери Божией, чтобы наставил их Господь к познанию Своей истины и отвратил их от прелести бесовской, и ради святых его молитв умягчались сердца, исцелялись их телесные недуги. И народ прославлял угодника Божия.
В великом уважении была чудотворная икона в новой обители.
Когда сын благоверного великого князя Димитрия Донского (память 19 мая/1 июня) князь Георгий получил в удел Галич, он часто посещал обитель для поклонения святыне и чтобы принять благословение от старца, без чего никогда не отправлялся в путь и не выступал на брань.
Ради большей почести испросил он прп. Авраамию сан архимандрита, но человек Божий помышлял не о почести мирской, а только о безмолвии.
Когда обитель укрепилась, преподобный Авраамий поставил вместо себя настоятеля своего ученика Порфирия, а сам удалился за 30 верст в пустынное место, на берег небольшого озера, где проходил подвиг умной сердечной Иисусовой молитвы.
Пребывая в строгом посте и безмолвии, он вкушал лишь сухой хлеб с водою один раз в неделю.
Через некоторое время ученики нашли преподобного, и он основал новую обитель с храмом в честь Положения пояса Божией Матери, получившею название «великой пустыни Авраамлей».
Однако святой Авраамий, избегая многолюдства, удалился в Вочу (Вигу), где, «молитвы непрестанные Христу Богу и Пресвятей Богородице от сердца воссылая», продолжал свой спасительный отшельнический подвиг. Но вскоре и здесь собрались иноки; ими были устроены храм и обитель в честь Собора Богоматери, настоятелем которой преподобный Авраамий поставил ученика своего священноинока Пафнутия.
Наконец, неутомимый просветитель дикого края нашел себе лучшее место, в 20-ти верстах от Вигского монастыря под горой, на которой когда-то было языческое капище — «чудской городок». Здесь поставил он часовню. Провидел уже подвижник духовным оком своим, что тут должно было упокоиться его многотрудному телу.
Посему, когда и тут собрались к нему ученики, не воспретил им, зная, что на горе сей процветет обитель Богоматери свыше всех, которые основал до того времени, ибо там будет сокровище мощей его.
Вместе с учениками трудился он для сооружения церкви во имя Покрова Богоматери и носил на старческих плечах землю для укрепления крутого берега, на котором хотел поставить храм. Сам же жил уединенно под горой. Но сюда приходили к нему ученики для исповедания помыслов своих; сюда же приходили и окрестные жители и получали полезные наставления.
Слыша о подвиге преподобного, стекались к нему окрестные жители и вскоре составилась многолюдная обитель во сто человек братии, которая также процвела общежитием, — это была уже четвертая, основанная преподобным в пределах Галичских.
Блаженный Авраамий достиг уже старости, но не оставлял в преклонных летах труженического своего подвига.
Когда же почувствовал приближение кончины своей, вручил старейшинство обители присному ученику своему Иннокентию, а сам удалился на безмолвие за одно лишь поприще от обители, куда перенес малую свою часовню, и там опять стал подвизаться в посте и бдении.
За полгода предсказал он о своем преставлении и усугубил подвиг, приготовляясь к отшествию в вечность еженедельным приобщением Божественных Таин.
В июля месяце впал он в недуг свой и послал пригласить к себе настоятелей всех основанных им обителей, вместе с ними стеклись все братия.
В последний раз простер он к ним назидательную свою беседу о пользе иночества, наставляя их быть единомысленными и твердо стоять в Православии, удаляясь от всякой прелести душевной и телесной, и не забывать странных и нищих, ожидая себе воздаяния от Господа.
Преподобный поручил собранное им стадо Матери Божией и в самый час своего исхода приобщился еще однажды Божественных Таин, поддерживаемый учениками.
Долго молился он о присных чадах своих, которым вместе преподал мир и благословение; смиренно молился и о душе своей, чтобы избежать ей мытарств воздушных, и в теплой молитве к Господу и Пречистой Его Матери мирно отошла душа его июля в 20-й день 1375 года.
Преподобный Авраамий явился просветителем Галичской страны, основав в ней четыре монастыря, посвященные Божией Матери, явившей ему Свою икону в начале его молитвенных подвигов. Сей светильник смирения, переносимый Промыслом Божиим с одного места на другое, везде возжигал светочи духовной жизни, населяя земли суеверной чуди православными иноками.
Святые мощи просветителя Галичской земли почивали в приделе храма Покровской обители, посвященном его имени. В Чухломе свято чтится колодец, выкопанный, по преданию, преподобным Авраамием, вода которого обладала целебными свойствами. Преподобного Авраамия называют также и Городецким.
Источник: http://www.saints.ru/a/avraamy_gal.html
Канон святому преподобному Авраамию Галичскому, Чухломскому
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Пе́снь возсле́м, лю́дие, чу́дному Бо́гу на́шему, свободи́вшему Изра́иля от рабо́ты, пе́снь побе́дную пою́ще и вопию́ще, пои́м Тебе́, Еди́ному Влады́це.
Пе́снь тебе́ моле́бную предначина́я, Авраа́мие, молю́ тя́, блаже́нне: у́м мо́й от тьмы́ грехо́вныя и се́рдце от омраче́ния страсте́й моли́твами твои́ми очи́сти, я́ко да возмогу́ неосужде́нно восхвали́ти по́двиги твоя́.
Пе́сненныя да́ры со смире́нием и любо́вию прино́сим ти́, блаже́нне, я́же прие́м благосе́рдно, оставле́ние согреше́ний у Христа́ Бо́га испроси́ на́м моли́твами твои́ми, Авраа́мие.
Си́лою Влады́чнею укрепля́емь, кня́зя тьмы́ победи́л еси́ и, стопа́м Христо́вым после́дуя неотсту́пно, вы́шшаго соверше́нства дости́гл еси́; но моли́ Бо́га о на́с, преподо́бне, любо́вию чту́щих святу́ю па́мять твою́.
Богоро́дичен: Пе́сньми Пречи́стую Ма́терь Бо́жию, вси́ ве́рнии, восхва́лим: Та́ бо е́сть приста́нище на́ше, покро́в и спасе́ние.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Не́сть свя́т, я́ко Госпо́дь, и не́сть пра́веден, я́ко Бо́г на́ш, Его́же пое́т вся́ тва́рь: не́сть пра́веден, па́че Тебе́, Го́споди.
От ю́ности Христа́ возлюби́в, за́поведи Его́ святы́я ве́рно храни́л еси́ и, я́ко еле́нь, в дубра́ве пусты́нней обита́л еси́, усе́рдно рабо́тая Тому́ посто́м и моли́твою, и та́мо на горе́ ико́ну Ма́тере Его́ обре́л еси́ преди́вно.
Я́же в ми́ре кра́сная преоби́дев, преми́рная и нетле́нная стяжа́л еси́, Авраа́мие, и ны́не обита́еши в преми́рных селе́ниих, иде́же гла́с чи́ст пра́зднующих и превознося́щих Христа́ во ве́ки.
Пресла́вное житие́ твое́, преподо́бне, обуче́ние ко благоче́стию на́м показа́ся и достодо́лжно прославля́ется дне́сь, чудеса́ же твоя́ в конце́х земли́ пропове́даются, я́ве все́м возвеща́юща, я́ко вели́кую благода́ть от Бо́га прия́л еси́.
Богоро́дичен: Де́ва родила́ еси́ Неискусобра́чная и Де́ва пребыла́ еси́, Ма́ти Безневе́стная, Богоро́дице Мари́е, Христа́ Бо́га на́шего моли́ спасти́ся на́м.
Седа́лен, гла́с 6:
Воздержа́нием у́ды умертви́в пло́ти твоея́, безстра́стие духо́вное стяжа́л еси́ и вся́ ловле́ния и ко́зни лука́ваго му́жественно отрази́л еси́; пусты́нный жи́тель и в телеси́ а́нгел бы́в, пусты́ню, я́ко гра́д, и́ноки насели́л еси́ и орга́н живы́й благода́ти Боже́ственныя яви́лся еси́, Авраа́мие Богому́дре; те́мже моли́ся Го́сподеви о восхваля́ющих тя́ и почита́ющих и́мя твое́.
Богоро́дичен: Милосе́рдия су́щи исто́чник, ми́лости сподо́би на́с, Богоро́дице, при́зри на лю́ди согреши́вшия, яви́, я́ко при́сно, си́лу Твою́: на Тя́ бо упова́юще, ра́дуйся, вопие́м Ти́, я́коже иногда́ Гаврии́л, Безпло́тных Архистрати́г.
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Ты́ моя́ кре́пость, Го́споди, Ты́ моя́ и си́ла, Ты́ мо́й Бо́г, Ты́ мое́ ра́дование, не оста́вль не́дра О́тча и на́шу нищету́ посети́в. Те́м с проро́ком Авваку́мом зову́ Ти́: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.
Диви́шася твоему́ житию́ а́нгельстии чи́ни, я́ко во пло́ти, а́ки безпло́тен, в пусты́ни пребыва́л еси́, Авраа́мие, во а́лчбе и жа́жди, мра́зе же и зно́и живы́й, и вопия́ху: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.
Бога́тство и сла́дость, похвала́ и ра́дость бы́л еси́, Христе́, ве́рному рабу́ Твоему́ Авраа́мию: Тебе́ бо еди́наго возлюби́ и, вся́, я́же в ми́ре се́м, ни во что́же вмени́в, в пусты́нях непроходи́мых пребыва́ше, зовы́й Тебе́ непреста́нно: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.
Сна́ очи́ма твои́ма не да́л еси́, ни ве́ждома твои́ма дрема́ния, до́ндеже сподо́бился еси́ улучи́ти селе́ния пра́ведных, Авраа́мие, я́же угото́ва Бо́г лю́бящим Его́.
Богоро́дичен: Ты́ ве́рным похвала́ еси́, Безневе́стная, Ты́ и стена́ и приста́нище: к Сы́ну бо Твоему́ мольбы́ прино́сиши, Всенепоро́чная, и от бе́д спаса́еши и́же ве́рою и любо́вию Богоро́дицу Чи́стую Тебе́ сла́вящия.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: Вску́ю мя́ отри́нул еси́ от лица́ Твоего́, Све́те Незаходи́мый, и покры́ла мя́ е́сть чужда́я тьма́, окая́ннаго, но обрати́ мя́ и к све́ту за́поведей Твои́х пути́ моя́ напра́ви, молю́ся.
От Христа́ прие́м благода́ть духо́вную, низложи́л еси́ лю́таго мироде́ржца ко́зни и, душе́вныя стра́сти обузда́в, безстра́стия венце́м венча́лся еси́, Авраа́мие.
Всено́щными бде́нии и моли́твами приле́жными и сле́зными излия́нии и серде́чными стена́нии Бо́гу то́щно порабо́тал еси́ и, премно́го Тому́ угоди́в, чудотво́рец ди́вен показа́лся еси́.
Наста́, преподо́бне, све́тлый твоего́ пра́здника де́нь, веселя́й сердца́ на́ша воспомина́нием по́двигов твои́х; но мо́лим тя́, о́тче на́ш: соверша́ющим ве́рно па́мять твою́ пода́ждь свы́ше, моли́твами твои́ми, спасе́ние и от бе́д и скорбе́й избавле́ние.
Богоро́дичен: Небе́сную Тя́ две́рь показа́ Влады́ка Христо́с, Богороди́тельнице Чи́стая: из Тебе́ бо проше́д, на земли́ яви́ся, да челове́ки на Небеса́ возведе́т.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: Очи́сти мя́, Спа́се, мно́га бо беззако́ния моя́, и из глубины́ зо́л возведи́, молю́ся, к Тебе́ бо возопи́х, и услы́ши мя́, Бо́же спасе́ния моего́.
У́м влады́ку над страстьми́ поста́вив, Богому́дре, Свята́го Ду́ха селе́ние соде́лался еси́, Его́же Боже́ственным де́йством и на́м очи́ститися от вся́кия скве́рны пло́ти и ду́ха моли́ Человеколю́бца Христа́.
Я́ко победи́вый кня́зя тьмы́ ве́ка сего́, вше́л еси́ в ра́дость Го́спода твоего́, побе́ды вене́ц на главе́ твое́й нося́; но, я́ко име́яй дерзнове́ние ко Спа́су, Того́ моли́, Авраа́мие, от страсте́й и ну́жд изба́витися тя́ почита́ющим.
Плотско́е мудрова́ние отложи́в, во Христа́ обле́клся еси́ и, вся́кое стремле́ние грехо́вное в себе́ умертви́в, на Небесе́х ны́не живе́ши и со все́ми святы́ми лику́еши, воспева́я с ни́ми Бо́га спасе́ний на́ших.
Богоро́дичен: Пресвята́я Влады́чице, ро́ждшая Искупи́теля па́дшим челове́ком, страсте́й мои́х утоли́ лю́тое смуще́ние и тишину́ пода́ждь мяту́щемуся се́рдцу моему́.
Конда́к, гла́с 8:
Во оби́тели Се́ргия преподо́бнаго житию́ и́ноческому до́бре навы́к, вя́щшаго ра́ди безмо́лвия и по́двига в пусты́ню удали́тися возжеле́л еси́, и, Ду́хом Бо́жиим води́мь, в преде́лы земли́ Га́личския прише́л еси́, и та́мо в пусты́ни ико́ну Ма́тере Госпо́дни чуде́сно обре́л еси́, с Не́юже вели́кая и сла́вная соверши́в, да́же до преде́л Чу́хломских дости́гл еси́ и отсю́ду в ра́йския оби́тели всели́лся еси́, Авраа́мие Богоно́сне, о́тче на́ш.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: О́троцы евре́йстии в пещи́ попра́ша пла́мень дерзнове́нно и на ро́су о́гнь преложи́ша, вопию́ще: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.
Зако́н Бо́га твоего́ па́че ме́да и со́та сла́док бы́сть тебе́, и словесы́ его́ богодухнове́нными напита́л еси́ ду́шу твою́ во спасе́ние, те́мже и твоя́ словеса́ бы́ша на по́льзу душе́вную все́м послу́шающим, и́хже при́сно поуча́л еси́ пе́ти: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Блаже́нство чи́стых се́рдцем насле́довал еси́ и, я́ко зря́й Бо́га, зри́ши в не́м вся́ на́ша беды́, ско́рби же и ну́жды; но моли́ Просла́вльшаго тя́ от си́х все́х изба́вити ны́, да пое́м Ему́ ра́достно: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Посто́м и страсте́й воздержа́нием себе́ украси́в, светле́йший па́че пита́ющихся сла́дкими бра́шны яви́лся еси́, те́мже и на́с к воздержа́нию подви́гни, Авраа́мие, да неосужде́нно возмо́жем пе́ти с тобо́ю: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Богоро́дичен: Тя́, Ма́ти и Де́во, спасе́ния на́шего Хода́таицу позна́хом, земноро́днии: в не́дрех бо Отца́ неразлу́чно живы́й из Тебе́ воплоти́ся, Ему́же зове́м: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: Седмери́цею пе́щь халде́йский мучи́тель Богочести́вым неи́стовно разжже́, си́лою же лу́чшею спасе́ны, сия́ ви́дев, Творцу́ и Изба́вителю вопия́ше: о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.
Гро́б, иде́же положе́но бы́сть честно́е те́ло твое́, исто́чник исцеле́ний яви́ся лю́дем: вся́к бо, приходя́й к нему́ с ве́рою и любо́вию, прие́млет здра́вие души́ и те́лу. Те́м у́бо сла́вяще тя́, чудотво́рца сла́внаго, Христа́ превозно́сим во вся́ ве́ки.
Стра́х Бо́жий стяжа́в, и́же е́сть нача́ло му́дрости духо́вныя, покори́л еси́ ху́ждшее лу́чшему, и любве́ ра́ди Влады́чни греху́ ме́ртв бы́л еси́, и пе́л еси́ непреста́нно: превозноси́те Христа́ во вся́ ве́ки.
Зве́рие ди́вии в пусты́нях кро́тцы бы́ша пред тобо́ю, Авраа́мие, и ничи́мже врежда́ху ти́, Бо́жией благода́ти в тебе́ де́йствующей, е́йже и безслове́снии повину́ются. Те́мже немо́лчно взыва́л еси́: превозноси́те Христа́ во вся́ ве́ки.
Богоро́дичен: Ты́ Ада́ма па́дшаго была́ еси́ Дщи́ и Изба́вителя Бо́га на́шего яви́лася еси́ Ма́ти, И́же обнови́ Тобо́ю истле́вшее челове́ческое естество́, те́м Тя́ пое́м, Де́во, и превозно́сим во вся́ ве́ки.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: Ужасе́ся о се́м Не́бо, и земли́ удиви́шася концы́, я́ко Бо́г яви́ся челове́ком пло́тски и чре́во Твое́ бы́сть простра́ннейшее небе́с. Те́м Тя́, Богоро́дицу, А́нгелов и челове́к чинонача́лия велича́ют.
Струя́ми сле́з твои́х одея́ние души́ твоея́ па́че сне́га убели́в, Све́та Трисия́ннаго ны́не наслажда́ешися, предстоя́ со А́нгелы Престо́лу Вседержи́теля, отону́дуже и на́ша мра́чныя ду́ши луча́ми благода́ти Боже́ственныя озари́, Авраа́мие.
Ве́ры, наде́жды же и любве́ христиа́нския преиспо́лнен сы́й, Бо́гу благоугоди́л еси́ и Пречи́стую Ма́терь Христо́ву в житии́ твое́м просла́вил еси́, Ея́же и ико́ну чудотво́рную в пусты́ни ди́вно обре́л еси́, Авраа́мие.
Целому́дренно, и пра́ведно, и благоче́стно на земли́ с челове́ки пожи́в, ны́не на Небесе́х со А́нгелы водворя́ешися и, я́ко звезда́ богосве́тлая, сия́еши, но назира́й свы́ше певцы́ твоя́, любо́вию пою́щия тя́, блаже́нне Авраа́мие.
Богоро́дичен: Богоро́дице Де́во, не пре́зри мене́, гре́шнаго, тре́бующа Твоея́ по́мощи и Твоего́ заступле́ния, на Тя́ бо упова́ душа́ моя́, и поми́луй мя́.
Свети́лен:
Све́том Трисо́лнечнаго Божества́ просвеща́емь, Того́ сия́нием и на́с просвети́, благоприя́тными твои́ми хода́тайствы к Безнача́льному Све́ту и Бо́гу све́тов, от мра́ка грехо́внаго изыма́я на́с, Авраа́мие блаже́нне, мона́хов свети́льниче.
Богоро́дичен: Све́т и ра́дость ми́рови неизрече́нно ро́ждшая, ду́ши на́ша омраче́нныя просвети́ и ко све́ту и́стиннаго богове́дения и благоче́стия напра́ви, да Тя́ пое́м непреста́нно, я́ко су́щую Ма́терь Све́та.
Источник: http://akafistnik.com/kanony-russkim-svyatym/kanon-svyatomu-prepodobnomu-avraamiyu-galichskomu-chukhlomskomu/
День преставления преподобного Авраамия Чухломского, Галичского (+1375), ученика преподобного Сергия Радонежского
20 июля / 2 августа Русская Православная Церковь празднует день преставления преподобного Авраамия Чухломского, Галичского (+1375), ученика преподобного Сергия Радонежского.
Имя преподобного Авраамия Чухломского, совершавшего иноческие подвиги в Костромском крае, внесено не только в Собор Костромских, но и в Собор Радонежских святых, ибо он прошел школу преподобного Сергия Радонежского в Троицком монастыре на горе Маковец и воплотил в своей монашеской жизни уроки Игумена земли Русской.
Первоначально преподобный Авраамий подвизался в нижегородском Печерском монастыре. В Троицкой обители он выполнял различные послушания: трудился в хлебне и поварне, носил дрова и воду для братии. Со временем он был удостоен священнического сана.
После многолетнего пребывания в общежительном монастыре Авраамий попросил преподобного Сергия отпустить его для отшельнической жизни в уединенном месте.
Преподобный благословил его, предупредив о кознях диавольских, искушающих пустынников, и заповедал: «Если придут к тебе братия в пустыню, принимай их с любовью, не себе угождая, но ближнему твоему, и носи на себе немощи немощных».
Когда преподобный Сергий благословлял святого Авраамия, иноки видели свет благодати «из десницы его, яко пламень огнен низходящ». Получив благословение Преподобного, Авраамий удалился в страну Галичскую.
Придя в пустынное место под горою на берегу Чухломского (Чудского) озера, святой Авраамий вознес теплую молитву ко Господу и Божией Матери. Прочитав акафист Пресвятой Богородице, преподобный услышал голос, звучавший сверху: «Авраамий! Взойди на гору, где стоит икона Моей Матери». Преподобный ужаснулся и взглянул на гору.
На вершине ее он увидел свет, сиявший ярче солнечного. Преподобный осенил себя крестным знамением и взошел на гору. На дереве он увидел икону Пресвятой Богородицы «Умиление». Авраамий вострепетал и пал ниц. Он долго лежал на земле и плакал от умиления. Вдруг опять послышался голос: «Авраамий! Встань и укрепись».
Авраамий поднялся. Света от иконы уже не было видно. Преподобный усиленно молился. Икона сама опустилась ему на руки.
Омочив слезами святой образ, он с умилением повторял: «Откуда мне сие, яко прииде Мати Господа моего ко мне?» Авраамий поставил икону на дерево и всю ночь возносил благодарственные молитвы ко Господу и Божией Матери.
Через некоторое время преподобному Авраамию пришла мысль отправиться с явленной иконой в пустынное место, которое ему укажет Пресвятая Богородица. Размышляя об этом, преподобный уснул. Во сне он услышал голос от иконы: «Авраамий! Пребудь на месте сем и спасешься, и воздвигнешь Мне обитель. Я не оставлю тебя и твоих учеников, даруя обители всякое изобилие».
Авраамий пробудился от сна и со слезами возблагодарил Матерь Божию за Ее милость. На горе, которую избрала Пресвятая Богородица, он поставил часовню. В убогой келейке в великом воздержании проводил свои дни преподобный. Питался он сухим хлебом и водой из источника, да и то не каждый день.
Однажды его увидел местный житель, который стал тайно приносить ему хлеб, чтобы никто не узнал о его пребывании.
Но молва о дивном пустыннике и чудной иконе распространилась по Галичскому княжеству. Дошла она и до местного княжеского двора. Через своего посланника князь Димитрий Феодорович пригласил Авраамия прибыть к нему вместе с явленной иконой. Вначале преподобный отказался.
«Умоли князя твоего оставить меня в сей пустыне плакаться о грехах моих», – ответил он посланнику. Но после этого князь еще больше захотел увидеть пустынника. Еще два посланника были направлены к Авраамию, и преподобный ответил согласием. Он прибыл в Галич, переплыв озеро на рыбачьей лодке.
В городских воротах его встречали духовенство, князь со всем семейством и множество народа. Преподобный внес икону в соборную церковь, отслужил перед ней молебен с водосвятием и окропил святой водой князя и народ. В храм были приведены и принесены горожане, страдавшие разными недугами.
Все они, приложившись к иконе, получили исцеление.
На другой день преподобный рассказал князю о явлении иконы и о повелении Божией Матери основать монастырь на том месте, где явился Ее святой образ. Князь пожертвовал средства на строительство обители и содействовал быстрейшему его окончанию. Так был основан монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Преподобный Авраамий подвизался в местности, многие жители которой находились во власти язычества и суеверий. Промыслом Божиим слава христианства была явлена в этом краю и особенным чудом явления иконы Пресвятой Богородицы, и особенным подвижником.
Преподобный Авраамий часто собирал язычников, увещевал их, призывал отбросить суеверия и обратиться к христианской вере, истинность которой засвидетельствована многими чудесами. Перед образом Божией Матери преподобный усердно молился о спасении душ тех, кто пребывал во тьме язычества.
По его молитвам умягчались сердца заблудших. Получая исцеление от телесных недугов у иконы Пресвятой Богородицы, они воочию убеждались в правоте христианской веры и убеждали в превосходстве христианства других. Успенская обитель процветала. В нее перешли и некоторые иноки из Троицкого монастыря.
Это означает, что преподобный Сергий не оставлял своим попечением обитель, основанную его воспитанником.
Когда обитель укрепилась, преподобный Авраамий назначил преемником своего ученика Порфирия, а сам удалился за 30 верст в пустынное место, на берег небольшого озера, где проходил подвиг умно-сердечной Иисусовой молитвы.
Спустя некоторое время ученики нашли преподобного и начали умолять его вернуться в обитель. Но он согласился только на то, чтобы оставить при себе некоторых из них.
С помощью благочестивых людей он построил храм в честь Положения пояса Божией Матери и учредил общежительный монастырь, получивший название «Великой пустыни Авраамиевой».
Через несколько лет, после завершения основных трудов по устроению новой обители, преподобный вновь оставил монастырь и пошел еще дальше на север.
После поисков он «обрете место, угодное к безмолвию» в верхнем течении реки Виги и «ту безмолвствовати начал». Как и ранее, некоторое время пустынник подвизался один. Затем рядом с ним поселились несколько иноков Великой пустыни.
Вскоре на берегу Виги был воздвигнут храм в честь Собора Пресвятой Богородицы, а со временем образовалась монашеская обитель.
Но преподобный снова удалился от своих учеников. Он поселился под горой, на которой стоял так называемый «Чудской городок» – оплот языческого суеверия. Много сил нужно было положить, чтобы рассеять мрак невежества. Когда вокруг него собрались ревнители духовной жизни, Авраамий основал храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Сам на старческих плечах своих он носил землю для укрепления крутого берега и усердно трудился вместе с учениками над устроением обители. Скоро в новом Покровском монастыре собралось до ста человек братии. Так, переходя с места на место, он повсюду возжигал светильники веры.
Когда преподобный Авраамий почувствовал приближение кончины, он поручил управление обителью одному из учеников, а сам поселился неподалеку от нее и пребывал в безмолвии. За полгода Авраамий предсказал время своего преставления и усугубил монашеский подвиг, приготовляясь к переходу в вечность еженедельным приобщением Божественных Таин.
Перед кончиной преподобный Авраамий пригласил к себе настоятелей всех основанных им монастырей, вместе с ними собралась и вся братия.
В последний раз преподобный обратился к ним с назидательной беседой о пользе иночества, наставляя их быть единомысленными и твердо стоять в Православии, удаляясь от всякой прелести, и не забывать странных и нищих.
Преподобный поручил собранное им стадо Матери Божией и в самый час своего исхода еще раз приобщился Божественных Таин, поддерживаемый учениками. Долго молился он о своих воспитанниках, которым преподал и благословение; смиренно молился и о душе своей.
В теплой молитве ко Господу и Пречистой Его Матери мирно отошла душа преподобного 20 июля 1375 года. Преподобный Авраамий скончался в часовне близ Свято-Покровского Городецкого монастыря, куда удалился незадолго до смерти. В этой обители покоятся под спудом его святые мощи.
Преподобный Авраамий, который, согласно его позднему житию, стал основателем четырех монастырей, сыграл особую роль в христианизации Костромского края, где он является одним из самых почитаемых святых.
Авраамий был канонизирован для местного почитания в XVI веке. В XVI–XIX веках в Костромском крае существовало несколько десятков храмов с престолами в честь Преподобного Авраамия.
С давних пор велась запись исцелений и других чудес, происходивших от его святых мощей.
В житии преподобного Авраамия подробно описано чудо, происшедшее с сыном богатых родителей устюжанином Леонтием. За некое прегрешение он сделался бесноватым. Леонтий нападал на людей и животных, грыз свое тело, хулил Господа Бога. Его связывали железными цепями, но он разрывал их, бросался в огонь и воду, убегал из дома.
Великая скорбь объяла родственников его. Прослышав о чудесах преподобного Авраамия, они, накрепко связав Леонтия, повели его в Городецкий монастырь.
Бес, вселившийся в него, завопил: «О, горе мне! Не могу слышать этого имени!» А когда они подошли к монастырю, бес вскричал: «Этот монах изгонит меня из человека, в котором мне было так хорошо!» В храме Пресвятой Богородицы игумен и священники начали служить молебен Божией Матери и преподобному Авраамию.
Когда игумен читал Евангелие, бес поверг Леонтия на пол, из уст его пошла пена. Он лежал как мертвый. После молебна игумен окропил его святой водой. Постепенно Леонтий пришел в себя. К нему вернулся рассудок. Припав к раке преподобного, он начал со слезами каяться и благодарить Бога, Пресвятую Богородицу и угодника Божия Авраамия.
Леонтий не захотел возвращаться в свой дом и дал обет Пресвятой Богородице и преподобному Авраамию до конца жизни оставаться в обители. Много лет он подвизался в монастыре. Все дивились его кротости, смирению и послушанию. В обители преподобного Авраамия он мирно окончил свои дни.
В XVIII веке первые три из четырех монастырей, основанных преподобным Авраамием, были упразднены и обращены в приходские церкви, однако Авраамиев Городецкий монастырь из чувства уважения к покоящимся в нем мощам преподобного Авраамия тогда не закрыли. Рака преподобного была изъята в 1922 году, но его святые мощи в советское время никогда не вскрывались.
Память преподобного Авраамия совершается 20 июля / 2 августа.
т мирскаго мятежа изшед,/ в тихое пристанище, преподобнаго Сергия обитель, притекл еси,/ и тамо равноангельное житие пожив,/ во страну Галичскую пришел еси,/ идеже веру Христову насаждая/ и новокрещенныя люди от суеверий поганских очищая,/ многи и велики подвиги подъял еси/ и, обители четыри создав,/ иноков лики добре упасл еси/ и ко Христу Спасу привел еси,/ Егоже моли, преподобне отче Авраамие, спасти души наша.
о обители Сергия преподобнаго житию иноческому добре навык,/ вящшаго ради безмолвия и подвига/ в пустыню удалитися возжелел еси,/ и, Духом Божиим водимь,/ в пределы земли Галичския пришел еси,/ и тамо в пустыни икону Матере Господни чудесно обрел еси,/ с Неюже великая и славная совершив,/ даже до предел Чухломских достигл еси/ и отсюду в райския обители вселился еси,/ Авраамие Богоносне, отче наш.
Источник: Троицкий патерик. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015.
2 Августа 2018
Источник: http://www.stsl.ru/news/all/den-prestavleniya-prepodobnogo-avraamiya-chukhlomskogo-galichskogo-1375-uchenika-prepodobnogo-sergiya
Преподобный Авраамий Галичский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния
Август 1st 2011 –
Солигалич, последняя четверть XVIII века.
Память: 20 июля/2 августа и 23 янв. — в Соборе Костромских святых), ученик и постриженик прп. Сергия Радонежского.
Место рождения и мирское имя Авраамия Галичского неизвестны. Согласно отрывку из его древнейшего жития, опубликованному С. П. Розановым, Авраамий Галичский первоначально подвизался в нижегородском Печерском мон-ре, откуда перешел в Троице-Сергиев мон-рь.
Спустя нек-рое время с благословения прп. Сергия Радонежского Авраамий Галичский ушел в костромские пределы (в Галичское княжество), где основал первый в Галичской стороне мон-рь — Авраамиев Новозаозерский (Новоезерский) в честь Успения Пресв. Богородицы на сев. -вост. берегу Галичского оз. (с. Умиление Галичского р-на Костромской обл.).
В житии святого говорится, что он поселился во владениях кн. Димитрия Галицкого, к-рый владел Галичем в 1360—1363 гг. Впоследствии Авраамий Галичский основал еще 3 мон-ря: Авраамиеву Великую пуст. в честь Положения пояса Пресв. Богородицы в верховье р. Виги (д. Озерки Чухломского р-на Костромской обл.), Авраамиеву Верхнюю пуст.
в честь Собора Пресв. Богородицы на р. Виге (с. Коровье Чухломского р-на), Авраамиев Городецкий в честь Покрова Пресв. Богородицы на сев. берегу Чухломского оз. (с. Ножкино Чухломского р-на). Авраамий Галичский скончался в часовне близ этого мон-ря, куда удалился незадолго до смерти. Эти мон-ри возникли уже в правление кн. Юрия Димитриевича (т. е.
после 1389).
Согласно житию, Авраамий Галичский преставился 20 июля 1375 г., однако Д. Ф. Прилуцкий и Е. Е. Голубинский полагали, что его кончина случилась несколько позднее, т. к. в житии современником Авраамий Галичский назван галичский кн. Юрий Димитриевич, получивший Галичский удел в 1389 г. Авраамий Галичский сыграл особую роль в распространении христианства в крае.
Авраамий Галичский был дважды канонизирован к местному почитанию — в 1553 (возможно, память праздновалась в мон-ре) и в 1621 гг. (возможно, празднование епархиальное).
Житие Авраамия Галичского было составлено в 1548—1553 гг. игум. Городецкого мон-ря Протасием, к-рый положил в основу старые монастырские записи о святом.
Сохранилось не менее 20 списков жития, датированных XVI-XVIII вв. (полностью текст жития никогда не издавался, впервые бо́льшая его часть была опубл. в 1859 в кн. «Чухломской Авраамиев Городецкий мон-рь»). Вероятно, одновременно с житием в сер. XVI в. была составлена служба преподобному. В 1622 г. началась запись случаев исцелений и др. чудес, происходивших от мощей А. Г.
Над находящимися под спудом в мон-ре мощами Авраамия Галичского в 1608—1631 гг. был возведен каменный Покровский собор, в Ильинском приделе к-рого находилась гробница преподобного (Авраамий Галичский скончался в Ильин день). В 1857 г. придел разобрали, и в 1857—1867 гг. над мощами преподобного был построен собор в честь иконы Божией Матери «Умиление».
В 1896 г. над мощами Авраамий Галичский освятили серебряную раку.
В XVI-XIX вв. Авраамий Галичский являлся одним из наиболее почитаемых святых Костромской земли, в это время в крае существовало неск. десятков храмов с престолами в его честь.
Первые 3 из 4 мон-рей, основанных Авраамием Галичским в XVIII в.
, были упразднены и обращены в приходские церкви (в 1773 и 2 — в 1764), однако Авраамиев Городецкий мон-рь по уважению к покоящимся в нем мощам Авраамия Галичского закрыт не был.
Рака Авраамия Галичского была изъята в 1922 г., но мощи в советское время никогда не вскрывались. В 1981 г. по инициативе архиеп. Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского) был установлен Собор Костромских святых (празднование 23 янв.), в к-рый вошло имя А. Г.
Иконография Авраамия Галичского сложилась к нач. XVII в. В Сводном иконописном подлиннике XVIII в. облик святого описан так: «Сед, власы просты, брада аки Кирилла Белозерскаго, ризы преподобническия и схима, в руках образ Пресвятыя Богородицы с превечным младенцем Иисусом Христом» (Филимонов. С. 396); в др.
руководстве сказано: «Сед, брада космачками, как у Предтеча, власы с ушей, ризы преподобническия» (БАН. Строг. № 66. Л. 155об., кон. XVIII в.). На иконе Авраамий Галичский 2-й пол. XVII в. (ЦАК МДА) он изображен в рост, с благословляющей десницей и Галичской (Умиление) иконой Божией Матери в левой руке.
В среднике иконы «Преподобный Авраамий Галичский, с 12 клеймами жития» (2-я пол. XVIII в. ЦМиАР) преподобный представлен в темной мантии и рясе киноварного цвета, в руках икона и развернутый свиток, борода разделена на пряди. В клеймах изображено: Авраамий Галичский молит прп.
Сергия Радонежского о пострижении в иночество; испрашивает благословения уйти в пустыню; обретение иконы; по просьбе галичского князя Авраамий Галичский приходит с иконой в Галич; молитвы и труды святого; преставление; первое чудо исцеления у гроба. Особым иконографическим изводом является сюжет о явлении Авраамию Галичскому образа Богородицы «Умиление»: напр.
, на иконах сер. XVII в. (ГТГ) и 2-й пол. XVII в. (ГМЗК), где святой представлен трижды: молящимся на берегу озера, на горе пред иконой, стоящей в ветвях дерева, и в центре изображения — с иконой в руках, поддерживаемой ангелами.
Изображения А. Г. хранятся также в музеях Костромы, Чухломы, Солигалича.
Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/prepodobnye/prepodobnyj-avraamij-galichskij.html