Преподобный авраамий смоленский

Авраамий смоленский. Первый подвижник и проповедник

03 сентября 2015 5770 просмотров 3

3 сентября (21 августа по старому стилю) совершается память иже во святых отца нашего Авраамия, архимандрита Смоленскаго, чудотворца.

Авраамий стал первым смоленским святым. Он был благочестив и внимательно относился к бедам окружающих и благодаря этому снискал любовь простого народа.

 Его земной путь являлся проповедью христианской веры.

Юность Авраамия

Преподобный Авраамий Смоленский родился в 1172 году в городе Смоленске, в богатой семье. Однако исследователь Т. В. Чумакова в своем материале «Авраамий Смоленский: книжник и религиозный деятель» называет датой его рождения 1115 год.

Известно, что у родителей Авраамия было 12 дочерей и они молили Господа, чтобы родился у них сын — наследник рода. Будучи отроком, Авраамий предпочитал детским играм и резвости чтение духовной литературы, молитву и пост. С ранних лет он был отдан в училище, где проявил себя, как одаренный и любознательный юноша.

Авраамий любил находиться за богослужением, был искусным чтецом и певцом.

Его душа стремилась к уединенной и благочестивой жизни. Родители не раз советовали единственному сыну-наследнику жениться, но юноша отказывался, потому что искал иноческой жизни.

Обратите внимание

После смерти родителей Авраамий последовал примеру святых, чьи жития были для него авторитетными: раздал свою часть наследства храмам, обителям, нищим и всем нуждающимся. А сам стал ходить по городу в рубище, словно юродивый.

По внушению Божию он пришел в обитель Успения Богородицы, которая находилась в шести верстах от Смоленска, в местечке Селище (ныне — д. Богородицкое).

Иноческие подвиги

С великим смирением и кротостью юный Авраамий исполнял все подвиги послушания: проводил много времени в молитве и посте, изучал Священное Писание, жития святых, святоотеческую литературу. Прилежное изучение приносило полезные плоды.

Авраамий усердно занимался переписыванием книг. По повелению Смоленского князя Романа Ростиславича в городе появилось училище, в котором велось обучение не только по славянским, но и по греческим и латинским книгам.

У самого князя Романа было большое собрание книг, которыми пользовался Авраамий.

Более 30 лет подвизался Авраамий в монастыре. В 1198 году он принял священнический сан. Ни единого дня не оставлял Авраамий без Божественной Литургии и проповеди. Его наставления привлекали в церковь многих. Томящиеся от духовной жажды шли к нему врачевать свои душевные язвы. Несмотря на наличие сана, Авраамий не оставлял обычного своего иноческого подвига, как любитель нищеты и смирения.

Гонения на подвижника

Как известно, враг рода человеческого никогда не дремлет, используя каждый момент для возбуждения крамолы. Много гонений пришлось перенести Авраамию от людей, которые завидовали его проповедническим способностям.

Сам игумен монастыря оказался подверженным влиянию недовольных и восстал против Авраамия, запретив ему проповедовать. Через 5 лет Авраамий был вынужден уйти в Крестовоздвиженский монастырь, находящийся в самом Смоленске.

Постепенно и сюда стал стекаться народ — слушать наставления священноинока. Людей также привлекала аскетическая, подвижническая жизнь Авраамия.

Для храма Авраамий написал две иконы: «Страшный Суд Второго Пришествия» и «Изображение мытарств, проводимых душею по смерти». Авраамий утруждал свою плоть строгим постом. Как повествует его житие, лицо его было бледно и необыкновенно сухо. В священных одеждах он был похож на святителя Василия Великого, жизни которого подражал.

Авраамий был строг и к себе, и к духовным детям. Он неустанно беседовал равно как с богатыми, так и с бедными. Строго наблюдал он во время Божественной службы, чтобы никто из братии и народа не позволяли себе разговаривать в храме, потому что почитал это за святотатство. Он с особенным благоговением совершал Божественную службу.

Известно, что Авраамий не только читал душеполезную литературу, но и сам писал поучения.

Но время оказалось нещадно к трудам подвижника, осталась лишь одна запись его проповеди: «Слово о небесных силах, чего ради создан бысть человек», найденная в XIX веке в библиотеке Иосифо-Волоцкого монастыря.

Важно

Авраамий, рассуждая о предназначении человека, говорит, что он «создан не для того, чтобы есть, пить и одеваться в красивые одежды, а для того, чтобы угодить Богу».

Много испытал Авраамий дьявольских искушений во время своего подвига, в ужасных образах являлся ему враг человеческий, думая устрашить подвижника, но всегда был побеждаем молитвой.

Зависть со стороны окружающих породила клевету на священноинока Авраамия, будто он проповедует ересь, творит злое. Эти слухи смутили всех и вскоре дошли и до епископа Игнатия.

Городская власть и духовенство требовали у епископа предать священноинока суду.

Биограф Авраамия, его ученик Ефрем неоднократно подчеркивает, что Авраамий стал жертвой смоленского духовенства. Его ученость и доброта противопоставлены «невеждам, взимающим сан священства».

На суде «князью и властителям умягчи Бог сердце, игуменом же и иереем, аще бы мощно, жива его пожрети».

На суде Авраамий отвел все неправедные обвинения, но несмотря на это ему запретили священнодействовать и отправили в прежний Богородичный монастырь.

Чудесное избавление от засухи по молитвам священноинока Авраамия

После осуждения Авраамия в Смоленске начались беды: засуха и болезни. И ничто не помогало.

Тогда местный священник Лазарь пришел к епископу Игнатию с требованием разрешить Авраамию совершать Богослужения, иначе еще большие беды ждут жителей Смоленска.

Епископ разрешил Авраамию священнодействовать, попросил у него прощения за неправедное осуждение, молитв за город и жителей. Смиренный священноинок сам просил епископа помолиться.

Возвратившись в келью, Авраамий предался усердной молитве, и вдруг пошел обильный дождь и засуха кончилась. Тогда все убедились воочию в его праведности и стали высоко уважать его.

Архимандрит Авраамий

Епископ Игнатий хотел построить каменную церковь в честь святого, имя которого носил, за городской чертой. Ему понравилось пустынное место, и решил он, что здесь должен быть и монастырь. Но впоследствии он изменил свое решение и основал церковь на другом месте, уже во имя Положения ризы Богородицы во Влахерне, и собрал при ней несколько иноков, которые питались епископской милостыней.

Никто не хотел быть игуменом в столь бедной обители. Между тем вспомнил епископ Игнатий, что Авраамий скорбел об удалении от города той обители, в которой пребывал не ради себя, но ради приходивших к нему за советами духовными, и поручил ему настоятельство в сане архимандрита. И сам, оставив по старости епархию, поселился в основанной им обители.

Совет

Так вознаградил Господь долгие страдания угодника Своего, и некогда уничижаемый всеми внезапно от всех прославился. Уже не боялись приходить к нему его духовные чада, отовсюду толпами стекались люди, даже и сами бывшие клеветники приходили к Авраамию за молитвой.

Благолепно украсил Авраамий храм Пресвятой Богородицы, как невесту: красивыми иконами и лампадами. С особой строгостью архимандрит Авраамий относился к пожелавшим встать на иноческий пути, отмечая истинное усердие приходивших, так что в его монастыре собралось только 17 иноков.

Преставление Авраамия

В глубокой старости преставился епископ Игнатий. Более прежнего Авраамий внушал братии помнить о смерти и молиться день и ночь о том, чтобы не быть осужденными на праведном суде Божием. Преставился архимандрит Авраамий до 1224 года, прожив в иночестве 50 лет.

В 1238 году преставился Ефрем — любимый ученик и усердный подражатель добродетели Авраамия. Уже в конце XIII века преподобному Авраамию была составлена служба, совместная с учеником преподобным Ефремом.
 

Тропарь, глас 8

Днесь восия нам память твоя славне, яко солнце светозарно, лучами озаряя весь мир, и тму нощи злых духов от нам отгоняя. Днесь Небесныя силы и святых ангел, и душа праведных мысленно торжествуют радующеся. Днесь и мы грешнии припадающее молимся отче преподобне Аврамие, Христа Бога моли непрестанно, спасти град и люди, иже тебе почитающих.
 

Кондак, глас 3

Восия Господи граду Твоему, память Твоего угодника, яко светлое солнце, радостно всех яко лучами озаряющи. Паче же молитвы Пречистыя Ти Матере, от всех бед избавляют нас, и упражняют варварская шатания. Тем мы людие Твои, и град наш велми хвалимся, и спасаемся молитвами Твоего угодника Аврамия преподобнаго отца.

Источник: http://ruvera.ru/articles/pervyiy_smolenskiiy_podvijnik

Преподобный Авраамий Смоленский. О зависти

Преподобный Авраамій смоленскій.

(О зависти).

[Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года. Составил свящ. Григорий Дьяченко. В 2-х томах: Том второй. (375 поучений). 2-ое издание. М., 1897] I. Преподобный Авраамій, смоленскій чудотворецъ, память коего совершается нынѣ, родился въ Смоленскѣ. Въ отрочествѣ онъ избѣгалъ дѣтскихъ игръ, любя больше посѣщеніе храма Божія.

А когда достигъ совершеннолѣтія, то отъ брака отказался, потому что онъ имѣлъ расположеніе больше къ иноческой жизни. Родители его вскорѣ умерли. Авраамій роздалъ имущество послѣ нихъ церквамъ и бѣднымъ, а самъ сталъ носить самое бѣдное одѣяніе, и молилъ Бога указать ему путь спасенія.

Сдѣлавшись затѣмъ инокомъ, онъ возлюбилъ духовное чтеніе и ревностно читалъ житія святыхъ, особенно творенія св. отцевъ: Златоустаго, Ефрема Сирина и другихъ. «Жизнь земная, — говорилъ онъ, — война, а для войны нужны оружія, нужны познанія опытныя: такъ для брани духовной нужно учиться многому у опытныхъ св.

мужей; нужно отъ нихъ узнать, какое духовное оружіе полезно въ какомъ случаѣ; отъ нихъ же можемъ хорошо узнать и враговъ нашихъ». Будучи посвященъ въ священный санъ, онъ со дня своего посвященія до самой кончины добровольно не пропускалъ ни одного дня безъ совершенія божественной службы. Долгое время ничего не возмущало покоя душевнаго подвижника Христова.

Обратите внимание

Наконецъ онъ подвергся зависти людской, отъ которой много и долго пришлось ему страдать. Настоятель монастыря поручилъ ему должность духовника, — къ нему стали приходить и духовные, и міряне, чтобы послушать его богомудрыхъ наставленій въ духовной жизни. Цѣлыя тошы народа собирались къ нему.

Это-то и было причиною тѣхъ гоненій, которымъ подвергся онъ со стороны завистниковъ. Злые люди возносили на преподобнаго разныя клеветы и дѣлали ему разныя непріятности, вооружили противъ него самого настоятеля монастыря, и добились того, что онъ запретилъ ему бесѣдовать съ народомъ. Преподобный принужденъ былъ удалиться въ Смоленскъ — въ одинъ бѣдный монастырь Св.

Креста. Народъ и здѣсь нашелъ любимца своего и цѣлыми толпами сталъ собираться къ нему послушать его добрыхъ наставленій. Монастырь сталъ обогащаться. Наставленія преподобнаго сильно дѣйствовали на сердца его слушателей особенно потому, что имъ соотвѣтствовала жизнь его.

А жизнь онъ проводилъ необыкновенно строгую, постъ его былъ чрезвычайный, не только вина никогда не вкушалъ, даже и воду пилъ въ мѣру, — отъ того видъ лица его былъ блѣдный и тѣло необыкновенно сухое. Одежда его была, какъ и въ мірскомъ его званіи, самая скудная и ветхая.

Врагъ рода человѣческаго не могъ выносить всего этого, и здѣсь возсталъ на него чрезъ завистливыхъ людей. Многіе изъ мірянъ и изъ духовныхъ позавидовали славѣ преподобнаго и стали распускать молву, будто Авраамій проповѣдуетъ еретическое ученіе и совращаетъ въ свое лжеученіе молодыхъ людей, живетъ нечисто, прикрывая темныя дѣла наружною святостію.

Такіе толки дошли до епископа. Весь городъ пришелъ въ волненіе, всѣ стали совѣщаться, чѣмъ бы наказать Авраамія. Нѣкоторые совѣтовали сослать его въ заточеніе, другіе — сжечь на кострѣ, третьи говорили, что нужно Авраамія водить по городу съ побоями и затѣмъ утопить въ рѣкѣ. Наконецъ надъ Аврааміемъ былъ учрежденъ изъ духовныхъ лицъ на владычномъ дворѣ судъ.

Послали за обвиняемымъ. Авраамій въ это время молился. Съ бранью и безчестіемъ повели его къ епископу. Авраамій молчалъ и всю дорогу молился. Спокойно онъ предсталъ на судъ. Въ это время одному иноку, по имени Лукѣ, совершавшему въ келліи девятый часъ молитвы, былъ слышанъ голосъ объ Аврааміи, что его невинно ведутъ на судъ.

Лука поспѣшилъ на судъ, вздумалъ было защищать преподобнаго, но его не послушали. Хотя ни одна клевета, ни одинъ доносъ на него не оправдались, — все-таки для общаго успокоенія умовъ преподобный былъ осужденъ, — ему запрещено было совершать богослуженіе и бесѣдовать съ народомъ.

Важно

Но Самъ Господь вступился за беззащитнаго и вразумлялъ его клеветниковъ: появилась засуха, бездождіе. Напрасно совершались молебствія, ничто не помогало. Однихъ изъ обвинителей преподобнаго Авраамія постигли болѣзни, другіе были поражены внезапною смертію. Самъ же преподобный все переносилъ безропотно и свое дѣло предавалъ суду Божію.

Читайте также:  Икона божией матери казанская чимеевская, россия, курганская область, белозерский район, село чимеево, свято-казанский чимеевский мужской монастырь

«Богъ имъ судія», говорилъ онъ про своихъ враговъ. Созналъ свой грѣхъ и епископъ. Онъ теперь призвалъ всѣхъ игуменовъ и священниковъ города и строго запретилъ имъ еще чѣмъ-нибудь оскорблять Авраамія.

Наконецъ призвалъ къ себѣ и самого Авраамія, раскаялся предъ нимъ въ неправильномъ осужденіи его, разрѣшилъ ему священнодѣйствовать и просилъ его молитвъ о городѣ, чтобъ прекратилась засуха и бездожіе. Преподобный смиренно просилъ молитвъ самого епископа. Наконецъ удалился въ свою келлію и предался всеусердной молитвѣ. Господь внялъ его моленію, — пошелъ вдругъ обильный дождь, и засуха кончилась. Послѣ этого всѣ убѣдились въ силѣ молитвъ праведника, въ искреннемъ благочестіи его, и стали высоко уважать Его. Епископъ Игнатій сдѣлалъ Авраамія настоятелемъ новоустроеннаго имъ монастыря въ честь Положенія ризы Богоматери. Преподобный Авраамій въ иночествѣ подвизался 50 лѣтъ и послѣ краткой болѣзни мирно предалъ душу свою Богу въ 1220 году. Мощи его во время польскаго нашествія были сокрыты, но гдѣ, — осталось неизвѣстно.

ІІ. Изъ жизни св. Авраамія мы видимъ, что онъ почти во всю свою жизнь терпѣлъ гоненія отъ завистливыхъ людей.

Братіе! Если вы замѣчаете въ себѣ хотя толъко одну склонность къ зависти, не давайте усиливаться и укореняться въ себѣ этой страсти. Подумайте: какой великій грѣхъ завидовать другимъ.

а) Кто завидуетъ другому, тотъ явно показываетъ, что онъ не желалъ бы видѣть въ счастіи и благополучіи этого человѣка. А не желать своему ближнему добра, не содѣйствовать ему въ достиженіи его благополучія — это верхъ нечестія.

Такой человѣкъ какъ можетъ сказать о себѣ, что онъ любитъ ближняго своего? Нѣтъ, онъ не ближняго своего любитъ, а себя самого, онъ себѣ одному желаетъ счастія, за себя одного способенъ радоваться.

Но не любяй въ смерти пребываетъ, говоритъ апостолъ.

б) Что еще обнаруживаетъ завистливый? Онъ обнаруживаетъ недовольство своимъ состояніемъ.

Кто вполнѣ доволенъ тѣмъ, что имѣетъ, тотъ не станетъ, тому и нужды нѣтъ завидовать другому, — слѣдовательно, завистливый показываетъ, что онъ неблагодаренъ Богу за то, чѣмъ Онъ его наградилъ, что онъ достоинъ не того, что имѣетъ, а гораздо большаго, какъ будто Богъ несправедливъ и не по правдѣ воздаетъ каждому.

Совет

Итакъ, зависть открываетъ въ человѣкѣ еще два великихъ порока: ужасную неблагодарность къ Богу и безумную гордость. Но стоитъ только припомнить участь гордаго и неблагодарнаго народа еврейскаго, чтобы понять, какіе великіе грѣхи — неблагодарность къ Богу и гордость.

в) А какъ вредитъ зависть намъ въ нашемъ собственномъ благополучіи!

Она лишаетъ мира душевнаго, спокойствія и радости сердца.

Она и здороваго человѣка дѣлаетъ больнымъ, и въ счастіи несчастливымъ. Она изсушаетъ тѣло, искажаетъ доброту лица, дѣлаетъ взоръ злобнымъ.

Она поселяетъ смуты, неудовольствія. Она совершенно разстраиваетъ добрыя отношенія даже между близкими родными, она часто совсѣмъ разлучаетъ людей бывшихъ въ самыхъ близкихъ отношеніяхъ. И вотъ тѣ, которые бы должны руководствоваться духомъ любви, живутъ во злѣ.

Мало того, отъ зависти можно дойти и до убійства. Вспомнимъ Каина, Саула, недоброжелателей Даніила. А нынѣ сколько отъ зависти разстроено семействъ, сколько дѣлается вреда ближнему!

г) Припомнимъ, братіе, совѣтъ св. Василія Великаго о томъ, какъ побѣждать зависть, — эту величайшую мерзость нашего сердца.

«Если прозришь разсудкомъ выше человѣческаго, говоритъ великій учитель вѣры и благочестія, не будешь ничего земного почитать великимъ и чрезвычайнымъ: ни того, что люди называютъ богатствомъ, ни увядающей славы, ни тѣлеснаго здоровья; если не будешь поставлять блага для себя въ преходящихъ вещахъ, а устремишь взоръ свой къ истинно прекрасному и похвальному, къ достиженію благъ вѣчныхъ и истинныхъ, то будешь далекъ отъ того, чтобъ достойнымъ ублаженія и соревнованія признать что-нибудь земное и тлѣнное. А кто таковъ, и не поражается мірскими величіями, къ тому никогда не можетъ приблизиться зависть». (Тв. IѴ. 188. 190).

III. Господи! молитвами преподобнаго Авраамія искорени въ насъ зависть, насади въ насъ любовь, дай намъ плачъ о грѣхахъ нашихъ, да спасемся этимъ плачемъ отъ плача безполезнаго, неутѣшнаго, который ждетъ завистниковъ и всякихъ нераскаянныхъ грѣшниковъ въ той жизни. (Сост. Г. Д-ко съ дополн. по поуч. свящ. П. Шумова).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи).

Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С.

188-190.

Источник: http://acathist.ru/literatura/item/prepodobnyj-avraamij-smolenskij-o-zavisti

Память преподобного Авраамия Смоленского

Преподобный Авраамий Смоленский, проповедник покаяния и грядущего Страшного Суда, родился в середине ХII в. в Смоленске от богатых родителей, которые до него имели 12 дочерей и молили Бога о сыне. С детства он рос в страхе Божием, часто посещал церковь и имел возможность учиться по книгам.

Родители надеялись, что их единственный сын вступит в брак и продолжит знатный род, но он искал другой жизни. По смерти родителей, раздав все имущество монастырям, церквам и бедным, преподобный ходил по городу в рубище, моля Бога указать путь спасения.

Он принял постриг в монастыре Пресвятой Богородицы, который стоял в пяти верстах от Смоленска, на месте Селище.

Проходя в нем различные послушания, преподобный усердно занимался списыванием и собиранием книг, черпая из них духовное богатство.

Обратите внимание

Смоленский князь Роман Ростиславич († 1170) завел в городе училище, в котором учились не только по славянским, но и по греческим и латинским книгам. У самого князя было большое собрание книг, которым пользовался преподобный Авраамий.

Более 30 лет подвизался он в обители, когда игумен убедил его принять в 1198 г. сан пресвитера.

Каждый день он совершал Божественную литургию и исполнял послушание духовника не только для братии, но и для мирян. Вскоре преподобный стал широко известен.

Это возбудило зависть братии, а затем и игумена, и через 5 лет преподобный вынужден был перейти в Крестовоздвиженский монастырь в самом Смоленске.

На пожертвования богомольцев он украшал соборный храм бедного монастыря иконами, завесами и свечами. Сам он написал две иконы на темы, которые более всего занимали его: на одной изобразил Страшный Суд, а на другой – истязания на мытарствах.

Сухой и бледный от крайних трудов, подвижник был похож в священных одеждах на святителя Василия Великого. Святой был строг и к себе, и к духовным детям. Он неустанно проповедовал в церкви и приходящим в его келлию, беседуя равно с богатыми и бедными.

Городская знать и духовенство требовали у епископа Игнатия предать преподобного суду, обвиняя его в прельщении женщин и переманивании духовных детей. Но страшнее были обвинения его в еретичестве и чтении запрещенных книг. За это предлагали утопить или сжечь подвижника.

Важно

На суде князя и епископа преподобный отвел все лживые обвинения, но, несмотря на это, ему запретили священнодействовать и перевели в прежний монастырь в честь Пресвятой Богородицы.

Страшная засуха была Божиим наказанием за неправедный суд, и лишь когда святитель Игнатий попросил прощения у преподобного Авраамия и разрешил ему служить и проповедовать, дождь напоил Смоленскую землю.

Святитель Игнатий построил новый монастырь в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы и поручил в нем настоятельство преподобному Авраамию, а сам, оставив по старости епархию, поселился в нем. Много было желавших поступить под руководство преподобного Авраамия, но он принимал их весьма разборчиво и после больших испытаний, так что в его монастыре у него было только 17 братий.

Преподобный Авраамий после смерти святителя Игнатия, бывшего его духовным другом, более прежнего внушал братии помнить о смерти и молиться день и ночь о том, чтобы не быть осужденными на Суде Божием. Скончался преподобный Авраамий до 1224 г., пожив в иночестве 50 лет.

Уже в конце ХIII в. ему была составлена служба, совместная с учеником преподобным Ефремом. Страшное монголо-татарское нашествие, бывшее наказанием Божиим за грехи, не только не заглушило памяти преподобного Авраамия Смоленского, но напомнило людям его призыв к покаянию и памятованию Страшного Суда.

несь возсия нам память твоя, славне, яко солнце,/ светозарно лучами озаряющая мир/ и тьму нощи злых духов от нас отгоняющая./ Днесь Небесныя силы святых Ангел/ и души праведных мысленно торжествуют, радующеся./ Днесь и мы, грешнии, припадающе, молимся:/ отче преподобне Авраамие,/ Христа Бога моли непрестанно/ спасти град и люди, любезно тебе почитающия.

озсия, Господи, граду Твоему/ память Твоего угодника,/ яко светлое солнце,/ радостно всех, яко лучами, озаряющи,/ паче же молитвы Пречистыя Твоей Матере/ от всех бед избавляют нас/ и упраждняют варварская шатания./ Тем мы, людие Твои и град наш, вельми хвалимся/ и спасаемся молитвами/ Твоего угодника Авраамия, преподобнаго отца.

Источник: 

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/pamyat-prepodobnogo-avraamiya-smolenskogo

Храм святителя чудотворца николая на водах – преподобный аврамий смоленский

3 сентября память преподобного Авраамия Смоленского

Святые Авраамий и Меркурий Смоленские

Среди имен святых мужей, прославившихся пред Господом величием своего земного подвига стоит имя святого преподобного Авраамия Смоленского. «Лестницей высокого благочестия духовного» называли его современники. И нас, отдаленных от времени трудов святого смоленского архимандрита более чем на семь с половиной столетий, восхищают сияющие высоты духовной славы преподобного.

Время сохранило для нас житие святого Авраамия, написанное его учеником – святым Ефремом.

Родился блаженный в благочестивой семье «верных родителей» Симеона и Марии «христолюбиво в законе Божьем живших благолепно и честно; был же отец его всеми почитаем и любим, и имел честь от князя, и воистину знали все, что украшен он правдой, многим заступлениями в бедах помогал, был милостив и смирен ко всем, к молитве и церкви прилежал; также и мать его всем благочестием украшена».

Ко времени рождения мальчика родители Авраамия были уже в немолодом возрасте и имели несколько дочерей. Они не уставали молить Бога о сыне, совершая множество обетов и жертвований церквам, и молитвы их были услышаны.

Однажды в воскресенье некой черноризице, отдыхавшей после утренней службы, был слышен голос: «Скоро поднимись и иди, ибо родила Мария отрока, которого надлежит тебе воспринять!» Послушная ангельскому повелению, монахиня пришла в дом родителей Авраамия, где ей было видение: «когда дитя омывали, многие святители священнолепно его словно благодатию крещения освещали, и некая жена весьма светло сияющая служила, держа одежды белые, как снег».

К сожалению, в житии не указывается дата рождения преподобного Авраамия. Можно только предположить, что это произошло после 1146 года.

На восьмой день по рождении, отмеченного чудесными видениями, явленными словно в пророчество о назначенной ребенку судьбе, мальчику дано было имя Афанасий, а на сорокой день от роду младенец был крещен.

Совет

С младенчества Афанасий воспитывался в родительском доме в христианском духе, в добрых нравах.

По достижении надлежащего возраста он был отдан учиться святым книгам в один из монастырей, при котором действовала школа – князь Роман Ростиславович, любивший просвещение, завел в Смоленске училище, где обучали греческим и латинским книгам.

Святой Ефрем подчеркивает старательность молодого книжника в учении: «не унывал отрок как прочие дети, но скорым прилежанием учился и на игры с прочими не ходил, но на божественное и церковное пение раньше всех приходил», ибо почила на юноше благодать Божия».

Когда же достиг Афанасий совершеннолетия, престарелые родители предложили ему поразмыслить о браке. Однако блаженный юноша в стремлении без остатка посвятить себя Господу, возненавидев будничную славу земного века, твердо решил облачиться в «одежды праведности», став монахом.

Вскоре умерли христолюбивые родители Афанасия, оставив единственному сыну богатое наследство.

Богатство не ослепило его своим обманчивым блеском: Афанасий пожертвовал наследство на храмы и монастыри, роздал имение в многочисленных и щедрых подаяниях сиротам и вдовам, подражая примеру святых, чьи жития он так любил читать, облачился в лохмотья, сбросив с себя дорогие одежды и, уподобившись нищему, принял подвиг юродства.

Спустя некоторое время молодой подвижник постригся в иноческий чин с именем Авраамия в Богородичном Успенском монастыре, который находился в Селище, в пяти поприщах к востоку от Смоленска.

Читайте также:  Покровский собор в севастополе, россия, республика крым, город севастополь

Здесь он проводил дни и годы в изучении Священного Писания, в чтении житий древних святых, работая в монастырском скриптории и вскоре став его начальником, «списывая книги что своею рукою, что работой многих писцов», проводил ночи в молитвах, бдениях, постясь, подчиняясь игумену и слушаясь братию, «принимая утешение от святых книг».

Наблюдая такое смиренное житие, искреннее подвижничество, богомудрие и широкие познания уже достаточно опытного инока, игумен, ценивший образованность и сам прекрасно знавший и толковавший Писание, благословил Авраамию принять священнический сан.

Обратите внимание

Он был рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха во время княжения Мстислава Смоленского (Старого), который правил княжеством с 1197 по 1214 год.

Как сообщается в житии, «дар благодати» в таинстве священства Авраамий воспринял из рук епископа Игнатия, таким образом, посвящение в сан иеромонаха произошло уже после 1206 года, когда Авраамий прожил в монастыре 30 лет.

По рукоположении Авраамий принял на себя и обязанности духовника. Вскоре он покинул Селищенскую обитель. Подобно Иоанну Златоустому, после шести проведенных в пустыни лет пришедшему учить людей в Антиохию, Авраамий пришел в Смоленск и поселился в бедном, малолюдном и малоизвестном монастыре Святого Креста.

Смоляне много наслышанные о мудром и смиренном иеромонахе, все чаще притекали к новому духовнику, чтобы поучиться у него исполнению заповедей Христовых и благому деланию.

Очень скоро Авраамий, имеющий дар красноречиво и доходчиво толковать Священное Писание, был отмечен всеобщей любовью и уважением горожан, поддержавших наставника в тяжелые для него времена.

Со слов преподобного Ефрема мы знаем и о щедрости Авраамия к сиротам и вдовам, которым он отдавал все, что приносили ему прихожане, оставляя себе только самое необходимое для существования, заботился он и об устроении монастыря и церкви, которую украсил завесами и иконами; часть из которых написал сам. Известно о двух образах письма Авраамия – «Страшный суд» и «Мытарства небесные». Проповедь святого подвижника, с которой он обращался к верующим призывала к покаянию и ежечасным воспоминаниям о будущем Страшном Суде, которые удерживали бы их от грехов.

Пример благого жития показывал и сам преподобный своим поведением и обычаями, «был ибо блаженный воздержан от многого пития, а пьянство отнюдь ненавидел, ризы по смирению своему носил, избегая дорогих, был весьма смирен, на трапезы и на пиры вовсе не ходил ради многих зазираний (споров), творящихся из-за более почетного места…». Это все вызывало особо теплое отношение жителей к преподобному. Но, к сожалению, это же возбуждало зависть духовенства, видящего в притягательной силе личности Авраамия угрозу для собственного благополучия и относящего таланты преподобного едва ли не к колдовским хитростям. Они объявили его еретиком и пророком, почитающим Глубинные книги. Неспособность смоленских священнослужителей понять подвиг Авраамия объяснима – изнеможденный постом и ночными бдениями аскет в то время и в той земле был достаточно необычным образцом подвижника.

На суде над Авраамием, происходившем на «дворе владычнем» в присутствии князя, блаженный смоленский духовник был оправдан. За Авраамия заступился Сам Господь, явившийся некоему Луке Прусину, который стоял на молитве девятого часа в храме Михаила Архангела.

Важно

Лука, придя на судилище над Авраамием, объявил: если обвинители не раскаются в своем грехе, 30 лет будет на них пребывать гнев Божий. На следующий день, однако, Авраамий с двумя учениками вновь был приведен на суд пред епископом, где ему были предъявлены прежние обвинения.

Противники все-таки добились заточения Авраамия в Селищенском монастыре, а чтобы более надежно отгородить от его влияния горожан, не оставивших своего наставника, они даже послали вооруженный отряд стеречь путь к Богородичной обители.

Пытался заступиться за Авраамия перед епископом Игнатием и будущий Смоленский иерарх Лазарь, предрекая городу великие беды, если неправедно восставшие на благочестивого иеромонаха не раскаются перед ним.

Гнев Божий действительно скоро обрушился на Смоленск: «было бездождие великое в городе, и иссохла земля и сады и нивы и весь плод земной», Епископ Игнатий совершил крестный ход вокруг города», но не избавил город от засухи. Тогда некий иерей напомнил епископу о неправедном лишении Авраамия права совершать Божественную литургию.

Игнатий же, вызвал к себе опального иеромонаха и установив, наконец, что он несправедливо оговорен, со слезами просил у него прощения за совершенную несправедливость. По их совместной молитве посланный Господом дождь напоил землю и спас горожан от голодной смерти.

Автор жития Авраамия приводит текст молитвы, сложенной несомненно самим святым:

«Услыши, Боже, и спаси, Владыко Вседержителю, молитвами святителя Твоего и всех иереев Твоих и всех людей Твоих, и отвергни гнев Свой от рабов Твоих и помилуй град сей и всех людей Твоих и прими милостиво воздыхание всех молящих Тебя со слезами, одожди и напои лице земли, человеков и животных возвесели; Господи, услыши и помилуй!»

Спустя некоторое время владыка Игнатий основал монастырь при Смоленской церкви Ризоположения, содержавшийся на средства епископа.

Когда же дело дошло до назначения в него настоятеля, Игнатий вспомнил о скромном иеромонахе, и поскольку, по причине бедности обители никто не осмеливался стать ее настоятелем, епископ послал протопопа Георгия за Авраамием и после дружеской беседы благословил его на игуменство.

Теперь дни Авраамия, вскоре ставшего архимандритом, были полны забот об упорядочении монастыря, в котором вскоре поселился и сам Смоленский Архипастырь. Время проходило в молитвах и поучениях к братии, «многих ибо поучал и наставлял жить в благом труде, в бдении, молитвах, в терпении и смирении, в милостыни и любви», в постоянных рассуждениях о «разлучении души и тела…

Совет

и как возьмут душу пришедшие ангелы, и какие испытания будут на воздухе от бесовских мытарей, как предстоять пред Богом и ответить за все; и куда поведут, и в какое пришествие предстать пред судище страшного Бога, и каков будет приговор от Судии, и как огненная река потечет, пожигая все, и кто тогда поможет, кроме покаяния и милостыни и любви ко всем и иных благодеяний, кои помогут душе».

В таком богоугодном делании и завершил жизнь блаженный архимандрит, предав после непродолжительной болезни душу свою в руки Господа, проведя 50 лет в подвигах благочестия. Произошло это приблизительного около 1219 – 1224 г.

В 1549 г. на Макарьевском Соборе произошла канонизация святых Авраамия и Ефрема Смоленских. Учителю было установлено всеобщее, а ученику местное празднование, обоим в день успения Авраамия 21 августа/3 сентября.

Стихи святителя Николая Сербского : Преподобный Аврамий Смоленский

Свеча горит и фимиам благоухает, А кроткий Авраамий Бога умоляет; За всех он молится за ближних и за дальних, Чтоб все сподобились дней светлых, беспечальных. Он тело иссушил трудами и постом, Давно уж духом пребывая в мире том.

Впитал он в сердце Божие благословенье, О времени забыл- и не страшится тленья. Труды его на хартиях незримых написуются- Так что враги спасения неистово беснуются.

Для грешников же праведник- всегда живой упрек: Поносят его злобно- им вовсе невдомек, Что Авраамий Божию к ним милость приклоняет, И тайно слезы о заблудших проливает; Он твердо знает: Бог желает всем спасенья, Исполнен суд Господень всякого терпенья.

Пусть негодуют грешники- молитва все покроет, На заблудившихся и гневаться не стоит. На Бога Авраамий возложил все упованье,

И Бог ему вручил святое воздаянье.

Собор Смоленских святых

Преподобный Авраамий Смоленский

Успенский кафедральный собор в Смоленске

Источник: http://hram-nikola.kiev.ua/zhitiya-svyatykh/1191-zhitie-prepodobnogo-avraamiya-smolenskogo

Авраамий Смоленский

Это временное юродство, о котором не сообщается никаких подробностей, может быть, и состояло в социальном уничижении, подобном юношеским подвигам прп. Феодосия Печерского. Вскоре юноша постригается под именем Авраамий в пригородном Смоленском монастыре. Пребывая в «бдении и алкании день и нощь», Авраамий ревностно предается книжным занятиям.

Изучая отцов Церкви и жития святых, он составляет себе целую библиотеку, «списа ово своею рукою, ово многими писцы». Из отцов Церкви Иоанн Златоуст и Ефрем Сирин были его любимым чтением. Смоленск XII в. был одним из культурных центров Руси. В этой обстановке ученость инока Авраамия не является неожиданной.

Уже эта ученость Авраамия резко отличает его от «простого» Феодосия, который мог только прясть нити «великому» Никону. Но житие Авраамия находится в теснейшей литературной зависимости от жития Феодосия. Сам Авраамий, несомненно, прошел в юности школу Феодосия и подражал ему. Как и для Феодосия, палестинские жития святых составляли его любимое чтение.

Обратите внимание

И однако образ его резко и своеобразно выделяется на этом палестинско-киевском фоне. Конечно, речь может идти лишь о духовных оттенках, с трудом находящих словесное выражение в житийном стиле. Тем не менее при тесной близости смоленского и киевского жития, каждое отступление может быть только сознательным и значительным.

Всем известно, что святой Феодосий посещал княжеские пиры, хотя и вздыхал, слушая музыку скоморохов. Но Авраамий «на трапезы и на пиры отнюдь не исходя».

Худые ризы Феодосия Авраамий сохранил и в годы зрелости. Ефрем под смиренными ризами Феодосия рисует совсем иное аскетическое лицо: «Образ же блаженного и тело удручено бяше, и кости его и состави яко мощи исщести, и светлость лица его блед имуще от великого труда и воздержания и бдения, от мног глагол».

Традиция телесной крепости и радостная светлость святого установлена еще Кириллом Скифопольским для его Саввы и завещана Руси. В эту традицию не укладывается бледный и изможденный смоленский аскет.

А между тем этот образ борющегося аскета автор хочет запечатлеть в уме читателя, рисуя портрет средовека, а не старца: «Образ же и подобие на Великаго Василия: Черну браду таку имея, плешиву разве имея главу». За аскетической худобой, лишением сна и пищи — качество молитвы.

Нестор мало говорит о молитве своего святого, косвенно позволяя заключить, что она не имела разительных внешних проявлений: ни мистических экстазов, ни эмоциональной порывистости.

Иначе у Авраамия: «И в нощи мало сна приимати, но коленное преклонение и слезы многы от очью безъщука (беспрестанно) излияв и в перси биа и кричанием Богу припадая помиловать люди Своя, отвратити гнев Свой». Эта покаянная печаль и мрачность не оставляют святого и на пороге смерти.

Упоминается о милостыне; но не с состраданием к немощам людским выходил из своей кельи суровый аскет, а со словом назидания, со своей небесной и, вероятно, грозной наукой, наполняющей трепетом сердца. Этот особый «дар и труд божественных писаний» заменяет прп. Авраамию дар и труд общественного служения, без которого редко можно представить себе святого древней Руси.

Важно

Более традиционен (по-русски) св. Авраамий в его отношении к храмовому благочестию, к литургической красоте. Изгнанный из своего монастыря, он в городе украшает другой, ставший его убежищем. Он особенно строг и в храмовом благочинии, «паче же на литургии». По-видимому, совершенно особое и личное отношение было у святого к Евхаристии.

Он не переставал совершать бескровную жертву («ни единого же дне не остави») со дня своего рукоположения, и потому запрещение его в служении должно было явиться для него особенно мучительным.

Из этих скудных, рассеянных черт встает перед нами необычный на Руси образ аскета с напряженной внутренней жизнью, с беспокойством и взволнованностью, вырывающимися в бурной, эмоциональной молитве, — не возливающий елей целитель, а суровый учитель, одушевленный, может быть, пророческим вдохновением.

Если искать духовной школы, где мог воспитаться такой тип русского подвижника, то найти его можно лишь в монашеской Сирии. Св. Ефрем, а не Савва был духовным предком смоленского Авраамия.

Авраамий был не только ученым толкователем, но и смелым проповедником Евангелия. Мрачность и эсхатологичность характерны и для его проповедей. Своих слушателей он призывал к раскаянию, угрожая им концом света и Страшным Судом.

Его влияние было очень велико, но его смелость навлекла на него преследования со стороны других представителей духовенства и монашества, обвинивших его в ереси. Они возбудили против него чуть ни весь город, что и жизнь его оказалась в опасности.

Читайте также:  Преподобный зосима верховский

Его судили в присутствии епископа и князя, но светские судьи его оправдали. Тогда епископ вторично предал его суду, но на этот раз церковному.

Ефрем не приводит приговора этого суда и хочет подчеркнуть благополучный исход его: «не приемше ему никоего зла». Однако Авраамий отослан в свой первоначальный монастырь и ему было запрещено совершать литургию. Два праведника предсказывают епископу гнев Божий на г. Смоленск за гонение на святого. Обещанная «епитимия» приходит в виде страшной засухи.

Молитвы епископа и всего народа остаются неуслышанными. Тогда Игнатий призывает св. Авраамия, снова расследует обвинения против него и «испытав, яко все лжа», прощает его и просит молиться о страждущем городе. Последние годы святого прошли мирно, на игуменстве в новом монастыре его.

Преподобный пережил своего епископа и преставился от болезни после 50 лет подвижничества.

Необычайность подвига св. Авраамия и перенесенных им гонений ставит перед нами вопрос о их источнике. Биограф его, св. Ефрем, неоднократно подчеркивает, что преподобный стал жертвой смоленского духовенства. Его ученость и дары пастырства противополагаются «невеждам, взимающим сан священства».

На суде «князью и властителем умягчи Бог сердце, игуменом же и иереем, аще бы мощно, жива его пожрети». Позднейшее примирение Авраамия со св. Игнатием заставляет автора по возможности смягчить роль епископа в этом злосчастном процессе: он представляется скорее жертвою и орудием «попов и игуменов».

Совет

Но автор не пожелал скрыть острого конфликта между святым и огромным большинством духовенства. Какие же мотивы предполагает он у враждебных сил? Некоторые из приводимых мотивов носят корыстный или человечески мелкий характер. К Авраамию стекалось из города множество народа — он был для многих «отцом духовным». Отсюда понятны жалобы священников: «уже наши дети вся обратил есть».

На этой почве вырастает клевета. Но важнее и интереснее другая группа обвинений: «Овии еретика нарицати, а инии глаголаху нань — глубинныя книги почитатель… друзии же пророком нарицающе».

Еретик — пророк — читатель запрещенных книг — обвинения относились к самому содержанию его учения. Оно смутило и его игумена, столь ученого и первоначально столь расположенного к нему. Каково же было содержание этого необычного, смущающего учения? Оно, конечно, имело отношение к спасению — св. Авраамий проповедовал грешникам покаяние — и с успехом.

Но одно духовничество или нравственная проповедь не могли навлечь на Авраамия обвинения в ереси. Ефрем неоднократно говорит о «дарах слова Божия, данных от Бога преподобному Авраамию… якоже ничтоже ся его утаить божественных писаний». В области экзегетики Священного Писания (темных, таинственных мест) опасности и подстерегали смелого богослова.

За эту свою экзегетическую проповедь он, по его собственным словам, «бых пять лет искушениа терьпя, поносим, безчествуем, яко злодей». Ефрем дает нам нить и для того, чтобы нащупать основной богословский интерес Авраамия. Смоленский инок был не только богословом, но и художником.

«Написа же две иконы: едину страшный суд втораго пришествиа, а другую испытание въздушных мытарств». Воспоминание о них наводит автора на страшную память о том, «аще страшно есть, братье, слышати, страшнее будет самому видети». В тех же мыслях и настроениях застает святого смертный час: «Како огньная река потечет пожигающи вся».

Здесь опять нас поражает конкретность образов, художественная наглядность видений… Нельзя не видеть их внутреннего родства с типом аскезы. Детали этих видений не сводимы к Апокалипсису или к книге прор. Даниила. Но они целиком вмещаются в обширную святоотеческую или апокрифическую литературу эсхатологического направления.

Так, подробности Страшного Суда все находятся в знаменитом слове Ефрема Сирина «На пришествие Господа, на скончание мира и на пришествие антихриста». Классическим источником для мытарств на Руси было греческое житие св. Василия Нового, в видениях Феодоры.

Но откуда же гонения на Авраамия, откуда обвинения в ереси? Мы уже понимаем, почему его называют, глумясь, пророком. Эсхатологический интерес, направленный на будущее, — вероятно, чаемое близким, — срывает покров с тайны, пророчествует. Но вот другое обвинение: «глубинные книги почитает».

Оно указывает, что заподозрен был самый источник этих пророчеств: греческая эсхатологическая традиция. И, может быть, не без основания. Хорошо известно, как подлинные эсхатологические творения св. отцов обрастали псевдоэпиграфами и вдохновляли апокрифы, уже анонимные.

В Церкви греческой, а потом и русской циркулировали списки отреченных книг, запретных для чтения. Но эти списки имели частный характер, противоречили друг другу и слабо выполнялись, как свидетельствует факт сохранности апокрифических рукописей в монастырских библиотеках. При отсутствии критической школы и филологической культуры задача выделения апокрифов из святоотеческого наследия была для Руси непосильной.

Что такое «глубинные» (или «голубинные») книги, которые читал прп. Авраамий? Возможно, под ними следует понимать космологические произведения богумильской литературы. В средние века богумильство (остатки древнего манихейства) имело огромное распространение в югославянских странах: Болгарии, Сербии, Боснии.

Со славянского юга Русь взяла почти всю свою церковную литературу: не могла она не заимствовать и еретической, как об этом свидетельствуют еретические мотивы в произведениях народной поэзии: сказаниях, легендах и духовных стихах. Против св. Авраамия было выдвинуто весьма конкретное обвинение — с какой долей доказательности, мы не знаем.

В житии его, конечно , нет следов манихейства, ибо нельзя считать за манихейство суровый, мироотрешенный аскетизм. Если Авраамий читал богумильские книги, то по добросовестному заблуждению, как и большинство православных русских читателей. В преданности его Церкви не может быть сомнений. Но, может быть, св.

Обратите внимание

Ефрем прав был в оценке гонителей своего духовного отца — и перед нами первая в русской истории картина столкновения свободной богословской мысли с обскурантизмом невежественной, хотя и облеченной саном толпы.

Богословская культура Авраамия находит свое объяснение в культурном расцвете Смоленска в ту эпоху. Но направление его интересов было иное. И в этом направлении он предуказывает одно из основных религиозных призваний Руси.

Древняя Русь того времени из всех богословских тем облюбовала себе одну: эсхатологическую. Уточняя сокровенное содержание его науки, мы получаем право сказать, что св. Авраамий был страстотерпцем православного гнозиса.

Источник: http://biozvezd.ru/avraamij-smolenskij

Преподобный Авраамий Смоленский

Авраамий, родом из Смоленска, с юных лет решивший посвятить себя служению богу, после смерти родителей роздал бедным имущество, доставшееся на его долю, и принял иночество в монастыре Богородицы, в пяти верстах от города. Он много трудился над изучением писаний святых отцов, переписывал их и поручал переписывать другим, постоянно умножая свое духовное богатство изучением спасительных истин.

В сане иерея (1198) Авраамий своей начитанностью и даром слова привлекал в обитель множество посетителей, с которыми вел беседы о спасении души, призывая к покаянию.

Но как ни благотворна была деятельность Авраамия, как ни способствовала исправлению нравов, она же возбуждала зависть и злобу среди духовенства. Эта зависть породила клевету.

Праведника стали обвинять то в ереси, то в греховной жизни, прикрываемой показной святостью, и дело дошло до того, что знатнейшие горожане, смущенные слухами, просили епископа Смоленского Игнатия подвергнуть Авраамия суду.

И хотя ни одно из обвинений, возведенных на Авраамия, на суде не подтвердилось, злоба врагов священнослужителя была так велика, что они требовали сжечь его на костре или водить по улицам с побоями и потом бросить в воду.

Тогда епископ Игнатий, опасаясь мятежа, запретил Авраамию священнослужение  и проповедование Слова Божия и повелел удалиться из обители Святого Креста в Смоленске, где он приютился, обратно в Богородицкий монастырь. Один только священник Лазарь, ставший впоследствии епископом Смоленским, встал на защиту праведника:

– Город будет строго наказан, если не раскается в своей несправедливости, – сказал он, явившись к епископу.

И в самом деле, вскоре во всей Смоленской епархии наступила засуха. Народ совершил крестный ход вокруг города, но дождя все не было. Несмотря на очевидность кары Божьей, в народе не пробуждалось сознание своей вины перед оклеветанным праведником. Тогда другой священник, придя к епископу, сказал:

– Хотя мы и молились Богу, но не были услышаны. Не оттого ли это, что Авраамию запрещено священнодействовать?..

Важно

Игнатий, сознавая, что малодушно уступил проискам злопыхателей и раскаиваясь в содеянном, призвал Авраамия и, попросив у него прощения себе и городу, разрешил священнослужение и проповедование в церкви.

Со смиренной верой молился Авраамий, возвращаясь в свою обитель, и не успел еще до нее дойти, как на растрескавшуюся от зноя землю пролился спасительный дождь…

Тогда всем стало понятно, что это чудное засвидетельствование святости Авраамия перед Богом… И с тех пор никто не смел тревожить его.

Авраамий стал впоследствии настоятелем монастыря в честь Положения Ризы Богоматери и после трудов пятидесятилетней иноческой жизни преставился. Житие преподобного было описано его учеником Ефремом, которого чтили в обители за святую жизнь наравне с Авраамием. 

02 сентябрь 2013 /

Источник: https://pravoslav-voin.info/azi/4212-prepodobnyj-avraamij-smolenskij.html

Житие Авраамия Смоленского

Житие и терпение преподобного отца нашего Авраамия, просветившегося во многом терпении, нового чудотворца среди святых города Смоленска.

У правоверных и благочестивых родителей Авраамия — двенадцать дочерей, они же молят Бога даровать им сына, что и свершается по Божьему промыслу.

Когда на восьмой день после рождения ребёнка относят в церковь, чтобы дать ему имя, пресвитер очами сердца прозревает, что это дитя посвятит себя Богу.

В отрочестве Авраамий ревностно учится и любит слушать церковное пение, а в юности его любимым чтением становятся жития святых и боговдохновенные книги.

Когда его родители умирают, оставив ему большое наследство, он раздаёт всё богатство нищим, вдовам и сиротам, чтобы отрешиться от земных благ и предать себя одному только Богу. Он уходит из города в место, называемое Селище, и постригается в монахи в монастыре Святой Богородицы. Из книг он больше всего любит читать поучения Ефрема Сирина и Иоанна Златоуста и проводит дни и ночи в непрестанном бодрствовании, посте и молитве.

Продолжение после рекламы:

Игумен, видя его смирение и усердие, испытывает его и принуждает Авраамия принять священнический сан. Авраамий совершает божественную литургию, не пропуская ни одного дня, и многие люди из города, где он родился и вырос, приходят, чтобы послушать его.

Однако дьявол, который видит, что грешники под влиянием Авраамия раскаиваются, решает его погубить, воспользовавшись разногласиями среди священников и иноков, ибо одни считают его праведником, другие же боятся утратить своё влияние на паству из-за распространения учения Авраамия.

Совет

Самого игумена вводят в заблуждение, и он отлучает Авраамия и запрещает ему поучать народ.

Авраамий возвращается в город и живёт в монастыре Честного Креста. Но и туда стекаются люди, которые жаждут услышать Авраамия, ибо он мог так истолковать Писание, что даже самые тёмные и несведущие понимают всё, им сказанное.

Враг рода человеческого, посрамлённый силой веры Авраамия и его смирением, является ему ночью и днём в разных устрашающих образах, мучает и избивает его.

Войдя в сердца бесчинных, дьявол внушает им ненависть к Авраамию, и многие священники и игумены по наущению врага начинают клеветать на блаженного, называя его еретиком и блудником.

Авраамия хватают и ведут на судилище, но Бог смягчает сердце властителям, и те не находят в нём никакой вины.

Однако обвинители Авраамия продолжают оскорблять его, и епископ, чтобы удалить его из города и прекратить распрю, посылает его в тот монастырь, в котором Авраамий постригся в монахи, но запрещает служить божественную литургию. К Авраамию никого не пускают и даже приставляют стражников.

Тогда блаженный Лазарь, который был тогда ещё священником, приходит к епископу Игнатию и говорит ему, что город поразит великая беда, если он и все, кто преследовал Авраамия, не раскаются. Блаженный Игнатий внимает совету Лазаря и запрещает поносить и оскорблять Авраамия.

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

Предсказанное блаженным Лазарем сбывается: высыхает земля, и сады, и нивы и ни капли дождя не падает с неба. Блаженный Игнатий с богобоязненными игуменами и клиром, а также все жители города молят Бога, чтобы тот помиловал народ свой и послал на землю дождь.

Но засуха продолжается.

Обратите внимание

Тогда один священник, которому Бог вложил в сердце мысль об Авраамии, приходит к епископу Игнатию и спрашивает у него, не из-за гонений ли на Авраамия Бог наказал их засухой? Епископ призывает к себе Авраамия и, выяснив, что все обвинения, возводимые на него, лживы, снимает с него запрет на совершение божественной литургии и просит, чтобы Авраамий помолился Богу о спасении от засухи. По молитве Авраамия Бог тотчас же посылает на землю дождь. Блаженный Игнатий назначает Авраамия игуменом вновь основанного монастыря пресвятой Богородицы, и люди снова приходят к нему за советом и поучением, и многие просятся к нему в монастырь иноками. Однако Авраамий, зная тяготы и искушения монашеской жизни, берёт не всех и долго испытывает того, кто желает стать у него послушником.

Так в течение пятидесяти лет — до самой смерти — пребывает Авраамий в подвиге, с юности помышляя лишь об одном: как угодить Господу нашему Иисусу Христу.

Источник: https://briefly.ru/_/zhitie_avraamiia_smolenskogo/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector