Преподобный герман аляскинский

Преподобный Герман Аляскинский | Православный церковный календарь на каждый день | Православие и Мир

Преподобный Герман Аляскинский родился в городе Серпухове, под Москвой, в 1757 году в купеческой семье. Его мирское имя и фамилия неизвестны. С шестнадцати лет вступил он на иноческий путь. Вначале преподобный нес послушание в Троице-Сергиевой пустыни, расположенной в окрестностях Петербурга, на берегу Финского залива (пустынь принадлежала Троице-Сергиевой Лавре).

В обители будущий миссионер подвизался около пяти лет. Желая полного уединения и безмолвия, преподобный Герман удаляется на Валаам. Валаамский монастырь, расположенный на островах Ладожского озера, бывал отрезан от внешнего мира до 8 месяцев в году.

После тщательного испытания различными послушаниями игумен Назарий благословил молодого подвижника на постоянное жительство в лесу, в пустынном уединении. По праздникам, приходя в монастырь, преподобный нес клиросное послушание (у него был прекрасный голос). В Валаамской обители святой Герман принял монашеский постриг.

Есть мнение, что святой Герман пришел на Валаам в 1778 году. В том же году преподобный Серафим пришел в Саровскую обитель.

Обратите внимание

Обстоятельства жизни преподобного Германа на Валааме напоминают об уединенных подвигах его великого современника – Саровского чудотворца.

Подобно преподобному Серафиму, валаамский подвижник отличался исключительным и проникновенным знанием духа и буквы Священного Писания, творений святых отцов и учителей Церкви.

Духовным руководителем и наставником будущего миссионера был игумен Назарий, саровский старец, который ввел на Валааме устав Саровской пустыни.

Таким образом, благодатный строй саровского подвижничества, в котором совершалось духовное возрастание преподобного Германа на Валааме, стал неотъемлемой частью его души и сделал его родным и исключительно близким по духу преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу.

Есть сведения, что преподобный Серафим пользовался, в свою очередь, наставлениями старца Назария во время его жительства в Сарове.

Через 15 лет пребывания преподобного Германа на Валааме Господь призвал смиренного инока на апостольское служение и послал его проповедовать Евангелие и крестить язычников малообжитого и сурового края Аляски и прилегающих к ней островов Северной Америки.

С этой целью в 1793 году была создана духовная Миссия, получившая название Кадьякской, с центром на острове Кадьяк. Руководителем миссии был назначен архимандрит Иоасаф (Болотов), инок Валаамского монастыря.

В числе прочих сотрудников Миссии было еще пять иноков Валаамского монастыря, среди них и преподобный Герман, которому Господь благословил потрудиться в благовестии дольше и плодотворнее, чем кому-либо другому из членов Миссии.

Важно

По прибытии на остров Кадьяк миссионеры немедленно занялись постройкой храма и обращением язычников. «1794 года, сентября с 24 живу на острове Кадьяке. Слава Богу, более 700 американцев перекрестил, да более 2000 браков обвенчал, состроили церковь, а время позволит – сделаем другую, да походные две, а то и пятую нужно сделать» – замечает в одном из писем архимандрит Иоасаф.

Отец Герман на новом месте поначалу нес послушание в пекарне и занимался хозяйственными заботами Миссии.

Под руководством архимандрита Иоасафа (позднее епископа) Миссия находилась недолго: во время бури (в 1799 году) Преосвященный Иоасаф со своими спутниками погиб в волнах океана.

На помощь оставшимся в живых миссионерам в 1804 году был командирован только один иеромонах Александро-Невской Лавры Гедеон. Он на некоторое время возглавил Миссию. Его заботами была устроена школа для детей крещеных алеутов.

В 1807 году иеромонах Гедеон навсегда покинул стан миссионеров, возложив всю ответственность на преподобного Германа, который до самой кончины своей оставался духовным отцом, пастырем и попечителем душ человеческих в доверенной ему Миссии.

Преподобного хотели посвятить в сан иеромонаха и возвести во архимандрита, но смиренный инок отказался от какого бы то ни было возвышения и до конца своих дней пребывал простым монахом.

Преподобный Герман был для местных жителей истинным добрым пастырем и защищал их, как мог, от злых и хищных людей, которые видели в островитянах только объект для жестокой эксплуатации.

Поэтому не было бы ничего удивительного, если бы новообращенные отвергли веру пришельцев, которые стали все чаще выступать в роли эксплуататоров и угнетателей (приезжавшие с целью наживы промышленники), и вернулись бы к своим суевериям. В том, что это не произошло, великая заслуга преподобного Германа.

Совет

Непоколебимо и настойчиво, не имея никакой поддержки, кроме своей пламенной веры, старец продолжал свое заступничество за обиженных и угнетенных, видя в этом свой долг и призвание, сущность которого он выразил удивительно простыми словами: «Я – нижайший слуга здешних народов и нянька».

Тайные подвиги и келейные молитвы старца оставались неведомыми миру, но виден был окружавшим свет его благодатной жизни, проходившей в условиях полного самоотречения, нестяжательности и сурового пренебрежения всеми удобствами. Одежда его была самая убогая и очень ветхая.

Всем своим видом, всеми привычками старец Герман живо напоминал современникам древних отшельников, прославившихся подвигами воздержания и Богоугождения. Беседа старца производила на слушавших неотразимое впечатление. Особенно поражали собеседников ясность его мыслей, отчетливость и быстрота суждений.

Божественная благодать, наполнявшая душу преподобного Германа, преображала сердца людей, общавшихся с ним. Ярко свидетельствует об этом случай с С. И. Яновским, правителем администрации Российско-Американской Компании, приступившим к своим обязанностям в 1817 году.

Семен Иванович Яновский, аристократ по происхождению, был человеком всесторонне образованным и начитанным, но его религиозно-философские взгляды сводились к модному в те времена деизму. (Деизм – религиозно-философское учение, распространенное в ХVII-ХVIII вв.

, допускавшее существование Бога лишь как первопричины мира и отрицавшее существование Бога как Личности.)

Христианства он, по существу, не знал (хотя формально считался христианином). Православие, Церковь, Таинства – были для него понятиями, не заслуживающими серьезного внимания. Преподобный Герман много беседовал с ним. Впоследствии С. И.

Яновский писал: «Такими постоянными беседами и молитвами святого старца Господь совершенно обратил меня на путь истинный, и я сделался настоящим христианином».

Обратите внимание

Он называл старца «святым мужем», «великим подвижником»; как великую драгоценность он хранил у себя письма преподобного Германа. Такое же благоговение к личности святого испытывали и многие другие его современники.

Отец Герман жил сначала возле храма миссии, на Кадьяке, а после переселился на близлежащий остров Еловый, который назвал «Новым Валаамом». Остров Еловый был последним приютом в многотрудных апостольских странствованиях святого старца.

Преподобный Герман предсказал своим духовным детям время своей кончины и объяснил, как похоронить его. 13 декабря 1837 года он попросил зажечь перед иконами свечи и почитать Деяния святых Апостолов.

Во время чтения о трудах святых благовестников святой старец Герман перешел от земных трудов к небесному упокоению на 81-м году жизни.

Над могилой старца первоначально поставлен простой деревянный памятник, затем сооружена скромная деревянная церковь, освященная во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.

В этом храме хранится старинное изображение преподобного Серафима Саровского, находившееся в келлии святого старца Германа при его жизни: старец любил и чтил своего прославленного современника и единодушного с ним великого работника на Божией ниве.

Господу было угодно одновременно благословить на великий подвиг служения людям этих двух благоговейных любителей безмолвия и умного делания. Преподобный Герман с любовью отзывался на нужды и скорби людские в дни своей земной жизни. Не оставляет он в беде взывающих к нему и после своего преставления.

Наиболее известный случай молитвенного предстательства преподобного Германа находится в жизнеописании первого православного епископа в Америке – святителя Иннокентия (память 31 марта и 23 сентября). В 1842 году святитель на бриге «Охотск» направлялся на остров Еловый.

Из-за бури корабль долго не мог войти в гавань, и жизнь команды и пассажиров была под угрозой. Святитель Иннокентий обратился с молитвой к преподобному Герману: «Если ты, отец Герман, угодил Господу, то пусть переменится ветер». Не прошло и четверти часа, как ветер переменился и сделался попутным.

Важно

И вскоре святитель, спасшийся от бури, служил панихиду на могиле преподобного Германа. С 1860-х годов Русская Православная Церковь знала о большом местном почитании памяти старца Германа на Кадьяке. В 1867 году один из Аляскинских епископов составил записку о его жизни и чудесах.

Первый публичный доклад об отце Германе был напечатан в Валаамском монастыре в Финляндии в 1894 году. В 1930-х годах другой русский православный монах – архимандрит Герасим (Шмальц) прибыл на остров Еловый и долго жил там, как преподобный Герман за сто с лишним лет до него.

Перед своей кончиной в 1969 году архимандрит Герасим открыл останки своего славного предшественника и построил здесь небольшую часовню. Исцеления, связанные с молитвенным заступничеством старца Германа, записывались в течение долгого периода (со времени его жизни и до 1970 года).

В марте 1969 года Собор епископов Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке под председательством архиепископа Нью-Йоркского, Митрополита всей Америки и Канады Иринея совершил прославление преподобного Аляскинского инока. Церковь чрез эту канонизацию формально скрепила своей печатью то, что многие природные аляскинцы всегда знали: преподобный Герман выполнил свое христианское призвание достойно и продолжает и ныне предстательствовать пред Богом о живущих.

Источник: https://www.pravmir.ru/pravoslavnyj-kalendar/?svt=jul27-german

Преподобный Герман Аляскинский » Благоздравница

Имя преподобного Германа Аляскинского истории долгое время известно не было. Однако силами исследователей все же было установлено, что почитаемого в православии угодника Божьего звали Егор Иванович Попов. Родился он в 1751 году, в обеспеченной семье купцов. Невзирая на все возможности для богатой и легкой жизни, он уже в 16 лет ступил на путь иночества.

Около пяти лет Егор подвизался в Троице-Сергиевой пустыни, что недалеко от Петербурга. Стремясь к совершеннейшему отречению от всего мирского и воспитанию в себе истинного православного духа, преподобный спустя время отправился на Валаам. По одним данным, это произошло в 1778 году. По другим – в 1782 году.

Монастырь, располагавшийся на островах Ладожского озера, был по природным причинам отделен от внешнего мира большую часть года. Жизнь в обители потому была особенно непростой, требующей крепкой веры, мужественности и жертвенности.

                                                                                                                                                                               Икона преподобного Германа Аляскинского

Достойно выдержав все испытания, преподобный Герман получил благословление игумена Назария на уединенное постоянное жительство в лесу в неустанных молитвах, строжайшем аскетизме и труде.

Так святой прожил еще некоторое время, пока в 1793 году Господь не призвал его вместе с Первой духовной миссией отправиться на Аляску, чтобы построить в этом суровом крае православные храмы и обратить в праведную веру язычников.

Сам путь к Северной Америке и пребывание на ее холодных землях стало не только духовным, но и тяжелейшим физическим испытанием для каждого миссионера.

Совет

Преподобный Герман не только с достоинством переносил все тяготы паломничества, но и стал, в результате, одним из главных миссий.

Проникновенное знание духа и буквы Священного писания, неимоверная доброта, мудрость и готовность самоотверженно служить людям — за это святого глубоко почитали на Аляске и с радостью шли за ним в православие. А потому святого еще называют «всея Америки чудотворцем».

Умер праведник 13 декабря 1837 года, заранее предсказав день своей кончины.

Канонизация Германа Аляскинского

После смерти праведника его могила на Еловом острове (Аляска) быстро стала местом сбора православных верующих, стремящихся прикоснуться к святыни и вознести молитвы святому старцу.

В 1969 году Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь решила официально причислить праведника к лику святых. 11 марта на Архиерейском Соборе была совершена торжественная канонизация Германа Аляскинского.

В том же году решение о прославлении преподобного старца приняла Русская Православная Церковь Заграницей. И в июле 1970 года состоялось торжественное прославление святого Германа, а после и открытие его мощей.

Зимой 1970 года Священный Синод РПЦ внес имя Германа Аляскинского в месяцеслов Русской Церкви.

Местонахождение мощей сегодня

Мощи святого покоятся в нарядной раке в храме Воскресения Христова в городе Кадьяк в Северной Америке.

                                                                                                                                                                           Мощи Преподобного Германа Аляскинского

О чем молятся Герману Аляскинскому?

Жизнь святого была исполнена тягот и лишений, большого труда и неустанного служения Господу и людям.

При этом отречение от мирских благ и готовность самоотверженно выполнять свой христианский долг были абсолютно добровольными — преподобный старец именно так видел свою роль в судьбе православия.

Поэтому сегодня святого Германа просят об укреплении веры, о воспитании в себе мужественности и решительности, умения стойко переносить все тяготы жизни.

Преподобный угодник был высоко почитаем среди первых православных верующих Аляски за свой удивительный дар помогать советом или делом каждому, кто к нему обращается.

Как по религиозным, так и по мирским вопросам. Перед иконой святого старца смело можно молиться о помощи для себя и близких в любых жизненных трудностях.

А также об исцелении от хворей, даже самых тяжелых и, казалось бы, безнадежных.

Дарованные праведнику Господом от рождения мудрость, здравомыслие, ясность и быстрота мышления помогли ему быстро выучить Священное Писание и постичь многие другие премудрости. Зная об этом, святого просят еще и об успехах в учении, легкости освоения нового жизненного опыта.

Чудеса Германа Аляскинского

Обретение новой жизни

Александр Николаевич переживал крайне сложный этап в жизни. Ведя беспутный образ жизни, он страдал от алкогольной, табачной и наркотической зависимости. Врачи отмечали наличие у мужчины тяжелых психологических и психиатрических отклонений. Каждый день приносил лишь новые разочарования и страдания, все больше усугублял и без того бедственное положение Александра.

Читайте также:  Ново-тихвинский монастырь в екатеринбурге, россия, город екатеринбург

Мужчину все чаще посещала греховная мысль о самоубийстве — бороться с собой и сложившейся ситуацией он не мог. Помогли Александру чужие люди, рассказавшие о православии и святых угодниках его, с честью выдержавших посланные Господом испытания и одаренных за это множественными духовными благами.

Воцерквившись, Александр стал молиться о своем спасении Герману Аляскинскому, а также Агапиту Печерскому. Уже спустя три месяца мужчина чудесным образом избавился от пагубных пристрастий и дурных мыслей. У него очистился от негатива и смуты рассудок, прояснилось сознание.

Обратите внимание

С тех пор Александр ведет праведный образ жизни и чтит святых как своих покровителей и заступников перед Богом. Все лихое ушло на задний план, и с каждым днем воспоминания о былых страшных днях, а вместе с ними и побуждения к новым грехам появляются все реже.

Исцеление после инсульта

Прасковья пережила инсульт и находилась в тяжелом состоянии. Женщина была прикована к постели, не могла сама себя обслуживать. Родственники решили за помощью обратиться к церкви и приобщить к православной вере и больную, дабы та могла сама попросить у Господа и святых праведников для себя защиты, помощи и исцеления.

Так Прасковья впервые узнала о том, кто такой преподобный Герман Аляскинский, а также святитель Илларион Киевский и мученик Понтий. Женщина, надеяться которой было уже не на что, стала от всей души молиться святым.

Как могла, своими словами, но от души. Медленно, но верно состояние ее улучшалось. У семьи появилась робкая надежда на полное восстановление больной после тяжелой хвори.

И с каждым месяцем, видя новые положительные изменения, они лишь укреплялись в своей вере.

Сегодня Прасковья может ходить с палочкой, но все же самостоятельно, за что неустанно благодарит Господа и святых угодников его.

Спасение от гибели

Молодожены Лео и Кетлин вели активный образ жизни. В свадебное путешествие они решили отправиться на Аляску, чтобы исполнить давнюю мечту — покорить местную гору Денали.

Приехав на туристическую базу, они начали активную подготовку к восхождению. Задача была достаточно сложной, а потому крайне важно было не только выяснить все детали и идеально изучить маршрут, но и дождаться хорошей погоды. В один из дней, когда, как им показалось, настроение природы благоприятствовало осуществлению их задумки, влюбленные отправились в поход.

Путь был нелегкий, но пара уверенно шла к цели. Спустя пару дней после начала восхождения, вечером, им вдруг повстречался странный на вид пожилой мужчина в черном облачении, который шел им навстречу.

Старец рассказал, что он, как местный житель, прекрасно разбирающийся в здешней природе и особенностях погодных явлений, настоятельно рекомендует молодым как можно быстрее вернуться обратно в лагерь. Мужчина предупредил, что вскоре гору накроет сильнейшая буря.

Посели в Лео и Кетлин сомнения и страх, удивительный старец оставил их.

Крайне озадаченные случившимся, муж с женой решили не рисковать и отложить путешествие до более подходящего случая.

Важно

Обсуждая случившееся по пути в лагерь, они вдруг вспомнили, что у седовласого незнакомца не было при себе ни рюкзака с провизией, ни теплой одежды.

Это было, по меньшей мере, удивительно, ведь при таком длительном и тяжелом восхождении просто невозможно обойтись без снаряжения, провизии и одежды, надежно защищающей от холода.

Каково же было удивление пары, когда у самого подножия горы их все-таки настигла страшная буря. К счастью, путешественники были уже в безопасном месте и смогли укрыться от ненастья. Мысленно поблагодарив чудного незнакомца за спасение, они через некоторое время благополучно вернулись в лагерь.

Спустя несколько дней, сидя в местном кафе, Лео и Кетлин заметили на стене заведения фотографию того самого старика, которого они тогда встретили на тропе. От официанта ребята узнали, что это снимок иконы, на которой изображен высокочтимый православный святой Герман, некогда живший на Аляске.

Открытие поразило супругов. Они уже знали, что несколько альпинистов, начавших восхождение примерно в то же время, что и они, но не вернувшихся с горы до бури, были объявлены пропавшими без вести. Получается, что повстречавшийся им праведник явился, чтобы спасти от верной гибели.

Более того, старец не обманул — он действительно был местный…

Как доехать к святому преподобному Герману Аляскинскому?

Прямых авиарейсов до Кадьяка из Москвы нет. Вариантов авиамаршрутов может быть несколько, однако самым доступным по цене будет перелет с пересадками в Лос-Анджелесе и Анкоридже. Всего путешествие (при условии, что рейсы не будут задерживаться/откладываться по тем или иным причинам) займет 38 часов. Вылет из Шереметьево, прилет в Kodiak Municipal Airport.

Источник: http://blagozdravnica.ru/prepodrobny-j-german-alyaskinskij/

Преподобный Герман Аляскинский

Память 27 июля/ 9 августа; 13/26 декабря.

Монах Герман происходил из купцов города Серпухова Московской губернии.

С самых юных лет возымел он великую ревность к благочестию и шестнадцати лет от рождения пошел в монахи. Сначала поступил он в Троице-Сергиеву пустынь Санкт-Петербургской епархии. Будущий великий проповедник веры и благочестия с первых своих шагов по пути подвижническому отличался верою и большой любовью ко Христу.

В Сергиевой пустыни он заболел: у него на горле образовался нарыв; опухоль быстро возрастала и обезобразила все лицо, боль была ужасная, весьма трудно было глотать, запах был нестерпимый.

В таком опасном положении, ожидая смерти, молодой подвижник не обратился к земному врачу, но с горячею молитвою и со слезами припал он пред образом Царицы Небесной и, прося у Нее исцеление молился всю ночь, потом мокрым полотенцем отер лик Пречистой Владычицы и этим полотенцем обвязал опухоль, продолжая

Совет

молиться. В изнеможении заснул он на полу и увидел во сне, что его исцелила Пресвятая Дева. Наутро просыпается, встает и к великой радости находит себя совершенно здоровым. К удивлению врачей, опухоль, не прорвав нарыва, разошлась, оставив о себе только малый след, как бы в воспоминание чуда.

Пять или шесть лет прожил отец Герман в Сергиевой пустыни и потом перешел в Валаамский монастырь. Всей душей полюбил он величественную пустынную Валаамскую обитель, полюбил незабвенного настоятеля ее, великого старца Назария, и всю братию.

«Ваших отеческих мне, убогому, благодеяний, — писал он впоследствии отцу Назарию из Америки, — не изгладят из моего сердца ни страшные непроходимые сибирские места, ни леса темные, ни быстрины великих рек не смоют, ниже грозный океан не угасит чувств оных.

Я в уме воображаю любимый мною Валаам, на него всегда смотрю через Великий океан».

Старца Назария в своих письмах величал он преподобнейшим, любезным своим батюшкой, а всю Валаамскую братию любезною и дражайшею. Пустынный Еловый остров, место своего жительства в Америке, назвал он Новым Валаамом.

И, как видно, всегда находился в духовном общении со своею духовной родиной, ибо еще в 1823 году, следовательно, через тридцать лет пребывания своего в пределах американских, писал к преемнику отца Назария, игумену Иннокентию.

На Валааме отец Герман проходил разные послушания. Испытав его ревность в трудах общежития, мудрый старец отец Назарий отпустил его потом на жительство в пустыню.

Пустыня эта находилась в густом лесу, версты полторы от обители; доныне местность та сохранила название «Германово».

По праздникам приходил отец Герман из пустыни в монастырь и, бывало, на малой вечерне, стоя на клиросе, приятным тенором поет он с братией припевы канона «Иисусе сладчайший, спаси нас, грешных», «Пресвятая Богородица, спаси нас», а слезы градом льются из очей его.

Во второй половине XVIII столетия расширились пределы великой России на севере: деятельностью русских промышленников открыты были тогда Алеутские острова, составляющие на Великом океане цепь от восточного берега Камчатки до западного берега Северной Америки.

С открытием островов обнаружилась священная необходи-мость — просветить светом Евангельским диких их обитателей. Для этого святого дела по благословению Святейшего Синода митрополит Гавриил поручил старцу Назарию избрать способных людей из братии Валаамской. Избрано было десять человек, в числе их и отец Герман.

В 1794 году отправились избранники из Валаама к месту нового назначения.

Святою ревностию проповедников быстро разливался свет проповеди Евангельской между новыми сынами России: несколько тысяч язычников приняли христианство; заведена была школа для образования новокрещенных детей, выстроена церковь в месте жительства миссионеров. Но неведомыми судьбами Божиими общие успехи миссии были недолговременны.

Обратите внимание

Через шесть лет после своей многополезной деятельности потонул вместе со своею свитою начальник миссии епископ Иоасаф, ранее его ревностный иеромонах Ювеналий сподобился мученического венца, прочие выбывали один за другим, наконец остался один отец Герман, и ему благоволил Господь долее всех собратий потрудиться подвигом апостольским для просвещения алеутов.

Как уже было сказано, местом жительства отца Германа в Америке был остров Еловый, названный им Новый Валаам. Этот остров проливом в версты две отделяется от острова Кадьяк, на котором был построен деревянный монастырь для помещения миссии и устроена деревянная церковь во имя Воскресения Спасителя.

Остров Еловый небольшой, весь покрыт лесом, почти посредине его сбегает в море маленький ручеек. Этот-то живописный остров и избрал для себя отец Герман, выкопал на нем своими руками пещеру и в ней провел первое лето.

К зиме, близ пещеры, управляющая островами Компания выстроила для него келию, в которой и жил он до смерти, а пещеру святой отец обратил в место своего могильного упокоения. Недалеко от келии возвышались деревянная часовня и деревянный домик для посетителей и училищных занятий. Перед келией разбит был огород. На огороде сам копал он гряды, сажал картофель и капусту, сеял разные овощи.

К зиме запасал грибы: солил и сушил их; соль приготовлял сам из морской воды или рассола. Плетенный короб, в котором носил старец с берега морскую капусту для удобрения земли, говорят, был так велик, что трудно было эту ношу поднять одному, а отец Герман, к великому удивлению всех, переносил ее без посторонней помощи на далекое расстояние.

В одну зимнюю ночь ученик его, Герасим, случайно увидел его в лесу, идущего босиком с таким большим деревом, которое под силу нести четверым. Так трудился старец и все, что приобретал таким безмерным трудом, все то употреблял на пропитание и одежду для сирот — его воспитанников, и на книги для них.

Одежда отца Германа была одна зимою и летом.

Рубашки холстяной он не носил, ее заменяла оленья кухлянка, которую он по восьми лет не снимал и не переменял, следовательно шерсть на ней вся вытиралась и кожа залоснивалась.

Потом сапоги или башмаки, подрясник, ветхая, полинялая, вся в заплатах, ряса и клобук. — вот и все его одеяние. В этой одежде он ходил везде и во всякую погоду: и в дождь, и в снежную метель.

Важно

Постелью ему служила небольшая скамья, покрытая оленьей, вытершейся от времени шерстью, изголовье — два кирпича, которые под голою шкурой оставались незаметными для посетителей: одеяла не было, его заменяла деревянная доска, лежавшая на печке.

Эту доску сам отец Герман назвал своим одеялом, завещав ею покрыть его смертные останки, она была совершенно в рост его.

«В бытность мою в келии отца Германа,— говорил креол Константин Ларионов, — я, грешный, сидел на его постели, и это считаю верхом моего счастья».

Случалось отцу Герману бывать в гостях у правителей Компании и в душеспасительных беседах с ними просиживать до полуночи и даже за полночь, но ночевать он никогда не оставался, несмотря на ни какую погоду, всегда уходил к себе в пустыню.

Если же по какому-либо особенному случаю и нужно было ему ночевать вне келии, то утром всегда находили постель, постланную для него, совершенно нетрону-тою, а старца не спавшим.

Точно так и в своей пустыни, проведя ночь в беседе, не предавался он отдохновению.

Ел старец весьма мало. В гостях чуть отведывал какого-либо кушанья и оставался уже без обеда. В келии очень малая часть небольшой рыбы или овощей составляла весь его обед.

Тело его, изнуренное трудами, бдением и постом, сокрушали пятнадцатифунтовые вериги. Эти вериги в настоящее время находятся в часовне, где за образом Божией Матери найдены они были после смерти старца, как говорят одни, или оттуда они сами выпали, поясняют другие.

Описанные черты жизни старца касаются, прежде всего, внешнего его делания. «Главное же его дело, — вспоминал преосвященный Петр, бывший епископ Ново-Архангельский, викарий Камчатской епархии, — было упражнение в подвигах духовных, в уединенной келии, где никто его не видел, и только вне келии слышали, что он пел и совершал богослужение по монашескому правилу».

Совет

Такое свидетельство преосвященного подтверждает и ответ самого отца Германа. На вопрос: «Как вы, отец Герман, живете один в лесу, как не соскучитесь?» он отвечал: «Нет, я там не один. Там есть Бог, как и везде есть Бог! Там есть ангелы, святые! И можно ли с ними скучать? С кем же лучше и приятнее беседа, с людьми или с ангелами? Конечно, с ангелами!»

Как смотрел отец Герман на туземных жителей Америки, как понимал свое отношение к ним и как сочувствовал их нуждам, выражает он сам в одном из писем к бывшему правителю колонии Яновскому.

Читайте также:  Икона божией матери кипрская (стромынская), россия, московская область, ногинский район, село стромынь

«Любезному нашему Отечеству, — писал он, — Творец будто новорожденного младенца дать изволил край сей, который не имеет еще ни сил к каким-нибудь познаниям, ни смысла, требует не только покровительства, но по бессилию своему и слабости ради младенческого возраста — самого поддержания; но и о том самом не имеет он еще способностей кому-либо сделать свою просьбу. А как зависимость сего народного блага Небесным Провидением, неизвестно до какого-то времени отдана в руки находящемуся здесь русскому начальству, которое теперь вручилось вашей власти, сего ради я, нижайший слуга здешних народов и нянька, от лица тех пред вами ставши, кровавыми слезами пишу вам мою просьбу. Будьте нам отец и покровитель. Мы всеконечно красноречия не знаем, но с немотою, младенческим языком говорим: «Отрите слезы беззащитных сирот, прохладите жаром печали тающие сердца, дайте разуметь, что значит отрада!»

Источник: https://religiya.temaretik.com/1312570591841618158/prepodobnyj-german-alyaskinskij/

Преподобный Герман Аляскинский

ПРЕПОДОБНЫЙ ГЕРМАН АЛЯСКИНСКИЙ 

(По материалам «Православного церковного календаря») 

Монах Герман, будущий великий проповедник веры и благочестия, с первых своих шагов по подвижническому пути отличался верой и большой любовью ко Христу.

Пять или шесть лет прожил отец Герман в Сергиевой пустыни и потом перешел в Валаамский монастырь. Всей душой полюбил он величественную пустынную Валаамскую обитель, ее настоятеля старца Назария и всю братию.

В будущем пустынный Еловый остров, место своего жительства в Америке, он назвал Новым Валаамом. 

На Валааме отец Герман проходил разные послушания. Испытав его ревность в трудах общежития, мудрый старец отец Назарий отпустил его потом на жительство в пустыню. Пустыня эта находилась в густом лесу, версты полторы от обители; доныне местность та сохранила название «Германово». 

Во второй половине XVIII столетия расширились пределы великой России на севере. Была открыта Русская Америка, и появилась необходимость просветить светом Евангельским ее коренных обитателей.

Для этого святого дела митрополит Гавриил поручил старцу Назарию избрать способных людей из Валаамской братии. Избрано было десять человек, в числе их и отец Герман.

В 1794 году миссионеры отправились из Валаама к месту нового назначения. 

Быстро разливался свет проповеди Евангельской между новыми сынами России: несколько тысяч коренных жителей Русской Америки приняли христианство, заведена была школа для образования новокрещенных детей, выстроена церковь в месте жительства миссионеров. Со временем в живых из них остался один отец Герман, и ему благоволил Господь долее всех собратий потрудиться подвигом апостольским для просвещения алеутов. 

Обратите внимание

Как уже было сказано, местом жительства отца Германа в Русской Америке был остров Еловый, названный им Новый Валаам.

Его избрал для себя отец Герман, выкопал на нем своими руками пещеру и в ней провел первое лето. К зиме, близ пещеры, Российско-Американская Компания выстроила для него келию.

Перед ней был разбит огород, на котором подвижник сам копал гряды, сажал картофель и капусту, сеял разные овощи. 

Одежда отца Германа была одна зимою и летом. Рубашки холстяной он не носил, ее заменяла оленья кухлянка. Потом сапоги или башмаки, ряса и клобук — вот и все его одеяние. В этой одежде он ходил везде и во всякую погоду.

Постелью ему служила небольшая скамья, покрытая оленьей, вытершейся от времени шерстью, изголовье — два кирпича, которые под голою шкурой. Ел старец весьма мало. В гостях чуть отведывал какого-либо кушанья и оставался уже без обеда.

В келии очень малая часть небольшой рыбы или овощей составляла весь его обед. На теле он носил пятнадцатифунтовые вериги. 

«Главное же его дело, — вспоминал преосвященный Петр, бывший епископ Ново-Архангельский, викарий Камчатской епархии, — было упражнение в подвигах духовных, в уединенной келии, где никто его не видел, и только вне келии слышали, что он пел и совершал богослужение по монашескому правилу».

Как смотрел отец Герман на туземных жителей Америки, как понимал свое отношение к ним и как сочувствовал их нуждам, выражает он сам в одном из писем к бывшему правителю колонии Яновскому: «…Я нижайший слуга здешних народов и нянька». Как чувствовал старец, так и поступал.

Предстательствовал он всегда перед начальством за провинившихся, защищал обвиняемых, помогал нуждавшимся чем только мог. Любовь отца Германа к алеутам доходила до самоотвержения.

Важно

Ничего не искав для себя в жизни, по смирению отказавшись от сана иеромонаха и архимандрита, он остался навсегда простым монахом. 

Приближалось время отшествия старца. В один из дней приказал он ученику своему Герасиму зажечь свечи пред иконами и читать Деяния Апостольские.

Через некоторое время лицо его просияло и он громко произнес: «Слава Тебе, Господи»! Потом, приказав прекратить чтение, объявил, что Господу было угодно еще на неделю продлить его жизнь. Через неделю опять по его приказанию были зажжены свечи и читали Деяния святых Апостолов.

Келия наполнилась благоуханиями, лицо отца Германа просияло, и в то же мгновение его не стало. Так блаженно почил он сном праведника на восемьдесят первом году своей многотрудной жизни 13 декабря 1837 года. 

9 августа 1970 года, на день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона, на острове Кадьяке было совершено прославление преподобного Германа.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 1 декабря 1970 года имя преподобного Германа Аляскинского было включено в месяцеслов.

В 1984 году преподобный Герман прославлен вместе со всеми Сибирскими святыми. Его изображение есть на общей иконе Сибирских святых.

Дни памяти св. прп. Германа Аляскинского: 27 июля (Прославление), 13 декабря.

Источник: http://travelers-rzn.ru/2014-07-03-03-24-00/german-alyaskinskij/prepodobnyj-german-alyaskinskij

Преподобный Герман Аляскинский: рязанский святой

9 августа празднуется память святых, среди имен которых одно связано с Рязанской землей. Преподобный Герман Аляскинский, ставший просветителем «Русской Америки», как в XVIII веке называли Аляску, по последним исследованиям родился в пределах нынешнего Рязанского края — в Кадомском районе.

Об этом великом подвижнике и миссионере, который смог своей жизнью, своим словом и добротой привести многих коренных жителей Аляски к Православию, рассказывает старший преподаватель кафедры Рязанского государственного университета, преподаватель Рязанской православной семинарии Игорь Митрофанов.

— Каким образом Герман Аляскинский связан с Рязанской землей?

— Вообще фигура преподобного Германа очень значима, и если в советский период она была, казалось бы, забыта, то для православной Америки она не забывалась никогда.

Православные американцы считают преподобного Германа духовным покровителем Америки. Так что для соседнего с нами континента его значение огромно.

Совет

До сих пор многие алеуты рассказывают истории о нем, его жизни, и считают его самым великим человеком.

Понятно, что для рязанцев очень приятно, что этот человек связан с нашим краем, с Кадомским районом, потому что именно там, по последним историческим данным, находится его родина.

Долгое время считалось, что преподобный Герман является уроженцем города Серпухова. И только в начале 21 века ученый по фамилии Корсун в архиве Санкт-Петербурга нашел документы, которые изменили первоначальную версию о происхождении преподобного Германа.

Как и любое историческое исследование, которое уносит нас вглубь веков, исследование Сергея Корсуна шло достаточно трудно, но постепенно выяснилось, что святой Герман, в миру Егор Иванович Попов, — уроженец Кадома.

Кадом и Шацк долго были тамбовскими землями, а в 18 веке они относились еще к Воронежской губернии, и все эти детали налагали определенные трудности при поисках. Но, тем не менее, благодаря Сергею Корсуну появляется несколько печатных исследований.

В частности, 2002 году в Джорданвилле (США) выходит книга о новом происхождении преподобного Германа, и затем она переиздается у нас.

И сейчас уже с уверенностью мы можем говорить, что Егор Иванович Попов из рязанского Кадома — и есть преподобный Герман Аляскинский.

Хотелось бы отметить нашего известного рязанца, героя России Михаила Малахова, который внес очень большой вклад в популяризацию исторического факта рязанского происхождения преподобного Германа. Сказались его постоянные экспедиции на Аляску, съемки фильмов, организация научных конференций.

Обратите внимание

Рязанское отделение географического общества, председателем которого является Михаил Малахов, провело большую работу и смогло донести информацию о святом Германе до общественности. В прошлом году к нам в епархию даже приезжали гости с Аляски, посещали Кадомский район.

Знаете, в разговоре с ними было ясно, что они приезжают к нам с особым настроением, желая увидеть места, где начал свою жизнь человек, принесший Православную веру на Северо-Американский континент.

Так мы ездим в Святую Землю, испытывая духовную жажду прикоснуться к истокам Евангельской истории.

— Получается, именно с обнаружения исторических документов в архиве начинается исследование о жизни преподобного Германа?

— Не совсем так. Ведь не очень ясно все было в целом, о Серпухове точных данных не было, их как раз искали. Но в итоге произошло научное и даже, можно сказать, духовное открытие, такое важное для нас, рязанцев. Это был кропотливый труд, вообще характерный для исследователей. И началась эта работа еще в конце ХХ века.

— А как складывалась жизнь преподобного Германа?

— Начало его деятельности — XVIII век. Уже в юности у него было желание связать свою жизнь с духовным поприщем. Но был взят в армию. Судя по всему, он происходил из семьи крестьян или купцов, небогатых, но придававших большое значение грамотности. В армии умевший писать и читать Егор Попов стал писарем при местном Шацком воеводстве.

После того, как оно было упразднено, служащие могли избрать несколько путей служения, а кто не хотел служить, получил разрешение уйти в монастырь. Герман, тогда еще Егор Попов, решает связать свою жизнь уже с монастырским служением, и здесь на его пути встречается еще один подвижник — Назарий Валаамский.

Для нас особенно интересным представляется тот факт, что родина Назария — это Елатомский район, опять же нашего Рязанского края. Фактически два подвижника были родом из соседних районов. Рязанская земля дала таких удивительных людей, между которыми словно было духовное притяжение! Егор Попов оказывается в Валаамском монастыре, принимает там постриг с именем Герман.

Он долгое время несет послушания в монастыре, но душа просит чего-то еще. Наверное, таких людей всегда притягивают духовные подвиги. Услышав о том, что готовится миссия на Аляску, тогда называвшуюся русской Америкой, Герман просит его отпустить в состав этой миссии, и в 1793 году отправляется на Алеутские острова — Кадьяк в первую очередь.

С этого времени его судьба связана с далеким северным краем. Это была не то что глубинка, а совершенно девственная территория. Местные жители тогда были язычниками, по жизни своей фактически — детьми природы.

— Эта мера была поддержана правительством?

— Русская Америка — это удивительная история, легендарная. 18 век — это преодоление Берингова пролива, появление на гряде Алеутских островов и затем на континентальной Аляске наших первых переселенцев — торговцев, промысловиков.

Они понимали, что осваиваемому краю нужен и духовный стержень, и обратились к Екатерине II с тем, чтобы она взяла развитие русской Америки под свое покровительство.

Важно

Императрица поняла важность вопроса и взяла просвещение Аляски под своей контроль.

Купцы, достигшие этой далекой земли, понимали, что она еще почти не тронута, и что ей необходимо дать возможность слышать слово Божие из уст людей духовного сана.

И вот, Валаамская миссия начинает свою проповедь. Это было не так просто, как можно себе представить: что вот, пришли миссионеры, рассказали о Боге, и все крестились. Все было, конечно, гораздо сложнее. Были и те, кто сопротивлялся проповеди, и один из миссионеров, иеромонах Иувеналий, был убит местными жителями.

Но все равно свет Божий было не остановить! И постепенно становилось ясно, что люди всем сердцем принимают веру Православную. А через 5-6 лет возникает понимание, что там нужно делать свою, местную епархию.

В 1799 году в Иркутске проходит хиротония руководителя миссии архимандрита Иосафа в первого Алеутского и Аляскинского епископа. На обратном пути из Иркутска на Аляску происходит страшная трагедия — новый епископ и часть членов миссии попадают на корабле в шторм у Курильских остров и погибают.

Тогда никто не смог спастись. И получается, что единственным, кто остался на Аляске, становится Герман. Именно на него Господь возложил тяжелую ношу просвещения местных народов. Многие боялись, что после кораблекрушения миссия на Аляске может совершенно угаснуть. Но благодаря Герману этого не происходит.

Поэтому местные жители и ставят его выше других — ведь силой своего духа, своей жизнью он смог укрепить и расширить свет Православной веры на Аляске.

— Получается, хотя там и были русские люди, но духовная миссия держалась на нем?

— Именно так. Он решает даже создать там новый Валаам, для чего избирает еще один из островов Алеутской гряды — остров Еловый. Там он поселился , жил и молился, принимал людей и беседовал с ними. Для православных американцев это очень почитаемое место! Преподобный Герман там провел более 30 лет, и огонек православной веры на Северо-Американском континенте стал разгораться все ярче.

Прославление преподобного Германа было не так давно, лишь в 1969 году. Причем прославила его часть Русской Церкви в Америке, наша Нью-Йоркская митрополия. Сразу был прославлен еще Иннокентий Иркутский.

Читайте также:  Икона божией матери святогорская, украина, донецкая область, славянский район, город святогорск, успенский собор святогорской лавры

Эти две фигуры — первые святые Православной Америки.

Американцы их почитают как своих, американских святых, и, понятно, узнавая о том, что их преподобный Герман родился в далекой Рязанской земле, начинают к ней относиться совершенно по-особому.

Совет

Сейчас именем преподобного Германа названа духовная семинария на Аляске. Ее представители были в Рязани в прошлом году и выразили заинтересованность в сотрудничестве с кафедрой теологии РГУ и нашей семинарией. Я думаю, эти связи будут налаживаться и укрепляться. И для нас это тоже имеет огромное значение.

Мы знаем, каково было значение жизни и подвигов святого Германа, и что без него все могло бы быть совершенно иначе. А сейчас мы получаем свидетельства, которые не могут не ободрять нас, связанные напрямую с именем преподобного Германа и его последователей.

Мы с радостью узнаем, что и сейчас идет пусть и небольшой, но постоянный рост количества православных на Северо-Американском континенте, а значит, труды преподобного Германа продолжают приносить свои плоды.

По материалам программы «Новый день» (Рязанское епархиальное радио)

Источник: http://ryazeparh.ru/index.php/public/2948-prepodobnyj-german-alyaskinskij-ryazanskij-svyatoj

Святой: Герман Аляскинский

Герман Аля?скинский (вероятное мирское имя Герасим Иванович Зырянов; 1756 или 1757, Серпухов, Россия — 13 декабря или 15 ноября 1836, Еловый остров, Аляска) — православный святой, почитаемый в лике преподобных, руководитель русской духовной миссии на острове Кадьяк, крестивший множество алеутов и других жителей Русской Америки.

Один из первых православных миссионеров в Новом Свете, православные считают его святым покровителем Америки.

Житие

Преподобный Герман происходил из купеческой семьи, мирское его имя в точности неизвестно. Уже в шестнадцать лет он принял послушание в Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом, на берегу Финского залива.

Через пять лет, желая большего уединения, преподобный Герман отправился на Валаам, где после различных послушаний устроился на постоянное жительство в лесной пустыни в полуторе верстах от обители.

Там, на Валааме, духовным руководителем и наставником будущего миссионера стал игумен Назарий, саровский старец, установивший на Валааме устав Саровской пустыни.

Через пятнадцать лет жительства на острове Валаам, в 1793 году, преподобный Герман, среди других иноков монастыря, вошёл в Кадьякскую духовную миссию, созданную для проповеди Евангелия среди «диких» языческих народов Аляски и прилегающих островов. Преподобный Герман стойко нёс послушание в тяжёлых условиях миссии, и в 1807 году был назначен её главой.

Я – нижайший слуга здешних народов и нянька.Преп. Герман Аляскинский

Через некоторое время Герман Аляскинский переселяется на ближайший к миссии остров Еловый, который назвал Новым Валаамом. После многих трудов именно здесь он и обрёл успокоение, предсказав время своей кончины, 13 декабря 1836 года.

Деяния

Преподобный Герман Аляскинский весьма распространил православную веру в Русской Америке, покрестив десятки тысяч местных жителей. Он вёл жизнь полную самоотречения, пренебрегая всеми удобствами.

Современники вспоминали о его поразительном уме и ясности мысли, быстроте и отчётливости суждений.

В частности, с благоговением о беседах со старцем вспоминал правитель Русско-американской компании Семён Иванович Яновский, обращённый преподобным Германом в православие из деистических идей того времени.

Прославление

Могила Германа Аляскинского на острове Еловый быстро сделалась местом почитания и паломничества. Закрепляя многолетнюю традицию, в марте 1969 года Собор епископов Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке причислил его к лику святых.

9 августа (27 июля по старому стилю) 1970 года состоялось открытие мощей и прославление преподобного Германа.

Вслед за этим Священный Синод Русской православной церкви своим определением от 1 декабря 1970 года внёс в месяцеслов Русской Церкви имя преподобного Германа Аляскинского, «всея Америки чудотворца».

См. также

Примечания

Источник: http://adamovka.ru/saint/?id=551

Герман Аляскинский, преподобный

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ГЕРМАНА АЛЯСКИНСКОГО

(память 27 июля/9 августа)

Преподобный Герман Аляскинский родился в подмосковном городе Серпухове в 1757 году в купеческой семье. Его мирское имя и фамилия неизвестны.
С шест­над­цати лет вступил он на иноческий путь. Вначале преподобный нес послушание в Троице-Сергиевой пустыни, расположенной в окрестностях Петербурга, на берегу Финского залива (пустынь принадлежала Троице-Сергиевой лавре).

В обители будущий миссионер подвизался около пяти лет. Желая полного уеди­не­ния и безмолвия, преподобный Герман удалился на Валаам. Валаамский мона­стырь, расположенный на островах Ладожского озера, бывал отрезан от внешнего мира до восьми месяцев в году.

После тщательного испытания различными послу­шаниями игумен Назарий благословил молодого по­движника на постоянное жительство в лесу, в пустын­ном уединении. По праздникам, приходя в мона­стырь, преподобный нес клирос­ное послушание (у него был прекрасный голос). В Валаамской Преображенской обители святой Герман принял монаше­ский постриг.

Обратите внимание

Есть мнение, что святой Герман пришел на Валаам в 1778 году. В том же году преподобный Серафим при­шел в Саровскую обитель.

Обстоятельства жизни преподобного Германа на Валааме напоминают об уединенных подвигах его великого современника — Саровского чудотворца.

Подобно преподобному Серафиму, Валаамский подвижник отличался исключительным и проник­но­венным знанием Священного Писания, творений святых отцов и учителей Церкви.

Духовным руководителем и наставником будущего миссионера был игумен Назарий, Саровский старец, который ввел на Валааме устав Саровской пустыни.

Таким образом, благодатный строй Саровского по­движничества, в котором совершалось духовное воз­растание преподобного Германа на Валааме, стал неотъем­лемой частью его души и сделал его родным и исключительно близким по духу преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу.

Известно, что преподоб­ный Серафим пользовался, в свою очередь, наставлениями старца Назария
во время его жительства в Сарове.

Через 15 лет пребывания преподобного Германа на Валааме Господь призвал смиренного инока на апостольское служение и послал его проповедовать Евангелие и крестить язычников мало обжитого и сурового края Аляски и приле­га­ющих к ней островов Северной Америки.

С этой целью в 1793 году была создана Духовная Миссия, получившая название Кадьякской, с центром на острове Кадьяк. Руководителем Миссии был назначен архимандрит Иоасаф (Болотов), инок Валаамского монастыря. В числе прочих сотрудников Миссии было еще пять иноков Валаамского монастыря, среди них и прп.

Важно

Герман, которому Господь благословил потрудиться в благовестии дольше и плодотвор­нее, чем кому-либо другому из членов Миссии.

По прибытии на остров Кадьяк миссионеры немедленно занялись постройкой храма и обращением язычников. «1794 года, сентября с 24-го живу на острове Кадьяке.

Слава Богу, более 700 американцев перекрестил, да более 2000 браков обвен­чал, построили церковь, а время позволит — сделаем другую, да походные две, а то и пятую нужно сделать», — замечает в одном из писем архимандрит Иоасаф.

Отец Герман на новом месте поначалу нес послушание в пекарне и занимался хозяйст­венными заботами Миссии.

Под руководством архимандрита Иоасафа (позднее епископа) Миссия нахо­дилась недолго: во время бури (в 1799 году) преосвященный Иоасаф со своими спут­никами погиб в волнах океана.

На помощь оставшимся в живых миссионе­рам в 1804 году был командирован только один иеромонах Александро-Невской лавры Гедеон. Он на некоторое время возглавил Миссию. Его заботами была устроена школа для детей крещеных алеутов.

В 1807 году иеромонах Гедеон навсегда покинул стан миссионеров, возложив всю ответственность на препо­добного Германа, который до самой кончины своей оставался духовным отцом, пастырем и попечителем душ человеческих в доверенной ему Миссии.

Препо­добного хотели посвятить в сан иеромонаха и возвести во архимандрита, но смиренный инок отказался от какого бы то ни было возвышения и до конца своих дней пребывал простым монахом.

Совет

Преподобный Герман был для местных жителей истинным добрым пастырем и защищал их, как мог, от злых и хищных людей, которые видели в острови­тянах только объект для жестокой эксплуатации.

В том, что новообращеные не отвергли веру пришельцев и не вернулись к своим прежним суевериям, видя беззаконие промышленников, великая заслуга старца Германа.

Непоколе­бимо и настойчиво, не имея никакой поддержки, кроме своей пламенной веры, старец продолжал свое заступничество за обиженных и угнетенных, видя в этом свой пастырский долг, сущность которого он выразил следующими уди­вительными словами: «Я — нижайший слуга здешних народов и нянька».

Тайные подвиги и келейные молитвы старца оставались неведомыми миру, но виден был окружавшим свет его благодатной жизни, проводившейся
в условиях полного самоотречения, нестяжательности и сурового пренебрежения всеми удобствами. Одежда его была самая убогая и очень ветхая.

Всем своим видом, всеми привычками старец Герман живо напоминал современникам древних отшельни­ков, прославившихся подвигами воздержания и богоугожде­ния. Беседа старца производила на слушавших неотразимое впечатление.

Особенно поражали собе­седников ясность его мыслей, отчетливость и быстрота суждений. Божественная благодать, наполнявшая душу преподобного Германа, преображала сердца людей, общавшихся с ним. Ярко свидетельствует об этом случай с С. И.

Яновским, правите­лем администрации Российско-Американской Ком­пании, приступившим к своим обязанностям в 1817 году.

Семен Иванович Яновский, аристократ по происхождению, был человеком всесто­ронне образованным и начитанным, но его религиозно-философские взгляды сводились к модному в те времена деизму (деизм — религиозно-фило­софское учение, распространенное в XVII—XVIII вв.

, допускавшее существование Бога лишь как первопричины мира и отрицавшее существование Бога как Лич­ности). Хри­стианства он, по существу, не знал (хотя формально считался хрис­тианином). Православие, Церковь, таинства были для него понятиями, не заслу­живающи­ми серьезного внимания. Преподобный Герман много беседовал с ним. Впоследст­вии С. И.

Обратите внимание

Яновский писал: «Ежедневно беседовали мы с ним до полночи и даже за полночь о любви Божией, о вечности, о спасении души, о христианской жизни. Сладкая речь неумолкаемым потоком лилась из уст его; такими постоянными беседами и молитвами святого старца Господь совер­шенно обратил меня на путь истинный, и я сделался настоящим христианином».

Он называл старца «святым мужем», «великим подвижником». Как великую драгоценность он хранил у себя письма преподобного Германа. Такое же благо­говение к личности святого испытывали и многие другие его современники.

«Живо помню я, — писал о внешнем облике старца Яновский, — все черты сияв­шего благодатью лица старца, его приятную улыбку, кроткий, привлека­тельный взор, смиренный, тихий нрав и его приветли­вое слово.

Он был росту небольшого, лицо имел бледное, покрытое морщинами, глаза серо-голубые, исполненные блеска, а на голове у него было полно седых волос. Речь его была негромкая, но весьма приятная». Отец Герман жил сначала возле храма Миссии, на Кадьяке, а после переселился на ближайший остров Ело­вый, который назвал «Новый Валаам».

Остров Еловый был последним приютом в многотрудных апостольских странствованиях святого старца. Иногда преподобный бывал
в гостях у православных жителей на американском континенте и в душеспа­си­тельных беседах проводил время за полночь. Ел он очень мало: немного рыбы и овощей составляли весь его обед, тело свое изнурял постом, бдением и пят­надцатифунтовыми веригами.

Преподобный Герман предсказал своим духовным детям время своей кончины и объяснил, как похоронить его. 13 декабря 1837 года он просил зажечь перед ико­­нами свечи и читать Деяния святых апостолов.

Во время чтения о трудах святых благовестников святой старец перешел от земных трудов к небесному упокоению на 81-м году жизни.

Над могилой его первоначально был установлен простой деревянный памятник, затем сооружена скромная деревянная церковь, освящен­ная во имя святых Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.

В этом храме хранится старинное изображение преподобного Серафима Саров­ского, находившееся в келлии святого старца Германа при его земной жизни: старец любил и чтил своего прославленного современника и единодуш­ного с ним работ­ника на ниве Божией.

Важно

Господу было угодно одновременно благословить на великое служение людям этих двух благоговейных подвижников безмолвия и умного дела­ния. Преподобный Герман с любовью отзывался на скорби и нужды людей во время своей земной жизни.

Не оставляет он без помощи взывающих к нему и после своего преставления.

Наиболее известный случай молитвенного предстательства преподобного Германа находится в житии первого православного епископа Америки — святителя Инно­кентия, митрополита Московского (память 31 марта/13 апреля и 23 сентября/6 октября). В 1842 году святитель на бриге «Охотск» направлялся на остров Еловый.

Из-за бури корабль долго не мог войти в гавань и жизнь ко­манды и пассажиров была под угрозой. Тогда святитель Иннокентий обратился с молитвой к преподобному Герману: «Если ты, отец Герман, угодил Господу, то пусть переменится ветер». Не прошло и четверти часа, как пере­менился ветер и сделался попутным.

И вскоре святитель, спасшийся от бури, служил панихиду на могиле святого Германа.

С 1860-х годов Русская Православная Церковь знала о большом почитании старца Германа на Кадьяке. В 1867 году один из Аляскинских епископов составил описа­ние его жизни и чудес. Первое сообщение об отце Германе было напечатано в Валаамском монастыре в 1894 году.

В 1930-х годах другой русский православ­ный монах — архимандрит Герасим (Шмальц) — прибыл на остров Еловый и долго жил там подобно преподобному Герману. Перед своей кончиной в 1969 году архимандрит Герасим открыл останки своего славного предшественника и построил здесь небольшую часовню.

Исцеления, связанные с молитвенным заступничеством старца Германа, записывались со времени его жизни и до 1970 года.

В марте 1969 года Собор епископов Русской Православной Церкви
в Америке под председательством архиепископа Нью-Йоркского, митрополита всей Америки и Канады Иринея совершил прославление преподобного Аляскинского инока в лике святых. Препо­добный Герман выполнил свое хрис­тианское призвание достойно, продолжает и ныне предстательствовать пред Богом о живущих.

Источник: http://www.saints.ru/g/9avg.prp.German_Alyaskinskii

Ссылка на основную публикацию