Преподобный варлаам керетский

ТАРКОВСКИЕ: ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (часть 45)

Образ преподобного Варлаама Керетского.

«Неудобные» святые

ПРЕПОДОБНЫЙ ВАРЛААМ КЕРЕТСКИЙ

«Хоть блуд сотворю, хоть убийство сотворю, а от Христа моего не отступлю».

Преподобный НИФОНТ.

«Был полуслепым, а в это ослепительное утро ослеп совсем, чтобы познать Свет Истины…»

Иван ШМЕЛЕВ.

«Есть много слепых, но многие ли из них ослепли от света?»

Лучиан БЛАГА.Основная часть Жития Преподобного Варлаама Керетского в разных изводах не дает никаких серьезных разночтений, лишь уточнения и дополнения.Серьезные противоречия содержит одно лишь описание греха, совершенного будущим Святым.По словам современного исследователя агиографии Крайнего Севера, кандидата богословия игумена Митрофана (Баданина), житие Преподобного «было столь вопиюще “не соответствующим”, что “пригладить” его просто не представлялось возможным.Вся суть подвига Варлаама как раз и состояла в небывалой силе покаянии о содеянном страшном грехе убийства. Поэтому житие Варлаама сокращается до крайности, из него изымаются все подробности».

Наиболее «значительному “идеологическому” редактированию» подверглась именно та его часть, в которой рассказывалось об обстоятельствах убийства им супруги.


Кандалакшский залив Белого моря Фото Олега Москаленко.
В самом раннем источнике, «Повести о преподобнем Варлааме Керецком», составленной в конце XVI – начале XVII вв., говорится просто и ясно: «…Диавол […] простре сеть на уловление праведнаго, яко же древле на Адама, вложив бо его во убийство супружницы его».В том же духе написано житие, помещенное в напечатанном в начале XX в. «Архангельском патерике»: «Убив жену из ревности, не имея, однако, на это причин…»Однако уже в «Каноне преподобному Варлааму Керетьцкому чудотворцу», написанному в 1657 г. Соловецким монахом и книжником архимандритом Сергием (Шелониным) этот имевший место факт подвергся духовному переосмыслению.Вот его подробный разбор, сделанный игуменом Митрофаном (Баданиным):«В Каноне неоднократно проводится мысль о непрестанной брани, которую ведет с “князем тьмы” Преподобный. Находит подтверждение и предание о том, что тяжкое искушение, выпавшее на долю Варлаама, есть очевидное нападение бесовское, осуществленное путем духовного повреждения жены священника: “находит на твою супругу, вадя [обвиняя, клевеща] насмешение странно”. То есть матушка Варлаама внезапно стала вести себя неадекватно, соблазнительно, насмехаясь и допуская невероятную клевету на мужа. […]“Лукавый змий, не терпяще тя зрети всегда Богу предстояща, и молитву о людях приносяща”, Божьим попущением ставит священника в невероятно сложное положение, наступившее, по преданию, ко времени начала Пасхального богослужения в церкви, где матушка должна была петь на клиросе.

И эта тяжелейшая ситуация в Каноне трактуется именно как месть бесовская за ту непримиримую брань, которую Преподобный ревностно и рискованно вел с силами тьмы, безраздельно хозяйничавшими до того в этих “полночных землях”. […]


Село Кереть – древнее поморское поселение на южном берегу Кандалакшского залива. На заднем плане храм Св. Великомученика Георгия. Дореволюционное фото.“Лукавый змий, не терпяще зрети тебя всегда Богу предстояща и молитву о людях приносящаго, находит на твою супругу”. […] …Другими словами, происходит ужасное – мерзкий дух нечистый вселяется в матушку. Столь любимая жена отца Василия, его чистая голубица, верный друг и сомолитвенник неожиданно становится бесноватой и начинает вести себя неадекватно и соблазнительно. […]Злой дух устами матушки кощунствовал и насмехался над священником, понуждая ее к безстыдным и соблазнительным поступкам. И не было у батюшки никакой возможности прекратить это нежданное жуткое наваждение, эту безжалостную месть бесовскую.Точнее, как мы увидим позже, была оставлена ему лишь одна страшная возможность остановить это мучение, этот кошмар – поменять его на другую тяжкую и долгую муку.

На немыслимый подвиг искупления.


Село Кереть, всегда считавшееся богатым, возникло в конце XV – начале XVI вв. на торговом пути из Поморья в Швецию. В XVI в. оно становится вотчиной Соловецкого монастыря. После этого там возводится укрепленный острожец.

Нет никаких сомнений в том, что грех убийства жены Варлаам совершил, допустив непомерный гнев и ярость. Об этом со всей ясностью говорится и в Каноне: “Ты, узрев ее, с яростью на нее устремившись, поражаешь ее смертною язвою и гробу предаешь” или же: “то содеяно тобой в ярости и невоздержании”».

Село Кереть. Современное фото.

Исследовательская работа в архивах привела о. Митрофана к важным открытиям: «До недавнего времени среди исследователей агиографического наследия Севера полагалось безспорным утверждение об авторской принадлежности соловецкому монаху Сергию (Шелонину) многих житий подвижников Севера Руси.

Недавно обнаруженный сборник канонов письма “Сергия, смиренного инока и презвитера обители Пантократовы сущего Понта окияна на полунощной стране, иже на Соловецком отоце”, позволяет сделать принципиальный вывод о том, что первоначальные правдивые жития, написанные отцом Сергием в первой половине XVII века, в последующее время подвергались значительной корректуре в соответствии с “новыми веяниями времени”».

Ныне село заброшено. Административно Кереть входит в состав Лоухского района Карелии, однако в нем никто не живет.Следы этого «значительного идеологического редактирования» содержатся, например, в вышедшей в 1908 г. в московской Синодальной типографии дополнительной книге к «Житиям святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих-миней св. Димитрия Ростовского».«…Враг рода человеческого, – читаем там, – […] внушил священнику чувство ревности к жене, затем, обольстив его, побудил убить ни в чем не повинную женщину, что тот и исполнил. По преданию жена Варлаама оказалась неповинной, так как сам диавол обморочил святого: принял на себя вид мужчины и вышел из горницы жены священника».Существенную помощь в понимании того, что произошло в 1546 г. в Керети дает дошедшее до нас древнее поморское песенное предание «Ста́рина о Варлаамии Керетском».Сохранилось оно благодаря замечательному русскому писателю, фольклористу и художнику Б.В. Шергину (1893†1973).Борис Викторович был человеком редкостным. Каждый, кто читал его, не забудет его русский слог и при первой же возможности потянется к нему сызнова.Архангельский уроженец, он с юности был былинщиком: слушал, запоминал и рассказывал бытовавшие на Севере русские былины.

А еще был он человеком глубоко православным.


Борис Викторович Шергин.Будучи искренним ценителем и хранителем Русского Слова, Б.В. Шергин и помыслить, конечно, не мог присвоить принадлежавшее не ему, а породившему его самого народу.А такие случаи «приватизации» уже не были редкостью и процесс этот всё набирал обороты…Один из таких случаев описал в своих воспоминаниях друг Василия Шукшина – кинооператор Анатолий Заболоцкий, снимавший его последний фильм:«В подготовительном периоде [Шукшин] задумывал исполнить песню народную “Калина красная”, планируя, что споют ее Люба и Егор. Но в музыкальной редакции студии сообщили, что песня эта обработана композитором Фельцманом и нужно ему платить авторские как композитору.

Шукшин отказался от песни и прямо в кадре сказал: “Не выпелась песня… да вот сегодня в газете пишут, что ‘Ямщик, не гони лошадей’ тоже уже имеет автора и композитора. Пора, видно, и Лихачева объявить автором ‘Слова о полку Игореве’. Глядишь, днями появятся свежие авторы и у песен разинских времен”».


Борис Викторович Шергин и Степан Григорьевич Писахов – сказители и писатели Русского Севера.

«Ста́рину о Варлаамии Керетском» Б.В. Шергин поместил в одной из своих книг:
«…Балладу о Варламии слышал я в дни юности от своих семейных в Архангельске. Пелись уже только отрывки. Забытый стих пересказывался простой речью.

– Иерею Варламие, Где твоя молода жена?– Она ушла в гости к татеньке, Ко родителю-маменьке.– Нет, иерею Варламие, Твоя жена за гульбой ушла:Ночью в город Фарлаф на лодьи прибежал.По твою госпожу в Божью церковь послал.Она, боса и пьяна,С корабельщики целуется,Со фарлафами валяется.

Поп Варламий зачнет их колом Огородним градить:– Про мою госпожу так не сметь говорить! Она жена иереева, Она краса несказанная!. . . . . . . . . . . . . . .Поп Варламий о Паске обедню служил, По собору свещу со цветами носил. “Паска красная” пел.

– Не видали ли, мiряне, где девалась госпожа? Она дома ночевала и к обедне шла…– Твоя госпожа За гульбою ушла. Ночью в город Фарлаф На лодье прибежал, По твою госпожуВ Божью церковь послал.Она теперь пьяна,Боса и без пояса.С корабельщики валяется,Со фарлафами целуется.

–Поп Варламий с свещой и с цветамиНа пристань идетИ свою госпожу с воплем крепким зовет:– … Без тебя дома пиру нет! Без тебя в церкви пенья нет! – Жена отвечает ему:– Я одежды поповской боюсь, Я твоей бороды не люблю. Полюбила я молодчика кудрявенького,Я Олафа, я Фарлафа расхорошенького.. . . . . . . .

. . . . . . . . . . .Поп Варламий с плечей епитрахиль сымал

И святой патрахилью жене белы руки вязал…

В 2013 г. в Архангельске в честь 120-летия со дня рождения Б.В. Шергина был установлен бронзовый ему памятник скульптора Сергея Сюхина.

Затем он привел жену в собор, становил против алтаря, покаял жену последним покаянием и, взяв с престола копье, метнул копье в жену. Она бежит по церкви, прячась за столпы. Но копье настигло ее…
. . . . . . . . . . . . . . . .

Поп Варламий во гроб госпожу, Как к венцу, снаряжал. Космы пьяные ей на челе Благочестно сплетал: – Спи, жена иереева,

Спи, краса несказанная!

Взвалив гроб-колоду на плечо, Варламий идет к лодейным причалам, к морю. Фарлаф и его дружина не успели отчалить. Варламий занес колоду на варяжский корабль, поставил свою ношу у середовой мачты.

Потом, ухватя якорь, перебил всю варяжскую дружину, в том числе и Фарлафа. Сбодав трупьё в воду, Варламий приготовился к отплытию. Народ принес сноп воскояровых свеч. Их зажгли вкруг госпожи. Отдали причалы, Варламий открыл паруса.

Скричала гагара за синим морем. Набежала полоска тумана и скрыла уходящую лодью…»

Именно это старинное предание во многом помогло игумену Митрофану (Баданину) реконструировать описанные в житии события, раскрыв их подлинные смысл:

Игумен Митрофан (Баданин). Преподобный Варлаам Керетский. Исторические материалы к написанию жития. СПб. Мурманск. «Ладан». 2007.В целом, по словам отца Митрофана, это «народное предание, равным образом и последующие комментарии исследователей, всячески стремились свести суть произошедшей трагедии к до боли знакомой пошлой житейской истории об изменявшей жене и непомерно ревнивом муже».Однако, несмотря на «пикантные подробности, служащие для усиления романтического и более мiрского акцента», в «Ста́рине» сохранились «дополнительные подробности того тяжкого искушения, случившегося в дни пасхальных торжеств […]В предании весьма точно подмечаются характерные признаки беснования, проявляющиеся как реакция на приближение священнослужителя к одержимой […]

Обратите внимание

На призыв батюшки одолеть это нападение бесовское и вернуться домой, в матушке уже начинает отвечать бес […]


Чупская губа Белого моря – место подвигов преподобного Варлаама Керетского.“Ста́рина о Варлааме” сохранила нам свидетельство тех усилий, что предпринимал священник по смирению бесноватой, дабы изгнать из нее нечистого духа […]Эти-то свидетели и оставили нам подробности того, что произошло далее в Керетской церкви пред алтарем, там, где храмовая икона святого великомученика Георгия, пронзающего копьем мерзкого змея».

Отметив далее, что рассказанное в «Ста́рине» вполне соответствует «Последованию молебному об избавлении от духа нечистого», о. Митрофан задается вопросом: «Так зачем же Варлаам взял в руки святое Копие, место которому на жертвеннике, вместе со всеми священными сосудами, предназначенными для таинства евхаристии – принесения Безкровной жертвы?»


Часовня на месте погребения преподобного Варлаама в Керети.«В требниках, переизданных в 90-х годах прошедшего века, – пишет он, – можно встретить довольно загадочный чин, занимающий всего одну страничку текста и состоящий из трех тропарей, но при этом имеющий весьма внушительное название: “Когда крест творит священник на страсть недуга со святым копием”. Думается, что эта уцелевшая “страничка” – лишь слабый отголосок какого-то серьезного чина изгнания беса, применявшегося в глубокой древности, еще до составления нынешних молебствий из требника митрополита Петра Могилы XVII века, и предполагавшего некое использование при этом святого Копия. Потому и оказалось оно, Копие это, в руке Варлаама.Да только, видать, жутко страшен и силен был тот демон древний, что, не вынося святынь христианских, внезапно открылся Варлааму в несчастной матушке, с такой непомерной силой проступив сквозь любимые черты страдающей жены, во всем своем нестерпимо мерзком обличии, что не устоял заклинатель и поразил святым Копием древнего змия.Дикий рев огласил церковь Божию, и смрадным дымом изошел дух нечистый из замершего на вздохе пронзенного тела страдалицы. Кротко успела взглянуть она на любимого батюшку, бросился к ней со слезами Варлаам.Да только затуманился уж ее взор и отлетела ко Господу чистая душа голубицы.И тут как ледяной ветер пронесся над Варлаамом, тошнота подкатила к сердцу, и в голове его возник знакомый мерзкий голос: “Ну что, Васюк, вспомнил меня, жалкий убийца глупой попадьи? Ты больше теперь не священник – ты душегубец, – так глумился над потрясенным Варлаамом коварный змий, – и нет тебе спасения – я победил тебя, помни теперь об этом всю свою жизнь”.

Читайте также:  Икона божией матери цилканская

“Можешь ли пронзить кожу его копием и главу его рыбачьею острогою? Клади на него руку твою и помни о борьбе…” (Книга Иова многострадального. 40, 26; 27)».


Храм Преподобного Варлаама Керетского в Коле.Приведя отрывки из этого важного текста, не удержусь от того, чтобы не сказать и о самом его авторе – интереснейшем человеке, нашем с вами современнике.Алексей Васильевич Баданин (таково имя его в мiру) – потомственный военный моряк.Один из его прадедов Степан Пименов служил под началом прославленного адмирала С.О. Макарова (1848†1904), совершив с ним два кругосветных плавания. Затем он стал управляющим дворцом Великого Князя Михаила Александровича – младшего брата Царя-Мученика.

«Степан Пименов, – вспоминает правнук, – с риском для жизни спас и в дальнейшем под угрозой ареста своего и своей семьи сохранял Казанскую икону Божией Матери – молельный образ Семьи Александра III.

Икона эта была написана в память об Их чудесном спасении в 1888 году, когда произошло крушение Императорского поезда в селе Борки Харьковской губернии.

Потом она стала молельным образом Михаила Александровича Романова…»


Епископ Митрофан (Баданин).Сам Алексей Васильевич родился в 1953 году в Ленинграде во дворце Великого Князя Михаила Александровича. Его семья жила в дворцовом флигеле вплоть до 1959 года.Отец, капитан первого ранга, участник Великой Отечественной войны, в 1950-х служил на подводном флоте.Сын продолжил семейную традицию, в 1976 г., после окончания Высшего военно-морского училища, начав службу лейтенантом на Северном флоте.

Вступив в 1979 г. в командование первым своим кораблем, впоследствии он сменил их немало. В 1995 г. А.В. Баданин окончил Военно-морскую академию имени адмирала Н.Г. Кузнецова, однако в 1997 г. в звании капитана второго ранга был уволен по сокращению.


Командир корабля Северного флота Алексей Васильевич Баданин. 1983 г.К тому времени Алексей Васильевич уже знал, что делать. В 1999 г. он поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, который закончил в 2005 г., продолжив учебу в аспирантуре, став кандидатом богословия.Одновременно, получив благословение от старца о. Иоанна (Крестьянкина), в 2000 г. он принял монашеский постриг. Рукоположенного последовательно в сан иеродиакона и иеромонаха, в том же году о. Митрофана назначили настоятелем Успенского прихода села Варгуза в Терском районе Мурманской области.Там он и служил, пока в 2013 г. его не хиротонисали в епископа Североморского и Умбского.Радостно и как-то даже звонко на душе от того, что до сих пор у нас есть такие люди – на военном флоте, в Церкви, на Русском Севере.

В декабре следующего года Владыку Митрофана утвердили в должности священноархимандрита Свято-Троицкого Трифонова Печенгского мужского монастыря в поселке Луостари Печенгского района Мурманской области.


Епископ Североморский и Умбский Митрофан (Баданин).Назначение это не случайно, ибо его перу принадлежит исследование также и об этом святом – основателе обители («Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие. Житие, предания, исторические документы. Опыт критического переосмысления». Мурманск, 2003).Между прочим, это еще один «неудобный» (в силу непонимания нами самого феномена святости) преподобный Русского Севера.

О нем пойдет речь в следующем посте.

Продолжение следует.

Источник: https://sergey-v-fomin.livejournal.com/128420.html

Новости

Главная Новости

Страницы: 1 2 3 4 5 … 71

Диаконская хиротония студента Сретенской духовной семинарии Архиепископ Верейский Амвросий рукоположил Иоанна Загумёнова, студента Сретенской духовной семинарии, в сан диакона.Встреча четвертая.

Опыт духовной жизни святых Алексия и Сергия Мечёвых Иеромонах Афанасий (Дерюгин) 11 февраля 2019 года в актовом зале Сретенской духовной семинарии иеромонах Афанасий (Дерюгин), насельник Московского Сретенского монастыря, провел встречу на тему: «Опыт духовной жизни праведного Алексия и священномученика Сергия Мечёвых».

Всенощное бдение в Сретенском монастыре Пресс-служба Сретенской духовной семинарии Всенощное бдение в Сретенском монастыре возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл12 фактов о Сретении Господнем Сретенская семинария Что отпускает Господь праведному Симеону? Какую роль сыграла пророчица Анна в событиях Сретения? И как отражен этот праздник в творчестве русских поэтов?Пророки Ветхого Завета о Евхаристии: Соломон,Исайя и Малахия Ярослав Мордовцев Завершая разговор о Евхаристии, снова обратимся к учительным и пророческим книгам Ветхого Завета и увидим, как пророки говорили об этом Таинстве задолго до Рождества Христова и Его крестной смерти.Христианское учения о человеке в ранневизантийский период Андрей Сенин Истоки зла в мире, человек и его душа, тело человеческое, диктующее свои условия, — всё это и не только суть предметы антропологии, и ответы на вопросы о человеке и его сущности с точки зрения христианской — необходимы.Встреча третья. Опыт духовной жизни святителя Игнатия (Брянчанинова) Протоиерей Андрей Овчинников 4 февраля 2019 года в актовом зале Сретенской духовной семинарии протоиерей Андрей Овчинников, настоятель храма святителя Николая в Хамовниках, провел встречу на тему: «Опыт духовной жизни святителя Игнатия (Брянчанинова)».Вечер памяти архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в Сретенской семинарии 5 февраля 2019 года, в 13-ю годовщину со дня кончины почитаемого старца, в Сретенской духовной семинарии состоялся вечер памяти отца Иоанна (Крестьянкина)Беседы о Псалтири. Введение Иеромонах Ириней (Пиковский) Каждый воскресный день, начиная с 20 января 2019 года, в актовом зале Сретенской духовной семинарии проходят беседы о Псалтири. Проводит беседы насельник Сретенского монастыря, преподаватель Сретенской духовной семинарии иеромонах Ириней (Пиковский).Христианство в Китае: с времён апостольских до XIX в. Диакон Александр Поляк-Брагинский Христианство, как бы ни удивительно для многих из нас это звучало, пришло в Китай довольно рано и потому успело соединиться навечно с историей этого государства.В Сретенский монастырь прибыла с визитом делегация Православной Церкви в Америке Пресс-служба Сретенской духовной семинарии Визит Блаженнейшего Тихона ‒ знак крепкой духовной связи Православной Церкви в Америке с Русской Православной Церковью и Сретенским монастыреВстреча вторая. Опыт духовной жизни преп. Серафима Саровского Иеромонах Андроник (Пантак) Эта встреча – продолжение проекта «Православие. Просветительские курсы для мирян», осуществляемого Сретенским монастырем совместно со Сретенской духовной семинарией. Общая тема встреч этого полугодия – «Практический опыт жизни выдающихся пастырей XIX–XX века».Вечер памяти архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в Сретенском монастыре Сретенская семинария 5 февраля 2019 года исполнится 13 лет со дня кончины знаменитого и почитаемого по всей России старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина). В этот день в Сретенском монастыре состоится вечер памяти отца Иоанна.Состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с генеральным секретарем Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) пастором доктором Олафом Фюксе Твейтом Пресс-служба Сретенской духовной семинарии В продолжение встречи были затронуты актуальные темы межхристианского сотрудничества.Сотруднику Сретенской духовной семинарии Константину Муратовичу Джусоеву вручена памятная медаль «За труды на ниве духовного образования» Пресс-служба Сретенской духовной семинарии Сотруднику Сретенской духовной семинарии Константину Муратовичу Джусоеву Высокопреосвященнейшим Ростиславом, Митрополитом Томским и Асиновским, была вручена памятная медаль «За труды на ниве духовного образования»

Страницы: 1 2 3 4 5 … 71

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Хор Сретенской духовной семинарии – Тропарь велмуч. Федору Тирону. 2 глас. Зосимовой пустыни. Запись с богослужения

Хор Сретенской духовной семинарии – Ныне силы небесныя (Г.Ф. Львовский). Запись с богослужения

Хор Сретенской духовной семинарии – Ипакои Кресту. в обр. архм. Мафтфея. Запись с богослужения

Источник: http://sdsmp.ru/news/n6821/

Варлаам Керетский

О преподобном Варлааме Керетском известно, что он появился на свет в ныне опустевшем селе Кереть бывшего Кемского уезда, что располагалось в устье одноименной реки Кандалакшской губы Белого моря. Повзрослев, преподобный Варлаам Керетский стал священником «в Колском граде», в храме во имя святителя Николая Чудотворца, где «добре подвизался на невидимого врага козни».

Молитвы преподобного Варлаама Керетского оказались настолько действенными против дьявольских ухищрений, что живший неподалеку от Колы бес, который требовал жертвоприношений, вынужден был оставить свое место.

Гонимый бес пообещал, что люто отомстит обидчику, и сдержал свое обещание: он внушил Варлааму, когда тот служил литургию, что его жена неверна ему. Одурманенный внушением нечистого, преподобный убил супругу.

За слепотой бесовского наваждения пришло глубокое раскаяние в содеянном. Варлаам понял, что больше не может стоять у святого престола. Взяв с собой тело убитой жены, он отплыл на рыбацкой лодке в море. Долгое время скитаясь по суровым северным водам, Варлаам «без сна пребываше, моля Бога со слезами об отпущении греха».

Важно

Преподобный Варлаам Керетский надеялся — Всевышний заберет его жизнь во время шторма. Сохранились предания, что от непрерывной гребли и борьбы со встречным ветром преподобный стал горбатым. У поморов даже родилась присказка: «Пошел, как Варлаам, против ветра».

Эта поговорка, вероятно, трансформировалась и в поговорку норвежских рыбаков: «Русский поп жену привез», — говорят они, если с моря наступает туман. Скитания Варлаама продолжались очень долго, за это время останки его жены полностью истлели, превратившись в прах.

В одной из бухт мыса Святой Нос преподобный совершил свое первое чудо.

Рассказывают, что когда-то в этом месте Кольского полуострова водились «корабельные сверлила» (вероятно, моллюски-древоточцы), которые причиняли большой вред кораблям, протачивая их обшивку.

И вот Варлаам взмолился ко Господу, прося Его избавить корабелов от назойливых «сверлил». Мольба преподобного была услышана, древоточцы исчезли. С тех пор и до наших дней владельцы деревянных судов могут быть спокойны за свои корабли.

Интересно, что исследователи обращают внимание на округлые отверстия в остовах старинных кораблей, которые обнаруживают вдоль Кольского полуострова; по их мнению, эти дыры могу свидетельствовать о реальном наличии «корабельных сверлил» в этой части моря в древности. Для самого же Варлаама совершенное им чудо стало знаком прощения Богом, и он принимает решение вернуться в Кереть.

Варлаам Керетский в Керети

В Керети Варлаам похоронил прах жены. Здесь же он принял постриг и начал свой монашеский путь, подвизавшись на берегу озера, которое потом получило название Варлаамова. Еще накануне революции местные жители могли указать на старинную келью, в которой, по легенде, некоторое время жил преподобный.

Желая еще большего уединения, Варлаам оставил место первоначального подвига и переплыл на некий остров в губе Чупе. Являя пример крайней степени отрешения от мира, преподобный жил «в пещере со зверями». На острове он также поставил часовню. В назначенный час Бог забрал душу раскаявшегося в убийстве Варлаама.

Точная дата его смерти неизвестна.

Посмертные чудеса Варлаама Керетского

Прошли годы, вероятно, даже десятилетия, и преподобный Варлаам продолжил творить чудеса — естественно, уже посмертные. В 1635 году он явился воеводе Волынцеву и исцелил того от болезни. Благодарный воевода решил «сотворити сень» над местом погребения чудотворца, а также поставить крест.

Не позднее 1658 года монах Сергий Шелонин из Соловецкой обители составил канон преподобному, еще через несколько лет появилась запись чудес, в которой впервые воедино были собраны свидетельства о явлениях и помощи Варлаама страждущим.

Еще раньше этих событий, на рубеже XVI—XVII веков, была составлена «Повесть о преподобием Варлааме Керецком», первоначальный свод данных о непростой жизни подвижника. Стремительный рост почитания преподобного привел к тому, что около 1664 года его останки перенесли на новое место — в Кереть.

Здесь их погребли неподалеку от алтаря Георгиевской церкви.

Читайте также:  Пища для покойного

Мощи преподобного Варлаама Керетского

В 1722 году мощи преподобного были обретены вновь. Когда их внесли в алтарь, распространилось благоухание «подобно-де тому, как от росного ладана дым». Сами останки являли пример нетления. Однако недоверчивый ко всякому чуду «синодальный» XVIII век не заметил в этом признаков настоящего чуда.

Святейший Синод не запретил почитать Варлаама, но объявил сказания о чудесах не заслуживающими доверия. Официальное церковное признание преподобного состоялось только в XX веке. В 1903 году его имя попало под 6 ноября в «Верный месяцеслов», затем в Соборы Карельских святых Русской и Финляндской Православных Церквей.

Наконец, в 2003 году но благословению Патриарха Алексия II был установлен Собор Кольских святых, в котором Варлаам также обрел свое место.

До недавнего времени почитателей преподобного огорчало то, что его мощи в 1960-х годах были утрачены. Однако полтора года назад внук бывшей жительницы села Кереть сообщил: бабушка наказала ему хранить эту святыню, которую она вывезла из села, покидая родные края пятьдесят лет назад. 28 января 2015 года состоялось торжественное обретение мощей святого Варлаама Керетского.

Источник: http://posmotrim.by/article/varlaam-keretskij.html

Преподобный Варлаам Керетский один из великой плеяды подвижников XVI века просветивших светом веры Христовой земли Великой Лапландии, родился около 1502 года «в Керецкой волости, что на море окияне». Имя в крещении было дано ему Василий.

Здесь на берегах северного поморья был Василий «научен книгам и Божиим судом поставлен пресвитером в Кольском граде в церкви Николы чудотворца».

Отец Василий, будущий Варлаам, был ревностным и одаренным священником, «и людей Закону Божию, яко истинный пастырь поучал». Нравом он был суров и порой крут, но честен и чист пред Богом и людьми.

Совет

Сильно скорбел он о тяжком «идолобесии», о вере языческой в которой пребывали еще многие лопарские семьи – коренные жители этих мест.

Кольский батюшка смело противостал этой власти князя тьмы издревле сильной на Кольском Севере, в этих «землях Полнощных», и «добре подвизаясь на невидимого врага козни», вступил в опасную схватку с «тьмой века сего» (Еф. 6,12).

Закляв древнего демона, что запирал вход в Кольский залив, требуя жертвоприношений на языческом капище Абрам-мыса, сильно озлобил молодой священник эту силу бесовскую, хотя до времени она затаилась. С тех пор путь из залива в море стал свободен, страхи и наваждения бесовские исчезли, и жертвы языческие на мысу прекратились.

Во всем помощницей отцу Василию была его матушка, которую он любил всем своим горячим сердцем, и лишь ради этой любви оставил он свои мечты об иночестве. И жил он «с супругою в любви и целомудрии во граде Коле, всем людем на успех и на пользу, диаволу же и бесом на рвение и на зависть».

Кольский священник с матушкой, тяготея к монастырскому укладу, были частыми гостями у старца Трифона в Печенгском монастыре, где с некоторых пор подвизался их предшественник по службе в Кольской церкви поп Иоанн, ставший теперь иеромонахом Ионой.

Время шло и вскоре в Коле, образовался Свято-Троицкий мужской монастырь, основанный духовным отцом Василия преподобным Феодоритом Кольским, другом и сомолитвенником преподобного Трифона Печенгского. Священник Василий с матушкой указом Новгородского владыки – святителя Макария были переведены на приход Георгиевской церкви, в родное село Кереть.

Но враг рода человеческого не забыл прошлой обиды, и «видя его [Василия] всяческими добродетелями украшена, свою же окаянную и немощную силу, яко паучину раздираемую, простер сеть свою во уловление праведного, яко же в древности на Адама». «Сетью» этой стала матушка священника.

И вот, «лукавый змий находит на твою супругу», – пишет современник, то есть, другими словами, мерзкий дух нечистый вселяется в жену Варлаама. Та становится бесноватой и начинает вести себя неадекватно и соблазнительно. Никакие уговоры и увещевания не помогают.

Жизнь священника становиться невыносимой.

Обратите внимание

Отец Василий решается прибегнуть к крайнему средству, не благословленному Церковью для «белого» священства – к чину экзорцизма или «отчитки». В ходе проведения чина «последования молебного об избавлении от духа нечистого», и пытаясь изгнать беса, дает знать себя страстная натура Варлаама, и он «с яростью устремившись, поражает ее [матушку] смертною язвою».

Не побежденный священником потаенный «ярости и напрасньства [вспыльчивости] пламень» жестоко опалил Варлаама. Наступила катастрофа, круто и безжалостно изменившая привычное течение его жизни. Та, которая была его единственной отрадой, верным другом и помощницей, лежала теперь бездыханной. Горе Варлаама было беспредельно – зашло солнце его жизни.

«Убийство убо совершив и земле тело предав, отходит он во град Колу к тамошнему иерею», к своему духовному отцу игумену Кольского монастыря, Феодориту.

Старец, выслушав исповедь Василия, назначил своему духовному чаду небывалую епитимию, которая потрясла современников и навсегда осталась в веках недостижимым примером высоты покаянного подвига. «Дает он ему иго легкое – мертвого носить во гробе, покуда не изгниет тело умершее. Самому ж в посте и молитве пребывать, и таковое воздержание иметь, что рыбу только единожды на Пасху вкушать».

С этим благословением Варлаам возвращается в Кереть и вскоре потрясенные жители села увидели его несущим гроб-колоду с телом матушки, который он выкопал из могилы.

«И сие откопав, в судно вложив во гробе, сам же во второй гроб устремился».

«Второй гроб» – именно так для себя воспринимал Варлаам тот поморский карбас, в который уложил он свою страшную ношу, и в котором отправился он в свое беспримерное, смертельное плавание по Северным морям.

И путь его был «не яко у прочих человеков, ожидающих парусного плавания, но плавал он против зельнаго обуревания [сильного, бурного волнения] и весла из рук своих не выпуская, но труждаяся весьма, псалмы Давидовы поя, – то ему и пищей было». Такова была воля Божья – никогда не иметь ему на своем пути попутного ветра, и всегда грести против крепкой встречной волны.

Самая непогода, ее сосредоточение всегда находилось над «Варламьевой лодьей». В своем плавании, следуя древним торговым морским путем, «ходом в норвежский конец» из Керети в Колу, Варлаам неизбежно встречался с многочисленными судами.

Можно представить то, жуткое впечатление, что оставалось в душе моряков от встречи в тумане с этим одиноким гребцом с его страшным грузом.

Рыбаки и промышленники, справедливо полагали, что земному человеку подвиг такой не под силу, и уже принимали его лодку за некое видение.

«Мужеством души в веру вооружился, бурю и дождь и всякую воздушную нужду терпя, усердно хранил заповедь отца своего духовного… шествуя летом [«летом» – в течение года] дванадесять путей по окияну морю, по непроходным местам». То есть двенадцать раз в году должен был Варлаам пройти свой путь. Расстояние же между Керетью и Колой, или один путь Варлаама, составлял порядка тысячи километров. Этим маршрутом Варлаам ходил круглый год.

Как удавалось одолевать Варлааму этот свой путь, и есть ли мера, которой можно измерить всю непомерность скорбей выпадавших ему на этом пути, всю неподъемность такого подвига, и, по сути, невыполнимость поставленной перед ним задачи?

Одно можно сказать – он был не один. Принимая покаяние Варлаама, Феодорит назначал ему столь беспримерно тяжкую епитимию, с расчетом на помощь которую окажет ему его верная жена.

Усопшая матушка брала на себя часть тяжести епитимии данной Варлааму, поскольку не захороненная ее плоть, по мысли Феодорита, не давая упокоения душе, вынуждала душу оставаться рядом со своим телом и, страдая вместе со своим супругом, укреплять и поддерживать его.

Важно

Пост, который нес Варлаам, относился к высшей его степени, к тому, что на церковном языке называется «сухоядением». И лишь, раз в году, на Пасху, приходя в очередной раз в Колу, к причалу Свято-Троицкого монастыря, Варлаам сподоблялся причащения Богоявленской водой и мог разговеться рыбой.

Совершая свое немыслимое плавание вокруг Кольского полуострова, Варлаам никогда не забывал о своем заклятом враге, и о непримиримой ныне его личной войне с князем тьмы и его «легионами». Потеряв все в этой жизни, ежеминутно готовый завершить свой земной путь, он без остатка вверил себя в руки Божьи и потому не боялся ничего, и силу бесовскую, гнал и преследовал, где только мог.

За время своих покаянных скитаний, Варлаам все берега Кольского полуострова уставил знаменитыми «Варлаамовыми крестами», изгоняя с этих мест силу тьмы, разрушая колдовские наваждения и чародейские видения.

«Видя по тоням телеса мертвых восстающих бесовским действом, сим уснуть до Христова второго пришествия повелеваеши».

То есть, силою Господа Иисуса Христа Варлаам запрещал отныне восставать мертвецам, неупокоенным душам лопарских колдунов, тем, что издревле наводили страх на рыбаков-поморов, промышляющих на этих многочисленных тонях вдоль побережья Кольского полуострова.

Как свидетельствовали современники Варлаама, этого одинокого скитальца в его плавании можно было видеть проходящего по морю «даже около Святаго Носа». В то время, для северных мореходов это было совершенно немыслимый риск.

Плавание в районе мыса Святой Нос издревле было крайне опасно. Здесь сталкиваются течения двух морей, в результате чего образуются, так называемые, «морские сувои».

Речь идет о больших волнах7, подчиненных произвольному закону возникновения и не имеющих определенного направления развития, что весьма опасно даже для крупных судов.

Не удивительно, что во времена Варлаама мореходы предпочитали проходить Святой Нос, пересекая его по суше, волоком «от Волоковой губы до Лопского становища». Но тут их ждала другая беда.

Совет

Именно в бухтах этого мыса водились особые черви – «корабельные сверлила» (моллюски Teredinidae), личинки которых цеплялись за днища судов и незаметно протачивали даже самую крепкую корабельную древесину, «творяху многие пакости над лодиями мореходцев».

Тем временем, завершался третий год покаянных странствий Варлаама.

Он уже «довольно время потрудился», и поскольку Господь не посылал ему смерти при всех обстоятельствах плавания в «Ледоватом море», захотел Варлаам «извещение приять» от Бога – не прощен ли его грех? Плавая у Святого Носа, где свирепствуют страшные «волны-сувои» и цепляются «корабельные сверлила», Варлаам видел, что его ладья «без вреда пребывала от них», но «восхотел он и прочим человекам путь без вреда сотворити».

Тогда «став на молитву и руки воздев на небо», был он услышан Господом, и «черви те без вести» пропали. Так Варлаам понял, что наступает завершение его трехлетнего покаянного подвига, и что «путь этот сотворил он мореходцам около Святого Носа» чистым навсегда.

Это великое чудо избавления берегов вокруг Святого Носа от «множества червия, иже остовы кораблей вертети навыкших», потрясло современников, и не только восстановило доброе имя «белого попа Василия», но и прославило «чернеца Варлаама», как великого угодника Божьего.

Мореплаватели Севера получили «путь морской строен и благопоспешен, и благополучен», и корабли поморские от того дня «с песней возвращаются, целы и невредимы, тебя, своего заступника воспевающе и Христа величающе».

И поскольку он «прием от Бога» столь ясное извещение о прощении, то вскоре по благословению своего духовника, старца Феодорита захоранивает в родных Керетских пределах свою родную и тяжкую ношу.

После чего, приняв монашеский постриг, «преподобный оставляет мир и бывает инок». Чернец Варлаам благословляется на жительство в Печенгский монастырь к преподобному Трифону.

«В созидаему святым Трифаном обитель на Печенге, за окияном-морем, устремился он видеть того труды и подвиги».

Однако в это время на Печенге начинаются нестроения принесенные «буйной» братией не желающей «нестяжательных» порядков и аскетической строгости устава. С их приходом для Трифона наступают непростые времена и, даже смертельная опасность: «Лукавые люди тебе спону [препятствие, сопротивление] бесовским советом учинить захотели, или же тебя смерти предать».

Все это увидел Варлаам на Печенге и «пребыв немногое время, пророчески Трифану о составлении [о нынешнем составе] обители прорек»: – «О, Трифане, сподобился еси обитель воздвигнути и братию собрать, но будут люди и села зде зло неукратимы, яко дикие звери, твоей ярости и острожелчию [гневливости] подобящиеся».

Читайте также:  Храм спаса на городу (ярославль), россия, город ярославль

Эта «неукротимость» пришедшей на Печенгу братии, ее «ярость и гневливость», по слову Варлаама есть наказание Трифону от Господа, тяжкий крест в воспоминание и искупление им своих неукротимых страстей и страшных грехов разбойной юности. Именно потому, они так ведут себя «яко дикие звери», потому так страшно «неукротимы», что «твоей [Трифон], ярости и острожелчию уподобляются».

Обратите внимание

Варлаам не желает более оставаться здесь, на Печенге: «оставляеши Трифаново селение и возвращаешися паки к Керети – все тому [то есть, Трифону] изрек». Но и Трифон, «преподобный отец, взяв с собою некоторых от братий, отыдоша во страны Великого Нова града».

Таким образом на «Варламовой ладье» оба великих подвижника Кольского Севера совершили славное морское плавание. Спустя срок они прибыли в Кандалакшский Рождества-Богородичный монастырь, где игуменом теперь был их духовный наставник великий Кольский старец преподобный Феодорит.

После этой исторической встречи – Собора Кольских святых, пути великих старцев разошлись. Феодорит повелением Иоанна Грозного назначается архимандритом Спасо-Ефимьева монастыря в Суздале. Трифон уходит на восемь лет странствовать.

Варлаам же возвращается в родные Керетские пределы, в Чупскую губу туда, где захоронил он свою наболевшую и драгоценную ношу – останки любимой матушки.

В дальнейшем Преподобный уходит, еще дальше, вглубь Чупской губы, где «построил он часовню, и жил в пещере со зверями». Несмотря на пустынность места его уединения, к нему «как к светильнику, сияющему в темном месте» (2Пет.1,19), за духовной помощью нескончаемо тянулся люд поморский, со своими проблемами, скорбями и болезнями.

Особенно стремились к нему за вспоможением страждущие от духов нечистых, те, кто подпал под страшную власть князя тьмы. Все они неизменно получали исцеление по молитвам старца. «Яко звезда всесветлая от пустыни воссияв чудес лучами», исцелял «обильно», и «прогонителем лукавых духов» явился для всех, «верно призывающих его».

Варлаам прожил дольше всех Кольских святых, как говорили в Керети: «будто бы до ста лет». «И Божию помощию бесовские полки победив, с миром ко Господу отиде» в 1599 году.

Преподобный Варлаам Керетский наряду с Николаем Чудотворцем считается главным покровителем северных мореплавателей. Известны многочисленные случаи его явления поморам, попавшим в беду в северных морях, и неизменное чудесное избавление их от смертельной опасности.

Важно

День памяти преподобного Варлаама Керетского: 6 / 19 ноября (день блаженной его кончины в день своих именин в постриге в память прп. Варлаама Хутынского). Так же празднуется и День обретения его мощей: 15 / 28 января 1725 года.

Преподобный Варлаам Керетский Чудотворец благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 28 ноября 2003 года включен в Собор Кольских святых, с усвоением Дня памяти Собору 15/28 декабря.

Источник – сайт Мурманской и Мончегорской Епархии

http://www.mmeparh.ru 

Назад в раздел Святые земли Кольской

Источник: http://spasnavodah.su/prepodobnyj-varlaam-keretskij/

Варлаам (преподобный Керетский) – это… Что такое Варлаам (преподобный Керетский)?

  • Варлаам, преподобный керетский — преподобный керетский, не канонизован; память его празднуется 6 ноября. Он был приходским священником села Кереть, около Колы, при царе Иване Васильевиче. Древнее житие, написанное около 1664 г., повествует о его подвигах и чудесах. Он считается… …   Большая биографическая энциклопедия
  • Варлаам преподобный керетский — преподобный керетский, не канонизован; память его празднуется 6 ноября. Он был приходским священником села Кереть, около Колы, при царе Иване Васильевиче. Древнее житие, написанное около 1664 г., повествует о его подвигах и чудесах. Он считается… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  • Варлаам (преподобный керетский) — не канонизован; память его празднуется 6 ноября. Он был приходским священником села Кереть, около Колы, при царе Иване Васильевиче. Древнее житие, написанное около 1664 г., повествует о его подвигах и чудесах. Он считается покровителем… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  • ВАРЛААМ КЕРЕТСКИЙ — Варлаам Кéретский (2 я четв. XVI в., с. Кереть Кемского у. в Кандалакшской губе на Белом м. кон. XVI в., один из островов Чупской губы Белого м.), прп. (пам. 6 нояб., в субботу между 31 окт. и 6 нояб. в Соборе Карельских святых и в Соборе… …   Православная энциклопедия
  • Варлаам Керетский — В Википедии есть статьи о других людях с именем Варлаам. Имя в миру: Василий Почитается: Православной церковью В лике: преподобных День памяти: 6 ноября (по юлианскому календарю) …   Википедия
  • ВАРЛААМ КЕРЕТСКИЙ — Архангельский, иеромонах (XVI в.), родился в Керетской вол. Архангельского края и был священником в г. Коле. Искупая содеянный им тяжкий грех, он возложил на себя страшный подвиг. Святой стал плавать по Белому морю против ветра по самым опасным… …   Русская история
  • Варламий — я, муж. Разг. к (см. Варлаам).Отч.: Варламиевич, Варламиевна и Варламьевич, Варламьевна. Словарь личных имён. Варламий Сын Божий (арам.). 28 (15) января – преподобный Варлаам Керетский, Архангельский (Рус.). 18 (5) мая – преподобный Варлаам …   Словарь личных имен
  • Собор Кольских святых — Тип праздник Русской православной церкви Дата 28 декабря (15 декабря по Юлианскому календарю) Празднование богослужения Собор Кольских святых  праздник Русской православной церкви в честь святых, связанных с исторической территорией… …   Википедия

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/2368

Преподобный Варлаам Керетский

⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 44Следующая ⇒

День памяти: Ноябрь 6 / 19

Прп. Варлаам Керетский

В миру Василий, родился во второй четверти XVI века в селе Кереть Кемского уезда в Кандалакшской губе на Белом море.

Служил священником в храме святителя Николая Чудотворца в Коле. Он был ревностным и одаренным пастырем: «добре подвизаяся на невидимого врага козни».

Нравом он был суров и порой крут, но честен и чист пред Богом и людьми.

Во всем помощницей отцу Василию была его матушка, которую он любил всем своим горячим сердцем, и лишь ради этой любви оставил он свои мечты об иночестве. Сильно скорбел отец

Василий о тяжком «идолобесии», о вере языческой в которой пребывали еще многие семьи саамов – коренные жители этих мест. По молитвам священника бес, живший на Абрам-мысе и требовавший от рыбаков Колы жертвоприношений, покинул эти места, пообещав отомстить подвижнику.

После образования в Коле Свято-Троицкого мужского монастыря, основанного преподобным Феодоритом Кольским, священник Василий с матушкой указом Новгородского владыки, святителя Макария, были переведены на приход Георгиевской церкви, в родное село Кереть.

Далее житие преподобного сообщает кратко: однажды во время совершения литургии диавол вложил ему мысли о неверности его жены, и священник убил ее. Более подробные сведения сообщает канон, составленный соловецким иноком Сергием (Шелониным) в первой половине XVII века.

Матушка Варлаама внезапно стала вести себя неадекватно, соблазнительно, насмехаясь и допуская невероятную клевету на мужа: “находит на твою супругу, вадя (обвиняя, клевеща) насмешение странно”.

Известная еще в начале XX века и певшаяся на архангельском береге Белого моря «Ста́рина о Варлаамии Керетском» передает слова матушки: «Я одежды поповской боюсь, я твоей бороды не люблю. Полюбила я молодчика молоденького…

» Во время совершения над женою «последования молебного об избавлении от духа нечистого» дает знать себя страстная натура Варлаама, и он «с яростью устремившись, поражает ее [матушку] смертною язвою».

Совет

Житие Варлаама утверждает, что преподобный служил в «в Колском граде». Канон, однако, свидетельствует об ином – убиение «жены иереевой» произошло во время службы в родном селе Варлаама, в Керети. И более того, «убийство совершивши», Варлаам хоронит тело жены: «и земле тело предав отходит во град Колу к тамошнему иерею».

В последующих стихах Варлаам называет этого священника «отцом своим духовным». Канон не называет имени духовника, но можно предполагать, что речь идет о преподобном Феодорите Кольском. Глубоко раскаявшись и посчитав себя недостойным священнодействовать, Варлаам в Коле «вествует об убийстве и прося прощения, слезами землю омакает, о содеянном в ярости и невоздержании».

И духовник предлагает ему особый покаянный подвиг, «дает ему иго легкое: мертвого носить во гробе, дондеже изгниет тело умершее, самому же в посте и молитве пребывать, и таковое воздержание иметь, что рыбою только на Пасху единою причащатися».

Варлаам «таковое запрещение приняв спешит радуяся и сие тело откопав, в судно вложив во гробе, сам же во второй гроб (судно) устремився, с мертвым шествуя по окияну морю, по непроходным местам».

Положив тело жены в карбас (большая гребная и парусная лодка), подвижник вышел в море, «псалмы Давидовы пояше», и молил Бога об отпущении греха. Скитания Варлаама Керетского были продолжительны («дондеже оно мертвое тело тлению предастся», т. е.

, пока тело его жены не истлело), в плаванье его сопровождал сильный встречный ветер.

(Этот факт отразился в присказке жителей Керети: «Куда пошел – как Варлаам против ветра» – и в поговорке норвежских рыбаков: когда с моря на берег идет туман и погода портится, они говорят: «Русский поп жену привез».

) Рыбаки и промышленники, встречавшие Варлаама Керетского в Баренцевом моря у Святого Носа и в Белом море в районе Керети, принимали его лодку за видение. По преданию, тяжкий постоянный труд – «весла из рук своих не выпускаше» – сделал преподобного горбатым.

Плавание в районе мыса Святой Нос было опасно тем, что здесь сталкивались течения двух морей и образовывались «морские сувои».

Во те времена мореходы проходили Святой Нос по суше, волоком, однако здесь возникала новая трудность: в бухтах этого мыса водились моллюски – «корабельные сверлила» (Teredo navalis), чьи личинки, цепляясь за днища судов, протачивали корабельную древесину.

Зайдя в бухту Святого Носа, подвижник повелел вредоносным червям собраться у его лодки и, «став на молитву и руце воздев на небо, услышан бысть», «корабельные сверлила» пропали (в настоящее время в северных морях их нет, хотя характерные отверстия в древних остовах кораблей на берегах Кольского полуострова, по мнению ученых, указывают на их наличие в прошлом). Чудо послужило удостоверением того, что Господь простил грешника.

Обратите внимание

Три года продолжался этот немыслимый подвиг покаянного скитания: «бурю и дождь, и всякую воздушную нужду терпя». Варлаам Керетский вернулся в Кереть, похоронил останки жены, принял монашеский постриг.

Чернец Варлаам благословляется на жительство в Печенгский монастырь к преподобному Трифону: «В созидаему святым Трифаном обитель на Печенге, за окияном-морем, устремился он видеть того труды и подвиги». Но затем вследствие начавшихся в обители нестроений он покидает монастырь с самим преподобным Трифоном и частью братии.

На «Варламовой ладье» оба великих подвижника Кольского Севера совершили славное морское плавание. Спустя срок они прибыли в Кандалакшский Богородице-Рождественский монастырь, где игуменом теперь был их духовный наставник преподобный Феодорит Кольский.

После этой исторической встречи – Собора Кольских святых, пути великих старцев разошлись. Феодорит повелением Иоанна Грозного назначается архимандритом Спасо-Ефимьева монастыря в Суздале. Трифон уходит на восемь лет странствовать. Варлаам же возвращается в родные Керетские пределы, в Чупскую губу, к могиле любимой матушки.

Он селится, в пустынном месте у озера, впоследствии названного Варлаамовым (в конце XIX в. показывали избушку, в которой преподобный Варлаам принял постриг). Затем, тяготясь близостью села, святой перебрался на один из островов Чупской губы, недалеко от Керети.

Построив часовню, он вел отшельническую жизнь «в пещере со зверями». Несмотря на пустынность места его уединения, к нему за духовной помощью нескончаемо тянулся люд поморский, со своими проблемами, скорбями и болезнями.

Особенно стремились к нему за вспоможением страждущие от духов нечистых, те, кто подпал под страшную власть князя тьмы. Все они неизменно получали исцеление по молитвам старца.

Скончался преподобный в конце XVI века.

⇐ Предыдущая18192021222324252627Следующая ⇒

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Источник: https://arhivinfo.ru/2-63680.html

Ссылка на основную публикацию