Преподобный варнава гефсиманский

Житие старца-утешителя Варнавы Гефсиманского

Будущий старец отец Варнава (в миру Василий Ильич Меркулов) родился 24 января 1831 года в семье крепостных крестьян в селе Прудищах Тульской губернии. Вскоре семейство было продано помещику Скуратову, который перевел их в село Нарофоминское (ныне г. Наро-Фоминск) под Москвой.

Мальчик был крещен 29 января, в день памяти трех святителей, и назван при крещении Василием (в честь святителя Василия Великого). Родители его были добрые христиане, отличались терпением и покорностью воле Божией, любили Божий храм и богослужения. Когда мальчик подрос, его стали учить по распоряжению помещика слесарному ремеслу.

Главной же радостью отрока было посещение Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни близ села Наро-фоминского. Ходил он там к отшельнику старцу Геронтию, жившему скитнической жизнью невдалеке от пустыни. Старец Геронтий, сказано в летописи, особенно полюбил богомольного и богобоязненного Василия. Решение поступить в монастырь пришло к Василию в 40-е годы.

Обратите внимание

Он стал постепенно к этому готовиться под руководством старца Геронтия. Окончательное же решение пришло в конце 1850 года у раки Преподобного Сергия Радонежского. Вернувшись домой, он испросил благословения старца Геронтия.

В 1851 году в 20-летнем возрасте Василий принял родительское благословение (со стороны помещика, очевидно, препятствий не было и юноша был немедленно отпущен на волю) и в том же году поступил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, в обитель Преподобного Сергия. Старец его Геронтий также последовал за ним в Лавру, как кормилица за грудным младенцем.

Впоследствии отец Геронтий принял в Лавре схиму с именем Григорий. Наместником Лавры был в то время архимандрит Антоний (Медведев; + 1877), в прошлом духовный сын преподобного Серафима Саровского.

Преподобный и благословил его на принятие наместничества в Лавре и дал наставление «быть милостивым и снисходительным к братии: матерью будь, а не отцом к братии, и вообще ко всем будь милостивым и по себе смиренным. Смирение и осторожность жизни есть красота добродетелей».

Наместник Лавры отец Антоний с самого начала отнесся к молодому послушнику с особым вниманием и впоследствии уважал его и чтил. Например, Василий уже через месяц пожелал перейти в более уединенное место – Гефсиманский скит и получил на то разрешение наместника. Духовный отец схимонах Григорий вручил его на послушание старцу монаху Даниилу, жившему в лесу “Корбухе”, окружавшем Гефсиманский скит. Юноше было дано в скиту послушание слесаря. Старец Даниил воспитывал своего питомца и обучал его полному отвержению своей воли и рассуждения даже в поступках, казалось бы, совершенно добрых. «Без благословения старца я ничего не мог делать, – вспоминал в последствии старец Варнава, – иначе батюшка строго взыскивал с меня за своеволие.

Несколько лет пробыл Василий на слесарном послушании. Затем он был приставлен к свечному ящику, также получил благословение читать в церкви Апостол и поучения из Пролога. Затем около 1859 года он был переведен в Пещерное отделение скита (будущий Черниговский скит), в котором он и остался до самой своей кончины.

Ему было дано послушание – водить богомольцев по пещерам. Одновременно он исполнял послушание келейника у своего старца монаха Даниила. Все время, свободное от послушаний, он проводил в уединении у старца, в молитве, чтении Священного Писания и изучении творений святых отцов.

С благословения своего старца посещал он и первого своего наставника – схимонаха Григория.

Важно

В предсмертной своей болезни (в самом конце 1861 года) ,старец Григорий в последний раз беседовал с Василием и возвестил ему волю Божию: взять на себя подвиг старчества после смерти обоих своих наставников, то есть, его, схимонаха Григория, и отца Даниила.

Старец и руководитель завещал своему духовному чаду и воспитаннику с любовью принимать всех приходящих и никому не отказывать в советах и наставлениях.

При этом он подал ему две большие просфоры и завещал ученику своему: “сим питай алчущих, словом и хлебом, тако хощет Бог!” В конце беседы старец Григорий открыл своему ученику еще одно Божие предназначение: им должна была быть основана женская обитель, притом далеко от Москвы, в местах, сильно зараженных расколом (беспоповщиной).

Сама Царица Небесная попечется о будущей обители, укажет и место ее. Во имя ее и должна быть освящена обитель.
Василий со многими слезами молил старца не возлагать на него бремени, превышающего его силы, но тот в ответ возвестил ему: «Не моя воля есть на сие, но воля Божия да совершается над тобою! Не сетуй на тяжесть креста, тебе будет Господь помощник. Без помощи же Божией оно тяжело и непосильно”.

Через два дня, 2 января 1862 года (в день преставления преподобного Серафима Саровского), старец схимонах Григорий скончался (похоронен в Троице-Сергиевой Лавре около Смоленской церкви).

Но Гефсимания несла в себе утешение. Василий в скорби поспешил к другому своему наставнику – отцу Даниилу.

И вот однажды поведал ему свое сокрушение о том, что возложенное на него старцем послушание – «непосильное бремя старчества и основание женской монашеской обители – на нем так и осталось.

Но и от отца Даниила услышал он то же самое: «возложенный завет должен ты принять с покорностью воле Божией и служить с любовью страждущему человечеству”. Но как ни тяжко было для Василия это послушание, слова старца: “Дa будет так, якоже хощет Бог!” – его успокоили.

В 1863 году старец-послушник Василий, имевший всего 32 года от роду, стал основателем, устроителем и духовным руководителем новой общежительной женской обители, устроенной, им близ большого торгового села Выксы Нижегородской губернии (ныне город Выкса Нижегородской области). Обитель была устроена по благословению самой Богородицы в честь Иверской иконы Ее.

Одно завещание своего первого наставника и друга, отца Григория, – основание общежительной женской обители – отец Ваcилий принял и приступил к его исполнению. Но оставалось второе завещание – благословение на подвиг старчества. И Василий в тайне надеялся, что минует его чаша сия.

Но в 1865 году старец его, отец Даниил, вновь приступил с напоминанием – принять оставляемый подвиг старчества. И когда отец Василий стал отказываться, у отца Даниила пошла горлом кровь, и его духовный отец умер у него на руках.

Совет

Так инок Василий получил это последнее вразумление свыше и с благоговением и любовью принял предназначенный ему крест.

27 ноября 1866 года, в день празднования чудотворной иконы Знамения Божией Матери, рясофорный послушник Василий был пострижен в мантию с именем Варнава (в переводе с еврейского –“сын утешения”) – в честь апостола от 70-ти Варнавы (память 4 января и 11 июня). По имени его и стало житие его- отец Варнава вошел в летопись Русской Церкви как “стаpeц-утешитель”.

1869 год ознаменован для нас великим событием в жизни Церкви, происшедшим на земле Московской, – явлением чудотворной Черниговской иконы Божией Матери, что в Гефсиманском скитy, которая явилась 1 сентября, в день церковного новолетия, в Пещерном отделении Гефсиманского скита, то есть в той самой обители, где уже в течение 10 лет подвязался отец Варнава.

В помощь будущему старцу пришла великая милость Пресвятой Богородицы, перед новоявленной чудотворной иконой совершались многочисленные исцеления всевозможных неизлечимых болезней.

Чудотворная икона Черниговско-Гефсиманская пребывала в пещерном храме Арxaнгела Михаила вплоть до ноября 1922 года, когда храм был закрыт от чудотворной иконы люди шли к старцу и в свои размягченные благодатью сердца принимали слово утешения и назидания.

Старец-утешитель Варнава любовно и кротко помогал людям каяться, а потом прозорливо указывал на будущее и преподавал благостный старческий совет, как поступить.

29 августа 1871 года, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, отец Варнава был посвящен в сан иеродиакона. Полгода спустя, 20 января 1872 года, в день памяти преподобного Евфимия Великого, отец Варнава был рукоположен во иеромонаха.

Наконец ровно через год, 20 января 1873 года, по благословению наместника Лавры архимандрита Антония он назначен народным духовником Пещерного отделения Гефсиманского скита. Вскоре его назначают и братским духовником скита и уже около 1890 года – духовником старшей братии скита и пещер.

Обратите внимание

Таковы данные жизнеописания старца. Но история Лавры и ее окрестностей говорит о том, что уже в 1871 году отец Варнава был старцем и поток людской не оскудевал у крылечка его келлии.

«Двери его убогой келлийки одинаково открыты для всех… для всех он одинаково доступен, всех одинаково приветит он словом отеческой любви, утешит как истинный “сын утешения”. Батюшка Варнава был для своих посетителей любящим отцом, мудрым наставником, добрым и верным другом.

Он искренне, от души радовался с радующимися, соскорбел скорбящим, был серьезным и полезным собеседником серьезных деловых людей, отечески снисходителен и ласков с молодежью, радовался, глядя на детишек, доверчиво подходивших за благословением…»

Есть два события, особенно важных для понимания духовной истории России.

Первое – это пересечение жизненных путей старца Варнавы, временами полного скорбей, но вечно светлого, и скорбного, и трудного пути великого русского философа Владимира Соловьева.

По свидетельству архиепископа (впоследствии митрополита) Антония Волынского, Владимир Соловьев до начала 90-х годов был духовным сыном старца Варнавы, но затем старец его от себя удалил.

Причина этого неизвестна, но старец, получивший еще в молодости благословение «служить с любовью страждущему человечеству, не мог бы отослать от себя человека безусловно страждущего, хотя и заблудшего, без указания на то свыше.

Значит, и для самого Владимира Соловьева такое удаление могло бы стать действенной исправительной мерой… По свидетельству знавшего его архиепископа Антония, Владимир Соловьев избегал говорить об этом.

Второе важное событие, которое необходимо упомянуть, – это посещение старца Николаем II. Сведения об этом событии отрывочны и кратки.

Важно

Сохранилось предание, что Николай II посещал отца Варнаву около 1905 года, незадолго до кончины старца, посещал для беседы о самом важном – о России, ее будущем и искал у божьего человека совета указания.

Известно, что старец Варнава не только подтвердил уже известное государю пророчество о предстоявшей ему судьбе, но и благословил его принять эту участь, укрепив в нем волю к несению своего креста, когда Господу угодно будет этот крест на него возложить.

Старец Варнава скончался в 1906 году, 17 февраля, в дни Великого поста в пятницу на первой неделе, в самый день памяти Феодора Тирона. Кончина старца несет в себе такое же светлое и благостное назидание, как и вся его святая жизнь. «Как поживешь, так и умрешь», – говорил преподобный Амвросий Оптинский.

В кратком жизнеописании старца Варнавы сказано, что старец по совершении исповеди одной из своих многочисленных духовных дочерей в домовой церкви Сергиево-Посадского дома призрения со крестом проследовал в алтарь и скончался. Он предал дух свой во святом алтаре, у подножия Престола Его.

Старец скончался, стоя в молитве на коленях, как и преподобный Серафим Саровский. Его кончина совершилась во святом алтаре, на глазах у людей – и в тайне от них.

Так и вся жизнь старца проходила на глазах у людей (он принимал обыкновенно не менее 500 человек в день): он никогда не удалялся в затвор, он так и служил с любовью к страждущему человечеству – «словом и хлебом», по назиданию своего первого с юности наставника схимонаха Григория, наследуя путь святого Феодора Тирана; в день памяти этого святого он и отошел к Господу и предстал перед Ним.

Мы веруем, что и ныне он предстоит перед престолом Всевышнего и ходатайствует за тех, кто прибегает к его молитве и предстательству.

После кончины старца духовником всех иеромонахов Гефсиманского скита и Пещерного отделения стал его духовник отец Исидор. По свидетельству отца Павла Флоренского, отец Варнaвa очень почитал своего друга и сподвижника отца Исидора и даже звал его «вторым Серафимом”.

Старец же был похоронен при большом стечении братии, духовных детей и почитателей своих в нижней, подземной, церкви Архангела Михаила, невдалеке от чудотворной иконы Черниговской Божией Матери. За теснотою тело старца должны были пронести через алтарь.

На могиле старца положена черная мраморная надгробная плита с надписью:

Совет

При жизни старец Варнава многим предсказывал будущие гонения за веру – иным прикровенно , иным совсем ясно , и давал прямые и точные указания как им жить в двадцатые , тридцатые и последующие годы.

Предсказывал старец Варнава и грядущее возрождение Русской православной Церкви и святую жизнь во Христе: “ Преследования против веры будут постоянно увеличиваться, неслыханное доныне горе и мрак охватят все и вся и храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то наступит освобождение. И настанет время рассвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет рассвет”.

Источник: http://skit-chernigovsky.ru/ru/about/varnava/

Преподобный Варнава Гефсиманский

Образ святого в художественном произведении иногда появляется благодаря личной встрече автора с человеком, достигшим святости. И тогда воспоминания о ней становятся еще и важным историческим свидетельством.  

Здравствуйте! С вами — писатель Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».

Сегодня мы говорим о преподобном Варнаве Гефсиманском и повести Ивана Шмелёва «Богомолье»   

В 1922 году писатель Иван Сергеевич Шмелёв, как он сам себя называл «коренной москвич старой веры» вынужден был эмигрировать из России. Отныне он — русский писатель-эмигрант. 

В конце 20-х годов в Париже Шмелев пишет, пожалуй, самое известное свое произведение — роман «Лето Господне». Воспоминания о детстве в московском Замоскворечье, картины семейного быта, православных праздников — словно его встреча с дореволюционной Россией. Той, которой уже нет и никогда не будет. 

 Среди прочих писателю вспомнился и такой эпизод: однажды его дядька-воспитатель, бывший плотник Михаил Панкратович Горкин отпросился на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру. Отец Шмелева позволил Горкину взять с собой и маленького Ваню, а следом и сам, оставив все дела, приехал в монастырь.  

 Яркие, детские воспоминания об этом паломничестве вылились в отдельную повесть Ивана Шмелёва — «Богомолье».  

ИВАН ШМЕЛЕВ:

Мы  на святой дороге, и теперь мы другие, богомольцы. И все кажется мне особенным. Небо  как на святых картинках, чудесного голубого цвета, такое радостное.

Читайте также:  Икона божией матери словенская, россия, костромская область, антроповский район, село словинка

Мягкая, пыльная дорога, с травкой по сторонам, не простая дорога, а святая: называется Троицкая.

И люди ласковые такие, все поминают Господа: «Довел бы Господь к Угоднику», «Пошли вам Господи!»  будто мы все родные.

Помолившись у мощей преподобного Сергия в Троице-Сергиевой Лавре, на следующий день наши паломники отправились в Гефсиманский скит неподалеку от монастыря. Здесь жил известный старец Варнава Гефсиманский, за его благословением шли из всех уголков России.    

ИВАН ШМЕЛЕВ:

Едем прудами, по плотине на пещерки к Черниговской благословиться у батюшки Варнавы, Горкин и говорит:

Сказал я батюшке, больно ты мастер молитвы петь. Может, пропеть скажет… получше пропой смотри

А мне и без того страшно увидеть святого человека! Все думаю: душеньку мою чует, все-то грехи узнает.

Тишина святая, кукушку слышно.

Старец Варнава — в миру Василий Ильич Меркулов — родом из крестьян.

Он пришел в Гефсиманский скит Троице-Сергиевой Лавры в возрасте двадцати шести лет послушником — и на всю жизнь остался в этих стенах.  Принял монашеский постриг с именем Варнава, был рукополОжен в иеромонахи.

В народе из уст в уста передавали случаи чудесных исцелений по молитвам Варнавы Гефсиманского и его прозорливости.   

 В конце 19 века старец Варнава был утвержден наместником Лавры как народный духовниик.

ИВАН ШМЕЛЕВ:

… Кругом разговор про батюшку Варнаву: сколько народу утешает, всякого-то в душу примет, обнадежит… хоть самый-то распропащий к нему приди.

А вчера, рассказывает нам баба, молодку-то как обрадовал. Ребеночка заспала, первенького… и помутилось у ней, полоумная будто стала.

Обратите внимание

Пала ему в ножки со старушкой, а он и не спросил ничего, все уж его душеньке известно.

Стал утешать: «А, бойкоглазая какая, а плачешь! На, дочка, крестик, окрести его!» А они и понять не поймут, кого его?! А он им опять то ж: «Окрести новенького-то, и приходите ко мне через годок, все вместе». Тут-то они и поняли… радостные пошли.

  Дошла очередь и до маленького Вани. Всего несколько минут продолжалась его встреча со старцем ВарнАвой — а запомнилась на всю жизнь. Спустя тридцать с лишним лет в Париже Иван Сергеевич Шмелев постарается воскресить каждое ее мгновение и облик преподобного Варнавы Гефсиманского.

ИВАН ШМЕЛЕВ:

Батюшка Варнава и говорит, ласково:

Молитвы поешь… пой, пой.

И кажется мне, что из глаз его светит свет. Вижу его серенькую бородку, острую шапочку скуфейку, светлое, доброе лицо, подрясник, закапанный густо воском. Мне хорошо от ласки, глаза мои наливаются слезами, и я, не помня себя, трогаю пальцем воск, царапаю ноготком подрясник. Он кладет мне на голову руку и говорит:

А это… ишь любопытный какой… пчелки со мной молились, слезки их это светлые… И показывает на восковники. Звать-то тебя как, милый?

Я не могу сказать, все колупаю капельки. Горкин уж говорит, как звать. Батюшка крестит меня, голову мою, три раза и говорит звонким голосом: «Во имя Отца… и Сына… и Святаго Духа!»

Тяжелейшие испытания выпали на долю Ивана Шмелёва: октябрьская революция, гражданская война, голод, эмиграция.  Единственный сын писателя, Сергей, воевал в Крыму в рядах врангелевской армии, был арестован и расстрелян большевиками. О его судьбе отцу долго ничего не было известно…

И все эти годы Иван Сергеевич  не расставался с кипарисовым крестиком — благословением старца Варнавы Гефсиманского.   

ИВАН ШМЕЛЕВ:

Я целую бледную батюшкину ручку, и слезы сжимают горло. Вижу бледная рука шарит в кармане ряски, и слышу торопливый голос:

А моему…ласково называет мое имя, крестик, крестик…

Смотрит и ласково, и как-то грустно в мое лицо и опять торопливо повторяет:

 А моему… крестик, крестик…

И дает мне маленький кипарисовый крестик благословение. Сквозь невольные слезы что вызвало их? вижу я светлое, ласковое лицо, целую крестик, который он прикладывает к моим губам, целую бледную руку, прижимаюсь губами к ней.

Наверное, что-то провидел в судьбе Ивана Шмелева старец Варнава,  благословляя его терпеливо нести по жизни свой крест и не терять веры в Бога.

В 1905 году Варнаву Гефсиманского в скиту посетил император Николай II. Старец подтвердил госудАрю пророчество о том, что он будет последним царем и что империя после него сгорит в большой войне. Прозорливый старец Варнава и будущем страстотерпце укрепил волю к несению своего креста.  

ИВАН ШМЕЛЕВ:

Горкин ведет меня, вытирает мне слезы пальцем и говорит радостно и тревожно будто:

Да что ты, благословил тебя… да хорошо-то как, Господи… а ты плачешь, косатик! на батюшку-то погляди, порадуйся.

Я гляжу через наплывающие слезы, сквозь стеклянные струйки в воздухе, которые растекаются на пленки, лопаются, сквозят, сверкают. Там, где крылечко, ярко сияет солнце, и в нем, как в слепящем свете, благословляет батюшка Варнава.

Всем спутникам Вани в тот день уделил внимание старец Варнава. Набожного старика Горкина ласково назвал «голубь мой сизокрылый», девочку Анюту по голове погладил.

Кудрявому богатырю Феде — тот шел в Троице-Сергиеву Лавру, чтобы втайне от родных уйти в монастырь — велел в миру оставаться, не благословил на монашество. Сказал лишь полушутливо: «Бог простит, Бог благословит… и Господь с тобой, в миру хорошие-то нужней!..»

Вдруг увидел батюшка Варнава в толпе паломников певчих, пришедших из Васильева — он слышал, как они вечером распевались возле пруда. 

ИВАН ШМЕЛЕВ:

— Угостили вчера меня гостинчиком… вечерком-то! У пруда-то, из скиту я шел?.. Господа благословляли-пели. А теперь и деток моих гостинчиком накормите… ишь их у меня сколько!

И рукой на народ так, на крылечке даже повернулся, — полон-то двор народу.

Затем батюшка благословил с крылечка всех широким благословением и ушел в домик.

А в повести Ивана Шмелева «Богомолье» это мгновение, когда преподобный Варнава Гефсиманский благословляет с крыльца народ, все длится и длится…  Как будто святой старец и нам всем через сто с лишним лет шлет свое благословение.

Источник: https://radiovera.ru/proobraz-prepodobnyiy-varnava-gefsimanskiy.html

прп. Варнава Гефсиманский

Варнава Гефсиманский (1831 – 1906), иеромонах, духовник Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры, старец, преподобный.
Память 17 февраля, в Соборах Нижегородских и Радонежских святых.

В миру Меркулов Василий Ильич, родился 24 января 1831 года в селе Прудищах Венёвского уезда Тульской губернии, последним, 7-м, ребенком у крепостных крестьян Ильи и Дарьи Меркуловых. Родители нарекли его в честь святого Василия Великого. Как вспоминал о своем детстве старец, был он шустрым и подвижным.

Добродетельная жизнь родителей – особенно матери, будущей его постриженницы – стала основой душевного и духовного воспитания. С раннего возраста вместе со старшими ходил на богослужения, стараясь на память учить молитвы. Благочестивые родители отдали своего отрока в школу псаломщиков, где тот изучал Часослов и Псалтырь.

Однажды во время приступа тяжелой болезни удушливый кашель заставил его приподняться на постели, и в этот момент отрок увидел юношу в светлом одеянии, который, перелистывая книгу, ласково и кротко смотрел на него. Явление ангела подтвердилось мгновенным исцелением – боль утихла, словно и не было болезни.

Важно

По свидетельству матери, мальчик еще дважды избежал гибели благодаря помощи Божией: остался живым под колесами экипажа и после падения с печи. С наступлением отрочества Василий стал серьезен, избегал шумных игр.

В 1840 году помещик продал семью Меркуловых в село Наро–Фоминское Московской губернии. Новый владелец приказал обучить Василия слесарному делу. В свободное от ремесла время отрок посещал располагавшуюся недалеко от их дома Зосимову пустынь, где познакомился с отшельником – монахом Геронтием, который вскоре стал его духовником.

Послушничество в Троице-Сергиевой Лавре

В 1850 году мать отправилась с ним на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру. Там, по воспоминаниям старца Варнавы:

“по окончании службы в Троицком соборе, подошел я приложиться к мощам преподобного Сергия и, когда прикладывался, почувствовал великую радость на душе.

То было тогда для меня не объяснимо, но так сильно охватило меня всего, что тут же у раки угодника Божия, окончательно решил, если Богу угодно будет, поступить под покров его обители.”
В 1851 году юноша ушёл в Лавру.

Вскоре в обитель прибыл и его наставник, монах Геронтий, в схиме Григорий, у которого Василий стал келейником. В 1852 году, по благословению своего духовного наставника, Василий перешел в располагавшийся в трех верстах от Лавры Гефсиманский скит.

Духовный отец благословил его на послушание старцу монаху Даниилу. Старец Даниил обучал его полному отвержению своей воли: по воспоминаний старца Варнавы “без благословения старца я ничего не мог делать, иначе батюшка строго взыскивал с меня за своеволие.”

Только 17 ноября 1856 года Василий получил от помещика отпускную грамоту, после чего 23 декабря 1857 года он стал послушником.

Несколько лет пробыл на слесарном послушании в Лавре. Позже был приставлен к свечному ящику, также получил благословение читать в церкви Апостол и поучения из Пролога.

Совет

В 1859 году был переведен в Пещерное отделение Гефсиманского скита – будущий Черниговский скит – в котором и остался до своей кончины. Здесь ему приходилось водить богомольцев по пещерам, одновременно он исполнял послушание келейника у своего старца монаха Даниила.

С благословения своего старца Василий посещал и первого своего наставника – схимонаха Григория, который скончался в 1862 году. Перед кончиной старец Григорий возвестил ему волю Божию: принять на себя подвиг старчества после смерти обоих своих наставников.

При этом он подал ему две большие просфоры и завещал ученику своему: “Сим питай алчущих, словом и хлебом, тако хощет Бог!” В конце беседы старец Григорий открыл своему ученику еще одно Божие предназначение: им должна была быть основана женская обитель, притом далеко от Москвы.

Старец сказал своему духовному чаду, что Сама Царица Небесная попечется о будущей обители, укажет и место ее. Во имя Её и должна быть освящена обитель.

Основание Иверского монастыря

В конце 1863 года Василий впервые отправляется в село (ныне город) Выксу Нижегородской губернии – отыскивать место будущей обители.

В версте от села он избрал уединенное место и долго горячо молился здесь, потом сотворил поклоны на все четыре стороны, вкопал на месте будущей обители крест, а на месте святого алтаря водрузил сломанную ветку.

Вскоре по его желанию место было освящено принесением туда местночтимой чудотворной Оранской иконы Божией Матери.

28 ноября 1863 года, накануне молебна Оранской иконе, иеромонаху Иову из Оранского Богородицкого монастыря, было дано чудесное видение и заверение Самой Божией Матери о будущей обители. Новая Иверская обитель началась в 1864 году с богадельни.

Обратите внимание

В дальнейшем старец организовал пожертвования для будущей обители, непосредственно руководил как строительством, так и духовной жизнью монастыря, составил его устав, по нескольку раз в год посещал обитель, переписывался с насельницами, совершал постриг послушниц.

Монах-старец

20 ноября 1866 году, после смерти старца Даниила, послушник Василий был пострижен в монашество строителем Гефсиманского скита иеромонахом Анатолием с наречением в честь святого апостола Варнавы.

29 августа 1871 года был рукоположен во иеродиакона в Николо-Угрешском монастыре епископом Дмитровским Леонидом (Краснопевковым). 20 января следующего года был рукоположен во иеромонаха в Высокопетровском монастыре епископом Можайским Игнатием (Рождественским).

24 января 1873 года лаврский наместник преподобный Антоний (Медведев) утвердил отца Варнаву народным духовником Пещерного отделения Гефсиманского скита. Вскоре он также стал и братским духовником пещер, а в 1890 году – духовником всего скита.

В окормлении иноков преподобный проявлял рассудительность и внимание к каждому насельнику, “принимал на себя несение немощей своих духовных чад.”

Вместе с келейником жил в домике при пещерах, ежедневно принимал от пятисот до тысячи чел. К прозорливому старцу Варнаве приходили паломники со всей России, он помогал людям каяться, давал душеспасительные советы, по его молитвам исцелялись страждущие. Чаще всего старец советовал больным теплее молиться и чаще приступать к принятию Святых Таин Христовых.

Кроме того, советовал воздерживаться от излишеств во всём. Паломники отмечали особую “духовную трезвость”, “мягкость” и осторожность в его пастырской практике. По молитвам подвижника разрешались семейные неурядицы, происходило множество исцелений.

Легкие болезни он советовал исцелять строгим постом (“хлеб да вода не сделают вреда”), при тяжелых заболеваниях иногда сам рекомендовал тех или иных врачей.

Одним из самых ярких случаев связанных с преподобным старцем было исцеление крестьянина М. Я. Сворочаева.

Однажды к старцу приехала жена разбитого параличом крестьянина Михаила Сворочаева, она просила помолиться о несчастном, который вот уже десять лет как прикован к постели.

Старец Варнава благословил женщину и сказал: “Молись раба Божия, молись: Господь милостив – встанет твой муж…” Вернувшись домой, женщина восславила Господа: исцеленный муж вышел встречать её на крыльцо.

Важно

Старец также проявлял дар прозорливости. К примеру, когда послушник Захарий – будущий старец Троице-Сергиевой Лавры – прибыл из паломником в Гефсиманский скит, старец вызвал его из толпы и назвал “лаврским монахом”.

Сохранилось предание, что в январе [1] 1905 года страстотерпец царь Николай II посетил старца. Старец Варнава не только подтвердил уже известное государю пророчество о предстоявшей мученической судьбе, но и благословил его принять эту участь, укрепив в нем волю к несению своего креста, когда Господу угодно будет этот крест на него возложить.

Старец многим предсказывал будущие гонения за веру, давал прямые и точные указания как им жить в двадцатые, тридцатые и последующие годы. Предсказывал старец Варнава и грядущее Русской Православной Церкви, сказав:

“Преследования против веры будут постоянно увеличиваться. Неслыханное доныне горе и мрак охватят все и вся, и храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то наступит освобождение… Храмы опять будут воздвигаться. Перед концом будет расцвет” [2].

Читайте также:  Преподобный алексий бортсурманский

Старец вел обширную переписку с духовными детьми, часто отвечал на письма, не распечатывая их. Среди его духовных детей были преподобный Серафим Вырицкий, епископ Трифон (Туркестанов), философ К. Н.

Леонтьев, которого поручил руководству старца преподобный Амвросий Оптинский.

В январе 1906 года у старца обнаружился острый катар дыхательных путей, ослабело зрение. Скончался 17 февраля того года, принимая исповедь в Успенской домовой церкви Сергиево-Посадского дома призрения Троице-Сергиевой Лавры, исповедовав более 400 человек.

По совершении последней исповеди старец с крестом проследовал в алтарь и скончался.

Преподобный Варнава был похоронен 21 февраля при большом стечении братии, духовных детей и почитателей своих в Иверской часовне скита, за алтарём подземной церкви Архангела Михаила, невдалеке от чудотворной Черниговской иконы Божией Матери.

Источник: https://elitsy.ru/info/saint/4269/

Молитва преподобному Варнаве Гефсиманскому | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Март 1st 2011 –

Молитва преподобному Варнаве Гефсиманскому

икона:Варнава, старец Гефсиманский
О преподобие отче Варнаво, пастырю наш кроткий и утешительный, милостивый помощниче и теплый о нас молитвенниче! Ты измлада чадо благословения Божия быв, образ послушания родителем, повиновения Господом и служения ближним показал еси.

Заповеди Господни возлюбив, в лавру Преподобного Сергия притекл еси и того верный ученик явился еси. Во обители же Божия Матери повелением настоятеля Аввы Антония пребывая, дух смиренномудрия, кротости и терпения стяжал еси и дар рассуждения и прозрения помышлений душевных от Бога приял еси.

Сего ради монашествующим духовный наставник, инокинем созидатель обители Иверския на Выксе реце и всем страждущим и болезнующим целитель и попечитель милостивый даже до часа смертнаго был еси. По преставлении же твоем Бог многия милости почитающим память Твою яви и иноком учителя Тя верна дарова.

Темже молим Тя, праведный отче, якоже и прежде ходатайствуй пред Богом молитвами Твоими всем людем во всяцем звании дух утешительный стяжати и коемуждо потребная обрести: юным — послушание и целомудрие страхом Божиим сохранити; в возрасте сущим — любовь Божию и согласие стяжати; алчущим — не токмо хлебом насущным, но и наипаче словом Божиим насытитися; плачущим — утешитися; изгнанником и странником — пристанище обрести; в темнице сущим — от уз свободитися; благочестивым — в Дусе Божием возрасти и смиренномудрия достигнути. Сшествуй нам во всех путех жизни нашея, паче же умоли Господа нашего о прощении прегрешений и неправд наших и к свету заповедей Божиих стопы наши направи, да единым сердцем и усты славим Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Совет

Тропарь, глас 5:
Измлада Христа Бога чисте возлюбив, / сын утешения был еси, преподобне отче Варнаво. / По имени и житие твое бысть: / коемуждо страждущему, и нищу, и Царю, / пастырь кроток, утешитель и целитель явился еси. / Поминай нас, благодатный отче, / да молитвами теплыми твоими жизнодавец Бог дарует нам утешение и велию милость.

Кондак, глас 2-й:
Печальнику земли Российския Преподобному Сергию от юности последовал еси,святе Варнаво, / и завет старца твоего, сице рекшаго: / «Тако хощет Бог:/ словом и хлебом питай алчущих», — поистине до конца исполнил еси. / Сего ради и ныне молим тя;/ не остави нас, утешительный отче, / небесною любовию твоею.

Величание
Ублажаем тя, преподобный отче Варнаво, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/molitvy/molitva-prepodobnomu-varnave-gefsimanskomu.html

Служба преподобному Варнаве (Меркулову)

Служба преподобному Варнаве Гефсиманскому воспроизводится по Минее Дополнительной (М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005. Стр. 243 – 252).

Месяца февраля в 17-й деньПреподобнаго Варнавы Гефсиманскаго, РадонежскагоНА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ

На Г

осподи, воззвах: стихиры, глас 1.
Подобен: Небесных чинов:Познаим, вернии, / промышление в Троице славимаго Бога, / Иже людем, в унынии и печалех сущим, / дарова мужа милостиваго, / сына утешения, Варнаву преподобнаго, // молитвенника о душах наших.

Познаим, вернии, / любовь и попечение Господа, / Иже являше сия Варнаве преподобному / от дней младенчества того / во всяких нуждах и напастех, // яко предызбранному молитвеннику о душах наших.

Прославим, вернии, / милосердие Господа, / Иже посла Варнаве, отроку сущу, / Ангела светла и мирна, / от тяжкия болезни и смерти того избавляя, // яко предызбраннаго целителя душ и телес наших.

Воспоим, вернии, / Отца нашего Небеснаго, / Иже сохрани во благочестии / родители благословеннаго Варнавы, / воспитавшия того от младенчества, // яко предызбраннаго служителя олтаря Господня.

Слава, глас 5:

Приидите, вернии, / прославим Всеблагаго Бога, / преподобнаго Варнаву на радость нам даровавшаго, / иже на пути спасительнем утвержден бысть, / во обитель Пресвятыя Троицы прииде, / и благословением аввы Антония и богомудрых старцев / в ските Гефсиманстем подвизася, / и утешитель изрядный людем явися, // ныне же дерзновенно молится ко Спасу о душах наших.

И ныне, Богородичен, глас тойже: В Чермнем мори:
На литии стихиры, глас 3:

Любовию Христовою уязвився, преподобне, / сердце милующее к людем стяжал еси. / Сего ради явился еси пастырь добрый и попечитель душ скорбящих. / Молися, отче Варнаво преподобне, // о чтущих любовию память твою.

Познаша тя людие российстии / утешителя в скорбех, отче Варнаво, / темже во множестве притекаху к тебе / и радости неизреченныя исполняхуся. / Нас же, чад твоих, скорбящих и болезнующих // помощию твоею не забуди.

Слава, глас 6:

Благодарение и хвала Богу нашему, / явившему нам Варнаву Гефсиманскаго / яко молитвенника и заступника, / к немуже с любовию возопиим: / отче преподобне Варнаво, / люди земнаго Отечества твоего / в дни печали и скорби / снабдевай помощию твоею // и в любви ко Христу укрепляй и утверждай присно.

И ныне, Богородичен, глас тойже: Творец и Избавитель:
На стиховне стихиры, глас 2.
Подобен: Доме Евфрафов:

От юности твоея / Бога возлюбив, отче, / во обитель Зосимы блаженнаго притекл еси, / в нейже обрет отца духовнаго, // наставлен был еси ко спасению.
Стих: Честна пред Господем / смерть преподобных Его.

Возлюбив уединение, / в скит пустынный пришел еси, отче преподобне, / идеже труды многия / и молитвы усердныя // Богу приносил еси.
Стих: Блажен муж, бояйся Господа, / в заповедех Его восхощет зело.

В келлии пустынней / подвигу послушания и своея воли отсечению / навыкал еси, отче Варнаво, / и с молитвою усердною // к Богу прибегал еси.

Слава, глас 8:

Благословение отца духовнаго, / люди алчущия питати словом и хлебом, / в сердце твоем со смирением полагая, / поистине утешительный отец и добрый питатель // явился еси всем прибегающим к тебе.

И ныне, Богородичен, глас тойже: Безневестная Дево:
Тропарь, глас 5:

Измлада Христа Бога чисте возлюбив, / сын утешения был еси, / преподобне отче Варнаво. / По имени и житие твое бысть: / коемуждо страждущему, и нищу и царю, / пастырь кроток, утешитель и целитель явился еси.

/ Поминай нас, благодатный отче, / да молитвами теплыми твоими / Жизнодавец Бог дарует нам // утешение и велию милость.

НА УТРЕНИ
На Бог Господь: тропарь святаго дважды.
Слава, и ныне, Богородичен.

По 1-м стихословии седален, глас 1:

Обратите внимание

Познал еси, отче преподобне Варнаво, / краткость жития человеческаго, / сего ради, от юности подвигом добрым подвизався, / к Богу мирне изшел еси.

Слава, и ныне, Богородичен:

Мати Дево, / преблагословенная Богородице, / сохрани в мире люди, чтущия Тя.

По 2-м стихословии седален, глас 4:

Кончину жития твоего предуведев, / преподобне отче наш Варнаво, / никакоже во уныние пришед, / но в трудех святаго послушания пребывая, / житие твое свято скончал еси.

Слава, и ныне, Богородичен:

Надеждо всех скорбящих и помоще подвизающихся, / Мати Божия Пречистая, / путь живота вечнаго возлюбившим Тя даруй.

По полиелеи седален, глас 4:

Во всем житии твоем, преподобне Варнаво, / яви себе послушника рачительна, / попечителя и утешителя людем твоим, / в недузех и скорбех мнозех к тебе прибегающим / и блажащим память твою, отче достославне.

Слава, и ныне, Богородичен:

Да возрадуется сердце наше о попечении твоем, Богородице, / еже обильно являеши на людех печальных, / к Тебе притекающих.

Таже степенна, 1-й антифон 4-го гласа.

Прокимен, глас 4: Честна пред Господем / смерть преподобных Его.
Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?

Всякое дыхание: Евангелие от Матфея, зачало 43.
По 50-м псалме стихира, глас 6:

Любовь велию и помощь многу / страждущим простирал еси, / отче преподобне Варнаво, / во вся дни жития твоего / и сим Богу угодил еси, / темже по кончине твоей / почитающих тя помощию не оставляеши, // мир и утешение им даруеши.

Канон, глас 1.
Песнь 1

Ирмос: Твоя победительная десница / боголепно в крепости прославися: / та бо, Безсмертне, / яко всемогущая, противныя сотре, // израильтяном путь глубины новосоделавшая.
Благодатную помощь Твою, Господи, низпосли нам, / воспети угодника Твоего, Варнаву Гефсиманскаго, / благочестия подвижника и обители Сергиевы украшение.

Чадо милости Господни родителем твоим был еси, святе. / Темже и люди, окрест сущии, видяще сие, / зело радовахуся, благодаряще Бога.
Аще и найде на тя болезнь тяжкая во юности твоей, отче, / обаче десницею Господнею охраняем, яко избранник Божий, / здрав явился еси.

Богородичен: Мати Дево, Всемилостивая Владычице, / ведущая наша немощи душевныя и телесныя, / сохрани нас под кровом Твоим.

Песнь 3

Важно

Ирмос: Едине ведый человеческаго существа немощь / и милостивно в не воображься, / препояши мя с высоты силою, / еже вопити Тебе, Святый: // одушевленный Храме неизреченныя славы Твоея, Человеколюбче.
Призвание ко иночеству предзреся в тебе, блаженне, еще отроку сущу, / егда первее у гроба преподобнаго Сергия молился еси.

Желание послужити Богу имея, отче, / во обитель Святыя Троицы пришел еси, / идеже начало спасения твоего положи.
Видяще любовь твою к уединенному житию, преподобне, / и предзряще служение твое народу Божию, / авва Антоний со старцы послаша тя во обитель Пресвятыя Богородицы, / Гефсимания нарицаемую.

Богородичен: О Пресвятая Дево, Путеводительнице верных! / Ко стези покаяния нас направи / и спаси души наша.

Седален, глас 2:

Любовь Христову велиим смирением стяжал еси, / преподобне отче Варнаво, / течение живота твоего Богу вверяя / и присно смотрению Господню радуяся.

Слава, и ныне, Богородичен:

Мати Божия, благословенная Марие, / люди Твоя, во скорби сущия, / милостию Твоею не остави.

Песнь 4

Ирмос: Гору Тя, благодатию Божиею приосененную, / прозорливыма Аввакум усмотрив очима, / из Тебе изыти Израилеву провозглашаше Святому // во спасение наше и обновление.
В мире скорбни будете, но дерзайте, яко Аз победих мир, / рекл еси, Господи, Твоим учеником.

/ Сего ради скорбящим утешители дивныя от избранных твоих даруеши.
Скорби народа Божия познав, / утешитель присный и скорый людем явился еси, / отче Варнаво премилостиве, / темже тя любовию ублажаем.

Много болезновал еси о приходящих к тебе, преподобне отче, / темже и сих призывал еси неправды и прегрешения своя слезами покаяния омывати / и во всяцем благочестии и чистоте пребывати.

Богородичен: Мати Пречистая, Огнь Божественный во чреве приимшая несказанно, / неправды и прегрешения наша попали благодатию Сына Твоего.

Песнь 5

Ирмос: Твой мир даждь нам, Сыне Божий, / иного бо, разве Тебе, бога не знаем, / имя Твое именуем, // яко Бог живых и мертвых еси.
Евангельская словеса о добром пастыре в сердце твоем слагая, преподобне, / многое попечение о приходящих к тебе имел еси / и, яко чадолюбивый отец, сих утешал еси.

Сирых, болезнующих и о гресех своих скорбящих / во множестве привлекл еси, отче преславне Варнаво, / и сих словом кротким твоим врачевал еси.
Тайная человеков прозревал еси, отче преподобне, / и язвы греховныя целил еси данною тебе благодатию, / таже, будущая провидя, люди ко истине направлял еси.

Богородичен: Скорби и печали человеков веси, Мати Пресвятая, / темже и Небесною любовию Твоею верно сия врачуеши.

Песнь 6

Ирмос: Обыде нас последняя бездна, / несть избавляяй, / вменихомся яко овцы заколения. / Спаси люди Твоя, Боже наш, // Ты бо Крепость немощствующих и исправление.
Обыдет бездна беззакония Российскую землю, / несть избавляяй и мнози вернии вменятся яко овцы заколения, / обаче даст Господь крепость немощствующим и избавление, — / пророчески рекл еси, преподобне.

Дние грядут, егда напастьми тьмы безбожия Церковь Российская обуреваема будет, / но, Самаго Христа имущи Кормчаго, / тихое пристанище обрящет, возсиявшу солнцу веры, — / пророчески утешал еси верныя, блаженне Варнаво.

Грядущее губительство Церкве Христовы престанет, — / вещал еси, отче, — / мерзость и запустение во храмех Божиих истощатся, / горе и мрак в сердцах людей, яко дым, исчезнут, / егда тии к Богу с покаянием обратятся, / зане Господь, Крепость немощствующих, дарует им избавление.

Богородичен: Церковь нашу во дни гонений / и страну Российскую во дни нестроений / державою Твоею сохранила еси, Мати Дево. / Сего ради и на будущее время от враг видимых и невидимых / буди нам присная Заступница.

Кондак, глас 2:

Печальнику земли Российския, преподобному Сергию, / от юности последовал еси, святе Варнаво, / и завет старца твоего, сице рекшаго: / тако хощет Бог: / словом и хлебом питай алчущих, — / поистине до конца исполнил еси. / Сего ради и ныне молим тя, / не остави нас, утешительный отче, // Небесною любовию твоею.

Икос:

Возлюбив, преподобне, Христовы Божественныя заповеди / и возненавидев мира сего наслаждение, / пришел еси усердно к Тому / и был еси светильник, просвещая концы блистанием духовным.

/ Тем припадая молю тя: / просвети мои очи душевнеи / воспети твоя подвиги, пощение, и бдение, и слезы, болезни, и измождение тела, / блаженныя ради будущия жизни, / еяже ныне наслаждаешися; / моли непрестанно о всех нас.

Песнь 7

Совет

Ирмос: Тебе умную, Богородице, пещь разсмотряем вернии: / якоже бо отроки спасе три Превозносимый, / мир обнови во чреве Твоем всецел // хвальный отцев Бог и препрославлен.
Духом кротости врачуя душевныя недуги, преподобне, / приходящия к тебе приводил еси к покаянию / и евангельским заповедем научал еси.

Словесем твоим и наставлением последующе, преподобне отче Варнаво, / вернии людие Отечества твоего мир мног стяжаваху / и тако житие свое во славу Божию устрояху.
Даром врачевания обогати тя Господь, преподобне отче Варнаво, / темже и словом твоим смиренным во славу Божию недужныя целил еси.

Богородичен: Болезни наша душевныя и телесныя заступлением Твоим уврачуй, Пречистая, / и от смерти духовныя избави нас.

Песнь 8

Ирмос: В пещи отроцы Израилевы, / якоже в горниле, / добротою благочестия чистее злата блещахуся, глаголюще: / благословите, вся дела Господня, Господа, // пойте и превозносите во вся веки.
Вера крепкая, любы нелицемерная и упование твердое / чистее злата блещахуся в тебе, преподобне отче. / Сего ради от Бога дар разсуждения и прозрения прияти сподобился еси.

Читайте также:  Преподобный антоний дымский

/ Темже мнози, взыскующии волю Божию, к тебе притекаху.
Печальник и наставник был еси, преподобне отче, / не точию простым, но и во власти сущим. / Темже и Великаго Государя Всероссийскаго в келлии твоей духовне утешал еси, / грядущая страдания и смерть мученическую того предузревая.

Помазаннику Божию прорекл еси, преподобне Варнаво, / претерпети страдания во славу Божию: / той бо явися жертва за грехи наша, / посрамление губителей земли Российския и слава Церкве.

Богородичен: Обители многи, во имя Твое, Пречистая, на Святей Руси воздвигнутыя, / обаче за грехи наша от безбожных поруганныя, / ныне же со усердием верными возставляемыя, / милостию Твоею не остави / и в них живущия от всяческих напастей и злых обстояний сохрани.

Песнь 9

Ирмос: Образ чистаго Рождества Твоего / огнепалимая купина показа неопальная; / и ныне на нас напастей свирепеющую угасити молимся пещь, / да Тя, Богородице, // непрестанно величаем.
Веление старца, еже питати чада Божия хлебом и словом, / даже до часа смертнаго со тщанием соблюдая, / волю Божию исполнил еси, отче Варнаво.

/ Темже и сподобися у олтаря мирне дух твой Господу предати.
Заповедь Христову, — да любите друг друга, — / потщался еси исполнити до конца, преподобне Варнаво, / и сего ради в чертоги Небесныя яко возлюбленный и благословенный Богом возшел еси.

Живя во славу Божию, молитвою яко Серафим, деянием яко Херувим, / служением же яко Ангел был еси, преподобне отче Варнаво. / Сего ради и ныне с лики Небесными Бога радостне прославляеши.

Богородичен: Строителя обители Иверския, преподобнаго Варнаву, / ходатая пред Тобою имамы, Пречистая Мати Дево, / с нимже сподоби и нас достойно взывати Тебе: / радуйся, Благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Светилен:

Светильника веры и образ благочестия явил еси нам, Господи, Варнаву преподобнаго. / Сей бо, праведно пожив, многия люди к покаянию приведе / и светом евангельским просвети. / Егоже молитвами, Христе Боже, даруй нам велию милость.

Слава, и ныне, Богородичен:

Просвети нас светом Сына Твоего, благословенная Владычице, / к немощем нашим милосердна буди, / прочее время живота нашего в мире и покаянии сподоби скончати / и на Страшнем Судищи Христове Ходатаица неотступна явися.

Стихиры на хвалитех, глас 2.
Подобен: Доме Евфрафов:

Отче преподобне, / Варнаво предивный, / наставниче премудрый, / научи и нас // путем Христовым неленостно шествовати.
Отче преподобне, / Варнаво пречудный, / утешителю кроткий, / помози нам, в печали сущим, // во благодушии пребывати.
Отче преподобне, / Варнаво преславный, / избранниче Божий, / молися ко Господу // душам нашим спастися.

Слава, глас 8:

Ублажаем тя, преподобне отче Варнаво, / душу бо твою о людех болезнующих полагал еси, / таже словом милостивым и утешительным сих наставлял еси, / еще же недугующих и немощствующих врачевал еси о Христе Иисусе, // Егоже моли спасти души наша.

И ныне, Богородичен, глас тойже: Владычице, приими:
На Литургии служба преподобническая.
Молитва

Источник: https://ustavschik.livejournal.com/70529.html

Русская линия / Библиотека периодической печати: К 100-летию преставления старца Варнавы Гефсиманского

19 июля — 10-летие прославления в лике Радонежских Святых народного духовника Гефсиманского Черниговского скита Троице-Сергиевой Лавры преподобного Варнавы, еще при жизни названного «старцем-утешителем».

Во исполнение завета своих духовных наставников, батюшка Варнава смолоду поступил на служение народу и с полным самоотвержением послужил ему до конца своей жизни.

Имя его во второй половине XIX — начале XX века было широко известно, пользовалось народной любовью и уважением по всей Руси Православной. За духовным советом и утешением тек к нему неоскудевающий людской поток.

Благодетельствуя всем и каждому по потребностям его, совмещая в словах и действиях глубину старческой мудрости с детской простотой, он стал и отцом, и учителем в жизни, и врачом немощей духовных, а нередко и телесных.

Даже в день своей кончины 2 марта (17 февраля по ст. стилю) 1906 года не оставлял сей доблестный иерей Божий своих чад, до последней минуты принимая у аналоя исповедь за всенощной. Лишь найдя силы взойти в алтарь храма, тихо предал там Господу пастырь добрый свой дух.

* * *

Отец Варнава, в миру Василий, родился 24 января 1831 года в крестьянской семье в Тульской губернии. Родители его, Илия и Дарья Меркуловы, были люди добрые и богобоязненные, несмотря на свою бедность они старались делиться куском хлеба с неимущими, усердно и часто посещали храмы Божии, любили ходить на богомолье по святым местам.

Пример такой добродетельной жизни родителей благотворно повлиял на впечатлительный ум и чистую душу отрока Василия.

Обратите внимание

Уже с детства начал он обнаруживать склонность к духовной жизни: любил бывать в храме на Богослужениях, заучивал на память молитвы, а когда научился грамоте, то с особенным прилежанием стал заниматься чтением Слова Божия.

В 1851 году двадцатилетний Василий оставил суетный мир и, приняв благословение родителей и старца Геронтия, удалился в обитель преподобного Сергия Радонежского. Вслед за учеником своим поступил в обитель и наставник его Геронтий, возымевший желание окончить свой иноческий путь жизни при мощах Преподобного Сергия. Здесь он принял святую схиму и наречен был Григорием.

Вскоре, с разрешения наместника Лавры архимандрита Антония, Василий перешел на жительство в Гефсиманский скит, где вручил себя духовному водительству монаха Даниила, почти 20 лет подвизавшегося в уединенной келье в глубине окружавшего скит леса.

В одно из посещений Василием первого своего наставника во время предсмертной его болезни, схимонах Григорий возложил на Василия подвиг старчества, который тот должен был принять на себя по смерти обоих своих наставников.

Завещая ему принимать с любовью всех приходящих и не отказывать никому в советах и наставлениях, старец Григорий сказал: «Сим питай алчущих — словом и хлебом — тако хочет Бог!».

В конце же он присовокупил, открывая Василию волю Божию, что им должна быть устроена женская обитель в местности отдаленной и сплошь зараженной расколом, что обитель эта должна послужить светочем для заблудших чад Православной Церкви, о чем Сама Царица Небесная попечется и укажет ему место сие, и что во имя Ее и должна быть освящена обитель.

При этом старец не скрыл, что много придется понести за это скорбей и неприятностей. Предрекая это, он ободрил Василия, говоря: «Претерпи все благодушно, чадо. Это гонение воздвигнет на тебя ненавистник нашего спасения — враг рода человеческого».

А через два дня, 2 января 1862 года, схимонах Григорий тихо предал дух свой Богу.

Похоронив своего дорогого отца, удрученный незаменимой потерей и возложенным на него заветом, послушник Василий поспешил в излюбленную свою Гефсиманию к другому своему наставнику, отцу Даниилу.

Важно

И тут, к удивлению своему, услышал Василий и от старца Даниила то же — возложенный завет должен он принять с покорностью воле Божией и служить с любовью страждущему человечеству: «Да будет так, яко же хочет Бог!» В 1865 году лишился Василий и другого наставника своего, монаха Даниила.

Через год с небольшим после кончины старца Даниила, в жизни послушника Василия совершилась важная перемена — по представлению своего начальства 27 ноября 1867 года он был пострижен в мантию с именем Варнавы, что означает «дитя милости, сын утешения».

А через три с половиной года благочестивый инок уже представлен был к посвящению в сан иеродиакона, которое состоялось 29 августа 1871 года в Николо-Угрешском монастыре.

Не успел еще новорукоположенный иеродиакон пережить свой духовный восторг, как было послано ему новое благодатное утешение. 20 января 1872 года в Высоко-Петровском монастыре Москвы отец Варнава был рукоположен в сан иеромонаха.

Так перед Престолом Господа предстал новый пастырь и молитвенник, которому суждено было собрать возле себя великое множество духовных чад и плодотворно послужить ближним, вселяя в их души мир и любовь.

А уже ровно через год по посвящении в иерейский сан отец Варнава, за свою строгую и примерную жизнь, был избран народным духовником Пещерной обители.

Вскоре по вступлении в эту должность отец Варнава стал все более и более приобретать среди богомольцев известность, которую пророчески предрекли ему его старцы наставники. Очевидно, достиг он в меру возраста духовного. Посетители все в большем количестве стали стекаться к нему за получением благословения, за советом в важных жизненных обстоятельствах, за утешением в скорби.

С раннего утра и до позднего вечера в скромной келье отца Варнавы бывала масса посетителей всех званий, сословий и состояний. Печальные выходили радостными, а скорбящие — утешенными.

Ревнуя о духовном своем преуспеянии, старец благодатью Божией обрел в сердце своем, по слову Господню, источник: воды живой, черпая из которого он и утолял духовную жажду всех приходящих к нему с верой. Это старческое служение и дало возможность отцу Варнаве осуществить завет его старцев-наставников — основать и устроить Иверскую обитель.

Митрополит Филарет охотно дал благословение на это Богоугодное дело и сказал: «Благословляю создаться обители, а монаха-устроителя благословляю созидать и руководить ею всегда».
На создание и благоукрашение этой обители отец Варнава употребил все доброхотные даяния тех многочисленных посетителей, которые приходили к нему.

Себе отец Варнава из этих даяний решительно никогда и ничего не оставлял. Место для устроения обители, как об этом и было сказано старцами, чудесным образом указала Сама Царица Небесная. Им оказалось глухое лесное место в одной версте от села Выкса, расположенного в юго-западной части Нижегородской губернии.

Совет

Здесь с наступлением весны 1864 года, по благословению епархиального преосвященного Нектария, начата была отцом Варнавою постройка богадельни, из которой в недалеком будущем суждено было возникнуть чудной обители Иверской и сделаться предметом благоговейного удивления всех.

* * *

Отсюда, из Гефсиманского скита, начинался крестный путь царственных страстотерпцев, день памяти которых Церковь отмечает 17 июля.

В начале 1905 года батюшку Варнаву посетил Николай II со своей семьей. Достоверно известно лишь, что именно в этот год Государь получил благословение на принятие мученического конца, когда Господу угодно будет этот крест на него возложить.

Преподобный Варнава предсказал «небывалую еще славу Царского имени Его…». В то же время, по словам старца, Россию ждут тяжелые испытания, жестокое преследование постигнет Православную веру. Он говорил: «Преследования против веры будут постоянно увеличиваться.

Неслыханное доныне горе и мрак охватят все и вся, и храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то тогда наступит освобождение. И настанет время расцвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет расцвет».

Ныне о посещении Царской семьей старца напоминает настенная роспись в возрожденном храме Черниговской Божией Матери над ракой преподобного Варнавы.

* * *

Отсюда же, из Гефсиманского скита, начинался крестный путь и великого русского писателя Ивана Сергеевича Шмелева, вынужденного после октябрьского переворота навсегда покинуть Родину.

В его повести «Богомолье» (1831) герои совершают паломничество в Троице-Сергиеву Лавру и Гефсиманский скит. Шмелев писал свою повесть задолго до того, как старец Варнава был прославлен Церковью в лике святых.

Но писатель, как и весь православный народ, чувствовал его святость.

Еще при жизни старца «современники находили духовное родство между иеромонахом Варнавой и преподобным Серафимом Саровским». У Шмелева богомольцы видят старца Варнаву в сиянии света, его слова и улыбка озаряют, освещают душу, «как солнышко Господне».

Поэтому можно предположить, что для утверждения святости старца Варнавы Шмелев дал своему читателю скрытую, но понятную современникам ассоциацию «светоносности» отца Варнавы со «светоносностью» преподобного Серафима, и «слепящий» солнечный свет, окружающий старца, использовал как символ пребывающего в его душе «сияния света божественной благодати».

Перед отъездом в свадебное путешествие Иван Сергеевич с женой Ольгой Александровной направляются получить благословение у старца Варнавы. Однако не только на предстоявшее путешествие благословил старец робкого юношу.

Обратите внимание

Преподобный Варнава чудесным образом провидел то, что станет делом всей жизни Шмелева: «Смотрит внутрь, благословляет. Бледная рука, как та в далеком детстве, что давала крестик. /…/ Кладет мне на голову руку, раздумчиво так говорит: «превознесешься своим талантом». Все.

Во мне проходит робкой мыслью: «каким талантом… этим, писательским?»

«Превознесешься своим талантом…», — сказал старец задолго до того, как в 1911 году Шмелев написал свою первую большую повесть — «Человек из ресторана», вызвавшую шквал восторженных откликов и переведенную на несколько европейских языков.

До вершинного создания Шмелева — «Лета Господня» — оставалось еще двадцать лет ежедневной работы и нелегкой жизни. Эту книгу Шмелева первые ее читатели сравнивали с иконой — такой светлой, такой лучезарной она казалась.

И было непонятно — откуда такое идеальное, детское представление о России у человека, пережившего на поруганной Родине кошмар голода, хаоса, братоубийства, потерявшего там своего единственного сына?

После выхода в свет «Лета Господня» Анри Труайя сказал о Шмелеве: «Он хотел быть только национальным писателем, а стал писателем мировым».

* * *

Прославлению старца Варнавы в 1995 году в лике Радонежских Святых предшествовало обретение его святых мощей.

После закрытия в 1920-е годы Черниговского монастыря почитатели старца перенесли его мощи на Успенское кладбище Сергиева Посада.

В 1960-х годах в связи с закрытием погоста их перенесли на Северное кладбище.

Однако, при вскрытии могилы в 1995 году мощей преподобного Варнавы там не обнаружилось: очевидно, по ошибке были перенесены останки другого усопшего.

17 июля 1995 года в день мученической кончины царственных страстотерпцев Николая II и его семьи, которых некогда укреплял на предстоящий подвиг старец, в склепе Иверской часовни пещерного храма скита, на месте погребения преподобного Варнавы, была обретена часть его святых мощей.

Важно

В тот же день, за Всенощной на память обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, вновь обретенные мощи отца Варнавы привезли в Троице-Сергиеву Лавру и их освидетельствовал Святейший Патриарх Алексий II.

* * *

Другой юбилей нынешнего года — 15-летие возрождения обители.

В 1950-е годы давно закрытый Гефсиманский скит был отдан военному ведомству. По его распоряжению все монастырские строения были взорваны. На месте скитского кладбища построили многоэтажный учебно-административный корпус, существующий и поныне.

А в пещерной части скита — Черниговском монастыре — размещались последовательно: тюрьма — колония для «уголовного элемента», интернат для слепых и полуслепых, интернат для инвалидов Отечественной войны, ПТУ-интернат для инвалидов… В соборе Черниговской Божией Матери устроили склад Загорского горпромторга.

Но вот, наконец, свершилось пророчество старца Варнавы — «когда уже невмоготу станет терпеть, то тогда наступит освобождение…».

11 апреля 1990 года было принято решение Загорского горисполкома о поэтапной передаче Гефсиманского Черниговского скита Троице-Сергиевой Лавре. Причем на первом этапе предстояло возвратить Церкви Ее святыни: собор Черниговской Божией Матери и сохранившуюся чудом деревянную келию старца Варнавы. В начале июля 1990 года было открыто иноческое жительство в скиту.

18 июля 1990 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, насельников скита посетил и благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Сегодня в скиту с Божией помощью ведутся восстановительные работы, приводится в порядок окрестная территория. Заканчивается художественная роспись храма Черниговской Божией Матери, совершенно утраченная в советское время. 15 октября 1998 года Святейший Патриарх Алексий II вновь посетил скит, где совершил освящение трех престолов и божественную литургию в обновленном храме.

«Сегодня, — сказал Святейший Патриарх, — освящаются престолы этой обители, которые 150 лет назад освятил святитель Филарет, митрополит Московский… Милостью Божией повсеместно возрождаются порушенные в прошлом храмы и обители. В их числе и Черниговский скит — святыня нашей Церкви, нашей земли».

В 2004 году, благодаря стараниям нового настоятеля обители игумена Дамиана и братии, началась реставрация колокольни и расчистка площади перед алтарной частью храма. Идут реставрационные работы в пещерном храме Архангела Михаила. Приведен в порядок святой источник.

13 сентября 2004 года состоялся торжественный молебен по поводу передачи чтимого списка с чудотворного образа Черниговской иконы Божией матери. В день 135-летия со дня своего прославления икона возвращена в родную обитель.

А 14 сентября 2004 года Северной Гефсимании передан камень с гробницы Божией Матери от Иерусалимской Гефсимании.

Совет

Камень и икона выставлены для постоянного поклонения верующих. У иконы ежедневно в 11−00 совершаются молебны с акафистом. И уже свершилось чудо: потемневший список на жести обновился.

Ежедневно в храме, где выставлена для поклонения рака с мощами преподобного, совершаются богослужения и таинство соборования.

2 марта 2006 года обитель торжественно отметит 100-летие кончины старца Варнавы.

Множество почитателей преподобного Варнавы со всей России и из-за рубежа приезжают почтить его память. И никто не остается без благодатного утешения.

Преподобный отче наш, Варнаво, моли Бога о нас!

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=31 012&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)

Источник: https://rusk.ru/st.php?idar=16167

Ссылка на основную публикацию