Церковь ахтырской иконы божией матери в можайске, россия, московская область, можайский район, город можайск

Можайск. Церковь Ахтырской иконы Божией Матери

Церковь “под колоколы”, выстроенная в стиле классицизма, сооружена на месте прежде существовавшего храма Леонтия Ростовского XVI в., примыкавшего с севера к старой церкви Иоакима и Анны.

Южная стена церкви представляет собой прежнюю северную стену собора XIV в. Притвор 1880-х. Со 2-й пол. XIX в. для богослужений не использовалась. В ХХ в.

занята архивом, сейчас используется для нужд воскресной школы.

Статью добавил(а): Анонимный участник,  26 мая 2014

Существующий храм являлся приделом церкви Иоакима и Анны и был освящен во имя свт. Леонтия Ростовского. Был сооружен в 16 в. После разборки Якиманского храма в 1867 г.

Обратите внимание

стал самостоятельным сооружением, причем внутренняя стена разобранного храма стала его наружной, а наружная внутренней. В 18 в. храм реконструировпался в кирпиче и получил завершение в виде звонницы-ротонды “под колоколы”.

Особый интерес представляет южная стена фасада здания, сохранившаяся от белокаменного храма конце14 в.

Второй этап реконструкции проходил на рубеже 18-19 вв., когда завершение получило достаточно оригинальный декор. После 1812 г. храм получает новое посвящение во имя Ахтырской иконы Божией Матери.

В 1882-1884 г. храм вновь ремонтируется на средст можайского мещанина М. Самородова. Были выстроены трапезная и западный притвор. Работы проводились по проекту арх. Т.И. Семенова.

Но храм так и не бы освящен.

После 1917 г. здание использовали под архив. Ныне здесь воскресная школа.

Статью добавил(а): Алексей Кротов,  25 ноября 2016

На Якиманской улице Можайска, между Ново-Никольским храмом и Лужецким мужским монастырем, высятся шатры интересного памятника архитектуры – “новой” церкви Иоакима и Анны, или, как ее называют местные жители, – Якиманской церкви. Возле этого храма приютилась небольшая “старая” церковка во имя Иоакима и Анны.

Почему же у двух рядом стоящих церквей одно посвящение? В далекие времена на этом месте располагался одноименный монастырь, о котором имеются сведения в летописях ХVI в.

В писцовой книге 1629 года можно прочесть: “Монастырь Якиманской, а в нем церковь Святых Богоотец Акима и Анны камнна да два придела: Воскресение Христова да Леонтия, епископа Ростовского Чудотворца. А в церкве Божие милосердие образы: образ местный Акима и Анны. Двери царские и столпцы, и сень на золоте.

Да книг: на престоле Евангелье, да Треодь полная, да Трефолог, да Потребник, да Минея Отцая, да Треодь цветная, да Служебник, все писмянные. Ризы да стихари полотняные ветхи. Да на колокольнице пять колоколов. Государево данье денежного и хлебного жалованья не было…”.

Важно

В 1764 году, согласно Указу Екатерины II “О секуляризации церковных земель”, монастырь был упразднен, а его храм стал приходским. Тем не менее, как утверждают историки, он полон загадок. Собственно, сейчас здесь стоят два храма: меньший, выстроенный в 1390-х гг.

из белого камня и имеющий цоколь, и фрагмент стены весьма древней (видимо, являвшейся частью бывшего не сохранившегося собора Якиманского монастыря). Храм был практически разобран к 1867 году, за исключением одного северного придела Леонтия Ростовского. Этот придел, упоминаемый с конца 16 в., в 1770-х гг.

был капитально перестроен и расширен: надстроена апсида, сверху поставлена ротондальная колокольня с круглым куполом и маленькой главкой. Таким образом храм приобрел еще одну редкую черту – церкви “под звоном” нечасто встречающейся в архитектуре. Вместо четырех малых глав ротонда звона была окружена четырьмя псевдоготическими башенками, верха которых ныне утрачены.

По инициативе и на средства можайского мещанина, прихожанина этого храма – Самородова, были облицованы фасады церкви и пристроена трапезная по проекту архитектора Т.И. Семенова. После сноса основной части древнего храма бывший придел стал отдельной церковью.

На той стороне, которая оказалась внутри храма, видны следы портала, пилястры и цоколь, а также борозды от иконостаса и следы жертвенника. Главный интерес для исследователей представляет южная белокаменная стена храма – бывшая северная стена основного объёма древней церкви. В целом памятник интересен как дошедшее до наших дней архитектурное сооружение раннемосковского зодчества.

html://www.hramy.ru/regions50/mojaisk/ioakim и журнал: “Православные Храмы. Путешествие по святым местам”. Выпуск №198, 2016 г.

Статью добавил(а): Сергей Ковров ,  15 сентября 2018

Ахтырская церковь возведена в XIX столетии (по другим данным, на рубеже XVIII и XIX веков), как придел собора Леонтия Ростовского. Северная стена ныне несуществующего собора была использована в качестве южной стены Ахтырского храма. До 1764 года церковь входила в состав Якиманского монастыря, который был упразднен указом Екатерины II.

Здание построено на месте каменного храма, который известен с XVI века (согласно некоторым источникам, он был возведен в более ранние века). Точнее, когда древнее здание снесли, был сохранен его придел, который стал самостоятельной церковью и позже был достроен.

Совет

Сохранившаяся стена древнего храма, сложенная из белокаменных блоков и ставшая стеной Ахтырской церкви, является одним из самых древних сооружений в Подмосковье.

Церковь, построенная в стиле классицизма, относится к типу храмов «под звоны» (или «под колоколы»), то есть звонница расположена прямо над храмом. В 80-е годы XIX века к зданию была пристроена трапезная. Она была возведена по проекту московского архитектора Тихона Ивановича Семенова.

Примерно в конце XIX столетия в храме по каким-то причинам были прекращены богослужения. В советское время в церкви размещался архив.

В настоящее время здание передано воскресной школе при Иоакимо-Анновском храме, находящемся рядом с Ахтырской церковью. Последняя является частью храмового комплекса: Ахтырская церковь часто упоминается в источниках как одна из двух церквей Иоакима и Анны, составляющих единый комплекс.

Иоакимо-Анновский храм, частью которого сегодня фактически является Ахтырская церковь, построен в 70-е годы XIX века. В 90-е годы названного столетия надстроена его колокольня. В советское время он оставался действующим. Двое из его священников были расстреляны на полигоне в Бутово.

http://rublev.com/hramy/tserkov-akhtyrskoi-ikony-bozhiei-materi-vmozhaiske

Источник: http://sobory.ru/article/?object=02332

Можайск – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Можайск

Можайск, город в России, административный центр Можайского района Московской области и городского поселения Можайск, титулярный кафедральный город Можайского викариатства и центр Можайского благочиния Московской епархии. Расположен в Гжатской впадине Московской возвышенности, на реке Можайке близ впадения её в реку Москву, в 4 км от Можайского водохранилища, в 106 км у западу от Москвы. Железнодорожная станция на линии Москва-Минск. Население – 30,4 тыс. человек (2017).

Впервые упоминается в Никоновской летописи под 1231 годом.

Название Можайск образовано от имени реки – Мжая, Можай, Можая, к концу XVIII века закрепилась форма Можайка – которое в свою очередь выводят балтийских языков (ср. литовское мажоя – “малая”).

Был уделом Черниговского, позже Смоленского княжества. В 1303 году город был присоединён к Московскому княжеству и стал важной крепостью на западных рубежах.

В 1293 и 1382 годах город был сожжён татарами, а в 1341 и 1368 годах его осаждали литовцы. По преданию, с одной из вражеских осад связано чудесное явление над городом святителя Николая Чудотворца и создание резной иконы “Николы Можайского” – главной святыни города, давшей ему название “священного” и привлекавшей в него много богомольцев.

С 1389 года удельное Можайское княжество процветало под рукой князя Андрея Димитриевича, но следующий князь, Иоанн Андреевич, своим участием в междоусобной войне на стороне князя Юрия Димитриевича Галицкого вызвал поход на Можайск великого князя Московского. В 1493 году последовало окончательное уничтожение Можайского удела.

Можайск был одним из всероссийских центров паломничества. Сюда часто ходили на богомолье великие князья и митрополиты, затем – цари и патриархи. Так, Иоанн Грозный ездил “в Можайск к Николе” в 1547 году, а в 1559 году он вновь приезжал с царицей Анастасией молиться об её исцелении.

В 1603 году на молении у Николы Можайского был Борис Годунов со всем семейством. Массовое паломничество к святителю Николе и щедрые вклады богомольцев преобразили небольшой пограничный город.

В середине XVI века максимально расширился посад (пригород), в котором было около 2000 посадских и слободских дворов, не считая крупных царских, боярских, монастырских, церковных. Кроме многочисленных храмов и монастырей, в городе действовали подворья царей, цариц и патриархов.

Обратите внимание

Вслед за тем развились вспомогательные службы для нужд государева двора – были здесь конюшенный, соколиный, воловий дворы; псарня; зверинец. Город стал значительным торгово-ремесленным центром. Расцвету Можайска способствовали также воинская ставка, сборы войск.

Читайте также:  Молитва перед исповедью - до и после исповеди и причастия

В 1541 году по указу царя Иоанна Грозного город был укреплён бревенчатыми стенами и каменными башнями. На 1596 год Можайская крепость была деревянной, с обмазанными глиной стенами и пятью башнями, с двумя воротами – деревянными Петровскими и каменными Никольскими.

Разорение, от которого город так и не смог оправиться, постигло его в Смутное время. В 1608-1612 годах Можайск был занят войсками Лжедмитрия II. Перед отступлением поляки и литовцы сожгли почти весь город, включая многочисленные монастыри и храмы, предварительно разграбленные. Большая часть монахов, священнослужителей, жителей города была перебита.

Исчезли целые улицы и переулки посада. Тогда же были разграблены и сожжены дворы царя, царицы, патриарха. Зимой 1617 года к восстановленной крепости подошёл, на пути в Москву, польский королевич Владислав IV с войсками. Восемь месяцев он пытался взять твердыню, но напрасно.

Тогда он поставил на Брыкиной горе всю свою артиллерию и в бессильной злобе многодневной канонадой стёр с лица земли остатки города.

После преодоления смуты город стал восстанавливаться. В 1624-1626 годах Баженом Огурцовым, Михаилом Ушаковым и Фёдором Возоулиным под руководством И. В. Измайлова, начальника Приказа каменных дел, была сооруженановая кирпичная крепость.

В последующие годы цари и патриархи продолжали приезжать в город на богомолье. В 1648 году царь Алексей Михайлович “праздновал Николе Чудотворцу в Можайску”; в 1680 году царь Федор Алексеевич был здесь “на праздник святого Чудотворца Николая… Божественныя литургии слушал…

” Неоднократно у святителя в Можайске бывали патриархи Филарет, Никон, Иоаким (уроженец можайской земли), Адриан.

В 1708 году город был отнесён к Московской губернии, с 1719 года – в Московской провинции, а с 1781 года – уездный город Московской губернии. В XVIII – начале XIX века возросло торговое значение города.

В 1812 году в окрестностях Можайска разразилось одно из самых кровопролитных сражений XIX века – Бородинская битва между русскими войсками и армией Наполеона. Город был вновь полностью разорён. В нём остались тысячи русских раненых воинов, большинство из которых погибли.

Во время Великой Отечественной войны Можайск был оккупирован немецко-фашистскими войсками 18 октября 1941 года. Освобождён 20 января 1942 года войсками Западного фронта в ходе Ржевско-Вяземской операции. Город был снова разрушен.

7 мая 2012 года городу было присвоено почётное звание “Город воинской славы”.

Можайск. Фото ок. кон. XIX-нач. XX вв.

Статистика

  • нач. XVII века – до 12 тыс. человек (в летние периоды, с наплывом паломников-богомольцев, раза в полтора больше), 75 храмов (приходских, монастырских, придельных), 16 монастырей
  • 1856 – 3.2 тыс. человек, 9 церквей, 372 дома, 117 лавки
  • 1897 – 3.2 тыс. человек
  • 1913 – 5.5 тыс. человек
  • 1926 – 5.5 тыс. человек
  • 1939 – 11.8 тыс. человек
  • 1959 – 15.7 тыс. человек
  • 1970 – 20.3 тыс. человек
  • 1989 – 30.7 тыс. человек
  • 2005 – 31.5 тыс. человек

Религия

Можайск издавна считался священным городом благодаря своей главной святыне – резной иконе “Николы Можайского”, одной из древнейших святынь Московской епархии. Город играл роль паломнического центра для всей страны, что способствовало храмоздательству и росту монастырей.

Самой значимой обителью города стала Лужецкая, основанная в начале XV века преподобным Ферапонтом Белозерским. Ко второй половине XVI века в Можайске насчитывалось 75 храмов (с учётом придельных) и 16 монастырей.

Десять монастырей правильным кольцом окружали крепость, венчая ближайшие к ней холмы: Якиманский, Борисоглебский, Троицкий, Пятницкий, Успенский, Петровский, Воскресенский, Благовещенский, Петропавловский, Мироносицкий. На восточной стороне посада – монастыри Мокро-Никольский, Сретенский, Настасьинский.

Важно

По холмам берега реки Москвы ещё три – Лужецкий, Васильевский, Алексеевский. При этом Борисоглебский и Троицкий монастыри стояли по сторонам большой Московской дороги. Восемь деревянных храмов посада окружали городской торг.

Вокруг пруда на реке Можайке, перед государевым двором и крепостью, стояли церкви святителя Николы Можайского и Воздвижения Креста Господня на Вратех, Успения Богородицы на площади возле Государева двора, святителя Николы на самом дворе, святых Козьмы и Дамиана за Государевым садом, Варвары Великомученицы, Иоанна Предтечи, Успения Богородицы, Андрея Стратилата против крепости. По высокому берегу реки Можайки – храмы апостолов Петра и Павла, Жен Мироносиц, мученика Никиты, великомученика Георгия, Симеона Столпника, Иоакима и Анны, Трёх Святителей, Происхождения древ Честнаго Креста Господня на Давыдовой горе, Анастасии мученицы. Замыкал вид храм святителя Василия Кесарийского на Васильевской горе.

Страшные разрушения нанесённые городу в Смутное время почти уничтожили его. Прежние храмы и святыни были утрачены почти полностью, но чтимый образ Николы Можайского удалось сохранить.

К концу XVII века Можайск входил в состав Крутицкой епархии.

С середины XVIII века существовала титулярная Можайская епархия – вначале краткосрочно как викариатство Переяславль-Залесское, а со второй половины XIX века – как викариатство Московское.

Церковная жизнь города, как и всей страны, перенесла страшный удар в советский период. Повсеместное закрытие храмов и изъятие святынь не пощадило и церковный центр Можайска – в 1933 году Можайский Никольский собор был закрыт, а образ Николы Можайского отправлен в Москву.

1937 год, пик антицерковных гонений в СССР, ознаменовался мученичеством многих деятелей Церкви в городе во главе с архиепископом Можайским священномучеником Димитрием (Добросердовым). В боях Великой Отечественной войны были разрушены Вознесенский и Троицкий храмы.

Дальнейшие притеснения Церкви привели к тому, что к началу 1980-х годов на территории района богослужения совершались только в двух храмах.

Совет

Повсеместное восстановление церковной жизни началось с конца 1980-х годов. 9 мая 1998 года архиепископом Можайским Григорием (Чирковым) был освящён изваянный для города В. М. Клыковым скульптурный образ святителя Николая, над которым была воздвигнута часовня. Ныне Можайск является центром Можайского благочиния Московской епархии.

В 1920-х-1930-х годах также существовало одноименное викариатство обновленческой Московской епархии.

Святые

  • Прп. Ферапонт Белозерский (+ 1426) – основатель Можайского Лужецкого монастыря
  • Сщмч. Тихон (Никаноров) (+ 1920) – еп. Можайский
  • Сщмч. Димитрий (Добросердов) (+ 1937) – архиеп. Можайский
  • Сщмч. Владимир Проферансов, прот. (+ 1937) – служил в городе
  • Сщмч. Константин Некрасов, прот. (+ 1937) – родился и служил в городе
  • Сщмч. Николай Сафонов, прот. (+ 1937) – служил в городе
  • Сщмч. Сергий Голощапов, прот. (+ 1937) – служил в городе
  • Сщмч. Сергий Успенский, прот. (+ 1937) – уроженец города
  • Сщмч. Иоанн Честнов, свящ. (+ 1937) – служил в городе
  • Сщмч. Константин Любомудров, свящ. (+ 1937) – служил в городе
  • Сщмч. Павел Понятский, свящ. (+ 1937) – служил в городе
  • Сщмч. Петр Петриков, свящ. (+ 1937) – родился и служил в городе
  • Сщмч. Арефий Насонов, свящ. (+ 1938) – служил в городе

Святыни

Монастыри

Храмы

  • Алексия Московского, монастырский (собор Алексеевского монастыря) (утрачен)
  • Анастасии мученицы, монастырский (собор Настасьинского монастыря) (утрачен)
  • Андрея Первозванного
  • Андрея Стратилата (утрачен)
  • Афанасия и Кирилла Александрийских (утрачен)
  • Благовещения Пресвятой Богородицы, монастырский (собор Благовещенского монастыря) (утрачен)
  • Богоявления Господня (утрачен)
  • Бориса и Глеба, монастырский (собор Борисоглебского монастыря) (утрачен)
  • Варвары мученицы (утрачен)
  • Василия Великого, монастырский (собор Васильевского монастыря) (утрачен)
  • Введения во храм Пресвятой Богородицы, монастырский (храм Лужецкого монастыря)
  • Владимира равноапостольного
  • Власия Севастийского (утрачен)
  • Воздвижения Креста Господня, кремлёвский надвратный (замещён Ново-Никольским собором)
  • Вознесения Господня (разрушен в 1942 г.)
  • Воскресения Христова, монастырский (собор Воскресенского монастыря) (утрачен)
  • Георгия Победоносца на Псарне (утрачен)
  • Димитрия Солунского
  • Екатерины, монастырский (храм Сретенского монастыря) (утрачен)
  • Жен-мироносиц, монастырский (собор Мироносицкого монастыря) (утрачен)
  • Илии пророка:
  • Иоанна Богослова на Всполье (утрачен)
  • Иоанна Лествичника, монастырский (храм Лужецкого монастыря) (замещён Ферапонтовским)
  • Иоанна Милостивого (утрачен)
  • Иоакима и Анны
  • Космы и Дамиана:
    • за Государевым садом (утрачен)
    • на Козьем Горбу (утрачен)
  • Леонтия Ростовского
  • Михаила Архангела
  • Никиты:
  • Николая, царя-страстотерпца
  • Николая Чудотворца:
  • Параскевы Пятницы:
  • Петра и Павла:
  • Петра Московского, монастырский (собор Петровского монастыря) (утрачен)
  • Покрова Пресвятой Богородицы:
  • Похвалы Пресвятой Богородицы, кремлёвский (утрачен)
  • Преображения Господня:
    • кремлёвский (утрачен)
    • монастырский (храм Лужецкого монастыря)
  • Происхождения честных древ Креста Господня:
    • на Давыдовой горе (утрачен)
    • на Площади (утрачен)
  • Рождества Пресвятой Богородицы, монастырский (собор Лужецкого монастыря)
  • Рождества Иоанна Предтечи (утрачен)
  • Рождества Христова (утрачен)
  • Симеона Столпника (утрачен)
  • Спаса Нерукотворного образа (утрачен)
  • “Споручница грешных”, иконы Божией Матери
  • Сретения Господня, монастырский (собор Сретенского монастыря) (утрачен)
  • Стефана Архидиакона (утрачен)
  • Трёх святителей, монастырский (храм Якиманского монастыря) (утрачен)
  • Троицы Живоначальной (разрушен в 1942 г.)
  • Усекновения главы Иоанна Предтечи, монастырский (храм Троицкого монастыря) (утрачен)
  • Успения Пресвятой Богородицы:
  • Федора Стратилата (утрачен)
  • Ферапонта Белозерского, монастырский (храм Лужецкого монастыря) (разобран в 1960-х гг.)
  • Флора и Лавра (утрачен)
Читайте также:  Икона божией матери муромская

Использованные материалы

  • “История церквей Можайского благочиния”, сайт православного образовательного проекта Русское воскресение:
    • http://www.voskres.ru/history/mojaisk.htm
  • “Можайск”, сайт Народная энциклопедия городов и регионов России “Мой город”:
    • http://www.mojgorod.ru/moskovsk_obl/mozhajsk/index.html
  • “Можайский округ”, страница официального сайта Московской епархии:
    • http://www.mepar.ru/eparhy/temples/17/
  • “Можайск (Московская область), церкви и монастыри, карта”, сайт Народный каталог православной архитектуры “Соборы.

    ру”:

    • http://sobory.ru/geo/locat/257
  • “Монастыри и храмы Священного города”, Мокеев Геннадий, Можайск – священный город русских. XVI век, Изд-во “КЕДР”, 1992, пуб. на сайте Можайский путеводитель:
    • http://www.mozhaysk.su/?tp=03_5sv_gor/20

Источник: https://drevo-info.ru/articles/4161.html

Святыни Можайска

В город Можайск Московской области мы поехали, главным образом, чтобы побывать в Лужицком Ферапонтовом монастыре, о котором слышали самые восторженные отзывы.

Поехали целой компанией на двух машинах. Дорога хорошая: сначала по Минскому шоссе (М 1) до 102 километра, затем поворот направо, под указатель «Отяково». Всего, получается, от Москвы примерно 110 километров.

Первые упоминания о городе содержатся в Никоновской летописи за 1231 г., тогда Можайск был уделом Черниговского, а позже Смоленского княжества.

В составе Московского государства впервые вошел в 1303 году. Говорят, что в те времена Можайск считался важной крепостью на западных границах Руси.

Тогда городу приходилось не сладко: в 1368 г. войска литовского князя Ольгерда осаждали и штурмовали Можайск, но город выстоял. А в 1382 г. Можайск был взят и разорён монгольскими ордами Тохтамыша.

В 1541 г. Иван Грозный распорядился возвести вокруг города мощные укрепления – бревенчатые стены с каменными башнями. Можайск стал серьезной крепостью.

Но во времена Смуты город был без боя занят войсками Лжедмитрия II. Надо полагать, горожане сами открыли ворота самозванцу. Но когда Можайск осадили войска польского королевича Владислава, жители оказали упорное сопротивление и отбросили захватчиков. Позже воевода Дмитрий Пожарский построил в Можайске каменный кремль, и город стал практически неприступен.

Вражеская нога не ступала на территорию города 200 лет, до Отечественной войны 1812 года. Тогда в 12 км к западу от Можайска произошло знаменитое Бородинское сражение между русскими войсками и армией императора Наполеона.

Обратите внимание

В той войне Можайск сильно пострадал, так же как и во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг., когда город был оккупирован немцами. Может быть из-за военных разрушений, в городе осталось не так много памятников старины.

На месте древнего кремля сохранились лишь остатки земляных валов, рядом Никольский собор, построенный в 1802 году, с обычной для той эпохи архитектурой. Там же расположена небольшая Петропавловская церковь, относящаяся к середине 19 века. Гораздо интереснее, на мой взгляд, церковь Иоакима и Анны, возведенная в 18 веке: она весьма нарядна и красочна.

Но главная достопримечательность Можайска, конечно, Лужицкий Ферапонтов монастырь на окраине города!

Монастырь основан в 1408 году знаменитым русским святым Ферапонтом Белозёрским, учеником Сергия Радонежского по просьбе князя Андрея Можайского (сына Дмитрия Донского) в местности под названием «Лужки». Архитектурный ансамбль монастыря окончательно сложился в конце XVII века, когда все сооружения стали каменными.

В монастыре хорошо сохранился Богородице-Рождественский собор XVII века с фресками того же времени, колокольня XVII века, Святые ворота XVI—XVIII века, стены и башни XVIII века.

Впечатляет монастырский Собор Рождества Богородицы, построенный из кирпича. При виде его у меня в памяти сразу всплыли картины из фильма «Иван Грозный».

Когда-то его окружали двухъярусные галереи, которые были позднее разобраны.

Окружающая монастырь стена имеет четыре угловые круглые башни, явно оборонительного характера.

В Богородице-Рождественском соборе были найдены мощи св. Ферапонта, поклониться которым приходят тысячи верующих Монастырь действительно величественен. Жаль, что некоторые древние постройки были разрушены: говорят, что монастырь сильно пострадал в годы смуты и в войну 1812 года, когда в монастыре квартировала чуть ли не целая французская дивизия.

Но и в своем нынешнем виде Лужицкий Ферапонтов монастырь можно по праву считать одним из интереснейших религиозных памятников России. Кстати, рядом с монастырём в д. Исавицы находится источник с целебной водой — «Колодец св. Ферапонта», вырытый по преданию самим блаженным.

При советской власти источник долгие годы оставался в запустении, но недавно родник был очищен. На этом месте построена четырехсторонняя часовенка. К источнику потянулись люди. Приходят пешком, приезжают на машинах.

Говорят, что вода из этого родника обладает уникальными целебными свойствами. Насчет этого ничего не могу сказать – не лечилась, но поверьте, она очень вкусна..

Источник: https://turbina.ru/guide/Mozhaysk-Rossiya-88263/Zametki/Svyatyni-Mozhayska-2780/

История храма

Сельцо Тесово упоминается в документах с начала XVII века. В нем два двора крестьянских и три бобыльских, владел им Федор Дементьев, а после его смерти вдова Домна Дементьева.

В 1657 году сельцо купил Артемий Богданович Камынин, потом оно перешло к его сыну Дмитрию Артемьевичу, женатому на княжне Дарье Григорьевне Шаховской.

«1708 года декабря в 22 день по указу великого государя по челобитью стольника Димитрия Артемьева сына Камынина велено новопостроенную церковь Святого Димитрия Солунского, которую построил он в вотчине своей сельце Тесове на попа с причетники дань положить».

В 1725 году вдова Дарья Григорьевна пристроила к церкви придел Михаила Архангела.

В 1736 году она разделила недвижимое имение мужа между сыновьями, село Тесово досталось Василию Дмитриевичу Камынину.

Важно

По его просьбе в 1747 году был дан указ из Переславской Духовной консистории на строительство в селе Тесове, вместо обветшалой деревянной церкви, каменной – во имя Димитрия Солунского с теплым (внизу) приделом Архангела Михаила.

Придел освящен в ноябре 1748 года Колоцким игуменом, впоследствии Дмитровским архимандритом Нифонтом, а церковь – 31 июля 1759 года Лужецким архимандритом Адрианом.

В 1798 году село Тесово принадлежало Дмитрию Васильевичу Камынину, который пользовался причтовой пашенной и сенокосной (33 десятины) землей, а причту в год выдавал всякого хлеба 30 четвертей.

Сын Василия Дмитриевича Камынина, Дмитрий (1746-1812гг.), был женат на Софье Дмитриевне Раевской. Сенатор, тайный советник, возвел существующую поныне каменную церковь, престолы которой были освящены во имя Великомученика Димитрия Солунского, Смоленской иконы Божией Матери, Казанской иконы Божией Матери, Архангела Михаила и Святителя Николая (клировая ведомость 1840 года).

Причт издавна состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. Дома у них – выстроенные помещиком на господской земле, только у диакона дом собственный деревянный.

Церковь села Тесово (по состоянию на 1840 год) была приписана к церкви села Александрово.

На Святую неделю, Рождество Христово, Богоявление, Сошествие Святого Духа служили иеромонахи Лужецкого монастыря, на некоторые праздники и в простые дни – священноцерковнослужители села Тесово (по праздникам они служили в Александрово).

В 1840 году в церквах сел Тесово и Александрово служил священник Дмитрий Михайлович Лавровский, сын священника. Обучался в бывшей Московской академии до класса поэзии.

В 1800 году был дьячком, в 1805 году произведен во священника и перемещен ко храму села Тесово. Сын о.Димитрия и его жены Ирины Гавриловны, Александр, обучался в Савинском Духовном училище. Диакон – Василий Никифорович Хламов, дьячок – Семен Андреев.

Дьячок священнику – троюродный брат. Пономарь – Василий Андреевич Богоявленский.

Совет

Усадьба Тесово была отделена от деревни речкой Ведомкой. Церковь стояла через дорогу от усадебного дома, трехэтажного, построенный на берегу реки Москвы при впадении в нее реки Ведомки. В доме были двухсветные залы. При Камыниных в Тесове был театр, ставились любительские спектакли. Дом окружал липовый парк, остатки которого сохранились до нашего времени.

Строителю храма Дмитрию Васильевичу наследовал его сын Василий Дмитриевич Камынин (1777-1842), коллежский советник, масон (1819). Был записан в морскую службу, получил чин мичмана. При Павле I служил в лейб-гвардии Семеновском полку унтер-офицером.

В 1802 году женился на Евгении Васильевне Левшиной (1781-1812). В 1812 году он на гражданской службе в чине коллежского советника. В 1814 году состоял почетным смотрителем Можайского уездного училища. В 1818 году произведен в статские советники.

С 1817 по 1829 и с 1832 по 1838 года избирался Можайским уездным предводителем дворянства. С 1821 года действительный член Московского общества сельского хозяйства. В 1821 году женился во второй раз, на Анне Васильевне Тутолминой (1770-1844). С 1832 года – действительный статский советник.

В 1834 году состоял почетным членом Общества испытателей природы при Московском университете. У Василия Дмитриевича от двух жен было шестеро детей: Анастасия (1802-1878), замужем за Г.Н. Коробьиным, Дмитрий (1803-1828), Надежда (1805-1855), замужем за С.Н. Арсеньевым, Екатерина (р.

1810), замужем за Облучковым, Николай (р.1817), коллежский асессор, Софья умерла во младенчестве. Сам Василий Дмитриевич умер от паралича.

В 1897 году в Тесово жила вдова Николая Васильевича Камынина, Мария Дмитриевна. В усадьбе было большое хозяйство, в оранжереях выращивали персики, абрикосы, цветы и тропические растения. Сюда приезжали оба сына Марии Дмитриевны, Сергей и Иван Николаевичи.

Сергей служил в Кавалергардском полку – видный, рослый, красивый мужчина. После смерти невесты он так инее женился. Рассказывали (В.И. Горохов), что путь до церкви и от церкви до кладбища, при отпевании невесты, Камынин приказал устелить цветами.

Обратите внимание

Иван Николаевич окончил только учебное заведение. Дающее среднее образование, дальше учиться не стал, нигде не служил, был человеком веселым и беззаботным, страстным охотником. В 1890-х годах состояние Камыниных было расстроено, дома в Москве заложены.

Камынины (по свидетельству В.И. Горохова) постоянно нуждались в деньгах.

Оба брата были красивыми, в наружности было что-то цыганское. Иван Николаевич всегда ходил в поддевке и высоких сапогах. Он великолепно ездил верхом, хорошо играл на гитаре и пел.

Любил театр и сам играл в любительских спектаклях, несмотря на заикание; удивительно, что на сцене он переставал заикаться. Поправил свое положение женитьбой на княжне Меньшиковой-Корейш.

Молодые жили в имении Меньшиковых в Бронницком уезде.

В 1903 году дом в Тесове пришел в ветхость. Только в нижнем этаже жили дачники, семья Фоминских снимала дачу несколько лет. У Фоминских росли сыновья Борис, Евгений и Всеволод и дочь Милица. Мальчики любили рыбалку, и весь день проводили на реке. Всеволод Фоминский был приятелем художника Милорадовича.

Состарившаяся Мария Дмитриевна Камынина жила в здании конторы (деревянном, разрушенном в советское время). Еще при ее жизни Тесово было продано Штрому, который устроил в усадебном доме винный завод, а на реке Ведомке – паровую мельницу.

5 мая 1864 года в семье священника церкви села Тесово Михаила Уклонского родился будущий священномученик, протоиерей Сергий Михайлович Уклонский (1864-1937).

Он окончил Вифанскую Духовную семинарию. В 1888 году был рукоположен во священника к церкви села Рассудово Подольского уезда. В начале ХХ века служил в Покровской церкви села Куликово Дмитровского уезда.

В 1921 году епископ Дмитровский священномученик Серафим (Звездинский) возвел священника Сергия Уклонского в сан протоиерея и назначил благочинным 8-го округа. После ареста епископа Серафима и захвата церковной власти обновленцами о.Сергий сделал все зависящее от него как благочинного для противостояния давлению живоцерковников.

Важно

За неявку на совещание благочинных, созванное по распоряжению обновленческого Московского епархиального управления, 6 марта 1923 года протоиерей Сергий Уклонский был уволен от должности благочинного, с занесением в формуляр.

Он созвал собрание духовенства 8-го округа, на котором была принята резолюция о «неприятии обновленческих изменений и обновленца благочинного».

Обновленческое епархиальное управление 17 апреля того же года постановило «поставить на вид неуместное и незакономерное действие протоиерея Уклонского… и предупредить, что если он будет продолжать самостоятельное исправление обязанностей благочинного, то он будет отставлен от места». В 1924 году о.Сергий перешел в церковь села Чернеево Дмитровского уезда.

В начале 1930-х гг. вынужден уехать в Тверскую губернию. Служил в селе Алешенка близ Бологого, затем в селе Новое (переименовано в Свердлово) на Волге. 29 января 1931 года в возрасте 67 лет был судим по ст.61 УК РСФСР за неуплату налога и приговорен к году принудительных работ. В то же время скончался, после ссылки, его сын. К 1937 году о.

Сергий выглядел «выстаревшимся человеком с комичными жестами и ужимками». 26 февраля 1937 года он был переведен в церковь села Мшенцы (Васильевский мох) Корытновского сельсовета Бологовского района Тверской (Калининской) области.

Священник увещевал прихожан молиться Богу, исповедоваться, поститься, крестить детей; ходил по домам крестьян, беседовал о вере, крестил. На его службу собирались из соседних деревень и более отдаленных мест, приезжали монахини закрытых монастырей. На местный праздник Девятой Пятницы собралось духовенство из окрестных храмов и другие гости.

Получилось торжественно. Приближалась Пасха, и о.Сергий попросил монахинь обойти жителей села и получить согласие на его приход в день праздника с тем, чтобы, имея их подписи, получить на это разрешение в сельсовете. Священнику шел восьмой десяток, он так голодал, что готов был идти за подаянием по домам. Председатель сельсовета составил донесение, и 2 сентября 1937 года о.Сергий был арестован. Постановлением «тройки» УНКВД по Калининской области семидесятичетырехлетний протоиерей был приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 19 сентября 1937 года. Протоиерей Сергий Михайлович Уклонский причислен к лику священномучеников и исповедников Русской Православной Церкви Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года.

Тесовская школа была открыта в 1890 году. Первоначально она была школой грамоты, которая в 1900 году, ввиду тесного помещения и большого количества желающих учиться, была преобразована в одноклассную. К этому году для нее было выстроено собственное здание на средства местного землевладельца М.А.

Ясюнинского, владельца имения «Красный Стан», Клементьевской волости, в трех километрах от Тесово.

Его брат Константин Арсентьевич Ясюнинский – потомственный почетный гражданин, мануфактур-советник, член совета Московского торгового банка, с 1905 года председатель Московского отделения Совета торговли и мануфактур, с 1906 года член Государственного совета. М.А.

Ясюнинский состоял некоторое время попечителем, пожертвовал на устроение здания для школы 1500 рублей, при пособии от Кирилло-Мефодиевского братства в размере 800 рублей, от Можайского отделения того же братства 100 рублей и местной церкви 100 рублей.

Совет

Число учащихся в школе очень значительно: с 1900 до 1904 года ежегодно до 50, затем в среднем 70-80. Заведующим с 1900 года состоял местный священник С. Лебедев, попечителем с 1908 года – потомственный почетный гражданин Василий Александрович Штром, сын директора правления Московского учетного банка А.В. Штрома (ум.1903).

В клировой ведомости за 1916 год записано, что пятипрестольная церковь в Тесове имеет штат из священника и псаломщика. В Тесове отдельный приход. Церкви принадлежат здания церковноприходской школы и сторожка. В библиотеке 401 книга.

В приходе три церковноприходские школы: тесовская, в ней обучались 46 мальчиков и 30 девочек, она содержалась на средства епархиального учебного совета – 780 рублей, местной церкви – 100 рублей, и 100 рублей от частного лица.

В 1911 году открыта школа в сельце Красный Стан (Рузского уезда), в 1913 году – в деревне Зачатье (Можайского уезда).

Церковным старостой был Московский мещанин Николай Федорович Головцов (71 года), в должности с 1913 года.

В 1916 году в Тесовском храме служил священник Сергий Иванович Лебедев (в 1916 году ему было 48 лет), сын священника. В 1899 году он окончил Вифанскую семинарию. С 1890 года – воспитатель и учитель в школе типолитографов в Москве.

В 1890-1895 годах учитель церковноприходской школы в селе Вихорна Серпуховского уезда. В 1895 году определен во священника в село Тесово. Состоял наблюдателем преподавания Закона Божьего в школах Можайского уезда.

В 1894 году награжден Святейшем Синодом Библией, в 1901 году набедренником, в 1905 году скуфьей, в 1916 году – наперсным крестом. Псаломщиком был Илья Константинович Соколов (56 лет).

Обратите внимание

В 1916 году при храме жила дочь умершего священника Тесовского храма Михаила Алексеевича Уклонского, Мария (44-х лет).

В советское время, еще до войны, церковь была закрыта, лишилась колокольни, четырехколонных портиков на южном и северном фасадах. Сгорел трехэтажный усадебный дом. Во второй половине 1980-х годов остатки старинного парка стали застраиваться дачами.

Местная газета «Голос батрака», исполнявшая роль сыщика и доносителя, в 1920 году поместила заметку: «Несмотря на декрет об отделении школы от церкви, в Тесовской школе в начале марта месяца местные учительницы водили всех детей школьников в церковь говеть и причащаться… Нужны ли такие педагоги советской трудовой школе? Можайский ОНО, профсоюз работников просвещения и социалистической культуры обязаны обратить на это явление должное внимание и из среды работников школы удалить губительные плевелы».

К Тесовской церкви была приписана церковь села Александрово с престолами Святителя Николая Чудотворца и великомученика Димитрия Солунского. Она повреждена во время войны, разобрана в 1950-х годах.

По материалам книги протоиерея О. Пэнэжко Город Можайск. Храмы Можайского района.  2007 г.

Источник: http://hram-v-tesovo.ru/

Ссылка на основную публикацию