Церковь александра и антонины в селище, россия, город кострома

Строительство деревянного храма. александров монастырь

Церковь святых мучеников Александра и Антонины в Селище

Её пытались закрыть, но этого не допустил промысел Божий. В Костроме презентовали книгу о Богохранимой Селищенской церкви святых мучеников Александра и Антонины Римских. Долгое время храм был единственным в Заволжской части Костромы.

В советское время обитель пытались закрыть. Но священнослужители и прихожане её отстояли. Более того, до наших дней дошло уникальное внутреннее убранство церкви и многовековые традиции приходской жизни.

На создание книги у автора, историка Николая Зонтикова, ушло 9 лет. В ней вся история храма. Она насчитывает около 6 столетий. Здесь и архивные документы, и воспоминания местных сторожил.

Рассказывается и о поверьях, связанных с названием храма.

Николай Зонтиков, автор книги «Церковь святых мучеников Александра и Антонины в Селище в Костроме»: «Есть предание, что на этом месте проплывал по Волге боярин. У него была беременная жена.

Обратите внимание

И начались роды, а роды были тяжелыми и боярин дал обет, что если все пройдет хорошо, то он на этом месте построит храм. А это как раз был день празднования дня Александра и Антонины.

И я как раз там высказываю свое предположение, кто мог быть этим боярином».

Истории храма, которому в 2009 году исполняется 230 лет со дня закладки в камне, посвящается книга.

Зонтиков Н.А.

Церковь святых мучеников Александра и Антонины в Селище в Костроме / Кострома: ДиАр, 2010. 368 стр.

ISBN 978-5-93645-027-3 © Зонтиков. Н.А., 2010 г. © Александро-Антониновский приход, Кострома, 2010 г. © Костромская епархия, 2010 г.

© ООО «ДиАр», оформление, 2010 г.

ВВЕДЕНИЕ

Купола церкви (фрагмент). Фото 2015 г.

«Приближаясь по Волге от Ярославля к Костроме и вступив в последний волжский плёс, мы видим единственную в своём роде картину: в раме зеленых берегов, прямо по оси маршрута, ни вершине холма поднимается белоснежный храм.

Это — овеянное преданиями бывшее село Селище, церковь святых мучеников Александра и Антонины. Нетронутое новейшими постройками, село чарует гармоний природы и тем, что добавлено людьми. Слева — на противолежащем берегу поднимаются стены Ипатьевского монастыря с его золотыми главами.

Селище, с его храмом-маяком, и древний Ипатий – своего рода торжественные Пропилеи, прекрасный Титульный лист к Книге, имя которой — Кострома».

Л.С. Васильев, архитектор-реставратор

Вот уже свыше двух столетий каменный храм во имя святых мучеников Александра и Антонины на высоком холме над Волгой встречает всех, кто прибывает в Кострому по великой русской реке «сверху», со стороны Ярославля.

Слева — златоглавые громады Ипатиевского монастыря и весь город, изогнутой дугой уходящий вдаль, справа — лесистые холмы, россыпи домов по их склонам и небольшой белый храм с изящной колокольней, словно вознесенный на бровке холма над всем этим простором неба, земли и воды… Среди храмов Костромы, строй которых понес в XX веке непоправимый урон, эта церковь замечательна уже тем, что принадлежит к числу всего лишь трех храмов города, которые избежали в советское время закрытия. В Александро-Антониновской церкви никогда не прекращалось богослужение, не гасли лампады перед образами, нетронутым осталось замечательное внутреннее убранство, уцелело старинное приходское кладбище.

История этого бывшего приходского храма села Селище, в 30-е гг.

XX века пошедшего в черту Костромы, уходит вглубь веков и связана со многими важными событиями в жизни Костромского края; самое знаменитое среди них — это провозглашение 14 марта 1613 года в Ипатиевском монастыре Михаила Феодоровича Романова новым российским государем, ведь именно в селищенском храме утром 14 марта члены прибывшего из Москвы Великого посольства Земского собора молились на Божественной литургии перед тем, как отправиться в Ипатиевский монастырь. В историю храма навсегда вписаны имена многих видных служителей Церкви и деятелей русской культуры XIX — начала XX веков. В XX столетии, в эпоху кровавых гонений на веру, в Александро -Антониновском храме совершал богослужения ряд новомучеников Российских, в их числе — священномученики Димитрий (Добросердов; 1865-1937 гг.), Архиепископ Костромской и Галичский (позднее — Архиепископ Можайский, викарий Московской епархии); Никодим (Кротков; 1868-1938 гг.). Архиепископ Костромской и Галичский; Макарий (Кармазин; 1875-1937 гг.). Епископ Днепропетровский и др. Особенно велика была роль этого храма в 40-80 гг. XX века, когда он остался единственной действующей церковью во всей Заволжской части Костромы с прилегающими к ней многочисленными селениями. В 90-е гг, XX века из Алекеандро-Антониновской общины в Заволжье Костромы выделилось несколько новых приходских общин. 7 мая 1993 года во время своего пребывания в Костроме Александро-Антониновскую церковь впервые посетил Предстоятель Русской Православной 1 Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Обстоятельства возникновения большинства церквей обычно неизвестны: в глубине веков обычно теряются и имена храмоздателей, и время строительства первого храма. Однако в случае с Александро-Антониновской церковью у нас, кажется, есть редкая возможность установить и то, и другое.

Уникальной особенностью Александро-Антониновского храма является то, что в нём в период 1870-1917 гг.

Важно

несколькими поколениями священнослужителей велась «Церковно-приходская летопись» (её полное название – «Церковно-приходская летопись Костромской губернии и уезда села Селище Александро-Антониновской церкви»), во многих отношениях действительно являющаяся подлинной летописью наиболее важных событий и жизни храма, и всего Селища.

Подобные летописи в дореволюционное время велись в очень немногих храмах, еще меньше их уцелело к нашему времени; во всяком случае, в Костромской епархии селищенская «Церковно-приходская летопись» является единственной дошедшей до нас, к страницам которой мы будем постоянно обращаться.

В начале «Летописи» говорится: «Само наименование церкви Александро-Антониновскою в селе Селищах, какого не носит ни одна из церквей всей России, заставляет предполагать, что был особенный случай, по которому устроена в селе (…) церковь во имя святых мучеников Александра и Антонины»(1).

А дальше приводится и доныне бытующее в Селище предание об обстоятельствах появления здесь храма: «По устному преданию старожилов протекших годов старожилам настоящего времени, известно, что в старину (…) лицо именитое (…) с супругою своею, которая была беременна, проезжали Волгою, имение ли свое обозревать, или по другим причинам, – случилось только так, что на том месте (…) женщина (…) разрешилась от бремени двойнями: сыном и дочерью»(2). Новорожденные младенцы были наречены Александром и Антониною, «вероятно по причине привзошедшего осмого дня, – продолжает «Летопись», – в который даются имена новорожденным, в 10-й день июня месяца, в который Православная Церковь празднует память святых мучеников Александра и Антонины. Тот же именитый муж в ознаменование благополучного разрешения от бремени супруги своей, дал обет Богу – устроить (…) храм во имя святых мучеников Александра и Антонины, во славу которых понесли на себе имена дети его»(3).

Сомневаться в этом предании у нас нет никаких оснований, и, в первую очередь, в достоверности его убеждает само посвящение храма, являющееся, кажется, единственным в России – во имя святых мучеников Александра и Антонины Римских, христианских подвижников начала IV века н. э., чья память празднуется 10/23 июня.

Но когда могло произойти это событие, завершившееся возведением в нынешнем Селище первого деревянного храма? Как кажется, у нас есть возможность определить это довольно точно. Когда во второй половине XIX века писалась «Летопись», уже давно забылось, что некогда в Селище существовал монастырь – один из древнейших в Костромском крае.

Этот монастырь упоминается в духовной грамоте (завещании) великого князя Московского Ивана Даниловича Калиты (+ 1340 г.), составленной накануне его кончины, около 1339 года. В числе того, что великий князь завещал своей супруге, княгине Ульяне, в частности, значится «и Олександр святый, что есмь купил на Костроме»(4).

Совет

Выражение «на Костроме» в старинных документах могло обозначать и – в городе Костроме, и – в Костромском крае. «Олександр святый» – так в ту эпоху могли назвать и храм, и монастырь (*а), но в данном случае речь, безусловно, идет о монастыре, так как храм не мог передаваться по завещанию.

Читайте также:  Молитвы архангелам на каждый день недели - небесным силам (ангелам)

О том, что «Олександр святый» – монастырь, а не храм, свидетельствует и то, что в духовной грамоте Иван Калита завещает «святому Олександру собе в поминанье»(5) три сельца.

Однако никаких Александровых монастырей в самой Костроме никогда не существовало.

В Костромском крае имелась небольшая Александрова пустынь близ Солигалича, но она была основана преподобным Александром Вочским на рубеже XIV и XV веков, и поэтому никак не могла быть упомянута в духовной грамоте Ивана Калиты от 1339 года (к тому же, относясь к территории Галичского княжества, она бы значилась не «на Костроме», а – «на Галиче»).

Никаких других храмов, посвященных святому Александру (не считая несравненно более поздних, посвященных святому благоверному князю Александру Невскому, прославленному в лике святых в середине XVI века), ни в самой Костроме, ни во всем нашем крае, за исключением селищенского, нам неизвестно.

Можно, правда, возразить, что в грамоте сказано «Олександр святый», а не «святые Александр и Антонина», но упоминание одного мученика Александра являлось в старину обычно практикой, например, в одном из документов 1653 года говорится: «Села Селищ Александровские попы (…)»(6), а престольный праздник в селе и в прошлом, что многократно фиксируется костромскими газетами начала XX века, и в настоящее время, называется именно «Александров день». Таким образом, всё подводит нас к выводу, что упоминаемый в грамоте Ивана Калиты монастырь «Олександр святый» находился именно в Селище, и, что нынешний Александро-Антониновский храм является его преемником. (Известно, что в старину при упразднении по каким-либо причинам монастыря, его, как правило, обращали в приходской храм, посвященный тому святому или празднику, которому был посвящен монастырь.) Несомненно, что Александров монастырь являлся небольшой ктиторской (*б) особножительной обителью, основанной неким знатным человеком в честь рождения своих детей. То, что к 1339 году монастырь уже перешел от своих прежних владельцев к великому князю Московскому, позволяет отнести время его основания, как минимум, к концу XIII века.

Но кто мог быть этот «именитый муж», согласно «Летописи», основавший в Селище Александро-Антониновский храм, а точнее – монастырь? Возможно ли сейчас, спустя столько веков попытаться установить его личность, если нам известны лишь имена его детей – Александр и Антонина? Он не мог быть рядовым гражданином, так как основание монастыря, хотя бы и небольшого, во все времена являлось делом недешевым. Вряд ли он был и князем, так как в этом случае народная память, скорее всего, сохранила бы нам – в виде устных преданий – факт основания обители кем-то из князей. Вероятнее всего, Александров монастырь основал боярин, причем, возможно, костромской (сомнительно, чтобы проживающий где-то далеко знатный человек отправился в путь с беременной женой). Логично предположить, что боярином был и его сын Александр. Нет ли в источниках упоминаний о костромском боярине Александре, жившем на рубеже XIII и XIV веков? Для этого времени нам известен лишь один костромской боярин с таким именем – боярин Александр Захарьевич Зерно, убитый в Костроме в 1304 году на вече во время «замятни», которая произошла во всей Северо-Восточной Руси в связи с борьбой за великое княжение князей Михаила Тверского и Юрия Московского (8), и погребенный (рядом с отцом) в Ипатиевском монастыре. Конечно, у нас нет сведений о том, имелась ли у него сестра Антонина, но думается, что Александр Зерно, как никто, может быть сопоставим с младенцем Александром, родившимся в Селище. Во-первых, по имени – в XIII веке, когда он родился, имя Александр не принадлежало к числу весьма распространенных, во-вторых, по хронологии: совершенно исключено, чтобы «Олександр святый» мог быть продан основателем монастыря или его сыном Александром, в честь рождения которого он, в первую очередь, и был построен; для того, чтобы к 1339 году монастырь стал собственностью великого князя необходимо, чтобы к этому времени они оба уже ушли из жизни. Продать Александров монастырь Ивану Калите – вероятно, это произошло в 30-е гг. XIV века – могли уже только потомки убитого в 1304 году Александра Зерно.

Но имя отца боярина Александра Зерно очень хорошо известно, и, если допустить (конечно, это только предположение, хотя и имеющее большую степень вероятности), что родившийся в Селище младенец Александр и боярин Александр Зерно – одно и то же лицо, то получается, что основателем Александрова монастыря является сам мурза Чет (в святом крещении Захария), почитаемый как основатель Ипатиевского монастыря и предок знаменитых в русской истории родов Годуновых, Сабуровых и Вельяминовых-Зерновых.

По-видимому, после 1339 года Александров монастырь просуществовал относительно недолго. Вероятно, уже к концу XIV века он мог быть упразднен и обращен в приходскую церковь, которая, перестраиваясь и обновляясь, дошла до нашего времени. Таким образом, нынешний Александро-Антониновский храм является преемником одного из древнейших монастырей Костромского края.

*а – Например, Ипатиевский монастырь в документах XV – XVI вв. обычно именуется «святой Ипатий», «святой Еупатий».

*б – Ктиторский монастырь (от слова «ктитор», то есть строитель, создатель) основывался на средства ктитора (князя, боярина, церковного иерарха), который затем содержал его на свой счет, передавал по наследству и даже мог продать.

Ктиторские монастыри особенно были распространены на Руси в XI-XIV вв.(7).

О том, что «Олександр святый» являлся ктиторской обителью, убедительнее всего свидетельствует то, что его купил великий князь Московский: ведь «обычные» монастыри, как известно, купле-продаже не подлежали.

Николай Зонтиков

Источник: http://kostromka.ru/zontikov/selishe/9.php

Описание Церкви Александра и Антонины в Селище | Православные паломничества

Церковь во имя святых мучеников Александра и Антонины Римских в селе Селище была построена в 1786 году. Село Селище, ныне вошедшее в состав Костромы, располагается на берегу Волги прямо напротив Ипатьевского монастыря.

Есть предположение, что в XIV веке на этом месте располагался древний Александровский монастырь, который просуществовал достаточно недолго и позднее его храмы были обращены в приходские. В XVI веке эта местность упомянута в документах как село Новое Селище, а в XVII веке – как вотчина князя И.М.Глинского.

Обратите внимание

Тогда в ней и упомянута деревянная церковь «Александра и Онтониды», вместе с еще двумя – «зимней» Георгиевской и обветшавшей Ильинской. Вероятно, деревянная Александровская церковь была шатровой и довольно большой, главной во всем храмовом ансамбле.

В этом самом селе ночевало 13 марта (по старому стилю) 1613 года Земское посольство, прежде чем прибыть в Ипатьевский монастырь и обратиться к Михаилу Романову с предложением царского престола.

https://www.youtube.com/watch?v=9etpzVjRP0A

В XVIII веке Селище неоднократно меняло владельцев, в нем находилось сразу четыре усадьбы. В 1786 году вместо деревянной в Селище была построена каменная церковь в стиле провинциального барокко с элементами классицизма.

Средства на постройку выделили местные помещики: генерал-майор Александр Филиппович Мошков, отставной гвардии поручик Василий Данилович Каблуков и «вдова-дворянка» Прасковья Степановна Поливанова.

По-видимому, тогда или даже раньше исчезли из Селища две других церкви, так как в новой были устроены одноименные им приделы – Георгиевский и Ильинский.

Георгиевская церковь упомянута в описи за 1777 год, а об Ильинской еще в XVII веке говорилось, что она «ветха и стоит без верха», так что можно предположить, что после этого простояла она недолго.

Основной объем храма достаточно традиционный, выстроенный по типу «восьмерик на четверике», с круглыми люкарнами в куполе и одной небольшой главкой. Очень широкий восьмерик выглядит несколько громоздко на невысоком четверике. К основному объему с запада пристроена очень просторная трапезная, а к ней – двухъярусная колокольня со шпилем. Немного позднее, в начале XIX века, вокруг церкви была выстроена каменная ограда со Святыми воротами.

Читайте также:  Храм входа господня в иерусалим (тотьма), россия, вологодская область, город тотьма

В XIX веке Селище располагалась усадьба Мягковых, наследников поручика Каблукова, который отдал усадьбу в приданое своей дочери.

Сын Марии Васильевны Каблуковой-Мягковой, Василий Николаевич Мягков, возвратился в свое имение с войны 1812 года в чине полковника в отставке в 1816 году.

Важно

Спустя 10 лет он занялся возведением в селе второго храма, посвященного Василию Блаженному, о постройке которого задумывался еще в XVIII веке его дед. Храм освятили в 1831 году, и он стал одновременно и фамильной усыпальницей Мягковых.

Однако спустя еще 10 лет храм сильно пострадал в пожаре и был отремонтирован и заново освящен в 1842 году (эту дату часто ошибочно указывают как год постройки храма). К сожалению, храм Василия Блаженного в Селище до наших дней не сохранился – в советское время он вместе с сельским кладбищем был бесследно уничтожен.

Владельцы усадьбы в Селище, Мягковы-Купреяновы (две эти местные семьи в XIX веке породнились между собой), сыграли значительную роль в жизни села: в их усадьбе собирались многие люди искусства.

Родственником Мягковых-Купреяновых был известный литературный критик и публицист второй половины XIX века Николай Константинович Михайлóвский, много лет подряд каждое лето приезжавший в гости к сестре в Селище. Вместе с ним в усадьбе гостили его друзья-народники: Г.И.Успенский, В.Г.Короленко, Н.Г.Гарин-Михайловский, Д.Н.

Мамин-Сибиряк и др. Художник-график Н.Н.Купреянов не раз рисовал виды Селища, в том числе и замечательно живописно стоящую церковь Александра и Антонины.

В 1898 году хозяин усадьбы Г.В.Мягков открыл при поместье народный театр, который просуществовал вплоть до 1930-х годов. А в 1910 году в усадьбе Мягковых открылась сельская библиотека, которой дали имя Михайловского, а в советское время «переименовали» в библиотеку имени Луначарского.

Когда Михайловский умер, его сестра перевезла в Васильевскую церковь все венки с могилы брата, и они находились в церкви до самого ее сноса. К сожалению, имя Михайловского не могло защитить церковь Василия Блаженного в Селище от разрушения.
В начале XX века село Селище заметно разрослось, помимо крестьян здесь появилось много ремесленников, фабричных рабочих.

Приход еще в XIX веке был так велик, что в храме служили двое священников.

В советское время для храма наступили тяжелые времена, в 1922 году из него, как и из многих храмов, были изъяты ценности. Все окрестные селищенские усадьбы были заняты под нужды новых властей, кроме усадьбы Мягковых, которая в память о Михайловском была оставлена хозяйкам, его племянницам, в пожизненное владение. Другие же потомки Мягковых были вынуждены эмигрировать.

Совет

В 1929 году закрыли церковь Василия Блаженного, оставив верующим, несмотря на их просьбы, только один храм – Александро-Антониновский. Из Васильевской усыпальницы перенесли на сельское кладбище прах всех погребенных там владельцев усадьбы, так как в здании церкви предполагалось устроить рабочий клуб.

Вскоре, в 1930 году, с колокольни Александровского храма были сброшены колокола; владелиц усадьбы отправили в ссылку в Архангельск, а дом Мягковых переоборудовали под квартиры для рабочих. Васильевскую церковь, несмотря на устроенный в ней клуб, в 1934 году снесли.

В то же время был арестован настоятель храма, очень уважаемый и почитаемый жителями о.Павел Острогский. Однако храм не закрыли, в нем, единственном во всем Заволжье, продолжались вестись службы. Во время войны и некоторое время после победы давление на церковь ослабло, и настоятель церкви в Селище, о.

Иоанн Костин, даже сумел сделать невероятную по дерзости вещь – собрал несколько колоколов на колокольне храма.

В 1980-х годах, с началом перестройки, жизнь прихода стала намного легче. Исчезла вечная угроза закрытия храма, а с начала 1990-х годов, когда стали возвращать верующим уцелевшие церкви, от прихода храма Александра и Антонины стали отделяться и возвращаться к своим историческим храмам жители Заволжья. 7 мая 1993 года храм посетил Патриарх Алексий II.

Сейчас при храме действует воскресная школа, издается газета «Православный собеседник». К сохранившимся святыням добавилась еще одна, подаренная настоятелем церкви Мартина Исповедника в Турине, – частица мощей св. Александра. И снова, как и до революции, в Александров день сюда приносят чтимую Костромскую святыню – Федоровскую икону Божией Матери.

Сайт:   http://www.alant.orthodoxy.ru

Паломнические поездки к Церкви Александра и Антонины в Селище

Источник: http://palomniki.su/countries/ru/g12/kostroma/cerkov-aleksander-antonina-v-selishe.htm

Во имя святых мучеников Александра и Антонины церковь. / Кострома город, Верхне-Селищенская улица, 35-а. / Русские Церкви

Сайт – Оф. сайт Костромская епархия.
Во имя святых мучеников Александра и Антонины церковь.
Кострома город, Верхне-Селищенская улица, 35-а.

Село Селище, или, как его называли в старину, Новое Селище, упоминается в исторических документах уже в XVI веке.

В первой четверти XVII века Селище было вотчиной князя Глинского; по описанию того времени “в селе на государеве земле церковь Александра и Онтониды древяна верхом, да теплая церковь страстотерпца Егория клецки, да церковь пророка Илии ветха стоит без пения…” Именно здесь, в Селище, останавливалось на ночлег посольство Земского собора, прибывшее 13 марта (старого стиля) 1613 года из Москвы в Кострому для приглашения юного боярина Михаила Феодоровича Романова (проживавшего тогда с матерью – инокиней Марфой – в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре) на Престол государства Российского. Утром 14 марта, после богослужения в храме, посольство через Волгу направилось в Ипатьевский монастырь, где Михаил Феодорович принял избрание его на царство перед ликом чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. В1786 году на месте деревянной церкви была выстроена каменная, посвященная святым мученикам Александру и Антонине Римским, с приделами во имя святого пророка Божия Илии и святого великомученика Георгия Победоносца. В 40-х годах XIX века недалеко от церкви построили часовню во имя святого блаженного Василия Московского, ставшую усыпальницей рода Мягковых-Купреяновых – владельцев усадьбы в Селище. Александро-Антониновскую церковь часто рисовал известный график Н.Н. Купреянов. В разное время здесь бывали Короленко, Мамин-Сибиряк, Михайловский, Успенский, гостившие в усадьбе Мягковых. В начале 30-х годов ХХ века настоятелем Александро-Антониновской церкви был мужественный исповедник веры Христовой протоиерей Павел Острогский, духовный друг и верный помощник священномученика Никодима, архиепископа Костромского и Галичского. В это же время в Селище проживал и священномученик Макарий, епископ Уманский (прославленный в лике новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе 2000 года). Приведем здесь выдержку из книги архиепископа Костромского и Галичского Александра “Священномученик Никодим: жизнь, отданная Богу и людям” (Кострома, 2001): “Первые два года служения архиепископа Никодима на Костромской кафедре одним из его ближайших сотрудников являлся благочинный церквей города Костромы протоиерей Павел Федорович Острогский, настоятель храма святых мучеников Александра и Антонины. Родился он в 1877 году в селе Прискокове Костромского уезда (ныне – Красносельского района Костромской области); по окончании Костромской Духовной семинарии служил священником в селе Николо-Трестино под Костромой, а в 1917 году перешел в Александро-Антониновскую церковь в селе Селище, которое вскоре вошло в городскую черту. После революции отец Павел дважды – в 1923 и в 1930 годах – привлекался к ответственности по обвинению в “контрреволюционных действиях”. В начале 1933 года он по благословению святителя Никодима создал при своем храме нелегальную кассу для помощи ссыльным священникам и их семьям, куда поступали отчисления из всех городских церквей. Многим своим старым знакомым, уже отбывшим ссылку, владыка помогал перебраться в Костромскую епархию и устроиться здесь. В конце 1933 года по его приглашению в Кострому из Вязьмы приехал бывший киевский викарий, епископ Макарий (Кармазин), знакомый святителю еще по его служению в Киеве. По приезде епископ Макарий, сопровождаемый отцом Павлом Острогским, посетил владыку Никодима в его доме; через некоторое время сам святитель побывал в заволжской части города, в Селище, где поселился владыка Макарий. Неоднократно встречаясь с бывшим киевским викарием, архиепископ Никодим услышал от него страшное повествование о голоде, поразившем Украину в 1932-1933 годах и унесшем жизни множества людей (в то время информация об этом голоде являлась одним из строжайших секретов советского государства), о церковных нестроениях на столь близкой сердцу святителя украинской земле, где автокефалисты и обновленцы продолжали свою борьбу с Православной Церковью. … 30 сентября 1934 года в Костроме был арестован епископ Макарий (Кармазин), 8 октября – протоиерей Павел Острогский и целая группа селищенских прихожан. На допросах владыка Макарий и отец Павел держались очень мужественно: последний, к примеру, заявил следователю, что считает советскую власть “властью антихристовой – безбожной, посланной нам за грехи наши, как испытание” (Центр документации новейшей истории Костромской области, ф. 3656, оп. 2, ед. хр. 6179, л. 51). По приговору Особого совещания при НКВД СССР от 17 марта 1935 года епископ Макарий, протоиерей П. Острогский и некоторые другие “члены контрреволюционной группы” из Селища были сосланы на 5 лет в Казахстан. В конце 1937 года отца Павла расстреляли в Алма-Ате; судя по всему, тогда же погиб и епископ Макарий…”

Читайте также:  Пафнутьево-боровский монастырь, россия, калужская область, город боровск

В тридцатые годы ХХ века часовня во имя святого блаженного Василия Московского была взорвана, а Александро-Антониновская церковь – закрыта; однако в годы Великой Отечественной войны храм открылся вновь.

Обратите внимание

На протяжении последних десятилетий ХХ века настоятелем храма был протоиерей Борис Втюрин – мудрый и смиренный священнослужитель, искренне любимый костромичами.

Именно его трудами при Александро-Антониновском храме в 90-х годах открылась приписная Покровская церковь – храм, расположенный в доме-интернате для престарелых в костромском микрорайоне Малышково.

После продолжительной болезни отец Борис скончался 29 апреля 2000 года, накануне великого праздника Пасхи, всего лишь за несколько минут до наступления дня Светлого Христова Воскресения… Погребен протоиерей Борис Втюрин на церковном кладбище за алтарем Александро-Антониновского храма; это кладбище в последние годы избрано Епархиальным советом и как место погребения почивших костромских священнослужителей.

Церковь Александра и Антонины в Селище.

Храм Александра и Антонины с приделами пророка Илии и св. Григория.

Церковь Александра и Антонины с Георгиевским и Ильинским приделами выстроена в 1786 г.

Кострома. Церковь Александра и Антонины в Селище.

Кострома. Церковь Александра и Антонины в Селище.

Церковь Александра и Антонины.

Церковь Александра и Антонины в Костроме.

Кострома. Церковь Александра и Антонины в Селище.

Кострома. Церковь Александра и Антонины в Селище.

Церковь Александра и Антонины в Селище в Костроме.

Источник: http://russian-church.ru/photo.php?id=17862

Детство без наркотиков

     Среди значений древнего русского слова «селище» главным является «место поселения». В России, Белоруссии и на Украине насчитывается свыше ста населённых пунктов с таким названием.

Среди них и пригород Костромы, лежащий на старой дороге в Ярославль и Москву.

  Расположенное на высоком берегу Волги Селище, как и всякое предместье растущего современного города, долгое время было самостоятельным населённым пунктом.           

Множество легенд возникли вокруг Селища за его многовековую историю. Одна из них связана с возведением церкви святых мучеников Александра и Антонины. В книге известного костромского историка Н.А. Зонтикова «Церковь святых мучеников Александра и Антонины в Селище в Костроме” говорится следующее: «Есть предание, что на этом месте проплывал по Волге боярин.

У него была беременная жена. И начались роды, а роды были тяжелыми и боярин дал обет, что если все пройдёт хорошо, то он на этом месте построит храм. А это как раз был день празднования дня Александра и Антонины» (Святые мученики Александр и Антонина были казнены за отказ отречься от христианской веры 3 мая 313 года. День их памяти отмечается 10 (23) июня.

Мощи святых находятся в Максимовом монастыре).

Современный каменный храм был построен на месте прежнего деревянного, того самого, в котором в марте 1613 года члены московского посольства во главе с боярином Ф. И.

Шереметьевым молились перед ответственной миссией: им предстояло передать юному Михаилу Романову, будущему родоначальнику династии Романовых, решение Земского собора о призвании его на российский престол.

В одном из материалов, посвящённых тем событиям, газета «Костромские Губернские Ведомости» (№49 от 14 декабря 1857 года) отмечала, что посланники остановились 13 марта «не въ самой Костромѣ, а въ Селищахъ… Градодержатели города Костромы съ множествомъ народа встретили посольство того же числа въ Селищахъ».

По просшествии почти двух столетий церковь обветшала.

Важно

Средства на возведение нового храма выделили местные помещики: предводитель дворянства (1780 -1782) генерал-майор Александр Филиппович Мошков, отставной гвардии поручик Василий Денисович Каблуков и Прасковья Степановна Поливанова.

Строительство продолжалось с 1779 по 1786 год. В начале XIX века его завершили постройкой каменной ограды со Святыми воротами. Церковь отличалась не только стройным изяществом архитектуры, но и отделкой внутренних помещений, особенной росписью.

        Фотографии церкви и её внутренних помещений также, как и для материала об Ипатьевском монастыре, нам предоставил немецкий фотохудожник господин Грегор М. Шмид.

Источник: http://www.detstvo44.ru/index.php/component/k2/50125

Храм во имя Святых мучеников Александра и Антонины Римских в Селище Кострома

На интерактивной карте указан адрес местоположения фирмы или организации Храм во имя Святых мучеников Александра и Антонины Римских в Селище. Благодаря онлайн карте города, Вы легко можете добраться до данной организации или фирмы, а кликнув на онлайн карте на кнопку “Слои”, далее на “Панорамы” увидите прекрасную 3д панораму местности вокруг данного объекта с адресом.

Посмотреть наличие пробок в городе Кострома поможет кнопка “Пробки”, расположенная сверху справа, зелеными линиями указаны участки без пробок, желтым – незначительные пробки в городе, красным – пробки, лучше постараться объехать данный участок дороги. Используя конпку “Слои” выберите подходящую их трёх типов онлайн карты: “Схема”, “Спутник” и “Гибрид”, между ними можно переключаться, соответственно тип карты будет также меняться, в зависимости от выбранной.

Ознакомьтесь с похожими фирмами и компаниями как Храм во имя Святых мучеников Александра и Антонины Римских в Селище, предоставляющие аналогичные услуги в этом городе. Список фирм доступен ниже, в разделе “Похожие фирмы”

Храм во имя Святых мучеников Александра и Антонины Римских в Селище, Храмы и церкви, соборы

Местоположение: Россия, Кострома, Верхне Селищенская, 35а индекс 156001

Панорамы г. Кострома Похожие фирмыНашли ошибку в описании? Напишите нам.Храм во имя Святых мучеников Александра и Антонины Римских в Селище расположен в городе Кострома по следующему адресу: Кострома, Верхне Селищенская, 35а, почтовый индекс 156001. .

Храм во имя Святых мучеников Александра и Антонины Римских в Селище размещен(а) в категории – “Культура и искусство, религия”, у фирмы нет сайта, но можно связаться по телефону. Телефон(ы) для связи: +7 (4942) 43–33–91. Есть собственная страница в социальных сетях.

Оплатить услуги предоставляемые фирмой можно следующими способами:

Другие похожие компании из раздела Храмы и церкви, соборы в городе Кострома

  • Храм Вознесения ГосподняКострома, Мельничный переулок, 5а ,156005,
  • Храм Святых Апостолов Петра и Павла и Преподобных Ферапонта, Адриана и Феодосия МонзенскихЮжная, 14, Кострома ,156010,
  • Покровская церковьд. Колхозная, 11, Стрельниково ,156554,
  • Никольская церковьКосмонавтов, 24, Кострома ,156012,
  • Храм Святого Праведного Иоанна Кронштадтского и Святителя Амвросия МедиоланскогоКострома, Привокзальная, 5Б ,156026,
  • Церковь Рождества Пресвятой Богородицыд. Дворищи д, 1, Дворищи ,156510,
  • Церковь Воскресенья на ДебреНижняя Дебря, 37, Кострома ,156005,+7 (4942) 32–05–71
    +7 (4942) 32–39–61
  • Храм Святого Пророка Божия ИлииКострома, Дачная, 17а ,156001,+7 (4942) 53–52–02
  • Храм Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси и всех новомучеников и исповедников РоссийскихКострома, Профсоюзная, 25 дробь 2 ,156016,+7 (4942) 34–81–51
  • Церковь Спаса НерукотворногоКрасные Ряды, 2, Кострома ,156000,

Источник: https://orgmap.ru/kostroma/hramy-i-cerkvi-sobory/hram-vo-imya-svyatyh-muchenikov-aleksandra-i-antoniny-rimskih-v-selishe-3630

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector