Церковь богоявления господня в ярославле, россия, город ярославль

Церковь Богоявления в Ярославле

Церковь Богоявления в Ярославле… Построенная в конце XVII века, она была последней в ряду прославленных шедевров архитектуры и монументальной живописи «золотого века» Ярославля.

Строительство церкви Богоявления

На том месте, где стоит церковь Богоявления, издавна строили свои дворы жители Ярославля.  Краеведы XIX-XX вв.

утверждают, что деревянная церковь на этом месте существовала то ли в XI веке, то ли в XIII, но никаких документальных подтверждений о существовании церкви в то время не найдено.

В начале XVI века эти земли были пожалованы Спасскому монастырю. Не позднее 1539 года здесь была построена деревянная церковь Богоявления. Она дала название Богоявленской слободе.

Обратите внимание

Каменную церковь Богоявления взялся строить житель Богоявленской слободы ярославский купец Алексей Зубчанинов.

Имя жертвователя указывалось в храмозданной летописи на восточной стене алтаря, ныне не сохранившейся: «Сострой сию святую церковь по обещанию своему ярославец гостиной сотни Алексий Авраамов сын Зубчанинов».

Мы знаем об этом  только благодаря исследователям древнерусской старины XIX — начала XX века, которые процитировали не сохранившееся ныне летописное клеймо в алтаре.

Строилась церковь Богоявления  с 1684 по 1693 год. Освящался храм постепенно, очевидно, по мере построения. Еще в процессе строительства основного храма в 1686 году при митрополите Ростовском и Ярославском Ионе Сысоевиче был освящен придел Дмитрия Прилуцкого. В 1693 году освятили главный престол и только через четыре года, в 1697 году, – придел в воспоминание Страшного суда.

Главный престол  в центральном храме посвящен двунадесятому празднику Богоявления или Крещения Господня. Южный придел, освященный во имя преподобного Дмитрия Прилуцкого, вологодского чудотворца , служил теплой зимней церковью.

В 2000 году придел этот переосвящен в честь святых благоверных  князей Василия и Константина, ярославских чудотворцев.У северного придела очень редкое, а возможно, даже уникальное посвящение — в воспоминание Страшного суда Христова. Узкий и тесный, он явно не предназначался для обычных приходских служб.

И хотя функции придела не вполне ясны, очевидно, что ему придавалось особое символическое значение в общем замысле церкви.

Это был очень красивый и необычный для Ярославля храм. Каким же он был, и в чем его необычность?

Архитектура церкви Богоявления

Церковь Богоявления была своего рода художественным новшеством в Ярославле. Его внешний облик и небывало высокий светлый интерьер поражали воображение горожан. В его архитектуре, уводившей с проторенных путей развития местной школы, Ярославль отдавал дань традициям московского зодчества.

Этот бесстолпный, без подклета храм перекрыт огромным сомкнутым сводом. Благодаря отсутствию столбов или опор внутри церкви, она стала более вместительной и просторной. Два яруса крупных декоративных кокошников, поставленных на своде «на убег» или двумя уступами, служат основанием для высоких глухих декоративных барабанов.

Традиционные галереи превращены в протяженные приделы. Небольшая западная паперть ничем не напоминает просторных галерей большинства ярославских посадских храмов.

Важно

Отсутствуют и боковые крыльца, хотя в плоскости фасадов условно воспроизведен их силуэт в виде щипцовых (двускатных) покрытий.

Западное крыльцо до перестройки XIX века было очень сходно с крыльцами церкви Иоанна Златоуста в Коровниках.

В расположении колокольни есть тоже своя особенность. Она входит в состав самой галереи и примыкает к северо-западному углу не галереи, а храма, хотя и не связана с ним, отделяясь от храма узким просветом.

Стены храма богато украшены полихромными изразцами. Этот основной декоративный материал введен расчетливо и умело. Зеленоватый мерцающий пояс изразцов охватывает сплошной широкой лентой объем основного храма.

Совет

Вертикальные гирлянды отдельных изразцов усиливают впечатление стройности пилястр и утонченности пропорций высоких барабанов. Широкие цветные фризы зрительно объединяют алтари, приделы, паперти, крыльцо.

Создается впечатление необычайной нарядности и бесконечного разнообразия изразцовых украшений.

Изразцовый декор церкви Богоявления производил огромное впечатление на современников. Дошло до того, что в одном из сюжетов фресок, которыми украшены интерьеры церкви, использован рисунок фасадных изразцов – таково было их художественное влияние.

Бесстолпное пространство главного храма освещено девятью огромными окнами. Пронизанное солнечным светом, легкое и торжественное, со стенами, покрытыми сплошным ковром золотистых фресок, оно напоминало сказочный терем древнерусских былин.

Совет

Средневековые зодчие, создав хорошо освещенный и зрительно единый интерьер, предоставили живописцам прекрасные условия для выполнения самых смелых композиционных замыслов.

Внутренне убранство храма словно спорит с великолепием декора (к сожалению автор росписи и точная ее дата неизвестны). Стенопись церкви – это обширный евангельский цикл на темы жизни и страданий Христа.

Прекрасен рисунок росписей, великолепно их цветовое звучание.

Дополняет убранство церкви Богоявления роскошный резной иконостас в стиле барокко, выполненный в конце XVII века. Скорее всего, он был заказан к открытию храма и с тех пор не менялся.

Нарядная церковь вызывала восхищение своей легкой своеобразной архитектурой и отделкой. В остальном она на протяжении всей своей истории была обычным приходским храмом.

Весь штат церкви содержался на собственные средства прихода, так как церковь долгое время не имела руги. Жила она частными пожертвованиями, иногда копеечными, а иногда и весьма щедрыми, кружечным и кошельковым сбором, свечной торговлей.

Документы консистории всегда отмечали, что церковь «утварью достаточна».

Приход церкви всегда был невелик. Больше всего прихожан было здесь в конце XVIII века — 188 «душ обоего пола». Но даже этот малочисленный приход находил средства и возможности для разнообразных ремонтов и переделок храма.

Из-за трещин на сводах в приделе Дмитрия Прилуцкого, которые грозили обрушением здания, в 1830 году его значительно перестроили. Было сделано новое перекрытие, проход из центрального храма в придел заложили.

Взамен него устроили отдельный вход с запада с крыльцом, в точности повторявшим крыльцо центрального храма. Над алтарной частью придела возвели главку.

Тогда же был заложен дверной проем между колокольней и западной галереей, и устроен отдельный вход на колокольню с улицы.

В 1833 году церковь обнесли с трех сторон кирпичной оградой. В 1886 году был сделан последний большой ремонт: «вся церковь по внутреннему и наружному виду своему возобновлена и украшена тщанием ярославского купца Василия Яковлевича Кузнецова».

Обратите внимание

И все же эти переделки незначительно изменили облик церкви — особенно, по сравнению с другими посадскими храмами XVII столетия.

Серьезный ущерб нанесло храму белогвардейское восстание в июле 1918 года. В результате артиллерийских обстрелов были значительно повреждены южная и западная стены центрального храма, разбиты венчающие храм кокошники, сгорели перекрытия и кровля, пробиты пулями и снарядами главы, южный придел от прямого артиллерийского попадания почти полностью выгорел.

Разрушенных памятников в городе было много, а средств мало, так что церковь Богоявления ремонта тогда так и не дождалась.

Несмотря ни на что, церковная жизнь в храме продолжалась до мая 1927 года. При этом церковь так и стояла практически без кровли и с дырами в стенах, так как ни у общины, ни у Реставрационной комиссии не было средств на ремонт. Осенью 1926 года церковь Богоявления передается Ярославскому Губмузею.

В 1935 году Постановление ВЦИК признает церковь Богоявления выдающимся памятником русской архитектуры XVII века и вносит ее в реестр объектов, охраняемых государством. Но в 1938 году на западной паперти и в южном приделе были устроены гараж и мастерская при нем. Это усугубило и без того тяжелое состояние, в котором находился храм.

С начала 1 950-х годов начинается научная реставрация Богоявленской церкви. Были восстановлены первоначальная кровля на центральном храме и на апсидах, луковичное завершение четырех малых глав, первоначальная форма сводов и наличников окон, полностью отреставрирован южный придел и т.д. По восстановленным древнерусским рецептам взамен утраченных были изготовлены изразцы для храма.

Важно

Архитектурная реставрация памятника была продолжена в 2000 году. Силами православной церкви придел Дмитрия Прилуцкого был отремонтирован и приспособлен для служб. Железную кровлю церкви тогда полностью заменили на медную, на фасадах была проведена вычинка кирпича и промывка изразцов.

В настоящее время церковь Богоявления находится в совместном ведении Ярославского музея-заповедника и Русской Православной Церкви.

Краеведы прошлого о церкви Богоявления

Богоявленский храм, у Спасского монастыря и моста через Которостль, построен купцом гостиной сотни Алексеем Абрамовичем Зубчаниновым в бывшей Богоявленской слободе, по одним сведениям — в 1684 году, и по другим — в 1б91-м. По своим художественным достоинствам это одна из лучших церквей города, возведенная неизвестным, но талантливым зодчим.

Особенно хороши в ней соотношения частей друг к другу, делающие храм в его целом очень стройным и в то же время величественным, хотя без громоздкости и тяжести, столь обычных в подобных случаях. Он представляет собою простую, или одноэтажную, галерейную церковь, но, однако, для Ярославля и его губернии совсем необычного пошиба.

Это обстоятельство побуждает думать, что строитель церкви едва ли был ярославцем или, по крайней мере, не ярославской школы зодчих.

Важно

Собственно говоря, по составным частям и распланированию Богоявленский храм — вполне ярославский, но по осуществлению, по воплощению ярославской церковной схемы или остова, если можно так выразиться, он отличается весьма значительно от всех других ярославских церквей.

К сожалению, этот храм до сих пор не изучен и не известен в ученой литературе, так как исследователи русского зодчества относились к нему с непонятным и непростительным невниманием. Может быть, их, ставивших себе задачей изучение ярославского зодчества, смущала его особенность и исключительность, а может быть, мешала им трудность и хлопотливость его обследования. Во всяком случае, об этом приходится жалеть, так как достойное внимания остается неизвестным.

Отличия Богоявленской церкви заключаются, прежде всего, в перекрытии как алтаря, так и храма. Храм перекрыт глухим сомкнутым куполообразным сводом, что сделало совсем ненужными столбы внутри церкви.

Отсутствие их придало церкви большую вместимость, простор и, при ее высоте, величественность, непривычную для ярославцев. Алтарь перекрыт сводами в противоположном обычному направлении — длинная ось их идет с севера на юг, а не с запада к востоку.

Тот же сомкнутый свод позволил и снаружи убрать храм необычным образом, а именно: закончить его поверх карниза не крышей, а двумя рядами кокошников, поставленных на своде «на убег», или двумя уступами, прикрытыми легкой, весьма пологой четырехскатной кровлею с пятью главами на ней.

В расположении колокольни есть также особенность. Она входит в состав самой галереи и примыкает к северо- западному углу не галереи, а храма, хотя и не связана с последним, отделяясь от него узким просветом. Высота колокольни 14 саженей.

Галерейные приделы выделены из нее тоже немного, главным образом, лишь «щипцами» (фронтонами). Зато с запада в галерею ведут два крыльца.

В частности, обратить внимание в Богоявленском храме следует на древние наплавные кресты.

Они кованые, сквозные, узорчатые, и, хотя не особенно нарядны, даже скромны, но не лишены изящества, за исключением креста большой главы. Этот мало заметен, хотя также сквозной.

Совет

Еще интересны обильные и богатые изразцовые украшения. Здесь цельные карнизы, местами очень широкие, набраны из поливных и с выпуклым рисунком цветных изразцов. Изразцы же вставлены целыми полосами в лопатки, квадраты, унизывают шеи глав и так далее.

Внутри храма интересны железные прорезные кандила, раскрашенные с позолотой и серебрением, большой резной запрестольный крест, а также иконостас. Пол в церкви из белого камня.

Хотя Богоявленская церковь сохранилась относительно довольно хорошо, но не избегла порчи. Различные переделки производились в ней в 1830,1844 и 1858-м годах и коснулись, в первую очередь, глав, на четырех из которых весьма неудачно переделаны маковицы, и южного крыла галереи, приспособленного под теплую церковь.

Из Исторического очерка-путеводителя “Ярославль в его прошлом и настоящем”. Этот коллективный труд был издан в 1913 году Ярославской экскурсионной комиссией.

Перейти к статье Церкви Ярославля

Источник: http://www.moi-jaroslavl.ru/zerkvi-v-slobodax/zerkov-bogojavlenija.html

Церковь Богоявления в Ярославле – многоцветье поливных изразцов

Адрес: Россия, Ярославская область, Ярославль, Богоявленская площадь д. 12
Начало строительства: 1684 год
Начало строительства: 1693 год
Координаты: 57°37'17.9″N 39°53'11.2″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Одна из первых бесстолпных церквей в Ярославле привлекает внимание всех, проезжающих по Московской трассе.

Зрительно она является доминантой Которосльской набережной и сразу выделяется в панораме города, который открывается от моста через реку.

Замечательно, но сегодня мы имеем возможность видеть украшенные уникальными полихромными изразцами фасады церкви, а также роскошные настенные росписи, сделанные в конце XVII века.

История Богоявленской церкви

Первоначально там, где теперь стоит храм, располагались обычные дворы посадских жителей.

В начале XVI века указом царя Василия III эти земли были переданы в ведение Спасо-Преображенского монастыря, который построил здесь деревянный Богоявленский храм и монастырский конюшенный двор.

Читайте также:  Неделя о самаряныне, триодь

А уже в XVII веке, после польско-литовского нашествия, в самой маленькой слободке обители стали жить «монастырские люди». И ее стали называть по церкви – Богоявленской.

Вид на церковь с востока

По другим историческим исследованиям, Богоявленский деревянный храм стоял здесь с XIII века. То есть еще со времен домонгольского периода в истории Руси.

Кирпичный храм начали возводить в 1684 году, и строительство его заняло 9 лет. По тем временам оно было очень дорогим и требовало большого количества денег. Они нашлись у местного именитого купца, члена ярославской «гостиной сотни» Алексея Абрамовича Зубчанинова.

Интересно, что его предки были «закладчиками» Спасо-Преображенской обители. То есть людьми, вложившими средства в строительство этого монастыря. А значит Зубчанинов представлял целую династию ярославских благотворителей.

Кроме купцов, в роду Зубчаниновых были также монахи и священнослужители.

Купец владел в Ярославле 24 лавками, где торговали хорошо выделанной кожей. И его семья издавна жила в Богоявленской слободе. Имя Зубчанинова было указано в храмозданной летописи возле алтаря.

Но до наших дней она не сохранилась. И о существовании такой надписи стало известно из печатных работ прежних исследователей древнерусской архитектуры, заставших это памятное клеймо еще целым.

Похоронили Зубчанинова на территории Спасско-Преображенской обители.

Церковь с автодороги Холмогоры

В 1692-1693 года церковь расписали ярославские мастера-изографы, которыми руководили Дмитрий Плеханов и Федор Игнатьев, признанные лучшими живописцами своего времени. Некоторые исследователи считают, что в росписи храмовых сводов мог принимать участие и знаменитый Гурий Никитич Кинешемцев.

Богоявленская церковь всегда была обычным посадским храмом. Долгое время труд священнослужителей оплачивала сама приходская община либо частные жертвователи. И хотя приход был небольшим – около 200 человек, храм никогда не был обделен богослужебной утварью и находил необходимые деньги на ремонтные работы.

В 30-е годы XIX веке вокруг церкви построили кирпичную ограду. А в 1886 году в ней сделали масштабный ремонт, деньги на который были выделены ярославским купцом Василием Яковлевичем Кузнецовым.

Обратите внимание

По описям, которые составляли служители церкви несколько раз за время ее истории, в Богоявленском храме было три уникальные святыни. Две из них в прошлом веке были безвозвратно утрачены.

Это – напрестольный крест с частичкой Креста Господня и вырезанная из дерева голова Иоанна Предтечи.

До наших дней удалось сохранить лишь уникальный по мастерству исполнения большой напрестольный деревянный крест.

Вид на церковь с колокольней и главный вход

С приходом советской власти храм закрыли. Он располагался в самом центре города и значительно пострадал во время белогвардейского восстания против новой власти. В результате обстрелов и пожаров в 1918 году повредились стены южного и западного фасадов, а также были сильно разбиты большие кокошники.

Артиллерийский снаряд попал прямо в расположенный с юга придел. И эта часть храма из-за возникшего пожара почти полностью выгорела. Поскольку разрушений по городу было предостаточно, средств на восстановление Богоявленской церкви так и не выделили.

Десятилетия она простояла почти без кровли и с пробитыми стенами.

Однако, несмотря на такую сложную обстановку, приходская община поддерживала храм вплоть до 1927 года, как могла.

Затем власти признали его памятником архитектуры и отдали губернскому управлению музеями. Но никаких средств на восстановление не выделили, и храм продолжал ветшать.

Более того, в 1938 году здесь разместили гараж и авторемонтную мастерскую, которые еще сильнее разрушили древнюю церковь.

Важно

Однако, церковь дождалась все-таки и лучших времен. В середине прошлого века в ней провели масштабные реставрационные работы. Во время них храму вернули первоначальный облик – восстановили кровлю, луковичные главки, оконные наличники и уникальные поливные изразцы, украшающие фасады здания. А в 2000 году реставрационные работы были продолжены.

Вид на северный фасад церкви

Архитектура и внутреннее убранство Богоявленской церкви

В архитектуре храма прослеживается большое влияние московских зодчих того времени. По сути, он стал своеобразным сплавом архитектурных традиций Москвы и Ярославля, что для города конца XVII века было настоящим художественным новшеством.

Бесстолпная церковь, на столичный манер не имеет подклета и с трех сторон, как это было принято у ярославских зодчих, окружена галереями. Влияние москвичей проявилось также в оформлении церкви двумя рядами крупных нарядных кокошников. Они служат основанием, на котором стоят высокие стройные глухие барабаны, увенчанные пятью аккуратными луковичными главками.

Высокая шатровая колокольня имеет традиционные для того времени восемь граней. Она поставлена с северо-запада от основного здания храма и отделена от него узким просветом.

Церковь украшена богато декорированными фасадами, в которых особо выделяются красивые многоцветные изразцы. По расположению и цветовому решению они удачно гармонируют со всей архитектурой храма. На изразцы нанесен стилизованный растительный орнамент.

На плитках, которые расположены на карнизах, лентах и других протяженных элементах декора, прорисовывающих основной силуэт церкви, этот орнамент повторяется. А на изразцах, размещенных на вертикальных элементах, подчеркивающих высоту храма, орнамент имеет центрический, замкнутый рисунок.

По объему, качеству и частоте использования поливных изразцов Богоявленская церковь не имеет себе равных. И не удивительно, что такой роскошный изразцовый декор производил на современников неизгладимое впечатление.

Южный фасад церкви

Внутри церкви чувствуешь себя словно в сказочном тереме из древнерусских былин. Здесь очень просторно и светло. Это ощущение объемного светлого пространства достигается за счет высокого четырехчастного сомкнутого свода, а также девяти больших окон.

Прекрасно, что сегодня мы сможем любоваться стенной росписью, дошедшей до наших дней с 1693 года! В цветовой гамме преобладают золотистые, голубые и красные оттенки. И такая палитра делает рисунки визуально более насыщенными и богатыми. По традиции, основными сюжетами для сделанных на стенах фресок были сцены, раскрывающие содержание Евангелия на тему жизни и страданий Христа.

Очень гармонично с фресками смотрится золоченый резной иконостас, сделанный в барочном стиле в конце XVII века. Исследователи полагают что его заказали к открытию церкви и не меняли все это время. Этот роскошный иконостас, по мнению искусствоведов, мог быть выполнен знаменитым резчиком Семеном Спиридоновичем Холмогорцем.

Современное состояние храма и режим посещения

К храму – настоящей жемчужине «Золотого кольца» России приезжает много паломников и туристов. Богоявленская церковь – действующий православный храм. Богослужения проходят в нем в 8.00 и 17.00, а по воскресным и праздничным дням – в 9.00 и 17.00.

Престольные праздники отмечают 19 января и 16 июля. Одновременно храм является филиалом ярославского музея заповедника и открыт для посетителей с 9.00 до 16.00 во все дни недели, кроме понедельника и вторника.

В церкви есть три престола, главный из которых посвящен Крещению Господню (или Богоявлению).

Фрагмент восточного фасада церкви

Как добраться до Богоявленской церкви

Церковь находится в Ярославле на Богоявленской площади, 12, возле Московского моста через реку Коротосль, через дорогу от Спасо-Преображенской обители.

На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. Церковь находится слева, сразу за автомобильным мостом через реку Коротосль.

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Богоявленской церкви составляет 2,5 км. До нее можно пройти пешком, а также подъехать на автобусе или маршрутном такси.

Рейтинг достопримечательности

Церковь Богоявления в Ярославле на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/726-tserkov-bogoyavleniya-v-yaroslavle

Церковь Богоявления в Ярославле

еще фотографии →

Во время прогулки по набережной Которосли Вы, непременно, обратите внимание на храм, сложенный из красного кирпича и украшенный цветными изразцами. Словно пришедшая из сказки церковь Богоявления удивляет нас своей красотой. Место, где расположен храм, раньше было окраиной Ярославля и гостей, приезжающих из Москвы, самым первым встречал этот нарядный храм.

Кроме внешней красоты, церковь Богоявления отличается своей внутренней планировкой. Это один из первых бесстолпных храмов Ярославля (то есть здание построено без внутренних столбов и опор), благодаря чему все его внутреннее пространство наполняется солнечным светом, проникающим сквозь большие окна, а росписи и иконостас XVII века выглядят при этом особо торжественно.

Режим работы церкви Богоявления в 2019 г

  • С мая по сентябрь
    • С 9:00 до 16:00
    • Выходные дни – понедельник и вторник
  • С октября по апрель закрыто для посещения

Из истории

Когда-то на месте храма жили обычные посадские люди, но в XVI веке эта земля отошла расположенному рядом Спасо-Преображенскому монастырю. Тогда здесь и был построен первый деревянный храм Богоявления. Вместе с тем, согласно другим исследованиям, храм здесь был возведен еще в XI – XIII веках, то есть в домонгольский период, хотя документальных подтверждений этому не существует.

Каменная церковь Богоявления построена в 1684-1693 годах на средства одного из самых богатых купцов Ярославля Алексея Зубчанинова.

Надо отметить, что Алексей Абрамович Зубчанинов имел 24 лавки, торговавшие кожей и был потомственным благотворителем. Его предки вложили немалые деньги в строительство Спасо-Преображенского монастыря.

Совет

Запись о жертвователе была выполнена на восточной стороне алтаря, но к сожалению, она не дошла до наших дней.

Храм сильно пострадал во время Гражданской войны и долгие годы стоял разрушенным. В годы Советской власти использовался как гараж и мастерская. Реставрация церковного здания прошла в 50-х годах XX века, а затем была продолжена в начале 2000-х годов.

Церковь Богоявления – описание

Церковь Богоявления – это пятиглавый бесстолпный храм, построенный без подклетов (нижних этажей). Галереи устроены с трех сторон, но в отличие от других храмов, они здесь «перешли» в приделы. Обратите внимание на восьмигранную колокольню, она также является частью галереи, но сооружена рядом с храмом.

Церковь Богоявления чем-то похожа на московские храмы, в частности, здесь впервые (в Ярославле) для украшения свода использованы два ряда больших кокошников.

Росписи на стенах и сводах внутри храма выполнили ярославские иконописцы во главе с мастерами Дмитрием Плехановым и Фёдором Игнатьевым. Фрески располагаются на восьми ярусах. Четыре нижние из них повествуют о земной жизни Христа, а верхние – это отдельные композиции, раскрывающие содержание отдельных сцен Евангелия.

Храм просторный, свет проникает через девять объемных окон, а росписи, выполнены в золотистом, голубом и темно-вишневом цвете. Войдя внутрь, Вы, словно, попадаете в сказочный терем.

Всего в храме три придела, главный посвящен Богоявлению Господне, южный – вологодскому Святому Дмитрию Прилуцкому и северный, очень редко встречающийся в Православной церкви, придел в воспоминание Страшного суда Христова.

Иконостас имеет шесть ярусов, роспись выполнена ярославскими художниками во главе с выдающимся иконописцем XVII века Семеном Спиридоновым  Холмогорцем (написанные им иконы признаются самыми нарядными не только среди работ ярославских художников, но и всей русской иконописи того времени).

Праздничная и нарядная церковь Богоявления является доминантой набережной Которосли, Это действующий храм, в котором ежедневно проходят богослужения.

Источник: https://TripGuide.ru/page_21057.htm

Церковь Богоявления в Ярославле

Церковь Богоявления в Ярославле – постройка, входящая в список прославленных шедевров архитектуры и монументальной живописи «золотого века» города.

Датой возведения Богоявленской церкви принято считать 1684-1693 года. По историческим сведениям, деньги на ее строительство были предоставлены городским купцом Алексеем Зубчаниновым.

Обратите внимание

Остается неясным, в каком именно веке вместо посадских дворов появилась предшественница самой церкви Богоявления – деревянная церковь.

Либо в то время, когда на Руси еще не было монголов, либо в XVI веке, когда территорией стал владеть Спасский монастырь, и местность заселялась «монастырскими людьми», которые впоследствии основали Богоявленскую слободку.

Архитектура

Церковь Богоявления в Ярославле представляет собой восхитительный образец сочетания московского и ярославского направлений в архитектуре, при этом московский манер строительства превалирует над ярославским.

Храм не имеет подклета, столпов, обладает смыкающимся сводом и необычным внутренним интерьером, что делает его светлым и высоким.

Архитектурные решения ярославского строительства выразились в том, что основной четверик окружен трехсторонними галереями, а на северо-западе располагается шатровая колокольня.

Впечатляет не только архитектурная композиция, но и полихромные изразцы, украшающие стены церкви Богоявления. На карнизах, лентах и других подобных элементах мастера изобразили растительный орнамент повторяющегося типа, а на находящихся по отдельности изразцах – центровой растительный орнамент. И хотя для того времени полихромные изразцы были в новинку, работа была проделана прекрасно. 

Внутреннее убранство

С 1693 года до нашего времени сохранились уникальные росписи интерьера храма. Над ними работала артель мастеров Плеханова и Игнатьева – лучших художников конца XVII века. Возможно, в росписи сводов церкви принимал участие небезызвестный Никитин.

Читайте также:  Акафист иисусу сладчайшему - до и после исповеди и причастия

Золотой, алый и небесный – те цвета, которые преобладают в художественных росписях. Они делают храм еще более красивым и богатым, особенно при хорошем освещении.

Стены церкви Богоявления покрывают различные детально прорисованные сюжетные картины, посвященные событиям из Евангелия.

Внутреннее церковное убранство дополняет иконостас в барокканском стиле. Он был установлен к открытию церкви и с тех пор никогда не менялся. Вероятно, он принадлежит работе резчиков, являвшихся учениками мастера Холмогорца.

Также в церкви находятся три престола. Главный посвящен Крещению Господа (празднику Богоявления), Южный – причисленным к лику святых князьям Василию и Константину, а Северный отдает честь Страшному суду Христа.

Ограда вокруг храма появилась только в XIX веке.

В Богоявленском храме хранятся уникальные святыни. Среди них иконы с частицами мощей святых Матроны Московской, Николая Чудотворца, Пантелеймона, Нектария Эгинского, икона «Неупиваемая чаша» с изображением Божией Матери, единственный в своем роде запрестольный крест. А вот голова Иоанна Предтечи из дерева и напрестольный крест с частицей великого Креста Божьего были утрачены.

Наше время

Церковь была закрыта в советское время. После длительной реставрации, начавшейся с 1950 года, она открылась в качестве музея в 1973 году. Службы в храме начали проводиться лишь после 2000 года.

Богоявленский храм ведет катехизационную подготовку к таинствам Крещения и Венчания, при нем функционирует новозаветная школа для взрослых.

Сегодня церковь одновременно занимает главное место в архитектурном замысле как Которосльной набережной, выходящей в сторону дороги на Москву, так и центральной площади Ярославля, Богоявленской.

 Адрес: пл. Богоявления 12.

Источник: http://yaroslavl-tur.ru/sobory-i-tserkvi/27-tserkov-bogoyavleniya-v-yaroslavle

Достопримечательность Храм Богоявления Господня в Ярославле

Храм Богоявления Господня относится к числу главных достопримечательностей Ярославля. Его историко-культурная ценность определяется не только славным прошлым и оригинальностью архитектурных форм, но и тем значением, которое храм имеет для формирования узнаваемого облика города.

Святыня располагается на одной из главных площадей Ярославля. Она как бы объединяет вокруг себя близлежащие объекты. К ней обращён памятник Ярославу Мудрому, прямо на неё выходит оживлённый Московский проспект, рядом Спасский монастырь. В непосредственной близости располагается Главпочтамт.

Таким образом, церковь играет роль архитектурной доминанты микрорайона, в котором располагается.

Важно

В XVII веке эти земли принадлежали Спасо-Преображенскому монастырю, а само место именовалось Богоявленской слободкой. Такое название, вероятно, происходило от одноимённой деревянной церкви, построенной здесь не то в XIII, не то в XV веке.

Строительство нового собора началось в 1684 году. Его инициатором стал ярославский купец Алексей Зубчанинов. Его средств хватило, чтобы возвести Богоявленскую церковь с приделами и колокольней. Их удалось отстроить за девять лет. В 1693 году перед ярославцами предстала новая святыня.

Для многих она показалась настоящим чудом света. Таким великолепным и необычным оказался храм. Он был совершенно не похож на те церкви, которые строили местные мастера.

  • Во-первых, собор стоял не на подклете, а просто на фундаменте. Подклет же был одним из самых значимых элементов в ярославских церквях. Первоначально он имел не эстетическое, а функциональное значение. Его использовали в качестве складского помещения для товаров и провизии, а также как возможное укрытие от неприятеля.
  • Во-вторых, здесь не было привычных столпов и купольного плана. Широкие окна пропускали достаточное количество света. Сомкнутый свод над потолком давал ощущение космического пространства. Храм казался просто огромным.
  • В-третьих, для рассматриваемого периода необычным было использование изразцов в оформлении фасадов. Изразцовые плитки гармонично смотрелись в кирпичной кладке стен и барабанов. Часть изразцов опоясывала карнизы, а часть просто была вмонтирована в поверхности. В результате фасады здания смотрелись очень эффектно и необычно.

С трёх сторон церковь Богоявления окружена крытыми галереями. Эти элементы напоминают о том, что памятника архитектуры всё-таки был создан на ярославской земле. А с северо-запада в непосредственной близости от основного куба была возведена шатровая колокольня. В XIX веке со стороны главного фасада появился притвор с резным крыльцом.

В 1693 году, то есть сразу же после окончания строительства, собор был расписан. Авторство фресок не установлено, но вероятнее всего над картинами работали мастера из артели Дмитрия Плеханова и Федора Игнатьева.

Более всего в этих росписях бросается богатство красок и цветовая насыщенность. Библейские сюжеты чередуются с растительными орнаментами. Не уступает по красоте настенным росписям и иконостас.

По предположению искусствоведов, он не менялся с момента своего создания.

В советскую эпоху церковь была недействующей, но сейчас она доступна для прихожан. Люди посещают её, чтобы помолиться и увидеть своими глазами святыни храма: старинные иконы с частицами мощей святых и деревянный запрестольный алтарный крест XVII века. В истории храма были еще две уникальные святыни, которые не сохранились:

  • напрестольный крест с деталями Креста Господня и мощей святых,
  • глава Иоанна Предтечи на блюде, вырезанная из дерева.

Церковь неоднократно изображалась на полотнах живописцев и становилось объектом для вдохновения фотохудожников. А с недавних пор её облик можно было увидеть на почтовом блоке к 1000-летию Ярославля. Он был разработан специально к юбилею города.

Источник: https://www.yarcom.ru/sights/yaroslavl/place/36

Богоявленская церковь в Ярославле

Церковь Богоявления в Ярославле, построенная в конце семнадцатого века, была последней в ряду прославленных шедевров архитектуры и монументальной живописи «золотого века» Ярославля.

История

На том месте, где стоит церковь Богоявления, издавна строили свои дворы жители Ярославля.

  Краеведы девятнадцатого – двадцатого веков утверждают, что деревянная церковь на этом месте существовала то ли в одиннадцатом, то ли в тринадцатом веке, но никаких документальных подтверждений о существовании церкви в то время не найдено.

В начале шестнадцатого века эти земли были пожалованы Спасскому монастырю. Не позднее тридцать девятого года шестнадцатого века здесь была построена деревянная церковь Богоявления. Она дала название Богоявленской слободе.

Богоявленская церковь в Ярославле

Обратите внимание

Каменную церковь Богоявления взялся строить житель Богоявленской слободы ярославский купец Алексей Зубчанинов.

Имя жертвователя указывалось в храмозданной летописи на восточной стене алтаря, ныне не сохранившейся: «Сострой сию святую церковь по обещанию своему ярославец гостиной сотни Алексий Авраамов сын Зубчанинов».

Мы знаем об этом  только благодаря исследователям древнерусской старины конца девятнадцатого – начала двадцатого века, которые процитировали не сохранившееся ныне летописное клеймо в алтаре.

Строилась церковь Богоявления с восемьдесят четвертого по девяносто третий год семнадцатого века. Освящался храм постепенно, очевидно, по мере построения.

Совет

Еще в процессе строительства основного храма в 1686 году при митрополите Ростовском и Ярославском Ионе Сысоевиче был освящен придел Дмитрия Прилуцкого.

В девяносто третьем году семнадцатого века освятили главный престол и только через четыре года – придел в воспоминание Страшного суда.

Главный престол в центральном храме посвящен двунадесятому празднику Богоявления или Крещения Господня. Южный придел, освященный во имя преподобного Дмитрия Прилуцкого, вологодского чудотворца, служил теплой зимней церковью.

В двухтысячном году придел этот переосвящен в честь святых благоверных князей Василия и Константина, ярославских чудотворцев. У северного придела очень редкое, а возможно, даже уникальное посвящение — в воспоминание Страшного суда Христова. Узкий и тесный, он явно не предназначался для обычных приходских служб.

И хотя функции придела не вполне ясны, очевидно, что ему придавалось особое символическое значение в общем замысле церкви.

Нарядная церковь вызывала восхищение своей легкой своеобразной архитектурой и отделкой. В остальном она на протяжении всей своей истории была обычным приходским храмом.

Весь штат церкви содержался на собственные средства прихода, так как церковь долгое время не имела руги. Жила она частными пожертвованиями, иногда копеечными, а иногда и весьма щедрыми, кружечным и кошельковым сбором, свечной торговлей.

Документы консистории всегда отмечали, что церковь «утварью достаточна».

Богоявленская церковь в Ярославле

Приход церкви всегда был невелик. Больше всего прихожан было здесь в конце восемнадцатого века – почти двести человек. Но даже этот малочисленный приход находил средства и возможности для разнообразных ремонтов и переделок храма.

Обратите внимание

Из-за трещин на сводах в приделе Дмитрия Прилуцкого, которые грозили обрушением здания, в тридцатом году девятнадцатого века его значительно перестроили. Было сделано новое перекрытие, проход из центрального храма в придел заложили.

Взамен него устроили отдельный вход с запада с крыльцом, в точности повторявшим крыльцо центрального храма. Над алтарной частью придела возвели главку.

Тогда же был заложен дверной проем между колокольней и западной галереей, и устроен отдельный вход на колокольню с улицы.

В тридцать третьем году церковь обнесли с трех сторон кирпичной оградой. В восемьдесят шестом году был сделан последний большой ремонт: «вся церковь по внутреннему и наружному виду своему возобновлена и украшена тщанием ярославского купца Василия Яковлевича Кузнецова».

Рекомендуем прочитать:

Городские парки и скверы в Кемерово

И все же эти переделки незначительно изменили облик церкви — особенно, по сравнению с другими посадскими храмами семнадцатого столетия.

Серьезный ущерб нанесло храму белогвардейское восстание в июле восемнадцатого года двадцатого века. В результате артиллерийских обстрелов были значительно повреждены южная и западная стены центрального храма, разбиты венчающие храм кокошники, сгорели перекрытия и кровля, пробиты пулями и снарядами главы, южный придел от прямого артиллерийского попадания почти полностью выгорел.

Богоявленская церковь в Ярославле

Разрушенных памятников в городе было много, а средств мало, так что церковь Богоявления ремонта тогда так и не дождалась.

Несмотря ни на что, церковная жизнь в храме продолжалась до мая двадцать седьмого года двадцатого века. При этом церковь так и стояла практически без кровли и с дырами в стенах, так как ни у общины, ни у Реставрационной комиссии не было средств на ремонт. Осенью двадцать шестого года церковь Богоявления передается Ярославскому Губмузею.

Богоявленская церковь в Ярославле

В тридцать пятом году Постановление ВЦИК признает церковь Богоявления выдающимся памятником русской архитектуры семнадцатого века и вносит ее в реестр объектов, охраняемых государством. Но в тридцать восьмом году на западной паперти и в южном приделе были устроены гараж и мастерская при нем. Это усугубило и без того тяжелое состояние, в котором находился храм.

С начала пятидесятых годов начинается научная реставрация Богоявленской церкви.

Были восстановлены первоначальная кровля на центральном храме и на апсидах, луковичное завершение четырех малых глав, первоначальная форма сводов и наличников окон, полностью отреставрирован южный придел и прочие пристройки. По восстановленным древнерусским рецептам взамен утраченных были изготовлены изразцы для храма.

Важно

Архитектурная реставрация памятника была продолжена в 2000 году. Силами православной церкви придел Дмитрия Прилуцкого был отремонтирован и приспособлен для служб. Железную кровлю церкви тогда полностью заменили на медную, на фасадах была проведена вычинка кирпича и промывка изразцов.

В настоящее время церковь Богоявления находится в совместном ведении Ярославского музея-заповедника и Русской Православной Церкви.

Архитектура церкви

Церковь Богоявления была своего рода художественным новшеством в Ярославле. Его внешний облик и небывало высокий светлый интерьер поражали воображение горожан. В его архитектуре, уводившей с проторенных путей развития местной школы, Ярославль отдавал дань традициям московского зодчества.

Этот бессточный, без подклета храм перекрыт огромным сомкнутым сводом. Благодаря отсутствию столбов или опор внутри церкви, она стала более вместительной и просторной. Два яруса крупных декоративных кокошников, поставленных на своде «на убег» или двумя уступами, служат основанием для высоких глухих декоративных барабанов.

Традиционные галереи превращены в протяженные приделы. Небольшая западная паперть ничем не напоминает просторных галерей большинства ярославских посадских храмов.

Важно

Отсутствуют и боковые крыльца, хотя в плоскости фасадов условно воспроизведен их силуэт в виде щипцовых (двускатных) покрытий.

Западное крыльцо до перестройки девятнадцатого века было очень сходно с крыльцами церкви Иоанна Златоуста в Коровниках.

В расположении колокольни есть тоже своя особенность. Она входит в состав самой галереи и примыкает к северо-западному углу не галереи, а храма, хотя и не связана с ним, отделяясь от храма узким просветом.

Рекомендуем прочитать:

ТОП самых красивых городов Бельгии

Стены храма богато украшены полихромными изразцами. Этот основной декоративный материал введен расчетливо и умело. Зеленоватый мерцающий пояс изразцов охватывает сплошной широкой лентой объем основного храма.

Совет

Вертикальные гирлянды отдельных изразцов усиливают впечатление стройности пилястр и утонченности пропорций высоких барабанов. Широкие цветные фризы зрительно объединяют алтари, приделы, паперти, крыльцо.

Создается впечатление необычайной нарядности и бесконечного разнообразия изразцовых украшений.

Изразцовый декор церкви Богоявления производил огромное впечатление на современников. Дошло до того, что в одном из сюжетов фресок, которыми украшены интерьеры церкви, использован рисунок фасадных изразцов – таково было их художественное влияние.

Читайте также:  Храм иконы божией матери «всех скорбящих радость» на ордынке, россия, город москва

Бесстолпное пространство главного храма освещено девятью огромными окнами. Пронизанное солнечным светом, легкое и торжественное, со стенами, покрытыми сплошным ковром золотистых фресок, оно напоминало сказочный терем древнерусских былин.

Совет

Средневековые зодчие, создав хорошо освещенный и зрительно единый интерьер, предоставили живописцам прекрасные условия для выполнения самых смелых композиционных замыслов.

Внутренне убранство храма словно спорит с великолепием декора (к сожалению автор росписи и точная ее дата неизвестны). Стенопись церкви – это обширный евангельский цикл на темы жизни и страданий Христа.

Прекрасен рисунок росписей, великолепно их цветовое звучание.

Дополняет убранство церкви Богоявления роскошный резной иконостас в стиле барокко, выполненный в конце семнадцатого века. Скорее всего, он был заказан к открытию храма и с тех пор не менялся.

Храм в наши дни

В настоящее время храм полностью восстановлен и работает в своем режиме. Имеет свой сайт и библиотеку. Из первого источника можно узнать последние новости и расписание служб.

Как добраться

Церковь находится в Ярославле на Богоявленской площади, 12, возле Московского моста через реку Коротосль, через дорогу от Спасо-Преображенской обители.

На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. Церковь находится слева, сразу за автомобильным мостом через реку Коротосль.

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Богоявленской церкви составляет 2,5 км. До нее можно пройти пешком, а также подъехать на автобусе или маршрутном такси.

Источник: https://mir-tourista.ru/statyi/ekskursionnyj-turizm/dostoprimechatelnosti/bogoyavlenskaya-tserkov.html

Церковь Богоявления Ярославля. Достопримечательности — Путеводитель по Золотому кольцу России

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

Церковь Богоявления — православный храм в Ярославле.

История

Построен в 1684-93 гг. на средства купца гостиной сотни Алексея Зубчанинова.

Церковь Богоявления. Вид с северо-запада. Фото: В.А. Лопатин. Конец XIX века. Ярославский музей-заповедник.

Богоявленская площадь до кон. XVIII в. была загородной территорией.

Первоначально на месте церкви Богоявления располагались посадские дворы. В XVI в. эта территория отошла Спасскому монастырю.

Здесь были построены деревянный храм и конюшенный двор, а в XVII в. после Смутного времени монастырь поселил здесь слуг и зависимых людей. Так возникла Богоявленская слободка.

Здесь всегда находился главный въезд в город со стороны Московской дороги.

Обратите внимание

На месте ныне существующего храма стояла деревянная церковь Богоявления, самые ранние упоминания о которой относятся к XIII в.

Каменный Богоявленский  храм был построен в 1684-93 гг.  на средства ярославского купца «гостиной сотни» Алексея Зубчанинова, потомка «закладчиков» Спасского монастыря.

Архитектура

Богоявленская церковь — одна из первых бесстолпных церквей Ярославля, в архитектурной композиции которой чувствуется влияние московского зодчества того периода.

Пятиглавый, без подклета, с галереями — приделами с трех сторон, с восьмигранной шатровой колокольней, храм выделяется нарядной отделкой фасадов и полихромными изразцами.

С московскими памятниками эту церковь сближает впервые применённый в Ярославле приём покрытия центральной части здания двумя рядами кокошников с четырёхскатной кровлей.

На ней высокие глухие барабаны с изящными луковичными главами.

Богоявленский храм расписан ярославскими мастерами во главе с Дмитрием Плехановым  и Фёдором Игнатьевым.

Настенные росписи можно разделить на восемь ярусов.

Преобладают сцены чудесных исцелений и воскрешений, проповедей Христа, Его споров с фарисеями, иллюстрации притч.

Церковь Богоявления r 44penguins, CC BY-SA 3.0

В XIX в. храм был обнесен оградой, перестроено западное крыльцо. Храм был отреставрирован в 1950-х гг.

Церковь Богоявления занимает одно из главных мест в архитектурном ансамбле Которосльной набережной — панораме города со стороны московской дороги.

Кроме того, храм — главная архитектурная доминанта одной из центральных площадей города — Богоявленской , которую ограничивает с южной стороны.

Престолы

Храм имеет три престола. Главный престол посвящен двунадесятому празднику Богоявления или Крещения Господня.

Южный престол освящен во имя блгв. кнн. Василия и Константина, северный — в воспоминание Страшного суда Христова.

Иконостас

Восточную стену центрального храма занимает традиционный русский высокий иконостас, 6 ярусов которого завершаются скульптурными изображениями Распятия с предстоящими и фигурами ангелов.

Живопись икон относится к кругу выдающегося иконописца XVII в.  Семена Спиридонова  Холмогорца.

Стенные росписи

Церковь была расписана в 1693 г. артелью Дмитрия Григорьева и Фёдора Игнатьева.

Внутреннее убранство придела

Приделы

С юга к храму примыкает придел вологодского святого Дмитрия Прилуцкого, с севера — придел в воспоминание Страшного суда Христова.

Источник: https://golden-ring.drugiegoroda.ru/attractions/9814-cerkov-bogoyavleniya-yaroslavlya/

Церковь Богоявления Господня (Ярославль)

Церковь Богоявления Господня – действующий православный храм Ярославского центрального благочиния Ярославской и Ростовской епархии.

Выстроенный в конце XVII столетия на месте более древней церкви, в первые годы советской власти храм был закрыт и возвращён верующим лишь в начале нынешнего века.

В настоящее время входит в перечень объектов культурного наследия федерального значения и находится в совместном ведении Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника и РПЦ.

Об истории, архитектуре и интерьерах храма

Важно

Одну из городских площадей – Богоявленскую – украшает одноимённый старинный краснокирпичный храм, выстроенный в конце XVII столетия напротив бывшего Спасо-Преображенского мужского монастыря (сейчас – Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник).

Но история церкви в честь Богоявления Господня уходит своими корнями глубоко в прошлое.

Так, многие исследователи, опираясь на древние летописи, в которых вскользь упоминается Богоявленский храм, относят его существование к XIII–XIV векам, хотя больше никаких сведений о нём практически не сохранилось. 

Видимо, со временем церковь обветшала и была разобрана, так как в начале XVI столетия, когда посад, на котором она находилась, был отдан в ведение Спасо-Преображенского монастыря, её уже не существовало, а в монастырских летописях указано, что на средства обители в посаде был выстроен новый деревянный приходской храм с сохранением прежнего посвящения.

 Спустя время посад разросся, а к началу XVII века превратился в Богоявленскую слободу, в которой селились принадлежавшие Спасскому монастырю крестьяне, являвшиеся прихожанами Богоявленского храма.

К сожалению, об архитектуре и внутреннем убранстве церкви тех лет сведений также не сохранилось, но можно предположить, что находясь в ведении Спасо-Преображенского монастыря, она была достаточно благоукрашена и наполнена всей необходимой церковной утварью и богослужебными книгами.

Этот храм просуществовал недолго – уже в 1684 году его разобрали и начали строительство новой каменной церкви.

Интересно, что причиной такого поворота в истории храма стал не пожар и не обветшание здания, а желание ярославского купца Алексея Абрамовича Зубчанинова, жившего в Богоявленской слободе и входившего в самую привилегированную часть купечества – гостиную сотню – украсить Ярославль новой каменной церковью. Стоит отметить, что предки А. Зубчанинова в своё время пожертвовали большие средства на благоустройство ярославского Спасо-Преображенского монастыря, так что А. А. Зубчанинов, взявший на себя все расходы по возведению и благоукрашению Богоявленской церкви, стал верным продолжателем династии благотворителей. 

В 1693 году, спустя всего девять лет после закладки первого камня в основание здания, работы по строительству и росписи интерьеров были завершены и перед изумлёнными горожанами во всей красе предстал краснокирпичный красавец-храм, воплотивший в своей архитектуре элементы ярославской и московской школ зодчества.

Совет

Покоящийся на фундаменте (как все московские храмы) основной объём Богоявленской церкви с трёх сторон окружён (на ярославский манер) крытыми галереями-приделами, прорезан девятью высокими прямоугольными окнами с фигурными наличниками, в верхней части декорирован двумя рядами фигурных кокошников и увенчан пятью чешуйчатыми луковичными главами, покоящимися на узких высоких глухих барабанах, установленных на четырёхскатную кровлю. К северо-западному приделу пристроена изящная восьмигранная, рассчитанная на пять небольших колоколов колокольня с высоким арочным звоном, увенчанная фигурным шатром и небольшой луковичной главкой с крестом на яблочке. Настоящим архитектурным изыском для ярославской школы зодчества тех лет стало богатое декоративное оформление фасадов церкви – простенки между окнами, карнизы и барабаны украшены плитками поливных изразцов с растительными орнаментами. Такими же изразцами украшены и грани колокольни. Не уступает внешнему декору и внутреннее убранство. Фресковые картины, покрывшие стены и своды церкви, посвящены евангельским событиям, а главным элементом интерьера являлся пышный резной шестиярусный иконостас с иконами, выполненный в стиле «барокко». Этот иконостас со старинными иконами прекрасно сохранился до наших дней, в отличие от святынь храма, утерянных в советский период – резной главы Иоанна Предтечи на блюде и напрестольного креста с частичкой Креста Господня. Единственной святыней, сохранившейся до наших дней, является большой напрестольный крест, выполненный неизвестным резчиком с филигранным мастерством.Главный престол храма после возведения был освящён в честь Богоявления Господня, тесный и узкий северный придел – в воспоминание Страшного Суда, просторный правый (тёплый) – во имя прп. Димитрия Прилуцкого, в котором совершались богослужения в зимний период. В приходе Богоявленской церкви к концу XVIII столетия числилось всего около 200 человек, но даже их пожертвований, а также средств от кружечного и кошелькового сборов и свечной торговли хватало на поддержание здания церкви в порядке и проведения текущих ремонтов. В 1830-х годах был перестроен придел Димитрия Прилуцкого – перекрыта кровля и над алтарём установлена главка. Вместо прохода из главного храма в Димитровский придел со стороны улицы сделан отдельный вход с крыльцом, таким же отдельным входом была оснащена храмовая колокольня, а здание храма с трёх сторон было окружено кирпичной оградой. В 1886 году в церкви были проведены масштабные ремонтные работы, средства для которых пожертвовал ярославский купец I гильдии Василий Яковлевич Кузнецов.

Церковь в XX веке и в наши дни

Революционные события 1917 года, всколыхнувшие всю Российскую империю, лихорадили новое советское государство ещё несколько лет – в городах вспыхивали белогвардейские восстания, приверженцы монархии стремились вернуть всё «на круги своя», во время уличных боёв снаряды попадали в здания, отчего вспыхивали пожары.

Не избежал разрушений и расположенный в центральной части города Богоявленский храм – в 1918 году во время восстания белогвардейцев его западный и южный фасады, кровля и кокошники были сильно повреждены, а южный Димитровский придел почти полностью разрушен.

 Средств на восстановление святыни у руководства города не нашлось, поэтому прихожане как могли сами поддерживали здание церкви, богослужения в которой совершались ещё почти десять лет, пока в 1927 году храм не закрыли и не распустили приход.

 Освободившееся здание церкви городские власти передали на баланс Ярославского губернского музейного управления, но денег на реставрацию не выделили.

И даже несмотря на то, что в 1935 году здание Богоявленского храма было поставлено на учёт как памятник архитектуры, в 1938 году в его южном приделе и западной паперти были размещены гараж и мастерские.

Лишь в 1950-х годах начались плановые масштабные научные ремонтно-реставрационные работы, в результате которых была полностью восстановлена кровля храма, луковичные главы, изразцы и оконные наличники. В 1973 году Богоявленский храм был передан на баланс Ярославского музея-заповедника, а в 1999 году возвращён РПЦ.

В 2000 году в церкви была проведена очередная масштабная реставрация, в ходе которой был капитально отремонтирован и переосвящён во имя святых благоверных князей Василия и Константина южный Димитровский придел. В 2002 году в храме вновь начали совершаться богослужения.В настоящее время храм находится в совместном ведении музея-заповедника и РПЦ. В штате храма числятся настоятель Александр Сатомский и иерей Вячеслав Нефёдов, которые помимо совершения богослужений, в действующей при храме воскресной школе проводят циклы встреч, посвящённые разбору домашних молитв.

Информация для посетителей

  • Богоявленский храм находится по адресу: город Ярославль, площадь Богоявления, дом № 12.
  • Добраться до храма можно на личном авто – по федеральной трассе № 8. В черте города трасса называется Московским проспектом. Храм находится сразу за автомобильным мостом через реку Которосль с левой стороны. Или по железной дороге – экспрессами с Ярославского вокзала Москвы до Московского вокзала в Ярославле, затем – на маршрутном такси или автобусе. Расстояние от вокзала до храма – 2,5 км., которые можно легко преодолеть пешком.
  • Храм открыт для верующих ежедневно с 7.30 до 18.00 часов. Богослужения в храме совершаются в будние дни в 8.00 и 17.00 часов, в воскресные и праздничные дни – в 9.00 и 17.00 часов.
  • Как музейный объект храм открыт для посетителей ежедневно с 9.00 до 16.00 часов без перерыва. Понедельник и вторник – выходные дни. 

Источник: http://www.BankGorodov.ru/sight/cerkov-bogoyavleniya-gospodnya-yaroslavl

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector