Церковь во имя всемилостивого спаса в гостинном дворе, россия, город кострома

Красные ряды и церковь Спаса в Рядах в Костроме

еще фотографии →

Традиция строительства Гостиных дворов существовала во всех крупных городах России. Вместе с тем, Красные ряды в Костроме являются самым большим торговым комплексом из всех сохранившихся с XVII века.

Обойти и не узнать этот исторический памятник просто невозможно. Ориентиром может служить замечательное украшение Гостиного двора — церковь Спаса в Рядах и колокольня (высота звонницы составляет 42 метра).

Обратите внимание

Среди других достопримечательностей Костромы архитектурный ансамбль выделяется тем, что в постройку, имеющую чисто торговое назначение, органично включено культовое сооружение — церковь Спаса в Рядах.

Почему же Ряды назывались Красными? Дело в том, что в них торговали кожей и мехом, тканью и книгами, а также богатой одеждой, которые издавна считались «красным» товаром.

Из истории

После пожара 1773 года, не пощадившего ни одного деревянного здания в городе, вместо сгоревших торговых лавок было решено построить новый Гостиный двор из камня.

Проект Гостиного двора был разработан архитектором Карлом фон Клером. В 1775 году начинаются подготовительные работы по возведению комплекса.

Строительство началось с Красных рядов и проходило под руководством зодчего Степана Воротилова. Всего было сооружено 86 лавок, каждая занимала один арочный пролет и имела размер 7 на 4,5 метра.

В подвале хранился товар, а на чердаке чаще всего размещалась небольшая контора. Работы завершились в 1793 году.

В плане Красные ряды представляли собой прямоугольник размером 110 на 160 метров, скругленный по углам.

Позже были возведены Мучные ряды, также в виде прямоугольного строения размером 122 на 163 метра. Внутри Красных рядов по проекту зодчего Петра Ивановича Фирсова были сооружены Мелочные ряды для торговли галантереей. Позже вокруг появились Пряничные и Хлебные, Квасные и Рыбные, Мясные и Шорные ряды, а также Зеленные и Масляные, Овощные и Дегтярные ряды.

Надо отметить, что еще ранее, в 1766 году, до возведения каменного Гостиного двора, в этом месте была сооружена каменная церковь Спаса в Рядах. Благодаря таланту Степана Воротилова построенный архитектурный комплекс гармонично соседствует с построенным ранее храмом.

Церковь Спаса в Рядах – описание

Первое упоминание о деревянном храме Спаса в Рядах встречается еще в 1628 году. Каменная церковь была сооружена в традициях допетровского времени, это был пятиглавый бесстолпный храм с одной апсидой.

Интересно, что освящен он был в честь Животворящего Креста Господня, хотя первый деревянный храм был посвящен Всемилостивейшему Спасу.

Как и в прежние времена, жители Костромы, продолжают называть церковь Спасской.

Во время строительства Гостиного двора в 1790-х годах с юго-западной стороны, над воротами, ведущими к Волге, по проекту Степана Воротилова была возведена новая надвратная колокольня. В отличие от храма, строение выполнено в классическом стиле. Звонница четырехъярусная с высокими арочными проездными воротами, увенчана шатром с высоким шпилем.

Важно

Колокольня стала доминантой всего архитектурного ансамбля. Гуляя по центру Костромы, Вы насладитесь чудесными переливами ее колоколов.

Церковь Спаса в Рядах действующая и, если у Вас есть хоть немного времени, посетите это красивый белоснежный храм.

Красные ряды и церковь Спаса в Рядах – это очень значимые достопримечательности Костромы. Их облик определил центральную часть города. Число торговых рядов в то время достигало 16. В настоящее время в Гостином дворе находятся бутики и магазины, а в Мучных рядах – рынок Костромы.

Источник: https://TripGuide.ru/page_21092.htm

Кострома. Краеведение — Путеводитель по русским ремёслам

Кострома — очень старинный город, всего на 5 лет моложе Москвы. Он удобно расположен с точки зрения развития торговли и конечно здесь активно развивались различные направления ремёсел.

Фрески Троицкого собора Ипатьевского монастыря MatthiasKabel, CC BY-SA 3.0

Из всех, самыми известными сегодня стали — ювелирное дело, текстильное, иконопись и деревообработка. Славится Кострома резными наличниками и ювелирными изделиями. Слово «лён» издавна ассоциируется с «костромской».

Кроме этого в Костромской губернии успешно:

Было развито лоскутное шитьё, вышивка, роспись по дереву, резьба по дереву, плетение из бересты. Известно Галичское кружево.

При археологических раскопках в центре современного города найдена лепная керамика середины — второй половины I тысячелетия. Концом XI века датируются найденные археологами находки на месте первого костромского кремля: стеклянные женские браслеты и металлическое писало для берестяных грамот и вощёных дощечек.

Церковь во Имя Всемилостивого Спаса в Гостином дворе (Спас в Рядах) Al Silonov, GNU 1.2

К середине XVII в. Кострома по своему экономическому развитию и числу жителей становится третьим после Москвы и Ярославля крупным ремесленным городом Русского государства с развитым текстильным, кожевенным, мыловаренным, серебряным и иконописным производством.

Тогда же в Костроме возникает большой торговой центр, в городе была учреждена английская фактория. Во второй половине XVII века в Костроме сформировалась выдающаяся школа фресковой и иконной живописи.

Художественный музей в Костроме A.Savin, GNU 1.2

Мастера-отходники далеко распространили славу о талантах костромских строителей и художников. Костромские росписи украшали мебель и дома в разных губерниях России.

История города

Датой основания Костромы официально считается 1152 год. Эту дату предложил историк В. Н. Татищев, связав это событие с деятельностью Юрия Долгорукого на северо-востоке Руси. Устанавливая дату возникновения города, В. Н. Татищев пользовался различными источниками, которые до нашего времени не дошли.

По-видимому, историк В. Н. Татищев, выдвинувший предположение об основании Костромы в 1152 г. Юрием Долгоруким, был близок к истине. О том, что Долгорукому был знаком этот край, есть летописная запись о его походе Волгой на судах от Ростова Великого в землю казанских болгар.

«Беседка Островского» на набережной Волги (1956) FHen, CC BY-SA 2.5

Основание в XII веке на костромской земле города с южным названием Галич является ещё одним свидетельством активного освоения земель южнорусскими славянами.

Гипотеза о том, что Кострома была заложена в XII веке на возвышенном месте у реки Сулы, близ впадения её в Волгу, помимо находок археологов подкрепляется и тем, что древнейшая Фёдоровская церковь города, известная с XIII в., стояла именно здесь. 

Набережная Волги и пристани пассажирских судов A.Savin, CC BY-SA 3.0

Первое летописное упоминание о существовании Костромы относится к 1213 году, оно связано с распрями между сыновьями великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо. 

Совет

В XIII—XIV веках вокруг Костромы возникают укреплённые монастыри, защищавшие подступы к городу: Ипатьевский и Николо-Бабаевский. Концом XIV века датируется четвёртая московская берестяная грамота, в которой упоминается Кострома.

В 1364 году Кострома входит в состав Московского княжества, с тех пор её история неотделима от развития и культуры общерусского государства.

Квасные ряды A.Savin, GNU 1.2

 В 1565 году, когда царь Иван Грозный разделил Русское государство на опричнину и земщину, город вошёл в состав последней и относился к ней до февраля 1567 года.

В Смутное время Кострома была дважды взята отрядами польского пана Лисовского и подверглась страшному опустошению, в 1609 году костромское ополчение сыграло важную роль в борьбе с польской интервенцией, изгнав из Ипатьевского монастыря укрывшихся там сторонников Лжедмитрия II.

В Ипатьевском монастыре в 1613 году был призван на царство Михаил Фёдорович Романов, и, таким образом, Кострома стала «колыбелью» царской и императорской династии Романовых.

В 1767 году Екатерина II учредила герб Костромы с изображением галеры «Тверь», на которой она прибыла в Кострому.

Здание мужской классической гимназии на Всехсвятской улице. Начало XX века (?) неизвестен, CC BY-SA 3.0

С 1778 года Кострома стала центром Костромского наместничества. В 1781 году Екатерина II утвердила генеральный план застройки Костромы, по которому были засыпаны оборонительные рвы, срыты земляные валы, началась застройка города торговыми рядами и гражданскими зданиями.

10 рублей (2002 год) — памятная монета серии Древние города России Numizmat 675, GNU 1.2

В декабре 1796 года указом императора Павла I город стал центром созданной Костромской губернии. В 1797 году Павел I побывал в Костроме.

В 1858 году в Кострому приезжает император Александр II и императрица Мария Александровна, а летом 1881 года — император Александр III с императрицей Марией Фёдоровной и наследником Николаем.

Здание Присутственных мест — резиденция администрации и Думы города A.Savin, CC BY-SA 3.0

В составе ссср

14 января 1929 года постановлением ВЦИК СССР Костромская губерния упраздняется. Кострома теряет статус губернского города и включается в состав сначала Ивановской, а затем Ярославской области.

Индустриализация выразилась в форсированном развитии предприятий текстильной, лёгкой и деревоперерабатывающей промышленности, а также текстильного машиностроения.

По проекту инженера И. Д. Зворыкина строится льнофабрика, на которой были механизированы трудоёмкие процессы. Строительство производственных корпусов и жилых зданий для рабочих было закончено в 1935 году, в 1936—1938 годах осуществлялись работы по монтажу оборудования. 

Памятник Юрию Долгорукому на Советской площади Snekot, CC BY-SA 4.0

В годы Великой Отечественной войны в Кострому были эвакуированы госпитали, военные училища и гражданское население.

Близ Костромы осенью 1941 года формировалась Ярославская коммунистическая дивизия.

Обратите внимание

Тысячи костромичей за подвиги на фронте и тылу награждены орденами и медалями, 29 из них удостоены звания Героя Советского Союза.

13 августа 1944 года город Кострома становится административным центром вновь образованной Костромской области.

Кострома сегодня

В наши дни в Костроме хорошо развит туризм, есть немало музеев, где хранятся изделия русских народных ремесленников. 

Основные музейные учреждения Костромы: историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, музей-заповедник деревянного зодчества «Костромская слобода», музей природы, музей театральных костюмов, художественная галерея. Действуют частные музеи: музей ювелирного искусства, музей-усадьба льна и бересты, Терем Снегурочки и другие.

Герб Костромы Popadius, Public Domain

Кострома — старинный центр текстильной промышленности (главным образом, льняной). Наиболее известны льнокомбинат имени И. Д. Зворыкина, Большая Костромская льняная мануфактура, фабрика «Ремённая тесьма».

Кострома известна ювелирным производством, в городе действует целый ряд предприятий по изготовлению ювелирных изделий.

Источник: https://ru.russianarts.online/places/110241-kostroma/

Колокольня церкви спаса в рядах

Гостиный двор со стороны соборной площади.

Фото начало XX в.

Как многие города старой России с их невысокой застройкой и широким пространством площадей, Кострома имела ряд архитектурных вертикалей в виде церквей и колоколен, достаточно внушительных, чтобы уравновесить протяжённость по горизонтали окружающих их строений, создать динамичный силуэт города и быть высотными ориентирами в архитектурно-пространственном объёме площадей и улиц. С неподражаемым чувством контраста и гармонии старые мастера находили наиболее эффектные места их размещения, придавая им подлинно градообразующие свойства. Одной из вертикалей старого костромского центра были церковь Спаса в Красных рядах и колокольня при ней, построенные разновременно, но составляющие единое целое.

Здание церкви, построенное в 1766 г., принадлежит к той эпохе в истории Костромы, когда территорию нынешней центральной площади (бывшей Сусанинской*) ещё занимал Новый город с бревенчатой оградой и башнями, а место Красных рядов – кладбище, носившее название Лазаревского и упразднённое с началом строительства Красных рядов в конце ХVIII в.

Одновременно с рядами над их проездом в сторону Волги была возведена колокольня.

Читайте также:  Храм рождества пресвятой богородицы на сенях, россия, город москва, кремль, улица дворцовая

В противоположность церкви, ещё выдержанной в традициях допетровской архитектуры (закомары четверика, пятиглавие), колокольня при надлежит к раннему классицизму и, не считая проезда внизу, отмеченного снаружи четырёхколонным римско-дорическим портиком с фронтоном, имела четырёхъярусную строго центрическую композицию: четырёхугольное основание с четырьмя большими полуциркульными проёмами; ярус звона над ним, с высокими арочными проёмами, фланкированными спаренными тосканскими колоннами, с раскрепованным над ними антаблементом; по-барочному выгнутую кровлю с люкарнами и лёгкий венчающий фонарь со шпилем.

Располагаясь на оси проезда, начинающегося от портика Присутственных мест, проходящего сквозь каре Красных рядов, продолжающегося затем в крутой лестнице пролома Пряничных рядов и далее – между аркад рядов Рыбных, колокольня создавала ряд эффектных перспектив; лёгкий, идиллический силуэт её, замыкавший перспективу двора Красных рядов с убегающими вдаль тосканскими колоннадами Мелочных рядов, при рассматривании с противоположной стороны преображался, приобретая свойства истинной величавости. Двигаясь от Волги между аркадами Рыбных рядов, зритель видел её высоко вознесённой над южным фасадом Пряничных рядов; по мере приближения к рядам колокольня постепенно исчезла из поля зрения; затем наступал кульминационный момент восприятия: попав в тёмное пространство пролома Пряничных рядов, он – зритель – поднимался по широкой лестнице, на последних ступенях которой в течение нескольких мгновений мрак сменялся светом, и прямо перед ним представал величественный портик с возносящейся в небо колокольней. Силе впечатления способствовал сильный ракурс, обусловленный низким уровнем горизонта. Поднявшись на верхнюю ступень лестницы, зритель видел сквозь арку проезда глубокий двор Красных рядов, колоннады Мелочных рядов и, совсем вдали, сквозь арку проезда дальнего плана, портик Присутственных мест.

Не менее значительной была роль колокольни в ансамбле центральной площади. Здесь она перекликалась с вертикалью каланчи, и смотрящему на колокольню с запада или севера (со стороны Больших Мучных рядов и каланчи) казалось, что она занимала среднее место между аркадами рядов – Красных и Пряничных, стягивая их в единый ансамбль.

Гостиный двор со стороны Красных рядов. Ср. XX в.

В 30-е гг. XX в.

, подобно соборному ансамблю, венчавшему холм Костромского кремля, и многим другим, большим и малым церквам – вместе с гражданскими постройками, собственно, и составляющими художественно-исторический центр города, – колокольня церкви Спаса в рядах была сломана, сама церковь обезглавлена и обращена в склад. Ансамбль центра Костромы и силуэт города со стороны Волги были безмерно обеднены.

Исследование и обмер остатков колокольни на чердаке рядов, сопоставление их с фотографиями 1908 г.

, изображающими её в разных ракурсах и с разных расстояний (метод обратной перспективы), позволило составить предлагаемый проект её реставрации.

При более детальном обследовании чердака Красных рядов, проведённом уже после выполнения проекта, была найдена перильная решётка (одна из четырёх), стоявшая в основании венчающего фонаря, её размеры (1 х 2 аршина) совпали с проектными.

Настоящим проектом предусматривается восстановление только колокольни церкви Спаса в рядах, вопрос о восстановлении здания церкви отложен до проведения исследования её в натуре.

Основная масса кладки должна быть сделана в силикатном кирпиче; в красном кирпиче (но хорошего качества) выполняются тёсаные карнизы и пояски; модульоны карнизов, из соображений большей долговечности, должны быть белокаменными.

Здание армируется железными связями, из железа выполняются каркас кровли и венчающего шпиля. Стены колокольни снаружи и изнутри оштукатуриваются, карнизы, архивольты и пояски вытягиваются по шаблонам. Внутри колокольни должны быть восстановлены открытые лестницы.

Важно

Готовое здание покрывается известковой побелкой, кровля и шпиль колокольни окрашиваются медянкой, крест, яблоко и конус под ним золотятся.

Одновременно с колокольней необходимо восстановить фронтон на дворовом фасаде рядов, над проездом под колокольню.

Высота сооружения от земли до верха креста – 42 м, высота восстанавливаемой части – 33 м, ширина стороны основания колокольни – 8,8 м.

Пояснительная записка к проекту восстановления колокольни церкви Спаса в рядах. Текст датирован 12 ноября 1968 г. // Архив ОАО «Костромареставрация». Публикуется впервые. (Прим. ред.)

* В 1992 году площади возвращено историческое название. (Прим. ред.)

Восстановление колокольни церкви спаса в рядах

В наш век стремительной урбанизации, затрагивающей все без исключения старые города, с особой остротой встаёт проблема сохранения их исторических центров.

Именно сейчас важно сохранить и, если можно, восстановить утраченные высотные ориентиры исторических центров, зрительно объединяющие рядовую застройку, тем более что новые здания повышенной этажности подчас вплотную подступают к старым архитектурным ансамблям, а иногда и вклиниваются в них, нарушая охранные зоны.

В полной мере это относится к Костроме, старо му городу, привольно раскинувшемуся по берегам Волги. Волга – главная его «улица».

К ней обращён кремлёвский холм, некогда увенчанный соборной группой, на неё ориентирована центральная городская площадь, вбирающая в себя радиальные улицы, окружённая ожерельем ампирных зданий. По пологому берегу спускаются белые аркады многочисленных торговых рядов.

На Волгу смотрят обелиски Московской заставы. Плывущий по Волге издали ви дит стены и мерцающие золотом главы Ипатьевского монастыря, где разместился Историко-архитектурный музей-заповедник*.

К сожалению, в 30-е годы нашего века** панорама Костромы понесла огромный урон. Многочисленные церкви, лёгкими силуэтами оживлявшие её, исчезли. Самой тяжёлой потерей стало уничтожение соборного комплекса на вершине кремлёвского холма. Город, восхищавший ценителей русского искусс тва, «город-музей», при взгляде с Волги видится аморфной массой.

Из архитектурных вертикалей центра Костромы к началу 40-х годов сохранилась лишь пожарная ка ланча, которая при всей своей привлекательности и значительной высоте (тридцать два метра), всё же не способна держать массу окружающих её одно-, двухэтажных гражданских строений.

Совет

Попыткой восполнить недостающие звенья ансамбля, вернуть хотя бы в некоторой степени утраченное им равновесие, стало восстановление, точнее, воссоздание колокольни церкви Спаса в рядах, предпринятое Костромской специальной научно-реставрационной производственной мастерской в начале 1974 г.

и в настоящее время близкое к завершению.

Почему выбор пал именно на эту церковь? По-тому, что из всех утраченных архитектурных доминант после соборного ансамбля кремля она занимала ведущее место по высоте, лёгкой обозримости со всех точек и, пожалуй, по совершенству форм.

Являясь надвратной, поднятая над юго-западным порти ком Красных рядов (большого гостиного двора конца XVIII в.

, в виде каре, обращённого на центральную городскую площадь), она возвышалась над окружаю щей застройкой и, находя отклик в вертикали пожар ной каланчи, расположенной на противоположной стороне Сусанинской площади, пространственно её уравновешивала.

Исключительно важно значение Спасской колокольни и в ансамбле собственно рядов. Каждый губернский (и не только губернский) город России, стоящий на Волге, имел в старое время торговые ряды. Не была в этом смысле исключением и Кострома.

Однако лишь в ней торговые ряды получили значение хотя и подчинённой общей планировке, но самостоятельной группы зданий.

Нигде торговые ряды не сохранились так полно в своём первоздан ном виде, как здесь, поэтому не случайно в Костро ме нередки натурные съёмки фильмов из старорусского быта.

Из тринадцати сохранившихся каменных торговых корпусов, с белой аркадой галерей в качестве лейтмотива, каждый так или иначе пространственно увязан со Спасской колокольней; в большей степени, однако, это относится к Рыбным, Пряничным и Красным рядам. Построенные в разное время, но по единому замыслу, они образуют стройную, строго осевую и, тем не менее, живописную и полную контрастов архитектурную композицию.

Чтобы представить значение колокольни в этом ансамбле, лучше всего пройти к Рыбным рядам и, следуя от Волги вверх по берегу, подняться к Пряничным и далее – к Красным рядам. В начале пути, двигаясь между параллельными фасадами Рыбных рядов с их арочными галереями, мы видим впереди высокую стену Пряничных рядов.

Они поставлены поперёк линии движения и замыкают перспективу. Аркада в основании их волжского фасада более при земистая, чем в Рыбных рядах, композиционно объединяет здания, в то же время она образно выражает несомую ею нагрузку.

Средняя её арка, обрамлённая рустом, с небольшим фронтоном на верху, отмечает вход на внутреннюю лестницу в теле Пряничных рядов. Над ними, также строго по оси, возносится лёгкая вертикаль колокольни. Её основание пока скрыто, и это побуждает к движению вперёд.

Обратите внимание

Если мы войдём в затемнённый проход лестницы и поднимемся по её крутым ступеням, то станем свидетелями редкого зрелища: из сумрака лестничного коридора мы вступаем в область яркого света; величавый римско-дорический портик Крас ных рядов, видимый поначалу фрагментарно в проёме лестничного портала, по мере движения вверх стремительно раскрывается, и мы оказываемся перед Красными рядами. Портик рядов, колоколь ня над ними, мерный ритм белых аркад, расходящихся в стороны, приобретает в этот момент подлинно грандиозное звучание.

Пройдя под колокольней, минуя стоящую справа церковь Спаса, мы попадаем в обширный двор Красных рядов. В перспективе уходящих вдаль колоннад Мелочных рядов, занимающих это пространство, виднеется арка противоположных ворот и сквозь них

– четырёхколонный портик Присутственных мест с арочным окном в центре. Перед нами – строго осевая, динамичная композиция, акцентированная в средней части колокольней. Колокольня церкви Спаса – неотъемлемая часть корпуса Красных рядов и строилась вместе с ними.

Первоначальный проект их, подобно проекту сосед них Больших Мучных рядов, приписывают владимирскому губернскому архитектору Карлу Клеру, но строились они под руководством С. А.

Воротилова, костромского подрядчика и талантливого архитектора, прославившегося соборным ансамблем Костромского кремля.

Юго-западный портик Гостиного двора и колокольня Спаса. Чертеж С.А. Воротилова.

С. А. Воротилов, начавший в 1789 г. строительство Красных рядов, существенно отступил от проекта Клера. Четырёхколонный портик в центре волжского фасада, добавленный им к зданию, задуманная им надвратная колокольня подчеркнули ось город – Волга, связали корпус рядов с примыкающими к нему площадями.

Смерть мастера в начале 1790-х годов не позволила ему завершить свой замысел. Поэтому не случайно со Спасской колокольней связывают другое имя – механика, оптика и архитектора из купцов, уроженца Костромы А. В. Красильникова, одного из талантливых самоучек.

О причастности его к строительству колокольни свидетельствуют П. Свиньин, литератор и публицист первой четверти XIX в., и П. Ф. Островский, известный костромской краевед.

Это же подтверждается наличием построенного к тому времени портика и утолщённых стен по сторонам проезда под колокольней, с внутренней лестницей вверх.

Важно

Облик колокольни соответствует концу XVIII в., то есть раннему классицизму с отзвуком барокко в русской провинции.

Квадратный в плане нижний ярус колокольни, трактованный как основание, с четырёх сторон прорезан пологими арками; следующий вверх ярус звона – с высокими арками на каждой из четырёх сторон – декорирован пучками спаренных тосканских колонн с крепующимся антаблементом.

Крепованный аттик служит переходом к барочно выгнутому криволинейному восьмилотковому куполу с люкарнами в основании восьмигранного фонаря. Фо нарь решён в виде сквозной беседки и, в свою оче редь, завершается небольшим куполом и гранёным шпилем на промежуточной восьмигранной шейке.

Трудность при восстановлении колокольни церкви Спаса в рядах состояла в отсутствии и старого проекта (что весьма обычно в реставрационной практике), и поздних обмеров.

Читайте также:  Молитва перед авиаперелетом - для путешествующих

Единственными исходными материалами могли служить остатки основания колокольни на чердаке Красных рядов, а так же найдённое там же, случайно сохранившееся, зве но железного ограждения из яруса фонаря и две натурных, к счастью довольно отчётливых, фотогра фии, выполненные в 1908 г.

Поперечный разрез. Чертёж Л. С. Васильева из проектной документации. Около 1960-х гг.

Сопоставление натурных остатков с фотографиями, перевод перспективного изображения в ортогональные проекции, корректировка полученных данных сопоставлением их со старыми мерами (сажени, аршины, вершки), наконец, проверка высотных измерений по старому снимку, сделанному с пожарной каланчи (почти в ортогонали), позволили довольно близко подойти к оригиналу.

В ближайшее время Спасская колокольня вновь займёт своё место в архитектурном ансамбле центра, а город получит ведущую по высоте, изящную по форме доминанту, являющуюся неотъемлемой частью ансамбля костромского центра.

В послевоенные годы приведены в порядок цен тральные площади города и окружающие их торговые ряды. Высокий силуэт колокольни церкви Спаса в рядах дополнит эмоциональное восприятие архи тектурного рисунка старого русского города, расположенного на маршруте «Золотого кольца».

Колокольня церкви Спаса в рядах в процессе восстановления. Фото 1970-х гг.

Публикуется по тексту, помещённому в альманахе «Памятники Отечества» (книга 4, М., 1979, стр. 126– 132), с минимальной редакторской правкой. (Прим. ред.)

* С конца 2004 года – снова Ипатьевский монастырь. (Прим. ред.)

** XX века. (Прим. ред.)

Источник: http://kostromka.ru/architecture/vasiliev/90.php

Энциклопедия «Памятники истории и культуры Костромы»

Выдающийся памятник русского гражданского зодчества конца XVIII — первой трети XIX вв. в стиле классицизма, один из замечательных торговых комплексов Костромы, включающий в себя также культовые сооружения XVIII в.

и имеющий исключительно важное значение в застройке центра города. Эта территория издревле известна как место торга возле кремля, на котором стояли деревянные лавки. В писцовой книге по г.Костроме 1628 г.

упоминается о пустующем на торгу церковном месте, а «церковь была Всемилостивого Спаса Происхождение честных дерев Животворящего Креста».

Совет

В 1766 г. на этом месте на средства костромского купца С.С.Белова выстроена одноименная каменная церковь с приделом Покрова. В 1787 г. городовым магистратом принято решение согласно новому генеральному плану 1781 г. о строительстве Гостиного двора, проект которого составил главный архитектор наместничества К.Клер.

Сооружение было начато в 1791 г. под руководством известного местного зодчего С.А.Воротилова, который выступил в качестве подрядчика вместе со своими братьями Иваном и Петром и сыном Ефремом, а также с опытными большесольскими каменщиками К.Трубниковым и А.Шумиловым. Во изменение прежнего проекта С.А.Воротилов в 1792-1793 гг.

по собственному проекту построил портик обращенных к Волге юго-западных ворот двора с башней-колокольней над проездом. Во время ее сооружения зодчий умер, а позднее его братья и сын отошли от строительства Гостиного двора, которое было закончено в 1796 г. под руководством уездного землемера И.

Гове, исполнявшего обязанности губернского архитектора.

В 1820-х гг. к дворовой галерее Гостиного двора сделаны пристройки Рукавичного и Холщового рядов. В 1830-1832 гг. внутри двора по проекту губернского архитектора П.И.Фурсова возведены четыре каменных корпуса Мелочных рядов. В 1874-1875 гг.

в северо-западной части двора выстроены еще два каменных корпуса этих рядов. В 1937 г. разобраны пятиглавие церкви и колокольня-башня. В 1950-х гг. начаты ремонтно-реставрационные работы КСНРПМ по реконструкции комплекса зданий и их интерьеров, проводящиеся до сих пор. В 1974-1984 г.

восстановлены колокольня и завершение храма (арх. Л.С.Васильев и В.С.Шапошников).

Комплекс занимает большой прямоугольный в плане участок, вытянутый между площадями Сусанина и Советской, по периметру которого расположен Гостиный двор в виде замкнутого каре со скругленными углами.

В центре каждой из сторон устроены проезды во внутренний двор, причем рядом с западным из них поставлен храм с колокольней над воротами, являющейся высотной доминантой комплекса.

В восточной половине двора находятся два более крупных корпуса Мелочных рядов, а в западной – четыре меньших с более свободной незастроенной территорией перед выступающим внутрь двора храмом.

Обратите внимание

Главной постройкой комплекса является Гостиный двор – самое первое торговое здание Костромы подобного рода, одно из лучших архитектурных сооружений города периода классицизма. Это двухэтажное с подвалами здание в форме крупного прямоугольника со скругленными углами, кирпичное и оштукатуренное, выполнено в стиле раннего классицизма.

По внешнему и внутреннему периметру оно обрамлено галереей-аркадой, которая в конце XIX в. внутри двора была почти полностью застроена. Галерея состоит из одинаковых крупных арок, опирающихся на квадратные в плане пилоны с импостами и базами. Снаружи она поставлена на цоколь со ступенчатой лестницей по центру проемов.

Завершает стены крепованный карниз с дентикулами под выступающей частью. Четыре арочных въезда, трактованные в виде портиков с фронтонами, прерывают галерею в центре каждой из сторон.

Портики с внешней стороны охватывают три арки с дорическими пилястрами на пилонах, метопно-триглифным фризом в антаблементе и мелкими сухариками в карнизе фронтона. Изнутри им отвечает лишь одна средняя проездная арка с аналогичным декором и фронтоном.

Только западный портик выделяется использованием колонн вместо пилястр, архивольтов с замковыми камнями у арок и модульонами в карнизе фронтона. Первоначально на углах здания имелись проходы для пешеходов, позднее заложенные.

Внутри здания каждой арке соответствует секция купеческой лавки с оконными и дверными проемами, имеющими рамочные наличники и сандрики, и с круглым окном в обрамлении над ними, в люнете. От прежних перекрытий сохранились в основном крестовые своды над каждой ячейкой галереи, разделенные подпружными арками, и коробовые своды подвальных помещений под лавками.

Церковь Спаса в Рядах принадлежит к интереснейшим храмовым постройкам Костромы середины XVIII в., выполненным еще полностью в традициях предшествующего зодчества XVII в. Это бесстолпный пятиглавый одноапсидный храм, кирпичный и оштукатуренный.

Основной двусветный четверик с низким полукружием алтаря завершен четырехскатной кровлей с луковичными главами на восьмигранных глухих барабанах. Обширная трапезная частично встроена в корпус Красных рядов, в связи с чем имеет неправильной формы план с выступающим с севера приделом, увенчанным главкой.

Декор фасадов состоит из своеобразных полуколонок с филенчатым основанием и импостом, поставленных с отступом от углов четверика, пояса поребрика над цоколем, многополочного карниза и трех архивольтов у кокошников с каждой из сторон. Такие же колонки, но очень укороченные, расположены между окон на апсиде.

Важно

Необычны для Костромы наличники оконных и дверных проемов с лучковыми перемычками, явно тяготеющие к архитектурным памятникам Галича того же времени: они имеют форму рамки с полуколонками и треугольными фронтонами.

Барочный характер лишь у барабанов глав с филенками на узких раскрепованных диагональных гранях, нишами с арочным обрамлением – на основных, и карнизом с сухариками.

Росписи в четверике церкви Спаса в Рядах реставрированы частично, только на своде. Реставрационные работы проводила бригада художников-реставраторов КСНРПМ: А.М.Малафеев, Е.В.Ильвес, Е.И.Марев, Е.В.Рыбцов, Г.Б.Губочкин, искусствовед Е.В.Кудряшов. Росписи исполнены не ранее конца XIX в. (1880-е гг.).

Характер письма, композиционное решение картин-панно свидетельствуют о работе мастера, имеющего академическую выучку, опытного в стенном письме. Скорее всего, это кто-то из большесольских мастеров: Е.С.Сорокин или Г.Демидов, работы которых встречаются в церквях Костромской округи.

Живопись свода исполнена в комбинированной технике: орнаменты – клеевая, композиции – масляная живопись. В центре свода в круге изображен Саваоф, благословляющий двумя руками. Орнаментальные композиции из завивающихся побегов образуют раму вокруг центра и спускаются по углам свода, образуя равноконечный крест.

Ниже орнаментов до карниза в двойных арках изображены попарно летящие ангелы с атрибутами Страстей Господних, скрижалями Завета и весами. Ангелы развернуты спиной друг к другу, фланкируя по сторонам каждую из тематических композиций. Их атрибуты имеют смысловое значение, соответствующее сюжету картины-панно.

Пышные и одновременно суховатые орнаменты и фигуры ангелов выполнены в технике гризайли, имитирующей лепной декор (клеевая живопись). Контраст освещенных частей орнамента и теней гризайли смягчен розовым тоном теней, переходящих в розовый фон арок с фигурами ангелов.

Таким же серовато-охристым тоном с розовыми притенениями и белильными светами написана фигура Саваофа. Композиции свода в верхней части имеют килевидное завершение, образованное орнаментальной рамкой.

Совет

Сюжеты композиций связаны с крестным путем Христа: на северном лотке – Поцелуй Иуды, на западном – Суд Пилата, на южном – Несение креста, на восточном – панорама Иерусалима как фон для креста-распятия с предстоящими (навершие иконостаса). Тема Креста Господня – главная в системе росписи свода, что связано с посвящением главного престола.

Иконографически в основе композиций – картины известных европейских художников, но скорректированные в соответствии с характером и местоположением в системе росписи. Масляная живопись корпусная, плотная. Фон композиций – темный (ночное небо), на нем рельефно выступают фигуры живописных панно. Поздний академизм живописи, сохраняя стереотип лиц, фигур, уже не столь театрален, больше внимания уделяется эмоциональной связи между группами персонажей.

Граница свода отмечена развитым карнизом, также написанным в технике гризайли. Ниже карниза, над простенками окон второго света, в овалах были изображены митрополиты московские Иона и Алексий, а на противоположной стене – князь Александр Невский и равноапостольная Мария Магдалина. Вместе с композициями на стенах четверика они оставлены под набелом.

Иконостас утрачен. Декор трапезной не сохранился. Снаружи в полукружьях кокошников имеются остатки графьи живописных композиций, фрагментарная сохранность заставила оставить их под побелкой. Колокольня, построенная С.А.Воротиловым, выполнена в духе позднего барокко.

Ее трехъярусный объем, кирпичный и оштукатуренный, состоит из трех четвериков и купола, завершенного шпилем на многоярусном восьмигранном основании. Барочные формы особенно ярко проявились в верхних ярусах колокольни.

Второй ярус – с ромбическими нишами на раскрепованных боковых частях по сторонам большого полуциркульного проема; третий – с парными колоннами по краям арок звона, поставленными на постаменты и завершенными раскрепованным антамблементом с сухариками и дентикулами в карнизе.

Купол прорезан круглыми люкарнами с фронтонами у обрамлений, возвышающиеся над ним три поставленные друг на друга восьмерика последовательно уменьшаются в размерах. Внутри колокольни второй ярус перекрыт крестовым сводом, а третий – восьмигранным куполом на тромпах. Интересным образцом торговых зданий Костромы первой третий XIX в.

являются Мелочные ряды, выстроенные в стиле позднего классицизма. Это четыре одноэтажных кирпичных и оштукатуренных корпуса с подвалами, поставленные внутри Красных рядов. Два из них имеют более крупные Г-образные в плане объемы, вытянутые вдоль продольной оси двора, а два других – короткие прямоугольные, расположенные, наоборот, по поперечной оси.

Обратите внимание

Все корпуса двусветные и окружены по периметру колоннадой в уровне первого света в виде деревянного навеса на колоннах. Тосканские колонны с постаментами, базами и капителями, установленные на общих с корпусами стилобатах, поддерживают антамблемент и плоское перекрытие навеса.

На стенах корпусов им отвечают пилястры с широкими дверными проемами между ними (часть их заложена позднее), ведущими в лавки. Над скатной кровлей навеса стены корпусов рустованные и прорезаны большими полуциркульными окнами второго света с замковыми камнями и завершены карнизом. Кровля корпусов четырехскатная, вальмовая. Внутри корпуса сохранили лишь поперечные стены, разделяющие их на ряд отдельных помещений. Некоторые из помещений подвала перекрыты коробовыми сводами и сводами Монье.

Читайте также:  Икона божией матери рудненская

Два более поздних корпуса Мелочных рядов, выполненные во многом в духе эклектики, отличаются по своей архитектуре.

Их прямоугольные объемы, кирпичные и покрашенные по кладке, окружены навесами на чугунных фигурных столбиках. Углы корпусов закреплены широкими пилястрами, стены прорезаны проемами с лучковыми перемычками.

Стены над навесами с полуциркульными окнами второго света решены так же, как у основных корпусов.

Лит.: ИАК, вып. 31. Спб., 1909. С. 97; И.В.Баженов. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 14; Г.К.Лукомский. Барокко и классицизм в архитектуре Костромы // Старые годы, 1913. Январь С. 29; В.К. и Г.К.Лукомские. Кострома. Спб, 1913. С. 288-293; Ф.Рязановский. Памятники искусства и старины.

Кострома // Прошлое и настоящее Костромского края. Кострома, 1926. С. 130; В.Н.Иванов и М.В.Фехнер. Кострома. М., 1955. С. 62, 66-67; В.Н.Иванов. Кострома. М., 1970. С. 112-114; В.Н.Бочков и К.Г.Тороп. Кострома. Путеводитель. Ярославль, 1970. С. 25; Н.А.Коротков. Архитектурный ансамбль центра города Костромы // Ученые записки КГПИ им. Н.А.

Некрасова, Кострома, 1972. Вып. 21. С. 146-148; В.Н.Иванов. Кострома. 2 изд. М., 1978. С. 148-149; Кострома. Путеводитель. Ярославль, 1983. С. 122-123; Е.В.Кудряшов. Гостиный двор в Костроме. К творческой биографии костромского зодчего XVIII в. С.А.Воротилова // Краеведческие записки Костромского историко-архитектурного музея-заповедника.

Ярославль, 1986. Вып. IV. С. 62-67; И.М.Разумовская. Кострома. Л., 1989. С. 116-117, 119; Е.В.Кудряшов. Архитектурный ансамбль центра Костромы. Ярославль, 1992. С. 14-20; Е.В.Кудряшов. Костромской зодчий XVIII в. С.А.Воротилов // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Столица и провинция. М., 1994. С. 171-176. ГАКО, ф. 497, оп.

2, ед.хр. 8, л. 1-210 об.; д. 38, л. 4.

Источник: http://www.enckostr.ru/showObject.do?object=1804578224

«Кострома mon amour», солнечная

Давно мечтал встретить Новый год в поезде, а тут решили прокатиться до славного города Костромы, ну и почему бы не совместить праздник и этнографию, и вот за два часа до наступления 2014–го мы сидим в купе под мерный стук колёс.

Послушали новогоднее обращение Горбачева 1989 года, заранее скачанное мной в мобильник, хлопнули шампанским, разделали запеченную утку, закусили варёными яичками.

Вагон полупустой, только в соседнем купе собрались проводники со всего состава, тоже отмечают.

Важно

НГ в поезде круто!

В 9 утра вышли с поезда на полупустой вокзал Костромы, сдали вещи в багаж, и по навигатору пошли в сторону Макдональдса. Прошли полгорода, а он закрыт! Макдональдс! Закрыт! Я полностью разочарован в американском образе жизни

Источник: http://benzinych.ru/benzin/17670

Спаса Всемилостивого церковь. / Кострома город, Красные ряды. / Русские Церкви

Спаса Всемилостивого церковь.
Кострома город, Красные ряды.

Согласно костромской писцовой книге 1628 года, в «новом городе» Костромы, где располагался торг, находились «места церковные Всемилостиваго Спаса происхождение Честнаго Креста и Рождества Пречистыя Богородицы».

В шестидесятые годы XVIII века попечением купца Стефана Семеновича Белова здесь был возведен каменный Спасский храм в традициях архитектуры допетровского времени — пятиглавый, бесстолпный, одноапсидный — освящение которого состоялось в 1766 году.

В начале девяностых годов XVIII века при постройке Гостиного двора (Красных рядов) церковь оказалась во внутреннем пространстве рядов; одновременно, по-видимому, имевшуюся прежде колокольню разобрали, а взамен ее над юго-западными воротами выдающийся зодчий С.А. Воротилов в 1792-1793 годах воздвигнул новую колокольню в стиле позднего барокко.

В 1803-1808 годах к храму пристроили теплый придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В начале ХХ века причт храма состоял из священника и псаломщика.

Из церковных святынь костромичами особенно почитались храмовая икона Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня — древнего письма, богато украшенная золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями — и местночтимый образ святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. В 1929 году Спасская церковь была закрыта, с 1930 года в церковном здании размещался антирелигиозный музей. С конца тридцатых годов, после разрушения храмовых глав и колокольни, Спасская церковь использовалась как складское помещение.

В 1974-1976 годах главы и колокольня были воссозданы (авторы проекта — архитекторы Л.С. Васильев и В.С. Шапошников), однако кресты на храме установили лишь в 1992 году.

Совет

В том же году по инициативе Костромской епархии на колокольне храма были установлены колокола; с этого времени ежедневно в полдень над центральной частью Костромы звучит колокольный звон. С 1986 года в Спасской церкви размещается выставочный зал историко-архитектурного музея-заповедника.

К сожалению, несмотря на неоднократные обращения священноначалия Костромской епархии к государственным властям, вопрос о возвращении храма Спаса в рядах Церкви до сих пор не решен.

Отменить загрузку всех файлов Добавить фото Редактировать страницу

Всемилостивого Спаса церковь

Кострома. Церковь Спаса Нерукотворного образа в рядах.

Церковь Спаса в рядах построена в 1766г.

Кострома. Церковь Спаса в рядах.

Церковь Спаса Нерукотворного образа в рядах.

Церковь Спаса в рядах.

Спасская церковь.

Спасская церковь.

Спаса Всемилостивого церковь (7/3/2016).

Спаса Всемилостивого церковь (7/3/2016).

Спаса Всемилостивого церковь

Спаса Всемилостивого церковь

Спаса Всемилостивого церковь

Спаса Всемилостивого церковь

Спаса Всемилостивого церковь

Источник: http://russian-church.ru/photo.php?id=17873

Заметки о костроме. центр (часть первая). торговые ряды и храм спаса в рядах

    Когда вы оказываетесь в центральной части Костромы, вас вполне может охватить ощущение, что за последние 150, а то и 200 лет здесь почти ничего не изменилось.

Кажется, что достаточно убрать с улиц города автомобили и электрические провода, и вы как будто бы переноситесь во времени в первую половину XIX века.

И в этом нет ничего удивительного, если знать хотя бы вкратце историю города.

Дело в том, что почти полностью деревянная Кострома была практически целиком уничтожена в результате страшного пожара 1773 года. Но поскольку указом Екатерины II от 1781 года Кострома стала губернским центром, тогда же был утвержден генеральный план регулярной застройки города, согласно которому он должен был соответствовать званию столицы губернии.

    Строили каменные здания Костромы, разумеется, в том стиле, который являлся господствующим в архитектуре того времени, т. е.

в стиле классицизма (позже к нему прибавился и ампир, хотя элементы позднего барокко тоже присутствуют).

Ну а так как этот город на Волге издавна был купеческим, торговым, то не случайно, что застройка началась с возведенияторговых рядов.

Торговые ряды (Гостиный двор) начали строить в 1789 году. Первыми были построены Красные и Большие мучные ряды, а позже к ним добавились Пряничные, Рыбные, Табачные, Масляные и Мелочные ряды. Автором проекта был столичный архитектор К. Клер, а осуществляли его талантливые зодчие С. А. Воротилов, П. И. Фурсов и В. П. Стасов.

Название Гостиного двора – «Красные ряды» не имеют никакого отношения к коммунистической идеологии. Они получили такое наименование потому, что торговали здесь «красным товаром»: бархатом, парчой, атласом, шелковыми тканями и т.п.

Именно на средства купцов Красных рядов (которые были самыми зажиточными) было закончено строительство каменной пятиглавой церкви Спаса (1766 – 1794 гг.) и высокой колокольни в стиле позднего барокко к ней (начало XIX в.).

Обратите внимание

Причем Красные торговые ряды были построены таким образом, что составили с храмом и колокольней единый архитектурный ансамбль.

Так, главный вход в Гостинный двор со стороны Волги и вход в храм составляют практически единое целое.

Да и сама церковь Иисуса Христа Спасителя носит название «Спаса в рядах».

В 1937 году главы храма и колокольня были разобраны, но к счастью, их восстановили в 1974-1984 годах.

В настоящее время и Гостиный двор и все торговые ряды выполняют ту же самую функцию, что и раньше: в них располагаются самые разнообразные магизины.

Кострома не пострадала от войн XIX – ХХ столетий, а во время индустриализации СССР, в ней не было запланировано строительство крупных промышленных предприятий, поэтому центральная часть города осталась в неприкосновенности (здесь почти нет зданий выше трех этажей, за исключением нескольких доходных домов, построенных на рубеже XIX – ХХ веков, о самых интересных из них я обязательно расскажу), если не считать, конечно же, множества церквей, уничтоженных в годы богоборчества. Поэтому, гуляя по центру Костромы, можно насладиться духом настоящей русской провинции.

Продолжение следует…

Сергей Воробьев.

Источник: https://architectstyle.livejournal.com/139638.html

Церковь Спаса в Рядах. Достопримечательности — Путеводитель по Золотому кольцу России

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

Первое упоминание о Спасской церкви относится к 1628 году, когда в писцовой книге по Костроме упоминается о пустующем на торгу церковном месте, а «церковь была Всемилостивого Спаса Происхождение честных дерев Животворящего Креста».

А уже в 1760-х гг. попечением купца Стефана Семёновича Белова был возведён каменный Спасский храм в традициях архитектуры допетровского времени — пятиглавый, бесстолпный, одноабсидный — освящение которого состоялось в 1766 году.

Церковь во Имя Всемилостивого Спаса в Гостином дворе (Спас в Рядах) Al Silonov, GNU 1.2

В 1787 году городовым магистратом принято решение согласно новому генеральному плану 1781 года о строительстве Гостиного двора, проект которого с указанием лишь общих размеров составил главный архитектор наместничества К. Клер.

Важно

По этому плану церковь оказалась во внутреннем пространстве Гостиного двора (Красных рядов), именно тогда разобрали уже имевшуюся старую церковную колокольню.

Взамен ей архитектор С. А. Воротилов, получивший подряд на строительство Гостиного двора, в 1791–92 гг. выстроил новую колокольню в стиле позднего барокко. В ходе работ С. Воротилов значительно обогатил проект, устроив снаружи рядов колоннаду и воздвигнув над воротами со стороны Волги колокольню.

Спасская церковь со стороны Красных рядов Petrovitch1987, CC BY-SA 3.0

Приехавший к концу постройки в Кострому К. Клер счел, что изменения, внесенные С.

Воротиловым в первоначальный проект, испортили его и что колокольня весьма ненадежно решена в инженерном отношении и может вот-вот рухнуть. Дело дошло до суда. Но в ноябре 1792 г. в расцвете творческих сил С.

Воротилов умер, и работы по строительству рядов и колокольни завершили его сын Пётр и брат Ефрем.

Часовня Спаса в Овощных рядах (рядом с ГАЗелью)   Petrovitch1987, CC BY-SA 3.0

Начало XIX века (1803-08 гг.) ознаменовалось в истории храма тем, что к нему пристроили тёплый придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В начале XX века причт храма состоял из священника и псаломщика.

Новейшее время

В 1929 году храм Спаса в Рядах закрыли.

С 1930 года в помещении бывшего храма располагался антирелигиозный музей, но, уже в конце тридцатых годов, храмовую колокольню и главы разобрали, а церковь стала использоваться как складское помещение.

В 1974–1976 годах архитекторы Л. С. Васильев и В. С. Шапошников воссоздали колокольню и главы храма, но без крестов.

В 1992 году на главы и колокольню установили кресты.

С 1986 по 2007 год в храме располагался выставочный зал историко-архитектурного музея-заповедника.

С 2007 года храм передан епархии.

Источник: https://golden-ring.drugiegoroda.ru/attractions/14350-cerkov-spasa-v-ryadax/

Ссылка на основную публикацию