Благоверный князь андрей боголюбский

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский

День памяти: 4 июля

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский (1110–1174), внук Владимира Мономаха, сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны (в святом Крещении Марии), еще в юности был назван Боголюбским за постоянно присущее ему глубокое молитвенное внимание, прилежание к церковным службам и “утаенных молитв к Богу присвоение”. От деда, Владимира Мономаха, внук унаследовал великую духовную сосредоточенность, любовь к Слову Божию и привычку обращаться к Писанию во всех случаях жизни.

Храбрый воин (Андрей – означает “мужественный”), участник многих походов своего воинственного отца, не раз в сражениях был он близок к смерти. Но каждый раз Промысл Божий незримо спасал князя-молитвенника. Так, 8 февраля 1150 года в битве под Луцком святой Андрей был спасен от копья немецкого наемника молитвой к великомученику Феодору Стратилату, чья память совершалась в тот день.

Вместе с тем летописцы подчеркивают миротворческий дар святого Андрея, редкий в князьях и полководцах того сурового времени. Сочетание воинской доблести с миролюбием и милосердием, великого смирения с неукротимой ревностью о Церкви было в высшей степени присуще князю Андрею.

Обратите внимание

Рачительный хозяин земли, постоянный сотрудник в градостроительной и храмоздательной деятельности Юрия Долгорукого, он строит с отцом Москву (1147), Юрьев-Польский (1152), Дмитров (1154), украшает храмами Ростов, Суздаль, Владимир.

В 1162 году святой Андрей с удовлетворением мог сказать: “Я белую Русь городами и селами застроил и многолюдною сделал”.

Когда в 1154 году Юрий Долгорукий стал великим князем Киевским, он дал сыну в удел Вышгород под Киевом. Но Бог судил иначе.

Однажды ночью, это было летом 1155 года, двинулась в Вышгородском храме чудотворная икона Божией Матери, писанная святым евангелистом Лукой, незадолго до того принесенная из Царьграда и названная впоследствии Владимирской.

В ту же ночь, с иконой в руках, двинулся из Вышгорода на север, в Суздальскую землю, святой князь Андрей, тайно, без отчего благословения, повинуясь лишь воле Божией.

Чудеса от святой иконы, бывшие на пути от Вышгорода до Владимира, были записаны духовником князя Андрея “попом Микулицей” (Николаем) в “Сказании о чудесах Владимирской иконы Божией Матери”.

В десяти верстах от Владимира кони, везшие икону в Ростов, вдруг остановились.

Ночью князю Андрею явилась Богородица со свитком в руках и приказала: “не хощу, да образ Мой несеши в Ростов, но во Владимире поставь его, а на сем месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни”.

В память о чудесном событии святой Андрей повелел иконописцам написать икону Божией Матери такой, как Пречистая явилась ему, и установил празднование этой иконе 18 июня. Икона, названная Боголюбской, прославилась впоследствии многочисленными чудотворениями

Важно

На указанном Царицей Небесной месте построен князем Андреем (в 1159 году) храм Рождества Богородицы и заложен город Боголюбов, ставший его постоянным местопребыванием и местом мученической кончины.

Когда умер отец, Юрий Долгорукий († 15 мая 1157), святой Андрей не пошел на отчий стол, в Киев, а остался на княжении во Владимире. В 1158–1160 гг. был построен Успенский собор во Владимире, в который помещена Владимирская икона Божией Матери. В 1164 году воздвигнуты Золотые Ворота во Владимире с надвратной церковью Положения Ризы Богоматери и церковь Спаса на Княжьем дворе.

Тридцать храмов было создано святым князем Андреем за годы его княжения. Лучший из них – Успенский собор. Богатство и благолепие храма служило распространению православия среди окружающих народов и иноземцев-купцов.

Всех приезжих, и латинян, и язычников, святой Андрей приказывал водить в воздвигнутые им храмы и показывать им “истинное христианство”.

Летописец пишет: “и болгаре, и жидове, и вся погань, видевше славу Божию и украшение церковное, крестились”.

Завоевание великого волжского пути стало для святого Андрея основной задачей его государственного служения России. Волжская Болгария со времен походов Святослава († 972) представляла серьезную опасность для Русского государства. Святой Андрей стал продолжателем дела Святослава.

Сокрушительный удар по врагу был нанесен в 1164 году, когда русские войска сожгли и разрушили несколько болгарских крепостей.

Святой Андрей брал с собой в этот поход Владимирскую икону Божией Матери и двухстороннюю икону, на которой были изображены “Спас Нерукотворенный” на одной стороне и “Поклонению Кресту” – на другой.

(В настоящее время обе иконы в Государственной Третьяковской галерее.)

Совет

Великое чудо было явлено русскому войску от святых икон в день решающей победы над болгарами, 1 августа 1164 года. После разгрома болгарского войска князья (Андрей, его брат Ярослав, сын Изяслав и др.

) вернулись к “пешцам” (пехоте), стоявшим под княжескими стягами у Владимирской иконы, и поклонились иконе, “хвалы и песни воздавающе ей”.

И тогда все увидели ослепительные лучи света, исходившие от лика Богородицы и от Нерукотворного Спаса.

Оставаясь во всем верным сыном Православной Церкви, блюстителем веры и канонов, святой Андрей обратился в Царьград к патриарху с сыновней просьбой об учреждении особой митрополии для Северо-Восточной Руси.

С соответствующей княжеской грамотой в Византию отправился избранный князем кандидат в митрополиты – суздальский архимандрит Феодор. Патриарх Лука Хризоверг согласился посвятить Феодора, но не в митрополита, а лишь во епископа Владимирского.

В то же время, стремясь сохранить расположение князя Андрея, наиболее могущественного среди владетелей Русской земли, он почтил епископа Феодора правом ношения белого клобука, что было в древней Руси отличительным признаком церковной автономии – известно, как дорожили своим белым клобуком архиепископы Великого Новгорода. Очевидно, поэтому русские летописи сохранили за епископом Феодором прозвище “Белый Клобук”, а позднейшие историки называют его иногда “автокефальным епископом”.

В 1167 году умер в Киеве святой Ростислав, двоюродный брат Андрея, умевший вносить умиротворение в сложную политическую и церковную жизнь того времени, а из Царьграда был прислан новый митрополит, Константин II. Новый митрополит потребовал, чтобы епископ Феодор явился к нему для утверждения.

Святой Андрей вновь обратился в Царьград за подтверждением самостоятельности Владимирской епархии и с просьбой об отдельной митрополии.

Сохранилась ответная грамота патриарха Луки Хризоверга, содержащая категорический отказ в устроении митрополии, требование принять изгнанного епископа Леона и подчиниться киевскому митрополиту.

Исполняя долг церковного послушания, святой Андрей убедил епископа Феодора с покаянием поехать в Киев для восстановления канонических отношений с митрополитом. Покаяние епископа Феодора не было принято.

Обратите внимание

Без соборного разбирательства Митрополит Константин, в соответствии с византийскими нравами, осудил его на страшную казнь: Феодору отрезали язык, отрубили правую руку, выкололи глаза.

После этого он был утоплен слугами митрополита (по другим сведениям, вскоре умер в темнице).

Не только церковные, но и политические дела Южной Руси потребовали к этому времени решительного вмешательства великого князя Владимирского. 8 марта 1169 года войска союзных князей во главе с сыном Андрея Мстиславом овладели Киевом.

Город был разгромлен и сожжен, участвовавшие в походе половцы не пощадили и церковных сокровищ. Русские летописи рассматривали это событие как заслуженное возмездие: “се же здеяся за грехи их (киевлян), паче же за митрополичью неправду”.

В том же 1169 году князь двинул войска на непокорный Новгород, но они были отброшены чудом Новгородской иконы Божией Матери Знамения (празднуется 27 ноября), которую вынес на градскую стену святой архиепископ Иоанн († 1186, память 7 сентября).

Но когда вразумленный великий князь преложил гнев на милость и миром привлек к себе новгородцев, благоволение Божие вернулось к нему: Новгород принял князя, назначенного святым князем Андреем.

Таким образом, к концу 1170 года Боголюбский сумел добиться объединения Русской земли под своей властью.

Зимой 1172 года он послал на Волжскую Болгарию большую рать под командованием сына Мстислава. Войска одержали победу, радость ее была омрачена смертью доблестного Мстислава († 28 марта 1172 года).

…В ночь на 30 июня 1174 года святой князь Андрей Боголюбский принял мученическую кончину от руки изменников в своем Боголюбском замке. “Тверская летопись” сообщает, что святой Андрей был убит по наущению его жены, участвовавшей в заговоре. Во главе заговора стояли ее братья, Кучковичи: “и свещаша убийство на ночь, якоже Иуда на Господа”.

Важно

Толпа убийц, двадцать человек, пробралась к дворцу, перебила малочисленную охрану и вломилась в опочивальню безоружного князя. Меч святого Бориса, постоянно висевший над его постелью, был предательски похищен в ту ночь ключником Анбалом. Князь успел повергнуть на пол первого из нападавших, которого сообщники тут же по ошибке пронзили мечами.

Но вскоре они поняли свою ошибку: “и посем познаша князя, и боряхуся с ним велми, бяше бо силен, и секоша и мечами и саблями, и копийные язвы даша ему”. Копьем был пробит сбоку лоб святого князя, все остальные удары трусливые убийцы наносили сзади. Когда князь наконец упал, они опрометью бросились вон из опочивальни, захватив убитого сообщника.

Но святой еще был жив. Последним усилием он спустился по дворцовой лестнице, надеясь позвать стражу. Но стенания его были услышаны убийцами, они повернули обратно. Князь сумел укрыться в нише под лестницей и разминуться с ними. Заговорщики вбежали в опочивальню и не нашли там князя.

“Погибель нам предстоит, ибо князь жив”, – в ужасе вскричали убийцы. Но кругом было тихо, никто не пришел на помощь святому страдальцу. Тогда злодеи вновь осмелели, зажгли свечи и по кровавому следу пошли искать свою жертву.

Молитва была на устах святого Андрея, когда его вновь обступили убийцы.

Русская Церковь помнит и чтит своих мучеников и созидателей. Андрею Боголюбскому принадлежит в ней особое место. Взяв в руки чудотворный образ Владимирской Божией Матери, святой князь как бы благословил им отныне и до века главнейшие события русской истории.

1395 год – перенесение Владимирской иконы Божией Матери в Москву и избавление столицы от нашествия Тамерлана (празднуется 26 августа); 1480 год – спасение Руси от нашествия хана Ахмата и окончательное падение монгольского ига (празднуется 23 июня); 1521 год – спасение Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея (празднуется 21 мая).

Молитвами святого Андрея сбылись над Русскою Церковью его самые заветные чаяния. В 1300 году митрополит Максим перенес Всероссийскую митрополичью кафедру из Киева во Владимир, сделав Успенский собор, где покоились мощи святого Андрея, первопрестольным кафедральным храмом Русской Церкви, а Владимирскую чудотворную икону – ее главной святыней.

Позже, когда общерусский церковный центр сместился в Москву, пред Владимирской иконой совершалось избрание митрополитов и патриархов Русской Церкви. В 1448 г. пред нею совершилось поставление Собором русских епископов первого русского автокефального митрополита – святителя Ионы.

5 ноября 1917 года пред ней совершилось избрание Святейшего Патриарха Тихона – первого после восстановления патриаршества в Русской Церкви. В 1971 году, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, состоялась интронизация Святейшего Патриарха Пимена.

Литургическая деятельность святого Андрея была многогранна и плодотворна. В 1162 году Господь послал благоверному князю великое утешение: в Ростове были обретены мощи угодников Ростовских – святителей Исайи и Леонтия.

Общецерковное прославление ростовских святителей началось немного позже, но начало их народному почитанию положил князь Андрей. В 1164 году войска Боголюбского разгромили давнего врага, Волжскую Болгарию. Победы православного народа были ознаменованы расцветом литургического творчества в Русской Церкви.

Совет

В тот год по почину святого Андрея Церковь установила празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 1 августа (почитаемый русским народом “медовый Спас”), – в память о Крещении Руси святым равноапостольным Владимиром и в память победы над болгарами в 1164 году.

Учрежденный вскоре праздник Покрова Божией Матери 1 октября воплотил в литургических формах веру святого князя и всего православного народа в принятие Богородицей Святой Руси под Свой омофор. Покров Божией Матери стал одним из любимейших русских церковных праздников.

Покров – русский национальный праздник, не известный ни латинскому Западу, ни греческому Востоку. Он является литургическим продолжением и творческим развитием богословских идей, заложенных в празднике Положения Ризы Богородицы 2 июля.

Первым храмом, посвященным новому празднику, был Покров на Нерли (1165), замечательный памятник русского церковного зодчества, воздвигнутый мастерами святого князя Андрея в пойме реки Нерли так, чтобы князь всегда мог видеть его из окон своего Боголюбовского терема.

Святой Андрей принимал непосредственное участие в литературном труде владимирских церковных писателей. Он причастен к созданию Службы Покрову (древнейший список – в пергаменной Псалтири ХIV века. ГИМ, Син. 431), проложного сказания об установлении праздника Покрова (Великие Минеи Четьи. Октябрь. СПб., 1870, стлб. 4–5), “Слова на Покров” (там же, стлб. 6, 17).

Им написано “Сказание о победе над болгарами и установлении праздника Спаса в 1164 году”, которое в некоторых старинных рукописях так и называется: “Слово о милости Божией великого князя Андрея Боголюбского”. (Издано дважды: Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. С предисловием В. О. Ключевского. М., 1878, с. 21–26; Забелин И. Е.

Читайте также:  Святитель фотий, митрополит киевский, московский и всея руси

Следы литературного труда Андрея Боголюбского. – “Археологические известия и заметки”, 1895, № 2–З). Участие Боголюбского заметно и в составлении Владимирского летописного свода 1177 года, завершенного после смерти князя его духовником, попом Микулой, который включил в него особую “Повесть о убиении святого Андрея”.

Ко времени Андрея относится и окончательная редакция “Сказания о Борисе и Глебе”, вошедшая в “Успенский сборник”. Князь был особенным почитателем святого мученика Бориса, главной домашней святыней его была шапка святого Бориса. Меч святого Бориса всегда висел над его постелью.

Обратите внимание

Памятником молитвенного вдохновения святого князя Андрея является также “Молитва”, внесенная в летопись под 1096 годом, после “Поучения Владимира Мономаха”.

Источник: http://days.pravoslavie.ru/Life/life4155.htm

Житие благоверного князя Андрея Боголюбского

Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский

Св.блгв.вел.кн. Андрей Боголюбский родился в 1111 году и был вторым по старшинству сыном князя Юрия Долгорукого и его жены половецкой княжны, во святом крещении Марии, дочери половецкого хана Аэпы Асеневича.

Имя Юрия Долгорукого более всего известно в русской истории в связи с основанием Москвы — тогда еще небольшого городка-крепости на западных рубежах Ростово-Суздальской земли. Этот северный край был дан в управление Юрию его отцом, князем Владимиром Мономахом.

Столицей области был город Суздаль, где и располагался княжий двор. Здесь вырос и возмужал князь Андрей.

Про его детские годы (до крещения его звали Китаем) остались крайне скудные сведения, однако известно, что он получил прекрасное образование, которое давали своим сыновьям Рюриковичи по завету князя Ярослава Мудрого (знавшего пять европейских языков, в совершенстве владевшего и воинским искусством, и знанием градостроительной науки, и богословием).

 
Святой благоверный благоверный князь Андрей Боголюбский. Икона из иконостаса Боголюбского собора. 

От своего знаменитого деда Владимира Мономаха князь Андрей унаследовал многие черты характера: мужество, благородство, великодушие к врагам, цельность натуры и упорство в достижении поставленной цели. Как и Владимир Мономах, князь Андрей обладал пытливым философским умом, любил читать Священное Писание, заниматься богомыслием.

С детства он привык простаивать длинные церковные службы, весь годовой богослужебный круг: святцы знал наизусть. В летописи можно найти такую его характеристику: «Благоверный и христолюбивый князь Андрей от млады версты Христа возлюби и Всепречистую Матерь Его, смысл бо очистив и ум, яко палату красну, душу украсив всеми добрыми нравы… не омрачи бо ума своего пиянством».

За свое благочестие и получил он наименование Боголюбский.

Воспитание юного княжича включало в себя упражнения в воинском искусстве, развитие храбрости, находчивости и других качеств, необходимых для князя-военачальника. Привычка к воинской дисциплине, умение организовать себя и даже при самых неотложных делах найти время для молитвы не раз помогали ему впоследствии в жизни.

 
Образ святого благоверного князя Андрея Боголюбского. Фреска на княжеской колонне Успенского собора Княгинина монастыря во Владимире. Середина XVII в. 

Доблесть полководца и личное мужество Андрей неоднократно проявлял, участвуя в многочисленных походах отца. Особенно в этом отношении показателен подвиг Андрея около г. Луцка в 1150 году. Когда в битве св.

Андрей мужественно громил передние ряды противника, у него сломалось копье, было пробито пикой седло и лишь горячая молитва к великомученику Феодору Стратилату, чья память совершалась в тот день (8 февраля), спасла князя от копья немецкого наемника.

Важно

Князь Андрей не раз в сражениях был близок к смерти, но Промысл Божий хранил его. Вместе с горячим мужеством и бесстрашием князь обладал и редким в то суровое время миротворческим даром, сочетая в себе воинские доблести и трезвый ум со смирением и милосердием.

Но не только своей воинской доблестью прославился князь Андрей, а и государственным умом, созидательной кропотливой деятельностью по строительству новых городов. Отец его, Юрий Долгорукий, только намечал, где основать тот или иной город. И Кснятин, и Переславль-Залесский, и Юрьев-Польской (1152 г.), и Дмитров (1154 г.

), и Москва (1147 г.) крепли именно благодаря таланту, труду и воле деятельного и мудрого князя Андрея. В результате этой плодотворной работы северо-восток Руси к середине XII в.

превратился в богатый, процветающий, многолюдный край, который смог себя противопоставить в политическом отношении раздробленному, раздираемому княжескими междоусобицами, страдавшему от постоянных набегов кочевников Киеву. Князь Андрей любил Залесский край, свою родину.

По достижении совершеннолетия княжеским сыновьям давался обычно город для управления. Андрей получил от отца Владимир, в ту пору незначительный город, населенный ремесленниками, купцами, «мизинными» людьми.

После того, как в 1155 году Юрий Долгорукий становится князем киевским, он окружает себя своими сыновьями, отдав им соседние киевские уделы. Ближе всего он помещает своего старшего и талантливейшего сына Андрея, сделав его князем Вышгорода, расположенного от Киева всего в 10 верстах, чтобы тот был всегда «под рукой» отца. Около года княжил Андрей в Вышгороде.

Но не по нраву пришлась ему здешняя жизнь. Не любил он ни разгула, ни пиров (как его отец и другие южные князья), не мог он терпеть и постоянных смут и распрей своих родственников.

Понимая всю тщетность попыток изменить порядки на юге, князь Андрей начал обдумывать возможность своего отъезда на север, чтобы там организовать жизнь на принципах сильной и мудрой княжеской власти.

Еще в юности (по некоторым историческим данным) князь Андрей, достигнув совершеннолетия, предпринял путешествие к святыням Востока. Был в Иерусалиме и Константинополе, где прожил несколько лет, изучая быт и нравы народов Византийской империи. Греческие цари приходились ему родственниками, т.к.

Совет

по линии своего деда Владимира Мономаха, рожденного от греческой царевны Ирины, он был праправнуком византийского императора Константина Мономаха.

Именно тогда, во время пребывания в Византии, у князя Андрея зародилась мысль о создании такого же цельного православного государства с самодержцем во главе на территории раздробленных и разобщенных на тот момент русских земель.

Намного глубже и дальше современников видел князь своим проницательным умом. Он понимал, что за княжескими усобицами в борьбе за киевский престол и лучшие города, за братоубийствами и клятвопреступлениями стоит великая угроза и опасность для Руси.

В Киеве великокняжеская власть была сильно ограничена влиятельным и изменчивым городским вечем. Слишком была своевольна родовитая киевская дружина, да и южная граница с непокойной половецкой степью лежала рядом, поэтому для осуществления замыслов князя Андрея нужна была новая столица.

Промыслом Божиим был указан град Владимир.

Источник: http://osa-pokrov.prihod.ru/2015/02/26/zhitie-blagovernogo-knyazya-andreya-bogolyubskogo/

Благоверный князь Андрей Боголюбский

Князь Андрей, сын великого князя Юрия Долгорукого, как удельный князь в разное время владел Пинском, Дорогобужем, Пересопницей, Вышгородом и был противником междоусобных войн, ослаблявших южные княжества.

Рожденный и воспитанный на севере, он всей душой стремился на родину, во Владимир, и не раз просил отца отпустить его туда. В 1154 г.

, после многих кровавых битв, отец его стал великим князем Киева и дал сыну Вышгород, чтобы иметь себе близкую опору, но Андрей в следующем году тайно, вопреки желаниям отца, отправился на родной север. Он взял с собой из Вышгорода чудотворную икону Богоматери, доставленную туда из Константинополя.

В десяти верстах от Владимира лошади остановились и не шли вперед, а Богоматерь, явившаяся во время ночной молитвы Андрея, объявила, что икона Ее должна быть во Владимире, а не в Ростове.

Благоверный князь велел изобразить Богоматерь в том виде, в каком Она ему явилась, и на месте явления велел построить обитель и храм в честь иконы Боголюбской. Место это в ознаменование любви небесной было названо Боголюбовом. Оставшись во Владимире как удельный князь, Андрей по мере сил заботился об улучшении состояния своего княжества.

Когда умер отец Андрея Юрий, князь Суздальский и Киевский (1157 г.), ростовцы и суздальцы, наслышанные о высоким добродетелях Андрея, признали его своим князем. Так благоверный Андрей стал великим князем северной России.

Болгары-магометане, платившие дань суздальскому князю, решили, что при Андрее жить станет вольготнее, и взялись оскорблять веру русских. Желая образумить их  и прославить Христа, великий князь отправился к ним с многочисленным войском. Чудотворную икону Богоматери, икону Спасителя и крест воины взяли с собой. И многими победами был прославлен благоверный князь под защитой святынь.

В самом начале своего правления объявил великий князь Андрей (1159 г.): «Хочу искать Новгорода добром и лихом». Умный и дальновидный князь считал, что демократия богатого и сильного княжества не способна приносить пользу при раздробленной власти, и решил для пользы всей России смирить новгородцев.

Обратите внимание

В продолжение всего княжения он стремился к этой цели и достиг ее: Новгород стал слушаться великого князя Андрея. В 1159 г. он сказал новгородцам: «Вы должны целовать крест в том, что будете признавать меня своим князем, а я буду заботиться о вашем счастии». На княжение был поставлен в Новгород князь Святослав, но горожане выгнал его.

Князь Андрей собрал войско и пошел на усмирение бунта.

Киевский престол после Юрия, отца Андрея, занимали князья, старше по возрасту князя Андрея. Когда же после блаженного князя Ростислава Киев занял Мстислав Изяславич, это оскорбило князя Андрея, так как Мстислав был его троюродным племянником. Началась война (1169 г.), и сын Андрея посадил  в Киеве своего дядю князя Глеба.

Спустя два года Глеб умер, затем вскоре умер и князь Владимир; в 1171 г. по воле князя Андрея престол занял князь Роман Смоленский. Резкий отзыв Андрея о Ростиславичах вооружил против его власти многих южных князей.

После поражения Андрея в битве при Вышгороде киевский престол был потерян, но вскоре юг опять покорился сильному суздальскому князю.

Военная политика князя Андрея была направлена на объединение княжеств под сильной рукой и, таким образом, создание единого Русского государства.

Многими благодеяниями прославился владимиро-суздальский князь. Укрепив от врагов Владимир, он заложил великолепный собор в честь Успения Богоматери, не пожалев средств. Камень для храма привозили из болгарских каменоломен.

Внутренняя отделка и украшение собора поражали своим великолепием: драгоценные камни, серебро  и золото покрывали иконы; из золота же были несколько сосудов и крестов. Когда строительство было закончено, в храм поставили богато украшенную чудную икону Богоматери.

Князь отдал собору лучшие имения, утвердил кафедру и просил патриарха назначить для северной России своего митрополита, но патриарх, опасаясь раздоров, отказал.

Важно

В 1165 г., оплакивая смерть сына Изяслава, князь построил для молитв за усопшего Покровский монастырь в версте от Боголюбова, при впадении Нерли в Клязьму.

Кроме Боголюбской и Покровской обителей, князем Андреем были построены Владимирский Вознесенский, Владимирский Спасский у Золотых ворот, Владимирский Успенский девичий и Козьмодемьянский монастыри.

В управлении своими княжествами благоверный Андрей старался соблюдать справедливость: сам он вел жизнь трезвую, чистую, деятельную, награждал добрых, пороки же преследовал со всей строгостью закона. Благоверный князь был сострадателен к несчастным, сам ухаживал за больными; для бедных и заключенных в темницах развозили по его указанию пищу и мед.

Боголюбивый способствовал христианскому просвещению и сам прилежно читал книги. Особенно он заботился о просвещении представителей иной веры, живших в его княжествах: магометан-болгар, язычников-черемисов (марийцев) и мордвы, иудеев-торговцев. Много сил положил князь на присоединение к Православию папистов.

При дворе его жило много новообращенных христиан.

Были и недовольные великим князем. Близкий родственник Андрея Яким Кучкович, озлобленный тем, что его брат был казнен за какое-то преступление, Анбал Ясин, крещеный язычник, Ефрем Моизич, крещенный жид, составили заговор, собрав завистников и озлобленных тем, что справедливый князь не дозволял им весело жить за счет других.

Замыслив убить Андрея, вооруженные заговорщики глубокой ночью пришли в Боголюбово. Зарезав стражей дворца, вломились они в сени и уже подходили к спальне князя, как вдруг охватил их необъяснимый ужас. Злодеи бросились бежать; в погребе княжеском напились вина и, осмелев, пошли убивать князя.

Читайте также:  Школа веры: поместные православные церкви

Андрей, услышав шум, схватился было за меч, но его не оказалось – еще днем его украл ключник Анбал Ясин. Убийцы напали на князя. Долго отбивался Андрей, несмотря на то, что со всех сторон его рубили саблями и кололи копьями, и наконец упал.

Расправившись с князем, утром следующего дня злодеи убили Прокопия, верного слугу Андрея, забрали во дворце золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, ткани и отправили награбленное по домам. Затем они восстановили народ против верных чиновников князя, и повсюду начались страшные грабежи и убийства.

Добрый слуга Козьма, отыскав святое тело благоверного князя, принес его в церковь и положил в притворе. На третий день, когда мятеж еще не кончился, козьмодемьянский игумен Арсений отдал полагающие почести убиенному князю-благотворителю. Тело внесли в церковь, совершили над ним погребальное пение и опустили в могилу, выложенную камнем.

Между тем, дурные люди, являясь из сел, продолжали  грабежи в городе. С чудотворной иконой Богоматери, священник, служивший при ней, ходил по городу, уговаривая народ прекратить безпорядки. Наконец страсти улеглись. На шестой день владимирцы тожественно перенесли тело благоверного князя в свой собор и здесь похоронили.    

12 июль 2013 /

Источник: https://pravoslav-voin.info/azi/3984-blagovernyj-knyaz-andrej-bogolyubskij.html

Князь Андрей Боголюбский

Святой Благоверный князь Андрей Боголюбский (предположительно 1111 – 1174 гг.) – князь Вышгородский, Дорогобужский, великий князь Владимирский; сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха.

Князь Андрей Боголюбский (прозвище «Боголюбский» получил как основатель города Боголюбый на реке Нерли) является одним из самых видных политических деятелей Древней Руси.

Во времена княжения Андрея Боголюбского политический и экономический центр Руси переместился из Киева и Киевского княжества в город Владимир, который позднее официально стал новой столицей.

Совет

Благодаря деятельности князя Андрея город Владимир и Владимирское княжество начали активно развиваться экономически и достигли небывалого до этого могущества.

В 18 веке Андрей Боголюбский был канонизирован Русской Православной церковью в лике благоверного, мощи князя несколько раз переносились и сегодня хранятся в Успенском соборе во Владимире.

Андрей Боголюбский. Краткая биография

Точная дата рождения князя неизвестна. Первые упоминания о нем в русских летописях относятся к периоду вражды между Юрием Долгоруким (отцом Андрея) и Изяславом Мстиславовичем. Предположительно, Андрей Боголюбский родился в 1111 году, хотя встречаются и другие даты, например – 1113 год.

О ранних годах Андрея Боголюбского известно немного – он получил хорошее воспитание и образование, много внимания уделялось при этом духовности и христианству.

Более детальные сведения о жизни князя Андрея появляются уже после его совершеннолетия, когда он начинает княжить в разных городах по приказу своего отца.

В 1149 году Андрей Боголюбский отправляется княжить в Вышгород по настоянию отца, однако всего спустя год его переводят на Запад, в города Пинск, Туров и Пересопницу, где Андрей княжит еще год. В 1151 году Юрий Долгорукий снова возвращает сына в суздальские земли, где тот находится вплоть до 1155 года, а затем отправляется в Вышгород.

Несмотря на то, что Юрий Долгорукий желает видеть сына князем в Вышгороде, Андрей спустя некоторое время возвращается обратно во Владимир и, согласно легендам, привозит с собой икону Богородицы, позднее получившую название Владимирской Богоматери.

После возвращения, Андрей Боголюбский так и остается править в городе Владимире, на тот момент довольно небольшой и уступающем в экономическом развитии другим городам княжества.

После смерти Юрия Долгорукого в 1157 году Андрей Боголюбский наследует от отца титул Великого князя, однако переезжать на княжение в Киев отказывается и остается во Владимире. Считается, что именно этот поступок Андрея Боголюбского стал первым шагом на пути к децентрализации власти. В этом же году Андрея избирают князем Владимирским, Суздальским и Ростовским.

Обратите внимание

Отказ Владимира княжить в Киеве многими историками воспринимается, как перенос столицы во Владимир, хотя официально это произошло позже. Правомерность подобного утверждения сегодня оспаривается, однако общепринято считать, что смещение центра власти с Киева во Владимир все же произошло, пусть и неофициально, именно благодаря деятельности Андрея Боголюбского.

В 1162 году Андрей Боголюбский, опираясь на помощь своих дружинников, изгоняет из Ростово-Суздальского княжества всех своих родственников, а также дружинников покойного отца и становится единоличным правителем в этих землях.

За период своего правления Андрей Боголюбский значительно расширил власть Владимира, подчинив себе многие окрестные земли и завоевав огромное политическое влияние на северо-востоке Руси. В 1169 году князь Андрей и его войско совершает удачный поход на Киев, в результате которого город остается практически полностью разоренным.

Князь Андрей Боголюбский умер в 1174 году в ночь с 29 на 30 июня в городе Боголюбове (который он же и основал). Князь был убит в результате заговора бояр, недовольных его политикой и растущей властью.

Канонизирован в 1702 году.

Внешняя и внутренняя политика Андрея Боголюбского

Основная заслуга внутренней политики князя Андрея – рост благосостояния Ростово-Суздальского княжества. В первые годы правления на эти земли пребывало очень много людей из других княжеств, а также немало беженцев из Киева, которые стремились поселиться в более спокойных и безопасных городах. Приток народу дал существенный толчок к развитию экономики региона.

Ростово-Суздальское княжество, а позднее и город Владимир стремительно наращивали свое благосостояние, и вместе с этим политическое влияние, в результате чего к концу правления князя Андрея фактически стали новым политическим центром, отняв власть у Киева.

Кроме того, Андрей Боголюбский приложил немало усилий для того, чтобы отстроить город Владимир и превратить его в настоящую столицу: во времена его правления были построены Владимирская крепость, Успенский собор и многие другие сооружения, по сей день считающиеся культурными памятниками.

Андрей Боголюбский также уделял большое внимание развитию культуры и духовности на Руси, которые в тот период были неразрывно связаны друг с другом.

Князь Андрей стремился к религиозной независимости Руси от Византии, несколько раз пытался получить самостоятельность от киевской митрополии.

Он ввел несколько новых религиозных праздников, регулярно приглашал на Русь зодчих для постройки многочисленных храмов и соборов. Благодаря этому начала складываться собственная русская традиция в зодчестве.

Внешней политике Андрей Боголюбский также уделял немало внимания. Больше всего он был сосредоточен на защите русских земель от набегов кочевников, стремился к независимости Руси от других государств. Совершил ряд успешных походов на Волжскую Булгарию.

Итоги правления Андрея Боголюбского

Основной итог правления князя Андрея – появление совершенно нового политического и экономического центра в городе Владимире.

Кроме того, Андрей Боголюбский сделал немало для дальнейшего развития на Руси самодержавия (считается одним из предвестников формирования системы единоличной власти на Руси).

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

Источник: http://historykratko.com/knyaz-andrey-bogolyubskiy

Андрей Боголюбский (1169-1174): правление Владимирского князя

Князь Андрей Боголюбский был сыном Юрия Долгорукого. Отец еще при жизни выделил удел своему сыну – город Вышгород. Конкретных сведений об этом этапе жизни князя не очень много.

Известно только, что некоторое время правил в Вышгороде, но после самовольно покинул город и отправился во Владимир.

Почему Андрею достался ничем не примечательный Вышгород?  Дело в том, что Юрий долгорукий должен был передать власт после своей смерти Андрею, поэтому хотел держать сына возле себя.

Почему получил прозвище “Боголюбский”

Покинув Вышгород, Андрей направился во Владимир. По дороге он проезжал через село Боголюбово. В этом селе конь Андрея остановился, и его не могли сдвинуть с места. Князь посчитал это добрым знаком и божьим явлением, поэтому приказал построить на этом месте дворец и церковь Богородицы.  Именно поэтому в историю князь вошел как Андрей Боголюбский.

Правление

Правление Андрея Боголюбского началось в Ростово-Суздальском княжестве. Очень быстро он переименовал его во Владимиро-Суздальское княжество. Это был типичный князь эпохи феодальной раздробленности. Он стремился возвысить свое княжество, и подчинить своему влиянию остальные княжества.

Подъем Владимира

Я не случайно говорил, что изначально княжество называлось Ростово-Суздальским. В нем было 2 главных города Ростов и Суздаль. В каждом городе были сильные боярские группировки. Поэтому молодой князь Андрей решил править не в этих городах, а в сравнительно молодом Владимире.  Именно поэтому и произошло переименование княжество, и именно отсюда берет начало возвышение города Владимира.

С 1157 году Андрей был полноправным и самостоятельным правителем Владимиро-Суздальского княжества.

Религия

Религиозная составляющая является важной для понимания личности князя и тех задач, которые он решал. Главная черта правления Андрея Боголюбского – стремление к независимости и к самостоятельному правлению.

 Именно этого он хотел для себя, для своего княжества, и для религии своего княжества. Фактически он пытался создать новое ответвление в христианской религии – культ Богородицы.  Сегодня это может показаться диким, поскольку Богородица важна во всей религии.

Поэтому нужно привести описание того какие храмы строились в крупных городах:

  • Киев и Новгород – храм в честь святой Софьи.
  • Владимир – храм Успения Богородицы.

С точки зрения религии это разные мировоззрения и в какой-то мере даже противоречия. Стремясь это подчеркнуть князь Андрей Боголюбский обратился в Константинополь, стремясь разделить Киевскую и Ростовскую епархии, перенеся последнюю во Владимир. Византия эту идею отклонила и разрешила только в рамках княжества перенести епархию из Ростова во Владимир.

В 1155 году Андрей вывез из Вышгорода икону, которая сегодня считается одной из главных православных святынь – Владимирская икона Божьей Матери. Именно во время его правления были впервые установлены такие церковные праздники как Спаса (1 августа) и Покрова (1 октября).

Военные успехи

В летописях отмечают, что Андрей Боголюбский был отличным воином. На его счету были у победы и поражения, но во всех битвах он проявлял себя храбро. Стремясь создать единственное могущественное княжество, ему нужно было ликвидировать отставание Владимира от Киева и Новгорода. Для этого был избран путь войны.

8 марта 1169 года войска Андрея Боголюбского штурмом взяли Киев.  Князь не хотел здесь править, а  рассматривал победу исключительно как удельный правитель – разграбить противника и ослабить его. В результате Киев был разграблен, а на княжение в городе Андрей утвердил своего брата: Глеба.

В дальнейшем в 1771 году, после смерти Глеба,  киевский трон был передан князю Роману  Смоленскому. Примечательно, что когда князь Андрей потребовал ль Романа Ростиславича Смоленского выдать бояр, которых подозревали в убийстве Глеба – великий князь получил отказ. В итоге была новая война.

 В этой войне армия Андрея Боголюбского была разбита армией Мстислава Храброго.

Решив проблему Киева князь Андрей устремил взор своей армии на Новгород, но 25 февраля 1770 года Боголюбский проиграл сражение новгородскому войску. После поражения он решил действовать хитростью и перекрыл доставку в Новгород зерна. Опасаясь голода, новгородцы признали главенствующее положение Владимиро-Суздальского княжества.

Убийство князя

Сегодня популярной является версия, что правление Андрея Боголюбскогок концу его жизни уже не вызывало одобрения у населения.

Люди все меньше верили в своего князя, поэтому  был составлен заговор, в ходе которого князя убили.

Убийство Андрея Боголюбского случилось ночь 29 июня 1174 года, когда группа заговорщиков (это были бояре и знать) ворвались в покои князя и убили его. Тут  очень важны для осмысления 2 вещи:

  1. Князь Андрей Юрьевич Боголюбский был безоружным. Это несмотря на то, что в ту эпоху, когда заговоры и убийства были обычным делом, оружие всегда было при знатном человеке.  Наиболее аргументированная версия – бояре подкупили кого-то из окружения князя. Современные историки поддерживают эту версию, и говорят, что подкупили личного ключника, который и украл меч.
  2. В заговоре принимали участие только бояре. Этот факт опровергает версию, что князь к концу жизни перестал пользоваться доверием людей. Он перестал пользоваться доверием бояр, которые боролись за власть. Причина? Андрей начал активно бороться со вседозволенностью знати.

Очень важный момент – как только стало известно, что князь Андрей Юрьевич Боголюбский убит простые люди восстали против бояр, виновных в заговоре, и многих из них убили.

Тяжело представить, что народ так бы отреагировал на смерть князя, которого они не любили.

В действительности же боярский заговор против князя был связан с его политикой и попыткой укрепить собственное самодержавие, притеснив власть бояр.

Читайте также:  Святитель дионисий суздальский

Источник: https://istoriarusi.ru/udel/andrej_bogolubskij.html

Андрей Боголюбский: Трудный путь к единству – Православный журнал “Фома”

В историю России благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский (1110/11–1174) вошел как один из первых, кто попытался создать единое Русское государство. Князь вписал свою страницу и в историю Русской Православной Церкви.

Князь-политик

Будущий князь был сыном основателя Москвы Юрия Долгорукого и половецкой княжны, принявшей в крещении имя Мария. Его дедом был не менее известный князь Владимир Мономах.

Считается, что именно от него князь Андрей унаследовал любовь к чтению Священного Писания, особую духовную сосредоточенность и усердие в молитве.

О ранних годах жизни князя Андрея известно немного, но само то время было непростое – Русь раздирали междоусобные войны, фактически страна разделилась на множество враждующих лагерей. Во многом происходящее напоминало гражданскую войну.

Андрей Боголюбский

В 1149 году, после того как его отец занял Киев, Андрей получил во владение Вышгород. После этого он принял участие в военном походе на Волынь против князя Изяслава Мстиславича. Затем некоторое время он владел Дорогобужем.

Важно

В 1153 году Андрей Боголюбский был посажен на княжение в Рязани, но скоро был изгнан оттуда князем Ростиславом Ярославичем, вступившим в союз с половцами. После 1154 года он вновь был направлен в Вышгород, но уже через год, вопреки воле своего отца, уехал во Владимир-на-Клязьме.

По дороге в Суздальскую землю как раз и произошло событие, ставшее причиной написания Боголюбской иконы…Князь предпринимал попытки централизации власти, что было гораздо полезнее для Руси, чем постоянные междоусобные конфликты. Так, например, он боролся с практикой вечевых сходок, изгнал из Ростовской земли многих бояр.

Опорой его была княжеская дружина, в том числе младшие дружинники («милостники»), а также простые горожане Владимира. Можно сказать, что именно князь Андрей Боголюбский создал прообраз будущего дворянства России.

Конечно, во многом, князь Андрей был сыном своего жестокого времени, но, несмотря на внешние обстоятельства, он стремился действовать исходя из голоса христианской совести. Летописцы отмечали миролюбивый характер князя. Он не любил ссор, а если что-то и происходило, то старался быстро примириться со своим противником.

Вот как писал о нем историк Ключевский: «Андрей любил забываться в разгаре сечи, заноситься в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем.

Всё это было очень обычно на юге, где постоянные внешние опасности и усобицы развивали удальство в князьях, но совсем не было обычно умение Андрея быстро отрезвляться от воинственного опьянения.

Тотчас после горячего боя он становился осторожным, благоразумным политиком, осмотрительным распорядителем. У Андрея всегда всё было в порядке и наготове; его нельзя было захватить врасплох; он умел не терять головы среди общего переполоха.

Привычкой ежеминутно быть настороже и всюду вносить порядок он напоминал своего деда Владимира Мономаха. Несмотря на свою боевую удаль, Андрей не любил войны и после удачного боя первый подступал к отцу с просьбой мириться с побитым врагом».

Князь-строитель

В 1157 году, после смерти отца, князь Андрей стал правителем Владимира, Ростова и Суздаля. Столицу он перенес во Владимир. В эти годы он активно занимался строительством. Так, в 1158–1164 годах им была построена земляная крепость с двумя каменными башнями и знаменитыми Золотыми воротами.

Также во Владимире был возведен Успенский собор, многие другие церкви и монастыри. В своей резиденции в Боголюбове князь построил ук-репленный замок. В годы его правления также была возведена церковь Покрова на Нерли – шедевр не только русской, но и мировой церковной архитектуры.

В целом князем Андреем было построено тридцать храмов.

Церковь Покрова на Нерли

Помимо политики и строительства князь Андрей уделял внимание и церковной жизни. Предполагают, что именно по его инициативе в Русской Православной Церкви были учреждены праздники – Всемилостивого Спаса (третий, Хлебный Спас) и Покрова Пресвятой Богородицы.
Князь внес свой вклад и в литературу своего времени.

Он участвовал в создании службы празднику Покрова, проложного сказания об установлении праздника Покрова, «Слова на Покров». Им также было написано «Сказание о победе над болгарами и установлении праздника Спаса в 1164 году».

Исследователи отмечают участие Андрея Боголюбского и в составлении Владимирского летописного свода 1177 года.

Опередивший свое время

Несмотря на внутренние нестроения, терзавшие Русь того времени, князь Андрей находил силы и для того, чтобы вести оборонительную политику против внешних врагов страны, а также весьма успешно воевать с ними. Основным противником князя Андрея в то время была Волжская Булгария, куда он совершил два военных похода.

Первый из них – в 1164 году – завершился разгромом булгар и захватом у них города Бряхимов (Ибрагимов). Второй – в 1172–73 годах, он оказался неудачным, так как князя не поддержали бояре. Результатом неудачи и конфликта с видными боярскими родами стал заговор против князя Андрея, организованный последними.

В ночь с 28 на 29 июня 1174 года был убит боярами-заговорщиками в своем замке в Боголюбове. По преданию, князь принял смерть с истинным христианским смирением, произнеся слова: «Если, Боже, в этом мне сужден конец – принимаю его я».

Совет

После гибели Андрея Боголюбского в его владениях развернулась борьба за наследство, которая лишний раз подтвердила неготовность тогдашнего общества к объединению в единое государство. Вероятно, идеи князя и его попытки централизации власти просто опередили то время, в которое он жил.

Около 1702 года Андрей Боголюбский был прославлен в лике святых как благоверный князь. Церковь канонизировала его за труды на благо православной веры: строительство и благоукрашение храмов и монастырей, установление праздников, составление служб.

На анонсе Успенский собор во Владимире, источник фото wikipedia.org

Источник: https://foma.ru/andrey-bogolyubskiy-trudnyiy-put-k-edinstvu.html

Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский

№13 (71) / 13 января ‘97

Жития святых

Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский был сыном великого князя Юрия Долгорукого и внуком Владимира Мономаха. От деда святой Андрей унаследовал великую духовную сосредоточенность, любовь к Слову Божьему и привычку обращаться к Писанию во всех случаях жизни.

Любил князь церковное пение и церковное служение, хорошо знал Устав церковный и прекрасно помнил, память какого святого, в какой день совершается. Любил он тайные ночные молитвы и часто ночью, тайком от всех, ходил в храм, зажигал свечи и молился. Он любил нищих и убогих, давая им милостыню говорил: «Се есть Христос, пришедый искусить меня».

Отец дал ему в управление Владимир на Клязьме, маленький, недавно возникший пригород, и там Андрей прокняжил далеко за 30 лет своей жизни, не побывав в Киеве. Южная, как и северная, летопись молчит о нем до начала шумной борьбы, которая завязалась между его отцом и двоюродным братом Изяславом Волынским.

Андрей появляется на юге впервые в 1148 году, когда Юрий, восторжествовав над племянником, сел на киевский стол. Андрей скоро выделился из толпы тогдашних южных князей своими личными особенностями, своеобразным характером.

Он в удали не уступал своему отважному сопернику Изяславу, любил забываться в разгаре сечи, залетать в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем. Все это было очень обычно на юге, где постоянные внешние опасности и усобицы развивали удальство в князьях. Но совсем не было обычно умение Андрея быстро отрезвляться от воинственного опьянения.

Тотчас после боя он становился осторожным, благоразумным политиком, мирным распорядителем. У Андрея всегда все было в порядке, его нельзя было застать врасплох, он умел не терять головы во время переполоха. Несмотря на свою боевую удаль, он не любил войны, после удачного боя первый подступал к отцу с просьбой мириться с побитым врагом.

Обратите внимание

Южно русский летописец с удивлением отмечает в нем эту черту характера, говоря: «Не величав был Андрей на ратный чин, но ждал похвалы лишь от Бога». Точно так же Андрей совсем не разделял страсти отца к Киеву, был вполне равнодушен к матери городов русских и ко всей южной Руси.

Смущался князь Андрей, видя нестроение своей братии, племянников и всех сродников своих: вечно они в мятеже и волнении, все добиваясь великого княжения киевского, ни у кого из них ни с кем мира нет, и оттого все княжества запустели; скорбел об этом Андрей в тайне своего сердца.

В 1155 г. великий князь Юрий Долгорукий отдал Вышгород в удел благоверному князю Андрею. Но Андрей уже замышлял удалиться от юга России на север. Устрояющему царства Господу угодно было чудесным образом укрепить намерение Андрея и в утверждение новому княжению даровать икону Своей Пренепорочной Матери.

Мысль Андрея основать на Севере отдельное княжество укрепилась в молитве. Заступница для нового княжения обретена, и Андрей в 1155 году без ведома отца, ночью уехал из Вышгорода, взяв с собою вместо сокровищ чудную икону Богоматери.

Ее сопровождали из клира Вышегородского священник Николай и диакон Нестор. На пути пред иконою совершали молебные пения, и от иконы совершались чудеса. «Их было так много, — говорит летописец, — что о них одних нужно особое сказание».

С иконою Богоматери пришли к реке Яузе, которая в то время была очень полноводна. Князь послал одного из бывших с ним всадников поискать брода в реке. Посланный, едва съехал с берега, тотчас с конем погрузился в глубину реки, так что его и не видно стало.

Князь, обвиняя себя в смерти сего человека, со слезами обратился на молитву перед чудотворною иконою Богоматери — и сверх всякой надежды, почитаемый утопшим, человек выехал из воды на коне с жезлом в руке, не потерпев ни малейшего вреда во глубине реки.

Примерно в десяти верстах от Владимира повозка с иконой внезапно остановилась без видимых причин, и лошади не могли сдвинуть ее с места. Святой князь Андрей приказал совершить молебное пение в честь Божией Матери перед Ее чудотворной иконой, потом молился уединенно в шатре.

Во время усердной молитвы ему явилась Сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Ее Рождества. Помолившись явившемуся Сыну Своему о месте сем и о всей Русской земле. Она сделалась невидимой.

Важно

Вдохновленный явлением Богоматери святой князь Андрей повелел написать на кипарисовой доске икону Божией Матери, изобразив Пречистую Деву такою, как Она явилась ему, и на сем месте богоугодном, полюбившемся Небесной Владычице, построить белокаменную церковь Рождества Богородицы и основать монастырь, названный вместе с возникшим рядом городом Боголюбовым. Новонаписанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Пречистой Богородицы и названа Боголюбивою или Боголюбскою.

Ростовцы и суздальцы избрали благоверного князя Андрея на вече. При этом они считали власть князя ниже своей вечевой власти. Андрей был посажен на княжение всею землею в ущерб правам меньших братьев.

Решительный в своих действиях, Андрей предупредил всякие со стороны их попытки к междоусобиям, разом выгнал трех своих братьев и удалил от себя двух племянников. Летописец называет святого «самовластием». Действительно, он пожелал властвовать безраздельно.

Опираясь на посадских людей, Андрей круто расправился со старой знатью, ростовскими и суздальскими боярами, противившимися его единодержавию.

Такие меры сосредоточили в его руках единую власть над всею ростовско-суздальскою землею и через то давали этой земле, избавленной от междоусобий, значение самой сильнейшей между русскими землями.

Все те, кто стоял за старые привычные порядки, не любили Андрея, напротив, понимавшие преимущества единодержавного строя, видели в князе Андрее образец государя.

При святом благоверном великом князе Андрее разрозненные языческие племена объединились в единую великорусскую народность, которая приобрела твердое и неколебимое убеждение: без православия не может быть и Руси.

Историческая заслуга благоверного князя заключалась в том, что он остановил распад Руси и сделал Суздальское княжество, в котором зародилась великорусская нация, новым центром ее объединения.

Совет

Достигнув своей цели на севере и став полновластным государем в Суздальской области, благоверный князь Андрей стал влиять на дела новгородские и киевские, стремился к преобладанию во всей Русской земле.

Святой Андрей строил много церквей, основывал монастыри, не жалел издержек на украшение храмов. Он построил во Владимире монастыри Спасский, Вознесенский, соборный храм Спаса в Переяславле, церковь Св. Феодора Стратилата, которому он был обязан своим спасением во время одной из битв, и много других каменных церквей.

Стараниями благоверного князя Андрея были созданы величайшие шедевры русского зодчества: владимирский Успенский собор и церковь Покрова на Нерли. Успенский собор был воздвигнут в центре Владимира. Видимый отовсюду, он гордо царил над городом и округой.

Величественный, все вокруг превосходящий и себе подчиняющий, как и держава благоверного князя Андрея.

Святой Андрей Боголюбский, прозванный за свой ум вторым Соломоном, был одним из мудрейших князей русских. Судьба бросила его в омут безвыходных междоусобий, господствовавших в Южной Руси. Чувствуя, как гибла страна от раздробления по уделам, он стремился к спасительному единовластию.

По благословению Царицы Небесной святой Андрей стал основателем нового государства. Благоверный князь объявил себя единодержавным великим князем всея земли Русской, а город Владимир провозгласил престольным городом. Это событие совершилось в день поставления иконы Богоматери в Успенском соборе.

Святой Андрей явился начинателем нового государственного порядка — русского централизованного государства, идея которого позднее была воспринята и в течение нескольких столетий с успехом воплощена Москвой.

Перенеся великокняжеский престол из Киева во Владимир, благоверный Андрей стал первым великорусским князем.

Обратите внимание

За любовь ко Господу Господь удостоил великого князя страдальческой смерти: люди, осыпанные его благодеяниями, убили святого в 1174 г. в Боголюбове. Последние слова благоверного князя Андрея были: «Господи! в руци Твои предаю дух свой».

Источник: http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at224

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector