Чин таинства крещения. служба

Последование таинства Крещения

Любое священнодействие имеет свою определенную форму, основанную на молитве к Богу и вере Ему. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», — напоминает Христос (От Матфея 18:20). Разумеется, и Крещение начинается с совместной молитвы – крещающего священника и подготовившегося и пришедшего креститься.

Первая, подготовительная и молитвенная часть называется оглашением.

Обыкновенно перед началом чина таинства Крещения, священником читается молитва наречения имени. В традиции Русской Церкви давать имена в честь святых, выбирая имя из святцев (или из богослужебного календаря).

Читаются 5 молитв, 4 из которых – запрещающие действие сатаны, или «князя мира сего». Из Евангелий известно, что сатана (дьявол) искушал Самого Христа перед выходом Его на общественное служение (От Матфея, 4, от Луки, 4).

Обратите внимание

И если к Нему Самому он имел доступ, то что же говорить про нас, всех остальных? Соблазн материальных благ, соблазн власти и жажда чудес любой ценой постоянно преследуют как верующих во Христа, так и все человечество в целом, а именно это предлагал сатана Христу на «горе искушений» в Иудейской пустыне.

Христос как Человек, во всем подобный нам, отверг эти искушения, и всякий, желающий следовать за Ним, призывается отречься от сатаны и от всех предлагаемых им соблазнов.

Соблазн всеведения и неограниченной власти над миром был предложен тем же сатаной первым людям, Адаму и Еве, на заре человеческой истории: вкусить запретный плод с дерева познания добра и зла, чтобы стать, «как боги, знающие добро и зло» (Бытие 3:1-7).

Причем невзирая на волю Бога-Творца, призвавшего первых людей плодиться, размножаться, наполнять землю и осваивать ее, нарекая имена всякой твари (т.е.

познавать окружающий мир), одарившего наших прародителей изобилием земных и духовных благ в первозданном Раю, но – совершенно независимо от Него Самого, и даже претендуя на равенство Ему! Одно из печальных последствий того, что первые люди тогда не послушались голоса Божия, но вняли голосу дьявола, также одного из первых разумных и одаренных созданий Божиих, первого восставшего против Создателя, явилась утрата Адамом и Евой первозданного Рая, утрата связи с Богом, смертность и путаница добра и зла в жизни последующих поколений вплоть до сего дня. Христос – Новый Адам – не принявший, но отвергнувший предложенные Ему искушения, пришел спасти каждого из нас, в том числе и от этого смешения понятий добра и зла, как вне, так и внутри нас, разрушить дела дьявола и изъять нас из поля его действия.

Во время чтения одной из этих запретительных молитв священник дует в лицо крещаемого, обращаясь к Богу: «Изгони из него всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его.

Духа прелести, духа лукавства, духа лжи и всякой нечистоты, действуемой по научению диавола; и сотвори из него овцу словесную святого стада Твоего, честной член Церкви Твоей, сына и наследника Царства Твоего…».

По прочтении всех молитв следует вопрос ко крещаемому:

Отрекаешься ли от сатаны, и всех дел его, и всех аггелов его (т.е. служителей, бесов), и всего служения его, и всей гордыни его?

Отрекаюсь, — отвечает крещаемый. Вопрос повторяется еще два раза, т.е. отречение от сатаны полагается трижды.

Отрекся(лась) ли от сатаны? – спрашивает снова от имени Бога священник.

Отрекся(лась), — отвечает крещаемый(мая) (также трижды).

И дунь и плюнь на него! – призывает далее священник.

Крещаемый плюет в западную сторону себе под ноги, подтверждая этим, что презирает сатану и не желает иметь с ним ничего общего.

(Естественно, надо быть по жизни готовым, что сатана нам будет пытаться после этого мстить, нападая на нас либо через наши собственные смущающие нас мысли, подавленность, раздражение, плохое настроение, либо через отдельных людей или обстоятельства.

Важно

Вот тут и требуется вера, молитва и жизнь по заповедям Божиим, и тогда, как восклицает апостол Павел, «Если Бог за нас, кто против нас?» (К Римлянам 8:31).

Следующий вопрос священника ко крещаемому – об обещании соединиться (сочетаться) со Христом, последуя Ему:

— Сочетаешься ли Христу?

— Сочетаюсь, — подтверждает крещаемый(мая) (вопрос и ответ на него повторяются также трижды).

Сочетался(лась) ли Христу?

— Сочетался(лась).

— И веруешь ли Ему?

— Верую Ему, как Царю и Богу, — отвечает крещаемый(мая) и произносит православное исповедание веры, т.е. Символ Веры, изложенный выше.

По прочтении Символа Веры опять следует троекратное вопрошание:

— Сочетался(лась) ли Христу?

— Сочетался(лась).

— И поклонись Ему, — призывает священник. Крещаемый совершает земной поклон с крестным  знамением, отвечая:

Поклоняюсь Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной.

— Благословен Бог, всем человекам хотящий спастись и в познание истины придти, ныне и присно, и во веки веков! – отвечает священник, и чтением заключительной краткой молитвы заканчивается чин оглашения.

Вторая и основная часть – святое Крещение

Совершается благословение и освящение воды, в которой будет производиться Крещение. Затем священник помазывает освященным елеем части тела крещаемого, говоря: Помазуется раб Божий (раба Божия) (ИМЯ) елеем радования, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь.

Во исцеление души и тела (помазывая грудь); в слышание веры (помазывая уши); руце Твои сотвористе мя и создасте мя (помазывая обе руки; «Руки твои сотворили меня и устроили меня» — псалом 118:73); во еже (чтобы) ходити ему по стопам заповедей Твоих (помазывая ступни ног).

Затем следует троекратное полное погружение крещаемого в освященную воду (в случае невозможности полного погружения допускается троекратное обливание) со словами: «Крещается раб(а) Божий(я) (ИМЯ) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь.

После совершения троекратного омовения на крещаемого возлагается нательный крестик, а также надевается, белая крещальная риза (рубашка), в знак очищения от грехов и получения душевной чистоты. Звучит краткое песнопение: Ризу мне подаждь светлу, одеяйся (одевающийся) светом яко (словно) ризою, Многомилостиве Христе Боже наш. И читается Псалом 31:

Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего. Ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху.

Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои»; и Ты снял с меня вину греха моего. Зато помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его.

Ты покров мой; Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления… Много скорбей нечестивому; а уповающего на Господа окружает милость. Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем.

Третья часть – таинство Миропомазания

Совет

Водное крещение, то есть омовение, совершилось. За ним следует крещение Духом Святым, подобное тому, что восприняли апостолы в день Пятидесятницы.

Первоначально дар Святого Духа сообщался уверовавшим во Христа через возложение рук апостольских, но позднее, по причине быстрого умножения числа христиан и их распространения по всей Римской империи физически апостолам стало невозможно возлагать руки на каждого покрестившегося, и возложение рук было заменено освящением мира и помазанием святым миром. Миро – ароматное масло, сваренное и освященное особым образом, содержащее 33 ароматических компонента, по числу земных лет Господа Иисуса Христа. Освящать миро имеет право только епископ, да и то не всякий, а в силу многовековой традиции лишь глава данной поместной (автокефальной) Церкви; в русской Церкви это Патриарх Московский и всея Руси. После освящения миро распределяется по разным церковным общинам, через епископов, возглавляющих данную церковную область (епархию).

У новокрещеного помазываются веки, уши, ноздри, губы, кисти рук (которые в человеке символизируют пять чувств – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), а также грудь и ступни ног со словами «печать дара Духа Святаго, аминь».

В исключительных случаях совершение водного Крещения допускается верующим мирянином (главным образом это касается младенцев в случае смертной опасности и отсутствием поблизости священника; так было немало людей покрещено в деревнях в России в период гонений на Церковь при советской власти). Такое крещение обязательно должно быть дополнено таинством Миропомазания в храме.

После помазания миром совершается торжественный обход вокруг крещальной купели: за священником с крестом в руках следует новокрещеный в белой ризе и с зажженной свечой.

Во время троекратного обхождения купели поются слова апостола Павла: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя! (Вы, кто (которые) во Христа крестились, во Христа облеклись, — К Галатам 3:27).

По обхождении звучат слова 26-го псалма: Господь просвещение мое и спаситель мой: кого убоюся? Господь защититель живота моего: от кого устрашуся?

И читается отрывки из Священного Писания.

Братия, неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.

Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха.

Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.

Обратите внимание

Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем(К Римлянам 6:3-11).

Во время оно, одиннадцать учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус. И, увидев Его, поклонились Ему; а иные усомнились.

И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.

Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.(От Матфея 28:16-20).

Затем следуют заключительные молитвы. Тело крещеного отирается от св. мира (оправдался(лась) еси, освятился еси, просветился еси, омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Крестился(лась) еси, миропомазался еси, освятился еси, омылся еси, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь (1 Коринфянам 6:11).

И заключительное священнодействие – крестообразное пострижение волос на голове новокрещеного, в знак посвящения Его отныне Богу и присоединения его, как овцы словесной, к стаду Христову.

С овцы бессловесной состригается шерсть для благого употребления; с овцы словесной можно состричь только волосы, в напоминание того, что Господь ждет от нее принесения плодов веры.

Источник: http://mozhblag.prihod.ru/2015/02/19/posledovanie-tainstva-kresheniya/

Чинопоследование Таинства Крещения » Севастопольское Благочиние

08.01.19

76 просмотров

Статьи / Миссионерские листовкиВ древности ко Крещению готовились долго – год или несколько лет. Готовящихся ко Крещению называли  оглашенными, так как их оглашали – рассказывали им о Христе, о православной вере, о Церкви.

К концу периода оглашения они хорошо знали Священное Писание, заповеди Божии, молитвы и многое другое.

Еще не будучи крещеными, они уже участвовали в жизни Церкви, уже были как бы младшими членами церковной общины и могли присутствовать на богослужениях (правда, только до определенного момента). Крестили оглашенных чаще всего в конце Великого Поста, перед Пасхой.

Конечно же, и современный человек, если он хочет креститься или крестить своего ребенка, должен готовиться к этому. Надо постараться прочитать Евангелие, познакомиться с учением Православной Церкви. Надо обязательно побеседовать со священником и покаяться в своих грехах.

Читайте также:  Преподобный сергий радонежский

Скачать листовку «Чинопоследование Таинства Крещения» в формате PDF
chinoposledovanie-krescheniya.pdf [3,47 Mb] (cкачиваний: 4)

Вы, может быть, знаете, что кроме видимого, материального мира Бог сотворил мир невидимый, духовный – мир ангелов. Ангелы – это послушные Богу служебные духи. Но в невидимом мире произошла трагедия: часть ангелов отпала от Бога. Этих падших, предавших своего Творца, злых ангелов мы называем бесами, а их предводителя – сатаной или дьяволом. Имя сатана означает «противник», а дьявол – «клеветник».Сатана и его слуги во всем противятся Богу и стремятся обманом погубить как можно больше человеческих душ. Сатану и бесов иногда называют чертями и изображают в виде сказочных лохматых уродцев с рожками и хвостами. Это не совсем верно. Бесы – это духовные существа, они могут являться людям в разных обличиях. Бесы могут воздействовать на душу человека, могут внушать ему греховные желания, могут, если человек не сопротивляется им, полностью парализовать его волю. Они могут даже вселиться в душу человека и завладеть ею.Чин оглашения начинается с того, что священник читает запретительные молитвы. Именем Божиим он заклинает сатану и повелевает ему отступить от новоизбранного воина Христова – от человека, готовящегося ко Святому Крещению. Подойдя к крещаемому, священник трижды произносит, обращаясь к Богу:– Изжени (изгони) из него всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его.Принимая Святое Крещение, человек становится христианином – воином Христовым. Это значит, что он вступает в борьбу со злом, с сатаной.Все мы призваны к тому, чтобы с Божией помощью победить зло в своей душе – победить грех. Подобно тому, как воин приносит присягу, будущий христианин дает обет (обещание) никогда не служить сатане (то есть бороться с грехом) и быть верным Христу (любить Бога и жить по Его заповедям).За младенца обеты дают его крестные.Крещаемый поворачивается спиной к купели, к востоку, а лицом к западу. В христианской традиции запад всегда символически ассоциировался со злом, опасностью, с дьяволом. Все потому, что на западе заходит солнце и наступает ночь – время тьмы, неизвестности и страха.В то же время, восток для христиан всегда ассоциировался с жизнью, радостью, с Богом. Издревле все православные храмы строились, ориентированные алтарем на восток. Все потому, что на востоке восходит солнце, оно дарует свет и жизнь нашим телам, точно так жеи Господь дарует свет и жизнь нашим душам.Священник три раза задает крещаемому вопрос:- Отрекаешься ли от сатаны, и от всех дел его, и всех аггелов (служителей) его, и всего служения его, и всей гордыни его?Крещаемый отвечает:- Отрекаюсь.Священник спрашивает (тоже трижды):- Отрекся ли от сатаны?- Отрекся.После этого, по древнему обычаю, полагается, в знак презрения, дунуть и плюнуть в сторону запада.Потом крещаемый поворачивается лицом к востоку, и священник задает ему новые вопросы:- Сочетаешься (соединяешься) ли со Христом?- Сочетаюсь.- Сочетался ли со Христом?- Сочетался.Эти вопросы и ответы тоже повторяются три раза.- И веруешь ли Ему?- Верую Ему, как Царю и Богу.И крещаемый читает Символ веры.Мы верим в Бога-Троицу: Отца, Сына и Святого Духа. Это не три Бога, а Единый Бог в трех Лицах. Мы верим в то, что Бог – Творец мира, в котором мы живем.Мы верим, что Иисус Христос, Сын Божий (Второе Лицо Пресвятой Троицы), ради спасения людей от греха, от смерти, от власти сатаны, пришел на землю и стал Человеком. Во Христе две природы – Божественная и человеческая. Он принес Себя в жертву за наши грехи – был распят и умер на Кресте, но в третий день воскрес, как было предсказано древними пророками. Своей смертью Он победил смерть и открыл нам дорогу в Царство Божие, в вечную жизнь. Мы знаем, что Христос придет на землю второй раз, и день Его Второго Пришествия будет днем воскресения мертвых и Страшного Суда.Мы верим в Святую Церковь, основанную здесь, на земле, Самим Христом. Мы верим в то, что Христос хочет спасти всех нас и что в Таинстве Крещения прощает нам грехи.***

Важно

Когда мы молимся, мы осеняем себя крестным знамением (изображаем на себе крест). Три пальца мы соединяем вместе в знак нашей веры в Бога-Троицу. Два пальца пригибаем к ладони, так как мы верим, что в Иисусе Христе соединены две природы – Божественная и человеческая.После того, как крещаемый исповедал свою веру перед Богом и людьми, священник снова спрашивает его:- Сочетался ли со Христом?

— Сочетался.- И поклонись Ему.- Поклоняюсь Отцу и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной.Священник читает молитву, в которой просит Бога даровать оглашаемому благодать святого Крещения.После этого начинается само Таинство Крещения.На купели зажигаются свечи и священник торжественно возглашает;- Благословенно Царство Отцаи Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков.Затем священник молится о том, чтобы Бог, наитием Святого Своего Духа, освятил воду для Крещения. И еще он молится о крещаемом: о том, чтобы стать ему сыном света и наследником вечных благ.Елей – это освященное растительное масло.Елей – символ мира, благоденствия и милости Божией. В библейские времена его использовали не только как пищу, но и в качестве лекарства. Кроме того, елеем помазывали на царство (возливали масло на голову того человека, который становился царем).Для крещаемого помазание елеем означает, что Бог прощает, милует его, дает ему радость, исцеление от грехов и призывает его войти в Свое Царство.Священник крестообразно помазывает воду в купели, а потом – самого крещаемого.Сначала он помазывает его лоб со словами:- Помазуется раб Божий (имя) елеем радования во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.Затем помазывает грудь:- Во исцеление души и тела.Затем уши:- В слышание веры.Руки:- Руце (руки) Твои (то есть Божии) сотвористе мя и создаесте мя (сотворили меня и создали меня).Ноги:- Во еже (чтобы) ходити ему по стопам заповедей Твоих.По правилам полагается крестить погружением в воду. К сожалению, в большинстве храмов сейчас нет таких больших купелей, чтобы в них можно было крестить погружением взрослых людей. В наше время чаще всего крестят обливанием. В редких случаях (если, например, человек тяжело болен), допускается крещение окроплением.Священник погружает или обливает крещаемого три раза, произнося при этом такие слова:- Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь.Крещение – таинственное, чудесное, непостижимое для человеческого разума обновление всего человека, очищение и освящение его души и тела. Это его второе – духовное – рождение.В Крещении Бог прощает человеку все его грехи и дает благодатную силу на борьбу с грехом. Поэтому Крещение тесно связано с покаянием.Есть такое понятие – первородный грех. Наши прародители, Адам и Ева, согрешили перед Богом, и через них грех вошел в нашу человеческую природу, поразив, как наследственная болезнь, все человечество. Первородному греху причастны все люди – даже младенцы, еще не совершившие ничего плохого.В Крещении Бог избавляет человека от власти первородного греха.В крещальной купели человек умирает и воскресает. Погружение в воду означает смерть человека для греха, а выход из воды означает воскресение его для новой жизни с Богом.Священник облачает новокрещенного в белую крестильную рубашку (белая одежда – знак чистоты души) и надевает на него крест, говоря:- Облачается раб Божий (имя) в ризу правды во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.Сразу после Крещения совершается еще одно Таинство – Миропомазание.Миро – это благовонная жидкость, которую освящает сам Патриарх. В помазании святым Миром новокрещенному подается дар Духа Святого. Помазывая Миром его лоб, веки, ноздри, уши, губы, грудь, руки и ноги, священник каждый раз произносит:- Печать дара Духа Святаго.А новокрещеный отвечает:- Аминь.Через пятьдесят дней после Воскресения Христа и через десять дней после вознесения Его на небо Дух Святой сошел на учеников Христовых в виде языков пламени.Дух Святой – Бог, Третье Лицо Пресвятой Троицы. Сошествием Своим Он освятил апостолов и даровал им особенную благодать. С тех пор благодать Духа Святого всегда присутствует в Церкви, и каждый, кто через Крещение присоединяется к Церкви, приобщается этой благодати.В древней Церкви дар Духа Святого передавался возложением рук епископа, но впоследствии этот обряд был заменен помазанием святым Миром.В древности оглашенных крестили не в храме, а в отдельном помещении – баптистерии (крестильне). После крещения они, одетые в белые одежды, со свечами в руках торжественно шли в храм, где их радостно встречала вся церковная община.В наше время совершается троекратное шествие вокруг купели с пением:- Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя.Это переводится так: «Вы, которые во Христа крестились, во Христа облеклись. Славьте Бога!»Когда все возвращаются на свои места, читается отрывок из послания святого апостола Павла римлянам (глава 6, стихи 3-11):«Братие! Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха.Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем».Потом священник читает отрывок из Евангелия от Матфея (глава 28, стихи 16-20):«Во время оно одиннадцать учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус. И, увидев Его, поклонились Ему; а иные усомнились. И, приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».Святое Миро, которым помазывают новокрещенного, не должно оставаться на теле человека, поэтому священник отирает его специальной губкой, омоченной в воде.Затем совершается пострижение волос. Оно означает посвящение человека Богу.Самый последний обряд, связанный с Крещением и Миропомазанием, называется воцерковлением.

Если воцерковляется мужчина или мальчик, то священник вводит его в алтарь. Девочки и женщины прикладываются к иконам Спасителя и Божией Матери справа и слева от Царских врат (центральных дверей алтаря).

Источник: https://hersones.org/publication/missionerskie-listovki/8807-chinoposledovanie-tainstva-krescheniya.html

Таинство Крещения — Последование чина оглашения

Страница 4 из 5

Молитва оглашения («во еже сотворити оглашеннаго»)

Подготовка взрослых ко Крещению

Взрослый человек, желающий креститься, должен иметь представление о важнейших составляющих Православной веры. Если крещаемый не ходил на огласительные беседы, то знания, которые там даются, он должен почерпнуть самостоятельно из православной литературы соответствующего содержания.

Он должен знать основную часть догматического учения о Святой Троице, Воплощении Сына Божья, Его Крестной Жертве и Воскресении, о Церкви Христовой и Таинствах Крещения, Миропомазания и Причащения и другие совершенно необходимые сведения катехизического характера.

Кроме того, необходимо знать наизусть Символ веры (который можно найти в любом молитвослове) и две важнейшие молитвы: Молитву Господню («Отче наш…») и «Богородице Дево, радуйся…».

Взрослый человек должен, по возможности, приготовить себя к Таинству Крещения трехдневным (а лучше семидневным) постом, то есть отказом от употребления мясной, молочной пищи и яиц, спиртного, курения, грубых выражений, а также примирением с теми, с кем он в ссоре. Живущим в браке нужно на это время воздерживаться от супружеского общения.

Приготовление к совершению Таинства в храме сопровождается особыми молитвами, открывающими чин оглашения. Но перед чтением этих молитв священник совершает еще ряд действий:

Читайте также:  Чин утрени - схемы богослужений (чинопоследования)

«Разрешает (развязывает) священник пояс хотящаго просветитися (креститься), и совлачает (раздевает) и отрешает (освобождает от одежды) его, и поставляет его к востоку во единой ризе непрепоясана, непокровена, необувена, имущаго руце доле (вниз), и дует на лице его трижды, и знaменует чело его и перси трижды, и налагает руку на главу его…».

Троекратное крестообразное дуновение на крещаемого символически напоминает о моменте творения: создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2; 7).

Как при создании человека Бог вдунул в лице его дыхание жизни, так и при воссоздании его, священник трижды дует на лицо крещаемого. После этого священник трижды благословляет крещаемого и, возложив руку на его главу, начинает чтение молитв.

Совет

Рука священнослужителя в этот момент символизирует руку Самого Господа Иисуса Христа, а то, что она лежит на главе — является символом защиты, прибежища и благословения.

Младенцы в момент начала Таинства Крещения должны быть в одних пеленках, которые священник раскрывает так, чтобы лицо и грудь младенца были свободны.

Отроки (старше семи лет) и взрослые прикрывают свое тело на время чтения молитв и освящения воды принесенной с собой простыней. В самый момент совершения Крещения простыню нужно снять.

Кроме того, из крестильни должны быть удалены все посторонние люди, не принимающие непосредственного участия в совершении Таинства Крещения.

Новокрещенный человек станет в этот день полноправным членом Церкви Христовой и сможет приступить ко второму, важнейшему из Таинств — Причащению. Для этого ему необходимо прийти в храм натощак (не есть и не пить с 12 часов ночи предыдущего дня до тех пор, пока он не причастится).

Молитвы запрещения злых духов

По учению Церкви, основанному на библейских свидетельствах, пророческих откровениях и ее мистическом опыте, источник зла в мире не абстрактен, а совершенно определенно персонифицирован в падших духовных сущностях.

Это активные демонические силы, присутствие и деятельность которых для большинства людей далеко не всегда ясны и осознаваемы.

Тем не менее их деятельность, ознаменовавшаяся на заре человечества изгнанием прародителей из Рая, остается такой же разрушительной, как и прежде. 

Человеку, желающему принять Крещение, нужно быть готовым к тому, что могут возникнуть состояния, не являющиеся для него естественными в обычное время: усилятся страстные привычки и греховные помыслы, появится равнодушие к происходящему, возникнет беспричинный гнев, надменность, тщеславные помыслы и другое. Все это — свидетельство усиленного воздействия на человека демонических сил.

Именно поэтому в чине оглашения есть три молитвы запрещения на злых духов: «Содержание сих запрещений следующее: первое — отревает (отталкивает) диавола и всякое его действие страшными для него Божественными именами и таинствами, изгоняя диавола, повелевает и демонам его бежать от человека и не творить ему напастей. Подобным же образом и второе запрещение изгоняет демонов Божественным Именем. Третье запрещение есть вместе и молитва, возносимая Богу, умоляющая всесовершенно изгнать лукавого духа от создания Божия и утвердить его в вере» (Св. Кирилл Иерусалимский. «Огласительное поучение»).

Отречение от сатаны

После молитв запрещения священник обращает крещаемого к западу — символу тьмы и темных сил. В следующем за этим обряде крещаемый должен отвергнуться от прежних греховных привычек, отказаться от гордыни и самоутверждения, и, как говорит апостол Павел, отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях (Еф. 4; 22).

Крещаемый должен стоять с воздетыми горé (поднятыми вверх) руками, символизирующими его подчинение Христу. По словам Иоанна Златоуста, это подчинение «превращает рабство в свободу… возвращает с чужбины на родину, в Небесный Иерусалим…».

Священник будет задавать ему вопросы, а он должен будет сознательно на них отвечать. Поэтому эти вопросы нужно знать и крестным (если крестят младенца), и крестнику. 

Священник спрашивает:

«Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех aггел (демонов) его, и всего служения его, и всея гордыни его?» 

И отвечает оглашенный или восприемник его, и глаголет: «Отрицаюся».

Обратите внимание

Вопросы и ответы на них повторяются трижды. При Крещении младенца ответы за него дает либо крестный отец, либо крестная мать, в зависимости от того, кого крестят: мальчика или девочку.

И далее — вопрошает священник крещаемого:

«Отреклся ли еси сатаны?» 

И отвечает оглашенный или восприемник (крестный) его:

«Отрекóхся».

Таже глаголет священник:

«И дуни, и плюни на него».

После этого крещаемый встает под защиту Христа, взяв, по слову апостола Павла, щит веры.., чтобы возмочь угасить все раскаленные стрелы лукавого (Еф. 6; 16).

Исповедание верности («сочетание») Христу

После того как крещаемый отрекся сатаны, священник поворачивает его к востоку: «Когда же ты отрицаешься сатаны, разрывая совершенно всякий с ним союз, и древнее согласие со адом, тогда отверзается тебе рай Божий, на востоке насажденный, откуда за преступление изгнан был наш праотец. Означая сие, обратился ты от запада к востоку, стране света» (св. Кирилл Иерусалимский). В этот момент руки крещаемого опущены, символизируя его согласие со Христом и послушание Ему.

Затем крещаемый (или крестный младенца) трижды исповедует верность Христу. 

И глаголет (говорит) ему священник:

«Сочетаваеши ли ся (сочетаешься ли) Христу?»

И отвещает оглашенный или восприемник, глаголя:

«Сочетаваюся».

И затем — паки (снова) глаголет ему священник:

«Сочетался ли еси Христу?»

И отвещает:

«Сочетахся».

И паки глаголет:

«И веруеши ли Ему?»

И глаголет:

«Верую Ему, яко Царю и Богу».

Это очень серьезное решение — потому что оно навсегда. Дальше — только вера и верность вне зависимости от каких бы то ни было обстоятельств, ибо, по словам Господа нашего Иисуса Христа, никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9; 62).

Исповедание Символа веры

Символ веры содержит в сокращенном виде все православное вероучение, все христианские истины. И в древности, и теперь знание Символа веры — необходимое условие для того, чтобы прийти ко Крещению.

Символ веры разделяют на 12 членов.

В первом члене говорится о Боге Отце, далее по седьмой включительно — о Боге Сыне, в восьмом — о Боге Духе Святом, в девятом — о Церкви, в десятом — о Крещении, в одиннадцатом — о воскресении мертвых, в двенадцатом — о вечной жизни.

В древней Церкви существовало несколько кратких символов веры, но когда в IV веке появились ложные учения о Боге Сыне и о Боге Духе Святом, возникла необходимость их дополнить и уточнить.

Современный Символ веры был составлен Отцами I Вселенского Собора, состоявшегося в 325 году в Никее (первые семь членов Символа) и II Вселенского Собора, проходившего в 381 году в Константинополе (остальные пять членов).

Символ веры
По-церковнославянски По-русски
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 1. Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 2. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 3. Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 4. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.
5. И воскресшаго в третий день, по Писанием. 5. И воскресшего в третий день, согласно Писанию.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 6. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 7. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 8. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопоклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 9. В единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. 10. Признаю одно крещение для прощения грехов.
11. Чаю воскресения мертвых. 11. Ожидаю воскресения мертвых.
12. И жизни будущаго века. Аминь 12. И жизни будущего века. Аминь (истинно так).

По окончании чтения Символа веры священник говорит крещаемому:

«Сочетался ли еси Христу?»

И отвещает (говорит крещаемый):

«Сочетáхся».

И паки глаголет (священник повторяет):

«И веруеши ли Ему?»

И глаголет (говорит крещаемый):

«Верую Ему, яко Царю и Богу».

Затем Символ веры читается еще два раза. После того как крещаемый прочтет Символ веры во второй раз, следуют те же вопросы и ответы. В третий же раз священник задает вопрос трижды и после ответа крещаемого «Сочетáхся» говорит следующее:

«И поклонися Ему».

После этих слов священника новокрещаемый, осеняя себя крестным знамением, поклоняется в сторону алтаря, говоря при этом:

«Поклоняюся Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней».

Для верующего человека это совершаемое им Богу поклонение необходимо для преодоления своей гордыни и утверждения подлинной свободы и достоинства во Христе.

Источник: https://www.saint-george.ru/info/10/43-tainstvo-kreschenia.html?start=3

Таинство Крещения


Крещение
 — это первое таинство, которое воспринимает верующий во Христа и желающий стать христианином человек, оно является таинственной дверью, которой он входит в Церковь и её мистическую жизнь.

Таинство Крещения было установлено Самим Иисусом Христом, когда Он при Своём Вознесении на небо, заповедал совершать его своим ученикам.

Духовная суть таинства Крещение заключается в возобновлении связи человека с Богом, в возможности снова быть в теснейшем общении с Ним, которая была утрачена из-за нарушении в раю Адамом и Евой первой божественно заповеди.

В Крещении происходит разрушение союза человека с дьяволом, который проявляется в том удобстве, с котором воля человека склоняется ко злу.

Важно

В Крещении каждый из нас освобождается от этой власти и может достигнуть христианского совершенства, заключающегося в таинственном единении человека с Богом.

В древней Церкви Крещение совершалось, как правило, несколько раз в год накануне больших Церковных торжеств – Пасхи, Рождества Христова и Пятидесятницы. Следы этого до сих пор видны в особенностях богослужений этих праздников.

Однако, в принципе, крестить могли в любой день и в любое время.

Со временем традиция массового и торжественного крещения во многом была утрачена, и сегодня это таинство совершается либо по мере необходимости, либо по заведенному в конкретном храме порядку.

Само чинопоследование таинства состоит из нескольких этапов, между которыми в древности имелись некоторые промежутки времени, подчас весьма долгие. Сейчас же для удобства все части таинства совершатся сразу. Давайте кратко рассмотрим их.

Весь обряд Крещения можно разделить на четыре основные части: обряды и молитвы, предшествующие Крещению, чин оглашения, чин Крещение и таинство Миропомазание.

Обряды и молитвы, предшествующие Крещению

Первая часть обряда начинается с наречения имени.

Священник осеняет новокрещаемого крестным знамением и читает молитву, в которой просит, чтобы Крест Христов запечатлелся в сердце и уме этого юного христианина, дабы сторониться ему от мирской суеты, служения злу и стремиться жить по заповедям Божиим.

Именно с наречения имени человек становится христианином, хотя он еще и не крещен. Таким образом, в обряде наречения имени человек не просто нарекается определенным личным именем, но и именем Христа – отныне он христианин.

Читайте также:  Успенский пост

Кстати, выбор имени младенцу совершают его родители, и в связи с этим порой испытывают некоторые затруднения. В Церкви принято давать имена в честь святых угодников Божиих с тем, чтобы иметь этих угодников небесными покровителями и молитвенниками за крещаемого человека.

Совет

Следующим обрядом чинопоследования становятся молитвы, возносимые за мать ребенка. Сущность этих молитв состоит в том, чтобы отлученную от храма на время родов и

послеродового очищения родильницу снова ввести, по истечении сорокадневного срока, в храм.

Дело в том, что христиане всегда регулярно участвовали в богослужении и часто причащались святых Таин Христовых; роженица могла не быть в храма от полутора месяцев и более. Это очень большой срок, по истечении которого ее нужно было как бы «заново» вводить в храм, для чего и читались специальные молитвы.

Священник возносит молитву сперва о матери, чтобы Господь сотворил ее достойной причащаться Тела и Крови Христовой, а потом о рожденном от нее младенце, чтобы Господь возрастил, освятил, вразумил, и на всякое благое дело благословил его.

Раньше эти молитвы читались на сороковой день по примеру Божьей Матери, Которая на 40-ой день после рождения Иисуса Христа принесла Его в храм представить пред Господом; сейчас же они чаще всего читаются либо непосредственно до, либо сразу после Крещения, это уж в каком храме как заведено.

Чин оглашения

В ранней Церкви взрослого человека, пожелавшего принять крещение, приводили к местному епископу его будущие восприемники (поручители), или, как мы сейчас говорим, — крестные.

Это были члены христианской общины, которые свидетельствовали о серьезности и искренности намерений человека. Получив такие заверения, епископ вносил его имя в списки оглашенных.

И с этого времени человека наставляли в вере – оглашали.

Сейчас существует специальная молитва «во еже сотворити оглашенного». С нее начинаются священнодействия чина оглашения. И первое священнодействие — это возложение руки, жест защиты и благословения. Рука священнослужителя символизирует руку Самого Господа Иисуса Христа, которая защищает, дает прибежище, дает покровительство.

Обратите внимание

В молитве священник просит Господа наполнить оглашаемого крепкой верой, надеждой и любовью, чтоб познал он Бога всем сердцем своим.

Просит также и о том, чтобы Господь помогал человеку соблюдать заповеди Божии и вести духовную жизнь, вписал его «в книгу жизни», и соединил его Святой Церкви.

Просит также, чтобы Господь всегда слышал молитвы этого человека, благословлял дела его и всегда был милостив к нему.

Затем священник произносит целый ряд особых молитв, обращенных не к Господу, а к сатане. Это молитвы-запрещения. В этих молитвах священник именем Божиим повелевает сатане отступить от крещаемого, не творить ему вреда и впредь не возвращаться к нему. Эти молитвы заканчиваются просьбой ниспослать ему Ангела-Хранителя.

После этого совершается чин отречения от сатаны.

Происходит это следующим образом: человек вместе с крестными (или крестные с младенцем на руках) поворачиваются лицом на запад – символ тьмы и темных сил, и священник трижды громко спрашивает его: «Отрекаешься ли от сатаны, и всех дел его, всех ангелов его, и всякого служения ему и всякой гордыни его»? На что оглашаемый (или его крестные, если оглашаемый младенец) трижды отвечает: «Отрекаюсь».

«Отречься от сатаны» – это значит отказаться от греховного образа жизни; Таким образом объявляется духовная война между добром и злом, которая будет проходить в сердце этого христианина.

Но как же можно вести в одиночку такую серьезную войну? Нужно примкнуть к Богу, встать под Его защиту, «сочетаться Христу». Для этого священник поворачивает оглашаемого к востоку, и трижды спрашивает его: «Сочетаешься ли Христу»? — и после ответов оглашаемого спрашивает: «И веруешь ли Ему»? «Верую Ему, как Царю и Богу» — отвечает оглашаемый, и далее провозглашается «Символ веры».

В конце чина оглашения священник молится о том, чтобы Господь сподобил оглашенного принять Крещение, что отринул его ветхость, обновил его к вечной жизни и наполнил его силой Святого Духа.

На этом оканчивается чин оглашения.

Крещение

Сам чин крещения начинается с освящения воды.

В молитвах и действиях при освящении воды священник просит Господа освятить воду и ниспослать на нее силу избавления от власти зла, сделать ее источником жизни, исцеления и нетления; наполнить ее духовной силой, сотворить ее способной очищать от греха, просвещать разум и сердце, обновлять дух и отгонять всякий навет видимых и невидимых врагов. А, самое главное, священник испрашивает у Господа освятить воду таким образом, чтобы крещаемый в ней как бы заново родился.

После молитв об освящении воды священник молится и о крещаемом. В своих молитвах он просит Бога сделать крещаемого сыном света и наследником вечных благ, помочь сохранить ему чистоту духовной жизни, а также избавить его от скорбей. При этом Крещение есть не просто духовное очищение, а именно умирание для зла и греха, и одновременно новое рождение для новой, духовной жизни.

Далее следует помазание оливковым маслом или, как его ещё называют, елеем.

Важно

Среди прочего необходимо обратить внимание на одно очень важное молитвенное прошение, которое на русский язык можно перевести так: «Чтобы быть ему сросшимся со смертью Христовой и приобщиться Христову Воскресению». Отсюда понятно, что речь идет как бы о «смерти» крещаемого.

Почему же в чине Крещения говорится о том, чтобы крещаемому «приобщиться смерти»? Оказывается, здесь мы имеем указание на величайший и подлинный смысл Крещения, которое есть таинство сораспятия Христу, соумирания с Ним, таинство смерти для прежней греховной жизни и воскресения в жизнь новую, вечную.

Крещение есть не просто духовное очищение, а именно умирание для зла и греха, и одновременно новое рождение для новой, духовной жизни.

В древности об этом напоминал еще один обряд, который в греческой Церкви сохраняется до сих пор, и который совершался непосредственно перед самым Крещением: все тело крещаемого умащалось елеем, что означало не что иное, как символическое приготовление к погребению. Дело в том, что на востоке перед погребением тело умершего натиралось благовониями. В наше время сохраняются в несколько видоизмененном

состоянии следы этого древнего обряда – в освященную воду непосредственно перед Крещением вливается елей. На практике чаще всего священник кисточкой троекратно помазует воду елеем. Впрочем, крещаемый также помазуется освященным елеем непосредственно перед Крещением.

После Крещения на новокрещенного одевается нательный крест во всегдашнее напоминание о новом служении Иисусу Христу, о несении своего жизненного креста, а также как видимое свидетельство принадлежности к Православной Церкви и исповедания христианской веры.

Одевают новокрещенного и в белую одежду, которая символизирует чистоту души, приобретенной в таинстве Крещения, и вместе с тем чистоту жизни, к которой обязуется человек после Крещения.

Итак, Крещение совершилось. Но чинопоследование еще не окончилось. Следующий этап – Миропомазание.

Миропомазание

Совет

Миро – это специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в таинстве Миропомазания для помазания тела человека. Используется также и при освящении вновь построенного храма. Ранее миро использовалось еще при помазании на царство, почему царей и называли «помазанниками Божьими».

Установление таинства Миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещеный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа.

Впоследствии с умножением христиан из-за невозможности личной встречи каждого новокрещеного с епископом возложение рук епископом на новокрещенных было заменено Миропомазанием.

В Православной Церкви Миропомазание совершает священник, однако само миро приготовляется и освящается епископом, а в современной практике правом освящать мира обладает только предстоятель поместной Церкви.

Перед Миропомазанием священник произносит молитву, в которой благодарит Господа за духовное возрождение новокрещенного и просит укрепить его в православной вере и духовной жизни, а также сотворить наследником Царства Небесного. После чего помазывает человека миром, произнося при этом: «Печать дара Духа Святаго».

Таким образом, можно увидеть, что через таинство Миропомазания человеку подаются особые духовные силы- дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной жизни.

А что же такое «духовная жизнь», для которой так много всего совершается? Духовная жизнь – это общение с Богом, уподобление Ему и единение с Ним. Целью духовной жизни является «обожение», т.е. теснейшее единение человека с Богом. Таинство Миропомазания

открывает нам эту возможность. Собственно, в этом и заключается основной смысл, значение и цель Миропомазания.

Обратите внимание

Наконец, после Миропомазания новокрещенному дается зажженная свеча, которая символизирует свет веры Христовой и трижды совершается обхождение вокруг купели с пением молитвы: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуия».

То есть, крестившиеся «во Христа» во Христа и облеклись духовно: в Его правду, святость, кротость, смирение, послушание, терпение, воздержание, — словом в Христово совершенство, в Христов образ, во всякую благодать Христову, в нового человека.

А само обхождение вокруг купели символизирует тот жизненный путь, который отныне начинается для новокрещенного – путь жизни со Христом и во Христе. Также круг символизирует вечность, и таким образом человек «обручается» вечности.

Затем совершается чтение фрагмента послания апостола Павла, в котором он разъясняет смысл Крещения:

В нем говорится о том, что с момента своего крещения христианин умирает для греха и возрождается для новой святой жизни, подобно тому, как и Христос, пострадавший и умерший на кресте, воскрес из мертвых и живет вечно «для Бога». И освобождение от рабства греху делает христианина истинно-свободным.

Следом за чтением отрывка из послания апостола Павла читается отрывок из Евангелия, в котором рассказывается о том, как Христос, после своего Воскресения, встретился с одиннадцатью Своими учениками и благословил их идти ко всем народам чтобы крестить их, уча соблюдать все Его заповеди.

Нам осталось рассмотреть с вами завершение чина Крещения, которое тоже весьма важно и поучительно.

После ряда молитв, в которых содержится ходатайство о крестных родителях и прошения о том, чтоб Господь сохранил непоколебимой веру Своего нового подвижника, священник постригает нового христианина.

Важно

Обычай этот своими корнями уходит в глубокую, еще дохристианскую древность — в Греции и Древнем Риме постригали рабов. Таким образом пострижение символично говорит о том, что этот человек – раб Божий.

Возможно, что для современного человека такое именование кажется смутительным или даже унизительным. Однако, если вдуматься, именование раб Божий означает «со-работник» Богу- того, чья воля, мысли и дела совпадают с замыслом Бога о человеке и мире.

А кроме того, рабство Богу означает, что человек не может отныне принадлежать никому и ничему иному: как пишет апостол Павел, « я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8. 38-39).

Итак, мы кратко рассмотрели чинопоследование таинства Крещения. После ознакомления с содержанием тех молитв и песнопений, которые звучат в храме во время Крещения, а также их смысла, нам должно быть понятно, что Крещение человека – это

только лишь начало его духовного пути. Через Крещение человек вступает в Церковь, становится Ее членом. Через эти обряды, священнодействия, через эти Таинства человеку преподается особая сила. Церковь как бы «облекает» Своего нового «война» в духовное оружие.

Отныне он должен будет вести духовную брань и со своими немощами, и с несовершенством внешнего мира, и вместе с тем раскрывать и воспитывать в себе добродетели, служа добру и правде.

Он принял на себя имя Христово и главная задача его — уподобиться Христу!

Креститься нужно не для того, чтобы жить в согласии с Богом в Его Церкви. Не «на всякий случай», не для того, чтобы «не болеть», или чтобы «Господь сохранял», а чтобы войди в духовную жизнь Церкви, стать Ее членом, чтобы вести христианскую жизнь в исполнении заповедей Божиих, и чтобы быть с Богом.

Источник: http://ioannpr.ru/tainstvo-kreshcheniya

Ссылка на основную публикацию