Чин утрени — схемы богослужений (чинопоследования)

Утреня, ее история, чинопоследование и духовный смысл — Волгоградская и Камышинская епархия

Оригинал: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/voskhodu-solnca-i-solnca

Мы беседуем с кандидатом богословия, заведующим библейской кафедрой Саратовской духовной семинарии Алексеем Кашкиным о православном богослужении. Тема нашего сегодняшнего разговора — утреня, ее история, чинопоследование и духовный смысл.

— Всему живому свойственно откликаться на восход солнца, и человек не исключение; но человек при этом разумен и духовен. Утреннее богослужение, наверное, издревле пришло в нашу церковную жизнь?

— Да, переход от ночи ко дню освящался богослужением с ветхозаветных времен, а у христиан утреня появилась в первые века христианства.

Конечно, изначально ее чин отличался от сегодняшнего: от того времени в нашем чинопоследовании остались только отдельные псалмы, например, псалом 62, воспетый Давидом в пустыне Иудейской:Боже, Боже мой, к Тебе утренюю, возжада Тебе душа моя.

С древних времен лучшие духовные поэты, гимнописцы — например, Роман Сладкопевец — составляли песнопения для утрени.

Обратите внимание

Сегодня утреню можно назвать основным богослужением суточного круга (напомним, что Божественная литургия не входит в суточный круг): она самая продолжительная, и именно на нее приходится максимальное количество праздничных песнопений. Студийский и Иерусалимский уставы закрепили утреню в современном виде, а с момента появления Иерусалимского устава Церковь в особенно торжественные дни — воскресные, великие праздники и дни памяти наиболее почитаемых святых — совершает ее в составе всенощного бдения, то есть вечером.

— С какого момента всенощного бдения начинается утреня?

— Возглас «Благословение Господне на вас» относится еще к вечерне. Начало утрени — ангельское славо­словие и за ним чтение шестопсалмия.

Почему эти шесть псалмов — 3-й, 37-й, 62-й, 87-й, 102-й, 142-й — читаются именно в начале утрени? Первая часть всенощного бдения, вечерня — это символическое изображение ветхозаветной истории, а утреня символизирует Новый Завет, пришествие в мир Спасителя. Шестопсалмие — это переход к Новому Завету.

Оно отражает несчастное, греховное состояние падшего человечества, узнавшего уже о рождении Богомладенца (вот почему шестопсалмие предваряется ангельским славословием Ему (Лк. 2, 14): Слава в вышних Богу, и на земле мир), но не услышавшего еще евангельской вести во всей ее полноте.

Шестопсалмие, как говорит Типикон,— это беседа души с Богом. Человек обозревает свою жизнь, просит Господа простить его грехи, избавить его от бедственного положения. Для человека очевидна связь между его бедами и его собственными грехами, и он, страдая, обращает к Богу свой молитвенный покаянный вопль.

Шестопсалмие призвано вернуть нас с небес на землю: от радости празднику, которым проникнута вечерня, к реальной картине нашего недостоинства. К радости мы вернемся чуть позже — во время полиелея.

— Что ждет нас после шестопсалмия?

— Мирная ектения («Миром Господу помолимся…»), такая же, как и на вечерне. И затем песнопение Бог Господь, и явися нам (Пс. 117, 27). Эти слова из псалма символически указывают на Пришествие в мир Спасителя. Далее поются тропари празднику, который уже настал.

И затем читаются кафизмы, то есть определенные части Псалтири. Как уже сказано, утреня символически изображает новозаветное время — время по Пришествии Христа; а псалмы — это ветхозаветные тексты.

Поэтому момент чтения Псалтири перед полиелеем может восприниматься как подготовительный и отчасти покаянный.

— Что такое полиелей?

— Это наиболее торжественная часть не вседневной, а именно праздничной утрени, то есть той, что в нашей практике совершается накануне праздников и вечером в субботу.

В это время храм максимально освещен; совершается каждение всего храма; псалмы, которые поются на полиелее, прославляют, хвалят Господа.

Важно

В состав полиелея входят псалмы 134‑й (Хвалите имя Господне, хвалите, раби, Господа) и 135‑й, в котором много раз повторяется припев или рефрен яко в век милость его. По-гречески милость — «элеос». А «поли» означает «много», отсюда и само слово — полиелей.

Затем в храме звучит величание праздника. По субботам прославляется воскресный день — день, когда мы воспоминаем Воскресение Христово — и к полиелею добавляются воскресные песнопения.

Если уточнить терминологию, то полиелеем надлежит называть лишь эти два псалма — 134‑й и 135‑й, но не будет большой ошибки, если мы назовем полиелеем всю наиболее торжественную и радостную часть утрени — до канона. То есть именно ту часть, которая приобщает нас к событию праздника.

Здесь звучит прокимен, стихира праздника; читается Евангелие праздника, по субботам — те страницы, которые повествуют о Воскресении Христа. Это сердцевина утреннего богослужения.

А затем читается молитва литии (напомним, что лития — усиленное моление на вечерне) «Спаси, Боже, люди Твоя», в которой перечисляются имена наиболее чтимых святых. С 2011 года — с момента учреждения празднования Собору Саратовских святых — мы, саратовцы, слышим в своих храмах имена тех из них, кто входит в Собор.

— Теперь о каноне утрени…

— Канон — это сложное гимнографическое произведение, состоящее в нашей практике из восьми песней. Его содержание — разностороннее осмысление празднуемого события; он показывает событие праздника в разных смысловых аспектах. В каноне находят отражение многие богословские идеи, связанные с празднуемым событием. Именно поэтому канон можно назвать центральным песнопением праздника.

Многие каноны написаны выдающимися церковными авторами VII-IX веков и по сей день занимают достойное место в нашем богослужении. К канону утрени нужно относиться максимально внимательно: к сожалению, в практике у нас во время канона совершается елеопомазание, которое отвлекает многих прихожан и мешает им воспринимать слова канона.

— Многим нашим прихожанам свойственно некое потребительское или даже магическое отношение к этому действию. Человек, у которого нет времени или желания стоять всю всенощную, норовит забежать на одно только помазание — и дальше по своим делам. А есть ли в таком забегании смысл?

— Обряд помазания на утрене давний, он известен с XIII–XIV века. Правда, тогда он совершался не во время, а после утрени. Как уже сказано, утреня была тогда другой, наиболее торжественным ее моментом, вершиной был именно конец, и за ним следовало помазание. При этом елей брали из лампады, горящей перед иконой праздника.

Таким образом, это была своего рода печать, приобщение человека к торжеству Церкви. Сейчас у нас помазание совершается тоже после самой торжественной части утрени, но не в конце: оно совмещается с целованием Евангелия и иконы праздника, которое в старину предписывалось совершать после величания.

Масло при этом используется то, которое освящалось на вечерне, хотя освящение на вечерне по смыслу — это именно освящение пищи (вспомним: «Благослови хлебы сия, пшеницу, вино и елей…»). Но, как и в минувшие века, этот обряд приобщает христиан к радости, к празднику. Никакого дополнительного смысла в помазании нет.

Совет

С этой точки зрения, игнорировать праздничное богослужение и забегать в церковь на одно только помазание — действие, лишенное смысла. Помазание елеем на утрене не является таинством, елей не обладает целительным действием.

Беда наша, наверное, в том, что у нас нет подлинного внимания к богослужению, к молитвословию, к тем смыслам, которые оно содержит, и потому наше сознание ухватывается за действие, за что-то вещественное — это легче воспринимается.

— И все же мы ждем не только помазания. Мы всегда с волнением ожидаем, когда запоют «Честнейшую херувим» и зазвонят в колокола…

— Песнь Пресвятой Богородицы «Величит душа моя Господа» с припевом «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим» — это, к сожалению, единственная из девяти библейских песней, которые раньше пелись на утрене и которые поются теперь только Великим постом.

Возможно, она оказалась выделена из всех, потому что Богородица почитается гораздо больше всех праведников Ветхого Завета. «Честнейшую херувим…» — это на самом деле ирмос Космы Маюмского, написанный для девятой песни Канона Великой Пятницы, но он стал жить своей, отдельной от бого­служения Страстной Седмицы жизнью и поется теперь с Песнью Богоматери.

Эта песнь во время утреннего богослужения — свидетельство особого, сугубого почитания Богородицы; Великим постом она поется с земными поклонами.

— Мы приблизились к самому радостному моменту утрени: к возгласу священника «Слава Тебе, показавшему нам свет» и к Великому славословию…

— Это, по сути, вторая вершина утрени после полиелея. Великое славословие «Слава в вышних Богу, и на земле мир, и в человецех благоволение» — это очень древний текст, примерно IV века, он составлен из многих библейских стихов: на всяк день благословлю Тя (Пс.

 144, 2), благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим (Пс. 118, 12). Очень красивое песнопение, торжественный момент. Как и во время полиелея, храм максимально освещен — включается паникадило.

Возглас «Слава Тебе, показавшему нам свет» — это благодарность Богу за наступление нового дня.

В конце утрени, перед отпустом, мы слышим песнопение «Утверди, Боже, святую православную веру…». В старину оно было многолетием, провозглашаемым государю, патриарху, архиерею. Отпуст — краткое молитвословие, начинающееся словами «Христос истинный Бог наш…». Это итог всего богослужения, черта, которую подводят под ним. И это пастырское благословение верующим после богослужения.

Газета «Православная вера» № 22 (522)

Алексей Кашкин

Источник: http://volgeparhia.ru/utrenya-ee-istoriya-chinoposledovanie-i-duxovnyj-smysl/

Всенощное бдение, краткая схема. — PDF

Красный крест полу окружен ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ (В седмичный день) ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ Д: «Востаните»! «Слава Святей». «Приидите поклонимся» — 4 раза. Х: 103 псалом «Благослови душе моя, Господа». Великая ектения.

Подробнее

Красный крест «Благословен Бог наш». СЛУЖБА С ПОЛИЕЛЕЕМ (В седмичный день) (Октоих отменяется полностью) ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ «Аминь». Обычное начало (если не было 9 часа), 103 псалом. Великая ектения. Х: «Блажен

Подробнее

СЛУЖБА СО СЛАВОСЛОВИЕМ (В седмичный день) ВЕЧЕРНЯ «Благословен Бог наш». «Аминь». Обычное начало (если не было 9 часа), 103 псалом. Великая ектения. [Кафизма, малая ектения] опускается. Стихиры «Господи

Подробнее

Краткий устав-схема Всенощного бдения Восстаните Свящ. Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков. Всенощное бдение открывается начальным возгласом

Подробнее

Е$же по пл0ти, ржcтво2 гdа бgа и3 сп7са нaшегw ї}са хrтa повечeріе вели1кое. літjz. полmелeйнаz ќтренz Редакциz и составление Г.Смирнова Храм Живоначальной Троицы в Останкино Подворье Патриарха Московского

Читайте также:  Святитель филарет амфитеатров

Подробнее

Устав колокольного звона Интернет-сообщество православных звонарей Девятый час http://perezvon.org Благословен Бог наш… Царю Небесный… Господи, помилуй (12 раз). Пс. 83: Коль возлюбленна селения Твоя…

Подробнее

БОГОСЛУЖЕБНЫЙ УСТАВ ПРОСТАЯ ВСЕДНЕВНАЯ СЛУЖБА (Святый без знака) Примечание: Если служба начинается с 9 часа, то после молитвы 9 часа Св: «Благословен Бог наш». Чт: «Приидите, поклонимся» и 103 псалом.

Подробнее

Литургика. Двунадесятые праздники. Рождество Пресвятой Богородицы Санкт-Петербургская духовная академия, преподаватель протоиерей Виталий Грищук, v.grishchuk@mail.ru www.st-alexandra.ru ОГЛАВЛЕНИЕ 1. История

Подробнее

Литургика. Двунадесятые праздники. Общие особенности богослужения в двунадесятые праздники. Предпразднство, попразднство, отдание. Санкт-Петербургская Духовная Академия, преподаватель протоиерей Виталий

Подробнее

5-го НОЯБРЯ. НОЯБРЬ 2012. Неделя 24-я по Пятидесятнице. Глас 7-й. Мучеников Галактиона и Епистимы. Святителя Ионы, архиепископа Новгородскаго. Воскресная служба Октоиха совершается совместно со славословной

Подробнее

Литургика. Постная Триодь. Лекция 5.2. Чин изобразительных. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПРОТОИЕРЕЙ ВИТАЛИЙ ГРИЩУК V.GRISHCHUK@MAIL.RU WWW.AGIA-ALEXANDRA.RU 20.02.17

Подробнее

4-го ИЮЛЯ. Четверг. Святых Царствениых Мучеников: царя Николая и иже с ним убиенных. Преподобнаго Андрея, архиепископа Критскаго. Преподобной Марфы. Служба Царственным Мученикам бденная. НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ

Подробнее

ЯНВАРЬ 1-го января. Понедельник. Типикон на 2013-год. Обрезание Господне. Память святителя Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Новый год. Служба бденная. На велицей вечерни иерей облачившись

Подробнее

Частное общеобразовательное учреждение «Школа при Алексеевском монастыре» Рабочая программа по предмету «Церковное пение» Составитель: Литвинова И.А., преподаватель церковного пения Москва 2017 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

Подробнее

1-го ИЮЛЯ. ИЮЛЬ 2013. Неделя 3-я по Пятидесятнице. Всех Святых, в земле Российстей просиявших. Глас 2-й. Святых бессребренников и мучеников Космы и Дамиана. Служба воскресная совершается вместе со службой

Подробнее

Иеромонах Корнилий (Аношин) Сл0во Хrт0во да вселsетсz въ вaсъ богaтно, во всsкой премyдрости ўчaще и3 вразумлsюще себe самёхъ, во pалмёхъ и3 пёніихъ и3 пёснехъ д 0вныхъ, во бlгодaти пою1ще въ сердцaхъ

Подробнее

Autor: Алексей Кашкин Tytuł: Wydawnictwo: Издательство Саратовской епархии ISBN 978-5-98599-082-9; 2010 г. Ilość stron: 688. Format: 145х217 Okładka: twarda Учебное пособие по Литургике предназначено для

Подробнее

1 го МАЯ. ВТОРНИК. МАЙ 2013 Радоница поминовение усопших. Пророка Иеремии. Преподобнаго Пафнутия Боровскаго. На вечерни, утрени и литургии бывает все последование по Триоди. На вечерни иерей: Благословен

Подробнее

МОЛЕБЕН ОБЩИЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ . УДК 783 ББК 85.989 О15 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II О15 Обиход церковного пения: Чинопоследования

Подробнее

Как должно молиться в церкви Православные христиане приняли от Святых Отец и исполняют во всем мире следующие правила: 1. Войдя в храм и осеняя себя крестным знамением, творят три малых поклона, произнося:

Подробнее

Литургика. Двунадесятые праздники. Введение во храм Пресвятой Богородицы Санкт-Петербургская Духовная Академия, преподаватель протоиерей Виталий Грищук, v.grishchuk@mail.ru www.st-alexandra.ru ОГЛАВЛЕНИЕ

Подробнее

1-го сентября. Пятница. СЕНТЯБРЬ Церковное новолетие, начало индикта. Прп. Симеона Столпника и матери его Марфы. Собор Пресвятыя Богородицы в Миасинех. Мученика Аифала. Мучениц сорока жен. Святаго Аммуна

Подробнее

Игорь Владимирович Гаслов Алексей Сергеевич Кашкин ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ Практическое руководство для клириков и мирян Часть I. Богослужения суточного круга Часть II. Богослужения седмичных дней Часть

Подробнее

Игорь Владимирович Гаслов, Алексей Сергеевич Кашкин ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ Суточный круг богослужения СЛУЖБЫ ЧАСОСЛОВА 9-й час Вечерня вседневная Великая вечерня Вечерняя трапеза Повечерие великое Повечерие

Подробнее

Литургика. Двунадесятые праздники. Благовещение Пресвятой Богородицы Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия, преподаватель протоиерей Виталий Грищук, v.grishchuk@mail.ru www.agia-alexandra.ru

Подробнее

Объяснение Всенощного бдения Всенощным бдением, или всенощною, называется такое богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней. Оно состоит из соединения вечерни с утреней

Подробнее

ЧАСЫ. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ. ВЕЧЕРНЯ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ УДК 783 ББК 85.989 Т 67 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II Художественное оформление

Подробнее

Православная религиозная организация-учреждение высшего профессионального религиозного образования Костромская Православная Духовная Семинария Костромской епархии Русской Православной Церкви Вопросы к

Подробнее

3 ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемый сборник составлен на основании вопросов и упражнений, которые были использованы автором при проведении лекционных и практических занятий по Литургике на 2-м курсе факультета

Подробнее

2-го МАРТА. Суббота. Суббота 2-й седмицы Великаго Поста. Родительская суббота. Поминовение усопших. Сщмч. Феодота, еп. Киринейского, Свт. Арсения, еп. Тверского. Заупокойная служба Триоди совершается в

Подробнее

МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ МАГИСТР БОГОСЛОВИЯ АРХМАНДРИТ ИОАНН ( МАСЛОВ) КОНСПЕКТ П О ЛИТУРГИКЕ ДЛЯ 3-го класса Второе издание переработанное и значительно дополненное Загорск Лавра, Академия 1984 г.

Подробнее

ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЛУЖСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ» КАЛУЖСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ

Подробнее

Богослужебные книги Книги, по которым совершается в храме богослужение, называются богослужебными книгами. Они делятся на простые и нотные (певческие). Книги для общественного богослужения Прежде всего

Подробнее

ВЕНЧАНИЕ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ УДК 783 ББК 85.989 О 15 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II О 15 Обиход церковного пения: Чинопоследования

Подробнее

01-го ЯНВАРЯ. Вторник. Типикон 2014. I. Январь Обрезание Господне. Память святителя Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Новый год. Служба бденная. НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ: Блажен муж: 1-й

Подробнее

1-го СЕНТЯБРЯ. Суббота. IX. СЕНТЯБРЬ. Церковное новолетие, начало индикта. Прп. Симеона Столпника и матери его Марфы. Собор Пресвятыя Богородицы в Миасинех. Мученика Аифала. Мучениц сорока жен. Святаго

Подробнее

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ УКАЗАНИЯ на 08 год для священноцерковнослужителей ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКВА 07 УДК ББК 86 7 Б7 Б7 По благословению Святейшего Патриарха Московского

Подробнее

Литургика. Двунадесятые праздники. Рождество Христово Санкт-Петербургская Духовная Академия, преподаватель протоиерей Виталий Грищук, v.grishchuk@mail.ru www.st-alexandra.ru ОГЛАВЛЕНИЕ 1. История праздника.

Подробнее

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ УКАЗАНИЯ на 07 год для священноцерковнослужителей ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКВА 06 УДК 5 ББК 86 7 Б7 Б7 По благословению Святейшего Патриарха Московского

Подробнее

УСТАВ Великопостной службы 1-ой недели Великого поста ВЕЧЕРНЯ в неделю сыропустную (прощенное воскресение). Приходные поклоны в пояс. Начало от Царю Небесныи, по обычаю. Кафизмы несть. Возвахи поем на

Подробнее

Песнопения утрени Воспоминание новозаветных событий Священной истории, начало Светлой, Благодатной Жизни во Христе Утреня вторая часть всенощного бдения, в ней изображаются события новозаветные. В древности

Подробнее

1-го АПРЕЛЯ. АПРЕЛЬ 2013. Неделя 4-я Великаго поста. Память преподобнаго Иоанна Лествичника. Глас 4-й. Преподобной Марии Египетской. Преподобнаго Евфимия Суздальскаго чудотворца. Воскресная служба совершается

Подробнее

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА. ПОСЛЕДОВАНИЕ ДОМАШНЕГО МОЛИТВЕННОГО ПРАВИЛА РАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ УГОДНИКА В ТУЛУЗЕ УТРО Начальные молитвы. трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.). (Читается..

Подробнее

Изменяемые части чина Божественной литургии. Первое, о чем мы будем говорить, это антифоны. Напомним, что греческое слово αντιϕωνος состоит из двух частей и означает «противогласие.» Вообще антифоном называется

Подробнее

2012 г. 2 Общие примечания к чтению канонов 3 Примеры пения припевов канона 4 Рекомендации к пению припевов канона 5 Понедельник 6 Вторник 17 Среда 21 Четверток 24 Пяток 28 Суббота 36 3 Общие примечания

Подробнее

Свящ: И сподоби нас Владыка, со дерзновением, неосужденно осмелиться призывать Тебя, Небесного Бога Отца, и говорить. Благодарственная малая ектенья (В конце Литургии). Диак: Станем с благоговением, и

Подробнее

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ УКАЗАНИЯ на 06 год для священноцерковнослужителей ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКВА 05 УДК 5 ББК 86 7 Б7 Б7 По благословению Святейшего Патриарха Московского

Подробнее

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литургика» Наименование Содержание учебного материала, самостоятельная Объем Уровень разделов и тем работа обучающихся часов освоения 1 2 3 1 семестр

Подробнее

2 февраля. Суббота. СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Служба Праздника бденная. Совершается по минее. Блажен муж: 1-й антифон. На Господи воззвах: Стихир 8. НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ: Стихиры: Праздника (глас 1-й): (первые

Подробнее

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА. ПОСЛЕДОВАНИЕ ДОМАШНЕГО МОЛИТВЕННОГО ПРАВИЛА РАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ УГОДНИКА В ТУЛУЗЕ УТРО Начальные молитвы. трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.). (Читается.,.

Подробнее

Негосударственное общеобразовательное частное учреждение «Православная школа «Рождество» Истринский муниципальный район с. Рождествено УТВЕРЖДАЮ: Исп. директор НОУ «Православная школа «Рождество» В.Ф.

Подробнее

????????????????????????????? Готовиться к Таинству Причащения можно Правильными канонами, Псалтырью, а также по лестовке (поклонами или молитвами) на выбор говеющего. Однако, бесспорно, вернейшим помощником

Подробнее

ВЕЛИКОПОСТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II Составитель священник Сергий Казаков Книга включает краткое последование великопостных служб суточного

Подробнее

Полная последовательность литургии (Иоанна Златоуста и Василия Великого) На Литургии Иоанна Златоуста На литургии Василия Великого * Поклоны (Д. : Благослови Владыко…) И. : Благословенно Царство… Глубокий

Подробнее

СЛУЖЕБНИК Оглавление Последование вечерни… 2 Последование утрени… 20 Проскомидия… 39 Литургия свт. Иоанна Златоуста… 52 Молитвы после св. причащения… 89 Литургия свт. Василия Великого… 92 Литургия

Подробнее

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА ПОСЛЕДОВАНИЕ ДОМАШНЕГО МОЛИТВЕННОГО ПРАВИЛА ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ УГОДНИКА В ТУЛУЗЕ УТРО Начальные молитвы, трижды, с крестным знамением и поясным поклоном) (Читается ; (Трижды)

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/29306221-Vsenoshchnoe-bdenie-kratkaya-shema.html

«СЛУЖБА МИРСКИМ ЧИНОМ»

Вотъ почему такъ важно научиться совершать Богослуженіе мірскимъ чиномъ. Къ великому сожалѣнію, въ наше время въ значительной степени утеряны традиціи совершенія Богослуженія мiрянами. Многимъ удивительной представляется сама возможность прочитать дома вечерню, утреню, послѣдованіе изобразительныхъ.

Между тѣмъ, полезно было бы возродить традиціи нашихъ благочестивыхъ предковъ, которые хорошо знали Богослуженіе и могли его правильно совершать мiрскимъ чиномъ – дома, или въ храмѣ при отсутствіи священника. Поэтому настоящая книга призвана служить возрожденію традицій Богослуженія мірскимъ чиномъ и способствовать грамотности совершенія этихъ службъ и соотвѣтствія ихъ церковному Уставу.

Основой даннаго изданія послужила книга «Чинъ воскреснаго всенощнаго бдѣнія». Также использованы и другіе источники. Тексты чинопослѣдованій были свѣрены съ дореволюціонными богослужебными книгами, съ сохраненіемъ въ положенныхъ мѣстахъ моленій о Царяхъ.

Въ книгѣ данъ порядокъ чинопослѣдовнія, совершаемый, въ основномъ, въ воскресные и праздничные дни. Въ будніе дни чинопослѣдованіе нѣсколько отличается, поэтому для желающихъ совершать службы въ эти дни необходимъ Часословъ.

Во дни Великаго поста (кромѣ воскресныхъ дней) чинопослѣдованіе также имѣетъ свой порядокъ, поэтому для совершенія Богослуженія мірскимъ чиномъ въ этотъ періодъ кромѣ Часослова нужно использовать еще и Тріодь Постную, примѣняя указанныя въ книгѣ особенности мірского чина.

Читайте также:  Мятно-имбирный сладкий соус

Чинопослѣдованія могутъ совершаться какъ келейно однимъ вѣрующимъ, такъ и соборно группой вѣрующихъ, въ т.ч. и монашествующими, не имѣющими священнослужителя.

Обратите внимание

Для совершенія Богослуженія мірскимъ чиномъ также необходимы, какъ минимумъ, Октоихъ, Минея праздничная, Тріодь Постная и Тріодь Цвѣтная.

Идеальнымъ варіантомъ было бы имѣть полный комплектъ Богослужебныхъ книгъ, но понимаемъ, что не многіе вѣрующіе могутъ позволить себѣ пріобрести ихъ.

Самымъ оптимальнымъ варіантомъ является пріобретеніе Богослужебнаго сборника, въ которомъ совмѣщены указанныя выше книги.

Лучшимъ такимъ сборникомъ, по нашему мнѣнію, является «Великій сборникъ», изданный по благословенію архіерейскаго сvнода Русской Православной Церкви Заграницей въ Свято-Троицкомъ Джорданвилльскомъ монастырѣ, и неоднократно репринтно переиздававшійся у насъ.

Кромѣ другихъ преимуществъ, въ текстахъ «Великаго сборника», въ отличіе отъ современныхъ изданій, во многихъ мѣстахъ сохранены поминанія Царей.

На случай же отсутствія указанныхъ богослужебныхъ книгъ въ приложеніяхъ помѣщена воскресная служба шестого гласа, которую принято пѣть въ воскресные дни за неимѣніемъ Октоиха или другой книги съ воскресными пѣснопѣніями всѣхъ гласовъ.

Въ книгѣ также даны краткія свѣдѣнія объ отдѣльныхъ частяхъ службы и нѣкоторыя уставныя указанія, взятыя изъ Типикона. Въ примѣчаніяхъ въ концѣ текста содержатся поясненія особенностей мiрского чина совершенія службъ.

Кромѣ того, въ приложенія включены необходимыя извлеченія изъ Типикона, а также порядокъ замѣны церковныхъ службъ Iисусовой молитвой, псалтирью и поклонами.

Православное Богослуженіе, будучи соборнымъ твореніемъ Церкви, составлялось все же лучшими сынами ея.

Непосредственными авторами его были люди, не имѣвшіе другой жизни, кромѣ молитвы и поста, люди, всецѣло посвящавшіе себя на служеніе Богу, часто отдававшіе самую жизнь за Христа и Его Церковь, словомъ – святые угодники Божьи, просіявшіе въ ликѣ преподобныхъ и богоносныхъ отцовъ, мучениковъ, исповѣдниковъ, праведныхъ.

«Страницы составлявшагося ими устава не могли не оказаться политыми слезами умиленія и богожертвенною кровію исповѣдничества, которыя не могутъ не чувствоваться оттуда и не сообщать книгѣ духа особенной святости и чистоты.

Важно

Въ этомъ и тайна глубокаго дѣйствія на душу православнаго Богослуженія, что участвующій въ немъ воспринимаетъ вліяніе Церкви всѣхъ временъ въ лицѣ лучшихъ ея силъ и живетъ жизнію всей Церкви…» (М.Н.

Скабаллановичъ, «Толковый Типиконъ»).

Братья и сестры! Пріобщимся и мы духу и жизни святыхъ угодниковъ Божьихъ, для которыхъ жизнь была воистину Богослуженіемъ, а Богослуженіе – жизнью, и будемъ подражать имъ въ вѣрѣ и любви ко Христу и Его Церкви.

Будемъ непрестанно молиться соборно и келейно, чтобы Господь помиловалъ всѣхъ насъ и воскресилъ Святую Русь во главѣ съ Помазанникомъ Божьимъ, православнымъ русскимъ Царемъ «на малое время послѣднее паки оплотъ крѣпокъ и стѣну недвижиму отъ антихриста и слугъ его»! Аминь.

Скачать книгу «Служба мирским чином»: slujba-mirskim-chinom.pdf [1.5 Mb] (cкачиваний: 4259)

Источник: https://kenigman.livejournal.com/329761.html

Чинопоследование вседневной утрени

Поиск Лекций

Священник, облачившись в епитрахиль и фелонь отверзает завесу царских врат и, взяв кадило, произносит возглас: «Благословен Бог наш…». Если в служении участвует диакон, то завесу отверзает он. Завеса бывает открыта до самого отпуста (Типикон, 23 гл.).

Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся» (когда на утрене поется «Аллилуиа» (вместо «Бог Гос​подь») и вообще в те дни, когда на полунощнице читается молитва «Господи и Владыко живота моего…

», то после возгласа священника чтец читает не «Приидите поклонимся», а «Царю Небесный…», «Трисвятое», «Отче наш…», «Господи, помилуй (12 раз), «Слава и ныне» и затем «Приидите поклонимся» – см. Часослов, Типикон, 9 гл.

, понедельник первой седмицы Вели​кого поста и др.) (трижды) и далее читает псалмы:«Услышит тя Господь в день печали…» (Пс. 19-й), «Господи, силою Твоею…» (Пс. 20-й). Затем «Слава, и ныне», «Трисвятое», «Отче наш…» и тропари: «Спаси, Господи, люди Твоя…», «Слава»…

«Вознесыйся на крест волею…», «И ныне» – «Предстательство христиан непостыдное…»

Во время чтения псалмов и тропарей священник совершает каждение: «Иерей, став пред св. трапезою и сию покадив, глаголет: «Бла​гословен Бог наш» (отверзаяй прежде и завесу) и кадит св.

тра​пезу крестообразно и весь жертвенник; и исходит северною стра​ною и кадит св. иконы, и предстоятеля, и вся, яко обычай» (Типикон, 9 и 22 гл.). После каждения священник входит в алтарь «южною страною», т.е.

дверью, и кадит престол.

По окончании чтения священник произносит сокращенную су​губую ектению: «Помилуй нас, Боже…»(Ектению произносит в алтаре пред престолом с кадилом в руках, см. Типикон, 9 гл.). После возгласа: «Яко милостив…» священник в алтаре пред престолом, начертывая кадилом крест, возглашает: «Слава Свя​тей, и Единосущной…»

От недели Фоминой до отдания праздника Пасхи во все эти дни утреня начинается возгласам: «Слава Святей…» Хор: «Аминь» и затем поет: «Христос Воскресе…» (трижды, косно). В неко​торых храмах, но не везде священник в это время совершает каждение алтаря и всего храма. После этого читается шестопсалмие, обязательно среди церкви.

Шестопсалмием называется шесть избранных псалмов, именно: 3, 37, 62, 87, 102 и 142.

Оно предваряется следующими литурги​ческими текстами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (3-жды).

Затем дважды произносится стих из 50 псалма: «Госпо​ди, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою». После этого следует чтение первых трех псалмов шестопсалмии (т.е. 3,37 и 62).

Совет

Эти три псалма сопровождаются славословием: «Слава, и ны​не». «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (триж​ды), «Господи, помилуй» (трижды) и «Слава, и ныне». После этого читаются остальные три псалма шестопсалмия (т.е. 87, 102 и 142). Они заключаются текстами: «Слава, и ныне» и «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды).

Во время чтения трех последних псалмов священник выходит на солею и пред царскими вратами с непокрытой толовой читает тайно утренние молитвы. (Молитвы эти находятся в Служебнике, всего их 12).

После шестопсалмия следует великая ектения: «Миром Госпо​ду помолимся». После великой ектений диакон произносит «Бог Господь…» со стихами. Хор поет: «Бог Господь»… (4-жды) на глас следующего за ним тропаря.

В дни Великого поста, а также в дни поминовения умер​ших вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа».

После «Бог Господь» поются тропари. Они поются в следую​щем порядке:

1. Если служба святому, имеющему шестеричный знак (или без знака), не совпадает с субботней службой, а также с попразднством и предпразднством, то поется тропарь святому (2-жды), а на «Слава, и ныне» – Богородичен (по гласу тропаря) из 4-го приложения Минеи..

2. Если в Минее находятся тропари двум святым, то тропарь первому святому поется дважды, на «Слава» – тропарь другому святому – (один раз) и на «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы».

3. Если служба святому совпадает с субботой, то тогда Бо​городичен поется воскресный по гласу «Славы».

4. Если же служба святому совпадает с предпразднством или попразднством, то тогда Богородичен совсем не поется, а поют​ся тропари таким образом: дважды поется тропарь празднику. «Слава» – святому, «И ныне» – празднику.

Обратите внимание

После пения тропарей следует стихословие 2-х или 3-х рядовых кафизм (Типикон, 17 гл.). После каждой кафизмы, если память святого (шестеричного или вовсе без знака) совпадает с субботою, предпразднством и попразднством, полагает​ся малая ектения.

Если служба святому не совпадает с этими днями, то ектения между кафизмами не полагается и чтец закан​чивает кафизму: «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды), (после кафизм полагается, по Уставу, «чтение во Еванге​лии толковом» – см. Типикон, 2,3,4,9 и др.гл.

; из каких книг бывает это чтение и какому порядку оно следует, то указывает​ся в 10-й гл. Типикона. На практике эти чтения опускаются), «Господи, помилуй» (трижды).

Далее читается седален (седален есть текст, следовавший за кафизмой, при чте​нии или пении которого раньше, как и во время кафизм, дозво​лялось садиться).

Седальны соответственно указаниям Типикона берутся или из Октоиха, или из Минеи, или из Триоди.

Бывают случаи, что на одной и той же утрене, при совпаде​нии праздников, полагаются седальны после кафизмы двум празд​нествам. В этом случае одни седальны читаются или поются пос​ле кафизм, а другие (тоже положенные после кафизм) читаются после полиелея, или после 3 песни канона (см. Типикон, 9, 24 февр.; 23 апр.; 8 мая и др.).

После седальна последней кафизмы читается 50 псалом. За 50 псалмом следует канон.

Канон состоит из 9 песней. Первый стих каждой песни назы​вается «ирмосом», т.е. «связью» – образцом для других стихов, за ним следующих, которые называют «тропарями». Число тропа​рей бывает различно. Глава 11-я Типико​на содержит правила, как соединять между собою различные ка​ноны.

Соединением между тропарями и соответствующей песнью являются ирмосы. Для пения ирмоса иногда оба лика сходились на средину храма. Отсюда этот ирмос и получил название «ка​тавасия» – «схождение».

В самые великие праздники катавасия состоит из начального ирмоса.

Важно

В другие праздники, в том числе и в воскресенья, ка​тавасией служат ирмосы другого «сродного или близкого» празд​ника; в будни катавасией служит ирмос последнего канона, и она поется после 3, 6, 8 и 9 песен.

В Великий пост катавасия иногда заменяет собой ирмос, т.е. ирмос поется только в каче​ство катавасии. В Типиконе, в 19 гл. имеется специальное ука​зание о порядке пения катавасий на весь год.

После 3, 6 и 9-й песни канона полагаются малые ектении с соответствующими возгласами священника. Кроме того, эти же песни (т.е.

3, 6 и 9-я) сопровождаются: 3-я – ипакои и седальном, 6-я – кондакомиикосом; 9-я – светильном или экзалостиларием (после 3-й песни, малой ектении и седальна, по Уставу, положено чтение Златоустова «Маргарита» и Симеона Метафраста, а после 6-й песни, малой ектений и кондака с икосом по​ложено чтение «Пролога» или «Синаксария». Но на практике эти чтения совершенно не употреб​ляются.).

Во время чтения 8-й песни канона диакон кадит сначала весь алтарь, затем кадит иконостас и по окончании пения ка​тавасии становится пред образом Божией Матери и возглашает:

«Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» (Типикон, 2 гл.) Хор поет: «Величит душа моя Господа…» Диакон продол​жает совершать каждение (кадит хор, молящихся и весь храм).

Читайте также:  Акафист успению пресвятой богородицы

В двунадесятые праздники, их отдания, а также некоторые другие дни поются особые припевы, начинающиеся словами: «Ве​личай, душе моя…» Об этом подробно изложено в 20-й гл. Ти​пикона: «О еже, когда поется Честнейшая и когда не поется».

После 9-й песни, если совершается вседневная служба поет​ся «Достойно есть…», а затем – малая ектения.

Малая ектения произносится священником в алтаре, а диако​ном перед царскими вратами.

После ектений положен светилен или экзапостиларий.

В Типиконе есть 16-я глава: «О светильнах на утрене…». В этой главе указывается, в каком поряд​ке поются светильны Октоиха и Минеи.

Совет

Так, в седмичные дни, кроме субботы, поется вначале светилен Октоиха, а потом на «Слава» – светилен Минеи, на «И ныне» – «Богородичен», а в среду и пятницу – Крестобогородичен Октоиха.

В субботу же вначале поется светилен Минеи, а потом на «Слава» поется све​тилен Октоиха, на «И ныне» – Богородичен.

Но светилен Октоиха опускается, если совершается праздно​вание святого с великим славословием, полиелеем, всенощным бдением, и тогда поется светилен только из Минеи или Триоди.

Когда на утрене поется полиелей, тогда светилен или экзапостиларии имеют отношение к читаемому на утрене Евангелию. Таковы, например, экзапостиларии воскресные (Октоиха), число которых, как и утренних воскресных Евангелий, одиннадцать.

Вслед за светильном – экзапостиларием читаются «хвалитные» псалмы: «Хвалите Господа с не​бес…»(148 Пс.), «Воспойте Господеви песнь нову…» (149 Пс.) и «Хвалите Бога…» (150 Пс.).

К этим псалмам прибавляется вседневное славословие. Есть различие в славословии, которое поется и которое читается на утрене.

Славословие, которое поется, оканчивается пением ан​гельской песни: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмерт​ный, помилуй нас».

Славословие, которое читается, оканчивается словами молитвы: «Сподоби, Господи, в день сей…» (см. Часос​лов и Следованная Псалтирь).

Далее диакон или священник произносит просительную ектению: «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви»… «Главы наша…»

Обратите внимание

После возгласа священника хор поет стихиры на стиховне. Стихиры на стиховне поются из Октоиха особые на каждый седмичный день (Типиком, 9 гл.). В субботу на стиховне поются те стихиры, которые положены в Октоихе на хвалитех.

После пения этих стихир чтец читает: «Благо есть исповедатися Господеви…», «Трисвятое», «Отче наш….». После воз​гласа священника поется тропарь с Богородичным, называемый отпустительным,устав пения которого во многом одинаков с уставом пения отпустительных тропарей на вечерне. Оба эти устава излагаются вместе в 52 гл. Типикона.

Во все седмичные дни поется тропарь дневного святого из Месячной Минеи (один раз).

Если же случится два святых, из которых каждому положен тропарь из Минеи, то вначале поется тропарь первого святого, а на «Слава» поется тропарь другого святого.

Если в Месячной Минее не положено тропаря святому, то поется тропарь из Общей Минеи – по чину, или лику святого.

Если в седмичные дни случится предпразднство или попразднство, то после тропаря святому поется тропарь предпразднства или попразднства. Если же в Минее не положено тропаря святому, то поется один тропарь предпразднства или попразднства (Типи​кон, 52 гл.).

После тропарей произносится сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже…» Затем: «Премудрость». Хор:«Благослови». Свя​щенник: «Сый благословен Христос Бог наш…» Хор: «Аминь. Утверди, Боже…» и далее чтец читает первый час.

Утреннее богослужение символизирует рождение Спасителя, явления Его миру как Бога и Избавителя от уз смертных. «Утро» для людей наступило с пришествием на землю Спасителя. Но это благодатное утро, застало, человека во грехах.

И Сам Спаситель начал Свое служение роду человеческому с проповеди покаяния. Вот почему на утрене, после евангельского гимна «Слава в выш​них Богу.,.» сразу же следует исполненные покаянной скорби и сокрушения псалмы шестопсалмия.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s70298t1.html

Краткая история устава. История пра­во­слав­ного богослужения, страница 10

i 1., с.87.

Образец составления будничной вечерни см. в Приложении – Схема № 2а.

? Самостоятельно составить службу – вседневную вечерню на 29-е июля, глас 8-й, понедельник вечер.

ВСЕДНЕВНАЯ (БУДНИЧНАЯ) УТРЕНЯ

По своему строю утреня может быть 2 видов – вседневная или будничная и праздничная.

Вседневная утреня по Уставу должна совершаться утром. В современной практике ее (с 1-ым часом) служат вечером. Утреню присоединяют к вседневной вечерне после «Утверди, Боже…», и начинается она сразу с Шестопсалмия G.

Такая практика вызвана условиями современной жизни, когда у рядового христианина больше возможности придти в храм на богослужение есть вечером.

Важно

В монастырях и храмах, ревнующих об исполнении Устава, возвращаются к древней практике, так как содержание и характер песнопений и молитв действительно соответствуют началу дня, когда человек еще полон сил, бодр и может приложить больше усердия и трудов в восхвалении, благодарении и умилостивлении Творца.

Митрополит Вениамин об этом говорит так: «Еще свежий человек, потому и службы длиннее, и псалмы больше: нужно набраться запаса духовного на целый день. Утром ведь и птички поют, а к вечеру смолкают. И человек хвалит Господа.

И с ним хвалит вся тварь: солнце, облака, рыбы, … звери, птицы, цари и простой народ, старые и молодые. А подвижники готовятся на молитву, и на борьбу с врагом. …О той же борьбе, с перемежающимся воплем к Богу и надеждой на Его помощь и славой Ему, говорит и шестопсалмие. …Итак, утреня – служба радостного подвига». i 8., с.58-59; 10., с.65-67.

Если вседневная утреня служится утром, то начинается несколько иначе, чем, если совершается вечером  в соединении с вечерней:

& Ч.с.38-43 После возгласа священника «Благословен Бог наш…» чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный… Трисвятое по Отче наш. Господи, помилуй 12 раз, Приидите, поклонимся…» (если перед утреней служилась полунощница, то после возгласа следует «Приидите, поклонимся…»).

Затем читается двупсалмие – псалмы 19-й и 20-й (X в это время священник совершает каждение алтаря и храма), «Слава, и ныне… Трисвятое по Отче наш», читается тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя…, Слава… Вознесыйся на Крест…, И ныне… Предстательство страшное…», затем сокращенная сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», возглас «Яко Милостив…», хор: «Аминь.

Именем Господним благослови, отче», затем возглас утрени «Слава Святей…». i 1., с.95-96; 2., с.266-268 ; 6., Лекция 6, с.83-84; 8., с.59-60.

Порядок совершения вседневной утрени изложен в 9-й главе Типикона, где, так же как и в последовании вечерни, перемежаются указания для службы не постовой (с «Бог Господь») и постовой (с «Аллилуйя»). Также этот порядок можно проследить по Часослову и Октоиху.

Краткая схема вседневной утрени

Шестопсалмие – Ч

Великая ектения – Сл

«Бог Господь…» и тропари – Сл, Ч, М

Кафизмы – Пс

Канон – О, М

Хвалитные псалмы – Ч

Славословие будничное – Ч

Просительная ектения – Сл

Стихиры на стиховне – О

Тропари – М

Сугубая ектения – Сл

Подробную схему вседневной (будничной) утрени см. в Приложении – схема № 3.

Пояснения к схеме вседневной утрени.

X Вседневная утреня совершается при закрытых царских вратах, открыта только внутренняя завеса. Священник облачен в епитрахиль, поручи и фелонь.

X Священник в алтаре, начертывая кадилом крест перед престолом, возглашает возглас утрени: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков», хор: «Аминь»,

Совет

Шестопсалмие, & Ч.с.43-55, по традиции читается на середине храма. Пред шестопсалмием читается «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» трижды и «Господи, устне́ мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» дважды. i  4., вып.2, с.197-198.

Древнейшие упоминания о шестопсалмии в его теперешнем составе относятся к 7 веку. В нескольких местах Октоиха именуется греческим словом «эксапсалмы». Шестопсалмие составляют 6 псалмов – 3, 37, 62, 87, 102, 142, основной мыслью которых является преследование праведника врагами, его надежда на Бога, конечное упокоение в Боге.

Псалмы 3, 62, 102 – более радостные, а 37, 87, 142 – более печальные. Во время шестопсалмия гасятся свечи, чтобы человек мог, незаметно для окружающих, поплакать о своих грехах. Стоять в храме во время чтения шестопсалмия нужно тихо, а читать его необходимо очень благоговейно, «не борзясь», потому что, по выражению Типикона, в это время беседуем с Самим Богом. i 1., с.96; 2., с.

268-269; 4., вып.2, с.198-203; 8., с.60-61.

После 3-х первых псалмов читается «Слава, и ныне…», «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже» трижды  (даже без поясных поклонов для соблюдения особой тишины и внимания!), «Господи, помилуй» трижды, «Слава, и ныне…» и оставшиеся три псалма.

X Во время чтения последующих 3-х псалмов священник перед царскими вратами с непокрытой головой про себя читает т.н. утренние молитвы, числом 12, в которых вкратце изложено содержание песнопений и молитвословий утрени. В конце шестопсалмия читается «Слава, и ныне…» «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже».

i 1., с.96; 2., с.269-270; 4., вып.2, с.203-208; 6., Лекция 6, с.84.

Великая ектения

«Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне» со стихами – это стихи 117 псалма (& Ч с.56). Диакон возглашает «Глас …, Бог Господь и явися…» и стих «Исповедайтеся Господеви…», хор поет «Бог Господь…».

! «Бог Господь…» поется на глас 1-го тропаря, который будет петься после «Бог Господь…» со стихами. Далее диакон читает стихи, а хор после каждого поет «Бог Господь…».

Интересно отметить, что по Типикону «Бог Господь…» со стихами возглашает не священник или диакон, а канонарх. i 1., с.96; 2., с.270-271; 4., вып.2, с.209-213.

Тропарь. На «Бог Господь» (т.е. после «Бог Господь») поется тропарь святому Минеи (тот же тропарь, что и в конце вечерни) дважды, «Слава, и ныне…» Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря святому (тот же, что и в конце вечерни). i 1., с.96; 2., с.273; 7., Лекция 6, с.63-64.

Кафизма рядовая.

Кафизмы

В богослужебных книгах чтение псалмов называется «стихословие Псалтири». Псалмы в Псалтири разделены на 20 отделов — кафизм. Каждая кафизма содержит несколько псалмов и делится на 3 части – так называемые Славы.

Источник: https://vunivere.ru/work12847/page10

Ссылка на основную публикацию