Чинопоследование венчания. служба

Венчание

После совершения обручения у старообрядцев-поповцев будущие супруги приближаются теперь ближе к середине храма, где на аналое лежат Евангелие и Крест Христов. Это напоминает брачующимся, что в продолжение всей жизни, во всех житейских обстоятельствах супруги должны следовать Евангельскому учению. Брачующиеся берут на себя крест семейной жизни, чтобы следовать за Христом.

Перед аналоем расстилают подножие из новой светлой ткани, в знак того, что отныне супруги будут жить единой жизнью, разделяя горести и радости друг друга.

Священник ведет жениха и невесту к аналою и ставит их на подножие, хор в это время поет 127 псалом, в котором говорится о блаженном состоянии богобоязненных людей в их супружеском, семейном быту и о том, что Господь устраивает благополучие тех, кто исполняет Его Заповеди:

«Блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его, труды плод своих снеси, блажен еси и добро тебе будет. Жена твоя яко лоза плодовита, во странах дому твоего. Сынове твои яко леторасли масличныя окрест трапезы твоея. Се тако благословится человек бояися Господа. Благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иеросалиму вся дни живота твоего. И узриши сыны сынов твои, мир на Израиля».

Аудиозапись Блажени вси боящиися Господа

Обратите внимание

После Великой ектении читается Апостол (часть из послания апостола Павла к жителям Ефеса), в котором разъясняются обязанности мужа и жены по отношению друг к другу. После этого священник читает Евангелие от Иоанна о первом чуде, которое Господь сотворил на браке в Кане Галилейской — претворении воды в вино.

Затем священник читает трогательные молитвы, в которых вспоминаются благословенные Господом браки ветхозаветных праотцев, призывает благословение Божие и на новобрачных.

Священник просит у Господа, чтобы Он сохранил брачующихся от тревог и опасностей, как сохранил Он Ноя в ковчеге, Иону во чреве кита и трех отроков в пещи вавилонской, и даровал супругам единомыслие, долгоденствие и земные блага. Вспоминаются в молитвах и родители брачующихся.

Наступает самый торжественный момент: на брачующихся возлагаются венцы, как на царей и родоначальников будущего рода — детей, внуков и правнуков.

Возложение венцов на жениха и невесту, подобно как в древности украшались главы победителей, служит наградой за их целомудренную жизнь до брака. Церковь в этот момент призывает на брачующихся благодать Святого Духа, освящающую супружество, рождение и воспитание детей.

С этой минуты жених и невеста становятся мужем и женой, теперь они связаны нерасторжимыми узами брака по слову Спасителя:

Священник выносит из алтаря венец, крестообразно осеняет им мужа и надевает на голову со словами: «Господи Боже наш, славою и честию венчай его». Таким же образом он надевает венец и жене со словами: «Господи Боже наш, славою и честию венчай ея». Затем читает молитву: «Господи Боже наш, иже славою и честию венчал еси святыя своя мученики…» После чтения молитвы хор трижды поет:

«Положил еси на главах их венцы от камени честнаго. Живота просита у тебе, и даждь има долготу днии в век века».

Аудиозапись Положил еси на главах их венцы

Следующие молитвословия чина венчания напоминают Литургию: просительная ектения и пение «Отче наш». В это время священник в Алтаре готовит для новобрачных чашу с вином, благословляет ее и читает установленную молитву.

Важно

Затем поется причастный стих «Чашу спасения прииму, и имя Господне призову» и тропари: «Господи, Господи, призри с небесе, и виждь, и посети виноград сей, и соверши его, егоже насади десница Твоя Господи.

Сильно на земли будет семя его, род правых благословится».

Аудиозапись «Чашу спасения прииму, и имя Господне призову» с тропарями

Во время пения супруги троекратно поочередно пьют вино из одной чаши в знак того, что теперь все у них общее, все жизненные обстоятельства они должны теперь делить пополам: радости и скорби, труды и покой, подвиги и награду.

Оставшееся в бокале вино священник дает допить мужу.

Затем чаша разбивается каким-либо орудием и осколки впоследствии опускаются в воду, «да не будет в попрание или послужение и́но», как сказано в дораскольных служебниках, содержащих также прямое запрещение топтать чашу ногами.

В начале XVII века существовал еще обычай новобрачным во время чина венчания причащаться Святых Таин (по чину Литургии преждесвященных даров).

После пения «Отче наш» священник возглашал: «Прежесвященная святая святым», выносил Чашу из алтаря и приобщал новобрачных. Затем уже благословлял чашу с вином и давал трижды испить мужу и жене.

Обычай причащаться во время венчания постепенно прекратился.

После этого священник соединяет руки супругов в знак того, что они соединились во Христе, и троекратно ведет их вокруг аналоя. В старообрядческой Церкви хождение совершается по часовой стрелке, по солнцу, вслед за Солнцем-Христом.

Священник, держа супругов за руки, ведет их вкруг аналоя. Перед ними пономарь несет подсвечник с горящей свечой.

Троекратное обхождение (во славу Святой Троицы) аналоя выражает радость и духовное ликование, а хождение по кругу выражает мысль, что супружеский союз должен длиться вечно.

При этом трижды поется тропарь: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу спастися душам нашим». Затем единожды поется стих: «Слава Тебе, Христе Боже, апостолом похвала, и мучеником веселие. Ихже проповедь, Троица Единосущная».

Аудиозапись Святии мученицы

После сугубой ектении священник громко возглашает «Братие, радуйтеся о Господе всегда. И паки реку радуйтеся. Кроткое ваше да разумно будет всем человеком. Господь близ, ничим же пецытеся. И Бог мира да будет с вами. Всегда и ныне и присно и во́ веки веком».

После отпуста, в котором вспоминаются святые равноапостольные «и Боговенчанные» царь Константин с матерью его Еленой, священник поворачивает новобрачных на лицом на запад, к народу, и читает молитву на снятие венцов. Затем читается и поучение новобрачным, наставление, как вести христианскую жизнь.

Совет

Сняв с новобрачных венцы, священник велит им перекреститься. Осенив крестообразно мужа венцом, он дает его поцеловать. Также и жене дает поцеловать ее венец. Затем по обычаю священник осеняет новобрачных крестом и возглашает многолетие.

После исходных поклонов по местному обычаю прихода, в котором совершается венчание, новобрачные кланяются друг другу. Оба кланяются в пояс или жена кланяется мужу в землю, а муж жене – в пояс. Наконец следует первый поцелуй, как торжественный перед всей Церковью знак взаимной любви.

Второй и третий брак (как правило, после смерти супруга или супруги) в старообрядчестве допускается, но чин венчания совершается уже менее торжественно.

Источник: http://ruvera.ru/venchanie

Азы православия. Подготовка к Венчанию и чинопоследование таинства

Чтобы венчание стало подлинным праздником, запоминающимся на всю жизнь, необходимо заранее позаботиться о его организации. В первую очередь, согласовать место и время совершения таинства.

Во многих храмах Санкт-Петербургской епархии существует предварительная запись, при которой указывается не только день, но и время венчания. Сделать ее может любой родственник. В этом случае венчать будет священник, на которого выпадает очередность треб.

В тех церквах, где такая запись отсутствует, молодожены оформляют квитанцию на совершение таинства в день свадьбы, за свечным ящиком. Однако здесь нельзя назвать время точно, так как венчания начнутся только после других треб. Зато можно договориться’ с конкретным священником, если к этому есть потребность.

В любом случае в церкви понадобится свидетельство о браке, поэтому регистрация брака в ЗАГСе должна быть раньше венчания.

При возникновении препятствий, перечисленных выше, желающим повенчаться необходимо лично обратиться в канцелярию митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского с прошением. Владыка рассмотрит все обстоятельства; при положительном решении поставит резолюцию, по которой венчание совершат в любом храме.

В первые века христианства венчание совершалось непосредственно за Божественной литургией. Сейчас этого не бывает, но совместное причастие перед началом супружеской жизни исключительно важно.

Поэтому молодоженам надо приходить в храм в день свадьбы к началу службы, ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 12 часов ночи, и, если супружеская жизнь уже имеет место, воздержаться в последнюю ночь от брачных отношений. В храме жених и невеста исповедуются, молятся за литургией и причащаются Святых Тайн. После этого обычно около часа идут молебны, панихиды и отпевания.

Обратите внимание

За это время можно переодеться в венчальные одежды (если в храме есть помещение для этого). Невесте советуем надеть удобную обувь, а не туфли на высоких каблуках, на которых трудно выстоять несколько часов подряд.

Присутствие друзей и родственников молодоженов за литургией желательно, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу венчания.

Делать фотографии и снимать бракосочетание видеокамерой разрешается не во всех храмах: лучше обойтись без этого, сделав памятную фотографию на фоне храма после совершения таинства.

Обручальные кольца надо заранее отдать венчающему священнику, чтобы он освятил их возложением на Престол.

Возьмите с собой кусок белого полотна или полотенце. На нем молодые будут стоять.
У невесты непременно должен быть головной убор; косметика и украшения – или отсутствовать, или в минимальном количестве. Обязательны нательные крестики для обоих супругов.

По русской традиции, всякая супружеская пара имеет свидетелей (шаферов), организующих брачный пир. Пригодятся они и в храме – держать венцы над головами новобрачных. Лучше, если это будут двое мужчин, поскольку венцы достаточно тяжелые. Шафера должны быть крещеными.

Церковный устав запрещает венчать несколько пар одновременно, но на практике такое бывает. Разумеется, каждый паре хотелось бы венчаться отдельно. Но в таком случае таинство может затянуться надолго (продолжительность одного венчания –45-60 минут).

Важно

Если молодожены готовы ждать, пока не перевенчают всех остальных, то им не откажут в отдельном таинстве. В больших соборах отдельно венчают за двойную плату.

В будние дни (понедельник, среда, пятница) вероятность того, что придут несколько пар, значительно меньше, чем по воскресеньям.

Таинство Брака состоит из двух частей – обручения и венчания. В прошлом они были отделены по времени друг от друга, обручение совершалось при помолвке и могло быть расторгнуто впоследствии.

Во время обручения священник вручает брачующимся зажженные свечи – символ радости, тепла и чистоты. Затем он надевает кольца, сначала жениху, а потом невесте, и трижды – в образ Святой Троицы – переменяет их.

По уставу кольцо жениха должно быть золотым, а невесты – серебряным, причем после тройной перемены у жениха остается кольцо невесты, серебряное, а у нее золотое, как залог верности. Но допустимы и другие материалы.

После обручения молодые проходят на середину храма. Священник вопрошает их о том, свободно ли их желание стать законными супругами, ни обещались ли они кому-нибудь другому. После этого произносятся три молитвы, в которых испрашивается благословение Божие на сочетающихся браком, вспоминаются благочестивые супружеские союзы Ветхого и Нового Заветов.

Выносятся венцы – богато украшенные короны, подобно царским, и возлагаются на головы молодым. Венец – это образ венца Царства Небесного, но и символ сродни мученичеству.

Священник, воздев к Богу руки, трижды произносит: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их!» – после чего читает отрывки из апостольского послания и Евангелие, рассказывающее о том, как Господь благословил брак в Кане Галилейской.

Приносится чаша с вином – символ жизненной чаши радостей и скорбей, которую супруги должны делить до конца своих дней. Священник в три приема преподает вино молодым. Затем он соединяет их руки и трижды обводит вокруг аналоя под пение свадебных тропарей. Круг – символ того, что таинство совершено навечно, хождение за священником – образ служения Церкви.

Совет

В завершение таинства супруги встают у Царских врат алтаря, где священник произносит им слово назидания. Затем родные и друзья поздравляют новую христианскую семью.

Источник: https://radiovera.ru/azyi-pravoslaviya-podgotovka-k-venchaniyu-i-chinoposledovanie-tainstva.html

Схема чина венчания второбрачных

⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 33Следующая ⇒

Изнесение святых Креста и Евангелия из алтаря

«Благословен Бог наш…»

Трисвятое по «Отче наш…»

Мирная ектения

Две молитвы на обручение

Обручение кольцами

Три молитвы (две покаянного характера)

Возложение венцов

Тайносовершительные слова Венчания

Чтение Прокимна, Апостола, Евангелия

Сугубая ектения

Молитва

Просительная ектения

Молитва: «Отче наш…»

Благословение и преподание общей чаши

Хождение вокруг аналоя с пением тропарей

Читайте также:  Священномученик кирилл, митрополит казанский

Снятие венцов

Две молитвы

Отпуст

3. Идейный смысл молитвословий
чина венчания второбрачных

При обручении второбрачные, по обычаю, воспринимают возжженные свечи, так как в Требнике прямого запрещения на это нет. И обручение далее совершается как и в первом браке. После того, как кольца надеты на вступающих во второй брак, священник читает молитвы чина венчания.

В первой из них священник просит Бога призвать второбрачных к покаянию, простить им все согрешения, вольные и невольные, соединить друг друга любовью, даровать им обращение мытаря, слезы блудницы, исповедание разбойника, чтобы они могли в своей жизни соблюдать в единомыслии заповеди Божии и сподобились Царствия Небесного.

Во второй молитве священник вновь просит Господа Иисуса Христа очистить беззакония брачущихся, ибо они не смогли понести «тяготы плотского разжения».

Венцы на второбрачных в современном чине возлагаются в знак взаимного единения и власти над будущим потомством, но не в награду за целомудрие. Чина разрешения венцов для второбрачных в Требнике не указывается. В остальном последование о второбрачных не отличается от того, которое совершается над вступающими в первый брак[321].

4. Совершение чина браковенчания второбрачных
в Русской Церкви

В XV веке относительно Таинства Венчания второбрачных находим свидетельство только в одном богослужебном памятнике. По этому списку после обычного начала читаются тропари: дневной, «Спаси, Господи, люди Твоя», храма, «слава» святого, и «ныне» — Богородичен.

За ними следуют молитвы: «Господи Боже иже Авраама друга Себе назвав» и «Господи Боже наш, един Благ и Человеколюбец…», Апостол к Ефесянам (5, 25—33). Евангелие от Матфея: «Во время оно приступиша ко Иисусу фарисеи, искушающе его и глаголюще Ему: Аще достоит человеку пустить жену по всякой вине…», ектения сугубая и отпуст.

(Служебник рукописный Софийской библиотеки. № 839, л. 132—134).

Порядок этого чина соответствует требованию древних правил отлучать второбрачных от причащения на определенное время и не возлагать на них венцы (Евхологион Гоара, с. 401). Отсутствие в чине возложения венцов и причащения Преждеосвященными святыми Дарами говорит о согласии порядка венчания второбрачных с требованием этих правил[322].

Обратите внимание

В XVI веке чин Венчания двоеженца состоял, согласно с практикой греческой Церкви, из обычного начала (возгласа священника, чтения Трисвятого по «Отче наш»), тропаря дня и одной молитвы: «Господи Боже наш, иже Аврааму друга назвав».

Были и другие варианты, иногда читали молитвы от скверны, иногда в конце чина произносилась великая ектения, иногда читали еще одну молитву, находящуюся на первом месте: «Господи Боже наш, сподоби нас спасительным Твоим смотрением…».

Еще один памятник после молитвы «Господи Боже наш, иже Аврааму друга назвав» указывает прокимен: «Славою и честию венчал еси нас», нынешний апостол и Евангелие от Матфея (19, 3—12), сугубую ектению
и отпуст (особый).

В постановлениях Стоглавого собора изложено именно это последование венчания второбрачных. Разница только в отпусте (Стоглав, глава 20, с. 112—114).

Согласно Уставу Стоглавого собора, при венчании вдовца и девицы совершался чин первого брака («все по ряду венчание»).

При этом священник в молитвах и на ектениях первым называет имя первобрачного в этой паре, а потом второбрачного. По окончании всего глаголет молитву о двоеженце (Стоглав, гл. 19, с. 111).

К числу особенностей рассматриваемых чинов венчания второбрачных нужно отнести обычай возлагать венец не на голову, а на правое плечо, а также обычай пить из общей чаши всем присутствующим в храме.

Третий брак дозволялся в древнерусской церковной практике только «по нужде» и совершался по чину второбрачных.

В конце каждого чина венчания совершалась заздравная лития с надписью: «Сице молвити князю младому».

Чин венчания супругов, в летех мнозех сущих

Текст чинопоследования утвержден решением Священного Синода от 5 мая 2015 года (журнал № 29).

Схема чина венчания супругов, в летех мнозех сущих

Изнесение святых Креста и Евангелия из алтаря

Благословение жениха и невесты возжженными свечами

Псалом 127 и шествие из притвора на середину храма

Поучительное слово

Вопросы к жениху и невесте

Возглас: «Благословенно Царство…»

Мирная ектения с возгласом иерея

Три молитвы о сочетающихся браком

Возложение венцов

Тайносовершительные слова: «Господи Боже наш…»

Прокимен, Апостол, Евангелие

Сугубая краткая ектения

Молитва

Просительная ектения, возглас

Пение молитвы «Отче наш…»

Возглас священника

Благословение и преподание общей чаши

Хождение вокруг аналоя с пением тропарей

Снятие венцов

Две молитвы

Отпуст

Глава VI


Богослужение Таинства Елеосвящения

Символика Таинства

Важно

Елеосвящением называют Таинство, в котором при помазании тела освященным елеем на болящего человека нисходит благодать Божия, врачующая его телесные и духовные немощи.

Таинство Елеосвящения предлагается членам Христовой Церкви не как последнее напутствие умирающим, а как Таинство исцеления, возможность приостановить процесс духовного и физического умирания и ввести человека в благодатную атмосферу жизни Царства Божия. Причиной этого отдаления являются грехи людей, особенно неосознанно совершенные. Они же — и виновники и физического нездоровья человека.

Если Церковь — это Тело Христово, а каждый христианин — Его живая клетка, включенная в единую систему благодатного жизнеобеспечения, то грехи — это преграда на пути тока благодати Божией из церковного организма в душу и жизнь человека. Священники получили от Господа власть обновлять приток целительных сил евангельской благодатной жизни в человеческие души для воздействия соборной молитвой на греховные преграды, недоступные личному покаянию христиан.

Священники молятся над болящим по его просьбе, и завершением этой молитвы является помазание его «елеем во имя Господне» (Иак. 5, 14). Болеющий человек нуждается в помощи, и священник просит Небесного Отца во время помазания: «Исцели и раба Твоего…

от обдержащия его телесныя и душевныя немощи, и оживотвори его благодатию Христа Твоего» (молитва при помазании елеем). Свою молитву иереи укрепляют надеждой на молитвы Богоматери и святых.

Молитвы Церкви земной и небесной преклоняют милость Божию к болеющему члену Церкви, и Бог дарует ему победу над болезнью.

Через Таинство Елеосвящения болящий, как одичавшая ветвь, прививается к благодатной Лозе — Господу Иисусу Христу, чтобы живительные соки Ее вновь потекли в сердце и соделали его способным жить по заповедям Божиим.

Подлинное исцеление человека, по взгляду Церкви, состоит не только в восстановлении его физического здоровья, но в изменении его восприятия болезни, страданий и самой смерти.

Совет

Цель и содержание Таинства Елеосвящения не только здоровье, а вхождение человека в Царство Божие, приобщение его «праведности и миру и радости во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Участник Таинства получает от Бога помощь для изменения понимания и принятия страданий и болезни.

Живительные соки Лозы — это дар страданий Христовых, претворенных Им в победу. И если мученики радостно принимали пытки и мучения, видя в них участие в страданиях Христовых, то таким же мученичеством, свидетельством могут и должны стать для христианина его болезни и страдания.

Об этом молится Церковь: да обратится отчаяние страдающего к свету и да узрит он победу света в себе. Известно, что во Христе страдания не устраняются, а преображаются в победу, и в этой победе — единственное исцеление.

В этом мире всегда есть место страданиям, горю, испытаниям (Иак. 5, 14—5). Но Христос сказал: «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33). И в этом глубокий смысл победы, ибо осмысленным стало самострадание. Оно стало подвигом, преображением. Страданию дано стать знаком, свидетельством той победы, в которой даже видимое поражение человека, умирание его становится путем к Вечной Жизни[323].

В Таинстве Елеосвящения Церковь указывает человеку путь к обращению, к претворению его болезни и страдания в условия для встречи со Христом и для участия в Его победе над грехом и страданием. Понятно отсюда, что такая победа нужна не только умирающему человеку, но живущему в этом мире и соприкасающемуся с телесными и душевными страданиями.

Таким образом, символика Таинства Елеосвящения препровождает болящего к благодатному преобразованию души, укрепляет его к усвоению жертвы Христовой, чтобы человек среди скорбей и одиночества стал свидетелем о Христе, испытал, по словам священника Павла Флоренского, тягу «к новой, высшей реальности», ощутил в себе прорастание семян иного бытия, ибо «семенем новой жизни стала смерть Христова»[324].

Человек, испытавший целительную силу Таинства Елеосвящения, утверждает себя в любви и доверии к Господу. Ему открывается истинный смысл апостольского учения: «Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни» (Рим. 14, 7—8).

И наконец, Таинство Елеосвящения выявляет волю Божию о болящем. В Таинстве совершается благословение всего подвига, совершаемого человеком на земле, и пути, пройденного им в вере и смирении. Человек очищается от грехов, ему приоткрывается смысл смерти и замысел Божий о его тленном теле».

Обратите внимание

В результате человек либо исцеляется и возвращается к участию в жизни Церкви, либо смиряется с дозволением смерти разрушить тленное тело, уже ненужное для земной Церкви и сокровенных путей Божиих (А. С. Хомяков).

2. История формирования
чина Елеосвящения

По свидетельству Священного Писания, Таинство Елеосвящения
имеет Богоучрежденный характер. Евангелист Марк повествует, что апостолы, посланные Спасителем мира, «проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 12—13).

В послании апостола Иакова указывается порядок совершения этого Таинства и условия участия в нем. «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его

Господь, и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14—15).

Апостол говорит здесь о принятом Церковью и хорошо известном христианам священнодействии, ибо еще Христом была дана им заповедь:

«Больных исцеляйте, прокаженных очищайте» (Мф. 10, 8). По этой заповеди действием Духа Святого апостолы совершали Таинство святого елея.

Молитва веры и помазание елеем во имя Господне составили основу чинопоследования Елеосвящения. Благодатными свойствами его были прощение грехов, физическое выздоровление и укрепление духа болящего человека.

В первые века чинопоследование Таинства было несложным и включало в себя несколько псалмов и молитв при освящении елея и при помазании им болящего человека.

В первоначальный период истории чина Елеосвящения право «призывать» пресвитеров для совершения Таинства предоставлялось болящему. Он призывал их к себе в дом. Обычай сакраментального врачевания больных в частных домах, возникший в апостольский век, удержался в следующие века существования Церкви.

Так было до VI века. Клирикам вменялось в обязанность «посещать всех, нуждающихся в посещении», а диаконам сообщать своему епископу о всех, «находящихся в болезненном угнетении духа»[325].

Узнав от диакона о таких людях, епископ или пресвитер шел к больному, молился о нем Богу и помазывал его освященным в Таинстве елеем.

Начиная с VI века предпочтение для совершения Таинства Елеосвящения стали отдавать храмам. Причиной, повлиявшей на перемену места совершения Таинства, стала его тесная связь с Литургией, всегда совершавшейся в храме. Строительство больниц при храмах тоже оказало свое влияние на внедрение практики совершения Таинства святого елея при храмах, ибо в больницах оно и совершалось над больными.

С XIII века обычай строить церковные больницы при храмах исчезает. Вследствие этого практика совершения Таинства Елеосвящения тоже меняется. Сам чин Елеосвящения освобождается от соединявшихся с ним служб суточного круга: вечерни, утрени и от Литургии.

Важно

Например, в рукописи XIII века Лавры святого Афанасия на Афоне говорится: «В тот же день, когда полагается Елеосвящение, собираются семь пресвитеров и совершают вечерню с панихидою и поют канон.

По окончании утрени семь пресвитеров литургисают в различных церквах, а затем собираются в одну и здесь совершают последование святого елея»[326].

На приходах в это время Таинство Елеосвящения совершалось только в храмах.

В «Новой скрижали» говорится об одном так: «Больные, которые могли подниматься и ходить, с помощью других были приводимы в храм, а кто не мог этого, тех привозили, чтобы в священном месте приобрести отраду для страждущей души и возвратить здравие телу посредством действия, сообщаемого этим Таинством.

Иногда они пребывали там дни и ночи, ожидая благодатной помощи от помазания освященным елеем. Бывали и примеры, когда и здоровые для получения духовного благословения или для утоления некоторого недуга приступали к этому духовному врачевству, и священники, снисходя к их просьбам, помазывали их священным елеем, читая над ними ту же молитву, как и над больными»[327].

Читайте также:  Школа веры: святой дух

XIV век профессор А. А. Дмитриевский называет веком, когда начался новый период в истории чина Елеосвящения. Для него характерно обособление частей последования от храмового богослужения.

Вечерня при этом совсем опускается, связь с утреней остается, обретая новый смысл: песнопения и молитвословия утрени сливаются с чином Елеосвящения, образуя его первую часть.

Этому способствовал, как говорилось, вновь возникший обычай совершать Таинство святого Елея в частных домах»[328].

В чине Таинства Елеосвящения отображена практика Восточной Церкви, которая стремилась помочь больному в излечении от болезней телесных и душевных и способствовала воссоединению чад своих с благодатной жизнью Царства Божия. Для этого и «призывались», по апостолу, пресвитеры Церкви.

⇐ Предыдущая13141516171819202122Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/6×5678.html

План беседы о Таинстве Венчания

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ.

  1. Античный обряд.
  2. Благословение епископа.
  3. Воцерковление античного обряда: соединение рук, венцы, общая чаша.
  4. Соединение с Евхаристией.
  5. Оформление чинопоследования.

КАНОНИЧЕСКИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

• Церковью не допускаются четвертый и пятый браки.

• Церковь не благословляет брак, если один из брачащихся (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей.

• Нельзя венчаться некрещеным.

• Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.

• Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (т.е. с троюродным братом или сестрой).

• Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя воспреемниками одного ребёнка. Строго говоря, канонических препятствий к этому нет, однако в настоящее время разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.

• Безусловно, не венчается брак, если хотя бы один из супругов исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм, язычество, индуизм…). Для венчания с католиком или протестантом в случае согласия на воспитание детей в православном духе также требуется разрешение архиерея.

• Нельзя венчаться тем, кто ранее дал монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.

• Если у жениха и невесты большая разница в возрасте, требуется специальное разрешение высшего церковного начальства — архиерея. То же самое нужно, если возраст невесты или жениха выходит за установленные рамки.

Отсутствие родительского благословения на венчание является весьма прискорбным фактом, однако в случае совершеннолетия жениха и невесты оно не может воспрепятствовать венчанию. Кроме того, часто родители-атеисты противятся именно церковному браку, и в таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего — духовника хотя бы одного из супругов.

БОГОСЛУЖЕНИЕ ТАИНСТВА БРАКА

ОБРУЧЕНИЕ

Изнесение святых Креста и Евангелия из алтаря Благословение жениха и невесты возжженными свечами и каждение их.

Церковь становится свидетельницей обетов жениха и невесты и благословение священника это их слово утверждает, скрепляет святым соединением. Для этой цели священник трижды «назнаменует главы новоневестных, и дает им возжженные свечи, и кадит крестовидно».

Совет

Свечи новобрачных изображают духовное торжество, славу целомудренного девства и свет благодати, нисходящие на них.

До начала обручения кольца новобрачных полагаются священником на святом престоле, чтобы освятил их Царь Славы — Господь, ибо Ему новобрачные с этого момента вручат свою жизнь.

Возглас: «Благословен Бог наш…»

Мирная ектения и возглас

О еже податися им чадом в приятие рода, и всем яже ко спасению прошением, Господу помолимся.                     

О еже низпослатися им любви совершенней, мирней, и помощи, Господу помолимся.                     

О еже сохранитися им в единомыслии и твердей вере, Господу помолимся.               

О еже благословитися им в непорочном жительстве, Господу помолимся.                  

Яко да Господь Бог наш дарует им брак честен, и ложе нескверное, Господу помолимся.

    Две молитвы на обручение

Исаак и Ревека

    Обручение кольцами

Вручением колец, принесенных от святого престола, жениху и не­весте священник выражает веру Церкви в непрерывность их союза, даруемого им благодатью Божией.

Обратите внимание

Обмен кольцами свидетельст­вует, что на взаимное согласие обручающихся есть и согласие родителей (обмен совершает свидетель как представитель родителей).

В том, что кольцо невесты вначале находится у жениха, а кольцо жениха у невесты, усматривается древняя практика, когда обручение бы­ло отделено от венчания на некий продолжительный срок и обрученные друг другу хранили у себя обручальное кольцо как знак своей любви и верности, а в момент, предшествующий венчанию, возвращали друг другу сохраненный знак своей любви и тем давали понять, что они входят от­ныне в согласие друг с другом во всех своих делах, тем самым полагая начало обмену мыслями и чувствами, заботами и трудами.

Символика перстней

«Ты, Господи, указал вручать в залог кольцо и тем утверждать всякое дело. Перстнем дана была власть Иосифу в Египте; перстнем прославлен был Даниил в стране Вавилонской; перстнем открылась правота Фамари; перстнем Отец наш небесный явил милосердие к блудному сыну Своему».

«Благослови, Господи, кольцо это,… ибо как оно венчает палец человека,… так и благодать Святого Духа пусть окру­жает жениха и невесту, чтобы они видели сыновей и дочерей до третьего и четвертого рода, которые да восхвалят имя Твое».

Сугубая ектения

Связь обручившихся со всей Церковью.

ВЕНЧАНИЕ

Псалом 127 и шествие из притвора на середину храма и каждение

·        На фоне этого пения дым кадильный являет жениху и невесте образ таинст­венного снисхождения на них благодати Божией

·        На середине храма священник поставляет жениха и невесту пред аналоем с Крестом и Евангелием на разостланный на полу кусок белой материи («подножку») — символ единства и радости и нераздельного жительства в супружестве. Чистота.

Поучительное слово

Вопросы к жениху и невесте

Имаши ли, имярек, произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию, имярек, юже зде пред тобою видиши?               

Имеешь ли ты, (имя), намерение доброе и непринужденное и крепкую мысль взять себе в жену эту (имя), которую здесь пред собою видишь?

И отвещает жених, глаголя: Имам, честный отче.                     .

Иерей паки: Не обещался ли еси иной невесте?          

Жених: Не обещахся, честный отче.

Церковь стала свидетелем добровольности вступления в совместное жительство супругов и чтобы не могли потом сказать люди, что венчание совершено по при­нуждению.

Возглас: «Благословенно Царство…»

Мирная ектения с возгласом иерея

О рабех Божиих, имярек и имярек, ныне сочетавающихся друг другу в брака общение, и о спасении их, Господу помолимся.                     

О еже благословитися браку сему, якоже в Кане Галилейстей, Господу помолимся.               

О еже податися им целомудрию, и плоду чрева на пользу, Господу помолимся.                     

Важно

О еже возвеселитися им видением сынов и дщерей, Господу помолимся.                   

О еже дароватися им благочадия восприятию, и незазорному пребыванию, Господу помолимся.                

О еже даровати имже и нам вся ко спасению прошения, Господу помолимся.

Три молитвы о сочетающихся браком

По окончании мирной ектении священник произносит три молитвы, в которых просит Бога благословить настоящий брак, как Он благословил благочестивые браки Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иосифа и Асинефы, Моисея и Сепфоры, Иоакима и Анны, Захарии и Елисаветы.

Он просит Господа сохранить сочетавшихся браком, как некогда сохранил Ноя в ковчеге, Иону во чреве кита, трех отроков в печи вавилонской, и даровать им радость, какую испытала блаженная Елена, обретя Честный Крест Господень.

Словами молитвы иерей просит Господа, вспомнившего о Енохе, Симе, Илии и сорока мучениках, которым были посланы венцы с Небес, вспомнить и родителей, воспитавших венчавшихся, поскольку молитвы родителей утверждают основание домов.

Иерей молит Бога дар­овать вступающим в брак мирную жизнь, долгоденствие, взаимную лю­бовь, доброчадие; он просит Господа возвысить их, как кедры ливанские, чтобы, благоугодив Господу, они получили неувядаемый венец славы и воссияли, как светила на небесах, исполняя порядок жизни, установлен­ный Богом еще в раю.

Возложение венцов

«Венчается раб Божий (имя рек), рабе Божией (имя рек), во имя Отца, и Сына, и СвятагоДуха, аминь». Потом таким же образом священник венчает голову невес­ты, говоря: «Венчается раба Божия (имя рек), рабу Божию (имя рек)…»

  • честь за целомудрие и сохраненное девство
  • родительская власть, если они благоразумно воспользуются ею.
  • предуказанием вечного увенчания супругов, о котором сказано в Откро­вении апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2, 10).

Тайносовершительные слова: «Господи Боже наш…»

Возложение венцов и слова священника «Господи Боже наш, сла­вою и честию венчай я (их)» запечатлевают Таинство Брака.

Прокимен, Апостол, Евангелие

Далее словами прокимна Церковь утверждает: «Ты, Господь, по­ложил на главах их венцы, украшенные камнями кристальной честности, они просили у Тебя совместной жизни, и Ты дал ее им».

В послании к Ефесянам апостол Павел сопоставляет супружеский союз мужа и жены с союзом Христа и Церкви и указывает главные обязанности супругов по отношению друг к другу. В Евангелии от Иоанна (2, 1—11) Церковь повествует но­вобрачным о браке в Кане Галилейской, на который был зван Христос.

Совет

Евангелие предлагает молодым супругам «позвать» Иисуса в свою жизнь и Его жизнью поверять свою совесть.

Сугубая краткая ектения

Молитва

Просительная ектения, возглас

Пение молитвы «Отче наш…»

Возглас священника

Благословение, преподание общей чаши, соединение рук

И троекратно дает супружеской паре испить вина из общей чаши — вначале мужу, как главе, потом жене. Вкушение вина напоминает о чудесном претворении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской. Общая чаша испивается в знак полного единства супругов, запечатленного в совершившемся Таинстве.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает соединенные руки их епитрахилью и поверх епитрахили кладет свою руку. Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки.

Хождение вокруг аналоя с пением тропарей

Круг символизирует вечность. Троекратное обхождение совершается во славу Святой Троицы, Которая таким образом призывается во свидетельство обета перед Цер­ковью вечно хранить супружеский союз.

При первом торжественном шествии образом круга поется тропарь «Исаия ликуй…» В нем прославляется Пресвятая Дева, послужившая Тайне воплощения Сына Божия. Участие   Богоматери   в жизни семьи признается Церковью основополагающим, поэтому и поется здесь этот тропарь.

При обхождении второго круга поется тропарь «Святии мученицы…» В нем прославляются и призываются к молению о людях святые подвижники и мученики, победившие греховные страсти и увенчанные славой Господней, чтобы они укрепили в новобрачных готов­ность к исповедническим и духовным подвигам.

Венцы, осеняющие но­вобрачных, напоминают о венцах мучеников; над венцами возвышается крест. В совместной супружеской жизни им предстоит нести общий крест, смирять свое самолюбие, быть строже к себе, снисходительнее к супруге (к супругу), терпеть многие трудности, неизбежные на жизнен­ном пути.

Когда в третий раз они шествуют вокруг аналоя, поется тропарь «Слава Тебе, Христе Боже…» В нем воссылается благодарение за со­вершение брака «о Господе»; Церковь выражает Надежду, что семейная жизнь сочетавшихся будет живым проповеданием единосущной Троицы в вере, надежде, любви и христианском благочестии.

Снятие венцов

Обратите внимание

Священник снимает венцы сначала с мужа, потом с жены, обра­щаясь к каждому со словами приветствия. В нем священник обращает внимание на возвеличение жениха, на благословение его «умножиться и ходить в мире, исполняя в правде заповеди Бога». Величие жены в этом приветствии связывается с умением «веселиться о своем муже и хранить пределы закона».

Две молитвы

В первой он просит Господа благословить сочетавшихся и воспринять непорочные венцы их в Царст­вии Небесном. Во второй он молит Пресвятую Троицу даровать супру­гам долгоденствие, преуспеяние в вере, обилие земных и небесных благ по молитвам Пресвятой Богородицы и всех святых.

Отпуст

Упоминаются равноапо­стольные Константин и Елена, распространители христианства, и велико­мученик Прокопий, пострадавший в начале IV столетия и научивший своих близких с веселием и радостью идти на мученическую смерть, как на брачный пир.

Молитвы на разрешение венцов в 8-й день

В древности вступившие в брак семь дней носили венцы, и в восьмой день священник с молитвой снимал их, подоб­но другому древнему обычаю, когда новокрещенные семь дней носили бе­лую одежду, а в восьмой, по благословению священника, снимали ее. Со­вершая обряд «разрешения венцов», священник преподает новобрачным благословение и молится об утверждении и сохранении их брачного сою­за.

Богослужение Таинства венчания второбрачных

Строгое соблюдение правила, не допускавшего никакого церковного торжества при совершении вторых браков, сделалось невозможным после издания новеллы Льва Философа (893 г.), постановившей церковное благословение необходимым условием законности всякого брака. Сначала

вошло в обычай благословлять второбрачных без венчания, то есть без возложения на их головы венцов — символа девственной чистоты и тор­жества над чувственностью. В этом узком смысле и следует понимать все церковные правила XI—XII веков, запрещавшие венчать второбрачных.

Впоследствии это различие в обряде церковного благословения первых и вторых браков повсюду исчезло на Востоке. Святой Симеон Солунский (XIV в.

) указывал лишь на одну особенность в церковном последовании о второбрачных — им не преподавалось Причащение Святых Даров, а только общая чаша.

Важно

Последование второбрачных совершается менее торжественно, чем полный чин венчания, и исполнено чувством покаяния. Этот чин соверша­ется сразу же на середине храма перед аналоем, на котором лежат Крест и Евангелие. Обычный чин венчания второбрачных был выработан к XVI веку.

Венцы на второбрачных в современном чине возлагаются в знак взаимного единения и власти над будущим потомством, но не в награду за целомудоие. Чина разрешения венцов для второбрачных в Требнике не указывается. В остальном последование о второбрачных не отличается от того, которое совершается над вступающими в первый брак.

Источник: https://pavelsemenov.livejournal.com/50309.html

Требные Богослужения 3 Чинопоследование обручения и венчания

Устав о совершении Таинства брака находится в Требнике. Дополнительная литература:

Нефедов Геннадий, протоиерей. Таинства и обряды Православной Церкви. М., 1999;

Сильченков Н., свящ. Практическое руководство при совершении приходских треб. М., 1993.

Существуют также и нотные варианты пения Венчания и тематические сборники духовно-музыкальных сочинений разных авторов:

Архангельский А.Н. Венчание. Соч. 2. М.: Юргенсон, 1914. № 4;

Вечание. Сборник духовно-музыкальных песнопений разных авторов для малого смешанного хора/Под ред. М.А.Лагунова. М., 1999;

Кастальский А.Д. Венчание. М.: печ. Гроссе, 1897–1905;

Копылов А.А. Венчание. М.: Юргенсон, 1894. № 4;

Лирин В. Венчание. Соч. 51. М., 1889. № 39;

Никольский А.В. Полное последование венчания. М., 1992;

Панченко С. Пение на венчании. Соч. 68. М.: Юргенсон, 1913;

Православное вечание для смешанного хора (Русская музыка XVII–XX вв)/Сост. Л.Л.Лобыкин. М., 2002;

Рыбаков С. Последование венчания. М.: Юргенсон, б.г. № 3.

Чины обручения и венчания в современной приходской практике совершаются вместе, хотя в некоторых случаях могут совершаться и отдельно, как это предписывает Требник.

Чин обручения, если следовать указаниям Требника, должен совершаться по окончании Божественной Литургии, хотя в современной практике допускается совершения чина и без привязки ко времени Божественной Литургии.

Существуют различные практики обрядов, предшествующих совершению Таинства брака. Один из них — раздельный приезд брачующихся в церковь.

Происходит это следующим образом: за некоторое время до назначенного часа венчания в храм приезжает жених в сопровождении друзей (обычно двух) и мальчика, несущего благословенную икону. Войдя в церковь, жених совершает у входа три поклона с крестным знамением и два поклона на две стороны собравшемуся народу.

Хор при входе жениха поет концерт на вход жениха1. Мальчик с иконой проходит по центру храма вперед и полагает икону на специально приготовленном аналое справа от Царских врат. Жених вместе с друзьями отходит направо от центра храма в западной части на специально приготовленное место, где слушает концерт.

По окончании пения концерта и по условному знаку жених выходит к входу в храм на улицу — встречать невесту. Когда машина невесты подъедет, один из друзей открывает дверцу, жених помогает невесте выйти из машины, затем, взяв из рук второго дружки букет дарит его невесте.

После этого жених берет невесту под правый локоть и ведет ее в храм. При входе в храм2 молодые совершают три поклона с крестным знамением, два поклона собравшимся людям и жених отводит невесту на приготовленное для нее место слева от центра в западной части храма.

Совет

Когда невеста войдет в храм, хор поет концерт на вход невесты3. Мальчик с благословенной иконой невесты проходит сразу вперед и полагает икону на специально приготовленном аналое слева от Царских врат. Жених, проводив невесту на ее место, отходит на свое, где и стоит до начала обручения.

Перед началом чина обручения Священник полагает на Престол кольца брачующихся4.

Затем Священник в преднесении свечи исходит через Царские врата в западную часть храма, берет жениха епитрахилью за правую руку, ведет к невесте, берет их обоих за правые руки5, и поставляет их на середине в западной части храма.

Затем Священник благословляет сначала жениха, затем невесту зажженноей свечей, которые дает в руки брачующимся. Затем по уставу, данному в Требнике положено каждение аналоя и брачующихся, но в современной приходской практике оно часто опускается. Затем начинается собственно чин обручения.

Диакон: «Благослови, владыко…»

Священник: «Благословен Бог наш…» (Служебник).

Хор: «Аминь».

Диакон: Мирная (Великая) ектения: «Миром Господу помолимся…» с добавлением особых прошений об обручающихся6 (Требник).

Священник: Возглас: «Яко подобает Тебе всякая слава…» (Требник).

Хор: «Аминь».

Священник: Молитва: «Боже Вечный…» (Требник).

Хор: «Аминь».

Священник: «Мир всем!»

Хор: «И духови твоему».

Диакон: «Главы ваша Господеви приклоните!»

Хор: «Тебе, Господи».

Священник: Молитва: «Господи, Боже наш…» (Требник).

Хор: «Аминь» (Это Аминь поется Хором медленно: пока Священник или Диакон не принесут в западную часть храма из алтаря перстни (кольца)для обручения).

Священник трижды благословляет перстнем сначала жениха со словами: «Обручается раб Божий, (имярек), рабе Божией, (имярек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Аминь», затем невесту — со словами: «Обручается раба Божия, (имярек), рабу Божиему, (имярек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Аминь».

Благословив, надевает на безымянный палец правой руки каждого из брачующихся кольцо так, чтобы кольцо жениха была у него на пальце, а кольцо невесты у нее на пальце, затем трижды меняет перстни местами так, чтобы кольцо невесты (серебряное) оказалось на пальце у жениха, а кольцо жениха (золотое) на пальце у невесты.

Диакон: «Господу помолимся…» (Требник).

Хор: «Господи, помилуй».

Священник: Молитва: «Господи, Боже наш…» (Требник).

Хор: «Аминь».

Диакон: Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже…» с добавлением особых прошений об обручающихся7 (Требник).

Священник: Возглас: «Яко Милостив…» (Требник).

Хор: «Аминь».

Здесь заканчивается чин обручения8 и начинается чин венчания.

Священник: возглашает стихи 127 псалма: «Яко Милостив…» (Требник).

Хор: хор к каждому стиху поет припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»9.

Здесь по Уставу Требника положено Священнику произносить поучительное слово, «сказуя им, что есть супружества тайна, и како в супружестве богоугодно и честно жительствовати имут».

По окончании слова Священник вопрошает10 сначала жениха, а потом невесту имеют ли они благое произволение и твердую мысль сочетаться браком и нет ли у них препятствий к этому в виде обещаний, данных другим людям.

В случае положительного ответа начинается чин венчания.

Диакон: «Благослови, владыко…»

Священник: «Благословенно Царство…» (Требник).

Хор: «Аминь».

Диакон: Мирная (Великая) ектения: «Миром Господу помолимся…» с добавлением особых прошений о венчающихся11 (Требник).

Священник: Возглас: «Яко подобает Тебе всякая слава…» (Требник).

Хор: «Аминь».

Диакон: «Господу помолимся…»

Хор: «Господи, помилуй».

Священник: Молитва: «Боже Пречистый и всея твари Содетелю…» (Требник).

Хор: «Аминь».

Диакон: «Господу помолимся…»

Хор: «Господи, помилуй».

Священник: Молитва: «Благословен еси, Господи Боже наш…» (Требник).

Хор: «Аминь».

Диакон: «Господу помолимся…»

Хор: «Господи, помилуй».

Священник: Молитва: «Боже Святый…» (Требник).

Хор: «Аминь».

Затем Священник берет венцы и, благословляя сначала жениха со словами: «Венчается раб Божий, (имярек), рабе Божией, (имярек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Аминь», надевает на главу жениха венец; затем невесту — со словами: «Венчается раба Божия, (имярек), рабу Божиему, (имярек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Аминь» и надевает на главу невесты венец. Затем, повернувшись к Царским вратам трижды возглашает: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я».

Диакон: «Вонмем! Премудрость! Вонмем!»

Чтец: «Прокимен, глас 8: Положил еси на главах их венцы…» со стихами

Хор: Прокимен 2,5 раза.

Диакон: «Премудрость!»

Чтец: «Ко ефесеем послания святаго апостола Павла чтение».

Диакон: «Вонмем!»

Чтец: читает Апостол (Еф. 230 зач.).

По окончании Апостольского чтения:

Священник: «Мир ти!»

Чтец: «И духови твоему».

Диакон: «Премудрость!»

Чтец: «Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия, глас 5»12со стихами.

Хор: «Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия» (3 раза).

Диакон: «Премудрость, прости! Услышим Святаго Евангелия».

Священник: «Мир всем!»

Хор: «И духови твоему».

Священник: «От ИоаннаСвятаго Евангелия чтение».

Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Диакон: «Вонмем!»

Священник: читает Евангелие (Иоан. 6 зач.).

По окончании Евангельского чтения:

Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Диакон: Сугубая ектения13: «Рцем вси…» с добавлением особых прошений (Требник).

Священник: Возглас: «Яко Милостив…» (Требник).

Хор: «Аминь».

Диакон: «Господу помолимся»

Хор: «Господи, помилуй».

Священник: Молитва: «Господи, Боже наш…»

Хор: «Аминь».

Диакон: Просительная ектения: «Заступи, спаси, помилуй…» (Требник).

Священник: Возглас: «И сподоби нас, Владыко…» (Требник).

Хор: «Отче наш…»

Священник: Возглас: «Яко Твое есть царство…»

Хор: «Аминь».

Священник: «Мир всем!»

Хор: «И духови твоему».

Диакон: «Главы наша Господеви приклоним!»

Хор: «Тебе, Господи».

Диакон: «Господу помолимся»

Хор: «Господи, помилуй».

Священник: Молитва: «Боже, вся сотворивый крепостию Твоею…»

Во время чтения Священником этой молитвы, ему подносится общая чаша с вином, которую он благословляет.

Хор: «Аминь».

Затем Священник, взяв общую чашу, преподает ее сначала жениху, затем невесте.

После этого, взяв брачующихся за правые руки и в другую руку Крест, Священник с преднесением перед ними свечи, обходит вокруг аналоя против солнца; перед каждым кругом Священник произносит первую фразу тропаря.

Хор: тропарь, глас 5: «Исаие, ликуй…»

Священник, во второй раз обходит вокруг аналоя, произнося первую фразу второго тропаря.

Хор: тропарь, глас 7: «Святии мученицы…»

Священник, в третий раз обходит вокруг аналоя, произнося первую фразу третьего тропаря.

Хор: тропарь, глас тойже: «Слава Тебе, Христе Боже…»

Затем Священник снимает венец и, благословляя жениха, произносит: «Возвеличися, женише, яко Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире, и делаяй в правде заповеди Божия»; затем снимает венец с невесты — со словами: «И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона: зане тако благоволи Бог».

Диакон: «Господу помолимся»

Хор: «Господи, помилуй».

Священник: Молитва: «Боже, Боже наш…»

Хор: «Аминь».

Священник: «Мир всем!»

Хор: «И духови твоему».

Диакон: «Главы наша Господеви приклоним!»

Хор: «Тебе, Господи».

Священник: Молитва: «Отец, Сын и Святый Дух…»

Хор: «Аминь».

Поскольку в современной практике не осталось обычая разрешения венцов в восьмой день, то здесь читаются молитвы «на разрешение венцев в осмый день»:

Диакон: «Господу помолимся»

Хор: «Господи, помилуй».

Священник: Молитва: «Господи, Боже наш, венец лета благословивый…»

Хор: «Аминь».

Священник: «Мир всем!»

Хор: «И духови твоему».

Хор: «И духови твоему».

Диакон: «Главы наша Господеви приклоним!»

Хор: «Тебе, Господи».

Священник: Молитва: «Согласная достигше раби Твои…»

Хор: «Аминь».

По современной практике здесь Священник поздравляет новобрачных и творит им поучение.

Диакон: «Премудрость! Пресвятая Богородице, спаси нас».

Хор: «Честнейшую херувим…»

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе»

Хор: «Слава и ныне:», «Господи, помилуй» (3); «Благослови».

Священник: Отпуст: «Иже в кане Галлилейской…» (Требник).

Хор: «Господи, помилуй» (3).

Диакон: «Благоденственное и мирное житие…»14

Хор: «Многая лета…»

Источник: http://bgconv.com/docs/index-135893.html

Ссылка на основную публикацию