Православная церковь чешских земель и словакии

Чехословацкая православная церковь – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Прешовский Александро-Невский собор. Фото Иосифа Котулича 26 ноября 2006 г.

Православная Церковь Чешских земель и Словакии, автокефальная поместная Церковь

Каноническое устройство

Действующий Устав Православной Церкви в Чешских землях и Словакии (Ústava Pravoslávnej cirkvi v Českých krajinách a na Slovensku [4]) был принят 12 декабря 1992 года.

Епархии

См. также Епископат Чехословацкой Православной Церкви; Исторические епархии Чехословацкой Православной Церкви

Исторический очерк

Начало христианства на территории современных Чехии и Словакии относится к IX веку. Массовое крещение народа Великой Моравии началось в 863 году, со времени прибытия в страну святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.

Однако после смерти Солунских братьев инициатива перешла к сторонникам латинского обряда. Православие удержалось только в пределах Мукачевской епархии. Но в 1649 г. и эта епархия вошла в унию с Католической церковью. Только в 1920 г.

Обратите внимание

благодаря сербской инициативе в Карпатах снова возникли православные приходы Сербской юрисдикции. В 1946 году Архиерейский Собор Сербской Церкви дал согласие на перевод своей Чешской епархии под юрисдикцию Московского Патриархата.

В 1951 году Русская Православная Церковь своим актом от 23 ноября даровала Чехословацкой Православной Церкви автокефалию.

Предстоятели

Исторические титулы предстоятеля

  • митрополит Пражский и всея Чехословакии (1951 – 1992)
  • архиепископ Пражский/Прешовский [5], митрополит Чешских земель и Словакии (с 12 декабря 1992 – упом. 2012)

Святые и святыни

Церковь имеет своих особо чтимых угодников Божиих: святой Иоанн Чешский (+ ок.

886), 42 года подвизавшийся в затворе; мученик князь Вацлав (Вячеслав) (+ 935), прославившийся своим милосердием и устроением храмов; преподобный Прокопий Сазавский (+ 1053), великий подвижник, свято хранивший древнее кирилло-мефодиевское духовное наследие. В XX веке обновителем Православия в чешских землях был святитель Горазд (Павлик), мученически погибший в 1942 году от рук фашистов.

Статистика

  • 1999 – 55 тыс. членов [6]
  • 2001 – по переписи православных в Чехии 23053, в Словакии 50363 [2]
  • не позднее 1 января 2006 – 75 тыс. членов; 4 епархии; 170 священнослужителей; 242 прихода [7]
  • 2007 – 197 священнослужителей; 249 приходов (78 в Чехии, 171 в Словакии – 2007) [2]
  • 2011 – ок. 100 тыс. православных [8]
  • 2015 – ок. 170 тыс. православных: ок. 100 тыс. украинцев и русских; ок. 50 тыс. словаков; ок. 20 тыс. чехов [3]

Учебные заведения

  • Богословский факультет Прешовского университета

Использованные материалы

[1]  В периоды предстоятельства Пражского владыки кафедральным становится Кирилло-Мефодиевский собор в г. Праге, при котором предстоятель имеет свою резиденцию.

[2]  “В Чехии и Словакии растет число православных,” образовательный портал Слово, 27 марта 2007, http://www.portal-slovo.ru/news/29437.php

[3]  Горошкова Наталья, “Архиепископ Бероунский Иоаким: «Славянские народы должны держаться вместе»”, портал Православие.ру, 3 ноября 2015, http://www.pravoslavie.ru/put/87321.htm

[4]  Текст в оригинале см. на официальном сайте Православной Церкви в Словакии, http://www.orthodox.sk/?page_id=125

[5]  По Уставу 1992 года, предстоятелем единой Чехословацкой Церкви может быть избран либо архиепископ Пражский (Чешский), либо Прешовский (Словацкий), который сохраняет свой епархиальный титул по вступлении на митрополичий престол.

[6]  Ссылка на Робертсон, Рональд, Восточные христианские церкви. Церковно-исторический справочник, СПб., 1999, http://www.orthodoxworld.ru/ru/segodnia/2/index.htm

[7]  Членская страница на сайте Всемирного совета церквей, http://www.oikoumene.org/en/member-churches/regions/europe/s…53B

[8]  “Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор посетил Свято-Троицкий монастырь и семинарию,” сайт Джорданвилльской Троицкой духовной семинарии, 26 февраля 2011, http://www.hts.edu/seminary/news/ru/2011/20110226_ru.html

Источник: https://drevo-info.ru/articles/21.html

Иерарх Православной Церкви Чешских земель и Словакии: Церкви готовы встречаться и решать вместе украинский вопрос

На празднование 10-летия интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москву приехали делегации большинства Поместных Православных Церквей.

Одной из главных тем всех прошедших встреч стала ситуация с Церковью на Украине.

О том, какое мнение высказывают духовные лидеры, РИА Новости рассказал член делегации Православной Церкви Чешских земель и Словакии архиепископ Михаловско-Кошицкий Георгий (Странский). 

— Владыка Георгий, по итогам прошедших встреч и переговоров глав и представителей Поместных Православных Церквей можно ли говорить, что существует некое общее понимание происходящего на Украине, общая оценка действий Константинопольского Патриархата, и в чем она заключается?

— Я думаю, что есть общее понимание сложности ситуации. Мы все очень хорошо осознаем, что сейчас настало некое кризисное время, что нам всем нужно задуматься над состоянием православной экклезиологии (учение о Церкви – ред.) на данный момент. Но у всякой Поместной Церкви есть и свои ожидания, и своя история… И при этом есть желание встречаться, решать вместе этот вопрос.

— Как можно преодолеть сложившийся кризис в мировом Православии из-за украинского вопроса, какие пути существуют, выходы?

— Самое простое – сказать, что надо молиться. Да, надо молиться. Это во-первых. Во-вторых, мы все должны уяснить, что такое есть православие. Должны понять, что уже закончились времена империй, нет императорских орлов, что православие в современном мире должно именно свидетельствовать о Христе — распятом и воскресшем — всем людям.

В нашей деятельности должно быть меньше пафосности — нужно начинать реальную работу с людьми, быть ближе к людям. Надо через это пройти.

Проблемы в православном мире возникают из-за претензий некоторых престолов стоять выше, чем другие, но мы же все — епископы Христовы, между нами нет разницы. Конечно, у Предстоятеля есть свое служение, но всякий Предстоятель – он, прежде всего, такой же епископ, как все.

Нам надо выйти на улицы и работать с людьми, чтобы народ чувствовал, что мы истинные пастыри, а не князья. Сейчас для этого самое время; если мы это сделаем, я уверен — по милости Божией, мы будем способны преодолеть все.

— Как вы оцениваете последние решения Константинопольского Патриархата? Не только в ситуации с украинской «автокефалией», но и другие, например, разрешение священникам повторно вступать в брак?

— Я думаю, что нельзя решать подобные вопросы в таком ключе: вот я решил, а вы все должны это принять. Об этом мы должны говорить.

Что касается второго брака священников и некоторых других решений – это надо осудить всем Собором Православной Церкви, и мы должны сказать, почему это плохо. Или, наоборот, почему то-то или то-то хорошо. Давайте будем принимать все решения соборно, учитывая и плюсы, и минусы. Это же в традициях Православной Церкви! Так мы и должны всегда поступать.

— С какими главными проблемами сегодня сталкивается Православная Церковь Чешских земель и Словакии? Какие есть надежды на будущее?

— Мы находимся в меньшинстве. Большинство христиан, например, в нашем регионе — это униаты. Мы, Православная Церковь, самая маленькая… Но не будем жаловаться.

Какие проблемы? Как и во всей Европе. В основном – это очень сильная секуляризация. Молодежь нас не понимает… Миссия Церкви заключается в том, что мы должны говорить на языке, который молодым людям будет понятен.

Это не «обмирщвление» — просто нам надо искать новые методы миссионерства и приближения к народу, не поступаясь, конечно, нашими ценностями, евангельскими истинами.

Это сегодня самая большая задача, которая стоит перед нашей поместной Церковью.

Беседовал Сергей Стефанов

Иерарх Православной Церкви Чешских земель и Словакии: Церкви готовы встречаться и решать вместе украинский вопрос

Источник: http://pokrov-fond.info/content/ierarkh-pravoslavnoi-tserkvi-cheshskikh-zemel-i-slovakii-tserkvi-gotovy-vstrechatsya-i-resha

Православная церковь Чешских земель и Словакии – Рублев. Ищите и обрящете

Краткая история церкви

Чехия и Словакия — страны католические, однако на их территории проживает значительное число православных. До разделения церквей здесь жили святые Иоанн Чешский (883), мученица княгиня Людмила (убита в 921 году) и мученик князь Вацлав (убит в 936 году), преподобный Прокопий Сазавский (1053).

В древности территория Чехии входила в состав Великоморавского княжества. Массовое крещение его жителей произошло в 863 году, после того как святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий перевели Священное Писание и богослужение на славянский язык.

Сам равноапостольный Мефодий крестил чешского князя Боривоя I и его жену Людмилу. После смерти Боривоя и его наследника князя Вратислава княгиня Людмила осталась регентшей при внуке — малолетнем князе Венцеславе (Вацлаве). Мать Вацлава была язычницей и противницей христианизации чешских земель.

Важно

Однажды ночью (в 921 году) она подослала к княгине Людмиле убийц. Спустя 15 лет (в 936 году) мучеником стал и князь Вацлав.

Тогда начались конфликты между немецкими и греческими епископами, предвещавшие раскол Церкви на православную и католическую, и князь Вацлав по наущению немецких епископов был убит своим братом, князем Болеславом.

После разделения церквей в 1054 году вся территория Чехии и Моравии оказалась под властью католической церкви. Православие охватывало только территорию Подкарпатской Руси (ныне — Закарпатская область Украины). Однако в 1646 году и эта территория оказалась подчинена Риму в результате Ужгородской унии (объединения с католической церковью при сохранении православного обряда).

Первые сообщества православных в Чехии возникли только в XIX веке. В 1903 году в Праге начало действовать общество «Православная беседа», а в 1920 году в Карпатах вновь возникли православные приходы, подчинявшиеся Сербской православной церкви. В 1948 году Чешская церковь получила автономию, а в 1951-м — автокефалию (полную независимость).

Архиепископ Прешовский, митрополит Чешский

Будущий архиепископ Прешовский, Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав (в миру Андрей Гонт) родился 25 января 1978 года в городе Снина (Словакия, близ границы с Украиной).

Окончил факультет православного богословия в Прешовском университете, обучался в Университете имени Аристотеля в Салониках. При монашеском постриге принял имя Ростислав в честь равноапостольного князя Ростислава Моравского.

В 2012 году был рукоположен во епископы и стал архиепископом Прешовским и всея Словакии, а в январе 2014-го был избран митрополитом — главой Православной Церкви Чешских земель и Словакии.

Источник: http://rublev.com/pomestnye-tserkvi/pravoslavnaia-tserkov-cheshskikh-zemel-i-slovakii

Православная церковь чешских земель и Словакии. (стр. 1 из 3)

РОССИЯ И ГРЕЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ: К ИСТОРИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В XVII-XIX ВЕКАХ

Россию и Греческую Церковь связывают столетия самых тесных взаимоотношений. История этих взаимоотношений переживала различные фазы.

Сначала Россия была облагодетельствована Византией и ее Церковью, которым она обязана вхождением в семью христианских народов, формированием как государства.

Затем, когда православный Восток попал под иго турецкого господства, Россия оказывала ему всяческую помощь: военную, материальную, духовную. Как раз вторую фазу взаимоотношений России и Греческой Церкви, а точнее, период XVII-XIX веков призвана осветить настоящая статья.

Источниками для нее послужили грамоты двух московских архивов – РГАДА и АВПРИ, где хранится богатая коллекция документов, отражающая связи греческого духовенства и России. В архиве РГАДА, в частности, собрана большая коллекция документов, отражающая связи Константинопольского патриарха Кирилла Лукариса (1570-1638).

В фонде 52 (оп. 2) насчитывается 56 грамот патриарха, что превышает число грамот любого другого иерарха или церковного центра христианского Востока и свидетельствует об особом интересе Кирилла Лукариса к России.

Россия занимала в его политических планах центральное место, царь же Михаил Федорович и патриарх Филарет Никитич рассматривали Константинопольского патриарха как опору во взаимоотношениях России с Турцией, принимая его советы и сведения о состоянии дел на Востоке. Так, в архиве имеется 6 собственноручных писем патриарха Кирилла.

Это секретные донесения царю Михаилу Федоровичу и патриарху Филарету, содержащие информацию о положении Турции, политической ситуации в ряде стран Европы, где шла Тридцатилетняя война, о планах турецкого правительства и придворных интригах. Секретную корреспонденцию доставляли в Россию особо доверенные люди.

Совет

Одним из них был некто Иоанн Тефрали – русский политический агент, связанный с Россией на протяжении нескольких десятилетий до 50-х г. XVII века.

Читайте также:  Преподобным кириллу и марии, родителям святого сергия радонежского - для путешествующих

Наиболее типичные грамоты – это грамоты с просьбой о денежном пособии. Причем все они имеют сходное содержание и напоминают молитвы. Например, в грамоте царю Михаилу Федоровичу от архимандрита Мардария Павловско-Георгиевского монастыря говорится: “Призри милостивым оком на нас смертных… помози нам убогим…

и подаждь от своего царскаго и неистощимаго сокровища в управление монастырю”. Кончается грамота, как и молитвы, признанием всемогущества царя в оказании помощи. При этом употребляются эпитеты, относящиеся к Богу: “Твое бо есть воистину Твое и Твоего царского благоутробия достойно, еже по подобию Божию помиловати нас убогих.

Буди нам милостив, и не отрини моления нашего, но сотвори с нами знамение во благо… понеже по Бозе иного упования не имамы, кроме Твоего царскаго величествиа. Аминь. Аминь. Аминь”. Содержащиеся в описи №1 2429 грамот в подавляющем своем большинстве содержат именно просьбы и благодарность о пожертвовании.

Во многих грамотах указана и причина оскудения греческих церквей и монастырей – бедствия, претерпеваемые от турок. Так, указанная грамота содержит просьбу о милостыне, которая необходима для того, чтобы вернуть церковные сосуды, положенные в заклад за выкупленного из турецкого плена монастырского иеромонаха. В 1626 г.

Цареградский патриарх Кирилл просит снабдить его милостыней для выкупа неких даров. В том же 1626 г. от патриарха Кирилла Михаилу Федоровичу направлена просительная о награждении милостыней оклеветанного и мученного за веру от турок, а потом сбежавшего от них грека Димитрия. В 1627 г. Архидонский архиепископ Иоасаф просит денег на разоренную от турок епархию.

В том же году патриарх Кирилл и архимандрит Дохиарского Афонского монастыря Климентий просят пожаловать этому монастырю на выкуп заложенных под заклад церковных сосудов, а также отнятого турками монастырского подворья на Касандрийском острове.

Наиболее впечатляюще составлена грамота от всех афонских монастырей с 22 печатями и подписями наместников, которые просят милостыни, жалобно указывая на причину: “Ибо томительной десницы супостасней власти покорени бывше … дани дающе от горькаго труда рук своих… крайнею нищетою одержимы есмы”.

Обратите внимание

Интересен тот факт, что просительная грамота от 29 мая 1627 г. была передана с турецким послом-греком. Значит, сами турки были нисколько не против такого сообщения греческого духовенства с Россией и получения от нее пожертвований.

Общение Востока с Россией не ограничивалось милостыней. В середине XVII в., например, появляется множество грамот с просьбой о принятии греков на службу в России. В 1669 г. Алексей Михайлович дарует Афонскому Иверскому монастырю в вечное пожалование подворье в Москве – монастырь св. Николая “Большая глава”. Тот же монастырь упоминается еще несколько раз в течение последующих лет.]

Начало взаимоотношений Ивира с Москвой восходит к 1627 г., хотя по прочности связей уже в середине этого века можно было бы предполагать о более древнем общении. В 1627 г. архимандрит Акакий был первым посланцем этого монастыря в Москве (РГАДА ф.52 Оп.2 N37).

В грамоте, которую он передал патриарху Филарету от насельников монастыря, говорится об упадке монастыря и, главным образом, основной святыни – иконы Богоматери “Вратарницы”. В 40-х годах XVII в. по заказу архимандрита Новоспасского монастыря Никона (будущего патриарха) была сделана копия с этой иконы и привезена в Москву в сентябре 1648 г. (ф.52 Оп.

2 N 307-308 – грамота об изготовлении иконы Ямвлихом Романовым, истории монастыря и описание иконы).

Здесь нужно обратить внимание на то, что именно эти годы были временем войны Турции и Венеции за обладание Критом – временем, когда турки были ослаблены и появилась надежда на освобождение греков. Поэтому тон просительных грамот становится смелее. Уже встречаются документы, не просто указывающие на виновника бедствий, но содержащие прямые призывы к свержению турецкого владычества.

Непосредственные участники обороны Крита, представители высшего и среднего духовенства Константинополя и Иерусалима, а также широкие слои населения собственно Балканского полуострова начинают настойчиво обращаться к русскому правительству, убеждая его, что настал момент для вмешательства в дела Средиземноморья.

Важно

В Москву начинают регулярно поступать сведения о ходе военных действий, и редкий документ не содержит информации о Критской войне. Кроме потока посланий в 40-е и 50-е годы XVII в., где содержится просьба о вмешательстве, имеются три сочинения, в которых сформулированы эти надежды и советы русскому правительству о взятии Константинополя. Все три сочинения составлены критскими греками.

Два из них принадлежат перу видных церковных деятелей: Афанасию Пантелару и Герасиму Влаху.

Афанасий Пантелар, занимавший одно время патриарший престол (6/16 марта – 2/12 апреля 1634 г., конец июня – 10 июля 1652 г.), был тесно связан в 30-50-х годах с Россией. В 1653 г. он посетил Москву, затем жил и скончался на Украине. В 1646 г.

он отправляет из Ясс грамоту царю Алексею Михайловичу, только что вступившему на престол, где описывает события Критской войны на ее начальном этапе. Это один из первых документов подобного содержания. В ноябре 1653 г.

, накануне своего отъезда из Москвы, Афанасий представил царю Алексею Михайловичу “Слово понуждаемое” – сочинение, в котором он, анализируя события последних лет, указывает на ослабление Порты и настойчиво проводит мысль о том, что нужно воспользоваться ситуацией и осуществить предсказания пророчеств – отвоевать у турок Константинополь.

] К написанию слова его побудило перенесение в Россию с Востока некоторых святынь, а именно иконы Влахернской Б. М. и мощей св. Григория Богослова. В Россию переносятся главные святыни Востока, т. к. Москва должна стать новой столицей великой империи.

Второе сочинение составлено Герасимом Влахом (1605/7-1685) в 1665 году: “Побудительное слово… к непобедимому царю Московии Алексею Михайловичу”. Автор его – участник Критской войны, замечательный дидаскал, будущий митрополит Филадельфийский и глава греческой общины Венеции. Текст также дошел в русском переводе.

Третье сочинение принадлежит архимандриту Неофиту – настоятелю монастыря Богородицы, бывшему в окружении Афанасия Пантелара. Его “Повесть о Крите острове” пишется в одно время с сочинением Афанасия и, может быть, по наущению последнего.

В ней Неофит дает краткую историю острова, описывает подробно первый этап Кандийской войны и заканчивает словами: “настало время освободить Константинополь”.

Он также приезжал в Москву, где встретился с Афанасием Пантеларом, который принял его в свою свиту.

Газский митрополит Паисий (находившийся в то время в Киеве) пишет, что “желает покорить Его Величеству под стопы гордейшую Порту и возвратить прежнее в Константинополе благочестие”. В 1688 г. патриарх Константинопольский Дионисий, передавая царю грамоту с “афонским архимандритом, просит Его Величество согласиться на войну с турками ради избавления христиан”.

Совет

Хорошо видно, что именно духовенство Греции активно подготавливало освобождение родины, возлагая свои надежды на единоверную Россию.

Грамоты, хранящиеся в архиве, отражают еще одну сторону русско-греческих отношений – в них содержатся свидетельства о распространении просветительства при участии греков. В 80-е годы XVII столетия в Москву прибывают братья иеромонахи Лихуды – уроженцы Венеции.

Один из них – Иоаникий Лихуд стал основателем Славяно-греко-латинской Академии в Москве.] В грамоте Иерусалимского патриарха Досифея также упоминается об открытии в Москве “Еллино-Греческой школы для пользы Церковной” (т.е.

с той же целью, с которой открывались подобные школы в самой Греции).

Уже упоминавшийся ранее митрополит Паисий занимается в Киеве ничем иным как “упражнением в чтении и сочинении богословских вещей”, сетует, что еще не получил доступа в академическую библиотеку.

Ряд грамот отражают историю поездки Арсения Суханова за рукописями на Афон в 1654 г. Им было собрано около 500 кодексов в библиотеках Святой Горы для проведения реформы богослужебных книг. Так, в 1655 г.

царю Алексею Михайловичу адресована грамота Афонского Павловского монастыря от настоятеля и братии, коею благодарят за полученную ими государеву милостыню, просят за взятые у них старцем Арсением Сухановым славянские книги еще пожаловать милостыню”.

Источник: http://MirZnanii.com/a/317611/pravoslavnaya-tserkov-cheshskikh-zemel-i-slovakii

Возникновение и первые века существования Православной Церкви Чешских земель и Словакии

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЧЕШСКИХ ЗЕМЕЛЬ И СЛОВАКИИ

Краткий очерк истории Церкви Чешских земель и Словакии

Возникновение и первые века существования Православной Церкви Чешских земель и Словакии

Славянское население в Центральной Европе достаточно рано познакомилось с евангельской верой. Начало христианства на территории Чехии, Моравии и Словакии восходит к первой половине IX в., когда на эти земли пришли проповедники из Греции, Валахии и Германии.

Франкское королевство, непосредственно граничившее с Великой Моравией и Чехией, проявляло заинтересованность в обращении славян в христианство. В 831 г. епископ города Пассау Регинхар крестил всех жителей Моравии. В 845 г. крещение приняло несколько знатных чешских родов. Однако отношения новокрещенного народа с латинским духовенством складывались непросто.

Обратите внимание

Успеху проповеди препятствовало то, что миссионеры действовали разрозненно и совершали богослужение не на славянском языке, а на греческом и на латыни. К тому же немецкая миссия угрожала независимости Моравского государства. Поэтому в 862 г. св.

Ростислав, князь Моравский (846-870) после совета со своими вельможами (жупанами) и народом отправил посольство к византийскому императору с просьбой прислать в Моравию такого проповедника, который бы учил народ на родном языке.

В 863 г. по просьбе моравского князя Ростислава Византийский император Михаил III и Патриарх Фотий направили в Моравию миссию во главе со святыми равноапостольными братьями Мефодием и Кириллом.

Посланные лишь научить славян Закону Божьему, святые братья совершили церковный и культурный подвиг, создав славянскую письменность и переведя на славянский язык Евангелие и основные богослужебные книги. Все это способствовало массовому крещению народа. Именно Моравия и Чехия становятся для славянских Православных Церквей прародиной их христианской культуры. В 867 г.

святому Кириллу удается создать на этих землях отдельную архиепископию, подчиненную Риму. Вскоре после этого в 869 г. святой Кирилл скончался в Риме. Св. Мефодий и славянские ученики св. Кирилла были рукоположены в священные степени папой Адрианом и отправлены в Паннонию по просьбе местного князя Коцела Блатенского. Вскоре по просьбе того же князя св.

Мефодий был поставлен во епископа Паннонского. Паннония была изъята из власти баварских епископов латинского обряда и напрямую подчинена Риму. Это вызвало недовольство немецкого клира и феодалов, которые взяли Мефодия под стражу и заключили его в темницу в Швабии. Святитель вышел на свободу через два с половиной года. После этого св.

Мефодий вновь был отправлен в Моравию папой Иоанном VIII. Здесь у власти находился князь Святополк, племянник св. Ростислава, свергнувший своего дядю с престола. Св. Ростислав был ослеплен и посажен немецкими князьями в тюрьму, где и скончался.

Однако вскоре Святополк порвал с немцами и стал поддерживать славянское богослужение. При его покровительстве св. Мефодий продолжил миссионерские труды своего брата. Святой много путешествовал по Великоморавской державе, крестил народ и ставил священников из славян.

В 874 г. чешский князь Борживой (Боривой), его жена Людмила и двое их сыновей приняли святое крещение от равноапостольного Мефодия. Мефодий провел в Чехии около года, освятив здесь первые христианские храмы и поставив для чехов несколько священников.

Важно

Последующий разрыв “Мефодиевской Церкви” со Вселенским Престолом привел к затуханию Православия в Чехии, чему в большой мере способствовала деятельность немецкого духовенства. После смерти равноапостольного Мефодия в 885 г.

Читайте также:  Рождественский пост

все православные храмы в стране были разрушены.

Ученики святых братьев были вынуждены уехать в славянские православные страны – Болгарию, Македонию и Сербию. Только в Восточной Словакии в Пряшеве удержалась православная церковная организация. Славянское богослужение в Чехии сохранялось до начала XII в. На протяжении всего Средневековья имеются свидетельства о православных священниках и храмах в Чехии.

Память о миссии святых Кирилла и Мефодия не была уничтожена, и в Чешских землях всегда оставалось стремление к возрождению славянского богослужения. Так, в 1346 г.

моравский граф (впоследствии чешский король и император Священной Римской империи) Карл IV обратился к римскому папе Клименту IX с просьбой о разрешении совершать в разных местах Чешского королевства славянское богослужение.

Папа высказался против этой идеи, но, исходя из конкретной ситуации и благодаря личной дружбе с Карлом, дал согласие на открытие в Праге Емаусского монастыря, в который были поселены монахи из Хорватии, подчинявшиеся Римскому престолу и совершавшие богослужение на славянском языке. Монастырь был открыт в 1347 г. и получил название “На Слованех”. Он играл особую роль в духовной жизни чехов в XIV-XV в.в.

Стремление к возрождению славянского богослужения стало одной из причин гуситских войн в начале XV в. После казни Яна Гуса в Констанце в 1415 г., Чехия вышла из повиновения Римской Церкви и стала первой некатолической страной Западной Европы. Известно, что гуситы искали союза с Восточной Церковью. В 1451-1453 г.г.

в Константинополе велись переговоры о возможности воссоединения чешских “утраквистов” (или “подобоев”, т.е. гуситов, ратовавших за причащение под двумя видами) с Православной Церковью. В 1451 г. Константинополь посетил некий “благочестивый иерей” Константин Ангелик, представивший от лица чехов “Книгу веры”.

Исповедание гуситов было признано вполне православным, и Константинополь обещал прислать в Чехию православное духовенство. Завоевание Константинополя турками в 1453 г. прервало начатые переговоры. Гуситское же движение стало после этого развиваться в сторону радикального разрыва с церковной традицией и в XVI в.

вошло в союз с немецкими протестантами.

Совет

В XVI в. Чехия и Словакия входят в Габсбургскую Австро-Венгрию, и их политическая автономия была ликвидирована. Усиленная католическая пропаганда стремилась окончательно ликвидировать следы Православия в Центральной Европе. В 1609 г.

император Рудольф II издал “Грамоту Величества”, гарантирующую чешским протестантам свободу совершения богослужения. Но восшедший на престол в 1612 г. его брат Матвей эту грамоту отменил, что привело к восстанию в Чехии. В 1620 г.

состоялось кровопролитное сражение между чешскими войсками и армией католической лиги у Белой Горы под Прагой. Чехи потерпели сокрушительное поражение. После этого полным ходом начался процесс католизации Чешских земель. Более 30 тыс. чешских семей вынуждены были покинуть родину.

Чехия была лишена политической самостоятельности и превращена в австрийскую провинцию Богемию.

Несколько иначе сложилась судьба словацкого народа. После распада Великоморавской державы Словакия вошла в состав Венгерского королевства. Династия Арпадов (Арпадовичей), правившая в Венгрии в 889-1301 г.г., находилась в родственных связях с византийскими и русскими аристократическими родами и потому терпимо относилась к.

греческой и славянской богослужебным традициям. Известно, что еще в XIV в. греческих (православных) монастырей в Венгерском королевстве было больше, чем католических, что вызывало беспокойство Римского престола.

В Мукачеве существовала православная епархия, в которую входило славянское население (русины и словаки) Закарпатья (Подкарпатской Руси), Восточной Словакии и Потисья. После 1453 г. эта епархия удерживала некоторое время связь с Киевской митрополией, а позднее с Молдавской и Сербской Православными Церквями. В 1308 г.

к власти в Венгрии пришла Анжуйская династия, покровительствовавшая католикам, что ухудшило положение православных.

В первой половине XVII в. в Восточной Словакии и Закарпатье предпринимаются попытки введения унии с Римом. Поначалу они были неудачными. Так, в 1614 г. униатский епископ Анастасий Крупецкий был изгнан из монастыря Красный Брод. И лишь 24 апреля 1646 г. в Ужгороде 63 православных священника были насильственно присоединены к Римо-Католической Церкви.

Документ об этой унии был оформлен лишь в 1652 г. со значительными фактическими ошибками. Так, датой возникновения унии здесь назван 1649 г. Этой фальсификацией объясняется разнобой в датировке Ужгородской унии, имеющий место в церковно-исторической литературе и по сей день. Документ 1652 г. был подписан лишь 6 архидеканами (благочинными).

Простой же народ, несмотря на свое формальное униатство, продолжал держаться “старой веры” и считать себя православным. В Восточной Словакии и Закарпатье сохранились юлианский богослужебный календарь, церковнославянский язык, традиционные для этой местности церковные распевы и иконография.

Обратите внимание

Славянское богослужение помогло сохранить национальную идентичность и противостоять мадьяризации вплоть до начала XX в.

С 1699 г. вся Венгрия попала под власть Габсбургов. В XVIII в. в царствование ревностной католички Марии Терезии (1717-1780) начался процесс латинизации униатской церкви в Восточной Словакии и Закарпатье.

Предпринимались попытки введения григорианского календаря, праздника поклонения Святым Дарам, обычая совершать розарий, западного облачения для духовенства. Проводилось исправление православных книг по римским образцам, демонтировались иконостасы и т.д.

Толерантный патент (Акт о веротерпимости) императора Иосифа II, изданный 13 октября 1781 г., гарантировал свободу вероисповедания не только протестантам, но и православным.

Однако в Венгерской части империи переход униатов в православие был обставлен практически невыполнимыми юридическими процедурами, что свело на нет действие указанного патента.

В 1816 г. создается Прешовская греко-католическая епархия, целью которой была ликвидация остатков православия в крае и переведение в латинский обряд местных униатов. Но эти цели не были достигнуты. Лучшие представители униатского духовенства выступили защитниками местных церковных традиций.

Источник: https://mykonspekts.ru/1-149947.html

Православная церковь Чешских земель и Словакии

Кафедральный собор Святых Кирилла и Мефодия в Праге, местонахождение кафедры предстоятеля Чешской церкви

Основная информация Основатели Горазд (Павлик) Автокефалия 1951 год Признание автокефалии 1998 год Предстоятель в настоящее время Ростислав (Гонт), архиепископ Прешовский, Митрополит Чешских земель и Словакии Центр Прага, Чехия Резиденция Предстоятеля Прешов Юрисдикция (территория) Чехия, Словакия Церковь-мать Русская православная церковь Календарь новоюлианский Численность Епархий 4 Приходов 249 Священников 197 Верующих около 100 000

Правосла́вная Це́рковь Че́шских земе́ль и Слова́кии (чеш. Pravoslavná církev v Českých zemích a na Slovensku, до 1992 года — Чехословацкая православная церковь, чеш. Pravoslavná církev v Československu, встречается употребление словосочетания «Чешская Церковь») — автокефальная поместная православная Церковь, имеющая 14-е место в диптихе автокефальных поместных Церквей. Юрисдикция — Чехия и Словакия.

В 2013 году, в присутствии иерархов РПЦ, митрополитом Чешских земель и Словакии был избран Ростислав (Гонт), архиепископ Прешовский.

Но данное избрание не признано Константинопольским патриархатом, который продолжает считать митрополита Симеона местоблюстителем вакантного престола и единственным каноническим иерархом в Православной церкви Чешских земель и Словакии.

Константинопольский патриархат считает, что выборы прошли под давлением архиереев РПЦ. С митрополитом Ростиславом, и поддерживающими его иерархами, Константинопольский патриархат прервал всякое общение.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Епископат
  • 3 Предстоятели
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

История

Основана на территории Великоморавского княжества в 863 году трудами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Однако после смерти Солунских братьев инициатива перешла к сторонникам латинского обряда.

В дальнейшем православие удержалось только в пределах Мукачевской епархии, охватывавшей преимущественно территорию Подкарпатской Руси (нынешняя Закарпатская область Украины).

Однако в результате Ужгородской унии 1646 году большинство священнослужителей этой епархии вошли в унию с Католической Церковью.

В XIX веке начали организовываться первые сообщества православных. В 1903 году в Праге возникло общество «Православная беседа». В 1920 году благодаря сербской инициативе в Карпатах снова возникли православные приходы в юрисдикции Сербской православной церкви.

В период между Первой и Второй мировыми войнами на территории Чехословакии существовали православные приходы нескольких юрисдикций. Наиболее многочисленной была группа, подчинявшаяся Сербской Православной Церкви.

25 сентября 1921 года патриарх Димитрий хиротонисал Горазда Павлика в епископы Чешско-Моравские.

Важно

В 1929 году СПЦ создала в Чехословакии две епархии — Чешскую с центром в Праге и Мукачевско-Прешевскую с центром в Мукачеве.

В 1942 году епископ Горазд и несколько клириков за укрывание убийц Рейнхарда Гейдриха были расстреляны. Чешская Православная Церковь была запрещена, её имущество конфисковано, храмы закрыты, духовенство подвергнуто арестам и заключениям.

После войны в 1946 году Чехословацкая Православная Церковь перешла от сербской юрисдикции под юрисдикцию Московского Патриархата и была организована в экзархат. Окончательным решением юрисдикционного вопроса можно считать определение Священного Синода СПЦ от 15 мая 1948 года.

После закрытия Обители преподобного Иова Почаевского в Ладомировой в 1946 году в Чехословакии не осталось ни одного православного монастыря.

14 ноября 1948 года была основана духовная семинария в Карловых Варах. В следующем году она была переведена в Прагу.

7 декабря 1949 года решением епархиального собрания, состоявшегося в Праге, Чешская православная епархия была разделена на две самостоятельные епархии: Пражскую и Оломоуцко-Брненскую.

30 января 1950 года Совет Министров СССР в секретном постановлении продекларировал необходимость предоставления независимости (автокефалии) Православной Церкви в Чехословакии.

28 апреля 1950 года в Пряшеве под давлением властей был созван собор греко-католического духовенства и верующих, который объявил об отмене Ужгородской унии 1646 и 1649 годов и о воссоединении с Православной Церковью. В связи с увеличением паствы на территории Словакии были созданы две епархии — Прешевская во главе с епископом Алексием (Дехтярёвым) и Михайловская во главе с епископом Александром (Михаличем).

Совет

В том жу году году Семинария была преобразована в Православный богословский факультет и перенесена в Словакию в город Прешов, в связи с чем проблема духовного просвещения бывших греко-католиков стала особенно актуальной.

8 октября 1951 года Патриарх Алексий I и Священный Синод по просьбе Собора архиереев Православной Церкви в Чехословакии дали предварительное согласие на автокефалию последней.

23 ноября 1951 года от лица Святейшего Патриарха и всего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, в Патриархии был подписан Акт о даровании автокефалии Чехословацкой Православной Церкви.

АКТ О ДАРОВАНИИ АВТОКЕФАЛИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ЧЕХОСЛОВАКИИ

Русская Православная Церковь, в лице Патриарха Московского и всея Руси Алексия и всего освященного Архиерейского Собора, во внимание к ходатайству церковного Собора Православной Церкви в Чехословакии, дарует сей Церкви, бывшей доселе Экзархатом Московской Патриархии, – автокефалию.

Русская Православная Церковь единым сердцем молит Небесного Пастыреначальника Господа нашего Иисуса Христа, да подаст Он Свое Божественное благословение юнейшей сестре в семье Православных автокефальных Церквей, Церкви Чехословакии, и да увенчает Он ее вечной славой.

Алексий, Патриарх Московский и всея Руси 23 ноября 1951 г.

Кафедральный собор св. Александра Невского в Прешове, Словакия

В 1968 году в ходе Пражской весны была легализована Грекокатолическая Церковь.

Данный факт вкупе с массовым недовольством вторжением советских войск, учитывая что православие в массовом сознании ассоциировалось прежде всего с Россией, привёл к массовому переходу в унию числившихся православными многих верующих Восточной Словакии.

По переписи 1991 года на территории Чехии и Словакии проживало около 53 тысяч православных верующих — около 0,34 % из 15,6 миллионного населения. Большинство на территории Словакии.

С падением коммунистического режима начался новый всплеск униатского насилия в Словакии.

Обратите внимание

В связи с прогнозируемым распадом Чешской и Словацкой Федеративной Республики Поместный Собор Чехословацкой Православной Церкви, состоявшийся 11—12 декабря в Прешове, высказался за сохранение единой автокефальной Церкви, распространяющей свою юрисдикцию на территории Чехии и Словакии.

Читайте также:  Школа веры: пятая заповедь: «почитай отца своего и мать свою»

Однако по политическим причинам было принято решение о переименовании Церкви в Православную Церковь в Чешских землях и Словакии.

Тогда же был принят новый Устав, согласно которому единый Митрополичий совет был разделен на два самостоятельных органа — Митрополичий совет Чешских земель в Праге и Митрополичий совет Словакии в Прешове, а предстоятелем Церкви мог быть избран как архиепископ Пражский, так и архиепископ Прешовский.

Едиными для всей Церкви остались Священный Синод и Поместный Собор. Прешовский Собор 1992 года принял решение о канонизации моравского князя Ростислава, инициатора кирилло-мефодиевской миссии среди славян. Торжества по случаю канонизации проходили 29—30 октября 1994 года в Прешове и Брно.

27 августа 1998 года Константинопольским Патриархатом, не признававшим до этого автокефального статуса Чехословацкой церкви, был издан «Патриарший и Синодальный Томос о даровании автокефалии святой Православной церкви в Чешских землях и Словакии», который рассматривался современными чешскими канонистами как акт признания Константинополем уже существовавшей ранее автокефалии, полученной в 1951 году от Русской православной церкви. Фактически автокефалия патриарха Варфоломея обозначала признание ранее сложившегося status quo, «ибо невозможно даровать то, чем уже обладает тот, кому преподносится мнимый дар». В послании Константинопольского Патриарха Варфоломея, составленном 25 июля 1998 г., говорится о том, что «получение Чехословацкой Церковью в 1951 г. автокефалии от Русской Церкви было единственной возможностью для выживания в коммунистическом окружении». Таким образом, в этом письме не оспаривается очевидный факт дарования Чехословацкой Церкви автокефалии Русской Церковью — дарования, продиктованного материнской заботой о ее выживании. Однако, в марте 2012 года, Константинопольский патриарх направил митрополиту Христофору (Пулец) свой протест по поводу произошедшего празднования в декабре 2011 года 60-летия автокефалии как незаконного, в связи с чем митрополит Христофор принёс Константинопольскому патриарху свои объяснения. Они сводились к тому, что никакого празднования 60-летия автокефалии не было, и об автокефалии, полученной от Русской Православной Церковью в 1951 году, говорил с амвона только представитель Московского Патриархата.

По переписи 2001 года в Словакии насчитывалось 50 363 верующих, православные наиболее многочисленны в Прешовском крае (4 % населения, особенно в районах Медзилаборце (29 %), Снина (21,1 %), Свидник (19,8 %)) и Кошицком крае (1,8 % населения). В Чехии насчитывалось 23053 православных верующих.

4 епархии Церкви объединяли 166 приходов с 184 храмами. Из всех традиционных религиозных объединений Чехии и Словакии Православная Церковь считается Церковью с самым быстрым ростом числа верующих.

После кончины митрополита Николая (Коцвара) в 2006 года предстоятелем Церкви становится Христофор (Пулец).

Важно

На 2007 год насчитывала 249 приходов (78 в Чехии и 171 в Словакии), окормляемых 197 священниками и диаконами.

По оценкам предстоятеля церкви митрополита Христофора на 2011 год в Чехии и Словакии насчитывается порядка 100 000 православных христиан. Институт монашества очень малочислен. Однако, в последние десятилетия трудами митрополитов Дорофея и Христофора было основано несколько небольших монастырей и скитов.

В 2013 году Предстоятель Чехословацкой церкви митрополит Христофор был вынужден уйти на покой в связи с начавшейся против него кампанией в средствах массовой информации, что положило начало кризису в Православной Церкви Чешских земель и Словакии.

До момента избрания нового Предстоятеля местоблюстителем Чехословацкой кафедры был назначен архиепископ Оломоуцкий и Брненский Симеон (Яковлевич).

Однако между членами Синода возникли разногласия и, поскольку архиепископ Симеон остался в меньшинстве, он предпринял попытку пригласить на Синод двух архиереев Константинопольской Церкви – митрополитов Гальского Эммануила (Адамакиса) и Венского Арсения, чтобы уравновесить голоса своих оппонентов.

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-174875.html

Иерарх Православной Церкви Чешских Земель и Словакии прокомментировал «церковный вопрос» в Украине

Архиепископ Георгий / news.church.ua

Интервью с архиепископом Михаловско-Кошицким Георгием, архиереем Православной Церкви Чешских Земель и Словакии во время его визита на престольные торжества в Свято-Успенскую Киево-Печерскую лавру. Архиепископ Георгий прокомментировал для Информационно-просветительского отдела УПЦ позицию Церкви Чешских Земель и Словакии касательно «церковного вопроса» в Украине.

— История Православной Церкви в Чехии и Словакии имеет много общих страниц с историческим путем Православия в Украине. Каким образом они объединяют современных православных наших Церквей?

— Епархия, в которой я несу служение находится в Восточной Словакии, это в 40 километрах от Ужгорода, и является частью древней Мукачевской епархии. Позже она разделилась на Мукачевско-Прешовскую, а после из Прешовской была выделена Михаловская епархия, которую со временем назвали Михаловско-Кошицкая.

У нас действительно общая история и общие страдания за веру.

В середине XVII в. была заключена так называемая Ужгородская уния, которая побудила православное население Закарпатской Руси, Восточной Словакии и Венгрии войти под влияние Папы Римского. Но народ этого не понимал. Так появилось сильное присутствие греко-католической, или униатской церкви на этих территориях.

Ведь это больно, когда предают твою веру — и ты об этом не знаешь, или когда ты понимаешь, что что-то не так с твоей веры — что ты не греко-католик, ты — православный.

Совет

Тогда начинаешь принимать участие в движении, если есть препятствия, как это было на Прикарпатской Руси в начале ХХ века, во время Мараморошского процесса — тогда люди, которые вернулись из униатства в Православие, осознанно сделали свой выбор.

Эти исторические моменты мы разделяем с народом Закарпатской Украины, Восточной Словакии и Польши.

— Как бы Вы сегодня, через призму истории Православной Церкви Чешских земель и Словакии, оценили ситуацию вокруг церковного вопроса в Украине? Какие советы, предостережения дали бы всем тем, кто этот вопрос активно продвигает?

 — Церкви всегда и всюду тяжело, когда в Ее внутренние дела вмешиваются политики. Сегодня политики, державные мужи — могущественны, а завтра их никто не знает. Церковь Христова — действует тысячелетия.

Православная Церковь Чешских земель и Словакии, которая является одной из Автокефальных Поместных Православных Церквей, на заседании Священного Синода в июне этого года приняла решение о том, что вопросы об украинской автокефалии должны решаться именно церковным путем, без какого-либо вмешательства государственных структур.

Архиепископ Георгий во время Литургии в Киево-Печерской Лавре на праздник Успения / news.church.ua

Мы знаем только одного Предстоятеля Украинской Православной Церкви — Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия.

Мы не имеем права призывать раскольников Украины, хотя многие из верующих нашей Церкви именно украинцы, но мы молим всех украинских раскольников о том, чтобы они поняли: самое главное и важное — это не национальность, это — Христос, Который дает смысл всему лучшему, что есть на земле, наделяет смыслом всякое народное житие, культуру, искусство.

На первом месте всегда — христианское, а на втором — национальное. Как говорит святой апостол Павел, во Христе «нет ни Эллина, ни Иудея» (Кол. 3: 11).

Во Христе нет ни чеха, ни румына, ни венгра, ни руса, ни поляка, мы все — православные христиане.

Поэтому скажу без торжественности: мы просто молим раскольников, чтобы они поняли, что самое важное — это Миссия, это Божественное Слово, это Воплощенный Логос, это Христос.

Обратите внимание

Гражданам Чехии и Словакии не интересен вопрос национальности, у людей сегодня другие проблемы — негде жить, негде работать, нет смысла. Семьи разделены — муж работает за границей, жена остается одна с детьми, вдруг муж уходит из семьи. Такие вопросы тревожат современного человека. И на них есть только один ответ: Христос.

Ни национальность, ни культура — только Христос может дать нам на всё ответы. Чтобы Церковь была свободна, надо восхвалять Господа, тогда наполнятся смыслом человеческие судьбы и жизни. Я уверен как чех, служащий в Словакии: между православными словаками, русинами, румынами, цыганами, греками, болгарами, венграми нет различий — Церковь должна быть свободна от национализма.

Конечно, Церковь всегда поддерживала национальную культуру, национальное искусство. Но, опираясь на свой опыт, повторю: единственное, что дает нам смысл, не идея национализма, а Господь наш Иисус Христос, то, как Его проповедует Святая Православно-Кафолическая Восточная Церковь.

— Как Вы объясните такое решение Священного Синода Православной Церкви Чехии и Словакии касательно вопроса о предоставлении автокефалии Церкви в Украине?

— Украинская Православная Церковь — автономная часть Русской Православной Церкви. Она является самоуправляемой и обладает правами широкой автономии. Для автокефалии Церковь должна «созреть». Есть церковные процедуры, которые нужно соблюдать. Для начала, прошение об автокефалии должно подаваться через Церковь-Мать.

Прошение Блаженнейшего Митрополита Онуфрия и епископата Украинской Православной Церкви через Московского Патриарха Константинопольському Патриарху об автокефалии делали? Этого сделано не было. Насколько мне известно, было подано только прошение от имени политиков и инославных христиан Украины.

Никогда в истории Церкви автокефалия не даровалась схизматическим группировкам без прошения канонической Церкви.

Политики сегодня — одни, завтра — придут другие. А Церковь Христова — вечна. Был царь, были Сталин, Хрущев, Брежнев, был целый ряд президентов — Церковь Христова всегда одна. Политики менялись, а Церковь стояла и будет стоять вечно.

Кто знает, какой политический строй будет через 20-30 лет в тех же Чехии и Словакии, но можно с уверенностью сказать, что Православная Церковь Чешских земель и Словакии  будет окормлять православных любой национальности: и чехов, и украинцев, и цыган, и поляков, и румынов, и греков… Церковь должна быть вне политики, в каком бы государстве Она не находилась.

Что касается Украины: наша Поместная Церковь сказала бы «да» украинской автокефалии только в том случае, если бы просьба исходила от Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, выражала соборное мнение всех архиереев Украинской Православной Церкви и была одобрена Церковью-Матерью. А в данных условиях не соблюдаются освященные веками каноны, нарушаются правила. И в таких условиях наша Церковь Синодальным обращением сказала: «Нет». Такие инициативы не принесут пользы Церкви Христовой. 

— А каково Ваше личное мнение о Блаженнейшем Митрополите Онуфрии?

— С Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием я впервые увиделся в конце июля этого года, когда Священный Синод Православной Церкви Чешских земель и Словакии прислал меня в Украину представлять нашу Церковь на торжествах в честь Крещения Руси.

Важно

Когда меня подвели во время всенощного богослужения к Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию, он, как простой человек, который меня к тому же не знает, никогда не видел в жизни, обнимает и целует в руку.

Такой маленький эпизод, а говорит о многом…

В день праздника святого равноапостольного князя Владимира я наблюдал, как украинский народ ждал Блаженнейшего владыку перед богослужением, то, на что мы уже не обращаем внимания… вот Блаженнейший стоял, вот руку давал, благословлял детей, стариков, я немножко понял, смотря на Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, что значить — быть архиереем православным.

Блаженнейший Митрополит Онуфрий произвел на меня потрясающее впечатление, и я благодарен за это Господу! Думаю, что именно таким должен быть Предстоятель Украинской Православной Церкви в это сложное время.

Не бойтесь, Христос — Альфа и Омега, Он и Господь истории. Повторюсь: политика изменчива, а Церковь — вечна. Так что Церкви боятся нечего, если Она будет держаться от политики в стороне, не будет вникать в эти политические игры, принимать их, а всегда будет говорить о Христе Распятом и Воскресшем,

если Она всегда будет слушать каждого человека, который приходит, обнимать его и наполнять смыслом его, его жизнь, тогда нам нечего бояться. Я в этом уверен.

Информационно-просветительский отдел УПЦ.

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://religions.unian.net/orthodoxy/10243506-ierarh-pravoslavnoy-cerkvi-cheshskih-zemel-i-slovakii-prokommentiroval-cerkovnyy-vopros-v-ukraine.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector