Преподобный иоанн дамаскин

Иоанн дамаскин — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Преподобный Иоанн Дамаскин

Иоанн Дамаскин, Мансур (кон. VII — ок. 777-780 [1]), преподобный. Византийский богослов, философ, поэт, систематизатор греческой патристики, один из отцов Восточной Церкви. Ведущий идейный противник иконоборчества. Автор песнопений, способствовавших оформлению византийской системы осмогласия.

Память 4 декабря

Родом Иоанн был из Дамаска, носил наследственное прозвище Мансура (что значит: «победительный»). Год его рождения точно неопределим, это был конец VII века.

Отец Иоанна, по имени Сергий (Ибн-Серджун) был христианином, служил при дворе халифа, в звании «великого логофета», т.е. сборщика податей (вернее, откупщика или мытаря).

Пользуясь своим высоким положением, он выкупал пленных христиан, избавлял от грозившей им смерти и оказывал необходимую помощь. Впоследствии его сменил сам Иоанн.

Служба у халифа

Иоанн получил хорошее образование. По преданию, он учился вместе с приемным братом Косьмой (впоследствии Маюмским) у некоего пленного инока из Калабрии (тоже по имени Косьма). Очень рано пробудились у него богословские интересы.

Когда в Византии возникла и быстро распространилась ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром (717–741), преподобный Иоанн встал на защиту православного иконопочитания и написал три трактата «Против порицающих святые иконы». Доказывая догмат иконопочитания, он приводил слова святого Василия Великого, который учил, что почитание иконы восходит к ее Первообразу.

Мудрые, Богодухновенные писания святого Иоанна и влияние их на сознание людей привели императора в ярость. Но, так как автор их не был византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить. Император прибег к клевете.

Обратите внимание

По его приказанию от имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором последний будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо император Лев Исавр отослал халифу. Халиф, не подозревая подлога, приказал отстранить Иоанна от должности, отсечь ему кисть правой руки и повесить ее в центре города на всеобщее обозрение.

Вечером по просьбе святого Иоанна халиф повелел вернуть ему отсеченную руку. Приложив ее к суставу, преподобный стал молиться пред иконой Пресвятой Богородицы испрашивая Матерь Божию исцелить десницу, писавшую в за­щиту Православия, и дал обет употребить руку эту на создание творений во славу Владычицы. Обессиленный, он задремал на молитве и увидел Божию Матерь.

Пречистая сказала, что рука его здорова, и повелела усердно трудиться ею во славу Божию. Проснувшись, святой Иоанн ощупал свою руку и увидел ее исцеленной. В память об этом дивном чуде преподобный Иоанн носил на голове плат, которым была обвита его отсеченная рука, и всю дальнейшую жизнь с благодарностью и любовью воспевал в своих произведениях Пречистую Богородицу.

В память о чуде он прикрепил к нижней части иконы изображение кисти правой руки, от­литое из серебра. С тех пор такая десница рисуется на всех списках с чудотворного образа, получившего название «Троеручица» (см. подробнее).

Монашество

Узнав о чуде, халиф понял, что святой Иоанн не виновен, просил у него прощения и хотел вернуть ему прежнюю должность. Но преподобный раздал свое богатство и вместе с приемным братом Космой отправился в Иерусалим. Они были приняты простыми послушниками в Лавру преподобного Саввы Освященного [2].

Никто из монастырской братии, зная, что послушник Иоанн человек мудрый и знатный, не соглашался быть его духовным наставником. На это согласился лишь один простой старец, который стал строжайшим образом воспитывать в ученике дух послушания и смирения. Он запретил святому Иоанну писать и наставлял забыть все мирские науки.

Однажды старец собрал много корзин, изготовленных иноками обители, и послал преподобного в Дамаск продать их по чрезмерно высокой цене. Проделав мучительный путь под знойным солнцем, бывший вельможа, одетый в бедные одежды, ходил по рынку Дамаска. Желающие купить корзины, услышав их цену, бранили и оскорбляли Иоанна.

Преподобного узнал его бывший слуга, удивился его нищенскому виду и смирению и купил все корзины по назначенной цене.

По прошествии некоторого времени в монастыре скончался один из иноков. Брат его просил преподобного Иоанна написать для утешения надгробную песнь. Преподобный Иоанн долго отказывался, боясь нарушить запрет старца, но из милосердия уступил просьбам и написал свои знаменитые надгробные тропари: «Кая житейская сладость бывает печали непричастна…»; «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть…

» и другие. За ослушание старец изгнал преподобного Иоанна из своей келии, но монахи стали просить за него. Тогда старец наложил на преподобного Иоанна тяжелую епитимию: вычистить в монастыре все отхожие места. Преподобный со старанием выполнял это послушание; даже суровый наставник удивился такому смирению.

Через несколько дней в ночном видении старцу явилась Пресвятая Богородица и сказала:

«Зачем ты заградил источник, могущий источать сладкую и изобильную воду… Не препятствуй источнику течь… он всю вселенную протечет и напоит…»

С того времени преподобный Иоанн начал беспрепятственно писать церковные песнопения и духовные книги, из которых особенно известны: «Источник знания» («О ересях», «О правой вере и о воплощении Предвечного Слова», «Точное изложение Православной веры»), Пасхальная служба, каноны на Рождество Христово, на Богоявление, на Вознесение Господне и другие.

Важно

В этих трудах преподобного поощрял и помогал ему приемный брат Косма, впоследствии поставленный во епископа Маюмского Иерусалимским патриархом Иоанном. Тот же патриарх рукоположил преподобного Иоанна во священника и назначил его проповедником при своей кафедре не позднее 734 года.

Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в Лавру святого Саввы, где трудился до конца своих дней.

Кончина

Согласно Минее святой Иоанн на Константинопольском Соборе 753-754 года обличал иконоборчество.

Его подвергли заключению и пыткам, которые преподобный Иоанн стойко перенес и, по милости Божией, остался жив, преставившись около 780 года в возрасте 104 лет и будучи погребенным в Лавре святого Саввы [3].

Святитель Димитрий Ростовский в своих Житиях указывает тот же возраст и время кончины около 777 года. Однако протоиерей Георгий Флоровский говорит что:

«Года кончины преподобного мы не знаем. Можно думать, что скончался он еще до иконоборческого собора 753 года.

Место погребения

Вход в пещеру-келью (слева) и усыпальница прп. Иоанна Дамаскина (в центре). Лавра преподобного Саввы Освященного. Иудейская пустыня.

В Лавре Саввы Освященного сохранилась пещера-келья преподобного Иоанна Дамаскина и часовня Иоанна Крестителя. Находится к северу от Архангельской церкви, выше последней.

Профессор Йосеф Патрих из института археологии Иерусалимского университета указывает, что часовня была устроена в келье Иоанна Дамаскина после его смерти и освящена в его честь [4].

Епископ Мефодий (Кульман) утверждает [5], что часовня была построена самим Иоанном Дамаскином над своей кельей и освящена во имя небесного покровителя Иоанна Дамаскина — Иоанна Предтечи [6].

В часовне – гробница прп. Иоанна Дамаскина с надписью, гласящей «Ὁ τάφος τοῦ ἁγίου Ἰωάννου τοῦ Δαμασκηνοῦ» – «Гроб святого Иоанна Дамаскина». Над входом в часовню икона, изображающая преподобного с красным шрамом поперек запястья (в память о чудесном приживлении кисти, отсеченной у Иоанна Дамаскина по приказу дамасского халифа).

Почитание

Несмотря на великое значение его трудов, о жизни преподобного Иоанна мы знаем немного, так как известные нам его жития были составлены в XI веке, и в них нелегко выделить бесспорное и достоверное.

При византийском императоре Андронике II (1282–1328) святые мощи преподобного Иоанна были перенесены в Константинополь.

В настоящее время известно о нахождении мощей святого Иоанна в Лавре Саввы Освященного, монастыре Георгия Аламана (Кипр), монастыре Иоанна Богослова на Патмосе (Греция) и в церкви Сан-Джорджо деи Гречи (Венеция). Часть мощей также находится в Казанском храме Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.

Шуйца (левая рука) преподобного Иоанна Дамаскина. Воскресенский Новодевичий женский монастырь. Санкт-Петербург

18 сентября 2013 года в Санкт-Петербургский Воскресенский Новодевичий монастырь был передан ковчег со шуйцей (левой рукой) преподобного Иоанна Дамаскина [7].

Молитвы

Тропарь, глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ монашествующих Богодохновенное удобрение, Иоанне премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Песнописца и честнаго Богоглагольника, Церкве наказателя и учителя и врагов сопротивоборца Иоанна воспоим: оружие бо взем — Крест Господень, всю отрази ересей прелесть и яко теплый предста­тель к Богу всем подает прегрешений прошение.

Литература

  • Минея — Декабрь, т. 1, изд. Московской Патриархии, 1982, 144–145.
  • Флоровский, Г., прот., Византийские Отцы V-VIII веков.
  • Туранский Денис., «Преподобный Иоанн Дамаскин» / Поместные Церкви // проект портала Православие.Ru, 3 октября 2001 года:
    • http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39842.htm
  • «Иоанн Дамаскин» // Краткая биографическая справка на портале Богослов.Ru:
    • http://www.bogoslov.ru/persons/2861150/index.html
  • Лаут Эндрю, свящ. О. Н. А., С. А. Моисеева, Макаров Е. Е, Герасименко Н. В., Орецкая И. А. «Иоанн Дамаскин» // Православная Энциклопедия, Т. 24, С. 27-66:
    • http://www.pravenc.ru/text/471131.html
  • Бородай Т.Ю., «Иоанн Дамаскин» // Электронная библиотека ИФ РАН «Новая философская энциклопедия»:
    • http://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/d…301
  • Преподобный Иоанн Дамаскин и полемика с исламом // Труды Нижегородской духовной семинарии. 2016. Выпуск 14, С.489-505:
    • http://cyberleninka.ru/article/n/prepodobnyy-ioann-damaskin-…mom

Использованные материалы

[1]  См. обсуждение вопроса даты кончины в тексте.

[2]  Прот. Г. Флоровский пишет: «Не знаем точно, когда Иоанн удалился от двора и затворился в обители святого Саввы. Можно предполагать, что уже до начала иконоборческой смуты.»

[3]  Минея — Декабрь, т. 1, Изд. Московской Патриархии.

[4]  Й. Патрих. Монашество Иудейской пустыни в византийский период. Изд-во «Яд Ицхак Бен-Цви», Иерусалим, 1995 (на иврите). Й. Патрих. «Карта Дир Мар-Саббы (109/7)». (J. Patrich. “Map of Deir Mar Saba (109/7)”). Israel Antiquities Authority. Иерусалим, 1994 (на англ. и иврите).

[5]  Епископ Мефодий (Кульман). «Святая Земля». 1961. Электронное издание журнала «Русский инок», Джорданвилль, США

[6]  «Иудейская пустыня, Вади Кедрон. Часовня Иоанна Крестителя и келья Иоанна Дамаскина» // Сайт Соборы.Ru — http://sobory.ru/article/?object=12031

[7]  «Шуйца прп. Иоанна Дамаскина» // Сайт «Монастырский вестник» — http://monasterium.ru/monastyri/svjatiny/shuytsa-prp-ioanna-damaskina/

Источник: https://drevo-info.ru/articles/228.html

Преподобный Иоанн Дамаскин — Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь

Преподобный Иоанн Дамаскин родился около 680 года в столице Сирии, Дамаске, в христианской семье. Его отец, Сергий Мансур, был казначеем при дворе халифа. У Иоанна был приемный брат, осиротевший отрок Косма, которого Сергий принял к себе в дом.

Когда дети подросли, Сергий позаботился об их образовании. На Дамасском невольничьем рынке выкупил он из плена ученого монаха Косму из Калабрии и поручил ему учить детей. Мальчики обнаружили необыкновенные способности и легко освоили курс светских и духовных наук.

После смерти отца Иоанн занял при дворе должность министра и градоправителя.

В то время в Византии возникла и быстро распространялась ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром (717 — 741). Став на защиту православного иконопочитания, Иоанн написал три трактата «Против порицающих святые иконы». Мудрые, Богодухновенные писания Иоанна привели императора в ярость.

Но, так как автор их не был византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить. Тогда император прибег к клевете. По его приказанию от имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы.

Это письмо и свой лицемерно-льстивый ответ на него Лев Исавр отослал халифу. Тот немедленно приказал отстранить Иоанна от должности, отрубить ему кисть правой руки и повесить ее на городской площади. В тот же день к вечеру Иоанну вернули отрубленную руку. Преподобный стал молиться Пресвятой Богородице и просить исцеления.

Читайте также:  Священномученик серафим (звездинский), епископ

Заснув, он увидел икону Божией Матери и услышал голос Пречистой, сообщивший ему, что он исцелен, и вместе с тем повелевший без устали трудиться исцеленной рукой. Проснувшись, он увидел, что рука его невредима.

В благодарность за исцеление Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку, которая воспроизводится на многих списках иконы, получившей именование «Троеручица». Также в благодарность об исцелении им было написано песнопение «О Тебе радуется…».

Совет

Узнав о чуде, свидетельствовавшем о невиновности Иоанна, халиф просил у него прощения и хотел вернуть ему прежнюю должность, но преподобный отказался.

Он роздал свое богатство и вместе с приемным братом и товарищем по учению Космой (впоследствии епископ Маюмский) отправился в Иерусалим, где поступил простым послушником в монастырь Саввы Освященного. Нелегко было найти ему духовного руководителя.

Из монастырской братии на это согласился лишь один очень опытный старец, который стал умело воспитывать в ученике дух послушания и смирения. Прежде всего старец запретил Иоанну писать, полагая, что успехи на этом поприще станут причиной гордыни.

Однажды он послал преподобного в Дамаск продавать корзины, изготовленные в монастыре, причем поручил продать их гораздо дороже их настоящей цены. И вот, проделав мучительный путь под знойным солнцем, бывший вельможа Дамаска очутился на рынке в рваных одеждах простого продавца корзин. Но Иоанна узнал его бывший домоправитель и скупил все корзины по назначенной цене.

https://www.youtube.com/watch?v=RjISbUNAQ20

Однажды в монастыре скончался один из иноков и брат покойного попросил Иоанна написать что-нибудь в утешение. Иоанн долго отказывался, но из милосердия, уступив просьбам удрученного горем, написал свои знаменитые надгробные тропари. За это непослушание старец изгнал его из своей келлии. Все монахи начали просить за Иоанна.

Тогда старец поручил ему одно из самых тяжелых и неприятных дел — убирать из монастыря нечистоты. Преподобный и здесь явил образец послушания. Через некоторое время старцу в видении было указано Пречистой и Пресвятой Девой Богородицей снять запрет с писательства Иоанна.

О преподобном узнал Иерусалимский Патриарх, рукоположил его во священника и сделал проповедником при своей кафедре.

Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в Лавру преподобного Саввы, где до конца своих дней проводил время в писании духовных книг и церковных песнопений, и покинул монастырь только для того, чтобы обличить иконоборцев на Константинопольском Соборе 754 года. Его подвергли тюремному заключению и пыткам, но он всё перенес и по милости Божией остался жив.

Иоанн Дамаскин известен как крупнейший систематизатор христианского вероучения; ему принадлежит фундаментальный труд «Источник знания», включающий в себя философский («Диалектика»), обличительный («О ересях») и догматический («Точное изложение православной веры») разделы. Кроме того, Иоанну принадлежит ряд проповедей о Богородице.

Иоанном был написан ряд канонов, особых песнопений палестинского типа, с IX в. вошедших в употребление восточной Церкви. Им были написаны Канон Пасхе, Рождеству и ряду других христианских праздников. Кроме того, считается, что Иоанн составил «Октоих» (Осмогласник).

Преставился преподобный Иоанн Дамаскин около 780 г., в возрасте 104 лет и был погребён в лавре Саввы Освященного возле раки с мощами преподобного Саввы. В правление императора Андроника II Палеолога (1282—1328 гг.

) его мощи были перенесены в Константинополь. В настоящее время известно о нахождении мощей святого Иоанна в лавре Саввы Освященного, монастыре Георгия Аламана (близ с.

Пендакомо, Кипр), монастыре Иоанна Богослова на Патмосе (Греция) и в церкви Сан-Джорджо деи Гречи (Венеция).

Обратите внимание

Уже в конце VIII века Иоанн Иерусалимлянин составил его первое жизнеописание. В XI веке, когда Антиохия была завоевана сельджуками, монах монастыря св. Симеона, в окрестностях Антиохии, Михаил, знакомый с греческим и арабским языками, написал по-арабски житие Иоанна Дамаскина, на основании различных полезных историй, о чём он сам говорит во введении.

Просмотры (178)

Источник: http://zachatevmon.ru/?p=10833

Преподобный Иоанн Дамаскин

празднование 4/17 декабря

Преподобный Иоанн Дамаскин родился около 680 года в столице Сирии Дамаске. Родители его были знамениты древностью рода и христианским благочестием. Покрываемые Промыслом Божиим, они сохраняли пламенную веру во Христа, хотя мусульмане, завоевавшие ту страну, не дозволяли никому открыто исповедовать веру Христову.

Его отец, Сергий Мансур, был главным логофетом (распорядителем казны и сборщиком податей) при дворе халифа Дамасского. Пользуясь своим высоким положением, он выкупал пленных христиан, избавлял от грозившей им смерти и оказывал необходимую помощь. Отец Иоанна заботился о его воспитании и образовании.

Усердно просил он Бога послать человека мудрого и благочестивого, который был бы для сына учителем и наставником в добрых делах. На Дамасском рынке в числе пленных христиан увидел Сергий инока Косму, который оказался ученым старцем из Италии.

Выпросив у халифа пленного инока, привел он блаженного старца домой и поручил ему Иоанна и приемного сына, которого также звали Космой.

Отроки обнаружили необыкновенные способности: легко усвоили грамматику, философию, астрономию и геометрию, а через некоторое время сравнялись с наставником в знании Священного Писания. После смерти отца святой Иоанн по желанию халифа стал его ближайшим советником.

В то время в Византии возникла и быстро распространилась ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром (717 — 741). Став на защиту православного иконопочитания, святой Иоанн написал три трактата «Против порицающих святые иконы».

Доказывая догмат иконопочитания, он приводил слова святого Василия Великого, который учил, что почитание иконы восходит к ее Первообразу. Мудрые, Богодухновенные писания святого Иоанна и влияние их на сознание людей привели императора в ярость.

Важно

Но, так как автор их не был византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить. Император прибег к клевете. По его приказанию от имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором последний будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы.

Это письмо император Лев Исавр отослал халифу. Халиф, не подозревая подлога, приказал отстранить Иоанна от должности, отсечь ему кисть правой руки и повесить ее в центре города на всеобщее обозрение. Вечером по просьбе святого Иоанна халиф повелел вернуть ему отсеченную руку.

Приложив ее к суставу, преподобный стал молиться пред иконой Пресвятой Богородицы и просить исцеления. Обессиленный, он задремал на молитве и увидел Божию Матерь. Пречистая сказала, что рука его здорова, и повелела усердно трудиться ею во славу Божию. Проснувшись, святой Иоанн ощупал свою руку и увидел ее исцеленной.

В память об этом дивном чуде преподобный Иоанн носил на голове плат, которым была обвита его отсеченная рука, и всю дальнейшую жизнь с благодарностью и любовью воспевал в своих произведениях Пречистую Богородицу.

Узнав о чуде, халиф понял, что святой Иоанн не виновен, просил у него прощения и хотел вернуть ему прежнюю должность. Но преподобный раздал свое богатство и вместе с приемным братом Космой отправился в Иерусалим. Они были приняты простыми послушниками в Лавру преподобного Саввы Освященного.

Никто из монастырской братии, зная, что послушник Иоанн человек мудрый и знатный, не соглашался быть его духовным наставником. На это согласился лишь один простой старец, который стал строжайшим образом воспитывать в ученике дух послушания и смирения. Он запретил святому Иоанну писать и наставлял забыть все мирские науки.

Однажды старец собрал много корзин, изготовленных иноками обители, и послал преподобного в Дамаск продать их по чрезмерно высокой цене. Проделав мучительный путь под знойным солнцем, бывший вельможа, одетый в бедные одежды, ходил по рынку Дамаска. Желающие купить корзины, услышав их цену, бранили и оскорбляли Иоанна.

Преподобного узнал его бывший слуга, удивился его нищенскому виду и смирению и купил все корзины по назначенной цене.

По прошествии некоторого времени в монастыре скончался один из иноков. Брат его просил преподобного Иоанна написать для утешения надгробную песнь.

Преподобный Иоанн долго отказывался, боясь нарушить запрет старца, но из милосердия уступил просьбам и написал свои знаменитые надгробные тропари: «Кая житейская сладость бывает печали непричастна…»; «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть…» и другие.

За ослушание старец изгнал преподобного Иоанна из своей келии, но монахи стали просить за него. Тогда старец наложил на преподобного Иоанна тяжелую епитимию: вычистить в монастыре все отхожие места. Преподобный со старанием выполнял это послушание; даже суровый наставник удивился такому смирению.

Через несколько дней в ночном видении старцу явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Зачем ты заградил источник, могущий источать сладкую и изобильную воду… Не препятствуй источнику течь… он всю вселенную протечет и напоит…»

С того времени преподобный Иоанн начал беспрепятственно писать церковные песнопения и духовные книги, из которых особенно известны: «Источник знания» («О ересях», «О правой вере и о воплощении Предвечного Слова», «Точное изложение Православной веры»), Пасхальная служба, каноны на Рождество Христово, на Богоявление, на Вознесение Господне и другие.

Совет

В этих трудах преподобного поощрял и помогал ему приемный брат Косма, впоследствии поставленный во епископа Маюмского Иерусалимским Патриархом. Тот же Патриарх рукоположил преподобного Иоанна во священника и назначил его проповедником при своей кафедре. Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в Лавру святого Саввы, где трудился до конца своих дней.

На Константинопольском Соборе 754 года преподобный обличал иконоборчество. Его подвергли заключению и пыткам, которые преподобный Иоанн стойко перенес и, по милости Божией, остался жив. Преставился преподобный Иоанн Дамаскин около 780 года в возрасте 104 лет и был погребен в Лавре святого Саввы.

При византийском императоре Андронике II (1282—1328) его святые мощи были перенесены в Константинополь.

Источник: https://akafist.ru/saints/ioann-damaskin/

Иоанн дамаскин

/ Ориг.: ’Ιωάννης ὁ Δαμασϰηνός, Iohannes Damascenus

Иоанн дамаскин греч. ’Ιωάννης ὁ Δαμασϰηνός, лат. Iohannes Damascenus — бо­гослов, по­ле­мист, гим­но­граф, учи­тель Церк­ви, хри­сти­ан­ский свя­той.

Све­де­ния о жиз­ни Иоанна Дамаскина край­не скуд­ны и во мно­гом име­ют ле­ген­дар­ный ха­рак­тер. Пер­вое жи­тие Иоанна Дамаскина бы­ло со­став­ле­но ан­ти­охий­ским мо­на­хом Ми­хаи­лом (конец XI века) на арабском языке.

 Основным ис­точ­ни­ком све­де­ний о жиз­ни Иоанна Дамаскина яв­ля­ет­ся жиз­не­опи­са­ние, со­став­лен­ное пат­ри­ар­хом Ие­ру­са­лим­ским Ио­ан­ном VIII Хри­зо­сто­мом (около 1098 — до 1122 годы), по другим дан­ным — пат­ри­ар­хом Ие­ру­са­лим­ским Ио­ан­ном IX (середина XII века).

Иоанн Дамаскин про­ис­хо­дил из влия­тель­но­го ара­бо-хри­сти­ан­ско­го ро­да Ман­су­ров; его отец за­ни­мал один из выс­ших фи­нан­со­вых по­стов в Ха­ли­фа­те при дво­ре ха­ли­фа Абд аль-Ма­ли­ка. По во­ле от­ца Иоанн Дамаскин по­лу­чил бле­стя­щее вос­пи­та­ние и об­ра­зо­ва­ние, как хри­сти­ан­ское, так и клас­си­че­ское.

По­сле смер­ти от­ца Иоанн Дамаскин на­сле­до­вал его со­стоя­ние и за­нял один из выс­ших административных по­стов.

Около 700 года впал в не­ми­лость у ха­ли­фа и был вы­ну­ж­ден уда­лить­ся от дво­ра; при­нял по­стриг в лав­ре Святого Сав­вы Ос­вя­щен­но­го, около 734 был ру­ко­по­ло­жен в пре­сви­те­ры пат­ри­ар­хом Ие­ру­са­лим­ским Ио­ан­ном V (705–735 годы).

Иоанн Дамаскин — ав­тор зна­чительного чис­ла бо­го­слов­ско-дог­ма­тических, по­ле­мических, ас­ке­тических со­чи­не­ний, а так­же гим­но­гра­фических тво­ре­ний (соз­да­ны в мо­на­ше­ский пе­ри­од его жиз­ни).

Главный труд Иоанна Дамаскина — три­ло­гия «Ис­точ­ник зна­ния» («Πηγὴ γνῴσεως»), со­стоя­щая из «Диа­лек­ти­ки», «О ере­сях» и «Точ­но­го из­ло­же­ния пра­во­слав­ной ве­ры» («Ἔϰθεσις ἀϰριβῆς τῆς ὀρθοδόξου πίστεως»).

Обратите внимание

1-я часть три­ло­гии — ка­те­го­ри­аль­ное фи­лософское вве­де­ние, из­ла­гаю­щее пре­имущественно он­то­ло­гию Ари­сто­те­ля. Во 2-й час­ти на ос­но­ве из­ло­же­ния Епи­фа­ния Кипр­ско­го пред­став­ле­ны све­де­ния о ере­сях, с до­бав­ле­ни­ем со­об­ще­ний о му­суль­ман­ст­ве и ико­но­бор­че­ст­ве.

Читайте также:  Святитель иоасаф белгородский

3-я часть пред­став­ля­ет со­бой свод цер­ков­но­го уче­ния по различным дог­ма­тическим во­про­сам: о Трои­це (1–14), о ви­ди­мом и не­ви­ди­мом тво­ре­нии (15–44), о при­ро­де Хри­ста (45–81), о та­ин­ст­вах, по­чи­та­нии свя­тых мо­щей, икон (82–99), о Вос­кре­се­нии (100).

Об­ра­ща­ясь к ши­ро­ко­му кру­гу про­блем, Иоанн Дамаскин пред­ста­вил по воз­мож­но­сти ис­чер­пы­ваю­щее объ­яс­не­ние основных по­ня­тий хри­сти­ан­ско­го бо­го­сло­вия и свя­зан­ных с ни­ми ас­пек­тов ма­рио­ло­ги­че­ской, эс­ха­то­ло­гической, ли­тур­гической про­бле­ма­ти­ки.

Взгля­ды Иоанна Дамаскина по этим во­про­сам не яв­ля­ют­ся ори­ги­наль­ны­ми (сам он сви­де­тель­ст­ву­ет о том, что пи­сал толь­ко об из­вест­ном пред­ше­ст­вую­щим от­цам и со­бо­рам), од­на­ко его бес­спор­ная за­слу­га за­клю­ча­ет­ся в осу­ще­ст­в­ле­нии пол­но­цен­но­го син­те­за все­го пред­ше­ст­вую­ще­го пра­во­слав­но­го бо­го­сло­вия. Бла­го­да­ря это­му «Точ­ное из­ло­же­ние…

» при­об­ре­ло ши­ро­кую из­вест­ность в сре­де не толь­ко позд­ней­ших ви­зантийских бо­го­сло­вов, но и ка­то­лических схо­ла­стов (так, например, схо­ла­стические ам­пли­фи­ка­ции Пет­ра Лом­бард­ско­го, Фо­мы Ак­вин­ско­го за­им­ст­ву­ют мно­гое из бо­го­слов­ского син­те­за Иоанна Дамаскина).

Из других бо­го­слов­ско-дог­ма­тических со­чи­не­ний Иоанна Дамаскина тра­ди­ци­он­но при­пи­сы­ва­ют «Кни­гу о пра­во­слав­ном об­ра­зе мыс­лей», «О Свя­той Трои­це», «О Трис­вя­той пес­не» и др.

Иоанну Дамаскину при­над­ле­жит ряд по­ле­мических трак­та­тов: «Диа­лог про­тив ма­ни­хе­ев», «Про­тив не­сто­ри­ан­ской ере­си», «О ве­ре про­тив не­сто­ри­ан», «О двух во­лях во Хри­сте», «Со­стя­за­ние хри­стиа­ни­на с са­ра­ци­ном», «Три за­щи­ти­тель­ных Сло­ва про­тив по­ри­цаю­щих свя­тые ико­ны или из­об­ра­же­ния» и др.

В сво­ей по­ле­ми­ке с ис­ла­мом Иоанн Дамаскин за­ло­жил ос­но­вы гос­под­ство­вав­ше­го по­том в Ви­зан­тии взгля­да на эту ре­ли­гию как на раз­но­вид­ность хри­сти­ан­ской ере­си. Иоанн Дамаскин был од­ним из пер­вых по­сле­до­ва­тель­ных про­тив­ни­ков ико­но­бор­че­ст­ва.

Важно

В трёх по­сла­ни­ях к ви­зантийскому императору Льву III Исав­ру он, опи­ра­ясь на мно­го­численные вы­держ­ки из тво­ре­ний от­цов Церк­ви, до­ка­зы­ва­ет древ­ность тра­ди­ции ико­но­по­чи­та­ния. Ав­тор­ст­ву Иоанна Дамаскина при­над­ле­жит раз­ви­тие тео­рии 6 ка­те­го­рий опи­сания икон­но­го об­раза (смотри Ико­на).

К его ас­ке­тическим со­чи­не­ни­ям от­но­сят­ся: «О свя­тых по­стах», «О доб­ро­де­те­лях и по­ро­ках» и др.

Иоанну Дамаскину при­пи­сы­ва­ет­ся так­же биб­лей­ско-пат­ри­стическая ан­то­ло­гия по хри­сти­ан­ской ду­хов­ной тра­ди­ции и ас­ке­ти­ке («Sa­cra Parallela»). Ши­ро­кую из­вест­ность при­об­ре­ли гим­но­гра­фические тво­ре­ния Иоанна Дамаскина.

 В цер­ков­ном пре­да­нии под­чёр­ки­ва­ет­ся его уча­стие в упо­ря­до­че­нии ос­мо­гла­сия (хо­тя оно су­ще­ст­во­ва­ло ра­нее): он упо­ми­на­ет­ся в названиях книг «Ок­то­их си­речь Ос­мо­глас­ник, тво­ре­ние пре­по­доб­на­го от­ца на­ше­го Ио­ан­на Да­ма­ски­на», а так­же счи­та­ет­ся ав­то­ром многих пес­но­пе­ний пра­во­слав­ной церк­ви, сре­ди ко­то­рых — бо­го­ро­дич­ные дог­ма­ти­ки на 8 гла­сов, ряд са­мо­глас­ных сти­хир (в т. ч. Ла­за­ре­вой суб­бо­ты, Не­де­ли Ва­ий, Стра­ст­ной сед­ми­цы), вос­крес­ные ка­но­ны на 8 гла­сов, ка­но­ны По­ст­ной и Цвет­ной Трио­ди, Ми­ней и др. Наи­бо­лее зна­ме­нит Пас­халь­ный («Зо­ло­той») ка­нон. На­ря­ду с ка­но­на­ми Иоанна Дамаскина тра­диционного уст­рой­ст­ва (ко­гда внут­ри ка­ж­дой пес­ни ка­но­на вы­дер­жи­ва­ет­ся по­до­бие, за­дан­ное её 1-й стро­фой – ир­мо­сом) су­ще­ст­ву­ет ряд ка­но­нов с ям­би­че­ской ор­га­ни­за­ци­ей (на Ро­ж­де­ст­во Хри­сто­во, Бо­го­яв­ле­ние, Пя­ти­де­сят­ни­цу). Тра­ди­ция при­пи­сы­ва­ет Иоанну Дамаскину бла­го­дар­ст­вен­ное бо­го­ро­дич­ное пес­но­пе­ние, вклю­чён­ное в «Ок­то­их», — «О Те­бе ра­ду­ет­ся, Бла­го­дат­ная, вся­кая тварь…». Тво­ре­ния Иоанна Дамаскина, пе­ре­ве­дён­ные на славянские языки, ока­за­ли зна­чительное влия­ние на ду­хов­ную куль­ту­ру Древ­ней Ру­си. Из­вест­ны так­же мно­го­численные пе­ре­во­ды его тво­ре­ний на армянский, грузинскй, арабский язы­ки.

Бо­го­сло­вие Иоанна Дамаскина не­раз­рыв­но свя­за­но с прак­ти­кой ду­хов­ной жиз­ни и ас­ке­зы, с опы­том лич­но­ст­но­го мис­тического вос­при­ятия.

Со­глас­но Иоанну Дамаскину, ис­тин­ное ви́дение Бо­га воз­мож­но при дос­ти­же­нии хри­сти­ан­ско­го со­вер­шен­ст­ва, ко­то­рое за­клю­ча­ет­ся в со­зер­ца­нии, бес­стра­стии, воз­дер­жа­нии, чис­то­те серд­ца и люб­ви. Дос­тиг­нув это­го со­стоя­ния, че­ло­век об­ре­та­ет сво­бо­ду в бо­го­об­ще­нии.

Путь к со­вер­шен­ст­ву за­клю­ча­ет­ся в двух не­раз­рыв­но свя­зан­ных друг с дру­гом ас­пек­тах ду­хов­ной жиз­ни, ко­то­рые Иоанн Дамаскин оп­ре­деля­ет как «прак­сис» (борь­ба со стра­стя­ми и уп­раж­не­ние в доб­ро­де­те­лях) и «тео­ри́я» (ра­цио­наль­ное ос­мыс­ле­ние ис­тин пра­во­слав­ной ве­ры, вне ко­то­рой не мо­жет быть под­лин­но­го бо­го­об­ще­ния). В стрем­ле­нии к со­вер­шен­ст­ву Иоанн Дамаскин при­зы­ва­ет ид­ти по пу­ти под­ра­жа­ния свя­тым и Са­мо­му Хри­сту. Че­ло­век как об­раз Бо­жий дол­жен под­ра­жать бла­го­сти Бо­же­ст­ва. В ча­ст­ном же слу­чае это под­ра­жа­ние тем, кто уго­дил Бо­гу, как дос­той­но про­явив­шим в се­бе об­раз Бо­жий. На этой тео­рии пер­во­об­ра­за и под­ра­жания ему Иоанн Дамаскин вы­страи­ва­ет по­ле­ми­ку с ико­но­бор­ца­ми.

Как один из вид­ней­ших про­тив­ни­ков ико­но­бор­че­ст­ва, Иоанн Дамаскин был че­ты­ре­ж­ды ана­фе­мат­ст­во­ван ико­но­бор­че­ским Ие­рий­ским со­бо­ром (754 год); 7-й Все­лен­ский со­бор (смотри Все­лен­ские со­бо­ры) при­знал бо­го­сло­вие Иоанна Дамаскина пол­но­стью пра­во­слав­ным.

С фи­гу­рой Иоанна Дамаскина тра­ди­ци­он­но свя­зы­ва­ют окон­ча­ние свя­то­оте­че­ско­го пе­рио­да в ис­то­рии не­раз­де­лён­ной Церк­ви на хри­сти­ан­ском Вос­то­ке. В 1880-е годы Иоанн Дамаскин был при­знан ка­то­лической цер­ко­вью учи­те­лем Церк­ви.

День па­мя­ти в восточной Церк­ви — 4(17) декабря; в западной Церк­ви — 27 мар­та.

Сочинения:

Die Schriften / Hrsg. von B. Kotter. B.; N. Y., 1969–1988. Bd 1–5;

Совет

Три за­щи­ти­тель­ных сло­ва про­тив по­ри­цаю­щих св. ико­ны. Сер­ги­ев По­сад, 1993;

Вве­де­ние в ос­но­вы дог­ма­ти­че­ско­го бо­го­сло­вия / Пер. Д. Че­пе­ля. М., 2002.

Иллюстрация: 

«Иоанн Да­мас­кин». Ико­на нач. 14 в. Афон (скит Свя­той Ан­ны). Архив БРЭ.

Литература

  • Studer B. Die theologische Arbeitsweise des Johannes von Damaskus. Ettal, 1956
  • Sahas D. J. John of Damascus on Islam: The «Here­sy of the Ismaelites». Leiden, 1972
  • Фи­ла­рет (Гу­ми­лев­ский), ар­хи­еп. Ис­то­ри­че­ский об­зор пес­но­пев­цев и пес­но­пе­ния гре­че­ской церк­ви. Сер­ги­ев По­сад, 1995
  • Ка­ж­дан А.П. Ио­анн Да­ма­скин // Ка­ж­дан А. П. Ис­то­рия ви­зан­тий­ской ли­те­ра­ту­ры (650–850 гг.). СПб., 2002
  • Louth A. St. John Damascene: tradition and originality in Byzantine theology. Oxf., 2002

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/ioann_damaskin_ghriech_io_nnes_damasken_s_lat_iohannes_damascenus

Преподобный Иоанн Дамаскин

Восьмой век от Рождества Христова. В Византии распространилась иконоборческая ересь. По повелению императора Льва третьего Исавра уничтожаются иконы, фрески и священные изваяния, рушатся расписные алтари в храмах.

В то время в арабском халифате, в городе Дамаске жил знатный и образованный молодой человек Мансур ибн Серджун. От своего отца он унаследовал должность распорядителя казны при дворе халифа Дамасского. Родители юноши были христианами. Они крестили своего сына с именем Иоанн и воспитали в христианской вере. Халиф знал об этом и тем не менее благоволил Иоанну.

Узнав о том, что в соседней Византии уничтожаются святыни, Иоанн встал на защиту иконопочитания и написал три трактата под общим названием «Против порицающих святые иконы».

Мудрые рассуждения молодого богослова дошли до Византии и произвели сильное впечатление на христиан, а императора привели в ярость. Он решил оклеветать и уничтожить непрошеного заступника святынь.

Вскоре халифу переслали поддельное письмо, будто бы написанное Иоанном.

Халиф:

О великий василевс, в городе Дамаске твои братья во Христе изнывают под игом сарацинского правления. Вскоре в городе будет мало войск, поспеши же захватить его, чтобы твой раб Иоанн Мансур мог бросить к твоим ногам казну халифа». Что это значит? Мой ближайший советник, которому я доверял как самому себе, оказался предателем?!

Гнев халифа был страшен. Не пожелав узнать истину, он поверил навету и приказал лишить Иоанна должности, отрубить ему кисть правой руки и повесить ее на площади в назидание своим подданным.

Приказ халифа был приведен в исполнение. Каково же было удивление жителей города, когда на следующий день они увидели Иоанна, как ни в чем не бывало идущего на рынок за провизией.

Обе его руки были здоровы.

Слухи о чудесном исцелении опального советника дошли до халифа. А вскоре он и сам увидел Иоанна целым и невредимым.

Халиф:

– Что за лекарь и какими средствами прирастил тебе руку?

Иоанн Дамаскин:

– Пречистая Дева услышала мою смиренную молитву и сделала здоровой руку, которую ты повелел отсечь. Я долго молился перед ее иконой, а затем задремал. Когда же проснулся, рука моя была здорова.

Халиф:

– Видно, велика была моя несправедливость, если даже твой Бог решил заступиться за тебя. Я неправедно осудил тебя, мой верный слуга. Возвращаю тебе твой прежний сан. Чем еще я могу вознаградить тебя за твою преданность?

Обратите внимание

Иоанн не захотел оставаться при дворе халифа и удалился в Иерусалим, в монастырь святого Саввы Освященного. Игумен с радостью принял в свою обитель знаменитого и уважаемого послушника.

Зная, что Иоанн человек мудрый и знатный, никто из насельников монастыря не соглашался стать для него духовным наставником. И все-таки нашелся один старец – простой душой и строгий нравом.

Он велел Иоанну забыть все мирские науки, перестать писать книги. Взамен же давал ему самую тяжелую работу.

Однажды в лавре умер инок. Его брат сильно горевал и умолял Иоанна написать надгробную песнь. Иоанн сначала отказывался, не желая нарушать запрет старца, но потом из милосердия уступил просьбам и сочинил тропари, песнопения которые и теперь поются в церкви.

Узнав об этом, старец строго наказал непокорного послушника. А через несколько дней суровому наставнику во сне явилась Пресвятая Дева. «Не препятствуй источнику течь, – сказала Божья Матерь.

– Он всю вселенную напоит». Весь день старец размышлял над тем, что мог значить этот сон.

А вечером, увидев своего послушника, смиренно убиравшегося в храме, вдруг понял: вот он, тот источник, о котором говорила Богородица.

С того времени преподобный Иоанн начал беспрепятственно писать духовные книги и церковные песнопения. Сочиненные им Пасхальная служба, каноны на Рождество Христово, на Богоявление, на Вознесение до сих пор питают нас, словно живая вода из святого источника.

А в память о чуде, случившемся с ним в молодости, он до конца жизни носил на голове повязку, которая когда-то обвивала исцеленную руку.

(11

Источник: https://radiovera.ru/prepodobnyiy-ioann-damaskin.html

Преподобный Иоанн Дамаскин: что нужно знать об этом святом

Точные годы жизни святого неизвестны. Исследователи строят предположения лишь по косвенным признакам (с кем преподобный доподлинно встречался, в каких событиях принимал участие, кто из исторических личностей видел его лично) и при этом весьма расходятся в оценках. Сейчас принято считать, что преподобный Иоанн Дамаскин родился около 675 года, а умер не позже 754-го.

Церковь празднует его память 17 декабря по новому стилю (4 декабря по старому).

Занимал высокое положение в Дамасском халифате

Святой родился в Дамаске (сейчас – столица Сирии) и прожил там первую, «светскую», часть своей жизни. Дамаск на тот момент был столицей крупного халифата, которым правила династия Омейядов.

С одной стороны, история этого халифата коротка (он просуществовал меньше 100 лет – с 661 по 750 год), с другой, – успешная завоевательная политика властей привела к тому, что численность населения в какой-то момент превысила 60 миллионов человек!

До пострижения его звали Мансур, и он был сыном казначея при дворе халифа, а потому получил очень хорошее образование. Он достаточно быстро продвигался по карьерной лестнице и в конечном итоге был назначен градоначальником Дамаска. Кроме того, он был первым министром халифа и работал в налоговой службе.

Важно

Неизвестно, когда точно он был крещен (вполне возможно, при рождении), но известно, что его учителем был пленный христианский инок.

В Палестину Мансур перебрался около 710 года. Это совпало с периодом, когда государственным языком в халифате стал арабский, а значит, им надо было пользоваться и в общении, и в составлении документов. Арабский язык стал лишь поводом для отъезда. Причины же для смены места жительства были, по-видимому, религиозные. Кроме того, ухудшились его отношения с властями.

Вторую часть жизни провел в Палестине

Палестина в то время была духовным центром христианского мира, а святой принял постриг и подвизался в самой известной палестинской обители – Саввы Освященного, близ Иерусалима. (Келья преподобного и место погребения в этом монастыре сохранились до сих пор, и туда в наше время стягиваются тысячи паломников).

Читайте также:  Постный яблочный пирог

Любопытно, что поначалу никто из старцев не соглашался брать Иоанна к себе в послушники: слишком большую неловкость они испытывали, понимая, что перед ними человек, который еще недавно было одним из главных людей халифата. В итоге Иоанна, как сообщает житие, взял к себе «строгий и простой инок».

Однажды ослушался старца

Насколько его старец был строг, видно из следующей истории.

Послушание в монашеской жизни – основа всему. Из всех заповедей, что преподобному Иоанну дал его старец, была и такая: отныне не писать ни строчки. Преподобный перестал писать, но в один из дней составил по просьбе одного инока короткий текст для надгробия его матери.

Узнав об этом, старец моментально выгнал Иоанна из своей братии. А когда все-таки пустил обратно, заставил вычистить все отхожие места. Ну, а после разрешил преподобному писать тексты вновь.

Написал «Точное изложение православной веры»

Преподобный Иоанн Дамаскин оставил после себя очень богатое литературное наследие.

Большинство его сочинений не так известны и были написаны по какому-то конкретному событию и для конкретной аудитории (это касается даже его трактатов об иконопочитании, которые, хотя и легли в основу будущего учения об иконах, но составлены были для императора иконоборца Льва с целью убедить его в собственной неправоте).

И все же одна его книга – «Точное изложение православной веры» – стоит особняком. В ней преподобный Иоанн как бы подвел черту под несколькими веками, в течение которых Православная Церковь рождала и формулировала свое учение по самым сложным вопросам.

«Точное изложение православной веры» – это собрание глав, в которых полностью раскрывается учение Церкви о всем том, что касается невидимой части духовной жизни: о Боге, о духовных законах и энергиях, о сущности Святой Троицы и Ангелов, о небе, о человеке, о грехе. Это первая полная система православного богословия, которая содержит ясные и лаконичные ответы на вопросы веры.

Защитник иконопочитания

Иконоборчество – один из самых трагичных периодов в истории Церкви, который растянулся на долгие десятилетия. Сложность его заключалась в том, что, как и многие ереси того времени, иконоборчество возникло не из-за чьей-либо гордыни, а по стечению исторических обстоятельств и незнанию.

Церковь к тому времени еще не сформулировала свое официальное отношение к иконам. Отчасти в этом не было никакой нужды, поскольку все святые отцы до этого видели в иконах одну из форм молитвы и глубоко их почитали.

С другой стороны, большое количество людей по причине собственной необразованности сводили иконы до разряда суеверных фетишей.

Иконоборцы, протестуя против любых изображений Христа, боролись, в первую очередь, с подобными перекосами и не ведали (либо не хотели ведать) об истинном смысле иконопочитания.

Иоанн Дамаскин остался в истории как автор «Трех защитительных слов в поддержку иконопочитания». Это послания императору Льву III Исавру, с которого иконоборчество, по сути, и началось.

Чаще всего дискуссии по таким сложным вопросам велись в то время на эмоциональном уровне. Работы же преподобного Иоанна очень вдумчивы. Пересказывать содержание его трудов в рамках статьи нет возможности. Скажем лишь, что в них впервые различаются такие понятия, как «поклонение», которое подобает только Богу, и «почитание», которое оказывается вещам тварным (в данном случае – иконам).

Был исцелен Божией Матерью

Судя по всему, услышан преподобный не был. Более того, из-за своей непримиримой позиции он впал в немилость императора. При этом император никак не мог повлиять на святого, поскольку тот был подданным халифата, а значит, обладал неприкосновенностью.

В результате было составлено подложное письмо, которое преподобный якобы написал императору, с предложением помочь захватить ему Сирию. Письмо было подложено халифу, который тут же велел казнить преподобного: отсечь ему кисть правой руки.

Совет

Согласно преданию, спустя некоторое время Иоанн получил отсеченную кисть обратно, приложил ее к руке и начал молиться перед иконой Богородицы. Наутро он обнаружил, что рука чудесным образом исцелилась.

В благодарность Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку, и она теперь воспроизводится на списках иконы, которые называются «Троеручица». Также считается, что именно в память об этом исцелении преподобный составил песнопение «О Тебе радуется всякая тварь, Ангельский собор и Человеческий род…», которое впоследствии было включено в чин Литургии св. Василия Великого.

Был гимнотворцем

Преподобный Иоанн Дамаскин написал ряд канонов и песнопений, которые с IX века вошли в употребление Восточной Церкви. Он написал Канон Пасхи, Рождества и других церковных праздников. Кроме того, считается, что преподобный Иоанн составил «Октоих».

На иконах изображен в тюрбане

Икону святого Иоанна Дамаскина очень легко отличить от других. На ней он изображен не в классическом куколе, как большинство преподобных, а в арабском тюрбане. Так подчеркивается его происхождение.

Арабские монахи тогда часто носили именно тюрбан, а не куколь (а монахи Коптской Церкви в Египте делают так до сих пор).

И вообще форма головного монашеского убора – это вопрос исключительно традиции, а не канона или догмата.

Тропарь преподобного Иоанна Дамаскина

глас 8

Наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, монашествующих богодохновенное удобрение, Иоанне премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Иоанна Дамаскина

глас 4

Песнописца и честнаго богоглагольника, Церкве наказателя и учителя и врагов сопротивоборца, Иоанна воспоим: оружие бо взем, Крест Господень, всю отрази ересей прелесть и яко теплый предстатель к Богу всем подает прегрешений прощение.

Источник: http://prihozhanin.msdm.ru/home/pochitat/o-tserkvi/908-prepodobnyj-ioann-damaskin-chto-nuzhno-znat-ob-etom-svyatom.html

Святой Иоанн Дамаскин

Память святого Иоанна Дамаскина совершается в Православной Церкви 17 декабря по новому стилю.

Жизнеописание святого Иоанна Дамаскина

Преподобный Иоанн Дамаскин родился около 675 года в городе Дамаске. Он происходил из знатной и богатой семьи. Его отец занимал почетную должность казначея при дворе халифа, и благодаря этому Иоанн получил блестящее образование, обучаясь точным наукам и искусствам и впоследствии занял пост своего отца при халифе Абд ал-Малика.

Этот правитель отличался большой просвещенностью и интересом к наукам и искусствам и поэтому собирал возле себя образованных людей. Преподобный Иоанн благодаря своему таланту и знаниям стал одним из ближайших помощников халифа.Хотя Иоанн родился в исламской стране, но христианство в Арабском халифате не преследовалось: его семья свободно исповедовала веру Христову.

Сам Иоанн принял около 706 года монашеский постриг и, возможно, был рукоположен в иеромонаха. Обладая литературным даром, Иоанн Дамаскин много потрудился над созданием богословских трудов. Особое место в его литературном творчестве занимают писания, посвященные защите иконопочитания.

Во второй половине VIII века в Византии процветала ересь иконоборчества, приверженцы которой утверждали, что обращение с молитвой к иконам представляет собой идолопоклонство. Однако Иоанн Дамаскин доказывал, что почитание иконы возможно благодаря тому, что верующий, обращаясь к изображению, переносит свое поклонение на первообраз, почитая тем самым Бога и святых.

С защитой святым Иоанном икон связан следующий эпизод, описанный в житии святого. Византийский император-иконоборец Лев Исавр пожелал избавиться от талантливого и красноречивого защитника икон, однако поскольку Иоанн не являлся его подданным, то он пошел на хитрость. Император составил клеветническое письмо, в котором говорилось о мнимом предательстве Дамаскиным халифа.

Это послание попало в руки правителя Арабского халифата, и он, поверив клевете, повелел отсечь Иоанну руку. По преданию, Иоанн начал молиться перед иконой Божией Матери, и его рука чудесным образом срослась. В благодарность за явленную Царицей Небесной милость, святой Иоанн Дамаскин написал икону Пресвятой Богородицы, получившую название «Троеручица».

Обратите внимание

Точное время кончины преподобного Иоанна Дамаскина неизвестно. Вероятно, это произошло в 753 году, и он был погребен недалеко от Иерусалима. Впоследствии его святые мощи были перенесены в Константинополь.

Литературное наследие преподобного Иоанна Дамаскина

Святой Иоанн Дамаскин прославился в первую очередь как богослов, философ и церковный поэт. За свою жизнь он написал большое количество фундаментальных трудов, посвященных различным богословским вопросам. Великая заслуга святого состоит в составлении систематического изложения христианского вероучения.

Большое значение для христианского искусства имела его уже упомянутая полемика с иконоборцами. Помимо этих трудов, преподобный Иоанн Дамаскин создал ряд церковных богослужебных песнопений, основными из которых являются Пасхальный и Рождественский каноны, а также каноны, посвященные другим великим христианским праздникам.

Другим важным произведением богослужебной литературы, созданным святым Иоанном, является «Октоих». Эта книга включает в себя чинопоследование основных христианских богослужений.

Хотя некоторые исследователи оспаривают авторство преподобного Иоанна Дамаскина, но даже если он и не создавал все части«Октоиха», то несомненным является его большой вклад в написание основных частей этой книги, а также большая редакторская работа, которую провел преподобный.

Тропарь, глас 8:

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ монашествующих богодохновенное удобрение, Иоанне премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4:

Песнописца и честнаго богоглагольника,/ Церкве наказателя и учителя/ и врагов сопротивоборца, Иоанна воспоим:/ оружие бо взем, Крест Господень,/ всю отрази ересей прелесть/ и яко теплый предстатель к Богу// всем подает прегрешений прощение.

Величание:

Ублажаем тя, преподобне отче Иоанне, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Молитва:

Преподобне отче Иоанне! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник: http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/svyatye/1000-svyatoj-ioann-damaskin

Ссылка на основную публикацию