Преподобный Иоанн Лествичник: жизнеописание
7 апреля 2019 года заканчивается четвёртая Неделя в Календаре Великого поста и наступает время чествования памяти преподобного Иоанна Лествичника, подвижника, не только многие годы являвшего пример праведной жизни, но и оставившего нам свой многоценный труд, рукопись «Лествица рая». В нём преподобный Иоанн шаг за шагом, ступень за ступенью описал сложнейший путь восхождения человека от земного, преходящего и потому иллюзорного существования, к духовному и совершенному.
Жизнеописание святого Иоанна Лествичника
Многие века, прошедшие с тех пор, как преподобный Иоанн подвязался на Синайской горе, лишают нас возможности доподлинно установить годы его жизни и основные вехи биографии. Мы можем опираться лишь на отрывочные сведения старых рукописей, которые сообщают, что будущий автор одного из самых великих христианских трудов появился на свет около 570 года в семействе святых Ксенофонта и Марии.
Не по возрасту благочестивый, с юных лет испытывавший желание посвятить себя Богу, Иоанн уже к 16 годам твёрдо избрал свой путь в этом мире и сделался послушником в Синайском монастыре.
Здесь он и провёл сперва четыре года до пострига, а после ещё долгие 19 лет монашества под руководством своего духовного наставника аввы Мартирия. Конечно, в ту пору в скромном юноше мало кто сумел бы разглядеть будущего преподобного Иоанна Лествичника.
Однако предание сохранило для нас слова присутствовавшего на постриге аввы Стратигия, предсказавшего, что юного монаха ждёт высокое предназначение стать светильником Церкви Христовой.
Однако до той поры было ещё далеко.
Прежде Иоанну предстояло проводить в мир иной своего наставника и на целых 40 лет по собственному выбору покинуть монастырь ради уединённой жизни пустынника, наполненной молитвами, постами и беспрерывным покаянием. Последнее средство преподобный Иоанн считал наделённым особенной целительной силой и утверждал, что слёзы, пролитые в раскаянии, смывают с человека все нечистоты.
Прошло некоторое время, и к жилищу отшельника начал стекаться народ в надежде получить от праведника мудрое наставление.
Никогда не стремившийся к мирской славе, подвижник тем не менее никому не отказывал в беседе и добром, нечванливом назидании.
Известен лишь один случай, когда преподобный Иоанн, услышав упрёк в том, что его многословие является признаком тщеславия, на целый год наложил на себя обет молчания, дабы в самом деле не впасть в этот грех.
С тщеславием – упомянем к слову – подвижник боролся неустанно, подмечая его в своей душе в самых малых проявлениях и сетуя на то, что «это терние» прорастает повсюду. И более чем скромно относился к собственным заслугам на ниве служения Богу: «Я не постился чрезмерно, и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся… и Господь скоро спас меня».
Слава о кротости и мудрости старца была такова, что в возрасте 75 лет его избрали игуменом обители, в которую почти 60 лет назад юный Иоанн вошёл послушником. А чуть погодя игумен другого монастыря, также стяжавший славу святого, обратился к подвижнику с просьбой написать духовное руководство для тех, кто делает первые шаги монашеской жизни.
По своей скромности сперва неохотно взявшийся за перо, старец за несколько лет всё же завершил труд, о котором его просил игумен. Так на свет появилась «Лествица» Иоанна Лествичника, задуманная поначалу как некое «пособие» для монахов и ставшая опорой, советчиком и указателем для любого православного христианина.
30 ступеней к небу
Отчего святой Иоанн выбрал образ лестницы для описания восхождения, понятно. А почему ступеней именно 30? По числу лет земной жизни Христа от рождения и до того мига, когда он принял на себя груз служения роду человеческому и начал проповедовать слово Божие.
По замыслу Иоанна Лествичника, первые 23 ступени посвящены борьбе с той или иной греховной страстью, остальные – приобретению добродетелей, а последняя, верхняя, является высшей целью. Здесь происходит единение веры, любви и надежды; возвышение над собой прежним; здесь человек обретает способность к чистому, незамутнённому общению с Богом.
Объясняя, наставляя, советуя, преподобный Иоанн прибегает то к притчам, то к размышлениям, то к собственному опыту, а в итоге подводит читателя к тому, чтобы тот разобрался в себе самом. Увидел неприкрытыми свои грехи. Ужаснулся бы им, но испытал не уныние, а горячие желание освободиться от духовных болезней и возвыситься.
Причём путь из 30 ступеней отнюдь не является уделом отрешившихся от мира монахов! Карабкаться по нему, неуклонно лезть вверх, срываться, утирать грязь и вновь подниматься может всякий человек. Даже тот, который мнит себя утонувшим в пучине греха.
Лестница для каждого из нас
Помимо прочих мудрых поучений, которые можно перечислять бесконечно, да только нет смысла – разумнее взять «Лествицу» саму и подробно её изучить – в рукописи присутствует одна идея.
Как часто, сетует преподобный Иоанн, испытывая искушение поддаться греху, мы напоминаем себе о милосердии Божием и тешим себя надеждой, что Он простит нам нашу слабость… А согрешив и устыдившись, впадаем в отчаяние при мысли о наказании.
А как хорошо было бы поступать наоборот! Бояться гнева Божьего до свершения проступка, чтобы удержать себя от падения, и ни за что не опускать рук, упав.
Ведь Бог не желает гибели человека, всегда оставляя шанс спастись. Как бы ни были тяжелы наши грехи, как ни темна яма, в которую они нас столкнули, у Всевышнего для всякого заготовлена лестница наверх.
Лишь бы хватило желания карабкаться по её ступеням.
…Верно, не случайно на некоторых иконах Иоанн Лествичник изображён без нимба – например, на святыне XII века «Лествица Райская». Здесь великий сподвижник только поднимается к небесам, протягивая Спасителю своё бесценное сочинение. Уже подписанный художником как Святой, он всё ещё остаётся простым человеком, прошедшим и открывшим другим путь на небо…
Видео: Преподобный Иоанн Лествичник
Источник: http://velikij-post.ru/kalendar-posta/prepodobnyj-ioann-lestvichnik.html
Иоанн лествичник – древо
Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru
Прп. Иоанн Лествичник |
Иоанн Лествичник (VII в.), игумен, преподобный. Великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого “Лествицей”, поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника
Память 30 марта
О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений. Существует предание, что он был сыном святых Ксенофонта и Марии.
Шестнадцати лет отрок Иоанн пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество.
Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу.
После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах.
Не случайно в “Лествице” преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: “Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние”.
Сильна и действенна была его святая молитва, об этом свидетельствует пример из жития угодника Божия.
У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн Лествичник находился в это время в своей келлии и отдыхал после молитвенного труда.
Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, с упреком сказал: “Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?” Преподобный Иоанн тотчас пробудился и стал молиться за своего ученика.
Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: “Нет, но я подвергся большой опасности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым я в полдень уснул.
К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал…”
Об образе жизни преподобного Иоанна известно, что питался он тем, что не запрещалось уставом постнической жизни, но – умеренно.
Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума.
“Я не постился чрезмерно, – говорит он сам о себе, – и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся.., и Господь скоро спас меня”.
Примечателен следующий пример смирения преподобного Иоанна Лествичника. Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их к спасению.
Но когда явились некоторые, по зависти упрекавшие его в многословии, которое они объясняли тщеславием, то преподобный Иоанн наложил на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года.
Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования.
Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения.
В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая.
Господь наделил преподобного к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений.
Во время управления монастырем по просьбе святого Иоанна, игумена Раифского монастыря и была написана преподобными знаменитая “Лествица” – руководство для восхождения к духовному совершенству.
В конце жизни блж. Иоанн назначил преемником в руководстве монастырём своего брата Георгия, который также с самого отречения от мира выбрал жизнь безмолвную. Когда св.
Иоанн находился на пороге смерти (между 650 и 680), Георгий сказал ему: “Итак, ты меня покидаешь и уходишь! Однако я молился, чтобы ты отправил меня первого ко Господу, ведь без тебя не в моей власти пасти эту общину”. Но Иоанн ободрил его словами: “Не огорчайся и не заботься.
Если я найду благодать у Бога, я не позволю, чтобы ты даже года прожил после меня”. И действительно, десять месяцев спустя после смерти Иоанна Георгий в свою очередь отошёл ко Господу. Полагают, что Георгий был тем епископом Фаранским который в 680 г. окончательно перенес кафедру в Синайский монастырь [1].
Георгия называет епископом и Анастасий Синайский в “Различных рассказах о синайских отцах” [2]. Некоторые необоснованно отождествляют брата прп. Иоанна с прп. Георгием Арселаитом.
Скончался прп. Иоанн 80-летним старцем около 606 г. (так по Брокгаузу, там же указывается, что архиеп. черниговский Филарет (Гумилевский) относит его смерть к 563 г.). По другим сведениям [3], скончался в 649 г.
Тропарь Иоанну Лествичнику
Яко Божественную лествицу, обретохом, Иоанне преподобне, / твоя Божественныя добродетели, / к Небеси возводящия ны: / добродетелей бо ты был еси воображение. / Тем моли Христа Бога, да спасет души наша.
Творения
Кроме “Лествицы”, прп. Иоанн написал еще послание к игумену, которое также известно было в древней Руси и в наших рукописях обыкновенно следует за переводом “Лествицы”. Все сочинения Иоанна Лествичника напечатаны в 1633 г. (“Jobannis Scholastici, qui vulgo Сlimacus appellatur, opera omnia”, Париж) и в “Патрологии” Миня (т. 88-й).
На русском языке издано:
- Лествица Райская. М., 1647. Новое изд. Варшава. 1785. То же, пересмотр. и испр. М., 1785. То же, Лествица, возводящая на небо. СПб., 1812. 1817; Киев. 1823, 1836, 1862, 1869; М., 1842. То же и Слово к пастырю. Пер. Агапита Введенского. М., МДА, 1851; изд. 2-е. 1854; изд. 3-е. 1869. То же. Пер. старца Амвросия. М., изд. Введенской Оптиной пустыни. 1862. То же. Изд. 4-е. М., 1894. Извлечения см.: “Добротолюбие”. т. 2. М., 1895, с. 489-554.
- http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=60
- Трактат о страстях и добродетелях. Пер. Введенской Оптиной пустыии. Изд. 2-е. Сергиев Посад, 1904.
- Послание к пастырю. М., МДА.
1851, 1894.
Использованные материалы
[1] “Память преподобного Иоанна Лествичника” / Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. – Т. IV. – С. 364-372 [2] “Различные рассказы о синайских отцах”, 32 – http://www.pravoslavie.ru/33728.html [3] http://calendar.rop.ru/?idd=102, http://days.pravoslavie.ru/Life/life6618.htmИсточник: https://drevo-info.ru/articles/9923.html
Преподобный Иоанн Лествичник – Лампада
В четвертую неделю Великого Поста Церковь чтит память преподобного Иоанна Лествичника.
Мы мало знаем о его жизни до прихода на Синай, но это мало и печалит, потому что вся его истинная жизнь прошла в Синайской обители.
В конце V века родился будущий преподобный и автор изумительного по красоте слога и вдохновенности мыслей творения «Скрижали духовные», т.е.
заповеди (есть скрижали сердца – совесть, скрижали завета – заповеди Моисея, скрижаль дословно – доска) более известного как «Лествица», отсюда Иоанн Синайский и вошел в мировую историю под именем преподобного Иоанна Лествичника.
Преподобный Иоанна Лествичник
Предполагают, что родиной его был Константинополь. В 16-летнем возрасте преподобный «оставил мир», т.е. начал свое иноческое житие и удалился на Синайский полуостров, Синай (дословно – скалистый, утесистый), на гору в Каменистой Аравии, куда с древних времен устремлялись христиане Египта, спасаясь от гонений.
Гора Синай в Священном Писании часто называется горой Божией. С ее вершины был дан ветхозаветному человечеству закон от Бога, воспринятый Моисеем. Подвижники раннего христианства приходили сюда, ища безмолвия и уединения. К V веку Синай покрыли монашеские скиты, здесь скрывалась от гонений святая великомученица Екатерина.
Тихий и безмятежный покой пустынников Синая не смели нарушать даже полководцы Магомета, но это позднее. На Синайской горе Иоанн принимает монашество.
Вначале ведет после смерти старца Мартирия, уединенную жизнь в пустыне Фола, находившуюся в углублении долины у подножия Синая, но каждую субботу и воскресенье Иоанн приходит в храм Синайской обители, где присутствует за Богослужением и причащается Святых Христовых Таин. От его кельи до храма обители около 10 километров.
Время, свободное от молитвы, Иоанн посвящает чтению Священных книг и написанию собственных. Когда Иоанн встречался с братией монастыря, то живо беседовал с монашествующими. В этом некоторые увидели его тщеславие, и подвижник наложил на себя обет молчания.
Текли годы безмолвия. Монастырская братия (в том числе и соблазнившиеся речами Иоанна) стали просить подвижника не лишать их духовной поддержки, какую приносила им ранее беседа Лествичника.
После сорока лет пребывания в пустыне общим желанием братии Иоанн был избран игуменом Синайского монастыря. Когда Палестину и Аравию во время игуменства Иоанна постигла жестокая засуха, все жители окрестных мест пришли к старцу, как второму пророку Божию Илии, просить молитв о ее прекращении. По молитвам святого жаждущая земля обильно напоилась дождем.
После четырех лет управления обителью Синая преподобный по своему желанию вновь избрал уединенный образ жизни, удалившись в свою келию. Это было перед его кончиной, последовавшей в 563 году на 80-ом году жизни (по другим сведениям, Иоанн умер в 606 году).
Источник: http://lampada.in.ua/2012/03/prepodobnyiy-ioann-lestvichnik/
Читать
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 14-404-0371)
Печатается по изданию Козельской Введенской Оптиной Пустыни, 1908
Всем, поспешающим написать имена свои в книге жизни на небесах, настоящая книга показывает превосходнейший путь.
Шествуя сим путем, увидим, что она непогрешительно руководит последующих ее указаниям, сохраняет их неуязвленными от всякого претыкания и представляет нам лествицу утвержденную, возводящую от земного во святая святых, на вершине которой утверждается Бог любви.
Сию, думаю, лествицу видел и Иаков, запинатель страстей, когда покоился на подвижническом ложе. Но взойдем, умоляю вас, с усердием и верою, на сей умственный и небошественный восход, начало которого – отречение от земного, а конец – Бог любви.
Преподобный отец премудро рассудил, устроивши для нас восхождение, равночисленное возрасту Господнему по плоти; ибо в возрасте тридцати лет Господнего совершеннолетия гадательно изобразил лествицу, состоящую из тридцати степеней духовного совершенства, по которой, достигши полноты возраста Господня, мы явимся поистине праведными и непреклоняемыми к падению. А кто не достиг сей меры возраста, тот еще младенец и по точному свидетельству сердца окажется несовершенным. Мы признали за нужное прежде всего поместить в этой книге житие (преподобного) премудрого отца, чтобы читатели, взирая на его подвиги, удобнее поверили его учению.
Не могу сказать с достоверной точностью, в каком достопамятном граде родился и воспитывался сей великий муж до исшествия своего на подвиг брани, а какой град ныне покоит и нетленною пищею питает сего дивного – это мне известно. Он пребывает ныне в том граде, о котором говорит велегласный Павел, взывая: наше житие на небесех есть (Флп.
3, 20); невещественным чувством насыщается он блага, которым невозможно насытиться, и наслаждается невидимой добротой, духовно утешается духовным[2], получив воздаяния, достойные подвигов, и почесть за труды, не трудно понесенные – тамошнее наследие, и навсегда соединившись с теми, которых нога… ста на правоте (Пс. 25, 12).
Но как сей вещественный достиг Невещественных Сил и совокупился с ними, это я постараюсь изъяснить по возможности.
Будучи шестнадцати лет телесным возрастом, совершенством же разума тысячелетен, сей блаженный принес себя самого, как некую чистую и самопроизвольную жертву, Великому Архиерею и телом взошел на Синайскую, а душой на небесную гору – с тем, думаю, намерением, чтобы от видимого сего места иметь пользу и лучшее наставление к достижению невидимого. Итак, отсекши бесчестную дерзость отшельничеством, сею обладательницею наших мысленных отроковиц[3], восприяв же благолепное смиренномудрие, он при самом вступлении в подвиг весьма благоразумно отогнал от себя обольстительное самоугодие и самоверие, ибо преклонил свою выю и вверил себя искуснейшему учителю, чтобы при благонадежном его руководстве непогрешительно переплывать бурное море страстей. Умертвив себя таким образом, он имел в себе душу как бы без разума и без воли, совершенно свободную и от естественного свойства; а еще удивительнее то, что, обладая внешней мудростью, он обучался небесной простоте. Дело преславное! Ибо кичливость философии не совмещается со смирением. Потом, по прошествии девятнадцати лет, предпослав к Небесному Царю своего учителя как молитвенника и заступника, и сам он исходит на поприще безмолвия, нося сильные, на разорение твердынь, оружия – молитвы великого (своего отца); и, избрав место, удобное к подвигам уединения, в пяти стадиях от храма Господня (место это называется Фола), он провел там сорок лет в неослабных подвигах, всегда пылая горящею ревностью и огнем Божественным. Но кто может выразить словами и восхвалить сказанием труды его, там понесенные? И как явно представить всякий труд его, который был тайным сеянием? Впрочем, хотя через некоторые главные добродетели известимся о духовном богатстве сего блаженного мужа.
Он употреблял все роды пищи, без предосуждения разрешаемые иноческому званию, но вкушал весьма мало, предмудро сокрушая и через это, как я думаю, рог кичливости.
Итак, малоядением угнетал он госпожу оную, то есть плоть, многого похотливо желающую, голодом вопия к ней: «Молчи, престань»; тем же, что вкушал от всего понемногу, порабощал он мучительство славолюбия, а пустынножитием и удалением от людей утолил он пламень сей (то есть телесной) печи, так что он совсем испепелился и угас совершенно.
Милостыней и скудостью во всем потребном мужественный сей подвижник мужественно избежал идолослужения, то есть сребролюбия (см. Кол.
3, 5); от ежечасной смерти душевной, то есть от уныния и расслабления, восставлял он душу, возбуждая ее памятью телесной смерти, как остном, а сплетение пристрастия и всяких чувственных помыслов разрешил невещественными узами святой печали.
Мучительство гнева еще прежде было в нем умерщвлено мечом послушания, неисходным же уединением и всегдашним молчанием умертвил он пиявицу паутинного тщеславия.
Что же скажу о той победе, которую сей добрый таинник одержал над осьмою отроковицей[4]? Что скажу о крайнейшем очищении, которое сей Веселеил послушания начал, а Владыка небесного Иерусалима, пришедши, совершил Своим присутствием, ибо без сего не может быть побежден диавол с сообразным ему полчищем? Где помещу в настоящем нашем плетении венца источник слез его (дарование не во многих обретающееся), которых тайное делателище и до ныне остается – это небольшая пещера, находящаяся у подошвы некоторой горы; она настолько отстояла от его келии и от всякого человеческого жилища, сколько нужно было для того, чтобы заградить слух от тщеславия; но к небесам она была близка рыданиями и взываниями, подобными тем, которые обыкновенно испускают пронзаемые мечами и прободаемые разжженным железом или лишаемые очей?
Сна принимал он столько, сколько необходимо было, чтобы ум не повредился от бдения; а прежде сна много молился и сочинял книги; это упражнение служило ему единственным средством против уныния.
Впрочем, все течение жизни его была непрестанная молитва и пламенная любовь к Богу, ибо, день и ночь воображая Его в светлости чистоты, как в зеркале, он не хотел или, точнее сказать, не мог насытиться.
Некто из монашествующих, именем Моисей, поревновав житию Иоанна, убедительно просил его, чтобы он принял его к себе в ученики и наставил на истинное любомудрие; подвигнув старцев на ходатайство, Моисей, через их просьбы, убедил великого мужа принять себя.
Некогда авва повелел сему Моисею переносить с одного места на другое землю, которой требовало удобрение гряд для зелий; достигши указанного места, Моисей без лености исполнил повеление; но как в полдень настал чрезвычайный зной (а тогда был последний летний месяц), то он уклонился под большой камень, лег и уснул.
Господь же, Который ничем не хочет опечалить рабов Своих, по обычаю Своему предупреждает угрожавшее ему бедствие.
Ибо великий старец, сидя в келии и размышляя о себе и о Боге, преклонился в тончайший сон и видит священнолепного мужа, который возбуждал его и, посмеваясь сну его, говорил: «Иоанн, как ты беспечно спишь, когда Моисей в опасности?» Вскочивши немедленно, Иоанн вооружился молитвой за ученика своего, и, когда тот вечером возвратился, спрашивал его, не случилась ли с ним какая-нибудь беда или нечаянность? Ученик ответил: «Огромный камень едва не раздавил меня, когда я спал под ним в полдень; но мне показалось, будто ты зовешь меня, и я вдруг выскочил из того места». Отец же, поистине смиренномудрый, ничего из видения не открыл ученику, но тайными воплями и воздыханиями любви восхвалял благого Бога.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=164986&p=1
Преподобный Иоанн Лествичник
В 6-м веке нашей эры восточное монашество достигло своего духовного расцвета. Многие благочестивые люди желали спасаться в монастырях и скитах, повсеместно возникавших в Палестине, Сирии, Египте и Аравии.
Естественно, что у монахов разрозненных пустынных обителей назрела необходимость в письменном руководстве, изложенном доходчиво, конкретно и опирающемся на Священное Писание.
Эта миссия – создание настольной книги монаха — выпала на долю игумена Синайской горы, преподобного Иоанна Лествичника.
Историки сходятся во мнении, что святой Иоанн был сыном богатых константинопольских вельмож Ксенофонта и Марии, впоследствии также прославленных в лике преподобных. Был у Иоанна и младший брат Аркадий, через много лет достигший святости на Синайской горе. Когда братья вступили в отроческий возраст, отец их, святой Ксенофонт, сказал:
«Дети мои! Должно вам получить хорошее образование. Отправляйтесь в Палестину, в город Бейрут. Там находится прославленный университет».
Но недолго проучились братья в Бейруте: мать их, преподобная Мария, вызвала сыновей домой по случаю опасной болезни отца. Иоанн и Аркадий ухаживали за отцом вплоть до его полного выздоровления. А потом заспешили обратно в университет.
Они плыли морем, как вдруг налетела жестокая буря и разбила корабль. Физически крепкие и выносливые братья спаслись на обломках утонувшего судна, и каждого из них порознь прибило к палестинскому берегу.
Полагая, что Аркадий, возможно, погиб, Иоанн решил стать монахом. Чтобы, во-первых, до конца дней благодарить Бога за свое спасение, а, во-вторых, молиться о своем брате – живом ли, мертвом ли.
Точно такое же решение принял и Аркадий, постригшись в одном из палестинских монастырей с именем Георгий.
А Иоанн направил свой путь на Синайскую гору. Было ему всего 16 лет, когда он достиг уединенного местечка Фола, где еще святая равноапостольная царица Елена воздвигла небольшой храм. А спустя два столетия, уже в 6-м веке, здесь возник монастырь.
Святого Иоанна привлекла сюда молва о строгом иноческом житии Синайских подвижников. Духовным наставником юного послушника стал многоопытный старец Мартирий. Он-то и постриг Иоанна в монахи на 20-м году его жизни. Вот что вспоминает жизнеописатель преподобного Иоанна Лествичника, монах Даниил:
«Многие Синайские старцы прозревали в юноше Иоанне будущего игумена всей Синайской горы. Так, старец Савваит, когда Иоанн пришел к нему за духовным наставлением, самолично умыл ноги неопытному монаху. Савваита спросили с недоумением, отчего он поступил так? Старец отвечал: «Поверьте мне, чада мои, я не знал, кто этот юный инок. Я видел перед собой игумена Синайского, и умыл ноги игумену»».
Однако пройдет долгих 59 лет в трудах и молитвах, прежде чем святой Иоанн согласится принять игуменский сан.
Вплоть до 75-летнего возраста он почитал себя недостойным быть наставником множества Синайских монахов, среди которых встречались и столетние старцы.
19 лет преподобный Иоанн Лествичник был в послушании у аввы Мартирия, а когда тот умер, то Иоанн удалился в пустыню. В келью, которая находилась в восьми верстах от монастыря. И провел здесь сорок безмолвных лет.
Любопытны и поучительны воспоминания монаха Даниила о том, какой образ жизни избрал для себя святой Иоанн в пустыне. Возможно, некоторым он вовсе не покажется идеалом аскетизма.
«Святой Иоанн, в отличие от суровых постников, вкушал хлеб, рыбу, мед. Так он премудро сокрушал гордыню, чтобы ум не кичился чрезмерным аскетизмом. Но ел он очень мало, дабы смирить чревоугодие. Редко посещая кого-либо, а еще реже говоря что-либо, он умертвил в себе тщеславие».
Спал преподобный Иоанн достаточное количество времени, чтобы принудительным бодрствованием не притупить остроту ума.
Тем не менее слава о Синайском отшельнике распространилась по всему Востоку. Его брат, инок Георгий, сердцем почувствовал, что подвижник, о котором все говорят – это его спасшийся брат Иоанн.
И он оставил свой палестинский монастырь и пришел на Синай, в обитель Фолу, чтобы подвизаться рядом с великим своим братом. Отсюда Георгий написал в Константинополь Ксенофонту и Марии, и родители узнали, что их старший сын, как и младший, благополучно спасся.
Ксенофонт и Мария поспешили в Фолу, обняли Иоанна и, благодаря Господа, постриглись в разных монастырях.
Когда в 75-летнем возрасте преподобный Иоанн стал игуменом Синайской горы, он получил письмо от настоятеля Раифского монастыря, расположенного на берегу Красного моря.
Раифский настоятель просил игумена Синайского написать для всех монахов общее руководство ко спасению. Он же подсказал и название книги: «Лествица», что на современном языке означает «лестница», то есть путь восхождения в Царство Небесное.
Потому-то создателя этого бессмертного труда потомки именуют Иоанном Лествичником.
Сам образ лествицы заимствован из Ветхого Завета, где описано видение праотца Иакова – лестница, по которой ангелы восходят на небо.
В книге Иоанн Лествичник аккумулировал духовные и аскетические традиции египетских монастырей, и труд его представляет собой руководство к духовному восхождению. Таких ступеней совершенства – тридцать, согласно возрасту Иисуса Христа, когда Он начал Свое общественное служение. Святой Иоанн пишет в предисловии:
«По мере скудного ведения, которое дано мне, соорудил я лествицу восхождения. После этого пусть каждый смотрит сам, на какой он ступени».
Первой ступенью лествицы восхождения Иоанн ставит отречение от земных пристрастий, а на самой высоте ее указывается союз трех высших добродетелей – веры, надежды и любви.
Святые Феодор Студит и Иосиф Волоцкий называли «Лествицу» лучшей книгой для монахов. Но время показало, что и миряне, думающие о вечной жизни, непременно почерпнут в этой книге немало откровений и полезных советов.
Закончив свой труд, преподобный Иоанн Лествичник отошел ко Господу в возрасте около 80 лет, выполнив главное предназначение всей своей жизни.
Источник: http://mozhblag.prihod.ru/2015/02/20/prepodobnij-ioann-lestvichnik/
Преподобный Иоанн Лествичник
Память святого преподобного Иоанна Лествичника совершается в Православной Церкви в четвертое воскресенье Великого поста. В 2016 году день его памяти попадает на 10 апреля по новому стилю.
Жизнеописание преподобного Иоанна Лествичника
О жизни преподобного Иоанна Лествичника сохранилось мало сведений. Известно, что этот великий христианский богослов родился в Константинополе в богатой семье и получил хорошее образование. В юном возрасте он покинул родной город и отправился в Египет, чтобы подвизаться под руководством старцев, отличавшихся большой духовностью и строгостью жизни.
Проведя четыре года со старцем Мартирием, Иоанн принял монашеский постриг и начал вести отшельническую жизнь. Когда преподобному было 75 лет, иноки Синайского монастыря просили его стать игуменом их обители, где он и провел последние несколько лет своей жизни.
О святом Иоанна Лествичнике говорили, что он отличался мудрой рассудительностью, строго выполняя монашеский устав, однако не налагал при этом на себя иных подвигов, чтобы не иметь повода к тщеславию.
Возможно, именно с этой целью Православная Церковь установила день памяти великого святого во время Великого поста, чтобы дать христианам пример трезвого отношения к подвигам. Скончался святой Иоанн Лествичник около 649 года, но место погребения преподобного неизвестно.
Лествица
Основным литературным трудом, созданным преподобным Иоанном, является книга «Лествица», в которой святой описал восхождение души человека по разным степеням добродетелей к Царствию Небесному. За основу этого учения были взяты аскетические и духовные традиции египетских иноков VI века.
Поводом для написания этого литературного труда стала просьба игумена Раифского монастыря, которую преподобный Иоанн хотел вначале отклонить по своему смирению, однако позже согласился записать все, что узнал от египетских старцев для пользы других христиан.
Эта книга дает христианину своего рода руководство к духовной жизни, венцом которой может стать спасение души. Само название этого аскетического труда не случайно, поскольку образ восхождения на небо взят из ветхозаветного сказания о видении Иакова, в котором ему было явлено, как Ангелы сходили и восходили на небо по чудесной лестнице.
Количество тридцати глав в книге также символично: они напоминают о том, что Господь Иисус Христос начал Свою проповедь в тридцать лет, достигнув полноты возраста. Ступени духовной лестницы, по преподобному Иоанну, начинаются с отказа от мира и завершаются тремя важнейшими христианскими добродетелями – верой, надеждой и любовью.
Кроме того, в книге есть еще одна глава, адресованная к пастырям и не связанная с основным повествованием.
Иконографические изображения «Лествицы»
Начиная с X века, в церковном искусстве появляются иконы, являющиеся своего рода иллюстрацией к книге «Лествица». В центре этих изображений располагается лестница, состоящая из тридцати ступеней, по которой поднимаются иноки. Тех, кому удалось взобраться на самый верх и достичь неба, встречает Христос, протягивая к ним руки.
Восхождению праведников мешают нечистые духи, которые пытаются совлечь монахов с пути на небо. В левом верхнем углу изображены Ангелы, смотрящие со скорбными лицами на совершающих нелегкий путь людей и молясь за них.
Не все иноки поднимаются по лестнице, ведущей в небо, и внизу иконы мы видим монахов, которые еще не начали своего восхождения. Интересно, что первым из дошедших по лестнице к Христу иконописцы изображали самого святого Иоанна Лествичника, хотя его фигура пишется без нимба, символизирующего святость.
Вероятно, это связано с тем, что он на иконе написан еще в момент стояния на ступенях восхождения, то есть не достигшим полноты совершенства.
Тропарь, глас 1:
Пустынный житель и в телеси Ангел/ и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Иоанне,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.
На высоте Господь воздержания истинна тя положи,/ якоже звезду нелестную, световодящую концы,// наставниче Иоанне, отче наш.
Величание:
Ублажаем тя, / преподобне отче Иоанне, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов / и собеседниче Ангелов.
Молитва (Тропарь, глас 8):
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, / сияя чудесы, Иоанне, отче наш, // моли Христа Бога спастися душам нашим.
Источник: http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/svyatye/1130-prepodobnyj-ioann-lestvichnik
Преподобный Иоанн Лествичник – Лествица
Здесь можно скачать бесплатно “Преподобный Иоанн Лествичник – Лествица” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Литагент «Благозвонница»05f8fb0f-8952-102d-9ab1-2309c0a91052, год 2009.
Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Описание и краткое содержание “Лествица” читать бесплатно онлайн.
Творение преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского монастыря, названное «Лествица, или Скрижали духовные», было написано в VI веке как спасительное руководство к нравственной жизни.
Хотя книга была создана для духовного совершенства иноков обители, любой христианин, живущий в миру, может получить с ее помощью надежного путеводителя в Царствие Небесное.
Это сочинение христианского богослова, составленное из тридцати ступеней совершенствования, призвано научить человека, как бороться с пороками и страстями, как жить благочестиво и восстановить в душе образ Божий.
Лествица
Преподобный Иоанн Лествичник
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЖИТИЯ АВВЫ ИОАННА,
игумена святой горы Синайской, прозванного схоластиком, поистине святого отца,
составленное монахом Раифским Даниилом, мужем честным и добродетельным[1]
Не могу сказать с достоверною точностью, в каком достопамятном граде родился и воспитывался сей великий муж до исшествия своего на подвиг брани, а какой град ныне покоит и нетленною пищею питает сего дивного, это мне известно.
Он пребывает ныне в том граде, о котором говорит велегласный Павел, взывая: Наше житие на небесех есть (Флп. 3, 20); невещественным чувством насыщается он блага, которым невозможно насытиться, и наслаждается невидимою добротою, духовно утешается духовным (в слав.
: «умом единым радуяся о Уме, мысленно созерцаемом»), получив воздаяния, достойные подвигов, и почесть за труды, нетрудно понесенные – тамошнее наследие, и навсегда соединившись с теми, которых нога… ста на правоте (Пс. 25, 12).
Но как сей вещественный достиг невещественных сил и совокупился с ними, это я постараюсь изъяснить по возможности.
Будучи шестнадцати лет телесным возрастом, совершенством же разума тысящелетен, сей блаженный принес себя самого как некую чистую и самопроизвольную жертву Великому Архиерею и телом восшел на Синайскую, а душою на небесную гору с тем, думаю, намерением, чтобы от видимого сего места иметь пользу и лучшее наставление к достижению невидимого.
И так, отсекши бесчестную дерзость отшельничеством, сею обладательницею наших мысленных отроковиц (то есть страстей) (см.
: Слово 10, 3), восприяв же благолепное смиренномудрие, он при самом вступлении в подвиг весьма благоразумно отогнал от себя обольстительное самоугодие и самоверие; ибо преклонил свою выю и вверил себя искуснейшему учителю, чтобы при благонадежном его руководстве непогрешительно переплывать бурное море страстей.
Умертвив себя таким образом, он имел в себе душу как бы без разума и без воли, совершенно свободную и от естественного свойства, а еще удивительнее то, что, обладая внешнею мудростью, он обучался небесной простоте. Дело преславное! Ибо кичливость философии не совмещается со смирением.
Потом, по прошествии девятнадцати лет, предпослав к Небесному Царю своего учителя как молитвенника и заступника, и сам он исходит на поприще безмолвия, нося сильныя на разорение твердынь оружия (2 Кор.
10, 4) – молитвы великого (своего отца); и избрав место, удобное к подвигам уединения, в пяти стадиях от храма Господня (место это называется Фола), он провел там сорок лет в неослабных подвигах, всегда пылая горящею ревностью и огнем Божественным. Но кто может выразить словами и восхвалить сказанием труды его, там понесенные? И как явно представить всякий труд его, который был тайным сеянием? Впрочем, хотя через некоторые главные добродетели известимся о духовном богатстве сего блаженного мужа.
Он употреблял все роды пищи, без предосуждения разрешаемые иноческому званию, но вкушал весьма мало, премудро сокрушая и через это, как я думаю, рог кичливости.
Итак, малоядением угнетал он госпожу оную, то есть плоть, многого похотливо желающую, голодом вопия к ней: Молчи, перестань; тем же, что вкушал от всего понемногу, порабощал он мучительство славолюбия; а пустынножитием и удалением от людей утолил он пламень сей (то есть телесной) печи, так что он совсем испепелился и угас совершенно. Милостынею и скудостью во всем потребном мужественный сей подвижник мужественно избежал идолослужения, то есть сребролюбия (Кол. 3, 5), от ежечасной смерти душевной, то есть от уныния и от расслабления (и) восставлял он душу, возбуждая ее памятью телесной смерти, как остном; а сплетение пристрастия и всяких чувственных помыслов разрешил невещественными узами святой печали. Мучительство гнева еще прежде было в нем умерщвлено мечом послушания; неисходным же уединением и всегдашним молчанием умертвил он пиявицу паутинного тщеславия. Что же скажу о той славной победе, которую сей добрый таинник одержал над восьмою отроковицею? (то есть гордостью, которая в числе главных восьми страстей есть восьмая).
Что скажу о крайнейшем очищении, которое сей Веселеил послушания начал, а Владыка небесного Иерусалима, пришедши, совершил Своим присутствием; ибо без сего не может быть побежден диавол с сообразным ему полчищем.
Где помещу в настоящем нашем плетении венца источник слез его (дарование, не во многих обретающееся), которых тайное делателище и доныне остается, – это небольшая пещера, находящаяся у подошвы некоторой горы; она настолько отстояла от его келлии и от всякого человеческого жилища, сколько нужно было для того, чтобы заградить слух от тщеславия; но к небесам она была близка рыданиями и взываниями, подобными тем, которые обыкновенно испускают пронзаемые мечами и прободаемые разжженным железом или лишаемые очей. Сна принимал он столько, сколько необходимо было, чтобы ум не повредился от бдения; а прежде сна много молился и сочинял книги; это упражнение служило ему единственным средством против уныния. Впрочем, все течение жизни его была непрестанная молитва и пламенная любовь к Богу; ибо день и ночь воображая Его во светлости чистоты, как в зеркале, он не хотел или, точнее сказать, не мог насытиться.
Некто из монашествующих именем Моисей, поревновав житию Иоанна, убедительно просил его, чтобы он принял его к себе в ученики и наставил на истинное любомудрие; подвигнув старцев на ходатайство, Моисей через их просьбы убедил великого мужа принять себя.
Некогда авва повелел сему Моисею переносить с одного места на другое землю, которой требовало удобрение гряд для зелий: достигши указанного места, Моисей без лености исполнял повеление, но как в полдень настал чрезвычайный зной (а тогда был последний летний месяц), то он уклонился под большой камень, лег и уснул.
Господь же, Который ничем не хочет опечалить рабов Своих, по обычаю Своему предупреждает угрожавшее ему бедствие.
Ибо великий старец, сидя в келлии и размышляя о себе и о Боге, преклонился в тончайший сон и видит священнолепного мужа, который возбуждал его и, посмеиваясь сну его, говорил: «Иоанн, как ты беспечно спишь, когда Моисей в опасности?» Вскочивши немедленно, Иоанн вооружился молитвою за ученика своего; и когда тот вечером возвратился, спрашивал его, не случилась ли с ним какая-нибудь беда или нечаянность? Ученик отвечал: «Огромный камень едва не раздавил меня, когда я спал под ним в полдень, но мне показалось, будто ты зовешь меня, и я вдруг выскочил из того места». Отец же, поистине смиренномудрый, ничего из видения не открыл ученику но тайными воплями и воздыханиями любви восхвалял благого Бога.
Сей преподобный был и образцом добродетелей, и врачом, исцелявшим сокровенные язвы. Некто по имени Исаакий, будучи весьма сильно угнетаем бесом плотской похоти и уже изнемогший духом, поспешил прибегнуть к сему великому и объявил ему свою брань словами, растворенными рыданием.
Дивный муж, удивляясь вере его, сказал: «Станем, друг, оба на молитву». И между тем как молитва их кончилась и страждущий еще лежал, повергшись ниц лицом, Бог исполнил волю раба Своего (Пс.
144, 19), дабы оправдать слово Давидово; и змей, мучимый биениями истинной молитвы, убежал; а недужный, увидев, что избавился от недуга, с великим удивлением воссылал благодарение Прославившему и прославленному.
Другие, напротив, подстрекаемые завистью, называли его (преподобного Иоанна) излишне говорливым и пустословом. Но он вразумил их самим делом и показал всем, что вся может о укрепляющем всех Христе (Флп.
4, 13); ибо молчал в течение целого года, так что порицатели его превратились в просителей и говорили: «Заградили мы источник приснотекущей пользы ко вреду общего всех спасения».
Иоанн же, чуждый прекословия, послушался и снова начал держаться первого образа жизни.
Потом все, удивляясь преуспеянию его во всех добродетелях как бы новоявленного Моисея, поневоле возвели его на игуменство братии, и, возвысивши сей светильник на свещник начальства, добрые избиратели не погрешили; ибо Иоанн приблизился к таинственной горе, вшедши во мрак, куда не входят непосвященные, и, возводимый по духовным степеням, принял богоначертанное законоположение и видение. Слову Божию отверз уста свои, привлек Духа, отрыгнул слово, и из благаго сокровища сердца своего изнес словеса благая (Мф. 12, 35). Он достиг конца видимого жития в наставлении новых израильтян, то есть иноков, тем одним отличаясь от Моисея, что вошел в горний Иерусалим, а Моисей, не знаю как, не достиг земного.
Дух Святый говорил его устами, свидетелями этому служат многие из тех, которые спаслись и доныне спасаются через него. Превосходным свидетелем премудрости сего премудрого и подаваемого им спасениябыл новый оный Давид (полагают, что новым Давидом назван здесь вышеупомянутый Исаакий).
Источник: https://www.libfox.ru/622063-prepodobnyy-ioann-lestvichnik-lestvitsa.html
Святой Иоанн Лествичник
«Наше жительство – на небесах»
(Флп.3:20).
10 апреля православная Церковь чтит память преподобного Иоанна Лествичника.
В святые дни Четыредесятницы, когда христиане особенно обязаны заняться делом своего нравственного очищения и освящения, Святая Церковь предлагает нам для руководства в подвигах добродетели Лествицу преподобного Иоанна, а в качестве образца представляет его самого, как живую лествицу добродетелей.
Согласно преданию, преподобный Иоанн родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии.
16-ти летним юношей святой Иоанн пришёл на Синай.
Священная гора Синай служила с половины III века убежищем для христианских подвижников, укрывавшихся здесь от гонений. В IV веке, когда гонения на христиан закончились, иночество здесь утвердилось окончательно. Отшельников влекли сюда и священные воспоминания о великих ветхозаветных событиях, явленных здесь, и сама пустынность Синая.
Пустынножитель
В окрестностях горы Синая находились особенно пустынные места, которые были удобны для уединенного подвижничества. И в одном из них много лет подвизался Иоанн Лествичник Наставником и руководителем преподобного был авва Мартирий.
После четырёх лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество. Присутствовавший при постриге, авва Стратигий, предсказал, что Иоанн станет великим светильником Церкви Христовой.
В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу
После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где жил в подвиге безмолвия, поста, молитвы и в покаянных слезах. И, посему, в «Лествице» преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: «Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние».
У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилёг отдохнуть под тенью большого утёса.
Преподобный Иоанн Лествичник находился в это время в своей келии.
Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, сказал: «Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?»
Преподобный Иоанн тотчас пробудился и стал молиться за своего ученика. Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: «Нет, но я подвергся большой опасности.
Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утёса, под которым в полдень я уснул.
К счастью, мне представилось во сне, что ты зовёшь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал…»
Иоанн оставлял свое уединение только по праздникам, когда отправлялся в храм на богослужение. В пустыне преподобный провел сорок лет.
Преподобный действовал во всем осторожно, избегая крайностей, опасных для души. В его житии отмечается, что «он не иначе отходил ко сну, как после продолжительной молитвы, однако же и не изнурял себя неумеренными бодрствованиями».
Точно так же благоразумно поступал он и в отношении к пище: принимал без различия все, что только могли позволить ему его монашеские обеты, но всегда в самом малом количестве и только для поддержания тела.
Пустынножитием же и удалением от общения с людьми преподобный гасил пламень пищи плотской, так что наконец он покрылся пеплом и совершенно угас. Сребролюбия, которое святой апостол Павел называет идолопоклонством (Еф.5:5), он мужественно избегал, раздавая милостыню и отказывая себе в самом необходимом.
Одарённый проницательным умом, умудрённый духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их ко спасению.
Но, когда явились некоторые, по зависти, упрекавшие его в многословии, которое они объясняли тщеславием, то преподобный Иоанн наложил на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года.
Завистники же, осознав своё заблуждение, сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их возможности и права духовного собеседования.
Редко посещая кого-либо, а еще реже говоря что-либо, Иоанн этим самым умертвил в себе всякое тщеславие. «Я не постился чрезмерно,- говорит он сам о себе, – и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся, и Господь скоро спас меня».
Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места его жительства. К нему постоянно приходили посетители всех званий и состояний, желавшие услышать слова назидания и спасения.
Игумен
В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырёх лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая. К этому времени относится и написание им известного и замечательного творения «Лествица», от которого, и сам Иоанн получил имя Лествичника.
Поводом для написания «Лествицы» явилось обращение игумена Раифской обители святого Иоанна к игумену Синайской обители преподобному Иоанну Лествичнику.
Много наслышавшись о духовных дарованиях игумена Синайского, о его глубокой мудрости в деле управления, вверенных ему для спасения душ, игумен Раифский написал Лествичнику послание, в котором от своего имени и от лица всех иноков обители просил его написать для них руководство в духовно-нравственной подвижнической жизни.
«Зная твое о Господе во всем беспрекословное и всеми добродетелями украшенное послушание, мы, маломощные, обращаясь к тебе, как к общему всех отцу, как к старейшему перед всеми и подвижничеством, и силою ума, и как к превосходному учителю, сим нашим посланием умоляем высоту добродетелей твоих…
не откажись неленостно о Господе в наше спасение явственно начертать, что потребно и прилично монашескому житию, как истинно великий вождь всех избравших тоже ангельское житие, не почитая сказанного нами за какую-либо угодливость или лесть. Ибо известно тебе, священная подлинно глава, что лесть нам чужда и что повторяем только утверждаемое всеми.
Потому и уверяем себя о Господе, что скоро получим и облобызаем ожидаемые нами досточестные начертания на скрижалях, в истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лестница стоит на земле (Быт.28:12), которая желающих возводит до небесных врат целыми и невредимыми».
Преподобный Иоанн имел настолько скромное о себе мнение, что это послание Раифского игумена смутило его.
И преподобный написал ответ: «Получил я, ко мне, бедному и нищему добродетелями, посланное тобою почтенное твое писание, лучше же сказать предписание и повеление, превышающее силы мои; и я скажу, что если бы не было страха и великой опасности свергнуть с себя иго послушания – этой матери всех добродетелей, то не отважился бы я неразумно на дело, превышающее силы мои. … Ради тебя приступаю к делу сему, умоляя всех читателей, если, кто увидит в труде моем что-либо полезное, плод сего с благодарностью вменить превосходному нашему начальнику, а мне испросить у Бога воздаяние за одно исполнение труда, потому что и Бог вознаграждает не за множество даров и трудов, а за многое усердие.»
Лествица
В предисловии к сочинению преподобного Иоанна «Лествице» говорится о том, что «стремящимся к тому, чтобы имена их были написаны в книге жизни, настоящая книга показывает наилучший путь их течению.
Ибо шествуя сим путём, найдём, что книга сия непогрешительно, как бы за руку, ведёт следующих ей и несомненно представляет утверждену лестницу от земного во святая, и показывает на вершине ее утверждающегося Бога…
Подлинно, весьма превосходно рассудил устроивший нам восхождение равночисленное Господню возрасту по плоти; ибо в образе тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения»
Степени «Лествицы» – это прехождение со ступени на ступень на пути стремления человека к совершенству, которое не вдруг, но только постепенно может быть достигаемо, ибо, по слову Спасителя, «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11, 12).
Первою ступенью лествицы является отречение от земных пристрастий, а на самой высоте лествицы находится союз трех добродетелей – веры, надежды и любви.
Сама «Лествица» предполагает:
– во-первых, очищение греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке;
– во-вторых, восстановление в человеке образа Божия.
Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу. Недаром столпы духовной жизни – преподобный Феодор Студит, Сергий Радонежский, Иосиф Волоколамский и другие – ссылались в своих наставлениях на «Лествицу» как на лучшую книгу для спасительного руководства.
Содержание одной из степеней «Лествицы» (22-й) раскрывает подвиг истребления тщеславия. Преподобный Иоанн пишет: «Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост – тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь – благоразумием. ….
Говорить ли стану – попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно все станет спицами кверху. Тщеславный… на взгляд чтит Бога, а на деле более старается угодить людям, чем Богу…
Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и непорочные… Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его…
Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему…
Кто превозносится природными дарованиями – счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен, и тщеславен. …».
Многообразны темы, рассматриваемые в книге. Одной из духовных тем, поднимаемых Лествичником является тема покаяния, которая напрямую связана с нашим отношением к Богу. Он пишет; «Покаяние есть возобновление крещения.
Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни… Покаяние есть примирение с Господом через совершение благих дел, противных прежним грехам. Покаяние есть очищение совести. Покаяние есть добровольное терпение всего скорбного.
Кающийся есть изобретатель наказаний для себя самого…».
И в сегодняшнее время внимательное изучение «Лествицы» является поучительным и назидательным для всякого мыслящего и благочестивого христианина.
Иоанн Лествичник Лествица otechnik.narod.ru
Игумен Герман (Осецкий) Лествица до врат небесных. Как читать «Лествицу» мирянину azbyka.ru
Житие преподобного отца нашего Иоанна Лествичника. vidania.ru
Преподобный Иоанн Лествичник days.pravoslavie.ru
Александр А. Соколовский
Источник: http://borisov-spas.by/sokolovskij-a-a/svyatoy-ioann-lestvichnik.html