Преподобный макарий калязинский

Кашин Православный — Макарий Калязинский

Видео: Макарий Калязинский, житие преподобного чудотворца

Макарий Калязинский: молитва, акафист, канон

Макарий Калязинский: видео

Макарий Калязинский: фотографии

Макарий Калязинский: книги

Преподобный Макарий Калязинский (Матвей Васильевич Кожин в миру), будущий игумен Калязинского Троицкого монастыря, родился в 1402 году, в селе Гридцине (Грибково, а ныне Кожино), вблизи города Кашина Тверского княжества, в боголюбивой семье бояр Кожиных Василия и Ирины.

Икона Макария Калязинского

Родители, боярин Василий Ананиевич, известен воинскими победами при князе Василии Васильевиче II Темном, его супруга Ирина с ранних лет воспитывали Матфея в смирении и крепкой вере. Кроме Матвея в семье Кожиных была 1 дочь Ксения и 2 сыновей: Александр и Григорий.

Григорий, принявший постриг под именем Геннадия стал известным Тверским церковным деятелем. До 1461 года он был настоятелем Тверского Отроча монастыря, а затем стал Тверским Епископом (до 1477 года). Племянник Макария Калязинского, сын Ксении, Паисий основал Угличский Покровский монастырь, в конце XVI века причислен к лику святых.

Брат Александр стал родоначальником дворян Кожиных.

Матвей Кожин с детства читал духовные книги, непрестанно возносил хвалебные мольбы Господу, пел духовные песнопения и псалмы. Ещё в ранние годы Матвей стал думать об отрешении от мирской жизни.

Но родители не хотели чтобы Матвей был пострижен в монахи. Повинуясь воле родителей он женился на Елене Яхонтовой.

При этом супруги пообещали друг другу, что в случае если один из них умрет, то другой примет монашество.

Через год Матвей лишился отца и матери (Василия и Ирины Кожиных), ещё через 2 года отдала душу Господу и супруга Ирина. Следуя данному обету, Матвей поступил в Кашинский Николаевский Клобуков монастырь, где принял постриг с именем Макарий.

В Николаевском Клобукове монастыре города Кашина долгое время сохранялась деревянная келья преподобного Макария Калязинского чудотворца. В 1904 г. на средства В. А. Лодыгина она была перестроена, при закрытии монастыря в 1930-е годы утрачена, а в 2010-м году снова восстановлена на прежнем месте в часовне преподобного Макария Калязинского.

Келия преподобного Макария в Клобуковом монастыре города Кашина

Молодой инок Макарий с кротостью и смирением исполнял все возложенные на него монастырские послушания, да так, что этому дивилась и братия монастыря.

По благословению игумена Клобукова Николаевского монастыря Макарий удалился в пустынь в 18 верстах от города Кашина. В новом удаленном месте Макарий срубил келию и принял подвиг уединенной молитвы.

Весть о монахе-отшельнике разнеслась по ближайшим краям. К преподобному Макарию стали стекаться иноки, которых он смиренно принимал и наставлял в правилах жития согласно заповедям Божиим. Постепенно уединенное место превратилось в монастырь, а преподобный Макарий стал его игуменом.

Новообразованный монастырь расположился на землях боярина Ивана Коляги, который с неприязнью относился к Макарию, так как опасался, что часть его земли может перейти в собственность обители. Гневные мысли надоумили Ивана убить преподобного Макария. Но недобрым планам Господь не позволил сбыться – семью Ивана Коляги постигла смерть, да и сам он тяжело заболел.

На исповеди Иван Коляга принес покаяние пред Макарием. Преподобный простил боярина и произнес проповедь, которая изменила внутренний мир обидчика, вступившего вскоре в монастырь и подарившего ему свои земли. Преподобный, ради собственного смирения, стал именовать обитель Калязинскою.

Преподобный Макарий Калязинский работал в сане игумена наравне со своей братией. В Троицком монастыре до революции хранились 2 потира, дискос и 2 блюда, сделанные преподобным.

Описывая Троицкий монастырь преподобный Иосиф Волоцкий (почил 1515; память совершается 22 сентября по новому стилю), посетивший обитель в 1478 году, писал: «Такое благочестие и благочиние были в том монастыре, ибо всё творилось согласно с отеческими и общежительными преданиями, что даже великий старец Митрофан Бывальцев дивился тому». Вернувшись с Афонской горы, где прожил 9 лет, он говорил братии: «Напрасно и неумно трудился я, совершая путь в Святую Гору, помимо Калязинского монастыря, в нём можно спастись; здесь всё совершается точно так же, как в киновиях Святой Горы Афон».

Калязинский Троицкий монастырь обрел широкую популярность – множество людей просили преподобного Макария принять их в число братии. При жизни преподобного Макария из Калязинского Троицкого монастыря вышли преподобный Паисий Угличский (память совершается 6 июня) и преподобный Ефрем Перекомский (память 16 мая).

Молитва Макария Калязинского имела чудотворную и целительную силу. Известны случаи исцеления расслабленного Захария из села Кесова Гора, а также боярина Василия Рясина, избравшего монашеский путь после своего исцеления.

Макарий Калязинский обладал и даром прозорливости. Однажды несчастье постигло обитель – были украдены монастырские волы, но внезапно воров поразила слепота, и, блуждая в окрестностях, они снова оказались у ворот Троицкого Калязинского монастыря, где их раскаяние принял преподобный Макарий.

Перед кончиной Макарий Калязинский благословил братию монастыря и напутствовал каждого следующими словами: «Предаю вас Господу Богу! Пребывайте всегда в трудах, посте, бдении и непрестанной молитве; блюдите чистоту душевную и телесную, не воздавайте зло за зло или досаждение за досаждение. Разумейте, братия: если я имею дерзновение к Богу. По моем отшествии обитель сия не оскудеет, но распространится».

Макарий Калязинский скончался 17 марта 1483 года на 82-м году жизни глубоким старцем. Был похоронен близ построенной деревянной церкви. Над могилой Макария позже была построена деревянная часовня, когда же она обветшала, её решили обновить, выстроив на том месте каменную церковь.

Средства на строительство каменного храма выделил купец из города Дмитрова Московской губернии Михаил Воронков. Игумен Троицкого монастыря Иоасаф, совершив молитвословие, поставил крест на алтарном месте и благословил копать фундамент для будущего храма.

Во время копания под фундамент нового храма 26 мая 1521 года (ст. стиль) был обретен неразрушенный гроб преподобного Макария Калязинского.

Образ Макария Калязинского на стене одноименной часовни Николаевского Клобукова монастыря

Тут же ударили в колокол, собралась братия и множество народа, радуясь обретенному сокровищу. Гроб блаженного иноки отнесли в палатку близ церкви, где отпели над ним панихиду. Мощи старца благоухали, седины оставались чистыми, не изменились даже ризы.

Мощи Макария Калязинского помогают при многих болезнях и дарят чудо исцеления расслабленным, бесноватым, страдающим слепотой, что привлекало в Калязинский Троицкий монастырь множество паломников.

Преподобного Макария чтили местно, когда на Московском Соборе 1547  года он был причислен к лику Божиих святых угодников

В город Калязин к преподобному Макарию ходили пешком как простые люди, так и цари. В 1553 году Калязинскую обитель посетил царь Иоанн Грозный, в 1599-м — Борис Годунов. Тогда же была устроена серебряная рака, куда были переложены мощи Макария Калязинского.

Во время Смуты Калязинский Троицкий монастырь сильно пострадал, т.к. многие монахи были убиты, разграблены храмы.

В 1619 году обитель посетил царь Михаил Федорович, в 1635-м — Патриарх Филарет. В 1654 году, во время морового поветрия, царица Мария Ильинична и Патриарх Никон имели местопребывание в Троицкой Калязинской обители.

В 1700 году для мощей Макария была устроена новая серебряная рака, в которой они находились вплоть до закрытия монастыря в 1930 году, тогда же перевезли в Тверь (Калинин), где они и покоились в соборе Белая Троица (построен в 1564 году, древнейший храм города).

Память Макария Калязинского чудотворца, совершается 17 марта (30 марта по новому стилю, день его кончины), и 26 мая (8 июня по новому стилю, день обретения святых мощей).

Также в Троицком Калязинском монастыре отмечался день тезоименитства Макария 16 ноября (29 ноября по новому стилю).

Почитается святой Макарий Калязинский и в Соборе Тверских святых (празднование переходящее — в первое воскресенье после 29 июня (12 июля по новому стилю) -дня святых апостолов Петра и Павла).

Мощи Макария Калязинского в Вознесенском храме

15 июня 2012 года мощи Макария Калязинского снова вернулись в город Калязин при митрополите Тверском и Кашинском Викторе и были торжественно положены в Вознесенском храме.

В деревне Кожино Кашинского района, в приделе церкви Рождества Богородицы, ныне покоятся мощи Василия и Ирины Кожиных и его супруги Елены, которые почитаются Кашинскими местночтимыми святыми.

Памятник Макарию Калязинскому в Калязине

В городе Калязине в 2008 году установили бронзовый памятник Макарию Калязинскому, ставший достопримечательностью города.

Преподобный отче Макарие, моли Бога о нас!

Полезные материалы:

— Город Калязин;

— Достопримечательности Калязина;

— Достопримечательности Кашина;

— Анна Кашинская.

«Кашин Православный», с 2010 года от Р.Х. ©

Читайте также:  Школа веры: седьмая заповедь: «не прелюбодействуй»

Источник: http://kashin.ortox.ru/makarijj_kaljazinskijj

Житие преподобного Макария Калязинского

Житие преподобного Макария Калязинского

«На­прас­но тру­дил­ся я и без успе­ха со­вер­шил та­кой даль­ний путь на Свя­тую Го­ру ми­мо Ка­ля­зин­ско­го мо­на­сты­ря.

Ибо мож­но спа­стись и в нем жи­ву­щим: здесь все де­ла­ет­ся по­доб­но ки­но­ви­ям, на­хо­дя­щим­ся в Свя­той Го­ре», – та­ким был от­зыв об этой зна­ме­ни­той рус­ской оби­те­ли, ле­жа­щей на Вол­ге в пре­де­лах Твер­ских, стар­ца Мит­ро­фа­на (Бы­валь­це­ва), под­ви­зав­ше­го­ся де­вять лет на Афоне.

Бла­го­чи­ние и бла­го­ле­пие мо­на­сты­ря от­ме­чал так­же и пре­по­доб­ный Иосиф Во­лоц­кий, зна­ме­ни­тый про­по­вед­ник и стро­гий игу­мен зна­ме­ни­той оби­те­ли на Во­ло­ке Лам­ском, из­вест­ный бо­рец с ере­сью жи­дов­ству­ю­щих.

Со всей Ру­си ты­ся­чи бо­го­моль­цев шли в Ка­ля­зин, дабы во­очию зреть по­дви­ги бра­тии и по­кло­нить­ся чест­ным мо­щам ос­но­ва­те­ля той оби­те­ли – пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Ка­ля­зин­ско­го, по­лу­чить об­лег­че­ние и ис­це­ле­ние от тяж­ких ду­шев­ных и те­лес­ных неду­гов. И здесь, у ра­ки со свя­ты­ми мо­ща­ми, по ве­ре при­хо­див­ших свер­ша­лось мно­же­ство чу­до­тво­ре­ний.

Обратите внимание

Ро­дил­ся пре­по­доб­ный Ма­ка­рий, игу­мен Тро­иц­ко­го Ка­ля­зин­ско­го мо­на­сты­ря, в 1402 го­ду, в се­ле Грид­цине (Гриб­ко­ве, ныне Ко­жи­но), вбли­зи Ка­ши­на, в бо­го­лю­би­вой, стро­го чту­щей за­по­ве­ди Гос­под­ни се­мье.

Ро­ди­те­ли, бо­ярин Ва­си­лий Ана­ни­е­вич Ко­жа, про­сла­вив­ший­ся сво­и­ми во­ин­ски­ми по­дви­га­ми при ве­ли­ком кня­зе Ва­си­лии Ва­си­лье­ви­че II Тем­ном, и су­пру­га его Ири­на (па­мять их чтит­ся мест­но) с дет­ства вос­пи­ты­ва­ли Мат­фея (имя в ми­ру) в ве­ре и бо­го­по­чте­нии. От­рок лю­бил про­во­дить вре­мя за чте­ни­ем ду­хов­ных книг, и все про­чи­тан­ное глу­бо­ко за­па­да­ло в его серд­це. Он не увле­кал­ся иг­ра­ми и в ду­ше сво­ей непре­стан­но воз­но­сил до­ро­гие серд­цу мо­лит­вы, псал­мы и ду­хов­ные пес­но­пе­ния, за­ду­мы­ва­ясь при этом, как по­слу­жить Бо­гу.

Ко­гда стал при­хо­дить в со­вер­шен­ный воз­раст, на­чал Мат­фей по­мыш­лять об уда­ле­нии от су­ет­ной мир­ской жиз­ни; ро­ди­те­ли его, од­на­ко, не же­ла­ли, чтобы он при­нял мо­на­ше­ство, и при­во­ди­ли биб­лей­ские при­ме­ры жи­тия но­во­за­вет­ных свя­тых, спас­ших­ся в ми­ру. По­слуш­ный сын, не же­лая огор­чать род­ных и по­ви­ну­ясь, со­гла­сил­ся на брак и вско­ре же­нил­ся на де­ви­це Елене Яхон­то­вой. Мо­ло­дые су­пру­ги по­обе­ща­ли друг дру­гу, в слу­чае ес­ли один из них умрет, ов­до­вев­ший при­мет мо­на­ше­ство. Спу­стя год по­сле свадь­бы Мат­фей по­те­рял от­ца и мать, а еще через два – скон­ча­лась Еле­на; и два­дца­ти­пя­ти­лет­ний Мат­фей оста­вил вре­мен­ное, взыс­куя веч­но­го, и по­сту­пил в на­хо­див­ший непо­да­ле­ку Ни­ко­ла­ев­ский Кло­бу­ков мо­на­стырь, где по­стриг­ся с име­нем Ма­ка­рий.

С рев­но­стью про­хо­дил он все мо­на­стыр­ские по­слу­ша­ния, сми­ре­ни­ем и кро­то­стью пре­вос­хо­дя всех, и по­дви­ги мо­ло­до­го ино­ка воз­буж­да­ли удив­ле­ние бра­тии. Спу­стя неко­то­рое вре­мя, тя­го­тясь мно­го­лю­ди­ем оби­те­ли, пре­по­доб­ный по бла­го­сло­ве­нию игу­ме­на уда­лил­ся в пу­стынь.

Он из­брал ме­сто в ле­су, ле­жав­шее в 18 вер­стах от Ка­ши­на, непо­да­ле­ку от Вол­ги, меж­ду двух неболь­ших озер. Здесь он сру­бил се­бе кел­лию, и ни­кто не ме­шал его по­дви­гу уеди­нен­ной мо­лит­вы, лишь ди­кие зве­ри при­хо­ди­ли и лас­ка­лись к нему, и он де­лил с ни­ми пи­щу.

Про­знав об от­шель­ни­ке, ста­ли сте­кать­ся ино­ки к пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию, же­лая мо­лить­ся вме­сте с пре­по­доб­ным в его кел­лии. Он сми­рен­но при­ни­мал их и на­став­лял в пра­ви­лах ино­че­ско­го жи­тия.

Так уеди­нен­ная лес­ная ча­ща об­ра­ти­лась в мо­на­стырь, где игу­ме­ном был из­бран пре­по­доб­ный Ма­ка­рий.

Зем­ля, на ко­то­рой жи­ла бра­тия, при­над­ле­жа­ла бо­яри­ну Ива­ну Ко­ля­ге, ко­то­рый со вре­ме­ни по­се­ле­ния там пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия с непри­яз­нью смот­рел на ино­ка.

Важно

Ко­гда же бы­ла устро­е­на цер­ковь и чис­ло пу­стын­ни­ков уве­ли­чи­лось, Ко­ля­га ис­пу­гал­ся, что к оби­те­ли мо­жет отой­ти часть его зем­ли; и так это его угне­та­ло, что он за­мыс­лил да­же убий­ство пре­по­доб­но­го… Но Бо­жие на­ка­за­ние не за­мед­ли­ло ска­зать­ся: смерть по­стиг­ла се­мью Ко­ля­ги, а сам он тя­же­ло за­бо­лел. Пре­бы­вая в несча­стии, стро­ив­ший недоб­рые пла­ны бо­ярин рас­ка­ял­ся в сво­ем гре­хе и, ис­по­ве­дав его Ма­ка­рию, был про­щен.

Вско­ре Ко­ля­га под воз­дей­стви­ем про­по­ве­ди пре­по­доб­но­го всту­пил в Ма­ка­ри­ев мо­на­стырь, по­да­рив ему все свои зем­ли. С тех пор, ра­ди сми­ре­ния, сам Ма­ка­рий име­но­вал оби­тель Ка­ля­зин­скою (ныне г. Ка­ля­зин Твер­ской губ.).

До­воль­но быст­ро она при­об­ре­ла ши­ро­кую из­вест­ность, ибо уче­ни­ки пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия, сле­дуя при­ме­ру сво­е­го ду­хов­но­го от­ца и на­став­ни­ка, со­вер­шен­ство­ва­лись в ино­че­ском по­дви­ге и дер­жа­ли стро­гую ас­ке­зу.

Мно­же­ство лю­дей – и знат­ных, и про­сто­лю­ди­нов, – про­си­ли пре­по­доб­но­го при­нять их в чис­ло бра­тии.

И, на­до ска­зать, еще при жиз­ни пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия из оби­те­ли Ка­ля­зин­ской вы­шли пре­по­доб­ный Еф­рем Пе­ре­ком­ский (па­мять 16 мая) и пре­по­доб­ный Па­и­сий Уг­лич­ский (па­мять 6 июня).

Чу­до­дей­ствен­на бы­ла мо­лит­ва пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия, по­лу­чив­ше­го при жиз­ни сво­ей от Бо­га дар ис­це­ле­ния неду­гу­ю­щих и страж­ду­щих.

Так, он осво­бо­дил от бо­лез­ни неко­е­го рас­слаб­лен­но­го За­ха­рию из се­ла Ке­со­ва Го­ра, вра­зу­мив его с лю­бо­вью: «Ча­до! Пре­б­ла­гий Бог не хо­чет смер­ти греш­ни­ка, а жиз­ни и об­ра­ще­ния ко спа­се­нию, и ка­ки­ми ве­да­ет судь­ба­ми, при­во­дит его ко спа­се­нию через по­ка­я­ние.

Те­бя по­стиг­ло Бо­жие по­се­ще­ние и, ес­ли по­ка­ешь­ся и оста­вишь преж­ние обы­чаи, Бог по­шлет те­бе ис­це­ле­ние; ес­ли же нет, то по­стра­да­ешь и боль­ше се­го». При­нес­ший по­ка­я­ние греш­ник ис­це­лил­ся, а по­сле то­го стал свя­щен­ни­ком в сво­ем се­ле и всю жизнь пом­нил на­став­ле­ния пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия.

Совет

Дру­гой раз пре­по­доб­ный вы­ле­чил му­чи­мо­го бе­са­ми бо­яр­ско­го Ва­си­лия Ря­си­на. По­сле мо­лит­вы пре­по­доб­ный Ма­ка­рий осе­нил его крест­ным зна­ме­ни­ем, и тот очи­стил­ся. Об­ра­до­ван­ный нис­по­слан­ной ми­ло­стью Бо­жи­ей, он из­брал ино­че­ский путь.

На­гра­дил Гос­подь ду­хо­нос­но­го стар­ца так­же и да­ром про­зор­ли­во­сти. Од­на­жды укра­ли мо­на­стыр­ских во­лов. Вне­зап­но во­ры бы­ли по­ра­же­ны сле­по­той и, дол­го блуж­дая в окрест­но­стях, опять ока­за­лись у во­рот оби­те­ли.

Пре­по­доб­ный Ма­ка­рий осмат­ри­вал в то вре­мя хо­зяй­ство и, как бы не зная, в чем де­ло, спро­сил, уви­дев их, по­че­му они здесь, да к то­му же с во­ла­ми. По­хи­ти­те­ли со­зна­лись во всем и рас­ка­я­лись.

Пре­по­доб­ный от­пу­стил им грех и, ис­це­лив, на­ка­зал впредь не по­ся­гать на чу­жое.

Неза­дол­го пе­ред сво­ей кон­чи­ной пре­по­доб­ный Ма­ка­рий за­бо­лел.

Неко­то­рое вре­мя он без­молв­ство­вал, а в пред­чув­ствии ис­хо­да, при­звав бра­тию, бла­го­сло­вил и по­це­ло­вал каж­до­го и про­стил­ся: «Пре­даю вас Гос­по­ду Бо­гу! Пре­бы­вай­те все­гда в тру­дах, по­сте, бде­нии и непре­стан­ной мо­лит­ве; блю­ди­те чи­сто­ту ду­шев­ную и те­лес­ную, не воз­да­вай­те зло за зло или до­са­жде­ние за до­са­жде­ние. Ра­зу­мей­те, бра­тия: ес­ли я имею дерз­но­ве­ние к Бо­гу, то по мо­ем от­ше­ствии сия оби­тель не оску­де­ет, но рас­про­стра­нит­ся».

Пре­ста­вил­ся игу­мен Ка­ля­зин­ский 17 мар­та 1483 го­да глу­бо­ким стар­цем, на 82-м го­ду жиз­ни, и был по­гре­бен близ по­стро­ен­ной им де­ре­вян­ной церк­ви. Над мо­ги­лой его бы­ла со­ору­же­на и укра­ше­на об­ра­за­ми де­ре­вян­ная ча­сов­ня.

Ко­гда храм об­вет­шал, жерт­во­ва­те­ли ре­ши­ли об­но­вить его, вы­стро­ив на том ме­сте ка­мен­ную цер­ковь. Во вре­мя ко­па­ния рвов для ее ос­но­ва­ния был об­ре­тен гроб пре­по­доб­но­го.

От его нетлен­ных мо­щей ис­хо­ди­ло бла­го­уха­ние, се­ди­ны стар­ца бы­ли чи­сты, и да­же ри­зы не из­ме­ни­лись. Слу­чи­лось это 26 мая 1521 го­да.

Обратите внимание

Мно­же­ство ис­це­ле­ний рас­слаб­лен­ных, бес­но­ва­тых, стра­дав­ших кост­ной бо­лью, сле­по­тою, бо­лез­нью ног про­ис­хо­ди­ло при мо­щах свя­то­го. Это при­вле­ка­ло в оби­тель мно­же­ство па­лом­ни­ков. До 1547 го­да пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия чти­ли мест­но.

Чу­до­тво­ре­ния и на­род­ная лю­бовь спо­соб­ство­ва­ли то­му, что на Мос­ков­ском Со­бо­ре 1547 го­да он был при­чис­лен к ли­ку свя­тых Бо­жи­их угод­ни­ков и па­мять его бы­ло по­ста­нов­ле­но празд­но­вать по всей Рос­сии.

В Ка­ля­зин к пре­по­доб­но­му хо­ди­ли пеш­ком про­стые лю­ди, ез­ди­ли ца­ри: в 1553 го­ду оби­тель по­се­тил царь Иоанн Ва­си­лье­вич Гроз­ный, в 1599-м – Бо­рис Го­ду­нов с су­пру­гой и детьми при­был ис­про­сить у пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия бла­го­сло­ве­ние на вступ­ле­ние до­че­ри Ксе­нии в брак.

То­гда цар­ствен­ны­ми бо­го­моль­ца­ми бы­ла устро­е­на се­реб­ря­ная ра­ка, ку­да бы­ли пе­ре­ло­же­ны чест­ные мо­щи свя­то­го.

В 1610 го­ду оби­тель бы­ла раз­граб­ле­на по­ля­ка­ми, мно­гие из бра­тии уби­ты. По­сле Сму­ты го­су­да­ри но­во­го пра­вя­ще­го до­ма Ро­ма­но­вых так­же неод­но­крат­но мо­ли­лись в ней: в 1619 го­ду царь Ми­ха­ил Фе­до­ро­вич, в 1635-м – его отец, пат­ри­арх Фила­рет.

В 1654 го­ду, во вре­мя мо­ро­во­го по­вет­рия, ца­ри­ца Ма­рия Ильи­нич­на и пат­ри­арх Ни­кон име­ли ме­сто­пре­бы­ва­ние в Ка­ля­зин­ской оби­те­ли.

В 1700 го­ду для мо­щей бла­го­че­сти­вы­ми жерт­во­ва­те­ля­ми бы­ла устро­е­на но­вая се­реб­ря­ная ра­ка, в ко­ей угод­ник Бо­жий по­чи­вал вплоть до за­кры­тия мо­на­сты­ря со­вет­ской вл

Публикуем в телеграмме раньше чем на сайте. Подпишись на Канал Правжизнь

  • Житие преподобного Макария Калязинского

Источник: https://pravme.ru/2018-06-08-zhitie-prepodobnogo-makariya-kalyazinskgo.html

День памяти Преподобного Макария Калязинского

Родился преподобный Макарий, игумен Троицкого Калязинского монастыря, в 1402 году, в селе Гридцине (Грибкове, ныне Кожино), вблизи Кашина, в боголюбивой, […]

Родился преподобный Макарий, игумен Троицкого Калязинского монастыря, в 1402 году, в селе Гридцине (Грибкове, ныне Кожино), вблизи Кашина, в боголюбивой, строго чтущей заповеди Господни семье.

Родители, боярин Василий Ананиевич Кожа, прославившийся своими воинскими подвигами при великом князе Василии Васильевиче II Темном, и супруга его Ирина (память их чтится местно) с детства воспитывали Матфея (имя в миру) в вере и богопочтении.

Важно

Отрок любил проводить время за чтением духовных книг, и все прочитанное глубоко западало в его сердце. Он не увлекался играми и в душе своей непрестанно возносил дорогие сердцу молитвы, псалмы и духовные песнопения, задумываясь при этом, как послужить Богу.

Читайте также:  Святитель питирим тамбовский

Когда стал приходить в совершенный возраст, начал Матфей помышлять об удалении от суетной мирской жизни; родители его, однако, не желали, чтобы он принял монашество, и приводили библейские примеры жития новозаветных святых, спасшихся в миру.

Послушный сын, не желая огорчать родных и повинуясь, согласился на брак и вскоре женился на девице Елене Яхонтовой. Молодые супруги пообещали друг другу, в случае если один из них умрет, овдовевший примет монашество.

Спустя год после свадьбы Матфей потерял отца и мать, а еще через два — скончалась Елена; и двадцатипятилетний Матфей оставил временное, взыскуя вечного, и поступил в находивший неподалеку Николаевский Клобуков монастырь, где постригся с именем Макарий.

С ревностью проходил он все монастырские послушания, смирением и кротостью превосходя всех, и подвиги молодого инока возбуждали удивление братии. Спустя некоторое время, тяготясь многолюдием обители, преподобный по благословению игумена удалился в пустынь. Он избрал место в лесу, лежавшее в 18 верстах от Кашина, неподалеку от Волги, между двух небольших озер.

Здесь он срубил себе келию, и никто не мешал его подвигу уединенной молитвы, лишь дикие звери приходили и ласкались к нему, и он делил с ними пищу. Прознав об отшельнике, стали стекаться иноки к преподобному Макарию, желая молиться вместе с преподобным в его келии. Он смиренно принимал их и наставлял в правилах иноческого жития.

Так уединенная лесная чаща обратилась в монастырь, где игуменом был избран преподобный Макарий.

Земля, на которой жила братия, принадлежала боярину Ивану Коляге, который со времени поселения там преподобного Макария с неприязнью смотрел на инока.

Совет

Когда же была устроена церковь и число пустынников увеличилось, Коляга испугался, что к обители может отойти часть его земли; и так это его угнетало, что он замыслил даже убийство преподобного… Но Божие наказание не замедлило сказаться: смерть постигла семью Коляги, а сам он тяжело заболел. Пребывая в несчастии, строивший недобрые планы боярин раскаялся в своем грехе и, исповедав его Макарию, был прощен.

Вскоре Коляга под воздействием проповеди преподобного вступил в Макариев монастырь, подарив ему все свои земли. С тех пор, ради смирения, сам Макарий именовал обитель Калязинскою (ныне г. Калязин Тверской губ.).

Довольно быстро она приобрела широкую известность, ибо ученики преподобного Макария, следуя примеру своего духовного отца и наставника, совершенствовались в иноческом подвиге и держали строгую аскезу. Множество людей — и знатных, и простолюдинов, — просили преподобного принять их в число братии.

И, надо сказать, еще при жизни преподобного Макария из обители Калязинской вышли преподобный Ефрем Перекомский (память 16 мая) и преподобный Паисий Угличский (память 6 июня).

Чудодейственна была молитва преподобного Макария, получившего при жизни своей от Бога дар исцеления недугующих и страждущих.

Так, он освободил от болезни некоего расслабленного Захарию из села Кесова Гора, вразумив его с любовью: «Чадо! Преблагий Бог не хочет смерти грешника, а жизни и обращения ко спасению, и какими ведает судьбами, приводит его ко спасению через покаяние.

Тебя постигло Божие посещение и, если покаешься и оставишь прежние обычаи, Бог пошлет тебе исцеление; если же нет, то пострадаешь и больше сего». Принесший покаяние грешник исцелился, а после того стал священником в своем селе и всю жизнь помнил наставления преподобного Макария.

Другой раз преподобный вылечил мучимого бесами боярского Василия Рясина. После молитвы преподобный Макарий осенил его крестным знамением, и тот очистился. Обрадованный ниспосланной милостью Божией, он избрал иноческий путь.

Обратите внимание

Наградил Господь духоносного старца также и даром прозорливости. Однажды украли монастырских волов. Внезапно воры были поражены слепотой и, долго блуждая в окрестностях, опять оказались у ворот обители.

Преподобный Макарий осматривал в то время хозяйство и, как бы не зная, в чем дело, спросил, увидев их, почему они здесь, да к тому же с волами. Похитители сознались во всем и раскаялись.

Преподобный отпустил им грех и, исцелив, наказал впредь не посягать на чужое.

Незадолго перед своей кончиной преподобный Макарий заболел.

Некоторое время он безмолвствовал, а в предчувствии исхода, призвав братию, благословил и поцеловал каждого и простился: «Предаю вас Господу Богу! Пребывайте всегда в трудах, посте, бдении и непрестанной молитве; блюдите чистоту душевную и телесную, не воздавайте зло за зло или досаждение за досаждение. Разумейте, братия: если я имею дерзновение к Богу. то по моем отшествии сия обитель не оскудеет, но распространится».

Преставился игумен Калязинский 17 марта 1483 года глубоким старцем, на 82-м году жизни, и был погребен близ построенной им деревянной церкви. Над могилой его была сооружена и украшена образами деревянная часовня.

Когда храм обветшал, жертвователи решили обновить его, выстроив на том месте каменную церковь. Во время копания рвов для ее основания был обретен гроб преподобного.

От его нетленных мощей исходило благоухание, седины старца были чисты, и даже ризы не изменились. Случилось это 26 мая 1521 года.

Множество исцелений расслабленных, бесноватых, страдавших костной болью, слепотою, болезнью ног происходило при мощах святого. Это привлекало в обитель множество паломников. До 1547 года преподобного Макария чтили местно.

Чудотворения и народная любовь способствовали тому, что на Московском Соборе 1547 года он был причислен к лику святых Божиих угодников и память его было постановлено праздновать по всей России.

В Калязин к преподобному ходили пешком простые люди, ездили цари: в 1553 году обитель посетил царь Иоанн Васильевич Грозный, в 1599-м — Борис Годунов с супругой и детьми прибыл испросить у преподобного Макария благословение на вступление дочери Ксении в брак. Тогда царственными богомольцами была устроена серебряная рака, куда были переложены честные мощи святого.

Важно

В 1610 году обитель была разграблена поляками, многие из братии убиты. После Смуты государи нового правящего дома Романовых также неоднократно молились в ней: в 1619 году царь Михаил Федорович, в 1635-м — его отец, Патриарх Филарет.

В 1654 году, во время морового поветрия, царица Мария Ильинична и Патриарх Никон имели местопребывание в Калязинской обители. В 1700 году для мощей благочестивыми жертвователями была устроена новая серебряная рака, в коей угодник Божий почивал вплоть до закрытия монастыря советской властью.

По его разграблении в 1930-е годы мощи перевезли в Тверь, где они покоятся и ныне в кафедральном соборе Белая Троица, в правом приделе.

Источник: https://pravoslavie.fm/zhitiya-svyatykh/den-pamyati-prepodobnogo-makariya-kal/

Преподобный Макарий Калязинский

В Тверской области жил прославившийся в боях боярин Василий Кожа, родоначальник дворян Кожиных. Он получил и прозвание, и похвальную грамоту от князя Василия Темного за победу над галицким князем, в знак которой привез кусок кожи убитого княжеского коня. Его сын Матвей больше хотел быть слугой Царя Небесного, нежели князя земного.

Отец и мать долго уговаривали его вступить в супружество. Уступая угрозам отца, сын со слезами сказал: «Воля Господня да будет, делайте со мной что хотите». Обрадованные родители нашли невесту в благородном доме Яхонтовых, и сын вступил в брак. Через год после этого его родители умерли, а еще через три года скончалась и супруга Елена.

Молодой Кожин, оставшись один, решил навсегда распрощаться с миром; раздав имущество бедным, он поступил в Кашинский  Клобуков монастырь и здесь принял монашество с именем Макарий.

Не довольствуясь подвигами послушания и стремясь душой из городской обители в пустынное уединение, Макарий удалился с семью иноками из Кашина, чтобы отыскать безмолвное место. В восемнадцати верстах от Волги, между двумя озерами, недалеко от Волги, нашлось красивое и тихое место. Водрузив крест, Макарий поставил хижину и стал подвизаться в безмолвии.

Эта земля, называвшаяся Калязинской пустынью, находилась рядом с владением боярина Ивана Каляги, который совсем не хотел, чтобы здесь была иноческая обитель, поскольку опасался, как бы пустоши не были отданы новому монастырю. В его душе зародилась столь сильная ненависть к Макарию, что он решил погубить отшельника.

Осуществить задуманное помешала внезапно приключившаяся тяжелая болезнь. Страх близкой смерти заставил Калягу просить прощения у Макария. Велев слугам отнести его  к пустыннику, большой раскаялся в грешных помыслах и просил прощения. «Бог простит тебя», — сказал пустынник.

Совет

В знак раскаяния Каляга отдал все свои земли в пользу обители, и блаженный подвижник построил здесь храм Святой Троицы.

Читайте также:  Священномученик иоанн восторгов, протоиерей

Молва о случившемся призвала к отшельнику многих жаждавших благочестия, и обители понадобился игумен. Макарий не считали себя достойным занять этот пост и просил избрать настоятелем кого-нибудь из новопришедших. Каждый из них отказался, и все братья объявили, что хотят видеть игуменом Макария. Пришлось иноку уступить общему желанию, и он был посвящен в игумены Тверским епископом Моисеем.

В сане игумена Макарий трудился наряду со всей братией, как и во времена иночества. К подвигам инока игумен присоединил и труд наставлять братию и посетителей обители. Макария приходили увидеть и услышать как простые люди, так и сановитые вельможи, и все уважали преподобного, несмотря на бедное рубище, которое он носил.

Однажды в обитель привезли больного — некоего Захарию, и тот со слезами просил Макария помолиться за него.

— Зачем тебя привезли ко мне, брат мой? Зачем просишь помощи у грешного, который и для своего спасения приобрел немного? — спросил смиренный игумен.

— Я знаю, что твоя молитва за меня, несчастного, не останется тщетной перед Богом, — отвечал Захарий.

Макарий сказал ему:       

— Сын мой! Бог не хочет смерти грешника и ведет его к покаянию. Вот и ты, если покаешься и откажешься от прежних худых привычек, получишь исцеление.

Захария со слезами покаялся во всех своих грехах. Блаженный благословил его, и больной выздоровел. Впоследствии он стал священником в Киясовых горах и до конца жизни твердо помнил наставления Макария.

Другой опыт был с молодым человеком Василием Рясиным, одержимым бесом. Макарий отслужил молебен о его здравии, осенил его крестом, и выздоровевший больной уже не возвратился в свой дом, а принял в обители иночество.

Однажды недобрые люди украли рабочих волов обители, но внезапно ослепли. Блуждая по окрестностям, они невольно вернулись в обитель и покаялись в своем грехе Макарию.

Преподобный отпустил им грехи и слепоту, наказав им больше не грешить.

С тех пор как Макарий поселился в пустыни, он до глубокой старости днем и ночью молился. После смерти на нем нашли тяжелые вериги, о которых до этого никто не знал. Скончался преподобный на 83-м году жизни. 

29 март 2013 /

Источник: https://pravoslav-voin.info/azi/3524-prepodobnyj-makarij-kalyazinskij.html

Макарий Калязинский, преподобный

(память его празднуется 26 мая/8 июня)

Преподобный Макарий Калязинский, в миру Матфей, сын славного боярина Ва­силия Кожи, родоначальника дворянской фамилии Кожиных, родился в 1400 году в селе Грибково (Кожино) близ города Кашина Тверской губернии. Отец готовил в нем верного слугу князю, каким был сам, но Матфей желал более быть слугою Царя Небесного.

Долго родители уговаривали его вступить в супружество и, усту­пая угрозам отца, сын со слезами сказал: «Воля Господня да будет; делайте со мною, что хотите». Обрадованные, они нашли ему невесту, и сын вступил в брак.

Через год после того умерли родители, а через три — и супруга Елена, которых поминал он потом во всю жизнь.

Обратите внимание

Не имея уже ничего, что привязывало бы его к прежней жизни, Матфей постригся в иноки в Николаевском Клобуковском монастыре. Считая себя ниже всех, послуш­ник Макарий с любовью повиновался не только игумену, но и каждому брату старшему и младшему; ночь проводил он в пении псалмов и молитве, а днем, после послушаний, читал жития святых.

Не довольствуясь подвигами послушания и стремясь душою из городской обители в пустынное уединение, Макарий вместе с 7 иноками нашел место в 18 верстах от Кашина, между двумя озерами, вблизи Волги. Здесь преподобный водрузил крест и основал уединенную пустынь.

Боярин Иван Коляга, которому принадлежали близ­лежащие земли, стал опасаться, что возникнет иноческая обитель, которая начнет обрабатывать пустоши. Враг спасения посеял в боярине такую злобу и ненависть к преподобному, что он решил убить святого. Но неожиданно его свалила тяжелая болезнь.

Страх близкой смерти пробудил в боярине раскаяние. Больной Коляга велел нести себя к преподобному и у его ног поведал о своем злом намерении и просил прощения. «Бог простит тебя», — ответил смиренный подвижник. Желая загладить грех и стремясь помочь преподобному, боярин отдал возникшей пустыни свои земли.

Иноки воздвигли храм во имя Пресвятой Троицы. Распространивша­яся молва об обращении боярина Коляги привела к преподобному многих, жаждав­ших спасения. Надо было избрать игумена.

Преподобному Макарию было тогда уже не менее 53 лет, но он считал себя недостойным этого сана и просил каждого из пришедших с ним старцев принять на себя священство и игуменство. Лишь уступая общему желанию, преподобный был посвящен во игумена Тверским епископом Моисеем.

К первому служению алтарю Божию новый игумен готовился долгой уединенной молитвой, а потом приобщил всех братий Святых Таин. В сане игумена преподоб­ный Макарий трудился наравне со своей братией. Впоследствии в монастыре хранились два потира, дискос и два блюда, сделанные преподобным Макарием на токарном станке.

Игумен к подвигам инока присоединил заботы и труд: наставлять братию и посети­телей обители. Те, которые искренне искали спасения, в строгой жизни Макария видели сильное назидание, а в простых беседах его слышали голос опытного благочестия. Макария приходили видеть и слушать простые люди и многие вель­можи. Они уважали его как отца, хотя носил он одежду худую, покрытую заплата­ми.

Важно

По такому одеянию и по простоте обращения иные принимали его за человека простого и даже смеялись над ним. Макарий более доволен бывал, когда слышал насмешки над ним, чем тогда, когда хвалили его. Утешение для него было ходить по местам безмолвным, на природе. Тогда жителями пустынного края были дикие звери, но они были кротки с кротким рабом Божиим и иногда принимали от него пищу.

Духовная жизнь цвела в обители Макария.

Не случайно ученик преподобного Пафнутия Боровского († 1477; память 1/14 мая) преподобный Иосиф Волоцкий († 1515; память 9/22 сентября), в 1478 году посетив преподобного Макария, записал: «Такое благочестие и благочиние были в том монастыре, ибо все творилось согласно с отеческими и общежительными преданиями, что даже великий старец Митрофан Бывальцев дивился тому». Возвратясь с Афонской горы, где прожил 9 лет, он говорил братии: «Напрасно и неумно трудился я, совершая путь в Святую Гору, помимо Калязинского монастыря, в нем можно спастись; здесь все совершается точно так же, как в киновиях Святой Горы».

С тех пор, как поселился в пустыни, Макарий не изменял своего иноческого пра­вила до глубокой старости: твердо стоял на молитве днем и ночью. Раз вступив на жестокий путь, не оставлял его до гроба и часто лил слезы.

И Господь удостоил его дара чудотворений и прозорливости. Уже при жизни преподобный неоднократно исцелял расслабленных и бесноватых.

«Воздержанием ум очистив», «слезными течении душу просветив» и «бесстрастием украсив» ее, великий угодник скончался 83 лет от роду, в 1483 году.

26 мая 1521 года купец из города Дмитрова Михаил Воронков пожертвовал средства на строительство каменной церкви, вместо обветшавшей деревянной, в Калязинском монастыре.

Игумен монастыря Иоасаф, совершив молитвословие, водрузил крест на месте, предназначенном для алтаря, и благословил копать рвы для фундамента.

Во время работ нигде не выступала вода, копатели находили только кости погребенной братии: наконец обрели неразрушенный гроб, из которого исходило благовоние. Об этом было донесено игумену; Иоасаф тотчас узнал гроб основателя монастыря Макария.

Ударили в колокол, собралась братия и множество народа, радуясь обретенному сокровищу. Иноки благоговейно подняли гроб блаженного и отнесли его в палатку близ церкви, где отпели над ним панихиду. Когда же открыли гроб, излилось из него еще большее благоухание; тело преподобного оказалось совершенно нетленным, не истлели даже одежды.

Совет

С этого дня у нетленных мощей святого стали совершаться исцеления. Об этом было сообщено Московскому митрополиту Даниилу (1522—1539), который созвал в Москве собор и, подробно рассмотрев свидетельства о святости преподобного Макария, установил празднование новоявленному святому. Мощи были торжественно перенесены в храм во имя Пресвятой Троицы.

Феодосием из Твери была составлена служба на обретение мощей. До 1547 года почитание святого Макария совершалось только в его обители. На Московском Соборе 1547 года, при митрополите Макарии (1543—1564), преподобный Макарий Калязинский был причислен к лику святых, память его в числе других русских святых постановлено праздновать по всей России.

Источник: http://www.saints.ru/m/8inprpMakariiKalyazinskii.html

Ссылка на основную публикацию