Преподобный макарий великий

Молитва святому преподобному макарию

Новая статья: молитва святому преподобному макарию на сайте святая-молитва.рф — во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось нам найти.

Преподобный Макарий Великий – один из величайших монахов и чудотворцев, его жизнь была исполнена глубоким смирением, мудростью, и аскетизмом. Его подвижнические молитвы включены как образец истинного молитвенного духа в вечерние и утренние молитвы.

Святого Макария Великого, явившего при жизни во множестве величайшие чудеса, просят о молитвенной помощи во всех случаях жизни: и в телесной болезни, и в душевной болезни, при одержимости страстями, в различных житейских нуждах.

Молитва преподобного Макария многих спасала в опасных обстоятельствах жизни и сохраняла от бед и искушений. Покровитель монашествующих и всех ищущих мудрости и совершенства.

Остается сожалеть, что его почитание так мало распространено в России.

Тропарь преподобному Макарию Великому, глас 1

Пустынный житель, и во плоти Ангел, и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Макарие, постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобному Макарию Великому, глас 1

Блаженную жизнь скончав в житии с мученическими лики, в земли кротких достойно водворяешися, богоносне Макарие, и пустыню, якоже град, населив, благодать приял еси от Бога чудес, темже тя почитаем.

Молитва первая преподобному Макарию Великому

О преподобие отче Макарие! Молим тя мы, недостойные, испроси предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего нам здравие душевное и телесное, тихое и богоугодное житие и добрый ответ на Страшнем Суде Христове.

Угаси молитвами твоими разжженые на рабов Божиих (имена) стрелы диавольскии, да не прикоснется нам злоба греховная, да благочестно скончавше временное житие, сподобимся наследовати Царствие Небесное и купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва вторая преподобному Макарию Великому

Преподобне отче Макарие! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй.

Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу.

Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих.

Обратите внимание

Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих.

Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими.

О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья преподобному Макарию Великому

О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Макарие, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих.

Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися.

Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый.

Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится.

Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Акафист преподобному Макарию Великому, Египетскому:

  • Акафист преподобному Макарию Великому, Египетскому

Житийная и научно-историческая литература о преподобном Макариии Великом, Египетском:

  • Преподобный Макарий Великий, Египетский (житие) – Древо

Труды преподобного Макария Великого:

Читать другие молитвы раздела «Православный молитвослов»

Источник: https://xn—-7sbbfc9auhszmg5nc.xn--p1ai/molitva-svyatomu-prepodobnomu-makariyu/

Икона Макария Великого

Известно место и время рождения будущего великого подвижника, одного из основоположников христианского монашества: около 300 года святой Макарий появился на свет в селе Птинапор Нижнего Египта.

Воспитанный в христианском послушании, несмотря на желание посвятить свою жизнь Богу, он по воле родителей женился. Однако Бог вскоре взял его жену к Себе. Святой трудился, помогал родителям и много изучал Священное Писание.

Уйти в монашество он смог только после смерти родителей, не желавших его отпускать в обитель.

Важно

Уже тогда в Египетской (Синайской) пустыне существовала община отшельников под руководством святого Антония Великого — основателя монашества. Как и святой Макарий, этот преподобный почитается в основных христианских конфессиях: Православии и Католичестве.

Преподобный Макарий раздал все свое наследство бедным и отправился в пустыню, чтобы под руководством только духовного отца молиться Богу. Этот неизвестный святой — а возможно, и Ангел — наставлял его в духовной жизни, богослужении, посте и молитве. Кормились они плетением корзин, жили в двух небольших шалашах в пустыне.

Со временем святой Макарий поселился в монастыре под управлением Антония Великого, где жил в монашеском общежитии, став последователем и одним из близких учеников святого Антония. Спустя годы Макарий Великий покинул и эту обитель по благословению своего духовного отца Антония, отправившись на Северо-Запад Египта в Скифский монастырь.

Именно здесь он сам стал духовным наставником, прославившись подвигами и мудростью так, что уже в возрасте тридцати лет заслужил прозвание «юноша-старец», словно монах-схимник. По правилам, установленным святыми апостолами, человек не может принять священный сан до возраста Христа: 33 лет.

Но святого Макария еще раньше сам епископ Птинапора хотел рукоположить в клирика — сам же Макарий предпочел скорее удалиться в пустую, чтобы избегнуть такой чести.

Много даже зримых напастей от бесов терпел преподобный Макарий, но именно по своему смирению святой всегда обессиливал дьявола. Так, бесы много раз пытались избить его; однажды, еще когда он жил один в пустыне, одна девушка, забеременев, обвинила святого в соблазнении ее.

Односельчане девушки чуть не убили святого. Но тот даже не нарушил обета молчания: Макарий продолжил плести корзины, а все вырученные деньги отдавал на прокормление девушки.

По Божиему промыслу она долго не могла разрешиться от бремени и, поняв, что наказана Самим Всевышним, указала на истинного отца ее ребенка.

Совет

Когда святому Макарию было около сорока лет, он был при кончине аввы Антония Великого, получив от него как благословение путевой жезл, и приняв благодать от святого: как говорили ученики святых Макария и Антония, он принял благословение, как пророк Елисей милоть (одежду) от пророка Илии. Известно, что после этого святой Макарий стал молитвой своей творить чудеса и исцеления — так, что слава о нем разошлась по городам Египта и народ стал стекаться к нему отовсюду.

Святой Макарий же избегал славы и искал уединения в молитве. Поскольку он не мог покинуть ни монахов своей обители, ни людей, жаждущих его помощи, он вырыл под своей обычной монашеской кельей тесную и глубокую пещеру, чтобы молиться и изнурять плоть аскезой.

Своей молитвой он по благодати Божией стал даже воскрешать мертвых, но оставался столь же смиренным, добрым и тихим человеком. Преподобный Макарий имел Дух Святой в себе: закоренелые злодеи, только лишь поговорив с ним, каялись в преступлениях, обращались в христианство и даже постригались в монашество.

Множество историй о чудесах святого хранят древние Отечники — сборники историй из жизни святых.

Достигнув возраста зрелости по меркам общества того времени — сорока лет, святой Макарий принял сан священника. Отныне он помогал людям и совершением Таинств Церкви, и также руководил монашеской общиной.

Во время правления императора-еретика Валентина (364- 378 гг.) святой Макарий Великий вместе с Макарием Александрийским был изгнан из пустыни приспешником царя — впавшим в ересь епископом Лукой.

Святых, уже пребывавших в преклонных годах, арестовали и на корабле увезли на безлюдный остров, где обитали язычники. Однако и там святой Макарий Великий смог совершить чудо, исцелив дочь главного языческого жреца и крестив всех жителей острова.

Узнав об этом, епископ-еретик устыдился своего поступка и вернул старцев в их обители

Обратите внимание

Заступничество перед Богом преподобного Макария еще при его жизни спасло многих от опасностей, соблазнов и пороков.

Милосердие святого Макария, его доброта были столь велики, что вошли в поговорку среди монахов Синайской пустыни, которые говорили, что как Бог благодатью Своей покрывает Землю, так и авва (то есть отец, духовный наставник) Макарий покрывал согрешения.

Он прощал грехи, помогал воспрять духом и как бы не слышал и забывал прегрешения человека в дальнейшем общении с ним после исповеди.

Святой Макарий дожил почти до ста лет и прожил в подвижническом делании, отшельничестве и монашеских обителях около 60 лет, умерев для мирской жизни, жизни для себя, но живя для Бога и людей. И тем не менее, всю жизнь он продолжал беседовать с Богом в молитве, вновь и вновь возрастая духовно, открывая в себе и людях новое, узнавая новое о Боге и созданной им Земле.

Он продолжал каяться в каждом греховном движении своей души и радовался духом о Божием милосердии. Незадолго до кончины ему явились Святые Отцы монашества: Антоний и Пахомий Великие, сказав, что вскоре он с миром отойдет в Царство Небесное.

Радостно сказал святой Макарий о грядущей кончине своим ученикам, благословив всех, дав последние наставления и скончавшись в 391 году, предавая свою душу в Божии руки.

Источник: https://www.o-vere.ru/ikona-makarija-velikogo.html

Прп. Макарий Великий, Египетский. Житие и молитвы

Преподобный Макарий Великий, Египетский, родился в селении Птинапор, в Нижнем Египте. По желанию родителей он вступил в брак, но скоро овдовел. Похоронив жену, Макарий сказал себе: «Внимай, Макарий, и имей заботу о своей душе, ибо и тебе предстоит оставить земную жизнь».

Господь наградил угодника своего долгой жизнью, но память смертная с тех пор постоянно была с ним, понуждая к подвигам молитвы и покаяния.

Он стал чаще посещать храм Божий и углубляться в Святое Писание, но не уходил от своих престарелых родителей, исполняя заповедь о почитании родителей.

Читайте также:  Православная церковь чешских земель и словакии

По кончине родителей преподобный Макарий («Макарий» — с греч. значит блаженный) роздал оставшееся имение на поминовение родителей и стал усердно молиться, чтобы Господь указал ему наставника на пути спасения.

Господь послал ему такого руководителя в лице опытного старца-инока, жившего в пустыне, недалеко от селения. Старец принял юношу с любовью, наставил его в духовной науке бдения, поста и молитвы и научил рукоделию — плетению корзин.

Построив отдельную келлию недалеко от своей, старец поместил в ней ученика.

Однажды в Птинапор прибыл местный епископ и, узнав о добродетельной жизни преподобного, поставил, против его воли, клириком местной церкви. Однако блаженный Макарий тяготился нарушением безмолвия, и потому он тайно ушел в другое место. Враг спасения начал упорную борьбу с подвижником, стараясь устрашить его, сотрясая келлию и внушая греховные помыслы.

Важно

Блаженный Макарий отражал нападения беса, ограждаясь молитвой и крестным знамением. Злые люди воздвигли на святого брань, оклеветав в соблазнении девицы из ближнего селения. Его вытащили из келлии, били, издевались над ним. Преподобный Макарий нес искушение с великим смирением.

Деньги, вырученные за свои корзины, он безропотно отсылал на прокормление девицы. Невинность блаженного Макария открылась, когда девица, промучившись много дней, никак не могла родить. Тогда она в муках исповедала, что оклеветала отшельника, и указала действительного виновника греха.

Когда родители ее узнали правду, то были поражены и намеревались идти к блаженному с покаянием, но преподобный Макарий, избегая беспокойства от людей, ночью удалился от тех мест и переселился на Нитрийскую гору в Фаранской пустыне. Так злоба человеческая способствовала преуспеянию праведного.

Прожив три года в пустыне, он пошел к святому Антонию Великому, отцу египетского монашества, о котором слышал, еще живя в миру, и горел желанием его видеть. Преподобный авва Антоний с любовью принял блаженного Макария, который сделался его преданным учеником и последователем.

С ним преподобный Макарий жил долгое время, а затем, по совету святого аввы, удалился в Скитскую пустыню (в северо-западной части Египта) и там столь просиял своими подвигами, что его стали называть «юношей-старцем», так как, едва достигнув тридцатилетнего возраста, он проявил себя опытным, зрелым иноком.

Многие нападения демонов испытал на себе преподобный Макарий: однажды он нес из пустыни пальмовые ветви для плетения корзин, на пути встретил его диавол и хотел ударить святого серпом, но не мог исполнить этого и сказал: «Макарий, я терплю от тебя великую скорбь, потому что не могу победить тебя, у тебя есть оружие, которым ты отражаешь меня, это — твое смирение».

Когда святому исполнилось 40 лет, он был посвящен в сан священника и поставлен настоятелем (аввой) иноков, живших в Скитской пустыне. В эти годы преподобный Макарий часто посещал Великого Антония, получая от него наставления в духовных беседах.

Блаженный Макарий сподобился присутствовать при кончине святого аввы и получил в наследство его посох, вместе с которым принял сугубо духовную силу Великого Антония, подобно тому, как некогда пророк Елисей принял от пророка Илии сугубую благодать вместе с упавшей с неба милотью.

Совет

Много исцелений совершил преподобный Макарий, из разных мест к нему стекались люди за помощью, советом, испрашивая его святых молитв. Все это нарушало уединение святого, поэтому он выкопал под своей келлией глубокую пещеру и удалялся туда для молитвы и Богомыслия.

Преподобный Макарий достиг такого дерзновения в хождении пред Богом, что по его молитве Господь воскрешал умерших.

Несмотря на такую высоту достигнутого Богоподобия, он продолжал сохранять необыкновенное смирение.

Однажды святой авва застал в своей келлии вора, который нагружал его вещи на стоявшего у келлии осла. Не подав вида, что он хозяин этих вещей, преподобный стал молча помогать увязывать поклажу. Отпустив его с миром, блаженный сказал себе:

«Мы ничего не внесли в этот мир, ясно, что ничего не можем и унести отсюда. Да будет благословен Господь во всем!».

Однажды преподобный Макарий шел по пустыне и, увидев лежавший на земле череп, спросил его: «Кто ты такой?» Череп отвечал: «Я был главным языческим жрецом. Когда ты, авва, молишься о находящихся в аде, мы получаем некоторое облегчение». Преподобный спросил: «Каковы эти мучения?» «Мы находимся в великом огне, отвечал череп, — и не видим друг друга.

Когда же ты молишься, мы начинаем немного видеть друг друга, и это служит нам некоторым утешением». Услышав такие слова, преподобный прослезился и спросил: «Есть ли мучения еще более жестокие?» Череп ответил: «Внизу, глубже нас, находятся те, которые познали Имя Божие, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали. Они терпят еще более тяжкие муки».

Однажды во время молитвы блаженный Макарий услышал голос: «Макарий, ты не достиг еще такого совершенства, как две женщины, живущие в городе». Смиренный подвижник, взяв свой посох, пошел в город, нашел дом, где жили женщины, и постучал.

Женщины приняли его с радостью, а преподобный сказал: «Ради вас я пришел из дальней пустыни и хочу знать о ваших добрых делах, расскажите о них, ничего не скрывая».

Обратите внимание

Женщины с удивлением ответили: «Мы живем со своими мужьями, у нас нет никаких добродетелей».

Однако святой продолжал настаивать, и тогда женщины рассказали ему: «Мы вышли замуж за родных братьев. За все время совместной жизни мы не сказали друг другу ни одного злого или обидного слова и никогда не ссорились между собой.

Мы просили своих мужей отпустить нас в женский монастырь, но они не соглашаются, и мы дали обет не произносить ни одного мирского слова до смерти».

Святой подвижник прославил Бога и сказал: «Поистине Господь не ищет девы или замужней, ни инока, ни мирянина, но ценит свободное намерение человека и на добровольное его произволение посылает благодать Святого Духа, которая действует и управляет жизнью каждого человека, стремящегося спастись».

В годы царствования императора Валента — арианина (364-378) преподобный Макарий Великий вместе с преподобным Макарием Александрийским подвергся преследованию со стороны арианского епископа Луки.

Обоих старцев схватили и, посадив на корабль, отвезли на пустынный остров, где жили язычники. Там, по молитвам святых, получила исцеление дочь жреца, после чего сам жрец и все жители острова приняли святое Крещение.

Узнав о случившемся, арианский епископ устыдился и разрешил старцам возвратиться в свои пустыни.

Кротость и смирение преподобного преображали души человеческие. «Худое слово, — говорил авва Макарий, — и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми».

Важно

На вопрос иноков, как надлежит молиться, преподобный отвечал: «Для молитвы не требуется много слов, надобно только говорить: «Господи, как Ты желаешь и как Сам знаешь, помилуй меня». Если же враг нападает на тебя, то нужно только произносить: «Господи, помилуй!» Господь знает, что нам полезно, и сотворит нам милость».

Когда братия спросила: «Каким образом можно сделаться иноком?», преподобный ответил: «Простите меня, я плохой инок, но видел иноков, спасавшихся в глубине пустыни. Я спросил их, как я могу сделаться иноком. Они ответили: «Если человек не откажется от всего, что находится в мире, не может быть иноком».

На это я отвечал: «Я немощен и не могу быть таким, как вы». Тогда иноки ответили: «Если не можешь быть таким, как мы, тогда сиди в своей келлии и сокрушайся о грехах своих».

Одному иноку преподобный Макарий дал совет: «Бегай от людей и спасешься». Тот спросил: «Что значит бегать от людей?» Преподобный отвечал: «Сиди в келлии и сокрушайся о грехах своих».

Преподобный Макарий говорил также: «Если желаешь спастись, будь как мертвец, который не гневается, когда его бесчестят, и не превозносится, когда его хвалят». И еще: «Если для тебя поношение — как похвала, бедность — как богатство, недостаток — как изобилие, ты не умрешь.

Ибо не может быть, чтобы правоверующий и подвизающийся в благочестии впал в нечистоту страстей и демонское обольщение».

Молитва преподобного Макария многих спасала в опасных обстоятельствах жизни и сохраняла от бед и искушений. Его милосердие было так велико, что о нем говорили: «Как Бог покрывает мир, так и авва Макарий покрывал согрешения, которые он, и видя, как бы не видел, и слыша, как бы не слышал».

Преподобный дожил до 97 лет, незадолго до кончины ему явились преподобные Антоний и Пахомий, сообщившие радостную весть о близком переходе его в блаженные Небесные обители. Дав наставления своим ученикам и благословив их, преподобный Макарий простился со всеми и почил со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».

Совет

Шестьдесят лет провел святой авва Макарий в мертвой для мира пустыне. Более всего времени преподобный провел в беседе с Богом, часто пребывая в состоянии духовного восхищения. Но он никогда не переставал плакать, каяться и трудиться.

Свой обильный подвижнический опыт авва претворил в глубокие Богословские творения. Пятьдесят бесед и семь подвижнических слов остались драгоценным наследием духовной мудрости преподобного Макария Великого.

Мысль о том, что высшее благо и цель человека — единение души с Богом, — основная в творениях преподобного Макария. Рассказывая о способах, как достичь священного единения, преподобный основывался на опыте великих учителей египетского монашества и на своем собственном.

Путь к Богу и опыт Богообщения святых подвижников открыт каждому верующему сердцу. Потому Святая Церковь и включила в общеупотребительные вечерние и утренние молитвы подвижнические молитвы преподобного Макария Великого.

Земная жизнь, по учению преподобного Макария, со всеми ее трудами, имеет лишь относительное значение: приготовить душу, сделать ее способной к восприятию Царства Небесного, воспитать в душе сродство с Небесным отечеством.

«Душе, истинно верующей во Христа, должно переложиться и перемениться из нынешнего порочного состояния в другое состояние, доброе, и из нынешней уничиженной природы в другую, Божественную природу, и переделаться в новую — при посредстве силы Святого Духа».

Достичь этого можно, если «мы истинно веруем и любим Бога и во всех Его святых заповедях вращаемся».

Если же душа, обрученная Христу в святом Крещении, не будет сама содействовать дарованной ей благодати Духа Святого, то подвержется «отлучению от жизни», как оказавшаяся неблагопотребной и неспособной к общению со Христом.

В учении преподобного Макария опытно разрешается вопрос о единстве Любви Божией и Правды Божией.

Внутренний подвиг христианина определяет меру восприятия им этого единства. Каждый из нас приобретает спасение по благодати и Божественному дару Духа Святого, но достичь совершенной меры добродетели, необходимой для усвоения душой этого Божественного дара, можно лишь «верою и любовью при усилии свободного произволения».

Обратите внимание

Тогда «сколько по благодати, столько и по правде» христианин наследует жизнь вечную. Спасение есть дело Богочеловеческое: полного духовного преуспеяния мы достигаем «не одною Божественною силою и благодатию, но и принесением собственных трудов», с другой стороны, в «меру свободы и чистоты» приходим не одной собственной рачительностью, но не без «содействия свыше Божией руки».

Участь человека определяется действительным состоянием его души, самоопределением его к доброму или злому. «Если душа в сем еще мире не приимет в себя святыни Духа за многую веру и за молитвы, и не сделается причастною Божественного естества, то она непригодна для Небесного Царства».

Чудеса и видения блаженного Макария описаны в книге пресвитера Руфина, житие же его составил преподобный Серапион, епископ Тмунтский (Нижний Египет), один из известных деятелей Церкви IV века.

*На русском языке издано:

1. Духовные беседы / Пер. свящ. Моисея Гумилевского. М., 1782. Изд. 2-е. М., 1839. Изд. 3-е. М., 1851. То же / (2-й пер.) // Христианское чтение. 1821, 1825, 1827, 1829, 1834, 1837, 1846. То же / (3-й пер.) // Изд. 4-е. Моск. Духовной Академии. Сергиев-Посад, 1904.

2. Аскетические послания / Пер. и прим. Б. А. Тураева // Христианский Восток. 1916. Т. IV. С. 141-154.

Учение преподобного Макария изложено также: Добротолюбие. Т. I. М., 1895. С. 155-276*.

Читайте также:  Школа веры: поместные православные церкви

Источник: https://pravoslavrazgovor.mirtesen.ru/blog/43161700440

О житие преподобного макария великого

Служили сегодня вечером преп. Макарию Великому, посмотрев в Минее его краткое житие захотелось снова прочитать его полный вариант, когда-то оно произвело на меня сильное впечатление.

Конечно, там много того, что встречается во многих житиях древних подвижников — подвиги воздержания, чудеса, непрестанная борьба с бесами и т. д., но есть просто замечательные истории, которые во многом раскрывают то, что должно быть одновременно и плодом этих подвигов и начальным побуждением.

Не только пост и молитва, но именно сила любви и смирения делают жизнь земного человека равноангельной, а самого такого человека преподобным, т.е. уподобившимся Богу.

Из житие преподобного Макария Великого

«То­гда дья­вол, не имея воз­мож­но­сти по­бе­дить непо­бе­ди­мо­го, изоб­рел про­тив него но­вую хит­рость, Один из жи­те­лей то­го се­ле­ния, близ ко­то­ро­го под­ви­зал­ся Ма­ка­рий, имел дочь — де­ви­цу, ко­то­рую один юно­ша, так­же жив­ший в этом се­ле­нии, про­сил от­дать се­бе в же­ны. Но так как юно­ша был очень бе­ден и при­том про­сто­го зва­ния, то ро­ди­те­ли де­ви­цы не со­гла­ша­лись от­дать в за­му­же­ство за него свою дочь, хо­тя са­ма де­ви­ца и лю­би­ла то­го юно­шу. Спу­стя несколь­ко вре­ме­ни де­ви­ца ока­за­лась непразд­ною. Ко­гда она ста­ла спра­ши­вать юно­шу, ка­кой ей дать от­вет сво­им ро­ди­те­лям, то по­след­ний, на­уча­е­мый учи­те­лем зло­бы — дья­во­лом, го­во­рил ей:
— Ска­жи, что это сде­лал с то­бою жи­ву­щий око­ло нас от­шель­ник.  

Де­ви­ца по­слу­ша­лась ко­вар­но­го со­ве­та и обост­ри­ла про­тив невин­но­го ино­ка свой язык, как бы зме­и­ный. И вот, ко­гда ро­ди­те­ли за­ме­ти­ли, что де­ви­ца долж­на быть ма­те­рью, то с по­бо­я­ми ста­ли ее спра­ши­вать, кто ви­нов­ник ее па­де­ния. Де­ви­ца то­гда от­ве­ча­ла:

— В этом ви­но­вен от­шель­ник ваш, ко­то­ро­го вы счи­та­е­те свя­тым. Как-то раз, ко­гда я на­хо­ди­лась за се­ле­ни­ем и по­до­шла к то­му ме­сту, где он жи­вет, от­шель­ник встре­тил ме­ня на до­ро­ге и сде­лал на­до мною на­си­лие, а я из-за стра­ха и сты­да ни­ко­му не ска­за­ла об этом до се­го вре­ме­ни.  

Уязв­лен­ные эти­ми сло­ва­ми де­ви­цы, как бы стре­ла­ми, ро­ди­те­ли и род­ствен­ни­ки ее все вме­сте бро­си­лись к жи­ли­щу свя­то­го с гром­ки­ми кри­ка­ми и бран­ны­ми сло­ва­ми. Вы­та­щив Ма­ка­рия из ке­ллии, они дол­го его би­ли и по­том при­ве­ли с со­бою в се­ле­ние.

Важно

Здесь, со­брав мно­же­ство раз­би­тых со­су­дов и че­реп­ков и свя­зав их ве­рев­кою, по­ве­си­ли свя­то­му на шею и в та­ком ви­де во­ди­ли его по все­му се­ле­нию, без ми­ло­сер­дия над­ру­га­ясь над ним, на­но­ся ему по­бои, тол­кая его, тер­зая за во­ло­сы и уда­ряя но­га­ми.

При этом они вос­кли­ца­ли:

— Этот мо­нах осквер­нил на­шу де­ви­цу, бей­те его все!  

Слу­чи­лось в это вре­мя про­хо­дить ми­мо од­но­му бла­го­ра­зум­но­му че­ло­ве­ку. Уви­дев про­ис­хо­дя­щее, он ска­зал бью­щим свя­то­го:

— Дол­го ли вы бу­де­те бить невин­но­го стран­ству­ю­ще­го ино­ка, до­сто­вер­но не узнав, спра­вед­ли­во ли об­ви­не­ние про­тив него? Я ду­маю, что это ис­ку­ша­ет вас дья­вол.  

Но они, не слу­шая слов се­го му­жа, про­дол­жа­ли ис­тя­зать свя­то­го.

Меж­ду тем, тот че­ло­век, ко­то­рый ра­ди Бо­га слу­жил Ма­ка­рию, про­да­вая его ру­ко­де­лие, шел в от­да­ле­нии от свя­то­го и горь­ко пла­кал, не бу­дучи в со­сто­я­нии вос­пре­пят­ство­вать бить свя­то­го и осво­бо­дить Ма­ка­рия из рук тех, ко­то­рые «как псы окру­жи­ли его»(Пс.21:17). А бью­щие свя­то­го, обер­нув­шись, бро­са­лись с бра­нью и угро­за­ми и на это­го че­ло­ве­ка.

— Вот что сде­лал, — кри­ча­ли они, — от­шель­ник, ко­то­ро­му ты слу­жишь!, — и про­дол­жа­ли бить Ма­ка­рия пал­ка­ми, по­ка не удо­вле­тво­ри­ли сво­ей яро­сти и гне­ва; и Ма­ка­рий остал­ся по­лу­мерт­вый на до­ро­ге. Ро­ди­те­ли же де­ви­цы не хо­те­ли и те­перь его оста­вить, но го­во­ри­ли:
— Не пу­стим его до тех пор, по­ка он не пред­ста­вит нам по­ру­чи­те­лей в том, что он бу­дет кор­мить на­шу дочь, ко­то­рую он обес­че­стил.
 

Еле пе­ре­во­дя дух, Ма­ка­рий про­сил слу­жив­ше­го ему че­ло­ве­ка;

— Друг! будь за ме­ня по­ру­чи­те­лем.  

По­след­ний, го­то­вый да­же уме­реть за свя­то­го, по­ру­чил­ся за него, и, взяв Ма­ка­рия, со­вер­шен­но обес­силев­ше­го от ран, с ве­ли­ким уси­ли­ем от­вел его в келлию. Несколь­ко опра­вив­шись от ран, Ма­ка­рий стал уси­лен­нее тру­дить­ся над сво­им ру­ко­де­ли­ем, го­во­ря сам се­бе так:

— Ты те­перь, Ма­ка­рий, име­ешь же­ну и де­тей, и по­се­му те­бе необ­хо­ди­мо ра­бо­тать день и ночь, дабы до­став­лять им необ­хо­ди­мое про­пи­та­ние.  

Де­лая кор­зи­ны, он про­да­вал их чрез ука­зан­но­го че­ло­ве­ка, а вы­ру­чен­ные день­ги от­сы­лал на про­корм­ле­ние де­ви­це.

Ко­гда же ей на­сту­пи­ло вре­мя рож­дать, то ее по­стиг пра­вед­ный суд Бо­жий за то, что она окле­ве­та­ла невин­но­го свя­то­го.

Дол­го она не мог­ла раз­ре­шить­ся от бре­ме­ни и стра­да­ла мно­гие дни и но­чи, горь­ко пла­ча от весь­ма силь­ной бо­ли. При ви­де та­ких ее му­че­ний стра­да­ли вме­сте с нею и ро­ди­те­ли ее и в недо­уме­нии спра­ши­ва­ли ее:

— Что это слу­чи­лось с то­бой?  

То­гда де­ви­ца, хо­тя и силь­но не же­ла­ла то­го, при­нуж­де­на бы­ла от­крыть ис­ти­ну. С гром­ки­ми воп­ля­ми она ска­за­ла:

— О го­ре мне, ока­ян­ной! Я до­стой­на ужас­но­го на­ка­за­ния за то, что окле­ве­та­ла пра­вед­ни­ка, ска­зав, что он ви­нов­ник мо­е­го па­де­ния. Не он ви­нов­ник се­го, но тот юно­ша, ко­то­рый хо­тел же­нить­ся на мне.  

Слы­ша вопли де­ви­цы, ро­ди­те­ли ее и род­ствен­ни­ки, на­хо­див­ши­е­ся око­ло нее, бы­ли силь­но по­ра­же­ны ее сло­ва­ми; и на­пал на них силь­ный страх, и они весь­ма усты­ди­лись, что дерз­ну­ли так оскор­бить невин­но­го ино­ка, слу­жи­те­ля Гос­под­ня.

В стра­хе они взы­ва­ли: «го­ре нам!» Меж­ду тем весть о про­ис­шед­шем раз­нес­лась по все­му то­му се­ле­нию, и все жи­те­ли его, от ма­ла до ве­ли­ка, стек­лись к до­му, где жи­ла де­ви­ца.

Услы­шав там вопли де­ви­цы, что от­шель­ник неви­но­вен в ее по­зо­ре, жи­те­ли силь­но уко­ря­ли се­бя и весь­ма скор­бе­ли, что без ми­ло­сер­дия все они би­ли свя­то­го.

По­со­ве­то­вав­шись с ро­ди­те­ля­ми де­ви­цы, все они ре­ши­лись пой­ти к пре­по­доб­но­му Ма­ка­рий и с пла­чем при­пасть к его но­гам, про­ся про­ще­ния, дабы не по­стиг их гнев Бо­жий за то, что они оскор­би­ли невин­но­го че­ло­ве­ка. Узнав та­кое ре­ше­ние их, при­слу­жи­ва­ю­щие Ма­ка­рий муж, ко­то­рый и по­ру­чил­ся за него, быст­ро по­бе­жал к нему и ра­дост­но ска­зал ему:

— Ра­дуй­ся, от­че Ма­ка­рий! — счаст­лив и ра­до­стен ны­неш­ний день для нас, ибо Бог се­го­дня преж­нее твое по­но­ше­ние и бес­че­стие из­ме­нил в про­слав­ле­ние. И мне уже не на­доб­но бо­лее быть по­ру­чи­те­лем за те­бя, ибо ты ока­зал­ся бес­страст­ным, пра­вед­ным и пре­слав­ным невин­ным стра­даль­цем. Се­го­дня суд Бо­жий по­стиг ту, ко­то­рая неспра­вед­ли­во об­ви­ни­ла те­бя и окле­ве­та­ла те­бя, неви­нов­но­го. Она не мо­жет раз­ре­шить­ся от бре­ме­ни и при­зна­лась, что не ты ви­нов­ник ее па­де­ния, но один юно­ша. Те­перь все жи­те­ли се­ле­ния от ма­ла до ве­ли­ка хо­тят прид­ти к те­бе с по­ка­я­ни­ем, дабы про­сла­вить Бо­га за твое це­ло­муд­рие и тер­пе­ние и ис­про­сить у те­бя про­ще­ния, чтобы не по­стиг­ло их ка­кое-ли­бо на­ка­за­ние от Гос­по­да за то, что они неспра­вед­ли­во те­бя оскор­би­ли.  

С при­скор­би­ем вы­слу­шал сло­ва это­го че­ло­ве­ка сми­рен­ный Ма­ка­рий: он не же­лал по­че­сти и сла­вы от лю­дей, ибо ему го­раз­до при­ят­нее бы­ло при­ни­мать от лю­дей бес­че­стие, неже­ли честь; по­се­му с на­ступ­ле­ни­ем но­чи он встал и уда­лил­ся из тех мест, пой­дя преж­де все­го на Нит­рий­скую го­ру, где он неко­гда имел во сне ви­де­ние».

   

«В дру­гой раз слу­чи­лось, что Ма­ка­рий на­брал в пу­стыне мно­го паль­мо­вых вет­вей для пле­те­ния кор­зин и нес их в свою ке­ллию. На пу­ти его встре­тил дья­вол с сер­пом и хо­тел уда­рить свя­то­го, но не мог. То­гда он ска­зал Ма­ка­рию:

— Ма­ка­рий! Из-за те­бя я терп­лю ве­ли­кую скорбь, по­то­му что не в со­сто­я­нии по­бе­дить те­бя. Вот и я, все, что де­ла­ешь ты, де­лаю. Ты по­стишь­ся, ни­че­го во­все не ем и я; ты бодр­ству­ешь, и я ни­ко­гда не сплю. Од­но, впро­чем, есть, в чем ты пре­вос­хо­дишь ме­ня.
— Что это та­кое?
— спро­сил его пре­по­доб­ный.
— Сми­ре­ние твое, — от­ве­чал Дья­вол, — вот по­че­му я и не мо­гу бо­роть­ся с то­бою».    

«Од­на­жды, ко­гда пре­по­доб­ный Ма­ка­рий мо­лил­ся, к нему был го­лос, ко­то­рый го­во­рил:

Ма­ка­рий! Ты не до­стиг еще та­ко­го со­вер­шен­ства в доб­ро­де­тель­ной жиз­ни, как две жен­щи­ны, про­жи­ва­ю­щие вме­сте в бли­жай­шем го­ро­де.
По­лу­чив та­кое от­кро­ве­ние, пре­по­доб­ный взял свой по­сох и по­шел в тот го­род. Най­дя там дом, где жи­ли озна­чен­ные жен­щи­ны. Ма­ка­рий по­сту­чал­ся в дверь.
 

Тот­час од­на из тех жен­щин вы­шла на стук и, уви­дав пре­по­доб­но­го, с ве­ли­кою ра­до­стью при­ня­ла его в свой дом. При­звав к се­бе обе­их жен­щин, пре­по­доб­ный ска­зал им:

— Ра­ди вас я при­нял на се­бя та­кой ве­ли­кий по­двиг, при­дя сю­да из даль­ней пу­сты­ни, ибо я же­лаю знать ва­ши доб­рые де­ла, о ко­то­рых и про­шу вас рас­ска­зать мне, ни­че­го не скры­вал.
— По­верь нам, чест­ный от­че,
— от­ве­ча­ли жен­щи­ны, — что мы еще про­шлую ночь раз­де­ля­ли ло­же свое со сво­и­ми му­жья­ми: ка­кие же доб­ро­де­те­ли ты же­ла­ешь най­ти в нас?  

Но пре­по­доб­ный на­ста­и­вал, чтобы они рас­ска­за­ли ему об­раз сво­ей жиз­ни. То­гда, убеж­ден­ные им, жен­щи­ны ска­за­ли:

— Мы не бы­ли род­ствен­ни­ца­ми меж­ду со­бою преж­де, но по­том мы вы­шли за­муж за двух род­ных бра­тьев, и вот уже пят­на­дцать лет мы жи­вем все вме­сте в од­ном до­ме; во все вре­мя сво­ей сов­мест­ной жиз­ни мы не ска­за­ли друг дру­гу ни од­но­го злоб­но­го или дур­но­го сло­ва и ни­ко­гда не ссо­ри­лись меж­ду со­бою. Но до насто­я­ще­го вре­ме­ни про­жи­ли в ми­ре и со­гла­сии меж­ду со­бою и недав­но еди­но­мыс­лен­но ре­ши­ли оста­вить сво­их плот­ских су­пру­гов и уда­лить­ся в сонм свя­тых дев, слу­жа­щих Бо­гу. Но мы не мо­жем упро­сить на­ших му­жей, чтобы они от­пу­сти­ли нас, хо­тя с боль­шою на­стой­чи­во­стью и мно­ги­ми сле­за­ми мо­ли­ли их об этом. Не по­лу­чив же­ла­е­мо­го раз­ре­ше­ния, мы за­клю­чи­ли за­вет с Бо­гом и меж­ду со­бою — не про­из­но­сить ни од­но­го мир­ско­го сло­ва до са­мой смер­ти на­шей.  

Вы­слу­шав их рас­сказ, пре­по­доб­ный Ма­ка­рий ска­зал:

— Поис­тине Бог не ищет ни де­вы, ни за­муж­ней, ни ино­ка, ни ми­ря­ни­на, но сво­бод­но­го на­ме­ре­ния, при­ни­мая его как са­мое де­ло, и доб­ро­воль­но­му про­из­во­ле­нию вся­ко­го че­ло­ве­ка по­да­ет бла­го­дать Свя­то­го Ду­ха, дей­ству­ю­ще­го в че­ло­ве­ке и управ­ля­ю­ще­го жиз­нью каж­до­го же­ла­ю­ще­го спа­стись».    

«При­шел к пре­по­доб­но­му и дру­гой инок и спро­сил его:

— Ав­ва, что мне сде­лать, чтобы спа­стись?
— Сту­пай на клад­би­ще и бра­ни умер­ших,
— от­ве­чал ему пре­по­доб­ный.   Инок по­шел на клад­би­ще и, как ска­зал ему пре­по­доб­ный, бра­нил там мерт­ве­цов, раз­би­вал кам­ня­ми гроб­ни­цы их и, воз­вра­тив­шись, рас­ска­зал обо всем пре­по­доб­но­му. Пре­по­доб­ный спро­сил его:

— Ска­за­ли ли что-ли­бо те­бе умер­шие?
— Нет, ни­че­го не ска­за­ли,
— от­ве­чал инок.

 

То­гда пре­по­доб­ный ска­зал:

— Сту­пай опять и те­перь хва­ли их.  

Инок по­шел и на­чал убла­жать мерт­ве­цов раз­ны­ми по­хва­ла­ми:

— Апо­сто­лы, свя­тые и пра­вед­ни­ки, — го­во­рил он.  

За­тем, сно­ва при­дя к пре­по­доб­но­му, он рас­ска­зал ему, что хва­лил умер­ших.

— И те­перь мерт­вые ни­че­го не от­ве­ча­ли те­бе? — спро­сил пре­по­доб­ный.
— Нет, не от­ве­ча­ли, — ска­зал тот.  

То­гда пре­по­доб­ный дал ему та­кое на­став­ле­ние:

— Ви­дишь, — ска­зал он, — что ни то­гда, ко­гда ты бра­нил умер­ших, они ни­че­го те­бе не от­ве­ча­ли, и ни то­гда, ко­гда ты убла­жал их по­хва­ла­ми, они ни­че­го те­бе не от­ве­ти­ли. Так и ты, ес­ли же­ла­ешь спа­стись, будь как мерт­вец: — не гне­вай­ся то­гда, ко­гда те­бя бес­че­стят, не пре­воз­но­сись то­гда, ко­гда те­бя вос­хва­ля­ют. По­сту­пая так, как эти мерт­ве­цы, спа­сешь­ся».

Публикация о. Вячеслава Перевезенцева

Источник: https://hram-chg.ru/prep-makariyu-velikomu/

Преподобный Макарий Великий, Египетский

День памяти — 1 февраля (19 января — ст. ст.)

Преподобный Макарий Великий, Египетский, родился в селении Птинапор, в Нижнем Египте. По желанию родителей он вступил в брак, но скоро овдовел. Похоронив жену, Макарий сказал себе: «Внимай, Макарий, и имей заботу о своей душе, ибо и тебе предстоит оставить земную жизнь».

Читайте также:  Священномученик николай тохтуев, диакон

Господь наградил угодника своего долгой жизнью, но память смертная с тех пор постоянно была с ним, понуждая к подвигам молитвы и покаяния.

Он стал чаще посещать храм Божий и углубляться в Святое Писание, но не уходил от своих престарелых родителей, исполняя заповедь о почитании родителей. По кончине родителей преподобный Макарий («Макарий» — с греч.

значит блаженный) раздал оставшееся имение на поминовение родителей и стал усердно молиться, чтобы Господь указал ему наставника на пути спасения. Господь послал ему такого руководителя в лице опытного старца-инока, жившего в пустыне, недалеко от селения.

Совет

Старец принял юношу с любовью, наставил его в духовной науке бдения, поста и молитвы и научил рукоделию — плетению корзин. Построив отдельную келлию недалеко от своей, старец поместил в ней ученика.

Однажды в Птинапор прибыл местный епископ и, узнав о добродетельной жизни преподобного, поставил, против его воли, клириком местной церкви. Однако блаженный Макарий тяготился нарушением безмолвия, и потому он тайно ушел в другое место.

Враг спасения начал упорную борьбу с подвижником, стараясь устрашить его, сотрясая келлию и внушая греховные помыслы. Блаженный Макарий отражал нападения беса, ограждаясь молитвой и крестным знамением. Злые люди воздвигли на святого брань, оклеветав в соблазнении девицы из ближнего селения.

Его вытащили из келлии, били, издевались над ним. Преподобный Макарий нес искушение с великим смирением. Деньги, вырученные за свои корзины, он безропотно отсылал на прокормление девицы. Невинность блаженного Макария открылась, когда девица, промучившись много дней, никак не могла родить.

Тогда она в муках исповедала, что оклеветала отшельника, и указала действительного виновника греха.

Когда родители ее узнали правду, то были поражены и намеревались идти к блаженному с покаянием, но преподобный Макарий, избегая беспокойства от людей, ночью удалился от тех мест и переселился на Нитрийскую гору в Фаранской пустыне. Так злоба человеческая способствовала преуспеянию праведного.

Прожив три года в пустыне, он пошел к святому Антонию Великому, отцу египетского монашества, о котором слышал, еще живя в миру, и горел желанием его видеть. Преподобный авва Антоний с любовью принял блаженного Макария, который сделался его преданным учеником и последователем.

С ним преподобный Макарий жил долгое время, а затем, по совету святого аввы, удалился в Скитскую пустыню (в северо-западной части Египта) и там столь просиял своими подвигами, что его стали называть «юношей-старцем», так как, едва достигнув тридцатилетнего возраста, он проявил себя опытным, зрелым иноком.

Обратите внимание

Многие нападения демонов испытал на себе преподобный Макарий: однажды он нес из пустыни пальмовые ветви для плетения корзин, на пути встретил его диавол и хотел ударить святого серпом, но не мог исполнить этого и сказал: «Макарий, я терплю от тебя великую скорбь, потому что не могу победить тебя, у тебя есть оружие, которым ты отражаешь меня, это — твое смирение». Когда святому исполнилось 40 лет, он был посвящен в сан священника и поставлен настоятелем (аввой) иноков, живших в Скитской пустыне. В эти годы преподобный Макарий часто посещал Великого Антония, получая от него наставления в духовных беседах. Блаженный Макарий сподобился присутствовать при кончине святого аввы и получил в наследство его посох, вместе с которым принял сугубо духовную силу Великого Антония, подобно тому, как некогда пророк Елисей принял от пророка Илии сугубую благодать вместе с упавшей с неба милотью.

Много исцелений совершил преподобный Макарий, из разных мест к нему стекались люди за помощью, советом, испрашивая его святых молитв. Всё это нарушало уединение святого, поэтому он выкопал под своей келлией глубокую пещеру и удалялся туда для молитвы и Богомыслия.

Преподобный Макарий достиг такого дерзновения в хождении пред Богом, что по его молитве Господь воскрешал умерших. Несмотря на такую высоту достигнутого Богоподобия, он продолжал сохранять необыкновенное смирение.

Однажды святой авва застал в своей келлии вора, который нагружал его вещи на стоявшего у келлии осла. Не подав вида, что он хозяин этих вещей, преподобный стал молча помогать увязывать поклажу.

Отпустив его с миром, блаженный сказал себе: «Мы ничего не внесли в этот мир, ясно, что ничего не можем и унести отсюда. Да будет благословен Господь во всем!»

Однажды преподобный Макарий шел по пустыне и, увидев лежавший на земле череп, спросил его: «Кто ты такой?» Череп отвечал: «Я был главным языческим жрецом. Когда ты, авва, молишься о находящихся в аде, мы получаем некоторое облегчение».

Преподобный спросил: «Каковы эти мучения?» «Мы находимся в великом огне, — отвечал череп, — и не видим друг друга. Когда же ты молишься, мы начинаем немного видеть друг друга, и это служит нам некоторым утешением».

Услышав такие слова, преподобный прослезился и спросил: «Есть ли мучения еще более жестокие?» Череп ответил: «Внизу, глубже нас, находятся те, которые познали Имя Божие, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали. Они терпят еще более тяжкие муки».

Однажды во время молитвы блаженный Макарий услышал голос: «Макарий, ты не достиг еще такого совершенства, как две женщины, живущие в городе». Смиренный подвижник, взяв свой посох, пошел в город, нашел дом, где жили женщины, и постучал.

Важно

Женщины приняли его с радостью, а преподобный сказал: «Ради вас я пришел из дальней пустыни и хочу знать о ваших добрых делах, расскажите о них, ничего не скрывая». Женщины с удивлением ответили: «Мы живем со своими мужьями, у нас нет никаких добродетелей».

Однако святой продолжал настаивать, и тогда женщины рассказали ему: «Мы вышли замуж за родных братьев. За всё время совместной жизни мы не сказали друг другу ни одного злого или обидного слова и никогда не ссорились между собой.

Мы просили своих мужей отпустить нас в женский монастырь, но они не соглашаются, и мы дали обет не произносить ни одного мирского слова до смерти».

Святой подвижник прославил Бога и сказал: «Поистине Господь не ищет девы или замужней, ни инока, ни мирянина, но ценит свободное намерение человека и на добровольное его произволение посылает благодать Святого Духа, которая действует и управляет жизнью каждого человека, стремящегося спастись».

В годы царствования императора Валента — арианина (364 — 378) преподобный Макарий Великий вместе с преподобным Макарием Александрийским подвергся преследованию со стороны арианского епископа Луки. Обоих старцев схватили и, посадив на корабль, отвезли на пустынный остров, где жили язычники. Там по молитвам святых, получила исцеление дочь жреца, после чего сам жрец и все жители острова приняли святое Крещение. Узнав о случившемся, арианский епископ устыдился и разрешил старцам возвратиться в свои пустыни.

Кротость и смирение преподобного преображали души человеческие. «Худое слово, — говорил авва Макарий, — и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми».

На вопрос иноков, как надлежит молиться, преподобный отвечал: «Для молитвы не требуется много слов, надобно только говорить: «Господи, как Ты желаешь и как Сам знаешь, помилуй меня». Если же враг нападает на тебя, то нужно только произносить: «Господи, помилуй!» Господь знает, что нам полезно, и сотворит нам милость».

Когда братия спросила: «Каким образом можно сделаться иноком?», преподобный ответил: «Простите меня, я плохой инок, но видел иноков, спасавшихся в глубине пустыни. Я спросил их, как я могу сделаться иноком. Они ответили: «Если человек не откажется от всего, что находится в мире, не может быть иноком».

На это я отвечал: «Я немощен и не могу быть таким, как вы». Тогда иноки ответили: «Если не можешь быть таким, как мы, тогда сиди в своей келлии и сокрушайся о грехах своих».

Совет

Одному иноку преподобный Макарий дал совет: «Бегай от людей и спасешься». Тот спросил: «Что значит бегать от людей?» Преподобный отвечал: «Сиди в келлии и сокрушайся о грехах своих».

Преподобный Макарий говорил также: «Если желаешь спастись, будь как мертвец, который не гневается, когда его бесчестят, и не превозносится, когда его хвалят». И еще: «Если для тебя поношение — как похвала, бедность — как богатство, недостаток — как изобилие, ты не умрешь.

Ибо не может быть, чтобы правоверующий и подвизающийся в благочестии впал в нечистоту страстей и демонское обольщение».

Молитва преподобного Макария многих спасала в опасных обстоятельствах жизни и сохраняла от бед и искушений. Его милосердие было так велико, что о нем говорили: «Как Бог покрывает мир, так и авва Макарий покрывал согрешения, которые он, и видя, как бы не видел, и слыша, как бы не слышал».

Преподобный дожил до 97 лет, незадолго до кончины ему явились преподобные Антоний и Пахомий, сообщившие радостную весть о близком переходе его в блаженные Небесные обители.

Дав наставления своим ученикам и благословив их, преподобный Макарий простился со всеми и почил со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».

Шестьдесят лет провел святой авва Макарий в мертвой для мира пустыне. Более всего времени преподобный провел в беседе с Богом, часто пребывая в состоянии духовного восхищения.

Но он никогда не переставал плакать, каяться и трудиться. Свой обильный подвижнический опыт авва претворил в глубокие Богословские творения.

Пятьдесят бесед и семь подвижнических слов остались драгоценным наследием духовной мудрости преподобного Макария Великого.

Мысль о том, что высшее благо и цель человека — единение души с Богом, — основная в творениях преподобного Макария. Рассказывая о способах, как достичь священного единения, преподобный основывался на опыте великих учителей египетского монашества и на своем собственном. Путь к Богу и опыт Богообщения святых подвижников открыт каждому верующему сердцу.

Потому Святая Церковь и включила в общеупотребительные вечерние и утренние молитвы подвижнические молитвы преподобного Макария Великого.


Земная жизнь, по учению преподобного Макария, со всеми ее трудами, имеет лишь относительное значение: приготовить душу, сделать ее способной к восприятию Царства Небесного, воспитать в душе сродство с Небесным отечеством.

«Душе, истинно верующей во Христа, должно переложиться и перемениться из нынешнего порочного состояния в другое состояние, доброе, и из нынешней уничиженной природы в другую, Божественную природу, и переделаться в новую — при посредстве силы Святого Духа».

Обратите внимание

Достичь этого можно, если «мы истинно веруем и любим Бога и во всех Его святых заповедях вращаемся». Если же душа, обрученная Христу в святом Крещении, не будет сама содействовать дарованной ей благодати Духа Святого, то подвержется «отлучению от жизни», как оказавшаяся неблагопотребной и неспособной к общению со Христом.

В учении преподобного Макария опытно разрешается вопрос о единстве Любви Божией и Правды Божией. Внутренний подвиг христианина определяет меру восприятия им этого единства.

Каждый из нас приобретает спасение по благодати и Божественному дару Духа Святого, но достичь совершенной меры добродетели, необходимой для усвоения душой этого Божественного дара, можно лишь «верою и любовью при усилии свободного произволения».

Тогда «сколько по благодати, столько и по правде» христианин наследует жизнь вечную.

Спасение есть дело Богочеловеческое: полного духовного преуспеяния мы достигаем «не одною Божественною силою и благодатию, но и принесением собственных трудов», с другой стороны, в «меру свободы и чистоты» приходим не одной собственной рачительностью, но не без «содействия свыше Божией руки». Участь человека определяется действительным состоянием его души, самоопределением его к доброму или злому. «Если душа в сем еще мире не приимет в себя святыни Духа за многую веру и за молитвы, и не сделается причастною Божественного естества, то она непригодна для Небесного Царства».

Чудеса и видения блаженного Макария описаны в книге пресвитера Руфина, житие же его составил преподобный Серапион, епископ Тмунтский (Нижний Египет), один из известных деятелей Церкви IV века.

days.pravoslavie.ru

Источник: http://xn--82-6kcaewxab1a4c4a7cwh.xn--p1ai/pravoslavnye-prazdniki/prepodobnyj-makarij-velikij-egipetskij.html

Ссылка на основную публикацию