Рождественский пост. богослужение

Какие службы нужно посетить Рождественским постом

Чем службы Рождественского поста отличаются от других богослужений, что важно не пропустить в эти дни, напоминает архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.

– Отче, Рождественский пост начался 28 ноября и длится до 6 января. Церковь наставляет верующих провести эти дни в более углубленной молитве. Чем службы в дни Рождественского поста отличаются от других богослужений?

– Рождество Христово, к полноте восприятия радости которого мы подготавливаем себя продолжительным постом и усердной молитвой, можно назвать праздником мира. Ибо когда Христос родился, то ангельский хор пел: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Службы в дни Рождественского поста на первый взгляд ничем не отличаются от богослужений в другие дни, но все его праздники заключают в себе эту миротворческую идею.

И это не случайно, ибо мир – то идеальное состояние, к которому все мы, христиане, призваны стремиться и воплощать в своей жизни в отношении с нашими ближними и дальними.

– На какие службы следует обратить особое внимание в декабре–январе? Как Церковь с помощью богослужений готовит нас к Рождеству Христову?

– Первый праздник, который задолго до Рождества дает нам его настрой, – это Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря). Во время утрени этого праздника храм оглашается радостным песнопением: «Христос рождается – славите, Христос с небес – срящете (встречайте)!» В это время трехлетняя Мария вводится в храм, в самое его святое место, ради стяжания смирения.

И благодаря молитве и покаянию Она сумела обрести в своей душе эту добродетель. Именно за смирение (примечательно, что в корне этого слова лежит слово «мир») Господь сделал Её Своей Матерью. «Яко призре на смирение рабы Своея», – так объясняет в Евангелии Свое избранничество Сама Пречистая (Лк. 1:48).

Обратите внимание

И каждый христианин, если он с молитвой и покаянием приходит в храм, также обретает в своей душе благодатный мир.

Другой великий праздник в Рождественском посту – это день перехода в вечность Святителя Николая Чудотворца (19 декабря). Само имя Николай с греческого переводится как «побеждающий мир».

Каким образом Святитель победил мир с его гордыней, злобой, ненавистью, похотью плоти? Очевидно, что это стало результатом тщательной работы праведника над своим внутренним состоянием, искоренением из души страстей и стяжанием добродетели милосердия.

Как сказано в житии, он с самого раннего возраста очень любил храм Божий и каждый раз старался приходить на службу первым.

В результате приобрел особую силу и дерзновение в молитве и способен подать скорую помощь всем к нему с верою притекающим: терпящим материальную нужду, бедствующим на море и в путешествиях, враждующим и несправедливо оклеветанным. А от его святых мощей в итальянском городе Бари доныне истекает святое целебное миро.

Очень близким по духу к Святителю Николаю был святитель Амвросий Медиоланский, которого избрали на епископскую кафедру благодаря мудрому примирению им враждующих сторон. Не случайно день его памяти на другой день после празднования Святителя Николая (20 декабря).

Святитель Амвросий, который с юности, несмотря на все искушения от мира, плоти и диавола, в языческой среде сумел сохранить свое целомудрие, любил повторять: «Где мало дев, там мало людей».

То есть он искренне был убежден, что большей частью через необузданность плоти человек теряет свое обличье и становится неспособным к продолжению своего рода.

Важно

Как актуально звучат его слова ныне, когда в обществе распространяется безудержный разврат, целомудренные отношения до брака являются редкостью, а потому большинство семей распадается и без того обескровленное революциями и войнами государство ослабляется демографическим кризисом.

Кроме указанных великих праздников верующие люди особенно любят и почитают святую великомученицу Екатерину (ее память 7 декабря) и святую великомученицу Варвару (17 декабря) и также стараются обязательно быть в эти дни в храме на богослужении.

Перенеся великие мучения, святые жены явили мужество, веру и любовь, которым мы удивляемся спустя множество столетий.

По молитве к ним в нашем сердце укрепляется вера, исчезает страх, воспламеняется не чувственная, быстро проходящая, а настоящая вечная любовь.

Новый год начинается с почитания 1 января памяти святого мученика Вонифатия.

Хотя в церковном календаре этот праздник особо не выделяется, но всем, кто собирается отмечать наступающий 2017 Новый год, полезно знать, что святой Вонифатий особенно помогает побороть пристрастие к алкоголю, от которого до своей мученической кончины много страдал.

Давайте помнить об этом и постараемся ограничиться в новогоднюю ночь лишь бокалом шампанского, который лучше выпить до наступления Нового года, так как в этот раз утром нужно идти на воскресную Божественную литургию.

2 января – память святого праведного Иоанна Кронштадтского. Живительное слово его дневниковых записей «Моя жизнь во Христе» способно согреть и растопить лед самого холодного и равнодушного ко всему духовному сердца.

С этого дня до самого праздника Рождества в храме на повечерии читаются назидательные и умилительные трипеснцы, а на утрене поется глубокомысленный тропарь: «Готовися, Вифлееме, отверзися всем, Едеме, красуйся, Евфрафо, яко древо живота в вертепе процвете от Девы: рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже Божественный сад, от негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем. Христос раждается прежде падший возставити образ». Не менее содержательным является и кондак предпразднства: «Дева днесь превечное Слово в вертепе грядет родити неизреченно: ликуй, вселенная, услышавши, прослави со Ангелы и пастырьми хотящаго явитися Отроча Младо, Превечнаго Бога». Эти духовные стихи дают ощущение, что праздник уже вот-вот начнется, и придают особый торжественный настрой.

Будет очень полезно, если мы, несмотря на всю суету, связанную с приготовлением к празднику, найдем время прийти вечером в эти дни в храм (тем более что пост усугубляется; по церковному Уставу запрещается вкушение рыбы) и участвовать в богослужении. Тогда встреча Рождества не будет сведена лишь к утешению чрева после продолжительного поста, как у многих бывает, но мы будем обретать так всеми желанный мир в своем сердце и с другими людьми.

– Чем еще отличительно приготовление к празднику Рождества? Как украсить свою душу?

– К торжеству во всех храмах, а также в домах украшают елки, которые с внешней эстетической стороны тоже добавляют света и радости. Но самое главное, чтобы мы перед праздником очистили свою душу от грехов и украсили ее добродетелями.

Кто гневался и враждовал – чтобы нашел пути к примирению, кто пьянствовал и курил – чтобы оставил эти самоубийственные страсти, кто предавался распутству – чтобы почувствовал силу и сладость от чистоты и целомудрия, кто гордился и одолевался тщеславием – чтобы нашел в себе силы для смирения, кто печалился и унывал из-за пустяков – чтобы обрел в своем сердце праздничную радость и вместе со святыми Ангелами сподобился петь ликующую песнь: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Беседовала Наталья Горошкова

Источник: https://pravlife.org/ru/content/kakie-sluzhby-nuzhno-posetit-rozhdestvenskim-postom

Что нужно успеть в пост каждому: богослужения рождественского поста

На вечерней службе накануне также звучат рождественские песнопения, хотя она и вовсе не праздничная по своему характеру. «Даниил, муж желаний, камень без руки отсечен видев Тя Господи (см. Дан. 2, 31-45), младенца без Семене рождена пронарече (предрек) Тя, из Девы воплощена Слова, непременнаго (неизменного) Бога, и Спаса душ наших».

Благодатная роса от ангела, сохранившая трех отроков, брошенных в разожженную печь по приказу царя Навуходоносора, прообразует Божье снисхождение при зачатии Девой вочеловечившегося Бога… А сами отроки являют собой торжество жизни и воскресения (эпизод с тремя отроками вспоминается особенно в Великую Субботу накануне Пасхи — см. Дан. 3, 24-90).

Песнь трёх отроков не включена в еврейский Масоретский текст Библии, но включена в греческий текст Септуагинты, который и используется в богослужении.

Совет

Да и в каждой службе в 7-й и 8-й песне любого канона так или иначе круглый год воспевается это чудо сохранения жизни трем отрокам в печи Вавилонской.

В Рождественском каноне начало 7-й и 8-й песни можно передать на современном русском языке так: Отроки, воспитанные в благочестии, повелением нечестивым пренебрегши, угрожавшего огня не устрашились, но, стоя посреди пламени, пели: «Боже Отцов, благословен Ты!»

Окропляющая росою печь представила образ сверхъестественного чуда: ибо она не опаляет юношей, которых приняла в себя, как и огонь Божества утробы Девы, в которую нисшел. Поэтому воспоем песнь: «Да благословляет все творение Господа и превозносит во все века!» (перевод иером. Амвросия Тимрота)

Кроме того, два последних воскресных дня перед Рождеством Христовым посвящены вообще всем ветхозаветных пророкам и праведникам и названы в церковном уставе Неделей святых праотец и Неделей святых отец.

Как правило, полиелей совершается и накануне памяти св. вмц. Екатерины 7 декабря (в Церквах, кроме Русской — 8 декабря). Также полиелейные и бденные службы могут совершаться накануне памяти местночтимых святых и святых, в честь которых освящен храм.

31 декабря в храмах Русской Православной Церкви часто служат Новогодний молебен. В последние годы во многих храмах появилась традиция совершать Литургию в новогоднюю ночь — это позволяет провести гражданский праздник и радостно, и с пользой для души. В нашем храме такой молебен не служится. Это связано в связи с общественным транспортом. 

И, наконец, 2 января наступают заключительные пять дней предпразднства Рождества Христова, последний из которых – сочельник. Начинается более строгий пост.

6 января, в Рождественский Сочельник, обычно читаются Царские часы, а по их окончании — Вечерня с Литургией Василия Великого (по уставу ее полагается служить во второй половине дня, но в Русской Церкви это не практикуется). В 2013 году Рождественский Сочельник приходится на воскресенье, в связи с чем Царские часы переносятся на предшествующую пятницу и Литургия после них не совершается.

Таким образом, богослужебное, молитвенное содержание предрождественского поста весьма богато и насыщенно.

 Именно на него, а не на диетическую сторону, не самую важную, однако зачастую самую волнующую многих современных православных, лучше бы обратить наше внимание! Тем не менее, и без последней никак не обойтись, а потому перейдем от более возвышенной и поэтической части  к более прозаической и будничной.

Накануне Рождества совершается Всенощное бдение. Ранняя Литургия Рождества Христова в некторых храмах совершается ночью. 

Но в нашем храме всегда утром бывает две Божественные литургии: ранняя в 6:00 утра и поздняя в 8:00

Исповедь Рождественским постом

Время поста — время более усиленной молитвы и глубокой исповеди. Исповедоваться в большинстве храмов можно на каждой вечерней службе, но лучше заранее узнать время исповеди в своем храме.

Источник: http://pravsobor.kz/1_shagi_v_hrame/o_Poste/Rojdestvo_post/bogoslyjeniya_Rojd_posta.html

О рождественском посте

Просмотров: 2143     Комментариев: 0

– Почему христиане, готовясь к такому радостному событию, как Рождество Христово, постятся, ограничивают себя не только в еде, но и в развлечениях?

– В православной традиции подготовка к церковным праздникам, как правило, связана с телесным и духовным трудом. Многодневные посты предваряют четыре великих праздника. Это Великий пост перед Пасхой, Успенский перед Успением Пресвятой Богородицы, Апостольский пост перед днем свв. апостолов Петра и Павла и Рождественский пост перед Рождеством Христовым.

Опыт жизни нам подсказывает, что почувствовать праздник может только тот человек, который вначале себя в чем-то ограничил, как-то подготовился к этому событию.

Ведь и в обычной жизни человек, собираясь на праздник, стремится себя внутренне и внешне подготовить. Он гладит костюм, пишет речь или поздравительное слово, задумывается, как себя вести..

Тем более важна внутренняя подготовка к празднику в духовной жизни.

Пост – это не самоистязание. Это желание отказаться ради Христа от того, что нам не запрещено, принести некую жертву Богу. При этом нужно прекрасно понимать, что ограничение касается не только пищи, но и развлечений, отказа от греховных привычек. Мы пытаемся ограничить себя в развлечениях, так как в них невозможно собраться, настроиться на молитвенный лад.

Обратите внимание

Пост – это еще и время особого внимания к богослужению. Богослужебные тексты, песнопения образуют душу человека, открывают перед ним удивительно глубокие образы, которые позволяют задуматься о высоком, оторваться от суеты.

– На какие богослужения во время Рождественского поста следует обратить особое внимание?

– Кроме воскресных служб следует посещать храм в двунадесятые праздники и дни памяти чтимых святых. В Рождественский пост это, прежде всего, Введение во храм Пресвятой Богородицы, которое отмечается 4 декабря, а также дни памяти: ап. Андрея Первозванного, свт. Николая Чудотворца, сщмч. Игнатия Богоносца, св. прав.

Иоанна Кронштадтского, свт. Петра Московского, вмц. Анастасии Узорешительницы, и др. В некоторых храмах Рождественским постом совершается Соборование. При необходимости можно принять участие в этом Таинстве. Чем чаще удается бывать в храме, тем лучше.

Частое посещение богослужения настраивает человека на молитву, на внимательное отношение к своей жизни.

Богослужение Рождественским постом не так отличается от повседневного, как, например, Великим постом. Исключение составляет предпразднство Рождества Христова, которое начинается со 2 января. В эти дни звучат особые стихиры, каноны.

Перед человеком открывается таинство Воплощения в мире Христа Спасителя. Особое внимание стоит обратить на последние дни перед праздником.

6 января, в Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), служится Литургия Василия Великого.

После праздника наступает период попразднства, или Святки (народное название), которые для христианина должны быть также временем молитвы, а не поводом для разгульного веселья и объедения. Богослужение в эти дни также построено на воспоминании священного события Рождества.

– Многие христиане работают, заняты семейными делами. Поэтому могут посещать храм только в выходные и праздничные дни. Как следует им проводить пост, чтобы духовно подготовиться к празднику?

– Как можно больше читать духовную литературу, святоотеческие писания, регулярно совершать домашнее молитвенное правило. В нашем храме существует традиция многодневными постами совместно читать Псалтирь. На сегодняшний день в чтении принимают участие более 60 человек. Я считаю, что чтение Псалтири – хорошее подспорье в деле духовного возрастания христианина.

Читайте также:  Школа веры: грехи и страсти

И все же, как бы человек ни был занят, за сорок дней можно найти время и придти в храм. Чтобы проникнуться духом праздника, нельзя не ходить на богослужение. На эти дни приходятся государственные праздники, новогодние каникулы. К примеру, в нашем соборе в новогоднюю ночь совершается ночное богослужение, которое позволяет прихожанам отметить праздник совместной молитвой, Причастием.

Важно

В дни поста стоит регулярно исповедоваться, чаще, чем в обычное время, причащаться. Но все это следует совершать с благословения духовника, чтобы не было самочинного подвига, от гордости и тщеславия. Задача поста человека возвысить, но возвышается только тот, кто по-настоящему смиряется.

– Как определить для себя, в какие дни поста можно вкушать рыбу, а в какие нет? Ведь в наши дни издается немало православных календарей, которые по-разному решают этот вопрос.

– По монастырскому уставу, в понедельник, среду, пятницу следует соблюдать строгий пост без масла, во вторник и четверг – пост с растительным маслом, в субботу и воскресение разрешается рыба.

В дни полиелейных праздников в понедельник, среду, пятницу разрешается масло, а во вторник и четверг – рыба. На праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы рыба разрешается в любой день.

Со 2 января начинаются дни строгого поста, 6 января, по традиции, не вкушают до завершения Литургии, которая в этот день заканчивается далеко за полудень.

Приходская практика в наши дни достаточно разнообразна. Христианин определяет для себя меру поста, советуясь с духовником, исходя из своего физического состояния. Если некого спросить, руководствуется общераспространенной практикой. Существуют послабления для детей, стариков, беременных, больных. Но и в этом случае стоит посоветоваться с духовником.

Пост для мирянина не может быть столь же строг, как для монашествующего. Ведь в монастыре весь распорядок дня, в том числе и трапеза, связан с богослужением. Но даже в монастырях на столах постоянно стоит растительное масло для тех, кто по болезни или немощи не может строго поститься. Ведь Церковь не ломает человека, а предоставляет ему право сделать свободный выбор.

Об этом следует помнить и мирянам. Нередки случаи, когда кто-то из семьи приходит к Богу и начинает понуждать своих домочадцев к посту. Это неправильно, ведь телесный пост обязательно должен быть добровольным и сочетаться с духовной жизнью.

Другой крайностью может стать равнодушие, попустительство себе. Когда человек живет в нецерковной семье и начинает попускать себе нарушения поста, оправдываясь любовью к ближним. Но это также неправильно.

Если пришел человек к Богу, он должен быть верным Ему. Ведь на Страшном Суде никто не сможет оправдать свою леность тем, что так же поступали другие.

Пост для христианина это не только личный подвиг, но еще и проповедь о своей вере.

«Троицкий листок»

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/o-rozhdestvenskom-poste

Рождественский пост: что нужно успеть каждому

Рождественский пост – один из четырех многодневных постов Православной Церкви – продолжается с 28 ноября по 6 января включительно. Пост – это не только время воздержания от того или иного вида пищи, но и повод чаще ходить в храм.

Если ритм жизни не позволяет быть на службе каждый день, какие дни для этого лучше выбрать?

Соблюдение Рождественского поста в пищевом отношении относительно несложно.

В 33-й главе Типикона, в которой речь идет обо всех постах года, предлагается такая схема: по субботам и воскресеньям разрешается рыба, по понедельникам, вторникам и четвергам – пища с растительным маслом и вином, по средам и пятницам – сухоядение.

Если на будний день попадает память славословного или полиелейного святого, в понедельник, вторник и четверг разрешается рыба, в среду и пятницу – масло и вино. В случае, если накануне среды или пятницы совершается Всенощное бдение, в эти дни также разрешается рыба.

В той же книге в указаниях на 14 ноября (день накануне поста по ст.ст.

) можно найти более строгий устав, по которому рыбу разрешено есть только по субботам и воскресеньям, на Введение во храм Пресвятой Богородицы и еще в 9 дней, когда празднуется память великих святых, если они придутся на вторник или четверг. Со 2 января по этой версии устава рыбу нельзя есть вовсе. Там же содержится отсылка к еще более строгому уставу.

Совет

Такие разночтения связаны с наличием двух традиций – более мягкой студийской и более строгой иерусалимской. Иерусалимский устав – устав монахов-отшельников, предполагавший более строгий пост и более продолжительные богослужения – со временем стал господствующим в Церкви, однако к реалиям современной жизни ближе Студийский устав, выработанный монахами городского монастыря.

Фактически большинство православных христиан не вникают в эти тонкости и едят рыбу каждый день, кроме среды и пятницы, когда переходят на пищу с елеем. В Сочельник (Навечерие Рождества – 6 января) трапеза поставляется один раз, вечером (либо после Литургии), без масла.

Впрочем, не так интересны пищевые особенности поста, как богослужебные.

4 декабря – Введение во Храм Пресвятой Богородицы, накануне совершается Всенощное бдение. Введение – двунадесятый праздник, один из особенно почитаемых. В этот день празднуется, как Пречистую Богородицу в трехлетнем возрасте праведные Иоаким и Анна привели в храм и посвятили Богу.

В праздник Введения Богородицы во храм в храмах на всенощной, во время елеопомазания начинают петь Рождественский канон – подробнее: Ирмосы Рождества: история и перевод

Всенощное бдение совершается также накануне:

18 декабря – память прп. Саввы Освященного

19 декабря – память свт. Николая Чудотворца – т. н. «Никола Зимний»

Полиелей бывает накануне:

29 ноября – память апостола и евангелиста Матфея

2 декабря – память свт. Филарета Московского

6 декабря – память св. блгв. кн. Александра Невского / свт. Митрофана Воронежского

10 декабря – празднование в честь иконы Божией Матери “Знамение” (может совершаться бдение)

13 декабря – память апостола Андрея Первозванного

17 декабря – память вмц. Варвары

26 декабря – память мчч. Евареста, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста

2 января – память св. прав. Иоанна Кронштадтского

3 января – память свт. Петра Московского

Как правило, полиелей совершается и накануне памяти св. вмц. Екатерины 7 декабря (в Церквах, кроме Русской – 8 декабря). Также полиелейные и бденные службы могут совершаться накануне памяти местночтимых святых и святых, в честь которых освящен храм.

31 декабря в храмах Русской Православной Церкви служат Новогодний молебен. В последние годы во многих храмах появилась традиция совершать Литургию в новогоднюю ночь – это позволяет провести гражданский праздник и радостно, и с пользой для души.

2 января отмечается Предпразднство Рождества Христова. На следующий день начинается более строгий пост.

6 января, в Рождественский Сочельник, обычно читаются Царские часы, а по их окончании – Вечерня с Литургией Василия Великого (по уставу ее полагается служить во второй половине дня, но в Русской Церкви это не практикуется).

Накануне Рождества совершается Всенощное бдение. Ранняя Литургия Рождества Христова совершается, как правило, ночью.

Обратите внимание

В некоторых храмах ночные литургии служат и в другие дни: например, в храме св. Марона Пустынника в Москве в ночь на 18 декабря (память прп. Саввы Освященного).

Время поста – время более усиленной молитвы и глубокой исповеди. Исповедоваться в большинстве храмов можно на каждой вечерней службе, но лучше заранее узнать время исповеди в своем храме.

Купить подарки для близких можно не только в магазинах, но и на рождественских ярмарках, которых год от года становится всё больше. На многих ярмарках все или большая часть вырученных денег идут на дела милосердия.

К Рождеству в храмах и воскресных школах устраиваются вертепы. Во многих городах проходят выставки вертепов, позволяющие познакомиться с лучшими традициями и самыми красивыми композициями.

Источник: https://rat-club.su/17-02-2019/1179-rozhdestvenskij-post-chto-nuzhno-uspet-kazhdomu.html

Наступает Рождественский пост

28 ноября начинается Рождественский пост. Все посты готовят верующих к тому, что находится за пределами собственно поста. Нынешний пост готовит нас ко встрече пришедшего в мир воплотившегося Сына Божия. Для того чтобы войти в этот праздник с чистыми сердцем, душой и телом, Церковь предлагает нам очиститься с помощью покаяния, воздержания и молитвы.

Особенности Церковных служб

В литургической жизни Церкви таинство Рождества Христова приближается по значению к таинству Воскресения из мертвых, а потому продолжительность и значение Рождественского поста подобны Великому посту. Действующая ныне церковная дисциплина полагает продолжительность Рождественского поста в сорок дней. Заканчивается пост в ночь перед Рождеством (25 декабря / 7 января).

В течение этого времени растет молитвенное напряжение, все крепче становится предчувствие праздника. За пять дней до Рождества начинается так называемое предпразднство, по образцу Страстной седмицы. Особенный день поста — канун праздника — Навечерие Рождества, или Сочельник. Это день строгого поста, а богослужение Сочельника построено по образцу Великой (Страстной) Пятницы.

Богослужения Рождественского поста

4 декабря — Введение во Храм Пресвятой Богородицы, накануне совершается Всенощное бдение. Введение — двунадесятый праздник, один из особенно почитаемых. В этот день празднуется, как Пречистую Богородицу в трехлетнем возрасте праведные Иоаким и Анна привели в храм и посвятили Богу. Всенощное бдение совершается также накануне:

18 декабря — память прп. Саввы Освященного

19 декабря — память свт. Николая Чудотворца — т. н. «Никола Зимний». Полиелей бывает накануне:

29 ноября — память апостола и евангелиста Матфея

2 декабря — память свт. Филарета Московского

6 декабря — память св. блгв. кн. Александра Невского / свт. Митрофана Воронежского

10 декабря — празднование в честь иконы Божией Матери «Знамение» (может совершаться бдение)

13 декабря — память апостола Андрея Первозванного

17 декабря — память вмц. Варвары

26 декабря — память мчч. Евареста, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста

31 декабря в храмах Русской Православной Церкви служат Новогодний молебен. В последние годы во многих храмах появилась традиция совершать Литургию в новогоднюю ночь — это позволяет провести гражданский праздник и радостно, и с пользой для души.

2 января — память св. прав. Иоанна Кронштадтского;
отмечается Предпразднство Рождества Христова. На следующий день начинается более строгий пост.

3 января — память свт. Петра Московского

6 января, в Рождественский Сочельник, обычно читаются Царские часы, а по их окончании — Вечерня с Литургией Василия Великого (по уставу ее полагается служить во второй половине дня, но в Русской Церкви это не практикуется). В 2013 году Рождественский Сочельник приходится на воскресенье, в связи с чем Царские часы переносятся на предшествующую пятницу и Литургия после них не совершается.

Накануне Рождества совершается Всенощное бдение. Ранняя Литургия Рождества Христова совершается, как правило, этой же ночью, т.е. уже 7 января.

7 января — Рождество Христово.

Как подготовиться к празднику Рождества Христова?

Ошибочно рассматривать пост как время, когда чего-то «нельзя»: нельзя употреблять мясо, иметь супружеские отношения, смотреть телевизор и пр. Суть поста — не в том, чего нельзя, а в том, что мы можем сделать, когда освободим свои силы и время. Так что цель некоторых ограничений во время поста – не в них самих, а в том, что мы можем сделать благодаря этому.

Согласно церковному уставу, во время Рождественского поста не разрешается употреблять продукты животного происхождения,рыбу,вино. Монастырские же правила несколько суровее.

Церковный устав регулирует не только виды пищи, но и ее количество. Цель поста — дать возможность человеку ощутить голод, познать свою зависимость от пищи и преодолеть ее. Как дети Божьи, мы зависим только от Него, и не должны становиться рабами еды или плотских пристрастий.

Пост телесный и духовный

Пост телесный, то есть воздержание от употребления определенных продуктов, должен быть уравновешен постом духовным. Сам по себе телесный пост ничего не дает душе и не приближает нас ко спасению. Напротив, такой пост может и навредить. Настоящий пост должен быть соединен с молитвой, покаянием, воздержанием от страстей, искоренением злых привычек, прощением обид.

В современной церковной проповеди можно услышать призыв к ограничению супружеских отношений во время поста чтобы сосредоточить силы на духовной жизни. Во время Рождественского поста ограничение супружеского общения, впрочем, не столь актуально, как во время Великого, и каждая христианская семья должна мудро и с рассудительностью подходить к этому деликатному вопросу.

Гораздо более важно воздерживаться во время поста от всего того, что не способствует сосредоточенности на духовной жизни, то есть от развлекательных и зрелищных мероприятий, вечеринок, концертов, телесериалов, телешоу. Пост — это не цель, а средство.

С его помощью христиане стремятся усмирить свои страсти и очиститься от грехов. Телесный пост без духовного вырождается в банальную диету.

Церковные молитвы напоминают о том, что духовный пост должен быть неотделим от телесного: «Постясь, братия, телесно, постимся и духовно, расторгнем всякий союз с неправдой».

В своих песнопениях Церковь отрицает представление о том, что Богу будто бы можно угодить только с помощью телесного поста без духовного делания: «(Постясь от пищи, душа моя, но не очистившись от страстей, напрасно ты радуешься неядению: ибо если оно не станет для тебя поводом к исправлению, ты, как лживая, будешь возненавидена Богом и уподобишься злым демонам, которые вообще никогда не едят. Греша, не сделай свой пост бесполезным; но оставайся непоколебима неуместными влечениями…»

Роман, Епископ Якутский и Ленский:

Святое Евангелие. Пост — время напряженной духовной работы. Свой ум, свой внутренний мир необходимо приблизить к евангельскому жизненному опыту. А для этого нужно читать. Читать почаще, быть близко к этой Книге. Читайте в метро. Читайте всюду. Читайте в свободное и несвободное время. Читайте — и размышляйте.

Епископ Иона (Черепанов), наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря:

Если что-то читать, то никоим образом не околоправославную беллетристику: романы, повести и рассказы с православным антуражем, ставшие очень модными в наше время среди православных читателей из-за своей легкости и примитивности изложения. К сожалению, такая беллетристика вытесняет серьезную аскетическую литературу.

Читайте также:  ​при нарушении сна у младенцев

Мне кажется, лучше всего обратиться к своему духовнику с просьбой порекомендовать книгу на период поста. Духовник лучше знает духовное состояние обращающегося к нему чада и сможет дать дельный совет.

Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы:

Важно

Читать только Евангелие. Всегда рекомендую только Евангелие. Это нами по-настоящему непрочитанная книга. Мы читаем, читаем, но до конца все равно прочитать не можем. Поэтому читать постом Евангелие — правильное занятие.

А дальше — каждый сам для себя выбирает хорошую духовную литературу, которая могла бы быть ему полезной. Что-либо рекомендовать здесь сложно — сейчас так много возможностей для чтения, столько много издается книг, столько можно найти в интернете…

Сам я всегда во время поста читаю что-то разное. Лично мне нравится перечитывать «Добротолюбие», особенно первые два тома. Особенно — поучения преподобного Антония Великого.

Своим прихожанам я часто рекомендую во время поста читать книгу преподобного Аввы Дорофея. Это, на мой взгляд, с одной стороны, доступное чтение, а с другой — очень глубокое чтение, не устаревшее.

Очень актуальное, поскольку речь идет о том, с чем мы всегда сталкиваемся: о совести, о страхе Божием, об осуждении, о самоукорении, о том, как нужно бороться и преодолевать страсти.

Самые фундаментальные понятия нашей духовной жизни.

Максим Первозванский, клирик храма Сорока мучеников Севастийских:

Лично мне помогает настроиться на пост даже не чтение Святых Отцов, а, в основном, — чтение писем. «Письма Валаамского старца», письма преподобного Амвросия Оптинского… Или пространные жития, такие, как житие преподобного Серафима Саровского.

Протоиерей Алексий Потокин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник»:

Чтение не должно быть насилием над собой, каждый и должен найти свою меру.

Если человек не привязан к телевизору, он сам с радостью во время поста не будет его смотреть, чтобы не отвлекаться. А у кого дома телевизор не выключается, пусть попробует сократить время просмотра телевизора. Это уже будет усилием на пути к встрече с рождающимся Спасителем.

Что касается литературы, то Евангелие можно порекомендовать всем.

Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана:

Рекомендую книгу преподобного Марка Подвижника «Советы ума своей душе».

Протоиерей Виктор Григоренко:

Во время поста мы обязательно должны обратить внимание и на духовную пищу. Время для чтения нужно регламентировать, хорошо читать утром (ежедневно) Евангелие и Апостол согласно указаниям в церковном календаре, чтобы вспоминать о прочитанном в течении дня. Вечером после молитвы можно читать духовную литературу.

Постный стол

Соблюдение Рождественского поста в пищевом отношении относительно несложно.

В Типиконе предлагается такая схема: по субботам и воскресеньям разрешается рыба, по понедельникам, вторникам и четвергам — пища с растительным маслом и вином, по средам и пятницам — сухоядение.

Если на будний день попадает память славословного или полиелейного святого, в понедельник, вторник и четверг разрешается рыба, в среду и пятницу — масло и вино. В случае, если накануне среды или пятницы совершается Всенощное бдение, в эти дни также разрешается рыба.

В той же книге в указаниях на 14 ноября (день накануне поста по ст.ст.

) можно найти более строгий устав, по которому рыбу разрешено есть только по субботам и воскресеньям, на Введение во храм Пресвятой Богородицы и еще в 9 дней, когда празднуется память великих святых, если они придутся на вторник или четверг. Со 2 января по этой версии устава рыбу нельзя есть вовсе. Там же содержится отсылка к еще более строгому уставу.

Такие разночтения связаны с наличием двух традиций — более мягкой студийской и более строгой иерусалимской. Иерусалимский устав — устав монахов-отшельников, предполагавший более строгий пост и более продолжительные богослужения — со временем стал господствующим в Церкви, однако к реалиям современной жизни ближе Студийский устав, выработанный монахами городского монастыря.

Фактически, большинство православных христиан не вникают в эти тонкости и едят рыбу каждый день, кроме среды и пятницы, когда переходят на пищу с елеем.

В Сочельник (Навечерие Рождества — 6 января) трапеза поставляется один раз, вечером (либо после Литургии), без масла.

Совет

В этом году в Рождественский Сочельник позволяется есть пищу с маслом, потому что устав Церкви принципиально отрицает строгий пост в воскресенье.

Источник: http://prodrom.cerkov.ru/index.php/2014/11/27/nastupaet-rozhdestvenskij-post/

Рождественский пост. Богослужение на Рождество Христово

Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 28 ноября и продолжается до 7 января, длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост.

Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце.

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св.

Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост.

В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий: «Как Господь ущедрил нас плодами земли, так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».

Так как заговенье (канун поста) приходится в день памяти св. апостола Филиппа (27 ноября), то этот пост в простом народе называли Филипповым (что искажало цель поста, как подготовку к дню Рождества Христова).

Богослужение на Рождество Христово:

Тексты богослужебных последований праздника содержатся в Минее, а порядок их совершения — в Типиконе.

Богослужение Рождества Христова имеет значительные отличия от богослужения прочих двунадесятых праздников. Так, в состав всенощного бдения накануне праздника входит великое повечерие (как и в канун Богоявления) вместо Великой вечерни (как в остальные двунадесятые праздники).

Обратите внимание

Первое в литургическом году рождественское песнопение — катавасия «Христос рождается…» (ирмосы первого Рождественского канона) — положено во все дни от праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы на службе с великим славословием. Катавасия поётся до отдания праздника Рождества, то есть 31 января по юлианскому календарю.

На дни Рождественского поста, предшествующие Рождеству Христову, приходится память многих ветхозаветных пророков: Авдия, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея и Даниила. В дни памяти пророков (а также в некоторые иные дни поста — подробнее см.

статью Рождественский пост) богослужение, согласно Уставу, совершается по великопостному чину: вместо пения «Бог Господь» на утрене поётся «Аллилуиа», за богослужением читается покаянная молитва Ефрема Сирина[2].

Две последние Недели (воскресенья) пред Рождеством Христовым — Неделя святых пра́отец и Неделя святых отец — посвящены памяти всех ветхозаветных праведников и пророков и предков Иисуса Христа по плоти соответственно. Этим Церковь воспоминает жизнь человечества до пришествия в мир Христа.

Всё это указывает на то, что до воплощения Христа над человечеством тяготело бремя первородного греха и подготавливает к мысли о том, что лишь Рождество Христово дало надежду на скорое снятие печати греха.

Праздник Рождества Христова, также как и Богоявление, в отличие от прочих двунадесятых праздников, имеет пять дней предпразднства. Такая продолжительная подготовка к празднику свидетельствует об особой важности для жизни христиан того события, которое отмечает церковь в этот день.

В богослужебных текстах служб предпразднства содержатся призывы к молящимся устремить свой взор к Вифлеему и, очистив свои грехи, с чистым сердцем взирать на Деву Марию, «ищущую родити в вертепе всех Господа и Бога нашего». Христиане призываются к тому, чтобы также и они были свидетелями тайны Воплощения Бога-Слова.

Важно

Каноны предпразднства составлены по образцу канонов Страстной Седмицы. В них Богомладенцу противопоставляется царь Ирод и его советники, занимающие в службах предпразднства такое же место, как Иуда и соборище иудейское в службах Страстной Седмицы. Канон последнего дня предпразднства, 24 декабря, составлен по образцу канона Великой Субботы.

Его главная мысль — плод Божества на земле, а именно — соединение земного с небесным.

Последний день предпразднства именуется Навече́рием Рождества Христова или Рождественским сочельником. В богослужебных текстах этого дня скорбные мотивы и призывы к достойной встрече родившегося Спасителя постепенно сменяются радостью и ликованием по поводу рождающегося Спасителя.

Если службы предпразднства раскрывают тайну воплощения Бога, то в Навечерие внимание обращается уже на земные обстоятельства этого события: говорится о времени и месте, когда оно должно совершиться, а также упоминаются все его участники — Дева Мария и Иосиф Обручник, волхвы и пастухи.

Служба Навечерия, помимо своего содержания, характеризуется также и своим богослужебным строем, отличным от богослужебного строя всего остального годичного круга (за исключением дня Крещения Господня).

Так, в Навечерие Рождества Христова читаются Царские часы вместо вседневных; эта служба совершается лишь три раза в году. Псалмы, читаемые на этой службе, представляют собой пророчества о явлении в мир Мессии.

Чтения из Священного Писания — из Ветхого Завета, апостольских посланий и Евангелия, положенные на царских часах уже по своему содержанию раскрывают смысл самого праздника. Евангельские чтения охватывают промежуток от явления ангела во сне Иосифу до возвращения младенца Иисуса вместе с семьёй из Египта.

В случае, если Навечерие выпадает на субботу или воскресенье, в этот день Царские часы не служат, а переносят на пятницу. В таком случае в эту пятницу литургия не совершается.

Если Навечерие случится в понедельник, вторник, среду, четверг или пяток, то утром — Царские часы; а в 1-м часу пополудни — вечерня в соединении с литургией Василия Великого. На вечерне читается 8 паремий — вместо обычных для праздничной вечерни трёх.

Совет

Паримии содержат повествование о сотворении мира, пророчества о пришествии на землю Христа и о грядущем Царстве Христовом. Если Навечерие случится в субботу или Неделю (воскресенье), то обычным порядком и в обычное время совершается литургия Иоанна Златоуста; а в первом часу пополудни отдельно от литургии (по чтении 9-го Часа) — великая вечерня.

Любопытно, что Типикон содержит явно ошибочное указание, которое митрополит Филарет (Дроздов) именует «замешательством в Уставе», назначая в Навечерие в субботу или Неделю, на вечерне, совершаемой после литургии, чтения евангелия от Матфея, зачало 53-е, — вместо праздничного чтения от Луки, зачало 5-е, а также чтение послания к Галатам, зачало 207-е (об оправдании в Новом Завете верой во Христа) — вместо праздничного послания к Евреям, зачало 303-е (о превечном рождении Сына Божия от Отца). В субботу или Неделю по отпусте вечерни, а в прочие дни седмицы по отпусте литургии — поставляется свещник посреди храма, а оба лика (и все клирики), ставши вместе, поют тропарь Рождества, «Слава и ныне» и кондак «Дева днесь». По пении «входим в трапезу, и ядим варение [то есть варёную пищу] со елеем, рыбы же не ядим»; в субботу же или Неделю «ядим совершенно [то есть до сытости], рыбы же не ядим, но со древяномаслием, и сочиво обварено, или кутию с медом.»

Бдение в канун Рождества начинается с великого повечерия (в котором, однако, опускаются конечные молитвы) — вместо обычной вечерни, которая уже отправлена вместе с литургией Навечерия. «Аще случится Рождество Христово в неделю, воскресно ничтоже поем» — предписывает Устав. По прочтении великого славословия — лития и благословение хлебов; затем праздничная утреня.

В сам праздник Рождества служится литургия Иоанна Златоуста; или, если он выпадает на воскресение или понедельник, — Василия Великого, так как литургия Иоанна Златоуста уже совершалась накануне. За этой литургией вместо обычных изобразительных псалмов поются торжественные праздничные антифоны.

Апостольское чтение этого дня (Гал 4. 4—7) говорит о том, что дало воплощение Бога Слова христианам. В евангельском чтении праздника (Мф 2. 1—12) говорится о поклонении волхвов.

Вместо Трисвятой песни — «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуия»; вместо «Достойно есть» — «Величай, душе́… Любити убо нам…» (ирмос 9-й песни 2-го канона).

До 1918 года с Рождеством в России соединялось воспоминание «избавления Церкви и Державы Российския от нашествия га́ллов (французов под предводительством Наполеона) и с ними двадесяти язык в 1812 году».

По литургии 25 декабря совершался благодарственный молебен с коленопреклонением; возглашались многолетие здравствующему Императору и всему Царствующему Дому и «вечная память» Александру I, а также многолетие воинству.

Обратите внимание

На следующий день после Рождества Христова православная церковь совершает празднование Собору Пресвятой Богородице.

РХ в 4 веке начали праздновать отдельно от Богоявления

Вариант 1: Навечерие

Источник: https://studopedia.net/7_35544_rozhdestvenskiy-post-bogosluzhenie-na-rozhdestvo-hristovo.html

Рождественский пост: история, богослужение и постный стол

Как был установлен Рождественский пост Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что “сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. – Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября”. Рождественский пост – последний многодневный пост в году.

Он начинается 15 (28 – по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.

Зачем установлен Рождественский пост Рождественский пост – зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Лев Великий пишет: “Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий”. По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.

Читайте также:  Школа веры: пятая заповедь: «почитай отца своего и мать свою»

“Как Господь ущедрил нас плодами земли, – пишет святитель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным”. По словам Симеона Фессалоникийского, “пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих.

А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти”.

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Важно

Когда начали праздновать Рождество Христово Начало этого праздника относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: “Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца” (desembri).

Там же сказано: “День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру”. Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский. В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит.

Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова. С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св.

Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова. Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.

В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин.

Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.

Как питаться в Рождественский пост Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов – “все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды, пищи. – Ред.], не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью.

Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов”. Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост.

Совет

Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни – вторник, четверг, суббота и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом.

Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста. Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. “Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды”, – заповедует Святая Церковь. Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство – средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Сущность поста выражена в следующей церковной песне: “Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим”. Некоторые считают, что при современном бедственном положении в России, когда не выплачивают зарплату, когда у многих нет денег, пост не тема для разговора. Напомним слово Оптинских старцев: “Не хотят поститься добровольно – будут поститься недобровольно…”

Календарь Рождественского поста

МАРИЯ СЕНЬЧУКОВА Рождественский пост – один из четырех многодневных постов Православной Церкви – продолжается с 28 ноября по 6 января включительно. Пост – это не только время воздержания от того или иного вида пищи, но и повод чаще ходить в храм.

Если ритм жизни не позволяет быть на службе каждый день, какие дни для этого лучше выбрать? Постный стол Соблюдение Рождественского поста в пищевом отношении относительно несложно.

В 33-й главе Типикона, в которой речь идет обо всех постах года, предлагается такая схема: по субботам и воскресеньям разрешается рыба, по понедельникам, вторникам и четвергам – пища с растительным маслом и вином, по средам и пятницам – сухоядение.

Если на будний день попадает память славословного или полиелейного святого, в понедельник, вторник и четверг разрешается рыба, в среду и пятницу – масло и вино. В случае, если накануне среды или пятницы совершается Всенощное бдение, в эти дни также разрешается рыба. В той же книге в указаниях на 14 ноября (день накануне поста по ст.

ст.) можно найти более строгий устав, по которому рыбу разрешено есть только по субботам и воскресеньям, на Введение во храм Пресвятой Богородицы и еще в 9 дней, когда празднуется память великих святых, если они придутся на вторник или четверг. Со 2 января по этой версии устава рыбу нельзя есть вовсе.

Обратите внимание

Там же содержится отсылка к еще более строгому уставу. Такие разночтения связаны с наличием двух традиций – более мягкой студийской и более строгой иерусалимской.

Иерусалимский устав – устав монахов-отшельников, предполагавший более строгий пост и более продолжительные богослужения – со временем стал господствующим в Церкви, однако к реалиям современной жизни ближе Студийский устав, выработанный монахами городского монастыря.

Фактически большинство православных христиан не вникают в эти тонкости и едят рыбу каждый день, кроме среды и пятницы, когда переходят на пищу с елеем. В Сочельник (Навечерие Рождества – 6 января) трапеза поставляется один раз, вечером (либо после Литургии), без масла.

Впрочем, не так интересны пищевые особенности поста, как богослужебные. Богослужения Рождественского поста

4 декабря – Введение во Храм Пресвятой Богородицы, накануне совершается Всенощное бдение. Введение – двунадесятый праздник, один из особенно почитаемых. В этот день празднуется, как Пречистую Богородицу в трехлетнем возрасте праведные Иоаким и Анна привели в храм и посвятили Богу.

В праздник Введения Богородицы во храм в храмах на всенощной, во время елеопомазания начинают петь Рождественский канон – подробнее: Ирмосы Рождества: история и перевод

Всенощное бдение совершается также накануне: 18 декабря – память прп. Саввы Освященного

19 декабря – память свт. Николая Чудотворца – т. н. «Никола Зимний»

Полиелей бывает накануне: 29 ноября – память апостола и евангелиста Матфея 2 декабря – память свт. Филарета Московского 6 декабря – память св. блгв. кн. Александра Невского / свт.

Митрофана Воронежского 10 декабря – празднование в честь иконы Божией Матери “Знамение” (может совершаться бдение) 13 декабря – память апостола Андрея Первозванного 17 декабря – память вмц. Варвары 26 декабря – память мчч. Евареста, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста 2 января – память св. прав. Иоанна Кронштадтского 3 января – память свт.

Петра Московского Как правило, полиелей совершается и накануне памяти св. вмц. Екатерины 7 декабря(в Церквах, кроме Русской – 8 декабря). Также полиелейные и бденные службы могут совершаться накануне памяти местночтимых святых и святых, в честь которых освящен храм.

31 декабря в храмах Русской Православной Церкви служат Новогодний молебен.

Важно

В последние годы во многих храмах появилась традиция совершать Литургию в новогоднюю ночь – это позволяет провести гражданский праздник и радостно, и с пользой для души.

2 января отмечается Предпразднство Рождества Христова. На следующий день начинается более строгий пост.

6 января, в Рождественский Сочельник, обычно читаются Царские часы, а по их окончании – Вечерня с Литургией Василия Великого (по уставу ее полагается служить во второй половине дня, но в Русской Церкви это не практикуется).

Накануне Рождества совершается Всенощное бдение. Ранняя Литургия Рождества Христова совершается, как правило, ночью. В некоторых храмах ночные литургии служат и в другие дни: например, в храме св.

Марона Пустынника в Москве в ночь на 18 декабря (память прп. Саввы Освященного).Исповедь Рождественским постом

Время поста – время более усиленной молитвы и глубокой исповеди.

Исповедоваться в большинстве храмов можно на каждой вечерней службе, но лучше заранее узнать время исповеди в своем храме.

Рождественские ярмарки

Купить подарки для близких можно не только в магазинах, но и на рождественских ярмарках, которых год от года становится всё больше. На многих ярмарках все или большая часть вырученных денег идут на дела милосердия.

Рождественские вертепы

К Рождеству в храмах и воскресных школах устраиваются вертепы. Во многих городах проходят выставки вертепов, позволяющие познакомиться с лучшими традициями и самыми красивыми композициями.

28 ноября (суббота) – горячая пища с растительным маслом, разрешается рыба и вино. 29 ноября (воскресенье) – горячая пища с растительным маслом, разрешается рыба и вино. 30 ноября (понедельник) – горячая пища без масла. 1 декабря (вторник) – горячая пища с растительным маслом, разрешается рыба и вино. 2 декабря (среда) – сухоядение. 3 декабря (четверг) – горячая пища с растительным маслом, разрешается рыба и вино. 4 декабря (пятница) – сухоядение. 5 декабря (суббота) – горячая пища с растительным маслом, разрешается рыба и вино. 6 декабря (воскресенье) – горячая пища с растительным маслом, разрешается рыба и вино. 7 декабря (понедельник) – горячая пища без масла. 8 декабря (вторник) – горячая пища с растительным маслом, разрешается рыба и вино. 9 декабря (среда) – сухоядение. 10 декабря (четверг) – горячая пища с растительным маслом, разрешается рыба и вино. 11 декабря (пятница) – сухоядение. 12 декабря (суббота) – горячая пища с растительным маслом, разрешается рыба и вино. 13 декабря (воскресенье) – горячая пища с растительным маслом, разрешается рыба и вино. 14 декабря (понедельник) – горячая пища без масла. 15 декабря (вторник) – горячая пища с растительным маслом, разрешается рыба и вино. 16 декабря (среда) – сухоядение. 17 декабря (четверг) – горячая пища с растительным маслом, разрешается рыба и вино. 18 декабря (пятница) – сухоядение. 19 декабря (суббота) – горячая пища с растительным маслом, разрешается рыба и вино. 20 декабря (воскресенье) – горячая пища с растительным маслом, разрешается рыба и вино. 21 декабря (понедельник) – горячая пища без масла. 22 декабря (вторник) – горячая пища с растительным маслом. 23 декабря (среда) – сухоядение. 24 декабря (четверг) – горячая пища с растительным маслом. 25 декабря (пятница) – сухоядение. 26 декабря (суббота) – горячая пища с растительным маслом, разрешается рыба и вино. 27 декабря (воскресенье) – горячая пища с растительным маслом, разрешается рыба и вино. 28 декабря (понедельник) – горячая пища без масла. 29 декабря (вторник) – горячая пища с растительным маслом. 30 декабря (среда) – сухоядение. 31 декабря (четверг) – горячая пища с растительным маслом. 1 января (пятница) – сухоядение. 2 января (суббота) – горячая пища с растительным маслом. 3 января (воскресенье) – горячая пища с растительным маслом. 4 января (понедельник) – сухоядение. 5 января (вторник) – горячая пища без масла. 6 января (среда) – самый строгий день поста, полагается есть сочиво и кутью.

7 января (четверг) – Рождество Христово – поста нет.

Источник: http://diakonissa.blogspot.com/2015/11/blog-post_54.html

Ссылка на основную публикацию