Школа веры: четвертая заповедь: «помни день субботний»

Четвертая Заповедь – помни день субботний

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его»  (Исход 20:8-11).

Почему нужно помнить седьмой день?

В одном городе журналисты провели опрос.

Они спрашивали прохожих: «О каком дне, который нужно праздновать, говорится в Десяти Заповедях Божьих?» Подавляющее большинство людей ответило, что речь идёт о воскресенье.

Они были уверены, что, празднуя первый день недели — воскресенье, исполняют Заповедь Господню. Но в Четвёртой Заповеди сказано: «Помни день субботний», который, по Библии, является седьмым днём недели.

Суббота берёт своё начало ещё от сотворения нашей Земли. После шести дней творения Бог выделил человеку отдельный день для отдыха.

Обратите внимание

В начале Библии мы читаем, что «благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Бытие 2:3).

Бог знал, что суббота необходима человеку, что он нуждается в дне, когда может отдохнуть от всех своих трудов и, в то же время, свободно размышлять о делах Господа, Его любви, силе и доброте.

Человек нуждается в субботе как дне, который бы напоминал ему о Творце, пробуждая в сердце чувство благодарности за всё сделанное Богом. Господь желает, чтобы в субботний день мы обратили свой взор от материальных вещей и направили его к духовным ценностям, таким образом, с новым посвящением и силой взялись за работу в следующие шесть дней.

При творении нашей Земли Бог освятил этот день, выделил его из числа других для особой цели. Позже Господь подтвердил особенность этого дня, когда дал Закон на Синае (Исход 20).

В последующие времена святость седьмого дня была подтверждена Христом, апостолами и первыми христианами. Поскольку суббота названа святым днём, она имеет особенное предназначение. Мы не должны использовать его для повседневной работы.

Всё, что совершается в этот день, должно соответствовать тому, для чего Бог отделил его.

Для чего предназначена суббота?

Каково значение этого дня? В первую очередь, это памятник творения нашей Земли. Сегодня многих волнует вопрос: как появился наш мир? Люди имеют по этому поводу разные мнения, придумывают всевозможные теории.

Суббота же предохраняет нас от неверных толкований, заблуждений.

Принимая субботу как особенный день, установленный Господом, мы тем самым подтверждаем свою веру в то, что написано в Библии: наш мир сотворён Богом в течение шести буквальных дней и мы Его творение.

Важно

Суббота — это ещё и время отдыха от всех будничных трудов. Сегодня этот день особенно нужен человеку. Общество, страдающее от стрессов, усталости, постоянных житейских забот, нуждается в отдыхе.

Суббота предлагает выход из постоянных проблем современной жизни, напоминая нам о том, что пришло время закрыть двери нашего дома и разума, чтобы отдохнуть от суеты и шума этого мира, прийти в присутствие Того, Кто сотворил нас и знает, в чём мы нуждаемся.

Отсюда исходит следующее предназначение субботы — это день общения с Господом на богослужении. Для подкрепления нашей веры и духовной силы нам необходимо постоянное общение с Богом, а также с людьми, поклоняющимися Ему.

Для этой цели Бог выделил целый день, назвав его святым, особенным. Между прочим, в грядущем Царствии Божьем на поклонение люди также будут приходить в субботу.

В книге пророка Исаии читаем: «Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Моё на поклонение, говорит Господь» (Исаия 66:23).

Суббота остаётся знаком или знамением принадлежности Богу, а также нашего освящения. Никто не отменял обетования Господнего: «Дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я — Господь, освящающий их… И святите субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я — Господь Бог ваш» (Иезекииля 20:12, 20).

Четвертая Заповедь о субботе — не временное, а вечное постановление. Христос сказал: «Суббота для человека» (Марка 2:27), а не только для евреев, как кто-то может считать. Когда в раю была установлена суббота, ещё не было никаких национальностей. Пока существует человек, он имеет потребность в субботе.

Почему большинство христиан празднуют воскресенье?

Некоторые считают, что воскресение Иисуса Христа даёт право перенести благословение седьмого дня, субботы, на первый день недели — воскресенье. Но это человеческое мышление.

Совет

После Своего воскресения Христос ещё 40 дней пребывал на Земле и встречался с учениками, но нигде не сказано, что святость и благословение седьмого дня перенесены на первый день. Читая историю деяний апостолов, мы узнаём, что во время проповеди в разных местах они хранили святость субботнего дня.

Так было с апостолом Павлом в Коринфе (Деяния 18:1-4), Филиппах (Деяния 16:12, 13) и других местах. И что интересно, в субботу собирались не только евреи, но и язычники (Деяния 13:42-44).

И только в 321 г. император Константин Великий, пожелавший закрепить христианство в качестве государственной религии, но с определёнными условиями, издал указ, в котором говорилось: «В священный день солнца пусть все должностные лица и люди, проживающие в городах, отдыхают и пусть все мастерские будут закрыты».

В этом указе нет ни одного слова, где упоминалось бы о воскресении Иисуса Христа. Там говорилось о том, что все должны отдыхать в день солнца. Язычники поклонялись в этот день солнцу, и император Константин заставил христиан поклоняться в этот день вместе с язычниками. Как видим, закон о праздновании воскресенья был установлен государством, а не Христом и не апостолами.

Только позже Церковь согласилась с такими изменениями в Четвертой Заповеди.

Сегодня часто можно слышать такое утверждение: «Суббота не спасает, поэтому не нужно святить этот день». Это верно, что суббота не спасает, как не спасает и то, если мы будем исполнять другие Заповеди, например, не красть, не убивать.

Смысл субботы — не в человеческих усилиях исполнить Четвёртую Заповедь и тем самым заслужить спасение, а в любви к Богу и в том покое, который Божий народ обретает в Господе. Кто-то может сказать, что он и так покоится во Христе и спасён по благодати.

Но соблюдение седьмого дня, субботы, — это видимое выражение покоя, живая иллюстрация того, что значит жить по благодати. Еженедельный субботний покой от мирских дел — символ покоя во Христе, Который искупил нас.

Только на одну из Десяти Заповедей Господь сделал ударение: помни. К сожалению, то о чём Бог просил помнить, большинство людей сегодня забывает.

Мирон Вовк

Газета “Сокрытое Сокровище” № 12 (176) декабрь 2011 г.

Источник: https://sokrsokr.net/pomni-den-subbotniy/

10 ЗАПОВЕДЕЙ (4 заповедь) Помни день субботний (1 часть)

Введение

Четвертая заповедь, это одна из самых не однозначных заповедей для христиан. Вот как она звучит:

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх.20:8-11)

Сам Бог положил начало памяти седьмого дня в самом начале творения на земле. После Господа, многие пытались сделать этот день особенным.

— Субботники в СССР – день, когда нужно было бесплатно делать добро на благо города или своей организации.

— Конфеты по субботам  – традиция шведских семей, при которой детям позволительно есть сладкое только в субботу.

— Шабаш (от евр. шабат) – слово, которое было популярным в советское время. Оно означало окончание работы.

— У древних римлян этот день был днем посвящения Сатурну, отсюда пришло название этого дня в английский лексикон – Saturday. Из-за этого Квакеры (протестантское направление) называют seventhday «Седьмой день»

Но о чем же говорит Божья заповедь?

Помнить, чтобы святить

Слово «Святить» означает отделять.

Почему нужно отделять этот день?

«скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас»(Исх.31:13) —  т.е. это время познания Бога. Суббота (покой) – это лучшее время для познания Господа.

«это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера [десятого дня месяца] празднуйте субботу вашу» (Лев.23:32) – время смирения. Суббота – это своеобразная демонстрация того, что в нашей жизни не все зависит от наших трудов.

Предназначение седьмого дня

Давайте посмотрим глубже на предназначение этого дня. Бог ничего не творит просто так. И поверьте, что Он и седьмой день, на первый взгляд, такой праздный, сотворил далеко не просто так. Все имеет свою цель, в том числе и суббота:

«И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы» (Мар.2:27)

Обратите внимание

Итак, суббота, как и остальные заповеди, была сотворена для человека, другими словами — для пользы человека. Как и остальные заповеди, соблюдение субботы должно быть мотивировано любовью к Господу. Какую же пользу мы можем извлечь из этого дня?

Суббота – время богослужения

«И народ земли будет поклоняться пред Господом, при входе в ворота, в субботы и новомесячия» (Иез.46:3) – Во время хвалы Господу многие проблемы теряют свою силу. Они меркнут пред величием Божьим. Это очень сильное время. Не пропускай его. Используй его.

Суббота – отлепление от рабства

«и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний [и свято хранить его]» (Втор.

5:15) – в этот день, не позволяя себе работать, мы демонстрируем свою свободу от темпа, который диктует этот мир; свободу от зависимости от экономических, политических и других кризисов.

Суббота – это наше провозглашение свободы от рабства.

Суббота – способ хранить себя от идолов

«за то, что они отвергли постановления Мои, и не поступали по заповедям Моим, и нарушали субботы Мои; ибо сердце их стремилось к идолам их» (Иез.20:16) – регулярное провозглашение Господства в наших жизнях Иисуса Христа через почтение седьмого дня, сохранит нас от идолопоклонства.

Суббота – время жертвы

«А в субботу [приносите] двух агнцев однолетних без порока, и в приношение хлебное две десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с елеем, и возлияние при нем» (Чис.

28:9) – время жертвенности, это время формирование нашего сердца. Оно становиться похожим на сердце того, кто принес всю свою жизнь без остатка в служении людям.

Дарите в этот день по-особенному себя для других людей.

Суббота – время радости

«Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, — то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это» (Ис.58:13,14) – исполнение этой заповеди позволит нам вкусить настоящую радость, которая оказывается, не зависит от угождения своей прихоти. Речь идет о внеземной радости, безусловной радости, независящей от обстоятельств.

Суббота – время делать добро

«Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро» (Матф.12:12) – не знаю как вы, а испытываю особый восторг от осознания того, что был кому-то сегодня полезен. И наоборот. В моем сердце дискомфорт от того, что я сегодня упустил возможность кому-то помочь.

Суббота – время для гостей

«Случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним» (Лук.14:1) – гости – это отношения. Отношения – это живительная влага для нашей жизни. Цените отношения. Рождайте отношения. Стройте отношения. Восстанавливайте отношения. Это очень ценно. Т.к. именно ради восстановления отношений и сам Христос пришел на эту землю.

Заключение.

Итак, не пренебрегай седьмым днем. Бог подарил его нам с уникальной целью во благо нам. 

Савенок А. В.  

Источник: http://skinia-church.ru/voskresnaja-propoved/10-zapovedei-4-zapoved-pomni-den-subbotn.html

Отступила ли Церковь от заповеди о почитании субботы? — Православный журнал «Фома»

В Ветхом Завете есть заповедь о почитании субботы. Почему же христианская Церковь ее фактически отменила, хотя заявляет о своей преемственности от религии древнего Израиля? Такие вопросы порой возникают у тех, кто только начинает знакомство с христианским вероучением.

В Библии, в той ее части, которая называется Ветхим Заветом, действительно есть заповедь о том, что последний день недели должен быть посвящен Богу. Это четвертая, одна из десяти знаменитых Заповедей Моисея, которые он получил от Господа на горе Синай. Полностью она звучит так: “Помни день субботний, чтобы святите его.

Шесте дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней Господе создал небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил.

Читайте также:  Равноапостольная мария магдалина

Посему благословил Господе день субботний и освятил его” (Книга Исход, глава 20, стихи 8-11).

В Православной Церкви заповедь о субботе не забыта. Убедиться в этом помогает само субботнее богослужение — более торжественное по сравнению с будничными службами. Однако в восприятии субботы произошли серьезные изменения. У израильтян субботняя заповедь связана с множеством правил, ограничений и запретов. В этот день нельзя совершать практически никаких действий.

Из всех народов Древнего мира израильтяне были единственным народом, который получил Откровение и поклонялся Единому Богу. Но тем не менее под влиянием окружающих народов евреи постоянно отступали от единобожия.

За 1500 лет до Рождества Христова через пророка Моисея израильтяне получают от Бога Закон. Его цель — через систему запретов уберечь народ от языческого влияния и подготовить к принятию Спасителя.

Именно поэтому из 613 заповедей более половины имеют частицу “не” и повелительное наклонение. Сердцевина Закона — десять заповедей. Они были написаны на двух скрижалях (каменных досках).

На одной — первые четыре заповеди, говорящие о непосредственных отношениях человека с Богом. На второй — остальные, посвященные отношениям между людьми. Установление о субботе (шаббат — покой — евр.) завершало первую скрижаль.

Ее смысл в том, чтобы человек постоянно помнил о Боге, Его делах, о том, что Господь тоже помнит о человеке. Раз в неделю евреи откладывали в сторону свои обычные житейские заботы и посвящали все свое время Богу. Они собирались на богослужение в синагоги, молились, слушали и изучали Священное Писание.

Говоря о субботнем покое, Бог постоянно напоминает: “это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши…” (Левит, 23:32).

Итак, воспоминание о Боге, радость о Его заботе, о том, что Он помнит о тебе, но, одновременно, и смирение — осознание невозможности спастись от власти греха своими силами — лежат в основе ветхозаветной заповеди о субботе.

Но Библия не говорит, какие именно дела запрещены, потому что смысл заповеди не отрицательный и формальный (не делать чего-либо), а положительный и духовный (помнить о Боге и служить Ему).

Но человеку всегда проще выполнить какие-то формальные требования, чем следить за своим внутренним духовным ростом.

Поэтому постепенно суббота обросла гигантским количеством формальных дополнительных запретов, которые вводили уже сами фарисеи и книжники (религиозные учителя Израиля), которые думали, что угождают этим Богу.

Важно

В итоге ко времени Рождества Христова суббота фактически стала днем ничегонеделания.

Например, появился лимит на расстояние, которое человек мог пройти в субботу — переступив порог своего дома, человек мог сделать не более 2000 шагов.

Нельзя было разводить огонь, чтобы приготовить пищу, кормить животных и так далее. Малейшее нарушение субботы считалось великим грехом и очень строго каралось.

Ко времени земного служения Иисуса Христа для большинства израильтян самым главным в заповеди о субботе стала ее обрядовая сторона. Однажды Христос спросил религиозных учителей народа: “Должно ли в субботу добро делать, или зло делать?” (Мк. 3:4). Ответом стало молчание.

Всем было очевидно, что исцелить человека от неизлечимой болезни — это добро, но сказать этого никто не мог, настолько внешние формы иудейского субботнего ничегонеделания заслонили суть этой заповеди. Такое лицемерие, возвышение буквы над сутью, Спаситель обличал до конца земного служения. Вот почему Церковь отвергла буквальное, иудейское исполнение заповеди о субботнем покое.

В Евангелии описано немало случаев столкновения религиозных учителей Израиля с Христом из-за того, что Господь нарушал субботний покой в его буквальном законническом толковании.

Первый случай происходит, когда Христос с учениками проходит в субботу засеянными полями. Апостолы были голодны, срывали колосья, растирали их руками и ели зерна. Религиозные учителя Израиля обвинили их в нарушении субботы, приравнивая такое поведение к молотьбе, запрещенной в этот день. В ответ Христос говорит им очень важные слова.

Во-первых, Он — Господин субботы. Таким образом Иисус исповедует Свое Божество, то есть Он — Творец мира и Законодатель, установивший заповедь о покое. Но Бог не может заниматься произволом — устанавливать законы, а потом, когда Ему выгодно, их отменять. Поэтому Христос произносит: “суббота для человека, а не человек для субботы”.

То есть заповедь о субботе была установлена для того, чтобы люди помнили о своем Творце, прославляли Его в своих делах. Но не для того, чтобы быть рабом этого дня, чтобы с дрожью в коленках думать, что Бог создал тебя для того, чтобы раз в неделю ты, как истукан, сидел дома и не мог пошевелить пальцем, иначе на тебя обрушится гнев Божий.

Затем Евангелие повествует, как Христос в субботние дни исцелял неизлечимо больных. За это религиозные учителя Израиля хотели убить Иисуса. Ведь нарушался закон! Они утверждали, что лечение в субботу допустимо только в случае смертельной опасности для пациента. Никто из тех, кого исцелял Иисус, под такое определение не подходил.

Вот, например, как среагировал начальник синагоги, где Христос на его глазах исцелил женщину: “…начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; б те и приходите исцеляться, а не в день субботний” (Лк. 13:14).

Отсюда видно, насколько народные вожди были ослеплены ненавистью к Иисусу — даже исцеление неизлечимо больных ставилось ему в вину.

Тем не менее субботние правила неукоснительно исполнялись учениками Христа, даже когда они переживали самый страшный момент своей жизни — смерть Учителя. Из Евангелия мы знаем, что Христа казнили накануне иудейской Пасхи, которая в тот год попадала как раз на субботу.

Совет

Поэтому хоронили Его очень спешно — наступал субботний покой. И в течение всей субботы люди, которые больше всего любили Христа, не могли подойти к Его Гробу и ждали утренней зари “первого дня недели”, чтобы прийти туда и по обычаю помазать Его Тело благовониями.

Но когда, наконец, они пришли, то обнаружили, что Он Воскрес…

Многие до сих пор говорят, что христианство — это секта, возникшая в среде иудеев, которые хотели обновления своей религии, а Иисус из Назарета был ее “харизматическим лидером”.

Он реформировал Моисеев Закон, отменил субботу… Если бы Христос учил Своих учеников именно так, зачем им надо было даже в этот трагический момент сидеть по старому иудейскому обычаю дома и исполнять “отжившую” свой век субботнюю заповедь?..

Вряд ли ученики соблюдали заповедь из-за боязни быть побитыми камнями за ее нарушение, ведь почти все они приняли потом мученическую смерть за Христа.

Это было бы ровно то, что сделали с четвертой заповедью фарисеи. Смысл этой заповеди полностью реализовался в почитании воскресенья.

Возникает вопрос: можно ли христианам работать в воскресенье? Если есть такая возможность — лучше оставить в этот день свои обычные дела и работу. Причем поскольку церковный день начинается с вечернего богослужения, как и в ветхом Завете, то и субботний вечер должен быть посвящен Богу.

Недаром традиция сделала оба этих дня выходными. Посвятить день Богу — значит пойти на богослужение, всей семьей почитать дома Священное Писание, помочь нуждающимся людям. Главное — не праздность, а молитва и добрые дела.

В наше время многие вынуждены работать без выходных, но Православная Церковь не одобряет работу в субботу и воскресенье лишь в том случае, когда человек не помнит о Боге, а занимается исключительно своими делами, даже если они очень важные, нужные и добрые.

Обратите внимание

Господь ждет от человека единственной жертвы — любящего сердца, а заповедь о дне, посвященном Богу — это средство, которое помогает сердцу не потухнуть.

Фото Maurizio.

Источник: https://foma.ru/voskresene-nachinaetsya-v-subbotu.html

4-я Заповедь: «Помни день субботний». Словесная акварель, о. Артемий Владимиров

Мы вновь с вами беседуем сегодня о духовном и возвышенном предмете — о заповедях Господних, без которых, как без воды «и не туды, и не сюды».

Сегодняшний наш разговор о 4-й Заповеди: «6 дней работай и делай всякие дела твои, а день 7-й посвяти Господу своему». У меня вопрос, от чего в наших столицах царствует, безраздельно господствует суета? Все смешалось в доме Облонских.

Отчего эта чехарда, эта карусель, очнуться от которой человек может только в гробу, когда жизнь закончена и нужно предстать пред судилище Христово, чтобы дать ответ за каждое деяние, слово и мысль, которые только осуществлены нами в коротком отрезке земной жизни.

Мне кажется, вся эта сумятица происходит только по одной причине: мы забыли 4-ю Заповедь: «День седьмый отдай Господу своему, а 6 дней делай».

Не пребывай в бесконечном отрыве от действительности, не проваливайся в компьютерное зазеркалье. Нет, нам должно двигаться наперекор нашим страстям и хотениям. Итак, каждому из нас по заповеди Божьей заповедан созидательный труд, который превращает Баранкина в человека.

Труд хорош только тогда, когда он посвящен Создателю, когда он служит прославлению имени Божьего, когда наш труд освещен пониманием и смыслом того, ради чего мы трудимся.

В нашем сердце должно быть такое место, которое называется покоем, отдохновением, должна быть такая горница, зайдя в которую и затворив за собою двери, мы можем детской, беспомощной, искренней молитвой обратиться к Небесному Отцу, Который пребывает в тайне, а воздает нам явно.

Важно

Я вот размышляю, почему китайцы достигли такого замечательного технического преуспеяния в наше время, оставив далеко позади старушку Европу, настроив навесные магистрали, сверхскоростные поезда.

Они в воскресный день, совершив над собой великое усилие, не работают, оставляют свой термитник, муравейник, китайскую стройку и отдыхают в лоне семьи. 6 дней трудись, день 7-й посвети Господу своему. Я, с тех пор, как прочитал эту заповедь, будучи в 10-м классе, стараюсь день воскресный начинать в Божьем Храме.

Если вы поставите свечу перед ликом Богородицы и помолитесь за ту, которая произвела вас на свет Божий, если попросите Господа Бога благословить вас на течение будничных дней, то узнаете на собственном опыте, что значит — попутный ветер в Божественной благодати.

Бог содействует нам и в большом, и малом, помогает осуществить все, что только мы ни задумали. Жизнь достаточно богата и удивительна только тогда, если она основана на фундаменте Заповедей Божьих.

4-я Заповедь: «Помни день субботний».

Прот. Артемий Владимиров. Словесная Акварель 2016

Источник: https://elitsy.ru/profile/94144/520504/

Крестовоздвиженский храм в Самаре — 48. 10 заповедей. Заповедь четвёртая

В течение шести дней творил Господь мир, а в седьмой почил от дел Своих. Шесть дней расположены во времени, и поэтому они преходящи и неспокойны, а седьмой принадлежит вечности, поэтому он непреходящ и покоен.

Четвертой заповедью Господь Бог повелевает шесть дней работать и заниматься своими обязанностями, а седьмой день посвящать Богу, т.е. в седьмой день совершать святые и угодные Ему дела.

Святыми и угодными Богу делами являются: забота о спасении своей души, молитва, изучение Священного Писания и Закона Божия, размышления о Боге и о цели своей жизни, помощь бедным, посещение больных и другие добрые дела во славу Божью. Т.е., всё, что направлено на богопознание и богопочитание, о которых мы уже говорили.

Обратите внимание. День посвящён Богу, а не безделью. Дела должны быть направлены во славу Божью, а не на личное благосостояние, тем более не на всяческий разврат как форму отдыха.

В Ветхом Завете праздновалась суббота в воспоминание окончания сотворения Богом мира. У них это последний день недели. Слово «суббота», «шаббат» по-еврейски значит покой.

В Новом Завете со времени св. апостолов стал праздноваться первый день после субботы, воскресенье — в воспоминание Воскресения Христова. В воскресный день христиане собирались на молитву. Читали Священное Писание, пели псалмы и причащались на литургии. Кстати, в православном богослужении и в православной жизни суббота осталась особым днём сравнительно с другими днями недели.

Нарушают четвертую заповедь те, кто ленится и в будние дни не работает или не исполняет своих обязанностей. Сказано: «шесть дней трудись».

Совет

Нарушают эту заповедь те, кто по воскресеньям продолжает работать и не идёт в церковь. В день покоя мы не должны делать дела, которые можно сделать в другое время.

Нарушают эту заповедь и те, кто хотя и не работает, но проводит воскресенье в одних забавах и играх, не думая о Боге, о добрых делах и о спасении своей души.

Но это не значит, что мы не должны делать дела, без которых нельзя или трудно обойтись. Сердце и голова работают день и ночь, всю неделю. Без каких дел нельзя обойтись, каждый должен решить лично. Например, надо ли чистить зубы, готовить пищу, посланную Богом на сей день, выносить из дома воняющий мусор.

Господь сказал: «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк.2:27).

Чтобы святить день воскресный — суть не в том, чтобы не пойти в театр, или не помыть полы, или не выспаться как следует. Можно не пойти ни на именины, ни в театр, но при этом нисколько не освятить воскресенье.

Прежде всего, мы должны быть «в духе» в день покоя, как был в духе ап. Иоанн в день воскресный на острове Патмосе. И дела наши должны быть «в духе» и во славу Божью, — дела любви, милосердия.

И не два часа в храме, а весь день и желательно для всей семьи.

Надо рассматривать свой труд как соработничество Богу. Прежде всякого дела подумай: благословил бы тебя Бог на эту работу в это время или нет? Потому что самое главное — помнить, что все дела совершает Господь; мы же — лишь помощники Его. Тогда многое станет понятно. Всему своё время, и время, посвящённое Богу — только на пользу.

«Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж. Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон». (Пс.126).

Кроме воскресений христиане особо посвящают Богу и некоторые другие дни года. К таким дням относятся церковные праздники. К таким дням относятся дни поста.

Читайте также:  Школа веры: седьмая заповедь: «не прелюбодействуй»

Назад к списку

Источник: http://krestovozdvig.prihod.ru/vocerkovlenie/view/id/1146230

Четвертая заповедь. Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и делай в продолжении их все дела твои, а день седьмой — день покоя (суббота) посвящай Господу Богу твоему — Берлинско-Германская епархия

Берлинско-Германская епархия > Новости > Четвертая заповедь. Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и делай в продолжении их все дела твои, а день седьмой — день покоя (суббота) посвящай Господу Богу твоему

Этой заповедью Господь Бог велит трудиться в течение шести дней и заниматься нужными делами, к каким кто призван, а седьмой день посвящать на служение Ему и на святые дела.

К угодным Ему делам относятся: забота о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Слова Божия, просвещение ума и сердца полезными религиозными знаниями, благочестивые религиозные беседы, помощь бедным, посещение больных и заключенных в темнице, утешение скорбящих и другие дела милосердия.

Обратите внимание

В Ветхом Завете праздновалась суббота (“Шаббат” по-древнееврейски значит “покой”), как воспоминание о творении Богом мира: “И благословил Бог седьмой день и освятил его, ибо в этот день Бог почил от дел Своих” (Быт. 2:3).

После вавилонского пленения иудейские книжники стали объяснять заповедь о субботнем покое слишком формально и ригористично, запрещая в этот день вообще что-либо делать, даже доброе. Как видно из Евангелий, книжники и Спасителя обвиняли в “нарушении субботы”, когда Он в этот день кого-либо исцелял.

Господь объяснял им, что “суббота для человека, а не человек для субботы” (Мр. 2:27). Иными словами, субботний покой установлен для физической и духовной пользы человека, а не для порабощения его и лишения доброй деятельности.

Еженедельное устранение от обычных занятий дает возможность человеку собрать свои мысли, обновить свои физические и душевные силы, осмыслить цель своих трудов и вообще своего земного существования. Труд необходим, но важнейшим делом является спасение души.

В апостольское время суббота соблюдалась христианами иудейского происхождения. Однако, в первый день после субботы, в воскресенье, иудеи-христиане собирались для молитвы и причащения. Так уже в первое столетие христианской эры возникло празднование воскресного дня.

Обращая язычников в христианство, апостолы не требовали от них соблюдения субботы, но собирали их на молитву именно в воскресный день.

Постепенно суббота уступила место воскресенью, которое стало повсеместно отмечаться как день, посвященный Богу, в исполнение четвертой заповеди.

Нарушают четвертую заповедь не только те, кто работают в воскресенье, но и те, которые ленятся трудиться в будничные дни и уклоняются от своих обязанностей, потому что заповедь говорит: “шесть дней трудись”. Нарушают четвертую заповедь и те, которые, хотя не работают в воскресенье, но и Богу не посвящают этого дня, а проводят его в одних забавах, предаются разгулу и всякому излишеству.

Важно

Православным христианам следовало бы возобновить в себе духовное горение христиан первых веков и стараться каждое воскресение причащаться святых Тайн Тела и Крови Христовых.

Источник: https://rokmp.de/chetvertaja-zapoved-pomni-den-subbotnij-chtoby-provodit-ego-svjato-shest-dnej-rabotaj-i-delaj-v-prodolzhenii-ih-vse-dela-tvoi-a-den-sedmoj-den-pokoja-subbota-posvjashhaj-gospodu-bogu-tvoemu/

Помни день субботний | Word of Truth Bible Church

1Тим.1:7,8 «7желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают. 8А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его»

Исх.

20:8-10 «8Помни день субботний, чтобы святить его; 9шесть дней работай и делай всякие дела твои, 10а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих»

I. Предписание субботы

Втор.5:12-15 «12Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; 13шесть дней работай и делай всякие дела твои, 14а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему.

Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты»

Исх.

20:8-10 «8Помни день субботний, чтобы святить его; 9шесть дней работай и делай всякие дела твои, 10а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих»

Исх.

35:3 «не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы»

Ис.58:13 «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить»

II. Значимость субботы

Исх.

35:2 «шесть дней делайте дела, а день седьмой должен быть у вас святым, суббота покоя Господу: всякий, кто будет делать в нее дело, предан будет смерти»

Исх.

31:14-17 «14и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; 15шесть дней пусть делают дела, а в седьмой – суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти»

Иез.20:13 «Но дом Израилев возмутился против Меня в пустыне: по заповедям Моим не поступали и отвергли постановления Мои, исполняя которые человек жив был бы через них, и субботы Мои нарушали, и Я сказал: изолью на них ярость Мою в пустыне, чтобы истребить их»

Иез.20:16 «за то, что они отвергли постановления Мои, и не поступали по заповедям Моим, и нарушали субботы Мои; ибо сердце их стремилось к идолам их»

III. Основание субботы

Исх.

20:4-6 «4Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; 5не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, 6и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои»

Исх.

20:7 «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно»

Исх.

Совет

20:8-11 «8Помни день субботний, чтобы святить его; 9шесть дней работай и делай всякие дела твои, 10а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; 11ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его»

Втор.5:14,15 «14а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему.

Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты; 15и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний»

IV. Знамение субботы

Исх.

31:13,17 «13скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это – знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас… 17это – знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился»

Иез.20:20 «И святите субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я Господь Бог ваш»

Исх.

31:13 «скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это – знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас»

Исх.

31:17 «это – знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился»

Втор.5:15 «и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний»

Лeв.23:32 «это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу»

Кол.2:16,17 «16Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: 17это есть тень будущего, а тело – во Христе»

Исх.

31:14 «и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас…»

V. Практика субботы

A. Суббота вечна

Исх.

31:16 «и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный»

B. Суббота – это знак, указывающий на Христа

Кол.2:16,17 «16Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: 17это есть тень будущего, а тело – во Христе»

Деян.20:7 «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба»

Откр.1:10 «Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос …»

Рим.14:5 «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне [равно]. Всякий [поступай] по удостоверению своего ума»

C. Заповедь субботы учит заботиться о людях

Втор.5:14 «а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты»

D. Заповедь субботы учит смирению

Лeв.23:32 «это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу»

Гал.3:10 «а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона»

E. Заповедь субботы приводит к благодати

Исх.

31:13 «скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это – знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас»

Еф.2:8-10 «8Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: 9не от дел, чтобы никто не хвалился. 10Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять»

Источник: http://slovoistini.church/sermons/2018-02-25/

Христианская газета Слово Пробуждения — Заповедь четвертая

    «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему» (Исх. 20:8-10)

     Давая десять заповедей народу Израиля, Бог обратил особое внимание на четвертую заповедь. Он хотел особо выделить для людей эту заповедь — чтить субботу или день седьмой. (Исх. 20:8-11) 

    Еврейское «субб`ота» (покой) — день священного успокоения от всяких трудов. Суббота являлась знамением для израильского народа, отличающим его от всех других народов (Иез 20.12) и отмечалась как праздник. В этот день собиралось священное собрание (Исх. 23.3) и приносилась особая жертва (Чис. 28.9-10). Каждый седьмой день была суббота

    В 8-м стихе 20 главы книги Исход Бог настаивает на том, чтобы народ помнил день субботний, чтобы святить его. Помнить — значит запечатать в разуме своем так, чтобы независимо от обстоятельств помнить и исполнять. Святить — отделить для Бога, посвятить этот день Богу, чтобы поклониться Ему.

Обратите внимание

    В этой заповеди Бог напоминает Израилю, что мир принадлежит Богу, поскольку Он создал его. Наш ежедневный труд должен протекать в сотрудничестве с Богом и следовать Его примеру чередования творческого труда и отдыха. Регулярный отдых от обычных трудов предписан Богом, чтобы ежедневный труд не сделал нас рабами и чтобы мы не поставили свою работу выше Бога.

    Кроме того, Бог говорит, что суббота является знаком завета между Ним и народом Израиля, и когда народ будет почитать субботу, Бог будет освящать его. (Исх. 31:13). Далее Бог предупреждает людей о том, что не исполнение субботы может повлечь за собой смерть (Исх. 31:14-15).

    Через жертву Иисуса Христа каждый верующий человек является частью народа Израиля, и эта заповедь актуальна и для нас, христиан Нового Завета. Иисус, будучи на земле, сказал: «Я пришел не нарушить закон, но исполнить его» (Матф. 5:17).

И для нас, как учеников Иисуса, никто не отменял эту заповедь, мы также должны помнить и святить седьмой день. В этот день, оставив все свои повседневные дела и заботы, мы посвящаем свое время для того, чтобы поклонится Господу нашему Иисусу Христу.

    Бог даровал нам удивительный мир, в котором можно работать, играть, наслаждаться жизнью. Но, несмотря на всю нашу занятость, отведите один день для того, чтобы вспоминать об истоках мира. Нашим телам нужен отдых, нашему духу — напоминание о Боге.

    Бог не контролирует наши действия и наше время, он лучше нас знает, что нашему телу нужен отдых, а нашему духу — общение с Ним, и для этого он просит отвести всего один день, хотя Он достоин намного большего.

И не обязательно это будет суббота или воскресенье, в этот день мы будем отдыхать телом и наслаждаться общением с Богом.

Читайте также:  Школа веры: богородица, или матерь божия

А когда мы вспомним об истоках мира, его сотворении, нашем спасении и избавлении, мы будем славить Его от всего сердца.

Источник: http://gazetasp.net/10zapovedey/157-z4.html

Седьмой день – суббота или воскресенье? Можно ли работать в воскресенье?

Вопрос читателя: Недавно имела беседу с верующими церкви адвентистов седьмого дня, во время которой они остро попрекнули меня за то, что мы, православные, заменили субботу Господню воскресением, а это, говорят они, грех. Поясните, так ли это на самом деле?..

Ответ:

Что такое грех? Как учит нас Священное Писание, грех есть беззаконие (Первое послание апостола Иоанна Богослова, 3 глава, 4 стих). Таким образом, грех – это не что иное, как нарушение закона Божия. Именно в этом, в нарушении Закона, а конкретно четвертой заповеди закона Божия и состоит обвинение, о котором повествует сестра.

Что ж, давайте рассмотрим данный вопрос как можно детальнее, тем более, что он принадлежит к категории вопросов, которые часто задают верные под давлением идеологического прессинга так называемых «субботников» – представителей тех протестантских деноминаций, которые исповедуют празднование субботы как седьмого дня в еврейском календаре.

Для выяснения сути вопроса обратимся к первоисточнику – Закону Божию. Откроем вторую книгу Библии, «Исход», и прочитаем двадцатую главу с восьмого стиха:

«Помни день субботний, чтобы святить его.

Шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих.

Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его…» (Исход, 20.8–11).

Важно

По ряду определенных причин протестантизм (и, к сожалению, современное православие в немалой степени также) впал в буквализм, по букве трактуя Священное Писание, забыв слова «апостола народов» Павла: «буква убивает, а дух животворит» (см. Второе послание к Коринфянам, 3.6).

Такое буквальное толкование Писания и привело к ошибочному пониманию самого акта творения.

Адвентисты седьмого дня (как и представители иных «иудействующих») толкуют шесть дней творения мира как шесть календарных суток (т.е. шесть суток по двадцать четыре часа).

Любой непредвзятый исследователь сразу отметит в этом толковании первой главы книги «Бытия» как минимум несколько слабых мест, вполне достаточных для его опровержения.

Во-первых, слово, которое переводчики Библии перевели как «день«, на древнееврейском языке (иврите, на котором написано Пятикнижие Моисеево) звучит «йом«, и означает также период, этап. И речь здесь, вне всякого сомнения, о шести великих периодах, этапах (образно – «днях») творения мира.

И каждый из этих этапов продолжался даже не тысячи – миллионы и миллиарды лет. Ибо кто измерит день Господа? «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день…» (Второе Петра, 3.8); «Ибо пред очами Твоими тысяча лет – как день вчерашний, когда он прошел…» (Псалом 89.5)

Итак, как видим, не творил Господь свет в понедельник, твердь во вторник, море в среду, а светила в четверг. Да этого было и не нужно. Бог Творец, но Он – и Законодатель. И Ему нет никакого смысла нарушать собственные Свои законы – объективные, вселенские законы развития, эволюции («эволюция» – от латинского evolutio, от evolvo – «разворачиваю»).

Хотя, безусловно, можно попробовать представить себе Бога этаким всемогущим фокусником, который, хлопая в ладоши, в один миг творит Вселенную. Да и прикрыть такое сказочно-басенное толкование есть чем.

Для этого достаточно воспользоваться цитатой из Священного Писания: «Ничего для Тебя нет невозможного…», и орудовать ею, как универсальным прикрытием своих наивных взглядов и догм.

Совет

Во-вторых, слово, которое в наших Библиях передано как «суббота», в действительности – «шаббат«, и означает оно – «покой«.

На самом деле достаточно просто перевести это слово на русский язык, и все станет на свои места! Дело в том, что переводчики Библии на языки мира, в том числе на русский, пребывая в том же плену у буквы, то есть, представляя шесть дней творения как буквальную неделю, – оставили еврейское «шаббат», «день покоя», в календарной интерпретации «суббота»…

Как же на самом деле звучит четвертая Заповедь по-русски?

«Помни день покоя (!), чтобы святить его. Шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – день покоя Господу, Богу твоему…

Посему благословил Господь день покоя и освятил его»…

Теперь понятно, что даже в буквальном значении, четвертая Заповедь говорит не о субботе, а о седьмом дне. И если в Украине (как и в России) первым днем недели является понедельник, то, соответственно, седьмым – воскресенье. Это и есть церковная суббота Господня, на языке иврит «шаббат», по-русски – «день покоя».

И в этот день мы отдыхаем от всей своей работы, и этот день посвящаем Богу. Если бы мы жили в Израиле, где рабочая неделя начинается с воскресенья (воскресенье по еврейскому календарю первый день недели), то седьмой день приходился бы у нас на субботу.

Но поскольку мы живем в стране, где первый день понедельник, – то и седьмой день у нас именно воскресенье…

Теперь вновь обратимся к Священному Писанию. Подтверждением того, что на библейском языке суббота это не день недели, а день покоя, является и то, что в ветхозаветной Церкви существовали понятия субботнего месяца (седьмого месяца года) и субботнего года (седьмого года, года прощения, или отпущения). Однако нигде не видим месяца или года-понедельника, года-вторника, года-среды…

Приведу еще несколько, на мой взгляд, интересных аргументов, в пользу того, что понятия «еврейская календарная суббота» и «суббота Господня» далеко не тождественны. Как сказал Господь: «Суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий (здесь Христос. – Авт.) есть господин и субботы…» (Евангелие от Марка, 2.27,28).

В ходе богословских дискуссий на тему субботы, наши братья адвентисты постоянно делают упор на то, что суббота, как святой день отдыха, дана человечеству и празднуется от сотворения мира. В подтверждение этого тезиса, как правило, приводятся слова из Писания:

«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал…» (Бытие, 2.2,3)

Обратите внимание

Как отмечалось ниже, речь здесь не о буквальном дне недели, в который Бог якобы отдыхал, но о «дне покоя», этапе завершения творения. О периоде гармонии человека, Бога и природы. О времени наслаждения плодами мудрости.

О состоянии внутреннего, духовного ощущения благодати, доброты и славы Сущего. И вот это-то состояние райского покоя, состояние мира и радости в Духе Святом, состояние присутствия, царства Божия в сердце человеческом, и благословил, и освятил Творец.

Эта-то Суббота, этот Шаббат, этот Седьмой День, День Покоя, и стал – «днем отдохновения Господня»!..

Но даже если представить себе, что речь идет просто о дне недели, то и тут, по букве, суббота была лишь освящена и благословлена, но праздновать ее не было заповедано. Первое празднование субботы состоялось лишь после исхода Израиля из Египта…

«Сей день сотворил Господь…»

Причина установления празднования субботы для народа Божия освещается на страницах Священного Писания в книге «Второзаконие»:

«Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его…

и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний [и свято хранить его]…» (Второзаконие, 5.12–15).

И впервые буквальное празднование субботы упоминается уже после исхода народа Израиля из египетского пленения, о чем и читаем в книге «Исход»:

«И сказал Господь Моисею: «Доколе вы будете отказываться исполнять заповеди Мои и законы Мои? (Заповеди Смирения и Любви, исполняя которые мы вкушаем дающие жизнь плоды древа Жизни, древа познания воли Божией, древа Благодати, которые вкушали первые люди веры в саду Едемском. Те предвечные Заповеди, приняв которые «верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин…» (К Евреям, 11.4), а Енох «верою… переселен был так, что не видел смерти…» (Там же, 11.5). Те самые Заповеди, благодаря которым Ной «сделался наследником праведности по вере» (11.7), а Авраам, принявший их в виде Мелхиседековых «хлеба и вина» (практики и теории спасения), назвался другом Господним. Те самые, которые были даны человечеству от начала: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею… и возлюби ближнего твоего, как самого себя». Возлюби, а для этого – смирись…)

Узрите, – Господь дал вам субботу (здесь: посмотрите, по жестокосердию вашему Господь вынужден был развернуть для вас единственную Свою заповедь «Возлюби» – в виде десяти конкретных пунктов подзаконного служения. Но наступит полнота времен, и Предвечный Логос, Бог Слово, Господь придет на землю во плоти.

Тогда Он исполнит, и заново вознесет Закон Божий, Десять Заповедей, на предвечную, первозданную, благодатную и благословенную высоту Заповеди Любви.

Но пока возродится вера, действующая любовью, «вы заключены будете под стражею закона…») посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя [в доме своем], никто не выходи от места своего в седьмой день».

И покоился народ в седьмой день…» (Исход, 16.11–30)

Важно

Итак, как видим, первое празднование седьмого дня еврейским народом произошло в пустыне Син после исхода их из края египетского. И установлено оно было в воспоминание о покое, мире и радости в Духе Святом – о благословенном отдыхе Господнем, бывшем в сердцах первых людей веры в Едеме.

А также о радости от освобождения Богом народа Своего из египетского рабства.

О радости перехода, перескакивания, «песаха» – радости Пасхи для Господа (еврейское «пасха», «песах» – переход, перескакивание, – освобождение от погибели, переход из состояния рабства греха в состояние свободы духа)…

Теперь взглянем на Закон Божий, и на четвертую Заповедь в частности, с позиции Церкви новозаветной, народа Божия времен после прихода Христа во плоти. Отменил ли Господь Закон Божий, Десять Заповедей? Безусловно, нет! Недаром же эти Заповеди были написаны «перстом Божиим» на «скрижалях каменных».

Ведь камень – вечный материал, и символически это означает, что Закон Божий дан нам навеки. Да и так понятно, что нельзя называться христианином, и нарушать Заповеди – убивать, красть, прелюбодействовать и т.п.

А как же четвертая Заповедь: «Помни день покоя…» (напоминаю, что еврейское «шаббат», «суббота» – покой)? Безусловно, необходимо исполнять и ее! Только исполняя, основываться не на традициях ортодоксального иудаизма, а на вечной твердыне «духовного камня… камень же сей – Христос»…

Еврейская календарная суббота по букве была установлена для древнего Израиля, освобожденного Господом из рабства египетского. Но духовно предвещала она Новозаветную Пасху, новое освобождение, освобождение всего человечества от рабства дьявола. «Ибо так возлюбил Бог мир…

» Христос освободил людей от власти сатаны и спас их Своим Воскресением, как и поем мы в радостном пасхальном тропаре: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех, живот даровав…» Наша Пасха – Христос! – провозглашаем мы.

Этот день – день Воскресения Христова, – и является днем духовного освобождения всего человечества от рабства греха. В сей день «вывел нас Господь, Бог наш, рукою крепкою и мышцею высокою». Потому и заповедал нам Господь, Бог наш, праздновать сей день покоя…

«Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это – от Господа, и есть дивно в очах наших.

Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в сей день!..» (Псалом 117.22–24)

Но, если взглянуть на день Воскресения Христова по букве, то какой же это день по еврейскому календарю? Когда буквально произошло Воскресение? Это произошло в первый день еврейской недели, который зовется теперь воскресеньем, и празднуется христианами, став днем покоя – субботою Господней!..

И, наконец, что говорит нам относительно празднования ветхозаветной субботы Священное Писание Нового Завета? Приведу лишь несколько цитат:

«В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.

Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.

Он же сказал им: …если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы…» (От Матфея, 12.1–8);

«И сказал им (фарисеям): суббота для человека, а не человек для субботы…» (От Марка, 2.27).

Еще в апостольские времена некоторые из иудействующих христиан навязывали ветхозаветные обряды, в том числе и празднование субботы, членам Церкви (в частности, Галатам), на что Апостол Павел остро реагирует, предупреждая:

«Ныне же, познав Бога (Бога, Имя Которому – Любовь…), или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?

Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас…» (К Галатам, 4.9–11)

Совет

В те давние часы ортодоксальные иудеи постоянно укоряли первых христиан за несоблюдение ветхозаветной субботы. Тот же укор из уст иудеев и иудействующих христиан звучит и сегодня.

Но и сегодня ответом им пусть будут слова Апостола народов Павла:

«Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или за субботу: это есть тень будущего, а тело – во Христе…» (К Колоссянам, 2.16–18)

Источник: http://polsergmich.blogspot.com/2012/04/blog-post_133.html

Ссылка на основную публикацию