Школа веры: девятая заповедь: «не лжесвидетельствуй»

Девятая заповедь Не лжесвидетельствуй – МолитвослоВ

МолитвослоВ

А это значит:

не лги ни себе, ни другим. Когда лжешь самому себе, ты сам знаешь, что лжешь. Когда говоришь неправду о другом, он также узнает, что говоришь о нем неправду.

Когда превозносишь себя и хвалишься перед людьми, люди не знают, но ты сам знаешь, что даешь ложные сведения о себе самом. Если же постоянно повторяешь какую-то неправду о себе, люди все равно узнают, что ты говоришь ложь.

Ты сам можешь начать верить в свою ложь, и ложь может стать для тебя истиной. И ты привыкнешь ко лжи, как слепой привыкает к тьме. Когда же говоришь неправду о другом человеке, тот человек знает, что ты лжешь. Это есть первый свидетель против тебя.

Обратите внимание

И ты сам знаешь, что лжешь на него. Таким образом, ты сам второй свидетель против себя самого. А Бог есть третий свидетель. И знай, что один из трех свидетелей обличит тебя перед всем миром.

Вот как Бог обличает ложное свидетельство против ближнего.

В одном селе жили два соседа, Лука и Илия. Лука разозлился на Илию, потому что Илия был более благополучный человек, чем Лука, который был пьяница и лентяй. Мучимый завистью, Лука объявил в суде, что Илия говорил хульные речи против царя.

Илия защищался как мог и в конце концов махнул рукой и сказал: «Пусть Бог Сам откроет твою ложь против меня». Но суд присудил Илии тюремное заключение, а Лука вернулся домой. Когда же был он уже недалеко от дома, вдруг услышал плач в доме. Лука весь похолодел, вспомнив слова Илии.

Войдя в дом, он ужаснулся. Его старый отец, упав в огонь, сжег себе глаза и все лицо. Когда увидел это Лука, он онемел и не мог ни говорить, ни плакать. А утром рано пошел в суд и признался, что оговорил Илию. Судьи тут же отпустили Илию, а Луку наказали за лжесвидетельство.

И так Луку постигло два наказания за один грех: Божие и человеческое.

А вот как ближний твой может разоблачить твое лжесвидетельство.

В Ницце жил мясник, по имени Анатолий. Его подкупил один богатый, но нечестный торговец, чтобы тот дал ложные показания против своего соседа, которого звали Эмиль. Анатолий будто бы видел, как Эмиль облил керосином и поджег дом этого торговца. И Анатолий как был научен, так и свидетельствовал на суде. Эмиль был осужден.

Когда же он отбыл наказание, то зарекся, что докажет, что Анатолий соврал на суде. Эмиль был трудолюбивый человек и быстро заработал тысячу монет. Он решил с помощью этих денег заставить Анатолия признаться пред всеми в своем лжесвидетельстве. Первым делом Эмиль нашел людей, знакомых Анатолия.

Договорился с ними, что они поступят следующим образом: позовут вечером Анатолия на ужин, напоят его крепко и тогда ему скажут, что им требуется свидетель, который бы на суде свидетельствовал против одного содержателя кофейни, будто бы тот является неким злодеем.

Когда этот план поведали Анатолию, разложили перед ним тысячу золотых монет и спросили, не может ли он найти надежного человека, который бы на суде так свидетельствовал. У Анатолия загорелись глаза, когда он увидел такое количество золота перед собой, и он тотчас заявил, что сам примет участие в лжесвидетельстве.

Важно

Но эти люди высказали свое сомнение в том, что он сумеет выступить на суде, ничего не спутав и не забыв. Анатолий же доказывал горячо, что именно он-то и способен. А они его спрашивают, есть ли у него опыт и пробовал ли он так поступать.

Не заметив никакой ловушки, Анатолий им признался, что ему и раньше заплатил один господин, за то что он лжесвидетельствовал против Эмиля, и по его лжесвидетельству Эмиля осудили на каторгу. Когда люди это услышали, они все пересказали Эмилю. Утром Эмиль подал иск в суд. Анатолий был осужден на тяжелые работы. Так правда Божия настигла клеветника Анатолия и очистила честь и имя праведного Эмиля.

О Господи Боже Праведный, как же несчастны люди, которые не слушают Твоей святой заповеди и не пригвождают к ней свое сердце и свой язык. Помоги мне грешному, Боже, не грешить на истину. Просвети мя истиной Твоей, Иисусе Сыне Божий, и сожги всю ложь в моем сердце, как садовник сжигает гнезда гусениц на фруктовых деревьях в саду.

Источник: http://www.molitvoslov.by/2014/devjataja-zapoved-ne-lzhesvidetelstvuj.html

Не лжесвидетельствуй на друга своего. | СВЯТО-ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ СОБОР

Девятая заповедь гласит: «Не лжесвидетельствуй на друга своего». Прежде чем говорить о самой заповеди, в которой Господь запрещает нам лгать на наших ближних, нужно установить, что такое ложь. Ложь – это извращение или сокрытие истины. Ложь противоположна истине. Истина исходит от Бога, ложь – от диавола.

Христос называет диавола отцом лжи: «Когда он говорит ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи», – говорит Христос (Иоан. 8: 44). Апостол Павел учит, что лживый человек действует в пользу диавола. В его послании к Колоссянам мы читаем: «Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его» (Кол.

3: 9).

Слово Божие изобилует изречениями о пагубной привычке лгать. «Злой порок в человеке – ложь; в устах невежд она всегда», – читаем мы в ветхозаветной книге Сирах (Сир. 20: 24). Царь Соломон свидетельствует такую истину: «Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему» (Притч. 12: 22).

В другом месте тот же Соломон пишет: «(Итак) хранитесь от бесполезного ропота, и берегитесь от злоречия языка; ибо и тайное слово не пройдет даром, а клевещущия уста убивают душу» (Прем. 1: 11). Действительно – ложь и клевета равносильны убийству, ибо можно убить не только физическое тело, но и духовное.

«Поведение лживого человека, – пишет мудрый Сирах, – бесчестно, и позор его всегда с ним» (Сир. 20: 26). Апостол Павел пишет о том, что Бог карает лживого человека: «Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою», – говорит апостол (Рим. 1: 18). «Посему, отвергнув ложь, – поучает тот же ап.

Павел, – говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг друга» (Еф. 4: 25).

Жизнь предоставляет широкое поле для лжи по малодушию. Бывает, что ложь произносится по тщеславию – это порок, недостойный христианина. Более злостный вид лжи – для выгоды, что сближает такую ложь с кражей.

Есть фарисейская ложь, происходящая от себялюбия, произносимая для самопревозношения и для осуждения ближнего. Клевета есть надуманная ложь, цель которой – опорочить другого.

В этом случае злоба действует совместно с ложью, как бы вдохновляя ее.

Кроме обличения греха ложного показания на суде, девятая заповедь понимается Отцами Церкви как предупреждение против всякого греха словом, против празднословия. Это форма лжи, которая обращена против того, кто празднословит. Вспомним слова Христа: «Твоими устами буду судить тебя, лукавый раб» (Лк. 19: 22). То, что мы говорим, не исчезнет в вечности бесследно.

Если мы говорим о любви, а в жизни мстим тем, которые нас обидели; если мы говорим о нравственности, а в жизни не руководствуемся нравственным законом, данным Богом; если мы говорим о высоком достоинстве человеческой личности, а в жизни, при общении с людьми, унижаем наших ближних и так далее – то мы будем судимы на последнем Суде Божьем собственными словами, так как если мы говорим о добре, значит знаем о нём; а если знаем о добре и не делаем его, значит мы занимаемся празднословием. А Христос сказал: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 36-37). Празднословие не есть только переливание из пустого в порожнее, а есть всякое слово, не оправданное делами жизни.

Преп. Иоанн Лествичник говорит: «Молчание всегда полезно». Говорить, конечно, можно, но празднословить нельзя. Нужно стремиться говорить только то, что мы искренне чувствуем.

«Язык укротить никто из людей не может, – учит ап. Иаков, – это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.

» А несколько раньше апостол возвещает: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело» (Иак. 3: 2, 8).

Совет

Отцы-подвижники учат, как бороться с осуждением. Вот одно наставление преп. Исаака Сирина: «Когда начинает кто при тебе пересуждать брата своего, ты не слушай его, а потупь лицо своё. Как скоро сделаешь это, и пред Богом и пред ним окажешься осторожным».

«Начало спасения есть самого себя осуждение, – учит преп. Нил Синайский и говорит далее: – Будем внимать себе, – тогда не станем осуждать других, ибо в нас самих много такого, за что осуждаем других. Вразуми согрешающего, но не осуждай падающего, – наставляет синайский подвижник, – ибо последнее есть дело злоречивого, а первое – желающего исправить».

Об осуждении так пишет Авва Дорофей: «Смущать, осуждать и вредить чьё дело, как не бесовское? И вот мы оказываемся помощниками бесов на погибель свою и ближнего. Отчего так? Оттого, что нет в нас любви! Ибо (по слову ап.

Петра) «любовь покрывает множество грехов» (1 Петр. 4: 8).

Святые не осуждают согрешающего и не отвращаются от него, но сострадают ему, скорбят о нем, вразумляют, утешают, врачуют его, как больной член, и делают всё, чтобы спасти его».

Старец Никодим Святогорец, автор книги «Невидимая брань», о зле осуждения пишет так: «От самолюбия и самомнения порождается в нас и другое некое зло – тяжелый, причиняющее нам вред, именно строгий суд и осуждение ближнего, по которому мы потом ни во что ставим, презираем и унижаем его при случае.

Давая себе высокую цену и высоко о себе думая, – пишет Никодим Святогорец, – естественно свысока смотрим на других, осуждаем их и презираем, так как нам кажется, что мы далеки от тех недостатков, каких, как нам думается, не чужды другие.

Но тебе не дано на то власти, и, присвояя себе эту власть, ты сам в этот момент делаешься достойным суда и осуждения не пред немощными людьми, но пред всесильным Судьей всех, Богом» (цит. по книге « Христианская жизнь по Добротолюбию», с.108-110).

Святые Отцы Церкви не только словесными наставлениями учат о зло-пагубности лжесвидетельства и осуждения, но и жизнью своей. Вот один рассказ сборника «Достопамятные сказания о подвижниках святых и блаженных отцах».

Один брат в ските пал в грех. Братия собрались и послали за аввою Моисеем; но он не хотел идти. Священник опять послал звать его таким образом: «иди, тебя ожидает собрание». Авва Моисей встал и пошёл. Взяв корзину с дырами и, наполнив её песком, он нес ее позади себя.

Обратите внимание

Братия, вышедшие к нему навстречу, спрашивают его: «Что это такое, отец?» Старец отвечал им: «Это грехи мои сыплются позади меня, но я не смотрю на них, а пришёл теперь судить чужие грехи». Братия, услышав это, ничего не стали говорить согрешившему брату и простили его.

А как верующему относиться к своим клеветникам? Об этом пишет св. прав. Иоанн Кронштадтский в своем дневнике «Моя жизнь во Христе»:

«Когда брат в чем-либо погрешит против тебя, например, позлословит тебя, или передаст злонамеренно другому слова твои в превратном виде, и оклевещет тебя, не озлобляйся на него, но отыщи в нем добрые стороны, которые несомненно есть в каждом человеке, и остановись на них с любовью, презирая зло, сплетенное им на тебя, как грязь, не стоящую внимания, как мечту бесовскую. Так золотопромышленники не обращают внимания на множество песку и грязи в золотом песке, но останавливаются на золотых песчинках, и хотя их очень мало, дорожат и немногими, и промывают их из множества негодного песку. Так и Бог поступает с нами, долготерпеливо очищая нас».

Как всё это трудно! Но не будем унывать, а вспомним слова Христовы: «Человеку это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19: 26).

©В.Потапов, 1991-1992

Источник: https://stjohndc.org/ru/o-pravoslavii/10-zapovedej/ne-lzhesvidetelstvuy-na-druga-svoego

Девятая заповедь. «Искорени зло из своей среды»

“Не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством”.

Продолжаем беседы о Десяти заповедях. Сегодня у нас девятая по счету заповедь: «Не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством».

Как мы уже говорили, заповеди имеют узкое и широкое значение. В узком значении формулировка девятой заповеди, как она дана в Торе, касается свидетельства на суде: давая показания, свидетель обязан говорить, что называется, только правду, всю правду и ничего, кроме правды.

К тому, чтобы свидетельство было признанно правдивым, оно обязано удовлетворять ряду жестких требований. Суду можно говорить только то, что видел собственными глазами и от начала до конца.

Нельзя додумывать, досказывать, интерпретировать и комментировать увиденное — даже в мелочах и тем более в главных деталях.

Важно знать, что, даже если свидетель говорит чистую правду, но со слов других людей, его свидетельство признается ложным.

Впрочем, стать лжесвидетелем можно и не сказав ни слова. В Талмуде приведен такой пример. Раввин говорит ученику: «Тебе известно, что я ни разу в жизни никого не обманывал и никогда не пойду на обман, даже если мне посулят золотые горы. Такой-то человек должен мне деньги, и у меня есть свидетель, что он — мой должник. Но одного свидетеля недостаточно.

Поэтому прошу тебя: приди в суд, только приди и ничего там не говори. Когда должник увидит, что я привел двух людей, он, скорее всего, примет их за моих свидетелей и сознается в невыплаченном долге».

Талмуд заключает: такая, на первый взгляд, невинная хитрость запрещена, потому что раввин фактически призывает ученика к ложному свидетельствованию, пусть даже пассивно.

Да, заповедь «не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством» жестка и бескомпромиссна. И это понятно. Ведь от честности свидетеля зависит решение суда, а значит, и судьба участников процесса. Как видно их приведенного примера, лгать в суде запрещено даже ради восстановления правды и справедливости.

Важно

С другой стороны, лжесвидетельством считается не только «сочинение» фактов, но и сокрытие истины на суде. За лжесвидетельство полагалось суровое наказание: «Если судьи расследовали хорошо, и оказалось, что этот свидетель — ложный свидетель, ложно обвинивший своего брата, то сделайте ему то, что замышлял он сделать своему брату, и искорени зло из своей среды» (Дварим 19:18—19).

Тора считает лжесвидетеля безусловным злодеем, которого могли даже казнить, если его донос едва не привел к казни невинного человека.

Что такое донос и к каким страшным последствиям он приводит, мы с вами хорошо знаем. В Советском Союзе миллионы людей пали жертвой «революционной бдительности» доносчиков и стукачей. За доносительство не только не карали — оно, напротив, поощрялось. Даже близкие люди порой не доверяли друг другу.

Так вот, Тора требует: не имей дела с доносчиками, т.е. с теми, кто дают ложные показания о ближнем; держи от них подальше своих детей, чтобы они не научились у них лжи и подлости.

Впрочем, здесь требуется важное уточнение. Все, что мы только что говорили о суде и свидетельских показаниях, относится к справедливому судопроизводству, осуществляемому по вечным законам Торы.

Если суд изначально несправедлив, поскольку руководствуется порочными законами, или если мы заранее уверены, что приговор не будет соответствовать тяжести проступка или, наоборот, осужденный будет наказан особо жестоким и варварским способом, то нельзя свидетельствовать на таком суде.

А в некоторых случаях следует постараться дать таким судьям ложные показания, если это поможет предотвратить судебную расправу. Тем более можно и порой необходимо солгать, если суд намерен отправить на казнь не преступника, а невинную жертву юридического произвола.

Возвращаемся к теме. Итак, мы установили, что справедливое правосудие — одно из важнейших условий нормального функционирования любого общества. Поэтому не случайно Тора включила судопроизводство в Семь заповедей сыновей Ноаха, данных всему человечеству.

Первые, будучи далекими от веры в Творца, верят, что суд — это единственный общественный механизм, призванный стоять на страде законности и способный восстановить справедливость.

Евреи Торы тоже считают, что суд должен вести дела честно, добросовестно, стремиться к объективному разбирательству и вынесению справедливого приговора. Но они дают себе отчет, что такое не всегда возможно.

Ведь судьи — тоже люди: им бывает трудно учесть все аспекты и тонкости дела, они могут чего-то не знать. Подчас ошибки и судебные злоупотребления неизбежны. Поэтому еврейский Верховный суд (Санедрин), существовавший в эпоху Храма, руководствовался в своей деятельности единым строгим принципом: лучше по ошибке оправдать преступника, чем казнить невиновного.

Ибо каждый религиозный человек (не только еврей) знает, что, говоря словами Лермонтова: «Есть Божий суд. Есть грозный Судия: Он ждет; Он недоступен звону злата, все мысли и дела Он знает наперед».

Окончательный и по-настоящему справедливый суд предстоит каждому из нас лишь после ухода из жизни, хотя и здесь, на земле, ни один наш поступок не остается без последствий.

Что касается нашего земного, еврейского суда, то, несмотря на то что во время судебного разбирательства недопустимы даже малейшие искажения истины, тем не менее, до начала судебного разбирательства следствию разрешается для выяснения всех обстоятельств дела использовать профессиональные приемы, разные уловки и хитрости, — но только в тех случаях, когда есть основания считать, что подозреваемый говорит неправду.

Приведем пример. Однажды к ведущему религиозному авторитету нашего поколения раввину Шломо-Залману Оербаху, умершему несколько лет назад, пришла супружеская пара. Жена утверждала, что она получила от мужа гет, разводное письмо, но потеряла его.

Муж решительно возражал: никакого гета он жене не давал. В ходе беседы рав Оербах почувствовал, что жена говорит неправду, хотя обычно в таких конфликтах больше верят именно женщинам.

Поэтому рав спросил ее: «Скажите, как проходил ваш развод? Например, на свадьбе вы обошли вокруг мужа, стоящего под хупой семь раз против часовой стрелки.

Обратите внимание

А теперь, получая гет, вы обошли вокруг него семь раз в другую сторону или не обошли?» Женщина растерялась и неуверенно произнесла: «Да, я помню, как обходила его в обратную сторону, но сколько раз, не считала». На том обманщица и попалась: при разводе никаких обходов не совершают.

Обратите внимание, в тексте девятой заповеди открытым образом суд не упоминается, что указывает на ее более широкий характер. Получаем, что в более широком смысле Тора запрещает лжесвидетельствовать не только в суде, но и в повседневной жизни.

Кроме этой базовой заповеди, существуют еще несколько мицвот, запрещающих ложь, обман в разных формах и проявлениях, например: «Не верь ложному слуху, не оказывай поддержки злодею — чтобы не стать лжесвидетелем» (Шмот 23:1).

Есть еще одно указание: «Не крадите, не отрицайте истину и не обманывайте друг друга» (Ваикра 19:11).

Повседневная, так сказать, бытовая ложь — тоже лжесвидетельствование. Такой вид лжи мы представим в виде девяти запрещенных Торой категорий, отрицательное значение которых, к сожалению, до сих пор нисколько не устарело. Расскажем о них.

  • 1) Ложь, приносящая материальный ущерб. Разумеется, не тому, кто ее сочиняет, а тому, против кого она направлена. Сюда относятся отрицание денежного долга, удержание зарплаты под разными предлогами, невыполнение финансовых обязательств, особенно в оплате наемного труда. Именно о таких действиях сказано: «Не крадите, не отрицайте истину и не обманывайте друг друга».

Тора говорит также: «Если будете что-либо продавать или покупать у своего ближнего, не обманывайте друг друга» (Ваикра 25:14). Вечная и очень актуальная заповедь. В ней речь идет о запрете всех видов обмана в торговле: обвеса, обсчета, использования неправильных мер и весов.

Кроме того, продавец не может сказать покупателю, что товар стоил ему больше, чем на самом деле. Разрешено только сказать: «Вот моя цена. За меньшую сумму я не продам». Сюда же относятся попытки скрыть изъяны в товаре. Например, запрещено скрывать, что продаваемая или сдаваемая вами квартира «течет».

Перед сделкой ее стены можно заново побелить, чтобы не портить впечатление плесенью, придав квартире «товарный вид», но с одним условием: покупатель должен об этом знать.

Важно

То же самое касается информации о неприятном соседе, который по ночам увлекается игрой на саксофоне или выясняет семейные отношения метанием предметов домашнего обихода.

Также нельзя обманывать покупателя относительно места производства товара и имени ее фирмы-изготовителя — например, скрывать, что «настоящий японский» магнитофон был собран отнюдь не в Японии. Такой вид лжи особенно порочен, ибо подобен воровству. Тора решительно запрещает дезинформировать людей, — евреев и неевреев в равной мере.

В категорию лжи, приносящей материальный ущерб, входит мошенничество, представляющее собой стремление завладеть чужой собственностью, когда законному владельцу этой собственности сообщается ложная информация, в результате чего тот передает мошеннику право на владение.

Безусловно запрещена дезинформация в средствах массовых коммуникаций, — например, когда журналисты сознательно подрывают репутацию как отдельных людей, так и целых групп населения; применительно к Израилю — репатриантов, религиозные общины, выходцев из Эфиопии и т.п. Такая «деза», тиражируемая в десятках тысяч экземпляров или передаваемая по радио или телевидению, т.е. ориентированная на самого массового потребителя, чревата особенно тяжелыми социальными последствиями.

  • 2) Тора однозначно запрещает и такую неправду, которая приносит вред не сразу, но со временем может обернуться большими убытками. Так, некоторые обманщики втираются в доверие к людям, чтобы убедить их в своей надежности, а потом используют это доверие в корыстных целях. Перед Высшим судом они ответят не только за убытки, которые понесут те, кого они обманули, но и за первоначальную ложь, позволившую обманщику добиться своей цели.
  • 3) Встречаются такие формы лжи, которые не наносят прямого ущерба, но мешают жертве получить выгоду. При этом причины для подобной лжи могут быть самыми разными: зависть, жажда мести, стремление самому заработать на обмане. Такие ситуации распространены в политике, экономической конкуренции и повседневной жизни, например, при поступлении на работу, продвижении по служебной лестнице и т.п. В эту категорию входит и ложь с целью завоевать расположение влиятельного лица, чтобы добиться его протекции, получить какие-то льготы, преимущества или подарки — за счет того, что будут обойдены другие люди! Тора, безусловно, осуждает лицемерие и лесть, сопутствующие подобной форме лжи; наглядным примером которой могут служить слова одного из героев пьесы Шварца (за правильность цитаты не ручаюсь): «Извините за прямоту, король, но вы — гениальный человек!»
  • 4) В отдельную категорию входят случаи намеренного, но на первый взгляд безвредного искажения действительности, фантазерство, которое можно условно назвать синдромом барона Мюнхгаузена. Как правило, фантазеры никому не причиняют материального ущерба, ни в настоящем, ни в будущем. Они врут «ради искусства». Впрочем, часто у них бывает вполне конкретная цель: самореклама, привлечение внимания к своей персоне, поиск популярности.

Можем дать совет: устраивайте вечера устного творчества — КВНы, капустники, все, что угодно, — но только пусть люди знают, что ваши сногсшибательные рассказы и истории приправлены изрядной долей выдумки. Или же, начав сочинять очередную байку, дайте понять слушателю, что не все в ваших словах чистая правда.

  • 5) Запрещено давать обещание, если заранее знаешь, что оно не будет выполнено. Запрет категоричен, даже если у такой лжи есть «благородная мотивация»: не хочется огорчать людей отказом, человек стремится сохранить хорошие отношения, пытается поддержать свою репутацию человека всесильного, умеющего помочь и т.д.
  • 6) Считается ложью и непреднамеренное нарушение обещания. Поэтому Тора требует скрупулезной обязательности и исполнительности во всех делах. Лучше вообще не давать обещаний, чем потом нарушить их.
  • 7) Категорически запрещено обманывать ближнего с целью завоевать его расположение, представить себя в лучшем свете. Об этом обмане под названием «воровство мнения» мы говорили в предыдущей главе, посвященной заповеди «не кради». Например, нельзя приглашать человека в гости, заранее зная, что он откажется, — лишь для того, чтобы укрепить свою репутацию щедрого и хлебосольного человека. Можно, однако, пригласить его из вежливости или ради сохранения добрых отношений. Там, где принято говорить при расставании «заходите в гости», что считается ни к чему не обязывающей фразой, так поступать можно даже с точки зрения Торы. Главное, никого не вводить в заблуждение!
  • 8) Нельзя хвастать качествами, способностями и возможностями, которыми на самом деле не располагаешь (в духе гоголевского Хлестакова). Нельзя также преувеличивать свои знания, добавлять себе должности, звания, титулы при переговорах с потенциальным работодателем. Это не только «воровство мнения», но и запрещенный прием борьбе с другими претендентами на вакантную должность.
  • 9) Тора запрещает ложь не только в речи, но и в других формах: письменной, печатной, посредством жестов, мимики, артикуляции.

Покончив с категориями лжи, сделаем еще несколько замечаний.

Тяжелый порок — ложь по привычке, без конкретной цели и без выгоды. Если вас спрашивают, как пройти, скажем, на улицу Шолом-Алейхема или проспект Джавахарлала Неру, а вы не знаете, наберитесь мужества ответить: «Я не знаю. Спросите кого-нибудь другого». Иначе вы не только исполните роль Сусанина из одноименной оперы Глинки, но и приучитесь врать по мелочам.

Запрещено не только лгать, но и слушать чужую ложь. В Торе сказано: «Удаляйся от всякой неправды».

В то же время бывают редкие исключения, когда говорить неправду, скажем, ради спасения невинного человека, не только позволительно, но даже необходимо. Есть и другие случаи подобного рода: разрешается обмануть мошенника, чтобы не стать жертвой его обмана.

Но нельзя лгать своему обидчику из мести после того, как вы уже понесли убытки. И тем более совершенно недопустимо действовать по известной поговорке: с волками жить — по-волчьи выть; как поступают со мной — так и я буду поступать с другими.

Даже если мне видно, что все кругом лгут, я все равно не должен присоединяться к их хору — ради собственного душевного равновесия.

В любом нормальном человеке ложь вызывает инстинктивное отвращение. Это подтверждает, что заповеди Торы не искусственные; они выражают саму сущность человека. Ведь каждый из нас, будучи творческим человеком, способен соврать так, что никто не заметит обмана, но чувство вины и гадливости к самому себе может жить годами, отравляя существование, нам это надо?

Еще несколько примером разрешенной неправды. Можно говорить неправду, чтобы помирить поссорившихся людей; например, сказать одной из конфликтующих сторон: «Ты знаешь, такой-то очень сожалеет, что обидел тебя», — даже если никаких сожалений в действительности нет.

Совет

Безусловно, разрешаются образные преувеличения в экспрессивной речи, например: «Я тебе тысячу раз говорил!» Разрешается сказать: «Не плачь, сынок, мы найдем твои десять шекелей,» — даже если плачущий мальчик не состоит с вами в родстве.

Не следует рассказывать о щедрости и гостеприимстве человека тому, кто может злоупотребить его добротой, даже если от вас требуют прямого ответа.

Когда вас просят сообщить какую-то новость с элементом рехилут, то лучше солгать, чем давать правдивые сведения. Материального ущерба такой обман не принесет, а мир превыше всего. Также можно говорить неправду о себе из скромности — преуменьшая свои знания, способности и достижения. Но излишне преувеличивать, как мы знаем, нельзя.

Заповедь «не лжесвидетельствуй» никто не оспаривает — но кто из нас ее полностью выполняет? Она затрагивает самое больное место современного общества — его моральный упадок, который проявляется, главным образом, в распространении разных форм лжи на всех уровнях, от правительственных инстанций до взаимоотношений в семье.

Тора дает нам ориентиры, позволяющие избегать лжи. О том, как добиться этого на практике, мы поговорим в другой раз.

Источник: https://toldot.ru/articles/articles_787.html

Отвергнув ложь, говорите истину

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исход 20:16). 

Прямой смысл девятой заповеди Закона Божьего заключается в запрете на дачу ложных показаний в суде. Причем, лжесвидетельством считается не только “сочинение” фактов, но и сокрытие истины.

Библия считает лжесвидетеля безусловным злодеем, которого могли даже казнить, если его донос едва не привел к казни невинного человека.

В древнем Израиле были предусмотрены меры защиты обвиняемого: «Недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой-нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей, состоится дело. Если выступит против кого свидетель несправедливый, обвиняя его в преступлении, то пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и пред судей, которые будут в те дни. Судьи должны хорошо исследовать, и, если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего, то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и [так] истреби зло из среды себя» (Второзаконие 19:15-19).

Обратите внимание

Однако девятая заповедь осуждает не только лжесвидетельство в суде. Повседневная, так сказать, бытовая ложь – тоже лжесвидетельство.

Заповедь “не лжесвидетельствуй” никто не оспаривает – но кто из нас ее полностью выполняет? Она обращает внимание на самое больное место современного общества – его моральный упадок, который проявляется, главным образом, в распространении разных форм лжи на всех уровнях, от правительственных инстанций до взаимоотношений в семье. Люди так глубоко проникнуты ложью, что даже хорошие и справедливые дела стараются совершать с помощью лжи и обмана.

Сколько несчастий и обид приносит ложь! Она чернит людей, разрушает и убивает их. Сколько в мире тех, кто невинно страдает из-за того, что кто-то сказал о них неправду. Ложь разрушает семейное счастье, разлучает друзей.

«Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоанна 8:44). Эти слова Иисуса Христа помогают понять, что такое ложь и каковы ее истоки. Ложь есть преднамеренное искажение истины.

Лжец говорит свое, то, что им придумано, а не то, что соответствует действительности. Однако ложь не всегда выражается только словами. Ложью может быть целая жизнь, прожитая в угоду ложным принципам.

Самообман, притворство, лицемерие, лесть, двуличие и двойная жизнь также являются примерами лжи.

Кого же Иисус назвал отцом лжи? Прочитаем начало стиха: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоанна 8:44).

Первая ложь на земле исходила от сатаны. Он представил Бога лжецом. И борьба между добром и злом с целью распознать, кто лжец, а кто говорит истину, продолжается до сих пор.
В теории так все просто и понятно: не лги. Но на практике дело обстоит намного сложнее.

Что же нам делать? Во-первых, мы должны признать, что ложь есть грех. Ложь является связующим звеном в цепочке наших грехов. Ложь либо прикрывает уже сделанные нами грехи, либо является первым шагом к совершению очередного греха.

Поэтому нужно стараться не делать того, за что нам будет стыдно и в результате чего может возникнуть искушение прибегнуть к обману.

Важно

Во-вторых, мы должны признать, что Иисус – Победитель лжи. Иисус искупил нас не только от вины, но и от власти греха.

«Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» (1 Иоанна 2:22). Таким образом, если человек не принимает Иисуса Христа своим Богом и Спасителем, он является лжецом и антихристом, свидетельствующим ложь об Иисусе.

Правдивость и честность – это свойства Божьи, поэтому мы нуждаемся в помощи Бога, чтобы говорить правду. Смысл девятой заповеди заключается в полном посвящении себя Истине. Есть только одна сила, способная совершить в нас эту перемену, – это сила Божья, дарованная нам через благодать Христа.

Читайте также:  Священномученик симеон, епископ персидский

Подготовила И. Суманова

Источник: https://sokrsokr.net/otvergnuv-lozh-govorite-istinu/

9-я Заповедь:”Не лжесвидетельствуй”. Словесная акварель, о. Артемий Владимиров

Сегодня мы будем обличать стукачей и секретных осведомителей. Речь пойдет о 9-ой Заповеди: “Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна”. Т.е. не принимай ложного свидетельства, не слушай сплетни, отвращай уши свои от клеветы и сам не будь доносчиком сплетен.

К сожалению, сегодня это болезнь очень глубоко вросла в наши души. Едва ли мы присели в теплом кругу друзей, обсудили политику и погоду, тут же начинаем перемывать кости нашим ближним, зачастую отсутствующим на самой этой беседе.

Начиная с топ-моделей и актеров, заканчивая соратниками и коллегами. И как бы хотелось изжить этот мерзкий, отвратительный грех сплетничества.

Давайте воспользуемся советом блаженного Августина, который не позволял себе заочно обсуждать 3-е лицо, не позволял себе заочно ни о ком худо говорить.

“Если ты не желаешь на Страшном Суде быть посрамленным и осужденным в неверных слухах и домыслах, то, обсуждая отсутствующее лицо, говори о нем так, как-будто бы оно стояло рядом с тобой”. На самом деле, это почти не достижимая планка — всегда находиться в мысленном присутствии обсуждаемых людей.

Праведный Иоанн Кронштадский, например, взял за правило не делиться плохими новостями с людьми, особенно такими, которые опорочивают честь и достоинство ближнего. Иными словами, приучил себя всегда находится в позитиве.

Если обычный обыватель пользуется правилом “о покойниках либо хорошо, либо ничего”, то батюшка Иоанн старался говорить вообще обо всех только хорошее. Суть этого правила кроется в древней библейской мудрости: “Не рой ближнему яму, ибо сам в нее упадешь”.

Чем внимательнее мы исследуем прожитые нами годы, тем быстрее мы согласимся с неизбежным математически действующим законом, что всякая ирония, всякий сарказм, осуждение, злословие, напраслина, которую мы источаем мутными потоками, загрязняя всю землю, быстрее нас толкает в ту неприглядную, трагическую ситуацию, которая стала предметом нашего осуждения.

Совет

Вот почему христианин должен быть достаточно осторожным. Напомню вам пословицу: “слово не воробей, вылетит не поймаешь”. Действительно, не осторожно брошенное слово, ироничное замечание может обернуться такими проблемами, выход из которых можно найти далеко не сразу, а возможно и нельзя вовсе.

Для того, чтобы совладать со своим языком, чтобы он перестал быть смертоносным жалом, необходимо помнить три маленьких правила, о которых вы наверняка слышали:1. Думай, что говоришь, что ты хочешь сказать. 2. Не говори того, что не думаешь, т.е. не ври, не сочиняй.

3. Не все что думаешь говори, не будь болтуном.

Так мы сможем приблизится к исполнению 9-ой заповеди и быть свидетелями верными о том, что ближние достойны нашей жалости и любви.

9-я Заповедь:”Не лжесвидетельствуй”.

Словесная акварель, о. Артемий Владимиров

Православная соцсеть “Елицы”

Источник: https://elitsy.ru/profile/94144/566659/

Не лжесвидетельствуй. Если я не был свидетелем проишествия, то я и не должен его комментировать?

Отвечает: Виктор Белоусов

Владимир спрашивает: «Мир Вам. Девятая заповедь: Не лжесвидетельствуй. То есть, если я не был свидетелем какого либо проишествия, то я и не должен его комментировать.А как же история человечества, Библия. Или это вопрос моей веры.

Не грешу ли я тем, что негативно отношусь к человеку, которого я совершенно не знаю, но на основании литературы, телевидения или иных источников, во мне вырабатывается определённое мнение о нем и я своим мнением делюсь с ближними. В Древнем Израиле свидетель проишествия за свою ложь лишался жизни.

Как не согрешить когда информации много, а ты не свидетель?»

Мир Вам, Владимир!

Библия говорит так:

16 Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь.
(Лев.19:16)

19 Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся.
(Прит.20:19)

Сегодня мы живем в эпоху информационных технологий. Информация очень доступна и есть везде. Если происходит какое-то событие, то информация о нем за считанные часы становится достоянием общества.

Если еще 20-30 лет назад информация черпалась из официальных источников (СМИ: газеты, телевидение), то сейчас каждый может снять видео на телефон, написать заметку в социальной сети и тому подобное.

С одной стороны — это хорошо, с другой — налагает дополнительную моральную ответственность на человека, чью информацию будут читать и воспринимать другие.

Если мы встречаем в СМИ противоречивые «факты», свидетелем которых лично не были, какое отношение у христиан может быть к такому?

1) Помнить о духовной борьбе между Богом и сатаной, между истиной и ложью. Даже «верующим» фарисеям Христос сказал: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего.

Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.» (Иоан.

Обратите внимание

8:44) Потому нужно допускать, что любая информация может оказаться ложью, даже выдающаяся под правдивой личиной.

Слышал такой тезис: «Говорящий правду ограничен правдой. Говорящий ложь не ограничен ничем, кроме своей фантазии». Потому мы должны оставаться критичными. В реальности за каждым «фактом» очень много нюансов и подводных течений, которые мы не видим и не знаем. При этом закрывать глаза на откровенные беззакония также нельзя.

2) Сейчас во всем мире время так называемой «информационной войны», которая ведется за умы и сердца людей, за наши эмоции и чувства. Очень важно не поддаваться на такие первичные порывы.

С этой целью лучше поменьше смотреть ярко окрашенные эмоциями «движущиеся картинки», и больше читать. При просмотре телевидения у нас появляется иллюзия, что мы это видели, что мы являемся свидетелями. Но это лишь иллюзия.

Потому что любой видематериал планируется, снимается, обрабатывается, обрезается, дополняется, корректируется…

Лучше читать и отделять сами факты от их интерпретаций. При чтении у человека больше времени думать и анализировать, сопоставлять разные и зачастую противоречивые мнения. И задаваться вопросом — кому какая позиция выгодна, кто в чем заинтересован. Мы не можем утверждать на основании противоречивых фактов — как все есть на самом деле, мы можем лишь предполагать, и то с долей вероятности.

«Слава Божия — облекать тайною дело, а слава царей — исследывать дело»
(Прит.25:2)

3) Смотрите на плоды. Если Вы видите, что исходя из чужой информации Вы умножаете зло и ненависть — кому в этом польза? Лучше не насыщаться такой информацией. Нужно искать то, что приведет к большему благу, миру, спасению, помощи нуждающимся.

«Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.» (Матф.3:10)

Хочется обратить внимание еще на один текст Библии:

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими»
(Матф.5:9)

Творить мир — это активная позиция Бога и Божьих детей. Это замечательно, когда люди хотят искать точки соприкосновения, возможности договориться и уважают взаимные интересы. И наша христианская роль, как миротворцев, молиться к Богу о чуде и прилагать усилия ко взаимопониманию, насколько это возможно.

Благословений Божьих Вам,

Виктор

Источник: https://biblestudy.ru/otvet/biblejskoe-uchenie/greh-i-spasenie/57178-ne-lzhesvidetelstvuy-esli-ya-ne-byl-svidetelem-proishestviya-to-ya

10 Заповедей Закона Божия

Десять заповедей были дарованы Богом Моисею на горе Синай, потому они называются также синайским законодательством (сх. Исх.

20, 1-17)
Первая заповедь:
“Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим” Грешат против первой заповеди волшебники, колдуны, ворожеи и гадатели – все эти люди, которые оставили веру в силу Божию, а верят тайным силам тварей, особенно злых духов, и стараются действовать в союзе с ними во вред другим. За участие в волшебстве Церковь запрещает общение с ней на 20 лет, наравне с убийцами, а некающихся совершенно извергает вон. Не утешайтесь, что теперь каждому можно переступить церковный порог и подойти к Святой Чаше. Людей, священника обмануть можно… Но Бога-то кто и как может обмануть? Не думайте, что вот, мол, есть грешники, а мы,

слава Богу, не колдуем. Если кто из вас гадал или обращался к колдунам, или лечился заговорами, советовал “сходить к бабке” – грешен не менее самих колдунов.


Вторая заповедь:

“Не делай себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им”

Слава Богу, между нами христианами, это дело невиданное, и получается, что мы будто и не грешим против второй заповеди. Но разве наши страсти не те же идолы, которым мы поклоняемся всю жизнь? Страшный идол, у подножия которого погибло столько талантов и способностей, из-за которого пролиты и льются потоки горчайших слёз матерей, отцов, братии, жён и детей – это пьянство… Мы почти поголовно виноваты в спаивании ближнего. Мы поставили ему поллитра, а человек выпьет и, потеряв рассудок, будет хулить Бога, изобъёт жену, искалечит побоями детей, убьёт человека – и мы разделим его грех, как соучастники преступления! Господи, прости нас, грешных!

Третья заповедь:

“Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно”

В нашем представлении богохульники – это ожесточённо неверующие люди. Мы, верующие, ходим в храм, приступаем к Таинствам Церкви. И всё-же мы богохульники. – ибо в несчастьях и болезнях мы ропщем на Бога, осуждая тем самым Промысл Божий и волю Божию: – есть среди нас, малодушных христиан, и такие, которые, не имея терпения перенести без ропота ту или иную скорбь или утеснение, открыто заявляют: “Бога нет!” или дерзают винить Бога даже в том, что Он попускает людям грешить; – есть ещё такие маловеры, которые искушают Бога, говоря: “Если Ты, Господи, есть, то исполни то или иное желание…”, и иногда это звучит из уст не только приходящих к вере, а людей, называющих себя глубоко верующими!

Четвёртая заповедь:

“Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а день седьмой – Богу твоему”

Многие утешают себя мыслью: “Мы то уж в храм ходим”… Ходить-то ходим, а как ведём себя в храме? Некоторые безо всякого страха и благоговения переступают церковный порог, куда-то протискиваются, толкаются и даже дерутся в храме. Один человек с ужасом рассказывал, что во время Евхаристического канона одна пожилая женщина сгоняла с места сидящую на стуле девушку, которая не могла стоять из-за язвы на ноге. Разъярившись, женщина пригрозила: “Да чтоб твоя нога у тебя отгнила и совсем отвалилась!” А потом, как ни в чём не бывало, стала креститься, кланяться, петь “Отче наш” и, быть может, ещё пошла причащаться. Господи, прости нас, грешных!

Пятая заповедь:

“Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле”

Кто сам взрослый и уже имеет свою семью, стремится ли он покоить старость своих родителей, или считает, как это сейчас распространено, что родители должны нас покоить до самой своей смерти?! Мы требуем, не просим, а требуем, чтобы они вели наше домашнее хозяйство, воспитывали наших детей, ухаживали за ними. И оправдываем свои притязания: “Мы же работаем, а они дома сидят!” А если по каким-то причинам родители отказываются быть нашими рабами или делают, но не угождают нам, мы выливаем на них своё возмущение и гнев. Господи, прости нас, грешных!

Шестая заповедь:

“Не убивай”

Страшное непосредственное убийство – это аборты, когда матери умертвляют своего ребёнка в утробе своей. Мы же бесконечно виновны в изощрённых убийствах наших близких жестоким отношением к ним, ибо это грехи против любви к ближнему. Очень близки к совершению убийства те, кто в гневе пускает в ход кулаки, нанося побои. Может излишне озлоблялись на детей и били их чем попало с жестокостью? Не умер ли кто по причине того, что вы не оказали помощи? – может, кто умирал от голода, а вы знали и не помогали; – может, кто тонул, а вы не приняли мер; – может кто умирал от болезни, а вы не пришли на помощь; – может на ваших глазах убивали человека, а вы убежали. Господи, какие же мы после этого христиане?!

Седьмая заповедь:

“Не прелюбодействуй”

Грехи против этой заповеди очень страшны своим безобразием, последствиями и невероятным распространением среди нас. Так как тело наше есть храм Духа Святаго, то несохранением целомудрия, супружеской ли жизни или девства, изгоняется из тела нашего Дух Божий и даётся место диаволу. Мы грешим сладострастием во всех его видах: принятием нечистых помыслов, услаждением ими, чем вызываем в душе похотливое разжжение и, не совершая ещё на деле, уже прелюбодействуем в сердце. Те, кто состоит в освящённом церковью браке, проверьте свою совесть, не изменили ли вы, даже в сердце своём нечистым воззрением на лица другого пола, уж не говоря о явном прелюбодеянии.

Восьмая заповедь:

“Не кради”

Вспомните, не соблазнились ли вы чем-нибудь, что, как говорится, “плохо лежало”? Не приносили ли детям чего с работы и не приучали ли их, что с работы можно что-нибудь утащить? Не соблазнились ли чем в чужом саду, частном или государственном? Кто торгуя обмеривал, обвешивал, обсчитывал, выдавал плохой товар за хороший? Может кто работал в детских учреждениях, объедал детей? Может, покупали за бесценок у какого-нибудь пьяницы или заведомо краденную вещь? Никогда не приносите в дом таких вещей! Никакой пользы такое добро не принесёт. Наоборот, всё пойдёт прахом, а душевного покоя нет. А какой позор перед людьми и Богом, если христианина уличили в воровстве. Господи, прости нас, грешных!

Девятая заповедь:

“Не лжесвидетельствуй”

Этой заповедью запрещается всякая ложь во всех её видах. А осуждения и пересуды? Ваш ближний пал! Но знаете ли вы, какие заблуждения и обольщения окружали его? Знаете ли вы, что в роковой час падения ему недоставало братской руки, могущей поддержать его и спасти? Падение ближнего должно явиться скорбным обращением к самому себе… “Блаженны миротворцы”, – говорит слово Божие. А мы ссорим людей или режем, как говорят, правду в глаза, когда это совсем и не требуется, когда приносит только обиду, вред. Господи, прости нас, “правдолюбцев”! И вообще, не имеем мы искренности, простоты, молчаливости, и поэтому ежечасно оскорбляем ближних и Тебя, Господи, нарушая закон Твой.

Десятая заповедь:

“Не пожелай ничего чужого”

Мы грешим против этой заповеди недовольством своей участью и впадаем в грех зависти. Кайтесь, кто завидует богатству, счастью, здоровью, способностям, красоте, успехам ближних наших. Не радовался ли кто несчастью другого? Не злорадствовал ли кто, если недруг попадал в беду? Не желали ли обидчикам болезни или смерти? Мы завидуем сознательно и бессознательно всему, что видим: всё нам надо – еда, одежда, дом, чужая обстановка. Если я увидел – уже желаю и для себя, даже обиду какую-то чувствуем, если у нас этого нет. Расстраиваемся, даже до болезни. И, главное, за грех не считаем – ведь только подумали, помечтали… Господи, прости нас, грешных…

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Источник: https://pravoslavnoeserdce.blogspot.com/2016/12/10-zapovedey-zakona-bozhiya.html

Десять заповедей Божиих

Первая заповедь 

Исх.

20, 2-3  Я Господь, Бог твой,  который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;  да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Первая заповедь  Господа Бога  указывает человеку на Самого Себя и внушает нам почитать  Его – Единого Истинного Бога. Кроме него, никого не должны мы воздавать Божеского почитания. Все люди, какие когда либо жили, и какие теперь живут на свете, признавали Бога, все они чувствовали, что Бог необходим для души человека точно так, как воздух и хлеб для тела.

Но различные люди различно понимали и Бога:  доходило до того, что некоторые покланялись даже камню, дереву и животному  бессловесному, почитая их за  божество.  Господь Сам, в  Своем откровении указал, что  истинный Бог – только один Он.

Бог есть Дух, Который все может сотворить, везде находится, все видит, все знает, во всем правду наблюдает, и всем и каждому добра желает: наш Бог – есть любвеобильный Отец, всемогущий Творец и Промыслитель, и праведный Мздовоздаятель каждому, по делам его. Сей истинный Бог – есть душ человеческих покой, отрада, защита; Он для них источник живота.

Важно

  В самых наказаниях, праведно Им на нас, грешных, посылаемых,  всегда скрывается любовь к человеку; ими старается Господь исправить и вразумить заблудших. Никто нам не посылает добра, как Бог, и никто нас так не бережет, как Бог, и никто о нас так не заботится, как Бог.

Читайте также:  Священномученик александр команский

Поэтому волю Господню нарушать не следует прежде всего потому, что это огорчает Бога, нашего Отца и Благодетеля.  Надобно полюбить Бога всем сердцем и всею душою, и любовь научит, как вести себя по отношению к Нему.  Господь Бог есть высочайшее совершенство, безусловная истина, добро и красота.

  Душа наша, созданная по образцу  и подобию Божию, постоянно ищет Бога и стремится  к Нему.  Только тогда она бывает спокойна и довольна, когда близка к Богу своими мыслями и делами.  И наоборот,  чувствует пустоту и тоску, когда уклоняется от Господа на путь лукавства и лжи.

  Поэтому эта заповедь учит нас почитать Бога выше и больше всего, выше всех святых и даже выше самих ангелов.   Потому что  Господь всегда с человеком, все видит, все знает о нем, поэтому цель жизни человека – это стремление к Творцу добрыми делами, доброй жизнью, честным и чистым сердцем, т.е. человек должен возлюбить Господа Бога всем сердцем своим, всею душою своею, и всею крепостью своею.

Вторая заповедь

Исх.

20, 4-6  Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу,  и что в воде ниже земли; не покланяйся им и не служи им, ибо  Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящих Меня и соблюдающих заповеди Мои.

Этой заповедью Господь запрещает идолопоклонство, т.е. запрещает делать себе для почитания кумиров и идолов из всякой твари небесной, земной, водах, которым вместо Бога поклоняются и служат.  Множество язычников,  людей, неверующих в истинного Бога, признают своим высшим идеалом, совершенством, языческих богов, которых они обожествляют, приносят им жертвоприношения.

Эти  боги – выдумки людей, которых уважали и почитали по древним обычаям, нравам. Но Господь отвергает все это, чтобы человек, погрязший в грехах, смог принять и познать истинного Бога, Который был извечно, с самого начала сотворения земли и человека. Святые иконы человек обязан почитать, т.к. они напоминают нам о жизни святых отцов,  о Самом Боге, о Его делах и угодниках.

 Почитая святые иконы, мы почитаем первообраз.  Кроме этого, под кумирами мы должны разуметь и все то, что мы слишком любим, боготворим, т.е. любим до того,  что из-за этого забываем Бога, бросаем заповеди Божии, забываем любить Его, надеяться на Него, всего ожидать от Него.  Поэтому человек не должен привязываться  ни к чему земному, чувственному, временному, т.к.

все это пусто, ничтожно, — все, кроме Бога и божественного.

Третья  заповедь

Исх.

Совет

20, 7  Не произноси именно Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Третья заповедь  требует, чтобы мы имя Божие произносили с благоговением и  остерегались употреблять его всуе, т.е. напрасно.  Оно свято и страшно. Но мы, грешные,  не стыдимся, не боимся употреблять имя Божие напрасно, легкомысленно, без нужды, без уважения, и, тем еще хуже, ложно и неправедно.

  Богохульство – это страшный грех, которым человек осмеливается изрыгать хульные или дерзкие и неуважительные слова против Бога. Не дай, Господи! Но мы Бога оскорбляем и святое имя Его, когда говорим, например: «Бог не дал нам счастья».  Как будто Бог не желает нам добра.

Если мы сами и бываем несчастны, то причиною того без сомнения делаемся мы же сами, а никак не Бог, Который есть Отец всем нам.

  Имя Божие понапрасну употребляется в шутках слова священного писания и песнях церковных, в клятвах, обетах, данных нами без нужды – если самовольно даем обет Богу и не исполняем; когда мы молимся без внимания, без усердия, с рассеянностью; или по непростительной привычке божиться и во многом другом, о котором мы даже и не помышляем.

  Какое это легкомыслие, заблуждение, обида по отношению к Богу!  Мы страшно грешим перед всевидящим владыкой, когда имени Его бояться и трепещут все  силы небесные, его со страхом произносят херувимы и серафимы, когда славословят и воспевают  Господа.  Поэтому имя Божие должно быть употребляемо только во славу Божию, в наше спасение, в усердных и благоговейных молитвах, которые мы должны приносить Творцу со страхом и великим трепетом.

Четвертая  заповедь

Исх.

20, 8-11  Помни  день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты,  ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни  рабыня твоя, ни (вол твой, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шестой день создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь  день субботний и освятил его.

В Ветхом завете субботний день был праздник весьма уважаемый. Сам Господь Бог благословил и освятил день субботний в память создания мира.

Обратите внимание

Но как при создании мира еще не было иудейского народа, а весь человеческий род заключался в родоначальнике Адаме: то явно, что день субботний тогда был благословен и освящен Богом не для  одних иудеев, а для всего человеческого рода.  Посему эта заповедь есть заповедь всеобщая и неизменная.

  Святыми апостолами  субботний день перенесен в первый день недели иудейской, в память воскресения  Господня.   Поэтому каждый христианин обязан почитать и  соблюдать воскресный день, в праздничные дни должен быть в церкви на богослужении, молиться Богу, прославлять Его за  бесчисленные к нам благодеяния.

Но многие христиане ослабили строгость  празднования  воскресного дня до того, что он почти ничем не отличается  от простых рабочих дней недели и  совершенно неправильно проводится: люди не желая расстаться со своими житейскими  делами.  Мирскими занятиями забывают и Бога,  все Его милосердие и любовь к ним.

  Но заметим, что древние христиане жили не в такое счастливое, как сейчас, время: их гнали, мучили, запирали в темницы за Христа. Но ничего не могло сдержать усердия христиан к посещению храмов Божиих. Кроме этого древние христиане в праздничные дни посещали больных, заключенных, и старались любыми средствами облегчить участь их. Сейчас же не всякий христианин ходит в Церковь, посещает больных…и вообще живет по христиански.

Пятая  заповедь

Исх.

20, 12  Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и)  чтобы продлились дни твои на земле,  которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Мы всегда должны питать в душе своей чувство уважения и почитания к родителям.  Родители нам благословленные  Самим Творцом – через них мы получили от Бога жизнь и бытие. Следовательно, почитать родителей наших, значит почитать  Самого Творца.  Всякое приказание их не противное вер и закону, необходимо исполнять со всем усердием и верностью.

«Чада, послушайте родителей своих во всем, сие бо угодно есть Господеви». Благословение родительское – есть источник благополучия для детей и великий дар от Бога.

И, если же дети не чтут своих родителей, не  повинуются им, причиняют им досаждения, огорчения, оскорбления и разные обиды, то навлекают на себя проклятие, соединенное со всяким родом несчастьем, и смерть не только временную, но и вечную.  Этой же заповедью мы должны почитать Государя, пастырей и учителей, наших наставников и других лиц, т.к.

они избраны Самим Богом,  есть руководители к вечному спасению: они учат нас вере, молитве… И, если мы не слушаемся их, мы не слушаемся и Самого Творца.  Поэтому нам необходимо повиноваться наставникам нашим и покоряться им; так как они бдят о душах наших.

Важно

Но если бы случилось, что родители или начальники потребовали от нас чего-либо противного вере и    Закону Божию, то тогда должно сказать им, как сказали апостолы начальникам иудейским: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас, нежели Бога». И должно претерпеть за веру и Закон Божий все, что бы ни последовало, как великие исповедники и мученики за веру Христову.

Шестая  заповедь  Исх. 20, 13  Не убивай.

            Этой заповедью Господь запрещает убийство, т.е. отнятие жизни у других людей и  у самого себя (самоубийство), каким бы то ни было образом. Жизнь есть величайший дар Божий.  И потому лишать самого себя или другого жизни есть самый ужасный, тяжкий и великий грех.  Господь Бог – Творец добра, любви, милости, желает, чтобы всякий из нас жил, т.е.

имел вечную жизнь и спасение.  Но человекоубийца не боится Бога, и уже на земле несет тягчайшее наказание за совершение своих преступлений. Например, Каин, убийца брата своего — Авеля. Он не нашел спокойствия  в своем родительском доме, удалился в другую землю,  там мучился до конца своей жизни.

Бог осудил его и всех его потомков на скитальческую, бродячую жизнь; но кроме этого убийц в будущей жизни ожидают вечные мучения, ибо сказано: творящий убийства, не наследует царствия Божия, им часть в озере огненном.

   Кроме же непосредственного  убийства к грехам против этой заповеди относятся следующие случаи:  Когда судья по каким-либо побуждениям освобождает виновного и присуждает к наказанию невиновного. Когда судья укрывает убийцу или скрывает злодеяние его, и  этот убийца после производит новые убийства.

Если начальник жестоко обращается с подчиненными и тем самым сокращает их жизнь.  Если муж жестоко обращается с женою и причиняет ей побои,  лишает ее здоровья и тем самым сокращает ее жизнь.  Если кто видит погибающего и не подает ему помощь, и многое другое.  Эта же заповедь запрещает самоубийства, т.к.

самоубийца, лишая себя временной жизни, вместе с тем лишает себя и вечной жизни. Кроме этого, всякий ненавидящий брата своего, человекоубийца есть. Это означает, что можно быть убийцей для ближнего словом и делом, противными благу и нарушающему спокойствие его: ненависть, гнев, досаждение, брань, обиды и т.д.

  Всякий, соблазняющий другого,  и отклоняющий его от истинной веры и добрых дел,  отнимает у человека жизнь души,  и всякую надежду на блаженство в будущем веке.  Поэтому человек, по словам апостола Павла: «Божие творение есмы, созданы во Христе Иисусе на дела благая, да в них ходим» должен придерживаться этой заповеди, не нарушать ее сам, и не толкать на грех других людей.

Седьмая  заповедь  Исх. 20, 14  Не прелюбодействуй.

Совет

Этой заповедью Господь запрещает прелюбодеяние, т.е. нарушение супружеской верности и всякую законную и нечистую любовь.   «Не призва нас Бог на нечистоту, но во святость». Слово Божие повелевает нам  хранить наши тела в чистоте, потому что тела наши «суть члены Христовы и храмы Духа Святаго».

  У людей,  совершивших прелюбодеяние, попрана совесть,  открыто оскорблена честь, разорван священный союз, разрушена взаимная любовь, между супругами поселяется недоверие, негодование, отвращение,  ненависть, исчезает спокойствие,  колеблется домашнее благосостояние.

Святая Церковь признает их нарушителями обета и клятвопреступниками, лишает их общения со Христом в святых и пречистых тайнах Его. «Ни блудницы, ни прелюбодеи царствия Божия не наследят». Плотская греховная связь  оказывается еще и между лицами, соединенными родством. Этот грех называется кровосмешением.

Апостол Павел говорит, что оно такое блудодеяние, какое «не слышно даже у язычников».  Но кроме открытых, грубых и постыдных пороков, нам необходимо избегать и внутренних нечистых вожделений: «Всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любоействовал с нею в сердце своем».

Вот поэтому человек по словам апостола Павла должен бегать блудодеяния, т.к. грех нецеломудрия настолько тяжел и преступен пред Богом, что за него слово Божие грозит человеку вечным проклятием и осуждением.

Восьмая  заповедь  Исх. 20, 15  Не кради.

Восьмая заповедь запрещает кражу, или каким бы то ни было образом  присвоение того, что  принадлежит другим.  Под видом кражи может быть насильственное  отнятие собственности человека, т.е.

грабеж; тайное воровство, с большою осторожностью, и большей частью по ночам; присвоение чужого разными обманами; святотатство, т.е.

присвоение того, что освящено принадлежностью Церкви; мздоимство или  взяточничество, когда берут незаконные дары с людей, например, начальник с подчиненных; тунеядство – когда не исполняют необходимую работу, но за это получают плату; лихоимство – когда берут за что-либо с нуждающихся  большие деньги, пользуясь чужой бедой.  Для очищения от этого греха человеку необходимо прежде всего сердечно покаяться перед пастырями Церкви, потом же возвратить похищенное тому, у кого оно похищено.

Девятая  заповедь  Исх. 20, 16   Не лжесвидетельствуй.

Обратите внимание

Этой заповедью Господь запрещает говорить ложь о другом человеке, и вообще всякую ложь, как например: Клевета, которая искореняет между людьми любовь, внушает ложное подозрение, возбуждает зависть, вражду,  ссоры и раздоры между людьми. Слово Божие говорит: «свидетель лжив без муки не будет, оклеветаяй неправедно, не убежит от нея».

Осуждение ближних – самый распространенный между людьми грех, по которому начинается  обидное и несправедливое суждение о ближнем.  Правильный суд о поступках и поведении ближнего возможен только для одного Господа, Которому открыты все тайники души и сердца каждого человека. Ему-то и принадлежит суд.

  Он один Законоположник и Судия, могущий  спасти и погубить, поэтому не простителен всяк человек, осуждающий другого, ибо тем же судом, каким судим другого,  осуждаем себя. Всякое употребление лжи, празднословия, обмана, осуждается Церковью, т.к. человек должен всей душою любить истину и правду.

   А  ложь, лесть, лжесвидетельство на ближнего, клевета, берут начало от самого Диавола, который есть царь лжи, убивающий душу. Поэтому человек обязан воздерживаться всякой неправедной лжи, обмана, и постоянно за помощью обращаться к Богу.

Десятая  заповедь

Исх.

20, 15   Не желай дома ближнего твоего;  не желай жены ближнего твоего; (ни поля его) ни раба его, ни рабыни его, ни вола его,  ни осла его (ни всякого скота его,) ничего, что у ближнего  твоего.

Десятой заповедью Господь Бог запрещает не только что-либо делать плохое другим, окружающим нас ближним нашим, но запрещает и худые желания и помышления по отношению к ним. Законодатель Бог хочет, чтобы человек был праведен и непорочен не только во внешней жизни, но и во внутреннем состоянии своем, в самой основе своей души.

Худые желания и помышления делают душу нечистою перед Богом: «Мерзость пред Господом помышления злых». Иисус Христос сказал: «Царствие Божие внутри вас», и только «чистые сердцем Бога узрят». Худые помышления и желания  запрещаются потому, что от них родятся дела греховные.

«Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления». Человек искушается, увлекается собственной похотью, грешит, а в последствии грех  «рождает» смерть души.  Завистью человек старается  один захватить и отнять у ближнего все дары Божией благодати.

В этом тяжком грехе человек уподобляется  дьяволу, который  по зависти к блаженству прародителей, ввел их в грех, и из зависти, старается разрушить всякое добро и благополучие людей.  Человек в противоположность этому греху должен иметь  чистоту своего сердца, ее обязан сохранять, чтобы всем своим естеством и душою служить Господу и быть достойным храмом Духа Святаго.

Важно

  Вот поэтому,  всякий человек, соблюдающий заповеди Закона Божия уподобляется Господу, славным Его святым, ангелам, а не соблюдающий их уподобляется царю тьмы – дьяволу, который стоит в мире против добра и любви.

Источник: http://bel-uspenie1823.cerkov.ru/2015/06/08/desyat-zapovedej-bozhiix/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector